Все о печах и каминах - Информационный портал

Внеучебная деятельность. Внеучебная деятельность младших школьников

Юденкова И.В. 1 , Горская С.В. 2

1 ORCID: 0000-0001-7671-2299, Кандидат психологических наук, 2 ORCID: 0000-0002-3350-7540, Кандидат педагогических наук, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), г. Арзамас

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация

В статье раскрыты особенности профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе с учетом духовно-нравственного, интеллектуального потенциалов личности. Внеучебная деятельность студентов представлена как один из важнейших факторов, влияющий на формирование их профессиональной компетентности. Особое внимание авторы статьи уделяют системе кураторства, студенческому самоуправлению и включенности каждого в разнообразные виды деятельности. Доказана эффективность максимальной погруженности студентов в разностороннюю внеучебную деятельность в целях формирования зрелой личности, компетентной в профессиональной сфере и готовой к реализации нововведений в системе образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, образование, внеучебная деятельность студентов, педагогическая задача, студенческое самоуправление.

Yudenkova I . V . 1 , Gorskaya S . V. 2

1 ORCID: 0000-0001-7671-2299, PhD in Psychology, 2 ORCID: 0000-0002-3350-7540, PhD in Pedagogy, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas branch), Arzamas

EXTRACURRICULAR ACTIVITY OF STUDENTS AS A FACTOR OF THE FORMATION OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE

Abstract

In the article the peculiarities of professional training of future teachers in higher education institution are depicted taking into account spiritual and moral, intellectual potential of the personality. Extracurricular activity of students is presented as one of the most important factors that influence on the formation of their professional competence. The authors of the article pay special attention to the system of coaching, student’s self-government and everyone’s involvement in various kinds of activity. The efficiency of the maximum of students’ absorption in versatile extracurricular activity is proved for the formation of the mature personality competent in professional sphere and ready to realization of innovations in the system of education.

Keywords : professional competence, education, extracurricular activity of students, pedagogical problem, student’s self-government.

В настоящее время наша страна находится в состоянии глобальных перемен в различных сферах общества. Это объясняется необходимостью быть конкурентоспособной на мировой арене. Необходимо постоянно держать руку на пульсе, чтобы ориентироваться в области современных открытий науки, техники, экономики и т.д. В связи с этим наше общество сегодня остро нуждается в универсальных специалистах различного профиля, способных критически мыслить; мобильно реагировать на все изменения; имеющих свою позицию, способность ее отстаивать, творчески подходить к решению возникающих проблем . В их подготовке огромную роль играет система образования, которая не случайно сегодня претерпевает большие изменения.

Особое внимание в настоящее время уделяется системе вузовской подготовки будущих педагогов, которая, несомненно, наполняется новыми аспектами, основанными на усилении внимания к развитию личности самого будущего педагога. В результате подобной стратегии впоследствии можно получить учителя или воспитателя, способного развивать личность ребенка, не только учитывая его интересы и потребности, мобилизуя его внутренние ресурсы, способности, но и удовлетворяя всем требованиям общества к современному типу человека.

Итак, на современном этапе развития общества приоритетным направлением в формировании будущего педагога является не только его профессиональная подготовка, но и формирование духовно-нравственного, интеллектуального потенциалов личности. Этот подход может быть реализован не только в рамках учебной деятельности студентов, но и в процессе воспитательной работы вуза (внеучебная деятельность студентов). Мы покажем возможности реализации указанного подхода на примере деятельности факультета дошкольного и начального образования Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (АФ ННГУ).

Важной составляющей воспитательной работы на факультете является деятельность педагогического коллектива и студенческого сообщества по адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза. Для них в начале учебного года специалистами психолого-педагогической службы филиала проводятся адаптивные тренинги, а студентами-старшекурсниками «Веревочный курс», направленные на знакомство и сплочение студентов. На базе Арзамасского филиала действуют такие творческие студии, как: «Вокал», «Театральная студия», «Хореография», «Литературное чтение». Здесь студенты-первокурсники могут раскрыть и реализовать свои творческие способности.

Достаточно хорошо на факультете развита система кураторства. Кураторы первого курса больше внимания уделяют адаптации студентов в условиях вуза, созданию и развитию студенческого коллектива, актива группы, положительного микроклимата в группе. Кураторы выпускных групп больше нацелены на работу по трудоустройству выпускников, по подготовке к итоговой государственной аттестации.

Работа куратора направлена на организацию жизнедеятельности студенческой группы. В этом ему помогает актив группы: староста, его заместители, профорг и ребята, входящие в состав различных студенческих объединений: научное, учебное, трудовое, спортивно-оздоровительное, культурно-массовое. Куратор, работая в группе, старается организовать студенческую жизнь таким образом, чтобы каждый был максимально погружен в какую-либо иную деятельность, а не только в учебную. Опыт показывает, что максимальная включенность студента в общественную работу с учетом его возможностей, имеющихся талантов и способностей благотворно сказывается на учебе, а в дальнейшем положительно влияет на профессиональную деятельность.

Особое внимание на факультете отводится воспитательной работе со студентами, проживающими в общежитиях. Общежитие, в котором проживают студенты, находится в шаговой доступности. Регулярно кураторы посещают комнаты своих студентов, отслеживая условия их проживания, особенности взаимодействия в сложившемся коллективе; анализируют имеющиеся проблемы и ищут совместно со студентами и воспитателями общежитий пути их решения. Кроме того, кураторы имеют возможность посещать мероприятия, проводимые в общежитиях (Осенний бал, День защитника Отечества, Праздник 8 Марта, Масленица, конкурс «Лучшая комната общежития» и др.). Такую насыщенную всевозможными конкурсами и мероприятиями жизнь студентов, проживающих в общежитиях, безусловно, можно назвать систематической работой по формированию дружного коллектива. Несомненно, такая работа со студентами способствует раскрытию их творческих возможностей, расширению знаний из разных областей, воспитанию уважительного отношения друг к другу, педагогам, формированию представлений о традициях своего народа.

Традиционно на факультете в течение учебного года проходят праздничные вечера, фотовыставки, литературные конкурсы. Студенты посещают музеи, выставочный зал г. Арзамаса, спектакли в ТЮЗе. Наши студенты участвуют в организации и проведении региональных детских творческих конкурсов «Радуга мастерства», «Мир красками детства» и др.; проводят социально-значимые акции – «Подари праздник детям» в рамках Международного дня защиты детей, «Мы вместе» для детей с ограниченными возможностями здоровья, «День пожилых людей» и др.; участвуют совместно с преподавателями в проектной деятельности.

Участие в подобных мероприятиях позволяет студентам оттачивать профессионально важные умения и навыки, учиться взаимодействовать не только друг с другом, но и с людьми разных возрастных категорий, разного социального статуса, жизненного опыта, что вновь, несомненно, плодотворно работает на становление будущего профессионала в своей области. Интересно отметить тот факт, что в процессе такого многогранного взаимодействия студентам удается другими глазами взглянуть на самого себя как на личность, на свои возможности, способности, на будущую профессию. Именно в ходе живого взаимодействия с разными возрастными группами наступает осознание и глубокое понимание студентами сути будущей профессии и своей возможности или невозможности работать в этой сфере .

В вузе функционируют «Школа молодого ученого», «Школа Карьеры», «Школа вожатого». Студенты с удовольствием их посещают. Здесь ребятам предоставляется возможность доразвить необходимые для будущей профессии умения и навыки, приобрести дополнительные знания, расширить свой кругозор, обрести педагогический опыт. Как правило, студенты, посещающие дополнительные занятия в рамках того или иного направления, более уверенно потом чувствуют себя в дальнейшем и в плане знаний, и в плане поведения, находясь непосредственно в зоне общения с детьми (летние лагеря в рамках педагогической практики, школы, детские сады, учреждения дополнительного образования и т.д.). В итоге ребята способны грамотно выстраивать свою речь, они имеют свою профессиональную позицию, четко понимают свои педагогические задачи, свой функционал, они способны адекватно оценивать свои личностные особенности и возможности, могут выстраивать линию своего дальнейшего развития и вносить конструктивные изменения в педагогическую практику.

Таким образом, работа со студентами в нашем вузе представляет собой целостную систему, выстроенную с учетом богатого личностного потенциала человека. Ключевым аспектом в деятельности педагогического коллектива является объединение образовательной деятельности с деятельностью по формированию многогранной личности, не только теоретически грамотной в своей области, но и способной ориентироваться в любых педагогических ситуациях, готовой к нововведениям в системе образования, способной к построению педагогической деятельности с учетом собственных новых разработок, которые в дальнейшем смогут послужить базой для модернизации системы образования в стране, отвечающей на вызовы времени.

Литература

  1. Щенникова С.В. Интегративный подход в подготовке будущего педагога к творческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Киров, 2003. – 18 с.
  2. Щенникова С.В., Юденкова И.В. Условия эффективного развития профессионального самоопределения студентов педагогического вуза // Приволжский научный вестник. 2014. № 12 -4 (40). С. 67-70.
  3. Юденкова И.В., Щенникова С.В. К вопросу о реализации практикоориентированного подхода в условиях педагогического вуза // Приволжский научный вестник. 2014. № 8 -2 (36). С. 97-99.

References

  1. Shennikova S.V. Integrativnyj podhod v podgotovke budushhego pedagoga k tvorcheskoj deyatelnosti : Avtoref.dis.kand.ped.nauk . – Kirov, 2003. – 18 p.
  2. Shennikova S.V., Yudenkova I.V. Usloviya jeffektivnogo razvitiya professionalnogo samoopredeleniya studentov pedagogicheskogo vuza // Privolzhskij nauchnyj vestnik . 2014. #12-4 (40). P. – 67-70.
  3. Yudenkova I.V., Shennikova S.V. K voprosu o realizacii praktikoorientirovannogo podhoda v usloviyah pedagogicheskogo vuza // Privolzhskij nauchnyj vestnik . 2014. #8-2 (36). P. – 97-99.

Внеучебная деятельность школьников.

Внеучебная деятельность школьников- понятие, объединяющее все виды деятельности школьников(кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В современной школе ребёнку должны быть доступны следующие виды внеучебной деятельности:

Игровая деятельность;

Познавательная деятельность;

Проблемно-ценностное общение;

Досугово-развлекательная деятельность;

Художественное творчество;

Социальное творчество;

Трудовая деятельность;

Спортивно-оздоровительная деятельность;

Туристко-краеведческая деятельность.

Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников имеет значение различение воспитательных результатов и эффектов этой деятельности.

Воспитательный результат- это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект- это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.

Воспитательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов- приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.

Третий уровень результатов- получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Другими словами:

    школьник знает и понимает общественную жизнь.

    школьник ценит общественную жизнь.

    школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижения всех трёх уровней воспитательных результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов этой деятельности, в частности:

Формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников.

Формирования у детей социокультурной идентичности: страновой – российской, этнической, культурной, гендерной.

На родительском собрании шёл разговор о занятости детей во внеурочное время. Родителям было предложено расписание работы кружков и секций, как в школе, так и в других досуговых учреждениях. Родители отметили нужность и разнообразность кружков. Также отметили, что ни в школе, ни в городе нет кружка информатики, а их дети хотели бы посещать такой кружок. Родителям было рекомендовано в соответствии с увлечениями, интересами, наклонностями детей определить их в тот или иной кружок или секцию. В результате из 25 человек класса – 21 учащийся посещает кружок или секцию. Городские кружки и секции посещают 16 человек, школьные – 15 человек. Посещают ЯДЮСШ- Абубакиров Вадим, Бойко Богдан, Гимамов Данис, Лисеева Татьяна, Мясников Евгений, Огурцова Саша. Танцевальные кружки посещают Бекина Юля, Прокофьева Яна. Рукоделием – Петрикова Таня и Шевелёва Алёна. Харитонов Кирилл много лет занимается футболом – является призёром городских и областных соревнований. Некрасов Виктор занимается гиревым спортом и лёгкой атлетикой.

Многие учащиеся посещают по 2-3 кружка, это говорит о том, что дети хотят развиваться разносторонне.

Класс активный, они с удовольствием участвуют во всех школьных мероприятиях.

Внеучебная

деятельность

школьников

Кл.руководитель Томилова Л.Н.

Разве можно сегодня без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры представить работу классного руководителя? Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото и видеокопилку.

Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников

Заместитель директора по ВР Коробова Е.Б.

Разве можно сегодня без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры представить работу классного руководителя? Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото и видеокопилку.

Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:

  • внеучебной деятельности школьников,
  • внеучебной работы учителей со школьниками,
  • системы управления внеучебной деятельностью.

Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего среднего образования внеучебная деятельность - неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника. Неслучайно особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков. Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего среднего образования.

Информационно - коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:

  • месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность);
  • времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);
  • отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время.

В связи с вышесказанным допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а так же внеклассной и внеурочной деятельности.

Невозможно провести взаимосвязь между урочной и внеучебной деятельностью, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. В системе общего среднего образования предпочтение отдается учебному направлению внеурочной работы - учебной деятельности школьников.

Учитывая перечисленные особенности, перед учителями ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационно - коммуникационных технологий и обеспечивающих:

  • эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
  • повышение активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;
  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);
  • усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
  • закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;
  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
  • развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

  • вовлечение школы в построение единого информационного пространства;
  • формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
  • формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
  • развитие познавательной и творческой активности учащихся;
  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  • развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;
  • организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.);
  • внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
  • развитие способности свободного культурного общения;
  • обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
  • всестороннее развитие личности ребенка;
  • организации содержательно досуга детей и молодежи.

Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников необходимо организовать:

  • проведение и консультирование проектной деятельности;
  • доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность учащихся);
  • внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);
  • работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, оформление кабинетов);


Учащиеся школы принимают активное участие в телекоммуникационных проектах, в 14 проектах приняло участие 86 человек, 43 % за прошедший учебный год.

Литература

  1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. .
  2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
  3. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000.
  4. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000.
  5. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999.
  6. Проект Программы информатизации московского образования (подготовлено МИПКРО, Центром информационных технологий и учебного оборудования под руководством А.Л. Семенова). – М.: МИПКРО, – 2000.
  7. Информатика и образование 5-2008
  8. Информатика и образование 3-2008
  9. Информатика и образование 12-2008
  10. Информатика и образование 6-2008
  11. Intel ® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) : учеб. Пособие – 5-е изд., исп.- М.: издательско - торговый дом «Русская Редакция», 2005 -368 с +СD ISBN 5-7502-0090-6
  12. OOO “Медиа-Сервис 2000” Защита компьютеров от вирусов.
  13. ООО КомпактБук, 2002. e-mail: office@ «Самоучитель Microsoft® Windows® 98»
  14. ООО «СиДи-Арт» «Обучение Visual Basic 6.0»
  15. © ГуруСофт, 2002. Программа-тренажер для детей Информатика.
  16. ® 2002, Современный гуманитарный Университет ®2002 «Кирилл и Мефодий» изучаем Word XP
  17. ® 2002, Современный гуманитарный Университет ®2002 «Кирилл и Мефодий» ® 2002 УНИАР изучаем Excel XP
  18. Copyright © МультиМедиа Технологии и дистанционное обучение. 2003 Тeach Proтм Информатика.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеучебная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

  • 1) игровая деятельность;
  • 2) познавательная деятельность;
  • 3) проблемно-ценностное общение;
  • 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • 5) художественное творчество;
  • 6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  • 7) трудовая (производственная) деятельность;
  • 8) спортивно-оздоровительная деятельность;
  • 9) туристско-краеведческая деятельность.

Формы внеучебной работы условно можно подразделить на такие группы: словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.): практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые, игры)наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?

Во-первых, ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

Для успеха в организации внеучебной деятельности младших школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Существует множество путей получения сведений о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. Весьма эффективны активные групповые методы, которые можно условно объединить в три основные блока:

  • 1. дискуссионные методы;
  • 2. игровые методы;
  • 3. сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства).

Благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребёнок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

Больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.

Особенностью сензитивного тренинга является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

Решение вопроса о выборе средств, пригодных для совершенствования компетентности в общении, зависит, прежде всего, от того, каким образом интегрируется, понимается само общение. В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком.

Из данного представления о структуре общения следует, что компетентность в общении - это сложное образование. В самом широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии.

Развитое общение всегда включает в себя две тесно связанные грани - общение, основанное на субъект - объектной схеме, при котором партнёрам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта, и общение, основанное на субъект - субъектной схеме. Последнее характеризуется равенством психологических позиций участников (оба - субъекты), активностью сторон, при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую.

Из двух указанных схем развитого общения определяющей, базовой является субъект - субъектная схема. Эффекты продуктивные, творческие по своей природе, совершенно справедливо связываются с психологическим воздействием, реализующим субъект - субъектную форму общения. Поэтому выбор соответствующих средств психологического воздействия, призванных повысить компетентность, должен быть увязан с аспектами компетентности.

При организации внеучебной деятельности педагог решает вполне определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные его качества и умения, все они строятся на основе уважения личности школьника, признания его индивидуальности, прав и свобод, опираются на потенциальные личностные возможности, внутреннюю активность школьника в процессе его формирования.

составная часть воспитательной системы школы, включающая в себя все виды деятельности учащихся под руководством и совместно с педагогами за исключением учебной. Внеучебная деятельность по составу подобна внеклассной работе. В нее входят: индивидуальная и коллективная деятельность учащихся по интересам, способностям и склонностям; познавательная деятельность по освоению социального и культурного пространства жизнедеятельности учащихся и школы; общественно полезная деятельность учащихся; деятельность, прямо или косвенно способствующая успешности учебной деятельности. Эти направления обеспечиваются различными формами дополнительного образования, общешкольными мероприятиями, клубно-кружковой работой, внеклассной работой. Внеучебная деятельность в школе организуется на основе достаточного разнообразия видов и форм деятельности учащихся, развития детского самоуправления, добровольного участия ребят. Концепция ее создания в школе определяется общей концепцией развития школы. Внеучебная деятельность – эффективное средство сплочения школьного коллектива, воспитания любви к школе, формирования социальных качеств учащихся – умений общаться, руководить и подчиняться, наблюдать жизнь, делать свой выбор. Внеучебная деятельность формирует воспитательный уклад школы, она определяет интерес учащихся к учебной познавательной деятельности и, в конечном итоге, воспитывает самоценное отношение детей к школьным годам как необходимому и значимому жизненному этапу.