Все о печах и каминах - Информационный портал

Контейнеры следующей грузоподъемности являются среднетоннажными. Грузовые контейнеры: типы, конструкция, применение

ГОСТ 18477-79

Группа Д88

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОНТЕЙНЕРЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

Типы, основные параметры и размеры

Universal containers. Types, basic parameters and dimensions


МКС 55.180.10
ОКП 31 7710

Дата введения 1980-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.09.79 г. N 3572

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 772-83, международным стандартам ИСО 668, ИСО 1161, ИСО 1496-1

4. ВЗАМЕН ГОСТ 18477-73

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер раздела, пункта

Вводная часть, 1.6

_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52524-2005 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

6. Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)

7. ИЗДАНИЕ (ноябрь 2004 г.) с Изменениями N 1, 2, , утвержденными в июле 1982 г., декабре 1984 г., феврале 1988 г. (ИУС 10-82, 3-85, 5-88)


Настоящий стандарт распространяется на универсальные унифицированные контейнеры, предназначенные для перевозки грузов преимущественно без транспортной тары железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, включая крупнотоннажные контейнеры кодов 00-04, 10, 11, 13, 50-53 по ГОСТ 25290 , а также на универсальные малотоннажные автомобильные контейнеры для прямых перевозок указанных грузов на автомобильном транспорте.

Стандарт не распространяется на универсальные крупнотоннажные контейнеры других кодов, на универсальные контейнеры, обладающие повышенными по сравнению с устанавливаемыми настоящим стандартом размерами и массой брутто, на универсальные авиационные и специализированные (индивидуальные и групповые) контейнеры.

В стандарте полностью учтены требования международных стандартов ИСО 668, ИСО 1161, ИСО 1496-1.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 772-83.


1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. В зависимости от величины массы брутто и конструкции подъемных (строповочных) устройств контейнеры должны изготовляться трех типов:

- крупнотоннажные - массой брутто от 10 т и выше с угловыми фитингами;

- среднетоннажные - массой брутто от 3 до 10 т с рымными узлами;

- малотоннажные - массой брутто менее 3 т с рымными узлами.

1.2. Основные параметры контейнеров должны соответствовать указанным в табл.1.

Таблица 1

Тип контейнера

Обозначение типоразмера

Масса брутто, т

Внутренний объем, м, не менее

Крупнотоннажные

Среднетоннажные

УУКП-5 (6)

УУК-5 (6)

УУКП-3 (5)

УУК-3 (5)

Малотоннажные

АУК-0,625

_______________
* Определяют расчетом в зависимости от принятой высоты контейнера.

** К строительству в СССР не приняты. Параметры учитывают при проектировании подвижного состава.

*** Повышение массы брутто контейнеров с 5 до 6 т осуществляют в сроки, устанавливаемые нормативными документами транспортных министерств.

1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

1.3. Контейнеры УУК-5У предназначены для перевозки грузов с объемной массой более 490 кг/м.

1.4. Крупнотоннажные и среднетоннажные контейнеры всех типоразмеров должны изготовляться закрытыми и открытыми со съемной крышей, съемным тентом или без них.

Внутренний объем открытых контейнеров типоразмеров 1СС и 1C должен быть соответственно не менее 31,5 и 29,5 м, контейнеров других типоразмеров - по согласованию с транспортными министерствами.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.5. (Исключен, Изм. N 2).

1.6. Условное обозначение контейнера должно состоять из обозначения типоразмера и обозначения настоящего стандарта. В условном обозначении крупнотоннажного контейнера, кроме того, указывают код по ГОСТ 25290 .

Примеры условного обозначения:

универсального унифицированного закрытого крупнотоннажного контейнера массой брутто 30,48 т, высотой 2591 мм, с естественной вентиляцией при общей площади поперечного сечения вентиляционных отверстий менее 25 см/м, номинальной длины контейнера:

1АА ГОСТ 18477-79 код 10 ГОСТ 25290-82

То же, открытого крупнотоннажного контейнера массой брутто 24 т, высотой менее 2438 мм, с проемом в одном торце:

1СХ ГОСТ 18477-79 код 50 ГОСТ 25290-82

То же, среднетоннажного контейнера номинальной и предельной массой брутто 5 т, высотой 2400 мм:

УУК-5 ГОСТ 18477-79

То же, среднетоннажного контейнера номинальной массой брутто 3 т и предельной 5 т, высотой 2591 мм:

УУКП-3 (5) ГОСТ 18477-79


Автомобильного универсального малотоннажного контейнера массой брутто 1,25 т:

АУК-1,25 ГОСТ 18477-79.

Основные наружные и внутренние размеры крупнотоннажных, среднетоннажных и малотоннажных контейнеров должны соответствовать указанным на черт.1-6 и табл.2.

Черт.1. Крупнотоннажные контейнеры

Крупнотоннажные контейнеры

Примечание. Черт.1-9 не определяют конструкцию контейнера.

Черт.2. Среднетоннажные контейнеры УУКП-5 (6), УУКП-5, УУК-5 (6) и УУК-5

Среднетоннажные контейнеры УУКП-5 (6), УУКП-5, УУК-5 (6) и УУК-5

Черт.3. Среднетоннажные контейнеры УУК-5 с угловыми фитингами

Среднетоннажные контейнеры УУК-5 с угловыми фитингами

Примечание. Применение контейнера УУК-5 с угловыми фитингами допускается только при наличии согласия транспортных министерств, участвующих в их перевозках.

Черт.4. Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3 (5), УУК-3 (5) и УУК-3

Среднетоннажные контейнеры УУК-3

Черт.5. Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3 (5), УУК-3 (5) и УУК-3

Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3 (5), УУК-3 (5) и УУК-3

Черт.6. Малотоннажные контейнеры АУК-1,25 и АУК-0,625

Малотоннажные контейнеры АУК-1,25 и АУК-0,625

Черт.6

Таблица 2

Обозначение
типоразмера

Размеры

Номер чертежа

наружные

внутренние, не менее

Ширина

Высота

Ширина

Высота

УУКП-5 (6)

УУК-5 (6)

УУКП-3 (5)

УУК-3 (5)

АУК-0,625

_______________
* Определяют расчетом в зависимости от принятой наружной высоты контейнера.

Примечания:

1. Внутреннюю высоту открытых контейнеров со съемной крышей, съемным тентом или без них типоразмеров 1АА и 1СС кодов 50-53 допускается уменьшать по согласованию между изготовителем и заказчиком до 2311 мм и типоразмеров 1А, 1C и 1D - до 2158 мм при соответствующем изменении внутреннего объема.

2. Высота открытых контейнеров типоразмеров 1АХ, 1ВХ, 1СХ и 1DX с учетом возможности их двухъярусной перевозки на железнодорожном транспорте не должна превышать 1580 мм. Любая большая высота в пределах до 2438 мм должна согласовываться с МПС.

3. Размеры, указанные в табл.2 и примечаниях к ней, действительны при температуре 20 °С.



2. РАЗМЕРЫ ДВЕРНЫХ ПРОЕМОВ И ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ КОНТЕЙНЕРОВ

2.1. Ширина и высота торцевого дверного проема закрытых контейнеров должны быть равны внутренней ширине и высоте контейнера или иметь размеры не менее указанных в табл.3.

Таблица 3

Обозначение типоразмеров

Размеры торцевых дверных* проемов, не менее

Ширина

Высота

УУК-3 (5)

АУК-1,25**

АУК-0,625**

_______________
* Торцевым считают дверной проем, размещенный в одной из стенок с наименьшей длиной.

** У контейнеров типоразмеров АУК-1,25 и АУК-0,625 вместо торцевых следует устраивать боковые двери.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

2.2. По требованию заказчика закрытые контейнеры кодов 02 и 04 типоразмеров 1АА, 1А, 1С и 1C* следует выполнять с боковыми дверными проемами шириной 2790 мм и высотой 2076 мм (1А, 1C) или 2200 мм (1АА, 1СС). Внутренняя ширина таких контейнеров, а также открытых контейнеров кодов 52 и 53 может быть уменьшена по сравнению с указанной в табл.2 в пределах, согласованных с заказчиком.
_______________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

2.3. При наличии у контейнеров типоразмеров УУК-5У, УУКП-3 (5), УУК-3 (5) и УУК-3 боковой двери (черт.4) вместо торцевой ширина и высота дверного проема должны быть равны внутренним длине и высоте этих контейнеров. Если такое равенство обеспечить невозможно, то ширина бокового дверного проема у контейнеров всех указанных типоразмеров должны быть не менее 1950 мм, а высота - не менее 2090 мм у контейнеров типоразмеров УУК-5У, УУК-3 (5), УУК-3 и не менее 2280 мм - у контейнера типоразмера УУКП-3 (5).

Размеры бокового дверного проема контейнеров типоразмеров УУКП-5 (6), УУКП-5, УУК-5 (6) и УУК-5 устанавливаются транспортными министерствами.

2.2, 2.3. (Измененная редакция, Изм. N 3).

2.4. Размеры угловых фитингов и их расположение на крупнотоннажных контейнерах - по ГОСТ 20527 .

2.5. Размеры и расположение рымных узлов закрытых среднетоннажных контейнеров - по ГОСТ 18579 и приведенным на черт.2-5, открытых среднетоннажных - по утвержденной конструкторской документации, автомобильных малотоннажных - по ГОСТ 22225 .

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.6. При оборудовании угловыми фитингами контейнеров типоразмера УУК-5 их расположение должно соответствовать указанному на черт.3.

Разница между расстояниями, замеренными между центрами отверстий диагонально противоположных угловых фитингов, не должна превышать 5 мм.

2.7. Размеры и размещение закрытых снизу вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1СС, 1C, 1СХ, 1D и 1DX с торцевыми дверями должны соответствовать указанным на черт.7 и в табл.4.

Черт.7. Размеры и размещение закрытых снизу вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1СС, 1C, 1СХ, 1D и 1DX с торцевыми дверями


Таблица 4

Размеры, мм

Типоразмер контейнера

Первая пара вилочных проемов (для груженых или порожних контейнеров)

Вторая пара вилочных проемов (только для порожних контейнеров)

не менее

не менее

Примечание. и - высота проема в свету.


При наличии у контейнеров типоразмеров 1СС, 1C и 1СХ второй пары вилочных проемов расстояние между их вертикальными осями должно соответствовать указанному на черт.7 и в табл.4. Ширина и высота открытых снизу вилочных проемов и расстояние между их вертикальными осями у среднетоннажных контейнеров должны быть одинаковыми у контейнеров всех типоразмеров и соответственно составлять 300, 100 и 950 мм.

Примечания:

1. Вторая внутренняя пара вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1СС и 1C и 1СХ предназначена для использования только при подъеме порожних контейнеров.

2. Крупнотоннажные контейнеры с боковыми дверями вилочными проемами не оборудуются.

2.8. Размеры и размещение подхватных устройств в основании крупнотоннажных контейнеров, применение которых допускается, но не является обязательным, должны соответствовать указанным на черт.8.

Черт.8. Размеры и размещение подхватных устройств в основании крупнотоннажных контейнеров

1 - часть стенки, включая выступающие заклепки и головки болтов, не должна отстоять
от внутренней грани предохранительной полосы (планки, кромки) более чем на 12 мм;
2 - полка балки в зоне контакта с лапой захвата должна быть плоской и горизонтальной и образовывать
с предохранительной полосой прямой угол; 3 - нижняя поверхность нижних угловых фитингов

2.7, 2.8 (Измененная редакция, Изм. N 3).

2.9. Размеры паза (туннеля) в основании контейнеров типоразмеров 1АА, 1А и 1АХ, выполняемого по требованию заказчика, должны соответствовать указанным на черт.9 и в табл.5.

Черт.9. Размеры паза (туннеля) в основании контейнеров типоразмеров 1АА, 1А и 1АХ,

1 - поверхность торцовой стенки; 2 - нижняя поверхность поперечных элементов основания

Примечания:

1. Высоту паза Н проверяют на расстоянии 600 мм от его конца.

2. Опорные поверхности паза могут быть сплошными с минимальной длиной, приведенной в табл.5, и иметь сечение, показанное на чертеже жирными линиями, или состоять из отдельных площадок, отвечающих требованиям ГОСТ 20259 .

Таблица 5

Размеры, мм

Высота

От 3150
до 3500

От 1070
до 1130

От 35
до 70


(Измененная редакция, Изм. N 1).



Электронный текст документа подготовлен
АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004

Вопросы:

1. Особенности конструкции крупнотоннажных и среднетоннажных контейнеров

Литература:

1. Перепон В.П. «Организация перевозок грузов». Маршрут 2003 г. (стр. 285, 286)

Конструкция контейнера должна обеспечивать:

· перевозку изделий и продуктов без потертостей и других повреждений;

· удобство и безопасность выполнения операций по загрузке и разгрузке, в том числе с применением вилочных погрузчиков;

· удобство и безопасность производства перегрузочных операций кранами;

· защиту грузов от дождя и снега.

Типоразмеры унифицированных универсальных крупнотоннажных контейнеров выбраны с учетом возможности доставки в них грузов в прямом и смешанном сообщениях, в том числе и в межконтинентальном сообщении (на судах-контейнеровозах и специализированном подвижном составе других видов транспорта).

Внедрение крупнотоннажных контейнеров положительно повлияло на развитие перевозок грузов в международных сообщениях. Создание пунктов перегрузки контейнеров на пограничных станциях обеспечило возможность развития транзитных контейнерных перевозок через территорию России.

При одновременном обеспечении сохранности грузов важное значение имеет конструкция дверной рамы, створок дверей, их уплотнения и запорных устройств.

Для надежного закрытия двери правая створка в закрытом положении должна перекрывать левую. Запорные устройства должны обеспечивать плотное прилегание створок дверей, в том числе с резиновым уплотнением друг к другу и к дверной раме по всему периметру. Защита запорных устройств и дверных створок от повреждений, необходимая для обеспечения сохранности грузов, осуществляется двумя способами: первый из них предусматривает расположение штанг запорных устройств между гофрами обшивки створок дверей, а их рукояток с пломбировочными скобами - в нишах обшивки, второй предусматривает защиту запорных устройств выступающими балками и стойками дверной рамы.

Створки торцовой двери должны свободно открываться на угол 270°, а боковой двустворчатой двери - на угол 180°.

Современные штанговые запоры с натяжными кулачками в закрытом положении вместе со створками двери являются несущими элементами конструкции. Устройство запоров должно обеспечивать возможность применения механической закрутки проволокой и пломбирование контейнеров одной пломбой. При этом доступ внутрь контейнера без нарушения пломбы должен исключаться.

Конструкция крупнотоннажного контейнера представляет собой «зашитый» со всех сторон гофрированным или листовым металлом жесткий каркас, включающий угловые стойки, продольные и торцовые верхние и нижние балки, боковые стенки, настил пола, дверные створки и механизмы запора дверей.

В углах верхних и нижних продольных и торцовых балок расположены верхние и нижние фитинги, представляющие собой детали специальной конструкции, обеспечивающие присоединение контейнеров к захватам погрузочно – разгрузочных машин, подвижному составу, а также крепление контейнеров при складировании их на площадках.

Рис. Устройства для крепления контейнера на полуприцепе авто­поезда: а - стопор с поворотной головкой; б - стопорный конус с закладным пальцем; в - уголковый направляющий ограничитель со стопорным пальцем; 1 - пово­ротная головка; 2 - палец

Каждая створка двери у контейнеров крупнотоннажных на четырех петлях. Их конструкция и крепление должны исключать снятие створок дверей в закрытом положении без явных следов повреждения. Резина для уплотнения створок дверей должна быть упругой, маслобензостойкой и сохранять свою эластичность при температуре от - 60 до + 70 °С в любую погоду и в условиях перевозок морем.

Конструкция дверной рамы обеспечивает возможность установки дверного заграждения без дополнительных средств его крепления. Нижняя поперечина дверной рамы выполняется с учетом возможности закрепления мостиков для проезда вилочных погрузчиков. Крупнотоннажные контейнеры обязательно оборудуются приспособлениями для фиксации дверей в открытом положении и для защиты пломбы от повреждений.

Для крепления грузов в пол контейнера могут быть вмонтированы специальные розетки, а на стенках - скобы. Розетки не должны выступать над полом, а скобы - над внутренней поверхностью стенок. Для крепления грузов возможно использовать также усиливающую полосу, приваренную к стенкам контейнера. Наличие такой полосы допускается, если она не вызывает потертостей грузов.

Конструкция среднетоннажного контейнера цельнометаллическая сварная, состоит из нижней, дверной, верхней и торцевой рам, обшитых по стенам гофрированным, а по крыше гладкими листами, двухстворчатой двери и деревянными настилами пола.

Для механизации погрузочных операций среднетоннажные контейнеры оборудованы в верхней части рымами, в основании – вилочными проемами. Для крепления на автомобилях на угловых стойках контейнеров предусмотрены проушины.

Рис. Конструкция среднетоннажного контейнера грузоподъемностью 3 т. 1- основание (нижняя рама); 2 – боковая стенка; 3 – торцовая стенка; 4 – устройство для крепления контейнера на подвижном составе; 5 – дверная рама; 6 – левая створка двери; 7 – правая створка двери; 8 – запорное устройство

Рис. Схематическое представление рыма

Универсальные контейнеры оборудуются вентиляционными устройствами с заградительной системой.

Международная организация по стандартизации (ИСО) рекомендует применять контейнеры в соответствии со стандартом ИСО – 668, устанавливающим основные размеры и области применения контейнеров. Длина наибольшего контейнера принята 40 футов (12192 мм), а остальных контейнеров кратна основному модулю – 5 футам (1524 мм).

Среднетоннажные универсальные контейнеры (УУК) бывают с массой брутто 3 и 5 тон, крупнотоннажные (1D, 1C, 1СС, 1В, 1ВВ, 1А, 1АА) – с массой брутто 10, 20, 24, 30 т.

В качестве грузозахватного приспособления для среднетоннажных контейнеров в основном используются автоматический захват – автостроп конструкции ЦНИИ-ХИИТ, а также ручной четырёхзвенный строп.

А. Трофилькин, компания «Инкотек»
Е. Сагизлы, фирма «НИДЭКС»

Контейнерные перевозки не только самый современный вид транспортировки грузов, но и наиболее экономичный. Их используют и во внутреннем сообщении, и в международном. Грузовой контейнер (container – англ. «вместилище, сосуд») представляет собой стандартную емкость для бестарной перевозки грузов разными видами транспорта и одновременно является тарой, местом хранения груза и единицей транспортного оборудования многократного использования. Cтандарт ИСО 830-1981 под грузовым подразумевает контейнер:

  • достаточно прочный, для того чтобы его можно было многократно использовать;
  • специальной конструкции, чтобы без промежуточной разгрузки было удобно перевозить груз одним или несколькими видами транспорта;
  • снабженный приспособлениями для его быстрой перегрузки, в частности передачи с одного вида транспорта на другой;
  • изготовленный таким образом, чтобы его легко было загружать-разгружать;
  • имеющий внутренний объем 1 м 3 (35,3 куб. футов) или более.



Как следует из определения, грузовой контейнер используется в качестве съемного органа (кузова) транспортных средств (автомобилей, вагонов, судов, самолетов и др.), который приспособлен для механизированной погрузки-выгрузки и перегрузки с одного вида транспорта на другой. Размеры и вместимость контейнеров соответствуют грузоподъемности и габаритным размерам транспортных средств, прочность и конструкция обеспечивают сохранность грузов при перевозке одним или несколькими видами транспорта в течение установленного срока службы. Эксплуатация контейнеров возможна в диапазоне температур от –60 до +70 °С.

Независимо от назначения все контейнеры стандартизованы по массе брутто, габаритным размерам, присоединительным размерам, а также по конструкции устройств для крепления их на подвижном составе железнодорожного и автомобильного транспорта и к захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Это позволяет осуществлять смешанные перевозки разными видами транспорта, реализуя известный в логистике принцип «от двери до двери» (door-to-door) с минимальными затратами времени и средств.

Существует ряд типов контейнеров, которые различаются как по размерам и грузоподъемности, так и по видам перевозимых и хранящихся в них грузов, но в основе классификации лежит деление на универсальные и специализированные контейнеры.


Универсальные контейнеры

Термин «универсальный» применим для контейнеров любого типа, не использующихся для перевозки воздушным транспортом и не предназначенных первоначально для перевозки особых видов грузов, например грузов, требующих регулируемого температурного режима, жидкостей или газов, сухих сыпучих материалов. Универсальный контейнер общего назначения представляет собой полностью закрытый, пылеводонепроницаемый стальной «ящик» сварной конструкции. Он состоит из несущего каркаса, связанного по всем углам фитингами, и обшивки и предназначен для перевозки и хранения грузов широкой номенклатуры. Контейнер оснащен крышей, боковыми и торцовыми стенками из гофрированного железа, достаточно жесткими, чтобы выдержать возможные нагрузки и удары. По крайней мере в одной торцовой стенке находятся двери. Элементы каркаса – угловые стойки торцовой и дверной рам, поперечная и продольная балки – выполнены из профилей с толщиной полок 3...6 мм. Двустворчатая дверь универсального контейнера раскрывается по всей ширине и высоте контейнера. Ее створки оборудованы штанговыми кулачковыми запорными устройствами прижимной конструкции, благодаря чему створки открываются на 270°. В полностью открытом состоянии створки плотно прилегают к наружным боковым стенкам контейнера, что исключает возможность их повреждения в процессе погрузки-выгрузки. Для герметизации дверных створок используются уплотнения лабиринтного типа, предотвращающие попадание влаги внутрь. Конструкция запорных устройств исключает возможность самопроизвольного открытия двери под действием вибраций и других нагрузок, возникающих в процессе эксплуатации.



Для обеспечения сохранности грузов при перевозке и хранении на запорное устройство контейнера вешают пломбу. Открыть дверные створки при опломбированном (опечатанном) запорном устройстве, снять и установить пломбу на прежнее место невозможно, не повредив ее. В настоящее время для опломбирования запорных устройств используют механические самозапирающиеся пломбы и электронные, управляемые магнитными картами, клавишными вводными устройствами и внешними кодирующими панелями. Особенность электронных пломб в том, что они снабжены встроенной «памятью», доступной исключительно для установщика пломбы. Регистратор состояния электронной пломбы заносит в эту «память» все случаи открытия дверных створок в режиме реального времени. Электронные пломбы также могут иметь охранный радиомаячок и сигнализатор проникновения.





Универсальные контейнеры в зависимости от величины, массы брутто и конструкции подъемных строповочных устройств (ГОСТ 18477) делятся на три типа: крупнотоннажные – массой брутто от 10 т и выше с угловыми фитингами; среднетоннажные – массой брутто от 2,5 до 10 т с рымными узлами; малотоннажные – массой брутто менее 2,5 т с рымными узлами. На железных дорогах России и стран СНГ, в том числе в смешанном железнодорожно-водном сообщении, чаще всего используются контейнеры среднетоннажные грузоподъемностью брутто 3,0 и 5,0 т. Основные характеристики их приведены в табл. 1.

Таблица 1. Основные параметры универсальных контейнеров
Параметр УК-3 (3-тонный) УК-5 (5-тонный)
Наружные размеры, мм 2 100х1 325х2 400 2 100х2 650х2 400
Внутренние размеры, мм 1 980х1 325х2 128 1 950х2 504х2 128
Размеры дверного проема (ширина х высота), мм 1 225х2 090 1 950х2 100
Масса тары, кг 600 95
Масса груза, кг 2 400 4 050
Вместимость, м 3 5,16 10,40

Типы и основные размеры крупнотоннажных универсальных контейнеров регламентированы стандартом ИСО 668 «Грузовые контейнеры. Наружные размеры и максимальная масса брутто» и ГОСТ 18477 «Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры». Согласно этому документу на международных транспортных линиях используются контейнеры грузоподъемностью брутто 30 т (типы 1А, 1АА), 25 т (типы 1В, 1ВВ), 20 т (типы 1С, 1СС) и 10 т (тип 1D) с единым поперечным сечением 2 438 х 2 438 мм (для типов 1А, 1В, 1С и 1D) или 2 438 х 2 591 мм (для типов 1АА, 1ВВ, 1СС) и длиной соответственно 12 192, 9 125, 2 991 мм. Их минимальные внутренние размеры определены стандартом ИСО 1894: ширина 2 330 мм (при высоте контейнера 2 197 мм) или 2 250 мм (при высоте 2 591 мм). Среди универсальных крупнотоннажных контейнеров общего назначения наибольшее распространение получили:

  • 20-футовые стандартные контейнеры (dry freight);
  • 40-футовые стандартные контейнеры (dry freight);
  • 40-футовые контейнеры типа high cube (увеличенной высоты и вместимости).

В России чаще всего используется 20-тонный контейнер типа 1С.


К контейнерам особого назначения относятся универсальные контейнеры, имеющие конструктивные особенности, либо для облегчения укладки груза и выгрузки иначе, чем через двери в одном торце, либо для других особых целей, например вентиляции. Существуют следующие типы контейнеров особого назначения:

Закрытый вентилируемый – аналогичен контейнеру общего применения, но специально предназначен для транспортировки грузов, требующих естественной или принудительной вентиляции;

Контейнер, открытый сверху (типа оpen top) (ИСО 1496/1) – сходен во всех отношениях с контейнером общего назначения, за исключением того, что у него вместо жесткой крыши имеется гибкий раздвижной или съемный чехол, сделанный, например, из брезента или пластика (иногда армированного) и обычно поддерживаемый откидными или съемными балками. Аналогичные контейнеры выпускают также совсем без крыши. Они могут иметь откидные или съемные верхние торцовые поперечные элементы над торцовыми дверями. Контейнер общего назначения с открывающейся крышей может использоваться для тех же специальных целей, как и открытый сверху контейнер;

Контейнер с открывающимися боковыми стенками (типа оpen side) – боковые стенки выполнены в виде дверей с такими же запорными устройствами, как и в торцовых дверях;

Контейнер-платформа (platform, ИСО 1496/5) – выполнен в виде грузовой платформы, не имеющей верхней рамы, но той же длины и ширины, что и основание контейнера данной серии. Он оборудован верхними и нижними угловыми фитингами, расположенными (в плане) так же, как и на других контейнерах, таким образом, чтобы для их подъема и закрепления можно было использовать стандартные грузоподъемные приспособления. Существуют также контейнеры, выполненные на базе платформы и в других вариантах конструкции (типа flatrack), например без жестких боковых стенок или заменяющих их рам, способных выдерживать статическое или динамическое усилие, которое может нести или передавать боковая стенка контейнера общего назначения; без торцовых стенок или со складывающимися стенками и др. Основными достоинствами этой тары является то, что груз надежно защищен от атмосферных осадков, а грузовые операции выполнять быстрее и легче, поскольку не мешают стенки контейнера.

Контейнеры перечисленных выше типов могут быть и 20-футовые, и 40-футовые (основные параметры приведены в табл. 2).


Таблица 2. Параметры наиболее распространенных крупнотоннажных контейнеров
Тип контейнера Габаритные размеры, мм
(длина х ширина х высота)
Вместимость, м 3 Масса груза, кг
20-футовые
Стандартный 6 060х2 440х2 590 33,3 21 700
Рефрижератор 6 060х2 440х2 600 26,5 24 000
Изолированный 6 060х2 440х2 440 26,3 17 760
С окрытым верхом 6 060х2 440х2 590 32,6 21 500
Танк-контейнер (цистерна) 6 060х2 440х2 600 24 21 000
На базе платформы 6 060х2 440х2 590 27,9 20 000
40-футовые
Стандартный 12 190х2 440х2 590 67,2 26 580
Высокий 12 190х2 440х2 900 76,0 26 330
Рефрижератор 12 190х2 440х2 600 60 26 110
Рефрижератор высокий 12 190х2 440х2 900 66 26 280
С открытым верхом 12 190х2 440х2 590 66,7 31 570
На базе платформы 12 190х2 440х2 590 54,8 39 470

Примечание. Вся необходимая информация о параметрах контейнера наносится на его боковые стенки, двери и крышу в виде маркировочного кода. Структура маркировочного кода состоит, как правило, из двух строк (хотя форма представления может быть иной) и содержит 17 знаков: 6 букв латинского алфавита и 11 арабских цифр.

Универсальные контейнеры используют в основном для тарно-штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов без тары в первичной упаковке или в облегченной таре. В них перевозят продовольственные и промышленные товары, домашние вещи граждан, некоторые виды скоропортящихся и опасных грузов. Перечень этих грузов и условия перевозок предусмотрены соответствующими правилами перевозок.


Из сырья животного происхождения к перевозке в контейнерах на общих основаниях допускаются лишь упакованные в двойную мягкую тару невыделанные шкуры домашних и диких животных в консервировке пресно-сухим способом; пушнина перевозится без исследования на сибирскую язву. Жидкие грузы разрешается перевозить в контейнерах только в мелкой расфасовке – бутылках, банках вместимостью не более 1 л, упакованными в облегченную тару (обрешетки, картонные коробки). Ряд подготовительных мер применяется и при транспортировке некоторых других грузов. Так, перед погрузкой запасных частей, метизов и иных предметов аналогичного назначения грузоотправитель обязан применять плотную бумагу, чтобы предохранить внутреннюю поверхность контейнера от загрязнений и повреждений. Не допускается перевозка в универсальных контейнерах грузов зловонных, загрязняющих стены и пол контейнера, а также стружки, лома цветных и черных металлов.

Специализированные контейнеры

Специализированные контейнеры служат для перевозки и временного хранения грузов ограниченной номенклатуры или отдельных видов – сыпучих, жидких, скоропортящихся или чувствительных к температуре, опасных. Помимо прочего эта группа подразделяется и по соответствующим физико-механическим и прочностным характеристикам контейнера, например по типу материала, из которого он изготовлен, способности поддерживать заданную температуру в определенных условиях, испытательному давлению и т. д. Специализированные контейнеры для нескольких однородных по своим свойствам грузов и одинаковым условиям транспортировки называют групповыми (ГОСТ 19417).

По конструкции специализированные контейнеры делятся на три типа: жесткие, мягкие и комбинированные. Специализированные контейнеры жесткой конструкции изготавливают из деревянных и металлических или только металлических элементов (сталь, алюминий). В последние годы все более широко используют мягкие (эластичные) контейнеры (ГОСТ 21045), преимуществами которых являются компактность при перевозке в порожнем состоянии, меньший коэффициент тары, чем у контейнеров из алюминия, и простота исполнения.

Изотермический контейнер (по ИСО 1496/2) – это контейнер с изолированными стенками, дверями, полом и крышей, которые ограничивают теплообмен между внутренним пространством контейнера и внешней средой. Термоизолированным называется изотермический контейнер, использующийся без холодильных и/ или отопительных установок.

Рефрижераторный контейнер с восполняемым хладагентом представляет собой изотермический контейнер, имеющий в качестве хладагента сухой лед (с регулируемой или нерегулируемой возгонкой) или сжиженные газы (с регулируемым или нерегулируемым испарением). Такой контейнер не требует наружного источника энергии или подачи горючего. Рефрижераторный контейнер с машинным охлаждением или отоплением оснащают холодильной установкой (механический компрессор, абсорбционная установка и т. п.) или обогревательным устройством.


Контейнер-цистерна, или танк-контейнер (tank container) (по ИСО 1496/3), включает в себя два основных элемента – цистерну (или цистерны) и каркас (рамные элементы), соответствующие требованиям международного стандарта ИСО 1496/3. За рубежом контейнеры-цистерны (танк-контейнеры) выпускают и испытывают под надзором Регистра Ллойд (Lloid Register), что подтверждается соответствующим сертификатом, оформляемым на каждую цистерну. По состоянию на начало 2002 г. 90% выпускаемых в России контейнеров-цистерн являются разработками НТЦ «Металлокомпозит» при ЦНИИ специального машиностроения. Центр разработал, испытал и запустил в серийное производство контейнеры-цистерны стандарта ISO (габарит 1СС) с цистернами из нержавеющих и углеродистых сталей для перевозки легковоспламеняющихся, ядовитых и химически агрессивных жидкостей и сжиженных газов (аммиак, углеводородные газы и др.) более 500 наименований. На сегодняшний день уже несколько крупных российских заводов приступили к серийному изготовлению контейнеров-цистерн для сжиженных газов ТКМ 5-25 вместимостью 25 м 3 . Выпуск и испытания ведутся под надзором Российского Морского Регистра Судоходства, что подтверждается его сертификатом (Российский Регистр и Регистр Ллойд, являясь членами Международной ассоциации классификационных обществ (MAКO), признают сертификаты друг друга). Для перевозки пищевых продуктов (подсолнечное масло, патока, этиловый спирт и др.) изготавливают цистерны с повышенными требованиями к обработке внутренней поверхности, оснащенные специальной сливно-наливной арматурой. К сожалению, на сегодняшний день массовый выпуск танков-контейнеров этого типа российские предприятия пока не освоили.


(bulk) представляет собой универсальный контейнер с верхними загрузочными и разгрузочными люками и служит для перевозки сыпучих грузов.

Ежегодное мировое производство новых универсальных контейнеров составляет около 400 тысяч. Разработки в области создания новых конструкций продолжаются, несмотря на то, что контейнеры представляют собой довольно простые и хорошо проработанные устройства. Недавно Комиссия Евросоюза предложила проект нового европейского интермодального контейнера EILU (European Intermodal Loading Unit), предназначенного для фидерных перевозок. Контейнер нового типа задуман как универсальное средство для транспортировки сухих грузов. Создатели предложили два варианта: контейнер первого типа вмещает 11 паллет длиной 1,2 м, расположенных вдоль; контейнер второго типа вмещает 6 паллет. Длина контейнеров обеих модификаций составляет 2,4...2,55 м (2 паллеты, расположенные одна за другом). Высота контейнера составит 2,67 м, что соответствует общепринятым стандартам и дает больше грузового пространства, чем контейнеры стандартов ISO 668 и ISO 669 первой серии. Новинку пока не рекомендуется использовать в трансокеанских перевозках. По оценке Еврокомиссии, внедрение контейнера такой конструкции позволит сократить объемы грузовых перевозок автотранспорта на 25%.

  • DC (Dry Cube), GP (General Purpose) и DV (Dry Van) - разные обозначения стандартных универсальных контейнеров, тип 1СС или 1АА, также их называют сухогрузные контейнеры.
  • HC (High Cube) - такой же как DC, но высокий контейнер или контейнер увеличенного объема, тип 1ССС либо 1ААА.
  • PW (Pallet Wide) - универсальный контейнер, но чуть шире стандартного, т.е. палетной ширины. Габаритная ширина такого контейнера 2500 мм, внутри по ширине помещаются два европоддона.
  • OT (Open Top) - специализированный контейнер, у которого съемные: крыша из брезентового тента и верхняя торцевая балка над дверями.
  • HT (Hard Top) - то же, что ОТ контейнер, но со съемной металлической крышей.
  • UP (Upgraded) - контейнер повышенной прочности и увеличенной грузоподъемности.
  • FR (Flat Rack) и PL (Platform) - контейнер-платформа.
  • SB (Swap Bodies) - автомобильный контейнер.
  • Tank containers - контейнер-цистерна.

Термины и определения

Грузовой контейнер - единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок, удобная для механизированной загрузки и разгрузки, погрузки и выгрузки; внутренний объем - 1м3 и более.

Крупнотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого равна 10 000 и более.

Среднетоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого не менее 3 000, но не более 10 000.

Малотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого менее 3 000.

Универсальный контейнер - грузовой контейнер для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и тарно-штучных грузов.

Специализированный контейнер - грузовой контейнер для грузов ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов.

Контейнер-цистерна - специализированный контейнер, состоящий из каркаса (рамных элементов), цистерны или цистерн, укомплектованный арматурой и другими устройствами, с выгрузкой груза, как под действием силы тяжести, так и под давлением, и предназначенный для перевозки сжиженных газов, жидких или сыпучих грузов.

Контейнер для перевозки навалочных грузов без давления типа "бокс" - контейнер прямоугольной конструкции, с дверным проемом как минимум на одной торцевой стенке и выгрузкой под действием силы тяжести. Допускается использование такого контейнера в качестве универсального.

Контейнер-платформа - контейнер, имеющий только основание с полом, снабженное, кроме нижних угловых фитингов, верхними угловыми фитингами.

Изотермический контейнер - специализированный контейнер, стенки, пол, крыша и двери которого покрыты или изготовлены из теплоизоляционного материала, ограничивающего теплообмен между внутренним объемом контейнера и окружающей средой.

Рефрижераторный контейнер - изотермический контейнер, имеющий холодильное оборудование (например, механический компрессор, абсорбционную установку и т.п.)

Классификация контейнеров

В соответствии со стандартом ISO 830 под грузовым контейнером понимается предмет транспортного оборудования:

  • имеющий постоянный характер в силу этого достаточно прочный, чтобы быть пригодным для многократного использования;
  • специальной конструкции, позволяющей осуществлять перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перевозки грузов;
  • снабженный приспособлениями, позволяющими осуществлять его перегрузку, в частности передачу с одного вида транспорта на другой;
  • изготовленный таким образом, чтобы максимально облегчить процессы его загрузки-разгрузки.

Контейнеры классифицируются по четырем основным признакам: назначению, конструкции, величине массы брутто и нетто, сфере обращения.

По назначению - контейнеры подразделяются на универсальные, предназначенные для перевозки тарно-штучных грузов, и специализированные, предназначенные для перевозки сыпучих материалов, жидких, рефрижераторных, газообразных и других грузов.

По конструкции - контейнеры делятся на крытые и открытые, водонепроницаемые и негерметизированные, металлические и из полимерных материалов с металлическим каркасом и т.д.

По величине массы брутто и нетто - контейнеры подразделяются в соответствии с рекомендованными ISO (Международной организацией по стандартизации) фиксированными величинами. Наиболее распространенными являются контейнеры массой 30 и 20 т., с неизменной шириной 8 футов (2,438 м). Высота контейнеров различна: 8 футов (2,438 м), 8,5 футов (2,59м), 9 футов (2,74 м) и 9,5 футов (2,896м). В настоящее время в основном эксплуатируются контейнеры высотой 8,5 футов (2,59м) и реже 9,5 футов (2,896м). Для перевозки тяжелых грузов, не подверженных порче при любых погодных условиях, применяются контейнеры без крыши высотой, равной 0,5 стандартной, а также контейнеры-платформы - флеты (flats) - для укладывания на них габаритных грузов. Длина контейнеров: 40, 30, 20 и 10 футов.

По сфере обращения - контейнеры делятся на международные, магистральные, допущенные к перевозке на одном или нескольких видах транспорта внутри одного государства, внутризаводские.

Классификация контейнеров по назначению

По назначению контейнеры подразделяют на универсальные и специализированные.

Универсальные контейнеры - это общее определение, применимое для всех типов контейнеров, предназначенных для перевозки широкой номенклатуры генеральных грузов. Универсальные контейнеры, перевозимые на подвижном составе всех основных видов транспорта, в зависимости от массы брутто подразделяются на три категории:

  • крупнотоннажные массой брутто от 10 000 и выше;
  • среднетоннажные массой брутто от 3 000 до 10 000;
  • малотоннажные массой брутто менее 3 000.

Основные характеристики универсальных контейнеров международного класса

Показать таблицу (открывается в отдельном окне).

Грузовой контейнер является элементом транспортного оборудования и предназначен для перевозок и временного хранения тарно-штучного груза, многократного использования в перевозке грузов на одном или нескольких видах транспорта, оборудован приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств.
Перевозка грузов в контейнерах позволяет полностью механизировать погрузочно-разгрузочные и складские операции, снизить их себестоимость, значительно повысить производительность труда, сократить простои подвижного состава под грузовыми операциями, полностью обеспечить сохранность грузов, исключить потери и порчу грузов в процессе транспортировки.
По назначению контейнеры делятся на две основные группы:
- общего назначения (универсальные);
- специального назначения.
Универсальные контейнеры предназначаются для перевозки обширной номенклатуры грузов и принадлежат транспортным организациям.
Специализированные контейнеры служат для доставки одного какого-либо груза или группы грузов, однородных по своим свойствам и условиям перевозки (различные виды сырья, полуфабрикаты, рудные концентраты, кислоты и т.п.). Эти контейнеры принадлежат, как правило, промышленным предприятиям.
Железнодорожный транспорт России на протяжении развития контейнерных перевозок всегда располагал большим количеством универсальных контейнеров массой брутто от нескольких сот килограммов до 30 и более т.
Универсальные контейнеры делятся на три типа: крупнотоннажные (массой брутто 10-30 т и более); унифицированные среднетоннажные (массой брутто 3-5 т) и неунифицированные малотоннажные (массой брутто менее 3 т).
Крупнотоннажные контейнеры используются во внутреннем и международном сообщениях. По конструкции они имеют прямоугольную форму и в основном цельнометаллические.
Универсальные контейнеры характеризуются рядом параметров: массой брутто, собственной массой, внутренним объемом, площадью пола, габаритными размерами и другими показателями.
Все контейнеры оборудуются специальными устройствами для застропки. В крупнотоннажных контейнерах они называются фитингами, а в среднетоннажных - рымами. Фитинги используются также для крепления контейнеров между собой и к подвижному составу.
Общий вид крупнотоннажного контейнера показан на рисунке:

Основные элементы конструкции крупнотоннажного контейнера - на этом рисунке:



В 1998 г. в стандарт, определяющий типы и параметры контейнеров, внесены изменения: максимальная масса брутто всех крупнотоннажных контейнеров длиной 6058 и 9125 мм может составлять 30,5 т, габаритная высота контейнера - 2743 мм, габаритная ширина - 2500 мм, а также в диапазоне от 2438 до 2500 мм.
Конструктивной особенностью как универсальных, так и специализированных крупнотоннажных контейнеров являются угловые фитинги (литой узел с отверстиями на каждой из трех внешних сторон), размещенные на всех углах контейнера. Верхние угловые фитинги служат для захвата контейнера спредером, снабженным поворотными штырями с заплечиками, а также для крепления контейнеров на палубе судна.
Специализированные контейнеры имеют конструктивные особенности, связанные с характеристиками перевозимых грузов. Наиболее распространены следующие типы специализированных контейнеров: рефрижераторные с автономной рефрижераторной установкой; контейнер-цистерна (танк-контейнер); контейнер для сыпучих грузов; контейнер-платформа. При этом специализированные крупнотоннажные контейнеры должны быть снабжены стандартными угловыми фитингами и иметь внешние габаритные размеры такие же, как у универсальных контейнеров.
Для захвата среднетоннажных контейнеров во всех четырех углах их крыши находятся ниши со стержнями (рымы). На всех углах крупнотоннажных контейнеров установлены захватные наугольники специальной конструкции - фитинги. Как верхние, так и нижние фитинги служат для захвата контейнера при перегрузке, а нижние, кроме того,- для крепления его на подвижном составе.
Технические требования, предъявляемые к конструкции контейнеров, зависят от типа контейнера, его назначения, условий эксплуатации и других параметров. Вместе с тем существует ряд требований, общих для всех типов контейнеров, а именно: ни одна деталь контейнера не должна выступать за пределы установленных внешних размеров при температуре 20°С; конструкция контейнеров, предназначенных для использования во внутреннем и международном сообщениях, должна отвечать требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам 1972 г.; верхние угловые фитинги контейнера должны выступать над верхней рамой и крышей не менее чем на 6 мм; опорные поверхности нижних угловых фитингов должны находиться на 12 +5 мм ниже продольных и поперечных балок основания контейнера.
Крупнотоннажные контейнеры должны штабелироваться в 9 ярусов, среднетоннажные - в 3 яруса, поэтому большое значение придается прочностным характеристикам контейнера. Расчетная нагрузка на каждый верхний угловой фитинг должна составлять 3,6К g, на нижний - 4,5 К g, продольная равномерно распределенная нагрузка на торцевую стенку - 0,4 (К-Т) g, на боковую стенку - 0,6 (К-Т) g, где К - максимальная масса брутто контейнера, т; g - ускорение силы тяжести, м/с²; Т - собственная масса контейнера, т.
Вертикальная сосредоточенная нагрузка на крышу контейнера в любом месте - 3 кН, вертикальная нагрузка на пол от переднего колеса погрузчика при расстоянии между вертикальными осями передних колес 760 мм - 27,3 кН.
Проверка прочностных характеристик осуществляется путем проведения испытаний: приемосдаточных, периодических и типовых (при внесении изменений в конструкцию и технологию изготовления).
Контейнеры серии 1 ИСО отличаются тем, что элементы его конструкции - фитинги, предназначенные для подъема, крепления в транспортных средствах и соединения контейнеров между собой расположены по углам контейнера. Другой конструктивной особенностью контейнеров серии 1 является то, что ни одна часть контейнера не может выступать за плоскость, проведенную через наружные поверхности угловых фитингов на любой стороне контейнера. Другими словами, каждый угловой фитинг выступает за наружный габарит контейнера, очерченный наружными плоскостями его торцовых и боковых панелей, крыши и нижней плоскости несущей конструкции.
Грузовые контейнеры серии 1 имеют каркасную конструкцию, состоящую из нижней грузовой платформы, вертикальных угловых стоек, продольных (верхних и нижних) и поперечных (верхних и нижних) балок. Несущими элементами контейнера являются вертикальные стойки и нижняя грузовая платформа.
В зависимости от назначения контейнера, от рода, перевозимого в нем груза, во внутренний объем каркаса монтируется емкость, для размещения в ней соответствующего груза.
Для перевозки грузов широкой номенклатуры каркас контейнера просто закрывается плоскими или гофрированными листами металла, в торцовой части контейнера монтируется дверной проем. Дверной проем в универсальном крупнотоннажном контейнере может быть устроен в одном или в двух торцах, а также сбоку с одной или с двух сторон.
Контейнеры для грузов, требующих особых условий перевозок, жидких, газообразных, требующих охлаждения или подогрева, сыпучих грузов оборудуются холодильным или нагревательным оборудованием, теплоизоляцией, цистернами, бункерами, решетками и пр., так, чтобы ни одна часть встроенного оборудования не выходила за указанный выше габарит каркаса контейнера.
Выбор основных параметров контейнеров определяется требованиями обеспечения наиболее эффективной перевозки их на железнодорожных платформах и автомобилях, свойствами перевозимых в контейнерах грузов, также технологическими процессами предприятий, производящих и потребляющих перевозимые товары.
Степень использования вместимости контейнера оценивается коэффициентом φ:

Где: V - полный полезный или геометрический объём контейнера в м 3 ;
V n - погрузочный объём контейнера в м 3 .

Погрузочный объём определяет использование грузоподъёмности контейнера:

Где Р - грузоподъёмность контейнера в т;
γ - объёмный вес груза в м 3 /т.

Удельный объём контейнера V у (м 3 /т) - количество кубических метров полного объёма кузова, приходящегося на 1 т его номинальной грузоподъёмности:

V у = V / P = V n / (P φ)


Удельная площадь контейнера F у - отношение площади пола контейнера к его грузоподъёмности:

F у = F / P = V n / (P H φ)

Где F - полная площадь пола в м 2 ;
Н - высота погрузки в м.

Коэффициент тары контейнера характеризует отношение собственного веса контейнера к его грузоподъёмности:

Где Т к - тара контейнера в т;
Р - грузоподъёмность контейнера в т.

При сравнении выгодности перевозки грузов без тары в контейнерах и затарированных в крытых вагонах определяется погрузочный коэффициент тары вагона и контейнера к п с учётом тары груза по формуле:

K n = (T к + T) / P к

Где Т - вес тары вагона (платформы) в т;
Т к - вес комплекта контейнеров в т;
Р к - подъёмная сила комплекта контейнеров в т.