Все о печах и каминах - Информационный портал

Сочинение: Проблема бережного отношения к родному языку. Вострова Анастасия

Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски.

В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык еще в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово - слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен... «Исправить» язык былин - перевести его на нормы русского литературного языка - это попросту испортить былины».

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной - своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности - это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума...

(Д.С. Лихачев)

Сочинение

Основная проблема, поставленная Д.С. Лихачевым в данном тексте, - это проблема отношения человека к языку. Какую роль играет речь в создании имиджа человека? Что стоит за грубостью, руганью, циничными выражениями? Именно этими вопросами задается автор.

Проблема эта очень актуальна для нашей современной жизни. Небрежное отношение к слову свойственно молодому поколению, усвоившему язык смс-текстов и Интернет-пользователей. Этот примитивный язык обедняет духовный мир молодых людей. Именно поэтому Д. С. Лихачев хочет привлечь внимание читателей к этой проблеме.

Ученый считает, что наш язык - важнейшая составляющая нашего общения. И речь человека зачастую формирует его образ в глазах окружающих. При этом автор не осуждает диалектную речь, понимает, что этот язык «не требует исправления». Но грубость, нарушение литературных норм, циничные выражения, необоснованная ирония - все эти явления вызывают искреннее негодование ученого. Он отмечает, что за всем этим стоит не только недостаток образования, неинтеллигентность, но и внутренняя слабость людей, их страх, незащищенность перед жизненными явлениями. В финале он призывает нас «учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи».

Текст Д.С. Лихачева очень яркий, образный, выразительный. Раскрывая свою точку зрения, он использует разнообразные средства художественной выразительности: сравнение («это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка»), эпитет («бесшабашно иронических выражений»), ряды однородных членов («Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения»).

Нарушение культуры речи исследует и К. Чуковский в своей книге «Живой как жизнь. Рассказы о русском языке». Этот писатель очень озабочен бурным развитием в нашей стране канцелярита, примитивностью молодежного жаргона. Он также считает, что такой язык упрощает наше мышление.

Таким образом, по мысли С. Львова, язык тесно связан с нашим мышлением, психологией, образом жизни. Язык формирует имидж человека, раскрывает его внутренний мир. И здесь я невольно вспоминаю слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

В своей статье И. А. Ильин, рассуждая о богатстве, красоте, яркости русского языка, ставит проблему бережного отношения к нему. Автор говорит: “Горе нам, что не умели беречь наш язык и бережно растить его”.

Несомненно, вечный вопрос, поднятый И. А. Ильиным, имеет огромное социальное значение. “Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей”, – писал Д. С. Лихачев. Как часто мы относимся к таким призывам со спокойным небрежением, не задумываясь о том, какой

строгий и точный смысл они несут. А ведь именно с помощью родного языка мы познаем мир, приобщаемся к тому огромному опыту, который накопило человечество, познаем ту самобытность национального характера, ту душевную и духовную высоту, которую русский народ достиг только благодаря своему языку.

И. А. Ильин считает, что в каждом слове русского языка, в его звучании, открытой простоте, скромности, целомудрии, гибкости и в то же время коварности, ритмичности скрыта великая власть, могущество, тайный смысл. В словах живет прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт. Они отражают исторический этап

развития искусства, словесности. Слова – это памятник культуры и памятник культуре. Поэтому для автора русский язык – дивный дар, который надо любить и беречь.

Я согласна с мнением И. А. Ильина. Ведь в русском языке слились воедино сущность и поющая душа нашего народа, он олицетворение самой России.

К сожалению, отношение к русскому языку в наши дни меняется. В газете “Аргументы и факты” была опубликована статья профессора МГУ А. Е. Петрова, в которой сказано, что русский язык, язык Пушкина, Лермонтова, Толстого, во многом утрачен. Нашим современникам в значительной своей части стал ближе английский язык. Им проще написать что-то по-английски, ведь по-русски они гораздо хуже формулируют мысли. Мода на язык Пушкина прошла.

Я не согласна с этой точкой зрения. Вспоминаю, как творил сам литературный гений. Строка любого его произведения есть неоспоримое доказательство великой силы русского языка. Пушкин, удивительный мастер слова, напоил нашу жизнь светлым, несущим радость живительным творчеством. Язык Пушкина – язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

Несомненно, духовное богатство России будет жить до тех пор, пока жив могучий русский язык. Не любить и не беречь его – значит, не любить нашу Родину.


Другие работы по этой теме:

  1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: “Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных...
  2. На уроках русского языка мы учим множество различных высказываний, которые возвышают и хвалят наш великий и могучий русский язык. Но никто и никогда не выражал...
  3. Засорение русского языка жаргонизмами, иностранными словами, нецензурной бранью – вот проблема, которую рассматривает в тексте писатель. Этот языковедческий вопрос очень злободневен в наши дни. Злободневен...
  4. О месте иностранных слов в русском языке – вот проблема, над которой рассуждает В. Глаголев. Автор с тревогой описывает то, как иностранные слова проникают в...
  5. И. А. Ильиным в его статье поднимается проблема, связанная со значением родного языка. По мнению автора, Россия своим гражданам преподнесла бесценный дар – великий русский...
  6. Русский язык… Великий и могучий! Так почему же мы не можем сохранить его таковым? В своем тексте Т. В. Поднимает проблему сохранения русского языка, особенно...
  7. Язык является отличительной чертой каждого народа. Русский язык необходимо изучать и беречь, так как он является важной частью развития цивилизации. Культура русского общества невозможна без...
  8. Из всех существующих языков на планете русскому языку отведена роль богатого и сложного. Богатство русского языка мы можем видеть на всех уровнях. Взять хотя бы...

Сочинение по тексту: “Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры».” Казначеев С.

Проблему бережного отношения к родному языку поднимает С. Казначеев.

Автор говорит о том, что сегодня на наших глазах происходит раз­мывание веками установившихся норм. Кроме того, мы узнаем, что наметилась тревожная тенденция чрезмерного увлечения иноязычными словами, а также бездумного использования разного рода вкраплений в русской орфографии, например, «Кур$ валют», «Аllигатор», «Ве4ер отдыха» и др. Люди уверены: с помощью употребления инородных элементов легче привлечь внимание по­требителей. Так ли это на самом деле?

Казначеев считает, что внедрение графических символов и неоправданные заимствования уродуют русский язык, а алфавит Кирилла и Мефодия приносится «в жертву золотому тельцу».

С этим трудно не согласиться. На мой взгляд, употребление иноязычных слов должно быть разумным и обоснованным. Так, Рерих в своих статьях о русском языке обращает наше внимание на то, что с каждым поколением неизбежно появляются новые заимствования. Только «пусть они будут достойны великого языка, данного великому народу», – утверждает он.

Проблема сохранения русского языка на протяжении многих веков вол­новала русских писателей. Подлинным гимном родному языку звучит извест­ное стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык», где писатель восхищается неисчерпаемым богатством «великого, могучего, правдивого и свободного» языка».

Русский язык прошёл долгий путь развития, и этот процесс бесконечен. Сегодня, к сожалению, каждый из нас нередко сталкивается с фактами неува­жительного отношения к слову. Хочется, чтобы этих случаев было как можно меньше! Давайте прислушаемся к великим русским писателям, критикам и сохраним родной язык и нашу культуру.

Здесь искали:

  • идешь по улице и вдруг в глаза бросается яркая афиша сочинение
  • идёшь по улице и вдруг в глаза бросается яркая афиша концерт zемфиры

Нравственность человека видна в его отношении к слову.
Л. Н. Толстой

Русский язык! Великий язык мира. Великий язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Чехова, Ахматовой и Пастернака. «Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плёл народ невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему дождю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего…» - писал Л. Н. Толстой.

Да, тысячелетия ушли на создание самого богатого, красивого и признанного во всём мире языка. Но, чтобы разрушить такое великое творение, может понадобиться всего лишь несколько десятков лет. Что же происходит сейчас с русским языком? Как современное общество пользуется этим божественным даром?

Общество портит русский язык. Преступно оскверняет его бессмысленными и безликими словообразованиями. А, оскверняя язык, унижает и обедняет тем самым себя же. Люди бездумно растрачивают истинное достояние русского языка, которое заключено во внутреннем содержании слова. Но это содержание высыхает в нашей повседневной речи, опустошается, и язык из живой дубравы народной речи превращается в бездушный свинцовый набор печатника.

Ещё А. С. Пушкин, классик мировой литературы, писал: «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого». Вот именно, всех и каждого… Каждый, как хочет. Так и обращается с языком. Действительно, посмотрите, как мы говорим иногда. Создаётся такое впечатление, что мы иностранцы, плохо владеющие русским языком.

Если спросить у школьников о том, для чего они учат русский? В ответ услышите: для того, чтобы грамотно писать и правильно говорить. Но школьники не до конца осознают или не придают значения, что на уроках русского языка учат не только правилам письма, но и обычаям устного речевого общения, речевому этикету, употреблению языка. Кроме того забывают, что к словосочетанию «правильно говорить», нужно добавить «красиво говорить» - в целом, владеть хорошей речью.

Как вы думаете, к чему в обществе самое безответственное отношение? Не сомневаюсь, что найдутся такие люди. Которые скажут: к слову. К тому самому, которое «вначале было Слово, и слово было Бог».

Оглянитесь вокруг, послушайте - задумайтесь, что наполняет нашу речь? Бесконечные жаргонизмы, нецензурные слова, без которых молодое поколение, как кажется, и говорить-то не умеет. Без необходимости употребляются иностранные слова, но часто употребляются неправильно. Иногда даже хочется закричать: «Не пора ли объявить войну употреблению иностранных слов без особой на то надобности?» Ведь любая прекрасная мысль теряет свою ценность, если она выражена кое-как (неправильно употреблены слова, не те для выражения мысли…).

Уже двадцатое столетие, к сожалению, обозначилось падением моральных акций личности: иногда кажется, что утрачивается гармония, в которой Человек, Природа, Бог - эпицентр Вселенной. Что же может нас спасти? Только Слово - символ чистоты, правды, веры, любви и красоты, слово, которое входит в микрокосм каждой души. Со времён А. С. Пушкина прошло почти два столетия, а слова его остаются актуальными и сейчас. Время течёт неумолимо, а неумелых в обращении со словом, кажется, становится всё больше. А ведь главное всем необходимо осознавать, что через слово мы познаём «ценности, которым нет цены». (М. Борисова) И, конечно же, следует понимать, что «русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Почему-то у меня Слово ассоциируется с флейтой, потому что волшебное звучание этого музыкального инструмента способно возродить «души прекрасные порывы».

Думаю, не нужно новых слов, чтобы сказать, как важно уважать русский язык. За нас уже давно сказали великие ценители русского слова. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в умелых руках оно в состоянии совершать чудеса» - так искренне звучит обращение русского писателя И. С. Тургенева. И это ещё не всё. Он продолжает на бережном отношении к великому языку: «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Я верю, что эти слова И. С. Тургенева будут услышаны.

Вострова Анастасия

В начале было Слово…

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь – до дна,

Но их подмена словесами

Измене может быть равна...

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Помните, как написано в Библии? В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога! Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. А человеки были подобны Богу – умели творить словом, потому что все слова, все звуки связаны с природой, вышли из природы и несли в себе творящий, божественный смысл.

Именно этим Божественным даром – даром речи мы и отличаемся от животных, мы умеем обмениваться мыслями, умеем общаться на высшем уровне. А слово обладает большой силой. Словом можно убить, а и можно дать надежду, веру человеку. О слове в народе составлены пословицы: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь», «Что написано пером, не вырубить топором».

Мы научились фиксировать свои слова на бумаге. И этим новым уникальным даром с нами поделились славянские просветители Кирилл и его брат Мефодий. В 863г. Кирилл создал славянскую азбуку, с помощью которой оба брата перевели на славянский язык основные богослужебные книги. В древности у славян было две системы письма – «кириллица», названная в честь Кирилла и «глаголица». А язык наш всегда в постоянном развитии. С течением времени происходят изменения в обществе, которые находят отражение и в языке. Большую работу в области реформ языка провёл известный русский учёный М.В.Ломоносов. Он упростил язык, сделав его более доступным, близким и понятным для широкого круга читателей. Работу в этой области продолжили наши классики: Г.Р.Державин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин…

А для того, чтобы придать своей речи оттенок интеллигентности, мы всё чаще (абсолютно неуместно!) употребляем как бы . Толковый словарь Ожегова (стр. 250, М.1999) говорит, что как бы – это 1. частица, выражающее приблизительное подобие, сходство; 2. это союз, выражающий сравнение.

А мы: «Я как бы решила написать проект…» (так решила или нет?). А в спортновостях («Вести-Пермь») и вообще звучит абсурдно: «…борьбой самбо занимаются юниоры и как бы … женщины.».

А речь главы государства? «…сколько можно тупить…», «...Как дойдёт до президента, тогда только министры чесаться начинают»… Разве это допустимо? Небрежность в словах, небрежность в речи – это небрежность к тому, кто слушает, это небрежность к человеку.

И всё это льётся на нас с голубых экранов, это мы слышим и в речи собеседника. Вы только вслушайтесь, повнимательней вслушайтесь…и всмотритесь…хотя бы просто взгляните на того, с кем здороваетесь.

Ведь мы же селяне, выросли на живой земле, нам самой природой завещано быть душевнее, добрее, приветливее, чем тем, кто вырос среди асфальта и бетона. А что же происходит с нами? При встрече с односельчанином мы смотрим ему в лицо, в глаза и приветливо произносим: «Здравствуйте!»? Нет. Чаще всего мы бежим носом в землю и бросаем, брякаем звуками: «Здрысть…». И не поймёшь при этом, то ли прорычали, то ли здравия пожелали. Какое уж тут уважение к слову, к человеку…Да и сам человек становится уже лишь функциональной единицей, и в этом вы сами убеждаетесь на каждом шагу.

А слово лишь отражает состояние, в котором оказались мы, оказался народ. Вы ведь слышите в речи руководящих работников, дикторов телевидения, радио (например, много «грешат» по этому поводу в телепередаче «Пусть говорят!»): «…этот че-ек (не ЧЕ-ЛО-ВЕК !) много сделал для нашего города, края…», «…у каждого че-ека свои проблемы…».

Да, у каждого свои проблемы. Но всё же есть и одна общая проблема: мы должны сохранить наше слово, наше национальное богатство, тогда и человек не потеряется.