Все о печах и каминах - Информационный портал

Западноукраинские земли в составе австрийской империи реформы. Украинские земли в составе австрийской и австро-венгерской империй

1. Социально-экономическое положение западноукраинских земель в составе Австрийской империи в конце XVIII-начале XIX в. Галичина, Буковина и Закарпатье в конце XVIII - начале XIX в. были самыми отсталыми австрийскими провинциями. Крепостничество мешало развитию промышленности и сельского хозяйства. Большое феодальное землевладение было господствующим в Закарпатье и Восточной Галичине. На Буковине же преобладала масса крестьян-собственников (до 30%).

Входя в состав многонациональной Австрийской империи, западноукраинские земли, в свою очередь, были многонациональными. Наряду с представителями коренной нации - украинцами, здесь в разное время поселилось немало поляков, евреев, венгров, немцев, румын и т.д. Но украинцы преобладали: на конец XVIII в. их было 2,2 млн из 3,5 млн общего населения.

Хотя эти украинские территории существовали отдельной жизнью, и их судьба имела много общего: украинское население подвергалось постоянному социальному и национально-религиозному угнетению: в Восточной Галиции -- со стороны польской шляхты, на Буковине - румынских бояр, в Закарпатье - венгерских господ. Австрийские власти проводили политику германизации украинцев, польские паны пытались ополячить украинское население Восточной Галиции, румынские бояре стремились румынизовать украинскую Буковину, а венгры - вели политику мадьяризации в Закарпатье. Все они пытались ассимилировать украинское население, ликвидировать украинский язык и украинскую культуру, разорвать связь украинского населения Западной Украины с Украиной Приднепровской. В этом заключалась колониальная политика австрийского правительства.

2. Реформы Марии-Терезии и Иосифа II В 70-х - 80-х гг. XVIII века, во времена правления императрицы Марии-Терезии (1740-1780 гг.) и ее сына Иосифа II (1780-1790 гг.), в Австрийской империи были осуществлены реформы. Они базировались на идеях просвещенного абсолютизма и преследовали цель путем усиления государственной централизации и установления контроля правящей династии за всеми сферами общественной жизни укрепить империю, модернизировать ее и привлечь к новым историческим процессам, обеспечить прочное положение империи на международной арене.

Австрийская власть продолжила политику государственного протекционизма, что способствовало развитию производства и торговли. В ходе аграрной реформы крестьяне были освобождены от личной зависимости и определен размер барщины (до 30 дней в год). Следствием религиозной реформы стало уравнивание в правах католической, протестантской и греко-католической церквей. Верующим этих вероисповеданий в равной степени открывалась дорога в университеты, к государственной службе, было разрешено продавать и покупать землю и т.д., a священники получили статус государственных служащих. При осуществлении административной реформы дворянское самоуправление (особенно развито на бывших землях Речи Посполитой) было заменено бюрократически-чиновничьим управлением, которое подчинялось непосредственно императорскому двору. Создавалась постоянная армия на основе обязательной воинской повинности, централизованного рекрутского набора и взимание постоянного военного налога, что резко ограничило роль дворянского ополчения. В Австрийской империи была осуществлена образовательная реформа: провозглашалась общее среднее образование, создавалась широкая граница государственных учебных заведений, в начальной школе обучение осуществлялось на родном языке, греко-католические семинарии были открыты во Львове и Ужгороде.

В целом реформы положительно повлияли на жизнь западных украинцев и способствовали прежде всего политической модернизации края, но после смерти Иосифа II аристократия начала сопротивляться реформам и они были прекращены.

3. Начало распада феодально-крепостнической системы. В 20-х - 30-х гг. XIX в. в Австрийской империи начался распад феодально-крепостнической системы. Начали зарождаться новые капиталистические отношения. Распространенным явлением было зарождения мануфактур, которые постепенно переходили к фабричному производству.

В Восточной Галиции, административным, промышленным и торговым центром которой был Львов, на первом месте было ткачество. Почти не было села или поместья, где бы не производили полотна, которое отправлялось в Вену, Брно, Будапешт. Развивалось кожевенное производство, предназначенное для экспорта. Учреждались новые керамические, железо обрабатывающие предприятия, литейные заводы, развивалась соляная промышленность. Однако начало промышленного переворота в немецких и чешских провинциях Австрийской империи очень негативно повлияло на галицкую промышленность. Галицкое ремесло и мануфактура не могли выдержать конкуренции изделий фабрично-заводской промышленности и начали приходить в упадок. По данным 1846 г., в крае было 56 городов и 138 городков, но городская украинская буржуазия была малочисленной и экономически слабой.

В связи с распространением в целом товарного производства в Австрийской империи в западноукраинских землях начала развиваться торговля, основными формами которой были ярмарки и базары. Развивались торговые связи Восточной Галиции с украинскими землями в составе России. Торговый путь пролегал через г. Броды, который стал центром торговли. Из Восточной Галиции вывозили древесину и полотно, а ввозили из Приднепровской Украины скот, промышленные изделия. В страны Западной Европы экспортировали продукты сельского хозяйства и сырье.

Сложной была ситуация и в Буковине . Но по сравнению с Восточной Галицией ее несколько улучшало то обстоятельство, что в буковинской экономике с древних времен большую роль играло скотоводство. Отсталым аграрным краем оставалось и Закарпатье. Расширение помещичьего хозяйства сопровождалось и здесь сокращением крестьянских наделов. Венгерский сейм возвел прогрессивные аграрные законы, основанные Иосифом П.

Сельское хозяйство в западноукраинских землях оставалось на низком уровне . Земля принадлежала крупным землевладельцам: это были магнаты, шляхта, государство и церковь. С этого времени на западноукраинских землях происходит дальнейшее усиление помещичьего гнета. В 1802-1803 гг. австрийское правительство разрешило помещикам применять телесные наказания в отношении своих крестьян. Увеличивалась барщина, вводились дополнительные повинности. Помещики стремились любой ценой отобрать у крестьян землю и засеять зерновыми, из-за того, что зерно стало ценным товаром. Ухудшали положение крестьян и стихийные бедствия - засухи, неурожаи, эпидемии...

4. Усиление борьбы против социального гнета. Усиление феодального гнета на западноукраинских землях вызвало решительное сопротивление со стороны трудового населения - крестьян, мещан, ремесленников, рабочих. Формами антикрепостнического протеста были: бегства крестьян, порча помещичьих лугов и посевов, вырубка лесов, расправы над сельской старшиной, поджоги помещичьих усадеб, винокурен и других предприятий. Крестьяне отказывались платить государственные налоги, уклонялись от рекрутства.

Продолжается движение повстанцев, которое приобрело особый размах в Прикарпатье в 1810-1825 гг. Они нападали на помещиков, проникали в господские имения, грабили их, сжигали хозяйственные постройки, наказывали угнетателей. В 20-х гг. XIX в. вожаком карпатских опришков был Мирон Штолюком. Большое восстание в Закарпатье состоялось в 1830 г. На его подавление правительство послало регулярные войска. Повстанцев сурово наказали. Отдельные выступления повстанцев продолжались до 1848 г.

В 1831 г. в Закарпатье начались «холерные бунты». Поводом к массовому выступлению крестьян стали ограничения (карантин, запрет передвижения), введенные из-за эпидемии холеры. Восставшие выступили против системы существующих земельных отношений. В результате правительство отменило часть второстепенных повинностей (закон 1836 г.)

В 1838 г. массовые крестьянские выступления начались в Буковине. Крепостные отказывались выполнять навязанные им помещиками соглашения, в которых говорилось об увеличении крестьянских повинностей. Эти выступления были подавлены лишь с помощью войск. В 1843-1844 гг. на Буковине началось массовое восстание крестьян под руководством Лукьяна Кобылицы . Управляемые своим предводителем жители 22 буковинских сел захватили леса и пастбища, отказались выполнять повинности, выгнали чиновников и установили самоуправление. Против крестьян снова была применена военная сила. Несколько сотен крестьян были арестованы и наказаны.


9 класс

Украинские земли в составе Австрийской и Российской империй в начале XIX века
Шаг 1. Изучение нового материала
Административно-территориальное деление в 50-х годах XIX века

До начала XIX века, в результате трех разделов Польши, русско-турецких войн, ликвидации Гетманщины и Запорожской Сечи украинские земли оказались под властью Российской и Австрийской империй

Россия обладала Слобожанщиной, Левобережьем, Правобережьем и Югом, что составляло около 85% земель, заселенных украинским. В составе Австрийской империи находилось, примерно, 15% украинских земель, а именно, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Территории, находившиеся под властью Российской империи, принято называть Приднепровской Украины, в составе Австрийской империи - западноукраинские земли

После присоединения украинских земель к Российской империи, на них было распространено общеимперский административное устройство. К середине XIX в. с 10 генерал-губернаторство России три располагались в Приднепровье. Генерал-губернаторство - большая территориально-административная единица, в состав которой входило несколько губерний. Генерал-губернаторов назначал и увольнял лишь император , он имел практически неограниченную власть (военную, административную, судебную, финансовую). В состав трех генерал-губернаторств на украинских землях входило 9 губерний, в которых административно-исполнительную функцию осуществляли губернаторы. Губернии делились на уезды, во главе которых стояли исправники

Административно-территориальное деление не учитывал этнического состава населения. На Левобережье украинский составляли 95% населения, Слобожанщине - 86%, Правобережье - 85%, на юге - 74%. Многие украинский заселяло Кубань, Дон, части Воронежской, Курской, Гродненской, Могилевской и Бессарабской губерний

Административно-территориальное устройство украинских земель в составе Российской империи


Историко-географические регионы

Правобережья

Левобережья и Слобожанщина

Юг

Губернии

Киевская

Волынская

Подольская


Черниговская

Полтавская

Слободско-Украинского (с 1835 г. - Харьковская)


Екатеринославская

Таврическая

Николаевская (с 1803 г. - Херсонская)


Генерал-губернаторства

Киевское

Малороссийское

Новороссийско-Бессарабское (вместе с Бессарабской областью)

многочисленной национальным меньшинством на украинских землях были евреи. После первого раздела Польши российское правительство ввело в 1791 г. для евреев "черту оседлости", за пределами которой представителям этого меньшинства селиться запрещалось. Запрет просуществовала до 1917 г. Вся Приднепровье, кроме Слобожанщины, входила в "черту оседлости". Это мероприятие удостоверял, что российское правительство проводило политику дискриминации людей по национальному признаку. Кроме этого евреям было запрещено селиться в Киеве , Николаеве, Севастополе, государственных и казацких селах Полтавщины. Во многих городах были созданы специальные еврейские кварталы

В составе Австрийской империи земли, заселенные украинским, принадлежали к разным административных единиц империи. Власти Австрии также не обращали внимания на этнический состав населения, когда проводили административно-территориальное размежевание. Так, восточно земли (где большинство составляли украинский) и захидногалицьки земли (где большинство составляли поляки) попали в одну административно-территориальную единицу, названную "Королевством Галиции и Ладомерии" со столицей в городе Львове. В представительном органе края надежно заправляла польская шляхта, хотя и она не была решающей силой местного самоуправления. Полнота всей административной власти сосредоточивалась в руках губернатора, впоследствии наместника, которого назначал сам император. "Королевство" делилось на 18 округов (дистриктов), из которых 12 составляли украинская часть края. Отдельным округом до 1861 г. входила Буковина (также без этнического деления, хотя в Северной Буковине преобладало украинское население, а Южной - румынское).

Закарпатская Украина подчинялась Пожонському наместнической управлению Венгерского королевства и делилось на четыре комитата. Вся власть в комитатах принадлежала администраторам , которые назначались из числа крупных землевладельцев. Подавляющая часть населения края составляли крестьяне-русины, закрепощены венгерскими землевладельцами

Административно-территориальное устройство украинских земель в составе Австрийской империи


В составе населения украинский составляли: в Восточной Галичине - 71%, на Буковине - 69%, в Закарпатье - 40%

Все население Приднепровской Украине разделялось по сословному признаку на дворянство, духовенство, мещан и крестьян. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Положение крестьян было различным. 40-45% крестьян составляли крепостные. Существовали также государственные крестьяне, не были лично зависимыми, имели возможность вести собственное хозяйство, отдавая четверть своих доходов как налог государству

На западноукраинских землях крестьяне также составляли подавляющее большинство населения. Собственной национальной элиты украинский края фактически не имели , она была полонизированная, или румунизована. Единственным представителем образованных слоев в Восточной Галиции и в Закарпатье было греко-католическое духовенство, и начало на этих землях национальное возрождение. На Буковине сопротивление румынизации оказывала лишь немногочисленная прослойка православных священников

Следовательно, на рубеже XVIII-XIX вв. украинские земли в составе Российской и Австрийской империй оказались в разных условиях, что приводило и различия в их развитии. Ведущей идеей, которая в XIX в. вдохновляла украинских патриотов, стало осознание принадлежности к единому народу, хоть и разорванного пополам и порабощенного двумя империями

К середине XIX в. сложился административно-территориальное деление украинских земель, который просуществовал до конца Первой мировой войны (1914-1918 гг.)

В начале XIX в. украинские земли оказались в водовороте бурных событий европейской истории. Однако в этих событиях они выступали как объект отношений России , Франции, Австрии, Пруссии и Турции
Украины в русско-турецкой войне 1806-1812 гг

В начале XIX в. между Российской и Османской империями воцарился период непродолжительного мира и даже кратковременного союза. Объединила эти постоянно враждующие страны общая опасность со стороны Франции. Однако этот союз не мог быть прочным и длительным, поскольку Россия, захватив в результате войн против Турции Причерноморье и Крым, не собиралась прекращать свою экспансию. Когда 1804 вспыхнуло восстание в Сербии, которое положило начало национально-освободительное движение против турецкого господства на Балканах, Россия решила вмешаться в эти события. Нарушая свои союзнические обязательства, она направила повстанцам корабли с оружием. В ответ Турция закрыла проливы для русских кораблей и, обеспечив себе поддержку Франции, объявила в декабре 1806

Поскольку украинские земли были непосредственно приближенные к главному театру военных действий в Молдавии, Валахии и Болгарии, то они вполне ощутили бремя этого конфликта.

В Черниговской, Харьковской, Полтавской, Киевской, Херсонской и Екатеринославской губерниях был объявлен набор в ополчение. Каждая губерния должна была направить в русского войска несколько тысяч ополченцев. На нужды армии с Левобережной Украиной было реквизировано более 6 тыс. возов, около 14 тыс. волов, свыше 1 тыс. лошадей в сопровождении 4 тыс. крестьян-погонщиков. Казаки были вынуждены , как и украинский в составе российской армии, драться за чужие интересы и проливать кровь братьев-единоверцев.

Война длилась долго, без каких-либо решительных действий с обеих сторон до 1812 г., когда Россия, чувствуя приближение войны с Францией, активизировала свои действия и нанесла решающее поражение турецкой армии под Рущуком. В мае 1812 г. был подписан Бухарестский мир, в результате которого Россия получила Бессарабию. Большинство ее населения составляли молдаване, но часть ее территории (Хотинский, Аккерманский и Измаильский уезды) населяли украинский
ЗАДАНИЕ:


  1. Используя дополнительный материал сравните политическое и экономическое положение Украинских земель в составе двух государств

  2. Заполните контурную карту согласно теме

1. Украинские земли в составе Австрийской и Российской империй в начале XIX века

Административно-территориальное деление в 50-х годах XIX века

До начала XIX века, в результате трех разделов Польши, русско-турецких войн, ликвидации Гетманщины и Запорожской Сечи украинские земли оказались под властью Российской и Австрийской империй.

Российская империя владела Слобожанщиной, Левобережьем, Правобережьем и Югом, что составляло около 85% земель, заселенных украинцами. В составе Австрийской империи находилось, примерно, 15% украинских земель, а именно, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Территории, находившиеся под властью Российской империи, принято называть Приднепровской Украины, в составе Австрийской империи - западноукраинские земли

После присоединения украинских земель к Российской империи, на них было распространено общеимперское административное устройство. К середине XIX в. из 10 генерал-губернаторств России три располагались в Приднепровье. Генерал-губернаторство - большая территориально-административная единица, в состав которой входило несколько губерний. Генерал-губернаторов назначал и увольнял лишь император, он имел практически неограниченную власть (военную, административную, судебную, финансовую). В состав трех генерал-губернаторств на украинских землях входило 9 губерний, в которых административно-исполнительную функцию осуществляли губернаторы. Губернии делились на уезды, во главе которых стояли исправники

Административно-территориальное деление не учитывало этнического состава населения. На Левобережье украинцы составляли 95% населения, на Слобожанщине - 86%, на Правобережье - 85%, на юге - 74%. Много украинцев заселяло Кубань, Дон, части Воронежской, Курской, Гродненской, Могилевской и Бессарабской губерний.

Многочисленным национальным меньшинством на украинских землях были евреи. После первого раздела Польши российское правительство ввело в 1791 г. для евреев "черту оседлости", за пределами которой представителям этого меньшинства селиться запрещалось. Запрет просуществовал до 1917 г. Все Приднепровье, кроме Слобожанщины, входило в "черту оседлости". Это мероприятие удостоверяло, что российское правительство проводило политику дискриминации людей по национальному признаку. Кроме этого евреям было запрещено селиться в Киеве, Николаеве, Севастополе, государственных и казацких селах Полтавщины. Во многих городах были созданы специальные еврейские кварталы

В составе Австрийской империи земли, заселенные украинцами, принадлежали к разным административным единицам империи. Власти Австрии также не обращали внимания на этнический состав населения, когда проводили административно-территориальное размежевание.

Так, восточные земли (где большинство составляли украинцы) и западногалицкие земли (где большинство составляли поляки) попали в одну административно-территориальную единицу, названную "Королевством Галиции и Ладомерии" со столицей в городе Львове. В представительном органе края надежно заправляла польская шляхта, хотя и она не была решающей силой местного самоуправления. Полнота всей административной власти сосредоточивалась в руках губернатора, впоследствии наместника, которого назначал сам император. "Королевство" делилось на 18 округов (дистриктов), из которых 12 составляли украинские части края. Отдельным округом до 1861 г. входила Буковина (также без этнического деления, хотя в Северной Буковине преобладало украинское население, а Южной - румынское). территориальный административный украинский земля

Закарпатская Украина подчинялась Пожонському наместническому управлению Венгерского королевства и делилась на четыре комитата. Вся власть в комитатах принадлежала администраторам, которые назначались из числа крупных землевладельцев. Подавляющая часть населения края составляли крестьяне-русины, закрепощены венгерскими землевладельцами.

В составе населения украинцы составляли: в Восточной Галичине - 71%, на Буковине - 69%, в Закарпатье - 40%

Все население Приднепровской Украины разделялось по сословному признаку на дворянство, духовенство, мещан и крестьян. Подавляющую часть населения составляли крестьяне. Положение крестьян было различным. 40-45% крестьян составляли крепостные. Существовали также государственные крестьяне, они не были лично зависимыми, имели возможность вести собственное хозяйство, отдавая четверть своих доходов как налог государству.

На западноукраинских землях крестьяне также составляли подавляющее большинство населения. Собственной национальной элиты украинцы края фактически не имели, она была полонизированная, или румынизованна. Единственным представителем образованных слоев в Восточной Галиции и в Закарпатье было греко-католическое духовенство. На Буковине сопротивление румынизации оказывала лишь немногочисленная прослойка православных священников. Следовательно, на рубеже XVIII-XIX вв. украинские земли в составе Российской и Австрийской империй оказались в разных условиях, что приводило и различия в их развитии. Ведущей идеей, которая в XIX в. вдохновляла украинских патриотов, стало осознание принадлежности к единому народу, хоть и разорванного пополам и порабощенного двумя империями

К середине XIX в. сложилось административно-территориальное деление украинских земель, которое просуществовало до конца Первой мировой войны (1914-1918 гг.).

В результате трех разделов Польши, а также захватнической политики Австрийской империи в конце XVIII в. в ее состав вошли три западно-украинские территории – Восточная Галичина, Северная Буковина и Закарпатье.

Галичина вместе с частью польских земель была выделена в отдельный край – “королевство Галичины и Лодомерии” с центром во Львове, оно в административном отношении разделялось на 19 округов (12 из которых – Украинская Восточная Галичина). В 1786 г. на правах отдельного округа к Галичине была присоединена Буковина с центром в Черновцах. Закарпатье входило в состав Братиславского наместничества. Следовательно, находясь, в составе одного государства, западноукраинские земли были расчленены на три части.

Основной сферой экономики западноукраинских земель оставалось сельское хозяйство, главным образом земледелие, которое из-за наличия крепостного права и низкого уровня агрокультуры развивалось крайне медленно. Помещики вели свое хозяйство экстенсивными методами.

Промышленность находилась в состоянии застоя. На 1841 г. в Восточной Галичине насчитывалось 183 мануфактуры, что составляло
3,6 % от их общего количества в Австрии. Большая часть городов были промышленно неразвитыми.

В 1830-х гг. на Западной Украине достаточно рельефно начинает кристаллизоваться национальное движение. На его рост и активизацию повлияли два фактора: 1) польское восстание 1831 г и отрицание поляками украинского вопроса в Галичине; 2) влияние украинского национального возрождения на Левобережной Украине.

Центром национального движения на западноукраинских землях становится Львов, а его авангардом выступает общественно-культурное объединение «Русская троица» (с 1833 г.). Его основатели Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич, Яков Головацкий. Все они выступали за развитие национального литературного языка на народной основе, против попыток латинизации. В 1836 г. представители «Русской троицы» издали в Будапеште альманах «Русалка Днестровая», который по содержанию (возвеличивание истории Украины, поэтизация народных героев) и формою (народный язык, фонетическое правописание) был феноменальным явлением литературы того времени. Этот альманах доказал, что украинцы Восточной и Западной Украины – единый народ.

Деятельность «Русской троицы» положила начало новому этапу в развитии национального движения на западноукраинских землях, переход от культурологических проблем к социально-политическим.

В 1848 – 1849 гг. в большинстве европейских стран произошли революции, с целью ликвидации феодальных пережитков, ограничения власти монархов. В некоторых странах эти революции имели национально-освободительный характер, отсюда произошло их название – “Весна народов”. Самым большим успехом революции в Австрийской империи стала отмена крепостничества – 16 апреля 1848 г.


По конституции 1867 г. Австрийская империя превратилась в дуалистическую - Австро-Венгерскую монархию. Галичина и Буковина подчинялись – Австрии, Закарпатье – Венгрии. Таким образом, в империи господствовали две нации – немецкая и венгерская. В Восточной Галичине, не смотря на численное преимущество украинцев, административные должности занимали в основном поляки и немцы. Трижды наместником Галичины назначался поляк Голуховский, который проводил антиукраинскую политику. Это привело к усилению общественно-политического движения, которое в 60-80 гг. XIX в. было представлено двумя основными течениями: москофилами и народниками .

Москофильство – языково-литературное, затем общественно-политическое течение, которое объединяло часть консервативной интеллигенции и духовенства, ориентированного на Москву. Москофилы выступали за неприкосновенность существующего режима, не воспринимали некоторые существенные аспекты капитализма, они отрицали право украинского народа на самостоятельное развитие. Их лидерами были Д. Зубрицкий, В. Дилыцкий.

Народовцы – политическое течение либерального направления, которое берет начало от Львовского кружка, основанного в 1861 г. группой молодых писателей и общественных деятелей. Это была украинофильская тенденция в общественно-политическом движении, которая выступала за единство украинских земель, развитие украинской литературы и языка. Лидерами народовцев были: В. Шашкевич, В. Барвинский.

Значительную роль в развитии самосознания украинского народа сыграло культурно-просветительское товарищество «Просвита», основанное в 1868 г. народовцами во Львове. Они издавали произведения украинских писателей, газеты, организовывали читальни.

Важное значение для консолидации научных сил Украины имело созданное в 1892 г. Научное товарищество им. Т. Шевченка (НТШ), которое фактически стало Украинской Академией наук. Некоторое время НТШ возглавлял выдающийся украинский историк М.С. Грушевский.

В середине 70-х гг. в Галичине разворачивается радикальное революционно-демократическое движение во главе с И. Франком, М. Павликом. В 1890 г. была основана Русько-украинская радикальная партия (РУРП) - первая легальная украинская политическая партия европейского типа и одновременно первая в Европе крестьянская партия социалистической ориентации. В своей программе РУРП выдвигало требование достижения политической, экономической и культурной самостоятельности украинского народа, его государственной независимости и объединения его земель.

В 1899 г. была создана Украинская национально-демократическая партия (УНДП) и Украинская социал-демократическая партия (УСДП), а в 1896 г. – Католический русско-народный союз. УНДП И УСДП стояли на тех же позициях, что и РУРП относительно своей конечной цели. Политическая самостоятельность Украины стала главным лозунгом национального движения в Галичине и на Буковине. С возникновением партий национальная идея из групповой становится массово-политической.

Малоземелье и безработица, низкий уровень жизни, аграрное перенаселение вызвали массовую эмиграцию западноукраинского населения, преимущественно в Америку. Первыми украинскими переселенцами в США в 70-х гг. XIX в. были закарпатцы. Они положили начало формированию западного направления украинской диаспоры.

Вывод: ВXIX в. на смену феодально-крепостническим отношениям пришли новые, более прогрессивные – буржуазные. После отмены крепостного права и других буржуазных реформ были созданы все условия для роста производительных сил на украинских землях.

На этом фоне усиливается общественно-политическое движение против колониальной политики царизма, социального и национального гнета. Политическая жизнь значительно активизируется, и на смену дворянскому периоду приходит разночинский период в развитии национального движения, затем зарождаются различные политические партии. Украина подходит к новому этапу своей истории – этапу бурных событий начала ХХ в.

Материалы » Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Национальное возрождение в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство

Западноукраинские земли в составе австрийской империи. Национальное возрождение в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство

Первые признаки растущего интереса к культурным аспектам национальной проблемы появляются в начале XIX в. в древнем городе Перемышле - центре греко-католической епархии, где была семинария и богатые библиотеки. Перемышльское духовенство славилось своей образованностью. В течение нескольких десятилетий эта самая западная точка исторической территории Украины играла для австрийских украинцев почти такую же роль в развитии их национального самосознания, какую для российских украинцев примерно в то же время выполняла ее самая восточная часть - Харьковщина. Самым выдающимся представителем перемышльского кружка был Иван Могильницкий - высокопоставленный церковный иерарх, который ведал в епархии делами начального образования. В 1816 г. при поддержке епископа Михаила Левицкого Могильницкий организовал так называемое "Клерикальное общество", первоначальная цель которого состояла в популяризации Священного писания для украинских крестьян на их родном языке. Это было событие, идущее вразрез с тогдашними полонофильскими настроениями западно-украинской элиты. Кроме влияния Гердера и харьковских романтиков, Могильницкий и его единомышленники, по-видимому, руководствовались и более "земными" соображениями: ведь не имея украинских церковных текстов и вынужденно пользуясь польскими, западно-украинские крестьяне постепенно легко могли бы перейти из греко- в римо-католичество.

Практические результаты деятельности общества Могильницкого были достаточно скромны и свелись к изданию нескольких молитвенников и букварей, а само оно вскоре распалось. Это общество привлекло внимание к языковому вопросу, остававшемуся главным для западно-украинской интеллигенции на протяжении следующих десятилетий. Кроме перемышльского кружка, в 1820-е годы еще несколько антикваров-одиночек в Восточной Галичине собирали исторические и фольклорные материалы. Это историки Михайло Гарасевич и Денис Зубрицкий, а также лингвисты и этнографы Иосиф Левицкий и Иосиф Лозинский. Однако влияние их работ на развитие национального самосознания в Западной Украине было ограниченным, ибо все они были написаны на латыни, немецком или польском.

В 1830-е годы центр деятельности, направленной на подъем национального самосознания, переместился во Львов. Здесь выходят на авансцену молодые; идеалистически настроенные семинаристы, увлеченные гердеровскими идеями. Лидером их кружка был 21-летний Маркиян Шашкевич. Юноша имел несомненные поэтические дарования, а его увлеченность и страсть передавались всем окружающим. Вместе со своими близкими единомышленниками - высокообразованным Иваном Вагилевичем и энергичным Яковом Гбловацким - Шашкевич создал творческое трио, ставшее известным под названием "Руська трійця". В 1832 г. вокруг них сплотилась группа студентов, задавшаяся сложной целью: поднять местный диалект до уровня литературного языка, не прибегая при этом к церковнославянским и иностранным заимствованиям. Решение этой задачи они считали единственным условием, при котором крестьяне получат доступ к образованию и будут лучше жить, а веками подавляемая самобытность украинской культуры найдет наконец свое выражение.

Греко-католическим иерархам сама идея литературы на простом, необработанном крестьянском наречии, с использованием упрощенного кириллического письма, представлялась достаточно смелой, если не безумной. Шашкевичу и его друзьям было ясно дано понять, что на поддержку церкви они могут не рассчитывать. Зато их горячо поддержали единомышленники в Российской империи. "Руська трійця" быстро нашла общий язык с такими украинофилами, как Измаил Срезневский, Михайло Максимович и Осип Бодянский. Вдохновлял "Руську трійцю" и пример друзей на Западе - деятелей чешского национального движения, вступившего в стадию расцвета. С помощью чеха Карела Запа, служившего в галицкой администрации, молодые львовяне вступили в оживленную переписку с такими опытными "национальными будителями" и пылкими славянофилами, как словаки Ян Колар и Павел Шафарик, словенец Бартоломей Копитар и чех Карел Гавличек.

Ближайшим практическим результатом деятельности "Руської трійці" явилось издание альманаха "Русалка Дністровая"-. Здесь были собраны народные песни, а также стихи и статьи на исторические темы, написанные на местном диалекте. Местный цензор - греко-католический священник Венедикт Левицкий - запретил публикацию альманаха во Львове, и Шашкевич с товарищами лишь в 1837 г. смогли выпустить его в далеком Будапеште, причем почти все 900 экземпляров, отправленных во Львов, были конфискованы полицией.

Хотя "Русалка Дністровая", задуманная в качестве периодического издания, с самого начала потерпела крах, пример ее все же показывал, что и язык западно-украинского крестьянина мог стать основой литературного языка. Авторы и составители альманаха привлекли внимание к простому народу и его "неиспорченной" культуре. Под влиянием "Русалки Дністрової" начинался медленный, но неуклонный процесс переориентации западно-украинской интеллигенции на свой собственный народ. И уже недалек был тот час, когда из самого этого народа начнет выходить большая часть интеллигенции.

Именно так, медленно и трудно, пробивала себе дорогу национальная идея в Украине. К середине XIX в. идея эта еще не вышла за рамки достаточно узкого круга интеллигентов, на свой страх и риск решавших вопрос о том, в чем же, наконец, состоит сущность украинской нации. На пути от этого раннего, так называемого "культурнического", этапа национального самосознания к этапу политического самоопределения предстояло преодолеть многочисленные и сложные препятствия.

В украинском обществе - преимущественно крестьянском, провинциальном и традиционалистском, - кроме интеллигенции, не было никакой иной социальной группы, способной к восприятию новой идеи национального самосознания. Более того, утверждая, что украинцы - особая, отдельная нация, а украинский язык может стать самостоятельным литературным языком, интеллигенты наталкивались на скепсис и злословие своих же образованных земляков, для которых притяжение престижных и более развитых культур, в особенности польской и русской, оказалось поистине непреодолимым. Однако "национальные будители" не сдавались, ибо, с одной стороны, видели успешные примеры решения всех этих вопросов западнославянской интеллигенцией, с другой же стороны, они считали, что их деятельность нужна ими же идеализированному "простому народу".

Одним из показателей активизации общественно-политического движения было возникновение политического кружка петрашевцев в Петербурге и Кирилло-Мефодиевского общества в Киеве.

Тайная политическая организация, названная в честь прославленных славянских просветителей "Славянским обществом св. Кирилла и Мефодия", возникла в Киеве в январе 1846г. Общество предполагало освобождение и объединение славянских народов, находившихся под гнетом иноземных захватчиков - турецких, австрийских, венгерских и немецких феодалов. Основатели общества учитель Н.И. Костомаров, чиновник Н.И. Гулак и студент В.М. Белозерский своей первоочередной целью ставили распространение идей единства славянских народов. Эти трое входили, так сказать, в "ядро заговорщиков". Два других видных деятеля и уже известных писателя - Пантелеймон Кулиш и Тарас Шевченко - лишь косвенно были связаны с кирилло-мефодиевцами, но эта связь была использована как повод для их ареста. Оказалось, что общество было не только не очень большим, но и не слишком активным: за 14 месяцев своего существования оно лишь несколько раз собиралось на многочасовые философско-политические диспуты (на одном из них как раз и присутствовал доносчик Петров) да подготовило несколько программных документов.

Среди этих последних особого внимания заслуживает написанная Костомаровым "Книга бытия украинского народа". Национальный вопрос, явно стоявший в центре внимания кирилло-мефодиевцев, решался в широком контексте панславизма. Документ содержал требование свободного развития культур "всех славянских народов". Более того, предлагалось сформировать славянскую федерацию наподобие Соединенных Штатов Америки, со всеми подобающими демократическими институтами и со столицей в Киеве. По мнению Костомарова и его единомышленников, современное им украинское общество, самое униженное и угнетенное из всех славянских обществ, одновременно является и "самым равноправным", поскольку не имеет своей собственной знати. Вот почему Украине в программе кирилло-мефодиевцев отводилась решающая роль: именно она должна была возглавить движение всех славянских народов к будущей равноправной федерации. Автор "Книги бытия..."в псевдобиблейском стиле описывает грядущее "воскресение" своей страны: восстав из могилы, она призовет братьев-славян, и поднимутся славяне, и станет Украина свободной республикой в нерушимом славянском союзе... И тогда все народы укажут то место на карте, где обозначена Украина, и рекут: "Камень, который отвергли строители, соделался главою угла"...

По-видимому, большинство членов Кирилло-Мефодиевского общества (кроме Шевченко и некоторых других) сомневались в способности своих "мечтательных и нежных" земляков совершенно самостоятельно управлять своей судьбой.

При относительном единстве в понимании того, что следует делать, кирилло-мефодиевцы расходились в вопросе о том, что важнее и с чего начать. Костомаров полагал, что важнее всего братство и грядущий союз всех славян. Шевченко страстно призывал к социальному и национальному освобождению украинцев. Кулиш подчеркивал необходимость первоочередного развития украинской культуры. При этом большинство членов общества придерживались эволюционных взглядов, считая лучшими средствами достижения целей образование народа, пропаганду и "моральный пример" властям. Шевченко и Гулак, доказывавшие, что только революция способна принести чаемые перемены, остались в меньшинстве. Впрочем, эти расхождения между кирилло-мефодиевцами не следует преувеличивать, ибо, вне всякого сомнения, всех их объединяли общие ценности и идеалы, а более всего - страстное желание изменить к лучшему социально-экономическую, культурную и политическую судьбу Украины.

Несмотря на относительно невинный характер Кирилло-Мефодиевского общества, царское правительство решило все же примерно наказать его организаторов. Однако при определении степени наказания был проявлен "индивидуальный подход". Костомаров, Кулиш и другие умеренные члены общества отделались сравнительно легко - кратковременной ссылкой, как правило, в губернские города России, после чего им было разрешено вернуться к преподаванию, Литературным и научным занятиям. Гулаку пришлось три года отсидеть в Шлиссельбурге кой крепости (Костомаров, правда, тоже около года провел в "Петропавловке"). Значение Кирилло-Мефодиевского общества представляется весьма важным для всей последующей украинской истории. Во-первых, это была первая попытка интеллигенции, пусть и неосуществленная, продвинуть национальное развитие от "культурнического" этапа к политическому. Во-вторых, эта попытка привлекла внимание царского правительства (которое до сих пор пыталось разыграть "украинскую карту" против "польского засилия в западных губерниях") к потенциальной опасности "украинофильства". Расправа с кирилло-мефодиевцами явилась первым сигналом к антиукраинскому повороту в политике официальных кругов и ознаменовала начало долгой и непрестанной борьбы, развернувшейся между украинской интеллигенцией и имперской администрацией.

К сказанному следует добавить, что процесс распространения национального самосознания с самого начала неодинаково протекал в Восточной Украине и в Западной. На Левобережье в то время казацкие традиции и память о вековом самоуправлении были еще крепки, да и сама интеллигенция была более многочисленной и образованной, чем на Правобережье, - потому и начало национального самоосмысления выглядело достаточно многообещающим. Но как только это самоосмысление перешагнуло определенные, "дозволенные" рамки, оно встретило в лице царского правительства безжалостного и непобедимого врага - что и показала расправа с кирилло-мефодиевцами.

В Восточной Галичине успехи национального движения были более скромными, а главным его противником оказалась консервативная греко-католическая элита. Драмы здесь разыгрывались более тихие, и "национальные будители" медленно, но верно продолжали делать свое дело. И вот что еще было важно: несмотря на существенные различия трудностей и задач, западные и восточные украинцы начинают проявлять друг к другу взаимный интерес - и это после целых столетий, в течение которых между ними не было практически никаких связей. Так постепенно начинался процесс национальной интеграции.