Все о печах и каминах - Информационный портал

А н х бунге. Реформаторская деятельность н.х

Экономист, профессор, родоначальник «киевской школы экономистов», общественно-политический деятель, министр финансов Российской империи (1882-1887 гг.).

Родился в Киеве в лютеранской дворянской семье немецкого происхождения. Отец Христиан-Георг Бунге (1776-1857) выходец из Восточной Пруссии, один из первых известных педиатров Киева. Мать, Екатерина Николаевна (урожденная Гебнер, вдова полковника Изюмова) тоже происходила из немецкой семьи. Николай - единственный сын Христиана-Георга во втором браке. От первого брака у него остались две дочери и сын.

В 1841 г. окончил Первую Киевскую гимназию с золотой медалью и поступил в Киевский университет святого Владимира на юридический факультет. В 1845 г. окончил университет со степенью кандидата законоведения и в 1845-1850 гг. читал курс о законах казенного управления в лицее князя Безбородко в Нежине. В 1847 г. Бунге защитил магистерскую диссертацию «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого».

В 1850 г. переведен в Киевский университет на должность исполняющего обязанности адъюнкта по кафедре политической экономии и статистики. С этого года на протяжении последующих тридцати лет он преподавал в университете политическую экономию, статистику и полицейское (административное) право. В 1852 г. после защиты докторской диссертации на тему «Теория кредита» Бунге получил звание профессора. С 1859 по 1862 гг., с 1871 по 1875 и с 1878 по 1880 гг. занимал пост ректора Киевского университета. С 1859 г. член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук.

После поражения России в Крымской войне в стране начинается подъем либерального движения за реформы, и Бунге активно включается в общественно-политическую деятельность: за 1850-1870 гг. его публицистические статьи неоднократно выходили в различных периодических изданиях. По идейным воззрениям был близок западникам, сочувствовал теориям Т.Н. Грановского и В.Г. Белинского и был противником крепостного права. Его экономические идеи основывались на концепции А. Смита о главенстве частной собственности и невмешательстве государства в экономическую жизнь. Был убежденным противником идей К Маркса. Для Бунге идеальной формой государственного устройства России была абсолютная монархия, так как, с его точки зрения, она соответствовала историко-географическим условиям страны и особенностям национального самосознания.

В 1859-1860 гг. Бунге был членом Редакционных комиссий, учрежденных для подготовки закона об отмене крепостного права, поскольку в своих работах 1858-1859 гг. он рассматривал способы освобождения крестьян с землей за выкуп и доказывал неизбежные последующие экономические преобразования в стране. В 1861-1862 гг. участвовал в комиссии министерства народного просвещения и внес вклад в разработку либерального университетского устава, утвержденного в 1863 г.

В 1863 г. его пригласили преподавать экономику наследнику престола великому князю Николаю Александровичу (1846-1865) и его младшему брату Александру Александровичу (будущему императору Александру III). Знакомство и императорской семьей впоследствии оказало сильное влияние на стремительную государственную карьеру Бунге.

Также с 1862 г. он занимал должность управляющего Киевской конторой Государственного банка, что позволило ему получить практический опыт финансовых операций.

По инициативе Бунге в 1868 г. были основаны Киевское городское общество взаимного кредита (некоторое время он являлся его управляющим) и первый в России провинциальный акционерный банк (Киевский частный коммерческий), а в 1871 г. — Киевский промышленный банк. При его поддержке в 1869 г. в городе также возникло Биржевое общество, а позже он возглавлял финансовую комиссию городской Думы.

После отставки в 1880 г. с поста ректора Киевского университета Бунге был приглашен на службу в министерство финансов заместителем министра финансов С.А. Грейга, а затем преемника последнего А.А. Абаза. В условиях финансово-экономического кризиса разразившегося в стране после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Бунге занимался разработкой мер антикризисного урегулирования. Уже в ноябре 1880 г. министерство финансов добилось отмены соляного налога, вынесло на обсуждение в Государственный совет вопрос о понижении выкупных платежей, сложении накопившихся недоимок и переводе бывших помещичьих крестьян на обязательный выкуп, приступило к упорядочению денежного обращения, выкупу железных дорог в казну и пересмотру таможенных пошлин.

Вскоре после восшествия на престол Александра III, в 1882 г. Бунге стал министром финансов. На этом посту им были понижены выкупные платежи, в 1882-1886 гг. отменена подушная подать; состоялось утверждение первых актов фабричного законодательства, реформирована система налогообложения и повышены таможенные пошлины на ввозимые товары. При нем начата подготовка денежной реформы - Бунге планировал переход от бумажного рубля к золотому, выступал за выкуп нерентабельных частных железных дорог в казну и государственное железнодорожное строительство, облегчение крестьянам выхода из общины, пересмотр паспортного устава, сковывавшего мобильность сельского населения, и организацию колонизаторского движения на окраины с целью ликвидации последствий крестьянского малоземелья в центральной части России (т.е. все меры, осуществленные впоследствии в рамках аграрной реформы П.А. Столыпина). Однако из-за резкой критики его начинаний справа (особенно со стороны «Московских ведомостей» М.Н. Каткова) в 1887 г. Бунге вынужден был освободить кресло министра финансов, заняв должность председателя Комитета министров и войдя в состав Государственного совета.

В 1887-1889 гг. Бунге преподавал политическую экономию, статистику и финансы великому князю Николаю Александровичу (будущему императору Николаю II). В 1892 г. император назначил его вице-председателем Комитета Сибирской железной дороги, который возглавил наследник престола. После кончины Александра III в октябре 1894 г. Бунге вошел в ближайшее окружение нового царя. Однако ему не суждено было оказать глубокого влияния на социально-экономическую политику своего царственного воспитанника: Бунге скоропостижно скончался 3 июня 1895 г. в Царском Селе. Его похоронили в Киеве рядом с могилой матери, с которой он прожил всю жизнь, так и не обзаведясь собственной семьей.

В бумагах Бунге после его смерти было обнаружено своеобразное политическое завещание (так называемые «Загробные заметки»), адресованное Николаю II. В конце XIX - начале ХХ вв. по распоряжению императора с ним ознакомилось большое число высших чиновников, и оно оказало определенное влияние на социально-экономическую политику.

Сочинения:

Теория кредита. Киев, 1852.

Курс статистики. Киев, 1865; 2-е изд., 1876.

Основания политической экономии. Киев, 1870.

Товарные склады и варранты. Киев, 1871.

Полицейское право. Киев, 1873-1877.

Государство и народное образование начальное и профессиональное, то есть ученое, реальное и художественное, в Германии, Англии и Франции: Очерки исслед. Лоренца Штейна: Извлеч. из соч.: Das Elementar und Berufsbildungswesen von L. Stein / Сост. проф. Н.Х. Бунге. Киев, 1877.

О восстановлении металлического обращения в России. Киев, 1877.

О восстановлении постоянной денежной единицы в России. Киев, 1878.

Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии. СПб., 1890.

Очерки политико-экономической литературы. СПб, 1895.

Загробные заметки // Судьбы России. Проблемы экономического развития страны в XIX — начале XX вв. СПб., 2007.

Николай Бунге был министром финансов в 1881 - 1886 гг. Он получил эту должность после того как трон наследовал Александр III. Бунге провел немало непопулярных реформ, из-за чего консервативная оппозиция добилась его отставки. Время показало, что курс, выбранный этим министром финансов, был верным.

Личность министра

Будущий министр финансов Бунге Николай Христианович родился 23 ноября 1823 года в семье врача. Он окончил юридический факультет в Киевском университете и после этого начал преподавательскую карьеру. По своим взглядам Бунге был либералом-западником и классическим «государственником».

Его убеждения отличались умеренностью, что пришлось очень кстати в эпоху Александра II. Юрист считал, что российское государство еще не готово принять конституцию. Задачу своего поколения Бунге Николай Христианович видел в постепенных пошаговых реформах, результат которых должен сказаться много лет спустя.

Переезд в столицу

Около тридцати лет профессор преподавал в Киевском университете. Он трижды становился ректором, одновременно с этим возглавляя отделение Государственного банка. В 1880 году Бунге Николай Христианович навсегда оставил Киев и переехал в Петербург. В столице он оказался по просьбе правительства. Власти срочно нужны были новые идеи, чтобы реформировать государство и смягчить общественную напряженность. В это время террор народовольцев и других радикалов достиг своего пика.

Что мог предложить государству Бунге Николай Христианович? На протяжении нескольких десятилетий он подготавливал собственную программу экономических преобразований. Она основывалась на богатом теоретическом фундаменте, подчерпнутом из опыта западных стран.

Идеи Бунге

Программа Бунге появилась в эпоху Великих реформ, однако к началу правления Александра III она пережила несколько редакций. После закономерного поражения России в финансист, как и другие либералы, возлагал надежды на развитие частной инициативы, которая должна была внести самый большой вклад в экономическое развитие страны. Эти чаяния во многом были вынужденными. У государства, потратившего огромные суммы на войну, просто не было средств на модернизацию России.

Наступившие реформы Александра II показали, в чем ошибался Бунге Николай Христианович. Краткая биография будущего министра похожа на биографии многих его умеренных либеральных соратников. Рост экономики в 60-х гг. не произошел бы без крупных дотаций государства. В стране чувствовался недостаток предпринимателей. Уже в 70-е гг. началась реакция. Государство вновь принялось за тотальное регулирование экономики. Прекращались выдачи железнодорожных концессий, сдерживались учреждения акционерных обществ, устанавливались высокие таможенные барьеры. С учетом всех этих особенностей переписывал свою программу Бунге Николай Христианович. Краткая биография этого человека и эволюция его взглядов типичны для той эпохи.

Назначение министром

1 марта 1881 года террористы убили Александра II, после чего к власти пришел его сын Новый государь принялся за кадровые ротации в правительстве. Именно тогда в 1881 году на должность министра финансов Российской империи был назначен Николай Христианович Бунге. Фото экономиста появилось во всех столичных газетах. Общественность ждала от него действий.

В течение пяти лет в качестве главы финансового ведомства Николай Бунге провел несколько крупных преобразований. Государство понизило для крестьян, перестроило налоговую систему, переведя ее на новую подоходную основу, и отменило В 1882 году был учрежден Крестьянский банк. На протяжении нескольких лет принимались первые акты рабочего законодательства.

Экономические преобразования

Николай Христианович Бунге, деятельность которого часто критиковалась, инициировал реформы, далеко не сразу принесшие положительные изменения в экономику России. Бюджет при этом министре оставался дефицитным, Казначейство никак не могло избавиться от долгов и т. д. И, тем не менее, государственный деятель Николай Христианович Бунге сделал много полезного для своей страны. Благодаря его программе таможенная служба России смогла защитить отечественных производителей от иностранной конкуренции, что привело к постепенному росту внутреннего предпринимательства. Перемены в налогообложении позволили казне накопить значительную финансовую базу. Позже она пошла на стимулирование промышленного роста.

Николай Христианович Бунге родился в эпоху крепкого рубля, когда национальная валюта не была так связана с внешним рынком, как в конце XIX века. Во время пребывания экономиста в должности министра ситуация кардинально отличалась от тех прежних порядков. Правительство сделало многое для того, чтобы стабилизировать курс рубля и перейти к золотому валютному стандарту. Эта реформа была закончена преемником Бунге Сергеем Витте.

Аграрная политика

Что сделал для российского крестьянства Николай Христианович Бунге? Министр финансов стремился к развитию рыночной экономики в селе, для чего было необходимо частное крестьянское землевладение. Бунге считал, что вмешательство государства должно быть минимальным и сводиться к защите интересов низших сословий, во многом продолжавших жить в бесправном положении по отношению к крупным и богатым собственникам. Экономист бы «народолюбцем» не только по причине своих либеральных взглядов, но и из-за насущного прагматизма. Программа министра была проста - помочь крестьянству, чтобы оно, окрепнув, помогло подняться стране.

В чем конкретно заключались меры, которые предпринял в аграрном вопросе Николай Христианович Бунге? Фото деревень без современного инвентаря и инфраструктуры заставили министра пойти на серьезные реформы. Он избавил сельское население от лишних налогов, в том числе от налога на соль. Крестьянство страдало от малоземелья и перенаселенности центральных губерний. Для разрешения этой проблемы была предложена программа по переселению деревенских жителей на пустующие окраины страны, природные условия которых прекрасно подходили для обработки земли и выращивания урожая.

Трудовое законодательство

Сложными были отношения государства не только с крестьянами, но и с рабочими. После отмены крепостного права в города хлынул мощный поток пролетариев, искавших лучшей доли на заводах и других предприятиях. Вопреки этому в России до сих пор не было систематизированного фабричного законодательства.

В 1884 году по инициативе Бунге был запрещен труд малолетних на крупных предприятиях. Государство установило нижний порог - 12 лет. Подростки до 15 лет могли работать не больше 8 часов в день. В 1885 году под запрет попал ночной труд женщин. Власть приняла всеобщие правила, регламентировавшие отношения работодателя и пролетариев. Эти нормы позволили значительно ограничить самоуправство и произвол фабрикантов. В то же время усилились репрессии против рабочих, участвовавших в стачках и забастовках. Исполнение правил проверялось специальной государственной инспекцией.

Национализация железных дорог

Министр финансов Николай Христианович Бунге, дата рождения которого совпала с периодом возникновения железных дорог в России, прекрасно отдавал себе отчет об их важности в жизни страны. В годы его руководства экономикой империи началась полноценная национализация этого хозяйства. В конце XIX века железные дороги также «огосударствливались» в Бельгии, Австро-Венгрии, Франции, Голландии и т. д. Проводя данную реформу, Бунге мог ориентироваться на схожий западный опыт.

Борьба с монополиями

Национализация была необходима для борьбы с монополистами, хищнически использовавшими это средство коммуникации. Общество единодушно требовало от властей покончить с дезорганизацией железных дорог. С этой целью была создана межведомственная комиссия. Чиновники министерства финансов играли в ней важную роль. Сам Бунге выступал против слишком поспешной передачи железных дорог государству. Министр регулярно писал в которых объяснял свой взгляд на проблему. Эти проекты отправлялись на самый верх и рассматривались самодержцем.

После краха концессионной системы государство вернулось к практике строительства железных дорог исключительно за казенный счет. Касательно уже введенных в эксплуатацию путей Бунге публично высказывался несколько раз приблизительно в одном и том же тоне. Свои доводы он повторил и незадолго до отставки. Министр считал, что Россия не могла в форсированных темпах отбирать железные дороги, как это делалось, например, в Германии, из-за того, что на государственной службе было недостаточно дипломированных специалистов.

Итоги деятельности

Оценивая результаты работы министра финансов, важно понимать, что российский государственный деятель Николай Христианович Бунге сталкивался с многочисленными преградами на своем пути. Ему досталось тяжелое наследство от войны с Османской империей, промышленный кризис, неурожаи, застой в сельском хозяйстве, увеличение расходов на флот и армию.

Консервативная оппозиция всегда с неприязнью относилась к министру, желавшему пойти на компромисс с либеральной частью общества. Конфронтация продолжалась на протяжении всего пребывания Бунге в кресле главы финансового ведомства.

Отставка и дальнейшая карьера

Противники министра добились его отставки в 1886 году. Но император понимал, кто такой Николай Христианович Бунге, и ценил его качества. Поэтому экономист не только не попал в опалу, но еще и остался в Государственном совете. Став главой Комитета министров, он продолжал влиять на политический курс власти, хотя и в другом качестве.

Чего добивался Николай Христианович Бунге? Факты из жизни чиновника говорят о том, что он стремился остановить искусственную поддержку сельской общины, наносившей ущерб индивидуальным крестьянским хозяйствам. Экономист был сторонником переселения жителей деревней на восток. Новая волна массовой крестьянской колонизации Сибири произошла уже после того, как умер Николай Христианович Бунге. Биографический очерк этого человека — это история карьеры предшественника Столыпина, приступившего к осуществлению аграрной реформы. Николай Бунге скончался 15 июня 1895 года в Царском Селе.

Бунге Николай Христианович – экономист и государственный деятель. Родился в 1823 г., умер 3 мая 1895 г. Жизнь и деятельность Николая Христиановича Бунге подлежит двоякой оценке – как ученого и как министра финансов, причем обе эти сферы между собой довольно тесно, хотя и не вполне, связаны. Отметим прежде всего в хронологической последовательности главнейшие моменты его жизни: с 1850 года Бунге выступает профессором политической экономики и статистики в киевском университете, с 1869 г. профессор полицейского права, три раза в том же университете Бунге избирался ректором: 1859 – 62, 1871 – 75 и 1878 – 80, и с этой же должности в 1880 г. был назначен товарищем министра финансов (А.А. Абазы), с 1881 по 1886 гг. был министром финансов, с 1887 г. по день смерти председателем комитета министров, с 1890 г. – академик кафедры политической экономики. Главнейшие научные труды Бунге: Курс статистики, 1865; Основы политической экономики, теория кредита 1852 г.; Исторический очерк экономических учений и обзор различных отраслей хозяйственной деятельности – а именно 1-е изд. курса полицейского права, 2 вып. 1869 г., помимо этого: исторический очерк, 4 вып. 1869 – 73, полицейское право (благоустройство), 2 тома, 1873 – 77, товарные склады и варранты 1871. Государственное счетоводство и отчетность Англии 1891. Последнее творение Бунге, составленное частично из напечатанных раньше статей и исследований, частью дополненных и переделанных с добавлением новых разделов, - это вышедшее в 1895 г.: «Очерки политико-экономической литературы», куда вошел и вышеупомянутый исторический очерк, дополненный учениями А. Вагнера, Шеффле, Г. Джоржа, Маркса, Флюршейма и др.; там же: теория согласия частных интересов (система Кэри), Дж. Ст. Милль, как экономист, Шмоллер о Менгер.

Под редакцией и с примечанием Бунге издана в 1871 г. работа А. Вагнера: Русские бумажные деньги, с приложением проекта Бунге о восстановлении металлического обращения. Кроме того, много более мелких статей. Подвергать критике и разбору все эти главные работы Бунге едва-ли теперь необходимо, т.к. большинство из них утратили интерес современности даже в чисто научном смысле. Но в свое время почти каждая из них являлась выдающейся и едва ли не наилучшим исследованием по своему предмету. Исторические очерки экономических учений и курс полицейского права имеют, впрочем, свою цену и до настоящего времени. По общим своим взглядам Бунге стоял на рубеже старой классической школы экономистов и зарождающейся исторической, к которой и склонялись его симпатии. Точно также, исторической школе Бунге отдавал предпочтение перед новейшей абстрактной школой К. Менгера, ради чего даже и передает своими словами критику этой школы со стороны Шмоллера (в названных «Очерках»). И не смотря на свой высокий административный пост Бунге до конца жизни следил за выходом экономической литературы, так что в названных «Очерках» он разбирает учения и Г. Джоржа, и Маркса, и Флюршейма и др.; но уже понять и оценить последних двух писателей ему было не под силу, так что критика их составляет наиболее слабое место его работ.

В области вопросов экономической политики, которую он в сущности только и излагал в своем курсе полицейского права (совершенно не имеющего раздела так называемого благочиния или безопасности), Бунге является представителем скорее экономического либерализма, чем протекционизма, не впадая, впрочем, в крайности теории невмешательства государственной власти. Между тем на деле, в своей практической министерской деятельности, Бунге наиболее уклонился от этих своих взглядов, поддерживая более протекционную таможенную политику, хотя, конечно, далеко не в столь сильной степени, как два последовавшие за ним преемника финансовой власти. Но, независимо от некоторых недочетов в научных трудах Бунге, последние во всяком случае сами по себе сохранят о нем надолго память, как об одном из наиболее крупных в свое время русских экономистов. И несомненно, что крупнейшие заслуги Бунге, как министра финансов, были прямым результатом и применением на деле его раньше сложившихся научных воззрений. Государственно-финансовые итоги деятельности Бунге представляют в настоящее время несомненно гораздо больший интерес и составляют бесспорно лучшую страницу нашей финансово-экономической истории вообще, почему на них стоит остановиться несколько подробнее.

Про Бунге более, чем про какого-либо из наших министров финансов, можно сказать, что он действительно проводил в жизнь определенную систему, выходившую даже довольно далеко за рамки финансовой политики, в полном смысле этого слова. В подтверждение последнего достаточно указать хотя бы на следующие главные заслуги Бунге: учреждение при нем фабричной инспекции и вообще зарождение современного фабричного законодательства в виде закона о работе малолетних (1882 – 1884), издание правильного фабричного найма и надзора за фабрично-заводскими предприятиями (1886 г.). А в другой области создание крестьянского поземельного банка в целях расширения крестьянского землевладения (1883 г.). При нем же был учрежден и дворянский земельный банк (1885 г.). Нельзя не отметить также начатой им перед самой смертью попытки сократить аппетиты наших сахарозаводчиков, устроивших синдикат с целью поддержания высоких цен на свой продукт при помощи ограничения его сбыта на внутренний рынок . Задуманная Бунге правительственная нормировка довольно существенно должна была отличаться от практикуемой и мало отличающейся от задач прежнего синдиката.

В области чисто финансовых реформ система Бунге может быть охарактеризована проведением наиболее совершенных, начал финансовой теории, а именно применением требований пропорциональности и справедливости в обложении налогами. Поэтому главное внимание Бунге было обращено на облегчение различных платежей крестьян и па повышение прежних налогов и введение совершенно новых для более обеспеченных классов общества. И то и другое между собою было непосредственно связано, так как уменьшение государственных доходов но одним статьям должно было покрываться увеличением их по другим. По отношению к крестьянам наиболее существенны были следующие меры: 1) значительное понижение выкупных платежей бывших владельческих крестьян и объединение выкупной операции с общей системой нашего бюджета; 2) перевод на обязательный выкуп всех бывших владельцев крестьян, остававшихся на положении временно-обязанных и плативших оброк помещикам; 3) отмена самого несправедливого теоретически, и наиболее тяжелого фактически налога - подушной подати, в связи с чем находилось и 4) преобразование оброчной подати бывших государственных крестьян в выкупные платежи. Здесь же достаточно будет обратить внимание па внутреннюю связь этих мер между собою, заключающуюся в том, что прямые платежи крестьян облегчались и более равномерно распределялись, а вместе с ними создавалось и более однородное юридическое и экономическое отношение их к земле. И хотя с некоторых точек зрения можно вообще не разделять взгляда Бунге на преимущество выкупа крестьянами земель в их частную собственность, хотя бы даже и общинную, но с точки зрения чисто финансовой это являлось единственным средством для того, чтобы положить хотя бы начало более однородному, т. е, не основанному на сословных началах, обложению земель вообще.

В соответствии с этим Бунге проводил ряд мер, направленных на более высокое обложение состоятельных классов общества. Сюда относятся: 1) введение дополнительного раскладочного налога для торгово-промышленных (обыкновенных) предприятий и сперва 3%, а вскоре и 5% налога для акционерных и кредитных предприятий. Собственный план Бунге заключался в введении вообще обложения промышленных доходов подоходным или пропорциональным им налогом, но осуществить в более чистой и общей форме это ему сразу не удалось, хотя несомненно путь для этого им был проложен для новейшей реформы этого обложения. 2) Введение налога с безвозмездного перехода имущества, даров и наследства, с прогрессивным возрастанием % обложения в зависимости от отдаленности степеней родства (1, 4, 6 и 8%). 3) Введение 5% налога на доходы с денежных капиталов. Крупное значение этих реформ говорит достаточно само за себя; и если о чем только и можно пожалеть, так это об увеличении наряду с этим наших косвенных налогов, наибольшей своей тяжестью ложащихся также и на низшие классы населения, в особенности питейный акциз. Но последнее было почти неизбежно, так как, с одной стороны, надо было чем-то заменять слагаемые с крестьян или уменьшаемые их прямые налоги и платежи, а, с другой стороны, вводимые новые прямые налоги (второй категории) не могли быть сразу установлены в достаточно высоких окладах, так как и отмена первых, и введение вторых встречали сильное сопротивление со стороны других ведомств и течений, борьба с которыми в конце концов привела к ограничению срока плодотворной финансовой деятельности Бунге длительностью пять с небольшим лет. Но и в этот короткий срок Бунге успел сделать столько, о чем и не мечтал целый ряд других министров.

В заключение упомянем вкратце о других финансово-экономических мероприятиях Бунге. При нем было положено начало регулированию нашего железно-дорожного хозяйства и выкупу железных дорог, подготавливалась почва для унификации наших займов и производилось их усиленное погашение, началось урегулирование долговых отношений государственного казначейства к государственному банку в связи с упорядочением нашего бумажно-денежного обращения (уменьшено количество государственных кредитных билетов на сумму более 130 млн., если учитывать 25 млн., уничтоженных по его плану в бытность товарищем министра финансов), изменен монетный устав (1885 г.), началось более широкое развитие сберегательных касс, введен институт податных инспекторов и т. д.

Для общей же характеристики времени управления им министерством финансов необходимо добавить только, что оно не блистало удачным сведением счетов государственных доходов и расходов, и наоборот характеризуется дефицитами. Но его в этом винить нельзя, т.к. увеличению расходов противодействовать он не мог, своей же главной задачей он ставил облегчение платежей тех, кто всего более в этом нуждался. И Бунге отлично понимал, что надо спешить со своими реформами в этом направлении, хотя и приходилось сознательно идти на временные дефициты, т.к. плодами его политики будут пользоваться следующие поколения, что и случилось на деле. Нужно быть решительным человеком, чтобы отказаться на сумму около 100 млн. разного рода крестьянских платежей, которые вдруг исчезли из бюджета. Но ведь и фигурировать в нем могли в сущности фиктивно, если принять во внимание огромные скопившиеся по ним задолженности. Бунге предпочитал представлять и называть вещи своими именами, отсюда и явные дефициты. И после этого находятся критики, которые обвиняют его в нерешительности. Да, в личных чертах его характера она несомненно была; но если принять во внимание, что ему приходилось почти все время его деятельности, как министра, идти одному если не против всех, то против многих, то здесь уже скорее нужно удивляться обратному.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Краткие биографические сведения о Н.Х. Бунге. Николай Хрис- тианович Бунге (1823-1895) был одним из выдающихся российских реформаторов в сфере экономики, финансов и социальной политики. Он закончил юридический факультет Киевского университета, преподавал в Нежинском лицее. После защиты в 1847 г. магистерской диссертации на тему «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого» в 1850 г. он перешел на работу в Киевский университет, где в 1852 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Теория кредита». Круг его научных интересов был весьма разнообразен: он читал курсы лекций по политэкономии, статистике, полицейскому праву и другим наукам. С 1859 по 1880 г. был ректором Киевского университета. В эти годы он привлекался к подготовке крестьянской реформы 1861 г., к разработке нового университетского устава. Как один из видных уче- ных-экономистов был приглашен для преподавания политэкономии наследнику престола цесаревичу Николаю.

Немалый опыт практической работы Бунге приобрел, работая с 1865 г. управляющим Киевским отделением Госбанка. В 1880 г. он был приглашен на работу в Петербург товарищем министра финансов, а с 1881 по 1886 г. занимал пост министра. После отставки, с января 1887 г. и до самой смерти в 1895 г., Н.Х. Бунге был председателем Кабинета министров. Черты Бунге-реформатора :

  • Для него был характерен не «узкий финансизм», а широкий, комплексный подход к экономическим и финансовым проблемам, которые он тесно увязывал с социальной политикой государства.
  • Целью финансовой и экономической политики он считал не столько наполнение госбюджета, сколько повышение благосостояния низших сословий, ибо от этого в решающей степени зависело процветание государства. С этой целью осуществил ряд кардинальных мер по облегчению налогового бремени крестьянства.
  • Всегда соразмерял свои реформаторские планы с реальной обстановкой, общественным мнением, умел выждать, отступить, пойти на компромисс. Задуманные реформы готовил тщательно, без спешки.

Программа экономической и финансовой политики. Свою преобразовательную деятельность Н.Х. Бунге начинал в неблагоприятных условиях. Прежде всего сказывались тяжелые финансовые последствия Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. - огромный дефицит бюджета, обесценение рубля. Государственный долг на 1 января 1881 г. составил 6 млрд руб. - сумма для того времени астрономическая. С 1881 по 1883 г. Россия пережила экономический кризис, с 1883 по 1887 г. - депрессию. 1880-е гг. также характеризовались локальными неурожаями; положение в деревне усугублялось сокращением земельных наделов из-за быстрого роста сельского населения, увеличением числа безземельных хозяйств, тяжелым налоговым бременем.

По поручению Александра II, который относился к Бунге с большим уважением, последний в 1880 г., будучи товарищем министра финансов, подготовил программную записку о задачах экономической и финансовой политики на ближайшие годы. Она включала следующие основные положения:

  • 1. Сокращение расходов на госаппарат.
  • 2. Прекращение выпуска бумажных денег, постепенное сокращение их количества до довоенного уровня.
  • 3. Организованное переселение малоземельных и безземельных крестьян на неосвоенные казенные земли.
  • 4. Упорядочение налогов: отмена подушной подати, соляного налога и паспортного сбора; снижение выкупных платежей. Для компенсации потерь предусматривалось увеличение государственного поземельного налога, взимаемого с неподатных сословий, увеличение налога на городскую недвижимость, установление налогов на лиц свободных профессий (адвокатов, врачей, архитекторов, художников и т.п.), на торговые и промышленные предприятия и денежные капиталы. Эти изменения Бунге рассматривал как мероприятия, подготавливающие введение подоходного налога.
  • 5. Издание законов для содействия промышленности и торговле.
  • 6. Упорядочение финансовой стороны дела в железнодорожном строительстве, чтобы прекратить расточительство государственных средств.

Эта программа была принята. И когда в 1881 г. министр финансов А.А. Абаза вместе с другими либеральными министрами подал в отставку, на его место с одобрения Александра 111 был назначен Н.Х. Бунге.

Налоговые реформы. Податной политике Бунге уделял приоритетное внимание. Наибольшее беспокойство министра финансов вызывали выкупные платежи. Их непомерная тяжесть для крестьян выявилась сразу после начала реформы. Уже за первые пять лет - 1862-1866 гг. - недоимки составили 7,9 млн руб. 1 Тогдашний министр финансов М.Х. Рейтерн организовал выяснение причин недоимок, и оказалось, что выкупные платежи значительно превышают доходность крестьянских хозяйств. В 1880 г. недоимки составили 20,5 млн руб., в 1881 - 23,4 млн .

В апреле 1881 г. Госсовет принимает решение о переводе всех бывших помещичьих крестьян на «обязательный выкуп», о сложении недоимок по выкупным платежам на 14 млн руб. и о понижении выкупных платежей на 9 млн руб. в год (позднее сумма ежегодного понижения составила 12 млн руб.). В связи с коронацией Александра 111 в 1883 г. было списано еше 13,8 млн руб. недоимок по указанным платежам, в 1884 г. - 2,3 млн руб.

Еще одной «головной болью» министра финансов была подушная подать. В марте 1882 г. Бунге представил в Государственный совет записку «О замене подушной подати другими налогами», в которой обосновал невозможность дальнейшего затягивания отмены подати. По подушной подати постоянно накапливались недоимки, которые время от времени списывались. Так, в 1880 г. списали 7 млн руб.; в 1881 г. недоимки составили 10,7 млн руб. Госсовет утвердил предложенную Бунге поэтапную отмену подушной подати. С 1883 г. прекращалось взимание подати с категорий населения, наиболее обремененных налогами. С 1 января 1887 г. взимание подушной подати было прекращено со всех остальных плательщиков .

За 1882-1887 гг. поступление подушной подати уменьшилось с 54,8 млн руб. до 1,3 млн 1 .

Для компенсации потерь Бунге ввел ряд новых налогов и увеличил прежние. В частности, увеличен на 52,5% поземельный налог, введенный в 1875 г.; повышен на 46% налог на недвижимое имущество в городах; преобразована система промыслового обложения, даны некоторые льготы мелким торговцам и ремесленникам; в 1885 г. введен 3%-й налог с чистой прибыли акционерных компаний; в этом же году установлен 5%-й налог на доходы с денежных капиталов; в 1887 г. введен 5%-й налог на гарантированные правительством доходы с акций частных железных дорог; введена пошлина на имущество, переходящее по наследству, что вызвало острое недовольство дворянства.

В 1885 г. в связи с изменениями в налоговой системе и ее усложнением Бунге учредил особый институт податных инспекторов при губернских казенных палатах. Они призваны были выявлять подлежащие обложению доходы с недвижимости и других объектов.

Податные реформы Бунге получили высокую оценку либеральной общественности. Например, известный либеральный публицист С.Н. Южаков считал, что действия Бунге облегчили положение народа и спасли его от окончательного разорения. Современный историк В.Л. Степанов указывает, что налоговые реформы Бунге «положили начало модернизации российской системы налогообложения и тем самым способствовали процессу индустриализации страны» .

Преобразования в банковском деле. Бунге продолжал развивать систему государственного кредитования народного хозяйства, так как казенные кредиты издавна пользовались в России большим доверием, нежели частные. Расширялось кредитование через Государственный банк, который стабильно удерживал учетную ставку на уровне 6% и лишь в 1886 г. снизил ее до 5%. В 1881 - 1884 гг., несмотря на промышленный кризис, выдача кредитов возросла со 180 млн руб. до 204 млн.

Под руководством Бунге в первой половине 1880-х гг. в России сложилась система государственного ипотечного кредита. В эти годы помещики продолжали закладывать малодоходные имения в акционерных земельных банках, но своевременно их не выкупали, что приводило к продаже заложенных земель. Например, с 1873 по

1882 г. было продано 23,4 млн десятин. У Бунге возникла идея организовать дешевый кредит для крестьян, чтобы они стали основными покупателями помещичьей земли. Министерство финансов подготовило проект образования Крестьянского банка , который был утвержден императором 18 мая 1882 г. Основными положениями закона о Крестьянском банке были следующие: 1) ссуды выделяются всем желающим крестьянам независимо от их имущественного положения под 6% годовых; 2) размер ссуды составляет 75% от стоимости приобретаемой земли; 3) сроки выплаты ссуды устанавливаются от 24 до 34 лет; 4) банк является самостоятельным кредитным учреждением и находится в ведении Министерства финансов.

В течение 1883-1885 гг. в России было открыто 25 отделений Крестьянского банка; сумма ссуд за это время возросла с 864 тыс. до 14 млн руб., количество купленной земли - с 18,2 тыс. до 318 тыс. десятин 1 . С 1886 г. продажа земли сокращается в связи с созданием Дворянского банка. Всего за первые 13 лет существования Крестьянского банка крестьяне купили при его содействии

  • 2411,7 тыс. десятин земли .
  • 3 июня 1885 г. Александр 111 подписал указ о сознании Дворянского поземельного банка; тем самым завершилось формирование системы ипотечного кредита. Этот банк также действовал под эгидой Министерства финансов и выдавал ссуды под залог земельной собственности в размере 60% стоимости имений на срок от 36 до 48 лет при ежегодной уплате 5%. Таким образом, условия Дворянского банка были чрезвычайно льготными. Однако, как показала последующая практика, они не смогли приостановить процесс сокращения помещичьего землевладения.

Сразу же возник большой спрос на кредиты. В 1886 г. в 25 отделениях Дворянского банка помещики получили 68,8 млн руб., в 1887 г. - 71,1 млн руб. Однако заемщики не всегда использовали кредиты по назначению, нередко они «проедались» или запускались в биржевые спекуляции, стали расти недоимки по процентам. Тем не менее в 1889 г. ссудный процент был понижен до 4,5. Помещики, которые не могли или не хотели организовать прибыльное хозяйство, продавали свои земли через Дворянский банк. Покупателями становились дворяне (до 50%), крестьяне (до 20%), купечество и мещане (до 10%) и представители других сословий.

Наряду с развитием государственного кредита Бунге уделял внимание и частному. Он считал, что накопление финансовых средств в банках и сберегательных кассах позволит уменьшить зависимость страны от иностранного капитала. В 1883 г. были сняты запреты с учредительства коммерческих банков. Хотя это не привело к росту количества банков, но вклады в них значительно выросли. Например, до конца 1892 г. возникло лишь 6 новых банков, но вклады за это время увеличились с 214 до 301 млн руб. 1 Госбанк постоянно поддерживал коммерческие банки своими финансовыми средствами.

Бунге активно содействовал развитию в России сети сберегательных касс. В мае 1881 г. был повышен процент по вкладам с 3 до 4, что способствовало притоку в кассы новых вкладов. В 1884 г. Минфин предоставил право создавать сберкассы при губернских и уездных казначействах, а отделения их - во всех городах и крупных поселках. Если в 1880 г. в стране было всего 76 сберкасс, то в 1886 г. - 554 кассы, 306 тыс. вкладчиков и 44 млн руб. вкладов .

Таким образом, была поднята на новый уровень кредитная система России, которая находилась под контролем государства и строго регламентировалась соответствующим законодательством. Это создавало определенные гарантии коммерческим банкам, в том числе и вкладам граждан.

Другие преобразования Бунге в финансовой сфере. Продолжая курс М.Х. Рейтерна, Бунге последовательно проводил политику покровительственных тарифов. В 1882 г. были повышены ввозные таможенные пошлины на сырье и фабрикаты и в незначительной степени на готовые изделия. В 1884 г. увеличены пошлины на чугун, уголь, торф; в 1885 г. - на рыбу, вина, чай, растительное масло, шелк, сельхозмашины, железо и сталь; проведено общее повышение тарифов от 10 до 15%. Если в 1881 г. пошлина по всем границам России составляла 16,5% стоимости ввезенных товаров, то в 1886 г.-27,8%.

При Бунге стал форсироваться вывоз хлеба, который продавался в Германию, Англию, Голландию, Францию, Италию, Бельгию. В 1881-1885 гг. экспорт хлеба возрос с 208 млн до 344 млн пудов.

Для укрепления курса рубля Бунге с 1881 г. прекратил денежную эмиссию и приступил к изъятию из обращения необеспеченных денег. Была вновь разрешена чеканка серебряной монеты, хотя Бунге понимал, что России необходимо переходить на золотой монометаллизм ; однако для этого требовалась большая подготовительная работа и увеличение золотого запаса.

Рабочее законодательство. Н.Х. Бунге был одним из немногих государственных деятелей России, кто понимал необходимость разработки законов по рабочему вопросу. Он считал, что правовое регулирование взаимоотношений между предпринимателями и рабочими должно способствовать: 1) устранению причин конфликтов на предприятиях, спаду стачечного движения; 2) уменьшению предпосылок для социалистической пропаганды среди рабочих; 3) улучшению условий труда на промышленных предприятиях и повышению производительности труда рабочих. К разработке соответствующего законодательства побуждал также рост рабочего движения в 1870-х - начале 1880-х гг.

Первым был разработан закон об ограничении рабочего дня для детей и подростков и создании фабричной инспекции для контроля за выполнением закона. Предусматривалось запрещение труда детей до 12 лет, ночной работы для детей 12-14 лет, ограничение рабочего дня подростков 10 ч, обязательное посещение детьми школы. Под давлением предпринимателей введение в действие закона было отсрочено на год (до 1 мая 1884 г.). В 1885 г. издан закон о запрещении ночного труда для женщин и подростков до 17 лет на предприятиях текстильной промышленности.