Все о печах и каминах - Информационный портал

Курс лекций по основам внешнеэкономической деятельности. Основы внешнеэкономической деятельности Вэд конспект лекций

Тамбов 2008

ББК У9 (2) 80

Безуглая В.М. . Лекции к курсу. – Тамбов: Тамбовск. гос. техн. ун-т., 2008 – 80 с.

В компактной форме изложен теоретический материал по курсу «внешнеэкономическая деятельность» для студентов экономической специальности технического ВУЗа. Отдельные теоретические положения подкреплены действующими законодательными и нормативными документами.

Предназначено для студентов 4 и 5 курсов очной и заочной форм обучения по специальности 080502.

Утверждено Ученым советом университета

Рецензент: зав. кафедрой «Бухгалтерского учета, анализа и аудита»

Филиала ПАГС в г. Тамбове, к.э.н. Ю.И. Молибог

Безуглая В.М.

Тамбовский Государственный

Технический Университет (ТГТУ), 2008

Внешнеэкономическая деятельность
Лекция 1.Предмет, цели и задачи курса

Лекция 2. Международное разделение труда

Лекция 3.Регулирование и управление внешнеэкономической деятельностью

Лекция 4.Нетарифное регулирование ВЭД

Лекция 5 Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Лекция 6.Товарная номенклатура ВЭД

Лекция 7.Базисные условия поставки

Лекция 8.Валютное регулирование и валютный контроль

Лекция 9.Ценообразование во внешней торговле

Лекция 10.Договор международной купли-продажи

Лекция 1. Предмет, цели и задачи курса
1. Характеристика и основные направления внешнеэкономической деятельности РФ.

2. Основное содержание изучаемого курса. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) любого государства, в том числе РФ, охватывает многообразные виды деятельности. Важнейшим направлением является внешняя торговля.

Внешние экономические связи (БЭС) государства являются частью общей структуры народного хозяйства и воздействуют на размещение и развитие производительных сил, формирование пропорций.

В течение продолжительного периода (до 80-90 годов) ВЭС рассматривались в нашей стране как вынужденное явление.

Экономика страны была несбалансированной, и импорт рассматривался как средство покрытия дефицита, а экспорт - как вынужденная плата за импорт.

Непосредственные создатели экспортного потенциала - первичные звенья (объединения, предприятия, НИИ) были отстранены от участия во ВЭС и это было одной из причин неэффективности экспорта.

Реформирование экономики страны, включая ВЭД, обеспечивает децентрализацию во внешнеэкономической деятельности, разрушение монополии на внешнюю торговлю.

Предприятия, при этом, получили право самостоятельного выхода на внешний рынок.

Участие во ВЭД принимают сегодня тысячи предприятий, предпринимателей и государственных служащих. При этом многие участники не знакомы с основами, тем более с тонкостями ВЭД. В период, когда современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками, очень важно подготовить широкий круг специалистов, знающих механизм управления производством продукции и обладающих навыками работы по изучению положения во внешнем рынке, поиску перспективных покупателей, проведению с ними коммерческих переговоров и заключению контрактов, приносящих прибыль.

Право выхода на внешний рынок предоставлено первичным звеньям хозяйствования Указом Президента Р.Ф. от 15.11.1991 г. "О либерализации ВЭД на территории РСФСР".

Согласно Указу любое предприятие (независимо от формы собственности) имеет право осуществлять ВЭД, если это входит в его уставный регламент.

При самостоятельном выходе на внешний рынок предприятию приходится решать широкий круг вопросов, связанных с экспортом и импортом товаров и услуг, а именно:


  • изучение мирового рынка;

  • выбор партнера;

  • анализ деятельности зарубежных фирм и маркетинг;

  • выбор современных форм реализации товара и послепродажное обслуживание;
- оценка эффективности экспортно-импортных операций. Важное место среди указанных проблем занимает заключение

Внешнеторгового контракта. От того, насколько профессионально вы-полнен контракт, зависит во многом успех коммерческой сделки.

Подготовка и переподготовка кадров для ВЭД приобретает особую актуальность для предприятий. В центральных звеньях управления ВЭД (МВЭС, торгово-промышленная палата РФ и др.) есть квалифицированные кадры, но на предприятиях процесс их формирования только начинается.

Национальная экономическая политика каждой страны будет эффективной в том случае, если она скоординирована с экономической стратегией других стран (пример: ЕС, ВТО и др.).

От экономической интеграции выигрывают все страны, но мера выигрыша - различна.

Наша страна долгое время оставалась в стороне от развития интеграционных процессов. В течении десятилетий доминировал бартерный обмен нефти и газа на зерно и товары народного потребления, что свидетельствует об отсталой форме международной торговли.

Участие в полноценной кооперации затруднено из-за низкого качества отечественной продукции. Анализ российского экспорта за 2000-2007гг. показывает, что его стоимостной объем не соответствует потенциалу экономики страны

В настоящее время улучшаются главнейшие направления внешних связей России с иностранными партнерами:

Экспортно-импортные отношения;

Совместное предпринимательство (производство, финансы, внешняя торговля и т.д.);

Разработка природных ресурсов.

2. Основное содержание изучаемого курса

Изучение дисциплины связано с решением следующих задач:

Показать тенденции и проблемы развития международных экономических отношений;


  • дать методические основы экономического обоснования различных форм ВЭД предприятий;

  • ознакомить с организацией и техникой ведения внешнеэкономических операций предприятий.
Содержание курса взаимоувязано и базируется на материалах изучаемых курсов: экономическая теория, мировая экономика, налоговое право, маркетинг, менеджмент и др.

В рамках изучаемого курса будут рассмотрены следующие проблемы:


  • формы и методы регулирования ВЭД» (законодателыадя основа, органы управления;

  • нетарифное и таможенно-тарифное регулирование;

  • основы таможенного дела;

  • основные положения валютного регулирования и контроля;

  • ценообразование экспортной и импортной продукции;

  • товарная номенклатура ВЭД;

  • базисные условия поставки товаров;
содержание, условия заключения и выполнения внешнеторговых контрактов.

Лекция 2: Международное разделение труда (МРТ). Формы международных экономических отношений (ФМЭО)


  1. Понятия и тенденции МРТ.

  2. Формы международных экономических отношений. Или основные формы внешнеэкономических связей.

  3. Показатели участия России в МРТ

I. Понятия и тенденции МРТ
Мировая экономика оказывает все большее влияние на национальное хозяйство любой страны. Вместе с тем мировая экономика имеет собственные проблемы отличные от проблем национальной экономики какой-то конкретной страны. В основе мирового хозяйства сформировавшегося на базе национальных хозяйств и экономических связей между ними, лежит МРТ.

МРТ – представляет собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных товаров и услуг, которыми эти страны обмениваются между собой. Такая специализация приводит к формированию отраслей международной специализации, продукция которых ориентирована преимущественно на экспорт.

МРТ зародилось в мануфактурный период развития капитализма. В это время основной формой МРТ были односторонние и многосторонние связи между странами, а в период 19-20 вв. международное разделение труда охватило весь мир. До промышленного переворота МРТ базировалось на естественной основе, т.е. на различиях между странами: в природно-климатических условиях; географическом положении; сырьевых ресурсах и источниках энергии.

В промышленно развитых странах зависимость специализации от естественной основы значительно уменьшается. В современном мире специализация базируется на уровне и особенностях экономического развития, т.е. высокоразвитые страны используют научно-технический потенциал.

Тенденция расширения международного обмена товарами и услугами сталкивается с противоположной тенденцией – автаркией (экономическая политика государства направленная на обособление национального хозяйства). В противовес автаркии усиливается тенденция к открытой экономике (ликвидация государственной монополии внешней торговли; эффективное использование принципа сравнительных преимуществ страны; МРТ; активное использование различных форм совместного предпринимательства; благоприятный инвестиционный климат страны).

Специализация стран порождает международный обмен товарами и услугами, но между странами перемещаются и экономические ресурсы. Часть из них имеет низкую мобильность. Более мобильны – рабочая сила и капитал. В результате развития международного разделения труда сложился мировой рынок – совокупность национальных рынков отдельных стран связанных друг с другом экономическими отношениями.

Мировой рынок зародился в 16 веке в период великих географических открытий. Для этого периода характерна неэквивалентность торговли между странами Европы и остальным миром. В период промышленного переворота (18-19 вв.) наступил более высокий период развития мирового рынка. Развитая промышленность сформировала мировой рынок эпохи свободной конкуренции. Дальнейшее совершенствование мирового рынка предопределило создание мирового транспорта, связи и экспорт капитала.
^ II. Основные формы внешнеэкономических связей
ВЭС это международные хозяйственные, торговые, а также политические отношения включающие: обмен товарами, НТ сотрудничество, кооперирование производства, оказание услуг и совместное предпринимательство. Внешнеэкономическая деятельность любого государства в т.ч. и РФ охватывает следующие направления:


  1. торговля

  2. совместные предприятия, как на территории страны так и за рубежом.

  3. иностранные предприятия на территории страны

  4. международные организации и объединения

  5. концессии – договор о передаче в эксплуатацию на определенный срок принадлежащих государству или местным органам власти природных богатств или предприятий.

  6. лизинг

  7. международная встречная торговля

  8. переработка давальческого сырья

  9. привлечение иностранной рабочей силы

  10. НТ сотрудничество

  11. торговля лицензиями и технологиями

  12. прибрежная и приграничная торговля

  13. сотрудничество в банковской сфере

  14. иностранный туризм

  15. сотрудничество в свободных экономических зонах
Наиболее распространенной формой международных экономических отношений является торговля. Практика подтвердила экономическую целесообразность торговых отношений между странами. Приоритетом во внешней торговле следует считать ориентацию на развитие экспорта. Важным является структура экспорта и импорта. Для достижения большего эффекта необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию.

На долю наукоемкой продукции в международном товарообороте приходится приблизительно 60% общего объема, на долю сырьевых ресурсов 40%. Структура российского экспорта неудовлетворительна, т.к. на долю сырьевых ресурсов приходится около 70 % всех продаж.

Разработанные государственные программы стимулирования экспорта предусматривают финансовое содействие экспортерам, налоговые льготы, организационно правовые и специальные меры.

К результатам развития ВЭД можно отнести:

1. дальнейшее углубление МРТ

2. экономию общественного труда в странах осуществляющих внешнюю торговлю и другие формы ВЭ связей.

3. увеличение числа стран с рыночной экономикой

4. успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов.

5. расширение числа стран. достигших полной конвертируемости национальных валют.

Лекция 3: Регулирование и управление внешнеэкономической деятельностью


  1. Международная практика и методы государственного регулирования.

  2. Основные этапы развития системы управления ВЭД в РФ.

  3. Органы управления и их основные функции.

^ 1. Международная практика и методы государственного регулирования
Функции государства в механизме государственного регулирования ВЭД реализуются с помощью различных форм и методов, преимущественно экономического характера.

В современной практике наиболее применимыми способами государственного регулирования являются:


  1. долгосрочное прогнозирование и среднесрочное планирование;

  2. меры кредитного и фискального характера;

  3. административные и организационно-правовые формы;

  4. демонополизация рыночной конкуренции.
Межгосударственное регламентирование внешней торговли обеспечивается двусторонними и многосторонними соглашениями и вопросами:

  • выработки единых элементов функционирования рынков (товарных, валютных);

  • системы кредитования экспортно-импортных операций;

  • системы страхования валютных рисков;

  • типовых условий «Инкотермса».
Набор средств и инструментов регламентирования внешней торговли включает:

  1. нетарифные элементы;

  2. тарифные предпочтения;

  3. валютно-кредитные средства;

  4. стимулирование экспортного производства;

  5. технические нормы, стандарты, требования к ввозимым товарам.
Межгосударственные формы регламентирования отражаются в документах ГАТТ (ВТО), решениях интеграционных группировок, двусторонних соглашениях.

Внутринациональные методы регламентирования обычно конкретизируются для экспорта, импорта, бартера.

Основные цели регулирования ВЭД состоят в следующем:


  • использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

  • защита национальных интересов, защита внутреннего рынка;

  • повышение качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, сырья и материалов, включение российских предприятий в мировую конкуренцию;

  • создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

  • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Регулирование ВЭД в России должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

  • единство внешнеэкономической политики и внутренней экономической политики;

  • единство систем государственного и негосударственного регулирования и контроля;

  • приоритет экономических методов над административными;

  • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

^ 2. Основные этапы развития системы управления ВЭД в РФ
С момента образования СССР была установлена государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды ВЭД. Внешняя торговля национализировалась, и торговые сделки с иностранными государствами и предприятиями производились от лица государства народным комиссариатом.

Монополия сохранялась, все годы и была зафиксирована специальными статьями Конституции СССР.

Реформирование ВЭД началось в период 1985-1986гг. Первым этапом было предоставление права выхода на внешний рынок 20 министерствам и 70 крупнейшим предприятиям. Затем с 1989г право выхода на внешний рынок получили низовые хозяйственные звенья, т.е. непосредственные производители товаров и услуг.

В основу проведения экспортно-импортных операций был положен принцип валютной самоокупаемости.

Система государственного регулирования ВЭД предусматривала:


  1. регистрацию участников ВЭС;

  2. декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;

  3. выработку правил экспорта и импорта отдельных товаров (специфических, двойного назначения, лицензируемых);

  4. оперативное регулирование ВЭС.
Наиболее применимым механизмом в этой системе было лицензирование экспорта и импорта.

Лицензионный порядок был введен с целью:


  1. оптимизации раздела всех фондов между внутренним рынком страны и экспортом;

  2. упорядочения конкуренции экспортеров.
Массовое стремление многих предприятий к выходу на внешний рынок привело к дефициту важнейших ресурсов (нефтепродукты, металл, древесина и т.д.) на внутреннем рынке.

Правительством РФ был утвержден перечень лицензируемых товаров, который охватывал 90% экспорта и 8% импорта. За государством оставалось право экспорта и импорта ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, вооружения и боеприпасов, произведений искусств и предметов старины, наркотических и психотропных веществ.

Эти меры усиливали административные методы управления ВЭС, но они были вынужденными.

Основа процесса либерализации ВЭД была заложена в Указе Президента от 15.11.1991г. «О либерализации ВЭД». Основными положениями Указа являются:


  1. Разрешить всем предприятиям осуществление ВЭД без специальной регистрации.

  2. Правительству представить на утверждение сокращенный перечень лицензируемых и квотируемых товаров.

  3. Разрешить уполномоченным банкам открыть валютные счета всем юридическим и физическим лицам.

  4. Установить с 1.01.1992г. обязательную продажу части валютной выручки предприятиями Центральному Банку для формирования республиканского валютного резерва. Средства от продажи используются для обслуживания внешнего долга и централизованных закупок по импорту.

  5. Запретить на территории страны расчеты и платежи между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами в иностранной валюте.
Либерализация ВЭД была поэтапной.

1 этап (конец 1991г. – первое полугодие 1992г.) включал меры:


        1. снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз сырьевых ресурсов);

        2. частичную либерализацию валютного курса;

        3. отмены любых ограничений на импорт.
Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на внутреннем рынке и для компенсации резкого спада производства.

Необходимость регулирования экспорта вызвана стремлением препятствовать опустошению внутреннего рынка.

2 этап (второе полугодие 1992г.). Основные положения второго этапа:


  1. введение импортного тарифа, как защитной меры отечественных производителей от конкуренции импортных товаров;

  2. ужесточение контроля за экспортом СВСТ;

  3. полная либерализация валютного курса;

  4. создание валютного рынка. Одним из условий для этого является установление обязательной продажи экспортерами 50% валютной выручки.
3 этап (охватывает 1993-1994гг.). В этот период:

  1. завершен переход на тарифные методы регулирования. Соответственно, снижена роль количественных ограничений;

  2. выделено предприятие как главный субъект ВЭД.
Важным этапом является принятие в 1995г. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Этими этапами завершено, в основном, формирование механизма переходного периода, основанного на:


  1. ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта, в основном в отношении СВСТ, продукции военного и двойного назначения;

  2. обязательной продаже 50% валютной выручки;

  3. использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка.
Продвижение к открытой экономике – длительный период, охватывающий ряд направлений:

  • сближение мировых и внутренних цен;

  • накопление значительных валютных резервов;

  • достижение положительного платежного баланса;

  • стабилизация курса национальной валюты;

  • развитие оптовой торговли.
Реформа ВЭД протекала в условиях близких к экстремальным. Первоочередные задачи, в основном, были решены. Хозяйствующие субъекты получили право выхода на внешний рынок. Механизм тарифного регулирования создан и реализуется. Достигнута внутренняя конвертируемость рубля. Создана системы стимулирования, кредитования, страхования экспорта.
^ 3. Органы управления и их основные функции
Система управления ВЭД находится в стадии дальнейшего становления. В соответствии с Конституцией РФ государство оставило за собой право устанавливать ВЭО лишь на уровне государства. Субъекты федерации, предприятия имеют право самостоятельно устанавливать ВЭС в пределах полномочий, оговоренных законодательством.

Самостоятельность низовых хозяйственных звеньев не беспредельна, а регулируется и координируется государством и органами его управления.

Система органов государственной власти РФ включает: законодательную; исполнительную; судебную ветви власти.

К ведению законодательной власти относится принятие законов, в т.ч. по ВЭД. Законы могут быть как общеэкономического характера (налоги НДС, акциз), так и конкретно по ВЭД (ТК; Закон о таможенном тарифе и др.). Наряду с Законами издаются Указы Президента, Постановления Правительства РФ.

Судебная система (применительно ВЭД) должна обеспечить защиту прав и интересов участников ВЭС, причем не только отечественных, но и зарубежных. Суд независим и подчиняется только закону.

К исполнительной власти относят Президента РФ и Правительство РФ, в том числе Министерства.

Таким образом, управление ВЭД осуществляется целой системой органов государственной власти. Наиболее разнообразны органы в составе исполнительной ветви. Наибольшее значение имеют: Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ); Министерство финансов; Министерство транспорта и связи; Центральный банк России; федеральная таможенная служба.

Главными задачами Министерств являются:


  1. разработка и реализация внешнеэкономической политики РФ;

  2. координация и регулирование ВЭД в соответствии с решениями высших органов власти;

  3. разработка механизма регулирования валютно-кредитными отношениями;

  4. разработка прогноза внешнеторгового и платежного баланса;

  5. определение объема экспортных поставок и анализ состояния и прогнозирование темпов, пропорций, эффективности экспорта и импорта и т.д.
Важное место в составе исполнительной власти занимает ФТС. Являясь центральным правоохранительным органом в сфере ВЭД, ФТС участвует в разработке и реализации таможенной политики страны.

Структура таможенных органов трехуровневая: ФТС; региональные таможенные управления; таможни и таможенные посты.

Таможни бывают пограничные и внутренние. Внутренние таможни выполняют основной объем работ по таможенному контролю – досмотр, проверка таможенных деклараций, товаросопроводительных и платежных документов, взимание платежей.

Пограничные таможни направляют транспортные средства в соответствующие таможни по процедуре внутреннего таможенного транзита и производят фактический выпуск грузов за границу.

Лекция 4: Нетарифное регулирование ВЭД


  1. Принципы и методы регулирования внешней торговли.

  2. Основные формы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

  3. Сертификация ввозимой продукции

^ I. Принципы и методы регулирования внешней торговли
Успехи и результаты деятельности любого государства на внешнем рынке определяются многими факторами. Одним из них является: состав и действенность установленных государственных процедур, которым подвергается товар, пересекающий таможенную границу.

Ввоз и вывоз товаров, как и прочие виды внешнеэкономической деятельности, являются объектом государственной политики. В процессе развития мировой торговли выработаны определенные инструменты этой политики, используемые всеми государствами мира.

Национальная территория объявляется таможенной территорией государства, она окружается таможенной границей.

Товар, перевозимый через таможенную границу, должен быть обязательно оформлен на таможне.

Ввоз товара на таможенную территорию или вывоз его может быть запрещен или ограничен. Всем участникам внешнеторговых операций необходимы знания правил ввоза (вывоза) действующих в стране.

В мире идет процесс формирования единых норм и правил на мировом рынке, а также систем межгосударственных соглашений. Механизм регламентирования оснащен развитой информационно – технической базой.

Важной чертой механизма регламентации является комплексный подход к использованию различных методов и элементов воздействия на внешнюю торговлю.

Современная практика регламентации внешней торговли представлена набором средств и инструментов национального и межгосударственного характера, тарифного и нетарифного стимулирования экспорта и сдерживания импорта.

Межгосударственное регламентирование внешней торговли обеспечивается:


  1. двусторонними и многосторонними соглашениями и договорами (ГАТТ, ВТО и др.);

  2. элементами регулирования валютных рынков;

  3. типовыми условиями «Инкотермс»;

  4. страхованием валютных рисков и т.д.
Положениями ГАТТ (далее ВТО) определены принципы и правила международной торговли, обязательные для стран участниц. В числе основных принципов:

Обязательное применение во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования;

Недискриминация;

Снижение таможенных пошлин;

Ведение внешней торговли на частноправовой основе.

Основу национальной системы регламентирования внешней торговли составляет набор допустимых:

Методов ограничения экспорта и импорта с помощью нетарифных элементов и тарифных предпочтений;

Валютно-кредитных средств;

Способов стимулирования экспортного производства;

Технических норм, стандартов и требований к ввозимым товарам.

Наибольшим разнообразием элементов отличаются методы нетарифных ограничений экспорта и импорта. В мировой практике их число насчитывает примерно 100 позиций.

Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих:

А) проникновению иностранных товаров на внутренний рынок;

Б) вывозу товаров.

Нетарифные ограничения бывают: количественные (квота) и неколичественные (технические нормы). Весь комплекс нетарифных ограничений реализуется путем использования инструментов административного регулирования. Административные инструменты используются при недостаточной эффективности экономических рычагов.

Государственная внешнеторговая политика РФ осуществлялась в соответствии с законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995),в настоящее время в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»»2003г.

В соответствии с указанными законами методами государственного регулирования ВТД являются: таможенно- тарифное и нетарифное регулирование. Согласно закону экспорт и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных случаях Правительством РФ.

Постановления Правительства о введении количественных ограничений экспорта или импорта официально публикуются не позднее, чем за три месяца до введения ограничений.


  1. Основные формы нетарифного регулирования ВТД

Запреты и ограничения экспорта и импорта устанавливаются для:


    1. соблюдения общественной морали и правопорядка;

    2. охраны жизни и здоровья людей, охраны животного и растительного мира, окружающей среды;

    3. сохранения культурного наследия народа;

    4. защиты культурных ценностей;

    5. предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

    6. обеспечения национальной безопасности страны;

    7. защиты внешнего финансового положения и поддержания платежного баланса страны;

    8. выполнения международных обязательств РФ.
Наиболее применимой формой нетарифного регулирования внешней торговли является квотирование и лицензирование.

Квота – инструмент регулирования экспорта и импорта во внешней торговле путем установления на определенный период количественных ограничений объемов ввозимых и вывозимых товаров.

Квотирование вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, услугам. Выступает в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке и как ответная мера на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.

Базовыми документами системы квотирования и лицензирования в РФ являются Постановления Правительства РФ от 31.12.1996г. «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров, работ, услуг на территории РФ с 1992г.» и от 31.10.1996г. «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот на введение количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров».

Согласно документам Правительство РФ постановляет:


  1. Ввести на территории РФ единый порядок лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров.

  2. Утвердить:
а) перечень товаров, экспорт которых осуществляется в пределах квот;

Б) перечень товаров, экспорт и импорт которых осуществляется по лицензиям;

В) перечень специфических товаров, экспорт и импорт которых осуществляется по лицензиям;

Г) положение о порядке лицензирования и квотирования товаров.

Лицензирование – это система государственного контроля над экспортными и импортными операциями путем строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости их временного ограничения.

Лицензия – это разрешение на ввоз или вывоз указанного в ней товара в установленный срок.

При установлении количественных ограничений на вывоз или ввоз товара вводится в действие следующая схема:

Экспортер (импортер) может вывезти (ввезти) товары только при наличии лицензии, которую он обязан получить и представить ее таможенному органу;

Основанием для получения лицензии является свидетельство о получении квоты;

Получение квоты возможно лишь на платной основе благодаря победе на конкурсе или аукционе;

Организацию конкурса или аукциона по продаже квот осуществляет специально созданная Межведомственная комиссия.

Основной задачей комиссии является оптимальное размещение квот путем проведения конкурсов и аукционов при соблюдении принципов гласности, объективности, единства требований и создания равных конкурентных условий.

Конкурсы бывают открытые и закрытые. В открытом конкурсе могут принимать участие любые участники ВТД. Комиссия может провести предварительный отбор претендентов.

В закрытом конкурсе могут принимать участие только российские участники ВТД, получившие официальное приглашение комиссии.

Победитель конкурса получает сертификат, т. е. документ, который в дальнейшем ему предоставляет право на получение лицензии на экспорт или импорт товаров в объеме квоты.

Лицензия может быть разовой или генеральной. Разовая лицензия выдается для осуществления внешнеторговой операции по одному контракту сроком до 12 месяцев. Генеральная лицензия оформляется на каждый вид вывозимого или ввозимого товара с указанием его количества и стоимости. В отличие от разовой лицензия оформляется без указания конкретного покупателя или продавца.

Оформленная лицензия выдается в одном экземпляре и не подлежит передачи другим заявителям.

Система лицензирования, как правило, применяется с целью оперативного контроля над соблюдением квот. Многие страны используют ее в качестве самостоятельного средства нетарифного протекционизма.

Другой формой нетарифного регулирования является специальный экспортный контроль. Под контроль попадают ряд товаров:


  1. ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы. Контроль осуществляется в соответствии с обязательством РФ, вытекающим из Договора о нераспространении ядерного оружия и принципов ядерного экспорта.

  2. оборудование и материалы двойного назначения и соответствующие технологии (лазеры, взрывчатые вещества и средства взрывания, блоки ЧПУ, обогащенные изотопы и т.д.).

  3. черные и цветные металлы.
Вводится ограничение числа мест таможенного оформления, а именно 66 пунктов в морских портах и 26 железнодорожных пунктов.

Одной из форм нетарифного регулирования являются меры, связанные с таможенными или административными формальностями.

Нетарифные таможенные барьеры не совершенны, но их устранение несет значительный ущерб государству.

Тема лекции: Теоретические и организационные основы управления внешнеэкономической деятельностью

План лекции: Определение и основные понятия внешнеэкономической деятельности. Структура и функции органов государственного регулирования ВЭД в Республике Беларусь. Управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь с ВТО. Эффективность внешнеэкономической деятельности

Цель лекции - изучить основные понятия внешнеэкономической деятельности, рассмотреть систему управления внешнеэкономической деятельностью, а также изучить структуру и функции госрегулирования ВЭД в Республике Беларусь.

1.1 Определение и основные понятия внешнеэкономической деятельности

Понятие внешнеэкономической деятельности появилось с началом реформирования отдельных форм международных экономических отношений, в частности децентрализации и либерализации внешнеторговых связей. В результате произошла переориентация приоритетов в международных экономических отношениях, а именно переход от межгосударственных (межправительственных) внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствования.

Внешнеэкономическая деятельность является формой реализации внешнеэкономических связей, которые в свою очередь определяют характер внешнеэкономических отношений.

Внешнеэкономические отношения – это совокупность экономических отношений, обеспечивающих организацию экспортно-импортных операций по поводу транснациональной передачи товаров, услуг, рабочей силы и капитала с целью повышения эффективности функционирования взаимодействующих субъектов.

Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Внешнеэкономические связи – это торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.

Необходимо отличать внешнеэкономические связи от международных экономических связей. Первые возникают по инициативе одной из сторон и ограничиваются защитой внешних экономических интересов данного государства. Вторые предполагают лоббирование международных, наднациональных интересов с созданием соответствующих структур, их защищающих.

Совокупность видов ВЭД предприятия представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1. – Виды внешнеэкономической деятельности

Предприятия

Внешняя торговля представляет собой совокупность экономических отношений по поводу обмена товарами, услугами, научно-технической продукцией на коммерческой основе. Внешняя торговля может производиться непосредственно между субъектами или с использованием услуг посредников (комиссионеров, консигнаторов, дистрибьюторов, агентов, брокеров, дилеров и др.).

Внешнеторговая деятельность как форма реализации внешнеторговых связей классифицируется по ряду направлений:

- экспорт – вывоз за границу товаров, проданных иностранным покупателям, предназначенным для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране.

- импорт – ввоз в страну из-за границы иностранных товаров, технологии, капиталов, услуг для использования на внутреннем рынке страны, удовлетворения потребностей, которые сама страна не в силах обеспечить.

- реэкспорт – вывоз из страны ранее ввезенных, импортированных в нее сырьевых и других товаров в целях их перепродажи другим странам в том же виде или после некоторой переработки.

- реимпорт – обратный ввоз в страну ранее вывезенных за границу товаров, не подвергшихся там переработке. К таким товарам относятся, например, вещи, не проданные на иностранных аукционах, забракованные, возвращаемые за ненадобностью.

Встречная торговля – внешнеторговые операции, контракты, сделки, предусматривающие встречные обязательства экспортеров закупить у импортеров товары на полную стоимость или часть стоимости экспорта (бартерные сделки, встречные закупки). Способствуют сбалансированности экспорта и импорта.

Встречные сделки являются наиболее часто встречающейся формой встречной торговли. Это сделки, при которых часть выручки от экспорта направляется на закупку продукции из стран-импортеров (это бартер, компенсация (полная или частичная)), т.е. согласие поставщика-экспортера на оплату своих поставок частично или полностью товарами или услугами. Встречные закупки – это торговые операции, в которых покупатель договаривается, заключает соглашение с продавцом о встречной, ответной продаже своих товаров через определенный, иногда длительный промежуток времени. Такие закупки используются чаще всего в международной торговле и способствуют достижению сбалансированности баланса экспорта и импорта. Расчеты по встречным закупкам могут быть произведены за счет собственных средств, на основе кредита либо в форме взаимозачета.

Производственная кооперация по своей сущности и механизму функционирования тесно связана с инвестиционным сотрудничеством, поэтому их часто включают в одну форму внешнеэкономической деятельности.

Производственная кооперация – это организация производственных связей между странами или предприятиями разных стран в целях совместного изготовления продукции на основе общественного разделения труда и специализации производства.

Выделяют следующие виды производственной кооперации: предприятия с иностранными инвестициями, свободные экономические зоны, финансово-промышленные группы (это формы интеграции финансового, промышленного и торгового капитала посредством участия в акционерном капитале).

Инвестиционное сотрудничество представляет собой рациональное распределение ресурсов, способ достижения государствами более высоких результатов в экономике за счет использования преимуществ участия в международном разделении труда, обновления технологической структуры общественного производства.

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности реализуется через портфельные инвестиции, прямые инвестиции.

Сущность управления проявляется в функциях, выражающих направление или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе управления:

Планирование ВЭД, предполагающее разработку плана производства и реализации экспортной продукции, валютных потоков (доходов и расходов), НИОКР и т.п.;

Организация ВЭД, заключающаяся в выборе оптимальной организационной структуры управления;

Координация (регулирование) – корректирующее целенаправленное воздействие на специалистов, осуществляющих отдельные операции по реализации ВЭД;

Стимулирование (активизация) – материальное и моральное поощрение работников, их мотивация;

Контроль – систематическое наблюдение (мониторинг) за деятельностью специалистов, сопоставление плановых и реальных результатов ВЭД.

При организации управления ВЭД предприятия должны соблюдаться следующие принципы:

Самостоятельность в принятии решений;

Сочетание прав, обязанностей и ответственности;

Учет национальных экономических интересов;

Свобода выбора партнера по ВЭД;

Обеспечение эффективности ВЭД.

Любой процесс управления (управление ВЭД не исключение) начинается с формулировки и выбора целей на основе глубокого всестороннего анализа состояния объекта управления, возможностей и главных тенденций его развития. Если цели управления неизвестны, то само управление системой не имеет смысла, т.е. именно наличие целей определяет содержание управления.

Планирование ВЭД – это набор действий и решений, предпринятых руководством фирмы (предприятия, организации), которые обеспечивают достижение целей компании средствами ВЭД на длительную перспективу.

Характер и содержание плановой деятельности (в том числе и планирование ВЭД) определяются основными принципами планирования, соблюдение которых создает условия для эффективной работы предприятия, уменьшает вероятность получения отрицательных результатов. Основными принципами планирования ВЭД являются:

Принцип единства (холизма), предполагающий, что планирование ВЭД должно иметь системный характер, т.е. быть представлено совокупностью взаимосвязанных элементов, взаимодействие между которыми подчинено общей цели;

Принцип участия, означающий, что в процесс планирования ВЭД должны вовлекаться все службы и специалисты предприятия, кого он непосредственно затрагивает. В результате каждый из участников организации получает более глубокое понимание деятельности компании, усиливает свою мотивацию, развивает себя как личность;

Принцип непрерывности и гибкости планирования, находящий отражение в осуществлении постоянного мониторинга происходящих в результате реализации планов изменений и маневрировании и корректировки планов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;

Принцип точности, предусматривающий конкретизацию и детализацию в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Процесс планирования ВЭД заключается в решении указанных задач, связанно с выбором альтернативных действий:

По разработке стратегических целей компании: общих и непосредственно внешнеэкономических;

По оценке ее возможностей и ресурсов (производственных, кадровых, финансовых, управленческих и т.п.);

По анализу тенденций в области маркетинговой деятельности на зарубежных и внутренних рынках;

По определению стратегии на перспективу и разработке программ.

На основе решения перечисленных задач осуществляется выработка стратегии.

Стратегия компании – это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных компанией целей. Выработка стратегии предполагает реализацию шести этапов, представленных на рисунке 1.2.

Глобальная цель ВЭД предприятия – максимизация массы и нормы прибыли на основе использования преимуществ международного разделения труда – реализуется за счет ряда подцелей:

Расширение сбыта выпускаемой продукции путем освоения новых рынков за рубежом, расширения круга покупателей товара по причине его новизны или предпочтительности по ценам или качеству;

Минимизации издержек производства и удельных затрат на единицу продукции при оптимизации размеров производства, превышающих емкость внутреннего рынка;

Снижения издержек реализации товаров путем выбора правильности стратегии сбыта (создание собственной инфраструктуры зарубежных продаж или использования специализированного посредника с его торгово-сбытовой сетью, применения комбинированных схем);

Обеспечения потребностей в закупках сырья, комплектующих изделий, новейших технологий, оборудования и ноу-хау, привлечения инжиниринговых услуг для производственных нужд исходя из уникальности, более высокого качества и низких цен относительно внутреннего рынка;

Продления жизненного цикла продукции путем ее реализации на новых рынках, характеризующихся более низким уровнем потребностей и платежеспособного спроса;

Обеспечение более полной загрузки производственных мощностей и стабилизации сбыта продукции в результате кооперации;

Минимизации затрат на обновление основного капитала путем использования возможностей международного лизинга;

Повышения качества продукции посредством применения новых технологий, материалов, дизайнерских решений и других средств;

Повышения эффективности вложения капитала, прежде всего, в предпринимательской форме для экономии издержек производства, оптимизации производственно-сбытовой сети (приближения к источникам сырья, дешевой рабочей силы и рынкам сбыта), диверсификации деятельности как средства обеспечения финансовой устойчивости, а также повышения прибыли на фоне снижения налоговых отчислений;

Переноса предпринимательской деятельности в страны с более стабильной политической ситуацией, более благоприятным инвестиционным климатом;

Выноса «вредного производства» в страны, в которых действует более либеральное экологическое законодательство.

ГЛАВА 1. УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Регулирование осуществления международных бизнес-операций может осуществляться на нескольких уровнях:

Национальном - регулирование осуществляют государственные
органы страны, резидентом которой является участник ВЭД;

Межгосударственном - регулирование посредством
межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений;

Международном - деятельность и регламентации международных
организаций, носящие универсальный характер.

Разработкой единообразных правил общего характера относительно заключения и исполнения внешнеторговых сделок, занимаются три группы организаций:

Межправительственные (ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА - Международный
институт унификации частного права, ЮНКТАД, ЕЭК ООН -

Европейская экономическая комиссия ООН);

Региональные (ЕС, НАФТА);

Неправительственные (МТП); 1

Конвенции и соглашения, регламентирующие исполнение
международных бизнес-операций, в зависимости от их предмета
можно разделить на следующие группы:

Двусторонние межгосударственные соглашения - например, Общие
условия поставок товаров (ОУП), регулирующие особенности заключения и
исполнения внешнеторговых контрактов между сторонами и
представляющие собой международные межведомственные соглашения
диспозитивного характера. Положения данных соглашений отличаются как
нормативным, так и инструктивным содержанием и могут также иметь
оговорку о том, что их положения подлежат применению только в том
случае, если стороны в контракте или в отдельном соглашении договорились
об этом. Так, применительно к России, наибольшее практическое значение
имеют договоры, заключенные с Китаем, Северной Кореей, Финляндией, а
также со странами-членами СНГ (ОУП 1992 г. Вступило в силу 1 июля 1992
г. Участники: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия,
Таджикистан, Украина);

Унифицированные правила заключения и исполнения договоров
международной купли-продажи;

Конвенции по конкретным видам заключаемых сделок - например,
Оттавская конвенция по международному факторингу (Ottawa Convention on
International Factoring) 2 , Оттавская конвенция по международному
финансовому лизингу (Ottawa Convention on International Financial Leasing); 3

Унифицированные правила и нормы регулирования отдельных
аспектов внешнеэкономической деятельности, в том числе:

Международные расчеты,

Международное инвестиционное сотрудничество,

Международные перевозки,

Международный торговый арбитраж.

Проблема унификации международных правовых норм состоит в основном в преодолении различий, существующих в национальном законодательстве государств, а также в создании единой системы стандартов используемых терминов и торговой документации. Международное правовое регулирование отдельных аспектов внешнеторговой деятельности осуществляется на основе следующих документов:



1) Международные расчеты:

Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993 г), Унифицированные правила по инкассо, 1978 г. (ред. 1995 г), Конвенция ООН о международном переводном векселе и международном простом векселе, 1988 г. 6

2) Интеллектуальная собственность:

Парижская конвенция об охране промышленной собственности, 1883 г.,

Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем, 1989 г.,

Евразийская патентная конвенция, 1994 г.

3) Международный арбитраж:

Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, 1958 г.,

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, 1961 г.

4) Международные перевозки:

Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила), 1924 г.,

Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила), 1978г.,

Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г.,

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г., Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), 1980 г.,

Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), 1951 г., Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа, 1973 г.,

Конвенция ООН «О международных смешанных перевозках грузов», 1980 г.

Кроме официальных регламентаций в отношении внешнеэкономической практики действуют и неправовые средства регулирования - так называемые торговые обычаи и обыкновения, то есть сложившиеся на практике правила поведения, за которыми компетентными государственными органами признается юридически обязательный характер. Чаще всего используемые в практике осуществления международных бизнес-операций обычаи и обыкновения обобщены и систематизированы международными организациями в несколько групп:

Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс), Унифицированные правила по инкассо (1995 г., МТП), Унифицированные правила для договорных гарантий (1978 г., МТП),

Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993 г., МТП),

Правила регулирования договорных отношений (1979 г., МТП),

Оговорки для морского страхового полиса (1982 г., Институт лондонских страховщиков),

Йорк-Антверпенские правила об общей аварии (1994 г., Комитет торгового мореплавания),

Типовые проформы договоров по отдельным видам сделок.

Некоторые из таких унифицированных правил получили широкое применение. Это в первую очередь относится к сфере международных расчетов. Не менее распространена практика использования Инкотермс (см. Приложение №42).

Организационную основу для исполнения индивидуальных, групповых и общегосударственных внешнеэкономических интересов составляют прежде всего органы трех ветвей власти. В обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:

Хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок.

Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности.

Защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

В состав внешних функций входят следующие позиции:

Установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами.

Защита государственной границы, включая организацию таможенной системы.

Создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время в России. Новое в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли государства, который принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента РФ, была разработана новая концепция внешнеэкономической деятельности, которая предполагала:

Рациональное использование сложившейся сырьевой специализации
России в МРТ;

Повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;

Расширение рынков сбыта и изменение их географии;

Развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;

Развитие инфраструктуры ВЭД.

Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию России в международном разделении труда - необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта, центральное место в которой занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая, главными признаками которой являются охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное сотрудничество может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.); расширение партнерских отношений со всеми странами только на основе взаимных экономических интересов; совпадение с мирохозяйственной сферой. Таким образом, при производственно-инвестиционной модели экспортно-импортные операции дополняются другими видами международных бизнес-операций -производственным кооперированием, инвестиционным сотрудничеством и т.д.

К национальным нормативно-правовым актам, регламентирующие внешнеторговую деятельность в РФ, относится, прежде всего, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8.12.2003. Этот закон определяет основные цели внешнеторговой политики Российской Федерации, ее принципы, а также инструменты государственного регулирования этой сферы, подразделяя последние на инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. К первым относятся ввозные и вывозные таможенные пошлины, ко вторым - квоты, лицензии, исключительное право на экспорт (импорт), наблюдение за экспортом (импортом) отдельных видов товаров, а также специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В качестве целей внешнеторговой политики РФ в законе выделено «создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг». Принципы государственного регулирования заключаются в следующем: 7

1) защита государством прав и законных интересов участников
внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов
российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой
деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по
международным договорам Российской Федерации и осуществление
возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой
деятельности, являющихся не более обременительными для участников
внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения
эффективного достижения целей, для осуществления которых
предполагается применить меры государственного регулирования
внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного

8) обоснованность и объективность применения мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его
органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам
внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином
установленном законом порядке незаконных действий (бездействия)
государственных органов и их должностных лиц, а также права на
оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право
участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой
деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой
деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования
внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации

Кроме международной торговли товарами в законе определяются

вопросы регулирования внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью. Отдельные статьи закона посвящены бартерным сделкам, а также особым режимам осуществления внешнеторговой деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность -сфера хозяйственной деятельности фирмы, связанная с выходом на зарубежный рынок для осуществления экспортно-импортных операций с целью извлечения коммерческой выгоды.

Направления

внешторг деят

межд сотрудничество

технико-эк (проекты)

науч-технич

в сфере вал-фин и кредит опереаций

эксп, имп, реэк, реим.

м пр-венная кооперация,

совместн: сооруж пром объектов,

осущ пр-венных программ,

осущ подрядных работ

к/п патентов, лицензий,

совм науч исследования,

техпомощь,

обуч персонала,

франчайзинг,

инжен-тех услуги

портф инв,

кредитные соглашения,

м фин лизинг,

совм пр-во в рамках совм предприятия

кредиты/займы,

м расчеты,

к/п валюты,

страхование (хеджирование) вал рисков,

операции с ц/б

2. Механизм применения национальных и международных правовых норм в практике осуществления внешнеэкономических сделок.

Венская конвенция о дог-рах м к/п т 1980 (РБ – 1990)

Цель - унификация условий заключаемых сделок м к/п т, единообразное регулирование заключения и исполнения договоров.

Устанавливает: обязательства продавца, покупателя, средства правовой защиты, момент перехода риска.

    ВК: можно отступить, м к/п т и с участием физ лиц

    не распр : к/п т для личного пользования, аукц, фонд бумаги, деньги, суда, электрич-во

Дог-р м к/п т - договор между двумя или несколькими сторонами, чьи коммерческие предприятия находятся в разных странах, в котором оговариваются условия поставки установленного количества товарных единиц.

РБ гос принадлежность – место учрежд юр лица

Юр лицо – орг-ция с обособленным имущ-вом, ответственностью по обязат-вам, может приобретать и осущ-влять имущ/неимущ права, исполнять обязанности, быть истцом/ответчиком.

Письменная форма, иностранцы – как и РБ

3. Международные сделки купли-продажи, их виды и принципы классификации.

Продавец обязуется передать предмет соглашения в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять предмет соглашения и уплатить за него согласованную денежную сумму, соблюдая оговоренные сроки и условия.

Классиф по

4. Применение неденежной формы расчетов при совершении международных сделок купли-продажи товаров. Бартерные сделки. Встречные закупки. Компенсационные закупки.

Товарообменные операции – неден ф-мы расчетов.

Причины: админ регулирование, вал ограничения

Форма – м встречн торговля:

    бартер (кол-во 1 т = эквив по стоимости кол-во 2 т в 1 контракте)

    встречные закупки (несколько контрактов, отличные стоимости т, неодинаковые т)

    компенсационные закупки (взаимные поставки связанных т: машины = сырье)

5. Международные сделки купли-продажи товаров.

Классиф т:

    по назначению (потребительские, инвестиционные)

    по срокам использования (кратко, длительного)

    по степени обработки (сырье, продовольствие, полуфабрикаты, промежут т, готовые)

    по способу изготовления (станд, уникальная)

экспорт

продажа и вывоз за границу продукции нац. происхождения / значительно переработанной в д. стране, для передачи в собств иностр контрагенту без обязательств об обратном ввозе .

импорт

покупке на зарубежном рынке иностр товаров и ввоз для последующей реализации на внутреннем рынке без обязательств об обратном вывозе

реэкспорт

продажа 1й страной контрагенту из 2й страны ранее купленного на рынке 3й страны товара, который не подвергался в 1й стране значительной переработке

реимпорт

обратный ввоз в страну продукции нац производителей, ранее экспортированной для реализации, и не подвергшейся в зарубежной стране переработке

6. Экономическая сущность международной торговли услугами. Классификация торгуемых услуг. Способы предоставления услуг.

Сущность:

    нет овеществленной формы

    стоимость носителя гораздо ниже стоимости услуги

    часто одноврем пр-во и потребление

торгуемые (потребл в стране пр-ва) и неторг (деловые, стоит, фин, тур)

Способы предоставления услуг:

7. Понятие основных и обслуживающих сделок по купле-продаже услуг. Общая характеристика.

8. Международные сделки по оказанию производственно-технических услуг. Контрольный перечень договорных положений договоров на оказание инжиниринговых услуг.

Инжиниринговые ( пр - венно-технич ) услуги - работ ы пр-венного, коммерч и науч-технич характера по оптимизации капитальных затрат заказчика на реализацию проекта

помогает

    сократить сроки осуществления проектов,

    быстро получить специальные знания и опыт по технике, технологии, организации и управлению производством и сбытом,

    сократить размеры затрат,

    повысить эффективность капиталовложений

    объективную оценку ситуации

предынвест у – оценка целесообр проекта

у по разработке и реализации проектов – сбор данных, эксперименты, испытания оборудования, подготовка кадров

комплексный и = и у + поставки

комплексный и – консультативный / технологич / стоит / управленч

перечень договорных положений:

Преамбула, наименование сторон;

Определение терминов, предмета и сферы действия договора;

Сроки начала и окончания услуг;

Права и обязанности сторон;

Область технического содействия;

Расчеты сторон;

Вопросы налогообложения, таможенных сборов и пошлин;

Оговорку о защите ИС и использовании запатентованной информации;

Применяемые технические стандарты;

Условия страхования;

Разрешение споров;

Момент вступления договора в силу;

Условия прекращения действия договора;

Юридические адреса, реквизиты и подписи сторон.

Краткий курс лекций предназначен для учащихся дневного и заочного отделений экономических специальностей. 63 стр
Разделы:
Система мирохозяйственных связей и внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь (современные тенденции развития мирохозяйственных связей, торгово-экономические центры мировой торговли, деятельность ВТО, оффшорный бизнес, иностранные инвестиции, ВЭД РБ).
Подготовка международных торговых сделок (контрагенты на мировом рынке, их классификация, факторы выбора фирмы-партнера, поиск и выбор контрагентов, оперативно-коммерческая работа по изучению фирм, коммерческие предложения, ценовой анализ при подготовке сделок).
Международные коммерческие организации (сущность международных коммерческих операций, классификация международных коммерческих операций, характеристика операций купли-продажи товаров, характеристика операций купли-продажи услуг, характеристика операций купли-продажи научно-технической продукции).
Договоры международной купли-продажи (правовые источники договора международной купли-продажи товаров, структура и формы договора международной купли-продажи товаров, содержание договора международной купли-продажи товаров).
Международные встречные и торгово-посреднические операции (понятие и значение встречной торговли, формы встречной торговли, понятие внешнеторгового посредничества, виды международных торговых посредников).
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (понятие, виды и функции таможенного тарифа, характеристика таможенных пошлин, методы определения таможенной стоимости товара, международные товарные номенклатуры).
Аппараты государственного управления внешнеэкономической деятельностью (управление ВЭД: содержание, принципы, функции, методы, институциональная организация управления внешнеэкономической сферой).
Методы регулирования внешнеэкономической деятельности
(сущность и методы государственного регулирования внешнеэкономической сферы, нетарифные методы регулирования ВЭД, тарифные методы, антимонопольное регулирование).

Похожие разделы

Смотрите также

Войтович А.И. Внешнеэкономическая деятельность

  • формат файла: doc
  • размер: 1.13 МБ
  • добавлен: 05 декабря 2010 г.

Курс лекций.–Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.– 223 с. Внешнеэкономические связи республики Беларусь. Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности в республике Беларусь. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия. Международные коммерческие операции: сущность, основные виды, регламентация. Торговые партнеры на зарубежных рынках. Процедуры и техника внешнеторговых операций. Договор – осн...

Ковалева И.В., Хренова Ю.В. Внешнеэкономическая деятельность

  • формат файла: pdf
  • размер: 1.95 МБ
  • добавлен: 11 октября 2011 г.

Учебное пособие / И.В. Ковалева, Ю.В. Хренова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. 351 с. Учебное издание представляет собой краткий курс по основам внешнеэкономической деятельности предприятий, видам государственного регулирования внешнеторговой и таможенной деятельности Российской Федерации. Особое внимание обращено на организацию и технологию внешнеторговых операций, технику заключения контрактов. Рассматриваются вопросы продажи на внешнем рынке тов...

Курсовая работа - Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

  • формат файла: doc
  • размер: 168.5 КБ
  • добавлен: 29 октября 2009 г.

МИУ. Коммерция. Торговое дело. Дисциплина - Коммерческое право России и зарубежных стран. Тема - Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. 3 курс. Внешнеэкономическая деятельность. Источники ВЭД. Понятие ВЭД. Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности. Правовое регулирование внешней торговли. Таможенно-правовое регулирование ВЭД. Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования. Валютное регулиров...

Курсовая работа - Управление и развитие внешнеэкономической деятельности предприятия

  • формат файла: doc
  • размер: 130 КБ
  • добавлен: 22 сентября 2009 г.

Дисциплина - менеджмент. Внешнеэкономическая деятельность предприятия Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия Классификация внешнеэкономических операций предприятий Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий

Курсовая работа - Формы и способы выхода предпринимателя на внешний рынок

  • формат файла: doc
  • размер: 54.62 КБ
  • добавлен: 15 июня 2009 г.

Введение. Направления внешнеэкономической деятельности предприятия. Формы внешнеэкономической деятельности предприятия. Операции предприятия по экспорту. Совместное предпринимательство. Инвестиционное сотрудничество. Формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Стимулирование производства и торговли. Таможенное регулирование. Нетарифные методы регулирования. Валютный контроль. Экономическая оценка внешнеэкономической дея...

  • формат файла: docx
  • размер: 96.02 КБ
  • добавлен: 15 декабря 2011 г.

Краткий курс лекций. МГВРК, РБ, Сенокосова Е.В., 2011, 42 стр. Понятие и формы внешнеэкономической деятельности. Субъекты внешнеэкономической деятельности. Органы управления ВЭД РБ и их функции. Всемирная торговая организация и ее деятельность. Международный туризм и его виды. Сущность международной торговой сделки. Организация работы по изучению фирм – контрагентов. Коммерческие предложения и запросы. Цены международных торговых сделок и методы...

Лекции по внешнеэкономической деятельности

  • формат файла: doc
  • размер: 113.01 КБ
  • добавлен: 19 сентября 2009 г.

Сущность внешнеэкономической деятельности Формы и условия развития внешнеэкономической деятельности Регулирование и управление внешнеэкономической деятельностью Организация таможенного дела Выбор партнера по внешнеэкономической деятельности Внешнеэкономический контракт и его содердание Товарораспорядительная документация Финансирование внешнеэкономических сделок