Все о печах и каминах - Информационный портал

Русские обереги: древние силы и духи природы возьмут вас под покровительство. Как найти воду на участке с помощью лозоходства Быстрорастущие вьющиеся растения для дачи с фото и названием, а также рекомендации по уходу

В этой статье:


В Стародавней Руси люди верили в силу оберегов, уповая на их защиту от хворей, врагов и прочих напастей. Посредством своих оберегов они черпали энергию природы и Солнца, не уставая благодарить Богов, щедро одаривших русский народ уникальными славянскими магическими символами. Все они являются носителями информации об устройстве нашего мироздания.

В основе русских оберегов лежит славянская символика, связанная с Солнцем, такие символы называют Солярными. У каждого из них есть собственное название, они обладают конкретной силой и несут определённую смысловую нагрузку. Наиболее распространённым символом на Руси была Свастика, наделённая многогранным смыслом и различными вариантами названий. Её также называли символом «Света», символом «Первичного Огня» или «Жизни», «Божественным символом». Узорами из этих символов украшались предметы домашней утвари, жилище, одежда. В разные времена на Руси Солярные эту символику можно было увидеть на денежных купюрах.

История культуры Руси в течение всего её существования базировалась на народных поверьях, которые своими корнями они глубоко проросли в былое, и хранят память о наших давних предках. В те далёкие времена они уже стремились постичь тайны и тонкости структуры мироздания. В первую очередь, эти знания необходимы им были для того, чтобы оградить себя и близких от возможной опасности. Менялась культура на протяжении столетий, менялись поверья и обычаи, но память предков не была стёрта даже после Крещения Руси. Лояльная, мудрая и терпимая Православная Церковь не уничтожила традиционное народное мировоззрение, в течение всего периода существования русский народ использовал обереги и талисманы, завещанные ему предками.

Особенности народного русского оберега

Русский человек предан своей семье и верен своей земле, поэтому русские обереги, как и талисманы, большей частью связаны с реальными вещами, знакомыми каждому из нас с детства. Среди таковых можно встретить обычные ложки, колокольчики, миниатюрные топорики, кочерга, веник, лапти, подкова и др. Они широко использовались не только в повседневной жизни русского человека, но и в народных обрядах. Обереги для себя народ изготавливал собственными руками, надеясь на их защиту от хищных зверей, природных катаклизмов, «дурного глаза» и болезней.

Русский оберег для дома

Дом для русского человека, по значимости своей и святости, после церкви и православных храмов находится на втором месте. Даже отправляясь в дальнюю дорогу, он всегда брал в путь оберег, созданный своими же руками, как напоминание о доме, семье и родной земле. Земля также выступает в качестве своеобразного оберега для дома, который должен был быть построен правильно, поскольку от этого зависела судьба всего рода.

Современный дом в русском стиле

На Руси всегда возводили дома в благоприятных энергетических зонах и традиционно придерживались определённых правил при выборе участка земли:

  • Не возводили дома в местах, куда ударила молния.
  • Неблагоприятными считались участки, которые ранее были массово покинуты людьми в результате эпидемии, мора, войны, стихийны бедствий.
  • Никогда не возводили дом в месте, где обнаруживали человеческие останки.
  • Места, где опрокидывалась телега или ломалась оглобля, считались меткой «нечистого», их обходили стороной.

Согласно древним традициям славянин строил руками свой дом по аналогии с моделью нашей Вселенной, в центре которой выступала русская печь – источник тепла, пищи, света, воспринималась, как символ Солнца.

Культ дома и семейного очага на Руси всегда был главным. Каждый элемент конструкции дома являлся определённым символом, как и убранство дома.

Основные его символы – это русские народные обереги дома, все они перечислены в таблице ниже:

Название Символ
(ассоциация)
Функции
Печь Планета Земля.Печь расписывали специальной защитной символикой. Источник тепла, огня, жизни.
Красный угол(домашний иконостас) Планета Солнце;Бог. Божественная защита, покровительство, исцеление.
Стены Их украшали различной символической резьбой по дереву. Физическая и энергетическая защита места обитания
Крыша и проёмы Украшались символической резьбой. Не допускали проникновение в дом физических негативных факторов, а также от всякой нечисти и злых напастей.
Входная дверь Центральный оберег
(над дверью размещали различные обереги; саму дверь по контуру обмазывали глиной красного цвета; в проёме двери вешали занавески, вытканные узорами со специальной символикой).
Защита дома и семьи на уровне:
Физическом (негативные погодные условия, враги, грабители);
Ментальном (нечисть, болезни, беды).
Порог/крыльцо Ключевой элемент дома, наделялся самой большой обереговой мощью(важно было всё – от его формы, до украшения, включая и обереги, которые клали под порог для усиления его магических свойств). В языческой и христианской вере был главной защитой дома и рода человека, хранителем семейного очага.
Порог тщательно оберегали, поскольку через него можно внести в дом, как благое, так и худое дело.
Флюгер Чаще изготавливали в форме петуха или коня Обереги, предупреждающие хозяев дома об опасности и отпугивающие нечисть.

Резьба выступала не только в качестве украшения, узоры её были тщательно продуманы и соответствовали старинной русской защитной символике. Резьбой украшали дверные и оконные проёмы, края крыши, крыльцо.


Резьба — особое мастерство

Порог и крыльцо в русской хате всегда наделялись самыми мощными оберегами и дополнительно охранялись самим хозяином. Посредством порога (или крыльца) можно наслать много негатива, как на хозяина дома, так и на всех членов его семьи, на весь род.

Множество народных примет связано с порогом, к примеру, на пороге нежелательно просто так стоять, курить или разговаривать, передавать вещи или здороваться через порог. Для защиты дома и рода через порог использовались (и актуальны ныне), как христианские, так и языческие обереги, символы, заговоры и молитвы.

Особое значение имеет поддувало в русской печи. Это место считалось вратами, через которые Нечистый может проникнуть в дом. Пока печь горела или тлела, поддувало не закрывали, чтобы не угореть от угарного газа, но как только в печи гас последний жар, поддувало сразу же закрывали.

Обереги для защиты двора

Дворовая территория – это часть личного пространства каждой семьи, ограниченная специальной оградой. В старину ограду дома или участка строили в виде:

  • плетня (из лозы или хвороста), в виде штакетника (из невысоких деревянных реек);
  • дощатого забора;
  • мощного брусового частокола в несколько метров высотой.

Из какого бы материала не была возведена ограда, в течение многих столетий двор охраняли и защищали с помощью традиционных оберегов. Это были самые простые бытовые вещи, в мощную защитную энергетику которых верят и наши современники. В качестве оберегов двора использовались разнообразные предметы, все они считались магические защитные символы.

Глечики, крынки, горшки

В перевёрнутом виде их насаживали на самую высокую рейку забора, плетня.


Глиняные изделия и сейчас используются в изготовлении оберегов

Поскольку эта утварь обычно была изготовлена из природного материала – глины, она была очень чувствительна к негативной энергии.

Считалось, что разбитый или треснутый глечик на заборе свидетельствует о негативном посыле в адрес хозяина дома или всего его рода. В таком случае говорили, что глечик взял на себя «худое», его не принято было брать голыми руками. Обычно его снимали специальными щипцами и выбрасывали подальше от дома, а на его место тут же вывешивали целый горшочек.

Старые (плетёные) лапти, стоптанные башмаки, валенки

Башмак (валенки или лапти) – это старинный русский оберег, обладающий многозначной символикой. К примеру, встретив Нечистого, принято было бросать в него своими стоптанными лаптями и обязательно попасть в цель, если не попал – жди неприятностей или беду.

Подаренная парнем девушке пара красных башмаков свидетельствовала о его искренней любви к ней, аналогичный подарок от родителей выполнял функции оберега, чтобы дочь не сбилась с «красного» (верного) пути.

Существовала традиция бросать лаптями в своих соперниц. Если лапоть достигал цели, считалось, что этим действием девушка отваживала соперницу от своего возлюбленного, а заодно и снимала приворот, который та могла сделать на её парня.

Пара башмачков, прикреплённых на крыльце или пороге, символизировали крепость и зажиточность хозяина дома, счастливую семью. Для отпугивания всякой нечисти и врагов башмаки или лапти вешали на забор или на столб у ворот.

Если в семье рос непутёвый ребёнок, его заставляли надевать старые лапти того члена семьи, кто считался положительным и работящим, этим действием ребёнка, отбившегося от рук, пытались вернуть на путь истинный.


Пара символических башмаков дарилась молодым на свадьбу, чтобы жили они вместе счастливо и как можно дольше

Тема обуви встречается также во многих поверьях и гаданиях. К примеру, существовал давний обычай гадания на жениха. Для этого девушка, становясь во дворе спиной к воротам, перебрасывала через них на улицу лапоть. Далее она смотрела, как лёг лапоть – его носок, как правило, указывал направление, откуда следует ожидать приход жениха.

Если человек желал путешествовать, но не мог определиться, куда именно идти, тоже было принято бросать лапоть за ворота. В ту сторону, куда носок указал, человек и отправлялся в путь.

Подкова

Помимо декоративной функции, подкова в русской культуре и традициях всегда использовалась в качестве эффективного амулета/оберега. Во многих странах она является символом счастья, имея под собой глубокий смысл, уходящий корнями в давнюю историю.

Изготовленная из железа, кованная на огне кузнецом, прошедшая очищение огнём, напоминающая по форме молодой месяц (тоже являющийся символичным элементом), подкова в своё время была дорогим удовольствием. Найти её для простого бедного крестьянина считалось счастьем, поскольку в доме появлялось дорогостоящее железо, которое можно было дорого продать или перековать на гвозди, скребок, нож или другой необходимый предмет. Позже, когда железо было уже не столь редкой вещью, традиция беречь «на счастье» найденную подкову сохранилась.

В каждое европейской стране можно отыскать предание о подкове, в христианскую культуру сама легенда и традиция беречь найденную подкову, вероятнее всего, заимствована из древней языческой культуры кельтов. Они веровали, что подкова, прикреплённая над входной дверью, обезопасит их жилище от вторжения потусторонних сил.


В наше время подкова как оберег не утратила своего значения

В наше время подкова наделяется множественной символикой, с которой можно ознакомиться в таблице ниже:

Место размещения Функция Значение оберега
«Рожками» внизнад дверью в дом, на воротах, на столбах центральных ворот Защитная(от сглаза, порчи, худого посыла и недоброжелателей) Гость, пройдя через ворота, «терял» свои дурные мысли и был обезоружен, если пришёл с плохими намерениями
«Рожками» вверхнад дверью в дом, на воротах, на столбах центральных ворот. Талисман богатства, счастья и достатка Приносит в дом удачу, материальное и финансовое благополучие
На двери (с внутренней её стороны «рожками» вверх) Защитная биоэнергетическая Выравнивает энергетические потоки, уменьшая силу геопатогенных зон в доме
В салоне автомобиля Защитная Предотвращает аварии, поломку автотранспорта и разные неприятные дорожные инциденты
На подоконнике (в первую лунную ночь, «рожками» в комнату) Талисман богатства/удачи, денежный талисман Способствует увеличению материального положения, привлечению денег и быстрому финансовому росту
В земле у стены дома (закопать с северо-западной стороны) Талисман удачи Приносит удачу в делах, поддержка в любых начинаниях

Рыболовная сеть

Её набрасывали сверху на забор, частокол или плетень, полагая, что в ней запутается Нечистый и не сможет проникнуть в дом. Также предполагалось, что через эту сеть не смогут пройти дурные слова и помыслы недоброжелателей.

Запутавшиеся в сети жабы, мыши и прочие гады свидетельствовали о том, что против хозяина дома и его семьи кто-то из недоброжелателей предпринимает негативные магические действия.

Веник

Выставленный у порога, веник отпугивал нечисть, отгонял от дома недоброжелателей. Считалось, что если вслед за неприятным гостем, уходящим из вашего дома, промести веником дорожку по его следам, этот человек больше никогда не появится в вашем доме. Следует заметить, что веник был не только берегом, через него можно нанести и немалый вред семье, поэтому в некоторых семьях его предпочитали прятать от посторонних рук и глаз. Обычно веник-оберег своими собственными руками изготавливал глава семьи.


В наши дни часто можно увидеть в квартирах веник, стоящий метлой вверх

Для достатка в доме веник принято было ставить на кухне «на рукоять» метлой вверх. В наше время с этой целью чаще используется небольшой декоративный веничек, на котором закреплены дары – несколько зёрен различных злаков, зёрна кукурузы, настоящие монетки, цветы жёлтого цвета (как символ Солнца, золота) и прочее. Оставленный на кухне в качестве украшения, такой декоративный веничек-оберег приносит материальную стабильность и достаток в дом.

Прикасаться руками к венику в чужом доме считалось неправильным, такого гостя могли заподозрить в недоброжелательности и больше пускать в дом.

Панно-оберег

Такое панно специально изготавливали в каждой семье, поэтому все они были уникальными и не похожими друг на друга. Каждая хозяйка изготавливала своё панно, украшая его той символикой, которая более всего необходима была для улучшения жизни её семьи.

С помощью специальной символики узоров такие панно оберегали дом от недобрых людей, приносило для семьи удачу, здоровье, покровителей, способствовало взаимопониманию, любви и заботе друг о друге всех домочадцев.

Вышивка

Вышитые символы можно было увидеть не только на одежде, но также на постельном белье, рушниках, полотенцах, скатертях, занавесках, обуви и головных украшениях. Молодая девушка, выходя замуж, должна была в своём приданном иметь все эти вещи, сшитые и вышитые её руками.

К рукоделию девочек начинали приучать с раннего возраста. Чем больше было у девушки приданное, ею же подготовленное, тем более работящей она считалась и была более желанной в доме жениха.

Мешок

На Руси мешок всегда считался символом сохранения богатств. Эта символика берёт своё начало с давних времён, когда социальное неравенство было нормой жизни, в результате чего нищие бродили по Руси с протянутой рукой. За спиной у них была котомка (самодельный мешок) со всем их нехитрым скарбом.


Этот оберег не должны трогать руками чужие люди

Для каждого нищего такая котомка была настоящим сокровищем. В это же время богатые люди своё золото и драгоценности также хранили в мешочках, но сшитых из дорогой ткани и вышитых золотой/серебряной нитью, расшит каменьями или вышит узорами.

В наши дни символический мешочек принято размещать на кухне или в денежной зоне дома, украсив его своими вышитыми узорами, обязательно включающими некоторые ключевые магические символы. Его можно украсить различной символикой, в зависимости от результата, который следует получить – умножение богатства, сохранение имеющегося достатка и т.д. Внутрь мешочка кладут монетки на богатство, магические сухие травы для защиты и прочие предметы, соответствующие желанию хозяина дома.

Роспись по дереву, штукатурке, металлу

Роспись красочными символическими узорами ворот, стен дома (снаружи/внутри), дверных и оконных проёмов, лавок (у ворот и во дворе), печи, сарая, амбара и телеги также являлась оберегом.

Особенно популярной была тема солярных знаков, притягивающих в дом тепло, радость, жизнь, здоровье и счастье.

Оберег урожайный

Этот русский оберег символизировал щедрые дары природы, использовался, как талисман благосостояния семьи и был неплохим декоративным элементом в убранстве дома. В качестве «сельского» декора его и сегодня встречается в жилищах, интерьер которых выполнен в стиле «кантри». Часто с этой целью используется и декоративный веник-оберег, украшенный особой символикой.

Для его изготовления обычно используют орехи, сухоцвет, вязки чеснока, плоды шиповника, колоски пшеницы, фасоль, небольшую тыкву, яркие ленты (ими подвязывают всю композицию). Из цветных лент следует заплести косу, своими цветами она символизирует радостную и счастливую жизнь, длиной и толщиной – долголетие. В неё вплетают более лёгкие из выше указанных символических элементов, более тяжелые можно зафиксировать посредством клея или пришить, зафиксировав к лентам нитками.

Каждому такому элементу соответствуют определённые символы, отличающиеся своими характерными магическими свойствами:

Элемент Значение в обереге
Веник Чистая основа
Коса Долголетие
Мешок Достаток, изобилие, богатство
Ложка Достаток
Лук/перец жгучий/чеснок/ Защищает от нечистой силы
Злаки и мучные изделия Достаток, гостеприимность и хорошее расположение хозяина дома (традиция встречать гостей караваем/хлебом и солью)
Шишка, монеты Успех в бизнесе, финансовое благополучие, богатство
Семечки подсолнуха Символизирует детей в семье
Фасоль/горох Дружба, взаимовыручка, миролюбие
Сухоцветы (в букете) Гармония, красота, защита от злых духов и «дурных» людей
Крупы Ла, и благополучие отношений в семье
Женская и мужская фигурки Неразрывность супружеских/семейных уз
Кукуруза Здоровье детей в семье
Домик Счастливая семья, уютный дом
Кувшин Здоровая семья, благополучие семьи, достаток
Бессмертник Долгая и счастливая жизнь
Лавровый лист Успех в делах, слава, почёт окружающих, уважение в семье
Мак Исполнение тайных желаний


Существует огромное множество народных русских оберегов, для изготовления которых используются разнообразные символические элементы. В таблице выше перечислены лишь основные и достаточно распространённые символы.

Русский народ всегда бережно и уважительно относился к дарам природы-матушки, верил в существование её мифических созданий, населяющих все четыре стихии – огонь, воду, землю и воздух. О кикиморах, водяных, леших, домовых и прочей нечисти в русской культуре сложено множество легенд и сказок. Отношение к этим природным созданиям у русского человека двоякое.

С некоторыми из них он старался дружить, некоторых задобрить, от некоторых – откупиться, а часть из них следовало обходить стороной, чтобы не разозлить своим присутствием на их территории. Некоторых представителей Нечистого часто брали в помощники для решения различных жизненных задач и бытовых проблем. В то же время, русский человек всегда изготавливал обереги для защиты себя и дома от нечисти, он использовал давно известные народные символы для их создания. Любопытным персонажем является домовой, считалось, что это создание обитает в каждом доме.

Домовой

Являясь душой дома, его талисманом и оберегом, Домовой покровительствовал людям, проживающим в нём. Горе было тому хозяину, который не пришёлся ему по нраву, Домовой всеми своими способами старался изгнать его из дома, мог привлекать к этому процессу и других существ от нечистой силы. Он требовал к себе уважения, от этого всегда зависело, будет ли он считать жильцов дома своими друзьями и будет ли эта семья жить в достатке и спокойствии. Примечательно, что руками неугодного хозяина он мог натворить большую беду в доме.

Иногда Домовой настолько привыкал к главе семейства, что при переезде семьи на новое место жительства старался переехать вместе с людьми, прячась в каком-нибудь домашнем предмете. Чаще всего человек сам предлагал Домовушке переехать с ним, предлагая ему веник, хлебную лопатку или веник со словами:

Соседушка-Домовушка,вот тебе знатные сани, езжай в новый дом вместе с нами!


Варианты выполнения оберега-домовенка ограничивается только вашей фантазией

Домовой днём спит, а по ночам просыпается и гуляет по дому, осматривая, всё ли в порядке. Ему всегда уделялся конкретный уголок в доме, куда хозяин запрещал ходить всем домочадцам, чтобы своими действиями не разозлить Домового. В этом месте нельзя было играть детям, ставить какие-либо вещи, шуметь, сидеть, это место принадлежало Домовому. В каждом доме Домовушка мог занимать разные места, его любимое место следовало отыскать, как правило, это был самый тёплый, сухой и тихий угол. Иногда он сам охотно подсказывал и обозначал своё присутствие.

Развлекается Домовой шумно – он стучит по ночам, путает гриву коней, прячет необходимые хозяину мелкие вещи. Чтобы вернуть спрятанную им вещь (вещь, которую вы не можете найти на том месте, где её накануне оставили), следует бросить монетку в комнату со словами:

Соседушка-Домовушка,вот тебе монетка для игры, а мне отдай мою/мои (название вещи).

После этого необходимо на пару минут выйти из комнаты и закрыть дверь. Спустя это время вы найдёте потерянную вещь в том месте, где её оставили и несколько раз до этого смотрели, но не видели.

В наше время тема Домовёнка очень популярна – это великолепный элемент декора квартиры и в то же время действенный и мощный оберег. Каждый Домовушка должен содержать по 12 символических предметов. В их качестве выступают такие символы, как сушеные ягоды, изделия из теста, сухие цветы и прочая символика. Основу его может быть любой, но чаще для этого используют деревянную ложку, венок, подкову, мешочек или веник.

Домовой – это дух дома, это озорное и шкодливое существо, но всегда доброе и готовое помогать хозяину вести хозяйство, охранять дом и семью. Часто Домовушка предупреждал главу семьи о предстоящей беде. С этим существом необходимо подружиться и не забывать о нём, оставлять еду, дарить некоторые вещи, подбрасывая их в его уголок.

Если вы не можете обнаружить его присутствие в вашем доме, изготовьте его собственными руками, это самый лучший и мощный оберег для вашего дома.

Обереги для защиты ребёнка

В период, когда медицина ещё не была настолько развита, чтобы спасать жизнь человека от элементарной простуды, он уповал лишь на милость Божью и магическую защиту оберегов и талисманов.

Самым первым и сильным защитным оберегом для ребёнка считался нательный крест. Его старались надеть на ребёнка ещё в процессе родов, чтобы защитить ещё некрещённого малыша от злых сил, поскольку Ангел-Хранитель у детей появляется лишь в возрасте одного года, а по некоторым поверьям – в момент крещения.

Следующий свой оберег ребёнок получал от самой Матушки-природы – это был его первый молочный зуб, который во время смены зубов следовало спрятать и хранить всю жизнь в качестве оберега или талисмана/амулета. До момента, пока ребёнок был беззубым, он считался лёгкой добычей нечистой силы, поэтому его не принято было оставлять одного ни на одну минуту.

Важным и мощным оберегом для него служила зыбка – своего рода, подвесная колыбель, лубяная или изготовленная из лозы, из дерева или деревянных реек, с балдахином, сшитым из юбки матери.

Внутри такой зыбки под детский матрасик прятали два ножа «крест накрест» или ножницы (раскрытые в виде креста). Туда же клали рукописный вариант молитвы «Святые мощи» из 90-го псалома или, на выбор – молитву (также написанную от руки) «Честному Кресту».

От злых духов, проникающих в дом по ночам, малыша оберегали с помощью вещей-оберегов. К примеру, веник на ночь «на рукоять» на пороге в комнату малыша, альтернативой был топор, также установленный на ночь на пороге лезвием вверх.


Обережные куколки-мотанки

Существовал обычай специально измазывать лицо ребёнка сажей из печи, чтобы его не узнала и не унесла нечистая сила. Сажей также мазали кожу в проекции суставов и костей ребёнка, образующих священный крест.

Пояс, вышитый обережной символикой, ребёнку надевали по достижению им возраста одного года. Это был красивый семейный ритуал, на который не приглашали соседей и друзей, а только крёстных родителей малыша. Его торжественно опоясывали этим поясом, который должен был усилить его защиту вне пределов дома.

Мать малыша своими заботливыми руками заранее шила пояс и вышивала его защитным узором, символы которого всегда передавались новому поколению рода. В случае гибели или внезапной смерти малыша, этот пояс, предназначенный только для него, хоронили вместе с ним.

В возрасте семи лет ребёнку принято было прикалывать к одежде обычную булавку (головкой вниз), но чаще её носили девочки.

Мальчикам в качестве оберега необходимо было носить в кармане какой-нибудь острый предмет – гвоздь, нож для строгания, шило, врученное ему руками отца.

На протяжении многих веков русский человек окружал свой дом, себя и своих близких оберегами. В наше время мы используем те же самые обережные символы, правда, чаще носим их в виде кулонов и прочих украшений. Сегодня, наряду с рукотворными оберегами, можно приобрести готовый русский оберег или ювелирное изделие с соответствующей ему символикой. Многие обереги со временем потеряли свою актуальность, некоторые трансформировались и приняли новую форму, но вера в их магическую силу у русского человека не исчезла.

Виноградная лоза, вьющаяся по дереву. (Античная камея, Берлинский музей).

Это одна из древнейших систем, описанная различными античными авторами. При таком подходе виноградные лозы могут достигать огромных размеров, как в высоту, так и в толщину (во влажном климате до 25-30 см в диаметре: И. Клинген, «Основы хозяйства в Сочинском округе» 1897 г., стр. 109).

Привожу выдержку из книги И. Клингена «Основы хозяйства в сочинском округе» 1897 г. касающийся системы Маглари (стр. 56).
«Около Хисы (близь Вардане) Белль наблюдал закладку молодых виноградников. Для этого выкорчёвывали лес, сажали молодые деревья (шелковицу, ольху), очищали от нижних ветвей, и по ним давали виться лозе по способу Маглари. Через каждые 7-10 лет лозу снимали и очищали от сухих и старых побегов; дерево же на котором она вилась, очищали и освобождали от лишних ветвей, затеняющих лозу листьями. Старые лозы иногда достигали 3-6 дюймов толщины и обвивая огромные вековые дубы, душили их в своих объятьях. В долине Сочи было много лоз, вьющихся гирляндами на громадных деревьях.

Мерою урожайности может служить следующий пример: на Кубанском посту, близ устья Дагомыса, бала ольха, обвитая виноградной лозой. Несмотря на запрещение, изданное вскоре после вступления русских в страну, один житель срубил ольху и добыл с неё ровно 30 пудов винограда. … Бель поражался обилием гроздей на деревьях»

Напомню что 1 пуд это 16 кг. Т.о. получается что 30 пудов это 480 кг с одной лозы!!!

Интересной особенностью системы маглари было то что белый виноград чаще всего пускали на шелковицу, а красный на ольху. Ольха к стати является хорошим азотфиксатором (за счёт наличие на своей корневой системе соответствующих азотфиксирующих микроорганизмов) и способна обогащать почву этим важным для растений строительным материалом.

Приведу ещё одну выдержку из книги «Основы хозяйства в сочинском округе» (стр. 112), где сравнивается эффективность привнесённой на Кавказ западной системы виноградарства с исконной системой маглари:

«…Десять дюжин таких деревьев (т.е. 120 деревьев с виноградной лозой на каждом, примеч. Собкалов. А.В.) при хорошем уходе дадут такой же сбор винограда с десятины (1,09 га примеч. Собкалов А.В.), сколько при теперешней системе и уходе в туземных виноградниках получают с 6 000 -10 000, а у имеретинцев и с пятнадцати тысяч лоз; стоит только сравнить стоимость ухода маглари с даблари, да возможность приглядеть лучше за сотней лоз, чем за несколькими тысячами, — и тогда все опасения за хлопотливость при лечении маглари падут сами собой.»

Наличие в лесосаду микоризы и здоровой ризосферы защитит такие лозы от грибковых и многих иных заболеваний, чего так опасаются современные создатели виноградников анализируя систему маглари.

Многие из вас наверняка уже видели фото живых мостов в Индии, сделанных из корневых побегов фикуса (если нет см фото ниже). Но вряд ли кто знает, что подобные чудеса биоконструирования совсем недавно были и здесь, на Кавказе!

Вот выдержка из того же источника:

«Торнау сообщает, что через Мзымту проложено было 7 мостов из жердей, досок и виноградных лоз. Мосты исключительно висячие: 5 из них для пешеходов и 2 для лошадей. Гарбе видел такой мост, сделанный из живых лоз, перекинутых через реку и несмотря на это, продолжавших расти».

Трудно представить себе уютную дачу без живописных цветочных островков и декоративных растений.

Особый шарм дачному ландшафту придают цветущие лианы. Тщательно и со вкусом подобранные, активно разросшиеся, они восхищают своим внешним видом, создают в саду разноплановые стилистические зоны и «романтические» уголки, очаровывают свежестью красок.

А еще вьюны за счет своего вертикального роста создают особый эффект трехмерного «живого» пространства.

Садоводы и ландшафтные дизайнеры давно научились использовать достоинства многолетних вьющихся растений. На этом, а также на особенностях самых популярных видов стоит остановиться подробнее.

Разновидности вьющихся растений

Вьющиеся растения подразделяются на несколько категорий по разным признакам, в том числе по жизненному циклу (однолетние и многолетние), а также по принципу роста и по структуре стебля (травянистые и древовидные).

Вьюны стелющиеся, лазающие, цепляющиеся

Это деление основано на «технике освоения» растением высоты:

    • Стелющиеся. Растения, которые могут виться ввысь только с помощью дополнительной опоры. Без стены дома или декоративной они просто устилают ковром землю. Представители – бересклет, плетистая роза.
    • Лазающие. Эти особи прекрасно обходятся без специальной опоры. Им достаточно любой вертикальной стены с шероховатой поверхностью (кирпич, бетон), чтобы с помощью своих корешков-присосок уверенно тянуться вверх. Представители – кампсис, виноград девичий, гортензия.
  • Цепляющиеся. Поднимаются по специально сооруженным опорам благодаря особым стеблевым отросткам в виде усиков, прочно обхватывающих элементы опоры. Представители – амурский виноград, ампелопсис.

Древовидные и травянистые лианы

Как нетрудно догадаться, строение древовидного многолетнего вьюна напоминает строение кустарника или дерева.

Он так же имеет древесный ствол и с каждой весной продолжает расти с той отметки, до которой вытянулся годом ранее.

Древовидные многолетники делятся на зимостойкие и на те, которые в открытом виде морозы не переносят.

Первые на зиму оставляют на опорах, вторые же с опор снимают и укладывают в зимние утепленные укрытия.

Что касается травянистых многолетних лиан, то накануне зимних холодов они отмирают, чтобы весной из их корней появились новые побеги.

Примите к сведению: некоторые растения-лианы могут плохо переносить металлические опоры, особенно зимой. Поэтому если от металла отказаться никак нельзя, такие растения лучше на сезон холодов снимать с опор.

Преимущества многолетних растений

Многолетняя вьющаяся флора имеет ряд преимуществ, которые особенно заметны на фоне однолетних «собратьев». Среди этих плюсов, в частности, такие:

    • Многолетние лианы, в отличие от однолетних и теплолюбивых, чаще проявляют хорошую стойкость к холодам. Благодаря этому их можно культивировать и наслаждаться ими в течение нескольких лет.
    • Растущим вертикально вверх лианам для посадки не требуется много места. Часто для этого достаточно участка земли шириной 40–60 см.
    • Уход за вьющимися многолетниками гораздо проще, чем за однолетними цветами.
    • Густо разросшиеся многолетние особи – отличная защита от ветра. Кроме того, они образуют дополнительный комфортный шумоизоляционный слой.
    • Такие растения – настоящая находка для изобретательного ландшафтного дизайнера. С их помощью можно создавать самые причудливые арт-конструкции и искусственные гроты, весьма способствующие качественному релаксу.
  • Практически невозможно представить без вьюнов оформление декоративных садовых . В практике приусадебного озеленения давно и успешно используются – особые, в итальянском стиле, беседки, максимально увитые вертикально растущей зеленью и цветами.

    • Наряду с «украшательскими» возможностями, плотно посаженные вьющиеся растения хорошо скрывают изъяны конструкций и маскируют не совсем симпатичные сооружения и объекты ( , мастерские, подвалы, свалки).
  • Заросли вьюнов привлекают внимание птиц, ищущих пристанища для гнездования. Излишне говорить, насколько важно для сада и огорода близкое соседство этих активных истребителей всевозможных насекомых-вредителей.

Обратите внимание: оптимальным выбором для озеленения ажурной, хорошо вентилируемой и не слишком затененной перголы является посадка культурных виноградных сортов.

Вьющиеся многолетние цветы

Сегодня в ландшафтном дизайне применяются самые разные многолетние лиственные и цветочные растения. Среди цветов есть особая группа, которая пользуется наибольшей популярностью у садово-дачных эстетов.

Азарина

Типичный многолетник высотой до 3,5 м, любит тепло и свет. Имеет красивый стебель с обширным разветвлением. Пик привлекательности наступает в период цветения, когда большие белые, розовые, пурпурные или голубые цветы великолепно смотрятся на фоне бархатистой зеленой листвы.

На слабокрученых стеблях, редко вырастающих в высоту выше 2 м, могут красоваться цветы самых разных оттенков – голубые, сиреневые, пурпурно-синие, белые с фиолетовым налетом. Предпочитает полутень и почву с умеренной увлажненностью. Хорошо выдерживает морозы.

Гортензия черешковая

Очень эффектное цветочное растение. Со временем может полностью скрыть беседку или веранду под экзотическим вертикальным ковром из ярких сочных цветов. Идеальная культура для посадки на участках с плодородными и кислыми грунтами.

Жимолость каприфоль

Этот сильнорослый многолетник (до 6 м и выше) поражает своими изумительными цветами. Заполняющая пьянящим ароматом весь сад, каприфоль радует ошеломляющим многообразием розовых, красных, пурпурных цветов.

Любимы садоводами за быстрый рост, длительность цветения и большие яркие цветки. Могут быть либо одноцветными, либо двухцветными (бело-розовым, желто-лиловым и т. д). Предпочитают освещенные безветренные участки на плодородных почвах.

Эти рослые, высотой 3 м и выше, долгожители (живут до 20 лет) отличаются очень неприхотливым отношением к качеству почвы и орошению, морозостойкостью и привлекательными цветками. Радуют богатой гаммой сочных оттенков

Плетистая роза

Очень популярный вариант вертикального озеленения. Делится на две разновидности – на растения, цветущие раз в сезон, но очень обильно, и на особи, что расцветают менее густо, но два раза за сезон.

Необычайно красивое растение с ниспадающими ажурными листьями и великолепными длинными (до полуметра) цветочными кистями. Недостаток: довольно капризна, плохо переносит морозы. Требует обрезку дважды в год.


Уход за вьющимися цветами

Чтобы ваши растения не один год радовали вас, необходимо соблюдать ряд несложных общих правил:

    • Правильно подготовить опору. Она должна соответствовать характеру роста лианы, быть прочной и не бояться сильных ветров и обильных дождей;
    • Предпочтителен шахматный порядок размещения разноплановых растений. Рекомендуется нечетное количество особей;
    • Необходимо вовремя выполнять , четко по графику поливать и удобрять их;
    • Нельзя забывать о защите многолетников от вредителей и о прополке. Неубранные – это плохо для водно-пищевого баланса;
    • Обязательна регулярная подвязка рослых особей и удаление увядших (засохших) цветков;
  • Очень важно поддерживать почву в районе корневой системы в разрыхленном состоянии. Это улучшит проветривание корней и поступление питательных веществ.

Примите к сведению: нельзя высаживать многолетние вьюны возле водосточных и канализационных труб. Разросшиеся за годы растения могут достигать в весе сотен килограммов, что чревато обрывом коммуникаций. Также не рекомендуется размещать такие растения рядом со стенами и крышами домов. Через несколько лет они станут такими густыми, что добраться до конструкций будет крайне сложно.


Думая о соблюдении разных агротехнических нюансов, необходимых для выращивания вьющихся многолетников, необходимо помнить о главном – в результате всех усилий на вашем дачном участке появится изящный и уютный уголок для отдыха.

Как вырастить вьющиеся многолетние цветы на участке, смотрите в видео:


От редакции . В продолжение материала о святынях Афона по многочисленным просьбам друзей нашего музейного сайта, особенно читательниц, публикуется небольшая заметка о чудотворной лозе св. Симеона Мироточивого в сербском монастыре Хиландар (см. фото ). Она прославилась целебной силой разрешать бесплодие супругов, ставшее массовым явлением в наши дни, о чем свидетельствуют толпы страждущих женщин у пояса Пресвятой Богородицы, принесенного в Россию со Святой горы Афон:

Нельзя не отметить, что как «пояски» Богородицы из Ватопеда, так и косточки лозы св. Симеона Мироточивого из Хиландара можно совершенно беспрепятственно получить как афонское благословение всем чающим избавления от недуга, если направить почтой свое прошение на адрес этих обителей (см. ниже ).


Благословение Сербской Царской Лавры, монастыря ХИЛЕНДАРА. Святая Гора Афонская

На южной стороне соборной хилендарской церкви Введения Пресвятой Богородицы каждому паломнику бросается в глаза высоко разросшаяся и сильно разветвившаяся виноградная лоза, склонившаяся и образовавшая как бы беседку из своих ветвей (см. фото ). Ее стебель выходит из стены на высоте полутора метров от земли, из гробницы святого Симеона (Стефана Немани), которая находится рядом с той же стеной, с внутренней стороны храма (см. фото ).

Хилендарское предание об этой 800-летней лозе гласит: «Когда со времени смерти святого Симеона (13 Февраля 1200 г.) прошло семь лет и когда святой Савва пришел из Карейской келлии в монастырь, для того чтобы подготовить перенесение мощей святого Симеона в Сербию, чтобы содействовать примирению своих враждующих братьев, монахи Хилендара безутешно плакали. Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенным на родину, но в утешение хилендарским братьям из его пустой гробницы произрастет лоза; и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хилендаре».

То, что эта лоза продержалась и до наших дней и что она каждый год, без исключений, богато плодоносит, хотя ей, кроме обрезки, не оказывается никакой другой уход, и никакие меры не предпринимаются против Филлоксеры или других болезней и вредителей, представляет собой великое чудо Божие и является тем самым большим моральным утешением и духовным ободрением для нашего Хилендарского братства и для всех вообще верующих сербов.

Но лоза эта не только поэтому исключительна. Она имеет и другое свойство. От ее плодов разрешается бесплодие супругов, верою и молитвою принимающих это чудотворное средство .

Самое древнее сохранившееся предание об этом датируется 1585 г., когда один турок привел своего сына-первенца, чтобы оставить его в Хилендаре на служение Богу, ибо получил он его, как и других своих детей, после вкушения винограда святого Симеона.

С тех пор и поныне наш святой монастырь непрестанно раздает паломникам или доставляет по почте тем, которые к нему обратятся с письмом, этот чудотворный виноград. Некогда из России массами приходили паломники на Святую Гору и во множестве просили этот виноград. Сейчас просят его со всех концов Греции, потому что, особенно в последнее время, результаты от его употребления - поразительные.

Здесь будет полезным привести один случай, поучительный для тех, которые захотят когда-либо вкусить от винограда святого Симеона. Речь пойдет о госпоже Екатерине Р. из Салоник, которая предложила было своему мужу попросить из Хилендара виноград святого Симеона. Но тот на это не согласился, ибо ему недоставало веры . Однако его супруга потрудилась сама иными путями получить этот виноград и начала поступать по руководству о его употреблении, исполняя и ту часть обязанностей, которые согласно руководству, должен был исполнять и ее супруг. Когда их Господь благословил первым зачатием, эта женщина рассказала своему мужу о своем поступке; и с тех пор эта семья, движимая чувством благодарности, поддерживает постоянную связь с нашим монастырем.

И сербы с древних времен, когда хнлендарские монахи ходили по своему народу, знали об этом чудотворном винограде. В нашем Хилендаре и поныне сохранились напечатанные в старые времена руководства к его употреблению. Но в последние десятилетия сербы не просят его, а молодые поколения о нем уже и не знают.

После показа «Фильма о Хилендаре» наши соотечественники и на Родине, и в заграничном рассеянии в последнее время вновь узнали все необходимое и о лозе святого Симеона. Первым, кто после просмотра этого фильма попросил виноград с этой лозы, а потом получил детей, был брат Никола Дж. из Вустера (Англия).

Так как сейчас возрос спрос на виноград святого Симеона и с сербской стороны, управление нашего монастыря решило в новой форме издать то старое руководство об употреблении этого чудотворного винограда

Поскольку люди нашего времени ослабли верою, а каждое чудо, не исключая и этого, проявляющегося через виноград святого Симеона требует крепкой веры , то перед употреблением этого чудотворного винограда необходимо себя к этому приготовить соответствующим образом.

Вот лишь один пример тому. Недавно, опять в Салониках, произошел такой случай. Один священник, не имевший детей, взял, проезжая через наш Хилендар, от винограда святого Симеона, но медлил с его употреблением. Однажды попросила его некая прихожанка достать и ей этого винограда и он ей охотно уступил свой. Спустя некоторое время, в один из воскресных дней, после святой Литургии, эта женщина вся озаренная радостью вновь поблагодарила этого священника за тот дар. «... Если бы я имел веру, и у меня бы сегодня были дети », - сказал нам совсем недавно этот священник, когда вновь проезжал через наш монастырь.

НАСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛОДНЫМ СУПРУГАМ, ИЗБРАННЫЕ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Нет лучшего учебника для научения вере, чем Священное Писание, и нет лучшего места и времени для жизни по вере, чем наша каждодневная жизнь. Господь наш Иисус Христос всегда спрашивал того, над кем совершал чудо исцеления: «Веруешь ли?». Или же после исцеления Он говорил исцеленному: «Вера твоя спасла тебя!». Итак, наша вера всегда является предварительны условием того, чтобы Господь явил над нами Свою силу.

Мы рекомендуем, поэтому, для научения вере чтение 11 главы Послания святого Апостола Павла к евреям, где особенно говорится о вере, ее силе и ее значении в нашей жизни. Нужно также читать и параллельные места приведенные на полях этой главы.

Но так как нашу веру поддерживает и умножает усердная молитва, то и ей нужно уделять особое внимание. Живущие в молитвенном общении с Господом берут Его обетования из Священного Писания, как, например, «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7) или «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам» (Мк. 11,24), и просят у Господа - но просят упорно! - чтобы Он исполнил на них эти обетования. И Он, будучи Отцом нашим Небесным, всегда охотно нам это делает, ибо Господь Иисус Христос нам в Святом Евангелии говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7,11).

И наши святые отцы Симеон и Савва были крепкой верой подвигнуты на то, чтобы оставить мирскую славу и прийти на Святую Гору и чтобы из своего Хилендара, опять-таки с верою, возродить весь свой сербский народ, служа ему и поныне пред Господом. Пусть они и вам, бесплодным родителям, будут примером и побуждением к вере в осуществление вашего родительского желания иметь детей. Молитесь им, чтобы они поддержали вашу веру и дополнили вашу молитву своим заступничеством перед престолом Всевышнего Жизнодавца.

Мы умоляем супругов, которых Господь, после вкушения ими винограда святого Симеона, благословил детьми, сообщить об этом нашему Управлению, чтобы время от времени появляющиеся печатные сообщения об этом укрепляли веру и других бездетных супругов.

Желающие, по Божиему благословению, иметь плод чрева своего должны обратиться с молитвами ко святому Симеону Мироточивому, который, после того как оставил свое сербское царство, был подвижником на Святой Горе Афонской. Он созидал монастырь Хилендар, в котором после многих и великих трудов во время своей богоугодной жизни и умер; и за это получил от Бога дар творить чудеса: разрешать бесплодие тех супругов, которые прибегают к нему с верою.

Для этого берется виноград и веточки с той виноградной лозы, которая чудесным образом выросла из самой гробницы святого Симеона. Нужно взять три виноградины и один кусочек отрезанной лозы. Этот кусочек опускается в половину оки (650 гр.) освященной воды, и эту воду оба супруга пьют натощак в течение 40 дней. Затем супруг съедает одну виноградину, а супруга оставшиеся две. В течение этих 40 дней супруги должны придерживаться следующего правила: вкушать только постную пищу и творить ежедневно по пятьдесят поклонов: 25 утром с молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» и 25 вечером с молитвой «Преподобие отче Симеоне, моли Бога о нас». Кто желает, может и удвоить поклоны, т.е. прибавить еще пятьдесят поклонов в день с молитвой «Пресвятая Богородице, спаси нас». В течение всего этого времени супруги должны иметь раздельное ложе. По истечении этих 40 дней супруги должны исповедаться и причаститься Святым Христовым Тайнам, и тогда им Господь по вере их с благословением Своим дарует плод их чрева.

После зачатия, во все время беременности и кормления ребенка, супруги должны полностью прекратить супружеские связи и жить в чистоте. Из жизни пророка Самуила мы видим, что его мать Анна три года вскармливала своего сына Самуила, живя во все это время отдельно от своего супружеского ложа в чистоте, а после этого у нее были еще дети, хотя все считали ее бесплодной, ибо «идеже хощет Бог, побеждается естества чин», а рождение детей - это дар Божий, а не человеческое изобретение, ибо Господь говорит: «Азъ еемь творяй человека и созидаяй дух в человеке». Апостол заповедует родителям пребывать в посте и молитве и супружеские удовольствия подчинять высшим целям, чтобы «имеющие жен были, как не имеющие» (1 Кор.7, 29). После этого он убеждает супругов не быть рабами плоти, но жить духом, ибо все христиане призваны Богом не к нечистоте, а к святости.

Посмотрим на животных, которые по закону природы, данному им от Бога еще при сотворении всего мира, и поныне строго соблюдают этот закон в абсолютной точности, ибо после зачатия плода не допускают совокупления не только после разрешения от бремени, но и во все время вскармливания детеныша. А человек, как вы и сами видите, становится в какой-то степени горшим скотом и, предаваясь страстным вожделениям, забывает о своем достоинстве, данном ему от Бога, Который его сотворил по своему образу и по своему подобию, - и тем самым нарушает закон Божий повреждением естества и вызывает этим на свое потомство праведный гнев Божий. Последствиями праведного гнева Божия являются еще и следующие: неверность супругов, расстройство и всякая скорбь, неизлечимые болезни, от которых страдают дети, ранняя и преждевременная смерть мужа или жены, а также дорогих для них детей. И кто бы мог перечислить ужасные проявления гнева Божия над супругами, потерявшими страх Божий и двинувшимися по пути плотского мудрования, которое - враг Богу, и над не покоряющимися Богу и Его закону. Такие убивают своих детей и свое потомство до третьего и четвертого колена и лишают себя навсегда Царствия Небесного.

Супруги должны и до разрешения их бесплодия строго следить за правилами церковными и исполнять церковные правила, установленные для супругов, а именно: супружеские постели должны быть отделены одна от другой в ночь накануне праздничных и воскресных дней, накануне среды и пятницы, во время всех четырех установленных Церковью постов, особенно во время Великой Четыредесятницы, т.е. Великого Поста. Остальное же время они могут в целомудрии и страхе Божием употребить для супружеской жизни. Ибо Господь дал человеку жену как помощь для совместной жизни, и благословил их, и сказал: «Растите и множитесь»; но не ради похотного сладострастия, которое не знает ни времени, ни меры в своем невоздержании.

Поэтому просим вас, благословенные христиане, духовные наши чада во Христе Иисусе и любезные братья по крещению: храните свое святое супружество во всякой чистоте и правде Божией, последуя всем заповедям Божиим, и тогда Небесный Bpач души и тела разрешит ваше неплодство, и вы увидите на своей семье благословение Всевышнего. А за творение дел вашего милосердия нуждающимся братьям во Христе вы не только получите дар рождения детей, но и наследуете Царство Небесное, обетованное любящим Бога, и будете в общении со всеми угодившими Богу делами милосердия, в чем да поможет нам Истинный Господь наш Ии сус Христос, заступничеством Пречистой и Преблагословенной Своей Матери, Девы Марии, молитвами Святого Симеона Мироточивого, чудотворца, и всех святых Афонских: да вси наследуем блаженный конец жизни и перейдем из сей временной жизни в вечную, где будем до века прославлять Всесвятое Имя Пресвятой, Живоначальной и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, Которой да будет слава во веки веков. Аминь.

(Издание монастыря Хилендар. Святая Гора Афон. 1966 г.)

Адрес монастыря Хиландар : MONASTERE HILANDAR 63086, KARYES, MOUNT ATHOS, GREECE Телефон: 8-10-30-23770-23797

Для того чтобы получить ягоды винограда целебной лозы нужно всего лишь написать на Афон письмо и сообщить в нём имена супругов в Святом крещении. Никаких денег монахам не требуется - это совершенно бесплатно. Примерно через месяц-полтора придёт с Афона конверт с 3 ягодами, с подробной инструкцией на русском языке как их вкушать и с сообщением о том, что братия монастыря Хиландар начала 40 дней усиленно молиться Богу за страждущих, с тем, чтобы Господь разрешил их от бремени сего недуга. Единственное, что потребуется, оплатить почтовую бандероль (в пределах доллара) при получении на почте. И еще братия Хиландара просит, когда у вас родится вымоленный у Бога младенец, сообщить им об этом и, по возможности, прислать фотографию (см. видео: http://video.yandex.ru/users/rublev-museum/view/14/).


Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.