Все о печах и каминах - Информационный портал

Самые известные осетины в мире. Известные и знаменитые люди города владикавказа

В декабре 2008 года Северо-Осетинский информационный портал «15-й РЕГИОН» подвел итоги проекта «Наше достояние», который преследовал цель выявления самого знаменитого осетина. Наибольшее количество голосов набрал основоположник осетинской письменности и литераторы Коста Хетагуров, за которого проголосовало 908 человек. 824 голоса набрал главный дирижер Мариинского театра, маэстро Валерий Гергиев. На третьем месте - легендарный разведчик, Герой Советского Союза, генерал-полковник Хаджумар Мамсуров, набравший 541 голос. Проект «Наше достояние» проводился по аналогии с теми, что были проведены во многих европейских странах, в том числе и в России («Имя России»).

Жизненный путь Коста (Константина) Левановича Хетагурова - основоположника осетинской литературы и языка, просветителя, поэта, драматурга, публициста, скульптора, художника, общественного деятеля - тяжкий и трагический. Его личная жизнь состояла из лишений, невзгод, постоянных переездов. Беспокойного поэта власти не раз высылали «внутрь России». Но народный певец, как любил себя называть Коста, всегда считал человека существом священным, а насилие над личностью преступным и отвратительным.

В советское время Хетагурова было принято считать атеистом и чуть ли не большевиком. На самом же деле Коста был настоящим христианином, глубоко верующим человеком, гордящимся тем, что его осетинский народ еще до Крещения Руси ступил на путь Православия. Коста рисовал картины на религиозные темы, расписывал храмы в горах Осетии.

…Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в семье прапорщика Русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова в самом сердце Осетии - Нарской котловине, где на изломе Кавказского хребта, на южном и северном его склонах, живут осетины.

Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой (Плиевой). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Позже Коста говорил о мачехе, что она его «не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское (ныне Коста-Хетагурово). Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.

С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.

В августе 1881 года Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии прекратили. Коста еще два года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом, не закончив полного курса обучения.

До 1891 года жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции.

К этому времени Коста был хорошо известен уже всему Кавказу. Одно из своих лучших стихотворений он посвятил великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

На открытии памятника М.Ю. Лермонтову в Пятигорске в 1899 году Коста Хетагуров возложил к пьедесталу венок от кавказской молодежи.

Преследуемый властями, поднадзорный Коста в 1898 году приехал в Пятигорск после перенесенной операции лечиться грязевыми ваннами и пробыл здесь несколько месяцев. Он сразу же включается в общественную жизнь города. Активно сотрудничает с местной прессой. Отсюда посылает статьи в Петербург. И, конечно же, у общительного и открытого от природы Коста сразу же появились многочисленные друзья в среде пятигорской интеллигенции.

29 мая 1899 года поэт прибыл на место новой ссылки в Херсон. В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва он поселился в Пятигорске, затем переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».

В 1899 году, когда Хетагуров ещё находился в ссылке, во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов - «Осетинская лира». Многие стихи были изменены цензурой, некоторые же не вошли в книгу.

Стихотворение «Мать сирот» из этого сборника, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа. Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина разжигает костер, а вокруг неё - пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения:

Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»

А сама варила

Камни для ребят.

В 1901 году Хетагуров вновь тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.

И вновь - Пятигорск, который осетинский поэт любил особенно горячо, мечтал купить здесь скромный домик. Последний раз Коста побывал в городе 3 июля 1903 года, незадолго до смерти. Его, абсолютно больного, привезла сестра Ольга, чтобы показать профессору Харьковского университета А.Я. Анфимову. Доктор нашел состояние поэта безнадежным.

В 1905 году Коста перевезён сестрой Ольгой в село Георгиевско-Осетинское, где он умер 1 апреля (19 марта) 1906 года. Позже поэта перезахоронили в Северной Осетии-Алании. Ныне Коста Хетагуров покоится на территории Осетинской Церкви во Владикавказе. Здесь работает Дом-музей Коста Хетагурова, перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник поэту. Его именем названа самая длинная улица города - проспект Коста.

Имя поэта носит крупнейший вуз РСО-А - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (основан в 1920 году).

Коста Хетагуров сегодня - символ борьбы Южной Осетии за свободу и независимость, символ единства всего осетинского народа, разделенного границами.

Во время августовской войны прошлого года в Южной Осетии у многих на устах были такие его пламенные строки:

Я счастия не знал,

Но я готов свободу,

Которой я привык,

Как счастьем дорожить/

Отдать за шаг один,

Который бы народу/

Я мог когда-нибудь/

К свободе проложить.

«Даром Бога осетинскому народу» назвал Коста Хетагурова Председатель Союза писателей Южной Осетии Мелитон Казиев.

По его словам, «Коста поднял осетинский язык и литературу на недосягаемую дотоле высоту. Весь мир знает поэзию Коста, творчество Коста. После него, после того как стало понятно, что осетинский народ богат дарованиями, началось истребление лучших сынов Осетии и это продолжается до сих пор».

Возрождение героического Цхинвала еще только начинается. Во время недавних гастролей Юго-Осетинского государственного драматического театра имени Коста Хетагурова в Тамбовскую область спектакль «Юлий Цезарь» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира на осетинском языке сыграли девять актеров. Их речь переводил на русский язык художественный руководитель театра, министр культуры независимого государства Тамерлан Дзудцов.

Министр рассказал, что здание их театра было разрушено снарядами грузинских танков и поблагодарил тамбовских строителей, безвозмездно построивших в Цхинвале целую улицу, названную Тамбовской.

В перспективе осетинские артисты намерены поставить в учебном театре Тамбовского университета спектакль о любви по пьесе Коста Хетагурова «Фатима»,

Недавно завершился конкурс на лучший проект эмблемы юбилейного Года.

В комплексный план мероприятий по празднованию 150-летнего юбилея Коста Хетагурова включены проведение филологических, искусствоведческих, этнографических конференций, издание произведений самого поэта, специальных фотоальбомов, научно-методической и детской литературы.

В юбилейные дни будут развернуты выставки и специальные экспозиции в музеях, библиотеках и школах. В них примут участие профессиональные художники и воспитанники детских художественных школ. Кроме того, будут организованы концертные программы, читательские диспуты, встречи литераторов с учащимися школ и студентами вузов.

Театральные коллективы покажут спектакли по пьесам Коста Хетагурова. Будут проведены многочисленные конкурсы, литературные, музыкальные и фольклорные праздники, демонстрация кинофильмов по произведениям Коста.

В сентябре в Художественном музее имени М.Туганова во Владикавказе - здесь самое крупное в Российской Федерации собрание живописи великого осетинского просветителя - будет открыта выставка художественных работ Коста Хетагурова.

В музее 18 его живописных и графических произведений. Среди них - жанровая художественная композиция «На школьной скамье жизни», а также написанная им галерея портретов современников.

По словам директора музея Аллы Джанаевой, в фондах хранятся также иконы, написанные Коста Хетагуровым, - «Скорбящий ангел», библейский сюжет «Моление о чаше», еще одна икона «Спас нерукотворный», хранившаяся ранее в музее в Цхинвале, находится сегодня в Краеведческом музее Владикавказа.

Юбилейные мероприятия пройдут не только в Северной и Южной Осетии, но и в Ставрополе, Пятигорске, Карачаево-Черкесии, Санкт-Петербурге…

В октябре 2009 года в Москве пройдут Дни Осетии, приуроченные к 150-летию со дня рождения Коста Хетагурова. В их рамках состоится гала-концерт «Вместе с Россией единой и сильной».

«Юбилей Коста Хетагурова, имя которого знает вся Россия, имеет и большое патриотическое значение, - подчеркнул глава Республики Северная Осетия - Алания Таймураз Мамсуров. - Нам надо вдохнуть жизнь в сложившуюся обстановку обыденности и тревоги, сделать все, чтобы у людей появился жизненный оптимизм. Таким стимулом должно стать празднование этого важного исторического события».

…Стихи и поэмы Коста Хетагурова, любившего повторять «…я пишу то, что уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце», переведены почти на все языки бывшего Советского Союза, на десятки языков мира. Многие фразы из них стали крылатыми.

Так, далеко за пределами родины Коста Хетагурова известны строки:

Весь мир - мой храм,

Любовь - моя святыня,

Осетины - индоевропейский народ на Кавказе. Всего в мире насчитывается до 700 тысяч осетин, из которых в России (в основном в республике Северная Осетия - Алания) - 528,5 тысяч. Также осетины являются основным населением независимого частично признанного государства Южная Осетия.
Осетины являются прямыми потомками аланов - сарматских племен, участвовавших в Великом переселении народов. В начале 5-го века н.э. аланы в союзе с вандалами и свевами вторглись в Испанию, откуда вандалы и часть аланов двинулись в Северную Африку, где создали своё королевство. Те аланы, которые не приняли участия в Великом переселении народов, создали в предгорьях Северного Кавказа государство Алания, которые было уничтожено монголо-татарами в 13 веке, а аланы бежали с равнин в горные районы, где в течение следующих веков происходило формирование осетинского народа путем смешения аланов с местными горными племенами.
Происходящий от языка аланов и скифов осетинский язык относится к иранским языкам, однако с другими современными иранскими языками он имеет очень мало общего.
Большинство осетин - православные, при этом часть осетинского народа исповедует ислам.

22-е место: Марина Битарова - осетинская модель и начинающая певица. Страница ВКонтакте - https://vk.com/mvbitar


21-е место: Алана Хубецова - осетинская модель. Рост 178 см, параметры фигуры: грудь 84 см, талия 60 см, бедра 90 см.

20-е место: Зарина Каирова (род. 19 декабря 1982, Беслан, Северная Осетия) - актриса, самой известной ролью которой является Карина в сериале Воронины". Страница ВКонтакте - https://vk.com/id50712105

19-е место: Дина Бекоева - солистка московского ансамбля танца "Алания". Страница Дины ВКонтакте - https://vk.com/id244615100

18-е место: Белла Магкоева (род. 20 января 1991, Москва), более известная как Изабель Магкоева - в прошлом модель (её модельные параметры 81-59-86 при росте 173 см), а ныне активистка Российского Социалистического Движения. Окончила РГГУ по специальности "востоковед", специалист по древнеяпонской литературе, владеет японским и английским языками. Страница в Инстаграме - https://instagram.com/isabelmagkoeva/ Страница в Фейсбуке - https://www.facebook.com/isabelle.magkoeva Примечательно, что в её Фейсбуке в качестве вероисповедания указан атеизм, в то же время в Твиттере она недавно написала: "Молюсь осетинским богам ".

17-е место: Диана Дзугутова - модель из Москвы. Рост - 176 см, параметры фигуры 88-60-89.

16-е место: Кристина Цховребова - осетинская модель. Снималась для журнала "Свадьба в Осетии". Инстаграм - https://instagram.com/kristina__tshovrebova/

15-е место: Елена Мрикаева (род. 23 апреля 1994) - модель, финалистка конкурса Мисс Пантеон Финанс 2014. Страница ВК - https://vk.com/sinorita_miss

14-е место: Амина Гуцунаева - четырехкратная чемпионка мира по эстетической гимнастике. Фейсбук - https://www.facebook.com/profile.php?id=100001474808554

13-е место: Зарема Абаева - солистка московского ансамбля танца "Алания", супруга осетинского футболиста Алана Дзагоева, выступающего за московский ЦСКА и сборную России.

Зарема Абаева и Алан Дзагоев:

12-е место: Белла Моргоева - фотограф. Страница ВК - https://vk.com/id1373965

11-е место: Элана Алборова - певица. Фейсбук - https://www.facebook.com/elana.alborova

10-е место: - осетинская телеведущая и модель. Страница ВК - https://vk.com/id18460674

9-е место: Нонна Базиева - солистка московского ансамбля танца "Алания".

солистки ансамбля танца "Алания": Нонна Базиева (слева) и Дина Бекоева (справа; см. 13 место рейтинга):

8-е место: Елизавета Галуева - осетинская модель. Страница ВК - https://vk.com/id201106436

7-е место: Регина Абаева - осетинская модель. Страница ВК - https://vk.com/id9929150

6-е место: (род. 12 октября 1992, Владикавказ, Северная Осетия) - победительница телевизионной гуманитарной олимпиады школьников "Умники и умницы" 2009 года. Закончила МГИМО. Владеет следующими языками: русский, осетинский, английский, греческий (современный), исландский. Страница ВК - https://vk.com/ursus_philosopher Фейсбук - https://www.facebook.com/agunda.bekoeva

5-е место: Зарина Малити (род. 4 сентября 1984, Владикавказ) - оперная певица (сопрано). Работает вместе с известной немецкой группой Gregorian под сценическим псевдонином Eva Mali. В 2011 году была признана одной из самых красивых девушек России американским журналом "Complex". Официальный сайт певицы - http://www.evamali.com

Gregorian и Eva Mali - World Without End

4-е место: Белла Тотрова - модель. Принимала участие в телепроекте Дом-2, однако продержалась там менее суток. Страница ВК - https://vk.com/bella_totrova

3-е место: Алиса Гокоева - фотограф. Получила степень бакалавра и магистра фотографии в Kingston University в Лондоне. Официальный сайт - http://www.alisagokoeva.com/ Группа ВК - https://vk.com/alisa_gokoeva

2-е место: Залина Бадзиева - осетинская модель. Фотосессия для журнала "Свадьба в Осетии" - http://svadba-osetia.ru/#/Portfolio/three

Самая красивая осетинка - модель . Страница на Инстаграме - http://instagram.com/aniaguri

Народ осетины

Это народ живущий на территории Кавказа, преимущественно в России. Основное население северной и южной Осетии. Считаются аланскими потомками. Себя они называют народом дигирон или ирон. Осетины в большинстве своем разговаривают на двух языках.

Численность населения

Всего в мире насчитывается около 700 тыс. представителей осетинов. Больше всего их проживает в РФ, около 530 тыс. человек:

  • Северная Осетия (460 тыс.);
  • Москва и область (14,5 тыс.);
  • Кабардино-Балкария (9 тыс.);
  • Ставрополь (8 тыс.);
  • Краснодар (4,5 тыс.);
  • Санкт-Петербург (3,2 тыс.);
  • Карачаево-Черкесия (3 тыс.);
  • Ростов-на-Дону и область (2,8 тыс.);
  • Тюмень и область (1,7 тыс.);
  • Красноярск (1,5 тыс.);
  • Волгоград и область (1 тыс).

А также в таких странах:

  • Южная Осетия (48 тыс. человек и составляют 80% всего населения государства);
  • Турция (37 тыс.);
  • Грузия (14-36 тыс.);
  • Узбекистан (9 тыс.);
  • Украина (4,8 тыс.);
  • Азербайджан (2,5 тыс);
  • Туркмения (2,3 тыс.);
  • Казахстан (1,3 тыс);
  • Сирия (700 чел.);
  • Абхазия и Киргизия (по 600 чел.);
  • Белоруссия (500 чел.);
  • Таджикистан (400 чел.).

Происхождение народности

Предками осетинов являются древние скифы, сарматы и аланы. Это одно и то же племя, только в разные века, их называли по-разному. Поселяясь на землях казахов, произошло смешание народностей (это и сыграло большую роль в формировании современных осетин). У них очень похожий язык, некоторые традиции и обряды. Но, как и в большинство народов, на процесс формирования современной народности прошло не мало времени (примерно 30 веков). У скифов и сарматов очень богатая история, первые упоминания датируются еще IV веком до н.э.

Родственные народности с осетинами — это ягнобцы и ясы а также некоторые .

Распределение по языковых группах

Осетинский язык — это единственный реликт, что сохранился со времен скифов и сарматов. Он делиться на такие категории:

  • индоевропейский язык;
  • индоиранская ветка;
  • иранская группа;
  • северо-восточная подгруппа.

Среди местных диалектов Северной Осетии различают иронский и дигорский диалект. Первые — больше распространённые, а их диалект заложен в литературное письмо. Кроме того на дигорском языке издаются книги. Но между собой эти диалекты сильно отличаются, как фонетически, так и лексически. В Южной Осетии ошибочно закрепилось название этноса, как кударцы. Но на самом деле, это лишь несколько десятков представителей с одноименной фамилией. Среди говоров различают кударо-джавский и чсанский осетинские языки. Кроме того в Южной Осетии признано 3 национальных языка:

  • осетинский;
  • грузинский;
  • русский.

Тогда, как на территории РФ распространено только двуязычие. Поэтому даже в диалектах Южной и Северной Осетии много отличия. В первой больше грузинского сходства, а во второй — русского.

Религиозность

Большинство осетин православные, почти 60% всей народности. Многим людям свойственно язычество. И совсем немного человек (всего 3 %) поддерживают ислам.

Описание народности

У коренного населения форма головы продолговатая, волосы темных оттенков, также, как и глаза (но не редко бывают и серыми). Осетины — яркий пример европеоидной расы.

Кухня

Кулинарные традиции начали вводить кочевые племена аланов. Очень ценится мясо, а также осетинские сыр и пиво. Среди любимых блюд — пироги (насгун, фидгун) и шашлык. Очень часто мясо тушат в сметане. Такие блюда, как калуа и бламык до нашего времени не сохранились в традициях. Но сегодня осетинская кухня вобрала в себя много элементов русской и европейских кухонь.

Культура и традиции

Осетины в древние века занимались скотоводством, реже ловили рыбу и охотились.

Костюмы в летнее и зимнее время могли отличаться. Но в основном одевали зауженные брюки мужчины, башмаки и бешмет. Женщины же носят платье с воротником, могут на голову одевать платок.

В семье глава старался чтобы его семья была защищена, ни в чем не нуждалась и являлся крепкой опорой для всех. Это сохранилось и по сей день.

Позор для осетин — пьянство за застольем. Также нельзя начинать кушать, пить и выходить з-за стола без разрешения старшин. Кто опаздывает на мероприятие, то садится в самый конец стола.

Гостеприимность и дружелюбие народа видны во всем. Особым доказательством тому есть — проживание иных народов на их землях. А суровые обычаи только закалили дисциплину и характер каждого осетина.

Осетины являются потомками алан - кочевых ираноязычных племен скифо-сарматского происхождения. Язык, мифология, археологические и антропологические данные доказывают, что осетины произошли в результате объединения кавказского населения с аланами. Такую гипотезу в 18 веке впервые выдвинул польский ученый и писатель Ян Потоцкий. В 19 веке это предположение было развито немецким путешественником и востоковедом Юлиусом Клапротом и впоследствии подтверждено исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.

Этноним «осетины» ведет свое происхождение от «Осетия», которое появилось в русском языке от грузинского названия Осетии и Алании «Осети». «Осети» в свою очередь образовался от грузинского названия осетин и алан - «овси» или «оси» в сочетании с грузинским топоформантом - окончанием «-ети». Постепенно из русского языка этноним «осетины» попал в другие языки во всем мире. На грузинском и армянском языке аланы называются «осы».

В Осетии по желанию коренных жителей уже много раз поднимался вопрос о переименовании осетин в алан. На совете старейшин Северной Осетии в 1992 году было принято решение о переименовании Северной Осетии в Аланию и осетин в алан. В 2003 году Аланская епархия греческой старостильной церкви выступила за переименование республики Южная Осетия в Государство Алания, что и произошло после референдума в стране в 2017 году. Это решение поддержало 80% всего населения Южной Осетии. Издавна существовало несколько этнографических групп осетин: дигорцы, иронцы, кударцы и туальцы. Сегодня осетины разделены на 2 этнические группы - дигорцы и иронцы, где вторые преобладают.

Где живут

Осетины живут на территории Кавказа и являются основным населением Южной и Северной Осетии, проживают также в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США. На территории России осетины живут в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии, Московской и Ростовской областях.

Язык

Осетинский язык принадлежит к иранской группе, северо-восточной подгруппе, которая входит в индоевропейскую семью языков. Это единственный сохранившийся до сегодняшних дней «реликт» скифо-сарматского языкового мира. Существует два диалекта осетинского языка - иронский и дигорский.

Основная часть осетин говорит на двух языках. Двуязычие в основном осетинско-русское и реже осетинско-турецкое или осетинско-грузинское.

Численность

Общая численность осетин во всем мире составляет около 755 297 человек. Из них на территории России проживают примерно 530 000. В Южной Осетии численность населения - 53 532 человека (2015 год). В Северной Осетии - 701 765 человек (2018 год).

Внешность

Осетины в основном темноволосые и темноглазые, со смугловатым цветом кожи. Лоб широкий и прямой, лобные бугры хорошо развиты, но надбровные дуги развиты слабо. Нос у северных осетин прямой, довольно большой и выдающийся, рот с тонкими прямыми губами, небольшой. Часто встречаются среди осетин глаза голубого цвета, каштановые и светлые волосы. В большинстве осетины высокие или среднего роста, стройные и красивые. Женщины Осетии славятся своей красотой. Раньше их даже забирали в Аравию для рождения красивого поколения.

Многие ученые и путешественники отмечали, что осетины, как мужчины, так и женщины, отличались крепким телосложением и хорошей физической формой, даром слова, умственными способностями и прекрасно ориентировались в горах.

Традиционный осетинский костюм сегодня используется как элемент праздничных церемоний, особенно на свадьбах. Национальный костюм женщины состоит из следующих элементов:

  1. рубаха
  2. корсет
  3. светлое платье черкеска с длинным рукавом-лопастью
  4. шапочка в форме усеченного конуса
  5. фата-вуаль

На груди множество пар застежек с изображением птиц.

Мужчины носили костюм, который состоит из следующих элементов:

  1. шаровары
  2. черкеска
  3. бешмет
  4. ноговицы
  5. башлык
  6. папаха
  7. узкий рон - пояс
  8. кинжал

Очень популярным был бордовый цвет, поверх которого наносили вышивку из золотых нитей. Зимой в качестве верхней одежды осетины носили бурку - плащ без рукавов, бурого, черного или белого цвета, сшитый из войлока.

В повседневной жизни осетинские мужчины носили бешметы, рубахи, шаровары и черкески, пошитые из бурки, холста или сукна. Зимой головным убором служила папаха - высокая барашковая шапка, летом мужчины носят войлочные шляпы. Цвет одежды преимущественно черный и темно-коричневый.


Женщины носили длинные рубахи до пят, шаровары, полукафтаны из нанки или ситца, с узким вырезом на груди. В качестве головного убора женщины использовали платки и различные шапки. Цвет женской одежды в основном синий, алый и голубой.

Религия

В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования.

Важный религиозный обряд «Три пирога» связан с традиционными осетинскими пирогами. Проводится обряд по большим фамильным или национальным праздникам на свадьбах. На стол подают три пирога и произносят молитвы. Вместе с пирогами подают три ребра животного, принесенного в жертву. Если на большой праздник животное зарезали дома, вместо ребер можно подавать шею или голову. Число 3 означает небо, солнце и землю. К поминальному столу подают 2 пирога.

Еда

Кухня осетинского народа образовалась под влиянием кочевого образа жизни алан. Основой кухни является мясо, сваренное в казане и приправленное острым соусом из сметаны. Блюдо получило название цахтон, или нуры цахтон. Так как Осетия расположена на Кавказе, в национальной кухне важное место занимает шашлык.

Осетины в ранние времена жили преимущественно в горах, поэтому их рацион был довольно скудным. Обычно они ели хлеб чурек и запивали его молоком, водой или пивом, готовили популярные в народе овсяные блюда: бламык, калуа и хомыс. Мясо раньше ели редко, так как в горах его много не было, а скот в основном продавали, чтобы заработать деньги на жизнь.

Самые излюбленные напитки национальной кухни Осетии - квас, пиво, брага, арака и ронг. Спиртные напитки осетин: двайно - арака двойной перегонки, и «напиток Тутыра» - смесь кваса с аракой. Осетинское пиво популярно на Северном Кавказе и в России. Отмечали особенные вкусовые качества этого напитка и многие иностранные путешественники.

Осетинские пироги являются важным блюдом на столе в Осетии. Начинка у них бывает самая разнообразная и от нее зависит название пирога:

  • картофджин - пирог с картофелем и сыром;
  • уалибах - пирог с сычужным сыром;
  • фыдджин - пирог с мясом;
  • цахараджин - пирог со свекольными листьями и сыром;
  • давонджин - пирог с листьями черемши и сыром;
  • кабускаджин - пирог с капустой и сыром;
  • насджин - пирог с тыквой;
  • кадурджин - пирог с фасолью;
  • кадындзджин - пирог с зеленым луком и сыром;
  • балджин - пирог с вишней;
  • зокоджин - пирог с грибами.

Готовят пироги из дрожжевого теста, самым популярным является осетинский пирог с мясом. На званых обедах это главное блюдо, и подается он к столу отдельно. Круглые пироги с сыром называются уалибах, или хабизджин, пирог с сыром, выполненный в форме треугольника - артадзыхон. В осетинском пироге, приготовленном по настоящему национальному рецепту, должно быть всего 300 теста и 700 г начинки.

Осетинские пироги известны далеко за пределами Осетии, как осетинский сыр и осетинское пиво. Сегодня пироги подают в ресторанах, кафе и готовят на заказ в пекарнях. Есть такие пекарни в России, на Украине и в других странах.

Стоит отметить, что приход Советской власти оказал влияние на осетинскую кухню, которая впоследствии претерпела многие изменения и начала сочетать в себе элементы европейской и русской кулинарии.


Жизнь

Издавна главными занятиями осетин было скотоводство и земледелие. На равнине выращивалась кукуруза, просо, пшеница и ячмень. Постепенно люди познакомились с другими культурами, начали выращивать картофель, заниматься садоводством. Скот пасли в горах, разводили коз, овец и крупный рогатый скот. Скотоводство и сегодня обеспечивает осетин, проживающих в сельской местности, сырьем, продуктами питания и тягловой силой.

Осетины в хозяйстве издавна занимались производством овчины и сукна, изготавливали различные изделия из дерева: посуду, мебель, производили предметы обихода методом резьбы по камню, вышивали. Обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин.

Жилище

Жилища осетин представляют собой побеленные хаты или мазанки, которые располагаются на плоскостях. В горах, где отсутствует лес или к нему практически нет доступа, осетинское жилище, или, как его еще называют, сакля, строится без использования цемента, из камней и прилепляется одной стороной к скалам. Иногда боковые стены тоже сплочены с горой.

Основная часть дома осетин - общая комната больших размеров, кухня, объединенная со столовой, где в течение дня проводится приготовление пищи. Все потому, что определенного времени для еды у осетин не существует, а за стол члены семьи садятся по очереди: первыми едят старшие, затем младшие.

В середине комнаты расположен очаг, над ним, на железной цепи, прикрепленной к потолку, висит котел из чугуна или меди. Очаг играет роль своеобразного центра, вокруг которого собирается вся семья. Железная цепь, на которой висит котел, является самым священным в доме предметом. Тот, кто приблизится к очагу и прикоснется к цепи, становится близким для семьи человеком. Если унести цепь из дому или как-то ее оскорбить, это станет очень большой обидой для семьи, за которую раньше была кровная месть.

В осетинских семьях женатых сыновей не отделяли от семьи, поэтому постепенно, когда сыновья женились и приводили в дом жен, к дому пристраивались новые сакли и постройки, в том числе хозяйственного назначения. Все постройки покрыты плоской крышей, на которой часто проводится сушка зерна или помол хлеба.


Культура

Большой интерес у ученых и туристов вызывает архитектура Осетии и ее памятники, замки, крепости, башни, заградительные стены и склеповые некрополи. Сооружали их в различных ущельях, которые были населены осетинами. Эти постройки были надежной защитой и убежищем, обеспечивали свободу фамилий и родов.

Фольклор Осетии разнообразен, особенно популярны сказания о нартах. Сохранилось до сегодняшнего дня много сказок, пословиц, поговорок и песен. Выделяют песни, отражающие быт осетин, особое место занимают исторические песни о героях, которые ярко отражают борьбу народа против помещиков, известных как тагаурские алдары и дигорские баделята. Позже исторические песни слагали о героях гражданской войны в Осетии, об осетинах, которые участвовали в Великой Отечественной войне, и героях современного времени. Среди осетин было немало писателей, оказавших огромное влияние на осетинское творчество.

Традиции

Осетины очень гостеприимны и с особенным уважением относятся к старшим по возрасту. В семейных и общественных отношениях осетин определен строгий этикет.

В каждой семье есть правила, которых придерживаются все ее члены:

  • когда в дом входит старший, независимо от происхождения, каждый осетин считает своей обязанностью встать и поприветствовать его;
  • в присутствии отца взрослые сыновья не имеют права сидеть;
  • хозяин не садится без разрешения гостя.

Обычай кровомщения сегодня уже практически искоренен, но раньше его строго соблюдали, что постоянно приводило к войнам между семьями и в результате значительно уменьшило численность коренного населения Осетии.


Гостеприимство и сегодня является выдающейся чертой осетин, особенно в местах, которые меньше затронула европейская культура. Осетины очень радушны и искренне рады гостям, всегда с удовольствием принимают и щедро угощают.

Свадьба осетин включает в себя множество старинных и интересных обычаев и обрядов. Раньше и по сей день за невесту должны дать калым - выкуп. Жених приобретает и собирает выкуп самостоятельно. Размер калыма определялся достоинством семей, которые вступали в родство и достоинством самой невесты. В некоторых поселениях Осетии часть калыма или весь калым уходил в приданое невесты.

Очень большую роль играет сватовство. Сватами становятся уважаемые люди, которые являются родственниками или близкими друзьями семьи жениха. Приходят они в дом избранницы 3 раза, и только потом родители дают свое согласие на этот брак. Каждый раз, когда сваты приходят домой, отец девушки должен быть вежлив и гостеприимен, со сватами он обсуждает размер калыма. Дни визита сватов в дом возлюбленной зависят от того, как быстро жених соберет выкуп. При последней встрече отец невесты говорит о своем решении и стороны договариваются о дате проведения свадьбы. Считается, что сваты окончательно договорились с родителями девушки тогда, когда представители семьи жениха передают невесте калым. С этого дня невеста считается засватанной и ее жизнь начинает меняться. Она больше не может посещать различные развлекательные заведения и особенно встречаться там с родными жениха.


Следующий этап после сватовства - тайный визит жениха к невесте. Жених со своими близкими друзьями должен втайне прийти к невесте с обручальным кольцом, которое является у всех народов символом помолвки.

Осетинскую свадьбу празднуют одновременно в доме невесты и в доме жениха. Это мероприятие очень веселое, со всевозможными угощениями и большим количеством гостей, которых обычно присутствует от 200 человек. Прийти на свадьбу могут соседи, знакомые, которых не приглашали лично. При этом хозяева обязаны быть гостеприимными.

На праздничный стол традиционно жарят целого кабана, варят домашнюю водку и пиво. На столе обязательно должно быть три пирога, символизирующих небо, солнце и землю.

Праздник начинается в доме жениха, его друзья должны организовать свиту, в которую входит шафер, дружка и названная мать. Все они идут в дом невесты, там их встречают, произносят специальную молитву и приглашают в дом к праздничному столу. Невеста с подругами уходит переодеваться в свадебный наряд, который заслуживает особого внимания. Платье невесты очень изящное и неповторимое по своей красоте. Его украшают вышивкой ручной работы, различными камнями, из-за чего оно становится очень тяжелым. Платье закрывает все части тела невесты, даже шею и руки. Головной убор невесты украшен серебряными и золотыми нитями, обрамлен фатой в несколько слоев. Вуаль и фата окутывают лицо невесты и делают его невидимым для посторонних.

Свадебная шапочка невесты с фатой является предметом забавного свадебного обряда - выкупа. Многие гости пытаются выкрасть ее, но родственники невесты пристально за этим следят. В древности считалось очень плохой приметой, если шапочка невесты попадает в чужие руки.


Когда невеста одета в свадебное платье, она садится в свадебный кортеж вместе с дружкой и шафером. Дорогу невесты засыпают сахаром, чтобы жизнь ее была сладкой. Делать это должен самый близкий человек невесты, ее мать. По дороге свадебный кортеж посещает особые святые места для молитвы.

После официальной части свадьбы все едут в дом жениха. Чтобы в доме было много детей, а первым родился мальчик, невесте дают подержать на руках малыша. Свадьбы в Осетии очень веселые, с самого начала торжества и до конца гости не перестают танцевать национальные танцы.

В отличие от других свадеб, в осетинской главным отличием является статус невесты. Пока все гости едят и пьют, невеста, опустив глаза, должна молча стоять в углу праздничного стола. Садиться за тол и есть она не может, но родственники постоянно украдкой приносят ей угощения.

Следующий важный этап торжества - поднятие фаты с лица невесты. Это должен сделать самый старший член семьи жениха. Проводится этот ритуал ближе к концу торжества. Перед этим родственники жениха должны приподнимать по очереди фату и говорить невесте комплименты. Невеста в это время должна молча и скромно стоять.

Когда невесте открыли лицо, она дарит свекрам подарки и угощает медом. Это говорит о том, что совместная жизнь будет сладкой. Свекры в знак того, что они приняли невесту, дарят ей украшения из золота, чем показывают, что желают молодым счастливой и богатой жизни.

Известные люди


Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году

Немало осетин прославились на весь мир своими талантами и выдающимися поступками, стали для потомков примером для гордости и подражания:

  • Хаджиумар Мамсумов, дважды герой СССР, генерал-полковник, известный как «полковник Ксанти»;
  • Исса Александрович Плиев, дважды герой СССР, генерал армии.

За время Великой Отечественной войны звание Героя СССР получили 75 уроженцев Республики Осетия.

В науке, искусстве и культуре известны следующие личности:

  • поэт Коста Хетагуров;
  • писатели Дабе Мамсуров и Георгий Черчесов;
  • режиссер Евгений Вахтангов;
  • дирижеры Валерий Гергиев и Вероника Дударова;
  • актеры кино Вадим Бероев и Егор Бероев;
  • ученый с мировой известностью Васо Абаев.

В спорте осетины очень преуспели, особенно в борьбе, из-за чего Осетию назвали борцовской нацией:

  • Сослан Андиев, двукратный олимпийский чемпион и четырехкратный чемпион мира по вольной борьбе;
  • Бароев Хасан, чемпион Олимпийских игр и чемпион мира по греко-римской борьбе;
  • Давид Мусульбес, победитель 27 Олимпийских игр в Сиднее, чемпион мира по вольной борьбе в тяжелом весе;
  • Арсен Фадзаев, первый обладатель награды «Золотая борцовка», 6-кратный чемпион мира по вольной борьбе, двукратный олимпийский чемпион;
  • Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году;
  • Артур Таймазов, серебряный призер Олимпиады 2000 г, двукратный чемпион мира, трехкратный олимпийский чемпион;
  • Махарбек Хадарцев, 5-кратный чемпион мира, 4-кратный чемпион Европы, серебряный призер Олимпийских игр, 2-кратный чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в весовой категории 90 кг.

И это далеко не полный список всех выдающихся спортсменов этого вида спорта. В 2008 году на Олимпиаде выступали 20 спортсменов из Осетии.

В декабре 2008 года Северо-Осетинский информационный портал «15-й РЕГИОН» подвел итоги проекта «Наше достояние», который преследовал цель выявления самого знаменитого осетина. Наибольшее количество голосов набрал основоположник осетинской письменности и литераторы Коста Хетагуров, за которого проголосовало 908 человек. 824 голоса набрал главный дирижер Мариинского театра, маэстро Валерий Гергиев. На третьем месте – легендарный разведчик, Герой Советского Союза, генерал-полковник Хаджумар Мамсуров, набравший 541 голос. Проект «Наше достояние» проводился по аналогии с теми, что были проведены во многих европейских странах, в том числе и в России («Имя России»).

Жизненный путь Коста (Константина) Левановича Хетагурова - основоположника осетинской литературы и языка, просветителя, поэта, драматурга, публициста, скульптора, художника, общественного деятеля – тяжкий и трагический. Его личная жизнь состояла из лишений, невзгод, постоянных переездов. Беспокойного поэта власти не раз высылали «внутрь России». Но народный певец, как любил себя называть Коста, всегда считал человека существом священным, а насилие над личностью преступным и отвратительным.

В советское время Хетагурова было принято считать атеистом и чуть ли не большевиком. На самом же деле Коста был настоящим христианином, глубоко верующим человеком, гордящимся тем, что его осетинский народ еще до Крещения Руси ступил на путь Православия. Коста рисовал картины на религиозные темы, расписывал храмы в горах Осетии.

…Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в семье прапорщика Русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова в самом сердце Осетии – Нарской котловине, где на изломе Кавказского хребта, на южном и северном его склонах, живут осетины.

Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой (Плиевой). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Позже Коста говорил о мачехе, что она его «не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское (ныне Коста-Хетагурово). Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.

С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.

В августе 1881 года Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии прекратили. Коста еще два года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом, не закончив полного курса обучения.

До 1891 года жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции.

К этому времени Коста был хорошо известен уже всему Кавказу. Одно из своих лучших стихотворений он посвятил великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

На открытии памятника М.Ю. Лермонтову в Пятигорске в 1899 году Коста Хетагуров возложил к пьедесталу венок от кавказской молодежи.

Преследуемый властями, поднадзорный Коста в 1898 году приехал в Пятигорск после перенесенной операции лечиться грязевыми ваннами и пробыл здесь несколько месяцев. Он сразу же включается в общественную жизнь города. Активно сотрудничает с местной прессой. Отсюда посылает статьи в Петербург. И, конечно же, у общительного и открытого от природы Коста сразу же появились многочисленные друзья в среде пятигорской интеллигенции.

29 мая 1899 года поэт прибыл на место новой ссылки в Херсон. В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва он поселился в Пятигорске, затем переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».

В 1899 году, когда Хетагуров ещё находился в ссылке, во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов - «Осетинская лира». Многие стихи были изменены цензурой, некоторые же не вошли в книгу.

Стихотворение «Мать сирот» из этого сборника, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа. Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина разжигает костер, а вокруг неё - пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения:

Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»

А сама варила

Камни для ребят.

В 1901 году Хетагуров вновь тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.

И вновь – Пятигорск, который осетинский поэт любил особенно горячо, мечтал купить здесь скромный домик. Последний раз Коста побывал в городе 3 июля 1903 года, незадолго до смерти. Его, абсолютно больного, привезла сестра Ольга, чтобы показать профессору Харьковского университета А.Я. Анфимову. Доктор нашел состояние поэта безнадежным.

В 1905 году Коста перевезён сестрой Ольгой в село Георгиевско-Осетинское, где он умер 1 апреля (19 марта) 1906 года. Позже поэта перезахоронили в Северной Осетии-Алании. Ныне Коста Хетагуров покоится на территории Осетинской Церкви во Владикавказе. Здесь работает Дом-музей Коста Хетагурова, перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник поэту. Его именем названа самая длинная улица города - проспект Коста.

Имя поэта носит крупнейший вуз РСО-А - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (основан в 1920 году).

Коста Хетагуров сегодня – символ борьбы Южной Осетии за свободу и независимость, символ единства всего осетинского народа, разделенного границами.

Во время августовской войны прошлого года в Южной Осетии у многих на устах были такие его пламенные строки:

Я счастия не знал,

Но я готов свободу,

Которой я привык,

Как счастьем дорожить/

Отдать за шаг один,

Который бы народу/

Я мог когда-нибудь/

К свободе проложить.

«Даром Бога осетинскому народу» назвал Коста Хетагурова Председатель Союза писателей Южной Осетии Мелитон Казиев.

По его словам, «Коста поднял осетинский язык и литературу на недосягаемую дотоле высоту. Весь мир знает поэзию Коста, творчество Коста. После него, после того как стало понятно, что осетинский народ богат дарованиями, началось истребление лучших сынов Осетии и это продолжается до сих пор».

Возрождение героического Цхинвала еще только начинается. Во время недавних гастролей Юго-Осетинского государственного драматического театра имени Коста Хетагурова в Тамбовскую область спектакль «Юлий Цезарь» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира на осетинском языке сыграли девять актеров. Их речь переводил на русский язык художественный руководитель театра, министр культуры независимого государства Тамерлан Дзудцов.

Министр рассказал, что здание их театра было разрушено снарядами грузинских танков и поблагодарил тамбовских строителей, безвозмездно построивших в Цхинвале целую улицу, названную Тамбовской.

В перспективе осетинские артисты намерены поставить в учебном театре Тамбовского университета спектакль о любви по пьесе Коста Хетагурова «Фатима»,

Недавно завершился конкурс на лучший проект эмблемы юбилейного Года.

В комплексный план мероприятий по празднованию 150-летнего юбилея Коста Хетагурова включены проведение филологических, искусствоведческих, этнографических конференций, издание произведений самого поэта, специальных фотоальбомов, научно-методической и детской литературы.

В юбилейные дни будут развернуты выставки и специальные экспозиции в музеях, библиотеках и школах. В них примут участие профессиональные художники и воспитанники детских художественных школ. Кроме того, будут организованы концертные программы, читательские диспуты, встречи литераторов с учащимися школ и студентами вузов.

Театральные коллективы покажут спектакли по пьесам Коста Хетагурова. Будут проведены многочисленные конкурсы, литературные, музыкальные и фольклорные праздники, демонстрация кинофильмов по произведениям Коста.

В сентябре в Художественном музее имени М.Туганова во Владикавказе – здесь самое крупное в Российской Федерации собрание живописи великого осетинского просветителя – будет открыта выставка художественных работ Коста Хетагурова.

В музее 18 его живописных и графических произведений. Среди них – жанровая художественная композиция «На школьной скамье жизни», а также написанная им галерея портретов современников.

По словам директора музея Аллы Джанаевой, в фондах хранятся также иконы, написанные Коста Хетагуровым, - «Скорбящий ангел», библейский сюжет «Моление о чаше», еще одна икона «Спас нерукотворный», хранившаяся ранее в музее в Цхинвале, находится сегодня в Краеведческом музее Владикавказа.

Юбилейные мероприятия пройдут не только в Северной и Южной Осетии, но и в Ставрополе, Пятигорске, Карачаево-Черкесии, Санкт-Петербурге…

В октябре 2009 года в Москве пройдут Дни Осетии, приуроченные к 150-летию со дня рождения Коста Хетагурова. В их рамках состоится гала-концерт «Вместе с Россией единой и сильной».

«Юбилей Коста Хетагурова, имя которого знает вся Россия, имеет и большое патриотическое значение, - подчеркнул глава Республики Северная Осетия – Алания Таймураз Мамсуров. – Нам надо вдохнуть жизнь в сложившуюся обстановку обыденности и тревоги, сделать все, чтобы у людей появился жизненный оптимизм. Таким стимулом должно стать празднование этого важного исторического события».

…Стихи и поэмы Коста Хетагурова, любившего повторять «…я пишу то, что уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце», переведены почти на все языки бывшего Советского Союза, на десятки языков мира. Многие фразы из них стали крылатыми.

Так, далеко за пределами родины Коста Хетагурова известны строки:

Весь мир – мой храм,

Любовь – моя святыня,

Вселенная – отечество мое.