Все о печах и каминах - Информационный портал

Задания по правописанию производных предлогов. Правописание наречий, производных предлогов и союзов

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Правописание предлогов» Упражнение 1. Раскройте скобки. Там, где нужно, поставьте дефис. Выйти (из) комнаты, из(за) болезни, узнать (от)друга, присесть (к)столу, по(над) лесом, (по)реке, взяться(за) дело, инспектор (из)министерства, невнимательный (к) людям, скупой (на)слова, из(под) стола, путь(к) заводу, лекарства(от)гриппа, добрый (по)натуре, рассеянный (до)крайности, полезный (для)практики, мечтать (о)счастье, поставьте (на)шкаф, бродить (по) городу; подумать (перед)тем, как отвечать; смахнуть пыль (с)плеча, ждать (до) утра, признаться (при)всех, думать (об, обо)мне, (под, подо)льдом, (с)нами, (через) реку, (по)лугу, (за)днепром, (у)калитки, по(за)тыном огород, (со)стола, (без, безо)всяких усилий. Упражнение 2. Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже. Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), 1 / 17

2 действовать согласно (предписание), скучать по (сын). Упражнение 3. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. 1) (В) течени... дня, (в) продолжени... речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени... романа, (в) следстви... болезни, (в) завершени... работы состоялось собрание; (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача, (в) заключени... юриста; недостатки выявились (в) завершени... отчета; он пробыл (в) заключени... три года, (во)избежан... пожара, (в)отношен... доклада; все дело (в)отлич... между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам. 2) (В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка. (В)следстви... по этому делу было много погрешностей. (В)заключени... доклада были приведены убедительные цифры. (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился. В те страшные времена (в)заключени... находилось много прекрасных и умных людей из русской интеллигенции. Парашютист прыгнул, (не)смотря вниз. Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса. (В)заключени... акта ревизии давалась оценка работы казначея. Имей (в)виду: я могу обидеться. (В)следстви... ремонта клуб был закрыт. Упражнение 4. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов. 2 / 17

3 (В)следстви... сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти... на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви... по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени... романа известного автора, (в)продолжени... утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени... пяти лет, (в)течени... бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви..., (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени... недели, наблюдать изменения (в)течени... реки, отсутствовать (в)продолжени... месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени... романа, отменить экскурсию (в)следстви... дождя, (в)последстви... вернется в город, договориться (на)счет транспорта, (в)виду нелетной погоды, непредвиденные обстоятельства нужно иметь (в)виду, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви... с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды. Упражнение 5. Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая сложные предлоги. 1. Желтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма (Полев.). 2. (По) (над) Доном сад цветет (Колъц.). 3. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 4. По (над) рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 5. (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Стан.). 6. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.). 7. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек 3 / 17

4 (Ч.). 8. (В) виде этом много ярких красок. 9. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 10. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 11. (В) след (за) тем показалась гостям шарманка (Г.). 12. Ваш хор выступит (за) тем артистом, который стоит у рояля. 13. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 14. (По) среди обширных трудов своих он не переставал осведомляться о своем любимце (Л.). 15. Сговорившись (на) счет завтрашнего дня, они распростились (Стан.). 16. Все эти доходы переведите (на) счет нашей бригады. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в) след (Т.). 18. Охотники осторожно, след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поезду. 20. Рассудку вопреки, (на) перекор стихиям... (Гр.). 21. Он всегда действовал (на) перекор. Упражнение 6. Спишите, раскрывая скобки. Вместо точек на конце слов поставьте нужные буквы. Объясните правописание данных слов. (В) течени... дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. (В) течени... военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени... часа таскал за ней по базару эту корзину (М. Г.). 4. О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени... романа. 5. (В) следстви... подчиненного положения Якова в пансионате товарищи об ращались с ним небрежно (Г.). 6. (В) следстви... по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. (В) последстви... я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Аре). 8. (В) течени...всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание (Т.). 9. Она повторяла свою роль (на) ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на) подоби... глиняных котов (П.). 10. (В) следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали (Аре). 4 / 17

5 11. (В) продолжени... всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.). Упражнение 7. Прочитайте текст. Выделите в нем предлоги и сформулируйте общее правило их правописания с существительными. Напишите изложение. ДЕБЮТ Известный русский певец Федор Иванович Шаляпин в 1901 году был приглашен в Милан для репетиций оперы композитора Бойто «Мефистофель» в театре «Ла Скала». Шаляпину была поручена главная партия в надежде на то, что его знаменитый бас поможет публике оценить оперу, которая после шумного провала не ставилась в течение 32 лет и сейчас, в сезон 1900/01 гг., в театре возобновилась. Репетиции шли в продолжение двух недель, подготовка спектакля была очень сложней. Все певцы, как это было принято в их творческом коллективе, репетировали, но от Шаляпина, которого здесь еще не знали, дирижер Артуре Тосканини потребовал пения в полный голос. Шаляпинский бас показался всем, кто присутствовал на репетиции, таким могучим, что они были потрясены. С нетерпением актеры и публика ожидали премьеры. Наступил вечер первого представления. Нарядная толпа шумно входила в партер, поднималась на балкон, размещалась в ложах. Мефистофель-Шаляпин вышел на сцену в прологе. И этот первый выход певца, его красивый голос, высокая фигура, естественность и выразительность движений 5 / 17

6 произвели огромное впечатление на публику. Когда Шаляпин окончил свою партию, ему показалось, что на него обрушилась лавина, такой шум поднялся в зале. Это были аплодисменты в честь его таланта и приветственные крики в адрес певца. После пролога Шаляпину снова была устроена шумная овация. С каждой картиной успех его возрастал. Партнером Шаляпина был Энрико Карузо, тогда тоже, как и Шаляпин, молодой еще, начинающий певец. Спек такль стал триумфом и для него. Но русский бас был на особом положении, так как публика «Ла Скала» особенно взыскательна к неизвестным ей, приехавшим на гастроли певцам. Этот вечер для молодого русского артиста закончился блистательным успехом. Упражнение 8. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. I. (В) следстви... ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (ГерцЛ. 3. (В) продолжение дороги мы два раза переехали через реку (Акс). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Г.). 6. (В) 6 / 17

7 течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М. Г.) 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кае.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сурк.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.). 11. Воронин хотел было спросить (на) счет завтрака, но промолчал (Каз.). 12. (В) связи с эвакуацией работа на заводе приостановилась (Аж.). II. 1. (По) среди обширных зеленых лугов паслись тучные стада. 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В) заключени... старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс). 4. (В) по следствие. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Акс). 5. У многих русских рек, (на) подоби... Волги, один берег горный, другой луговой (Г.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек. 7. Имейте (в) виду задание ответственное (Эренб.). 7 / 17

8 Упражнение 9. Объясните различие в написании выделенных слов в приводимых попарно предложениях. 1. В течение ближайших суток погода не изменится. В течении болезни наступило улучшение. 2. В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны. О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать в продолжении повести. 3. В заключение собрания была принята резолюция. В заключении врачей указан метод дальнейшего лечения. 4. Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась. В следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы. 5. Ввиду предстоящего скорого отъезда нужно поторопиться со сборами. Следует иметь в виду возможные изменения условий работы. 6. Получилось что-то вроде самодельного велосипеда. В роде Толстых было немало одаренных людей. Упражнение / 17

9 Напишите текст под диктовку МОРСКАЯ СТИХИЯ В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой. Далеко-далеко белеет одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто. Близ берега над волнами носятся то туда, то сюда чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились к нему. С их отлетом над морем становится по-прежнему тихо. Ниоткуда не слышно никаких звуков. Впоследствии я всегда с удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу. Тест по теме «Правописание предлогов» 1. В каком варианте предлог пишется слитно? 9 / 17

10 1) (не) смотря на погоду 2) (за) счет усердия 3) (в)течение года 4) (из)за помарок 2. В каком варианте предлог пишется раздельно? 1) (в)следствие неудачи 2) (в)виду отъезда 3) (на)счет работы 4) (в)связи с работой 10 / 17

11 3. В каком варианте предлог пишется слитно? 1) (в)целях безопасности 2) (в)продолжение экзамена 3) (в)отличие от друзей 4) (не)взирая на успех 4. В каком варианте неправильная грамматическая характеристика ведет к орфографической ошибке? 1) поговорить (на) счет отпуска предлог, пишется слитно 2) учить (в)течени... года предлог, пишется раздельно, на конце Е 11 / 17

12 3) прочитать (в)продолжени... повести существительное с предлогом, пишется раздельно, на конце И 4) идти (на)встречу ветру существительное с предлогом, пишется раздельно 5. Найдите вариант с ошибкой. 1) Ты опоздал из-за меня. 2) Я вернусь в течение часа. 3) Вместо назначения поезд опоздал. 4) Имей в виду, я буду поступать по-своему. 6. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно? 12 / 17

13 1) (В) течение всего пути он хранил молчание. 2) Что вы имеете в (виду)? 3) Плавать в этой реке опасно (в) следствие быстрого течения и водоворотов. 4) (В) продолжение разговора малыш с интересом посматривал на взрослых. 7. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно? 1) О судьбе героя мы узнаем (в) продолжении романа. 2) (В) связи с плохой погодой аэропорт закрыт. 3) (В) следствие ранения солдату пришлось долго лечиться. 4) Я старался увидеть что-нибудь (на) подобие летающей тарелки, но безуспешно. 13 / 17

14 8. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно? 1) Я всматривался (в) течение реки, медленное и величавое. 2) Он вел разговор, (не) смотря на собеседника. 3) (В) виду приближающегося шторма рыбакам запретили выходить в море. 4) Девушка поднялась со скамьи и сделала несколько шагов (на) встречу. 9. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно? 1) (На) встречу нам подул сильный ветер. 14 / 17

15 2) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, когда состоялась встреча. 3) Дальше начинался подъем (на) подобие гигантских террас. 4) (В) отличие от других спортсменов пловцы тренировались интенсивнее. 10. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно? 1) (В) течение двадцати лет я хорошо узнал этот лесной край. 2) (В) следствие плохой погоды поход пришлось отменить. 3) (В) виде исключения мне разрешили досрочно сдать экзамен. 4) Ребята спешили (на) встречу с писателем. 11. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно? 15 / 17

16 1) (По) отношению к делам нельзя проявлять небрежность. 2) Может быть, вам стоит подумать о чем-то (в) роде воспоминаний? 3) Грубые слова, сказанные (в) место благодарности, обидели и огорчили. 4) (В) следствие холодов занятия в школе отменили. 12. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно? 1) (Не) смотря на усталость, студенты усердно занимались. 2) Вдумайся (в) следствие теоремы Пифагора. 3) (В) течение всего дня я усердно работал. 16 / 17

17 4) Озеро показалось вдали (в) виде маленькой лужицы. 13. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно? 1) Облака, казалось, плыли (на) встречу нашей яхте. 2) (Не) взирая на ливень, туристы продолжили свой путь. 3) (В) отличие от своих сверстников, он казался более серьезным. 4) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, с чего все началось. Ответы: 17 / 17


Терехова Валентина Петровна учитель русского языка и литературы МКОУ «Суриковская CОШ» с.суриково Бирилюсский район Красноярский край Тип урока УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ Цель учебного занятия:

Предлог. Правописание предлогов Предлог служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и окончания

Правописание предлогов Предлоги делятся на непроизводные, сложные как разновидность первых и производные. 1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про,

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

ТЕСТ 1. «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ» Вариант 1 1. У меня нет (брат, сестра). 2. В моей комнате нет (телефон, телевизор). 3. Я думаю, завтра не будет (дождь, снег). 4. У него не было (виза). 5. На этой улице нет

Тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень Субтест 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

Урок русского языка с использованием методики Т.Я. Фроловой. Тема. Служебные части речи и их грамматические признаки. Цели: 1. Повторение и обобщение знаний о служебных частях речи. 2. Наблюдение за употреблением

ВЫРАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Когда шёл дождь, дети играли дома. 1 А) Прочитайте предложения. Разделите их на 3 группы предложения, где действия: а) совпадают во времени полностью, б) совпадают

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 45 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

ГБОУ СОШ 156, ЮЗАО ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ Ерохина Наталия Юрьевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ 156 ТЕМА: Предлог (повторение темы). Урок 123-124. Предлог (повторение

СОДЕРЖАНИЕ 1 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................... 3 Вид 1. Найди ошибку........................................................... 3 Вид 2. В каком словосочетании верно

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» Русский язык как иностранный Время

Повторение и обобщение изученного по теме «Предлог» У Ч И Т Е Л Ь Р У С С К О Г О Я З Ы К А М Б О У Л И Ц Е Й Ф Е Д Ч У Н С В Е Т Л А Н А В Л А Д И М И Р О В Н А Какая это часть речи? Неизменяемая часть

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

План-конспект урока составила Баринова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 507 Московского района Класс: 5 Предмет: Русский язык Учебник: «Русский язык 5-9» под редакцией Т.

Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» и выполните задания. Старцев подумал и вечером поехал к Туркиным. Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами, пожала Старцеву

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 2 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 40 минут. В работе тебе встретятся разные

ÔÈËÜÌ 2 ÏÎ ÌÎÑÊÂÅ }ohgnd 1 Серёжа решил показать Кате Москву. Он родился и живёт в Москве, а Катя в Москве первый раз. Серёжа считает, что для англичанки любая информация о Москве будет новой. Но так ли

С т р а н и ц а 1 Предложный падеж имён существительных в значении места (единственное число). Урок 20 Русский язык Страница 2 Где мой учебник и моя тетрадка? Твой учебник на столе, а твоя тетрадка в столе.

Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

ОБРАЗЕЦ ТИПОВОГО ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (фрагмент) Время выполнения теста 45 мин. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Тест имеет 3 части: Грамматика/Лексика, Чтение и Письмо. Вы получили

2016 학년도 1 학기노어문법 I 중간고사 출제교수 : 문성원 2016년 4월 21일 3,4 교시 러시아어과학년학번 : 이름 : А. 주어진단어를변화시켜문장을완성하세요. (* 필요한경우전치사를넣으세요.) 1. синяя тетрадь Я купила. В сумке лежит. Я пишу упражнения. 2. один мой хороший друг

Письмо с радуги Привет, моя любимая хозяйка и все, кто меня любил! Я тоже по вам сильно скучаю:-) Тоже, потому что знаю, что вы сильно привязались ко мне. И действительно очень хотели, чтобы я осталась

Класс: 6 Тема урока Приставка и предлог Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний. Цель: формирование у детей четкого представления о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение отличать

ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний

1 Тест 3. Лексика. Грамматика Время - 30 минут Инструкция Прочитайте предложения. Выберите нужное слово или форму слова (а, б или в). Отметьте его в контрольном листе. 1. Моя мама экономист, она работает.

一. Прочитайте предложения и выберите самое подходящее слово для подставки.(30 баллов) 1. В детстве она увлекалась 1. А) спорта Б) спорту В) спортом 2. Чем больше учусь, 1 больше знаю. А) чем Б) так В)

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Правописание звонких и глухих согласных» Цели: формирование умения сопоставлять произношение и написание парных согласных; продолжить работу по формированию навыка

Конспект занятия по теме «Родной край» «С чего начинается Родина» (для детей старшего дошкольного возраста) Составила: Воспитатель Литвиненко Е.В. Тема занятия: С чего начинается Родина. Программное содержание:

Надежда Щербакова Ральф и Фалабелла Жил на свете кролик. Его звали Ральф. Но это был необычный кролик. Самый большой в мире. Такой большой и неуклюжий, что не мог даже бегать и скакать, как остальные кролики,

Вы знаете его? Я знаю его. Как его зовут? Я никогда не видела его. Сергей сказал, что в пятницу было только 5 человек на уроке. Это правда? Да. Кто был в пятницу на уроке? Он хочет домой, в Китай. Сколько

: : : ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧАСТЬ 1 ЧТЕНИЕ (30 баллов, 50 минут) Прочитайте следующие микротексты и подчеркните ответ, соответствующий содержанию прочитанного. Микротекст 1 --Марина,

Урок 1 СКЛОНЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ЗАДАНИЕ 1. а) Напишите вопросы к выделенным словам. Образец: Анна рассказывала об этом старом московском парке. О каком парке рассказывала

Тема: Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса» Цель: Развитие детского творчества, коммуникативно-речевых умений. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с интересной формой разговора интервью.

Урок 1. Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Цели урока: - Повторить и уточнить знания учащихся о способах выражения подлежащего и сказуемого. - Обеспечить понимание учащимися

Производные предлоги Производные предлоги: значение, употребление и отличие от сходных с ними существительных и наречий Бо льшая часть предлогов это первоо бразные, наиболее древние предлоги. Кроме них,

Время выполнения: 80 мин. (Всего 100 баллов) ЧАСТЬ 1. (80 баллов) I. ГРАММАТИКА (38 баллов) Задание. Выберите правильный грамматический вариант. (по 2 балла) 1. Брат вчера был.... А. театру В. театр C.

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Азарина Светлана Артемовна учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 1 г. Липецк, Липецкая область УРОК В 7 КЛАССЕ «ПРЕДЛОГ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ»

Я уже обошёл весь город. Видно? Вам видно? (Вы хорошо видите, что на доске? Вы можете видеть?) Она хотела переехать в Зеленогорск, но потом передумала. Я не знаю, куда пойти. Мы были в церкви в Зеленогорске.

Összeállította: Dr. Oszipova Irina Orosz nyelvi segédlet Szintfelmérő belépő teszt (A1-A2) Kiadvány címe TÁMOP 2.2.1-08/1-2008-0002 A képzés minőségének és tartalmának fejlesztése Készült a Nemzeti Szakképzési

Меня вокруг все отвлекает, И все мне чем-нибудь мешают, Я ничего не понимаю... Без тебя я так скучаю! Не торопись... не надо... помолчи... Слова уносит ветер, их забудешь... О счастье, о любви ты не кричи,

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 класс Вариант 5 Инструкция по выполнению работы На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий. Ответы на задания

Урок 49 Ударение в некоторых глаголах прошедшего времени. Изложение текста повествовательного характера Цель: прививать учащимся навыки правильного произношения некоторых глаголов прошедшего времени; формировать

Приёмная комиссия Александра я не видела 100 лет. Какая сегодня погода? Сильный дождь Идёт дождь Сильный ветер Ветер такой сильный, что зонт улетает. Сколько градусов? 17 градусов. Нет солнца. Пасмурно.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «Имя прилагательное как часть речи» Наумов Максим Вячеславович, учитель русского языка и литературы школы 9 г.дубна Московской области Тип урока: повторение изученного материала,

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 3 4 КЛАССАХ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЕ Стр. Конструирование предложения 3 10 1. Составление ответов на вопросы 3 6 2. Распространение предложений

Задание 1 3904 Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может понастоящему

1. Моя мама экономист, она работает. а) в банкомате б) в баре в) в банке 2. Я очень познакомиться с вашей женой. а) готов б) рад в) занят 3. Очень жаль, кажется, мы опоздали на автобус, нужно искать такси.

2 Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте, но всё-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети. Стада пасут пастухи,

Упражнения по теме "Употребление прилагательных в речи" Упражнение 1. Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных (за справками обращайтесь к словарям). 1) Дом как бы спит, но я знаю

Явления природы 1. Посмотри презентацию. Запомни явления природы. Дождь Дождь это осадки, выпадающие в виде капель воды. Капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми и начинают падать на землю.

МБДОУ Д сад 20 «Аллюки» Конспект тематического мероприятия для старшей разновозрастной группы: Ведущая: «День музыки» Здравствуйте, друзья. Сегодня в этом прекрасном зале мы собрались, чтобы отметить День

Урок-игра по математике в 1 классе «Морское путешествие» Цель: - работа над числовым рядом; - повторение состава чисел; - подготовка к решению задач; - решение примеров. Оборудование: Числа; знаки; флажки;

РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс Вариант 13-1 / 10 Инструкция по выполнению заданий Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание

Надежда Щербакова Мама, не плачь! Моя мама гладильщица. Она работает в химчистке, гладит уже постиранные вещи. У них есть всякие специальные машины, которыми они гладят. Мама уходит утром и приходит вечером.

Тест по русскому языку «Базовый уровень» СУБТЕСТ 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Выберите правильный вариант и отметьте его. 1. Он знает русскую литературу. (А) много (Б) очень (В) хорошо (Г) часто 2. Наташа, я

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ЗОЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. РММТИК Инструкция к выполнению теста ремя выполнения теста 50 минут. Тест состоит из 4-х частей, включающих 110 заданий. При выполнении

Газета для родителей Выпуск 1 Что такое музыка? У старика спросил поэт: Что музыка такое, дед? Воспоминание она. В ней юность давняя слышна. Был задан девочке вопрос, Она ответила всерьез: Похожа музыка

Дата: 22.07.2014 Тема:

Упражнение 258. Перепишите, раскрыв скобки.

1. Немедленно занялся я разбором драгоценных сих записок и вскоре нашел, что они представляли полную историю моей отчизны (в) течение почти целого столетия. (П.) 2. Здесь Чичиков, не дожидаясь, что будет отвечать на это Ноздрев, скорее за шапку, да (по) за спиною капитана-исправника выскользнул на крыльцо. (Г.) 3. Гости были уже (по) средине залы, когда (на) встречу им вышел сам хозяин. (Григ.) 4. На втором столе лежали две чертежные доски, (по) верх них в беспорядке были навалены листы чертежей. (Дем.) 5. Это и есть летучие, но не мыши, а собаки. Вы их скоро сможете очень хорошо рассмотреть. По (мере) того (как) будут сгущаться сумерки, они станут опускаться все ниже. (Коч.) 6. Увеличитель Миня устроил на бочке (из) под огурцов, прикрытой доскою. (Первом.) 7. Человек сидел очень тихо и все время вздыхал. «Наверное, ему (то) же несладко живется»,- сообразил бедняга и решил во что (бы) то (ни) стало познакомиться с человеком. (Кур.) 8. Клавдия Михайловна вышла (из) за ширмы и дрожащими руками налила воды в стакан. (Полев.) 9. На строительстве клуба (то) же никого не было, но цепкий глаз Литвинова заметил на вершине сруба несколько свежих венцов, а золотые стружки лежали даже (по) верх инея. (Полев.) 10. Пока неторопливые катки ровняли асфальт проездов, по вечерам сами жители - мужчины, женщины, ребятишки - сажали (в) доль тротуара деревья. (Полев.)

Упражнение 259. Выпишите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2-3 примера (в предложениях) на правила правописания предлогов, союзов, междометий и звукоподражательных слов, а также на употребление дефиса для обозначения долгого или замедленного произношения.

Упражнение 260. Подберите по 2-3 примера на каждое правило правописания предлогов, союзов, междометий и звукоподражательных слов и составьте с этими примерами небольшие предложения.

Упражнение 261. Перепишите, раскрыв скобки; где надо, вставьте буквы и замените строчные буквы прописными.

I. 1. Едва Веловский успел донести о взятии илецкого городка, уже Харлов доносил о взятии рассыпной; (в) след (за) тем Билов, из Татищевой, извещал о взятии (нижне) озерной. (П.) 2. Я сходил большими шагами по дороге (вдоль) оврага, как вдруг где (то) далеко в р…внине раздался звонкий голос мальчика. «Антропка! Антропка (а) а!..» - кричал он с упорным и слезливым отчаянием, долго, долго вытягивая последний слог. (Т.) 3. Жестокий мороз перехватил речку где (то) на перекате (до) дна, прочно и крепко, но она прососала себе полыньи, и вода, вырвавшись на поверхность бурливыми ключами, дальше ползла (в) виде толстого слоя ледя…ой кашиц… . (Сарт.) 4. Последовали более слабые взрывы, (в) одиночку и настойч…выми очередями, (на) подобие боевой стрельбы зенитных орудий. (Линьк.) 5. Сон…о плещ…т волны, взбегая на приплеск, словно возится и (н…) как (н…) может уснуть Кама. Уже доносит…ся из землянок громкий храп рыбаков; ушел, переваливаясь, уполномоченный по жемчугу, (не) устрое…ый мужич…нка Костюха Пряснов; посап…вает на теплом парусе Серега, разбросав ноги, (как) будто (бы) бежать собрался, а Ивана все (н…) как (н…) берет дрема. (Ильин) 6. (Из) под припухших век бл…стели синие, как медный купорос, горяч…чные глаза. Пройдя мимо Тимка, девушка остановилась и стала разг…вар…вать со своей подругой,- верно, сказала ей что (то) смешное про него, по (тому) что та глянула на парня и расхохоталась. (Тютюн.) 7. Наступила пора, когда мир (по) всюду становится одинаковым - что в горах, что в тундре, по (тому) что он прост…ра…тся перед вашим взглядом всего на три шага, а в тумане слыш…тся лишь собстве…ый голос. (Залыг.) 8. В один из дней ра…ей сибирской весны, когда на со…це подта…вает, а в тени пощипывает мороз, Олесь Поперечный возвращался из кар…ера к себе на березовскую улицу, (в) доль которой ветер раскачивал ю…ые (бело) ствольные деревца. (Полев.) 9. Глахранзал вынима…т (из) за пазухи к…сет и трубку, табак у него нарезан, как круж…чки конфет…и; вот уже дым окутал его бородатое лицо, заклубился, завился голубыми полосами, заслонил его от нее, словно отодвинул куда (то) (в) даль. (Первом.) 10. «Вот, значит, в чем дело,- (н…) подвижным от удивления взглядом смотрит (по) верх плеч… генерала и его жены на с…дую холодную траву капитан Петриченко,- вот в чем дело у нашего генерала. Боевой век летчика-истребителя действительно (н…) долог». (Первом.) 11. Из (за) плеча Варвара увид…ла в бе…цветном утре…ем освещении сер…ю стрелу дороги, желтоватый простор созревших хлебов по обе ее стороны, (не) высок…ю темн…ю стену леса за полями и над лесом нагром…ждения, будто из зернистого алюминия, куч…вых облаков. (Первом.)

II. 1. Проснется за (пол) день, и снов… (до) утра жизнь его готова, однообразна и пестра, и завтра (то) же, что вчера. (П.) 2.(На) счет Евгения Павловича Ганя распространился опять (таки) сам, без особых рас…просов. (Дост.) 3. На кудри Вали, выбивавшиеся (из) под берета, на щ…лючки бровей, на ду…ки очков легли криста…ики ин…я. (Полев.) 4. С человеком, с которым говоришь сейчас (с) низу (в) верх, судьба может (по) том свести (и) так и даже (с) верху (в) низ. (Сим.) 5. Володька (то) же, вид…мо, испугался, по (тому) что, когда Андрейка посмотрел, глаза у Володьки были точь (в) точь такими же застывшими, как в тот раз, когда в его руках разорвалась бутылка с карбидом. (Ильин) 6. Надежда тихо опустила на стол коробку. (За) тем она, (то) же скинув пыльник, прошлась по маленькой горнице, разм…ная пальц… рук. (Коптел.) 7. Комната райкома, где вручали билеты, была по (чему) то (не) прибра…ая и серая, словно запыле…ая, но (в) месте (с) тем полная солнца, света. (Первом.) 8. Синий шарфик Катерины Ксаверьевны вырвался (из) под воротника и струился над ее плеч…м; она пр…держивала волосы и улыбалась Савичеву прежней, (со) всем молодой улыбкой, только глаза ее (не) естественно сухо г…рели и, казалось, (н…) чего (н…) видели. (Первом.) 9. Лажечников увидел в бинокль, как ране…ые, жавш…еся у блиндажа капитана Жука, зашевелились,- колыхнулась (плащ) палатка, (из) за нее вылез молодой солдат с перевяза…ой головой, лег (на) бок и начал подползать к реке … (Первом.) 10. Где искать д…визию Повха, Варвара (н…) знала. (Н…) кто из случайных знакомых (н…) мог ей (н…) чего посовет…вать. Отвечали, что армия, в которую входила д…визия Повха, отошла на запасной рубеж, что бои продолжаются с (не) ослабевающей силой,- все это (н…) предвещало Варваре (н…) чего хорошего. Но Варвара знала теперь лишь одно: ей надо во что (бы) то (н…) стало найти д…визию Повха, где (бы) она (н…) была. (Первом.)

Упражнения по теме "Предлог"

Упражнение 1.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в сочетаниях слов.


Пришел (из, со) школы, вышел (из, с) класса, сделал (по) окончани работы, поступил (во) преки вол… отца, смог благодаря усердии…, выполнил согласно распоряжении…, скучает по (вы) , скучает по (он), вышел (из, из-за) угла дома, выскочил (из, из-под) земли.


Выпишите предлоги из текста в два столбика:

Упражнение 2.

Выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, рухнули с нею, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Упражнение 3.

Выпишите номера предложений с производным предлогом.

1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место, чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.

Тест по теме "Предлог"


1. Укажите неверное высказывание.


а) Предлог связывает однородные члены предложения.
б) Предлоги бывают производными и непроизводными.
в) Предлоги - неизменяемые слова.


2. Укажите верные высказывания.

а) Предлог не является членом предложения.
б) Некоторые предлоги могут употребляться с несколькими
падежами.
в) Предлог вносит различные дополнительные оттенки значения в предложения.


3. Укажите словосочетание с предлогом.

а) Распустилась под окном;
б) Саша и Даша;
в) не было никого.


4. Укажите словосочетания с предлогами.

а) Красиво, но дорого;
б) выйти из-за поворота;
в) вспыхивать то тут, то там;
г) стояли вокруг площади;
д) взял бы его;
е) в течение многих дней.


5. Укажите словосочетания с производным предлогом.

а) рос над водой;
б) лежал под столом;
в) демобилизация вследствие ранения.


6. Укажите словосочетания с производными предлогами.

а) Из далекой страны;
б) находился в течение дня;
в) проехали мимо музея;
г) благодаря выпавшему снегу;
д) без хорошего друга;
е) вздрогнул от неожиданности.


7. Укажите предлоги, которые пишутся через дефис.

а) Из(за);
б) (в)течение;
в) из(под).


8. Укажите предлоги, которые пишутся слитно.

а) (В)близи;
б) (в)продолжение;
в) из(за);
г) (на)встречу;
д) (по)мере;
е) (в)следствие.


9. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?

а) В продолжение ночи я не спал ни минуты.
б) Сзади шли вязальщицы.
в) Сзади Николая кто-то зашевелился.
г) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.


10. В каких словосочетаниях надо употребить предлог ИЗ?

а) Вернуться... школы;
б) вернуться... реки;
в) вернуться... магазина;
г) вернуться... улицы.


11. Укажите предложение с неправильно употребленным предлогом.

а) Все спрашивали о результатах матча.
б) Вчера я ходил до друга.
в) Из школы Ваня пришел сегодня рано.


12. Укажите предложения с неправильным употреблением предлогов.

а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.
б) Мы с него так смеялись.
в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.
г) Об этом серьезно продумали учителя школы.

Упражнение 1.

Раскройте скобки. Там, где нужно, поставьте дефис.

Выйти (из) комнаты, из(за) болезни, узнать (от)друга, присесть (к)столу, по(над) лесом, (по)реке, взяться(за) дело, инспектор (из)министерства, невнимательный (к) людям, скупой (на)слова, из(под) стола, путь(к) заводу, лекарства(от)гриппа, добрый (по)натуре, рассеянный (до)крайности, полезный (для)практики, мечтать (о)счастье, поставьте (на)шкаф, бродить (по) городу; подумать (перед)тем, как отвечать; смахнуть пыль (с)плеча, ждать (до) утра, признаться (при)всех, думать (об, обо)мне, (под, подо)льдом, (с)нами, (через) реку, (по)лугу, (за)Днепром, (у)калитки, по(за)тыном огород, (со)стола, (без, безо)всяких усилий.

Упражнение 2.

Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже.

Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), действовать согласно (предписание), скучать по (сын).

Упражнение 3.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1) (В) течени... дня, (в) продолжени... речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени... романа, (в) следстви... болезни, (в) завершени... работы состоялось собрание; (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача, (в) заключени... юриста; недостатки выявились (в) завершени... отчета; он пробыл (в) заключени... три года, (во)избежан... пожара, (в)отношен... доклада; все дело (в)отлич... между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам.

2) (В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка. (В)следстви... по этому делу было много погрешностей. (В)заключени... доклада были приведены убедительные цифры. (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился. В те страшные времена (в)заключени... находилось много прекрасных и умных людей из русской интеллигенции. Парашютист прыгнул, (не)смотря вниз. Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса. (В)заключени... акта ревизии давалась оценка работы казначея. Имей (в)виду: я могу обидеться. (В)следстви... ремонта клуб был закрыт.

Упражнение 4.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.

(В)следстви... сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти... на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви... по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени... романа известного автора, (в)продолжени... утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени... пяти лет, (в)течени... бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви..., (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени... недели, наблюдать изменения (в)течени... реки, отсутствовать (в)продолжени... месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени... романа, отменить экскурсию (в)следстви... дождя, (в)последстви... вернется в город, договориться (на)счет транспорта, (в)виду нелетной погоды, непредвиденные обстоятельства нужно иметь (в)виду, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви... с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды.

Упражнение 5.

Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая сложные предлоги.

1. Желтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма (Полев.). 2. (По) (над) Доном сад цветет (Колъц.). 3. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 4. По (над) рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 5. (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Стан.). 6. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.).7. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 8. (В) виде этом много ярких красок. 9. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 10. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 11. (В) след (за) тем показалась гостям шарманка (Г.). 12. Ваш хор выступит (за) тем артистом, который стоит у рояля. 13. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 14. (По) среди обширных трудов своих он не переставал осведомляться о своем любимце (Л.). 15. Сговорившись (на) счет завтрашнего дня, они распростились (Стан.). 16. Все эти доходы переведите (на) счет нашей бригады. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в) след (Т.). 18. Охотники осторожно, след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поезду. 20. Рассудку вопреки, (на) перекор стихиям... (Гр.). 21. Он всегда действовал (на) перекор.

Упражнение 6.

Спишите, раскрывая скобки. Вместо точек на конце слов поставьте нужные буквы. Объясните правописание данных слов.

(В) течени... дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. (В) течени... военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени... часа таскал за ней по базару эту корзину (М. Г.). 4. О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени... романа. 5. (В) следстви... подчиненного положения Якова в пансионате товарищи об­ращались с ним небрежно (Г.). 6. (В) следстви... по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. (В) последстви... я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Аре). 8. (В) течени...всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание (Т.). 9. Она повторяла свою роль (на) ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на) подоби... глиняных котов (П.). 10. (В) следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали (Аре). 11. (В) продолжени... всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.).

Упражнение 7.

Прочитайте текст. Выделите в нем предлоги и сформулируйте общее правило их правописания с существительными. Напишите изложение.

ДЕБЮТ

Известный русский певец Федор Иванович Шаляпин в 1901 году был приглашен в Милан для репетиций оперы композитора Бойто «Мефистофель» в театре «Ла Скала». Шаляпину была поручена главная партия в надежде на то, что его знаменитый бас поможет публике оценить оперу, которая после шумного провала не ставилась в течение 32 лет и сейчас, в сезон 1900/01 гг., в театре возобновилась.

Репетиции шли в продолжение двух недель, подготовка спектакля была очень сложней. Все певцы, как это было принято в их творческом коллективе, репетировали, но от Шаляпина, которого здесь еще не знали, дирижер Артуре Тосканини потребовал пения в полный голос. Шаляпинский бас показался всем, кто присутствовал на репетиции, таким могучим, что они были потрясены. С нетерпением актеры и публика ожидали премьеры.

Наступил вечер первого представления. Нарядная толпа шумно входила в партер, поднималась на балкон, размещалась в ложах.

Мефистофель-Шаляпин вышел на сцену в прологе. И этот первый выход певца, его красивый голос, высокая фигура, естественность и выразительность движений произвели огромное впечатление на публику.

Когда Шаляпин окончил свою партию, ему показалось, что на него обрушилась лавина, такой шум поднялся в зале. Это были аплодисменты в честь его таланта и приветственные крики в адрес певца.

После пролога Шаляпину снова была устроена шумная овация. С каждой картиной успех его возрастал. Партнером Шаляпина был Энрико Карузо, тогда тоже, как и Шаляпин, молодой еще, начинающий певец. Спек­такль стал триумфом и для него. Но русский бас был на особом положении, так как публика «Ла Скала» особенно взыскательна к неизвестным ей, приехавшим на гастроли певцам. Этот вечер для молодого русского артиста закончился блистательным успехом.

Упражнение 8.

Перепишите предложения, раскрывая скобки и встав ляя пропущенные буквы.

I . (В) следстви... ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (ГерцЛ. 3. (В) продолжение дороги мы два раза переехали через реку (Акс). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Г.). 6. (В) течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М. Г.) 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кае.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сурк.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.). 11. Воронин хотел было спросить (на) счет завтрака, но промолчал (Каз.). 12. (В) связи с эвакуацией работа на заводе приостановилась (Аж.).

II . 1. (По) среди обширных зеленых лугов паслись тучные стада. 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В) заключени... старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс). 4. (В) по­следствие. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Акс). 5. У многих русских рек, (на) подоби... Волги, один берег горный, другой луговой (Г.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек. 7. Имейте (в) виду - задание ответственное (Эренб.).

Упражнение 9.

Объясните различие в написании выделенных слов в приводимых попарно предложениях.

1. В течение ближайших суток погода не изменится. В течении болезни наступило улучшение. 2. В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны. О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать в продолжении повести. 3. В заключение собрания была принята резолюция. В заключении врачей указан метод дальнейшего лечения. 4. Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась. В следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы. 5. Ввиду предстоящего скорого отъезда нужно поторопиться со сборами. Следует иметь в виду возможные изменения условий работы. 6. Получилось что-то вроде самодельного велосипеда. В роде Толстых было немало одаренных людей.

Упражнение 10.

Напишите текст под диктовку

МОРСКАЯ СТИХИЯ

В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.

Далеко-далеко белеет одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто.

Близ берега над волнами носятся то туда, то сюда чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились к нему. С их отлетом над морем становится по-прежнему тихо. Ниоткуда не слышно никаких звуков. Впоследствии я всегда с удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу.

Тест по теме «Правописание предлогов»

1. В каком варианте предлог пишется слитно?

1) (не) смотря на погоду

2) (за) счет усердия

3) (в)течение года

4) (из)за помарок

2. В каком варианте предлог пишется раздельно?

1 ) (в)следствие неудачи

2) (в)виду отъезда

3) (на)счет работы

4) (в)связи с работой

3. В каком варианте предлог пишется слитно?

1 ) (в)целях безопасности

2) (в)продолжение экзамена

3) (в)отличие от друзей

4) (не)взирая на успех

4. В каком варианте неправильная грамматическая характеристика ведет к орфографической ошибке?

1 ) поговорить (на) счет отпуска - предлог, пишется слитно

2) учить (в)течени... года - предлог, пишется раздельно, на конце Е

4) идти (на)встречу ветру - существительное с предлогом, пишется раздельно

5. Найдите вариант с ошибкой.

1 ) Ты опоздал из-за меня.

2) Я вернусь в течение часа.

3) Вместо назначения поезд опоздал.

4) Имей в виду, я буду поступать по-своему.

6. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (В) течение всего пути он хранил молчание.

2) Что вы имеете в (виду)?

3) Плавать в этой реке опасно (в) следствие быстрого течения и водоворотов.

4) (В) продолжение разговора малыш с интересом посматривал на взрослых.

7. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) О судьбе героя мы узнаем (в) продолжении романа.

2) (В) связи с плохой погодой аэропорт закрыт.

3) (В) следствие ранения солдату пришлось долго лечиться.

4) Я старался увидеть что-нибудь (на) подобие летающей тарелки, но безуспешно.

8. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) Я всматривался (в) течение реки, медленное и величавое.

2) Он вел разговор, (не) смотря на собеседника.

3) (В) виду приближающегося шторма рыбакам запретили выходить в море.

4) Девушка поднялась со скамьи и сделала несколько шагов (на) встречу.

9. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) (На) встречу нам подул сильный ветер.

2) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, когда состоялась встреча.

4) (В) отличие от других спортсменов пловцы тренировались интенсивнее.

10. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (В) течение двадцати лет я хорошо узнал этот лесной край.

2) (В) следствие плохой погоды поход пришлось отменить.

3) (В) виде исключения мне разрешили досрочно сдать экзамен.

4) Ребята спешили (на) встречу с писателем.

11. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) (По) отношению к делам нельзя проявлять небрежность.

2) Может быть, вам стоит подумать о чем-то (в) роде воспоминаний?

3) Грубые слова, сказанные (в) место благодарности, обидели и огорчили.

4) (В) следствие холодов занятия в школе отменили.

12. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (Не) смотря на усталость, студенты усердно занимались.

3) (В) течение всего дня я усердно работал.

4) Озеро показалось вдали (в) виде маленькой лужицы.

13. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) Облака, казалось, плыли (на) встречу нашей яхте.

2) (Не) взирая на ливень, туристы продолжили свой путь.

3) (В) отличие от своих сверстников, он казался более серьезным.

4) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, с чего все началось.

Конспект урока по русскому языку

студентки IV курса I группы

Чижиковой Натальи Леонидовны.

К проведению урока допускаю:

Семёнова Л. А.:

Зуева А. А.:

Тема: «Правописание производных предлогов. Практикум».

Цель: закрепить на практике правописание производных предлогов.

Задачи:

Ведущее слово.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня вы выполните практикум по теме «Правописание производных предлогов», а в конце урока сдадите эти тетради и получите другие. Запишите дату – сегодня первое марта. Классная работа. Практикум.

Глобальное слушание.

Запись в тетради.

Первое марта.

Классная работа.

Практикум.

Записано на доске.

2.Закрепление изученного материала.

Ведущее слово.

Для того, чтобы вспомнить правописание производных предлогов, давайте выполним следующее упражнение. Вам нужно записать предлоги, раскрывая скобки, выявить, что общего у предлогов первой и второй группы и вместе взятых.

Репродуктивная беседа.

Почему данные предлоги разделены на две группы?

Найдите общее между двумя этими группами.

Запись в тетради.

I Впереди, внутри, вокруг, позади, поперёк, вопреки, наперекор.

II Вследствие, ввиду, насчёт, вроде, наподобие, вместо.

В первой группе предлоги образованы от наречий, во второй – от существительных.

Предлоги в обеих группах пишутся слитно.

Языковой материал (записан на доске).

I (В)переди, (в)нутри, (во)круг, (по)зади, (по)перёк, (во)преки, (на)перекор.

II (В)следствие, (в)виду, (на)счёт, (в)роде, (на)подобие, (в)место.

3.Проверка домашнего задания.

Ведущее слово.

На дом вам было задано 702-е упражнение на 98-й странице. Вам нужно было списать предложения и раскрыть скобки. Давайте проверим.

Запись в тетради.

1) Н ар яду с основными предметами в школе изучается история мировой культуры. – Наряду – предлог, пишется слитно, образован от наречия и можно заменить предлогом вместе. Невдалеке на ряду скоше нн ой травы сидела жёлто - зелёная птичка. – На ряду – существительное, т.к. к нему можно задать вопрос: сидела (где?) на ряду; скошенной – пишем с нн, т.к. образовано от прилагательного скошенный; жёлто-зелёная – пишем через дефис, т.к. это наименование цвета. 2) Благодаря из - за стола. – Благодаря – деепричастие, т.к. к нему можно задать вопрос – поднялись (как?) благодаря ; из-за – пишем через дефис, потому что это сложный предлог. Благодаря обильным дождям сад не нужно было поливать. – Благодаря – предлог, т.к. к нему нельзя задать вопрос – не нужно было поливать (благодаря чему?) благодаря дождям; не нужно – пишем раздельно, т.к. нельзя заменить синонимом без не. 3) Повторите монолог, не смотря в книгу. – Не смотря – деепричастие, пишем раздельно, т.к. к нему можно задать вопрос: повторите ( как? ) не смотря. Н ес мотря на крики людей, кабаны шли прямо к кукурузе. – Несмотря – пишем слитно, потому что это предлог, т.к. к нему нельзя задать вопрос: шли (как)несмотря на крики. 4) Вс ледствие н ав однения многие постройки были смыты. – Вследствие – предлог, т.к. к нему нельзя задать вопрос: были смыты (вследствие чего?) вследствие наводнения, также его можно заменить предлогом из-за; наводнения – пишем слитно, т.к. нет слова воднение. В следствие включился знаменитый сыщик. В следствие – пишем раздельно, потому что это существительное, можем задать к нему вопрос: включился (куда?) в следствие.

Языковой материал.

1) (На)ряду с основными предметами в школе изучается история мировой культуры. Невдалеке (на)ряду скоше(н, нн)ой травы сидела (жёлто)зелёная птичка. 2) Благодаря хозяйку, гости шумно поднялись (из)за стола. Благодаря обильным дождям сад (не)нужно было поливать. 3) Повторите монолог, (не)смотря в книгу. (Не)смотря на крики людей, кабаны шли прямо к кукурузе. 4) (В)следствие (на)воднения многие постройки были смыты. (В)следствие включился знаменитый сыщик.

4. Домашнее задание.

Ведущее слово.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: страница 82-я, упражнение 663-е. давайте прочитаем задание.

Инструктивное слово.

Итак, дома вам нужно будет составить словосочетания с данными словами, распределяя их на два столбика – предложные и беспредложные. Составить 2 предложения с причастным оборотом после определяемого слова. Кто не понял?

1. С данными словами составьте словосочетания, в которых главным словом является причастие. Запишите эти словосочетания, распределяя на две группы: предложные и беспредложные.

2. Докажите, что записанные вами словосочетания могут служить причастными оборотами. Используя их, составьте два предложения, в которых причастия с зависимыми словами будут стоять после определяемого слова. Объясните постановку знаков препинания.

Спросить 2 – 3 человека.

5. Практикум.

Ведущее слово.

Мы записали задание на дом. Теперь приступим к выполнению практикума. Он будет состоять из 3-х заданий. Первое задание у вас на карточках. Выполняем по вариантам: 1 и 2. Задания для обоих вариантов одинаковые, примеры разные. Пока вы работаете по карточкам, я напишу на доске второе задание.

Ведущее слово.

Вы выполнили задания. Теперь давайте обратимся к книжечкам с тестами, которые вы раздали в начале урока. Откройте 34-ю страницу. Перед вами тест по предлогам по вариантам, в каждом из которых 9 заданий. Номера вариантов остаются за вами – 1-й вариант выполняет задания к 1-му варианту, 2-й – ко 2-му. Если будут возникать вопросы по ходу выполнения, подойдите потихоньку и спросите или поднимите руку – я подойду.

Запись в тетради.

Вариант I

1. В течени е несколько дней лили проливные дожди.

2. Вс ледстви е частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов.

3. В продолжени е ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась.

4. В виду ожидаемых заморозков теплолюбивые растения укрыли соломой.

5. Н ес мотря на чудесную погоду, на побережье пустынно.

Вариант II

1. Капитан Бонавентура с караулом поскакал навстречу экипажу, появившемуся на дороге.

2. Ввиду недостатка в продовольствии сокращение пути теперь было особенно важно.

3. Впереди машины взметнулся клуб чёрного дыма.

4. Вследствие сильной жары река обмелела.

5. В области изучения космоса наша страна достигла больших успехов.

Запись в тетради.

Вариант I

Вследствие (предлог) сильной засухи все мелкие речки пересохли. – В следствии (сущ.), которое велось после автомобильной аварии, вина шофёра была установлена. – В следствии (сущ.) по делу о поджоге были внесены показания ночного сторожа.

Вариант II

В течение (предлог) этого года было закончено строительство нового корпуса завода. – В течении (сущ.) всякой речи бывают изгибы. – Наша лодка попала в течении (сущ.) реки такое сильное, что рыбаки едва с ним справились.

Запись в тетради.

Вариант I Вариант II

1) а 1) г

2) а, в, д 2) а, б

3) а, г 3) а, г

4) а, б 4) в, г, д

5) б, г 5) а

6) а, в, г 6) а

7) в 7) а

8) б 8) г

9) г 9) б

Языковой материал (карточки).

Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу производные предлоги.

Вариант I

Слова для справок:

Вариант II

Слова для справок:

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, укажите часть речи у выделенных слов (на доске).

Вариант I

(В)следстви_ сильной засухи все мелкие речки пересохли. – (В)следстви_ , которое велось после автомобильной аварии, вина шофёра была установлена. – (В)следстви_ по делу о поджоге были внесены показания ночного сторожа.

Вариант II

(В)течени_ этого года было закончено строительство нового корпуса завода. – (В)течени_ всякой речи бывают изгибы. – Наша лодка попала (в)течени_ реки такое сильное, что рыбаки едва с ним справились.

Тесты см. в приложении.

Приложения.

Вариант I

1. Предлог – служебная часть речи, которая:

а) выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;

б) связывает однородные члены предложения в составе сложного;

в) вносит различные оттенки в предложение.

2. Укажите словосочетания с производными предлогами:

а) ходить вокруг дома;

б) идти через мост;

в) двигаться вдоль дороги;

г) надпить на конверте;

д) стоять около школы;

е) отступать от темы.

3. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных:

А. Оплатите за билет.

Б. Укажите на недостатки.

В. Интересуйтесь о результатах.

Г. Уверенность в победу.

Д. Поехать на трамвае.

4. Укажите словосочетания с простыми предлогами:

а) жить у моря;

б) поступать наперекор всем;

в) показалось из-за туч;

г) ждать в течение суток;

д) поступать в силу обстоятельств.

5. Найдите предложения, в которых выделенные слова – предлоги:

А. Шёл, не смотря по сторонам.

Б. Несмотря на занятость, он помогал другу.

В. Он оправдывался, не смотря в глаза.

Г. Туристы, несмотря на дождь, продолжали маршрут.

6. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлоги:

А. Стадо потянулось мимо дома.

Б. Дева глядит вокруг изумлёнными глазами.

В. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.

Г. Поперёк дороги уложили брёвна.

Д. Впереди шли самые стойкие.

а) б) в) г)

В течени.. реки и е и е

В течени.. часа и е е е

В течени.. всей дороги и и е е

В течени.. лета и е е и

а) б) в) г)

Благодаря решени.. я ю ю я

Согласно желани.. ю ю я я

Встретиться по прибыти.. и и ю ю

Сообщить по окончани.. ю и и ю

А) б) в) г)

р..зиденция е и и е

п..риод и е и е

изобр..зить о а о а

ф..нтазия а о о а

Вариант II

1. Укажите неверное утверждение:

а) предлог – служебная часть речи;

б) предлог служит для соединения слов в предложении;

в) предлоги служат для выражения лексических значений;

г) предлоги не являются членами предложения.

2. Найдите словосочетания с непроизводными предлогами:

а) прыгать через лужи;

б) жить при станции;

в) благодаря обильным дождям;

г) поступать в соответствии с нормой;

д) растёт около забора;

е) строить позади дома.

3. Укажите словосочетания, в которых допущении ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных:

а) обсудило о работе;

Б) уйти из завода;

В) платить за проезд;

Г) отзыв на рассказ;

Д) вернуться из Москвы.

4. Найдите словосочетания с составными предлогами:

а) пойти в театр;

Б) не спать из-за ветра;

В) в счёт будущего года;

Г) в течение дня;

Д) в силу сложившихся обстоятельств;

Е) прибавить к двум.

5. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлоги:

А. Мы бежали (на)встречу брызгам волн.

Б. Они отправились (на)встречу с артистами.

В. (На)встречу с ним он не надеялся.

Г. Ветер гнал листья (на)встречу.

6. Найдите предложения, в которых выделенные слова – предлоги:

А. Все ушли, благодаря хозяйку за гостеприимство.

Б. Ребята не пошли в лес ввиду ненастья.

В. Земля вращается вокруг солнца.

Г. Вопреки моему желанию, они познакомились.

Д. Впереди шёл командир отряда.

7. Какую букву нужно вставить? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

а) б) в) г)

в продолжени.. ночи е и е и

в продолжени.. романа и е и е

в продолжени.. часа е и е и

в продолжени.. повести и и е е

8. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 7:

а) б) в) г)

Вопреки ожидани.. я ю я ю

Согласно решени.. я я ю ю

Поговорить по прибыти.. е ю ю и

Отдыхать по окончани.. и е ю и

9. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное 7:

А) б) в) г)

Ф..нтазия о а о а

Впоследстви.. е и и е

Изобр..зить о а о а

Р..зиденция и е е и

Вариант I

1. … несколько дней лили проливные дожди.

2. … частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов.

3. … ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась.

4. … ожидаемых заморозков теплолюбивые растения укрыли соломой.

5. … чудесную погоду, на побережье пустынно.

Слова для справок: (в)течени_, (в)следстви_, (в)продолжени_, (не)смотря на, (в)виду.

Вариант II

1. Капитан Бонавентура с караулом поскакал … экипажу, появившемуся на дороге.

2. … недостатка в продовольствии сокращение пути теперь было особенно важно.

3. … машины взметнулся клуб чёрного дыма.

4. …сильной жары река обмелела.

5. … изучения космоса наша страна достигла больших успехов.

Слова для справок: (в)следствие, (в)виду, (в)области, (в)переди, (на)встречу.