Все о печах и каминах - Информационный портал

Евгений евтушенко личная жизнь. Город с зимним названием

Совсем недавно ушел из жизни один из самых замечательных поэтов современности, стихами которого зачитывались миллионы. Жена Евгения Евтушенко Мария Новикова была с ним рядом до последних минут, как и все последнее время, когда ее супруг начал серьезно болеть.

Мария - четвертая супруга поэта, поражала всех его близких самоотверженностью, с которой ухаживала за больным супругом. Она провела очень много времени в американских госпиталях, стараясь надолго не оставлять супруга одного.

Брак с Марией Новиковой оказался самым крепким и продолжительным - Евтушенко прожил с ней тридцать лет, а познакомились они, когда Марии было двадцать три года, а ему - пятьдесят три, и с его стороны это была любовь с первого взгляда.

К тому времени он пережил уже три развода и был совершенно свободен. Первой женой Евгения Евтушенко была поэтесса Белла Ахмадулина, роман с которой начался, когда ей только что исполнилось восемнадцать. Их семейную жизнь нельзя было назвать спокойной - ссоры между супругами возникали часто, но они очень быстро мирились и посвящали друг другу стихи.

На фото - Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина

Через много лет Евтушенко с горечью вспоминал, что заставил жену сделать аборт, когда та сообщила ему, что ждет ребенка - ему казалось, что они еще молоды и надо пожить для себя. Евгений думал, что после рождения ребенка на них свалятся бытовые проблемы, которые помешают ему наслаждаться свободой и творить. Постепенно они начали отдаляться друг от друга, но Евтушенко ничего не предпринял, чтобы спасти брак - даже когда Белла попросила его взять с собой в творческую поездку по Сибири, чтобы как-то наладить отношения, он снова захотел не обременять себя и предпочел свободу. Поэт потом еще долго скорбел о потерянной любви и чувствовал себя виноватым в том, что не разрешил своей первой супруге родить ребенка.

Второй женой Евгения Евтушенко стала Галина Сокол-Луконина. Они были знакомы давно - до Евтушенко Галина была замужем за его другом - писателем Михаилом Лукониным, а роман между ними вспыхнул уже после того, как Галина разошлась с мужем, а Евтушенко - с Беллой. Они прожили в браке семнадцать лет, но никак не могли родить ребенка, и тогда решили взять малыша из детского дома, так в их семье появился Петя. Галина много занималась с приемным сыном, который рос спортивным ребенком - плавал, прыгал с трамплина на лыжах, а когда вырос, стал художником. Брак с Галиной распался из-за многочисленных романов Евгения, которые его жена устала ему прощать. Развод сопровождался длительным разделом многочисленных картин, подаренных им друзьями, но Евтушенко и Луконина, которая после развода больше не выходила замуж, все же, смогли сохранить дружеские отношения.

На фото - поэт с третьей женой Джен Батлер

Третьей женой поэта стала ирландка Джен Батлер, его давняя и страстная поклонница. Они прожили вместе около восьми лет, Джен родила поэту двух сыновей - Александра и Антона.

С четвертой женой Евгений Евтушенко познакомился в Петрозаводске, когда на местной телестудии после выступления подписывал свои книжки. Он влюбился в Марию, только взглянув на ее руки, а через полгода она уже стала его супругой. Они почти никогда не расставались, и когда поэт приезжал в Россию, то его всегда сопровождала супруга. В браке с Марией у Евтушенко родилось еще двое сыновей, и у нее хватало времени и сил на заботу обо всех, чем не раз восхищался ее муж.

На фото - Евгений Евтушенко и Мария Новикова с сыновьями

Их взгляды на литературу, политику очень часто не совпадали, но они всегда находили общий язык в любом вопросе и им никогда не было скучно вместе. Мария всегда была рядом, когда он попадал в очередной раз в больницу и делала все возможное, чтобы вытащить его из очередной болезни, а он посвящал ей стихи, в которых выражал свою любовь и благодарность.

Мария тяжело переживала смерть мужа, и только благодаря поддержке сыновей и близких друзей, смогла смириться с этим горем.

Одной из величайших личностей, живших в прошлом и в этом веке, бесспорно, является Евгений Евтушенко. Его многогранный талант привел к тому, что сам Евгений Евтушенко, его биография, личная жизнь, жены, дети и фото стали интересны почитателям его деятельности.

Настоящее имя героя Евгений Гангнус. Он родился в 1932 году 18 июля в сибирском поселке. С раннего детства мальчика преследовали крутые перемены. Началось с того, что его мать Зинаида изменила фамилию, полученную в браке, на свою девичью и ее же дала сыну.

Евгений Евтушенко

Фамилия Гангнус принадлежала отцу ребенка. Он был прибалтом с немецкими корнями. После этого в детской метрике изменили и год рождения маленького Жени на 1933. Таким способом мать ребенка пыталась минимизировать возникшие сложности с документами для эвакуации в ВОВ.

Судьба мальчика определилась рождением в семье людей искусства. Мама Жени была заслуженным деятелем культуры и актрисой. Отец сочинял стихи на любительском уровне. Поэтому любовь к чтению и истории были привиты малышу с самого детства. Уже в шестилетнем возрасте ребенок обучался азам грамоты. Любимые книги мальчика были вовсе недетскими: Флобер, Дюма, Сервантес, Ги де Мопассан.

В 1944 году Женю ждали новые испытания: переезд в Москву ознаменовался уходом папы из семьи к любовнице. Александр Рудольфович не перестал принимать активное участие в культурном росте сына. Он также старался дать ребенку более углубленные знания в области литературы.

Великий писатель и поэт Евгений Евтушенко

К тому времени Евтушенко уже обучался в поэтическом кружке при Доме Пионеров. Отец часто водил мальчика на поэтические встречи в ВУЗ МГУ. Евгению довелось присутствовать на творческих выступлениях А. Ахматовой, Б. Пастернака, А. Твардовского и других мастеров слова.

Дома у Евгения тоже часто собирались люди искусства. Мать мальчика приглашала в гости актеров, поэтов и писателей. Здесь побывали В. Соколов, Б. Ахмадулина, Е. Винокуров, М. Рощин и прочие.

Такое окружение привело к тому, что юный талант уже в раннем возрасте принялся сам сочинять. Результаты его творчества впервые были напечатаны в издании «Советский спорт» в 1949 году.

Молодой человек начал обучение в Литературном ВУЗе в 1951 году, но скоро был выдворен по причине систематических пропусков занятий. Это была официальная версия. На самом деле Евгений был склонен публично выражать свою точку зрения, которая расходилась с идеологией той эпохи. Уже в то время было ясно, что по прошествии лет Евгений Евтушенко, его биография, личная жизнь, жены и дети станут любопытны широкой общественности. Герой все же обрел свой документ об образовании, но случилось это многим позже в 2001 году.

Евгений Евтушенко в детстве

Несмотря на недостаток образования, молодой человек проявлял недюжинный талант и быстрыми темпами набирал популярность в своей среде. В 1952 году в печать ушло дебютное собрание стихов под названием «Разведчики будущего». Он состоял из бравурных призывов и патетических стихотворений. Настоящая поэзия увидела свет несколько позже в виде стихотворений «Вагон» и «Перед Встречей». После этого молодого поэта приняли в Союз писателей. В свои двадцать лет он был самым младшим членом сообщества.

Евгений Евтушенко в юности

Уже в таком раннем возрасте Евгений удостоился чести читать стихи совместно с Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и Робертом Рождественским.

В это время его лучшими творениями стали:

  • «Стихи разных лет»;
  • «Третий снег»;
  • «Яблоко».

Евгений Евтушенко в молодости

Другие виды творческой деятельности поэта

Спектр сфер применения талантов Евгения Евтушенко широк. Он проявил себя в музыке, прозе, кино. Среди произведений в прозе есть множество шедевральных, которое сразу полюбилось читателям. Самой первой такой работой автора стала «Четвертая Мещанская». Ее опубликовали в 1959 году на страницах регулярного издания «Юность». Следующим стал рассказ «Куриный бог». Первый роман под названием «Ягодные места» увидел свет в 1982 году. Между первыми крупными произведениями прошло целых одиннадцать лет. Второй роман называется «Не умирай прежде смерти».

Евгений Евтушенко на сцене

Начало девяностых ознаменовалось переездом в Соединенные Штаты. В это время Евгений Евтушенко, его биография, личная жизнь, жены, дети и фото уже были занимательной информацией для поклонников его таланта. В Америке герой читал лекции по русской поэзии. Кроме того, он выпустил еще несколько работ.

В 2012 году вышло произведение «Счастье и расплата», после него — «Не умею прощаться». Если подвести краткие итоги, то им было написано более тринадцати десятков книг, многие из которых переведены на семьдесят языков.

Евгений Евтушенко принимал участие в поэтических вечерах

Благодаря своему таланту и трудолюбию Евтушенко удостоился ряда наград. Оригинальным знаком преклонения перед талантом мастера слава было название планеты, полученное ею в честь Евгения Евтушенко.

Также талант великого человека получил массу символов признания его деятельности за рубежом от иностранных организаций.

Творчество Евтушенко в музыке и в кино

Творчество Евгения Александровича стало вдохновляющим для некоторых представителей других творческих профессий. Также благодаря им Евгений Евтушенко, его биография, личная жизнь, жены и дети стали еще более интересны общественности.

На базе одной из поэм композитором Дмитрием Шостаковичем была создана прославленная тринадцатая симфония. Среди композиторов, с которыми также сотрудничал автор, Юлий Саульский, Евгений Крылатский, Эдуард Колмановский. Стихотворения Евтушенко, положенные на музыку, превратились в хиты: «А снег идет», «Родина», «Когда звонят колокола». Стоит отметить, что рок-оперы «Казнь Степана Разина» и «Иду белые снеги»также созданы на основе стихов автора.

Евгений Евтушенко в роли ученого Константина Циолковского

В тандеме с Энрике Пинеда Барнет Евтушенко написал сценарий к фильму «Я-куба». Кинокартина попала в прокат в 1964 году. Фильм «Взлет» герой украсил своим выступлением в главной роли. Этот фильм впервые показали в 1979 году.

На счету Евгения Александровича кинолента «Детский сад», в которой он выступил в качестве сценариста. Там же он сыграл роль второго плана. Его режиссерским опытом стала работа над кинофильмом «Похороны Сталина» в 1990 году. Сценарий для этой картины он написал сам.

Евгений Евтушенко с друзьями на отдыхе

Жены и дети Евгения Евтушенко

Семейная жизнь Евгения Александровича была яркой и полной событий. Он был женат четырежды. Первый союз с Беллой Ахмадулиной состоялся в 1954 году, но продлился недолго. По словам самого Евтушенко, их развели разные взгляды с женой на многие вопросы. В том числе и на поэзию. Женщина без лишних слов указывала уже состоявшемуся поэту на недочеты. Евгений Александрович говорил о том, что во всех браках его жены выступали самыми суровыми и одновременно главными для автора критиками его трудов. В случае с Ахмадулиной поэт не оставался в долгу и также критиковал ее творчество.

Евгений Евтушенко с первой женой Беллой Ахмедулиной

Следующей супругой поэта была Галина Сокол-Луконина. Она также жестко оценивала работы мужа. Но, если ей нравились его стихи, то она не скрывала этого и искренне с удовольствием демонстрировала свои чувства. Женщина родила Евтушенко первого ребенка – сына Петра.

Евгений Евтушенко и Мария Новикова

Последней любовью героя стала Мария Новикова. По образованию она врач и филолог. В браке тоже появились два сына: Дима и Женя. Все это сделало личную жизнь Евгения Евтушенко, его биографию, жен, детей и их фото занимательными для поклонников поэта.

Евтушенко тянуло к женщинам с ранних лет. Множество его строк было посвящено именно слабому полу и его переживаниям эротического характера.

Преподаватели и деятели культуры не знали, как реагировать на смелые заявления пятнадцатилетнего мальчика. А друзья советовали использовать свою потрясающую фантазию и выбрать другую тему для своих произведений.

Евгений Евтушенко с женой и сыновьями

Такое поведение Евтушенко было не только протестом ханжеству, но и демонстрацией своего рода бесстрашия. Его не печатали, ограничивали в передвижениях и всячески пытались пристыдить за разнузданные образы. Это придало несколько скандальную славу всему, что связано с Евгением Евтушенко: биография, личная жизнь, жены, дети.

Не стало великого человека весной 2017 года. Кончина пришла к нему в одной из американских больниц. Он ушел тихо во сне. Врачи сделали все возможное, чтобы продлить жизнь известного поэта, но время окончания великого пути уже наступило. Последним волеизъявлением Евтушенко было лежать недалеко от Пастернака в Подмосковье.

Евгений Евтушенко в последние годы своей жизни

Герой прожил долгую насыщенную жизнь и по сей день биография Евгения Евтушенко, его личная жизнь, жены и дети вызывают неподдельное внимание последователей его творчества.

Легендарный писатель Евгений Евтушенко появился на свет в Сибири в 1932 году, и с самого рождения вся его жизнь была связана с переменами. Мать Евгения, Зинаида Ивановна, сменила фамилию мужа на девичью и записала сына как Евтушенко. Это и неудивительно. Глава семейства Александр Рудольфович был наполовину немцем, наполовину прибалтом и носил фамилию Гангнус. Чуть позже, во время эвакуации периода Великой Отечественной войны, дабы избежать проблем с документами, матери пришлось поменять год в свидетельстве о рождении Евгения на 1933.

Евгений Евтушенко рос в творческой семье: отец был поэтом-любителем, а мать - актрисой, впоследствии получившей звание Заслуженного деятеля культуры РСФСР. С малых лет родители прививали ему любовь к книгам: читали вслух, пересказывали занятные факты из истории, обучая малыша чтению. Так, в шесть лет папа научил маленького Женю грамоте. Для своего развития маленький Евтушенко выбирал совсем не детских авторов, читая произведения , Сервантеса и Флобера.


В 1944 году семья Евгения переезжает в Москву, а через некоторое время отец оставляет семью и уходит к другой женщине. В то же время Александр Рудольфович продолжает заниматься литературным развитием сына. Евгений занимался в поэтической студии Дома пионеров, посещая с отцом вечера поэзии в МГУ. Евтушенко побывал на творческих вечерах , Александра Твардовского, . А мать, будучи солисткой театра им. , часто собирала дома артистов и поэтов. В гости к маленькому Жене приходили, Михаил Рощин, Евгений Винокуров, Владимир Соколов и другие.

Стихи

В такой творческой атмосфере юный Женя был развит не по годам и старался подражать взрослым,также сочиняя стихи. В 1949 году в одном из номеров газеты "Советский спорт" впервые опубликовали стихотворение Евтушенко.

В 1951 году Евгений поступил в Литературный институт имени Горького и вскоре был отчислен за непосещение лекций, но истинная причина крылась в публичных высказываниях, неприемлемых для того времени. К слову, диплом о высшем образовании Евтушенко получил только в 2001 году.


Отсутствие высшего образования не мешало молодому дарованию добиваться успехов в творчестве. В 1952 году издается первый сборник "Разведчики будущего", состоящий из восхваляющих стихов и пафосных лозунгов. А старт серьезной карьере поэта дали стихи "Перед встречей" и "Вагон". В этом же году Евтушенко принимают в Союз писателей СССР, и двадцатилетний паренек становится самым молодым участником организации.

Настоящую известность юному поэту приносят такие работы, как "Третий снег", "Стихи разных лет" и "Яблоко". Всего за несколько лет Евгений Евтушенко добивается такого признания, что его зовут выступать на поэтических вечерах. Свои стихи молодой поэт читал вместе с такими легендами, как , и Белла Ахмадулина.

Кроме стихов, из-под его пера вышла полюбившаяся читателям проза. Первое произведение "Четвертая Мещанская" было опубликовано в 1959 году в журнале "Юность", позже в свет вышел второй рассказ "Куриный бог". Свой первый роман "Ягодные места" Евтушенко выпустил в 1982 году, а следующий, "Не умирай прежде смерти", через одиннадцать лет.

В начале девяностых писатель переехал в Соединенные Штаты, но и там не прекратил творческую деятельность: читал курсы русской поэзии в местных университетах и даже выпустил несколько произведений. Евгений Евтушенко издает свои сборники до сих пор. Так, в 2012 году выходит "Счастья и расплаты" и еще через год - "Не умею прощаться".

За время его творческой жизни было издано более ста тридцати книг, а его произведения читают на 70 языках мира.


Евгений Александрович не только получил признание среди читателей, но и заслужил бессчетное количество наград. Так, Евтушенко был лауреатом Нобелевской Премии по литературе, Государственной премии СССР и премии "Тэфи". Поэт награжден "Знаком Почета" и медалью "За заслуги перед Отечеством" - и это лишь малая часть наград. Именем писателя названа малая планета Солнечной системы, которая носит название 4234 Evtushenko. Также Евгений Александрович является почетным профессором Королевского колледжа в Квинсе, университета Санто-Доминго, университета новой школы в Нью-Йорке "Нonoris Causa" и в Питсбургском университете.

Музыка

Стихи поэта вдохновляют многих музыкантов на создание песен и музыкальных приведений. Например, на основе поэмы Евтушенко "Бабий Яр" композитор создал знаменитую тринадцатую симфонию. Это произведение снискало мировое признание: "Бабий Яр" знают на семидесяти двух языка мира. Евгений начинал сотрудничать с композитами еще в шестидесятых годах, работая с такими знаменитостями, как Евгений Крылатский, Эдуард Колмановский и .

Песни на стихи поэта становились настоящими хитами. Наверное, не найдется человека на пост-советском пространстве, который бы не знал композиции "А снег идет", "Когда звонят колокола" и "Родина". Успел поработать поэт и с музыкальными группами: его стихи легли в основу рок-опер "Казнь Степана Разина" и "Идут белые снеги". Последнее произведение вышло с премьерой в спортивном комплексе "Олимпийский" в Москве в 2007 году.

Фильмы

Успел проявить себя Евтушенко и в кино. Сценарий к киноленте "Я - Куба", которая вышла в 1964 году, Евгений Евтушенко написал в соавторстве с Энрике Пинеда Барнет. В картине Саввы Кулиша "Взлет" поэт исполнил главную роль .


Картина вышла на экраны в 1979 году. А в 1983 году писатель попробовал себя в роли сценариста и поставил фильм "Детский сад", где сыграл небольшую роль. В 1990 году он написал сценарий и выступил режиссером фильма "Похороны ".

Личная жизнь

Поэт и писатель был женат четыре раза. Впервые Евгений женился в 1954 году на поэтессе . Но творческий союз долго не продержался, и в 1961 году Евтушенко повел под венец Галину Сокол-Луконину. В этом браке у них появился сын Петр.


Третьей женой писателя была его поклонница из Ирландии Джен Батлер, и, хотя иностранка родила Евтушенко двоих сыновей, Антона и Александра, их брак тоже распался.

Четвертой избранницей стала врач и филолог Мария Новикова. С ней Евтушенко находится в браке уже 26 лет, воспитывая двоих сыновей - Дмитрия и Евгения.

Смерть

1 апреля 2017 года на 85-м году жизни . Легендарный поэт скончался в клинике США, куда был . Супруга писателя Мария Новикова сообщила, что врачи практически не давали шансов Евгению Александровичу на выздоровление, но боролись за его жизнь до последних минут.

Евгений Евтушенко умер во сне от остановки сердца в окружении родных и близких. Он также успел огласить свою последнюю волю - предсмертным желанием поэта была просьба похоронить его в подмосковном поселке Переделкино рядом с .

Библиография

  • Разведчики грядущего
  • Шоссе Энтузиастов
  • Идут белые снеги
  • Я сибирской породы
  • Компромисс Компромиссович
  • Почти напоследок
  • Любимая, спи
  • Я прорвусь в двадцать первый век…
  • Счастья и расплаты
  • Не умею прощаться

] 18 июля – родился в городе Нижнеудинске Иркутской области. Мать – Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910–2002). Отец – Александр Рудольфович Гангнус (1910–1976). Оба – геологи. Вскоре ребенок перевезен на станцию Зима, к родственникам его матери Дубининым.

1933 – переезд в дом деда, Рудольфа Александровича Гангнуса, по адресу: Москва, Четвертая Мещанская, д. 17, кв. 2, в Марьиной Роще.

1937 – первое стихотворение "Я проснулся рано-рано…"

1940 – учеба в московской школе № 254.

1941 , осень – эвакуация в Зиму. Мать, ставшая певицей, отправляется с концертами на фронт.

1944 – бабушка Мария Байковская меняет внуку фамилию отца на материнскую.
Конец июля – возвращение с матерью в Москву; для упрощения въезда в столицу год рождения сына переменен на 1933-й.

1945 – учится в школе «неисправимых» № 607.
Весна – мать возвращается с фронта. Рождение сестры Елены.

1948 – посещает литературную консультацию издательства «Молодая гвардия».
Осень – исключен из школы. Уезжает на работу в геолого-разведочную партию отца в Казахстане.

1949 , 2 июня – первая публикация: стихотворение «Два спорта» в газете «Советский спорт».
9 октября – первое упоминание имени Евгения Евтушенко как поэта в обзоре стихов, присланных в редакцию газеты «Московский комсомолец».

1950 – активные публикации в газетах.
Осень – присутствует на чтении Б. Пастернаком перевода «Фауста» Гёте в Центральном доме литераторов. Первая встреча с Я. Смеляковым.

1952 , апрель – первая книга стихов «Разведчики грядущего» (издательство «Советский писатель»).
Август – поступление (без аттестата зрелости) в Литературный институт им. А.М. Горького. Начало дружбы с В. Соколовым, Р. Рождественским, В. Морозовым, Ю. Казаковым, М. Рощиным, М. Тарасовым. Вступление в Союз писателей СССР.

1953 , лето – поездка в Сибирь (Зима, Иркутск); попытка издать в Иркутске сборник стихов; участие в конференции по творчеству Маяковского; начало работы над поэмой «Станция Зима».
Осень – знакомство с Беллой Ахмадулиной.

1955 – женитьба на Белле Ахмадулиной.
Книга лирики «Третий снег» (издательство «Советский писатель»).

1956 , лето–осень – выход книги стихов «Шоссе Энтузиастов» (издательство «Московский рабочий»); поездки в Грузию и Абхазию. Завершение и публикация поэмы «Станция Зима» (журнал «Октябрь», № 10).

1957 , 8 марта – выступление на собрании писателей, посвященном обсуждению романа В. Дудинцева «Не хлебом единым».
Май – исключен из Литературного института.
Июнь–июль – поездка на Дальний Восток и в Сибирь.

1958 , июнь–июль - вторая поездка на Дальний Восток и в Сибирь. Поэма «Откуда вы?».
Конец октября – отказ от участия в осуждении Б. Пастернака из-за публикации романа «Доктор Живаго» за рубежом.

1959 – первая проза: рассказ «Четвертая Мещанская»; стихотворение «Одиночество».
3 мая – личное знакомство с Б. Пастернаком; напутственный автограф старшего поэта на книге «Сестра моя - жизнь».

1960 – первое посещение США в составе делегации советских писателей. Начало дружбы с Альбертом Тоддом, профессором славистики Квинс Колледжа (Нью-Йорк).
Стихотворение «Ограда» (журнал «Юность», № 12) – памяти Б. Пастернака с мистифицированным посвящением «Памяти В. Луговского».

1961 , август – посещение Бабьего Яра в обществе Анатолия Кузнецова.
19 сентября – публикация в «Литературной газете» стихотворения «Бабий Яр».
Пребывание на Кубе, работа над киносценарием и фильмом «Я – Куба». Общение с Фиделем Кастро и Че Геварой. Знакомство с Юрием Гагариным.
Написана песня «Хотят ли русские войны?..» с композитором Э. Колмановским; исполнена М. Бернесом.

1962 – начало работы с Дм. Шостаковичем над Тринадцатой симфонией на стихи Евг. Евтушенко.
Лето – книга «Взмах руки» (издательство «Молодая гвардия»): первый 100-тысячный тираж.
В издательстве «Фольк унд вельт» (ГДР) выходит первая зарубежная книга Евг. Евтушенко «Со мною вот что происходит».
Июль–август – VII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. Стихотворение «Сопливый фашизм».

1964 , июль – вторая поездка на Север с Ю. Казаковым. Новые северные стихи («Долгие крики», «Комаров по лысине размазав…» и др.).

1965 , апрель – публикация «Братской ГЭС» в журнале «Юность» и выдвижение поэмы на соискание Ленинской премии.
Лето – поездка в Италию. Итальянские стихи. Хлопоты о возвращении И. Бродского из ссылки.

1966 , 5 марта – смерть Анны Ахматовой. Стихотворение ее памяти.
Март – поездка по Австралии с успешными выступлениями.
Июнь – у Евтушенко в гостях И. Бродский и В. Аксенов.

1967 , апрель–июнь – поэма «Коррида».
Май – повесть «Пирл-Харбор» в журнале «Юность».
Лето – экспедиция по реке Лене на карбасе «Микешкин» во главе с Леонидом Шинкаревым. Ленский цикл.
Осень – постановка в Театре на Малой Бронной спектакля «Братская ГЭС».

1968 , весна – большая поездка по Латинской Америке (12 стран). Давид Сикейрос пишет портрет Евтушенко.
6 июня – убийство Роберта Кеннеди. Стихотворение «Свобода убивать». Посещение вместе с И. Бродским и Е. Рейном американского посольства в знак соболезнования.
22 августа – посылает протестную телеграмму на имя Л.И. Брежнева (и А.Н. Косыгина) в связи с вводом советских войск в Чехословакию.
23 августа – стихотворение «Танки идут по Праге».

1969 , 10 февраля – становится жильцом высотки на Котельнической набережной.
Март – получает орден «Знак Почета».
Выходит книга избранного «Идут белые снега…» (Гослитиздат). Стихотворение «Серебряный бор».
Евг. Евтушенко и В. Аксенов выведены из редколлегии журнала «Юность».

1970 – борьба с чиновниками за спектакль «Под кожей статуи Свободы» («Протест – оружие безоружных») в Театре на Таганке.
Апрель – стихотворение «Приходите ко мне на могилу…».
Конец лета – поездка в Сибирь.

1972 , январь – пребывание во Вьетнаме.
Весна – нападение на Евтушенко отпрысков бандеровцев во время выступления на стадионе в городе Сан-Пол (штат Миннесота). В США выходит однотомник поэта «Краденые яблоки». Американские стихи («Гранд-Каньон», «Дом волка» и др.). Арест багажа (книги) на таможне по возвращении из Америки.
Май – встреча с И. Бродским в доме Евтушенко.
Лето – решение московской писательской организации об исключении из партии Б. Окуджавы. Хлопоты Евтушенко в его защиту.

1973 , февраль–май – поэма «В полный рост».
Июнь – поездка в Японию, на Филиппины и Гавайи. Стихотворение «Токио».

1974 , начало года – поэма «Снег в Токио».
Март–апрель – командировка в Набережные Челны. Поэма «КамАЗ начинается».

1975 – выход двухтомника «Избранные произведения» (издательство «Художественная литература»).
Август-декабрь – поэма «Просека».

1976 , начало года – поэма «Ивановские ситцы».
28 декабря – кончина Александра Рудольфовича Гангнуса, отца поэта.

1977 , июнь – выходит поэма «Северная надбавка» в журнале «Юность». Поездка по Колыме. Начало дружбы с В. Тумановым.
16 ноября – в «Литературной газете» опубликован отзыв Евтушенко на первую книгу О. Чухонцева «Из трех тетрадей».

1978 , 8 января –публикация статьи «За великое дело любви» к 100-летию со дня смерти Н.А. Некрасова в «Комсомольской правде».
Поэма «Голубь в Сантьяго» в «Новом мире» (№ 11).

1979 – начало профессиональных занятий фотографией.
Первые выставки фоторабот Евтушенко.
Лето – фильм «Взлет» получает Серебряный приз на девятом Международном кинофестивале в Москве.

1980 – публикация повести «Ардабиола» в журнале «Юность» (№ 3).
Май – вечер, посвященный 70-летию Ольги Берггольц. Стихотворение «У Победы лицо не девчоночье…».

1981 , начало года – едет в Италию получать премию «Фреджене». Присуждение премии им. Галактиона Табидзе.
Выход книг – «Ардабиола»; «Ягодные места»; «Точка опоры» (литературно-публицистические работы).
Восточно-Сибирская студия кинохроники выпускает киноочерк «Поэт со станции Зима».

1982 , январь – первое публичное чтение поэмы «Мама и нейтронная бомба» в Концертном зале им. П.И. Чайковского.
Поэма «Мама и нейтронная бомба» в журнале «Новый мир» (№ 7). Работа над кинофильмом «Детский сад».

1983 – награжден орденом Трудового Красного Знамени.
18 июля – концерт в спорткомплексе «Олимпийский» (12 тысяч зрителей).

1984 , апрель – поездка по Латинской Америке. Замысел поэмы «Фуку!». Выход первого тома трехтомного «Собрания сочинений» (издательство «Художественная литература»).
Премия Академии Симба (Италия).

1986 – прокат кинофильма «Детский сад» в Нью-Йорке и Париже.

1987 – книга «Завтрашний ветер» (издательство «Правда»).

1989 – в США выходит фотоальбом Евг. Евтушенко в соавторстве с Бойдом Нортоном «Разделенные близнецы. Аляска и Сибирь» (издательство «Викинг»).
Создание общества «Мемориал»: сопредседатели – А. Адамович, Ю. Афанасьев, Евг. Евтушенко, А. Сахаров.

1991 , 19-21 августа – августовская революция. Выступление на балконе Белого дома со стихотворением «19 августа».

1992 , 18 июля – стихотворение «Нет лет», написанное на станции Зима. Празднование 60-летнего юбилея в Иркутске.
Евтушенко становится почетным гражданином Зимы.

1995 – выход антологии «Строфы века» (Минск – Москва, издательство «Полифакт»).

1996 , май – закончена поэма «Тринадцать» (начата в октябре 1993-го).

2001 , 22 июля – поездка в Сибирь: станция Зима, Иркутск, Братск, Ангарск. Сибирский международный фестиваль поэзии.
Открытие дома-музея Евг. Евтушенко в Зиме.

2002 , 11 января – кончина Зинаиды Ермолаевны Евтушенко, матери поэта.
Ноябрь – интернациональная премия Aquila (Италия). Госпитализирован в Талсе (США). Цикл стихов.

2007 , 16 января – вечер в Большом зале Центрального дома литераторов. Выход однотомника «Весь Евтушенко: Стихи и поэмы 1937–2007» (издательство «Слово / Slovo»); переиздан в 2010 году.
Июнь – «зигзагообразный тур с чтением стихов по земному шару – в США, Гватемале, Сальвадоре, Венесуэле, где выступал и на русском, и на испанском, а затем в новосибирском Академгородке, в Петрозаводске, Сартавале, в Сургуте, Ханты-Мансийске».

2009 , март – однотомник «Весь Евтушенко» побеждает в номинации «Поэзия» на конкурсе «Книга года» за 2008 год.

2010 , июнь – присуждение Государственной премии России.
17 июля – открытие в Переделкине музея-галереи, переданной Евгением Евтушенко в дар государству.

2013 , 24-25 апреля – премьера спектакля «Нет лет» по стихам Евг. Евтушенко в постановке В. Смехова в Театре на Таганке.
18 июля – 80-летие поэта: получает поздравления от В. В. Путина, Д. А. Медведева и патриарха Кирилла. Выход первого тома антологического пятитомника «Поэт в России – больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии» (издательство «Русскій міръ»), книг «Счастья и расплаты» (издательство «Эксмо») и «Сто стихотворений» (издательство «Прогресс-Плеяда»).
26 ноября – объявлен лауреатом специальной номинации «За честь и достоинство» в рамках премии «Большая книга».

2017 , 1 апреля – скончался на 85-м году жизни в окружении родных в Медицинском центре Хиллкрест в Талсе (штат Оклахома, США).

Родился 18 июля 1933 года в Сибири, на станции Зима Иркутской области. Отец - Гангнус Александр Рудольфович (1910-1976), геолог. Мать - Евтушенко Зинаида Ермолаевна (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР. Супруга - Евтушенко Мария Владимировна (1961 г. рожд.), врач, филолог. Сыновья: Петр (1967 г. рожд.), художник; Александр (1979 г. рожд.), журналист, живет в Англии; Антон (1981 г. рожд.), живет в Англии; Евгений (1989 г. рожд.), учится в средней школе в США; Дмитрий (1990 г. рожд.), учится в средней школе в США.

Евгению Рейну, другу и, как многие считают, учителю Бродского, принадлежит постулат, датированный 1997 годом: «Россия – особая страна решительно во всех отношениях, даже под углом ее поэтического облика. Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России». Думается, что в отношении Евтушенко эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столетия.

В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгения Евтушенко. «Откуда родом я? Я с некой / сибирской станции Зима...» Этому городу посвящены одни из самых пронзительных его лирических стихотворений и многие главы ранних поэм.

Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. Это видно из его ранних стихов, впервые опубликованных в первом томе его Собрания сочинений в 8 томах. Датированы они 1937, 1938, 1939 годами. Совсем не умильные вирши, а талантливые пробы пера (или карандаша) 5-7-летнего ребенка. Его сочинительство и опыты поддерживаются родителями, а затем и школьными учителями, которые активно участвуют в развитии его способностей.

Поэт не раз с благодарностью вспоминает родителей, которые с ранних лет помогали ему через каждодневное общение, книги, знакомство и соприкосновение с искусством познать ценности окружающего мира, художественного наследия. «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...»

В последующие годы, несмотря на то, что у Александра Рудольфовича образовалась другая семья, он продолжал воспитание своего старшего сына поэзией. Так, осенью 1944 года они вместе ходили на вечер поэзии в МГУ, бывали и на других вечерах, слушая стихи Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского и других поэтов.

Зинаида Ермолаевна не препятствовала встречам Жени с отцом, а еще раньше, когда писала ему письма, посылала стихи сына, в которых уже попадались строки и рифмы, свидетельствующие о способностях мальчика, так рано взявшегося за перо. Мама верила в его способности и отдавала себе отчет в ценности его ранних опытов. Она сохраняла тетради и отдельные листки со стихами, с работой по составлению словаря рифм, еще не существующих, по его мнению, в поэзии. К сожалению, по разным причинам что-то все-таки было утеряно, как тетрадь, которая включала примерно около 10 тысяч рифм.

Положительное влияние на формирование эстетических вкусов поэта, мастерство эстрадных выступлений и неподдельный интерес к театру и кино оказывала и сама вторая, артистическая, профессия мамы. В 1938-41 годах она была солисткой Московского театра имени К.С. Станиславского, окончив в 1939 году музыкальное училище имени М.М. Ипполитова-Иванова, в которое поступила еще будучи студенткой последнего курса геологоразведочного института - после того, как заняла первое место в смотре художественной самодеятельности вузов столицы. В ее доме бывали артисты - и ставшие впоследствии знаменитостями, и скромные труженики мосэстрадовской сцены, которых так трогательно выписал спустя многие десятилетия поэт в одной из глав поэмы «Мама и нейтронная бомба».

С начала войны по декабрь 1943 года она выступала на фронтах, затем - гастроли у хлеборобов Читинской области (декабрь 1943 г.), во время которых она тяжело заболела тифом и пролежала несколько месяцев в больнице Читы. После выздоровления в 1944 году работала заведующей зиминским Домом культуры железнодорожников, а в конце июля 1944-го вернулась с сыном в Москву, откуда, после приезда по вызову из Зимы ее матери, снова отправилась по фронтам в составе концертной бригады своего театра, домой вернулась только в апреле победного 45-го. В последующие годы она работала во Всесоюзном гастрольно-концертном объединении и в московской филармонии в качестве режиссера по детской музыкальной работе вплоть до выхода на пенсию в 1977 году.

Гостеприимство Зинаиды Ермолаевны распространялось не только на собственных друзей, но и на окружение молодого, вступающего в бурную творческую жизнь сына. Своими в доме были многие поэты - Евгений Винокуров, Владимир Соколов, Роберт Рождественский, Григорий Поженян, Михаил Луконин и другие, не говоря уже о Белле Ахмадулиной, первой жене поэта; прозаик Юрий Казаков, драматург Михаил Рощин, литературовед Владимир Барлас, студенты Литературного института, художники Юрий Васильев и Олег Целков, актеры Борис Моргунов и Евгений Урбанский...

Поэт рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом Литературного института, в 1957 году исключен за выступления в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Печататься начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете «Советский спорт» датированы 1949 годом. Принятый в Союз писателей СССР в 1952 году, стал самым молодым его членом.

Первая книга - «Разведчики грядущего» (1952) - несла родовые приметы декларативной, лозунговой, пафосно-бодряческой поэзии рубежа 1940-50-х годов. Но тем же годом, что и книга, датированы стихотворения «Вагон» и «Перед встречей», которые Евтушенко без малого четверть века спустя в статье «Воспитание поэзией» (1975) назовет «началом... серьезной работы» в литературе.

Подлинно дебютными стали не первая «ходульно-романтическая книжка», как аттестует сегодня «Разведчики грядущего» сам поэт, и даже не вторая - «Третий снег» (1955), а третья - «Шоссе энтузиастов» (1956) и четвертая - «Обещание» (1957) книги, а также поэма «Станция Зима» (1953-56). Именно в этих сборниках и поэме Евтушенко осознает себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения, которое позже назовут поколением «шестидесятников», и громко заявляет об этом программным стихотворением «Лучшим из поколения».

Мироощущение, умонастроение поэта складывались под воздействием сдвигов в самосознании общества, вызванных первыми разоблачениями культа личности Сталина.

Воссоздавая обобщенный портрет молодого современника «оттепели», Е. Евтушенко пишет собственный портрет, вбирающий духовные реалии как общественной, так и литературной жизни. Для выражения и утверждения ее поэт находит броские афористичные формулы, воспринимавшиеся полемическим знаком нового антисталинского мышления: «Усердье в подозреньях не заслуга. / Слепой судья народу не слуга. / Страшнее, чем принять врага за друга, / принять поспешно друга за врага». Или: «И лезут в соколы ужи, / сменив, с учетом современности, / приспособленчество ко лжи / приспособленчеством ко смелости».

С молодым задором декларируя собственную разность, поэт упивается разнообразием окружающего его мира и жизни и искусства, готов вобрать его в себя во всем всеохватном богатстве. Отсюда буйное жизнелюбие и программного стихотворения «Пролог», и других созвучных стихов рубежа 1950-60-х годов, проникнутых той же неуемной радостью бытия, жадностью ко всем его - и не одним только прекрасным - мгновениям, остановить, объять которые неудержимо спешит поэт. Как бы декларативно ни звучали при этом иные его стихи, в них нет и тени бездумного бодрячества, охотно поощрявшегося официозной критикой, - речь о максимализме социальной позиции и нравственной программы, которые провозглашает и отстаивает «возмутительно нелогичный, непростительно молодой» поэт: «Нет, мне ни в чем не надо половины! / Мне - дай все небо! Землю всю положь!»

Ярость тогдашних охранителей канона вызвала прозаическая «Автобиография», напечатанная во французском еженедельнике «Экспрессо» (1963). Перечитывая «Автобиографию» сейчас, по прошествии 40 лет, ясно видишь: скандал инспирировался намеренно и инициаторами его были идеологи из ЦК КПСС. Велась очередная проработочная кампания по завинчиванию гаек и выкручиванию рук - для острастки и самого Евтушенко, и тех «инакомыслящих», кто оппозиционно воспринял погромные встречи Н.С. Хрущева с творческой интеллигенцией. Лучший ответ на это Е. Евтушенко дал включением фрагментов ранней «Автобиографии» в позднейшие стихи, прозу, статьи автобиографического характера и публикацией ее с небольшими сокращениями в 1989 и 1990 годах.

Идейно-нравственный кодекс поэта был сформулирован не сразу: на исходе 1950-х годов он во весь голос заговорил о гражданственности, хотя дал ей поначалу крайне зыбкое, расплывчатое, приблизительное определение: «Она совсем не понуканье, / а добровольная война. / Она - большое пониманье / и доблесть высшая она». Развивая и углубляя ту же мысль в «Молитве перед поэмой», которой открывается «Братская ГЭС», Евтушенко найдет куда более ясные, четкие определения: «Поэт в России - больше, чем поэт. / В ней суждено поэтами рождаться / лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, / кому уюта нет, покоя нет».

Впрочем, и эти строки, ставшие хрестоматийными, тоже списывались бы на декларации, если б подтверждением им не были стихи, чье обнародование, будучи актом гражданского мужества, становилось крупным событием как литературной, так и (не в меньшей, если не в большей мере) общественной жизни: «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983). Эти вершинные явления гражданской лирики Евтушенко не носили характера одноразового политического действия. Так, «Бабий Яр» прорастает из стихотворения «Охотнорядец» (1957) и в свою очередь отзывается в 1978-м другими созвучными строками: «У русского и у еврея / одна эпоха на двоих, / когда, как хлеб, ломая время, / Россия вырастила их».

Под стать вершинам гражданской поэзии Е. Евтушенко его безбоязненные поступки в поддержку преследуемых талантов, в защиту достоинства литературы и искусства, свободы творчества, прав человека. Таковы многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем, травли А. Солженицына, советской оккупации Чехословакии, правозащитные акции заступничества за репрессированных диссидентов - генерала П. Григоренко, писателей А. Марченко, З. Крахмальникову, Ф. Светова, поддержка Э. Неизвестного, И. Бродского, В. Войновича.

Частым поездкам по стране, в том числе по русскому Северу и Заполярью, Сибири и Дальнему Востоку, поэт обязан как многими отдельными стихами, так и большими циклами и книгами стихов. Немало путевых впечатлений, наблюдений, встреч влилось в сюжеты поэм - широкая география целенаправленно работает в них на эпическую широкоохватность замысла и темы.

По частоте и протяженности не знают себе равных в писательской среде маршруты зарубежных поездок Е. Евтушенко. Он побывал на всех, кроме Антарктиды, континентах, пользуясь всеми видами транспорта - от комфортабельных лайнеров до индейских пирог - вдоль и поперек исколесил большинство стран. Сбылось-таки: «Да здравствует движение и жаркость, / и жадность, торжествующая жадность! / Границы мне мешают... Мне неловко / не знать Буэнос-Айреса, Нью-Йорка».

Ностальгически вспоминая «первый день поэзии» в так и озаглавленном стихотворении конца 1970-х, Е. Евтушенко восславляет поэзию, которая бросилась «на приступ улиц» в то обнадеживающее «оттепельное» время, «когда на смену словесам затертым / слова живые встали из могил». Своей ораторской патетикой молодого трибуна он больше других способствовал тому, чтобы «происходило чудо оживанья / доверия, рожденного строкой. / Поэзию рождает ожиданье / поэзии народом и страной». Неудивительно, что именно его признали первым трибунным поэтом эстрады и телевидения, площадей и стадионов, да и сам он, не оспаривая этого, всегда горячо ратовал за права слова звучащего. Но ему же принадлежит «осеннее» раздумье, относящееся как раз к шумной поре эстрадных триумфов начала 1960-х: «Прозренья - это дети тишины. / Случилось что-то, видимо, со мной, / и лишь на тишину я полагаюсь...» Кому, как не ему, поэтому было надо энергично опровергать в начале 1970-х годов назойливые противопоставления «тихой» поэзии «громкой», разгадав в них недостойную «игру в свободу от эпохи», опасное сужение диапазона гражданственности? И, следуя себе, провозглашать неприкрашенную правду времени тем единственным критерием, которым надлежит поверять ту и другую? «Поэзия, будь громкой или тихой, - / не будь тихоней лживой никогда!»

Тематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее лирику Евтушенко, в полной мере характеризует его поэмы. Лирическая исповедальность ранней поэмы «Станция Зима» и эпическая панорамность «Братской ГЭС» - не единственные крайние полюса. При всей их художественной неравнозначности каждая из 19 его поэм отмечена «лица необщим выраженьем». Как ни близка «Братской ГЭС» поэма «Казанский университет» (1970), она и при общей эпической структуре обладает собственным, специфическим своеобразием. Недоброжелатели поэта не без тайного и явного злорадства ставят в вину сам факт написания ее к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Между тем «Казанский университет» - не юбилейная поэма о Ленине, который и появляется, собственно, в двух последних главах (всего их 17). Это поэма о передовых традициях русской общественной мысли, «пропущенных» через историю Казанского университета, о традициях просветительства и либерализма, вольнодумия и свободолюбия.

В русскую историю погружены поэмы «Ивановские ситцы» (1976) и «Непрядва» (1980). Первая более ассоциативна, вторая, приуроченная к 800-летию Куликовской битвы, - событийна, хотя в ее образный строй наряду с эпическими картинами повествовательного плана, воссоздающими далекую эпоху, включены лирические и публицистические монологи, стыкующие многовековое прошлое с современностью.

На виртуозном сцеплении многочисленных голосов публики, падкой до будоражащих зрелищ, быка, обреченного на заклание, молодого, но уже отравленного «ядом арены» тореро, приговоренного, пока не погибнет сам, вновь и вновь «убивать по обязанности», и даже пропитанного кровью песка на арене строится поэма «Коррида» (1967). Спустя год волнующая поэта «идея крови», которой оплачены многовековые судьбы человечества, вторгается и в поэму «Под кожей статуи Свободы», где в единую цепь кровопролитных трагедий мировой истории ставятся убийства царевича Дмитрия в древнем Угличе и президента Джона Кеннеди в современном Далласе.

В ключе сюжетных повествований о человеческих судьбах выдержаны поэмы «Снег в Токио» (1974) и «Северная надбавка» (1977). В первой поэмный замысел воплотился в форме притчи о рождении таланта, высвободившегося из оков недвижного, освященного вековым ритуалом семейного быта. Во второй - непритязательная житейская быль произрастает на сугубо российской почве и, поданная в обычном потоке будней, воспринимается их достоверным слепком, содержащим много привычных, легко узнаваемых подробностей и деталей.

Не в изначальном, а в доработанном виде включены в восьмитомное собрание сочинений Е. Евтушенко публицистически ориентированные поэмы «В полный рост» (1969-1973-2000) и «Просека» (1975-2000). То, что разъяснено поэтом в авторском комментарии ко второй, приложимо и к первой: он писал обе четверть и более века «тому назад, совершенно искренне цепляясь за остатки иллюзий, окончательно не убитые... еще со времен "Братской ГЭС"». Нынешний отказ от них едва не побудил к отречению и от поэм. Но поднятая было «рука опустилась, как бы независимо от моей воли, и правильно сделала». Так же правильно, как поступили друзья, редакторы восьмитомника, уговорив автора спасти обе поэмы. Вняв советам, он спас их тем, что убрал излишества публицистики, но сохранил в неприкосновенности реалии минувших десятилетий. «Да, СССР больше нет, и я уверен, что не нужно было реанимировать даже музыку его гимна, но люди-то, которые называли себя советскими, и в том числе я, ... остались». Значит, и чувства, какими они жили, - «это тоже часть истории. А историю из нашей жизни, как показали столькие события, вычеркивать невозможно...»

Синтез эпики и лирики отличает развернутую в пространстве и времени политическую панораму современного мира в поэмах «Мама и нейтронная бомба» (1982) и «Фуку!» (1985). Безусловное первенство принадлежит Е. Евтушенко в изображении таких взаимосвязанных явлений и тенденций агонизирующей советской действительности 1980-х годов, как реанимация сталинизма и возникновение отечественного фашизма.

Евгений Евтушенко сорвал плотную завесу стыдливых умолчаний о легализации русского фашизма и его первой публичной демонстрации в Москве на Пушкинской площади «в день рождения Гитлера / под всевидящим небом России». Тогда, в начале 1980-х, то была действительно «жалкая кучка парней и девчонок», «играющих в свастику». Но, как показало в середине 1990-х появление и сегодня действующих фашистских партий и движений, их военизированных формирований и пропагандистских изданий, тревожный вопрос поэта прозвучал вовремя и даже с опережением: «Как случиться могло, / чтобы эти, как мы говорим, единицы, / уродились в стране / двадцати миллионов и больше - теней? / Что позволило им, / а верней, помогло появиться, / что позволило им / ухватиться за свастику в ней?»

В поэтическом словаре Евтушенко слово «застой» появилось еще в середине 1970-х годов, то есть задолго до того, как оно вошло в политический лексикон «перестройки». В стихах конца 1970-х - начала 1980-х годов мотив душевного непокоя, разлада с «застойной» эпохой выступает одним из доминирующих. Ключевое понятие «перестройка» появится спустя время, но ощущение тупиковости «доперестроечного» пути уже владеет поэтом. Закономерно поэтому, что он стал одним из тех первых энтузиастов, кто не просто принял идеи «перестройки», но деятельно способствовал их претворению в жизнь. Совместно с академиком А. Сахаровым, А. Адамовичем, Ю. Афанасьевым - как один из сопредседателей «Мемориала», первого массового движения российских демократов. Как общественный деятель, ставший вскоре народным депутатом СССР и возвысивший свой депутатский голос против цензуры и унизительной практики оформления зарубежных выездов, диктата КПСС, ее - от райкомов до ЦК - иерархии в кадровых вопросах и монополии государства на средства производства. Как публицист, активизировавший свои выступления в демократической печати. И как поэт, чья возрожденная вера, обретя новые стимулы, полнозвучно выразила себя в стихах второй половины 1980-х годов: «Пик позора», «Перестройщики перестройки», «Страх гласности», «Так дальше жить нельзя», «Вандея». Последнее - и о литературном бытии, в котором назревал неизбежный раскол Союза писателей СССР, чье монолитное единство оказалось одним из фантомов пропагандистского мифа, исчезнувшим вслед за «гекачепистским» путчем в августе 1991 года.

Стихи 1990-х годов, вошедшие в сборники «Последняя попытка» (1990), «Моя эмиграция» и «Белорусская кровинка» (1991), «Нет лет» (1993), «Золотая загадка моя» (1994), «Поздние слезы» и «Мое самое-самое» (1995), «Бог бывает всеми нами...» (1996), «Медленная любовь» и «Невыливашка» (1997), «Краденые яблоки» (1999), «Между Лубянкой и Политехническим» (2000), «Я прорвусь в двадцать первый век...» (2001) или увидевшие свет в газетных и журнальных публикациях, а также последняя поэма «Тринадцать» (1993-96) свидетельствуют, что в «постперестроечное» творчество Е. Евтушенко вторгаются мотивы иронии и скепсиса, усталости и разочарования.

В конце 1990-х и в первые годы нового века заметно снижение поэтической активности Евтушенко. Объясняется это не только длительным пребыванием на преподавательской работе в США, но и все более интенсивными творческими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства. Еще в 1982 году он предстал в качестве романиста, чей первый опыт - «Ягодные места» - вызвал разноречивые, от безоговорочной поддержки до резкого неприятия, отзывы и оценки. Второй роман - «Не умирай прежде смерти» (1993) с подзаголовком «Русская сказка» - при всей калейдоскопичности сюжетных линий, разнобойности населяющих его героев имеет своим направляющим стержнем драматичные ситуации «перестроечной» поры. Заметным явлением современной мемуарной прозы стала книга «Волчий паспорт» (М., 1998).

Итог более чем 20-летней не просто составительской, но исследовательской работы Евтушенко - издание на английском в США (1993) и русском (М.; Минск, 1995) языках антологии русской поэзии XX века «Строфы века», фундаментальный труд (более тысячи страниц, 875 персоналий!). Зарубежный интерес к антологии опирается на объективное признание ее научного значения, в частности, как ценного учебного пособия по университетским курсам истории русской литературы. Логическим продолжением «Строф века» станет еще более фундаментальный труд, завершаемый поэтом, - трехтомник «В начале было Слово». Это антология уже всей русской поэзии, с XI по XXI век, включая «Слово о полку Игореве» в новом «перекладе» на современный русский язык.

Евгений Евтушенко был редактором многих книг, составителем ряда больших и малых антологий, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского, А. Твардовского, писал статьи, в том числе для конвертов пластинок (об А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаме, С. Есенине, С. Кирсанове, Е. Винокурове, А. Межирове, Б. Окуджаве, В. Соколове, Н. Матвеевой, Р. Казаковой и многих других).

Всему творческому пути Евтушенко неотлучно сопутствовал отнюдь не любительский и вовсе не дилетантский интерес к кино. Видимое начало его кинотворчеству положили «поэма в прозе» «Я - Куба» (1963) и кинофильм М. Калатозова и С. Урусевского, снятый по этому сценарию. Благотворную роль творческого стимула наверняка сыграла в дальнейшем дружба с Феллини, близкое знакомство с другими мастерами мирового экрана, а также участие в фильме С. Кулиша «Взлет» (1979), где поэт снялся в главной роли К. Циолковского. (Желание сыграть Сирано де Бержерака в фильме Э. Рязанова не осуществилось: успешно пройдя пробы, Евтушенко решением Комитета кинематографии не был допущен к съемкам.) По собственному сценарию «Детский сад» он поставил одноименный кинофильм (1983), в котором выступил и как режиссер, и как актер. В том же триедином качестве сценариста, режиссера, актера выступил в фильме «Похороны Сталина» (1990).

Не менее чем к экрану поэт творчески привязан и к сцене. И не только как блестящий исполнитель стихов, то и как вначале автор инсценировок и сценических композиций («На этой тихой улочке» по «Четвертой Мещанской», «Хотят ли русские войны», «Гражданские сумерки» по «Казанскому университету», «Просека», «Коррида» и др.), затем как автор пьес. Некоторые из них становились событиями культурной жизни Москвы - например, «Братская ГЭС» в Московском драмтеатре на М. Бронной (1967), «Под кожей статуи Свободы» в любимовском театре на Таганке (1972), «Благодарю вас навсегда...» в Московском драмтеатре имени М.Н. Ермоловой (2002). Сообщалось о премьерах спектаклей по пьесе Е. Евтушенко «Если бы все датчане были евреями» в Германии и Дании (1998).

Произведения Е. Евтушенко переведены более чем на 70 языков, они изданы во многих странах мира. Только в Советском Союзе, России, а это, следует признать, далеко не большая часть изданного, к 2003 году вышло более 130 книг, в том числе более 10 книг прозы и публицистики, 11 сборников поэтических переводов с языков братских республик и одна - перевод с болгарского, 11 сборников - на языках народов бывшего СССР. За рубежом в дополнение к сказанному отдельными изданиями выходили фотоальбомы, а также эксклюзивные и коллекционные раритеты.

Прозу Е. Евтушенко, кроме упомянутых выше романов, составляют две повести - «Пирл-Харбор» (1967) и «Ардабиола» (1981), а также несколько рассказов. Только в средствах массовой информации рассыпаны сотни, если не тысячи интервью, бесед, выступлений, откликов, писем (в том числе и с его подписью коллективных), ответов на вопросы всевозможных анкет и опросов, изложений речей и высказываний. Пять киносценариев и пьес для театра были опубликованы тоже только в периодике, а фотографии с персональных фотовыставок «Невидимые нити», демонстрировавшихся в 14 городах страны, в Италии и Англии, - в буклетах, проспектах, газетных и журнальных публикациях.

Десятки произведений поэта стимулировали создание музыкальных произведений, начиная от «Бабьего Яра» и главы из «Братской ГЭС», вдохновивших Д. Шостаковича на едва не запрещенную «сверху» Тринадцатую симфонию и высоко оцененную Государственной премией симфоническую поэму для хора и оркестра «Казнь Степана Разина», и кончая популярными песнями «Бежит река, в тумане тает...», «Хотят ли русские войны», «Вальс о вальсе», «А снег повалится, повалится...», «Твои следы», «Спасибо вам за тишину», «Не спеши», «Дай Бог» и другие.

О жизни и творчестве Е. Евтушенко написано около десятка книг, не менее 300 общих работ, а количество статей и рецензий, посвященных отдельным сборникам и произведениям поэта, его поэтическим переводам, языку и стилю невозможно подчитать - оно огромно. Эти сведения при желании можно почерпнуть из опубликованных библиографий.

Евгений Евтушенко - почетный член Американской академии искусств, почетный член Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук, почетный профессор «Honoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. За поэму «Мама и нейтронная бомба» удостоен Государственной премии СССР (1984). Лауреат премий имени Т. Табидзе (Грузия), Я. Райниса (Латвия), Фреджене-81, «Золотой лев» Венеции, Энтурия, премии города Триада (Италия), международной премии «Академии Симба» и других. Лауреат премии Академии российского телевидения «Тэфи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России - больше, чем поэт» (1998), премии имени Уолта Уитмена (США). Награжден орденами и медалями СССР, почетной медалью Советского фонда мира, американской медалью Свободы за деятельность по защите прав человека, специальным знаком за заслуги Йельского университета (1999). Широкий резонанс имел отказ от получения ордена Дружбы в знак протеста против войны в Чечне (1993). Роман «Не умирай прежде смерти» был признан лучшим иностранным романом 1995 года в Италии.

За литературные достижения в ноябре 2002 года Евгению Евтушенко присуждена интернациональная премия Aquila (Италия). В декабре того же года он награжден золотой медалью «Люмьеры» за выдающийся вклад в культуру ХХ века и популяризацию российского кино.

В мае 2003 года Е. Евтушенко награжден общественным орденом «Живая легенда» (Украина) и орденом Петра Великого, в июле 2003 года – грузинским «Орденом Чести». Отмечен Почетным знаком основателя Центра реабилитации детей в России (2003). Почетный гражданин города Зима (1992), а в Соединенных Штатах - Нью-Орлеана, Атланты, Оклахомы, Талсы, штата Висконсин.

В 1994 году именем поэта названа малая планета Солнечной системы, открытая 6 мая 1978 года в Крымской астрофизической обсерватории (4234 Evtushenko, диаметр 12 км, минимальное расстояние от Земли 247 млн. км).