Все о печах и каминах - Информационный портал

Этапы реализации учебно творческой деятельности. Детское изобразительное творчество

Творчество в современном понимании, это создание нового, оригинального, не создаваемого ранее, значимого для самого человека и для развития общества. Взрослый художник решает эти задачи соответственно профилю, отражает мир и человеческие отношения, так как он их лично воспринимает и понимает.

Детское изобразительное творчество не имеет существенного значения для общества, но сильно влияет на развитие определенных личностных качеств: самостоятельности, внимания, творческого отношения к окружающему миру; от их развития зависит будущее ребенка, его жизнь в обществе. Развитие детского творчества – актуальная проблема педагогики.

Ребенок создает продукт творчества значимый для него, как средства познания себя и окружающего мира.

Для взрослых значимость детского творчества в том, что мы изучаем способности ребенка и его развитие. Современная проблема развития детского творчества заключается в социальных проблемах общества, в заботе государства о создании целой системы учреждений, начиная с раннего возраста и заканчивая школой, разработкой специальных методик по развитию детского творчества, оптимально воздействующих на механизмы развития творчества. Критерии творчества (Ветлугиной).

3 группы художественного творчества:

1.Показатели отношения к деятельности, интересы и способности.

Главное - развернутое воображение, специальные художественные способности, мотивы деятельности.

2.Показатели творчества и способов творческих действий.

Главное - самостоятельное видоизменение способа действия, поиск нового, быстрота реакции.

3.Показатели качества детской продукции.

Главное - нахождение адекватных средств, для создания выразительного образа, индивидуальный почерк, изобразительная грамотность.

Большинство показателей проявляются в деятельности детей, и требует внимания, методического развития, создания условий для творческого роста ребенка.

1 условие - широкий подход к решению проблемы «творчество - стиль жизни»

2 условие - создание интересной полной информации жизни в ДОО и семье: обогащение впечатлениями, развитие эмоционального опыта и воображения.

3 условие - изучение изобразительного искусства как источника изобразительного опыта, формирование способности откликаться эмоционально на классическое изображение.

4 условие - активное присвоение опыта (мотивы, способы изображения), наличие гибких вариативных навыков, обогащенных развитием изобразительных умений.

5 условие - формирование мотивов подводящих к творческой деятельности.

6 условие - комплекс и система методов в цепочке - восприятие проблемной ситуации, выделение задачи, отсутствие готовых средств ее решения, поиск.

7 условие - учет индивидуальных способностей ребенка.

Этапы творческого акта.

1. Замысливание.

2. Поиск способов и средств реализации замысла.

3. Собственно изобразительная деятельность.

4. Контроль и оценка результата.

Своеобразие творчества каждого человека. Психологическая готовность к творчеству (накопление опыта, приобретение умений, навыков, развитие воображения, зрительной памяти). Индивидуальный подход в развитии творчества каждого ребенка.

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра организации производства и управления персоналом

Расчетное задание

По дисциплине основы эвристики

Вариант 13

Выполнил:

Студент группы ЭК-27А

Перепелица М.Э.

Проверила:

Синиговец О.Н.

Харьков 2012

Введение……………………………………………………………………….3

1.Структура и основные этапы творческой деятельности …………………….4

1.1Основные принципы и этапы творческой деятельности по созданию нового продукта…………………………………………………………………………….6

2.Целесообразность наращевания производственных мощностей…………..9

3.Увеличение привлекательности товара для потребителя………………….13

Заключение…………………………………………………………………...19

Список источников литературы…………………………………………….20

Введение

В данном Расчетном задании рассматревается такие вопросы как структура и основные этапы творческой деяткльности. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.Творчество - процесс создания субъективных ценностей.

Процедура построеня «дерева решений». Метод “дерева решений”. Используется для получения оптимального решения с учетом возможных состояний окружающей среды и вероятности их наступления. На основе чего будет решено конкретное управленчиское задание.

Также будет раскрыта сущность и смысл метода словесной ассоциации, приведены примеры использования метода для опредиления новых идей.

Целью данной работы я считаю изучене закономерностей построения новых действий в незнакомых ситуациях, тоисть органзацию продуктивных процессов мышленя, на основе которых реализуется гинерироване идей последовательность повышения их правдоподобности.

С помощью этой работы, я закреплю знания по эвристики и получу уникальную возможность решать нетрадиционные задачи в незнакомых условиях. Ведь именно эта молодая наука способствует развитию творческого потенциала человека.

1.Структура и основные этапы творческой деятельности

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.Творчество - процесс создания субъективных ценностей.

Структурная схема творческой деятельности

Схема творческой деятельности по Россману

1) Усмотрение потребности или трудности.

2) Анализ этой потребности или трудности.

3) Просмотр доступной информации.

4) Формулировка всех объективных решений (выдвижение идей и гипотез).

5) Критический анализ всех форм решений (для отсева идей и гипотез -> появляется цикл).

6) Рождение новой идеи (переход к пункту 4).

7) Экспериментирование для подтверждения правильности сформулированной новой идеи. Проводится мысленный (ментальный) , модельный или натурный эксперимент.

Схема структуры творческой деятельности по Гиксону

1) Подготовка. Осуществляется накопление знаний, совершенствование мастерства, формулировка задачи.

2) Концентрация усилий. Работа, направленная на получение решения - волевая концентрация усилий.

3) Передышка. Период умственного отдыха, при этом творец отвлекается от решения сформулированной задачи.

4) Озарение. Возникают новые идеи, возможно видоизменение существующих идей, однако в каждом случае результат должен быть искомым решением задачи.

5) Доведение работы до конца. На этом этапе производится обобщение результатов творческой деятельности и ее оценка.

Схема творческой деятельности по Белозерцеву

1) Формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением ее структуры субъектом творческой деятельности. Формулировки (постановки) технических задач.

2) Рождение и вынашивание новых технических идей, нового принципа, новой трансформации.

3) Создание идеальной модели (реализация).

4) Конструирование. Результаты - эскизный и технический проект, рабочие чертежи, модельно-макетное воплощение реализации.

5) Этап предметного и относительно завершенного воплощения идеи, проблемы или изобретения в новом техническом объекте.

Обобщенная модель структуры творческой деятельности по Шумилину

1) Осознание, постановка и формулирование проблемы.

2) Нахождение принципа решения (разрешения) проблемы (синонимы: нестандартная задача, решающая гипотеза, идея изобретения или замысла произведения искусства).

3) Обоснование и развитие найденного принципа. Теоретическая, конструкторская и технологическая проработка этого принципа.

Если научное творчество, то конкретизация и доказательство гипотезы. Если техническое, то конструкторская проработка идеи. Для художественного творчества - развитие и разработка замысла художественного произведения.

Разработка планов включает экспериментальную проверку гипотез. План практической реализации изобретения - реализацию замысла.

4) Практическая проверка гипотезы, реализация изобретения или замысла, объективизация художественного произведения.

Основной задачей этапа генерации идей является создание современных конкурентоспособных товаров, которые по своим технико-экономическим показателями и технологическим исполнению отвечают высшим научно-техническим достижениям, удовлетворяют нужды потребителей. Разрабатывая идеи нового продукта необходимо руководствоваться требованиями наибольшей безопасности, экономической целесообразности и полного соответствия функций изделия условиям окружения. Это правило распространяется на все изделия независимо от того являются ли они составной частью товара, или готовым товаром.

Требования наибольшей безопасности связаны с предпосылкой, согласно которой любому изделию - объекту производства и эксплуатации (использования) - должны быть присущи необходимые свойства, максимально исключающие вредное влияние на человека и окружающую среду.. Принимая во внимание значительное повышение требований потребителей к безопасному потреблению товаров, выгоднее руководствоваться требованиями абсолютной безопасности.

Требования экономической целесообразности предусматривают, что основные параметры и конструкция изделия должны обеспечивать высокий уровень его эффективности как объекта производства и эксплуатации (использование). Полезный эффект от использования изделия по назначению соответственно установленным режимам эксплуатации должен обеспечиваться минимально необходимыми расходами трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Не меньшее значение на современном этапе научно-технического развития мирового промышленного производства имеет соблюдение требований полного соответствия функциям, выполняемым изделием, условиям окружающей среды. В этом случае речь идет о том, что функциональные свойства изделия должны обязательно отвечать уровню параметров внешней среды и диапазона их изменений. Необходимо также достичь полного согласования этих свойств с параметрами среды, если последние имеют высокую динамичность и стохастичность. Выполнение всех этих предпосылок нуждается в напряженной творческой деятельности.

Процесс творческой деятельности осуществляется в органическом объединении стадий:

Подготовка,

Замысел,

Реализация.

Все стадии творческого процесса базируются на информационном, методическом и техническом обеспечении.

Информационное обеспечение включает базу знаний, банк данных прогнозов, патентов, стандартов, справок.

С методическим обеспечением отождествляют совокупность методов решения изобретательских, стандартизацонных и оптимизационных задач.

К техническому обеспечению относят средства вычислительной техники, системы автоматизированного проектирования, программно-технические комплексы.

В процессе творческой деятельности стадия подготовки к научному поиску предусматривает: накопление необходимых исходных знаний; предшествующую систематизацию фактов в изучаемой области развития науки и техники, интеллектуально-творческую подготовку личности к поиску идей. Со стадией замысла связывают изучение нерешенной проблемной ситуации и определение проблемы для дальнейшего ее решения. С этой целью изучают имеющуюся научно-техническую информацию и формулируют главную задачу поиска; выясняют центральный вопрос (фокальная точка задачи), требующей решения; устанавливают необходимые требования и существенные ограничения; разрабатывают план поиска решения. Особое внимание уделяют изучению условий возникновения и опыта решения аналогичных задач на разных этапах развития науки и техники.

Центральной в процессе творческой деятельности является стадия поиска. Именно здесь трансформируется и решается проблемная ситуация, реализуется план поиска решения соответствующего замысла. Наиболее характерными этапами этой стадии считают:

Генерирование идей;

Определение принципов решения задачи; выявление положительных и отрицательных последствий, вытекатющих из принципов решения задачи;

Анализ разных вариантов и выбор из них оптимального.

Завершает творческий процесс стадия реализации, на которой осуществляется: техническое оформление решения творческой задачи; исследовательская проверка и испытания технического решения со следующим внесением в него необходимых поправок и дополнений; реализация решения и его дальнейшее развитие. Основным же элементом творческого поиска являются генерирования новых идей.

Существует множество подходов к выделению этапов (стадий, фаз) творческого процесса. Среди отечественных ученых еще Б. А. Лезин (1907) попытался выделить эти этапы. Он писал о наличии трех стадий: труда, бессознательной работы и вдохновения.

А. М. Блох (1920) тоже говорил о трех этапах: 1) возникновение идеи (гипотезы, замысла); 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие идеи.

Ф. Ю. Левинсон-Лессинг (1923) традиционно выделил три этапа с несколько иным содержанием: 1) накопление фактов путем наблюдения и экспериментов; 2) возникновение идеи в фантазии; 3) проверка и развитие идеи.

П. М. Якобсон (1934) творческий процесс изобретателя подразделил на семь стадий: 1) период интеллектуальной готовности; 2) усмотрение проблемы; 3) зарождение идеи – формулировка задачи; 4) поиск решения; 5) получение принципа изобретения; 6) превращение принципа в схему; 7) техническое оформление и развертывание изобретения.

Подводя итог этим исследованиям, Я. А. Пономарев пишет: «При сопоставлении такого рода работ обнаруживаются, что общее явно преобладает. Всюду выделяются последовательно сменяющие друг друга фазы: 1) осознание проблемы; 2) ее разрешение; 3) проверка.

Как происходит процесс художественного творчества? (Процесс идеального моделирования в процессе создания произведений искусства (по М.Я. Дранкову)

Творческий процесс создания художественного произведения делится на 4-ре фазы:

1. Фаза сбора и обобщения жизненного материала. Период постижения современного и всеобщего бытия из различных источников жизни, науки и искусства, интерес к судьбам людей, их характерам и др. На этом этапе художник начинает ощущать себя в субъективном мире своего персонажа и живет его мыслями и судьбой. Наблюдение за людьми само по себе представляется законченным актом творческого процесса. Непроизвольная, эмоциональная заинтересованность, жажда познания, богатый и многообразный психологический опыт, мышление и воображение художника сообщают его наблюдательности интуитивную проницательность. Воспринимая в очертаниях и состояниях внешнего облика, походки, жестов душевные движения данного человека, художник улавливает и сущность его внутреннего мира, пережитое, а иногда и его профессию. Момент такого творческого наблюдения раскрывается в признании С. Цвейга: «Сам того не осознавая, и не желая, я уже отождествлял себя с этим воришкой, в какой-то мере уже влез в его кожу, вселился в его руки, из стороннего наблюдателя стал в душе его сообщником… я, к собственному удивлению, уже рассматривал всех прохожих с одной точки зрения: какой интерес они представляют для жулика».


2. Фаза кристаллизации замыслов и моделирования характеров персонажей. Она начинается с поиска проблем, наиболее значимых для большинства людей и общества в целом. Включение этой проблемы в идею будущего произведения усиливает эмоциональное начало произведения. Идея обрастает событиями, характерами, судьбами, выстраивается логика бытия персонажей. Постепенно вырисовываются первые контуры внутреннего мира персонажей, постигается их суть и логика ведущих черт их характеров. Далее осуществляется тончайшая разработка их отношений друг к другу и состояний их внутреннего мира. Постепенно художник обретает способность мыслить от образа и рисовать во внутреннем зрении картины его внутреннего мира. «Научитесь думать, как он, воспитайте в себе его образ мыслей, - учил Хмелев, - без этого вы никогда не пробьетесь к характеру».

3. Фаза воплощения внешнего образа персонажа и внутреннего видения всего содержания произведения. На этом этапе внутренний мир персонажа приобретает видимую форму образа живого человека с определенным характером, настроением и внешностью. С того момента, когда персонажи проявляются во внутреннем видении, и начинается ощутимое творчество. «Когда я пишу, - рассказывал автору этих строк Эдуардо де Филиппо, - я вижу своих героев и слышу их голоса. Это в тот момент, когда все в них становится правдивым, когда я слышу очень четко интонации их голоса. Это как будто спектакль, идеально поставленный. Именно то представление, которое я имею в виду, когда ставлю определенную сцену».

4. Перевоплощение - это процесс оживления идеальных моделей-персонажей, благодаря которому последние становятся способными к самостоятельно жизни в воображении художника. Перевоплощаясь, художник ощущает себя тем человеком, которого он создал. . «Вначале, после первой читки, - вспоминает Хмелев, - этот образ стоит около меня, но он еще не во мне, я смотрю на него, и он на меня смотрит, а потом я его забываю как бы на некоторое время, пока он не переходил в меня, и уже становлюсь им; я вижу этот образ тогда в самом себе, и, несмотря на то, что он во мне, рождается внутри, он продолжает быть и рядом со мной». перевоплощение в искусстве не исключает творческого и эстетического контроля художника. Его сознание как бы раздваивается на две сферы. Одна из них воссоздает образ и живет им. Другая наблюдает и творит его со стороны.

После первого цикла моделирования может последовать второй, третий… Вновь собирается жизненный материал, обогащаются и переосмысливаются характеры. И видение другое, и перевоплощение более совершенное. Так продолжается, пока художник не ощутит относительной готовности идеального содержания и формы к воплощению в материале искусства.

Благодаря взаимодействию всех творческих сил художника на каждой фазе процесса моделирования образ персонажа возникает не последовательно по частям, но одновременно, как целостная личность живого человека.

Процесс творчества у дошкольников своеобразен. Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение одних предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и использовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса. Она отмечала, что этап появления замысла характерен и для деятельности дошкольника, однако, развиваясь, он развертывается не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности. Отсутствие предварительного замысла - это показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени - это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка - рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только как необходимость, как условие, средство осуществления игры.

Г.Г. Григорьева говорила о том, что умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появится в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а иногда планирует его с помощью речи. В деятельности дошкольника есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа. Таким образом, Г.Г. Григорьева выделяет, что в изобразительной деятельности детей представлены все этапы, но они сокращены во времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

В творческой деятельности ребенка Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

1. Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

Исследования показывают: первоначально трехлетние дети только в 30-40 процентах случаев могут воплощать задуманное. Остальные в основном меняют замысел и, как правило называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое. Порой замысел меняется несколько раз. Лишь к концу 4 года и то при условии, если занятия проводятся систематически (в 70-80 процентах случаев), замысел и воплощение у детей начинают совпадать. В чем причина? С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным. С другой - называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

2. Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности. По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились. Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.

Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому. Так, если дети изготовляли елочные украшения, то в конце занятия все игрушки развешиваются на мохнатой красавице. Если создавали коллективную композицию, то по завершении работы педагог обращает внимание на общий вид картины и предлагает подумать, можно ли дополнить панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети украшали платье куклы, то все лучшие работы "выставляются в магазине", чтобы кукла или несколько кукол могли "выбрать" понравившееся.

Доклад на тему:

Этапы творческой деятельности ребенка

Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей.

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.

Для ребенка младшей группы творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов. Например: идет занятие, дети лепят яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает самостоятельно слепить яблоко поменьше, или побольше, или другого цвета (желтое, зеленое), для него это уже творческое решение. Проявление творчества у младших дошкольников - это и какие-то дополнения к лепке, рисунку, скажем, палочка - черешок.

По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. В рисунках, лепке, аппликациях появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавтами, работающими на орбите. И в этой ситуации положительное отношение педагога к инициативе и творчеству ребенка - важный стимул развития его творчества. Педагог отмечает и поощряет творческие находки детей, открывает в группе, в зале, вестибюле выставки детского творчества, оформляет работами воспитанников учреждение.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый этап: Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла

Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Исследования показывают: первоначально трехлетние дети только в 30-40 процентах случаев могут воплощать задуманное. Остальные в основном меняют замысел и, как правило называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое.

Порой замысел меняется несколько раз. Лишь к концу года и то при условии, если занятия проводятся систематически (в 70-80 процентах случаев), замысел и воплощение у детей начинают совпадать. В чем причина?

С одной стороны, в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным.

С другой - называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение, отказывается от первоначального замысла.

Второй этап: Процесс создания изображения

Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение.

Большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения.

Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

Третий этап: анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились.

Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.

Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений.

Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому.

Так, если дети изготовляли елочные украшения, то в конце занятия все игрушки развешиваются на мохнатой красавице. Если создавали коллективную композицию, то по завершении работы педагог обращает внимание на общий вид картины и предлагает подумать, можно ли дополнить панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети украшали платье куклы, то все лучшие работы "выставляются в магазине", чтобы кукла или несколько кукол могли "выбрать" понравившееся.

Журнал "Дошкольное воспитание" № 2, 2005


Краткое описание

К сожалению, между огромным значением технического творчества и тем вниманием, которое до сих пор уделялось ему в психологической науке, имеется очевидный разрыв. Достаточно сказать, что единственная монография по этому вопросу в советской психологической литературе - книга П.М. Якобсона "Процесс творческой работы изобретателя" - была опубликована еще в 1934 г. В связи с отсутствием других исследований книга П.М. Якобсона, несмотря на неверные исходные положения автора, оказала и продолжает оказывать серьёзное влияние на изложение вопросов психологии технического творчества в курсах общей психологии, в монографиях, посвященных организации труда научных работников, и, наконец, в научно-популярной литературе.

Введение……………………………………………………………3
Этапы творческой деятельности……………………………….4
Этапы творческой деятельности при создании нового технического
объекта………………………………………………………………………..6
Вывод………………………………………………………………………...20
Список используемой литературы…………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Помимо трансформации постановки задачи, возможны и другие пути выхода из тупика при ее решении. Чаще всего изобретатели в этих случаях используют:

  • подбор новых методов решения из арсенала методики изобретательства (библиотеки эвристических методов средств решения изобретательских задач);
  • мысленные попытки решения задачи наименее вероятными методами, традиционно применяемыми для решения изобретательских задач в других, очень отдаленных областях (например, попытка применения в области радиотехники принципов, используемых для селекции новых пород скота);
  • организацию коллективного генерирования идей с привлечением специалистов различных областей и лиц, не осведомленных в данном вопросе;
  • изображение проблемной ситуации с помощью диаграмм потока с указанием последовательности шагов и структуры процесса, точек принципиально возможных решений или элементов процесса;
  • актуализацию опыта прошлого. При этом отыскивают сведения и методы решения аналогичных и инвертированных задач в прошлом, рассматривают на уровне современных знаний и возможностей старые, не внедренные патенты и привилегии, отвергнутые проекты;
  • попытки извлечения пользы из побочных результатов неудачных мысленных проб;
  • дробление общественных потребностей на субпотребности с последующим созданием отдельного технического объекта для удовлетворения каждой из субпотребностей;
  • поиск новых, не замеченных связей между компонентами задачи и элементами предполагаемого технического объекта. Особое внимание обращают на анализ малозначительных, на первый взгляд, связей и условий;
  • временную дефакторизацию задачи и создаваемых объектов путем отказа от качественной определенности объектов с сохранением присущих им отношений или путем отказа от некоторых отношений с сохранением качественной определенности;
  • попытки установить условия, при которых решение оказалось бы нецелесообразным, с целью выяснить возможности отказаться от самой задачи или заменить ее другой для достижения той же общей цели;
  • сбор заведомо нелепых идей для решения данной или инвертированной задачи с последующим анализом возможности их использования;
  • временное прекращение поисков. Это создает психологическую возможность для возникновения догадки и позволяет посмотреть на задачу свежим взглядом.

Стадия реализации решения характеризуется техническим, эстетическим и правовым оформлением решения изобретательской задачи, конкретизацией его и внесением дополнительных изменений. На этой стадии осуществляется опытная проверка решения, оно получает научно-техническое и экономическое обоснование, в него вносятся поправки, подсказанные практикой, решение внедряется и получает дальнейшее развитие. В некоторых случаях к этой стадии можно отнести и расширение области первоначально намеченного применения изобретения.

Стадия реализации изобретательской задачи, по мнению П. К. Энгельмейера, является чисто ремесленной и не требует творческой работы изобретателя. К этой же стадии Н. Д Левитов относит проверку изобретения и различные доработки, являющиеся результатом такой проверки. С. М. Василейский включает в эту стадию развернутое техническое и экономическое обоснование достигнутого результата, основные чертежные и манипулятивные операции.

Трактование последней стадии творческого процесса как чисто ремесленной противоречит современному представлению о творческом процессе изобретательства. Сколь оригинальным и четким ни было бы принципиальное решение задачи, одними размышлениями и благими намерениями, без практических действий - экономического обоснования, изготовления и проверки опытного образца, проведения лабораторных и других испытаний - трудно создать пригодное изобретение. Операции по реализации изобретения содержат творческие элементы. На этой стадии нередко существенно изменяется и дополняется первоначальное решение. Патентоведам хорошо знакомы затруднения, возникающие в случае, если заявка на изобретение подана до его экспериментальной проверки.

Отстранение изобретателя от участия в завершающей стадии процесса создания изобретения, которое случается нередко, приводит обычно к удручающим результатам. Известный изобретатель Р. Дизель считал изобретением только реализованное решение. Советский изобретатель В. И. Мухачев предложил правило, в соответствии с которым изобретатель, решивший творческую задачу, должен участвовать в реализации своего изобретения. Участие изобретателя в стадии реализации решения расширяет его кругозор, укрепляет связи с практикой, обогащает творческий опыт. Единство теории и практики является высшим выражением единства духовной и материальной сторон во всякой деятельности людей и, в частности, в создании новой техники. Быть творческим человеком означает больше, чем иметь определенные черты. Это означает вести себя творчески, подходить к задачам, с которыми мы сталкиваемся, опираясь на воображение и оригинальность. Короче говоря, это означает демонстрировать навыки в применении творческого процесса. Хотя авторитеты расходятся во мнениях относительно количества этапов в этом процессе: одни говорят о трех, другие - о четырех, пяти или семи, - эти расхождения не касаются принципиальных вещей. Они состоят лишь в том, объединять ли действия под одним заголовком или несколькими. Относительно основных обсуждаемых действий существенных расхождений нет.

Для облегчения запоминания и удобства применения мы будем рассматривать творческий процесс как состоящий из четырех этапов: поиск задач, формулирование конкретной проблемы или конкретного спорного вопроса, их исследование и создание набора идей. Каждый из этих этапов будет предметом отдельного урока, но краткий обзор всего процесса позволит вам начать применять его уже прямо сейчас.

Первый этап: Поиск задач

Сущность творчества заключается в том, чтобы подходить к задачам, опираясь на воображение, оригинально и эффективно. Часто необходимость искать задачи отсутствует; они встают перед вами в форме очевидных проблем и спорных вопросов. Например, если ваш сосед по комнате в общежитии каждый день возвращается домой в два или три часа ночи, шумно заходит и начинает разговаривать с вами, когда вы пытаетесь заснуть, вам не нужно быть очень проницательным, чтобы понять, что у вас проблема. Или если вы окажитесь в гуще яростных дебатов о том, является ли аборт убийством, никому не нужно говорить вам, что вы будете высказываться по спорному вопросу. Однако не все задачи столь очевидны. Иногда проблемы и спорные вопросы настолько мелкие и малозаметные, что только очень немногие люди обращают на них внимание; в других случаях никаких проблем и спорных вопросов нет вообще, а есть только возможность улучшить существующее положение. Такие задачи не вызовут у вас сильных эмоций, поэтому вы и не найдете их, если будете просто сидеть и ждать - вы должны их искать.

Первый этап творческого процесса представляет собой привычку искать задачи - не в какое-то определенное время, а постоянно. Ее важность отражена в том факте, что вы можете применить творческий подход только в ответ на задачи, которые вы осознаете.

Второй этап: Формулирование проблемы или спорного вопроса.

Цель этого этапа - найти самую лучшую формулировку проблемы или спорного вопроса, формулировку, которая приведет к наиболее ценным идеям36. «Правильно сформулированная проблема, - отмечал Генри Хэзлитт, - наполовину решена». Поскольку разные формулировки открывают разные направления для мысли, лучше всего рассмотреть как можно больше формулировок. Одна из самых распространенных ошибок при работе над проблемами и спорными вопросами - это рассмотрение их лишь с одной точки зрения, тем самым закрывается множество перспективных направлений для мысли.

Возьмем упомянутого ранее заключенного, когда тот обдумывал, как ему сбежать из тюрьмы. Его первая формулировка проблемы, по-видимому, была такой: «Как мне достать пистолет и, отстреливаясь, выбраться отсюда?» или: «Как мне спровоцировать охранников открыть мою камеру, чтобы я смог их обезоружить?» Если бы он остановился на этой формулировке, он до сих пор оставался бы там, где и был. Его изощренный план побега мог родиться только в ответ на вопрос: «Как мне распилить решетку без пилы?»

Часто после формулирования проблемы или спорного вопроса многими способами вы не сможете решить, какая формулировка самая лучшая. Если так и случится, отложите решение до тех пор, пока работа на следующих этапах процесса не позволит вам принять окончательное решение.

Третий этап: Исследование проблемы или спорного вопроса

Цель этого этапа - получить информацию, необходимую для того, чтобы эффективно работать над проблемой или спорным вопросом. В некоторых случаях это будет означать всего лишь поиск подходящего материала в своем прошлом опыте и наблюдениях, пригодного для решения данной проблемы. В других потребуется получить новую информацию посредством нового опыта и наблюдений, бесед с информированными людьми или собственного исследования. (В случае того заключенного это означало внимательно изучить все доступные места и предметы в тюрьме.)

Четвертый этап: Создание идей

Цель этого этапа - произвести достаточное количество идей, чтобы решить, какое действие следует выполнить или какое мнение принять. На этом этапе часто встречаются два препятствия. Первое - это часто неосознаваемая склонность ограничивать свои идеи обычными, знакомыми, традиционными реакциями и блокировать необычные и незнакомые. Боритесь с этой склонностью, помня, что, какими бы чуждыми и неподходящими ни казались реакции последнего вида, именно в этих реакциях проявляется творчество.

Второе препятствие - это соблазн слишком поспешно прервать процесс создания идей. Как мы увидим в следующих уроках, исследования показали, что чем дольше вы продолжаете создавать идеи, тем выше вероятность того, что вы создадите стоящие идеи. Или, как пишет один

Остался последний вопрос, который следует прояснить, прежде чем вы будете готовы начать практиковаться в творческом процессе: как узнать, что вы нашли творческую идею? По каким характеристикам вы сумеете отличить ее от других идей? Творческая идея - это идея, которая и опирается на воображение, и эффективна. Второе качество не менее важно, чем первое. Недостаточно, чтобы идея была необычна. Если бы это было так, то самые странные, самые эксцентричные идеи были бы и самими творческими. Нет, чтобы быть творческой, идея должна «работать», должна решать проблему или прояснять спорный вопрос, на который она отвечает. Творческая идея не должна быть просто необыкновенной - она должна быть необыкновенно хороша. Вот стандарт, который вы должны применять, когда обдумываете идеи, которые создали.

Когда вы создали большое количество идей, решите, какая вам кажется самой лучшей. Иногда это будет одна-единственная идея; в других случаях - сочетание двух идей или больше. На этом этапе ваше решение должно иметь предварительный характер. В противном случае у вас появится сильное желание отказаться от важного процесса критического мышления, с помощью которого идеи оцениваются. Основные принципы и этапы творческой деятельности по созданию нового продукта

Основной задачей этапа генерации идей является создание современных конкурентоспособных товаров, которые по своим технико-экономическим показателями и технологическим исполнению отвечают высшим научно-техническим достижениям, удовлетворяют нужды потребителей. Разрабатывая идеи нового продукта необходимо руководствоваться требованиями наибольшей безопасности, экономической целесообразности и полного соответствия функций изделия условиям окружения. Это правило распространяется на все изделия независимо от того являются ли они составной частью товара, или готовым товаром.

Требования наибольшей безопасности связаны с предпосылкой, согласно которой любому изделию - объекту производства и эксплуатации (использования) - должны быть присущи необходимые свойства, максимально исключающие вредное влияние на человека и окружающую среду. Принимая во внимание значительное повышение требований потребителей к безопасному потреблению товаров, выгоднее руководствоваться требованиями абсолютной безопасности.

Требования экономической целесообразности предусматривают, что основные параметры и конструкция изделия должны обеспечивать высокий уровень его эффективности как объекта производства и эксплуатации (использование). Полезный эффект от использования изделия по назначению соответственно установленным режимам эксплуатации должен обеспечиваться минимально необходимыми расходами трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Не меньшее значение на современном этапе научно-технического развития мирового промышленного производства имеет соблюдение требований полного соответствия функциям, выполняемым изделием, условиям окружающей среды. В этом случае речь идет о том, что функциональные свойства изделия должны обязательно отвечать уровню параметров внешней среды и диапазона их изменений. Необходимо также достичь полного согласования этих свойств с параметрами среды, если последние имеют высокую динамичность и стохастичность. Выполнение всех этих предпосылок нуждается в напряженной творческой деятельности.

Процесс творческой деятельности осуществляется в органическом объединении стадий:

  • подготовка;
  • замысел;
  • поиск;
  • реализация;

Все стадии творческого процесса базируются на информационном, методическом и техническом обеспечении. Информационное обеспечение включает базу знаний, банк данных прогнозов, патентов, стандартов, справок.

С методическим обеспечением отождествляют совокупность методов решения изобретательских, стандартизацонных и оптимизационных задач. К техническому обеспечению относят средства вычислительной техники, системы автоматизированного проектирования, программно-технические комплексы. В процессе творческой деятельности стадия подготовки к научному поиску предусматривает: накопление необходимых исходных знаний; предшествующую систематизацию фактов в изучаемой области развития науки и техники, интеллектуально-творческую подготовку личности к поиску идей. Со стадией замысла связывают изучение нерешенной проблемной ситуации и определение проблемы для дальнейшего ее решения. С этой целью изучают имеющуюся научно-техническую информацию и формулируют главную задачу поиска; выясняют центральный вопрос (фокальная точка задачи), требующей решения; устанавливают необходимые требования и существенные ограничения; разрабатывают план поиска решения. Особое внимание уделяют изучению условий возникновения и опыта решения аналогичных задач на разных этапах развития науки и техники.