Все о печах и каминах - Информационный портал

1 развитие игры в раннем возрасте. Виды игр и игрушек для детей раннего возраста

Игровая деятельность детей раннего возраста, ее особенности



Введение

1. Особенности развития игр.

2. Игра с сюжетно-образными игрушками.

Обучающие игры.

Игра с дидактическими игрушками.

Игра со строительным материалом.

Игра с предметами-орудиями, игрушечными орудиями труда.

Игры-забавы, развлечения.

Заключение.

Список литературы.

Введение

игра развитие ребенок

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,- малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра - путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой - научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

1. Особенности развития игр


Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий.

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми, с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности.

Воспитатель должен добиваться, чтобы в течение бодрствования каждый ребенок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключать их с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления, педагогически правильно руководить как всей группой, так и деятельностью каждого ребенка.

Чтобы правильно организовать самостоятельную деятельность детей, необходимо продумать и создать в группе условия для всех ее видов. В групповой комнате и на участке должны быть выделены игровые зоны. Игровой материал в этих зонах систематически обновляется и усложняется. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном месте. Это приучает детей к организованности, порядку и самостоятельности.

Для овладения ходьбой и другими видами движений во время бодрствования следует побуждать детей к подвижным играм с мячами, тележками, каталками и др.

Спокойное место в группе должно быть отведено для игр с дидактическими игрушками. Дидактические игрушки, книги должны храниться в открытом шкафу, рядом со столами, на которых играют дети. Более сложные дидактические игры и игрушки, а также игрушки-забавы должны быть видны детям, но лучше, если они будут лежать на полке немного выше роста ребенка, чтобы взрослый мог помочь взять игрушку и вместе с тем проследить за игрой.

С дидактическими игрушками и пособиями дети могут играть под наблюдением воспитателя после соответствующего обучения на занятиях (пирамиды, бочата, вкладыши, шаробросы, пособия на различение и группировку предметов по форме, величине, цвету и т. п.). Дети закрепляют знания, полученные на занятиях, учатся самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Необходимо отвести место в шкафах для хранения крупного и настольного строительного материала разнообразной формы с соответствующими по размеру образными игрушками, а рядом предоставить место для игры на полу и на столах.

Для рассматривания иллюстраций, картинок нужна небольшая, но тихая и хорошо освещенная зона. Картинки, первые книжки хорошо хранить на низкой полке, а рядом поставить стол, за которым дети могут рассматривать знакомые иллюстрации в книгах.

Сравнительно большая площадь отводится для игр с крупной кукольной мебелью и сюжетно-образными и транспортными игрушками.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки и др.) лучше хранить в закрытом шкафу, так как дети самостоятельно еще не умеют использовать эти предметы по назначению (для рисования), но приобщение к рисованию необычайно благодатно для воспитания у детей этого возраста интереса к изобразительной деятельности. Необходимо побуждать детей к наблюдению за рисованием, лепкой воспитателя. Можно предложить детям «рисовать» цветными мелками на доске, на асфальте; палочкой - на песке, на снегу, «печатать» на земле с помощью формочек изображения предметов, животных, птиц.

В теплое время года, организуя игры с водой, песком, а зимой - со снегом, формочками, воспитатель побуждает детей самостоятельно пользоваться формочками, трафаретами животных, птиц, а также простейшими предметами-орудиями (совок, грабельки, лопатка и пр.).

На веранде должно быть удобное место для хранения всех видов игрушек и пособий. На улице удобней использовать полиэтиленовые, легкие деревянные игрушки. Недопустимо предлагать детям для игры на улице поломанные, ненужные в групповой комнате игрушки.


Игра с сюжетно-образными игрушками


На втором году жизни формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (в быту, на занятиях и др.). Поэтому руководство игрой с самого начала должно быть направлено на формирование ее как деятельности, в основе которой лежит умение отображать знакомые детям жизненные ситуации в игровом (условном) плане.

Игра с образными игрушками на втором году жизни включает элементы воображения и протекает в форме решения игровых задач (покормить куклу, уложить мишку спать). В отличие от практических эти задачи направлены на получение не реального, а воображаемого результата, на достижение условно-игровой цели игровыми способами и средствами. Воспитателю очень важно знать, какими игровыми способами и средствами должны постепенно овладевать дети второго года жизни для того, чтобы игра совершенствовалась и оказывала развивающий эффект на психику ребенка (прежде всего на развитие мышления, речи, эмоций).

В течение второго года жизни дети с помощью взрослых начинают овладевать основными игровыми способами, а именно: игровыми действиями разной степени сложности, первыми речевыми высказываниями, дополняющими, а иногда и заменяющими игровые действия. В качестве средств для игры они учатся использовать разные сюжетно-образные игрушки, предметы-заместители, а также первые слова, обозначающие отсутствующие в данный момент, воображаемые игрушки-предметы. Дети сами начинают готовить условия для игры. Они начинают овладевать и эмоционально-выразительными средствами.

Одну и ту же жизненную ситуацию, которая определяет содержание сюжета игры, дети могут с удовольствием отображать в течение года, если при этом изменяются, усложняются игровые способы и средства. Например, при кормлении куклы дети сначала используют только две (предложенные воспитателем!) игрушки (куклу и ложку), затем охотно прибегают к замене ложки палочкой, соломинкой. Позднее могут назвать воображаемую пищу, сами подготовить некоторые условия для угощения кукол, игрушечных животных (сажают их за стол, раздают ложки, тарелки, наливают суп и т. д.).

При руководстве игрой недопустимо прямое обучение игровому действию без учета жизненного опыта, интересов каждого ребенка. Воспитатель, развивая игру, должен не только учитывать личный опыт детей, но и своевременно обогащать его, побуждая детей к активному посильному участию в жизни семьи, группы.

Воспитатель должен как можно шире привлекать детей не только к наблюдениям за окружающим, но и к посильному участию в решении доступных ребенку практических задач (в быту, на участке во время прогулки, на занятиях). Только тогда дети сами смогут по-настоящему понять назначение предметов, смысл действий с ними.

Однако дети второго года жизни сами не могут перевести свои жизненные познания в игровой условный план. Им должен помочь в этом отношении взрослый путем организации обучающих игр (показов-инсценировок, дидактических игр и др.). Если ознакомление с окружающим и обучающие игры создают почву для игры, то сама самостоятельная игра, ее содержание, способ решения детьми игровых задач определяются соответствующим подбором игрушек и направленным проблемным (побуждающим к самостоятельному решению игровых задач) общением взрослого с ребенком в процессе игры.

Таким образом, руководство игрой с сюжетно-образными игрушками уже на втором году жизни ребенка должно включать ознакомление с окружающим во всех видах его активной деятельности, а также в обучающих играх, в которых используется усложненный игровой материал. Такое руководство должно активизировать общение ребенка со взрослым в процессе игры.


Обучающие игры


Эмоционально-выразительные показы простых и понятных жизненных ситуаций (кормление кукол, мишки, езда на лошадке, машинке и др.) вызывают у детей интерес, желание воспроизвести увиденное. Вместе с тем в инсценировках воспитатель вычленяет самое главное в тех событиях, наблюдателем и участником которых был ребенок, закрепляет полученный в повседневной жизни или на занятиях опыт, понимание назначения предметов, смысла действий с ними. В обучающих играх дети не должны быть посторонними наблюдателями за действиями взрослых. Обучающие игры - это фактически совместные игры воспитателя с детьми, где ведущая роль принадлежит взрослому. Такие игры на втором году жизни могут носить характер специальных показов-инсценировок, сюжетно-дидактиче-ских игр, или же образцы игрового действия воспитатель демонстрирует, включаясь непосредственно в игру то с одним ребенком, то с подгруппой. При этом дети учатся переводить свой реальный опыт в игровой условный план, выполнять практические задачи (например, кормление) понарошку, условно, усваивают разные способы решения игровых задач.

Показы-инсценировки, сюжетно-дидактические игры проводятся сначала в непринужденной, естественной форме, без специальной организации детей, а затем (в основном во втором полугодии второго года жизни) - как групповые занятия.

Сначала рекомендуется рассматривать вместе с ребенком единичные игрушки, сравнивать с предметами, которые они изображают, называть их, выделяя основные признаки, предлагать ребенку найти, а позднее и назвать эти признаки. Показать одно-два понятных простых действия с игрушкой (кукла ходит, пляшет; петушок клюет зернышки). Очень важно показать ребенку свое положительное эмоциональное отношение к игрушке и ее действиям.

Затем по возможности в показах повторяются знакомые действия, но с другими игрушками (кормление куклы, мишки, зайца и т. д.), при этом эмоционально подчеркивается главное - смысл действия, его воображаемый результат («Ох, как вкусно поел зайчик!»). В то же время дети должны видеть, чем отличается, например, кормление куклы и петушка и т. д.

По мере обогащения опыта ребенка в показах-инсценировках рекомендуется использовать 3-4 взаимосвязанных по смыслу предмета (кукла, стол, тарелка, ложка). Количество действий также увеличивается, они взаимообусловлены, направлены на подготовку к решению игровой задачи: прежде чем накормить куклу, ее сажают за стол, черпают ложкой еду из тарелки для куклы и т. д.

Для детей после полутора лет показы включают 2-3 эпизода, содержат в себе элементы дидактических игр, направленных на уточнение названия, назначения некоторых предметов, их свойств и др. Важно привлекать детей к совместному выполнению игровой задачи. Это может быть вопрос («Кукла плачет - что делать?»), сюрпризный момент («Кукла спряталась - где она?»), обращение персонажа к детям и др. Речь взрослого должна быть эмоционально выразительной, неторопливой, четкой. Каждое слово должно нести понятную детям информацию: название игрушек, их свойств, действий. Необходимо следить за реакцией детей, побуждать к высказываниям, эмоциональным проявлениям, к действиям.

Для обучающих игр используются игрушки среднего размера (15-20 см), они должны быть соразмерны по величине, красивы. Нельзя использовать предметы-заместители или воображаемые предметы, если у ребенка недостаточен опыт действий с реальными предметами. Однако для детей, хорошо умеющих играть с игрушками, следует предлагать в показах некоторые предметы-заместители, а позднее воображаемые предметы вместо знакомых игрушек или обозначать словом воображаемые состояния кукол, игрушечных животных (вместо яблока дать шарик, палочку вместо ложки, сказать, что кукла смеется или хочет спать, что в чашке чай, в кастрюле суп и т. д.). Подобные игрушки даются детям и для самостоятельной игры.

Самое главное в этих играх - не обучение конкретным действиям по образцу, а в том, чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, которую взрослый демонстрировал, проявили интерес к ней, желание воспроизвести ее в своей игре.

Обучающие игры повторяются, пока они вызывают живой интерес у детей, своевременно усложняются и заменяются новым сюжетом, близким ребенку по личному опыту, или новым содержанием игровой задачи, новыми способами ее решения.


Игра с дидактическими игрушками


Дидактические игры занимают относительно большое место среди других видов самостоятельных игр детей раннего возраста.

Они требуют пристального руководства со стороны взрослого. Одним из главных компонентов этого руководства является правильный подбор дидактических игрушек и материалов, их размещение в групповой комнате и порядок предоставления в распоряжение детям.

Подбор игрового материала должен производиться с учетом понимания функционального назначения каждого вида дидактических игрушек и пособий, соотнесения содержания самостоятельных дидактических игр детей с тем программным материалом, который они усваивают на занятиях.

Воспитатель должен направлять самостоятельную дидактическую игру детей, приходить на помощь при затруднениях, учитывать их умения, полученные на занятиях, корректировать неправильные действия, доброжелательно поддерживать самостоятельность в игре, побуждать детей играть рядом и по возможности вместе, охраняя при этом индивидуальную инициативу каждого ребенка.

В группе детей второго года жизни должен быть ленточный стол с вмонтированными в него приспособлениями: скатами для спуска шаров, стержнями для нанизывания колец и т. п.

Для самостоятельной игры с дидактическими игрушками следует предоставлять детям столы, за которыми они едят, группируя их ближе к окнам.


Игра со строительным материалом


В распоряжении детей постоянно должен быть настольный строительный материал и более крупный, которым можно играть на полу. В комплекты со строительным материалом следует включить соответствующие по размеру сюжетные игрушки. Наряду с деревянными строительными наборами следует иметь и пластмассовые, с деталями различных размеров.

Наборы строительных материалов состоят как из тех элементов, с которыми детей познакомили на занятиях, так и из новых, типа конусов, цилиндров и полусфер различной величины. Эти детали используются детьми наряду с хорошо знакомыми кубами, кирпичиками, планками и призмами.

Надо иметь также крупные детали, удобные для игр не только в помещении, но и на участке, во время прогулки. Они могут быть использованы также в качестве предметов-заместителей (большой куб - стол, кубы поменьше - стулья и т. п.) в сюжетной игре детей.

При руководстве самостоятельными играми воспитатель должен помочь каждому ребенку заняться своей постройкой рядом с другими детьми, но не мешая им. Детям в возрасте до полутора лет лучше играть с настольным строительным материалом, сидя за столом или стоя возле него.

Воспитатель должен привлекать внимание детей к строительным материалам, строить вместе с ними, подсказывая тему постройки, помогать ребенку узнавать в его собственной постройке тот или иной образ. Необходимо в процессе совместной игры вводить сюжетные игрушки, фигурки людей и животных, поощрять самостоятельное использование сюжетных игрушек детьми.

В конце второго года жизни в строительную игру детей можно включить предметы-заместители, которые могут обозначать пассажиров в автомобиле, угощенье для кукол на столе и т. п. Крупные формы используются для организации игрового пространства, а дополнительные детали (флажки, головы лошадок на палке), прикрепленные к ним, создают яркую праздничную атмосферу, побуждают детей к совместным действиям.


Игра с предметами-орудиями, игрушечными орудиями труда


Летом организуются игры с увлажненным песком, в процессе которых воспитатель должен научить детей насыпать песок в ведерко и формочку, делать из сырого песка «пирожок», а также забивать в песок деревянным молоточком колышки, закреплять в нем деревянные трафареты зверей, птиц. Надо обращать внимание детей на то, что нельзя высыпать песок из ящика, пачкать им одежду.

Следует иметь портативные надувные бассейны, большие тазы и т. п., которые летом используются для различных игр с водой на участке. С помощью простейших предметов-орудий (сачок и черпачок) дети вылавливают плавающих целлулоидных рыбок, уточек, шарики.

К концу второго года жизни дети должны научиться использовать ведерки для зачерпывания и переноса воды. Можно давать им леечки с водой для увлажнения песка, поливки.

Осенью во время листопада надо на прогулке показать детям, как можно с помощью метлы сметать, а легкими деревянными или пластмассовыми граблями сгребать опавшие листья с дорожек в кучки, сметать листья на совок или лопатку, пересыпать в ведерки и относить в дальний угол участка. Это трудовое действие в игровой форме доступно малышам, формирует не только полезные навыки, но и вызывает приятную удовлетворенность результатами своих действий.


Игры-забавы, развлечения


Существенное влияние на формирование эмоциональной сферы ребенка раннего возраста, его двигательной активности и умения общаться со взрослым, а позднее со сверстниками оказывают игры-забавы. Их проводят в разные периоды бодрствования с подгруппой детей, а в случае необходимости и индивидуально (например, во время приема детей или в ситуации, когда ребенок трудно расстается с мамой).

Развлечения - пляски, знакомые подвижные игры, движения, сопровождаемые чтением веселой потешки, и др.- не требуют специального разучивания, быстро и эмоционально воспринимаются детьми, побуждают к двигательной активности, поднимают их настроение.

Примерный перечень забавных игрушек: фигурки с различными имитационными действиями (клюющие, играющие на музыкальных инструментах, качающиеся, танцующие); игрушки с музыкальным и звуковым эффектом; игрушки с цветовым и световым эффектом; фигурки на колесах и качалках; фигурки совершающие движения, издающие звуки (юла, волчки); фигурки прыгающие, кувыркающиеся, выполняющие рабочие движения (пильщики, дровосеки).

С детьми раннего возраста проводятся развлечения с развернутым сюжетом в сопровождении пения воспитателя или грамзаписи. Инсценируя песни с использованием игрушек, педагог вовлекает детей в активные действия. Они здороваются с персонажами инсценировки, хлопают в ладоши, когда те пляшут. Детей развлекают звучащие заводные игрушки, образные и типа музыкального волчка.

Заключение


Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности: ребенок овладевает своим телом, прислушивается к себе, изучает себя, прямохождением. Одна из рук начинает выполнять главные действия. У ребенка формируется ценностное отношение к предметному миру. Способность к сомообследованию, умение вступать во взаимоотношения с окружающими. Наблюдается подражание взрослым, то есть готовность к присвоению материальной психической и духовной культуры. Овладевает речью. Развивается воля, наглядно - действенное, наглядно- образное и знаковое мышление, выделяет свое «Я».

Ведущая деятельность - предметно - манипулятивное. В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка. Главным, которым является речь, наглядно - действенное мышление, начало символичной игры самосознания. Ребенок овладевает возможностью передвигаться (ходьба) и речью. Это и есть основное развитие во втором году жизни.

К концу раннего детства (на третьем году жизни) начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развернутых форм за пределами этого возраста и начинают определять психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Список литературы


1.Воспитание и обучение детей раннего возраста. /Под ред.. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1986.

2.Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М.: Просвещение, 2006.

.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./Под ред.. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986.

.Первые шаги./Сост. К.Белова. - М.: Линка - Пресс, 2009.

.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С. Л. Новоселовой. М, 2008.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В первые годы жизни ребенок начинает осваивать игровую деятельность. Младенец - активное существо. Научившись с помощью взрослого брать игрушки из разных положений, он проявляет самостоятельность и инициативу, захватывает любую игрушку, лежащую поблизости, начинает манипулировать ей, выполнять ряд неспецифических действий до тех пор, пока взгляд его не упадет на другой предмет. С ним он действует точно так же. В этих манипулятивных действиях происходит саморазвитие малыша. Он сам находит себе занятие, демонстрирует самостоятельность. Обогащается его чувственный опыт, так как в процессе познания окружающей предметной действительности активно задействована анализаторная система ребенка. В этих действиях совершенствуются движения младенца, развивается его память, внимание, наглядно-действенное мышление. Взрослый открывает ему разные способы действия с игрушками, а затем демонстрирует логическое завершение совместно выполненных предметных действий (результат), помогая малышу осознать, зачем производится то или иное действие, какая цель при этом преследуется.

К концу первого - началу второго года жизни малыш уже может заниматься с игрушкой сам, производя специфические действия, добиваясь желаемого и прогнозируемого результата. Таким образом он постепенно осваивает рисунок действия, запоминает образ действия, у него появляются такие личностные качества, как сосредоточенность, целенаправленность, формируется произвольность поведения. Ребенок получает удовлетворение, видя достигнутый результат. Взрослый, вынося позитивную оценку его действиям, формирует положительное отношение малыша к самому себе, то есть позитивную самооценку.

Манипулируя разнообразными игрушками, ребенок производит с ними одни и те же неспецифические действия. Взрослый демонстрирует малышу первые игровые действия с куклой, которые хорошо знакомы ребенку по собственному опыту (кормить, качать и т.п.). В начале второго года жизни, умея подражать, ребенок начинает выполнять реальные действия в воображаемой ситуации. Постепенно он начинает понимать все преимущества такой игры, играть с удовольствием и большим интересом. В отличие от предметных действий, действия с сюжетными игрушками можно прекратить в любой момент, так как они не имеют конкретного зримого результата. Сюжетные игрушки можно менять в ходе игры по своему усмотрению. Одни и те же игрушки можно по-разному использовать в разных играх. Ребенок учится действовать в воображаемой ситуации, что является отражением его большой внутренней работы. С помощью взрослого он начинает понимать и выполнять конкретные функции взрослого, неосознанно принимает игровую роль. С развитием речи на третьем году жизни ребенок осваивает все больше игровых действий и с помощью взрослого начинает выстраивать их в сюжет. Все больше внимания он уделяет играм с сюжетными игрушками, выполняя воображаемые действия в воображаемом плане. Теперь действия с игрушками-предметами играют дополнительную роль, помогают развивать и усложнять сюжетную игру (например, чтобы продлить игру с куклами, ребенок делает им кровати и др.).


В ходе игры у детей развивается воображение, первые элементы творчества. Ребенок гордится своими успехами. Растет его самосознание, формируется личность.

Предметно-игровая деятельность детей

У детей первых лет жизни предметно-игровая деятельность является ведущей (Л. С. Выготский) не только потому, что ребенок большую часть свободного времени занят с предметами (игрушками), но и потому, что он постепенно овладевает способами усвоения общественного опыта (действуя по подражанию, затем по образцу взрослого и далее по его словесной инструкции). Действия с предметами способствуют развитию речи детей, обогащению словарного запаса, памяти, способствуют умственному, сенсорному развитию (умению воспринимать, различать, выделять предметы по образцу, группировать по определенному признаку и соотносить их); помогают овладевать практическими способами ориентировки (пробы, примеривания), умением выполненять умственные операции в развернутом наглядно-практическом плане.

Предметно-игровая деятельность способствует развитию памяти, внимания, воображения, начал творчества, наглядно-действенного, а затем и наглядно-образного мышления, развитию личностных качеств малыша, его самооценки.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Сюжетные игры представляют собой основу формирования игровой деятельности в раннем и дошкольном детстве. В сюжетных играх ребенок с помощью взрослого усваивает:

особенности предметов - игрушек (ознакомительные игры);

способы действия с ними (отобразительные игры);

приобретает опыт практической деятельности и отражает назначение предметов (сюжетно-отобразительные игры);

отражает ролевые взаимоотношения людей (сюжетно-ролевые игры);

отражает трудовые и общественные отношения (ролевые игры).

Познавательные игры направлены на:

самостоятельное обследование игрушек,

узнавание их физических свойств,

реализацию возможности различным образом действовать с ними.

Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности навыков и умений дети могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

В группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры - развлечения.

Подвижные игры способствуют совершенствованию основных движений, выработке нравственно-волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. Они могут быть сюжетными и бессюжетными.

Дидактические игры (с игрушками, дидактическим материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) педагоги используют в целях умственного развития детей. Вместе с тем в этих играх ребята учатся согласовать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели.

Музыкальные игры могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Влияют на эстетическое, физическое, умственное развитие детей.

Игры - драматизации влияют на речевое, умственное развитие детей и воспитывают эстетические чувства.

Игры - развлечения повышают эмоционально-положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями.

Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке и т.д.

игра младший возраст родитель

Определение игры

Особенности игры в раннем возрасте

Игра в дошкольном возрасте

1. Согласно "Концепции дошкольного воспитания", игра - самоценная де­ятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания с другими. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объек­тивного развивающего значения делает игру наиболее подходящей фор­мой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

2. Можно выделить ряд особенностей детской игры в раннем возрасте (по Д.Б. Эльконину).

Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные ко­ординации ребенка, создающие возможность манипулирования и дей­ствий с предметами. Без умения удерживать предмет в руке невозможно и никакое действие с ним, невозможно и игровое действие.

Возникновение ролевой игры генетически связано с формированием под руководством взрослых предметных действий в раннем детстве. Пред­метными действиями будем называть исторически сложившиеся, зак­репленные за определенными предметами общественные способы их употребления. Носителями предметных действий являются взрослые люди. Деятельность с предметами только по их назначению и есть предметная игра детей раннего детства.

Называние себя собственным именем, выделение своих действий как собственных, с одной стороны, и нахождение сходства между своими действиями и действиями взрослых, выражающееся в назывании себя именем взрослого по указанию, с другой, - подготавливают появление роли в игре. Лишь в самом конце раннего детства (между 2,5 и 3 годами) появляются первые начатки роли.

Развитие структуры игрового действия в пределах раннего детства мож­но охарактеризовать как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к дей­ствиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реаль­ных жизненных человеческих действий. Это уже "роль в действии". Итак, к концу раннего детства подготавливаются основные предпосыл­ки для перехода к ролевой игре. Все основные предпосылки игры возни­кают в ходе развития предметной деятельности ребенка под руковод­ством взрослых и в совместной деятельности с ними. Ребенок воспроизводит предметные действия сначала только на тех пред­метах, на которых они сформировались при помощи взрослых.

3. Анализ творческих игр детей дошкольного возраста, проведенный заме­чательным педагогом А.П. Усовой, показывает следующее.

Сюжетность как характерная черта творческих, то есть придумываемых самими детьми, игр присуща уже играм детей младшей группы детско­го сада в возрасте 2-3,4 лет.

Сюжеты эти отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем возрасте сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в обра­зах, действиях и отношениях: зарождение сюжетности в играх нужно, по-видимому, отнести к преддошкольному возрасту.

Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, в которых ребенок пользуется многими средствами изображения: ре­чью, действием, мимикой, жестом и соответствующим роли отноше­нием.

Деятельность ребенка в игре развивается в направлении изображения различных действий. Так возникают игры-действия. Деятельность детей принимает строительный характер - возникают строительно-конструк­тивные игры, в которых ролей обычно нет.

Наконец, выделяются игры ролевые, где ребенок создает тот или иной образ. Игры эти идут по двум заметным руслам: игры режиссерские, когда ребенок управляет игрушкой (действует через нее); и игры, где роль исполняется лично самим ребенком.

Развитие сюжета зависит от ряда обстоятельств. Первое - это близость темы игры к опыту ребенка. Отсутствие опыта и вытекающих из него представлений становится препятствием в развитии сюжета игры.

Развитие сюжета определяется также и тем, насколько согласованно развиваются в игре роли. Согласованность ролей нужна в каждой игре, имеющей определенную тему. Чем лучше начинают дети понимать друг друга, собственно мотивы поведения каждого из играющих, тем сла­женнее протекает игра.

Наблюдается постепенное изменение роли материала (и игрушек) в иг­рах. У трех-четырехлетних детей материал в значительной степени на­правляет тему игры. Позднее дети приписывают материалу желаемые для них свойства.Игры детей уже в трехлетнем возрасте носят сюжетный характер, и в этом направлении игра интенсивно развивается до 7 лет.

Движущие начала, определяющие игру, состоят в постепенном овладе­нии ребенком ролью, исполняемой в коллективе детей. Сюжет игры с его ролями определяет отношение детей к игре. По мере приближения к возрасту 6-7 лет в игре образуются новые элементы. Первоначально она складывалась из бытовых действий, выполняемых детьми: варить, мыть, возить (3-4 года). Потом появляются ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями.

Наряду с ролевыми действиями появляются ролевые отношения, и, на­конец, игра завершается появлением роли, причем ребенок ее выпол­няет в двояком плане - за игрушку и сам.

Опыт проведения игр показывает, как в них начинают зарождаться пер­спективы, планы взамен случайных и неоформленных действий.

Объединение детей в играх, развитие среди них общественных связей целиком определяется самим развитием игры.

Теории детской игры

1. Начало разработки теории игры (Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт - XIX век).

Надежда Анатольевна Волкова
Развитие игры в раннем возрасте

Одним из положений теории психического и личностного развития ребенка в отечественной психологии является признание ведущей роли деятельности в этом развитии . Деятельность обеспечивает связь ребенка с окружающим предметным и социальным миром. "Значение деятельности для психического развития состоит в том , что в ней и через нее ребенок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причем такое усвоение включает в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей. " (Л. А. Венгер) (4)

Действие с предметами и игра - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Игровая деятельность ребенка зарождается и развивается на фоне предметной деятельности, которая занимает ведущее положение в раннем возрасте . Постепенно, к трем годам, начинает оформляться новая линия развития - постижение смысла деятельности взрослых, освоение мотивационно - потребностной сферы деятельности, что вызывает в последующем сюжетно-ролевую игру как ведущий вид деятельности. От специально организованных занятий эта деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого ребенка.

В экспериментальных психолого-педагогических исследованиях детскую игру рассматривали с различных точек зрения. Применительно к раннему возрасту исследовали развитие предметных действий в игре, возникновение первичных игровых обобщений, перенос значений с одного предмета на другой, включение в игру предметов заместителей, обобщение и сокращение реальных действий в игровой ситуации, и другие моменты. В той или иной форме эти проблемы нашли отражение почти во всех работах, касающихся развития дошкольника и особенностей его воспитания. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин - основоположники отечественной детской психологии - разработали теорию дошкольной игры , которую конкретизировали и дополнили как педагоги (А. П. Усова, Ф. И. Фрадкина, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко, Е. В. Зворыгина, К. Л. Печора и др., так и психологи (Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, М. И. Лисина, Л. С. Славина, Л. Н. Галигузова и др.).

Итак, что говорит отечественная наука об игре в раннем возрасте .

Рассмотрев основные игровые теории современной педагогики, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, играм детей трех лет присущи следующие особенности : многократное повторение игровых действий, слитность образов (летчик-самолет, быстрая смена сюжетов, игры в одиночку .

Во-вторых, игровая деятельность является основной развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя , окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Н. М. АксаринаФ. И. Фрадкина разработали этапы развития игры детей раннего возраста . На первом этапе идет воспроизведение разученных действий; перенос действия на новые предметы; отображает отдельные действия; к 2 г. начало сюжетной игры , сюжетная игра, к 3 годам начало ролевой игры . Как отмечает Ф. И. Фрадкина, для раннего возраста характерно в игре наличие зачатков игровой ситуации; далее ребенок берет на себя роль, усложняется структура игровых действий.

Таким образом, Ф. И. Фрадкина показала, что основные предпосылки сюжетно-ролевой игры возникают в ходе развития предметной деятельности под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними.

Значительным и полным исследованием игры занималась Н . Я. Михайленко (20, которая выделяет следующую структуру игры : сюжет, игровые действия, роль, результат. Н. Я. Михайленко на основе выделения основных структурных элементов игры ставила задачу установить значение элементов, трудность освоения детьми данных элементов игры . В своем эксперименте она использовала совместные специально организованные взрослыми игры . Но, к сожалению, в этом исследовании не выделен ряд вопросов, в частности как должно происходить формирование и руководство свободной, инициативной игрой.

Тарловская Н. Ф.:

раскрывать образ животных (внешний облик, характерные черты, где живет, название дома, чем питается, как добывает еду, хранит);

игровая ситуация “ мама - малыши”;

Зворыгина Е. В.:

обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;

создание и разыгрывание воображаемой ситуации - косвенное обозначение игровой задачи;

эмоциональное общение с детьми;

внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

сюрпризное появление, внесение новой игрушки.

Михайленко Н. Я.:

воспитатель - “учитель”;

воспитатель - “партнер”;

осуществление ребенком игрового действия - пояснение его смысла партнерам.

Лямина Г. М.:

воспроизведение общественных отношений и трудовых функций;

“Предложить аналог игрушки для переноса тех же действий”;

“Заменитель реального предмета”;

“Проведение подвижных игр с правилами”;

“Наблюдения за животными”;

Печора К. Л.:

показ со словом,

создание проблемной ситуации.

О руководстве игрой детей раннего возраста говорят и другие исследования проведенные совместно с зарубежными авторами. Эти материалы отражены в книге "Внешняя среда и психическое развитие ребенка ", в ней говорится о том, что обращения воспитателя к детям в момент игры часто бывает неэффективным. Такими обращениями оказались такие как, речевая констатация деятельности, которая не вызывала ответных действий ребенка, также не всегда эффективными были обращения, направленные на усложнение деятельности детей, которые требуют большого мастерства со стороны воспитателя. При организации деятельности детей 3-го года жизни часто были неэффективными и переключения детей на другой вид деятельности, так как они не всегда совпадали с желаниями ребенка Эти исследования, еще раз убеждают в том, что воспитатели не всегда умеют руководить самостоятельной деятельностью детей, следуя от его интересов.

Итак Разными авторами предлагаются несколько различные методы и приемы руководства игрой, среди которых участие взрослого в совместной игре с ребенком является ведущим приемом. руководство должно быть индивидуальным, деликатным, опираться на индивидуальные особенности, содержание игр ребенка, включать моменты развития целеполагания с помощью решения игровых задач;

использование разнообразных игровых ситуаций.

Педагогические условия для развития инициативной сюжетно-ролевой игры детей - это есть особо организованная игровая среда, то есть среда, состоящая из индивидуальных игровых наборов, изменяющихся по мере развития игры , включающих все виды игрушек и бросовый материал; индивидуальный эмоционально-положительный психологический контакт взрослого с ребенком.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом :

1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья

Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь, настольный плоскостной театр к сказкам «Репка» , «Колобок» , «Курочка Ряба» . Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. уголок сенсорного развития

Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие» , мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения

3. уголок конструирования

Различный строительный материал : мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики» , пластины, наборы строительного материала.

4. спортивный уголок

Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают) . Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

5. уголок изобразительной деятельности

Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»

6. музыкальный уголок

Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов» , деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

7. художественно-речевой уголок

Яркие картинки, книжки.

8. экологический уголок

Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.

Дидактические игры ;

Сюжетно-ролевые игры ;

Подвижные игры ;

Пальчиковые игры ;

Сюжетное конструирование и др.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Таким образом комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет включать в себя такие компоненты как :

Планомерное обогащение жизненного опыта детей;

Совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;

Своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;

Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры , направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.