Все о печах и каминах - Информационный портал

Святой покровитель шотландии на английском. Святой апостол андрей первозванный – небесный покровитель шотландии

Иисуса выдал врагам Иуда — один из Двенадцати: «Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими» (Ин. 18:2).
Почему Иуда Искариот предал Христа? Из Евангелий можно понять, что основной мотив предательства это деньги. Но многих исследователей такое объяснение не удовлетворяет. В первую очередь у них вызывает сомнения та ничтожно малая сумма — 30 сребренников — за которую он якобы согласился на предательство (Мф. 26:15 ). Если Иуда «был вор», как утверждает Иоанн (Ин. 12:6), и, занимая должность казначея, присваивал часть общественных денег, то разве не выгодней ему было оставаться в «партии» и продолжать потихоньку таскать деньги из общественной кассы? К чему ему надо было, фигурально выражаясь, резать курицу, несущую золотые яйца?
За прошедшие два тысячелетия придумали множество гипотез, долженствующих объяснить гнусный поступок Иуды Искариота. Для примера можно назвать только самые известные из них:
. Иуда разочаровался в Иисусе, как в Мессии, и, кипя от злости, выдал его врагам;
. Иуда хотел убедиться, сможет ли Иисус спастись и тем самым доказать, что он — подлинный Мессия;
. Иисус с Иудой были в сговоре, намереваясь спровоцировать восстание, которое неминуемо подняли бы жители Иерусалима при известии об аресте всеми любимого пророка из Галилеи;
. Иисус публично предсказывал, что один из учеников предаст его, а когда никто из них не захотел это сделать, Иуда решил спасти авторитет любимого учителя, принеся в жертву свою собственную репутацию.
Как мы можем видеть, исследователей новозаветных текстов трудно упрекнуть в недостатке фантазии. Но беда всех этих интеллектуальных упражнений в том, что их не могут подтвердить никакие конкретные факты. Крайняя скудость информации даже породила серьезные сомнения в реальности всей этой истории.
Нашлись исследователи, решившие, что ни предательства, ни даже самого Иуды вообще никогда не было, что это только досужий вымысел евангелистов, задним числом подгонявших свои тексты под известное ветхозаветное пророчество:«Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40:10 ). Считая, что это предсказание должно было непременно исполниться на Иисусе, евангелисты будто бы выдумали некоего Иуду из Кариота, близкого ученика, с которым учитель неоднократно преломлял хлеб, и который впоследствии предал его.
На мой взгляд, нет никакого резона не доверять евангелистам, которые утверждают, что Иуда совершил предательство из-за денег. Эта версия, как мы убедимся чуть позднее, прекрасно объясняет и мотивы предательства, и логику всех дальнейших событий. А если все возможно объяснить просто, то к чему изобретать некие сверхсложные смысловые конструкции? Ведь «бритву Оккама» пока ещё никто не отменял! К тому же, как нетрудно заметить, все гипотезы, противоречащие основной, евангельской версии событий, Иуду фактически реабилитируют, представляют не банальным вором и скупцом, а человеком высокой идеи, готовым рисковать ради нее не только своим добрым именем, но даже самой жизнью: он если и предает Иисуса, то или разочаровавшись в нем как в Мессии, или горя желанием подтолкнуть его к осуществлению мессианского плана.
Не много ли чести Иуде?
В общем, если выбирать какую-то одну версию предательства, то, по моему мнению, лучше всего остановиться на евангельской. Она и проще, и ближе к жизненной правде. А если эту версию еще и немного подкорректировать, то она, пожалуй, может стать лучшей из всех возможных.
Как можно понять из Евангелий, Иуда совершил свое предательство не однажды, не в самом конце общественной деятельности Иисуса, а был неверен ему на протяжении продолжительного времени. У евангелиста Иоанна есть эпизод, где Иисус еще задолго до последнего путешествия в Иерусалим объявляет апостолам, что один из них — предатель (Ин. 6:70 -71). Как правило это толкуется как пример всеведения Христа: за много месяцев до предательства он уже якобы знал, кто именно это сделает. Однако возможно и другое толкование: последнее путешествие еще не начиналось, и даже еще не скоро начнется, а Иуда уже вовсю предает его, и это неким образом стало известно Иисусу…
Я, думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что Иуда Искариот был не кем иным, как платным агентом первосвященника, внедренным в окружение Христа.
Эка, хватил! — усомнится, наверное, читатель. — А где факты? Доказательства где?
Прямых доказательств у меня, в действительности, нет (как, впрочем, и у всех остальных исследователей, выдвигающих гипотезы, фактически реабилитирующие Иуду), а вот косвенных — хоть отбавляй!
Начнем с того, что Иуда, скорей всего, был среди 12-ти апостолов чужаком. Прозвище Иуды — Искариот (по-арамейски — иш Кариот) — дословно означает «человек из Кариота». В те времена под названием Кариот существовали два городка, и оба были расположены за пределами Галилеи. Если согласиться, что Иуда родился в каком-то из этих городков, то получается, он был единственным этнически чистым иудеем среди апостолов-галилеян.
А как мы знаем из исторических документов, между населением Галилеи и Иудеи — двух еврейских областей — издавна имела место обоюдная неприязнь. Из-за того, что Галилея сравнительно поздно приобщилась к Моисеевой религии, иудеи считали галилеян невеждами в Законе и не желали считать их своими соплеменниками. Известно высказывание Йоханана бен Заккаи, ученика знаменитого Гиллеля, преисполненное высокомерного презрения по отношению к жителям этой области: «Галилея! Галилея! Больше всего тебе ненавистна Тора!».
Даже в Евангелия проникли отголоски этой застарелой неприязни:«Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46 ). — «Разве из Галилеи Христос придет?» (Ин. 7:41 ). — «Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Ин. 7:52 ).
Жители Галилеи, разумеется, платили иудеям той же монетой.
Иудейское происхождение Иуды само по себе, конечно, еще ничего не может доказывать, более того, и сам Иисус был «из колена Иудина» (Евр. 7:14 ), но на некоторые размышления все таки наводит. С Иисусом все понятно, он жил в Галилее с малых лет, а Иуда? С какой целью он, чистокровный иудей, здесь объявился? По зову сердца, или же выполняя некое секретное задание? Между прочим, в этом последнем предположении ничего невероятного нет. До Иерусалима конечно доходили слухи о необыкновенном пророке из Галилеи, собирающим на свои проповеди тысячные толпы и, скорей всего, планирующим перенести свою деятельность на территорию Иудеи.
Обеспокоенные тревожными слухами, «начальники иудейские» могли отправить к Иисусу под видом пылкого неофита своего человека — Иуду Искариота — с поручением внедриться в ближайшее окружение Христа. Иуда, как нам известно, смог блестяще справится с заданием, не только войдя в число избранных Двенадцати, но и сумев получить должность казначея.
Возможна и другая, даже в большей степени предпочтительная, версия его предательства. Уже будучи апостолом, Иуда раньше всех сообразил, что Иисус становиться царем Израиля не желает, и, как следствие, ему, Иуде, никакая высокая должность впереди не светит. И тогда, разочарованный и озлобленный, он решил хоть что-то заработать на этом деле. Явившись в Иерусалим, он предложил врагам Иисуса свои услуги в качестве тайного соглядатая…
Освоившись в окружении Иисуса, Иуда стал посылать своим хозяевам в Иерусалим секретную информацию. Возможно, он и сам под тем или иным благовидным предлогом временами отлучался в Иерусалим. В Евангелии от Иоанна есть интересный эпизод, который наводит именно на такую мысль. Иисус, готовясь насытить 5000 человек, спрашивает у апостола Филиппа: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?.. Филипп отвечал Ему: им на 200 динариев не довольно будет хлеба…» (Ин. 6: 6,7).
Но, позвольте, причем тут Филипп?! Ведь «завхозом» у Иисуса, как мы помним, был не кто иной, как Иуда Искариот! Где же он был в это время? Протоиерей С.Булгаков считает, что Иуда не сразу стал казначеем, и до него эту должность будто бы занимал Филипп. Предположение сомнительное уже хотя бы потому, что хронологически этот эпизод относится ближе к концу 3-х летнего общественного служения Иисуса. Спрашивается, чем мог провинится перед учителем апостол Филипп, если, пробыв казначеем большую часть срока, вдруг вынужден был уступить этот свой пост Иуде? Не логичней ли сделать предположение, что Иуда всегда заведовал «денежным ящиком», а в то время попросту был в отлучке, передав на время свои функции Филиппу?

Как видно, Иисусу довольно рано стало известно о том, что кто-то из его ближайших учеников — стукач. Об этом его могли предупредить некоторые влиятельные иерусалимские друзья, имевшие в той или иной степени доступ в окружение первосвященника. К примеру, это могли сделать Никодим или Иосиф Аримафейский — видные иерусалимские вельможи и тайные ученики Христа. Но даже они, как видно, весьма долго не знали всех подробностей этого дела и, в частности, имени секретного агента. «Берегись! — такого рода послания, очевидно, направляли они Иисусу. — В твоем окружении враг! Имени его мы, правда, пока не знаем, но как только что-либо выяснится, — сразу сообщим!»
Следует обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство: Иисус, не считая необходимым скрывать от апостолов информацию о наличии среди них предателя, не сразу назвал его имя, ограничившись на первых порах намеками: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин. 6: 70). Вряд ли в задачу Иисуса входило интриговать своих учеников. Скорей всего, он и сам еще не знал тогда всей правды. И только во время Тайной вечери, — это, приблизительно, через 5 месяцев, — он в конце концов открыл имя предателя апостолу Иоанну (Ин. 21: 26). Столь долгую задержку, возможно, объяснить тем, что Иисус узнал эту страшную тайну лишь явившись с последним визитом в Иерусалим. Именно в эти несколько дней его иерусалимские друзья смогли каким-то образом выведать имя секретного агента Каиафы и сообщить Иисусу.
В изложении Иоанна эта сцена выглядит так: «Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорей. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин. 13:21 -30).
По свидетельствам Матфея, апостолы, после того, как Иисус объявил им, что кто-то из них — предатель, стали наперебой спрашивать: «Не я ли?» Даже Иуда не утерпел, спросил: «Не я ли, Равви?» Иисус ответил предателю: «Ты сказал» (Мф. 26:25 ).
Для современного уха выражение «Ты говоришь» или «Ты сказал» звучит уклончиво. Но в то время его часто употребляли, когда подразумевался не совсем приятный для собеседника ответ. Тогдашние, отличные от нынешних, понятия о вежливости запрещали говорить прямо «да» или «нет».
Вот ведь какой выдержкой обладал Иисус! Зная, что перед ним — предатель, он не только не закричал, не только не отвесил негодяю пощечину, но отвечал вежливо, словно стараясь не обидеть его!
Никто из присутствующих, за исключением Иоанна и, возможно, Петра, не понял значения слов Иисуса, обращенных к Иуде. Многие из учеников подумали, что Иисус отдал ему, как казначею «партии», некое распоряжения относительно текущих хозяйственных дел.
Почему Иисус публично не изобличил предателя? Трудно сказать. Возможно, он опасался, что апостолы немедля учинят над предателем самосуд? Или же рассчитывал на возможное раскаяние Иуды?
А эти слова: «Что делаешь, делай скорее»? Что они могут означать? Истолкований было предложено превеликое множество, даже такое нелепое, как возможность тайного сговора между Иисусом и Иудой. Иисус, якобы планируя непременно пострадать в Иерусалиме, договорился с Иудой, чтобы тот выдал его властям. А этими словами хотел поддержать его морально, чтобы не сомневался.
Лишним будет говорить о том, что эта и подобные ей гипотезы выглядят попросту оскорбительно по отношению к Христу. Судите сами: как два балаганных актера, Иисус и Иуда втайне от всех подстраивают какой-то дешевый спектакль… Бр-р-р!
Я думаю, все можно объяснить гораздо проще: Иисусу уже просто физически было невыносимо присутствие предателя, и он под любым предлогом старался удалить его из дома, где происходила Вечеря.
Удалить-то — удалил, а дальше что? Чего еще надо было ждать от Иуды? Побежит он немедленно за стражей или же устыдится своего гнусного намерения? Подумать только, от Иуды-предателя зависело, сколько еще времени оставалось жить Иисусу!
Предаст или не предаст? Этот вопрос сильно тревожил Иисуса вплоть до самого ареста в Гефсиманском саду.
. А предатель и не думал раскаиваться! Покинув Иисуса, он в спешке отправился к дому Каиафы. Навряд ли там его мог дожидаться готовый к действию отряд воинов. Если бы это было так, то Иисуса, наверное, схватили бы еще во время Тайной вечери. А евангелисты единодушно утверждают, что между уходом Иуды с Вечери и арестом в Гефсимании прошло довольно много времени. Иисус успел обратиться к ученикам с длинной проповедью, умыл всем апостолам ноги, учредил Евхаристию, после чего, «воспевши» псалмы, — это, означает, без спешки, — они все вместе отправились за город, в Гефсиманию (Мф. 26:30 ; Мр. 14:26 ). Ясно, что на все это ушло несколько долгих часов.
За это время первосвященник собрал свою челядь, вооружив ее дубинками и кольями, и для большей надежности послал к римскому прокуратору за подмогой. После всех приготовлений «группа захвата» отправилась за Иисусом. Проводником был Иуда — как хорошо знающий привычки своего бывшего учителя. Возможно, стражники вначале нагрянули в тот дом, где проходила Тайная вечеря, и не найдя никого, затем уже отправились в Гефсиманский сад, где, как было известно Иуде, часто проводил ночи Иисус: «Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими» (Ин. 18:2).
На само деле, Иисус был там. Томимый тревожными предчувствиями, он горячо молился, уповая на то, чтобы «чаша» страданий, по возможности, миновала его (Мф. 26:37 - 42; Мк. 14:33 -36; Лк. 22:42 - 44).
Почему Иисус не делал ни малейшей попытки спастись, если, как видно, отлично понимал, что эта ночь может оказаться для него последней? Почему оставался на месте, зная, что предатель в любую минуту может появиться вместе со стражниками в саду?
Об этом мы можем сейчас лишь догадываться. Евангелисты по этому поводу ничего нам не говорят, а возможно, и сами не знают. Из их рассказов видно лишь, что Иисус, во-первых, никуда не собирался уходить из Гефсиманского сада и, во-вторых, вовсе не хотел быть схваченным. На что же он тогда рассчитывал?
Возможно, Иисус надеялся, что в предателе может заговорить совесть, и он откажется от своего гнусного намерения? Или что первосвященники отложат арест до окончания праздника, и у него таким образом еще будет время ускользнуть от них? Или же Иисус считал, что именно в эту ночь суждено исполниться древнему пророчеству о страдающем Мессии (Ис. 53), которое он целиком и полностью относил к себе, и решил на этот раз от судьбы не бегать?
Так или иначе, но его надежды на избавление или хотя бы на отсрочку не оправдались. Уже в скором времени Гефсиманский сад осветился колеблющимся светом множества факелов, и во главе вооруженных людей появился Иуда Искариот…

. В Евангелиях говорится, что за все свои «подвиги» Иуда получил в награду 30 сребренников (Мф. 26:15 ). Не густо! Многих исследователей этот факт очень смущает. Им кажется, что за такие дела надо платить гораздо больше, а если евангелисты настаивают именно на этой сумме, то, значит, весь эпизод с сребренниками выдуманный, целиком и полностью подогнанный под древнее пророчество: «И они отвесят в уплату Мне тридцать серебренников» (Зах. 11:12 ).
А между тем все сомнения возможно легко развеять, предположив, что 30 сребренников были не единовременным вознаграждением, а платой, получаемой Иудой регулярно. Скажем, раз в месяц он являлся с докладом к первосвященнику, после чего получал причитающиеся 30 сребренников. Для однократного вознаграждения это, в действительности, немного, но если получать такую мзду регулярно, то жить, особо не роскошествуя, в принципе возможно. Кстати, согласно Книге Деяний апостолов, Иуда после казни Иисуса и не думал раскаиваться, а тем более кончать самоубийством. Собираясь жить долго и счастливо, он «приобрел землю неправедною мздою» (Деян. 1:18 ).
Навряд ли на 30 сребренников возможно было приобрести приличный участок. Скорей всего, Иуда взял деньги, полученные за несколько лет от первосвященника, добавил к ним то, что ему удалось натаскать из «денежного ящика», и когда составилась более или менее значительная сумма, отправился покупать недвижимость. По Деяниям, он и погиб-то по чистой случайности, упав с высоты: «И, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян. 1:19 ).
Эта версия смерти Иуды разительно отличается от той, которую мы знаем от Матфея. По его рассказу, Иуда, терзаемый раскаянием,«бросил сребренники в храме» и «удавился» (Мф. 27:5). Многие толкователи делали попытки объединить эти два свидетельства в один связный эпизод, представляя дело так, что вначале Иуда повесился, а потом его труп сорвался с веревки и от удара о землю «расселся». Предположим, что так и было. Но тогда какие деньги швырял Иуда в Храме, если уже приобрел землю? Или специально для этого продал только что купленный участок?
В общем, если выбирать из этих двух версий, то, на мой взгляд, гораздо правдоподобней история смерти Иуды, рассказанная автором Деяний. В ней нет надуманных мелодраматических моментов и сомнительных психологических терзаний, вряд ли свойственных предателю, решившему нажиться на этом деле. Все гораздо проще и грубей: продал учителя — купил землю! И смерть Иуды, описанная в Деяниях, более естественная: погиб он не в припадке раскаяния, а в результате несчастного случая, свалившись с высоты. Были, правда, попытки изобразить его падение как месть со стороны сторонников Христа, будто бы столкнувших предателя с обрыва, но это уже чистейшей воды домыслы, которые невозможно ничем доказать.
А. Лазаренков

1. В чем проблема?

Кто-то сказал, что историческую эпоху, начавшуюся с Французской Революции и продолжающуюся по сей день, можно смело назвать «эпохой апостасии» (отступничества). С одной стороны, кажется, что предательство и отступничество были всегда. С другой стороны, кризис «Нового Времени» в том и состоит, что все то, что раньше считалось пороком, стали считать нормой; то, что раньше вызывало негодование, теперь вызывает восторг; то, что раньше было признаком глупости, сейчас почитают проявлением большого ума. Прелюбодеяние вдохновенно называется «большой любовью», а аномальные половые отношения легализуются, и им предается статус равный супружеским отношениям. Предательство теперь - всего-навсего «хитрость», оправданная благами государства или общества, а о верности религиозным принципам даже и заводить речь довольно проблематично: религия стала для светских масс настолько «частным делом», что ее можно менять, как надоевшую игрушку.

Процесс так называемого «переосмысления ценностей и пересмотра аксиом» затронул не только область человеческой этики. Религия столкнулась с кризисом «переоценки» не в меньшей степени. И конечно, масштабы отступления должны были вывести на «поверхность земли» новую, неслыханную дотоле по дерзости «религиозную новость». Действительно, если эпоха обозначена массовым отступлением, то это отступление должно иметь своего религиозного вождя. Этим вождем стал Иуда Искариотский - человек, который, подобно сатане, был вблизи Самого Бога, в числе слуг Божиих (в данном случае - в числе апостолов), но так же, подобно сатане, отступил от Творца и даже предал его на смерть. Сатана, отпав от Бога, вверг человека в страдания и смерть через грех, к которому подвиг падший ангел первых людей на земле. Иуда предал на позорную смерть Бога, ставшего человеком и пришедшего взыскать Свое создание, погубленное сатаной.

На протяжении веков Церковь сталкивалась со множеством ересей, которые подвергали ее вероучение болезненным метаморфозам. Но ни одна ересь (кроме некоторых древних сатанинских сект из серии «гностиков», к примеру «каиниты») не воздвигала пьедестал Иуде предателю. Но сейчас этот пьедестал воздвигнут не где-то в «тайных обществах» оккультистов, эзотериков, разных сатанинских сект, а в массовой культуре, в «мире сем».

2. Концепции предательства

Апостасийное мышление представляет нам многообразие лжи, изворачивающейся, постоянно меняющей обличие. И действительно, что есть хваленый плюрализм мнений, как не свидетельство отсутствия знания? Истина всегда она, а ложь - многолика. И она постоянно меняет свои «одежды», в зависимости от публики, которую она желает очаровать. Мы кратко обозначит основные из существующих концепций предательства и рассмотрим их критически.

1. «Если Иисус избрал Иуду, заранее зная, что Иуда предаст Его, значит, Он поощрял его поступить так». С такой же уверенностью утверждала этот тезис гностическая секта «каинитов», считавшая Иуду самым просвещенным и самым духовным учеником Христа, который, на основании Писания, знал, что для спасения мира необходимо, чтобы Иисус был предан «в руки князю мира сего». Иуда тут выступает как «священный жрец», который приносит в жертву агнца. Именно такие черты придает Иуде библиотека древних гностиков из Наг Хаммади, а именно «Мысли нашей Великой Силы». В этих текстах не упоминается Иуда Искариот, зато появляется безымянный предатель, к которому направлены симпатии автора текста. В этой, каинитской, точке зрения на Иуду он выступает как «тайный советник» Божий, посвященный в самые сокровенные планы бытия.

Тут важно оговориться, что каиниты славились тем, что прославляли всех, кого здравое человеческое мышление считает нелюдями. Само название секты говорит о том, что они чтили Каина - первого убийцу на земле, убившего своего брата из зависти. Так же объектами их поклонения были осужденные Богом содомиты. Так что, как мне кажется, данная точка зрения не нуждается в каком-то особом опровержении. Люди, чьим кумиром стало насилие, зло, убийства, гомосексуализм, не способны любить доброе, а потому и Иуда попал в «авторитеты» не случайно.

2. Слепое орудие в руках «божественного» фатума. Так можно обозначить концепцию, согласно которой Иуда, хоть и не был святым человеком, но был просто необходим для того, чтобы осуществить все то, что должно было исполниться. Получается, что для того, чтобы прийти на смерть за мир, Христу нужно сначала ее инсценировать, а для этого и нужна такая личность, как Иуда. Как отмечает о. Г. Чистяков, согласно этому заблуждению, «чтобы Иисус был схвачен, кто-то должен был Его предать; без предателя подвиг Христов невозможен и т.п. Значит, Иуда - своего рода instrumentum Providentiae (орудие в руках Промысла), та пружина, при помощи которой «Сын Человеческий предается»».

Согласно этой концепции, Божественное Домостроительтво было не органическим процессом, а сыгранным спектаклем. А потому совершенно нелепо Иуду, сыгравшего свою роль в этой пьесе, отправлять в ад.

«Но это идет вразрез с евангельским представлением о человеческой свободе, определяющей безусловную ценность и уникальность каждой личности». Бог не использует людей, как механизмы. Он наделяет человека свободой и, следовательно, ответственностью. Более того, Христу нет нужды инсценировать собственную смерть. Как-то одного авву в Египте спросили: «Что мне делать, чтобы распяться для мира». На что тот ответил: «Не беспокойся, как только ты станешь становиться действительным слугой Господним, мир тебя сам распнет». Мир сей, его зло не прощают святости. Достаточно просто «не противиться злому» силой (Мф. 5:39), чтобы в один прекрасный момент получить смертельный удар. Будучи Светом, Истиной и Жизнью, Богочеловек Иисус Христос просто не мог не встретить угрозу смерти, которая покусится истребить святость с лица земли.

3. Свидетельство Христа и Церкви.

Священное Писание Церкви, писанное рукою ближайших учеников Христа, выражает, прежде всего, человеческий ответ на вопрос: кто же такой Иуда? Тут нет никаких мистических загадок, шарад. Все до банальности просто. Призвав 12 учеников, Христос говорит им: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Ин. 6:70–71). Здесь Христос видит душу предателя еще прежде, чем предатель сам успел осознать то, что он хочет сделать. На основании этого предведения Христа склонные к оккультным эрзацам люди считают, что речь может идти об инсценировке и т.п. Но, как было сказано уже, все гораздо проще: ко Христу пришел человек с намерениями обогатиться, использовать учение Христа и Его чудотворную силу для своих корыстных целей. Христос видит это состояние души человека, видит, но не гонит его от Себя прочь. Он позволяет Иуде приблизиться к Себе с одной единственной целью: может быть и этот человек почувствует «вкус святости» и покается. Ощутит - в сравнении - что жизнь, которую предлагает Христос, ценнее того, что имеет грешник. Но пока что Иуда остается «диаволом», пока что в его сердце гнездится зло. Посмотрим, может быть в дальнейшем он исправится?.. Доверие и надежда - это то, с чем Бог встречает человека. Как часто мы не оправдываем доверия Божиего, оказанного нам? Но стоит ли тогда искать оправдание себе?

В Евангелии говорится, что мысль предать Иисуса в его сердце вложил диавол (Ин. 13:2), а затем сатана «вошел» в него (Лк. 22:1 и Ин. 13:27). Поэтому, предательство было никак не делом Божественного замысла и не игрой, инсценированной сверху. «Во-первых, Иисус идет насмерть добровольно (см. Ин. 10:17–18), «якоже есть писано о Нем» (Мф. 26:24). Во-вторых, - и это важнее всего - Он достаточно хорошо известен всем и к тому же не пытается скрываться: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями - взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Мф. 26:55). Какой-то особой нужды в предателе не было - это очень важно. И без участия Иуды Иисус так же был бы схвачен и распят». Поэтому трагическая роль Иуды в том, что он приложил руку к тому, что совершилось бы и без него. Для чего он это делал? Рамки доклада не позволяют нам углубиться в этот вопрос. Скажем кратко, что это могло быть: а) сребролюбие, которое довело до безумия; б) зилотские стремления (Иуда мог видеть в Иисусе политического лидера, который, коснись Его физическая опасность, сможет употребить свою чудесную силу против врагов и вообще - взять власть в государстве Израиля, а сам Иуда, соответственно, будет «министром финансов»). Но важно одно: действительно, предавая Христа, Иуда мог и не думать, что все так печально закончится. Христос ведь мог употребить Свою «чудесную силу», чтобы избежать опасностей. Действительно, если Иисус мог воскрешать мертвых - разве не может избежать смерти Сам? Таким образом, Иуда своим предательством провоцирует Христа скорее развернуть во всю мощь свои Божественные силы.

Сатана искушал Христа чудом и хлебом. Христа не искусить ему, а вот Иуда поддался на те самые искушения. Это искушение магией - в магии нет личного отношения с Богом, есть контакт с источником силы, которая тебе, по контракту, будет дана (так всегда в колдовстве: подписал договор с владельцем колдовских чар, т.е. с бесом, и получай, ты итак погиб, твое личное отношение к бесу никого не волнует - ты можешь его любить, можешь ненавидеть, можешь презирать его). И вот Иуда был тем самым прецедентом магизма в религии: он видел Христа, умножающего хлебы для голодных, он хотел видеть Христа и ловко - ради услужливости Иуде - выворачивающегося из рук иудеев. В таком случае, и сребреники у нас, и Христос цел. Но Христос не пошел на авантюру… Не того Он духа, а Иуда за все время так ничего и не понял… Он думал, что чудотворец этот может любой трюк провернуть, а Он не стал проворачивать никаких трюков… Потому что Иуда - лжец и трюкач, а Христос - Истина. Но именно Истину и не искал Иуда, она ему была не нужна…

То, что Христос теоретически действительно мог избежать смерти - это факт. Но ужасно тут то, что Иисус для Иуды - генератор чудес. Для Искариота нет личности Христа, есть лишь могущественный чудотворец, силу которого можно использовать при злодеяниях: Он все равно любое зло чудесно остановит, следовательно, нет опасности «поиграть» и Самим чудотворцем. На такой циничный поступок может пойти только человек, лишенный всяких нравственный ориентиров. Чтобы опуститься так низко, надо иметь полное отсутствие всякого уважения и любви к Тому, Кого делаешь игрушкой в своих руках. И в этом - страшная катастрофа личности Иуды.

Вот почему Церковь свидетельствует об Иуде: «Погибель наследовал еси, проклятейший сатано».

4. Мог ли Иуда быть спасен?

Самым «мягким» проявлением современного «либерализма в христианстве» является попытка если не оправдать предательство, то «спасти предателя». И действительно, казалось бы, как же «гуманность», «любовь и всепрощение Христа» могут смириться с тем, что пропал один из Его учеников? Как можно смириться, что кто-то близкий тебе погиб - и погиб навечно? Этих «апологетов Иуды» возмущает тот факт, что Церковь «отправляет» Иуду в огонь геенский с полной уверенностью, что он не мог покаяться. Ведь, действительно, в богослужении Церкви, как мы видели выше, Иуда называется «льстивым предателем», «сыном погибели», и даже «проклятейший сатано». В разделе «Свидетельства Христа и Церкви» мы показали, что Церковь Христова, которая есть Его Тело и в которой живет и дышит Дух Святой, делает эти высказывания не на пустом месте. Здесь же рассмотрим вопрос, заданный нам нашими оппонентами: «Разве для него закрыты двери покаяния? Разве он не мог в последний момент принести Богу свою душу и испросить прощения?»

Что ж, о человеке нам сказано судить, «взирая на кончину его жизни» (Евр. 13:7). Какова кончина Иуды? И каков конец «покаяния»?

  1. Что такое грех? - Если кратко: то, что удаляет нас от Бога.
  2. Что такое покаяние? - То, что возвращает нас к Богу!
  3. А что такое религия? - Это опыт личного отношения к Богу. В религии человек именно опытом постигает, кто он по отношению к Богу: свой или чужой.

Опыт греха наполняет человека опытом отчужденности от Бога. Опыт покаяния дает опыт прощения и возвращения к Богу. Таким образом, аксиома христианской религии в словах Господа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).

Если есть факт покаяния, то человек не будет оставлен Богом. Господь непременно даст грешнику в покаянии благодать Св. Духа, чувство прощения и непосрамимую надежду. Бог не может, в силу Своей Благости и желания всем спастись, оставить человеческое покаяние без ответа.

Но к чему влечет человека покаяние и прощение? - К жизни. Стезя к смерти - это грех. А покаяние и прощение - это стезя к жизни. Значит, прощенный и исполненный благодати Св. Духа будет стремиться возвещать эту радость прощения и человеколюбия Божиего.

Теперь посмотрим на конец Иуды: это самоубийство! Он сам призвал себе смерть. Отчего? - Он усомнился в смысле жизни, в возможности покаяния, в Человеколюбии Бога. Усомнился и отчаялся! А отчаяние - антипод покаяния! Вспомним, что написал Данте на дверях ада? - «Входящие, оставьте упования» (или, как в другом переводе: «Оставь надежду всяк сюда входящий»). Победа ада в том, чтобы заставить человека поверить: «ты - безнадежен». Но как только человек приобретет веру в Того, Кто Своими страданиями на Кресте искупил человечество от смерти и проклятия, Кто смертью на Кресте умертвил смерть и Кто Воскресением Своим даровал и нам благодать, дар и надежду Воскресения, тот окажется вместе со Христом - победителем ада.

Поэтому, как и в случае с погибелью любого грешника, причину надо искать не в Боге, не в том, что Он «осуждает» грешника в ад, а в том, что в этот ад своим нераскаянным грехом сходит сам грешник. Его отчаяние закрывает его для действия спасительной благодати и любви Христа.

5. Выводы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе (Италия)

Святая Церковь стоит на твердом и непоколебимом камне веры. Этот Камень - Сам Христос. Богодухновенное учение Святой Церкви взято из сокровищницы живого опыта общения с Богом, из дара богопознания. И свидетельство Церкви, передающееся из века в век в ее слове, в ее Священном Предании, есть живой голос Святаго Духа, ведущего Церковь к вечной пристани - к вратам небесного отечества. И потому чистая вода из этих родников предания может утолить духовную жажду, очистить душу человека, наполнить прохладой во время греховного зноя, утешением в скорбях и привести к желанной цели всякого человека - к вечному покою в Боге.

Мутная же водица из водоемов лжи лишь колеблет своими волнами ум и душу человека. Она не способна дать покоя и радости, не способна напоить и утолить жажду.

Из какого водоема пить выбирает каждый человек для себя сам. Но, сделав выбор, надо отдавать себе отчет, что за действием идет с логической необходимостью целая цепочка прямых следствий. Нельзя сидеть сразу на двух стульях, стоящих в разных комнатах: нельзя быть христианином и апологетом Иуды предателя. «Попытки оправдать Иуду - одна из характерных лакмусовых бумажек, определяющих антихристианскую идеологию в разных её обличьях, в данном случае - волка в овечьей шкуре».

Журнал «Начало» №17, 2008 г.

О них см.: 1. Свт. Епифаний Кипрский. Паниарий. Гл. «О каинитах» [Творения. Ч. 2, М., 1864. С. 83–96]. 2. Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей, I: 31 [Творения. М., 1996. С. 108–109]. И Епифаний, и Ириней упоминают о некоем «евангелии от Иуды», в котором он представлен как благодетель человечества, «гностик», узнавший необходимость для спасения человечества искупительной смерти Христа.

Клаус Шиллинг. О евангелии Иуды. http://www.krotov.mfo/history/02/2/schilling.htm

За рамками данного доклада мы оставляем другой текст из Наг Хаммади - «Евангелие от Варнавы», согласно которому Иуда Фома (?) вообще подменил Христа на Кресте и тем спас его от смерти позорной, а весь этот «спектакль с предательством» был только «для дела», чтобы завести по ложному следу римлян и иудеев.

Жители Содома и Гоморры, прославившиеся своими противоестественными сексуальными наклонностями, благодаря чему термин этот стал нарицательным и по сей день. И тут возникает интересная мысль: случайно ли каинитская апология Иуды идет рука об руку с движением по легализации геев?

Библейские истории - самая изученная часть мировой литературы, тем не менее они продолжают привлекать к себе внимание и вызывают горячие споры. Герой нашего обзора - Искариот, предавший Искариота как синоним предательства и лицемерия давно стало нарицательным, но справедливо ли данное обвинение? Спросите любого христианина: «Иуда - это кто?» Вам ответят: «Это человек, виновный в мученической смерти Христа».

Имя - не приговор

К тому, что Иуда - мы давно привыкли. Личность данного персонажа одиозна и бесспорна. Что касается имени, то Иуда - это очень распространённое еврейское имя, и в наши дни им часто нарекают сыновей. В переводе с иврита оно означает «хвала Господу». Среди последователей Христа есть несколько человек с этим именем, следовательно, ассоциировать его с вероломством, по меньшей мере, бестактно.

История Иуды в Новом Завете

В история о том, как Иуда Искариот предал Христа, представлена предельно просто. Тёмной ночью в Гефсиманском саду он указал на Него слугам первосвященников, получил за это тридцать серебряных монет, а когда осознал весь ужас содеянного, не выдержал терзаний совести и удавился.

Для повествования о периоде земной жизни Спасителя иерархи христианской церкви отобрали только четыре сочинения, авторами которых были Лука, Матфей, Иоанн и Марк.

Первым в Библии стоит Евангелие, приписываемое одному из двенадцати ближайших учеников Христа - мытарю Матфею.

Марк был одним из семидесяти апостолов, и его Евангелие относится к середине первого века. Лука не был среди учеников Христа, но, предположительно, жил в одно с Ним время. Его Евангелие относят ко второй половине первого века.

Последним идёт Евангелие Иоанна. Оно было написано позднее других, но содержит сведения, отсутствующие в первых трёх, из него же мы узнаём больше всего информации о герое нашего повествования, апостоле по имени Иуда. Это сочинение, как и предыдущие, было отобрано Отцами Церкви из более чем тридцати других Евангелий. Непризнанные тексты стали называть апокрифами.

Все четыре Книги можно назвать притчами, или воспоминаниями неизвестных авторов, так как доподлинно не установлено, ни кто их написал, ни когда это было сделано. Авторство Марка, Матфея, Иоанна и Луки исследователи ставят под сомнение. Фактом же является то, что Евангелий было не менее тридцати, но их не стали включать в каноническое Собрание Священного Писания. Предполагается, что часть их была уничтожена во времена становления христианской религии, а другие хранятся в строгой секретности. В трудах иерархов христианской церкви встречаются упоминания о них, в частности у Иринея Лионского и Епифания Кипрского, живших во втором-третьем веках, говорится о Евангелии Иуды.

Причина неприятия апокрифических Евангелий - гностицизм их авторов

Ириней Лионский - знаменитый апологет, то есть защитник и во многом основатель зарождающегося христианского вероучения. Ему принадлежит установление самых основных догматов христианства, как-то: учение о Святой Троице, а также примат Папы Римского как преемника апостола Петра.

Он высказал следующее мнение относительно личности Иуды Искариота: Иуда - это человек, придерживавшийся ортодоксальных взглядов на веру в Бога. Искариот, как считал Ириней Лионский, боялся, что с благословения Христа вера и установления отцов, то есть Законы Моисея, будет упразднены, поэтому и стал соучастником ареста Учителя. Из лишь Иуда был родом из Иудеи, по этой причине предполагается, что он исповедовал веру евреев. Остальные апостолы - галилеяне.

Авторитет личности Иринея Лионского не вызывает сомнений. В его сочинениях есть критика в адрес сочинений о Христе, бытовавших в то время. В «Опровержении ересей» (175-185 гг.) он пишет и о Евангелии Иуды как о гностическом произведении, то есть таком, которое не может быть признано Церковью. Гностицизм - это способ познания, основанный на фактах и реальных доказательствах, а вера - явление из разряда непознаваемых. Церковь требует повиновения без аналитических размышлений, то есть агностического отношения к себе, к таинствам и к Самому Богу, ибо Бог априори непознаваем.

Сенсационный документ

В 1978 году во время раскопок в Египте было обнаружено захоронение, где среди прочего находился папирусный свиток с текстом, подписанным как «Евангелие Иуды». Подлинность документа не подлежит сомнению. Все возможные исследования, в том числе текстологический и радиоуглеродный методы, выдали заключение, что документ написан в период с третьего по четвёртый век нашей эры. Исходя из приведённых выше фактов, сделан вывод, что найденный документ является списком с того Евангелия Иуды, о котором пишет Ириней Лионский. Конечно, его автор - не ученик Христа апостол Иуда Искариот, а некий другой Иуда, хорошо знавший историю Сына Господня. В этом Евангелии более ярко представлена личность Иуды Искариота. Некоторые события, присутствующие в канонических Евангелиях, в этом манускрипте дополнены подробностями.

Новые факты

По найденному тексту выходит, что апостол Иуда Искариот - святой человек, а отнюдь не негодяй, втёршийся в доверие к Мессии с целью обогатиться или прославиться. Он был любим Христом и предан ему едва ли не больше, чем другие ученики. Именно Иуде Христос открыл все тайны Неба. В «Евангелии Иуды», например, написано, что людей сотворил не Сам Господь Бог, а дух Саклас, помощник падшего ангела, имеющий грозный огненный облик, осквернённый кровью. Такое откровение противоречило основным доктринам, которые согласовывались с мнением Отцов христианской Церкви. К сожалению, путь уникального документа, прежде чем он попал в бережные руки учёных, был слишком длинен и тернист. Большая часть папируса оказалась разрушенной.

Миф об Иуде - это грубая инсинуация

Становление христианства - поистине тайна за семью печатями. Постоянная жесточайшая борьба с ересью не красит основателей мировой религии. Что такое ересь в понимании священников? Это мнение, противоречащее мнению тех, у кого власть и сила, а в те времена власть и сила были в руках папства.

Первые изображения Иуды были сделаны по заказу церковных чиновников для украшения храмов. Именно они диктовали, как должен выглядеть Иуда Искариот. Фотографии фресок Джотто ди Бондоне и Чимабуэ, изображающие поцелуй Иуды, представлены в статье. Иуда на них выглядит низким, ничтожным и отвратительнейшим типом, олицетворением всех самых гнусных проявлений человеческой личности. Но можно ли представить себе такого человека в числе ближайших друзей Спасителя?

Иуда изгонял бесов и исцелял больных

Мы хорошо знаем, что Иисус Христос исцелял больных, воскрешал мёртвых, изгонял бесов. В канонических Евангелиях сказано, что этому же Он научил и Своих учеников (Иуда Искариот - не исключение) и велел им помогать всем нуждающимся и не брать за это никаких подношений. Бесы боялись Христа и при Его появлении покидали тела мучимых ими людей. Как получилось, что демоны жадности, лицемерия, предательства и прочих пороков поработили Иуду, если он постоянно находился подле Учителя?

Первые сомнения

Вопрос: «Иуда - это кто: вероломный предатель или самый первый христианский святой, ожидающий реабилитации?» задают себе миллионы людей на протяжении всей истории христианства. Но если в Средние века за озвучивание этого вопроса неминуемо полагалось аутодафе, то в наши дни мы получили возможность добраться до истины.

В 1905-1908 гг. в «Богословском Вестнике» вышел цикл статей профессора Московской духовной академии, православного богослова Муретова Митрофана Дмитриевича. Назывались они «Иуда предатель».

В них профессор высказал сомнения, что Иуда, веря в божественность Иисуса, мог Его предать. Ведь даже в канонических Евангелиях нет полного согласия относительно сребролюбия апостола. История о тридцати сребрениках выглядит неубедительно как с точки зрения количества денег, так и с точки зрения сребролюбия апостола - слишком уж легко он с ними расстался. Если бы тяга к деньгам было его пороком, то другие ученики Христа вряд ли доверили бы ему распоряжаться казной. Имея в своих руках деньги общины, Иуда мог забрать их и уйти от товарищей. А что такое тридцать сребреников, полученных им от первосвященников? Это много или мало? Если много, то почему жадный Иуда не ушёл с ними, а если мало, то зачем он вообще взял их? Муретов уверен, что сребролюбие не было главным побудительным мотивом действий Иуды. Вероятнее всего, считает профессор, Иуда мог предать своего Учителя по причине разочарования в Его Учении.

Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838-1917 гг.), независимо от Муретова, высказал аналогичное суждение.

Хорхе Луис Борхес и в действиях Иуды видели самопожертвование и подчинение воле Бога.

Приход Мессии по Ветхому Завету

В Ветхом Завете есть пророчества, рассказывающие о том, каким будет пришествие Мессии - Он будет отвергнут священничеством, предан за тридцать монет, распят, воскрешён, а потом Его именем возникнет новая Церковь.

Кто-то должен был передать Сына Бога в руки фарисеев за тридцать монет. Этим человеком стал Иуда Искариот. Он знал Писания и не мог не понимать, что делает. Совершив заповеданное Богом и запечатлённое пророками в книгах Ветхого Завета, Иуда совершил большой подвиг. Вполне возможно, что он заранее обсудил предстоящее с Господом, и поцелуй - это не только знак слугам первосвященников, но и прощание с Учителем.

Будучи самым близким и доверенным учеником Христа, Иуда взял на себя миссию быть тем, чьё имя будет навеки проклято. Получается, что Евангелие демонстрирует нам два жертвоприношения - Господь послал к людям Своего Сына, дабы Он принял на Себя грехи человечества и смыл их Своей кровью, а Иуда принёс себя в жертву Господу, дабы исполнилось речённое через ветхозаветных пророков. Кто-то ведь должен был выполнить эту миссию!

Любой верующий скажет, что, исповедуя веру в Триединого Бога, невозможно представить человека, почувствовавшего на себе Благодать Господа и оставшегося не преображённым. Иуда - человек, а не падший ангел или демон, поэтому он и не мог быть злосчастным исключением.

История Христа и Иуды в исламе. Основание христианской Церкви

В Коране история Иисуса Христа представлена иначе, чем в канонических Евангелиях. Там нет распятия Сына Божия. Главная книга мусульман утверждает, что облик Иисуса принял некто другой. Этот некто и был казнён вместо Господа. В средневековых изданиях сказано, что облик Иисуса принял Иуда. В одном из апокрифов есть история, в которой фигурирует будущий апостол Иуда Искариот. Биография его, если верить данному свидетельству, с детства была переплетена с жизнью Христа.

Маленький Иуда был очень болен и, когда к нему подошёл Иисус, мальчик укусил его в бок, в тот самый бок, который впоследствии пронзил копьём один из воинов, охранявших распятых на крестах.

Ислам считает Христа пророком, чьё учение было искажено. Это очень похоже на правду, но Господь Иисус предвидел такое положение вещей. Однажды Он сказал своему ученику Симону: «Ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её…» Мы знаем, что Пётр три раза отрекся от Иисуса Христа, по сути дела, три раза предал Его. Почему для основания Своей Церкви Он выбрал именно этого человека? Кто больший предатель - Иуда или Пётр, который своим словом мог спасти Исуса, но трижды отказался это сделать?

Евангелие Иуды не может лишить истинных верующих любви к Иисусу Христу

Верующим людям, испытавшим на себе Благодать Господа Иисуса Христа, трудно принять, что Христос не был распят. Можно ли поклоняться кресту, если открываются факты, противоречащие записанным в четырёх Евангелиях? Как относиться к таинству Евхаристии, во время которого верующие вкушают Тело и Кровь Господа, принявшего мученическую смерть на кресте во имя спасения людей, если не было мучительной смерти Спасителя на кресте?

«Блаженны невидевшие и уверовавшие», - сказал Иисус Христос.

Верующие в Господа Иисуса Христа знают, что Он реален, что Он слышит их и откликается на все молитвы. Это главное. А Бог продолжает любить и спасать людей, даже несмотря на то, что в храмах опять, как и во времена Христа, стоят лавки торговцев, предлагающих купить жертвенные свечи и прочие предметы за так называемое рекомендованное пожертвование, во много раз превышающее себестоимость продаваемых предметов. Лукаво составленные ценники вызывают ощущение близости фарисеев, предавших суду Сына Бога. Однако не стоит ждать, чтобы Христос снова пришёл на землю и погнал палкой торгашей из Дома Отца Своего, как Он это проделал две с лишним тысячи лет назад с торговцами жертвенными голубями и барашками. Лучше верить в Промысел Божий и не впадать в а принимать всё как дар Бога для спасения бессмертных людских душ. Ведь не случайно же Он заповедовал основать Свою Церковь тройному предателю.

Время перемен

Вероятно, находка артефакта, известного как Кодекс Чакоса, с Евангелием Иуды является началом конца легенды о злодее Иуде. Пришло время пересмотреть отношение христиан к этому человеку. Ведь именно ненависть к нему породила такое отвратительное явление, как антисемитизм.

Тора и Коран писались людьми, не привязанными к христианству. Для них история Иисуса из Назарета - лишь эпизод из духовной жизни человечества, причём не самый значительный. А совместима ли ненависть христиан к евреям и к мусульманам (подробности о крестовых походах заставляют ужасаться жестокости и алчности рыцарей креста) с их главной заповедью: «Да любите друг друга!»?

Тора, Коран и известные, уважаемые христианские учёные не осуждают Иуду. Не будем и мы. Ведь апостол Иуда Искариот, житие которого мы вкратце затронули, ничем не хуже других учеников Христа, того же апостола Петра, например.

Будущее - за обновлённым христианством

Великий русский философ основоположник русского космизма, давший импульс развитию всех современных наук (космонавтики, генетики, молекулярной биологии и химии, экологии и прочих) был глубоко верующим православным христианином и считал, что будущее человечества и спасение его - именно в христианском вероучении. Мы должны не осуждать прошлые грехи христиан, а стремиться не совершать новых, быть добрее и милосерднее ко всем людям.

Святой Георг - покровитель Англии, известен, прежде всего, как победитель дракона. Согласно легенде, в окрестностях некоторого языческого города то ли в Ливии, то ли в Ливане, поселилось страшное чудовище - дракон, убивающий людей и скот ради забавы. Каждый день ему приносили в жертву юношу или девушку. Однажды очередь дошла до дочери правителя города. В то время мимо города проезжал Святой Георг, который узнал о чудовище и решил не допустить гибели девушки. По некоторым версиям, страшный дракон был сражен молитвой и сам пал к ногам Святого. Поверженное чудовище признало верховенство добрых сил, и девушка отвела его покорного в город на поводке. Горожане, восхищенные деяниями Святого, приняли крещение [Сатинова 2004: 198].

Святой Андрей - покровитель Шотландии. Он был одним из 12 апостолов Иисуса Христа. По профессии, как и его брат, святой Петр, он был рыбаком. Кроме Шотландии, святой Андрей является небесным хранителем России и Греции. Неся христианскую веру, апостол Андрей проповедовал в Скифии, и по преданию, установил крест на киевских холмах, дошел до района, где потом был основан Новгород.

Считается, что Андрей принял мученическую смерть: в 62 году нашей эры в греческом городе Патры он был распят на диагональном кресте, который впоследствии стал его символом и сейчас фигурирует на национальном флаге Шотландии. Языческий правитель города Эгеат, видя, какой эффект оказывают проповеди Андрея на жителей, приказал арестовать его и распять. Два дня Андрей провисел на кресте, уча горожан христианской вере .

Теорий о том, как Святой Андрей был избран покровителем Шотландии, несколько. Согласно одной из них, в середине IV века по приказу императора Константина Великого мощи Святого Андрея были перенесены из Патраса в Константинополь, столицу Восточной Римской империи. Монаху Рулсу, которому поручили это задание, во сне явился ангел. Ангел сказал ему, что большую часть останков нужно унести далеко на северо-восток.

Во время морского перехода корабль с монахом на борту потерпел крушение, однако Рулса вместе с мощами вынесло на восточное побережье Шотландии, у города Файф. Там и было основано поселение под названием Сент-Эндрюс .

Другая теория такова: живший в Шотландии в VII - VIII веках Святой Уилфрид, эпископ Эксемский, доставил домой из поездки в Рим часть мощей Святого Андрея. Мощи попали во владение короля скотов Ангуса Макфергюса, который и привез их в Сент-Эндрюс, чтобы повысить престиж местного епископства.

С именами Святого Андрея и короля Ангуса связана еще одна легенда:

В VIII веке н.э. армия, состоящая из скоттов и пиктов под предводительством короля Хунгуса, оказалась окружена армией англов Нотумбрии. Король Хунгус ревностно молился всю ночь Богу и Святым, чтобы шотландцам была дарована победа. И ему явился Святой Андрей и обещал победу. На следующее утро, когда началась битва, все увидели над собой косой белый крест на синем фоне неба (на таком кресте был распят Святой Андрей). Это видение настолько воодушевило скоттов и пиктов и испугало их противников, что англы потерпели поражение, а их предводитель король Ательстан погиб при отступлении, пересекая ручей, который сегодня зовется брод Ательстана.

И только лишь после знаменитой победы Роберта Брюса при Баннокберне в 1314 году Святой Андрей был официально провозглашен хранителем Шотландии, а сине-белый стяг с диагональным крестом Андрея Первозванного стал флагом страны в 1385 году .

Святой Давид - покровитель Уэльса. Он и его ученики проповедовали Евангелие в различных частях южного Уэльса, так что «слава о добром имени Давида разносилась в другие страны; короли и принцы призывались оставить свои королевства ради монашеской жизни». Не будем забывать, что Святой Давид сам был королевского происхождения: он был праправнуком короля Кунедды. Будучи королевских кровей, настоятелем большого и известного монастыря, архипастырем, Святой Давид сам возделывал истощенную землю Уэльской возвышенности, точно так же, как это делали многие его соотечественники до и после него. Он говорил: «Радуйтесь и храните вашу веру. Делайте те малые дела, что делал я: их вы видели и о них слышали. Я иду той дорогой, которую наши отцы прошли до нас». Для каждого валлийца Святой Давид - олицетворение Уэльса [Томахин 1999: 38].

Мощи Святого Давида находятся в кафедральном соборе Сент-Дейвидса. В конце XX века Святому была составлена православная служба на английском языке. Во второй половине XX века не менее 50 храмов были освящены в честь Святого Давида.

Святой Патрик - покровитель Северной Ирландии. О нем сложено немало легенд, и, хотя он, несомненно, является реальным историческим лицом, легенды склонны искажать подлинные факты. Согласно преданию, он родился в Южном Уэльсе и был сыном христианского клирика - дьякона, человека весьма влиятельного и к тому же имевшего римское гражданство. По преданию, Святой Патрик был захвачен в плен отрядом скоттов (шотландцев), разбойников, грабивших имения его отца. Разбойники увезли Святого Патрика в Ирландию, где обратили его в рабство. Хозяином будущего святого был некий Милхру, вождь клана антрим. Шесть лет спустя, Святой ушел от него и после долгих скитаний оказался в гавани. По преданию, купеческий корабль увез его за море в некую страну, по всей вероятности - Францию, где он поступил в духовное училище, готовясь стать монахом. Через некоторое время Святой Патрик, по преданию, возвратился в Британию, где и был рукоположен в дьякона, а затем принял сан священника. Вскоре он стал епископом и отправился в Ирландию в качестве миисионера-проповедника. Будучи неутомимым проповедником, он достиг Кэшела на юге и Ольстера на севере острова, с успехом обращая в христианство вождей местных кланов. В Армаге он основал епископскую резиденцию, где и был, по преданию, похоронен. Скончался он в Сауле, Ирландия. Впрочем, согласно другой версии, он умер в Гластонбери, где некоторое время был аббатом. Сохранились некоторые литературные труды Святого Патрика, в частности «Confessio», своего рода автобиография, написанная на вульгарной латыни, и послание, адресованное к одному из вождей бриттов, обратившему в рабство некоторых ирландских христиан. Писания Святого Патрика не поддаются точной датировке и почти не содержат географических деталей. Ученые расходятся во мнении и относительно даты его рождения. Некоторые считают, что Святой Патрик родился около 389 г. н. э., попал в рабство в 405 г., вернулся в Ирландию в 432 и скончался в 461 г. По мнению других, он был захвачен в плен в 430?е гг. Возвратился в Ирландию между 450 и 460 гг., а скончался вскоре после 491 г. .

Выводы по 2 главе

В настоящее время символом Английского королевства является красная роза, украшавшая герб дома Ланкастеров, оспаривающих право на английский престол у представителей дома Йорков, в гербе которых была белая роза. Эта кровопролитная война вошла в историю под названием «Война Алой и Белой розы».

Эмблемой Шотландии является чертополох. Именно он, по преданию, спас страну от нашествия викингов. С 1687 года и до наших дней орден Чертополоха является высшим орденом Шотландии.

Единая эмблема Уэльса не определена по сей день. Их две - нарцисс и лук-порей, но обе они связаны с небесным покровителем Уэльса Святым Давидом. Жители Уэльса празднуют день Святого Давида и носят на одежде лук-порей или нарцисс.

Символ Северной Ирландии - трилистник. Считается, что их покровитель Святой Патрик при крещении язычников, объяснял им единство Бога - отца, Бога - сына и Святого Духа с помощью этого растения.

Национальный флаг Англии - белый с красным прямым крестом Святого Георгия. Был принят в XIV веке. На современном гербе Англии изображен щит с красным полем и тремя золотыми леопардами.

Флаг Шотландии представляет собой синее прямоугольное полотнище с белым косым Андреевским крестом. Герб Шотландии - красный восстающий лев с синими когтями и языком внутри двойной узкой внутренней красной каймы, украшенной лилиями на золотом поле щита.

На флаге Уэльса изображен красный дракон И-Драйг Гох на белом и зелёном фоне. Королевский знак Уэльса представляет собой разделенный на золото и червлень щит с четырьмя шествующими львами с синими когтями и языком. Щит окаймлён зелёной лентой, на которую помещён девиз: «Я верен своей стране». Он является высшим геральдическим символом Уэльса.

Сейчас флаг Северной Ирландии официально представлен флагом Великобритании. Ранее использовался специальный флаг, известный как «Знамя Ольстера». В 1972 году после того, как парламент Северной Ирландии был распущен, флаг утратил официальный статус. Герб также был упразднен.

Святой Георг - покровитель Англии, известен, прежде всего, как победитель дракона. Англичане празднуют день Святого Георгия 23 апреля.

Покровитель Шотландии - Святой Андрей был одним из 12 апостолов Иисуса Христа. В 1314 году Святой Андрей был официально провозглашен хранителем Шотландии.

Святой Давид - покровитель Уэльса, проповедовавший Евангелие. День Святого Давида отмечается 1 марта и является их национальным праздником.

Святой Патрик - покровитель Северной Ирландии. Он был миссионером-проповедником, обращал людей в христианство.

Теории связи Андрея и Шотландии

Причин, по которым святой Андрей был избран покровителем Шотландии, могло быть две. Согласно первой, в середине IV века по приказу императора Константина Великого мощи святого Андрея были перенесены из Патраса в Константинополь, столицу Восточной Римской империи. Монаху Рулсу, которому поручили это задание, во сне явился ангел. Ангел сказал ему, что большую часть останков нужно унести далеко на северо-восток.

Во время морского перехода корабль с монахом на борту потерпел крушение, однако Рулса вместе с мощами вынесло на восточное побережье Шотландии, у города Файф. Там и было основано поселение под названием Сент-Эндрюс.

Вторая теория такова: живший в Шотландии в VII-VIII веках святой Уилфрид, эпископ Эксемский, доставил домой из поездки в Рим часть мощей святого Андрея. Мощи попали во владение короля скотов Ангуса Макфергюса, который и привез их в Сент-Эндрюс, чтобы повысить престиж местного епископства.

С именами святого Андрея и короля Ангуса связана еще одна легенда: однажды, когда король Ангус готовился к битве над армией короля Нортумбрии, во время молитвы на небе король увидел белый крест на фоне синего неба. Ангус одержал убедительную победу, после которой он объявил святого Андрея покровителем своей страны.

И только лишь после знаменитой победы Роберта Брюса при Баннокберне в 1314 году святой Андрей был официально провозглашен хранителем Шотландии, а сине-белый стяг с диагональным крестом Андрея Первозванного стал флагом страны в 1385 году.

Кормовой флаг кораблей Военно-Морского Флота Российской империи с 1720 по 1918 год, с 1992 года - военно-морской флаг Российской Федерации и, с 2000 года, - знамя Военно-Морского Флота Российской Федерации, так называемый Андреевский флаг имеет "зеркальные цвета" - синий диагональный крест на белом фоне.

Впервые введен Петром Великим. Первый адмиральский флаг с Андреевским крестом, занимающим всё полотнище флага, был утверждён лишь Корабельным уставом 1720 года. При подготовке Устава Пётр I дал такое описание флага: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года.

Есть и еще она теория. По старинному преданию, племя скоттов пришло на Британские острова из причерноморских скифских степей, где в I веке Андрей Первозванный проповедовал учение Иисуса Христа. Примечательно что "шотлано-славянская связь" дала о себе знать спустя 17 столетий после смерти апостола. Шотланды сыграли немалую роль в деле учреждения в России ордена и флага Андрея Первозванного, только в России он "вывернут наизнанку" - голубой крест на белом фоне.

Признание пришло не сразу

Город Сент-Эндрюс, ныне являющийся местом паломничества любителей игры в гольф, в средние века магнитом притягивал к себе христиан-пилигримов и был религиозной столицей Шотландии.

Несмотря на то, что две теории о "шотландских" корнях святого Андрея так сильно отличаются друг от друга, очевидно одно: селение, названное позже Сент-Эндрюс изначально - с V века - было местом, где жили ранние христиане.

Несмотря на библейское прошлое святого Андрея всешотландское признание пришло к нему далеко не сразу, поскольку к моменту роста его культа в разных частях страны население уже поклонялось разным христианским святым. В первые столетия культ святого Андрея ужился в основном у пиктов, хотя позже его образ использовался королем Константином II для формирования из пиктов и скоттов единой нации.

Король скоттов Давид I, живший в первой половине XII века, активно ратовал за то, чтобы город Сент-Эндрюс, в то время епископский центр, стал архиепископством Шотландским. Огромный собор, строительство которого началось в 1160 году, по размерам должен был перекрыть соборы в Кентербери и Йорке, которые претендовали на управление шотландской церковью. Строительство велось аж до 1318 года.

В 1559 году, в бурное время Реформации, храм с мощами святого Андрея в Сэнт- Эндрюсе был уничтожен.
11 июня 1559 года, шотландский религиозный реформатор Джон Нокс, заложивший основы пресвитерианской церкви, в одной из приходских церквей города Сент-Эндрюс прочитал антикатолическую проповедь. Прямо со службы разгневанные прихожане направились в собор святого Андрея и уничтожили великолепное убранство собора, которое по их мнению противоречило реформатским традициям. Уже 14 июня собор и его мужской монастырь практически перестал функционировать, священники и монахи были насильственно изгнаны из Сент-Эндрюса.
В последующие десятилетия велись споры о восстановлении одного из великолепнейших соборов Шотландии, но к концу XVII века собор уже был полностью разрушен, а стройматериалы шли на постройку других строений в городе Сент-Эндрюс. До 1826 года никаких действий по сохранению остатков собора не предпринималось.


Вид на сохранившийся неф собора.

К XXI веку собор сохранился лишь фрагментарно, руины стараются поддерживать в приличном состоянии для сохранения наследия и привлечения туристов.


Сохранилась часть западной стены, а также один из нефов собора.


Большую часть территории собора занимает древнее кладбище, на месте собора также видны вскрытые склепы. Развалины собора свидетельствуют о его огромных размерах для раннего средневековья, длина собора составляла более 100 метров.

Лишь спустя 320 лет другие останки святого Андрея вновь попадают в Шотландию - из Италии.

Мощи святого Андрея - или по крайней мере их часть - можно наблюдать в Шотландии и поныне: в Сент-Эндрюсе и Эдинбурге.

Екатерина Добровольская,
специально для bbcrussian.com, Лондон

А так же по материалам Википедии.