Все о печах и каминах - Информационный портал

Верить ли приметам. Можно ли верить в приметы? Почему плохо верить в приметы

Однажды одна молодая особа шла по своим делам, размахивая пустым ведром. Она не верила в приметы и суеверия, потому и не боялась осуждающих взглядов. Встречавшиеся на пути люди старались обойти ее стороной. Некоторые вслух возмущались. В их сознание не укладывалось, как можно нести пустое ведро, да еще размахивать им? Ведь оно приносит неудачу любому встречному?

Приметы и суеверия настолько прочно укоренились в головах людей, что на человека, который им не верит смотрят искоса. И не многие пытаются понять, откуда растут ноги у этих самых суеверий? Почему люди верят в приметы и стоит ли в них верить? Моя статья - для тех, кто умеет думать и не поддается стадному инстинкту.

Приметы приметам - рознь

Приметы, касающиеся природных явлений с давних времен используются человеком для осуществления своих планов, для безопасности, для прогнозирования.

Среди них самые популярные:

  1. Если воробьи купаются в луже - быть дождю.
  2. Если гуси летают высоко - будет много воды.
  3. Если сосульки длинные - быть затяжной весне.
  4. Если цветы закрываются - будет дождь.
  5. Перед непогодой птицы летают низко.

Современный человек практически не пользуется этими приметами. В любой нужный момент прогноз погоды можно узнать, нажав клавишу компьютера.

Зато, так называемые, бытовые приметы пользуются большой популярностью. Им придают огромное значение, некий таинственный смысл, не задумываясь, что суеверие - это попытка удовлетворить потребность истинной веры.

Суеверие заменяет настоящую веру. Оно является суррогатом, заполняющим пустоту души, когда в ней нет Бога.

Суеверия уходят корнями глубоко в язычество, когда люди поклонялись демонам. Суеверия держат человека в страхе и заставляют его жить по «своим» законам.

Откуда появилась примета: нельзя отмечать 40 лет

Объяснение для этой приметы такое: 40 лет израильский народ ходил по пустыне, в Киевской Руси на 40-ой день осматривали мощи, 40 дней, якобы, душа прощается с телом и т. п. Отсюда, чтобы лишний раз не трогать цифру 40, возникло суеверие, не поддающееся логике.

Люди верят, что если отмечать 40 лет, то юбиляра ждут болезни, неудачи или чего хуже. Однако, многие с размахом отмечают эту дату и живут яркой, полноценной жизнью.

Откуда появилась примета: нельзя передавать вещи через порог

Когда-то давно наши предки хоронили умерших у порога. С тех самых пор порог считают границей между миром живых и мертвых. Эту границу, якобы, охраняют усопшие. Отсюда верование - нельзя передавать ничего через порог.

Откуда появилась примета: нельзя рассыпать соль

В древние времена соль была дорогим продуктом. Когда ее рассыпали, начинались ссоры, взаимные обвинения. Вроде бы безобидная примета, если не считать, что соли приписывают еще и магическое значение.

Откуда появилась примета: нельзя есть с ножа

Издавна нож считался орудием добычи пищи и предметом защиты. Его также использовали в языческих ритуалах. С ножа кормили диких животных. Отсюда и появилось суеверие: нельзя есть с ножа, иначе станешь злым человеком.

Откуда появилась примета: нельзя ставить на стол пустые бутылки

Эта примета уходит корнями во времена войны 1812 года, когда русские солдаты завоевали Париж. Заседая в местных кабаках, они складывали пустые бутылки под стол, пытаясь обмануть хозяина заведения. В то время количество выпитого алкоголя определялось по пустым бутылкам, стоявшим на столе. Так появилась примета: пустые бутылки - не будет денег.

Пустая тара у древних народов считалась пристанищем нечистых духов. Мол, быть беде, если кто-то вернет взятую в долг посуду порожней или если встретишь человека с пустым ведром (помните об этой примете, описанной в начале статьи?)

Откуда появилась примета: нельзя жениться в високосный год

Объяснение этому суеверию такое: в високосный год родился мученик Кассиан, который, мол, не любит пышных торжеств и пошлет неудачу всем, кто женится в високосный год.

Смешно? Но люди верят, несмотря на то, что многие пары, заключившие союз именно в этот период, живут долго и счастливо.

Откуда появилась примета: дорогу перешла черная кошка - быть неудаче

В Средневековье в эпоху эпидемий, когда заболевания переносились крысами, кошки также считались носителями инфекций. Поэтому их панически боялись. В ночное время черные кошки были практически незаметны. Они вызывали страх.

Кошек и ведьм сжигали на кострах. Существует предание, что пред взятием Ватерлоо, Наполеону перешла дорогу черная кошка, и император потерпел поражение.

Откуда появилась примета: 13 число пятница - к неприятностям

Числа являются самыми популярными объектами разнообразных прорицателей при совершении своих манипуляций. Вполне гармоничным считается число 12. А цифре 13 приписывают хаос и беспорядок. Поэтому многие люди обходят стороной предметы и места, где присутствует число 13.

Откуда появилась примета: постучать по дереву

Это популярное во многих странах суеверие берет начало от древних персов, которые поклонялись идолам. Они стучали по дереву, что означало встать под защиту языческого бога Атара.

Христиане переняли этот обычай и стали стучать по дереву, которое, якобы, означает крест, на котором был распят Господь. Таким образом, лишив себя близкого общения с живым Иисусом Христом - распятым за наши грехи и воскресшим в третий день по Писанию, люди верят, что это действие защитит их от бедствий и несчастий. Некоторые носят с собой кусочки дерева в кармане, приписывая ему силу охранять от неудач.

Откуда появилась примета: нельзя смотреть в разбитое зеркало

Существует самое простое объяснение данного поверья: в старые времена зеркала были доступны только очень обеспеченным людям. Зачастую прислуга разбивала хрупкую драгоценность и получала от хозяев нагоняй. Естественно, пока осколки собирались, служанка могла увидеть в них свое отражение. Отсюда и суеверие: нельзя смотреться в разбитое зеркало - быть неприятностям.

В плену суеверия

Человек в своем развитии достиг многого. Он покорил космос и моря, освоил компьютер, взобрался на самую высокую вершину. Но также как и в древние времена, он страшится будущего. Потому и верит в различные приметы, которые не поддаются никакой логике.

Заполняя таким образом пустоту души, люди предпочитают суетную, не имеющую смысла веру. В приметы верят знатные и простые, богатые и бедные. Суеверия - ловушка для души, заставляющая людей находиться в страхе.

Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен.

Библия Притчи 18:11

В заключение

В Библии сказано: «Судьба человека от Бога». Тот, кто имеет истинную веру, доверит свою жизнь Богу и будет жить так, как учит Творец. Религиозный же человек станет верить в приметы, отодвигая на задний план Того, Кто дает людям жизнь и мир.

Человек вправе сам выбирать, чему верить. Или пустому и суетному, или Слову Божьему - Библии, где черным по белому написано:

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся». Иеремия 10:2

Суеверия и приметы - это и есть путь язычников. Всего этого нас Бог учит остерегаться.

Приметы и суеверия испокон веков существуют у самых разных народов, и вера в них зачастую доходит до абсурда. Люди подвержены им по самым разным причинам. Одни - из желания легкой удачи и наживы, другие - из страха перед теми или иными событиями, а третьи просто запомнили то, что еще в детстве им рассказывала бабушка, и не имеют никакого весомого повода не доверять ее словам. Так стоит ли на самом деле верить в народные приметы и пытаться понять значение знаков судьбы для того, чтобы избежать несчастья и поймать удачу за хвост?

Распространенные суеверия и их связь с реальностью

Одно из самых распространенных суеверий связано с черными кошками, перебегающими дорогу. Скорее всего, оно имеет отсылку к временам Средневековья, когда люди боялись ведьм.

По поверьям, те имели возможность перевоплощаться именно в этих животных. К слову, в Древнем Египте кошки, независимо от своего окраса, считались священными животными, и мысли о том, что они могут принести неудачу, показалась бы египтянам довольно странной.

Также одним из самых популярных суеверий является такое понятие, как «постучать по дереву». Якобы подобным образом можно избежать нежелательных событий. Такая примета связана со старинными легендами, повествующими, что в деревьях живут добрые духи, помогающие отпугнуть неудачу.

Самые страшные суеверия связаны с 13-м числом, выпадающим на пятницу. По статистике, этой даты боятся около 17 миллионов человек только в одной Америке.

Тем не менее, она не связана с каким-то определенным событием. Число 13 давно зарекомендовало себя как несчастливое: Иуда был 13-м сотрапезником, он же упоминается в 13-м Писании, а в 13-й главе Евангелия рассказывается о его предательстве.

В каббале было 13 злых духов, а в 13-й главе Апокалипсиса сказано об антихристе. Распятие Иисуса случилось в пятницу. Вероятно, что в связи со всем этим в XIX веке и зародилось поверье о нехорошем дне.

Приметы и суеверия, в которые стоит верить

Существуют приметы и суеверия, в которые верить буквально может и не стоит, но придерживаться их иногда необходимо. Некоторые из них связаны с беременностью.

Считается, что если беременная будет играть с кошками, то ребенок родится несчастливым. Можно с уверенностью сказать, что на счастливой судьбе ребенка этот процесс вряд ли отразится, а вот заразиться токсоплазмозом от животного вполне можно, что в этот период является крайне нежелательным.

Другое поверье: чтобы ребенок не родился косолапым, нельзя сидеть, скрестив ноги. Эта примета имеет отношение скорее к здоровью матери: при таком положении кровообращение в конечностях нарушается, и с учетом того, что нагрузка на них и так постоянно повышена, может развиться варикозное расширение вен.

Еще одна народная примета гласит: нельзя никому показывать ребенка, пока ему не исполнится шесть недель и не будет проведен обряд воцерковления, иначе его могут сглазить.

Лучше всего действительно ей следовать: в этот период организм ребенка ослаблен, а посторонние люди могут принести в дом инфекцию.

Когда приметы сбываются?

Формальная логика, опирающаяся на четкие правила и законы, опровергает миф о приметах. Но в то же время психологи склонны считать, что человек притягивает к себе то, о чем постоянно думает.

Поэтому приметы действительно имеют свойство сбываться у тех людей, которые в них верят. Рассыпали соль и уверены, что с кем-то поругаетесь? Скорее всего, так и произойдет, потому что вы уже настроили себя на ссору с кем-то из близких.

Нашли монетку и уверены, что она к какому-то радостному событию? Вы будете ждать что-то приятное, и оно также произойдет, ведь каждый день наполнен множеством хороших моментов, но далеко не всегда вы обращаете на них внимание.

Поэтому если уж и верить в приметы и суеверия, то только в те, которые несут за собой что-то хорошее.

Хотите знать о приметах больше? Смотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

По статистике каждый третий верит в приметы, гадания, и гороскопы. Из них большинство – люди, считающие себя верующими.

Позиция отцов церкви непоколебима: приметы – это . Там, где есть суеверия, нет места истиной вере. Опасаясь дурных знаков, человек не доверяет ни себе, ни Богу.

Можно ли верить приметам православному человеку?

Большинство суеверий досталось в наследство от язычества или связано с жизненными обстоятельствами. К ним относятся вера в счастливую кроличью лапку или другие талисманы, гадание на костях. Беспокойство священников вызывают не только бытовые приметы, но устойчивые суеверия, связанные с православными обрядами.

Есть и курьёзные приметы: К примеру, кошка перебежала дорогу или просыпала соль, значит жди беды. Также, если человек наступит вам на ногу, значит вы обязательно поругаетесь, посидеть на дорожку и тд. Не верьте в это язычество. Приметы это грех и к Церкви они не имеют, ни какого отношения.

Умерших поминаем, напиваясь до безобразия. Где тут радость от веры и духовная жизнь? Только грех суеверия .

Отношение отцов церкви к суевериям, приметам и гаданиям

Православные священники считают, что верить в приметы это грех и соблазн, недостойный истинного христианина. Слово суеверие созвучно слову “суета”. Такие верующие нарушают Христа.

Ее нарушение – грех, не осознаваемый многими. Люди не признают, что вся сила от Бога, и наделяют божественной силой предметы и животных. Распространение ересей, которыми являются суеверия, есть ложь о Боге.

В тяжёлых жизненных ситуациях люди прибегают к помощи ворожей и колдунов. Это тоже тяжелый грех и суеверие : проявление недоверия Богу. Все испытания даются свыше, пытаясь избежать их с помощью лукавства, человек вредит себе еще больше. В бедственном положении лучше идти в храм, исповедоваться и причаститься.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Святая церковь предостерегает от гаданий. Считается, что они – суть издевательства тёмных сил над человеком. Гадая, человек поручает свою судьбу нечистой силе. Если прогноз ворожеи неблагоприятный, она может запрограммировать на неудачу. Так же программируют и негативные приметы.

Суть греха суеверия в том, что оно уводит верующего от истинного, подлинного знания, подменяет высокое завлекающим магическим ритуалом. Страшно, когда церковные святыни используют в магических обрядах, особенно в черной магии. Это убийство души и надругательство над самым чистым, что есть у людей.

Порча и сглаз

Любому станет неуютно, если сказать, что его приворожили или сглазили. Часто корень бед и проблем люди видят в том, что на него навели порчу, оправдывают себя. Гораздо труднее сказать: я жил неправильно, и вот результат моей греховности.

Грех лежит и на том, кто занимается ворожбой и магией. Такие люди ставят свою волю выше божественного волеизъявления.

Можно ли православным верить приметам , связанные с гороскопом? Кажущиеся безобидными, гороскопы делает нас предвзятыми по отношению к другим людям и к себе.

Как не впасть в грех и перестать верить приметам?

Причина греха суеверия – духовное невежество. Человек становится суеверным из-за неуверенности в себе и недостатка доверия Богу.

Часто люди получают знания о Христианстве не у православных отцов, а у малограмотных бабушек в церкви. А если такая бабушка ещё и ворожея?

Невежественные правила греховны ещё и потому, что могут отвратить здравомыслящего, но невоцерковленного человека от православия.

В повседневности люди привыкли верить в приметы и суеверия. Но угодно ли это Богу? Узнайте ответ на этот вопрос на страницах портала «Православие и мир».

Должны ли мы верить приметам, которые сопровождают нашу повседневную жизнь? Насколько россияне склонны верить в приметы? Какие существуют околоцерковные приметы и суеверия? Предлагаем Вам избранные статьи по теме «Приметы и суеверия», которые дадут ответы на эти вопросы.

Околоцерковные суеверия и приметы

Диакон Константин Горбунов. Методы изучения и классификации околоцерковных суеверий

Околоцерковные суеверия чрезвычайно вредны, так как они уводят людей от истинного богопознания, а также от благочестивого образа жизни и правильного участия в Православном Богослужении. Следовательно, с суевериями необходимо вести бескомпромиссную борьбу. Для этого, в частности, необходимо изучение существующих суеверий. Всякое изучение группы явлений или фактов требует их классификации. Таким образом, перед нами встает нелегкая задача найти методику классификации суеверий при всей их многочисленности и при этом абсурдности, нелогичности, бессмысленности.

Информацию о суевериях, распространенных среди людей, можно получать следующими способами:

  1. На основании вопросов, которые люди задают священнослужителям.
  2. Путем анализа вопросов, задаваемых сотрудникам службы консультантов в храме (ведется журнал учета вопросов).
  3. Путем опроса образованных постоянных прихожан храма об известных им распространенных в народе суевериях.
  4. Путем критического анализа публикаций и выступлений в околоцерковных и псевдоцерковных средствах массовой информации, а также светских СМИ на церковные темы.

Возможны также и другие методы выявления суеверий.

Существуют немногочисленные суеверия, связанные с вероучением. Их немногочисленность объясняется тем, что суеверные люди, как правило, не знают Православного вероучения. Пример: “Троица – это Иисус Христос, Божия Матерь и Святитель Николай”.

Суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений.

  • Пасха: благоговейное отношение к скорлупе от пасхальных яиц; в случае пожара нужно перебрасывать пасхальное яйцо через горящий дом и др.
  • Родительские субботы, Радоница: можно поминать самоубийц; на кладбище нужно идти до 12:00 дня т.к. после этого времени души усопших уже не присутствуют на кладбище; продукты, принесенные на парастас, получают усопшие и др.
  • Пятидесятница: в этот день нужно ходить на кладбище.
  • День св. пророка Илии: нельзя купаться после этого дня.
  • Преображение: грехопадение Адама и Евы заключалось в том, что они съели неосвященное яблочко до Преображения; весь смысл праздника люди видят только в освящении плодов.
  • Покров Пресвятой Богородицы: если не заклеить окна до Покрова то в доме не будет тепла.
  • Воздвижение: сдвижение – осень к зиме сдвигается.
  • Богоявление: святая вода, освященная накануне праздника (в сочельник), “сильнее”, чем освященная в сам праздник (или наоборот).
  • Сретение: зима с летом встречается.

Суеверия, связанные с церковными Таинствами.

  • Крещение. Суеверные побуждения к Таинству: “чтобы грыжа зажила; чтоб ребенок меньше плакал; чтобы не сглазили”. Просят назвать крещаемого другим именем (тайным), чтобы не сглазили. Если воск с постриженными волосами утонет в купели, то это плохо.
  • Миропомазание. Многие прихожане думают, что елеопомазание на Всенощном Бдении это и есть миропомазание.
  • Исповедь. Люди рассказывают не о грехах, а о проблемах, считая, что проблема должна разрешиться. Люди перечисляют грехи без покаяния. Просят порвать листок со списком грехов, воспринимая это как священнодействие. В продаже появляются нелепые руководства для подготовки к исповеди, например, “1000 и один грех” или “10000 грехов”.
  • Евхаристия. Причащают детей, чтобы животик не болел, взрослые причащаются для поднятия гемоглобина. Некоторые понимают Причащение как “прочищение”, например, организма. Считают, что нельзя после Причастия и запивки целовать никого и ничего, т.к. благодать перейдет на целуемый предмет.
  • Соборование. Люди воспринимают соборование как последнее (предсмертное) помазание, если же человек не умер после Соборования, то ему нельзя есть мясо и вступать в брак, вести супружескую жизнь. Имеет место суеверное отношение к остающимся после таинства рису и елею.
  • Венчание. Просто красивый торжественный обряд. Гарантия того, что муж не уйдет или жена не уйдет.
  • Священство. Многие люди уверены, что священнослужителем человек становится в силу самого факта окончания духовной семинарии. Ввиду редкости таинства хиротонии особых суеверий, связанных с самим совершением таинства не выявлено, но имеет место суеверное отношение к духовенству и монашеству. Примеры: люди обращаются с духовными вопросами к простым монахам, не имеющим священного сана, и зачастую неукоснительно следуют их порой нелепым советам; люди боятся обращаться к священнику с какими-либо вопросами, воспринимая его лишь как колдуна или мага, совершающего ритуалы.

Примечание: ряд примеров для данного раздела заимствован из доклада священника Александра Дягилева.

Суеверия, связанные с обрядами.

  • Погребение. Отпевать можно даже неверующего, лишь бы был крещеным. Родственникам нельзя нести гроб с телом усопшего. Кладут в гроб различные посторонние бытовые предметы (деньги, мобильные телефоны). На могиле устраивается языческая тризна.
  • Освящение автомобилей. Считается, что дается гарантия безопасности.

Суеверия, связанные со святынями.

  • Магическое отношение к святыням.
  • Использование святынь для колдовства.
  • Неправильное почитание икон. (Какая икона лучше Казанская или Владимирская?)
  • Неправильное отношение к Св. Кресту. (Дарить крестик это не грех? Боязнь подобрать найденный на улице крестик)
  • Многочисленные заблуждения связаны со свечами и правилами их постановки перед иконами. Люди, загадав желание, ждут пока свеча догорит, для того чтобы оно исполнилось.
  • Суеверное отношение к святой воде (смешивают св. воду, взятую в разных храмах, считая, что смесь “сильнее”, чем вода, взятая в одном храме)
  • Известны также многочисленные суеверия, связанные с пасхальным артосом и просфорами.

Суеверия, связанные с поминальными записками.

  • Магическое отношение к сорокоустам.
  • Вопросы: какая записка лучше (проскомидийная, обеденная, заказная, молебен?)
  • Указание в записках лиц, поминовение которых запрещено церковными канонами, в полной уверенности, что данное поминовение поможет этим лицам.
  • Поминовение живых за упокой, с целью навредить этим лицам.

Вот далеко не полный перечень суеверий, распространенных в церковной и околоцерковной среде. Можно заметить, что значительная часть суеверных методик выражает стремление людей к достижению телесного здоровья и земного благополучия. В стремлении к чисто земным благам люди зачастую обращаются к колдунам, экстрасенсам, целителям и от них получают различные указания суеверного характера.

Важным методом борьбы со всякими суевериями является духовное просвещение мирян через церковно-приходские школы, различные богословские курсы, через церковные СМИ. Также необходима катехизация людей, желающих принять Таинство Святого Крещения и лиц, готовящихся стать крестными.

а не приимеши слуха суетна,
да не приложишися с неправедным
быти свидетель неправеден.
Исход XXIII, 1

Что говорят о приметах и суевериях отцы Церкви? Почему верить в приметы — значит показать свое недоверие Богу? Есть ли приметы, которые «действительно работают»? Предлагаем вашему вниманию Святоотеческие наставления о приметах и суевериях.

Святоотеческие наставления, предостерегающие от суеверий

Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.

Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:

1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;

2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,

3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

Стоит ли бояться примет? Действительно ли с точки зрения Церкви приметы так опасны? Почему приметы и суеверия не стоят вашего внимания?

«Многим из христиан, – говорит святой Василий Великий, – кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок.

Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев. XIX, 26); языцы бо, которых потребит… Господь Бог от лица твоего… сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор. XVIII, 12, 14).

Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существу неразумные. Птица не знает собственной своей опасности, которая уже перед глазами; а тебе предвещает она будущее . Вылетев из гнезда, чтобы принести птенцам пищу, нередко возвращалась она ни с чем; а для тебя стала она нелживым предвещанием, и напрасное движение птицы обратилось в откровение будущего! Ежели по действию демонов птицы летают для твоего обольщения; то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обаяния, и не отдавай себя под влияние диавола. Он, если однажды уловит душу, легко увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на всякое злое дело. Но и каркающий ворон, и кружащийся орел по недостатку лова приводят в страх суеверное сердце. Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?»
В одном из огласительных слов святого Иоанна Златоустого мы читаем: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

Что говорил о приметах, гаданиях и суевериях святой Иоанн Златоуст? Можно ли верить в приметы?

Предостережения от гаданий

В слове на новолетие святой Златоуст говорит: «Более всего огорчают меня игры, которые сегодня происходят… и которые преисполнены распутства и нечестия, потому что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день года удастся им провести в веселии и удовольствии, то и во весь год будет совершенно то же. Но год будет для тебя счастлив во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда и в первый и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу. Если же, вознерадев о добродетели, будешь ожидать себе счастья от начала месяца и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Замечать дни не сообразно с христианскою мудростию. Это дело еллинского заблуждения».


Обличая суеверие, по которому некоторые дни считают счастливыми, а другие несчастными, святой Иоанн Златоуст говорит: «Диавол, стараясь пресечь наши подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах дням. Если кто верит, что день бывает счастлив или несчастлив, тот в несчастливый день не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет. Так, напротив, и в счастливый день он ничего не будет делать, надеясь, что по причине счастливого дня ему не повредит собственное его нерадение. Таким образом, то и другое вредит его спасению. Иногда безрассудно, а иногда как бы безнадежно поступая, он проводит жизнь свою в праздности и зле. Итак, мы должны избегать козней диавола, отбросить сокрушение духа и не наблюдать дней, ненавидя один и любя другой».


Блаженный Августин также строго осуждает гадания. «Последствия их, – говорит он, – большей частью сообразны с мыслями и предубеждениями каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему показом того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и желанием». «Вообще, – замечает он, – на мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, не иначе надобно смотреть, как на некоторый договор и условие с злыми духами. Люди, пристрастившиеся к пагубной науке гадать, которая, собственно, есть только наука издеваться над другими и обманывать их , за такое пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию, подпадают нередко влиянию падших ангелов, которым попускается иногда иметь некоторое влияние на низшую часть мира. От этих насмешек и обманов злых духов происходит то, что суеверное и гибельное искусство прорицания иногда действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и будущего и говорит им немало такого, что впоследствии отчасти оправдывается событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают любопытство, из-за чего они все более и более запутываются и запутывают других в сети зловредного заблуждения… Даже верность подобных предсказаний нисколько не оправдывает науки предсказывать. Поэтому святотатственное искусство, при помощи которого вызвана была тень умершего Самуила, достойно всякого отвращения и проклятия, хотя тень эта, будучи показана царю Саулу, и предрекла ему истину».

Приметы, как средство исцеления от болезней. Работают ли они?

Предостережения от употребления суеверных средств для исцеления болезней

Резкие обличения против амулетов и суеверных действий для предохранения от болезней и несчастий мы встречаем в беседах святого Иоанна Златоуста на Первое послание к Коринфянам: «После брака, – говорит он, если родится дитя, мы видим множество символических действий, достойных смеха : говорить ли о перевязках, о погремушках, о красной пряже и многом другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста. Между тем ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца. Не стыдно ли вам? Скажите мне: поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые меры? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно, а когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, – это достойно многих слез». «Что сказать, – говорит в другом месте святой Златоуст, – о тех, которые привязывают к ногам и голове медные монеты Александра Македонского? Скажи мне: это ли наши надежды? Как после креста и смерти Господней ты возлагаешь надежду спасения на изображения языческого царя?»

После тех обличений суеверия, которые находятся в писаниях древних святых отцов и учителей Церкви, напомним, что в книге «Православное исповедание веры» в ответе на вопрос: «Кто грешит против Первой заповеди и каким образом» – читается следующее: «Против сей заповеди грешат волшебники и подражающие их делам, например, те, которые носят привески и значки для предохранения себя от вреда; те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят; равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся; наконец, те, которые из всякого случая выводят предзнаменования».

Недействительная вера

Приметы и суеверия как недействительная вера

Существует мнение, что всякая вера – это . Даже есть выражение – «религиозные суеверия». И под это определение подходит буквально всё! Любая религиозная мысль, любая церковь, любое исповедание – все это, как иногда люди говорят, «суеверие».

Но так ли это, объективно говоря? это очень определённо объясняет. Слово «всуе» значит «по-пустому», то есть – «нет этого вообще». Если есть приставка «суе» – то вера недействительная. Но отрицательное обозначение говорит о том, что есть что-то положительное, правда? Суеверие – это пустая вера, стало быть, есть и не пустая вера.


Это надо помнить, когда мы вообще говорим о вере. Вера тогда не пустая, когда она полна , когда исходит из человеческой интуиции, а не просто из фантазии блуждающего ума. Потому что вот это и есть опасность – блуждающий ум. Он и создаёт в человеке разные фантазии. Человек эти фантазии принимает за реальность, не проверяет вообще ничего, и начинает верить в них.

Много сейчас таких есть разных, пустых вер, много есть разных суеверий – когда люди фантазируют, не учитывая того, что всякого рода мысли человеческие, если они не имеют в себе конкретной связи с божественной реальностью и с реальностью божественного творения, как Господь его сотворил, является плодом того, что НЕ ЕСТЬ.

Суета сует

Приметы и суеверия — ненужная суета

Слово суеверие или «всуе» связано с другим словом от того же корня – суета, или суетность.

Об этом очень хорошо говорит : природа покорилась суете не добровольно, не сама по себе, а по воле человека. Именно человек вверг всю природу в суету.

Что же апостол подразумевает под словом «суета»?

Суета – это значит отсутствие стабильности, гармонии. Хаотическое состояние, в котором идет борьба частей друг с другом и всех частей с целым.

В человеческой жизни, мы знаем, есть очень много суетного. Когда человек старается и туда, и сюда успеть, и нет у него концентрации, и он в этом теряет себя – разбрасывается, раскидывается. И вот это разбрасывание и раскидывание – состояние, которого не было в творении по Божьему замыслу. Вот что такое суета!

В этом смысле суеверие – это вера в то, что мечется. В то, что не является действительно существенным, подлинным, гармоничным, красивым, истинным и полным любви.

Это я говорю, конечно, с точки зрения Христианской веры. Потому что говорить о вере вообще нет смысла, веры есть на земле разные. Но я сейчас говорю о той вере, которая определяет нашу жизнь в Боге, нашу жизнь в Богоообщении, нашу жизнь друг с другом. Она не суетна и не смеет быть суетной, потому что суетность – это и есть , которая отвлекает нас от подлинного.

Христианство - вера определенная, установившаяся, спокойная. Говоря опять словами Апостола Павла, это вера, действующая любовью и базирующаяся на надежде. Она стабильна, конкретна, чиста. В ней нет этой суетной грязи – пыли, которая мечется во все стороны и застит свет, облаком заходит в душу.

И, что самое главное, вера осуществляется только тогда, когда есть с одной стороны , как сказал Христос, а с другой стороны – . Как раз суетность, которая тесно связана со всякого рода беснованием, изгоняется только молитвой и постом. Почему именно так? Потому что молитва нас соединяет с источником истины, с источником жизни, с подлинной реальностью, с основной вечности. А пост ограничивает нас самих в том, что является слишком большим соблазном, – в жадности, эгоизме, всякого рода .

Другими словами, суеверие - это то, что базируется на грехе человеческом, и этот грех человеческий таким образом затемняет истину, что истина становится непонятной. А вера, наоборот, – очищает и освящает, потому что она ведёт к источнику, который есть чистота, святость и любовь.

Суеверие прогресса

Как отличить приметы и суеверия от истиной веры?

Как же нам все-таки различить веру и суеверие в жизни? Потому что одно дело – в теории, а другое дело – на практике.

Знаете, очень просто. Посмотрите на хороший храм, посмотрите на другие плоды культуры и человеческой истории, на многое из того, что дали нам наши предки, которые строили верой глубокой, ясной, чистой, утверждённой и совершенно определённой. Результаты их труда видны нам и сейчас, они ценятся во всем человечестве.

А вот плоды суеверия выглядят иначе. Они - результат суетности нашей современной жизни.

Может быть, в некотором отношении, достижения цивилизации дают нам возможность существовать легче, чем нашим предкам. Тем не менее именно эта цивилизация подарила нам невероятную спешку во всех отношениях, безостановочность, иногда даже и какую-то беззастенчивость. И, как следствие, - сумасбродство и отход от целеустремлённости человеческой жизни.

У нас в Америке особенно ясно видна ненужная суета, которая, как ни печально, – результат огромных достижений. Технический прогресс, который многими воспринимается однозначно положительно, - это ядерная бомба, которая разрывает цельность ядра для того, чтобы уничтожить все вокруг. Как в своё время один из философов русских сказал – «суеверие ». Очень хорошее выражение, которое говорит нам: если поверить в прогресс как в нечто самобытное или самоопределяющееся, этот прогресс превратится в суеверие. Почему? Потому что он бесцельный, он идёт без всякой серьёзной цели. Когда есть цель, и хорошая цель – тогда другое дело.

Когда я оцениваю историю России и её культуры, то совершенно ясно вижу, что та культура, которая и доныне ценится, основана на цельности, а не на суетности. Её главное устремление было – именно побороть суетность, и дать смысл жизни. И потому она достигла таких огромных исторических результатов и создала такое целостное государство. А сейчас что мы видим? Распад, развал. И это есть плод суеты, плод самого настоящего суеверия, если хотите – суеверия прогресса.

Дай Бог нам всем от этого избавиться. И укрепиться, и углубиться в то, что нам дали наши предки. Дай Господь всем вам всего доброго и хорошего, и да хранит Он вас в этой цельности!

– Что же такое суеверие?

Иерей Алексий Колосов: – Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное – как доверие тому, что недостойно доверия.

Иерей Михаил Михайлов: — Суеверие – это суррогат, эрзац веры. Одно из распространенных суеверий – если вам встретился священник – это к несчастью. Это очень показательное суеверие, проливающее свет и на саму природу суеверий. Это отголосок язычества: священника боялись, потому что он приводил людей к вере, разрушая идолов. Вторая причина таких суеверий – это стыд человека, забывшего дорогу в храм. Грешащий человек стремится спрятаться от Бога, избегает встречи с тем, что может ему напомнить о необходимости покаяния. Именно поэтому это суеверие настолько сильно в сельской местности, где священник намного лучше знает своих прихожан. Когда я служил на селе, у нас в храме был один прихожанин, который одну неделю пил, вторую неделю выходил из запоя, а затем усиленно работал, чтобы выработать нужное количество трудодней. Поэтому в храм он не ходил месяцами, а когда мы встречались на улице, то стыдился. От суеверия рождается безверие. Суеверия уводят человека с пути спасения. Человек верит не в Промысл Божий, а в приметы. Отсюда идет вера в предсказания, в гадания, в астрологию.

– Почему православный человек не должен быть суеверным?

Иерей Алексий Колосов: – Суть нашей веры – доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механистических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3, 17) – эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира» (Кол.2,8), порабощая праху. Поэтому вера и суеверие несовместимы – нельзя служить двум господам, свободе и рабству. Эта проблема шире, чем «черная кошка» или «пустые ведра»: речь о том, что каждый из нас стоит перед выбором: либо жизнь по Евангелию, либо по закону греха, возмездие за который – (Рим.6, 23). Третьего не дано.

— Но ведь нередко суеверия сбываются, не случайно же они возникли?

Иерей Алексий Колосов: – Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» (Тит. 1,15), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь, Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу.

Иерей Михаил Михайлов: — Тут все очень просто: вероятность совпадения велика – либо сбудется, либо нет. Вот кошка перебежала дорогу. Кто знает, что случится за этот день. Но при чем тут кошка? А если бы она не перебежала дорогу, что, не случилось бы? Человек от безверия находит объяснения своим несчастиям, своим неприятностям и своим удачам и неудачам. Важно и то, что если мы посмотрим на приметы разных народов, то увидим, что одни и те же явления имеют абсолютно разный смысл! Например, во Франции влетевшая в окно птица – предвестник счастья!

– С чем, на Ваш взгляд, связано большое количество околоцерковных суеверий?

Иерей Алексий Колосов: – Человек не приходит в Церковь зрелым христианином. У человека множество вопросов, нешуточная внутренняя борьба. Даже войдя в Церковь, он не становится совершенным в мгновение – это лишь начало долгого пути к Небу. Пока же реальностью является борьба ветхого и нового начал: ветхое, греховное не умирает в Крещении совершенно – оно лишается власти над человеком. Это дает возможность семени новой жизни, посеянному в Крещении прорасти, укорениться и принести «плод мног» (Мк.4, 1-9).

Но повторюсь: это долгий процесс, который часто охватывает весь отпущенный нам срок земной жизни, и пока ветхое еще живо, оно будет стремиться давать свои ответы на те вопросы, с которыми человек приходит к Церкви. Эти ответы приятнее, проще для человека – духовное еще слишком «заумно», в какие-то моменты соблазнительно… Страшно, в конце-концов, – а ну как в останешься в дураках?! Никто не хочет обмануться, каждому хочется чего-то твердого, доказуемого, очевидного: для «обыкновенного» человека этими качествами как раз и обладают механистические «закономерности», которые мы называем суевериями.

Поэтому именно «околоцерковная» среда, состоящая из едва начавших воцерковление или «всегда учащихся, но не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3,7) и является благоприятной почвой для суеверий. Те, кто имеет решимость веровать, имеет решимость последовать Господу, тот преодолевает этот опасный период легко. Тот же, кто стремиться и с Бога получить нечто и мирского не потерять, легко может завязнуть в этой тине – почему и говорит нам Спаситель: «не можете служить Богу и мамоне!» (Лк.16,13).

– Мы знаем, что гадать грешно, особенно если гадать на Библии. Но во многих жизнеописаниях именно так тянули жребий – открывали наугад главу из Священного писания….

Иерей Алексий Колосов: – Почему грешно любое гадание? Потому что за ним стоит не решимость последовать откровению, а интерес, пытливость – «а вот как оно там?» Гадание – это попытка заглянуть в «зазеркалье», этакий духовный кураж, за которым скрывается слабость. Ну, покуражится человек перед грядущим, а потом все равно поступит так, как подсказывает мелочное «Я». Святые же, прибегая в крайних случаях к такому методу познания воли Божией, имели твердую решимость поступать по откровенному несмотря ни на что – даже на смерть.

– Как отличить благочестивую традицию от суеверия? Например, когда священник выходит на полиелей, нельзя проходить между ним и царскими вратами?

Иерей Михаил Михайлов: —Священник стоит всегда перед престолом. В алтаре никто не пройдет между священником и престолом Господним. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Это не примета, а устроение церковное, которое нельзя нарушать и которое можно объяснить.

Иерей Алексий Колосов: – Благочестивая традиция разумна, в некотором смысле даже рациональна – она имеет твердое богословское и историческое обоснование. Ее начало можно проследить в истории, она открыта и динамична в том смысле, что здесь нет никакой нерушимой магической зависимости. Она всегда учитывает внутренний духовный мир человека, не нависая над ним «дамокловым мечем», но давая духовный простор.

Благочестивая традиция не подавляет человека, не карает его – она помогает ему удерживаться на пути спасения. Суеверие же, как правило, «вещь в себе» – это закономерность, не зависящая ни от духовного состояния, ни от Евангелия. Это данность: «так положено», «так делается». Почему? Никто не в состоянии объяснить – просто если поступишь так, то будет хорошо, а если нет, то плохо. Хочешь «плохо»? Нет? Тогда делай как все – поступай по принципу «то Евангелие, а то – жизнь»! Но ведь душу-то свою так не спасешь – об этом забывается напрочь… – Какие самые распространенные церковные суеверия? Опасны ли они?

Большая часть церковных суеверий связана с церковной свечой, со святыней и погребением. В разных областях господствуют разные суеверия. Приведу лишь то, с чем приходилось встречаться лично. К примеру, некоторые считают опасным зажигать свечу от другой свечи – можно взять на себя чужие грехи: так и будет ходить человек по храму, тыкая свечой во все лампадки и гася их одну за другой (по этой же причине боятся и найденных нательных крестиков: поднимешь чужую беду!). Другие боятся передавать свечу через левое плечо.

Люди молятся за обидчиков, «чтобы Господь им отомстил». Иногда задают вопрос: можно ли до сорокового дня наводить порядок в доме? Про бросание в могилу денег я уже и не говорю – это чистейшее язычество, исходящее из того, что за гробом покойный будет вести жизнь, подобную этой (другой пример такого рода – втыкание в могилы сигарет: «любил покойничек подымить!»).

Впрочем, как-то слышал, что этими монетками покойный, якобы, поделится на входе в Царство Небесное. До истерик и скандала доходит, если вдруг вспомнят, что у покойного связаны ноги – как же он пойдет на Небо?! Слышал, что нельзя ставить на могилах каменные памятники – после общего Воскресения покойному будет не под силу идти с этим камнем на Страшный Суд (очевидно, предполагается, что на этот Суд усопшие будут отправляться со сборных пунктов, куда надо будет явиться с «удостоверением личности»).

Очень много страхов «потерять благодать после Причастия» – и никого не интересует вопрос: а зачем вообще нужна такая немощная благодать, которая улетучится, если ты поцелуешь икону? По совету «бабушек и тетушек» освящают квартиры свечкой. Сколько суеверий вокруг Богоявленской воды… Опасно ли все это? Это добровольное отравление своей души! Другой большой пласт суеверий связан с так называемыми «порчей» и «сглазом». Люди разных возрастов и образования бегут в храм со словами «мне/моей дочери/ внуку сделали!!! Как быть?!»

Я умолчу о том, что верующий Богу православный христианин не должен бояться этих «бабьих басен» – это должен понимать каждый! «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека» (Эккл.12,13) – не колдуна, а Бога бойся и Ему, а не своему страху служи! Удивительно другое – нежелание видеть корень проблемы в себе.

Конечно, тяжело признать, что ты мало внимания уделяла дочери и пропустила развитие заболевания. Или признать, что дала ей такое воспитание, которое не позволяет найти покой в семье, не привила ей нравственных ценностей, сама не хотела и дочку не научила терпеть. Нелегко признать, что и твоя вина в том, что дети находят утешение в водке или наркотиках. Гораздо проще объяснить взвинченный характер внука сглазом, нежели избалованностью – ведь кто баловал-то? Боишься соседки? А кто обострил отношения хуже некуда? «Порча» и «сглаз» очень легко нас извиняют: мы ведь хорошие, добрые, это ближние наши плохи – вот, хотят нас со свету сжить… Где здесь вера?! Где благочестие?! Нет и в помине.

– Как оградиться от суеверий?

Иерей Алексий Колосов: - Суеверия – тьма. Тьма есть недостаток света. Соответственно, свет рассеивает тьму – подобно этому и суеверия разрушаются истинной верой, которая есть доверие Богу, и настоящим благочестием. Если мы Ему доверяем, то мало того, что нам ничто не вредит – наоборот: «любящим Бога, призванным по Его произволению, все способствует ко благу» (Рим.8,28).

Все – и радости и скорби, и прибыток и лишения, и здоровье и болезнь. Все! Это доверие свидетельствует о любви к Богу, а «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18). Не надо «ограждаться» от суеверий – не надо бороться с тьмой: надо просто «включить» евангельский свет и тьма суеверий исчезнет сама собой. Однако, это труд…

Что касается силы Креста, то от начала Церковь ограждается ей: Крест – хранитель всей Вселенной.

– Острая январская тема – Крещенская и Богоявленская вода…

Иерей Михаил Михайлов: -– Да, это больной вопрос! Вода – это вообще больной вопрос: например, у нас в храме сейчас небольшой бак для воды и ее хватает на день-два. Приходят люди и стараются набрать как можно больше. Мы забываем, что капля святой воды освящает любое количество воды: «капля море освящает».

Помню, когда я служил в сельской местности, на молебен мы принесли 10 бидонов воды. А израсходовали только один бидон: люди брали воды понемногу и дома уже доливали святую воду в большие емкости. Крещенская и Богоявленская вода…

В чем отличие? Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского Патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее.

А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы. Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

– Как не обращать внимания на суеверия? Умом понимаешь, а внутри–то, в душе, все равно страшно…

Иерей Алексий Колосов: – Повторю еще раз – «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера – лучшее лекарство от болезни страха.

Иерей Михаил Михайлов: — Как относиться к суевериям? А как относиться к язычеству? Если мы верим суевериям, то мы – язычники. Мы, христиане, должны помнить о силе Креста Господня – Хранителя Вселенной, чтобы не было так, что крестное знамение для нас второстепенно, а вот кошка черная имеет большое значение. Если мы христиане, то должны помнить, что христианину не страшны вещи и намного более опасные, чем просыпанная соль или черная кошка: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19)

Статистика о приметах и суевериях

Верим ли мы в приметы и суеверия? Как много суеверных людей в России?

Только каждый четвертый россиянин не суеверен, в то время как остальные могут быть отнесены к суеверным или среднесуеверным. К таким выводам пришла социологическая служба Среда в результате всероссийского опроса . 14% россиян являются суеверными, 24% - несуеверны, 63% - среднесуеверны.

Чаще всех суеверными оказываются россияне, которые верят в Бога, но конкретной религии не исповедуют. Христиане, принадлежащие к РПЦ, так же как и мусульмане, чаще попадают в число среднесуеверных.

Результаты опроса комментирует кандидат исторических наук, заведующий Отделом этнографии русского народа Российского Этнографического музея Дмитрий Баранов.

Большая часть этнографов выступает против термина «суеверие», «пережитки». Какие же это пережитки, если они существуют десятилетиями, столетиями, и даже тысячелетиями? Если они все время переживаются, существуют, значит – имеют свою прагматику. Просто она для нас не всегда очевидна. А прагматика имеется, в том числе в психологическом плане. Что такое суеверие, вера в приметы? В обычной спокойной ситуации мы не вспомним ни о каких-то приметах, но как только предстоит какое-то важное, решающее событие в нашей жизни, мы все начинаем по-другому к этому относиться, воспринимать окружающий мир, как текст. Мы пытаемся считать некую информацию и действовать согласно правилам, которые мы знаем от бабушек, от дедушек, из книг. Вероятно, это помогает. Не в магическом, естественно, плане, а в чисто психологическом. Психологи говорят, что если человек уверен в своих силах, это передается и окружающим.

С одной стороны суеверие делает людей несвободными, с другой – есть такое понятие – мифологическое программирование жизни. Его употребляют этнографы и фольклористы в отношении, например, русской культуры. Оно характеризует жизнь человека и не является предметом рефлексии. Ряд действий, вроде бы магического значения, производились людьми прошлого механически, по привычке. И это позволяло им чувствовать себя комфортно, делало любую ситуацию знакомой, давало возможность освоить новый неожиданный поворот жизни. Другое дело, что сейчас традиционная культура разрушена, как система и иногда, конечно, странное впечатление производит современный человек, когда вдруг у него пробивается мифологическое мышление.

Согласно результатам опроса немало суеверных людей среди медицинских работников и людей, занимающихся торговлей. Это те области, которые связанны с неопределенностью, с непредсказуемостью результатов, когда человек прибегает к дополнительным ресурсам, чтобы добиться желаемого результата. И здесь опять возможна психологическая помощь от суеверий.

Суеверность молодых людей, я думаю, связана и с каким-то моментом моды и с отсутствием материалистической идеологии, кризисом позитивизма, когда человек все чаще видит, что в мире много непонятного.

Результаты опроса прокомментировал писатель, публицист, телеведущий Александр Архангельский.

Чем больше люди вовлечены в активную социально - экономическую деятельность, тем меньше у них времени остается на размышление о всякого рода случайностях, страхах и совпадениях. С другой стороны, чем человек глубже погружен в ответственную религиозную жизнь (в данном случае неважно, к какой конфессии он принадлежит), тем меньше шансов, что он будет придавать серьезное значение бытовым и природным «знакам» и «предзнаменованиям» - он должен быть духовно трезв, и скорее «пропустит» реальное чудо, чем будет уповать на мнимое. Но здесь нужно говорить и о связи религиозности и образовательного уровня. Встречая в церковной среде суеверных, мы видим, что по большей части их суеверность связана с недостатком образования, а не с религиозностью как таковой. Религия наоборот, как раз старается вывести человека из этого состояния. Я помню, как в редакцию, где я работал, пришел в гости покойный патриарх Алексий Второй и поздравил нашего главного редактора с завтрашним днем рождения, добавив: «мы же не суеверные, чтобы бояться поздравлений накануне».

То, что среди суеверных больше сторонников Путина и «Единой России» - вовсе не говорит о какой-либо «суеверности» Путина и его партии. Их странная демократия – суверенная, а не суеверная; хотя среди так называемых элит приходится слышать суеверное «Путин – фартовый». Просто слой, на который он сознательно опирается – это пассивное большинство, люди, полностью не готовые отвечать за свою судьбу, всегда нуждающиеся в умном, усталом, но ласковом, в конечно счете, лидере. А среди такой аудитории суеверия цветут пышным цветом. Идеи Медведева перекликаются с идеями Путина, но разница в ориентирах все-таки есть. Потому и суеверных среди его приверженцев чуть меньше.

То, что несуеверные чаще желают смены лидеров, связано с их активностью и самостоятельностью. Активность и самостоятельность исключают чрезмерное внимание к суеверию. Человек выбирает либо судьбу, либо знаки судьбы. То есть либо сам пытается строить эту судьбу, либо считает, что судьба строится кем-то – не важно, внешними природными силами или мудрыми политиками. Повторяю, настоящая религиозность не имеет к этому никакого отношения: религиозный человек убежден, что он строит свою судьбу вместе с Богом, как бы в соавторстве. И поэтому он сознает свою личную ответственность за совершенный жизненный выбор.

Что касается большей суеверности молодежи, я бы все таки хотел понять – какая это молодежь, как накладываются друг на друга характеристики возраста, социального положения, географического местоположения. Мне кажется, что «низовая» молодежь часто отвечает «по приколу», а не по существу. И как раз молодежные опросы менее достоверны в этом смысле. Я не думаю, что на самом деле уровень суеверность молодежи принципиально отличается от уровня суеверности среднего и старшего поколений. Образованные и верующие – менее суеверны, необразованные и (или) неверующие – более. Так было всегда, так и будет.

Результаты опроса комментирует кандидат филологических наук, редактор и издатель журнала «Альфа и Омега» Марина Журинская.

Опрос не показывает, насколько суеверны люди в нашей стране, поскольку в нем заужено само понятие «суеверие», ограниченное лишь тремя показателями. И если бы опрос был выстроен более грамотно и подробно, то цифры были бы гораздо катастрофичнее.
Надо понимать, что суеверие – это анимизм, неверно называемый первобытным. Он никогда не умирал и вполне комфортно чувствует себя в наше время, и многие продолжают воспринимать окружающий мир как пространство, населенное злыми духами. Даже те люди, которые ходят в церковь. Другой вопрос – для чего они это делают? Сколько людей приходит в храм, потому что гадалки посоветовали им какой-то ритуал, для которого, скажем, нужна освященная свеча. И всевозможных магических ритуалов множество. Назвать таких людей православными нельзя, как бы они себя сами ни определяли. Православные – это люди, которые правильно славят Бога. Нельзя одновременно верить в Бога и еще во что-то магическое.
Подавляющее большинство «православных» считает, что им нужно регулярно совершать определенные механические действия, и все у них будет хорошо. А это и есть яркий показатель суеверия. Я писала, что у нас все духовные глаголы заменены глаголами физического действия - в церковь ходят, на службе стоят, вместо того, чтобы молиться, - вычитывают правило. При этом люди уверены, если все делается – совершается хождение, стояние и вычитывание, - то вне этого можно себя вести как угодно.
Коммунистическая религия старательно готовила народ к тому языческому состоянию, в котором он сейчас по большей части находится. Борьбы с суевериями не было, была борьба с христианством. А на фоне отсутствия христианства, естественно, суеверия разгорались пышным цветом. В результате мы имеем то, что имеем. В том числе академиков, которые выступают против религии, но не знают, что такое религия, не видят разницы между религией и суевериями. И мы, христиане, им эту разницу не показываем. Православное просвещение сейчас практически отсутствует.
Несмотря на коммунистическую идеологию, в советское время в школах и в вузах давалось более приличное образование, что и объясняет большое число несуеверных людей среди россиян старше 65 лет. Тем более что во времена их детства не было на каждом шагу магических салонов. Современная суеверная молодежь взрослела среди этих салонов, среди реклам чуть ли не в каждой газете, призывающих снять порчу и сглаз, среди телевизионных программ, посвященных экстрасенсам, астрологии…

Приметам, гороскопам и гаданию доверяют около 40% россиян

Вера в сверхъестественное свойственна 40% россиян, свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения, опубликованные сегодня.

В особенности респонденты склонны, как и прежде, доверять приметам (22%) и гороскопам (21%).

Меньше тех, кто верит в гадание по руке, привороты (по 8%), инопланетян (6%) и зомби (2%). 57% опрошенных, по собственному признанию, ни во что из перечисленного не верят.

Женщины в целом более склонны верить в сверхъестественное. Так, приметам доверяют 30% женщин и 14% мужчин, гороскопам - 29 и 12% соответственно.

Последователи религиозных течений верят в приметы, гороскопы и пр. чаще, чем атеисты. Среди православных и тех, кто исповедует другие религии, астропрогнозам доверяют 21-22%, среди тех, кто считает себя неверующим - только 7%.

Вера в приметы особенно характерна для православных россиян (26%), в то время как среди последователей других религий на них обращают внимание 13%, а среди атеистов - лишь 7%.

Вы прочитали статью . Обратите внимание на следующие материалы.

Вы заложник суеверий? Вы переходите на другую сторону улицы, если вам перебежала дорогу черная кошка? Вы отпрыгиваете каждый раз, когда наступаете на щель и чувствуете, что теперь ваш день пойдет насмарку из-за этого? Вы когда-нибудь разбивали зеркало и почувствовали себя опустошенным, потому что теперь ваша жизнь превратится в сплошной кошмар на целые семь лет? Если это на вас похоже, тогда самое время побороть эти суеверия и понять, что ваша удача зависит только от вас.

Шаги

Часть 1

Регулирование своего образа мышления

    Подумайте об истоках суеверий, в которые вы верите. Один из способов побороть суеверия - понять, откуда это пошло. Например, знаете ли вы, что представление о том, что вас ожидает несчастье, если вы пройдете под лестницей - следствие разумных норм безопасности, ведь на вас могут упасть инструменты? Стоит только попробовать развенчать эти мифы, и вы поймете, насколько нелепо верить в это, ведь они не имеют ничего общего с объективной реальностью. Ниже приведены примеры происхождения некоторых других суеверий:

  1. Поймите, что нет никакого разумного доказательства того, что это суеверие может оказать влияние на вашу жизнь. Существуют ли реальные основания полагать, что число 13 - несчастливое? Почему черные кошки приносят больше несчастья, чем кошки другого цвета? Может ли четырехлистный клевер быть причиной невероятной удачи, нечаянно свалившейся на вашу голову? Если кроличья лапка приносит удачу, почему же первоначальный владелец (то есть кролик) остался без нее? Хотя вы можете подумать, что рассуждать разумно просто невозможно, когда дело касается суеверий, если вы хотите побороть свою одержимость этим, тогда вы должны критично мыслить.

    • Суеверия традиционно обманывают людей с давних времен. Как и многие другие традиции, они продолжают оказывать влияние на людей, но они не служат какой-то определенной цели.
  2. Выясните, какие суеверия причиняют вам постоянное беспокойство. Вы постоянно смотрите под ноги, чтобы не наступить на трещину и поэтому сталкиваетесь с другими людьми на улице? Вам приходится менять сторону улицы, когда вашу дорогу перебегает черная кошка? Сперва вам нужно сосредоточиться на тех суевериях, которые постоянно причиняют вам неудобства. Возможно, вы тратите на 10 минут больше, когда идете на работу, потому что ищете "удачный" путь. Может, вы возвращаетесь домой, чтобы надеть свои счастливые серьги, и опаздываете на свидание. Если вы серьезно задумаетесь над этим, вы поймете, что ваши суеверия доставляют вам сплошные неудобства, а не приносят удачу.

    • Спросите себя, есть ли какая-то польза от вашего беспокойства, связанного с суевериями.
  3. Избегайте любых суеверий, когда принимаете решение. Когда будете принимать решение, руководствуйтесь здравым смыслом и логикой, а не странными чувствами и сверхъестественными знаками. Если ваша подруга попросила вас встретить ее в конкретном месте, проложите маршрут, прислушиваясь к голосу разума, а не желанию найти "дорогу удачи". Когда вы идете на работу, оденьтесь по погоде, не надо упорно носить "счастливое" пальто, когда снаружи -10 градусов. Руководствуйтесь разумом, а не суевериями, когда будете делать выбор.

    • Начните с малого. Для начала, если вы просыпали немного соли, не кидайте ее через плечо, ну а затем посмотрите, к чему это приведет. Затем, вы можете поработать над суевериями, которые пугают вас больше всего, например, не обращать внимания на черную кошку или пройти под лестницей.
  4. Осознайте, что ваша удача в ваших собственных руках. Хотя вы не можете контролировать все процессы вашей жизни, вы можете управлять своим отношением к ним и решениями, которые вы принимаете. Это намного важнее, чем быть удачливым или неудачливым. Все время от времени сталкиваются с неудачами - некоторые чаще, чем остальные, к сожалению - и хотя вы не можете контролировать обстоятельства, с которыми вы можете столкнуться в жизни, вы можете смотреть на мир в позитивном ключе и составлять план по улучшению сложившейся ситуации, а не полагаться на суеверия и ритуалы, которые якобы могут повлиять на течение вашей жизни.

    • Вполне удобно полагаться на суеверия, ведь самостоятельно контролировать свою жизнь куда сложнее. Если вы примете тот факт, что именно от ваших усилий зависят ваши победы и поражения, вы, естественно, побоитесь или засомневаетесь, стоит ли продолжать.
  5. Надейтесь на лучшее, а не на худшее. Еще один способ избавиться от суеверий - надеяться на лучшее и не представлять все самое плохое, что с вами может произойти в любой конкретной ситуации. Если вы полагаете, что все сложится для вас худшим образом, скорее всего увеличится вероятность того, что у вас ожидает неудача. Если вы уверены в том, что вас ждет хороший день, тогда, вполне вероятно, так и будет, и вам не нужно следовать суевериям, чтобы добиться этого.

    • Многие люди суеверны, потому что они считают, будто их жизнь - это сплошная неудача, а чтобы прекратить эту черную полосу, им нужно подчиняться суевериям, например, не свистеть в помещении. Если вы поверите, что вокруг вас много добра и любви, тогда необходимость в суевериях пропадет.

    Часть 2

    Начните действовать
    1. Докажите, что эти суеверия не имеют ничего общего с реальностью. Оставьте свою кроличью лапку дома и посмотрите, как пройдет ваш день. Двигайтесь дальше - наступите на несколько трещин. Пройдите мимо клевера. Включите число 13 в ваш день (потратьте 13 рублей в магазине, отошлите 13 сообщений друзьям, правьте 13 статей на wikiHow и так далее). Если вам слишком тяжело сделать все разом, постарайтесь побороть хотя бы одно суеверие за один раз и посмотрите, как сильно вы продвинулись.

      • Вы также можете побороть суеверие, касающееся кошки, если вы серьезно настроены. Этих милых созданий очень редко берут в дом в качестве питомца и очень часто умерщвляют. Если у вас есть черный котенок, вы вскоре поймете, что он приносит вам только удачу, а суеверия не имеют под собой никаких оснований.
    2. Постепенно избавляйтесь от своих суеверий или же сразу же избавьтесь от них. Все зависит от того, что у вас лучше получится. Для вас может быть крайне сложно отказаться от суеверия за один день, хотя почему бы не попробовать. Вы также можете попытаться избавиться от суеверий по порядку, чтобы облегчить свои страдания. Вы можете оставить дома вашу кроличью лапку на неделю, а затем, когда вы почувствуете себя комфортнее, можете подняться на 13 этаж и так далее.

      • Продолжайте в том же духе, расправляйтесь с самыми устойчивыми суевериями. Вы можете потратить многие месяцы, чтобы перестать следовать этим традициям, но в итоге у вас обязательно получится.
      • Вы можете обнаружить, что вашему разуму требуется немного времени, чтобы осознать все. Другими словами, вы можете избавиться от суеверий, но продолжать верить в их силу. Дайте своему разуму время, чтобы научиться контролировать тело.
    3. Будьте позитивным. Еще один способ избавиться от суеверий - сохранение своей позитивной энергии в течение всего дня. Если на вашем лице улыбка и у вас большие надежды на будущее, тогда вы не будете выполнять причудливые ритуалы или следовать суевериям, которые будут указывать вам на то, как строить свой день. Вы должны понимать, что только от вас зависит, произойдет ли что-то замечательное или же вы станете жертвой ритуалов и действий, не основанных на здравом смысле.

      • Когда разговариваете с людьми, говорите о вещах, которые вас вдохновляют, а не жалуйтесь.
      • В конце каждого дня напишите 5 хороших вещей, которые произошли с вами.
      • Сформируйте привычку позитивно мыслить, и вы избавитесь от ваших суеверий.
    4. Научитесь игнорировать свое стремление следовать суевериям. Возможно, во время игры вашей любимой спортивной команды вам захочется скрестить пальцы, сделать три глотка пива или сделать что-то такое, что поможет, по вашему мнению, выиграть любимой команде. Просто выбросьте эти надоедливые мысли из головы и подумайте о чем-то другом. После того, как вы справитесь с этим, обратите внимание, что ваши привычки не оказывают никакого эффекта на ситуацию. Поговорите с соседом, чтобы отвлечься от ненужных мыслей.

      • Если нужно, досчитайте про себя до десяти, или даже до ста. Сконцентрируйтесь на чем-то еще, пока ваш порыв не исчезнет.
    5. Знайте, что суеверие существует лишь потому, что вы верите в его силу и характерное очарование. Хотя исследования доказывают, что некоторые спортсмены, такие как Рэй Ален, которые чрезвычайно суеверны, когда дело касается предматчевых ритуалов, играют намного лучше, если придерживаются их, но это не доказывает силу ритуала, все из-за их уверенности в том, что именно ритуал влияет на качество их игры. Они могут полагать, что у них получится провести отличную игру, потому что они стоят на своем удачном месте или потому что на них сегодня счастливые носки, хотя на самом деле, лишь вера в силу этих вещей заставляет их показывать все, на что они способны, а не ритуалы сами по себе.

      • Это значит, что ваша кроличья лапка не поможет вам при выполнении теста. Однако, она даст вам позитивный настрой, который поможет вам успешно пройти тестирование. Вы должны понимать, что вы способны мысленно настроиться на позитивный лад без помощи суеверий.
      • Это же касается суеверий, касающихся неудач. Если вам перебежала дорогу черная кошка, и вы будете постоянно думать, что сегодня у вас будете плохой день, так, скорее всего, и произойдет, но в этом виноваты ваши мысли, а не кошка.
  6. Если вы собираетесь сохранить культурное суеверие, убедитесь в том, что вы сознаете его символическую природу. В некоторых культурах огромное множество ритуалов, которые составляют жизнь обычного человека. В русской культуре, например, люди верят, что объятья в дверном проеме приведут к драке, а если вы перешагнете через лежащего человека, он перестанет расти. Хотя вы не можете избавиться от этих привычек, нужно понимать, что вы делаете это только из-за особенностей культуры, а не потому что это возымеет какой-то эффект на происходящие события. Вы можете продолжать делать то же самое, но одновременно сознавать, что это бессмысленно.

    • Если вы следуете данному ритуалу вместе с другими людьми, поговорите с ними о том, как вы пытаетесь побороть суеверие. Поначалу, они могут обидеться или попробуют отговорить вас, но они должны понять.
  7. Обратитесь за помощью в случае, если ваши суеверия - это признак ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). Одно дело бояться черных кошек, а другое дело выполнять некоторые ритуалы, которые невозможно побороть. Но если вы ощущаете, что вашей жизнью управляют ритуалы и вы не способны провести свой день без того, чтобы следовать особому порядку, вы паникуете, если приходится делать что-то неожиданное, тогда ваши суеверия - это признак обсессивно-компульсивного растройства. Если это правда, тогда у вас не получится самостоятельно справиться с суевериями, лучше обратиться к врачу, чтобы обсудить ваши шаги в управлении беспокойством.

    • Не стесняйтесь признать, что у вас возникла серьезная проблема и ритуалы взяли верх над вашей жизнью. Чем раньше вы получите необходимую помощь, тем лучше.
  • Не все суеверия вредны. Вполне нормально загадывать желание, когда падает звезда или носить свою "счастливую" футболку, до тех пор, пока вы не станете воспринимать это слишком серьезно.

Предупреждения

  • Хотя вас и не ожидает несчастье, если вы пройдете под лестницей, все же на вас может капнуть краска или даже хуже - упасть инструмент. Следуйте предостерегающим знакам ради своей безопасности. Если вы вошли в опасную зону, необходимо надеть строительную каску, которая защитит вашу голову от падающих предметов!