Территория и население Параметры Данные (заполнить – стр. 5) Территория Административное деление Население Национальный состав Религии Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
Территория и население Параметры Данные Территория Более 22 млн км (второе место в мире после Бр. имп.) Административное деление Губернии и области, автономная Финляндия Население Более 128 млн человек Национальный состав Более 100 народов и народностей Религии Православие, старообрядчество, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм, язычество Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
Российская модернизация 1. Особенности (в экономике, политической, социальной сферах 3. Задачи государства, связанные с модернизацией 2. Проблемы модернизации (в экономике, политической, социальной структурах) Задания по группам: Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
В экономике Позднее начало модернизации, необходимость догонять развитые страны в короткие сроки. Инициатива и контроль государства. Преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности. В политической сфере Сохранение самодержавия, отсутствие политических партий, гражданских прав и свобод населения. В социальной сфере Сохранение сословного строя, не отражающего экономического положения. Появление классов буржуазного общества, размывание сословий и сословных перегородок. Развитие меценатства, просветительской деятельности буржуазии. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
В экономике Модернизация требовала напряжения всех сил государства, не развивалось и не имела государственной поддержки легкая промышленность В политической сфере Политический строй не соответствовал требованиям времени и нуждам государства: производящие богатство государства классы не имели политических прав В социальной сфере Сохранение сословного строя не отражало реальное экономическое положение слоев населения. Нищета рабочих и крестьян, сохранение остатков крепостничества представляло собой угрозу социального взрыва. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
В экономике Завершение модернизации в короткие сроки, создание мощной экономики, являющейся основой могущества государства. В политической сфере Ликвидация самодержавия, разделение ветвей власти, создание представительского органа (парламента), наделение граждан правами и свободами. В социальной сфере Ликвидация сословного деления и связанных с ним привилегий дворянства. Улучшение положения рабочих и крестьян. Уничтожение остатков крепостничества. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
Закрепление 1. В 1897 г. в России проживало: А) 128 млн человек Б) 137 млн человек В) 105 млн человек 2. Модернизация – это переход А) от традиционного общества к обществу индустриальному Б) от индустриального общества к постиндустриальному В) от индустриального общества к традиционному 3. Во главе Российского государства стоял: А) Государственный совет Б) Сенат В) Император 4. Государственный гимн начинался словами: А) «Славься, Отечество…» Б) «Боже, храни императора…» В) «Боже, Царя храни…» Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
5. К высшим государственным органам не относился (лось): А) Земская управа Б) Синод В) Сенат Г) Комитет министров 6. Привилегированное сословие в конце 19 века: А) Мещанство Б) Дворянство В) Купечество Г) Крестьянство 7. Наиболее могущественная с экономической точки зрения социальная группа: А) Купечество Б) Буржуазия В) Дворянство Г) Интеллигенция Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
8. Группа людей в деревне, главным источником богатства которой были эксплуатация наёмного труда, торговля, ростовщичество – А) Зажиточные крестьяне Б) Бедняки В) Кулаки 9. Самая бесправная категория населения в России в конце 19 в.: А) Интеллигенция Б) Крестьяне В) Рабочие 10. Автономию в составе России имел(о): А) Польша Б) Финляндия Б) Хивинское ханство Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
Домашнее задание § 1, термины, задание в конце параграфа Дополнительно: задания в рабочей тетради Повторить: С.Ю.Витте – биография, взгляды; понятия: монополия, Транссиб, крестьянская община Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.
Задание 1. Проанализируйте материалы параграфа и заполните таблицу "Территория и население Российской империи"
Задание 2.
1. Выделите характерные черты социальной структуры российского общества в начале XX века:
а) сохранение сословного деления общества
б) одновременное существование основных классов традиционного и индустриального общества
в) значительный удельный вес мелких буржуазных собственников
г) "кристаллизация" населения по классовому признаку
2. Сгруппируйте перечисленные ниже социальные группы по их принадлежности либо к традиционному, либо к индустральному обществу:
а) крестьянство
б) дворянство
в) буржуазия
г) пролетариат
д) мещанство
е) купечество
ж) фермерство
з) интеллигенция
Традиционное общество: а, б, д, е
Индустриальное общество: в, г, ж, з
Задание 3. На основании представленного ниже цифрового материала сформулируйте и запишите выводы о процессах, происходивших в среде поместного дворянства
1. 31% дворян владели участками, размер которых не превышал 20 десятин
2. 25,8% дворян владели землями от 20 до 100 десятин
3. В то же время 17% крупных помещиков владели 83% всего дворянского земельного фонда, а 155 крупных латифундистов - 36,2%
4. К 1915 году в залоге находилось 50 млн десятин помещичьей земли стоимостью свыше 4 млдр рублей
5. С 1 января 1905 года по 1 января 1915 года общая площадь дворянских имений в Европейской России уменьшилась на 20%
Землевладение перестало быть исключительно дворянским. В 1905 г. более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь немногие дворяне-помещики сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, преобразовать их в образцовые имения с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда. Огромная масса помещиков так и не сумела приспособиться к новым условиям. Их расходы превышали доходы. Земли закладывались и перезакладывались, продавались
Задание 4. Кому из указанных ниже общественных деятелей принадлежат данные характеристики (речь идет об одном человеке)?
В течение ряда лет был во главе Никольской мануфактуры и хорошо знал фабрично-заводское дело. Кроме того, он много занимался и промышленно-общественной деятельностью. П.А. Бурышкин, промышленник, писатель
Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы, но и служить искусству со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды. К.С. Станиславский, актер, режиссер, теоретик театра
Но самым громадным, всепоглощающием его увлечением был Максим Горький и в дальнейшем - революционное движение... В.Н. Немирович-Данченко, актер, режиссер
а) С. Морозов
б) А. Путилов
в) П. Третьяков
Задание 5
1. Кого в начале века в России называли кулаками:
а) сельских ростовщиков
б) зажиточных крестьян
в) крестьян, выделившихся из общины
2. Какие процессы были характерны для русского крестьянства в начале XX в. (возможно несколько вариантов ответа):
а) сильное влияние общины
б) преобладание зажиточных крестьян
в) социальное расслоение
г) малоземелье
д) высокая грамотность
е) существование телесных наказаний
Задание 6
1. Что из перечисленного ниже характеризует положение русского пролетариата в начале XX в.:
а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятих
б) низкая продолжительность рабочего дня
в) продуманнах система социальных льгот и гарантий
г) отсутствие элементарных гражданских прав
д) драконовская система штрафов
2. Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:
а) отсутствие рабочего законодательства
б) высокая концентрация рабочей силы
в) слабая техническая оснащенность предприятий
г) массовое недовольство рабочих
3. Какова была юридически установленная продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX .:
Тест по истории Государство и российское общество в конце XIX начале XX века для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.
1 вариант
1. Какой процент обитаемой суши занимала Российская империя к началу ХХ в.?
1) 3 %
2) 6 %
3) 17 %
4) 25 %2.
1) большая часть населения — рабочие
2) городское население преобладает над сельским
3) большинство населения исповедует православие
4) население России меньше 60 млн человек3. Чем отличался процесс модернизации в России конца XIX в. от западных стран?
1) модернизация проходила по инициативе и под контролем государства
2) модернизация в России осуществлялась в основном в сфере сельского хозяйства
3) модернизация проходила автономно, без учета достижений других стран
4) в России модернизация началась раньше, чем в западных странах4. Какой из перечисленных органов власти существовал в России в конце XIX в.?
1) Верховный тайный совет
2) Государственный совет
3) Государственная дума
4) Совет при Высочайшем дворе5. Что из перечисленного характеризовало политический строй и систему государственного управления Российской империи в конце ХIХ в.?
1) министерская система управления
2) конституционная форма правления
3) подчинение исполнительной власти органу народного представительства
4) ограничение законодательной власти императора6. Как называли в русской деревне тех зажиточных крестьян, которые использовали наемный труд, занимались торговлей и ростовщичеством?
1) батраки
2) отходники
3) кулаки
4) издольщики7. Что из перечисленного характеризовало положение помещичьего хозяйства в конце XIX в.?
1) сокращение помещичьего землевладения
2) успешный переход большинства помещичьих хозяйств на капиталистические способы хозяйствования
3) существование помещичьих хозяйств за счет получения оброка с бывших крепостных крестьян
4) неиспользование наемного труда в помещичьих хозяйствах8.
«В начале ХХ в. ряд народов Российской империи боролся за __________ — самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства».
2 вариант
1. Какую площадь занимала Российская империя к началу ХХ в.?
1) 3 млн кв. км
2) 5 млн кв. км
3) 11 млн кв. км
4) 22 млн кв. км2. Первая всенародная перепись населения России 1897 г. показала, что
1) большая часть населения — промышленные рабочие
2) число грамотных составляет менее 25 % населения
3) население России меньше 60 млн человек
4) городское население преобладает над сельским3. Высшим исполнительным органом власти в Российской империи конца XIX в. был
1) Синод
2) Государственный совет
3) Правительствующий сенат
4) Комитет министров4. Что из перечисленного характеризовало политический строй и систему государственного управления Российской империи в конце XIX в.?
1) принцип разделения властей
2) существование органа народного представительства
3) ограничение законодательной власти императора
4) сосредоточение всей полноты власти в руках самодержца5. Кого называли на рубеже XIX-XX вв. меценатами?
1) представителей крупной буржуазии, ведущих внешне-торговые операции
2) крупных помещиков, которые перевели свои хозяйства на капиталистический способ производства
3) людей, занимающихся исключительно умственным трудом и имеющих профессии, напрямую не связанные с коммерцией
4) людей, которые активно занимались благотворительностью и просветительской деятельностью, используя для этого свои капиталы6. Что характеризовало положение русской деревни в конце XIX в.?
1) господство фермерского типа хозяйствования
2) более четверти крестьян были безлошадными
3) отбытие крестьянами барщины в помещичьих хозяйствах
4) отсутствие социального неравенства в деревне7. Какая территория в составе Российской империи к началу ХХ в. обладала автономией?
1) Польша
2) Армения
3) Финляндия
4) Бессарабия8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.
«Процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному, охватывающий разные стороны общественной жизни, называется процессом __________».
Ответы на тест по истории Государство и российское общество в конце XIX начале XX века
1 вариант
1-3
2-3
3-1
4-2
5-1
6-3
7-1
8-автономия
2 вариант
1-4
2-2
3-4
4-4
5-4
6-2
7-3
8-модернизацииПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Государство и российское общество в конце XIX – начале XX векаЦель урока:
Рассмотреть особенности развития Российской империи на рубежеXIX – XX вв., охарактеризовать социальную структуру, политический строй и уровень жизни, используя ЭОР.
Задачи:- обучающие
1. Сформировать знания об особенностях развития Российской империи на рубежеXIX – XX вв., используя ЭОР
знать государственное управление и особенности политического развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв.
знать основные показатели и факторы, определяющие динамику развития Российской империи;
знать место России в мире по численности населения, структуру российского общества, используя данные документов;
знать образ жизни городского и сельского населения Российской империи на рубеже веков.
-развивающие:
1. Развивать умение анализировать графики, картосхемы, находить в них необходимую информацию, выявлять основные признаки.
2. Развивать умения интерпретации исходной информации в новые формы (в схему).
3. Развивать умение работать в группах - эффективно сотрудничать и взаимодействовать, выслушивать разные точки зрения о политическом развитии России.
4. Развивать умения делать умозаключения, выводы по итогам дискуссии, обсуждения проблемных вопросов.
-воспитательные
1. Воспитание российской гражданской идентичности, чувства переживания за судьбы российского народа.
2. Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе использования ЭОР;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
Освоение социальных норм и правил поведения работы в группах;
Формирование коммуникативной компетентности в учебно – исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, поиска средств ее осуществления;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно – коммуникативных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Умение извлекать необходимую информацию из различных источников;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
Формирование основных теоретических знаний о состоянии российской империи на рубеже веков;
Овладение навыками нахождения и использования исторической информации на практике;
Формирование умений и навыков использования исторических знаний в оценке процессов, протекающих в современной России;
Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.
Тип урока - изучение новой темы
Формы работы учащихся - частично - поисковая работа, проблемное обучение, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, мультимедийная установка
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Организационный момент-
Приветствие детей
Настрой на урок (организация на учебную деятельность)
Организация на учебную деятельность
II .
Изучение нового материала
Введение проблемного вопроса.
Российская империя на рубежеXIX – XX вв. была неограниченной монархией
Вопрос:
Если бы в XIX веке в Российской империи была принята Конституция, удалось бы избежать революционных событий 1917 года?
В ходе нашей совместной поисковой деятельности, вы сможете самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос.
Высказывание различных точек зрений: (предположительно)
да, возможно;
нет, революций избежать не удалось бы;
информационный
Интерактивная карта
Демонстрирует ЭОР № 1, интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века»
Задание № 1
Работа с интерактивной картой « Российская империя в конце XIX – начале XX века»».
Найдите в списке блоков названий интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века», покажите:
1.1. границы Российской империи:
1.2.территориальное деление государства
(губернии, автономии)
1.3.народы и народности,
Изучают информационный ЭОР
№ 1 интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века »
Изучают функции интерактивной карты.
1. 1. Находят границы Российской империи, делают вывод, что Российская империя – крупнейшее государство мира (2 место после Британской империи):
1.2. Находят на карте губернии и автономию – Великое княжество Финляндское:
1.3. Работая с текстом
проживавшие на территории государства
учебника (стр № 5), учащиеся узнают:
В соответствии с переписью 1897 в России проживало 128 млн человек.(3 место в мире после Британской империи и Китая),
На территории государства проживало более 100 народов и народностей и население было многоконфессиональное
информационный
Слайд № 2
Демонстрирует информационный ЭОР № 2,слайд № 1. 1.,схема «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века »
Задание № 2. Анализ схемы «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века ».
Изучите схему, свои ответы запишите в тетрадь.
2. 1. Сравните политический устройство Российской империи:
А. середина XVIII века.
Б. начало XX века
Учитель уточняет информацию -
Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти – законодательной,исполнительной и отчасти судебной
2.2. Каковы были символы Российской империи?
Работа с документом (стр 6 учебника)
2.3. Сделайте вывод, как свод «Основных законов Российской империи» определял место императора в политической жизни России
Проходит совместная работа с учителем.
Изучаютинформационный ЭОР №2
Слайд №1. 1.
Проводят анализ схемы.
Выявляют основную тенденцию развития государства.
Ответы записывают в тетрадь:
А. В середине XVIII сформировалась система абсолютной монархии в России
Б.К началу XX века политический строй Российской империи значительных изменений не претерпел
Официальными символами государства были государственный герб, гимн и знамя.
Император – монарх самодержавный и неограниченный.
информационный
Демонстрирует ЭОР № 3, слайд № 2, схему «Государственное управление на рубеже XIX – XX веков»
Задание № 3.Работа со схемой «Государственное управление на рубеже XIX – XX веков»
Учитель дополняет информацию:
- В XIX веке автономией пользовалось Царство Польское, но она была ликвидирована после подавления польского восстания
- К началу XX векаавтономное положение сохранялось только в Финляндии
На национальных окраинах усилилась централизация управления
Изучаютинформационный ЭОР № 3
Слайд № 3
Интерпретируют схему, предложенную на слайде.
Результат работы:
Губернаторы
Департаменты
Министерства
Комиссии,комитеты
Государственный совет
Комитет министров
Император
информационный
Слайд № 4 .
Демонстрирует ЭОР № 4, слайд № 4 ., картосхему « Местное управление на рубеже XIX – XX веков»
Задание № 4.
Анализ картосхемы «Местное управление на рубеже XIX – XX веков» Работа в парах.
. * Изучите интерактивную картосхему «Местное управление на рубеже XIX – XX веков», свои ответы запишите в тетрадь.
Изучают информационный
ЭОР № 4 Слайд № 2. 1.
Самостоятельная работа с картосхемой, ее анализ.
Работа в парах.
Высказывают свое мнение, заслушивают других.
Делают выводы, записывают их в тетрадь
практический
Демонстрирует ЭОР № 5, диаграммы «Население Российской империи » « Городское население России», «Пять крупнейших городов Российской империи»
Знакомит с правилами выполнения практической работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.
Задание № 5. Практическая работа
« Социальная структура российского общества»
Изучают ЭОР № 6, тест
Самостоятельно выполняют практическую работу.
Проводят самоанализ и самооценку выполненной работы.
I .
Первичный контроль.
контрольный
тест 1, 2, 3
Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу «Российская империя в конце XIX – начале XX века»», тест 1, 2, 3
Знакомит с правилами выполнения контрольной работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.
Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу ««Российская империя в конце XIX – начале XX века» тест 1, 2, 3.
Проводят самоанализ и самоконтроль выполненной работы
Подведение итогов урока
Подведение итогов, выставление отметок
Взаимное комментирование результатов работы и отметок
Домашнее задание.
§ 1 , изучить параграф,
вопросы и задания на с 12,
дополнительное задание
подготовить сообщение об уровне экономического развития Нижнего Новгорода на рубеже веков
Слайд 2
Слайд 3
Территория.
Российская империи - одна из крупнейших стран мира. Территория – более 22 млн. км² (почти 17% обитаемой суши; II место после Британской империи).
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Население.
Согласно переписи 1897 года – 128,2 млн. человек (III место после Британской империи и Китая) Многонациональнаястрана: более 100 народов и народностей. Поликонфессиональное государство: Православие (Старообрядчество, католицизм и протестантизм); Ислам; Буддизм; Иудаизм; Язычество.
Слайд 7
Особенности российской модернизации
Россия вступила на капиталистический путь развития относительно поздно; 2 эшелон развития капитализма Модернизация носила «догоняющий характер»; Проходила по инициативе и под контролем государства В начале XX века охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.
Слайд 8
Слайд 9
Политический строй.
Россия – самодержавная монархия. Вся власть (и законодательная, и исполнительная, и судебная) сосредотачивалась в руках императора.
Слайд 10
Слайд 11
Местное управление
Слайд 12
Слайд 13
Николай II (1894-1917)
Слайд 14
Император с семьей
Слайд 15
Символика
Герб Флаг Гимн «Боже, царя храни».
Слайд 16
Слайд 17
Социальная структура: буржуазия
Наиболее могущественный с экономической точки зрения класс- БУРЖУАЗИЯ – социальный слой Российской империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками. Численный состав – 40 тыс. крупной и 400 тыс. средней, что составляет 0,02 и 0,2 % населения.
Слайд 18
Социальная структура: меценаты из буржуазии
ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изо, основатель общедоступной частной художественной галереи. Передал в дар Москве коллекцию и здание, в которой она размещалась МОРОЗОВ Савва Тимофеевич российский предприниматель, оказавший финансовую помощь для создания Московского художественного театра
Слайд 19
Социальная структура: рабочие
Слайд 20
Количество: 13 млн. наемных рабочих, из них 2,8 млн. – потомственные рабочие, остальные – рабочие в первом поколении, как правило, выходцы из деревни. Положение: см в учебнике стр. 8
Слайд 21
Социальная структура:поместное дворянство
Дворянство – высшая социальная группа в России, которая постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землёй. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь 3 % имений представляли собой образцовые хозяйства с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда сельскохозяйственных рабочих.
Слайд 22
Социальная структура: крестьянство
Шло имущественное расслоение. Появились: кулаки(2-3 %), главным источником богатств которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество. зажиточные крестьяне (более 4 лошадей, столько же коров) – 15%; Безлошадники– 25 %; Бедные(отсутствие коровы) – до 10 %. Проблемы: Малоземелье; Плата за освобождение от крепостной зависимости; Отсутствие прав; Телесные наказания; Контроль земских начальников.