Все о печах и каминах - Информационный портал

Поведение личности. Социальное, девиантное, ролевое и конфликтное поведение личности


План урока:

  • 1. Моральный выбор.
  • 2. Свобода – это ответственность.
  • 3. Моральные знания и практическое поведение личности.
  • 4. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

  • Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение?
  • Способен ли человек творить себя?

Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о моральной ответственности

Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но, как существо социальное (общественное) и разумное , своё индивидуальное поведение человек всё-таки выбирает сам.


  • ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР?
  • ЧТО ПРОИСХОДИТ..КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

Так почему же человек в одном случае поступает грешно, а в другом - морально, честно, по-доброму?


  • В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашёптывает своё.
  • Кого послушает человек, так и поведёт себя. Но выбирает он сам.
  • Однако это скорее образное объяснение.
  • Есть и другое.

Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора - между добром и злом, моральным и аморальным. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы.

Свобода выбора между…

Злом

Злом

Добром

Злом

Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо


  • Вот простой пример.
  • У тебя есть два яблока, одно из них большое, красивое, другое явно похуже.
  • К тебе пришёл друг. Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе?
  • Мораль - и ты это знаешь - учит: всегда поделись с ближним, лучший кусок отдай другу . Но есть и другая, эгоистичная мораль: своя рубашка ближе к телу.
  • Ты задумался, как поступить? Вот это и есть выбор поступка или, точнее, моральный выбор

Что такое моральный выбор?

- ЭТО КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО ВЫБИРАЕТ НО И ДЕЙСТВУЕТ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ ВЫБОРОМ.

Моральный выбор - это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людя


  • СИТУАЦИЯ
  • В фильме выдающегося режиссёра Алексея Германа «Проверка на дорогах» есть такой эпизод времён Великой Отечественной войны. Партизаны заминировали железнодорожный мост и ждут немецкий состав с оружием. Неожиданно из-за поворота реки выплывает огромная баржа, и партизанам открывается страшная картина: баржа забита нашими пленными, их охраняют фашистские автоматчики; очевидно, людей везут на смерть. И в тот самый момент, когда баржа оказывается под мостом, на него влетает немецкий состав с оружием...
  • Взрывать или не взрывать? Если взорвать, всё это обрушится на несчастных людей и погубит их. А если не взрывать - оружие пойдёт на фронт, да и приказ командования будет нарушен. Командир отряда категорически против взрыва. Он ясно видит его ужасные последствия. А заместитель командира по политической части, у которого фашисты расстреляли всю семью, требует немедленно выполнить приказ. Возникает тяжёлый нравственный конфликт...

Итак, ситуация очень сложного и ответственного морального выбора. Подумай о ней. Только не упускай из виду, во-первых, те цели, ради которых вёл наш народ освободительную борьбу,

во-вторых, гуманистические принципы морали.


СВОБОДА - ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Самостоятельная работа с учебником. «Притча» с.55

Речь, очевидно, идёт о жизни человека вообще, о его деятельности и её общественных последствиях.

Костёр как раз и символизирует возможные опасности, подстерегающие человека в результате бездумных решений.

Главная мысль – ответственность каждого за результаты своей деятельности.

Вопросы классу по прочитанному: - Как вы поняли её образы: дровосек, хворост, костёр? - О чём действительно идёт речь в притче? - В чём главный смысл притчи?


В жизни каждый из нас подобен сказочному богатырю, стоящему перед камнем с надписью:

«Направо пойдёшь... Налево... Прямо...» Куда пойти? Думай, решай, выбирай. Ты свободен.

Быть человеком ответственным - это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них.

Есть разные виды ответственности, но самый главный -ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.



СВОБОДА ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ..НО

Свобода – право выбора, ограниченное ответственностью.

Свобода и ответственность неразрывно должны быть связаны между собой. Например, семья - это свобода заключить брак и немалая ответственность. Или, например, договор. Мы его заключаем без принуждения с чьей-либо стороны, но мы ответственны за его выполнение.



  • «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».
  • Ф. Искандер (р. 1929), российский писатель

СВОБОДА -ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ – ЭТО ПРЕДВИДИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ НАШИХ ПОСТУПКОВ.

СУЩЕСТВУЕТ - МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД СОБСТВЕННОЙ СОВЕСТЬЮ.


  • ФАКТЫ
  • Случай под Рязанью. Легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов Воздушно- десантного училища, несмотря на предупреждение дежурных с флажками. Убито шесть курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян.

Скажем прямо: свободный человек всегда находится в сложном положении. Готовых ответов на все случаи жизни нет и не будет никогда.

Приходится самим решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор.

Как связан этот случай со свободой выбора и ответственностью человека?


МОРАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗАКОНОВ НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ НЕ НЕСЕТ НАКАЗАНИЯ

МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ НОРМЫ МОРАЛИ В ЗАКОНЫ.?

ЧТО ЖЕ МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ:

БОЛЬШИНСТВО ВСЕГДА ПРАВО. МОЖЕТ В ЭТОМ ВЫХОД?

НАРУШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ СВЯЗАНО С ИМУЩЕСТВЕННЫМ НЕРАВЕНСТВОМ?


Самостоятельная работа с учебником с.57 ДВА ФАКТА

СДЕЛАТЬ ВЫВОД: КАК ПОСТУПАТЬ ЧЕЛОВЕКУ?

ОТ ЧЕГО ЭТО ЗАВИСИТ..

А вывод таков.

Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна - она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально.


КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННЫХ ПОМЫСЛОВ И ПОСТУПКОВ.

Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актёром, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актёр он был совсем никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя злую судьбу и императора.

Здесь перед нами встают сразу две проблемы:


2 проблемы моральных поступков

проблема оценки и

самооценки.

проблема: быть или казаться.

для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе

Человек таков, каким он проявляется в своих поступках. И что бы он сам о себе ни говорил, мир будет его оценивать только по его поступкам

Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.


ПРОЦЕСС МОРАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЕСКОНЕЧНЫМ

МОРАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЦЕЛИКОМ ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ, ОТ КОЛИЧЕСТВА ДОБРА КОТОРОЕ ТЫ НЕСЕШЬ ЛЮДЯМ


Учимся поступать морально

  • Первое и главное: проверяй свои поступки с точки зрения золотого правила морали. Прежде чем совершить поступок, спроси себя: а стоит ли так поступать? Хотел бы я, чтобы другие так поступили со мной?
  • Второе : стремись к тому, чтобы не увеличивать зло на Земле. Руководствуйся моральными заповедями. Они тебе известны (загляни в учебник).
  • Третье : старайся делать добро. О добре ты знаешь много. Опираясь на свои знания, учись определять, что есть в жизни добро, а что зло. И делай добро.

Домашнее задание:

ЧТО ТАКОЕ НАШ ВЫБОР?

ПОЧЕМУ МЫ ВЫБИРАЕМ ИМЕННО ТАК..?

ЧТО ПРОИСХОДИТ..КОГДА МЫ ДЕЛАЕМ

НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР…?

>>Моральный выбор - это ответственность

§ 7. Моральный выбор - это ответственность

Вспомни: Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?

Подумай: Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Вы уже не раз слышали, что человек, в отличие от животных, - существо свободное. Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И глупо было бы называть аморальными, скажем, кошку за то, что она ведет себя непочтительно по отношению к мышке, а парнокопытных за то, что вытаптывают траву или обрывают плоды с деревьев. У них нет иного выбора: такая у них жизненная программа. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о морально и ответственности.

С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественной) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам.

Вторая проблема: быть или казаться.

Хотите вы действительно чем-то быть в этом мире иди только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, вы рискуете попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство вами будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того, и это самое главное; для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несем в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причиненное им, к нам же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».

Проверь себя

1. В чем выражается свобода выбора?

2. Что такое моральный выбор?

3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

4. Что значит быть человеком ответственным?

5. В чем опасность безответственного поведения .

6. Что может гарантировать выполнение моральных норм.

7. Почему легче казаться, чем быть? Почему легче быть, чем казаться?

В классе и дома

1. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода - это в первую очередь не привилегии, обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему - обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника.

2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря - постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка что же оценивать? В чем тут мораль? Объясни.

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» А. (Шнейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение.

4. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы.

5. Раскрой смысл слов французского философа Ж. П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».

Говорят мудрые

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».

Ф. Искандер (р. 192В), российский писатель

Обществознание . 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2010.- 223 с.- (Академический школьный учебник)

Обществознание для 8 класса, учебники и книги по обществознанию




Термины и определения Моральный выбор-когда человек не только внутренне выбирает свое моральное(доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Ответственность социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.


Моральный выбор Суди человека не по словам, а по его делам. Моральные нормы дают образец правильного поведения. Однако, нельзя всерьез утверждать, что человек всегда ведет себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т.д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т.д. У верующих людей есть такое слово-грех. Все, что сделал человек против морали, любое зло- это грех, говорят они. Справедливо. Каждый человек делает свой моральный выбор.




Свобода-это ответственность. Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия –добрые или злые-и, конечно, нести ответственность за результат. Потому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, ее общественных последствиях, мы можем попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления.


Свобода-это ответственность. На каждом из нас-хотим мы того или не хотим- всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Быть человеком ответственным-это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный- ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.


Моральные знания и практическое поведение личности Гарантирует ли знание моральных норм, что человек непременно станет их исполнять? Ответ очевиден: конечно нет. Ибо в отличие от государственных законов за нарушение норм морали официального наказания не предусмотрено. Существует точка зрения, что нарушения моральных норм, да и вообще преступления, являются результатом имущественного неравенства.


Критический анализ собственных помыслов и поступков Отношение к нам окружающих зависит от наших поступков и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок. Римский император Нерон, считая себя великим драматическим актёром, чуть ли не ежедневно устраивал театральные представления. А так как на самом деле актёр он был совсем никудышный, то придворные шли на них, проклиная про себя злую судьбу и императора.




Учимся поступать морально Первое и главное: проверяй свои поступки с точки зрения золотого правила морали. Прежде чем совершить поступок, спроси себя: а стоит ли так поступать? Хотел бы я, чтобы другие так поступили со мной? Второе: стремись к тому, чтобы не увеличивать зло на Земле. Руководствуйся моральными заповедями. Они тебе известны (загляни в учебник). Третье: старайся делать добро. О добре ты знаешь много. Опираясь на свои знания, учись определять, что есть в жизни добро, а что зло. И делай добро.


Вывод: Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несем в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причиненное им, к нам же и вернется. «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». Ф.Искандер

Слайд 2

План урока

  • Моральный выбор;
  • Свобода это ответственность;
  • Моральные знания и практическое поведение личности;
  • Критический анализ собственных помыслов и поступков.
  • Слайд 3

    Проблема

    • Человек как существо социальное и разумное свое поведение выбирает сам.
    • Поведение животных подчиняется естественным законом они действуют по программе и не ведают о добре и зле.
    • Что такое наш выбор?
    • Что происходит, когда мы делаем
    • Неправильный выбор?
  • Слайд 4

    Термины и определения

    Моральный выбор, свобода, ответственность, моральные знания, практическое поведение личности. Помыслы и поступки, свобода выбора.

    Слайд 5

    Моральный выбор

    • Моральные нормы дают нам образцы правильного поведения, но всегда ли их человек выполняет?
    • Человек может быть добрым и злым..подлым и жестким. Люди верующие знают слово «грех» это любое зло против морали
    • Так почему человек в одних случаях поступает грешно, а в других морально?
    • Свобода выбора.
    • Свобода - это состояние духа.
    • Состояние выбора - творение самого себя
    • Моральный выбор - это когда человек не только выбирает но и действует в соответствии со своим выбором.
    • Суди человека не по словам a по его делам.
  • Слайд 6

    Свобода это ответственность​

    • Поступки.
    • Все поступки имеют последствия.
    • Притча о дровосеке.
    • Быть ответственным - это предвидеть последствия наших поступков. Существует моральная ответственность, ответственность перед собственной совестью.
    • Свобода это возможность действовать по своему усмотрению, но почему в народе говорят так: Дай сердцу волю - заведет в неволю.
  • Слайд 7

    Моральные знания и практическое поведение личности

    В отличие от законов нарушение норм морали не несет наказания. Что же может обеспечить их выполнение:

    • Может превратить нормы морали в законы.?
    • Большинство всегда право. Может в этом выход?
    • Нарушение норм морали связано с имущественным неравенством?
    • Посмотрим на странице 57 учебного пособия 2 факта и попробуем сделать вывод: как поступать человеку? От чего это зависит..
    • Попробуйте сделать это сами.
  • Слайд 8

    Критический анализ собственных помыслов и поступков

    Вы посмотрите сколько человечество придумало способов соблюдения нравственности: общественное мнение, страх перед богом.
    Гарантии соблюдения морали в самом человеке:

    • В свободе его выбора.
    • Проблема самооценки и оценки.
    • Человек лишь то, что он сам из себя делает.
    • Быть или казаться.
    • Отношение окружающих зависит от наших поступков.
    • Процесс морального совершенствования является бесконечным.
    • Моральное совершенствование целиком зависит от тебя, от количества добра которое ты несешь людям.
    • Итак можем ли мы ответить на вопросы поставленные в начале урока.
    • Что такое наш выбор?
    • Почему мы выбираем именно так?
    • Что происходит, когда мы делаем неправильный выбор?
  • Слайд 9

    Вопросы и задания

    • Как вы понимаете слова христа о том, что не хлебом единым жив человек.
    • «даже в том случае, если я ничего не выби раю, я тем самым все-таки выбираю.
    • Мораль начинается там, где кончаются разговоры.
    • Вопросы « в классе и дома» на стр 59 можно отвечать в он-лайн режиме в блоге «мир и мы» , где будет размещена флеш-презентация урока.
  • Слайд 10

    Литература

    Обществознание: учебное пособие для 8 кл. общеобразовательных учреждений \ Л.Н. Боголюбов и др. М. Просвещение, 2010.

    Посмотреть все слайды

    Введение

    Глава 1. Формирование и развитие личности

    1.1. Теории поведения личности

    1.2. Процесс формирования и развития личности

    1.3.Ценности

    1.4. Установки

    Глава 2. Типологии личности

    2.1. Типологии личности по темпераменту

    2.2. Типологии личности по акцентуациям характера

    Заключение

    Список литературы

    Введение .

    Актуальность исследования состоит в том, что эффективность работы организации и конкретных организационных процессов зависит от поведения людей на всех уровнях организации. Поведение человека в организации - основной фактор, влияющий на поведение других в совместной деятельности. А поскольку динамика взаимоотношений достаточно сложна, то для понимания и управления этими процессами необходимо учитывать как свойства личности, занимающей определенный статус и выполняющей определенную роль в группе, содержание деятельности и уровня организации группы, так и специфику других, более широких социальных объединений.

    Специалисты в области менеджмента и психологии говорят о личности по-разному. Менеджеры, как правило, стремятся обозначить те характеристики, которые определяют личность преуспевающего руководителя.

    Психологи стремятся видеть основные составляющие личности и понять механизмы, обеспечивающие организацию этих составляющих и, как следствие, поведение человека.

    В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

    Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д.

    Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики, коммуникативные особенности, свои собственные идеи, мысли, взгляды.

    Исходя из этого, объектом исследования является поведение личности, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента, характера, ценностей в поведении человека.

    Цель исследования: выявить влияние темперамента и характера на поведение человека. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1) проанализировать литературные источники;

    2) ознакомить с основными теориями и подходами к исследованию, формированию и развитию личности;

    3) выявить типы темперамента и характера;

    4) выяснить сущность установок и ценностей;

    Проблема: так как темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека, которое формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, такие, например, индивидуальность и коммуникативный контроль, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения.

    Практическая значимость: результаты данной работы могут быть применены в повседневном общении, так как каждый человек сталкивается с различными ситуациями. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести и выбирать подходящие стратегии поведения. Также это актуально в организациях, в социально-педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.

    Методы исследования: для написания работы были использованы учебники и учебные пособия российских и зарубежных авторов, а также исследовательские работы.


    ГЛАВА 1. Формирование и развитие личности.

    1.1. Теории поведения личности.

    Личность - понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставлении, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуацией. Тем не менее, среди ученых нет единства в понимании и описании этого понятия. Многозначность понятия «личность» полнее характеризуют не определения этого понятия, а то многообразие ролей, которое соответствует этим понятиям во множестве различных теорий личности. По мнению Артура Ребера, такой подход кажется лучшим, так как значение этого термина для каждого автора имеет тенденцию быть окрашенным его теоретической предрасположенностью и эмпирическими инструментами, используемыми для оценки и проверки теории . Самой простой процедурой будет представление нескольких из наиболее влиятельных теорий и описание того, как каждая из них характеризует этот термин.

    1.Теории типов. Самая старая из них - теория Гиппократа, который выдвинул гипотезу о четырех основных темпераментах: холерическом, сангвиническом, меланхолическом и флегматическом. Здесь использовалось положение, как и во всех последующих теориях типов, что каждый индивид представляет собой определенный баланс этих основных элементов.

    2. Теории черт. Все теории этого вида исходят из предположения, что личность человека представляет собой компендиум черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования. Ранние теории черт представляли собой немногим более чем списки прилагательных, и личность определялась через перечисление. Более современные подходы использовали метод факторного анализа в попытке выделить основные измерения личности. Возможно, наиболее влиятельной теорией здесь является теория Р.Б. Кэттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которых, как считалось, у каждого индивида имеется довольно много и которые оказывают «реальные структурные влияния, определяющие личность». Согласно Кэттеллу, цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения.

    3. Психодинамические и психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включая классические теории Фрейда и Юнга, социальные психологические теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перлза. Между ними имеется множество различий, но все они содержат важную общую основную идею: личность в них характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, и потому ни одно рассмотрение проблем личности не считается теоретически полезным без оценки основных мотивационных синдромов.

    4. Бихевиоризм. Основой этого направления было распространение исследования личности на основе теории научения. Хотя нет какой-либо влиятельной чисто бихевиористской теории личности, это направление стимулировало других теоретиков к внимательному рассмотрению интегральной проблемы: что из устойчивого поведения, демонстрируемого большинством людей, является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений.

    5. Гуманизм - это направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризмав психологии. Основные проблемы гуманизма касаются трудности научной проверки многих из его теоретических понятий. Тем не менее, он остается важным подходом к изучению личности и дал начало движению человеческого потенциала.

    6.Теории социального научения.Понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме, Ведущий теоретик Альберт Бандура основывает свою позицию на положении, что, хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких, как роли), по существу составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции - стимула и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные, познавательные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции, и многие исследования сосредоточивались на моделировании и наблюдении научения как механизма, который может дать теоретически удовлетворительное описание поведения человека в обществе.

    7. Ситуационизм. Это направление, основоположником которого был Вальтер Мишель, является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Понятие черт личности, с этой точки зрения, является ничем иным, как психологической конструкцией наблюдателя, пытающегося придать некоторый смысл поведению других, что существует только в сознании наблюдателя. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству.

    8.Интеракционизм. В этой теории утверждается, что личность возникает из взаимодействия определенных качеств и предрасположенностей и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются. Вовсе не очевидно, что согласно этой точке зрения, личность существует как отдельная «вещь». Скорее это становится своего рода общим термином для обозначения сложных элементов взаимодействия.