Все о печах и каминах - Информационный портал

Тайна именного значения человека. Что означает имя человека: его характеристика, какие бывают женские и мужские имена Что дает человеку его имя

ИМЯ ЧЕЛОВЕКА

« Назвать человека, дать ему имя, преодолеть

хаотическую текучесть жизни - значить сделать

мир осмысленным ».

А.Ф. Лосев

Введение

Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности. Недаром оно входит первым компонентом в структуру самосознания.

Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении, и даже после смерти фактического тела имя может существовать очень и очень долго.

В процессе индивидуального развития человек вживается в свое имя, оно становиться частью его сущности. С помощью имени человек выделяет себя как персону. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенок начинает свое общение с окружающими, когда овладеет речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

При имя наречении важен учет многих обстоятельств, такие как традиции национальной культуры, общества и семьи.

Имя собственное становиться тем первым кризисом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с “Я”, которое также употребляетсядля обозначения человеком себя самого, для выражения сознаваемой им своей сущности, самого себя в окружающем мире.

“ Как тебя зовут? “- с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад.

Именно в дошкольном возрасте происходит процесс осознания имени, которое продолжается всю жизнь.

Депривация имени лишает ребенка уверенности в себе, рождает тревожность и чувство недоверчивого отношения ко взрослому, а затем к миру в целом.

Приступая к исследованию категории имени мы предпологали , что индификация о том как ребенок осознает свое имя, как его воспринимает, как к нему относится чрезвычайно важно и необходимо как педагогам так и родителям. Кроме того все, кто взаимодействует с ребенком должны знать в каких ситуациях происходит подтверждение и депривация имени и как это отражается на развитии и эмоциональном благополучии дошкольника. Необходимость подобной информации еще раз подтверждает актуальность и практическую значимость выбранной темы.

Имя и имянаречения как единицы культуры и социальной действительности.

Приступая к исследованию, мы, прежде всего, обратились к словарям и постарались выяснить содержания понятия «имя». Анализ дал нам следующее:

С психологической точки зрения имя - личное название человека, даваемое ему при рождении: знак, причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу.

Имя –

1. Личное название человека, даваемое при рождении. (Его имя – Виктор.);

2. Личное название человека с отчеством, а также фамилия. (Не забудем имена героев.);

3. Известность; та или иная репутация. (Писатель с мировым именем. Доброе имя.);

4. Об известном, знаменитом человеке. (Крупные имена.);

5. Название предмета, явления.(Дать имя горной вершине.);

6. Грамматический разряд скланяемых слов. (Имя существительное, имя прилагательное.).

Имя присваивается ребенку при регистрации его рождения. Включает только имя либо имя, отчество и фамилию в совокупности.

Далее, обратились к анализу категории имени и выявили, несколько тенденций. Так, имя изучается в языкознании, в психологии, философии, культурологии , энтографии , фольклористике.

Ономастика – это наука о собственных именах. Она изучает становление, распространение имен, заимствование в другие языки, преобразующих в новых условиях и т.д.

Существует много популярных изданий, которые рассматривают имя, его особенности, характер его влияния на человека и так далее. Мы воспользовались содержанием всех изданий для того, чтобы сделать себе целостное и многоаспектное представление об имени и процессе имя наречения.

Мы обратили внимание на то, что каждый автор, приступая к изложению пытаются дать определение категории имени. Общим для многих авторов является мнение, согласно которому, имена как особые слова становятся достоянием человечества лишь благодаря языку. И в языческих действиях, и в религиозных образах важное место отводится имени.

Человека зовут определенным образом потому, что имена каждого народа, кто бы Вы ни были, образуют определенный массив специально подобранных слов, приспособленных для именования людей именно вашей национальности или соседей, у которых заимствовали ваше имя. Имена одного народа, употребляющиеся в одном языке, связаны между собой внутренним единством, численно ограничены, системно организованны.

Мы обратили внимание на то, что существует понятие личное имя, нарицательное имя и имя собственное. Личные имена понимаются широко как индивидуальные наименования субъектов, независимо от происхождения этих слов и их взаимоотношения с нарицательными именами данного языка.

Существуют две самостоятельные, однако, достаточно тесно связанные между собою группы собственных имен: имена сложившиеся естественным путем, и имена, искусственно созданные, выдуманные. Вторые, делятся на употребляющиеся в реальной действительности. Наряду с естественно сложившимися именами (придуманные новые личные имена, искусственные фамилии, переименование географических объектов), имена книжные (имена и фамилии литературных героев произведений, название мест действий).

Существует система личных имен, которые выделяют разные исследователи. У исландцев нет фамилии, чеха, поляка, болгарина не называют по отчеству, у некоторых народов океании нет ни фамилий, ни отчеств.

Древние греки, кельты, германцы, славяне, тюрки, имели по одному имени - личному в узком смысле; второе имя могло появляться в некоторых случаях (по занятиям или месту происхождения).

Китайскую антропомистическую систему сегодня составляют такие члены: син – близкое к нашей фамилии, и мин – личное имя в узком смысле, часто двучленное.

В русской сложился порядок: личное имя (в узком смысле); отчество; фамилия.

Еще раз, обращаясь к категории собственного имени, исследователи отмечают, что все собственные имена, в конечном счете, произошли от имен нарицательных. От каких нарицательныхимен, где и когда произошли личные собственные имена Василий, Антон, Николай, Анна, Мария и многие другие, которые мы слышим на каждом шагу, которыми зовемся сами. Вот Вера, Надежда, Любовь действительно как-то связаны с нарицательными вера, надежда, любовь. А остальные?

Канонические имена (христианские), рассматривая их, мы заметили в них свои особенности. Так, например, почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях моральные и физические достоинства. Вот значения некоторых из них: Андрей – «мужественный», Генадий –«благородный», Никифор – «победоносный», Тихон – «счастливый», Агата – «красивая», Глафира – «изящная», София – «мудрая».

Большинство римских имен также отмечают в людях хорошее: Виктор – «победитель»; Валерий, Валентин – «здоровый»; Пульхерия – «прекрасная».

Старые русские (канонические) имена возникли на иноземной почве и в Х в. Принятие Древней Русью христианства в качестве государственной религии, закрепленное браком Владимира с Византийской царевной Анной, способствовало упрочнению между народных связей Руси, помогло русским знакомиться с западной, особенно византийской культурой. Одновременноиз Византии были заимствованы и христианские имена, которые стали даваться людям церковью (при крещении). Называть разрешалось лишь узаконенными религией (канонизированными) именами, объявленными настоящими, «правильными» и записанных в специальных книгах «святках». Все прочие имена были объявлены неканоническими (имена людей, исповедующих другую религию или просто языческими). Происходил процесс обрусения нерусских имен, процесс превращения их из чужих и трудных для произношения слов в свои, законные, близкие.

Однако, несмотря на то, что подобным изменениям подверглись все без исключения канонические имена, многие из них так и остались чуждыми русскому народу и русскому языку. Встречались случаи присвоения имен против воли родителей. Была такая традиция: называть ребенка именем, которое стояло в церковном календаре против числа, когда он родится.

В некоторых семьях было принято, выбирая имя ребенку, наугад раскрывать календарь или прокалывать его булавкой, останавливаясь на странице с самымпоследним проколом.

Почти все имена в результате многовекового “обкатывания ” в русском языке сделались вполне удобно произносимыми и похожими на другие слова русского языка. Они изменяли свою форму, приспособив ее к условиям русского произношения, склонения, словообразования, но каждое имя сохранило что-то свое.

Среди имен, заимствованных у Византии, были такие, которые в русском языке оказались созвучными с нарицательными именами, но это очень повредило им как именам. Заботливые родители в первую очередь беспокоились о том, чтобы имя, которое они дадут ребенк , не давало повода для всяких нежелательных ассоциаций.

Таким образом, вся эта группа имен на пртяжении долгого времени давались лишь по традиции или в тех случаях, когда отказывались окрестить ребенка другим именем. Их почти не было в городах уже в конце Х I Х в., оставались они лишь в деревне.

Итак, получив информацию о сущьности имени, мы убедились в том, что имя человеку нужно для того, чтобы служить индивидуальным различием его носителя. Исследователи и авторы популярных изданий выделяют некоторые особенности и качества имени, его взаимосвязь с другими характеристиками человека. Так, яростную борьру вела из-за имен церковь. Уловив целостность имени как социального знака, почти все религии воспользовались им, присвоив себе монопольное право давать имя, придав этому акту религиозный характер и превратив личное имя в символ принадлежности носителя имени к данной религии. Видели огромное значение его в обществе, но, не умея объяснить, приписывали ему божественную силу.

На мистификации имени основаны многие религиозные представления и бытовые суеверия. Сущность их – приписывание имени потусторонней силы. Церковь веками вбивала в сознание русского народа, что «в некрещенном ребенке нет души.» Отождествление «имя – душа» свойственно многим верованиям.

Эскимосы представляют человека как соединение тела, души и имени, из которых имя может избежать смерти.

Мистификации имени диктует и выбор имени – пожеланий. Называют ребенка на том или ином языке Умный, Богатырь и тому подобным, ведь не констатируют в новорожденном эти качества, пока еще неизвестны, а заклинают судьбу, чтобы ребенок вырос таким.

Имя также рассматривается как знак судьбы.

Многие считают, что имя в составе обязывает своего носителя быть таким, а не иным (в связи с определенным смыслом, который люди вкладывают в данное имя им образом определенного человека, им звавшегося). В таком случае не достоточно хорошо обдуманный или обснованный выбор имени может в какой-то мере повлиять на судьбу именуемого в психологическом плане. Ведь ребенок постоянно слышит, кто и как, с какой интонацией произносит его имя, сравнивает, как звучат имена других детей. Однако этого сопоставления бывает порой недостаточно, чтобы понять, как относятся к данному ребенку, и чтобы он сам для себя сделал соответствующие выводы.

Проанализировав категорию «имя», разобрались в том, что же представляет собой имя, мы приступили к исследованию имянаречения . Многие исследователи в данной области указывают на большую роль имени в жизни человека. Так, американские исследователи, работавшие над проблемой формирования личности, пришли к выводу, что имя играет очень важную роль в жизни человека. Оно влияет не только на настроение, но ина характер, здоровье и даже на судьбу. И этот факт чаще всего подтверждается. Ребенок, чье имя может быть высмеяно, вынужден бороться за нормальное отношение к себе или желание изменить имя.

О важности выбора имени для ребенка говорили еще в древности. В родовой культуре имя к ребенку нередко переходило от родового предка, уже умершего, но существующего «где-то вверху», «где-то рядом». Имя предопределяло не только прошлое, но и настоящее, но и будующее ребенка, поскольку в этом имени была запечетлена воля родителей.

В родовой культуре формировалось хорошо понимаемые её представителями «образы» каждого имени, которыет определяли то, каким хочет видеть его носителя род, от кого хочет защитить ребенка при наречении.

Ребенку при имянаречении должны были переходить свойства его предка. При обрядах имянаречения обязательно утверждалось: Ты (имя) как твой предок (то же имя!)…

Сталкивались с трудностями – как отличить красивое имя от некрасивого .

Один стремиться дать имя «как у всех»; в старой русской деревне никто не смел выйти из круга 30-40 мужских и 25-30 женских имен, употребляемых там, где он живет. Теперь такие бытовые ограничения не в силе, но и сейчас большенство населения предпочитает давать имена «как у всех».

Другие, напротив стремяться найти имя как «ни у кого». В прошлом такие имена были исключением, да и их связывал заданный святцеми готовый перечень.

Антропонимистка Р. Кац , проведя в Стокгольме опрос школьников, «нравится ли тебе твое имя?» получила такие ответы: Марика , Матина , Диза довольны своими именами, потому что «никого в классе так не зовут», а Еспер и Ральф своими именами не довольны … по той же причине, что «никого в классе так не зовут». Обе стороны ошибаются. При выборе имя для ребёнка, не следует гнаться за модой. Необходимо задуматься над тем, что имя дается не на год. Противопоставление редкого частому обманчиво. Самое редкое имя спустя десятилетие может оказаться лишь подчеркивающим возраст. Наивныпопытки на оригинальность в придумывании имен. При свободе от государственного вмешательства и от заданного церковью списка имен, выбор имени подчинен могущественной власти обычая и моды, а кто пытается встать над ними, жестоко ограничен нормами языка.

Мода на имя – это явление объективное, которое нельзя ни отменить, ни запретить. Связана она прежде всего с психологией. В любом случае, когда имеется проблема выбора, одни люди стремятся к массовому, часто типному . При этом обычно не задумываются, как будет себя чувствовать ребенок с широко распространеным именем.

Продолжая рассматривать различные подходы к выбору имени, мы обратили внимание на то, что одни имена благозвучны, другие неблагозвучны.Т ак , девочку рождёную в феврале, хотят назвать Февралина . По звучанию имя гормонично и благозвучно, но часть имени вралина имеет некоторый отрицательный смысл. Звучны и потому красивы многие древнерусские имена и общеславянские имена многих народов нашей страны и зарубежных стран. Звучны потому, что в течении многих тысячелетий они специально культивировались как особые слова, приспособленные для наименования людей.

Выбирая имя по звучанию, один стремиться к тому, чтобы оно начиналось на тот же звук, что и отчество: Николай Никитич, Вера Васильевна. Другие стараются избегать подобных созвучий. Имя с отчеством должны звучать как строка хорошего стихотворения. Так же исследователи обращают внимание родителей на то, что системы имен, сложившиеся у каждого народа, формировались тысячелетиями, что имена внутри каждой системы хорошо согласуются друг с другом, а принадлежащие к разным системам имена нередко противоречат друг другу.

Имя дается ребенку, когда ему едва исполнилось несколько дней и когда еще невозможно сказать, каким он вырастет.

Также авторы многих исследований говорят, что выберая имя для ребенка, необходимо узнать, какие у него сокращенные и ласкательные формы и не является ли оно само сокращенным вариантом другого имени. Учитывают и то, что от имени мальчика со временем придется образовывать отчество.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том,ч то имя действительно влияет на жизнь, судьбу человека. И выбор имени для ребенка такой же важный шаг, как и рождение ребенка.

Итак, в данной части работы мы рассмотрели имя и имянаречение , трактовку в языкознании. Теперь логично обратиться к изучению психологической сущности данных категорий.

Имя, как единица структуры самосознания.

С педагогической точки зрения, личность рассматривается как определяемая вклчённостью социальной связи, системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

С психологической точки зрения, личность – это человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня своего психического развития.

Осознание самого себя происходит через присвоение общезначимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок.

Структура самосознания личности – совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе.

Для исследования данной проблемы мы обратились к работам В.С.Мухиной. Она включает имя в структуру самосознания.

Существуют некоторые виды структуры самосознания. Мы, в своей работе, остановились на следующей. Структуру человеческого самосознания составляют имя собственное, самооценка, притязание на признание, представление себя как представителя определенного пола, представление себя во времени, отношение к правам и обязанностям.

Имя собственное – первое звено в структуре самосознания, имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Феноменологическое значение имени как индивидуального знака человека, представляющего его в мире и определяющего его жизненный путь, имеет место на всех этапах истории человека.

В мифах архаичнго человека просматривается момент ожидания появления новорожденного («Вот придет…»), рождения («Вот пришел…») и его становление как члена рода. При этом имя проявляется прежде, чем родится человек, и остается после его смерти – переходя от предка к потомку.

Глубинно, психологически имя является тем катализатором, который содействует накоплению положительных эмоций, обращенных к человеку с первых дней его появления на свет, формированию базового доверия к людям и ценностного отношения к самому себе. При этом имя глубинно идентифицируется с телесной оболочкой, самим телом человека и его внутренней духовной сущностью. В случае депривации имени (оскорбления, насильственная смена имени и другое ), человек не только испытывает дискомфорт, но и может отреагировать психоастеническими реакциями или деприссивными состояниями. Обращение к человеку по имени, оказание уважительного отношения к нему через адекватно лояльный стиль общения обеспечивают условие успешного взаимодействия и готовности решать общие проблемные задачи.

Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу.

Имя – это кристалл личности, который в течении жизни формирует и индивидуализирует человека. Исповедующий традиционное отношение к имени человек бережет его смолоду выгодно отличается от «безымянного» (Вл. Даль) – бродяги, не помнягощяго родства или таящего свое имя.

Самопознание родового человека, безусловно, зависило от его идентификации со своим собственным именем. Для мифологического сознания родовой культуры имя и его носитель представлялись чем-то нерасторжимым. Магия имени не давала возможности убить врага, пока не будет известно его имя (следовало одновременно убить человека и его имя); первобытный воин, настигая свою жертву, требовал: «Скажи свое имя!» Имя, передоваемое внутри рода новорожденному от его предков, в сознании людей охраняло ребенка. В родовой культуре формировались хорошо понимемые и представляли «образы» каждого имени, которые определяли то, каким хочет видеть его носителя род, от кого хотят защитить ребенка. Если ребёнку при имя наречении давали имя предка, он постепенно узнавал о своем предке, идентифицировался с ним и надеялся, что лучшие свойства предка станут его свойствами. Имя глубоко входило в личность с мифологическим мышлением, становилось сутью самой личности.

В условиях современной жизни стран европейской культуры имя потеряло остроту мифологического отношения, но одновременно оно сохраняет мощное значение и смысл для его носителя. Имя имеет психологическое значение; оно становиться тем первым кристаллом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с “Я”, которое также употребляется для обозначения человека самого себя.

Современный взрослый человек из цивилизованного общества также неформально относиться к своему имени, хотя хорошо понимает его знаковую сущность. При необходимости человек может сменить имя. Но в обыденной жизни люди делают это весьма редко.

Насильственная смена имени приводит человека к личностному кризису. Так, проводимая в 80-е годы компания по смене имен так называемых турецких болгар и цыган, привели к личностным кризисам многих людей, которые подвергли этому испытанию. Люди стали чувствовать себя другими личностями и теряли перспективу жизни.

Понятие «имя» может иметь иносказательный смысл как выражение известности, достоинств: «Он приобрел имя.», « Человек с именем». Вл. Даль приводит в словесном обиходе выражения, представляющие имя человека как его человеческую сущность. «Я ведь не без имени овца.», « Хорошо тут и там, где по имени зовут.», «Под чужой потолок подведут, так и другое имя дадут.».

Отношение к имени человека, к различным имянаречениям складывается в процессе истории. Оно не статично на все времена. Некоторые значения при имя употреблении в прежднее время канули в Лету, другие сохранились и поныне. «Отношения» ребенка или взрослого со своим именем в разные моменты быта неоднозначны: от «невосприятия » значения обращения по имени, до болезненного напряженного внимания к тому, как произносится имя. Поэтому только тонкая индитификация с ребенком или взрослым других, выражаемая в способах обращения по имени, обеспечивает правильное взаимодействие, дает возможность поддерживать человека в его притезаниях на желаемое отношение к себе.

«Как тебя зовут?» – один из первых вопросов к ребенку, когда взрослый или сверстник вступает в общение с ним.

Ребенок очень рано индитифицируется с именем и не представляет себя вне его . Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребенок отстаивает свое право на имя и протестует, если его называют другим именем.

Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя, к героям литературых произведений. В этом случае ребенок острее переживает события, происходящие с тезкой, заинтересованнее относится к его судьбе. Все, что имеет отношение к имени ребенка, приобретает для него особый, личностный смысл.

Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С именем ребенка начинается обращение к нему, поощрение («Толя хороший мальчик!») или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенка раннего возраста начинает свое общение с окружающими, когда овладеет речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

Тонкая индификация с ребенком, выражаемая в способах обращения по имени, обеспечивает его личностную устойчивость, дает возможность ребенку в его притязаниях на желаемое отношение к себе.

В наше время имянаречение идет, прежде всего, по благозвучию, по сочетанию его с отчеством. И всё-таки во многих семьях его дают ребёнку в память дедушки или бабушки, в честь достойного подражания человека, и малыш знает об этом и чувствует внутреннюю связь с родственником или достойным красивым человеком.

Имя в детстве ложится в основу человеческого «я».«Я – Петя» - зто начало человеческого самосознания.«Именно я – Петя». А дальше начнёт кристаллизоваться вокруг этого ядрышка – структра самосознания личности.

Имя собственное имеет для каждого ребёнка особое значение. Имя представляет ребёнку особый вид отождествления (идентификация) с предком, с нацией. Старший дошкольник, если только ему объяснили это, знает, к какой национальностион принадлежит. Он может хорошо различать имена своей национальности и отличать их от имен других народов.

С имени начинает развиваться самосознание человека.«Я – Петя» - это не разделимо в сознании. И вдруг: «Иванов!» Отчужденное, ранящее. К своей фамилии в качестве обращения ребёнок ещё не привык.«За что? Что я сделал плохого?» – кричат все чувства малыша.

Анализируя литературу по данной проблеме, мы обратили внимание, что авторы условно выделяют два рождения личности, где важную роль отводят имени.

«Первое рождение» личности обусловлено следующими событиями в психической жизни ребёнка: он выделяет себя как персону (эт о происходит в раннем возрасте); формируется самосознание ребёнка, он выделяет себя как носителя определённого имени (имя собственное и местоимение «я» соединяются с определённым физическим типажом); ребёнок начинает отождествлять себя с именем и со своим физическим обликом.

«Второе рождение» личности, связанно с формированием мировоззрения и идеологии, активной воли.

Другие авторы указывают на то, что обобщённое знание о себе происходит вместе с появлением речи и благодаря ей . Сначало дети узнают название предметов внешнего мира, затем начинают соотносить своё имя с самим собой. Это подтверждает мысль о том, что ребёнок сначала познаёт себя как некоторый внешний предмет, а когда приходит к целостному представлению о себе, начинает, следуя за взрослым, называть себя, как и другие предметы, своим именем. Лишь к концу второго года жизни он полностью заменяет собственное имя местоимением «я».

Подводя итог, по материалам представленным в даннойглаве , мы пришли к следующему выводу: имя является не только принадлежностью того или иного человека, а является также той основной структурой, через которую возможно воздействовать на эмоции ребёнка и, следовательно, на общий эмоциональный настрой ребёнка.

Особенности отношения к имени на разных этапах онтогенеза.

«Имя» на разных возрастных этапах развития ребенка, а также его осознание и значение – различно. Так, в раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует ее самому ребенку, выступает как мерило его социальной защищенности, является решающими фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут пренадлежать как мальчикам, так и девочкам). Ребенок узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно идентифицирует его с определенной культурой.

На этапах онтогенетического развития это звено самосознания проростает сложными интегративными связями и определяет ценностные ориентации человека в его притязаниях на признания, в особенностях половой идентификации, в характере построения жизненных перспектив, а также в системе прав и обязанностей.

Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Идентификация с именем происходит с первых лет – ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложиться в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает возможность представить себя как обособленного от других исключительного индивида. Депривация ребенка посредством отношения к его имени (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия ко взрослому.

Собственное имяпредставляет некую индивидуальность перед другими. Пётр – имя, которое отличает Петра от Ивана, Николая, Василия и прочих. Имя, кроме того, отражает национальную принадлежность ребёнка. Ребёнок на слух усваивает имена своего народа, среди них он находит место и своему имени.

Психологически для ребёнка его имя – это он сам. Вне своего имени ребёнок не представляет себе самого себя.

Но прежде чем рассмотреть путь соединения компонента «имя» и местоимения «Я», рассмотрим, как происходит развитие личности ребёнка с нарушением интеллекта.

У ребёнка в раннем детстве с нарушениями интеллекта не складываются те предпосылки к развитию личности, которые обеспечивают формирование личности у нормально развивающегося дошкольника. Личность ребёнка с нарушениями интеллектаформирунтся с большими отклонениями как в сроках и темпах развития, так и по содержанию. Складывается иное отношение разных сторон личностного развития ребёнка. На базе 3 лет не появляются личностные проявления: самосознание, волевые проявления. Их поведение непроизвольное, «полевое». Ребёнок не может в ходе общения усвоить нормы поведения и понять их смысл.

В 4 года появляется желание подчиняться взрослому.

В элементарной деятельности необученных детей с нарушениями интеллекта наблюдается лишь c амые примитивныемотивы – интерес к внешнему виду игркшки , подчинение требованию взрослого, в редких случаях – интерес к процессу деятельности. Познавательные мотивы снижены. Под влиянием требований окружающих в дошкольном возрастеначинают формироваться навыки самообслуживания, правильного поведения в общественных местах.

Без обучения у детей с нарушениями интеллекта в эмоционально-волевой сфере наблюдаются трудности в регуляции поведения, не возникает потребность в произвольном управлении поведением. В своих действиях дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодалевать даже посильные трудности. Не всегда могут оценить трудность нового, не встречающегося в их опыте задания, и поэтому не отказываются от выполнения новых видов деятельности.

У детей не наблюдается также соподчинения мотивов; импульсивные действия, сиюминутные желания – преодалевающие мотивы их поведения. Натяду с этим речь взрослого может организовать деятельность школьника с нарушениями интеллекта, направить её, регулировать процесс деятельности и поведение ребёнка

В младенческом возрасте ребёнок ещё не осознаёт себя как такового, хотя отзывается на своё имя .

В раннем детстве, когда годовалому ребёнку говорят: «Иди ко мне Петенька! Хороший мой!», то он с готовностью и радостью тянет ручки и, если уже научился передвегаться , бежит. Можно сказать, что малыш отзывается на своё имя (по наблюдениям Мухиной В.С. дети уже в год стали соотносить своё имя с самим собой). Мера понимания, что это его собственное имя – Петя, весьма невелика. Здесь ребёнком узнаётся целый комплекс отношения к нему: доброжелательное обращение, ласковый призыв к общению, звучание знакомых уже словосочетаний («Где Петя?», «Иди ко мне, Петя!» и так далее) и многие другие ситуативно-значимые сигналы.

Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя, так как постоянно слышит нежное обращение к себе. Ему нравятся все домашние варианты его детского имени, он уже знает, как его будут называть, когда он станет взрослым. «Сейчас меня зовут Митей, когда был маленький, звали Мотя, а когда выросту, меня будут называть Дмитрий Борисович»– с удовлетворением объясняет пятилетний Митя метаморфозы своего имени во время его жизни.

В дошкольном возрасте ребенок постигает ценность имени через утверждение своего достоинства. Имя и достоинство начинают соединятьсяв самосознании ребенка, с одной стороны, через сказки, фольклор, а с другой стороны – через реальные отношения с другими. Поощрение имени («Как тебя зовут!»; «Какое красивое у тебя имя!»), поощрения в достоинствах («Толя хороший мальчик!»; «Это лучше всех сделал Илюша!»), а также демонстрационное искажение имени вместе с обесцениванием личности («Толька дурак !») приучают ребенка ценностно относиться к своей персоне вместе со своим именем. Происходит целостное включение в самосознание ребенка имени и духовной индивидуальности.

Ребенок ограниченно, начиная с раннего возраста, идентифицирует свое имя с собой телесным. В дошкольном детстве он заметно продвигается в этом отношении. При благоприятных условиях ребенок дошкольного возраста чаще всего любит свое имя, т.к. постоянно слышит доброжилательное к себе обращение.

С поступлением в школу, ребенок точно рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его домашнее, детское имя. Если он улавливает иронию, насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации, связанные с реакцией на его имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем следует считаться.

В то же время, если сверстники с приязнью произносят имя ребенка, он испытывает чувство глубокого удовлетворения или и самим собой. Ведь, как совершенно справедливо писал Дж. Карнеш , для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи.

Именно в школе, в процессе постоянного общения со верстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое и в том, как к нему обращаются. Свою приязнь ребенок стремиться выразить таким же образом, – он учиться приветливым формам общения и обращению к другим по имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни.

В то же время, поступив в такую школу, ребёнок должен принять и другой тип обращения к себе – учитель, а затем и дети могут называть его по фамилии.

В детской школьной культуре нередко возникает фамильярная манера обращения друг к другу через унизительные формы: Петька, Васька, Колька, Машка и т.д. Часто это становится детской культурой, нормой взаимодействия, когда дети внешне перестают реагировать на попирание достоинства друг друга. Учителю следует и в этом случае обратить внимание на то, как обращаются дети друг к другу. Пресечение недопустимых форм обращения друг к другу органичено внутренней установкой каждого ребёнка на ценностное отношение к себе и к своему имени. Исторически обусловленное уничижительное обращение людей друг к другу и принятие этого отношение среди непривелигированного сословия возмущало В.Г. Белинского, который в «Письме к Гоголю» с гневом писал: «Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Стёпками, Палашками .» Этоуничежение должно быть прервыно на уровне детской субкультуры. Только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данность фамилия обеспечивает ребёнку чувство собственного достоинства, уверенности к себе, дает возможность поддерживать его в притязаниях на признание.

Во многих районах России, где представители более 200 ее этносов проживают рядом, именно в начальных классах ребёнок, впервые вступая в более открытое взаимодействие с разнообразными социальными факторами, открывает удивительное многообразие имянаречений . Ребёнок мог до сей поры не сталкиваться с многообразием имен, которые впервые открываются ему в качестве знака, позволяющего причислить носителя имени к определенному социальному слою, этносу, религии предков.

Особое значение эта работа приобретает сегодня, когда многие дети и их семьи, попавшие в экстримальные ситуации социально-этнических проблем, техногенных катостроф , межэтнитческих и вооруженных конфликтов, вынуждены мигрировать. Наряду с множеством проблем, возникающих перед семьёй в связи с перемещением в новые регионы, у ребёнка может возникнуть собственная проблема, связанная с непривычным для окружающих одноклассников, - его имя.

Подростки проходят сложные социальные инициации в отношении своего имени. Депривируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки «круто» отстаивают своё право на приемлемое обращение по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения. Соответствующее обращение по имени, есть показатель социального признания, которое проще регулировать, чем другие притязания.

Итак, проследив особенности отношения ребёнка к своему имени на разных этапах онтогенеза. Можно сделать вывод о том, что с первых же дней жизни ребёнка необходимо бережно и уважительно относиться к ребёнку, прежде всего к его имени. Ведь взрослый обращается к ребёнку по имени, и от того, как он произносит это имя, зависит дальнейшая жизнь ребёнка, его отношение к себе, другим людям, к миру вообще.

Воспитатель обязан называть ребёнка по имени. И если он любит детей, он внемит себе в обязанность называть детей только по имени.

Кроме того, воспитатель должен знать, что каждому ребёнку из полноценной семьи, где его любят, имеет детское имя, которое создаёт особую атмосферу среди близких людей. Это детское имя часто рождено устами самого ребенка, – когда он был маленьким, он так себя называл. Поэтому появляются бесконечные Тусик , Лютик, Ля, Дюка и так далее – домашние прозвища детей, по которым трудно узнать гражданское имя Наташи, Илюши, Лены и Андрюши. Помимо имен в каждой семье присутствуют: «лапочка», «зайчик», «люба», «солнышко» и другие. Эти ласкательные слова употребляются как заместители имени и подчёркивают беспомощность и значимость для семьи самого ребёнка.

В сознании и в сфере чувств малыша его детское имя есть признание его ценности и его индивидуальности.

Воспитатель, приняв малышей на своё попечительство, чтобы успешнее воспитывать и обучать, в те моменты, когда они просто хорошие или когда заслуживают похвалы за усердие, поступит верно, если обратится к ребёнку по его детскому имени, назовёт его добрым словом.

Заключение.

В данной работе были рассмотрены основные этапы развития личности в дошкольном возрасте, отражены особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. Было указанно на то, что имя входит первым компонентом в структуру самосознания.

Т.к. имя является единицей культурной и социальной действительности, а цель педагогики развитие гармоничной всесторонне развитой личности, следовательно, оно играет немаловажную роль в становлении личности ребёнка с нарушенным интеллектом. Значит, в дошкольном возрасте необходимо уделять должное внимание к имени ребёнка как личностному компоненту. От того, как обращаются взрослые, и окружающие сверстники зависит эмоциональный настрой ребёнка и отношение к окружающим его людям. Поэтому важно проводить игры, беседы, упражнения направленные на расширение знаний детей с нарушенным интеллектом о вариантах звучания своего имени и имён окружающих его людей. Неодходимо к этому процессу подключать как специалистов, так и родителей.

Думая, как назвать своего ребенка, многие родители смотрят на значение будущего имени. Этот вопрос интересует даже самых упрямых скептиков и материалистов, ведь имя является визитной карточкой в социуме и наделяет определенными чертами самого человека. Многие уверены, что именно имя участвует в формировании личности и влияет на характер. Не зря существует известная пословица: «Как яхту назовешь, так она и поплывет».

Влияние на характер

Давным-давно люди считали, что судьба и имя-отчество человека связаны между собой. Именно поэтому на Руси детей называли по Святцам. Некоторые ученые считают, что тайна имени включает в себя некий компонент, который оказывает влияние на психическое состояние, в котором находится человек.

Можно привести несколько примеров такого влияния на судьбу и характер человека. Стоит только вспомнить об известном полководце Александре Суворове. Он родился очень слабым, и только после того, как его шлепнули, закричал: «А-а-а!». Его мать решила, что это было знамением свыше, и нарекла мальчика на букву «А». Тогда существовало толкование, что это может превратить очень слабого ребенка в великого полководца.

Попытки толкования, как влияет имя, которое носит человек, на характер осуществляются учеными и по сей день. Его толкование – это тайна, которую разгадывают много веков.

Влияние на судьбу

Имя может сыграть не последнюю роль в судьбе человека. Каждое из них – это слово на каком-то из языков, у которого есть своя тайна и значение. Кроме этого, оно еще несет информацию о действиях и характере людей, которые его носили. Именно эта характеристика определяет описание отношения людей к носителю и формирует черты характера у человека.

Мы говорим о механизме внушения, а это значит, что именно значение, которое имеет имя, внушает ребенку описание, каким ему следует быть. У носителя имени есть набор звуков, который оказывает действие на один участок коры мозга и тем самым формирует определенные черты характера. Помимо этого, влияние имени можно увидеть в восприятии его окружающими. Лучше всего, складывается судьба людей, которые названы в традициях местности, в которой они родились.

Влияние на здоровье

Имя человека может влиять на все аспекты жизни, включая состояние его здоровья. Как говорит описание фрагментов древних культур, можно сделать выводы, что имя-отчество наделялось большой силой. При помощи их толкования можно было исцелить человека или, наоборот, наслать на него болезнь. У некоторых народов человек имеет два имени:

первое – для повседневной жизни;

второе – тайное.

Именно двойное имя может защитить человека от порчи и сглаза.

Если имя подходит человеку, то ему приятно его ежедневное звучание, а это очень важная характеристика. Именно это может уберечь его от некоторых болезней, в особенности от тех, которые считаются психосоматическими. Если же имя выбрано неудачно, то это может спровоцировать развитие какой-либо болезни.

Имя и талисманы

Каждый человек знает о том, что минералы имеют свои таинственные свойства. Существует мнение, что люди, которые имеют свой талисман и верят в его силу, могут лучше бороться с болезнями и проблемами, а также быстрее достигают намеченных целей. Те, кто желает использовать определенные минералы в качестве талисмана, могут его выбрать, учитывая значение своего имени.

Значение имени и отчества играет большую роль в жизни его носителя, и талисман, выбранный правильно, может защитить каждого от бед и болезней. Именно талисман, который подходит человеку, даст ему толчок и приведет к новым победам.

ИМЯ - это слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.


Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.

Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.

Имя – это личное название, которое дается человеку при рождении и служащее для идентификации в обществе. Очень трудно было бы общаться между собой, если бы не было возможности обращаться к собеседнику. Каждое имя несет в себе определенный набор характеристик, качеств человека, которые ему приписывает общество(толковый словарь С.И.Ожегова)

Русский философ Алексей Федорович Лосев в своей книге «Философия имени » писал: «Без имени было бы бесмысленное и безумное столкновение глухонемых масс в бездне абсолютной тьмы... И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словом создан и держится мир... ».

В «Словаре живого великорусского языка » Владимира Ивановича Даля читаем: «Имя человека – иносказательно качество его, а потому слава его или известность, достоинство ».

История возникновения имен


1) дохристианский, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка;

2) период после введения на Руси христианства , когда церковь вместе с религиозными христианскими обрядами стала насаждать иноязычные имена;

3) и новый этап, начавшийся после революции 1917 года, когда в русский именослов стало проникать большое число новых имен, связанное с перестройкой старого общества.

Первый период, до введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, которые давались человеку по тому или иному признаку, отличающему его от других людей. Все люди индивидуальны, поэтому и прозваний, характеризующих человека, было очень много. Так, благодаря народной фантазии, с одной стороны в древнерусских именах раскрывалось богатство языка, с другой - удивительная наблюдательность русского человека, его доброта, щедрость, общительность, а порой, когда дело касалось нравственных пороков или физических недостатков, и простодушная, идущая из самого сердца, грубоватость.

Благодаря этой способности людей в подборе соответствующего имени, древнерусские имена были достаточно разнообразны. Например, издавна наши предки использовали так называемые «числовые » имена, в которых представлен весь числовой ряд от одного до десяти: Перва иПервой, Второй, Вторак, Третьяк (кстати, это имя было одним из самых распространенных на Руси), Четвертак, Четвертуня, Пятой иПятак, Шесток иШестак, Семой иСемак, Осьмой иОсьмак, Девятой иДевятко, Десятой.

Вполне очевиден тот факт, что« прямые потомки этих имен » в настоящее время продолжают жить в таких современных фамилиях, как: Первов и Первый, Третьяк и Третьяков, Четвертак иЧетвертаков, Шестак, Шестаков и др.

Одно из перечисленных выше имен в наше время не зарегистрировано, но старые заимствованные числовые имена нередко встречаются и теперь: Прим (первый), Октавий (восьмой) и Октавия (восьмая).

Такие внешние признаки как, например, рост человека, особенности его телосложения тоже могли использоваться нашими предками. Так появились имена:Сухой, Толстой, Долгой, Малюта, Малой, Малуша, Заяц, Голова, Головач, Лобан. Чтобы объяснить подобную орфографию,необходимо отметить тот факт, что в древности в прилагательных, которые сейчас оканчиваются на –ый и – ий, часто писалось – ой : белой, малой, долгой.

Кроме имен, дававшихся по внешнему виду, были и такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребенка: Бессон, Булгак (беспокойный),Забава, Несмеяна, Смирной . В некоторых именах отмечались желанность или нежеланность появления ребенка в семье и многие другие обстоятельства: Богдан и Богдана , Бажен (желанный, милый), Голуба, Любим, Любава, Ждан и Неждан, Чаян и Нечай, Милава, Поздей и другие. Существуют имена, которые давались и по времени рождения ребенка: весной родился - называли Вешняк , зимой – Зима, Мороз .

Весьма популярными в древности были имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Черняй, Чернава, Чернавка, Бел, Беляй, Беляк, Белой, Белуха и многие другие. В словаре древнерусских личных собственных имен, составленным известным русским лингвистом Н.М.Тупиковым, содержится 30 имен с корнем -бел- , а также приводится 41 фамилия, включающая основу - бел-.

Были и другого порядка имена, восходящие к древним поверьям: Горяин, Немил, Некрас, Нелюба, Неустрой, Злоба, Тугарин (от «туга » – печаль). Считалось, что эти «плохие » имена способны были отвращать злых духов, болезни, смерть.

Нередко по именам можно было узнать и о соседях, рядом с которыми издревле жили русские люди, например: Козарин (хазарин), Чудин (представитель финно-угорского племени чудь), Карел, Татарин . Многие имена, данные в детстве, оставались у людей на всю жизнь.

А теперь обратим внимание на названия старых профессий: серебреник, пушечник, медник, они тоже послужили для образования личных или фамильных прозваний, о чем свидетельствуют следующие фамилии – Пушечниковы, Медниковы, Серебряниковы. В книге В.В.Данилевского «Русская техника » имеются ценные для нас сведения о древнерусских мастерах, носящих следующие прозвания: «Богдан Ковырин, Ждан Абрамов – строители, Третьяк Астафьев и Некрас Михайлов – серебряники, Беляк Русаев и Девятко Агафонов – медники, Пятой Богданов и Булгак Новгородов – пушечники, Вихорко Иванов – железных дел мастер... »


Интересно отметить тот факт, что среди древнерусских имен есть такие, которые дошли до наших дней: Вадим, Всеволод , другие, надолго забытые, ныне возрождаются. В современных справочниках и сегодня можно встретить прекрасные имена, оставленные нам нашими предками в наследство: Добрыня, Ждан, Любава, Ярослав.

Второй период в истории образования русских имен наступил после введения христианства . В это время в практику входят так называемые календарные имена. Они тоже стали составной частью русского языка, частью истории русского народа. Календарными мы называем их условно, так как они давались новорожденным по церковным календарям с учетом памятных дат святых и распределялись по всем дням года.

История русских календарных имен не менее интересна, чем история древнерусских. Она отражает тесную связь русского народного языка и церковнославянского - официального языка русской православной церкви. Этот процесс был сложным и многотрудным и проявился в многочисленных орфографических изменениях личных имен, в борьбе древнерусских «языческих » имен, претендующих на свое существование, в приспособлении «христианских » имен к условиям русской языковой среды.

Разумеется, все имена – как языческие, так и христианские – были творчеством представителей многих национальностей, бравших именования из своего обиходного языка. Конечно, христианская религия создавала определенные направления для имя творчества и восприятия имен, но источником их все же была не религия, а все тот же прекрасный народный язык. Поэтому в христианских святцах при более подробном их изучении, как ни странно, можно найти множество имен, образованных от обозначений древних языческих богов, «свергнутых » ранними христианами: Апполон, Ермоген, Ермий (от Гермес) и многие другие.

По церковным преданиям, христианские имена были именами подвижников и мучеников, погибших за утверждение новой религии. Но эти же самые имена принадлежали в древности не только тем лицам, которых чтила церковь, но и тысячам других людей – представителям тех народов, из языка которых были заимствованы эти имена. То же следует сказать и о «языческих » именах: древнерусскими именами Вячеслав, Всемил, Доманег звались люди, которые поклонялись языческим богам, однако сами имена никакого отношения к язычеству не имели.

Официальное принятие христианства на Руси, как известно, произошло в 988 году, когда князь Владимир Святославович крестил жителей Киева. Именно в его княжение христианство стало государственной религией. В это время на Руси происходили важные государственные события: князьям необходимо было укрепить свою власть, достичь внутреннего единства древнерусского государства. В немалой степени этому способствовало принятие христианства.

Христианизация населения Руси сопровождалась и обязательным при этом обрядом крещения, что вело к наречению людей новыми христианскими именами. Названия этих имен были переданы византийской христианской церковью вместе с религиозными обрядами, пришедшими на смену языческим. Попали они в древнерусский язык в подлинных иноязычных звучаниях и были совершенно непонятны и чужды русскому человеку той поры.

Это сегодня мы понимаем, что многие имена древних русичей в точности соответствуют тем именам, которые пришли из Византии. Так, греческое Агафон , в переводе на русский язык означавшее «добрый », соответствует имени Добрыня , латинское Павел (в переводе малый) – русскимМалой, Малыш , Мал , греческое Агапий и древнееврейское Давид – русскомуЛюбим , греческое Петр и сирийское Кифа – русскому Камень (от него образована фамилия Каменев ).

Нужно отметить тот факт, что принятие новых имен русским населением шло весьма медленно: большинство из них продолжало вплоть до 17 века именовать своих детей по-своему, по обычаю, то есть по-русски. Крещеное, или крестное, имя – «рекло, назвище, прозвище », как тогда нередко его называли, - давалось священниками по святцам в соответствии с тем, какое имя приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю. Родителям в такой ситуации чаще всего не предоставлялось возможности права выбора.


Известный советский поэт М.Владимов в своем стихотворении «Святцы » так описывает ситуацию, бытовавшую в то время:

Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То –хошь не хошь – Иероним!

Прекрасные древнерусские имена Владислав, Владимир, Святогор церковь не признавала, считая их языческими, именно поэтому великому князю киевскому Владимиру Святославовичу при крещении было дано имя Василий , а киевская княгиня Ольга , одна из первых принявшая христианство, таким же образом была «переименована », и в 957 году при крещении ей было дано имя Елена.

Борис и Глеб , младшие сыновья Владимира Святославовича, были названы при крещении Роман и Давид , однако история и народ, с особым уважением, почтением и любовью относившийся к ним, к счастью, сохранили для нас только их дохристианские имена. Переписывание богослужебных книг на Руси и перевод их на церковнославянский язык, начиная с 11 века, осуществлялось хорошо образованными людьми.

Именно благодаря их усилиям и стараниям удалось сохранить наилучшие и наиболее приемлемые варианты имен в той орфографии, которая соответствовала их живому, современному для того времени, звучанию, а именно: Катерина, Нестор, Измаил, Демьян, Куприян , а не использовать в тех формах, которые помещались в церковных книгах: Екатерина, Нестор, Исмаил, Дамиан, Киприан.

На протяжении следующих трех веков шла ассимиляция иноязычных имен и уже к 14 веку многие иноязычные имена стали привычными, своими для русских людей. Это время стало своеобразным рубежом в истории русской ономастики. Русские князья не могли уже больше зваться двумя именами, так как церковными нормами это не предусматривалось, а вот у лиц низшего звания древние двуосновные имена сохранялись еще в течение двух веков.

Берестяные грамоты, сохранившие русские имена, наряду с календарными именами донесли до нас и дохристианские, языческие, и имена, которые можно рассматривать одновременно и как христианские, и как языческие. Так, могло быть старое русское имя Миронег и соответствовать христианскому Мирон, а имя Данша могло быть сокращением и от христианского Даниил , и от древнерусского Данслав.

  • древнегреческие : (Кира – «госпожа, владычица »,Ирина – «мир, покой », Ксения – «гостеприимство », Петр – «камень », Николай – «победитель народов »)
  • латинские : (Наталия – «родная, природная », Диана – «божественная », Стелла – «звезда », Валерий – «крепкий, здоровый », Виталий – «жизненный », Константин – «твердый, постоянный »)
  • древнееврейские : (Мария – «любимая, желанная », Анна – означает «милость », Илья – «крепость Господня », Михаил – «кто как бог »).

Третий этап развития русских имен, продолжающийся и в наши дни, начался со времени опубликования декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 23 января 1918 года, положил начало свободному выбору личных имен родителями и объявил законной гражданскую регистрацию вместо церковного крещения. С этого момента в русский именной ряд вошли новые русские имена, возникшие в годы революционной ломки старого уклада жизни, ломки многих устоявшихся веками традиционных представлений.


В первые годы после Октябрьской революции рождавшимся еще продолжали давать старые имена. Даже в самых передовых семьях бабушки тайком от родителей крестили своих внучат в церкви. Но вместе с тем сказывались и результаты активной антирелигиозной пропаганды – многие уже не хотели давать своим детям имена в память тех или иных святых и придумывали новые либо заимствовали иноязычные, не подозревая о том, что многие из них – те же самые, широко распространенные имена, только на другом языке.

Активно этот процесс проходил в городах, где революционные события существенно влияли на идеологию и сознание людей. Специальные исследования лингвистов и произведения художественной литературы, отразивших на своих страницах этот временной промежуток, помогают современному человеку понять, какие имена появлялись в то время.

Вспомним вторую часть уже прозвучавшего ранее стихотворения М.Владимова «Святцы »:

Эпоха новым лексиконом
Врывалась в речь цехов и сел.
Шли Амфилохии в ревкомы,
Аделаиды – в комсомол.
Они своих созвучно эре
Именовали октябрят:
Заря, Идея, Пионерий,
Ревмир, ревпуть и Диамат.

А вот один из многих, интереснейших, на мой взгляд, примеров тогдашней жизни. В 1930-х годах стал осваиваться Северный морской путь, с этой целью необходимо было начать заселение малообжитых мест на побережье Северного Ледовитого океана. Энтузиастов, решившихся выехать на жительство в эти далекие края, нашлось немало. У одной из отважных матерей, предпринявших такое смелое решение, здесь, в забытом богом месте, в бухте под названием Тикси, что на море Лаптевых, родилась дочь.


Ее назвали Тикси. Девочка выросла, поступила на работу. «Как мы будем вас звать?- спросили ее будущие сослуживцы. – Ведь Тикси странное и некрасивое имя

У ровесников Октябрьской революции были очень необычные с современной точки зрения имена – Идея, Искра, Коммунар, Марат, Октябрина. Все эти имена отражали новые взгляды и симпатии русских людей к новым веяниям в обществе. В середине 1920-х годов имя творчество достигло своей наивысшей точки. Новые имена печатались в различных календарях, в том числе и отрывных, издававшихся миллионными тиражами. Наряду с общеизвестными здесь можно было найти такие имена, как: Гомер, Гораций, Кромвель, Ампер, Вольт, Босфор, Волга, Колхида, Комиссара, Радища, Пролеткульта. Перечни имен, попавшие в календари тех лет, были лишь частью имен, созданных в те годы.

Вскоре это новомодное увлечение, как и следовало ожидать, пошло на спад, и уже в предвоенные годы и особенно после Великой Отечественной для именования новорожденных стали использовать в основном старые, привычные русские имена. Выяснилось, что большинство русского населения среднего и пожилого возраста являются носителями старых русских имен, в том числе и таких редких, как Афанасий, Герасим, Капитон, Аграфена, Матрена, Прасковья. Многие из этих имен оказались отнюдь не единичными и у представителей молодого поколения.

Через два десятка лет уже в записях новорожденных начала 70-х годов самое большое место среди новых имен занимали имена народов тогдашнего СССР – татарские, узбекские, латышские, эстонские и многие другие. На своей исторической родине по происхождению они, безусловно, были не новы, но для русского населения оказались таковыми. Но и на фоне этого нового увлечения все-таки чаще всего встречались, конечно, в первую очередь имена славянских народов - такие, как: Станислав, Янина , реже – Альберт, Артур, Анжелика, Марат, Ренат, Руслан, Виолетта, Диана, Нелли .

Жизнь любого человека тесно связана с родиной, с теми местами, где он родился и вырос. Память человека хранит и тяжелые, и радостные события, иногда связанные с определенными местами. Многие восхищаются новыми увиденными городами. И если родились в таком примечательном для человека месте сын или дочь, родители в память обо всем увиденном, прочувствованном дают им соответствующие имена.

Естественная привязанность к родным или памятным местам дает начало традициям: в Сибири любят давать детям имена по названиям могучих рек этого края – Ангара, Лена, Амур, Витим, Алдан . Принципиальная возможность образовать личное имя от географического названия была описана как-то в газете «Правда» в 1972 году.

Лирический очерк под названием «Дюжина моих детей » был посвящен братству советских народов. Вот вкратце его содержание: «Я узбек. Мой сын погиб на Украине. Жена умерла от горя. На одном колу плетня не сплетешь, из одного полена костра не сложишь. Я пришел в детский дом и сказал: «Кибитка без ребенка – что лук без стрелы. Дайте мне сироту, заменю ему отца ». Мне ответили: «Вот двенадцать детишек. Выбирай любого ».

Я выбрал всех». Звали этого замечательного человека Рахматулла Саидшакович Ширмухамедов.

Это имя оказалось трудным для детей, собранных со всех концов страны, и они стали звать его папа Ташкент . Рахматулла дал им имена тоже по месту рождения каждого: Орел, Минск, Рига, Львов, Киев, Ленинград . Кончается этот очерк так: «Я не знаю, проживу ли тысячу лет, но твердо верю: наша дружба проживет дольше. Потому что богатство – не богатство, братство – вот богатство! »

Среди современных имен, образованных от названий мест, есть и такие: Алдан, Амур, Ангара, Лена, Волга, Кама, Самара . Известно, что в Санкт-Петербурге одной девочке родителями было дано имя Нева.

В древности считалось, что имя предопределяет судьбу. До 17 века на Руси настоящее имя ребенка до определенного возраста скрывалось его родителями. Для обращения к детям использовали ласковые имена и прозвища. Делалось это с целью попытки обмана злых духов и Ангела Смерти, который иногда приходил к малышам.

Не принято было давать ребенку имя кого-то из обитателей дома. Люди верили, что это может повлечь смерть здравствующего, жизненные силы которого в таком случае перейдут к новорожденному. Если человек рано умирал, то в селении никто не давал своим детям имя умершего, поскольку считалось, что ребенку может передаться чужая несчастливая судьба.

Если человек меняет имя, он меняет и свою судьбу. Поэтому, человек, решивший уйти в монастырь и принять постриг, отказывается и от мирской жизни, и от мирского имени. Фамилия человека является его связью с родом, отчество - с его семьей, а вот имя дает ему защитника и покровителя.

По мнению английского психотерапевта Тревора Уэстона, между именем ребенка и его страхами, комплексами, и формирующимся характером существует непосредственная связь. Например, люди, имена которых являются редкими или неблагозвучными, чаще других в детстве подвергаются насмешкам и нападкам со стороны своих сверстников. А американские исследователи нашли закономерность в оценивании преподавателями колледжей студентов с определенными именами. Девушки с красивыми именами, как правило, не добиваются успеха в продвижении по службе и в бизнесе в целом, однако большие шансы у них пробиться в шоу-бизнесе.

Известно, что каждое имя имеет свое значение, что определяет характер человека. Например, по результатам исследования, имя "Татьяна" у большинства подсознательно ассоциируется с красным цветом, с опасностью, тревогой и агрессией. Поэтому к носительницам этого имени часто выказывают агрессию, что часто приводит к тому, что "Татьяны", вырастая, имеют властный, грубоватый, напористый характер. А вот имя "Елена" у исследуемых вызывало ассоциации с голубым цветом, с женственностью, покорностью и мягкостью. Поэтому и реакция поведения с ними была соответствующая, и в результате девочки с таким именем росли в более комфортных психологических условиях.

На восприятие имени влияет и его фонетическое звучание. Например, в русских именах редко можно встретить букву "Ч", а буквы "Ы", "Й" и мягкий знак портят его. Однако такая фонетика присуща именно русским именам - например, в английских традициях детей часто называют "Чарльзами" или "Ричардами" и, как правило, с такими детьми ничего дурного не случается.

Заботливые родители вкладывают всю душу в выбор имени для своего ребенка, но дети взрослеют и далеко не всегда разделяют вкус отца и матери. Взрослых людей, недовольных своими именами, намного больше чем кажется, и даже если человек открыто об этом не говорит, то испытывает определенный дискомфорт, а это не лучшим образом отражается на его самооценке. Психологи небезосновательно утверждают, что имя влияет на характер человека, а нумерологи приводят достойные аргументы, доказывая связь имени и судьбы. Предлагаем вам узнать о самых ключевых моментах, на которые нужно обратить внимание, выбирая имя для ребенка.

Полное и сокращенное имя

Чем больше вариантов можно преобразовать от полного имени, тем больше шансов, что среди них найдется хотя бы один, который устроит ребенка в будущем. Например, женское имя Дарья в сокращенном варианте звучит только как Даша, в то время как Людмилу могут называть Людой, Люсей или Милой. Есть имена, которые не сокращаются вообще, например, Карина, Кира или Зоя, и в этом случае родителям остается надеяться только на удачу. Впрочем, существуют ситуации, когда недовольная своим именем девушка выбирает вариант созвучного имени, например, когда Лена предпочитает, чтобы ее называли Алёной, Оксана — Ксюшой, Вероника — Верой, а Диана — Диной или Даной. В подобных ситуациях изменение варианта сокращенного имени повлияет на характер только с положительной стороны, потому что человек будет чувствовать себя более комфортно и оценит тот факт, что с его мнением считаются, а паспортные данные будут иметь значение только при оформлении документов.

Повторение имен в семье

Еще пару столетий назад люди всерьез верили, что если в семье есть два человека с одинаковыми именами, ангел-хранитель у них один на двоих, а значит не может качественно оберегать обоих. Оставим предрассудки и народные приметы тем, кто в них верит, и поговорим о реальных фактах.

Называя мальчика в честь отца или деда, мать определенно хочет, чтобы он унаследовал лучшие черты его характера. По мере взросления ребенок по неволе начнет себя сравнивать с этим человеком, и если он действительно является для него авторитетом, будет на него равняться. Достойный пример для подражания — вещь хорошая, но и тут могут возникнуть непредвиденные сложности. К примеру тот, в честь кого был назван ребенок, обладает волевым характером или необыкновенным талантом, но с природным типом темперамента и творческими способностями не поспоришь. По этой причине многие дети не воспринимают себя как независимую личность и пытаются прыгнуть выше головы в той области, которая им не только не интересна, но и не нужна. Нерешительный мальчик может начать комплексовать на фоне уверенного в себе и успешного деда, а девочка с заурядной внешностью не сможет не сравнивать себя с яркой и привлекательной родственницей только потому, что у них одинаковое имя. Ребенок понимает, что если его назвали в честь другого человека, значит тот заслуживает восхищения, а потому старается быть на него похожим. По большей части здесь работает подсознание, ведь свое имя мы слышим бессчетное количество раз на дню. В этой ситуации имя действительно может повлиять на характер и образ жизни человека, а значит и на его судьбу.

Иностранные имена

Выбирая для ребенка иностранное имя, нужно уточнить его звучание в полном варианте, и желательно, узнать о его значении в переводе, чтобы избавить ребенка от лишних комплексов. Если раньше детей называли в основном по святцам, то теперь в выборе имени для ребенка ограничений нет. В наши дни никого не удивит девочка, которую родители назвали Лолита или Джульетта, притом что в полном варианте имена звучат как Долорес и Джулия. Впрочем, в ряде стран на это уже давно никто не обращает внимание, но одно дело, когда родители ребенка осознанно приняли такое решение, а совсем другое, когда имя было записано неправильно по незнанию. Психологически это будет восприниматься по-другому и уверенности в себе не прибавит.

Имя и фамилия

Выбирая имя для мальчика, люди чаще задумываются о его сочетании с фамилией. Желая назвать ребенка французским именем, и имея при этом украинскую фамилию, большинство людей выбирает более подходящий вариант. По статистике девочек в 2 раза чаще называют необычными именами, и при этом родителей не останавливает тот факт, что имя хоть и красивое, но в сочетании с фамилией не звучит. Конечно, большинство девушек после вступления в брак берут фамилию мужа, но это будет потом, а в школьные годы из-за нелепого сочетания имени и фамилии очень многим приходится терпеть насмешки одноклассников.

Бывают и варианты неудачного звукового сочетания, когда окончание имени зеркалит с началом фамилии, например, Егор Романов. Такой вариант имени и фамилии заставит периодически запинаться даже человека с идеальной дикцией.

Имя и отчество

Труднопроизносимое сочетание имени и отчества встречается часто, но не вызывает удивления, если оба имени популярны в одной и той же местности. Само по себе имя может звучать очень красиво, но если оно совершенно не сочетается с фамилией и отчеством, вряд ли ребенок будет чувствовать себя комфортно.

При выборе имени для мальчика важно учитывать возможность образовать от него отчество в будущем, и здесь, по большому счету, речь идет опять же об иностранных именах.

Совместимость имен


Совместимые имена

Существует теория, согласно которой между двумя людьми устанавливаются доброжелательные отношения, если их имена сочетаются по следующему принципу:

  • Одинаковое окончание . Важно окончание не полного имени, а сокращенного варианта, которым называют человека, например, Саша и Маша, Юля и Коля, Таня и Ваня;
  • Совпадение ударной буквы . Опять же, речь идет о сочетании сокращенных имен, к примеру, Артём и Алёна, Ира и Витя, Оля и Антон;
  • Полное совпадение гласных букв в имени . Пример: Паша и Даша, Коля и Оля, Вася и Таня;
  • Совпадение трех и более букв в имени, как в именах Лиля и Илья, Костя и Настя, Максим и Ксюша.

Считается, что подобные сочетания имен встречаются у людей со схожим темпераментом и отношением к жизни.

Несовместимые имена

О плохой совместимости имен говорят следующие признаки:

  • Ни одной совпадающей буквы . Пример: Рита и Лёня, Тимур и Маша, Олег и Аня, Егор и Алина;
  • Буква «Р» в обоих именах . Люди с этой буквой в имени обладают выраженным темпераментом, поэтому отношения могут быть яркими, но вряд ли будут безоблачными. К плохим сочетаниям относятся даже созвучные имена при совпадении других букв, например, Арина и Руслан, Тамара и Роман, Вера и Артур;
  • Одинаковые имена . Что касается дружеских или деловых отношений, люди с одинаковыми именами имеют схожий характер и неплохо ладят, чего нельзя сказать о семейной жизни. Пример: Александра и Александр, Виктория и Виктор, Евгения и Евгений, Антон и Антонина, Ярослав и Ярослава.

Имя и нумерология

Нумерологи утверждают, что имя влияет не только на характер, но и на судьбу человека, и чтобы узнать точное значение имени, необходимо высчитать его число. Каждой букве в имени соответствует определенная цифра от 1 до 9, как в этой таблице. Сложите между собой все цифры, соответствующие буквам — у вас должно получиться двухзначное число. Если обе цифры этого числа снова дадут в сумме число больше 9, продолжайте складывать цифры между собой до получения однозначного числа.

Таблица: Нумерология имен

Например, число имени Михаил рассчитывают так:

  • М — 5;
  • И — 1;
  • Х — 5;
  • А — 1;
  • И — 1;
  • Л — 4.

М+И+Х+А+И+Л = 5+1+5+1+1+4=17 = 1+7 = 8

Значение числа имени 1

В характере человека с таким именем присутствуют лидерские качества — он не терпит неуважительного отношения к себе и никому не позволяет собой командовать. Такие люди в основном выбирают умственный вид деятельности и не стремятся занять должность руководителя только из-за недостатка активности. Если же ситуация того требует, им не составит труда мобилизовать свои силы, чтобы справиться с текущими трудностями.

В личной жизни число имени 1 добавляет человеку решительности и желания доминировать. Как правило, это выражается в заботе о партнере и желании взять на себя ответственность за развитие отношений. Если же имя не приносит человеку удачи, и его жизнь складывается не лучшим образом, характер может испортиться и приобрести деспотичные качества и склонность к насилию.

Женские имена с числом имени 1: Александра, Алла, Вера, Оксана, Ольга, Тамара.

Мужские имена с числом имени 1: Денис, Евгений, Роман, Сергей.

Значение числа имени 2

Имя с числом 2 наделяет характер своего обладателя такими чертами, как миролюбие и тактичность. Такой человек способен искренне сопереживать другим и воспринимать их проблемы как свои собственные, и при этом всегда старается оказывать нуждающимся посильную помощь.

Такие люди в большинстве своем оптимисты и на все смотрят с юмором. С ними легко и приятно общаться, они внимательно слушают собеседника и стараются не нагружать его собственными проблемами.

Основная проблема характера имени с числом 2 — некоторая неорганизованность и неумение чувствовать время. Таким людям свойственно откладывать важные дела на потом, и в панике искать решение проблемы в самый последний момент.

Женские имена с числом имени 2: Анастасия.

Мужские имена с числом имени 2: Андрей, Борис, Валентин, Владимир, Иван, Леонид, Станислав.

Значение числа имени 3

Люди с числом имени 3 обладают легким характером и приятны в общении. Окружение у них обычно большое, но по-настоящему близких людей совсем немного. Их разговоры с людьми носят больше светский характер, и при внешней открытости они мало с кем до конца откровенны.

Такое имя наделяет своего хозяина хорошим вкусом и тягой к искусству, но в какой-то степени лишает практичности. На первом месте для человека красота, а уже потом остальные качества, и относится это не только к дорогим приобретениям, но и к суждению о людях.

В личной жизни люди, имя которых в сумме дает число 3, не склонны проявлять инициативу и настойчивость, в результате чего часто вступают в брак в позднем возрасте.

Женские имена с числом имени 3: Валентина, Софья, Татьяна.

Мужские имена с числом имени 3: Олег.

Значение числа имени 4

Если имя человека в сумме дает 4, его можно назвать реалистом. Ему не свойственно жаловаться на жизнь или мечтать о лучшей доле — он сам кузнец своего счастья, поэтому добивается всего честным трудом. Окружение у него надежное, проверенное годами, а к посторонним людям он всегда испытывает недоверие.

Такого человека нельзя назвать романтиком — он вполне способен пожертвовать высокими чувствами ради бытового комфорта или материальной стабильности. Как правило, таким людям не свойственно раннее вступление в брак — о создании семьи они начинают задумываться уже во взрослом возрасте.

Женские имена с числом имени 4: Алина, Евдокия, Зоя, Мария.

Мужские имена с числом имени 4: Антон, Василий, Кирилл, Павел, Федор.

Значение числа имени 5

Люди с числом имени 5 находят себе работу по душе, от которой получают удовольствие. Большинство из них предпочитает связать свою жизнь с творчеством, но при этом стремится к полной материальной независимости.

Люди, чье имя в сумме дает 5, эмоциональны и внутренне раскованны. В отношениях с партнером они ищут в первую очередь удовольствие, а уже потом практичность и материальную выгоду.

В их характере присутствует тяга к приключениям и жажда новых знаний, поэтому застой в событиях и скучный образ жизни могут стать для них причиной депрессии.

Женские имена с числом имени 5: Анна, Виктория, Диана, Елена, Инна, Клавдия, Ксения, Марина, Надежда, Наталья, Нина.

Мужские имена с числом имени 5: Алексей, Виталий, Илья, Никита.

Значение числа имени 6

Люди, чье имя в сумме дает 6, уверенны в себе, не склонны к панике и рассчитывают только на свои силы. Живя в настоящем, они заботятся о своем будущем, и всегда умеют просчитать каждое планируемое действие на несколько шагов вперед.

С такими людьми приятно общаться, потому что они напрочь лишены высокомерия. Они не видят смысла переделывать партнера под себя, и если чувствуют, что взаимопонимания нет, предпочитают разорвать отношения, но при этом действуют тактично.

В характере людей с числом 6 присутствует чувство справедливости, но они прослеживают логическую цепочку событий не только в чужой, но и в собственной жизни. Им не свойственно искать виноватых в своих неудачах даже тогда, когда от них самих ничего не зависело. Излишняя самокритичность часто мешает им наслаждаться радостями жизни.

Женские имена с числом имени 6: Дарья, Елизавета, Зинаида, Любовь, Маргарита, Светлана.

Мужские имена с числом имени 6: Анатолий, Артем, Вадим, Георгий, Игорь, Николай.

Значение числа имени 7

Имена, дающие в сумме число 7, встречаются у людей с высоким интеллектом и сложным характером. Они не стараются быть приятными в общении и сами выбирают себе окружение. В пустых разговорах светского характера они удовольствия не находят, о чем могут заявить собеседнику в прямой форме.

В личной жизни ожидаются существенные трудности. Для идеального брачного союза такому человеку подойдет партнер с более мягким характером, или наоборот, уверенный в себе человек, не считающий нужным придираться к словам.

На работе таких людей ценят за инициативность и проявление незаурядных способностей, но они крайне редко придерживаются одного и того же рабочего места продолжительное время. Любые перемены в жизни у них происходят спонтанно, и очень часто по причине смены настроения.

Женские имена с числом имени 7: Людмила, Юлия.

Мужские имена с числом имени 7: Виктор, Дмитрий, Максим.

Значение числа имени 8

Человек, который носит такое имя, практичен и умеет грамотно распоряжаться финансами. Он способен извлекать материальную выгоду из любых ситуаций, и кроме того, очень удачлив. Такие люди часто выигрывают в лотерею даже при самом минимальном проценте вероятности, и они как будто чувствуют, по какой дороге нужно пойти, чтобы найти кошелек или потерянное кем-то золотое украшение.

Для создания семьи они ищут человека с похожими взглядами на жизнь, не склонного транжирить деньги и умеющего обеспечить домашний уют. Они уважают семейный бизнес, и считают, что совместная работа укрепляет отношения еще больше.

Женские имена с числом имени 8: Виолетта, Галина, Екатерина, Лариса, Лидия.

Мужские имена с числом имени 8: Арсений, Валерий, Егор, Константин, Михаил, Петр, Юрий.

Значение числа имени 9

Люди, чье имя в сумме дает 9, обладают приятным характером благодаря душевной доброте и искренности намерений. Им намного приятнее дарить подарки, чем получать их, они находят настоящее удовольствие в заботе о близких людях.

На материальной выгоде они не сосредоточены — им намного важнее найти себе занятие по душе и иметь пусть небольшой, но стабильный доход. Видя щедрость и самоотверженность такого человека, многие люди пользуются его добротой, что оставляет немало шрамов в его душе. По этой причине обладатель такого имени может разочароваться в людях и утратить веру в хорошее, но сам от этого пострадает больше чем те, кто выйдет из его доверия.

Женские имена с числом имени 9: Вероника, Ирина, Полина.

Мужские имена с числом имени 9: Александр, Даниил.

Связь имени и характера