Все о печах и каминах - Информационный портал

Пути модернизации стран латинской америки. Страны латинской америки Традиционные общества латинской америки и проблемы модернизации

Основные тенденции развития во второй половине XX века

Для стран Латинской Америки во второй половине XX века характерны те же самые тенденции развития. Которые определяли историю всего мирового сообщества .

К ним можно отнести:

  • ускоряющийся научно-технический прогресс;
  • практически непрекращающиеся локальные войны;
  • периодически возникающие структурные кризисы;
  • перемены в демографическом положении;
  • развязанная великими державами «холодная война»;
  • последующая разрядка мировой напряжённости;
  • углубление интеграции;
  • усиление глобальных проблем.

При общем развитии стран Латинской Америки с мировым развитием внутри этих государств сохранялись патриархальные черты давно ушедших эпох.

Определение 1

Латинская Америка – это объединяющее название для государств, расположённых южнее США. Эти страны когда-то являлись колониями Испании и Португалии, чьи языки произошли от латинского. Ещё одно их название – Иберо-Америка.

В 1950-1990-е годы страны Латинской Америки осуществляли различные попытки вырваться из вечной отсталости и преодолеть зависимость. Эти попытки можно отнести к категории политических и социальных экспериментов.

Пути модернизации государств Латинской Америки

Замечание 1

В годы второй мировой войны военные действия на территории латиноамериканских государств не проводились. Эти ужасные, особенно для европейских стран, годы Латинская Америка использовала с выгодой для себя. Регион превратился в главный источник сырья для воюющей Европы. Поставки сырья подняли экономику и способствовали общему развитию латиноамериканских государств

История всех государств Латинской Америки в послевоенный период можно разделить на несколько групп, для которых характерны общие черты в проведении модернизации. Один из путей предполагает создание союза национально-патриотических сил для достижения более высокого уровня развития. Популистская политика, направленная на получение социальной поддержки населения, приводила к власти популистских лидеров. Они проводили модернизацию за счёт мобилизации всех внутренних резервов и формировали импортозамещающую промышленность. На такой путь развитии встали Аргентина и Бразилия.

Бразилия и Чили пошли по иному пути: они решились на установление военных диктатур. Диктаторы привлекали иностранные инвестиции для осуществления модернизации, использовали новейшие технологии.

В Никарагуа и Кубе при проведении модернизации власти опирались на помощь Советского Союза. Соответственно, в этих странах к власти пришли левые силы. Они установили жёсткий контроль над всеми сферами жизни общества, строили плановую экономику и проводили преобразования по образцу СССР.

Но в массе своей государства Латинской Америки избрали демократический путь развития. Они проводили модернизацию постепенно, осуществляли гарантированную социальную политику. Демократические режимы формировали экономику, ориентированную на экспорт.

Особенности развития латиноамериканских стран

Для латиноамериканских стран характерно установление военных диктатур (хунт). Например, для Аргентины установление хунты проявилось в виде перонизма. Правительство Перона проводило реформы через создание обширного государственного сектора в экономике. Для этого были национализированы предприятия, владельцами которых были иностранцы. Перрон пользовался поддержкой широких слоёв населения. Причиной массовой поддержки явилось принятие трудового законодательства, что улучшило положение трудящихся.

Важное место в истории стран Латинской Америки занимает революция на Кубе. Выступление революционеров под руководством Фиделя Кастро завершилось в 1959 году свержением режима Батисты. К власти пришли коммунисты, которые занялись строительством социализма.

Замечание 2

Политика хунт к концу XX века заставила общество признать их непригодность для демократического пути развития. В 1980-1990-е годы происходит свержение военных режимов в Бразилии, Уругвае, Парагвае и Чили.

Ответственный редактор В коллективной монографии исследуются процессы экономической модернизации в Латинской Америке, на примере Аргентины, Бразилии, Колумбии, Мексики, Перу и Чили.

Ответственный редактор Л.Н. Симонова

В коллективной монографии исследуются процессы экономической модернизации в Латинской Америке, включая макроэкономические, структурные, технологические и институциональные изменения, произошедшие в регионе за последние два десятилетия. В работе представлен анализ основных направлений модернизационной политики Аргентины, Бразилии, Колумбии, Мексики, Перу и Чили, обладающих разными экономическими и научно-техническими потенциалами.

Основной акцент при анализе направлений модернизационной практики латиноамериканских государств сделан на инновационной составляющей, которая является одним из определяющих элементов в стратегии повышения конкурентоспособности и ускорения социально-экономического развития ведущих стран региона. В работе отражены результаты реформ институционального характера, направленных на укрепление национальной инновационной системы и повышение эффективности научных исследований и разработок.

Особое внимание уделено выявлению проблем и противоречий, с которыми сталкиваются страны Латинской Америки на пути построения инновационной экономики.

Введение

Глава 1. Этапы экономической модернизации в странах Латинской Америки

Глава 2. Аргентина. В поисках экономической стабильности

2.1. Свет и тени модернизационной политики
2.2. Разворот в сторону экономики знаний
2.3. Уровень и тенденции развития инновационной экономики

Глава 3. Инновационные аспекты макроэкономической стратегии Бразилии

3.1. Бразильский проект экономической модернизации
3.2. Экономические реформы 2003-2010 годов
3.3. Успехи и трудности промышленного и научно-технического развития
3.4. Новые приоритеты модернизационной политики

Глава 4. Мексика. Ассоциативная модель модернизации

4.1. Макроэкономическая политика в условиях либерализации
4.2. Особенности инновационной траектории модернизации
4.3. Императивы формирования национальной инновационной системы

Глава 5. Колумбия. Рывок в информационную экономику?

5.1. Становление политики конкурентоспособности как основы модернизации
5.2. Стратегия научно-технического развития
5.3. Достижения и перспективы трансформации экономики

Глава 6. Перуанская модель «догоняющего» развития

6.1. Проблемы «догоняющей» модернизации
6.2. Модернизация и структурные диспропорции
6.3. Роль научно-технического комплекса в экономической политике

Глава 7. Чили. Экспорториентированная модель развития

7.1. Приоритеты модернизационной стратегии
7.2. Инновации в системе государственной политики
7.3. Потенциал и пределы экспорториентированной модели

Заключение
Статистическое приложение
Список принятых сокращений

Латинская Америка на пути экономической модернизации. М.: ИЛА РАН, 2013. - 256 с.

Более серьезные предпосылки модернизации существовали в странах Латинской Америки. Колониальная зависимость от Испании и Португалии была ликвидирована там еще в начале XIX века. После войны за независимость (1816), освободилась Аргентина, в 1821 г. -- Мексика, в 1824 г. -- Перу, независимость в 1822 г. получила и Бразилия, хотя до 1889 г. она оставалась монархией под властью сына, а затем внука короля Португалии.

В 1823 г. США приняли «Доктрину Монро», провозглашавшую недопустимость вмешательства европейских держав в дела американских государств. Благодаря этому опасность повторного колониального завоевания Латинской Америки исчезла. США, располагавшие обширной и еще не полностью освоенной территорией, ограничились аннексией части территории Мексики и установлением контроля над зоной Панамского канала, которая ранее принадлежала Колумбии.

К началу XX века, благодаря притоку капиталов из США, отчасти из Англии, во многих латиноамериканских странах была создана развитая сеть железных дорог. Только на Кубе ее протяженность оказалась большей, чем во всем Китае. Быстро росла добыча нефти в Мексике и Венесуэле. Горнодобывающая промышленность развивалась в Чили, Перу и Боливии, хотя в целом преобладала аграрная ориентация экономики.

Характерной чертой Латинской Америки было существование крупных помещичьих хозяйств -- латифундий, производивших для рынков развитых стран кофе, сахар, каучук, кожи и т.д. Местная промышленность была развита слабо, основные потребности в промышленных товарах удовлетворялись за счет их ввоза из индустриальных стран. Тем не менее, в начале XX века в ряде латиноамериканских государств (Аргентине, Чили) уже получило развитие профсоюзное движение, сложились политические партии.

Традиционализм в Латинской Америке носил специфический характер. Историческая память о традициях в государствах доколумбовой цивилизации, уничтоженных европейскими колонизаторами еще в XVI веке, сохранялась лишь в отдельных труднодоступных районах. Большую часть населения составляли исповедующие католическую религию потомки детей от смешанных браков коренного населения, индейцев, переселенцев из стран Европы, рабов, вывезенных из Африки (метисы, мулаты, креолы). Лишь в Аргентине численно преобладали выходцы из стран Европы.

Устойчивой традицией, сложившейся со времени войн за независимость, была особая роль армии в политической жизни. Существование диктаторских режимов, опиравшихся на армию, отвечало интересам прежде всего помещиков-латифундистов. Они сталкивались с протестом работников плантаций против низкой оплаты труда и тяжелых его условий, использования латифундистами внеэкономических, феодальных методов принуждения к труду.

Плантаторы и военные чаще всего проявляли незаинтересованность в каких-либо переменах. Неудовлетворенность аграрно-сырьевой ориентацией латиноамериканских стран на мировом рынке проявляла в первую очередь укрепляющая позиции национальная торговая и промышленная буржуазия.

Символом грядущих перемен в Латинской Америке стала мексиканская революция 1910--1917 гг., в которой войну безземельного крестьянства против латифундистов поддержала буржуазия с ее стремлением к утверждению демократии. Несмотря на военное вмешательство США в события в Мексике, итогом революции стало принятие компромиссной демократической конституции 1917 г., установившей в Мексике республиканский строй. Он сохранялся, в отличие от других латиноамериканских стран, неизменным на протяжении всего XX века.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из ноты правительства США правительству Великобритании по поводу политики «открытых дверей» в Китае, 22 сентября 1899 г.:

«Искреннее желание моего правительства заключается в том, чтобы интересам его граждан в пределах соответствующих сфер интересов в Китае не было причинено ущерба исключительными мерами любой из контролирующих держав. Мое правительство надеется сохранить в них открытый рынок для торговли всего мира,

устранить опасные источники международного раздражения и тем самым ускорить объединенные действия держав в Пекине, чтобы провести административные реформы, столь настоятельно необходимые для усиления императорского правительства и сохранения целостности Китая, в чем, по его мнению, весь западный мир одинаково заинтересован. Оно полагает, что достижение этого результата может быть в значительной степени продвинуто и обеспечено декларациями различных держав, претендующих на сферы интересов в Китае <...> следующего по существу содержания:

  • 1) что она не будет никоим образом затрагивать прав договорных портов или узаконенных интересов в пределах так называемой сферы интересов или арендованной территории, которые она может иметь в Китае;
  • 2) что действующий китайский договорный тариф будет одинаково применяться во всех портах, находящихся в пределах упомянутой сферы интересов (за исключением свободных портов), ко всем товарам, независимо от национальной принадлежности. Что взимаемые таким образом пошлины должны взыскиваться китайским правительством;
  • 3) что в портах, находящихся в пределах этой сферы, она будет взимать не более высокие портовые сборы с судов иной национальности, чем с судов своей собственной, и что на железных дорогах, построенных, контролируемых или эксплуатируемых в пределах ее сферы, не будут установлены более высокие тарифные ставки на товары, принадлежащие подданным или гражданам других национальностей, чем те, которые взимаются на подобные же товары, принадлежащие собственным гражданам данной державы и перевозимые на равные расстояния».

Из революционной листовки ихэтуаней во время восстания в Северном Китае (1900).:

«Иностранные дьяволы явились со своим учением, и число обращенных в христианство, римско-католиков и протестантов с каждым днем все увеличивается. Эти церкви не имеют родственных связей с нашим учением, но, благодаря своей хитрости, они привлекли на свою сторону всех алчных и корыстолюбивых и в необычайных размерах совершали притеснения, пока всякий честный чиновник не был подкуплен и не сделался их рабом в надежде на иностранное богатство. Так-то были основаны телеграфы и железные дороги, стали фабриковаться иностранные ружья и пушки, и различные мастерские служили усладой для их испорченной натуры. Иностранные дьяволы находят превосходными локомотивы, воздушные шары и электрические лампы Хотя они и ездят на носилках, не соответствующих их рангу, все же Китай считает их варварами, которых Бог осуждает и посылает на землю духов и гениев для их истребления».

Из заключительного протокола между Китаем и иностранными державами в связи с подавлением восстания ихэтуаней, 7 сентября 1901 г.:

«Статья 5. Китай согласился запретить ввоз в свои владения оружия и боевых припасов, а равно и материала, предназначенного исключительно для производства оружия и боевых припасов. Императорским указом от 25 августа 1901 г. было постановлено запретить такой ввоз в течение двух лет. Новые указы могут быть изданы впоследствии, чтобы продолжить этот срок через каждые два года, в случае если державы найдут это необходимым. Статья 6. Императорским указом от 22 мая 1901 г. его величество император Китая обязался уплатить державам вознаграждение в четыреста пятьдесят миллионов хайгуанских лан (таэлей) <...> Эта сумма будет приносить 4% годовых, а капитал будет уплачен Китаем в 39 лет <...>

Статья 7. Китайское правительство согласилось считать квартал, занимаемый миссиями, специально предназначенным для их пользования и поставленным под охрану их собственной полиции;

в этом квартале китайцы не будут иметь права селиться <...> Статья 8. Китайское правительство согласилось срыть форты в Та-ку, а равно те, кои могут помешать свободному сообщению между Пекином и морем. Во исполнение сего были приняты меры. Статья 10. Китайское правительство взяло на себя напечатание и обнародование в течение двух лет во всех городах провинций следующих императорских указов:

  • а) указ от 1 февраля 1901 года, запрещающий под страхом смертной казни принадлежать к антиевропейской партии;
  • б) указы от 13 и 21 февраля, 29 апреля и 19 августа 1901 года, содержащие перечень наказаний, к которым присуждены виновные <...>
  • д) указ от 1 февраля 1901 года, коим объявляется, что все генерал-губернаторы, губернаторы и провинциальные или местные должностные лица отвечают за порядок в их округах и что в случае новых антиеевропейских беспорядков или других нарушений трактатов, которые не будут немедленно подавлены и за которые виновные не понесли наказания, эти должностные лица будут немедленно отставлены без права занять новые должности и получать новые почести».

Из работы Д. Неру «Взгляд на всемирную историю». 1981. Т. 1. С.472,475,476:

«Одной из целей, к которой последовательно стремилась английская политика в Индии, было создание имущего класса, который, будучи креатурой англичан, зависел бы от них и служил бы им опорой в Индии. Англичане поэтому укрепили позиции феодальных князей и создали класс крупных заминдаров и талукдаров и даже поощряли социальный консерватизм под предлогом невмешательства в дела религий. Все эти имущие классы были сами заинтересованы в эксплуатации страны и вообще могли существовать только благодаря такой эксплуатации <...> В Индии постепенно сложился средний класс, накопивший некоторый капитал, чтобы вложить его в дело <...> Единственным классом, чей голос был слышен, являлся новый средний класс; детище, родившееся фактически от связи с Англией, начинало ее критиковать. Этот класс рос, и вместе с ним росло национальное движение».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • 1. Объясните, как вы понимаете термин «традиционализм».
  • 2. Охарактеризуйте изменения, происшедшие в колониях и зависимых странах в результате создания колониальных империй.
  • 3. Существует утверждение, что колониализм принес странам Азии и Африки больше позитивных изменений, чем негативных. Обдумайте и обоснуйте свою точку зрения на данное утверждение.
  • 4. Приведите примеры массовых антиколониальных выступлений: что было общей их чертой, что их отличало по целям, направленности, средствам борьбы?
  • 5. Раскройте на примерах истории Японии, Китая, Индии и других стран особенности и последствия попыток модернизации в колониальных и зависимых странах. Объясните свое понимание слов «стихийный традиционализм масс «.
  • 6. Назовите характерные черты модернизации стран Латинской Америки.

Более 170 государств Азии, Африки и Латинской Америки, многие из которых в недавнем прошлом являлись колониальными и зависимыми странами, после второй мировой войны в той или иной форме столкнулись с необходимостью поиска путей модернизации. Не случайно одним из общих определений для этих государств является термин «развивающиеся».

§ 25. Япония и новые индустриальные страны

Для многих развивающихся государств большую притягательность имел опыт послевоенного восстановления и модернизации Японии, ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга - четырех азиатских «тигров», как их называли.

Япония после второй мировой войны. Япония, первая индустриальная страна Азии, понесла большой урон от бомбардировок в годы войны, от послевоенного развала экономики. Ее территория была оккупирована американскими войсками. Производство национального дохода на душу населения в 1950 г. было ниже уровня середины 1920-х гг. Впервые в XX веке по этому показателю Япония уступала России (СССР). Инфляция достигла 1500%. Тем не менее, Япония располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, опытом индустриального развития. Реформы, проведенные американской администрацией, также в известной мере содействовали будущему экономическому росту страны.

Согласно конституции 1947 г., разработанной с участием оккупационных властей, Япония была монархией, но император был лишен реальной власти, оставшись символом единства нации. Был создан двухпалатный парламент, избиравшийся на основе всеобщего и равного избирательного права. Впервые право голоса получили женщины. Правительство формировалось парламентским большинством. Это подразумевало, что в стране должна была сложиться система европейского типа политических партий, отражающих интересы различных социальных групп и слоев общества.

С проведением земельной реформы, ограничившей предельный размер угодий, была подорвана система помещичьего землевладения. К 1950 г. крестьянство стало собственником 80% арендуемой им земли, в стране сложился слой свободных фермеров. Были отменены привилегии бывших феодалов, ликвидированы дзайбацу - олигархическо-клановые объединения, контролировавшие промышленность. Новые законы о труде сняли ограничения на создание профсоюзов, утвердили их право на заключение коллективных договоров, ввели восьмичасовой рабочий день. Проведенные преобразования ознаменовали собой преодоление наследия феодализма в Японии, переход ее в русло буржуазно-демократического развития.

С подписанием 8 сентября 1951 г. мирного договора полномочия американской администрации прекратились, вся полнота власти перешла к избранному гражданскому правительству. В то же время на территории Японии, согласно «договору безопасности», остались американские войска, базы военно-воздушных и военно-морских сил США.

К 1951 г. Япония по объему промышленного производства достигла довоенного уровня развития, к 1960 г. превзошла его примерно в 5 раз, к 1975 г. - в 20 раз. Среднегодовые темпы прироста производства ВНП в 1950-1970-е гг. составляли 11%, в отдельные годы достигая 20% . К 1988 г. по производству ВНП на душу населения Япония обогнала США. По удельному весу в мировом промышленном производстве она заняла второе место в мире, уступая лишь США. В мировом хозяйстве Япония стала лидером по производству промышленных роботов, бытовой электроники, автомобилей, танкеров.

Истоки японского «экономического чуда». Возможность «экономического чуда» в Японии была обусловлена рядом причин.

Во-первых, благодаря положениям конституции, запрещавшим Японии иметь вооруженные силы, удельный вес расходов на военные цели в ее бюджете оказался самым низким в мире. Потолок военных расходов был установлен в размере 1% ВВП (в США военные расходы составляли в 1980-1990-е гг. от 4% до 6% ВВП, у Германии - от 2% до 3% ВВП). Это, правда, не помешало Японии создать хотя и немногочисленные, но вполне боеспособные «силы самообороны».

Во-вторых, в периоды войны в Корее 1950-1953 гг., во Вьетнаме в 1960-1970-е гг. Япония, крупнейшая индустриальная страна, союзная США, ближе всего расположенная к театру военных действий, играла роль основной тыловой базы снабжения вооруженных сил США. Она получила огромные доходы от выполнения военных заказов Америки.

В-третьих, определяющим и решающим фактором была продуманная экономическая политика, были использованы те преимущества, которыми располагала Япония, уменьшено влияние неблагоприятных для нее факторов.

Так, по основным видам потребляемого сырья и энергоносителей Япония на 98% зависит от их закупок за рубежом. Это определило необходимость очень жесткого контроля государства над внешней торговлей. Лишь в 1971 г., когда Япония прочно утвердилась на мировых рынках, была проведена частичная либерализация внешней торговли, введена полная конвертируемость иены. До этого исключался ввоз любой продукции, которая могла быть произведена на территории Японии. Например, несмотря на то что закупать рис дешевле на внешних рынках (в США, Канаде, странах Юго-Восточной Азии), чем выращивать его в Японии, правительство предпочитало поддерживать своих фермеров, но не прибегать к ввозу продовольствия. В итоге по степени своего участия в международном разделении труда Япония уступает большинству развитых стран. В 1995 г., например, стоимостный оборот ее внешней торговли составил всего 17% по отношению к ВВП (у стран ЕС этот показатель составляет 45%-60%, у США -24%).

Помимо сырья закупались передовые технологии, что длительное время позволяло экономить на дорогостоящих собственных технологических разработках. Новые технологии нередко внедрялись раньше, чем в странах, разработавших их, особенно в тех отраслях, которые считались приоритетными и поддерживались государством. Государственная поддержка этих отраслей заменяла внешние источники финансирования, поскольку государство ограничивало приток иностранных вложений капиталов в национальную экономику.

Приоритетными считались те отрасли, которые производили экспортную продукцию. Ее конкурентоспособность первоначально обеспечивалась за счет дотаций и низкой оплаты высококвалифицированной рабочей силы. Национальные традиции Японии стали фактором, значительно облегчившим ее превращение в одну из самых развитых стран мира.

Трудовые отношения в японских корпорациях носят такой же характер, как в малых семейных фирмах стран Запада, где работники не разделяют свои личные интересы и интересы корпорации. Наемным работникам гарантируется занятость на весь период трудовой деятельности. Зарплата им выплачивается даже в случае остановки производства, за счет корпорации обеспечивается повышение квалификации. Благодаря подобным условиям труда, корпорации добиваются полной лояльности своих работников, максимальной производительности труда, добровольного выполнения сверхурочных работ. Трудовые конфликты в этой системе отношений приходятся на те периоды, когда профсоюзы заключают новые коллективные договора и корпоративная, профсоюзная солидарность побуждает членов профсоюзов к массовым акциям в поддержку требований своих лидеров.

С течением времени уровень жизни и размер средней оплаты японских трудящихся достигли уровня, близкого и даже превосходящего показатели большинства развитых стран. По уровню детской смертности, средней продолжительности жизни Япония вошла в число самых благополучных стран мира. Однако к этому времени японские товары на мировых рынках уже завоевали прочные позиции благодаря высокому качеству и репутации надежности.

Важным источником экономических успехов оказалась политическая стабильность послевоенной Японии. Несмотря на существование оппозиционных партий, на политической арене более сорока лет преобладала одна политическая партия - Либерально-демократическая (ЛДП). Неоднократные разоблачения коррупции, злоупотреблений властью вели к смене ее лидеров, но не потере поддержки избирателей. Лишь в 1993 г. в результате раскола ЛДП к власти пришло правительство, опирающееся на коалицию политических партии, не включающую ЛДП.

Во внешней политике Япония, в основном, исходила из того, что она является союзником США. Общность военно-политических интересов содействовала компромиссному разрешению разногласий, вызываемых успехами экспансии Японии на американских рынках.

Заинтересованность Японии в обеспечении стабильных поставок сырья и энергоносителей, сферах вложения капиталов определяет ее участие в интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Интеграция как для Японии, так и для других стран Азиатско-Тихоокеанского региона активизировалась в результате экономического кризиса, поразившего этот район мира в 1998 г.

Наряду с Японией кризис затронул всю группу новых индустриальных стран.

Новые индустриальные страны. Сингапур и Гонконг (последний был британской колонией, а к концу века вошел в состав Китая на правах территории с особым статусом) также еще до второй мировой войны были крупнейшими портами, торговыми центрами, находившимися на пересечении международных торговых путей. В этих городах - государствах традиционно существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В послевоенные годы в дополнение к легкой промышленности с привлечением исключительно дешевой рабочей силы из соседних стран были созданы предприятия, собирающие продукцию из готовых узлов, в том числе высокотехнологичную. При этом навыки традиционных для народов Азии ремесленных промыслов, с изготовлением миниатюрных украшений, декоративных тканей, с использованием ручного труда, оказались вполне применимы для сборки электронного оборудования.

Южная Корея и Тайвань также находились в особых условиях. Еще до войны, а особенно в военные годы, когда они находились под контролем Японии, Корея создала систему обслуживания своих войск, зачатки промышленности, транспортную сеть. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее 1950-1953 гг. и в Южной Корее, и на Тайване были развернуты крупные контингенты войск США. Не вмешиваясь прямо в политическую жизнь, они объективно играли роль гарантов внутренней стабильности, компенсируя отсутствие социальной базы модернизации. Для Южной Кореи еще в 1960-е гг. была характерна самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 часа), почти полный запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Большие объемы американской помощи, приток капиталов сперва из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, облегчили модернизацию. Ей содействовали также продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий, быстрое развитие системы образования. В результате модернизации усилились позиции национальных корпораций. Они стали поставлять на рынки развитых стран не только продукцию легкой и текстильной промышленности, но и автомобили, компьютеры, бытовую электронику. Большое внимание уделялось повышению квалификации рабочей силы: с 1960 по 1990 г. продолжительность обучения (средний уровень образования) в стране увеличилась с 4,4 до 9,9 лет, правительство создало 27 институтов профессиональной подготовки. Так Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, жизни, характеру социальной структуры населения. Появление внутренних факторов стабильности создало предпосылки замены режима военной диктатуры демократией, позволило в 1993 г. провести свободные президентские выборы.

Второй эшелон новых индустриальных стран. Опыт новых индустриальных стран использовался и в ряде государств Юго-Восточной Азии, в частности Таиланде, Филиппинах и Индонезии.

Таиланд и Филиппины, входившие в американскую систему союзов, в годы войны во Вьетнаме получили значительные средства за использование США военных баз на их территории, обслуживание тылов вооруженных сил американской армии. В 1970-е гг. Таиланд, оставаясь монархией, в 1980-е гг. Филиппины вступили на путь демократизации.

Индонезия, страна с почти 200-миллионным населением, получила полную независимость лишь в 1950 г., после освободительной войны против голландских колонизаторов. Большое влияние в ходе войны приобрела Коммунистическая партия Индонезии. Она поддержала курс президента Сукарно, установившего режим личной власти и провозгласившего курс на строительство социализма. Резкое ухудшение экономического положения, расхищение чиновниками кредитов, представленных СССР и Китаем, вызвали недовольство части армии и в 1965 г. подтолкнули группу офицеров, связанных с Компартией, на попытку переворота. Она, однако, не получила поддержки большинства армии, фактически захватившей власть в стране и разгромившей Компартию и другие левые организации. В 1968 г. командующий армией генерал Сухарто стал президентом страны. Он удерживал этот пост до 1998 г.

Политика Сухарто ориентировалась на проведение модернизации страны с привлечением иностранного капитала, в частности японского. Как Филиппины и Таиланд, Индонезия, богатая природными ресурсами, заимствовала опыт Японии и Южной Кореи.

Модернизационная политика, связанная не только с освоением недр, но и созданием сперва легкой промышленности, а затем и комплексов сборки высокотехнологических отраслей радиоэлектроники, принесли определенные плоды. За 30 лет, с 1960 по 1990-е гг., удельный вес рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, в Индонезии сократился с 75% до 55%, в Таиланде -- с 84% до 64%, на Филиппинах - с 64% до 46%. Доля работников промышленной сферы во всех этих странах составила 14-15% общего числа занятых. Среднегодовые темпы роста экономики достигали 5%, что было ниже показателей Японии и Южной Кореи, но выше большинства стран Азии. ,"

Кризис 1998 г., от которого больше всего пострадали новые индустриальные страны, поставил под вопрос перспективность их модели модернизации. Основа этой модели - создание с участием иностранного капитала массового производства (или сборки по лицензионным соглашениям) дешевой продукции для продажи на зарубежных рынках (преимущественно, развитых стран). Так, у Филиппин стоимость внешнеторгового оборота с 1960 по 1995 г. возросла с 52% до 80% стоимости производимого ВВП, у Таиланда - с 54% до 90%.

Емкость внешних, мировых рынков, однако, не безгранична. К концу 1990-х гг. увеличение числа индустриализирующихся стран, выпускавших однотипную продукцию, привело к кризису ее перепроизводства. Зарубежные банки и корпорации, держатели акций предприятий, созданных с участием их капитала в новых индустриальных странах, стремясь избавиться от них, спровоцировали панику на биржах стран Юго-Восточной Азии. В некоторых из них, в частности в Индонезии, она вызвала политический кризис.

Одним из последствий кризиса может стать ускорение интеграционных процессов стран Юго-Восточной Азии. Несмотря на существование регионального интеграционного объединения (АСЕАН), в этом районе мира темпы и глубина развития интеграции пока отставали от западноевропейской.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему страны Азии, Африки и Латинской Америки называют «развивающимися»?

2. Какое место по уровню своего развития занимает Япония среди других стран Азии, мира? Как вы понимаете слова «японское чудо»? В чем оно проявилось? Выявите, какие экономические, социальные, политические предпосылки сделали это «чудо» возможным?

3. Назовите две группы стран, получивших название «новые индустриальные страны*. В чем суть их модели послевоенной модернизации? Каковы особенности и итоги развития каждой из групп?

4. Как вы думаете, какие уроки можно извлечь для других стран мира из опыта истории «новых индустриальных стран» Азии после второй мировой войны?

5. Чем вы можете объяснить, что «новые индустриальные страны» более всего пострадали от кризиса 1998 г.?

6. В чем вы видите основные отличия путей послевоенной модернизации наиболее развитых стран Запада и Азии?

Куба – революционный вариант модернизации

События, развернувшиеся на рубеже 50-х – 60-х годов на Кубе, небольшом острове в Карибском море, привлекли к себе внимание всего мира. И это вполне объяснимо. Маленькое островное государство бросило открытый вызов наиболее мощной державе мира – США. Куба тогда стала символом независимого развития и одновременно полигоном, где проходил проверку практикой революционный вариант модернизации латиноамериканского общества.

С момента провозглашения формальной независимости и вплоть до победы революции в 1959 году Куба находилась в очень сильной зависимости от США, которые контролировали ее экономику и политическую жизнь. Недовольство таким положением дел накапливалось постепенно и рано или поздно должно было вырваться наружу. Ситуация стала быстро накаляться после того, как в 1952 году на острове был осуществлен государственный переворот, в результате которого на Кубе утвердился один из наиболее реакционных режимов в Латинской Америке во главе с Батистой. В авангарде борьбы против его режима шли радикально настроенные студенты, которые искренне мечтали о лучшем будущем для своей страны. Они были твердо убеждены, что, пока у власти находится Батиста, никаких перспектив у Кубы нет.

Первая попытка свергнуть режим Батисты была предпринята 26 июля 1953 года, когда группа студентов во главе с Ф. Кастро попыталась поднять восстание во втором по значимости городе Кубы – Сантьяго. Кастро был арестован и осужден на 15 лет. Однако в 1955 году Батиста, стремившийся улучшить свой имидж и на Кубе, и за ее пределами, объявил об амнистии. После этого Кастро эмигрировал в Мексику, где вместе со своими единомышленниками продолжил подготовку к новому этапу борьбы с Батистой. В конце 1956 года группа молодых революционеров во главе с Кастро отплыла на шхуне «Гранма» из Мексики к берегам Кубы. Предполагалось, что одновременно с их высадкой на Кубе другая группа во главе с Ф. Паисом поднимет восстание в Сантьяго. Однако план этот не удался. «Гранма» не успела достичь Кубы к назначенному сроку, а когда повстанцы добрались до острова, то попали в засаду и большая часть их погибла в первом же бою. Подавлено было и восстание в Сантьяго.

Тем не менее группа повстанцев во главе с Ф. Кастро и Э. Че Геварой прорвалась в горы Сьерра-Маэстра и оттуда начала партизанскую войну против правительства. Сопротивление Батисте постепенно набирало все больший размах. Его главной ударной силой стала Повстанческая армия. Наиболее ожесточенные бои развернулись в мае 1958 года, тогда правительство Батисты, сконцентрировав все имевшиеся в его распоряжении силы, попыталось уничтожить восставших, не допустить распространения восстания на другие провинции. Однако на сей раз успех был на стороне восставших. В этих боях военная машина диктатуры была надломлена.



Чем больший размах приобретала борьба против Батисты, тем острее вставал вопрос о политической программе оппозиционных правящему режиму сил. В июле 1958 года в Каракасе (Венесуэла) собрались представители практически всех оппозиционных сил. Было объявлено о создании Гражданского революционного фронта, программа которого предусматривала свержение Батисты, передачу власти Временному правительству, которое должно подготовить проект новой Конституции, содержащей гарантии социально-экономических прав населения Кубы.

Куба была преимущественно аграрной страной, большая часть ее населения была занята в сельском хозяйстве. Аграрный вопрос стоял весьма остро. Когда в октябре 1958 года Кастро обнародовал решение о наделении землей малоимущих крестьян и ликвидации латифундий, симпатии крестьян были безоговорочно отданы повстанцам. В конце 1958 года они перешли в решающее наступление. Понимая, что крах неизбежен, Батиста бежал с Кубы. В Гаване вспыхнула всеобщая политическая стачка. 2 января 1959 года повстанцы вошли в Гавану.

Революция победила, но вопрос о власти, о характере ее политического курса оставался открытым. 3 января 1959 года главой Временного правительства был объявлен видный деятель умеренного крыла оппозиции М. Уррутиа, а главой правительства Х. Кордона. С другой стороны, сохранялась Повстанческая армия, которая контролировала реальное положение дел на местах. Таким образом, в стране изначально возникло двоевластие. Каждая из властей по-разному видела дальнейшее развитие событий. Не удивительно, что между ними быстро начали нарастать разногласия. Под давлением повстанцев была запрещена деятельность тех политических сил, которые сотрудничали с Батистой, они настаивали на проведении радикальной аграрной реформы, принятии современного законодательства в области трудовых отношений. В феврале 1959 года правительство Кордоны ушло в отставку. Его место занял Ф. Кастро.



Новое правительство сразу же заметно радикализировало всю социально-экономическую политику, полагая, что только резкий качественный скачок в этой сфере поможет Кубе преодолеть отсталость, модернизировать свое общество и выйти на современный уровень развития. Правительство Кастро повысило зарплату и одновременно снизило цены на коммунальные услуги. Но наиболее важным мероприятием этого этапа преобразований стал Закон об аграрной реформе от 17 мая 1959 года, ликвидировавший крупные земельные владения (больше 400 га). Этот закон стимулировал поляризацию сил в кубинском обществе. С этого момента США отбрасывают в сторону даже видимость сдержанности и открыто начинают поддерживать противников новой власти.

Все более откровенное вмешательство американцев, которых традиционно не любили в Латинской Америке, только консолидировало революционный лагерь, радикализировало и его руководство, и рядовых участников. В июле 1959 года в отставку ушел Уррутиа, новым президентом стал сторонник Ф. Кастро, О. Д. Торрадо. Революционные власти еще решительней пошли по пути углубления преобразований. Была введена монополия государства во внешней торговле. Стали создаваться Комитеты защиты революции, взявшие на себя охрану порядка. На предприятиях стал вводиться рабочий контроль.

Независимая политика Кастро стала восприниматься в Вашингтоне как представляющая угрозу интересам США. Был взят курс на экономическое удушение новой власти. Но это лишь подстегивало радикализм кубинских революционеров. В ответ на введение эмбарго на поставку нефти на Кубу Кастро объявил о национализации предприятий, принадлежавших США, и обратился к СССР с просьбой о поставках советской нефти. Тогда США практически полностью свернули свои торговые отношения с Кубой. Именно жесткий курс США толкал правительство Кубы на меры, носившие в своей основе антикапиталистический характер, о чем первоначально не было и речи. Уже к концу 1960 года общественный сектор занял ведущие позиции в аграрном производстве, да и в промышленности государство стало играть ключевую роль. В октябре были национализированы все крупные и средние предприятия, принадлежавшие национальному капиталу.

Тем временем в Вашингтоне быстро крепли позиции тех, кто полагал, что надо силой заставить Кубу вернуться на «правильный» (с точки зрения США) путь развития. В январе США разорвали дипломатические отношения с Кубой. В ответ Кастро декларировал, что революция на Кубе носит социалистический характер и кубинцы будут строить общество нового типа. Все это способствовало быстрому сближению Кубы с СССР, превращению ее в союзника нашей страны.

апреля 1961 года при поддержке США в районе Плайя-Хирон высадилось более полутора тысяч кубинских контрреволюционеров, намеревавшихся свергнуть правительство Кастро. Однако эта авантюра завершилась полным провалом и лишь еще больше подняла и без того очень высокий авторитет Кастро. Поскольку было очевидно, что США не оставят попыток свергнуть неугодное им правительство Кастро, по договоренности с СССР началось интенсивное укрепление обороноспособности Кубы. Это способствовало еще большей эскалации конфликта, кульминацией которого стал Карибский кризис (октябрь 1962 года), поставивший мир на грань неконтролируемого термоядерного конфликта.

Кризис, оказавший очень большое воздействие на всю международную жизнь, удалось урегулировать. Что касается его последствий собственно для Кубы, то, во-первых, стало ясно, что правительство Кастро достаточно прочно и уверенно контролирует ситуацию в стране и надежды на его падение беспочвенны, во-вторых, необходимым условием успешной модернизации общества стал все более тесный альянс с СССР, ибо без этого над Кубой постоянно висела угроза американской интервенции, в-третьих, сложившаяся ситуация детерминировала особенности кубинского варианта модернизации общества.

На первых порах Куба добилась значительных успехов в модернизации практически всех аспектов жизни общества. В сложившейся здесь системе революционной диктатуры в 60-е годы весьма ощутимо присутствовали черты «прямого народовластия», степень вовлеченности масс в общественную жизнь была очень высокой. Радикально изменилась и социально-экономическая структура общества. Место латифундий заняли «народные имения». Был взят курс на форсированное превращение Кубы из сугубо аграрной страны в аграрно-индустриальное государство. Правда, уже в середине 60-х годов от непродуманного форсажа этих процессов пришлось отказаться. Тем не менее прогресс в этой области несомненно был. Большое внимание уделялось решению социальных проблем: была ликвидирована безработица, Куба стала первой в Латинской Америке страной всеобщей грамотности, велось активное жилищное строительство, быстрыми темпами развивалось здравоохранение.

Однако к 80-м годам стали проявляться и определенные издержки кубинского варианта модернизации общества. Они были порождены как внешними, так и внутренними условиями. Начали снижаться темпы роста экономики. Все больше давали о себе знать хозяйственные диспропорции. Неблагоприятно складывалась внешнеполитическая конъюнктура, что больно ударило по всей финансовой системе страны и лишило Кубу тех средств, которые планировалось инвестировать в экономику. Большие средства отвлекались на поддержание на высоком уровне боеспособности вооруженных сил Кубы. Если в 60-е годы наблюдался подъем общественной активности населения, то к 80-м годам наметились негативные тенденции и в развитии политических механизмов: бюрократизация и коррупция. И, наконец, тяжелейшим ударом для Кубы стал распад СССР.

На рубеже 80-х – 90-х годов многие предрекали крах Кастро. Однако Куба выстояла и, несмотря на весьма серьезные трудности, продолжает отстаивать собственный вариант общественного прогресса, интенсивно ищет самобытные пути развития, пытается придать новый импульс начатому на рубеже 50-х – 60-х годов процессу модернизации.

Чили – неоконсервативный вариант модернизации

На протяжении всего послевоенного периода страны Латинской Америки интенсивно искали оптимальную модель модернизации своего общества. Если в 60-е годы латиноамериканское общество с напряженным вниманием следило за развитием социального эксперимента, начатого революционной Кубой, то в 70-е годы в центре внимания оказалось Чили. Это государство традиционно и по праву считалось одной из наиболее устойчивых демократий в Латинской Америке, страной со сравнительно развитой рыночной экономикой и сложившимся гражданским обществом. Были, конечно, и проблемы.

Еще в 60-е годы правительство, возглавляемое лидером христианских демократов Э. Фреем, предпринимало усилия для осуществления модернизации страны. При этом оно опиралось на классические реформистские схемы, апробированные ранее в Старом Свете. Однако начатые им реформы вызвали все более усиливавшуюся поляризацию общества, резко обострили все аспекты социально-политической жизни страны. В преддверии очередных президентских выборов был создан блок Народное единство, куда вошли коммунисты, социалисты, радикалы и Движение единого народного действия. Кандидат этого блока, социалист С. Альенде и был избран очередным президентом Чили. Произошло это 4 сентября 1970 года.

Как и большинство западных социалистов, Альенде полагал, что построение общества, основанного на началах социальной справедливости, возможно только эволюционным путем, за счет постепенного усовершенствования существующих социально-экономических отношений. Придя к власти конституционным путем, он рассчитывал апробировать свои теоретические установки на практике. Его правительство действительно сразу же приступило к осуществлению глубоких преобразований. Летом 1971 года были национализированы предприятия добывающей промышленности, банковская система. Под контроль государства была поставлена внешняя торговля. В сельском хозяйстве интенсивно создавались производственные кооперативы. Была повышена в среднем на 18 % заработная плата, увеличились ассигнования на социальное обеспечение, жилищное строительство, здравоохранение, образование.

Однако, как и любые мероприятия, серьезно затрагивающие интересы общества, ломающие привычный жизненный уклад, традиционные общественные связи, реформы правительства Альенде вызвали неоднозначную реакцию в стране. Политическая борьба резко обострилась. Усилилась поляризация общества. Поначалу оппоненты Альенде рассчитывали отстранить его от власти легальным путем. Однако выборы 1973 года не принесли правым необходимого большинства в парламенте. Тогда ставка была сделана на военный переворот. Правые использовали растущее недовольство средних слоев для дестабилизации ситуации. В июле 1973 года вспыхнула забастовка владельцев транспорта, парализовавшая снабжение население товарами первой необходимости, а в более широком смысле – всю экономику. У большинства населения возникла масса бытовых проблем, в которых они винили правительство. Еще недавно весьма популярное, оно быстро теряло контроль над ситуацией.

Этим и решили воспользоваться противники правительства в армейской среде. 11 сентября 1973 года заговорщики, возглавляемые генералом Пиночетом, подняли мятеж против законных властей. Альенде был убит. Власть в стране захватила военная хунта во главе с Пиночетом. В Чили было объявлено осадное положение. Было отменено действие Конституции, ликвидированы практически все демократические свободы, распущен конгресс, запрещены все партии, входившие в блок Народное единство. Деятельность остальных партий объявлялась «приостановленной». Профсоюзы были поставлены под контроль властей. Против сторонников прежнего правительства был развязан террор.

Все это оправдывалось необходимостью остановить сползание страны к хаосу и анархии. В марте 1974 года Хунта опубликовала «Декларацию принципов», в которой обосновывалась необходимость переворота (угроза установления марксистской диктатуры, неэффективность демократии в решении проблем модернизации страны). Намечались перспективы дальнейшей эволюции Чили, пути модернизации общества по консервативному образцу. Хунта высказалась за построение «органической» или «социальной демократии», основанной на корпоративных началах, под эгидой авторитарной власти. Морально-этической основой этого государства должно было стать христианство и испанские духовные традиции. В построениях Пиночета национализм теснейшим образом переплетался с модернистскими рецептами экономистов «Чикагской школы». Именно в соответствии с их идеями чилийский диктатор собирался осуществлять структурную перестройку экономики Чили, с тем чтобы вывести страну на передовые рубежи прогресса.

В соответствии с этими наметками частному капиталу была передана подавляющая часть государственных предприятий, причем под частным капиталом подразумевался и национальный, и иностранный. Вообще Пиночет был большим поклонником идеи о транснационализации экономики, полагая, что, влившись в общий поток модернизации мирового хозяйства, Чили автоматически выйдет на передовые рубежи. Действительно, Пиночет сделал Чили привлекательным для иностранных инвесторов. В аграрной сфере опять-таки наблюдалась ярко выраженная тенденция к отказу от коллективистских форм ведения хозяйства, при перенесении акцента на поощрение фермерских хозяйств. Правда, почти 1/3 претендентов на статус фермера разорились в течение пяти лет.

Модернизация «ala Пиночет», широко обсуждаемая на страницах ведущих мировых изданий, принесла чилийскому обществу противоречивые результаты. С одной стороны, в ряде отраслей промышленности (туда, куда устремился основной поток инвестиций) действительно был осуществлен значительный скачок вперед. Удалось стабилизировать валютно-финансовый механизм Чили, инфляция была взята под контроль. Однако вряд ли можно представлять эти факты как свидетельство того, что рецепты «Чикагской школы» обеспечили ускорение модернизации. Ведь, наряду с определенными достижениями в сфере экономики, у Хунты были очень серьезные проблемы. Так, по производству промышленной продукции на душу населения Чили было отброшено далеко назад. Консервативный вариант модернизации обернулся огромными социальными издержками. Прежде всего, заметно упала заработная плата, особенно в первые годы проведения консервативных реформ, в 10 раз увеличилась безработица. Правда, по многим параметрам социальная структура Чили стала к 80-м годам больше соответствовать стандартам развитых стран – сократилась доля занятых в аграрном секторе, выросло количество людей, работающих в непроизводственных отраслях, увеличилось число ИТР и т. д.

Столь противоречивые итоги консервативной модернизации не могли не сказаться на общей политической атмосфере в стране. Если в 1973 году значительная часть средних слоев, мелкой буржуазии, государственных служащих, уставших от нестабильности, поддержала Хунту, олицетворявшую порядок, стабильность и твердую власть, то, ощутив на себе «плоды» модернизации по рецептам «Чикагской школы», они стали испытывать все большее недовольство сложившимся порядком вещей. Несмотря на то, что возможности для легальной оппозиционной деятельности в Чили в те годы были предельно ограничены, на рубеже 70-х – 80-х годов наблюдается оживление всего оппозиционного спектра.

В 1979 году Пиночет был вынужден разрешить деятельность низовых профсоюзных организаций. Очень быстро они перешли под контроль левых сил. Начались трудовые конфликты, в которых в 1979–1980 гг. участвовали десятки тысяч человек. Чувствуя, что социальная поддержка его режима сокращается, Пиночет заявил о либерализации и переходе к «авторитарной демократии». Был разработан и 11 сентября 1980 года вынесен на плебисцит проект Конституции. Иными словами, был взят курс на институционализацию режима. Его положение осложнялось из-за начавшегося экономического кризиса. В этих условиях говорить об успехах модернизации было достаточно сложно. Давление на Пиночета все больше нарастало.

Правда, в среде оппозиционных сил не было единства по поводу того, как следует бороться с режимом. К 1983 году сформировалось два оппозиционных центра: Демократический альянс (ведущую роль в нем играли христианские демократы) и Народно-демократическое движение (компартия и другие левые силы). Первые надеялись на восстановление демократии без использования насильственных методов борьбы с режимом. Вторые отстаивали курс на свержение диктатуры с помощью массовых действий. В 1983–1986 гг. левые предприняли настойчивые усилия, чтобы свалить режим Пиночета. Однако добиться этого они не сумели. С одной стороны, начавшийся с 1985 года экономический подъем позволил Пиночету улучшить свой имидж в глазах значительной части общества. С другой, ему пришлось налаживать диалог с умеренным крылом оппозиции и идти на определенное реформирование политической сферы.

В марте 1987 года была в полном объеме разрешена деятельность политических партий умеренной ориентации. В следующем году был воссоздан Унитарный профцентр трудящихся Чили. Был назначен плебисцит о продлении полномочий Пиночета еще на 8 лет. Несмотря на все ухищрения властей, более 50 % его участников отказали Пиночету в доверии. После этого он вынужден был назначить президентские выборы на 14 декабря 1989 года, причем сам он заявил, что не будет баллотироваться на этот пост. На них победил лидер ХДП П. Эйлвин. Период диктатуры закончился.

Если кубинский вариант позволил решить многие социальные проблемы, но не сумел создать экономические механизмы, работающие с должной эффективностью, то в Чили модернизация позволила добиться определенных успехов в сфере экономики, но оказалась неприемлемой для большей части общества в социальном плане.

Мексика: реформистский вариант модернизации

После бурных революционных событий начала века Мексика достаточно уверенно вступила на путь эволюционного развития. Страна не знала серьезных социально-политических катаклизмов, столь характерных для большинства стран Латинской Америки. Там внимательно следили за различными попытками осуществления модернизации, но предпочитали идти своим путем, в рамках тех традиций, которые утвердились в стране. Главное, правящая элита стремилась любой ценой избежать разных политических шараханий, способных столкнуть общество с эволюционного пути развития.

Еще в 1958 году Мексика вышла на первое место в Латинской Америке по общему объему промышленного производства. Решающую роль в успешном экономическом развитии страны играл достаточно мощный государственный сектор. На долю государства приходилось более 40 % всех капиталовложений в стране. К середине XX века Мексику уже вполне можно было относить к индустриально-аграрным странам. В политической жизни лидирующие позиции занимала Институционно-революционная партия (ИРП). Несмотря на длительное пребывание у власти, эта партия не утратила чувства времени и вкуса к проведению реформ.

В конце 50-х годов новый импульс получили преобразования в аграрном секторе. Опять-таки весьма активную роль в этом процессе играло государство, вкладывавшее значительные средства в модернизацию всех сфер аграрного сектора. В результате техническая оснащенность сельского хозяйства значительно возросла, в нем стали использоваться современные технологии. Что касается развития промышленности, то здесь необходимо отметить, что все послевоенные правительства стремились привлечь в Мексику иностранный (прежде всего американский) капитал. Вместе с тем большое внимание уделялось укреплению позиций национального капитала и государства в индустриальном секторе экономики. Правительственная политика способствовала стабильному, динамичному развитию промышленности. В 60-е годы ежегодные темпы роста ВВП достигали 7 % – достаточно высокий по мировым меркам уровень.

Кубинская революция, имевшая огромный резонанс в Латинской Америке, побудила мексиканский истеблишмент обратить самое серьезное внимание на социальную сферу. Президент Л. Матеос заявил, что будет стремиться к утверждению в Мексике принципов социальной справедливости. Была резко расширена система социального обеспечения, внедрялась практика участия рабочих в прибылях, почти в 2 раза выросла заработная плата. Это позволило поддерживать в сфере трудовых отношений стабильную ситуацию и избегать серьезных катаклизмов, а также нейтрализовать влияние левых сил.

Как и для многих на Западе, для правящих кругов Мексики во многом неожиданным оказался взлет радикального студенческого движения. В 1968 году по крупнейшим городам страны прокатилась волна студенческих выступлений. 20 октября 1968 года дело дошло до кровопролитного столкновения с полицией, приведшего к многочисленным жертвам. Для страны с устойчивым развитием это было явно аномальное явление, но оно продемонстрировало, что власти, не отказываясь от реформистского курса, готовы к жесткому, силовому варианту развития событий.

Не принимая кубинского варианта модернизации, Мексика вместе с тем весьма скептически относилась и к чилийскому опыту. Правящая элита Мексики твердо придерживалась либерально-реформистского варианта развития. Серьезным подспорьем для Мексики стал энергетический кризис 1973–1974 гг., когда резко выросли цены на нефть, что позволило укрепить финансовое положение страны, ее репутацию одного из лидеров Латинской Америки. Другим следствием этого процесса стало укрепление позиций национального капитала, рост его престижа и влияния на все сферы жизни общества. Правительство не могло не учитывать этих изменений. Занявший в 1976 году президентское кресло Х. Л. Портильо, вместо построения общества социальной справедливости, выдвинул на первый план идею «союза ради производства», т. е. консолидация общества, укрепление принципов социального партнерства ради увеличения темпов общественного прогресса. Вплоть до начала 80-х годов этот курс приносил солидные политические дивиденды: Мексика уверенно продвигалась вперед, улучшая качество жизни, повышая эффективность всех общественно-политических механизмов, демонстрируя оптимальное сочетание стабильности и динамизма.

Серьезным испытанием для этой политики стал кризис 1982–1983 гг. Столкнувшись с ним, Мексика была вынуждена обратиться за помощью к МВФ. Ее предоставление было обусловлено несколькими требованиями. Суть их сводилась к тому, что государству следует резко сократить свое присутствие в сфере социально-экономических отношений, передав инициативу частному капиталу. Под давлением МВФ в Мексике в 1984–1985 гг. начался массовый процесс приватизации государственной собственности, серьезные коррективы были внесены в бюджетную политику, прежде всего сократилось субсидирование социальной сферы. Правительство сняло многие ограничения на деятельность иностранного капитала.

Как и везде, следование рецептам МВФ принесло противоречивые результаты. Да, удалось преодолеть последствия кризиса. С 1984 года возобновился рост экономики. Но какой ценой это было достигнуто? Резко возросла безработица. Начал стремительно расти внешний долг, а следовательно, и зависимость от внешнего мира, прежде всего от США. Обострились социальные проблемы и социальная напряженность. Мексику стало лихорадить из-за постоянных конфликтов в сфере трудовых отношений.

Все это оказало серьезное воздействие на политическую жизнь Мексики и прежде всего на правящую партию. В ее рядах возникло сильное течение левого толка во главе с К. Карденасом, резко критиковавшим новую политику правящей партии. Насколько эта критика нашла отклик в сердцах мексиканцев, стало ясно после того, как были обнародованы итоги выборов 1988 года. Их с полным основанием можно назвать сенсационными. ИРП вместо привычного подавляющего большинства получила чуть более 50 % голосов. В Палате депутатов за ней осталось 263 места (из 500). Возглавляемый К. Карденасом Национальный демократический фронт, созданный в преддверии выборов, сразу получил более 30 % голосов избирателей и 136 мест в Палате депутатов.

Тем не менее новый президент Мексики К. Салинас де Гортари продолжал действовать в русле тех рецептов, которая отстаивала «Чикагская школа». По его инициативе 3/4 государственных предприятий было передано в частные руки. Удалось добиться некоторого сокращения внешнего долга. Правительство проводило политику сдерживания роста цен и сокращения налогов. В 1992 году было разрешено передавать в частную собственность земли, принадлежавшие крестьянским общинам. В социально-политической сфере новый президент выдвинул концепцию «социальной либерализации», призванную соединить идеалы свободы и социальной справедливости. Хотя президент постоянно подчеркивал социальную направленность реформ, именно в этой сфере его достижения были наиболее скромными. Рост экономики не принес улучшения в положении основной части населения. Добиться ощутимого подъема уровня жизни не удалось. Более того, после очень долгого перерыва Мексика стала ареной взлета экстремизма. В январе 1994 года вспыхнуло вооруженное восстание индейцев, а в марте на предвыборном митинге был убит видный политический деятель Мексики Л. Колосио.

В 90-е годы в политической жизни Мексики большой популярностью стали пользоваться идеи интеграции страны с более мощными северными соседями – США и Канадой. Мексика рассчитывала в этом проекте занять важную и перспективную позицию связки между наиболее развитыми странами и весьма перспективными, но пока догоняющими странами Южной Америки. В 1992 году было принято решение создать Североамериканскую зону свободной торговли. С заключением этого договора различные политические силы связывали самые разные надежды. Пока еще трудно давать ему оценку. Правительство Мексики, однако, изначально стремилось сбалансировать свои внешнеполитические ориентации прежде всего за счет расширения контактов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Принесет ли это ожидаемые результаты, сказать сегодня трудно.

Зато очевидно другое: все самые разные по своей сути попытки стран Латинской Америки вырваться на передовые позиции общественного прогресса не принесли ожидаемого результата. Пока латиноамериканскому обществу не удается выработать такие рецепты модернизации, которые бы позволили одновременно решить триединую задачу: создать эффективную, динамично развивающуюся экономику, решить унаследованные от прошлого социальные проблемы, ликвидировать зависимость от индустриально развитых стран мира, прежде всего от США. Решить эту сложнейшую задачу в XX веке им явно не удалось, однако поиски таких рецептов продолжаются, и именно это будет определять магистральные направления развития Латинской Америки в первые десятилетия нового, XXI века.