Все о печах и каминах - Информационный портал

Дидактический материал по математике. Цифра «7

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 7».

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативная, речевая, физическая.

Используемые технологии: ИКТ, палочки Кюизенера.

Задачи:

Образовательная -

Развивать аналитическое восприятие – представление о составе числа 7 из двух чисел – моделирование числа; развивать умение отражать результаты познания в речи, обогащать словарь детей.

Развивающая – развивать умение соблюдать этику общения; развивать первоначальные представления о фольклоре.

Воспитательная – воспитывать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.

Материалы и оборудование: колокольчик, карточки с цифрами от 1 до 7, палочки Кюизенера, стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Ход НОД.

1. организационный момент: звонит колокольчик.

Воспитатель: Колокольчик зазвонил – в круг собраться пригласил. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Вы стали в круг каждый на своем месте. Цифры на нашей доске не стоят на своих местах в числовом ряду. Расположите цифры по порядку от 1 до 7 (слайд №1).

Воспитатель: давайте назовем цифры. (1 ,2, 3, 4, 5, 6, 7.)

Воспитатель: какая цифра стоит перед цифрой 5?, между цифрами5 и 7?; назовите соседей числа 2?; какая цифра последняя в ряду?

Воспитатель: мы продолжим знакомство с цифрой 7,будем писать цифру 7, моделировать число 7 из двух наименьших чисел при помощи цветных чисел, познакомимся, где встречается число 7.

Воспитатель: На столе лежат объемные цифры 7. Каждый возьмет цифру и обведет ее пальцем. Из каких частей состоит цифра 7? (2 палочки – короткая горизонтальная и длинная вертикальная).

Пишут цифру 7 в воздухе пальцем.

Воспитатель: На что похожа цифра 7? (ответы детей).

Вот семерка – кочерга, у нее одна нога (картинка слайд № 2).

Семь точно острая коса - как коса она остра (картинка слайд № 2).

Цифра 7, мои друзья, словно нос у корабля (корабль слайд № 2).

(проводится работа за столами на листочках - найти и обвести кружком цифру 7).

Воспитатель: сколько цифр обвели? (3).

Воспитатель: Поучимся писать печатную цифру 7 в клеточках. Сначала обведем ее по точкам: начинаем печатать слева направо по верхней стороне клетки, затем ведем вниз к нижней стороне клетки.

Пальчиковая гимнастика.

У Маланьи, у старушки (хлопают в ладоши то правая, то левая сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая избушку)

Семь сыновей (показать 7 пальцев)

Без бровей (очертить брови руками)

Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос, подставив ладони одну за другой с растопыренными пальцами к носу)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Они не ели и не пили (одной рукой поднести «ложку», другой рукой – «чашку»)

На Маланью все глядели и делали вот так (держат руки у глаз, хлопают пальцами как ресницами).

Воспитатель: живут здесь герои русской народной сказки.

Ждали они маму с молоком, а пустили волка в дом. Кто же, эти, маленькие «дети», открывшие дверь чужому? (козлята) (слайд №3). Сколько козлят было в сказке?

Воспитатель: Как называется русская народная сказка? («Волк и семеро козлят»).

Воспитатель: «Мама Коза» просит нас помочь быстрее вернуть ей козлят. Мы можем это сделать, если покажем дом, в котором живет коза. Задание « У дома не треугольная крыша и не круглое окно» (каждый находит нужный дом у себя на рисунке).

Воспитатель: Какая крыша у дома? Какое окно? Который по счету этот дом слева направо?

Воспитатель: Сейчас нас ждет новое задание. Нужно составить число 7 из двух меньших чисел. Вспомним, какая палочка соответствует числу (слайд №4):

Какая палочка на третьем месте сверху вниз, какому числу соответствует?

Какая палочка между 3 и 5 сверху вниз, какому числу соответствует?

Какая палочка соответствует числу 7?

Воспитатель: Возьмите палочку, соответствующую числу 7 и составьте ее из двух других палочек, которые образуют число 7.

Воспитатель проверяет полученные результаты (слайд 5).

Воспитатель:7 это 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3(слайды № 6, №7).

Физминутка.

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Долго, долго отдыхал (выполняются движения в соответствии со словами текста).

Воспитатель: Отгадайте загадку «Братьев этих ровно 7,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Возвращается передний (дни недели).

Воспитатель: игра «Живая неделя». Необходимо взять карточки с цифрами от 1 до 7 и расположить их по порядку (играет 7 детей, остальные проверяют).

Воспитатель: какой день недели сегодня, если он третий по счету слева направо?

Какой был вчера? Который он по счету?

Какой день недели будет завтра?

Воспитатель: число 7 встречается не только в сказках, загадках, стихах, но в поговорках и пословицах. Так о ленивых людях издревле говорили «Семь пятниц на неделе». А еще на Руси говорили:

Семеро одного не ждут.

Семь потов сошло.

Лук от семи недуг.- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Рефлексия. Что было труднее всего? Что запомнили?

Веселые задачи-шутки: слушайте внимательно и считайте, чтобы дать правильный ответ.

1. Как-то вечером к медведю на пирог пришли соседи: еж, барсук, енот, косой, волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог разделить на всех пирог. Помоги ему скорей, посчитай-ка всех зверей. (7).

2. У Сашки в кармашке конфеты в бумажке. Он дал по конфете Свете и Пете, Ирине, Галине, Марине и Нине. И сам съел конфету. А больше их нету. Сколько было конфет? (7).

3.Пять ворон на крышу сели. Две еще к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело сколько всех их прилетело? (7)


Цель урока: Введение понятий “ Число 7 и цифра 7”

Задачи:

  • познакомить с числом и цифрой 7;
  • изучить состав числа 7;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать речь, внимание, память, мышление.

Оборудование: образец написания цифры 7, рисунки с цифрой 7, таблички с терминами “1 слагаемое; 2 слагаемое; сумма ”, у обучающихся – карточки для работы в паре, цифровой “веер”. Компьютерная презентация. Приложение 1 , Приложение 2 .

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок.
Вы проснуться все успели?
А теперь вперед, за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.

II. Актуализация опорных знаний

1. Нумерация чисел в пределах 20.

  • Счет от 1 до 20:

– прямой – мальчики
– обратный – девочки

  • Назовите числа от 2 до 9; от 8 до 3. Слайд 1. Приложение 1.
  • Назовите соседей числа 9; справа от; слева от; между числами;
  • Назовите предыдущее числу; последующее числу. Слайд 2
  • Как получить предыдущее число? Как получить последующее число? Слайд 3

2. “Потерялось число”

  • Давайте прочитаем ряд чисел; все ли в порядке?
  • Между какими числами стоит число 7? Ваш правильный ответ помог вернуть беглянку на место.

Слайд 4

III. Постановка темы урока

Догадались, какое число мы сегодня будем изучать?

Слайд 5

IV. Изучение нового материала

1. Открытие нового. Исторические сведения.

Число 7 было окружено в древности большим почетом и считалось магическим. В Древнем Риме было 7 главных богов, в Древней Греции – 7 чудес света, Киев и Рим построены на 7 холмах, а в Индии на счастье дарят 7 слоников. И в нашем современном мире существует много предметов, в которых всегда присутствует число 7. Назовите их. (7 дней недели, 7 нот, 7 цветов радуги.)

2. Постановка проблемы. Цели урока. Загадка.

Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост,
Я б рукой достал до звезд. (Радуга .)

В радуге действительно 7 цветов. А кто знает волшебную фразу, которая помогает запомнить порядок цветов в радуге? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

Но в нашей радуге все цвета пропали. Нравится ли вам бесцветная радуга? Слайд 6

Давайте тогда все побыстрее исправим, если мы правильно и дружно выполним все задания, то радуга снова станет разноцветной и яркой.

3. Знакомство с цифрой 7. Письмо цифры 7.

При помощи какой цифры мы записываем число 7? На что похожа цифра 7? (Наглядность.)

Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.

Семь – точно острая коса,
Коси, коса пока роса.

(Работа в учебнике – с. 62, № 2.)

Посмотрите, как выглядит цифра 7. Найдите среди знаков цифру 7, отметьте галочкой. Сколько раз встретилась цифра 7? Запиши.

(Работа в учебнике – с. 63, № 4.)

Мы с вами сейчас научимся писать цифру 7.

Цифра 7, цифра 7, (наглядность )
Цифра легкая совсем.
Как представлю я косу –
Цифру 7 легко пишу.

Слайд 7

4. Соотнесение числа, количества предметов и графического изображения.

(Работа на карточке, в паре.) Слайд 8

(Проверка на слайде.)

5. Физкультминутка "Танец утят"

Если решите задачу, то ее герои помогут провести физминутку.

Группа малышей утят плавать и нырять хотят,
Пять уплыли далеко, два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду, сосчитать я не могу. (Слайды 9, 10 )

6. Состав числа 7.

1) Задачи в стихах:

Три книжки у Павлушки,
Четыре – у Андрюшки.
Сколько книжек у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей.
3 + 4 = 7

Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
5 + 2 = 7

У меня в руках покупка:
Шесть ножей и мясорубка.
Сколько я принес предметов,
Расскажите-ка об этом.
6 + 1 = 7

Слайды 11, 12, 13

2) “Заселим домик”. Слайды 14, 15

V. Закрепление изученного материала. Повторение пройденного

1. Логическое задание. Поговорка.

Расставьте числа в порядке возрастания и прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь” – прежде, чем приступить к важному делу, нужно все хорошо обдумать.)

Слайды 16, 17

2. Дни недели. Повторение состава числа 7.

  • О каком человеке говорят, что у него “семь пятниц на неделе”? (о том, кто обещает и не выполняет обещания)
  • Но мы с вами не такие, пообещали раскрасить радугу, и скоро выполним все задания.
  • А вы знаете дни недели по порядку? Назовите их скорей, если в счете не собьемся, ровно семь получим дней.
  • Какой день первым; последним; сегодня; вчера; завтра?

(Работа в учебнике – с. 62, № 1)

  • Почему некоторые дни – черным цветом, а другие – красным?
  • Как получили 7 дней? (5 и 2)
  • Учиться любит старший брат, но воскресенью тоже рад. Учебных дней в неделе шесть – и день один на отдых есть.
  • Как получили 7 дней? (6 и 1)
  • Четыре раза в неделю у нас есть урок математики, а сколько дней нет?
  • Как еще получить 7?

3. Дополнительная физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь – открыть тетради всем.

4. Решение примеров. Правило о перестановке слагаемых

(Работа в тетради по вариантам) Слайд 18

  • Какой результат получился в ваших примерах?
  • Сравните примеры в каждой строчке, что интересного вы заметили?
  • Какое правило мы знаем о перестановке слагаемых?

Слайд 19

5. Сравнение суммы чисел

(Работа с веером.)

Прочитайте записанные суммы чисел и поставьте знаки “>”, “<”, “=”.

Слайд 20

6. Дополнительное задание в тетради

  • Нарисуем 10 кружков в ряд через клеточку.
  • Красным карандашом раскрасьте 7-й слева кружок.
  • А каким он будет по счету справа?
  • Сколько кружков надо дорисовать, чтобы он стоял по счету 7-м справа?

Слайд 21

VI. Подведение итогов урока

Вот и раскрасили мы нашу радугу в семь цветов. Давайте перечислим все цвета по порядку. Кто запомнил волшебную фразу? А во Франции запоминают цвета с помощью такой фразы: “ Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь”. Какое число было главным сегодня на уроке? Назовите состав числа 7.

VII. Домашнее задание

Кому понравился урок, можете поиграть с числом 7, и нарисовать предметы, в которых спряталась цифра 7. А еще вспомните вместе с родителями поговорки и пословицы с числом 7.

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 1 класса
Пособие по Моро М.И. Пособие по Петерсон Л.Г,

Знакомимся с числом и цифрой 7

Слышите! Звенит звонок!
Это начинается урок.
Мы с вами в путь сегодня отправляемся
В страну, что "Математикой" называется.
Живут там числа и математические знаки.
Они нам многое смогут рассказать.
Главное, нужно внимательно слушать и запоминать.

Вместе с нами в страну Математики отправляются Умный Гном и Маленький Лисёнок.
"Я так хочу учиться, - сказал Маленький Лисёнок Умному Гному, - Вот только не знаю, смогу ли я".
Ребята, поможете Лисёнку? Итак, мы отправляемся. Все готовы в путь? Ручки, карандаши, тетрадки, учебники никто не забыл?

Потренируемся в счете до 7

Посмотрите на картинку и скажите, каким по счёту будет голубой квадрат, зелёный квадрат, красный квадрат, красный круг, жёлтый круг, красный круг?


Посмотри на картинку и посчитай, сколько всего квадратов, кругов, треугольников на ней изображено? Составьте и запишите неравенства.


Посмотрите на эту картинку и запишите цифрами количество котят, которое вы видите.


Вы не смогли записать количество котят на последней картинке? Не беда. Сегодня отправляемся в гости к цифре и числу

Давайте вспомним все числа, которые мы знаем.



Посмотрите на картинку и скажите, какие числа попали не в свой домик?



Вы заметили, что один домик пустой? А это потому, что её житель ждёт нас в гости и встречает нас у порога. Как его зовут?

Правильно, это цифра СЕМЬ.

Я семёрка удалая.
Среди чисел озорная.
Без меня никак нельзя.
Посмотрите-ка вокруг,
Вы увидите, что я права.

Посмотрите, где число 7 находится на числовой линейке?


Все числа, которые находятся слева от числа 7, меньше, а справа от числа 7 - больше.


Подумайте, где мы найдём семёрку?

Коса похожа на СЕМЕРКУ.
когда косарь идёт на луг,
Он берет ее с собой.

Посмотри на кочергу.
Ей бабушка в печи угли ворошит.
Если встанет вверх ногами,
То СЕМЕРКА будет с нами.

Братьев этих ровно СЕМЬ.
Годами равные, а именами разные.
Они известны всем.
Каждую неделю кругом
Братья ходят друг за другом.
Как только последний брат прощается,
То первый брат снова появляется.

Приказало солнце:
"Стой,
Семицветный мост - дугой!".
По тебе я погуляю
И до звёзд рукой достану.

Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки.
Ведь без них никак нельзя:
Ни мелодию послушать,
Ни симфонию сыграть.

Подумала Семёрка и сказала:
Хочу, как птица в небо улететь.
Подумала и бумерангом стала.
Что можно ей ещё хотеть?

Ночью звёздной,
Ночью тёмной посмотри на небо.
Ты увидишь семь прекрасных ярких звёзд.
Называют их ковшом
или "Медведицей Большой".

Пословицы и поговорки про цифру семь:

  • Семь бед один ответ.
  • Семеро одного не ждут.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Один с сошкой, семеро с ложкой.
  • Семь пятниц на неделе.

Попробуем решить примеры, которые умный Гном задал Лисёнку.

Поставьте нужный знак.Какая запись здесь лишняя?

Приходящие в страну Математики обязательно решают задачи. А вы справитесь с решением? Помогите Лисёнку.

На лужайке во дворе
Шесть щенят играют в прятки.
Мама-лайка ищет их.
Ты попробуй сосчитай-ка:
Сколько во дворе собак?



Дружно муравьи живут.
И без дела не снуют.
Два - несут травинку.
Два - несут былинку.
Три - несут иголки.
Сколько их под елкой?

К Лисёнку на день рожденья
Пришел в гости весь лесной народ:
Ежик, Медвежонок, маленький Енот,
Заяц, Белка и Барсук.
И последний Тигр - друг.
Посчитай-ка поскорей:
Сколько было всех гостей?

Молодцы, я знала, что вы быстро справитесь с задачами. А теперь давайте вспомним, что мы сегодня узнали на уроке?
Мы познакомились с числом СЕМЬ.
Вспомнили неравенства, решили сложные задачи и примеры.


Вот и пролетел урок.
Слышите! на перемену звенит звонок.
Мы немного отдохнём
И снова в страну Знаний путь начнём.

Марина Сергеевна Гапоненко
Открытое занятие по ФЭМП на тему «Число 7. Цифра 7» для подготовительной к школе группы

Занятие по ФЭМП

в подготовительной к школе группе

на тему «Число 7 . Цифра 7

Цель : активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности (память, логическое мышление,

Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7,

Знание состава числа 7 ,

Закрепить умения называть последующее и предыдущее число цифре 7 , обозначать его цифрой ,

Умение сравнивать цифры между собой ;

Формировать умение называть цифры не по порядку .

Воспитывать интерес к математическим занятиям , дружеские взаимоотношения между детьми.

Приоритетная образовательная область : «Познание»

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Здоровье» , «Труд» .

Виды деятельности : познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Коммуникация

развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление

активизировать словарь детей.

Социализация

воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Физическая культура

продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе.

убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приемы.

1. сюрпризный момент;

2. художественное слово;

3. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок, толкование пословиц;

4. самостоятельная работа на карточках;

5. индивидуальные и хоровые ответы;

6. счет вслух;

7. работа с пособиями,

8. поощрение и похвала детей

9. показ наглядных пособий в презентации.

Развивающая среда, материал :

Презентация к занятию , иллюстрации с изображением пословиц, чудес света, раздаточный материал (счетные наборы, цифры , карточки трехполосные, фасоль, горох, камешки, счетные палочки и др.

1. Воспитатель :

Сегодня к нам в гости пришла цифра . (слайды с различным изображением цифры 7 ) .

На крыше флаг. Смотрите все!

Ведь он похож на цифру семь (А Тонких, Д Стогова)

Цифра семь ! Цифра семь !

Цифра легкая совсем !

Я косу принесу

И срисую ту косу.

Семь точно острая коса.

Коси коса пока остра. (Г. Виеру)

Так скажите, на что похожа цифра семь (Ответы детей) .

2. Воспитатель :

Хотите отправиться в путешествие? Путь предстоит нелегкий и на пути вас ждет много интересных заданий. Чтобы нам с вами сегодня отправится в путешествие для поиска Королевы Семерки, надо назвать литературные произведения, фильмы, мультфильмы, в названии которых есть цифра 7 . Побеждает та команда, которая назовет больше.

«Цветик-семицветик» ,

«Сказка о спящей царевне и семи богатырях» ,

«Белоснежка и семь гномов» ,

«Семь Симеонов» ,

«Семеро смелых» ,

«Седьмое путешествие Синдбада» ,

«Волк и семеро козлят» .

Сколько в радуге цветов,

Дней в неделе у китов.

Гномиков у Белоснежки,

Братьев-близнецов у пешки,

Нот, что знают даже дети,

И всего чудес на свете,

Разобраться с этим всем

Нам поможет цифра (семь)

3. Воспитатель :

Продолжаем наше путешествие! Давайте поиграем в игру, чтобы продолжить наш путь.

Игра «Неделька, стройся!» Дети получают таблички с цифрами от 1до7 .

По команде : «Неделька, стройся!» , дети встают в ряд в порядке дней недели. Проверка построения проверяется по стихотворению М. Погарского, которое рассказывает ребенок.

Вот неделя. В ней – семь дней,

Поскорей знакомься в ней.

Первый день по всем неделькам,

Назовется понедельник.

Вторник – это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка – среда –

Третьим днем была всегда.

А четверг – четвертый день–

Носит шапку набекрень.

Пятый – пятница – сестрица –

Очень модная девица.

А в субботу – день шестой –

Отдыхаем всей гурьбой.

А последний – воскресенье –

Назначаем днём веселья…

Вы отлично знаете дни недели, ребята!

4. Воспитатель :

Следующее задание на пути к Королеве Семерке. Нужно отгадать загадку.

Красивое коромысло над рекою повисло. (Слайд - Радуга)

Сколько цветов у радуги? (7) Назовите их. Давайте выложим кружочки в форме цветка.

Как можно назвать этот цветок? (Цветик – семицветик) .

5. Воспитатель :

Следующее задание такое у нас на пути : показать, как можно получить число 7 (к 6 прибавить 1 (один, от 8 отнять 1 (один) .

Назовите кто соседи цифры 7 (6 и 8) (работа с карточками и счетным материалом) .

Покажите цифру 7 . На столе разные цифры , постарайтесь найти цифру 7 из картинок на столе.

Что вы знаете о числе 7 ?

6. Слайды с изображением Чудес света.

Воспитатель : А теперь нас ждет отдых и интересный рассказ.

7 (семь) считалось магическим числом . Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове.

Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот) .

7 считали священным числом . И на нашей планете в свое время было 7 чудес света. К сожалению, по разным причинам они исчезли с лица земли. Нет прекрасных висячих садов царицы Семирамиды, сгорел Храм Артемиды в городе Эфесе, исчезли скульптура Зевса, гробница царя Мавсола, Колосс Радосский и маяк на острове Фарос.

До наших дней дошло только одно из чудес, над которым, говорят, не властно время. Это пирамиды, которые являются гробницами

египетских царей. (рассказ сопровождается показом фотографий на слайдах) .

7 считалось волшебным числом .

Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес света, семь подвигов Геракла.

7. Физминутка. (воспитатель показывает карточки с нужным количеством предметов, дети выполняют движения, посчитав их вслух)

Сколько елочек у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько здесь цветных кругов,

Столько сделаем хлопков.

Если видим семь квадратов

Сделаем мы столько махов.

8. Воспитатель :

Мы часто встречаем число и цифру 7 и в поговорках и пословицах.

В них семь употребляется в значении «все» , то есть предельным числом .

Для того чтобы приблизиться к нашей цели выполняем следующее задание. Рассмотрите пословицы на картинках, объясните, как вы их понимаете? (работа в парах) .

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. Семь бед – один ответ.

3. За семью печатями.

4. Семеро одного не ждут.

5. Седьмая вода на киселе.

6. Семеро по лавкам.

9. Воспитатель :

А теперь у нас на пути разные ребусы. Давайте их разгадаем :

7я (семья, 7,Я (семя, в O 7 (восемь) . Мы еще ближе приближаемся к нашей цели.

9. Воспитатель :

Как цифру 7 можно записать по-разному?

А давайте сделаем подружек для Королевы Семерки?

Творческое задание : «Выложи цифру »

Из разного материала выкладывают цифру 7 на листе картона (фасоль, горох, камешки, счетные палочки и др.)

Воспитатель :

Вот мы и пришли к Семерке. Посмотрите, какая она красивая! Она очень рада, что у нее теперь так много друзей. Она благодарит вас за выполненные задания! Спасибо, что вы такие старательные, внимательные и трудолюбивые!

Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали и, что вам понравилось в нашем путешествии.

Математика Тема Число и цифра 7. Знакомство.
Цель: Познакомить с числом и цифрой 7
Задачи:
­Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Умение обозначать количество из семи
предметов цифрой 7, знание состава числа 7
­Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей. Повторить порядковый
счет.
­Развивать математические представления детей. Формировать навыки счета в пределах 7.
­ Развивать речь, мышление на основе анализа веселых задач.
­Воспитывать желание узнавать новый материал, прививать интерес к учебному предмету.
Коммуникативные УД: работа в группах, высказывание своего мнения, выслушивание чужого,
развитие монологической и диалогической речи;
Регулятивные УД: интерес к учебному предмету (игры, сюрприз), планирование и оценивание своей
деятельности;
ПознавательныеУД: анализировать, выделять главное, классифицировать, рассуждать.
Оборудование: ИКТ, рисунок состава числа 7, математический веер, домик, счетный материал,
рабочие листы, линейки.
«Весёлые задачи»
В задании повторяется состав числа 6. Учитель читает стихи, а дети на основе предметных действий
самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.
а) Я нашёл в дупле у белки пять лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит, мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки сосчитай­ка!
Один ребёнок выкладывает на магнитной доске орешки, проговаривая свои действия вслух.
Остальные ­ у себя на столах выкладывают кружки разного цвета: О О О О О + О 5 + 1 = 6
б) Два кубика у Саши, четыре ­ у Паши.
Вы кубики все эти скорей сосчитайте, дети.
На демонстрационной лесенке один ребёнок выставляет кубики разного цвета, комментируя свои
действия. Остальные дети выкладывают кубики LEGO двух цветов (или квадраты) у себя на столе: 2
+ 4 = 6
в) Три больших, три маленьких, маленьких, удаленьких ­
Целая семья опят. Сколько их на пне сидят?
У детей ­ разноцветные кружки, на демонстрационной доске ­ картинки с большими и маленькими
грибами: 3 + 3 = 6
Обобщение: Как можно получить число 6? (5 + 1 или 1 + 5, 2 + 4 или 4 + 2, 3 + 3.)
Пальчиковая гимнастика «В гости» «Паучок»
В гости к пальчику большому
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно
пальцы.)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик­малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья,
Друг без друга им нельзя! (Сжать пальцы в кулак и разжать их.)

Ход урока
1. Организационный момент.
­ Сегодня на уроке у нас гости, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и
покажем, как мы умеем работать на уроке.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного.
Будем думать и считать
И о многом узнавать.
Все улыбнулись, тем самым пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь
посмотрите на меня. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Я тоже желаю вам
работать дружно, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам
будут: внимание, находчивость, смекалка. Во время урока мы побываем в гостях у изученных чисел и
познакомимся еще с одним из них. А с каким числом, вы узнаете чуть позже. Улыбнулись, в путь!
2.Актуализация знаний
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Сегодня новые задачи будем решать.
Кто хочет получить отметку «пять»?
Тогда устный счет пора начинать.
Работа с числовым рядом. (у каждого набор­ выложить)
Перед вами числа, которые заблудились. Поставьте их в правильной последовательности. (3,2, 1, 4,
6,5). Назовите хором последовательность чисел в прямом и обратном направлении. (1, 2, 3, 4, 5, 6).
Работа с числовыми веерами.
Покажите число:
«Какое число спряталось»
Стоящее перед 3 (2)
Стоящее слева от 5 (4)
Стоящее справа от числа 2 (3)
Между 4 и 6 (5)
Следующее за 5 (6)
Игра «Засели домик числа».
Вы показали число 6. Давайте зайдем в гости к нему и посмотрим, какие числа с ним живут под одной
крышей. Постучим кулачком в окошко 6 раз. (Стучим 6 раз по столу). А вот и домик. Какие числа
поселились с числом 6? (6­ это 1 да5; 2 да 4; 3да 3.)
3.Работа по теме. Знакомство с новой темой (новыми знаниями)
Образование числа 7
Мы побывали в домике числа 6. А домик какого числа следует за ним? (7)
Чтобы тему урока узнать,
Надо загадку отгадать:(я вам подскажу, но для этого решите задачу­ ниже) слайд 1
Есть пословица у нас
И она известна всем ­
Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.

Отрезаешь только раз,
А отмерить надо... (Семь)
Гномиков у Белоснежки,
Братьев­близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра… (семь)
Правильно, число 7.
(слайд 2) Сегодня мы с вами и отправимся в гости к новому числу­ 7.
Как вы думаете, что мы будем с вами делать? (считать, писать, играть, изучать состав числа)
А давайте с ним поближе познакомимся. Как же его получить если есть число 6? (к 6+1). Так число 7
по­ отношению к числу 6 является следующим или предыдущим? (Следующим) .Учитель выставляет
карточку с числом 7 в числовой ряд.
Ёж спросил ежа­соседа: Собираю их в лесу:
­Ты откуда, непоседа? Шесть принёс, одно несу.
­Запасаюсь я к зиме. Призадумался сосед:
Видишь, яблоки на мне? Это сколько будет всех?
Один ребёнок выкладывает картинки на магнитной доске, а остальные работают с геометрическим
материалом.
­Дети, давайте поможем ежам сосчитать все яблоки. Кто помнит, сколько яблок ёж уже принёс? (6
яблок.) Положите у себя на столах столько же красных кружков.
­Сколько яблок он ещё несёт? (Одно.)
­Что мы должны сделать? (Прибавить ещё одно яблоко.)
О О О О О О + О 6 + 1
­ Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили ещё 1 яблоко? (Получилось 7 яблок.)
­ Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок. Ёж принёс ещё 1 яблоко. К 6 яблокам прибавили одно
яблоко ­ получили 7 яблок.) домик
Еще одна загадка, подумайте и решите:
Пять цыплят стоят,
На скорлупки глядят,
Два яйца в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
­Сколько цыплят было сначала? (5)
­Сколько яиц еще лежит? (2)
Сколько будет у наседки цыплят? (7)
Как найдем? (5+2=7)
Еще одна загадка:
Много зверей у Саши живет:
четыре собаки и трое котят.
Кто потрудился зверей сосчитать,
Прошу вас ответ немедленно дать!
Сколько собак живет у Саши? (4)
Сколько котят? (3)
Сколько всего зверей живет у Саши?(7)
Как получили 7?(4+3)
Как можем получить 7? (6+1, 5+2, 4+3) домик –на доске (слайд 3)
Знакомство с цифрой 7.
А число 7 обозначают знаком­ цифрой 7.(Учитель показывает новый значок для обозначения числа 7).

Давайте подумаем, а что может обозначать цифра 7?
Кто со сцены нам поёт, знает:
Семь в октаве нот.
Сам я подтвердить готов:
Семь у радуги цветов.
Дней в неделе тоже семь.
Ну, уж это ясно всем!
7 нот нотного стана, 7 цветов радуги, 7 дней в недели.
Что сказать о цифре 7?
Ты ведь знаешь дни недели.
Посчитай ­ ка их живей!
Если в счёте не собьёшься­
Ровно семь получишь дней.
Дети называют дни недели в правильной последовательности. Учитель выкладывает 7 полосок
цветной бумаги ­ по количеству цветов радуги: понедельник ­ красная, вторник ­ оранжевая и т. д. – и
получится радуга.
­ Какой седьмой день недели?
Есть также с цифрой 7 пословица «Семь раз отмерь­ один раз отрежь», также встречается в названии
сказок «Белоснежка и 7 номов», «Волк и 7 козлят».
­ А теперь посмотрите на цифру 7 и скажите, на что она похожа цифра 7? (слайд 4­5)
Вот семёрка­кочерга,
У неё одна нога.
(С. Маршак)
Семь ­ точно острая коса,
Коси, коса, пока, остра.
(Г. Виеру)
Очень похожи,
Семёрки на клюшки
Для хоккеиста
И для старушки.
2) Работа с числовым рядом.
Посмотрите на новый дом с новым хозяином. Назовите хозяина этого домика.(7)
Какие числа у него живут?
Посмотрите на ленту чисел.
После какого числа при счете идет число 7?
Какое число стоит перед 7?
После какого числа стоит 7?
Кто соседи числа?
Какое число стоит справа числа 6?
Сосчитайте, сколько учеников в классе?
Посчитайте от 1 до 7.
Посчитайте от 7 до 1.
Знакомство с написанием цифры 7.
Мы познакомились с числом 7. Давайте теперь познакомимся с его написанием. Отправляемся к нему
в гости. Но прежде чем отправится в гости к числу 7­ сходят в гости друг другу наши пальчики:
Пальчиковая музыкальная гимнастика «Паучок»
Идем в гости к 7, стучим в дверь, ведь мы гости и должны знать, что придя в гости мы должны сначала
постучать. (стучат по цифре от верха до низа­ у каждого на столе образец написания и по нему
стучат)
Из каких элементов состоит цифра 7? Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой
палочек. А вот и сама цифра 7
Чтоб семёрку написать,
Уголок рисуй опять.
Сверху вниз от уголка
Линию ведёт рука.
До конца её тяни,
Посредине прочеркни.

Эту цифру ­ цифру семь,
Написать легко совсем!
Работа в тетради
Показ написания цифры 7 с помощью видео­ презентации
Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую
линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят её до верхнего правого угла клетки.
Написание первого элемента цифры 7 совпадает с написанием последнего элемента цифры два
(движение ручки вверх, вниз, вверх) с той разницей, что у двойки этот элемент расположен на нижней
линии клетки, а у семёрки – под верхней линией клетки. Из верхнего правого угла проводят
наклонную палочку к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Маленькая горизонтальная
палочка должна перечёркивать длинную палочку примерно посередине.
А теперь попробуем вместе: с начала воздухе, повторяем все вместе: повернули ручку обратной
стороной и пишем в воздухе.
А теперь напишем цифру 7 на тарелочке (манка).
А теперь работаем самостоятельно: учащиеся работают в тетради­ рабочий лист
Двое два образца обводят, потом самостоятельно, остальные обведут по шаблону­ две строчки
4. Физминутка для глаз «Радуга»
Тут тучка набежала и пошел дождик, а потом выглянуло солнышко, на небе появилась радуга­ дуга.
Вытянем ручку вперед с указательным пальчиком и проведем по радуге. Наблюдаем за кончиком
пальчика, меняем пальчики.
А сколько цветов у радуги? (Тоже 7). Назовем их.
Я слышала, что если найти, где заканчивается радуга, в этом месте найдешь клад. Давайте и мы с вами
пойдем по радуге дальше и, решив следующее задание, тоже, может быть, найдем клад.
5. Работа по теме (Закрепление)
Игра «Найди цифру»
Карточка «Найди цифру»­ ищут цифру на рабочем листе и обводят. Сколько цифр 7 нашли и обвели в
красный кружок? (7)­ посчитайте
6. Физминутка
Раз –подняться, подтянуться,
Два ­ нагнуться­разогнуться,
Три ­ в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре­ руки шире,
Пять ­ руками помахать,
Шесть – за парту тихо стать,
Семь ­ за парту ­ тихо сесть.
7. Работа по теме (Первичное закрепление)
Игра «Найди пару»
Соотнеси картинки с цифрой. Поставь цифру к тем предметам, количество которых мы можем
обозначить цифрой
(дополнительно) Сложить цифру – картинка разрезана
Пазл­ какой цифрой обозначим, найдите и положите рядом с картинкой
Работа у доски
Игра «Найди пропавшую цифру»

Работа с числовым рядом, доставляют нужную цифру. (у доски) или отгадывают
«Цветик ­семицветик»
На улице весна. Дождик закончился, солнышко пригрело землю и тут появился…. (цветочек). А как
он называется, вы сейчас узнаете, но для этого давайте выполним задание и поможем цветочку
распустить лепесточки. (Дети выполняют задания и вокруг серединки расставляют лепестки).Мы
выполнили задание, что общего у них? (У всех ответ 7).
(Цифра семь­ дописать элемент, двое учеников­ соседи числа, примеры)
Как же называется этот цветочек? (Цветик­ семицветик). А где с ним мы с вами встречались? (В
сказке В. Катаева «Цветик ­ семицветик»)Сколько у него лепестков? (7).
Самостоятельная работа
Карточка с уровнем сложности (выбор, или сам учитель)
1. Дописать цифру до конца в числовом ряду
2. Числовой ряд­ пропущены цифры­ есть в низу для соединения
3.Числовой ряд­ дописать нужное число
Проверка с доской и проговаривание
8. Итог урока. Релаксация.
­ А с каким числом и цифрой мы познакомились на уроке?
­ Как можно получить число 7?
­Какую оценку за урок вы поставите себе?
­Что понравилось делать на уроке?
­Что было трудно?
­ Что интересного вы узнали на уроке?
Если тебе понравилось работать на уроке, то прикрепи луч к солнышку, если трудно, и неинтересно­
капельку дождя.
­ Знания, которые вы получили на этом уроке – это настоящий клад, который останется с вами на всю
жизнь.
Наступила пора расставания,
С миром чисел, чудес и побед.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
С радостью вам говорю:
Все ученики здесь молодцы!
Слайд 5