Все о печах и каминах - Информационный портал

Как реставрировать старую мебель покрытую лаком. Как восстановить старое лаковое покрытие на дереве

Div > .uk-panel"}" data-uk-grid-margin="">

Мы осуществляем БЕСПЛАТНО:

  • оценку мебели для продажи;
  • выезд специалиста для осмотра;
  • консультация по приобретению антиквариата в салонах Москвы

Реставрация лакового покрытия мебели

Мастерская Николая Дремина предлагает реставрацию и восстановление лакового покрытия мебели по доступным ценам. Если вы хотите вернуть привлекательный внешний вид столу, шкафу или буфету, обращайтесь к нашим специалистам. Мы устраним любые дефекты и восстановим глянцевый блеск и идеальную гладкость поверхностей. Расценки на реставрацию лакированной деревянной мебели в нашей мастерской представлены ниже:
Услуга Стоимость на единицу изделия, м 2
Переклейка стула с подлокотниками или без (зависит от конструкции) от 1000 до 2500 руб.
Переклейка стола (длина до 2 м) от 1000 до 5000 руб.
Удаление забоев, царапин, замена лакокрасочного покрытия на столешнице от 2000 до 4000 руб.
Полная шлифовка до шпона, замена лакокрасочного покрытия, подбор цвета от 3000 до 5000 руб.
Удаление «гижи» - вздутие, отклейка шпона
Косметический ремонт стульев от 1000 до 1800 руб.
Удаление забоев, царапин, замена лакокрасочного покрытия на стуле, кресле (работа по полному восстановлению) от 2000 до 5500 руб.
Тумбы, шкафы, ящики и другая мебель Определяется мастером при осмотре

Как выполняется восстановление лака на мебели?

При неправильном уходе или под влиянием времени лакокрасочное покрытие может покрываться сетью трещин, вспучиваться, скалываться и менять цвет. Чтобы устранить эти и многие другие дефекты, специалисты используют качественные материалы, которые подбираются индивидуально под каждое ремонтируемое изделие. Реставрация глянцевой мебели бывает: 1. Частичная. В этом случае мастера устраняют мелкие дефекты поверхности: трещины, сколы, следы от горячей посуды, потертости и прочие. Поврежденные участки аккуратно шлифуются, а затем вскрываются слоем лака. Такой вид ремонта направлен на то, чтобы максимально сохранить первоначальный внешний вид изделий. 2. Комплексная. Этот вид работ направлен на ремонт гарнитуров с обширными повреждениями поверхности: старый лак снимается полностью, а затем наносится новый слой лакокрасочного покрытия. При этом цвет изделия может изменяться по желанию заказчика.

Преимущества реставрации глянцевой(лакированной) деревянной мебели в нашей мастерской

1. Мы принимаем на восстановление изделия в любом состоянии, устраняем даже самые сложные и обширные повреждения. 2. Работы выполняются в сжатые сроки, возможен выезд мастеров для проведения ремонта на дому. 3. Мы гарантируем, что отремонтированные изделия будут иметь привлекательный внешний вид и исходные эксплуатационные качества, не утратят антикварной ценности. 4. Для обработки поверхностей мы используем только профессиональные средства, которые образуют долговечные и износостойкие покрытия. 5. Реставрация лакового покрытия мебели в нашей мастерской будет стоить гораздо дешевле, чем приобретение новых предметов интерьера. Чтобы воспользоваться нашими услугами, звоните по указанным на сайте телефонам.

В наши дни лакированная мебель находится в тренде, ведь она имеет привлекательный внешний вид и облагораживает убранство комнаты. Однако у такой мебели есть минус – она склонна к возникновению царапин. Чтобы избежать излишних трат на новый элемент интерьера, можно попробовать отреставрировать уже имеющийся.

Услуга по восстановлению в настоящее время оказывается большинством мебельных компаний. предметы интерьера можно и дома, придерживаясь ряда руководств.

Нюансы восстановления

Реставрация лакированной мебели – прекрасный вариант ее восстановления с целью обновления внешнего облика предметов интерьера. В основном, для ликвидации царапины необходимо просто убрать лаковое покрытие с проблемной зоны и нанести новый слой лака. Этот способ помогает убрать все типы повреждений.

К сожалению, бывают проблемы похуже возникновения царапин. Лаковое покрытие постепенно начинает темнеть и мутнеть, вследствие чего мебельные гарнитуры утрачивают привлекательную наружность.

Если загвоздка заключается в потемнении лакового покрытия, то возникнет потребность в ликвидации старого слоя лака и нанесении нового. Подобные манипуляции можно с успехом провести самостоятельно.

Методики проведения восстановительных меропри

Анализ степени износа лакированной мебели

Сначала требуется проанализировать актуальные кондиции мебели, подлежащей ремонту. Веской причиной для начала процесса восстановления станет ухудшение внешнего вида гарнитура, в том числе потемнение в зоне резьбы. Помимо этого, распространенная причина для реставрации – мелкие трещины на поверхности.

В случае, когда подобные дефекты выражены не сильно, они могут не вредить внешнему виду, а, напротив, добавлять ему солидности. В случае сильно выраженных дефектов появляется необходимость в восстановительных мероприятиях, которые организует профессионал из специализированной мастерской, либо их можно провести самостоятельно дома, сохранив при этом антикварные качества мебели.

Если что-то пойдет не так, можно в любой момент покрыть изделие краской , правда тогда уникальный рисунок, присущий дереву, будет скрыт краской и мебель потеряет презентабельную наружность.

Средства для восстановления лакированной мебели

Бытует мнение, якобы можно восстановить прежнее состояние изделий, лишь обработав их спиртом. Без сомнения, спирт способен устранить верхнее покрытие и ликвидировать повреждение, но такая мера может привести к необратимому результату.

В связи с этим, при реставрации следует обратить внимание на более надежные способы, среди которых:

  • Шеллачная политура – такой материал делает акцент на изысканную структуру дерева, облагородив ее необычным оттенком. Политура – один из самых древних способов восстановления, который представляет собой лак, по густоте напоминающий воду. Для восстановления мебель покрывают политурой в 40-60 слоев, что позволяет обрести необычный благородный оттенок.
  • Нитроцеллюлозный лак – этот материал применяется для реставрации больших участков. Нитроцеллюлозный лак наносится через особый пульверизатор, который очень быстро покрывает им восстанавливаемую площадь. При меньшей скорости частицы средства затвердевали бы по отдельности. По этой причине не рекомендуется применять стандартные распылители, ведь они будет создавать участки со скоплением пузырьков. Таким образом, такой материал следует применять исключительно в специализированной студии.
  • Пентафталевый лак – данное вещество славится легкостью в применении, поэтому его удобно использовать в домашних условиях. Для него не нужно применять специальную процедуру нанесения, кроме того, он очень быстро высыхает. Пентафталевым лаком нужно покрывать поверхность как минимум в 4 слоя, причем первый их них служит грунтовкой. После завершения реставрации необходимо отшлифовать обработанную площадь. Чтобы достичь эффекта полуматовости, лак нужно наносить с помощью ватного диска, а для получения глянцевого блеска использовать кисть.

После определения с типом средства реставрации требуется выбрать цветовую гамму. По желанию есть возможность покрыть изделие бесцветным лаком либо яркой краской.

Выбор оборудования для ремонта

При самостоятельном восстановлении требуется подобрать необходимое оборудование, чей список включает:

  • продукт «Маалипесу»;
  • набор кистей;
  • малярный скотч;
  • шлифовальная шкурка, шпатель, скребок;
  • особая шпаклевка для деревянных изделий;
  • щетка для очистки от загрязнений;
  • поролоновая губка;
  • большие листы картона или пленка;
  • уайт-спирит.
  • дать лаку окончательно подсохнуть;
  • пройтись шлифовальной шкуркой, удалить пыль;
  • промыть оборудование водой с мылом.
  • Реставрация средством на основе акрила:

    • определиться с типом покрытия, подходящим по блеску;
    • применить выбранное средство как грунтовку, соединив его с уайт-спиритом на 10-15%;
    • после 1 слоя грунтовки чуть-чуть пройтись шлифовальной шкуркой;
    • обработать поверхность 2-мя слоями концентрированного лакокрасочного продукта;
    • снова пройтись шлифовальной шкуркой;
    • оборудование хорошо промыть с помощью уайт-спирита.
    Шлифование наждачкой

    На заключительной стадии требуется хорошо отшлифовать изделие до матовости, удаляя пыль щеткой или губкой.

    Реставрация лака на мебели. Обновить антикварное лаковое покрытие мебели. Восстановить старый лак, или покрыть мебель лаком, приготовленным по старинным технологиям.

    Реставрационная мастерская выполняет все виды работ по полировке, отделке, восстановлению цвета, лаковых старинных предметов из дерева. Реставрирует предметы быта, отделанные ценными породами древесины, маркетри, мозаикой из кости, перламутра, черепахи.

    Покрыть мебель лаком – значит защитить антикварный старинный предмет от воздействия окружающей среды: загрязнений, проникновения в натуральное дерево влаги, вредоносных бактерий, спор грибов и насекомых. Издавна покрытие мебели воском, маслом или растворами смол в спирте помогали сохранить дорогие массивные или фанерованные предметы роскошного убранства богатых домов. На Руси все лаки называли олифами. От слова ОЙЛ – масло. Так вошло в обиход мнение, что древняя мебель покрывалась маслом, либо воском. Отчасти это действительно верно для исторических экспонатов. Бытовые же антикварные стулья, табуреты, скамьи, шифоньерки, комоды защищали, украшали, подчеркивая текстуру дерева, роскошные старинные лаки.

    Сложные старинные рецептуры антикварных отделок в настоящее время не применяются. Купить их не возможно. Мы сами составляем политуры по старинным рецептам, благодаря чему деревянные вещи выглядят естественно, благородно, дорого.

    Реставрация лакированной мебели

    При локальной реставрации обновить лаковое покрытие мебели или восстановить старый лак возможно несколькими способами.

    1. Современные глянцевые лаки хорошо восстанавливают свой блеск при обработке тонкими полировочными пастами. Если помутнение поверхностное – сеть микроскопических царапин, дефект устраняется способом полирования. Абразивная полироль удаляет повреждённый слой до дна царапины, тем самым возвращая лакировке первоначальное сияние.

    2. Белые пятна от воды, спирта, горячего убираются более сложным способом. Здесь одной полировкой не обойтись. Способ удаления зависит от глубины повреждения.

    3. Старинный предмет, на котором потеряли свою красоту старинные лаки, восстанавливается способом регенерации лаковых плёнок.

    Шеллачное покрытие не вышлифовывается, а наоборот, наращивается с помощью тампона, смоченного политурой.

    Лёгкими круговыми движениями реставратор слой за слоем наносит тончайшие слои шеллака. Малейшая неточность, задержка движения тампона и старое лаковое покрытие, от паров спирта разрушиться, превратиться в мутное пятно. Реставраторы называют такое явление – прожог. Что бы восстановить старый лак политурой необходима сноровка, большой опыт, мастерство, шлифуемое годами.

    Покрыть старую мебель лаком

    Старинные лаки требуют от реставратора мастерства, точного соблюдения рецептуры и технологии нанесения. Качественно покрыть старую мебель лаком – большое искусство. Для этого не нужно дорогое современное оборудование, какие-то редкие реставрационные материалы. Для новых вещей годиться любое покрытие «по дереву». Названия разные: масляный, яхтный, акриловый, водный. Покрытие мебели получиться прочным, однородным. Старинный предмет уже имеет на себе антикварный лак. Обновить который, допускается только тем составом, которым она была отделана изначально. Иначе слои либо не соединяться между собой, либо вступят в химическую реакцию и разрушаться.

    Таким образом, если для отделки шкафа, буфета, сундука, был применён масляный лак, то и реставрация должна производиться тем же составом. Полиуретановый восстанавливается полиуретановым, акриловый – акриловым. Только шеллак одинаково хорошо ложиться и держится на всех предыдущих покрытиях.

    Реставрация лакированной мебели старой, антикварной, исторической в нашей мастерской производиться со строгим соблюдением рецептур и технологий. При отлаженном производстве соблюдать технологии не сложно.

    Периодически протирая поверхность стола, фасад шкафа, резьбу зеркала специальными средствами по уходу, позволяющими обновить лаковое покрытие мебели в домашних условиях, можно на годы отложить реставрацию деревянных буфетов, столиков, диванов, кресел. Вместе с заменой лака, можно поменять цвет мебели или придать ей нужный оттенок.

    Покрыть мебель лаком цена

    Сегодня лакированная мебель пользуется большой популярностью. Такие изделия красиво выглядят и придают интерьеру солидности. В то же время, у подобной мебели есть один существенный недостаток – она достаточно легко царапается. Поэтому, чтобы не приобретать новую мебель, можно постараться восстановить старую.

    Сегодня реставрация предлагается многими фирмами и частными мастерами. Кроме того, вы можете обновить мебель своими руками, следуя определенным рекомендациям.

    Принципы реставрации

    Реставрирование лакированной мебели является отличным способом восстановления предметов интерьера, придав им привлекательный внешний вид. Как правило, чтобы устранить царапину, достаточно стереть лак с места повреждения и повторно лакировать его. Такой метод позволяет устранить любые внешние царапины с лакированной мебели.

    Однако часто одними мелкими царапинами дело не ограничивается. Любой лак со временем может темнеть. Поэтому, длительное применение мебели приводит к тому, что ее лакированное покрытие начинает мутнеть. В результате предметы интерьера теряют свой презентабельный внешний вид.

    Если ваша проблема касается потемнения лака, то тогда восстановление мебели также будет заключаться в стирании старого лакового покрытия и нанесения нового. Все эти процедуры вы сможете сделать своими руками.

    Технология проведения реставрационных работ

    Определение изношенности лакированной мебели

    На первом этапе нужно определить состояние поверхности, которую вы планируете восстанавливать. Первым признаком изношенной и старой мебели, которая длительный срок была в эксплуатации, является ее визуальное постарение. В частности, на мебели может наблюдаться потемнение в области резьбы. Кроме того, частым признаком старения является наличие мелкое сеточки прямо на лакированной поверхности.

    Конечно, если такие изменения не существенны, то они могут и не портить общей картины, а наоборот делают мебель ценнее. Однако при наличии значительных повреждений возникает необходимость в проведении реставрации, которую можно поручить опытному мастеру или сделать своими руками. При этом, вы можете обновить мебель, не нанеся вреда ее культурной или антикварной ценности. В крайнем случае , но структура дерева скроется под слоем краски и мебель будет иметь не такой привлекательный вид.

    Выбор материала для реставрации лакированной мебели

    Многим кажется, что можно обновить лакированную мебель просто при помощи тампона, смоченного спиртом. Конечно, спиртовый раствор может растворить наружный декоративный слой и устранить дефект. Однако от подобной процедуры может остаться неизгладимый след. Поэтому, лучше выбирать качественные рекомендованные материалы, к которым относится:

    Шеллачная политура

    Этот материал позволяет красиво подчеркнуть изящную древесную фактуру, придав ее оригинальный оттенок. Политура является одним из старейших материалов для реставрации лакированной мебели. По своей структуре шеллачная политура является особым лаком, который имеет консистенцию воды. Для реставрации деревянных поверхностей его наносят по 40-60 слоев. Благодаря этому удается получить уникальную глубину цвета.

    Нитроцеллюлозный лак

    Материал используется для восстановления больших площадей, покрытых лаком. Средство наносят при помощи специального распылителя, который распространяет его по поверхности с большой скоростью. Если бы скорость была меньшей, то капельки начали бы застывать по отдельности. Поэтому, нежелательно использовать для нанесения нитроцеллюлозного лака обычные пульверизаторы, так как они будут оставлять фрагменты, покрытые пузырьками. Соответственно, наносить данный материал рекомендуется только в специализированной мастерской.

    Материал отличается простотой в использовании, что делает его идеальным вариантом для проведения реставрации своими руками. Пентафталевый лак не требует особой техники нанесения и при этом отличается высокой скоростью высыхания.

    Этот лакокрасочный материал следует наносить минимум в четыре слоя. В качестве грунтовки выступает первый из этих слоев. После завершения восстановительных работ обязательно рекомендуется провести шлифовку лакированной поверхности. Если вы хотите сделать поверхность полуматовой, то тогда пентафталевый лак лучше всего наносить тампоном. Напротив, если необходимо получить глянцевую поверхность лакового покрытия, то лучше выбрать кисточку и тщательно провести завершающую шлифовку.

    После выбора типа лакокрасочного покрытия нужно определиться с цветом. Например, можно обработать поверхность бесцветным лаком, а можно использовать цветное лакокрасочное покрытие. Если вы выбрали второй вариант, то тогда следует правильно выбрать цвет лака.

    Подбор инструментов

    Для проведения реставрации лакированной мебели необходимо выбрать правильный инструмент, который вам понадобиться для выполнения работ своими руками.

    Основные инструменты для реставрации лакированной мебели:

    • раствор «Маалипесу»;
    • малярный скотч;
    • кисточки для покраски лаком;
    • наждачная бумага, шпатель и металлический скребок;
    • специальная шпаклевка для дерева;
    • ветошь или щеточка для устранения пыли и грязи;
    • мягкая губка для промывания;
    • картон или полиэтиленовая пленка для защиты находящихся рядом поверхностей;
    • Уайт-спирит.

    Этапы восстановления лакированной мебели

    1. Подготовительный этап
    • поверхность лакированной мебели следует тщательно вымыть при помощи раствора «Маалипесу», а потом промыть при помощи обычной теплой воды;
    • с помощью скребка необходимо удалить потрескавшийся и отслоившийся лак;
    • наждачной бумагой нужно отшлифовать деревянную поверхность до матового состояния;
    • удалить пыль при помощи ветоши, щетки или тряпки.

    1. Этап нанесения лака

    В основном все лакированные поверхности восстанавливаются составами на водной или акриловой основе.

    Покрытие лакокрасочным материалом на водной основе:

    • на подготовленную поверхность следует нанести 2-3 слоя глянцевого или матового лака в зависимости от вашего выбора;
    • после покрытия поверхности очередным слоем необходимо дождаться, пока лак высохнет;
    • сухую поверхность рекомендуется немного отшлифовать и очистить щеткой от пыли;
    • после завершения всех работ инструменты следует вымыть мыльной водой.

    Реставрация лаком на акриловой основе:

    • выбрать оптимальный по блеску вариант лака, который бы под ваш интерьер;
    • использовать выбранный лак для грунтовки поверхности, разбавив его Уайт-спиритом на 10 или 15 %;
    • загрунтованную одним слоем лака поверхность следует немного отшлифовать;
    • далее необходимо покрыть мебель двумя слоями неразбавленного лакокрасочного состава;
    • после покрытия очередным слоем поверхность рекомендуется дополнительно отшлифовать;
    • после завершения всех работ инструменты следует тщательно очистить при помощи Уайт-спирита.
    1. Этап шлифовки при помощи наждачной бумаги

    На завершающем этапе после нанесения всех слоев лака необходимо тщательно отшлифовать поверхность до матового состояния. При этом пыль следует удалить при помощи щетки или тряпки.

    Следуя всем этим правилам, вы получите качественную лакированную поверхность мебели, которая снова приобретет свой исходный эстетичный внешний вид.

    Кто-нибудь из вас пробовал заниматься реставрацией старой мебели своими руками?

    После покупки квартиры/дома, мебель, наверное, одно из самых важных и дорогостоящих приобретений. Но, может, существует возможность сэкономить? Может, у вас где-то на даче/в чулане/на чердаке/в сарае/в кладовке /др. вариант затесался старый, с облезшим лаковым покрытием и покосившимися дверями шкаф, давным-давно лишившийся сидения стул или стол с многочисленными отметинами чашек, тарелок, сигаретных окурков на своей покореженной столешнице?

    Чаще всего такая мебель служила еще нашим мамам-папам, если не бабушкам-дедушкам, поэтому нередко она выполнена из качественных материалов. Их основа крепка, но вот внешний вид подкачал.. крепления ослабли.. обивка прохудилась.

    Как правило, от профессиональных реставраторов можно услышать, что восстановление старой мебели обычному человеку не под силу, что большинство методов требует специального оборудования и специальных материалов.
    Да, нельзя не согласиться, но ведь всегда есть какая-то лазейка. Возможно, с громоздким диваном середины 19-го века своими руками справиться и не под силу, но а как насчет обычного стула или стола, табуретки, комода?

    Давайте поделимся своим опытом в этом деле, полученном из книг/из рассказов знакомых/интернета. Может кому-нибудь собранные в этой теме приемы пригодятся и окажутся полезными.))

    О чем следует помнить?

    Инструменты

    Помнить стоит о том, что инструменты, с которыми вы собираетесь работать, не должны оставлять следов на мебели. Чем следует запастись?

    Ну если честно, то сколько-нибудь определенно сказать довольно сложно - все зависит от того, что именно вы будете реставрировать и какая сложность работ вас ждет. Я, например. со своим старым стулом обошелся лишь комплектом наждачной бумаги, набором отверток (хотя хватило бы и обычного ножа), молотком и рашпилем. В качестве материалов - гвозди, уайт-спирит, протравка, ткани, нитки иголки. Но может быть вы займетесь чем-то более серьезным?

    Основной набор можно увидеть на следующих картинках:

    1 - Стамеска полукруглая. Ее еще называют «резец краснодеревщика».

    2 - Стамеска V-образная. Используется для работы с мелкими деталями.

    3 - Стамеска обычная. Как правило в наборе имеются обычные стамески различного размера от 1/8 до 2 дюймов в ширину.

    4 - Прямая стамеска. Для работы с мелкими деталями и для создания рельефа.

    5 - Отвертка краснодеревщика. Позволяет легко озвлекать шурупы с плоской головкой.

    6 - Ломаный резец. Особая искривленная форма удобная для работы в ограниченном пространетве и для подрезки плоких выемок.

    7 - Нож для резьбы. Удобен для разметки, для обрезки анеры или шпона. Лезвия взаимозаменяющиеся.

    8,9 - ножевки.

    1, 2 - Сверла для коловрата (для дрели)

    3 - Рашпили,

    4 - Коловрат. Сегодня можно заменить и дрелью))

    5,6 - деревянный и резиновый молотки (киянки)

    7 - Пробойник. Имеет лезвие с фигурной кромкой, что позволяет вырезать поврежденный участок, например у фанеры, заменяя его точно таким же новым.

    8 - Фуганок.

    9 -Фальцгебель. В принципе, тот же фуганок, но удобен для работы в ограниченном пространстве.

    1 - Мелковочный угольник. Позволяет с высокой точностью переносить углы изделия.

    2 - Штангенциркуль. Думаю, и так всем ясно.

    3 - Контурная линейка. Удобная вещь. С ее помощью можно копировать и переносить оригинальные и необычные изгибы и формы. Маленькие штифты упираются в поверхность копируемого предмета принимают его форму.

    4 - Отсрогубцы. Удобно для извлечения мелких гвоздей.

    5 - Винтовая выкрутка. Позволяет извлекать винты с изношенными головками.

    6 - Бутылочка для клея с длинным носиком. Позволяет наносить клей в труднодоступных местах. Вполне можно заменить шприцом.

    7 - Фиксирующий (скрепляющий) ремень. Позволяет выполнять зажим сразу в нескольких направлениях, например, зажать сразу четыре ножки стула.

    8 - Электрогрелка для клея.

    Что-то из этого фотосписка вам может никогда и не пригодится, что-то действительно нужно приобрести, например набор стамесок, ножовки, молотки, фальцгебель, измерительные инструменты. Но в дополнение к этому хочется добавить еще кое-что, что надо иметь од рукой в обязательном порядке

    1. Шпатели. Лучше, если их будет два - металлический и пластмассовый. Шпатель, которым вы будете зачищать поверхность от краски, должен иметь закругленные углы (это можно сделать с помощью напильника или грубой наждачки).
    2. Непосредственно наждачка. Зернистость от 80-120 до 400, не поленитесь взять и стальную губку (наждачка №0000).
    3. Отвертки. Лучше, если рядом будет полный набор отверток.
    4. Угловые кисточки
    5. Зубочистки
    6. Зубные щетки (поверьте, пригодятся)
    7. Рулетка
    8. Перчатки и респиратор (в качестве защиты).

    Кроме того необходимо помнить кое что о работе с молотком. Работать с ним стоит очень осторожно. И не потому что свои пальцы дороги, а потому что удар молотком может существенно повредить структуру дерева, поэтому если есть возможность, для рассоединения стыков при разборке или, наоборот, для того, чтобы плотно состыковать пазы деталей, лучше использовать деревянную (еще лучше резиновую) киянку. Если вы все-таки используете молоток, то при работе его можно оборачивать мягкой тканью или/и подкладывать при ударе деревянную доску, ткань и т.п.

    С чего начать и о чем следует помнить?

    Вот перед вами старый предмет мебели, который вы хотели бы отреставрировать. С чего начать? Возможно, этот вопрос и не возникнет. Но раз уж мы взялись разбирать в этой теме все пошагово, то не стоит отставлять в сторону и этот пункт. Не все же родились с молотком в руках. Возможно, кому-то пришлось взять в руки инструмент первый (ну хорошо, не первый - второй) раз в жизни)).

    Итак, предварительная подготовка - моем и разбираем.

    1. Моем. Чаще всего старая мебель покоиться в довольно пыльных местах, поэтому дабы иметь полное представление о внешности реставрируемого предмета его следует тщательно очистить от пыли и грязи. Делаем это с помощью хорошо отжатой тряпки, смоченной в мыльной воде. Если присутствует обивка, которую вы собираетесь оставлять, то предварительно необходимо ее тщательно выбить и пропылесосить. Не стоит использовать никаких агрессивных моющих растворов - достаточно обычных воды и мыла.

    2. Разбираем предмет до крепкого основания. Если это шкаф, то снимаем дверцы, отвинчиваем крепления, снимаем резные планки, украшения, внутренние зеркала. Если это стул.. ну, со стулом легче. Иногда можно обойтись и без разборки. Если у вас вызывают сомнения прочность стыков (возможно они расшатались или материал треснул), то имеет смысл разобрать предмет вплоть до отдельных деталей. Правда последний вариант очень не рекомендуется. Разбирать на отдельные детали стоит только в том случае если это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО. Помимо нарушения прочности соединений причиной для этого могут стать: конструктивная утрата деталей, сильные повреждения поверхностей (которые требуют индивидуальной работы с каждой деталью), сильное коробление поверхности, частичная или полная утрата поверхностной фанеровки, необходимость произвести глубокую дезинфекцию древесины (в случае поражения гнилью или точильщиками).


    Как производить разборку?

    Как уже говорилось, разбираем ее в тех участках, где уровень повреждения этого действительно требует. Расшатавшийся стык рассоединить довольно легко - достаточно просто слегка подтолкнуть стык киянкой или молотком (осторожно). Сложнее, если приходится рассоединять неповрежденное соединение. Но что делать - раскачиваем, раскачиваем и еще раз раскачиваем - до тех пор, пока старый клей в месте соединения не раскрошится, не перестанет держать, а само соединение не разболтается.

    Если крепление выполнено с помощью шкантов-нагелей, раскачивание идет вдоль их оси.
    Если же это шиповое соединение (вязка на шипах), то раскачивание производим с плоскости длинной стороны шипа.

    На всякий случай уточняю, что есть соединение на нагелях, а что на шипах

    нагели

    шипы.

    Ну и насколько сложные реставрационные работы можно выполнить своими руками?

    Правильно говорят.. Ведь для настоящей работы необходимы современные инструменты. Бывает, что и части деталей и целые детали утрачиваются, мастера-реставраторы способны вытянуть вещь буквально из ничего. Вот например реставратор-профессионал и его работа по реставрации стула. Посмотрите что было, и что он из этого сделал.





















    Фотоурок по восстановлению поврежденной ножки старого шкафа.

    Все было сделано силами обычного инструмента - набор стамесок, пилки, наждачки, рашпили.

    Сначала место отлома выровняли, чтобы приклеиваемый кусок плотно прилегал, без всяких зазоров.

    Потом приклеили на горячий столярный клей деревяшку-протез)), зажали струбцинами.

    Когда высохло - отсекли плоской стамеской лишнее по максимуму, чтобы легче было работать, одновременно закругляя деталь по форме ножки.

    Затем выравниваем нижнюю границу ножки. Автор просто использовал для этого ровный кусок наждачки, обернул ее вокруг ножки и отметил линию края. по ней же и отрезал лишнее выравнивания "днище" ножки под общий стиль оставшегося участка.

    Для этого пилой сначала грубо срезается боковые части. Затем обводится центральный круг самого выступающего основания.



    Затем полукруглой стамеской формируется нижний выступ и созданная форма зашкуривается наждачкой и/или рашпилем.



    Теперь осталось дело за самой неприятной и муторной частью работы - за художественными выпуклостями (будь они неладны). Сначала они аккуратно вымеряются и намечаются карандашом.

    Затем аккуратно и осторожно очень острой стамеской вырезаются выемки.

    Затем наждачками различной зернистости наводится конечный лоск.

    Это конечно не ахти что, но для домашнего ремонта вполне сойдет.

    Белые пятна на мебели появляются, по разным причинам, следствием которых является разрушение лаковой плёнки или её отслоение от поверхности дерева. Убрать белые пятна намного сложнее, чем предотвратить их появление.

    В настоящее время существует большое количество современных прочных лаков для покрытия деревянных поверхностей. Специальные лаки для покрытия древесины в условиях повышенной влажности, перепадов температуры. Специальные жаропрочные и удароустойчивые лаки защищают современную мебель. Всё в этих лаках замечательно, одно плохо - они не красивые. Современные лаки, как бы хорошо их ни положили на антикварную мебель, портят её, придают поверхности пластиковый вид. Только политуры и лаки на масляной основе пригодны для покрытия старинной мебели.

    Все спиртовые и нитро политуры, которыми покрывали мебель до 60-х годов XX века, разрушаются под воздействием влаги и высоких температур. Капли воды, попадая на лакированную поверхность, разрушают лак и превращают его в белые пятна. Иногда влажный воздух проникает в трещинки на лаке и так же образует белые пятна, но уже другой формы и не на поверхности мебели, а под лаком. Белые пятна на мебели оставляют и чашки с горячими напитками. Очень некрасивые белые пятна на мебели в виде полумесяцев или кругов остаются от горячих банок, стаканов, бутылок.

    Белые пятна на мебели - это разрушенный лак. Убрать белые пятна можно только методом полного удаления старого покрытия с последующей полировкой новым лаком.

    Полировка мебели политурой длительный и трудоёмкий процесс, требующий терпения и навыка. Существовала отдельная профессия - полировщик. Так как полировка шеллачной политурой непрочная, каждый год в богатые дома с дорогой обстановкой приходил полировщик и полировал всю мебель. С каждым годом слой шеллака увеличивался. Шеллак имеет золотисто коричневый цвет и с увеличением толщины слоя лака, увеличивалась и интенсивность цвета слоя лака. Так старинная мебель с годами становилась темнее.

    Политура происходит от латинского слова «politura», означающего выглаживание и отделка. В русском языке шеллачной политурой называют жидкий лак, раствор смол в спирте или каком либо другом летучем органическом растворителе или смеси нескольких растворителей. Применяется политура для окончательной отделки лакированной деревянной поверхности и придания ей ровного блеска.

    Для приготовления спиртовой шеллачной политуры применяют этиловый или метиловый спирт и чистый

    Сухой остаток в политурах 8-15 %. Для приготовления 100 граммов 8% политуры необходимо взять 92 грамма спирта и 8 граммов шеллака. Для приготовления 15 % шеллачной политуры берём 85 грамм спирта и 15 грамм шеллака.

    На практике реставраторы приготавливают политуру следующим образом: пол литровую бутылку наполняют этиловым спиртом и добавляют 50 грамм шеллака. Таким образом, получаем примерно 10 % раствор шеллака в спирте. Спирт необходимо брать только чистый, даже незначительное присутствие воды в спирте полностью испортит политуру. Раствор шеллака в спирте побелеет и не будет пригоден для использования. Затем бутылку ставят в тёплое место или на водяную баню. После полного растворения шеллака политура готова к использованию. Для получения особенно блестящей поверхности используют отстоявшуюся политуру. Для этого политура отстаивается в течение 10-15 дней. На дне ёмкости образуется белый осадок, так называемый шеллачный воск. Сливаем верхнюю часть раствора в отдельную ёмкость и применяем для особо тонкой отделки деревянной поверхности.

    Шеллачные политуры часто приготавливают непосредственно на месте использования. В художественных салонах можно приобрести политуры светло-коричневого, тёмно-коричневого, красно-малинового цвета, черно-синего цвета. Эти политуры применяются для полирования изделий непосредственно по древесине или для полирования шеллачных, нитроцеллюлозных и масляных плёнок.

    В середине XX века широко применялась идитольная спиртовая политура, представляющая собой раствор в спирте-сырце синтетической идитольной смолы, а также берестяная политура - на основе берестяной смолы. Идитольная политура образует не светостойкие покрытия, краснеющие под действием солнечных лучей. Берестяная политура по качеству приближается к шеллачной.

    Нитрополитуры образуют более стойкие покрытия, чем спиртовые. Их применяют для полирования нитролаковых покрытий после разравнивания или шлифования.

    Нитрополитуры бывают нитрошеллачные и нитроцеллюлозные. Применяются для окончательного полирования нитролаковых плёнок.

    По материалам М.А. Григорьев «Материаловедение для столяров и плотников» Москва «Высшая школа», 1981

    Восстановление лакового покрытия антикварной мебели - одна из самых востребованных услуг, которые оказывает наша мастерская.

    Слои лака с течением времени подвергаются старению, которое выражается главным образом в изменении цвета, пожелтении и помутнении. Множество мелких трещин зрительно воспринимаются как помутнение лакового слоя или белые пятна. Естественное старение лака неизбежно, но наиболее разрушительное влияние на лаковое покрытие оказывает влага и повышенная температура. Сочетание двух этих факторов наиболее ярко проявляются в белых кругах на поверхности столешниц, которые оставляют ёмкости с горячей водой.

    В художественном отношении лаковое покрытие призвано выявить глубину и насыщенность цвета и текстуры древесины. Второе важное назначение восстановленного лакового покрытия сохранение мебели. Его защитная плёнка предохраняет древесину от непосредственного соприкосновения с воздухом, с находящимися в нём водяными парами и различными газами, пылью и копотью.

    Восстановление лакового покрытия сводится в основном к полной или частичной замене разрушенного, побелевшего или потемневшего лака.

    В реставрации практикуются четыре процесса восстановления лакового покрытия: регенерация, утоньшение с дальнейшим наращиванием, выравнивание и полное удаление с последующим восстановлением.

    Первый способ восстановления лакового покрытия - регенерацию, предложил в 1863 году профессор Петтенкофер. Суть этого способа заключается в том, что пары спирта, проникая в мельчайшие трещины старого лака, размягчают его и преобразуют в единую плёнку, восстанавливая её прозрачность.

    Этот метод восстановления лакового покрытия изначально разработан для реставрации живописи. В настоящее время метод Петтенкофера нашел широкое применение в реставрации мебели.

    Восстановление лакового покрытия с предварительным его полным удалением крайне нежелательно. Поверхность мебели теряет своё подлинное отделочное покрытие, но иногда это неизбежно. Необходимость замены старого лака вызывается рядом причин: полное разрушение авторского слоя лака, глубокие царапины и его сильные потёртости, ветхое состояние всей фанеровки с многочисленными трещинами, утратами, неудачными вставками предшествующей реставрации.

    Иногда восстановление лакового покрытия достигается регенерацией с дополнительной полировкой шеллачной политурой. Таким образом, удаётся избежать замены старого лака.

    Любой выбранный способ восстановления лакового покрытия на антикварной и исторической мебели требует высокой квалификации и мастерства реставратора.

    Восстановление покрытия мебели производится именно тем материалом, которым был покрыт предмет изначально. Покрытия мебели отличаются разнообразием своего состава. Лаки, олифы, мастики, краски - являются сложными растворами активных веществ. Спиртовые лаки, восковые мастики, масляные краски, всевозможные политуры - всё применялось для отделки мебели. Некоторые покрытия дружат, то есть хорошо ложатся один на другой, не скатываются как вода на жирной поверхности и не отслаиваются при высыхании. Другие наоборот, отторгают друг друга. При восстановлении покрытия мебели имеет значение и порядок нанесения слоёв лака различного состава.

    Один из самых характерных примеров - порядок нанесения двух лаков пентафталевого и нитроцеллюлозного. Если первый слой выполнить из быстро сохнущего нитроцеллюлозного лака, а после его высыхания нанести долго сохнущий пентафталевый лак, оба слоя хорошо высохнут и образуют прочную защитную плёнку.

    При нарушении порядка нанесения слоёв, лаки вступят в химическую реакцию. Вместо прочной красивой плёнки мы получим никогда не затвердевающую липкую сгрибленную массу. Подобное восстановление покрытия мебели приведёт к еще большим утратам и потребует большей реставрации.

    Для качественного восстановления покрытия мебели реставратору необходимо разобраться со старыми многочисленными лаковыми покрытиями. Определить состав и свойства лаковых плёнок.

    В современных изделиях восстановление покрытия мебели не менее сложно. Нынешние лаки прочны и не вступают в реакцию с вновь наносимыми слоями. Степень блеска современных лаков регулируется в процессе изготовления самого лака специальными добавками. При восстановлении покрытия мебели необходимо взять лак именно той степени матовости, что и восстанавливаемый. Иначе на матовой поверхности появится блестящее пятно или, наоборот, на блестящей матовое.

    Допустим и марку лака мы подобрали правильно, и степень блеска определили точно, осталось только нанести его на поверхность. И снова трудности. Если лак наносить кистью на участок ровной гладкой поверхности, например, столешницу стола, обязательно останется заметная граница. Если же нанести лак на небольшой участок столешницы методом распыления, появиться мутный ареол по границам нанесённого лака. Для локального восстановления покрытия мебели существует специальный лак, не дающий ареола. Разновидностей таких лаков мало и большая вероятность неправильно выбрать степень блеска.

    Восстановление покрытия мебели получится, если предвидеть все вышеперечисленные условия.

    В случае больших утрат и высокой стоимости реставрируемой мебели, приглашаем Вас в нашу мастерскую, где реставратор профессионально произведёт восстановление покрытия мебели.

    Восстановление полировки на антикварной мебели наиважнейшая задача реставрации. Ни один современный лак не может передать красоту и глубину натурального дерева лучше политуры. С особой ответственностью необходимо подходить к восстановлению полировки светлых пород дерева. К светлым ценным породам дерева относятся карельская берёза (ссылка), тополь, груша, клён. Более того, слой современного лака, положенный поверх старого может способствовать не только ухудшению внешних качеств предмета столярно-мебельного искусства, но и привести к дополнительным загрязнениям и утратам.

    Восстановление полировки антикварной мебели имеет свои особенности, которые в корне отличают её от восстановления полировки на современной мебели. Секрет кроется в отличии составов современных лаков и старинных.

    Лаками называют раствор плёнкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующих после высыхания твёрдую прозрачную однородную плёнку. Лаки, применявшиеся для отделки старинной мебели, как правило, были спиртовые. В качестве плёнкообразующего вещества применялся шеллак.

    Восстановление полировки также необходимо производить спиртовыми лаками. Это обусловлено тем, что спиртовые лаки представляют собой растворы смол (как правило, шеллака) в летучих растворителях, спиртах. Плёнки спиртовых лаков образуются при испарении растворителя и могут быть снова растворены в нём.

    Восстановление полировки осуществляется за счет устранения мелких повреждений плёнки старого лакана полированной поверхности. Устранение сети мелких царапин, разрушений и потёртостей лака, происходит следующим образом: ватный или шерстяной тампон оборачивают мягкой хлопчатобумажной тканью, смачивают в жидком (с большим количеством растворителя) лаке, отжимают и круговыми движениями жидкий лак наносится на реставрируемую поверхность.

    Свежий спиртовой лак попадает на поверхность старого лака, частично растворяет его, а тампон, смешивает частично растворенный старый лак с новым лаком из тампона, и равномерно распределяет эту смесь по поверхности предмета. Мелкие царапины и потёртости выравниваются новым слоем практически свежего лака. Слои лака между собой спаиваются и восстановленная полировка приобретает первоначальный вид. Она однородная, прозрачная, и красивая. Имеет естественный тонкий шелковистый блеск.

    Восстановление полировки современными лаками, затвердевание которых вызывается процессом полимеризации, недопустимо. Современный лак не выравнивает мелкие дефекты старого лака, не спаивается с ним, а ложиться сверху чужеродным слоем, только создавая временную иллюзию восстановления полировки.

    Так как новый полимерный лак не спаивается со старым родным, спиртовым лаком, через некоторое время, возможно через год или позже произойдёт расслоение. Следующая реставрация начнётся уже с удаления современного лака и только потом реставратор приступит к восстановлению полировки.

    Слои лака разных составов менее прозрачны, поверхность предмета приобретает неряшливый вид.

    Восстановление полировки один из важнейших процессов реставрации. От качества отделки поверхности, во многом зависит внешний вид всего предмета.

    Полировка мебели

    Полированная мебель выглядит красиво, стильно, аристократично. Полировке подлежат изделия, изготовленные из дерева, имеющего красивую природную текстуру. Это мелкопористая древесина березы, тополя, красного дерева, яблони, груши, ореха, палисандра и клена.

    Как производится полировка мебели, стола?

    Если старая полировка на мебели обветшала, необходимо ее обновить. При полировке мебели в домашних условиях, помните о том, что необходимо соблюдать предосторожность при работе с современными химическими средствами для полировки, так как почти все из них одержат токсические добавки, негативно влияющие на органы дыхания и кожу человека. При работе с ними необходимо одевать специальный костюм с длинными рукавами, прорезиненные перчатки, респиратор и очки. Кроме того, средства для полировки легко воспламеняются, их нельзя использовать вблизи открытого огня.

    1. Снятие лака с поверхности изделия.

    Это можно сделать несколькими способами: при помощи скипидара, раствора аммиака, денатурированного спирта или другого растворителя. Средство тщательно распределяется по поверхности при помощи широкой кисти, затем снимается поролоном.

    2. Обработка поверхности при полировке мебели

    Поверхность обрабатывается наждачной бумагой сначала крупнозернистой, затем мелкой до устранения мельчайших дефектов, неровностей и шероховатостей. Поры дерева заполняют специальным порозаполнителем, который можно изготовить самому из обожженного гипса. Порозаполнитель втирают в деревянную поверхность круговыми движениями до полного заполнения пор.

    3. Пропитка поверхности при полировке дерева

    Этап третий. Поверхность дерева пропитывают морилкой, при этом меняется только цвет дерева, текстура его остается неизмененной. Морилки бывают водорастворимыми и масляными, обрабатывать ими поверхность можно несколько раз. Каждый слой должен тщательно высохнуть перед покрытием следующим.

    4. Последний этап - полировка дерева.

    В качестве полировочного материала используют лак, воск и масло, а также шеллак (используется для более дорогой мебели: полировка столов, стульев, комодов из красного дерева).

    • Самое часто используемое средство для полировки - натуральная олифа, смешанная со скипидаром, втирание смеси производится до прекращения впитывания деревом раствора, после чего составу дают высохнуть.
    • При полировке воском готовят пасту, состоящую из расплавленного воска со скипидаром.
    • При полировке стола лаком его просто наносят на поверхность, после чего зачищают мелкой наждачной бумагой.
    • Полировка шеллаком самая трудоемкая, однако, полированное им покрытие дает ни с чем несравнимый, красивый и ровный блеск поверхности.

    Отделка воском или вощение

    Отделка воском деревянной поверхности в настоящее время применяется в сочетании с другими видами прозрачной отделки, а также, для быстрого придания предмету ухоженного вида.

    Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. Простой воск в виде мастики применяется в реставрации мебели как полировка над другими прозрачными отделками; он выполняет функцию буфера, обеспечивая защиту от загрязнения и износа. Воск вещество пластичное и липкое, к нему прилипают пылинки, капельки жира, мельчайшие волокна. К тому же, воск со временем желтеет, его необходимо снимать и заново обновлять не реже 2-3 раз в год.

    Базовая масса для вощения приготавливается следующим образом.

    • 100 грамм очищенного пчелиного воска,
    • 25 грамм порошка канифоли (для придания блеска отделке),

    распускается на водяной бане. В расплавленную массу добавляют

    • 50 грамм тёплого скипидара.

    Всё тщательно перемешивают и сливают в стеклянную ёмкость с притёртой крышкой.

    В массу для вощения можно добавить всевозможные отдушки с запахом мёда, небольшое количество красителя, и другие наполнители, но основа из воска и скипидара остаётся неизменной.

    Реставраторы мебели обычно пользуются простой мастикой, изготовленной собственноручно.

    Для полировки мебели наносят небольшое количество состава на обрабатываемую поверхность, равномерно распределяя по всей площади.

    В течении 20-30 минут оставляют для высыхания. Затем куском шерстяной ткани или тонкого войлока полируют дерево до красивого мягкого блеска.

    Как мастичный, так и пчелиный воск, растопленный, а затем расслабленный скипидаром, можно использовать без других отделок на твёрдой древесине, например на клёне или дубе. Мягкой сухой древесине также можно придать прозрачную восковую отделку. Для этого необходимо снять с неё старую отделку, которая закрывает структуру этой древесины, расчистить поверхность от въевшихся загрязнений и заново отделать воском, а затем на протяжении всей жизни проделывать эти процедуры 2-3 раза в год.

    Если воск наносится на сырую неотделанную мягкую древесину, он делает невозможной последующую отделку, поскольку его невозможно удалить из пор и все новые слои политуры, лак или краски не соединяться с древесиной, произойдёт отслоение. После такой отделки реставрация мебели затрудняется.

    В настоящее время вощение дерева в чистом виде применяется достаточно редко, из-за последующей сложности содержания вощеной мебели. Воск широко применяется, как составляющая в средствах по уходу за лакированной мебелью. Обработанная содержащими воск мастиками мебель приобретает красивый ухоженный вид. Мягкие растворители, снимают загрязнения, отдушки придают приятный запах, а воск, проникая в мелкие трещины и царапины, маскирует их. Иногда бывает достаточно протереть старый буфет или комод простой мастикой для паркета и любимая вещь снова станет красивой.

    Реставрационные материалы для мебели очень широко представлены на современном рынке отделочных материалов. Это и всевозможные восковые наполнители для трещин и царапин, специальные лаки в баллончиках, экзотические клеи, политуры всевозможных расцветок и способов нанесения. Некоторые фирмы предлагают целые наборы в специальных, красивых чемоданчиках с восками, маркерами, шпаклёвками, тонировками, кисточками, шпателями и другими полезными вещами. Эти товары добротны, дороги и хороши. Как правило, такие реставрационные материалы годятся лишь для устранения незначительных дефектов на поверхности в основном современной мебели или паркета.

    Для профессиональной же реставрации антикварной мебели используются совсем простые, но высококачественные реставрационные материалы. Основными условиями их применения является их надёжность и обратимость (ссылка принципы реставрации)

    Требования современных коллекционеров к реставрации антикварной мебели . Реставрированная мебель не должна потерять своей исторической достоверности и в то же время соответствовать своему функциональному назначению. Иными словами, реставрированной антикварной мебелью, хотя и очень бережно должно быть возможным пользоваться в быту. В реставрационные мастерские мебель попадает в плачевном состоянии. предполагает глубокое вмешательство в предмет: расчистка, разборка, переклейка, восполнение резьбы и лакового покрытия. Что бы, антикварная мебель не потеряла своей исторической достоверности, все эти операции должен производить только профессиональный реставратор, применяя, аутентичные (родные) реставрационные материалы. Это означает - использовать только те материалы, которые применяли для изготовления старинной мебели в то время, когда её создавали.

    Серьёзная реставрация требует серьёзной подготовки. Применяемые нами реставрационные материалы должны соответствовать высоким требованиям. Склейка, как и сто и двести лет назад - натуральным столярным клеем. Тонировка производится водными морилками и . В реставрации мягкой мебели так же применяются только натуральные морская трава и конский волос, хлопковая вата. Если необходимо восполнить участок резьбы, берётся именно та порода дерева, из которой была изначально выполнена подлинная резьба. В магазинах необходимые реставрационные материалы не продаются. Приходится искать на промышленных складах, покупать оптом и впрок, что бы всегда под рукой было всё необходимое для выполнения реставрационных работ любой сложности и надлежащего качества.

    С уважением, Елена Жилина.