Все о печах и каминах - Информационный портал

Роль учебной практики в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов. Профессиональная практика: место и роль в подготовке будущего специалиста Роль учебной практики

Козлова Елена Ивановна

ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум

энергетики и электронной техники

имени А.И. Полежаева»,

преподаватель специальных дисциплин

РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

В настоящее время в России происходит модернизация среднего профессионального образования, в рамках которой большое распространение получило понятие «компетентностный подход». Компетентностный подход предполагает усвоение обучающимся не отдельных друг от друга знаний, а овладение ими в комплексе, что позволяет адаптировать образовательный процесс к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизации, интеллектуализации и социализации труда будущих специалистов.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования молодые специалисты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в различных ситуациях, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Таким образом, новые образовательные стандарты позволяют обучающемуся непросто освоить уровень знаний определенный основной профессиональной образовательной программой для работы в избранной области, но и научиться при необходимости самостоятельно получать недостающие знания.

Вместе с тем наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи, поэтому особую значимость приобретает практико-ориентированная подготовка студентов, позволяющая погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.

Первоначальным звеном в системе практической подготовки студентов ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева» является учебная практика, которая проходит на базе техникума. В процессе прохождения практики обучающиеся приобретают первоначальные практические навыки и осваивают общие и профессиональные компетенции по специальности.

Следующим этапом ознакомления с профессиональной деятельностью является производственная практика студентов, которая включает в себя практику по профилю специальности и преддипломную практику. Целями производственной практики являются закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин на основе деятельности конкретной организации или предприятия, а также подготовка к самостоятельной трудовой деятельности. Для прохождения производственной практики студенты направляются на предприятия и в организации на основании заключенных с ними договоров или ходатайств, где выполняют работу в соответствии с индивидуальными заданиями и производственным планом на штатных рабочих должностях.

Не стоит забывать, что производственная практика – сложная форма учебного процесса, как в организационном, так и в методологическом плане, т.к. для ее осуществления необходимо соединить интересы производства и образовательного учреждения и приспособить процесс обучения к практическим задачам предприятий. Поэтому для выявления роли производственной практики в формировании профессиональной компетентности студентов, улучшения качества практической подготовки и повышения конкурентоспособности выпускников ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева» было проведено анкетирование студентов 4 курса отделения «Вычислительная техника» и представителей предприятий, на которых обучающиеся проходили производственную практику в течение 2014-2015 учебного года.

Следует отметить, что 81% опрошенных студентов утверждает, что в процессе обучения лучше усваивает учебный материал в действии, т.е. при выполнении лабораторных и практических работ, а также при прохождении практики, и только 19% отдают предпочтение лекционным занятиям. Это подтверждает и тот факт, что в процессе практического обучения студенты показали более высокое качество знаний и навыков, о чем свидетельствует сравнительный анализ результатов зачетно-экзаменационных сессий и практик.

Таблица 1 – Сравнительный анализ результатов успеваемости обучающихся

Специальность

Профессиональный модуль

Результаты зачетно-экзаменаци-онной сессии

Результаты практик

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

230113 Компьютерные системы и комплексы

ПМ.01 Проектирование цифровых устройств

ПМ.02 Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования

ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов

230115 Программиро-вание в компьютерных системах

ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных

ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей

ПМ.04 Выполнение работ по профессии

Таким образом, средняя абсолютная успеваемость по результатам зачетно-экзаменационных сессий составила 95,37%, а качественная – 52,03%, в то же время по результатам практик данные показатели составляют соотвественно 98,25% и 70,43%.

Выпускники также отметили, что в результате прохождения производственных практик 24% смогли улучшить теоретическую подготовку, 30% усовершенствовать практические навыки, 20% научились самостоятельно получать недостающие знания, 12% освоили исследовательские навыки, а 62% получили практический опыт разрешения профессиональных ситуаций и принятия верных решений.

Анализ информации, полученной по результатам анкетирования также показал, что большинство руководителей практик были удовлетворены работой студентов-практикантов, при этом средний балл оценки работы студентов на местах прохождения практики составил 4,8. Для сравнения средний балл оценки студентов по результатам зачетно-экзаменационных сессий составил 4,1 балла.

Кроме того, руководителями было отмечено, что в ходе производственной практики студенты нередко выступали носителями новых идей, теорий и технологий, а также старались конструктивно принимать критику со стороны специалистов организации, стараясь заслужить уважение со стороны руководителя и коллег.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки:

    обучающую – студенты лучше усваивают знания и успешнее учатся применять их в решении конкретных ситуационных задач;

    развивающую – погружение студентов в обстановку профессиональной деятельности помогает раскрыть их потенциал, развивать активность, мышление и коммуникационные навыки;

    воспитывающую – в процессе прохождения практики формируется социально активная личность будущего специалиста, заинтересованного в своей профессии;

    диагностическую – студент с помощью руководителя и коллег определяет степень своей профессиональной пригодности и уровень профессиональной направленности.

Все это позволяет отметить, что грамотно организованная практика и общение с квалифицированными наставниками и специалистами позволяет обучающимся оценить уровень своей теоретической и практической подготовки, степень готовности к профессиональной деятельности и дает возможность убедиться в правильности выбора профессии.

Список использованных источников

    Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 804 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах».

    Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 849 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы».

    Преддипломная практика: методические указания для студентов/ Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева. Сост.: Е.И. Козлова. – Саранск, 2015. – 32с.

Выходные данные сборника:

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Вильданова Алия Рустамовна

зав. педагогической практикой ГАОУ СПО «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж», г. Лениногорск

В современных условиях информатизации общества и развития новых технологий перед системой образования стоит задача обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов. В решении данной проблемы огромную роль играют учителя, от которых зависит подготовка образованных, воспитанных выпускников, которые будут развивать, дополнять и преумножать основы, заложенные учителем, какую бы профессию они ни выбрали. В связи с этим качественная подготовка учителя является одной из приоритетных задач системы педагогического профессионального образования .

В системе подготовки будущих учителей педагогическая практика является одной из основных форм их профессионального становления, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт.К.Д. Ушинский писал: «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» . Овладение педагогической деятельностью и формирование готовности к ней возможны только при взаимопроникновении и взаимообусловленности теоретической и практической подготовки будущего педагога: ни один компонент профессиональных умений и навыков нельзя сформировать лишь в аудиториях.

Во время прохождения педагогической практики студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотнесенности личностных качеств с будущей профессией. Именно в процессе деятельной и долго­временной практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного образования. На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия педагогических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Основная цель педагогической практики - закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности. Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции. Продумывая организацию педагогической практики, нужно ориентироваться не только на выполнение программы практики, но, прежде всего, подходить к каждому студенту как к уникальной личности, бережно и осторожно, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем сильные личностные и профес­сиональные стороны, помогая компенсировать слабые. Обеспечение личностно-ориентированного, комплексного, усложняющегося, непрерывного и творческого характера подготовки каждого студента с разным уровнем сформированности профессиональных умений и навыков отразится на повышении качества профессиональной подготовки студентов .

Длительный и непрерывной характер практики в Лениногорском музыкально-художественном педагогическом колледже обеспечивает основу для формирования профессиональных педагогических умений и навыков у будущих педагогов. Для успешного проведения всех видов практик в колледже имеется соответствующее методическое обеспечение: методические кабинеты, музыкальный кабинет, библиотека и т. д. Руководство практическим обучением ведется преподавателями колледжа, музыкальными руководителями и учителями музыки, изобразительного искусства и черчения, которые осуществляют выполнение программы с учетом повышения эффективности подготовки будущих педагогов. Ежегодно идет подбор соответствующих баз для прохождения педагогической практики.

Педагогическая практика проводится в определенной системе. В нее входят: психолого-педагогическая практика по воспитательной работе, внеклассная практика, летняя практика, практика пробных уроков и занятий, преддипломная практика.

Педагогическая практика по воспитательной и внеклассной работе является важным звеном в подготовке будущих педагогов к воспитанию детей. В период прохождения практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя, а также организовывают кружки по своей специальности. Внеурочно-воспитательная работа включает в себя овладение будущего учителя методикой воспитательной работы во всем ее многообразии, сложности и обучение студентов психолого-педагогическому наблюдению, анализу. Основной задачей же внеклассной работы является формирование практических умений осуществления внеурочной деятельности по предмету. Этот вид практики развивает у студентов организаторские, коммуникативные, перцептивные и экспрессивные способности и помогает в дальнейшем успешно проводить пробные уроки и занятия.

Летняя практика проводится в пришкольных, загородных и городских оздоровительных лагерях в разных районах и городах республик Татарстан и Башкортостан. Этот первый самостоятельный вид практики, и он требует от студентов активности, творчества, организационно-педагогических навыков работы в условиях летнего труда и отдыха.

В целях усиления практической направленности летняя практика студентов III х курсов начинается с предварительного обучения - практикума по подготовке к летней практике, где рассматриваются вопросы организации досуговой деятельности детей, ведение и оформление отчетной документации, психолого-педагогического практикума, а также инструктивные материалы по охране труда в работе с детьми и т. д. Практикум ведется в форме тренингов, деловых игр, моделирования проблемных ситуаций. Отправляясь в лагерь, студенты имеют богатый материал для работы: папки с разработками игр, сценарии, образцы дневников и инструктивной документации и т. д.

Хорошая подготовка дает эффективные результаты по итогам практики, отражающиеся в благодарственных письмах, грамотах и отличных характеристиках на студентов. Показательно, что на протя­жении многих лет наши студенты принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в лагерной смене внутри и между другими лагерями, доказывая свое профессиональное мастерство.

Практика пробных уроков и занятий является основой профессиональной подготовки будущего специалиста, она направлена на развитие высокого уровня овладения педагогической деятель­ностью. Проводя пробные уроки и занятия, студенты учатся творческому применению на практике полученных знаний за все годы обучения, развивают навыки исследовательской деятельности и методологическую культуру.

Преддипломная практиказавершает цикл всех видов педагоги­ческой практики и дает возможность студентам аккумулировать все полученные знания, навыки и умения в педагогической деятельности. Студенты распределятся в школы г. Лениногорска, республик Татарстан и Башкортостан, Самарской области по месту их будущей работы. Такое обширное поле деятельности наших студентов на широком географическом пространстве позволяет убедиться в важности нашей кропотливой работы со студентами. Студенты отмечают большое значение преддипломной практики в обогащении педагогического опыта, ее влияние на становление личности студента как будущего специалиста-профессионала.

В нашем колледже стало традицией проведение научно-практических конференций по итогам всех видов педагогической практики. Конференция является не только формой подведения итогов работы по тому или иному виду практики, но и способствует профессиональному росту путем обобщения своего опыта и опыта других практикантов. В ходе конференции студенты приобретают навык публичного выступления, учатся интегрировать теоретический и практический материал. Сообщения студентов сочетаются с рекомендациями педагогов по тому или иному вопросу. Подводя итоги летней и преддипломной практики, традиционно практиканты зачитывают выдержки из характеристик, демонстрируют лучшие дневники, что стимулирует студентов к дальнейшим успехам в педагогической деятельности. Рассказывая о прохождении практики, они используют видеоматериалы, презентации, методическую копилку, показывают номера художественной самодеятельности. На всех конференциях присутствуют студенты младших курсов, что помогает воспитанию у них интереса и любви к будущей профессии.

Таким образом, педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих педагогов. В процессе практики углубляются, расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их педагогические умения и навыки и профессионально-личностные качества, развиваются педагогическое мышление, творческая активность и самостоятельность. Перед преподавателями и студентами стоит задача максимального использования возможностей педагогической практики в деле совершенствования подготовки будущих педагогов к самостоятельной педагогической деятельности.

Список литературы:

  1. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:

Повышение качества профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении требует решения многих проблем:

Совершенствование содержания учебных дисциплин, методики их преподавания, организации контроля и др. В этом ряду профессиональная практика занимает важное место, являясь одновременно методом педагогического процесса и формой обучающего контроля, определяющей результат подготовки будущего специалиста на определенном этапе обучения. Цель профессиональной практики - подготовка студентов к самостоятельному выполнению профессиональных функций в конкретной сфере будущей деятельности. В связи с этим задачи практики следующие:

· формирование, развитие и совершенствование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых будущим специалистам;

· формирование и развитие у студентов потребности в самообразовании и саморазвитии;

· развитие и совершенствование творческой инициативы и самостоятельности.

Воспитательный и обучающий эффект профессиональной практики зависит от многих факторов. Остановимся на некоторых из них.

1. Очень важно, чтобы студенты, выходя на практику, были готовы к ней не только теоретически, но и были профессионально ориентированы с точки зрения проявления интереса и стремления к практическому применению теории. Большую роль в формирование данной мотивации будет играть четкое понимание студентами значения учебной, научной работы и практики для профессиональною становления. Следовательно, вся система обучения в вузе должна быть профессионально направленной. Обучение отдельным учебным дисциплинам должно быть ориентировано на подготовку специалиста конкретной профессии.

2. Эффективность практики зависит также от организации и содержания профессиональных практик, то есть от создания оптимальных условий для овладения опытом профессиональной деятельности. Сюда входит: сроки практик, базы практики, требования к выполнению программ базового учреждения (организации), функции студентов в период практики, содержание их деятельности.

Производственная практика организуется для студентов обучающихся по специальностям "Связи с общественностью" (""Специалист по связям с общественностью"), "Менеджмент в социальной сфере”("Менеджер"), "Регионоведение" ("Специалист. Регирновед"), "Лингвистика и межкультурная коммуникация" ("Лингвист-переводчик двух иностранных языков"). Получение квалификации "Учитель двух иностранных языков Переводчик-референт" (специальность "Филология") предусматривает прохождение студентами двух видов практик: педагогической (4 курс) и переводческой (5 курс).

По степени активного участия студентов-практикантов в педагогическом или производственном процессе практика подразделяется на ознакомительную, учебную и стажерскую. Рассмотрим данные типы практик на примере педагогической практики, в организации и проведении которой в нашем университете накоплен немалый опыт.

Ознакомительная педагогическая практика предусмотрена на 1 и 2 курсах для студентов, обучающихся специальности "Филология". Практика длится одну неделю, в течение которой студенты посещают уроки, знакомятся с творческой мастерской учителя, организатора воспитательного процесса, ведут педагогический дневник. В задачи данной практики входит:

формирование устойчивого интереса я любви к профессии учителя;

развитие гностических умений через ведение дневника педагогических наблюдений;

*развитие коммуникативных умений.

Содержание учебной педагогической практики на 4 курсе квалификации "Лингвист. Преподаватель иностранного языка. Педагог-психолог дошкольных учреждений"- 5 недель, "Преподаватель допризывной и физической подготовки. Учитель английского языка" - 6 недель, специальность "Филология*" - 8 недель) позволяет студентам не только анализировать педагогический процесс в школе, но и формировать умения планировать и организовывать процессы обучения и воспитания. Студенты выполняют функцию помощника учителя иностранного языка и помощника организатора воспитательного процесса (воспитателя, куратора и т.п.): посещают и анализируют уроки иностранного языка и воспитательные работы, делают их самоанализы, принимают участие в работе методических объединений учителей иностранных языков, изучают учеников, составляют перспективные учебные планы, оказывают помощь классному руководителю в работе с родителями учеников, ведут педагогический дневник.

Преемственность в задачах и содержании учебной и стажерской практик; формирование мотивации к будущей профессии через содержание учебных дисциплин., разнообразие форм и методов профессиональной подготовки (спецкурсы, спецсеминары, научно-исследовательская работа и др.), своевременную диагностику и коррекцию профессиональной подготовки студентов с учетом индивидуальных проблем; интеграция учебных дисциплин.

Проведение работы по отбору и подготовке баз прохождения практики и подготовке координаторов (руководителей практикой) и др.

Рассмотрев сущность профессиональной практики, ее роль в становлении будущего специалиста, можно скачать, что практика является «яснейшим компонентом в вузовской системе профессиональной подготовки студентов. Более того, при определенных условиях, как то преемственность ознакомительной, учебной и стажерской практик, она может быть системообразующим элементом всего профессионального обучения и служить критерием по совершенствованию подготовки будущих специалистов.

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Полевой Сергей Александрович,

мастер производственного обучения.

ГБПОУ "Себряковский технологический техникум"

г.Михайловка

Условия интенсивно развивающегося производства, постоянной смены технологий обусловливают необходимость достижения рабочим-строителем высокой квалификации, развитого образовательного потенциала и сформированной профессиональной культуры для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Технологический аспект сформированной профессиональной культуры составляют технологические знания, умения и навыки. При этом ведущая роль здесь принадлежит профессиональным умениям, так как квалификация работника, прежде всего, определяется именно ими – важно не только то, что работник знает, а то, что он умеет.

При подготовке специалистов среднего профессионального образования в состав профессиональных модулей обучения входят: междисциплинарный курс, учебная и производственная практики.

Учебная практика играет важную роль, как составной части образовательного процесса в техникуме. Практика направлена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы.

Задачами учебной практики являются: обеспечение готовности выпускников к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями; расширение круга формируемых умений и навыков; обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения, обладание профессиональной культурой.

Цель учебной практики: приобретение первичных умений и профессиональных навыков.

Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования

В результате прохождения практики по профессии обучающийся должен приобрести, общие и профессиональные компетенции по профессии, сформировать представление о культуре труда, потребность бережного отношения к рабочему времени, качественного выполнения заданий.

Итоговая часть учебной практики -это выполнение индивидуального задания и подготовленный продукт в соответствии с программой обучения.

Учебная практика по профессии 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ проводится в столярной мастерской, применяется групповая форма проведения. Для проведения урока группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения знаний и умений. В начале урока проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки обучающихся по темам. Перед обучающимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Для полного усвоения приемов операций, показ ведется в определенной последовательности, используются операционно-технологические карты.

При показе приемов работ следует обратить внимание:

а) Как держать инструмент;

б) Правильная поза;

в) Координация движения с инструментом.

Особое внимание уделяется технике безопасности. Эффективность показа зависит от осознания обучающимся практической значимости и важности изучаемых трудовых действий, необходимости правильного применения приемов в процессе работы.

В ходе текущего инструктажа акцентирую внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказываю помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и они с первого курса привыкают к культуре труда. Появляется процесс соревнования между всеми участниками, который способствует проявлению интереса выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа комментирую работу обучающихся. В заключительном инструктаже даю объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляю наиболее лучше работы с обязательным словесным их поощрением. Указываю на допущенные ошибки, индивидуальные про­счеты, пути их устранения.

Практическая подготовка выпускника современного уровня требует, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он смог выбрать рациональный способ и обосновать своё решение.

Специфика формирования ключевых компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не "готовые знания", кем-то предложенные к усвоению, а когда он сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

Для подготовки специалистов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности мною широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.

При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.

Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения.

Таким образом, в ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволят выпускникам техникума успешно трудоустраиваться по полученной специальности.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Рязанцева Маргарита Васильевна 1 , Субочева Алла Олеговна 2
1 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат технических наук, доцент кафедры "Управление персоналом"
2 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, зам. зав. кафедрой "Управление персоналом"


Аннотация
В настоящее время в рамках образовательного процесса ВУЗа используются разнообразные средства, направленные на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор студентов. По мнению авторов статьи, одним из важных инструментов, влияющим на профессиональное самоопределение студентов оказывает и учебная практика. В данной статье представлены результаты социологического исследования влияния учебной практики на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор в двух московских ВУЗах.

THE STUDY OF THE ROLE OF EDUCATIONAL PRACTICE AS AN ACTIVE METHOD OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Ryazantseva Margarita Vasilevna 1 , Subocheva Alla Olegovna 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor of Department "Personnel Management"
2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor, Deputy head of Department "Personnel Management"


Abstract
Currently, within the educational process of the University uses a variety of tools aimed at professional identity and professional students" choice. According to the authors, educational practice an important tool that affect professional self-determination of students and provides. This article presents the results of a sociological study of the effect of training practices on professional identity and professional choice in two Moscow Universities.

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Субочева А.О. Исследование роли учебной практики как активного метода профессионального самоопределения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

В современном образовании понятие профессиональное самоопределения студента является одним из основополагающих и оказывает влияние на стратегию развития современного ВУЗа, на содержание и направленность профессиональных программ, подбор преподавателей, содержание внеаудиторной и научной работы. Но в большей степени конечно профессиональное самоопределение важно для самого студента как будущего специалиста.

Говоря о профессиональном самоопределении важно разделять понятия «профессиональный выбор» и «профессиональное самоопределение». Профессиональный выбор представляет собой решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу человека, которое может быть осуществлено даже и без учета его отдаленных последствий. В этом случае выбор профессии (как достаточно конкретный жизненный план) не будет опосредован отдаленными жизненными целями .

Выбор будущей профессии является одним из самых главных моментов в жизни молодежи. Этот выбор индивидуален. Являясь частью личностного самоопределения, он имеет большое значение для будущего специалиста как в социальном, так и в личностном плане. Выбор профессии – это главная социальная задача юношеского возраста.

Профессиональное самоопределение ряд исследователей рассматривают как процесс, который охватывает практически весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности .

В динамике развития профессионального самоопределения, связанной с возрастными периодами, многими исследователями выделяются различные этапы: 1) дошкольного и школьного развития, выбора профессии (проектирования профессионального старта и жизненного пути); 2) период профессиональной подготовки и период дальнейшего становления профессионала.

Первый этап по профессиональному самоопределению человека начинается ещё в школе, когда перед учащимся старших классов встает выбор продолжения обучения: в школе, затем – в высшем учебном заведении или в среднем специальном учебном заведении, одновременно получая среднее и профессиональное образование. Процесс выбора профессии – сложный процесс, который подвержен влиянию множества факторов, таких как интересы человека, родители, учебное заведение, СМИ и др. По мнению ряда исследователей, решающее воздействие на принятие решения в данной сфере оказывает социальная среда. Существующие в данной области исследования свидетельствуют, что около 52% опрашиваемых школьников отвечают, что на их выбор повлияли родители и родственники, около 14% – «советы друзей», 11% – профориентация в школе .

Способствовать выбору профессии в настоящее время может новый просветительско-образовательный проект Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы» для школьников, студентов и взрослых, который начался в Москве в сентябре 2013 года. В его рамках заявлено более 300 мероприятий, проводимых вузами, музеями, историко-культурными комплексами Москвы (лекции, семинары и мастер-классы, экскурсии, которые проводятся не только по субботам, но и в будние дни), каждое из направлено на оказание помощи молодежи в выборе будущей профессии. В проекте есть программы, рассчитанные на дошкольников и учащихся младших классов, предусмотрены разные формы посещения: индивидуальные, групповые и семейные. Общедоступный характер проекта, заключающийся в том, что учащиеся школ, колледжей, вузов могут посетить все организуемые мероприятия, будет способствовать широкому охвату аудитории .

Второй этап профессионального самоопределения происходит уже в процессе обучения в учебном заведении высшего или среднего профессионального образования. В этот период происходит усвоение обучающимся системы основных концептуальных и ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение профессиональными компетенциями, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, развиваются профессионально важные личные качества, оценивается профессиональная пригодность. Именно в этот период молодые люди оценивают правильность собственного профессионального самоопределения. Здесь уже многое зависит от политики, проводимой в отношении будущей профессии и дальнейшего трудоустройства выпускника того или иного направления подготовки (специальности). Для студентов старших курсов (особенно – для выпускного курса) в этот период остро встает вопрос о выборе конкретного места работы, оценки своей специальности не столько с позиций своих личных склонностей, способностей и интересов, а и с точки зрения ее актуальности и востребованности на рынке труда.

Однако в образовательной политике вуза и в организации учебного процесса не всегда учитывается необходимость подготовки выпускников к трудоустройству после обучения. После 1993 г. обязательное распределение выпускников вузами России не осуществляется. Тем не менее, во многих вузах созданы подразделения, отвечающие за трудоустройство своих выпускников.

По нашему мнению, в учебных заведениях очень важно использовать активные методы профессионального самоопределения , такие как научно-практические студенческие конференции, «Дни карьеры», учебные практики и др. Под учебными практиками в данной статье понимаются все виды практик, проводимые вузом в процессе обучения студентов, в том числе производственная и преддипломная. Учебная практика играет значимую роль в профессиональном становлении будущего молодого специалиста. Каждый вид учебной практики направлен на обогащение знаний студентов профессиональным опытом; способствует формированию самостоятельной творческой личности, сознательно стремящейся к профессиональному самосовершенствованию, видящей смысл и общественную значимость результативности своей деятельности. В процессе учебной практики от студента требуется профессиональная мобильность, т. е. быстрая социально-психологическая и информационная адаптация к новым для него условиям и развитие его способности к самообучению (адаптация на рабочем месте). Помимо саморазвития студентов на новом рабочем месте на их профессиональное самоопределение влияет база практики – организация-работодатель в лице ее руководителей и линейного персонала, занятых в процессе прохождения практики студентами-практикантами. Важно, чтобы цели практики, поставленные перед студентом-практикантом, совпадали с целями руководителей практики от организации.

Проблема влияния прохождения учебной практики на профессиональное самоопределение студентов является недостаточно изученной, но в условиях модернизации системы профессионального образования и новой ее стратегии является очень актуальной.

Основные вопросы, которые мы хотели прояснить в ходе исследования, заключались в следующем.

  1. Каким образом студенты оценивают полезность практического опыта, получаемого ими в процессе прохождения учебной практики?
  2. Оказывает ли прохождение практики существенное влияние на изменение профессионального выбора студентов?
  3. Насколько сформировалось чувство профессиональной принадлежности у студентов, прошедших практику?

Исследование проводилось методом анкетного опроса. В опросе приняли участие 124 студента двух московских ВУЗов: Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет) и Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК). Профиль респондентов более подробно представлен в таблице 1. Результаты опроса обрабатывались с помощью программы SPPS.

Таблица 1 – Профиль респондентов (n=108 чел.)

Была изучена структура мест прохождения практики: 96,7% из опрошенных студентов проходили практику, причем только 30,6% опрошенных проходили практику в коммерческих организациях, 67,7% – в бюджетных организациях и на госслужбе. Вместе с тем, в будущем 56% студентов хотели бы проходить практику в коммерческих организациях.Абсолютное большинство студентов указали на самостоятельность выбора будущей профессии (79%) при поступлении в ВУЗ.

85,2% указали на положительную роль прохождения практики в процессе профессионального самоопределения (или оценили полезность прохождения практики).

В ходе исследования было изучено мнение студентов об уровне организации и содержании практики: 77% студентов положительно оценили уровень организации практики, понравилось содержание практики 67,2% опрошенных.

Как показало исследование, более половины опрошенных студентов (58%) в процессе прохождения практики не изменили своего отношения к выбранной профессии. Анализ показал низкий уровень корреляции между изменением отношения к выбранной профессии после прохождения практики с уровнем организации практики (значение коэффициента Спирмена – 0,278) и содержанием практики (значение коэффициента Спирмана – 0,264) (таблица 2).

Таблица 2 – Непараметрическая матрица корреляции изменения отношения к выбранной профессии с уровнем организации и содержанием практики

Показатель

Изменение отношения к выбранной профессии

Отношение к уровню организации практики

Отношение к содержанию практики

1 Изменение отношения к выбранной профессии
2 Отношение к уровню организации практики
3 Отношение к содержанию практики

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что профессиональный выбор формируется в основном до поступления в ВУЗ. Именно по этой причине прохождение практики не оказывает решающего фактора на изменение отношения к выбранной профессии.

Одной из позитивных тенденций, выявленной в ходе опроса, является желание большинства студентов (60,7%) работать после окончания ВУЗа по выбранной специальности и их стремление стать профессионалами в своей области, причем 54,7% опрошенных хотели бы работать в коммерческой организации, а 21,3% – планируют открыть собственное дело.

Вместе с тем 13,1% опрошенных студентов работать по полученной специальности в будущем не собираются, а 26,2% – пока находятся процессе самоопределения.

16,7% опрошенных студентов совмещают учебу с работой, что является одной из часто встречающейся причиной пропуска учебных занятий.

В целом можно отметить положительное влияние учебной практики на профессиональное самоопределение студентов, но не решающее, поскольку свой профессиональный выбор был ими сделан до поступления в учебное заведение. Большинство студентов, прошедших учебную практику в организации, положительно оценивают полученный производственный опыт, что влияет на их мотивацию в дальнейшем освоении профессиональных основ. Многие студенты отмечают полезность учебной практики с точки зрения получения и развития профессиональных навыков. Кроме этого, учебная практика положительно влияет на информированность студентов о будущей профессиональной деятельности, формирует чувство принадлежности к профессиональному сообществу, способствует осознанию трудностей будущей профессиональной деятельности, развивает профессиональные компетенции.

Количество просмотров публикации: Please wait