Все о печах и каминах - Информационный портал

Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей. Льняная ткань: характеристики, как делают, разновидности, плюсы и минусы

Классификация льняных тканей. Характеристика ассортимента льняных тканей разных групп и назначения (по структуре, отделке, свойствам)

Классификация тканей по СПКП.

Стандартная классификация тканей и нетканых полотен представлена в государственных стандартах четвертой системы, называемой системой показателей качества продукции (СПКП). В основу этой классификации положено деление материалов по сырьевому составу и отраслевому признаку (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые, из химических волокон одного вида или смеси разных волокон) и по назначению (бельевые, платьевые, костюмные, пальтовые и др.).

Классификация тканей по ОКП.

Классификация материалов, представленная в Российском Классификаторе промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП) получила название - учетная классификация. В 1994г. взамен пришел Общероссийский классификатор продукции. В нем заложен единый принцип деления (кодирования) всей продукции, выпускаемой в нашей стране, на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды с единым десятизначным кодовым обозначением в десяти разрядах, где на высшие уровни приходятся шесть первых разрядов (два на классы и по одному - на подклассы, группы, подгруппы, виды); четыре последних разряда кода используются для внутривидового обозначения продукции.

В классификаторе ткани бытового назначения и нетканые полотна отнесены к 83 классу (const), включающему 9 подклассов: 1 - ткани хлопчатобумажные; 2 - ткани типа хлопчатобумажных; 3 - ткани льняные; 4 - ткани типа льняных; 5 - ткани шерстяные; 6 - ткани типа шерстяных; 7 - ткани шелковые; 8 - ткани льно-джутокенафные; 9 - нетканые полотна. В подклассах выделены группы (их тоже 9), затем подгруппы и т.д.

Классификация тканей по назначению:

Льняные ткани делятся на три группы:

  • 1. Ткани готовые льняные платьево-бельевые.
  • 2. Ткани льняные тарные.
  • 3. Ткани готовые льняные технические.

Группа тканей льняных платьево-бельевых включает в себя:

  • · Ткани платьево-бельевые жаккардовые и кареточные широкие.
  • · Платьево-бельевые жаккардовые и кареточные узкие.
  • · Холсты и полотенца льняные гладкие.
  • · Полотна льняные узкие белые и полубелые.
  • · Полотна льняные широкие белые и полубелые.
  • · Полотна льняные суровые тонкие.
  • · Полотна льняные костюмно-платьевые.
  • · Полотна льняные пестротканные.

Группа тарных льняных тканей включает в себя:

  • · Ткани паковочные.
  • · Ткани мешочные.

Ткани готовые льняные технические подразделяются:

  • · Бортовые.
  • · Парусина.
  • · Двунитка.
  • · Ревентуха.
  • · Полотна технические суровые грубые

Классификация тканей по видам отделки:

По видам отделки льняные ткани бывают:

  • - суровыми - полотно с матовой поверхностью, образованное нитями шероховатой структуры, с небольшими уплотнениями;
  • - отваренными - обработанными щелочными растворами с добавлением специальных веществ при высокой температуре. С поверхности ткани удаляется воскообразные примеси, жиры, что улучшает гигроскопичность и внешний вид материала;
  • - кислованными - ткани в результате воздействия раствора серной кислоты становятся более мягкими и приобретают серый оттенок;
  • - полубелыми и отбеленными льняные ткани становятся в результате обработки щелочами. Ткань становится белой, удаляются посторонние примеси;
  • - гладкокрашеными ткани становятся после окраски в массе;
  • - пестроткаными - в результате переплетения пряжи разного цвета и оттенка;
  • - меланжевыми - если в переплетении участвуют нити нескольких разных цветов и оттенков;
  • - набивными льняные ткани становятся после окрашивания готового полотна.

Характеристика ассортимента льняных тканей разных групп и назначения (по структуре, отделке, свойствам).

Бельевые ткани.

По сравнению с хлопчатобумажными льняные бельевые ткани более тяжелые и прочные, менее растяжимые и отличаются повышенной устойчивостью к действию многократных стирок и износу. Благодаря более гладкой поверхности они меньше загрязняются, легче отстирываются, отличаются высокой белизной, красивым шелковистым блеском. Ткани характеризуются более высокой гигроскопичностью, влаговпитываемостью и теплопроводностью. Содержание натуральных волокон в полульняных тканях должно быть не менее 92%

Ткани для столового белья и штучные изделия.

Они представлены полотнами для скатертей, скатертями, салфетками и столовыми комплектами и входят в группу 01 по прейскурантной классификации.

Скатертные полотна, скатерти, салфетки -- традиционный льняной ассортимент. По внешнему виду и свойствам они не имеют равных среди аналогичных изделий, изготовленных из других волокон.

Полотна скатертные и скатерти выпускают льняными и полульняными.

Льняные полотна для скатертей и столовые изделия отличаются благородным, умеренным блеском, способностью быстро впитывать влагу, хорошо отстирываться, сохраняя при этом исходный внешний вид -- белизну, гладкость поверхности, умеренную жесткость.

Льняные скатертные полотна и готовые изделия изготовляют из льняной и оческовой пряжи мокрого прядения 35,7 - 86 текс по основе и утку. В основе полульняных тканей и изделий применяют хлопчатобумажную пряжу 25 - 56 текс, однониточную и крученую в два сложения. При применении хлопчатобумажной пряжи несколько снижаются блеск и прочность полульняных тканей и увеличивается их растяжимость. После многократных стирок эти ткани приобретают некоторую шероховатость, теряют шелковистость, хуже отстирываются.

Поверхностная плотность скатертей и скатертных полотен должна быть 180 - 260 г/м2.

Скатертные полотна и скатерти вырабатываются жаккардовым, мелкоузорчатым и полотняным переплетениями.

Наиболее интересны и эффектны камчатные скатертные полотна и скатерти, которые вырабатывают жаккардовым переплетением с крупными узорами (как правило, растительного орнамента). Рисунок на таких тканях выделяется за счет сочетания основонастильных (атлас) и уточнонастильных (сатин) переплетений при выработке фона и рисунка тканей.

По отделке скатертные полотна и скатерти вырабатывают кислованными, вареными, белыми, полубелыми, пестроткаными, с цветной каймой, клетчатыми, гладкокрашеными, набивными и с вышивкой. Белизна белых скатертных полотен, скатертей и салфеток должна быть не менее 82 - 80%.

Фон некоторых скатертей может быть оформлен ажурным рисунком, созданным за счет переплетений, а край -- мережкой. Ажур может располагаться только по краю изделия. Такие скатерти называются скатертями с ажуром.

Ткани для постельного и нательного белья.

Льняные бельевые полотна вырабатывают из льняной и оческовой пряжи 35,7 - 118 текс по основе и утку, полульняные -- из хлопчатобумажной пряжи 18,5--50 текс и 25 текс х 2 по основе и льняной или оческовой пряжи вышеназванных линейных плотностей по утку. Поверхностная плотность тканей 150 -- 230 г/м2.

Переплетение в основном полотняное, небольшое количество полотен имеют жаккардовое переплетение.

Бельевые полотна выпускают белыми, полубелыми, белыми с цветной каймой, клетчатыми, пестроткаными, набивными и гладкокрашеными.

Для постельного белья используют широкие полотна (ширина 110 - 220 см), для нательного и корсетного белья узкие (ширина 80 - 110 см), тонкие полотна с поверхностной плотностью 150 - 175 г/м2.

Полотенечные ткани и изделия.

Это ткани полотенечные, полотенца и простыни махровые. Полотенечные ткани и полотенца вырабатывают обычно небольшой ширины (35 - 50 см). Узкие полотенечные ткани называются холстами. Только несколько артикулов их вырабатывают шириной 80 см и даже 150 см. Длина полотенец 100 - 175 см.

Полотенца размером 35х80 см называют детскими. Узкие края полотенец могут быть с ажуром, бахромой или подрубленными.

Для выработки льняных холстов и полотенец применяют пряжу льняную и оческовую мокрого прядения линейной плотности 46 - 96 текс по основе и утку, а для полульняных -- по основе хлопчатобумажную пряжу 50 - 62,5 текс и 25 текс х 2, а по утку такую же, как и для льняных

Холсты полотенечные вырабатывают жаккардовым, мелкоузорчатым, полотняным и сложным петельным переплетениями. По колористическому оформлению они бывают кислованными, вареными, белыми и полубелыми, с цветными просновками, пестроткаными с цветной каймой, полосами и набивными. Поверхностная плотность холстов 190 - 265 г/м2.

По назначению можно выделить личные (камчатные), хозяйственные (креповые и гладкие) и купальные (гладкие и махровые) ткани и изделия.

Одежные ткани.

Эти ткани предназначены для пошива костюмов, платьев, халатов, сорочек, блузок и других изделий. К одежным следует отнести также прикладные ткани (бортовые, или бортовки), обеспечивающие формоустойчивость отдельных частей одежды (борта, воротники, полочки в области груди).

Одежные ткани -- имеют красивый внешний вид и разнообразное внешнее оформление, отличаются высокой износостойкостью. Эти ткани обладают высокой гигиеничностью, и в первую очередь высокими гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Одежда из льняных тканей вызывает приятное ощущение прохлады в жаркую погоду - «холодит».

В настоящее время выпускают преимущественно полульняные одежные ткани. Полульняные ткани по волокнистому составу бывают двухкомпонентные (льнолавсановые) и трехкомпонентные (льнохлопколавсановые, льновискознолавсановые и др.).

В одежном ассортименте широко представлены льнолавсановые ткани, которые превосходят льняные по несминаемости и формоустойчивости. Лавсановые волокна стабилизируют размеры тканей при влажных обработках, повышают их износостойкость. Установлено, что наилучший эффект в снижении сминаемости и усадки достигается при введении лавсанового волокна в количестве не менее 50%. Наиболее распространены льнолавсановые ткани, содержащие 50 или 67 % лавсана.

Вместе с тем следует отметить, что с увеличением содержания лавсановых волокон снижаются гигроскопичность и воздухопроницаемость, усиливаются электризуемость и пиллингуемость полульняных тканей.

Для изготовления одежных тканей обычно используют по основе хлопчатобумажную пряжу 10 - 60 текс, преимущественно крученую в два сложения, а по утку - льнолавсановую, льняную и оческовую пряжу мокрого способа прядения 24 - 96 текс и пневмомеханическую 200 и 240 текс. Льнолавсановую пряжу можно использовать и по основе, и по утку. Вприкрутку с льнолавсановой пряжей иногда применяют лавсановые, вискозные и капроновые нити. Поверхностная плотность тканей 90 - 300 г/м2.

Одежные льняные ткани вырабатываются полотняным, саржевым, мелкоузорчатым, жаккардовым переплетениями. По оформлению они могут быть вареными, кислованными, отбеленными, гладкокрашеными, набивными, пестроткаными и меланжевыми. Льняные ткани отличаются устойчивой окраской. Отбеленные ткани не желтеют, сохраняют высокую белизну в течение всего периода эксплуатации. Ширина их 80-- 160 см.

Недостатками льняных тканей, затрудняющими пошив многих изделий, являются повышенная жесткость и плохая драпируемость.

Ткани льнохлопковые, льнохлопколавсановые, льновискознолавсановые с содержанием лавсанового волокна до 50% подвергают малосминаемой, малоусадочной и другим видам отделки. Несминаемость тканей с малосминаемой отделкой должна быть 42 - 50%, а усадка после стирки -- не более 3,5 - 5% по основе и 2% по утку.

Для снижения сминаемости тканей в мокром виде и облегчения ухода ткани подвергают отделкам «легкое глаженье» и «легкий уход».

Костюмные и костюмно-платьевые ткани.

Это относительно тяжелые (поверхностная плотность 180 - 300 г/м2), с грубоватой, неровной поверхностью (типа домотканых холстов) или шерстоподобные пластичные из льнолавсановой пряжи. Содержание лавсанового волокна обычно 50 - 67%. Воздухопроницаемость костюмных тканей не менее 60 дм3м2 х с.

Наиболее интересны формоустойчивые ткани для мужских и женских пиджаков и костюмов, выполненные из скрученной разноцветной пряжи, а также ткани, напоминающие твид.

Платьевые ткани.

Эти ткани отличаются меньшей поверхностной плотностью (90-250 г/м2), для их производства используют особо тонкую хлопчатобумажную крученую пряжу 10 текс х 2 и 15,4 текс х 2. Содержание лавсанового волокна в них обычно не превышает 33%. Ткани для женского платья обычно вырабатывают мелкоузорчатыми с чередующимися плотными и разреженными полосами, разнообразного колористического оформления. Воздухопроницаемость не менее 100 дм3м2 *с.

Блузочные и сорочечные

Это наиболее тонкие, легкие (поверхностная плотность до 170 г/м2), пластичные ткани с разрешенной структурой. Воздухопроницаемость не менее 100 дм3м2 *с. Поверхность тканей или гладкая (полотняное переплетение), или мелкорельефная, или с ажурными эффектами в гладкокрашеном оформлении либо с многоцветными узорами.

Представляют интерес одежные ткани детского ассортимента. По составу они льнохлопковые. Вложение синтетических волокон более 8% и обработка тканей синтетическими смолами не допускается. Поверхностная плотность до 250 г/м2. Они могут быть пестроткаными, гладкокрашеными или набивными с рисунками разнообразной тематики.

Прикладные ткани.

В ассортименте льняных тканей они представлены бортовками. Эти ткани должны иметь высокую упругость при изгибе, стабильность линейных размеров, достаточную жесткость.

По волокнистому составу бортовки бывают льняные, льнохлопковые, льнолавсановые, льношерстяные, льнокапроновые.

Льняные и льнохлопковые бортовки имеют большую усадку и низкие упругие свойства. Поэтому выпускают в основном льнолавсановые ткани из смешанной оческовой пряжи 83,3 - 118 текс, содержащей 33% лавсанового волокна, которые имеют большую упругость.

Декоративные ткани и штучные изделия.

В эту группу объединены ткани для занавесей и портьер, покрывала и ткани для покрывал, ткани для тентов, террас, чехлов и др. В последние годы льняные декоративные ткани начали использовался как материал для обивки стен и для обоев.

Портьерные ткани.

Вырабатывают их в основном полульняными из однониточной или крученой хлопчатобумажной пряжи 25--62,5 текс и вискозной пряжи или нити 58,8 - 83,3 текс, а также льняной, оческовой и льнолавсановой пряжи мокрого прядения 83,3 - 118 текс. При использовании вискозной пряжи улучшается драпируемость тканей.

Портьерные ткани вырабатывают в основном пестроткаными жаккардового переплетения, а также набивными полотняного переплетения. Рисунки набивных тканей обычно стилизованные растительного или геометрического характера. Ширина портьерных тканей 150 - 160 см, полотен 80 - 90 см. Поверхностная плотность 140 - 325 г/м2.

Покрывала и ткани для покрывал.

Ткани для покрывал довольно тяжелые, поверхностная плотность их 310 - 380 г/м2. Вырабатывают их полульняными из хлопчатобумажной крученой пряжи линейной плотности 25 - 50 текс по основе и льнолавсановой и льнолавсановискозной пряжи по утку. Это ткани жаккардовых переплетении, отбеленные и пестротканые.

Размеры покрывал для взрослых (в см): ширина -- 130 - 180, длина -- 200 или 210; детских: ширина -- 110 и 140, длина - 125 и 130.

Технические и упаковочные ткани.

К техническим относятся ткани, предназначенные для укрытий, защитной спецодежды, а также ткани, применяемые в различных отраслях промышленности. Это ткани в основном внерыночного потребления, однако некоторые их них реализуются через оптовую и розничную торговую сеть. Это полотна для укрытий, спецодежды, палаточные, холсты для живописи, упаковочные ткани, мешки и др.

Для производства технических и упаковочных тканей применяют, как правило, оческовую пряжу сухого и мокрого прядения с линейной плотностью 66,7 -- 286 текс. Полульняные вырабатывают с применением хлопчатобумажной пряжи и лавсановых волокон. В упаковочные ткани добавляют вискозные нити, а также джутовые, пеньковые и другие лубяные волокна. Эти ткани чаще суровые, реже полубелые или гладкокрашеные, в основном полотняного переплетения. Ширина тканей 90 -- 106 см. Поверхностная плотность 199 -- 920 г/м2.

«Органическая шерсть» - Рост 86, 1-2 года Штанишки. Ланолин - животный жир, превосходное смягчающее вещество. Рост 50, 0-3 мес. Одежда Organic & Natural ™ Baby. Рост 86, 1-2 года Рост 98, 2-3 года Рост 110, 3-4 года. Конверт для автокресла. Одеяло. Одежда Organic & Natural ™ Baby из органической шерсти: Нежная и мягкая.

«Натуральные волокна» - Первичная обработка хлопка. Предварительная очистка. В прядильном цехе из ровницы вытягивают и скручивают нити. Сбор хлопка-сырца с полей. Ткацкое производство. Схема ткацкого станка. ПРЯЖА – тонкая нить, полученная путем скручивания волокон. Получают пряжу. Получают ВОЛОКНО ХЛОПКА. Закончи предложение:

«Природные и химические волокна» - Экологические проблемы. Зависимость свойств волокон от их строения. Волокна природные. Соревнование природы и химии. Минеральное волокно. Волокна в современном мире. Свойства синтетических волокон. Хлопок. Конопля. Коллекция изделий из синтетических волокон. Классификация волокон. Пастижер. Волокна, подаренные природой.

«Экспертиза текстильных товаров» - Строение тканей. Определение природы волокон сжиганием. Ткани из льняных волокон. Хлопчатобумажные ткани. Определение природы волокон. Потребительские свойства ткани. Химические методы распознавания волокон. Органолептические методы распознавания волокон. Экспертиза текстильных товаров. Распознавание химических волокон.

«Натуральные волокна растительного происхождения» - Воздействие различных факторов на лен и хлопок. Швейное материаловедение. Отделка тканей. Виды переплетений. Ткань, снятая с ткацкого станка. Материаловедение. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Хлопчатник и волокна хлопчатника. Первичная обработка хлопка. Производство ткани. Процесс получения ткани.

«Шерстяная ткань» - Свойства шерстяных волокон: блеск - нерезкий, упругость - большая, извитость - сильная. Тонкая шерсть состоит из тонких, извитых, равномерных по толщине и длине пуховых волокон. Кашемирская коза. Лама – южноамериканское животное, близкий родственник верблюда. Шерсть верблюда мягкая и долговечная. Шерсть "мерино" получают от овец мериносовых пород.

Цели урока:

Дидактическая - ознакомитьучащихся с историческими сведениями о натуральных волокнах растительного происхождения и их получением; со свойствами натуральных волокон растительного происхождения, сравнительной характеристикой хлопчатобумажных и льняных волокон; получением пряжи, прядении;

способствовать формированию понятий: волокна, натуральные волокна растительного происхождения; сырьё для получения волокон; волокна хлопка и льна; пряжа, прядение;

способствовать расширению представлений о волокнах и тканях растительного происхождения; получении пряжи, прядении; формированию умений систематизировать знания по материаловедению; формированию дальнейших умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

обеспечить реализацию межпредметных связей;

способствовать воспитанию эстетического вкуса, внимательности;

способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления.

Развивающая - развивать цвето- и форморазличение, обратное мышление, память, развивать интерес к профессиям текстильного производства.

Воспитательная - воспитывать товарищескую взаимопомощь, дисциплинированность, творческую личность.

Оборудования и наглядные пособия: Коллекция «Хлопок», «Лен», схема получения льняной ткани, схема получения хлопчатобумажной ткани, таблица свойств тканей, лоскуты для опыта, карточки для входного контроля, задания на развитие внимания, образного мышления, призы.

Используемое оборудование: проектор, компьютер

С лова для запоминания: лен, хлопок, конопля, джут, кенаф, пенька.

Профориентация: художник, колорист.

Межпредметные связи: биология: части растения; рисование: понятия «колорит», «цвет»; обслуживающий труд: производство тканей.

Здоровьесберегающие технологии: физминутки, музыкальная терапия. Педагогические технологии: проблемное обучение, опережающие задания, ИКТ-технологии.

Методическое обеспечение уроков:

1. Материально-техническая база:

Мультимедиа, компьютерный класс;

2. Дидактическое обеспечение:

Учебник «Технология» 5 класс, под редакцией В.Д. Симоненко, § 1;

Рабочие тетради;

Презентации;

Раздаточный материал (схемы, таблицы, наглядные пособия коллекций «Хлопок» и «Лен», образцы волокон и тканей, лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей)

3. Материалы для контроля знаний учащихся;

Тесты Слайд № 1, 2, 3;

Образцы тканей;

Методы обучения: объяснительно - демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом); репродуктивный (беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов); частично -поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы); закрепление материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Урок-исследование

Работа в бригадах (3 бригады - по количеству рядов в кабинете).

За каждый правильный ответ бригада получаете бонус /в конце урока - оценки/.

Методы обучения:

объяснительно - демонстрационный (объяснение нового учебного материала путем решения новых учебных задач, предусмотренных тематическим планом);

словесные: загадки, вопросы;

тестирование, беседа - при повторении;

экспресс-опрос;

лабораторная работа учащихся;

слайдовая презентация.

частично -поисковый (формирование соответствующих умений во время выполнения практической работы);

Краткое описание: Знакомство с основами материаловедения, с видами растений, используемых для получения тканей, классификацией волокон, этапами производства ткани.

СТРУКТУРА УРОКА

Организационный момент 1 мин.

Повторение пройденного материала 3 мин.

Актуализация опорных знаний, умений, навыков 4 мин.

Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация 2 мин.

Сообщение темы, цели и задач урока 1 мин.

Сообщение новых знаний...................... 14 мин.

Физкультминутка. 3 мин.

Лабораторно-практическая работа 5мин.

Заключительный инструктаж 3 мин.

Закрепление новых знаний 5 мин.

Домашнее задание 1 мин.

Подведение итогов урока. 2 мин.

Уборка рабочих мест 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

Отметить отсутствующих

Проверить наличие спецодежды и готовность к уроку.

II . Повторение пройденного материала (Слайд №4).

3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?лайд№4

1.Каковы правила поведения учащихся в кабинете "Трудового обучения"?

2.Что надо помнить учащимся во время работы?

3.Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

Ш.Актуализация опорных знаний (Слайд№5-№8).

У окна сидит портной-

Он парнишка озорной!

Ножницами щелк, щелк, щелк,

В своем деле знает толк!

Подумайте, что было бы

Когда б сказал портной:

Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!

И все портные в городе

За ним ушли б домой.

Ходили б люди голые

По улице зимой!

Каменщик строит жилища,

Платья - работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, натачает?

Сталь быть, так и выходит: Все что мы делаем - нужно Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно!

Как Вы думаете:

1.Из чего изготовлена ваша одежда?

2. Откуда берутся ткани?

3.Как вы думаете, какими знаниями должен обладать человек, желающий изготовить швейное изделие?

IV . Мотивация учебной деятельности. Проблемная ситуация.

(Слайд№9- №10).

Каким же образом из растений можно получить ткань?

Какую часть растения берут для получения тканей?

Что влияет на свойства тканей?

Проблемная ситуация :

От чего зависят особенности и качество тканей?

Что влияет на свойства тканей

Чтобы ответить на все вопросы отправимся в страну «Материаловедения»(Слайд№11).

V .Сообщение темы, цели и задач урока.

Тема: (Слайд№12)

Цель: (Слайд№13)

V I .Сообщение новых знаний. (Слайд№14- Слайд№38)

Вы прекрасно справились с заданиями, и теперь мы можем отправиться в страну «Материаловедения»

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. (Слайд№14).

Классификация текстильных волокон(Слайд№15).

Хлопчатник - кустарниковое растение высотой около 1 метра. Хлопковое волокно получают после созревания семян, покрытых тонкими волосками. Семена собраны в коробочку. На каждом семени от 7 000 до 15 000 волосков.

Хлопок получают из семенных коробочек хлопчатника. Такие волокна называют семенными. Он представляет собой тонкие, короткие, мягкие и пушистые волокна называются семенными, они являются хлопком-сырцом. Обычно волокна имеют белый цвет. Но уже выведен натуральный цветной хлопок, из которого изготавливают цветные ткани. (Слайд№16-№19).

Первичная обработка хлопка(Слайд№20).

Теперь давайте рассмотрим схему получения хлопчатобумажных тканей (Слайд№21). (учащиеся работают с коллекциями, учитель демонстрирует у доски наглядные пособия коллекции «Хлопок»)

Свойства хлопка(Слайд№22).

Ткани из хлопка имеют положительные и отрицательные свойства(Слайд№23).

Лён (Слайд№24-№29).

Для получения волокна возделывают лен- долгунец, имеющий соцветия синего цвета.

Схема получения льняной ткани (Слайд№26). Сбор и получение льняной соломы (лён-долгунец). Вымочка льняной соломы. Сушка Мятьё. Трепание льна. После этого льняное волокно готово для изготовления ровницы.

Схема получения льняной ткани (Слайд№27).

Свойства льна(Слайд№28).

Ткани из льна имеют положительные и отрицательные свойства(Слайд№29).

Ассортимент изделий из льняной ткани(Слайд№30).

Конопля - травянистое однолетнее растение. Человеку конопля известна 3500 лет. Волокна конопли называют пенькой. (Слайд№31).

Джут - тропическое растение (родина Ю. Америка, Африка) (Слайд№32).

Кенаф - тропическое растение (родина Индия, Китай) (Слайд№33).

Юта -тропическое растение (родина Индия, Китай) (Слайд№33).

Волокна названных тропических растений служат для технических целей (мешки, изоляционный материал, брезент, рыболовные сети, канаты, упаковочная ткань(, а также в быту (ковры, покрывала, обивка для мебели).

Схема изготовления ткани(Слайд№34). Учащиеся получают распечатанные «Схема изготовления ткани», которые вклеивают в тетрадь.

Вопрос к учащимся: Какой должна быть логическая цепочка «Изготовление ткани»? (Слайд№35).

Ответ: Логическая цепочка «Изготовление ткани» (Слайд№36).

Вопрос к учащимся: Чем отличаются волокна хлопка и льна? (Слайд№37).

Учащиеся делают вывод. (Слайд№38).

Учащиеся получают распечатанные «Основные понятия», которые вклеивают в тетрадь. (Слайд№39-№40).

Основные понятия :

ВОЛОКНО- это очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.

ПРЯЖА - тонкая нить, полученная путем скручивания волокон.

ПРЯДЕНИЕ - процесс получения пряжи.

ТКАНЬ - это материал, который получают на ткацком станке путем переплетения двух систем нитей.

ТКАЧЕСТВО - процесс получения ткани.

НИТИ ОСНОВЫ - это нити, идущие вдоль ткани.

НИТИ УТКА - это нити, идущие поперек ткани.

VII .Физкультминутка. (Слайд№41).

VIII . Лабораторно- практическая работа (Слайд№42).

«Исследование волокнистого состава хлопчатобумажных и льняных тканей». Работа в бригадах.

Ход работы.

1.Провести исследование образцов ткани. Определить образцы хлопчатобумажных и льняных тканей

2.Определить лицевую сторону образцов ткани.

3.Вклеить образцы в тетрадь лицевой стороной вверх. Подписать.

I X. Заключительный инструктаж. (Слайд№43-№44).

Учитель просит учащихся сформулировать ответ на проблемный вопрос: от чего зависят особенности и качество тканей? Что влияет на свойства тканей?

От чего зависят свойства тканей?(Слайд№43-№44).

Учитель обобщает ответы учащихся:

Особенности и качество тканей зависит от особенностей волокон, из которых они изготовлены. Чем тоньше и длиннее волокна, тем тоньше и крепче ткани

Вывод: (Слайд№45).

Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены.

Выбор ткани зависит от назначения изделия, требований, которые предъявляются к особенностям ткани.

X .Закрепление новых знаний. (Слайд№46-№58).

1. Игра «Блеф-клуб» . (Слайд№46-№47).

Определите истинные и ложные утверждения

1.Волокна растительного происхождения получают из крапивы.

2. Изнаночная сторона ткани имеет ворсинки.

3.Процесс получения ткани из пряжи, называется прядением.
4. Материаловедение изучает устройство швейной машины.

5.Волокна хлопка получают из семенных коробочек хлопчатника.
6. Волокна растительного происхождения относятся к волокнам натуральным

7.Ткани из хлопка более жёсткие и прохладные

8. Гигроскопичность это способность хорошо впитывать влагу.

9.Ткань изготавливают на швейной фабрике.

10.Сырьем для получения хлопчатобумажной ткани является лен.

11.На ткацких фабриках работают ткачих:

12. Лицевая сторона ткани имеет четкий рисунок.

2. Загадки : (Слайд№48).

1.Били меня, колотили,

Во все чины производили,

На престол царем посадили…

2.Пушист, да не пух,
И бел, да не снег,
На поле растёт
Замечательный мех.

3. Игра «Поле чудес» (Слайд№49-№58).

X I . Подведение итогов урока. (Слайд№59-№60).

Рефлексия урока

Учитель: Молодцы!

Наш закончился урок -

Вместе подведём итог:

Материалы - хлопок, лён

Хороши со всех сторон!

Всем спасибо говорю

От души благодарю!

Вы все хорошо поработали.! Надеюсь, что на следующем урок, вы будете также активны и любознательны!

Бригадиры подсчитывают заработанные бонусы, учитель характеризует работу каждой бригады, даёт объективную оценку их деятельности, выставляет оценки, благодарит бригады за активную работу на уроке.

X II .Домашнее задание. (Слайд№61).

Повторить основные понятия

Творческое задание:

Подобрать образцы изученных тканей и оформить в тетради

Попробуйте найти дополнительную информацию по этой теме и удивить.

X III .Уборка рабочих мест.

Литература

Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Технология. Обслуживающий труд: 5 класс для учащихся общеобразовательных учреждений -4-е изд., пераб./ Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: “Вентана-Граф”, 2010-192 с.:ил.

Домоводство и обучающий труд: Учеб.пособие для учащихся 5-х кл./ Сост. А.П.Тарасова/ Дизайн обл. А.С.Андреев. - СПб.: “МиМ-Экспресс”, 1996.

Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983.

Все текстильные материалы состоят из волокон. Различают две группы текстильных волокон: натуральные и химические. Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения.

Для производства растительных волокон (и тканей из них) чаще всего используют растения хлопчатника и льна (рис. 13).

Рис. 13. Растения хлопчатника (а) и льна (б)

Растительные волокна получают также из крапивы, конопли, кенафа, джута, но эти растения как сырье для текстильной промышленности используются гораздо реже.

Хлопчатник - однолетнее кустарниковое растение высотой более метра. После созревания плод хлопчатника - семенная коробочка - раскрывается. Внутри коробочки находятся семена, покрытые волокнами. Волокна хлопчатника белого цвета, пушистые, короткие, мягкие, тонкие. Из них и делают хлопчатобумажные нити и ткани. Кроме того, из семян хлопчатника получают масло, жмых для корма животным. За ценные свойства хлопок называют белым золотом.

Родина хлопчатника - Индия. Растение любит 30-градусную жару и большое количество влаги. В нашей стране хлопчатник не выращивают, потому что ему не хватает тепла для вызревания.

Лен - однолетнее растение высотой менее метра. В коре его стебля находятся волокна, из которых изготовляют ткань. Эти волокна называются лубяными. Они гладкие, длинные, прямые, жесткие и толстые. Льняные ткани обычно бывают серого цвета с характерным блеском, за что лен называют северным шелком.

На Руси издревле возделывали лен. Это растение любит свет, влагу, умеренное тепло, не боится легких заморозков. Лен и сейчас выращивают во многих областях России: Вологодской, Костромской, Смоленской, Ленинградской, Ярославской и других.

Свойства тканей из натуральных растительных волокон

Хлопчатобумажные ткани слегка шероховатые и не имеют блеска, их нити равномерны по толщине. Ткани из чистого хлопка легко мнутся, но хорошо разглаживаются. На срезах нити не осыпаются. Материалы из хлопка легкие и мягкие, создают ощущение тепла, хорошо впитывают влагу, быстро высыхают, пропускают воздух, хорошо стираются и выдерживают высокие температуры. Из них шьют одежду, нательное, постельное и столовое белье, полотенца и другие вещи.

Ткани из хлопка довольно прочные, обладают большей растяжимостью по утку и меньшей по основе. При стирке они садятся по нити основы.

Льняные ткани гладкие и слегка блестящие, имеют неравномерные по толщине нити. Ткани из чистого льна быстро мнутся, но хорошо разглаживаются. На срезах нити сильно осыпаются. Льняное волокно хорошо впитывает и испаряет влагу. Прилегающая к телу льняная одежда создает ощущение чуть влажной прохлады. Льняные ткани применяются для изготовления одежды, столового и постельного белья и полотенец.

Ткани из льна очень прочные, в прошлом они были незаменимы для парусных судов (парусина). Эти ткани малорастяжимы по основе и утку, обладают жесткостью, большой массой и толщиной. Сегодня из толстых, грубых волокон льна делают тяжелый и прочный брезент для палаток и рюкзаков. На льняных холстах художники пишут картины.

Виды хлопчатобумажных тканей

Ситец - легкая ткань полотняного переплетения для летних платьев, сарафанов, халатов, белья.

Батист - очень тонкая, мягкая ткань полотняного переплетения для блуз, летних платьев, белья.

Фланель - мягкая ткань с двусторонним начесом для зимних детских изделий, теплых мужских рубашек, домашних халатов.

Джинсовая ткань - плотная хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения бытового и производственного назначения.

Вельвет - ткань с ворсом в виде продольных рубчиков, используется для пошива верхней одежды.

Виды льняных тканей

Льняное полотно - группа тканей полотняного переплетения различной толщины и цвета, применяется для изготовления летней одежды и белья.

Льняной батист - тончайшее полупрозрачное льняное полотно, используется для белья и легкой одежды.

Холст - льняная ткань из толстой пряжи, служит для технического применения.

Парусина - грубая ткань полотняного переплетения, используемая для спецодежды.

Нитки и тесьма

Для изготовления швейных изделий кроме ткани необходимо множество дополнительных материалов.

Нитки служат для сшивания деталей и узлов швейных изделий, а также для обработки их срезов. По составу и толщине они бывают разными, их выбирают в зависимости от толщины ткани: тонкие ткани сшивают тонкими нитками, и наоборот. Основное требование - нитки должны быть прочными, высокого качества и соответствовать тону ткани.

Тесьма. Чтобы юбка или брюки плотно «сидели» на талии, в подгибку вставляют эластичную тесьму (резинку). Она бывает различной ширины и цвета. Для отделки изделий используют декоративную тесьму (рис. 14).

Рис. 14. Виды декоративной тесьмы

Практическая работа № 8
Определение вида ткани. (Выбор ткани для проектного изделия)

Вам потребуются: образцы различных хлопчатобумажных и льняных тканей, ножницы, лупа.

Задание. При изготовлении одежды необходимо уметь различать льняные и хлопчатобумажные ткани. Определите вид ткани по предложенным учителем образцам (табл. 3).

Таблица 3
Основные признаки льняных и хлопчатобумажных тканей

Порядок выполнения работы

  1. Рассмотрите образцы тканей. Определите льняные и хлопчатобумажные ткани по внешнему виду и на ощупь. От каждого образца отделите по одной нити. Разорвите их поочередно. Рассмотрите, как выглядит разрыв (это лучше делать через лупу). Сделайте пометки на образцах и в таблице рабочей тетради.
  2. На каждом образце сделайте надрез и разорвите ткань. Определите льняные и хлопчатобумажные ткани по их прочности. Сделайте выводы.
  3. Попытайтесь обосновать свой выбор ткани для проектного изделия. Какие свойства этой ткани являются для вас наиболее важными и почему?

Новые понятия

Льняные и хлопчатобумажные ткани; виды тканей ткани бытового и производственного назначения; нитки, тесьма.

Контрольные вопросы

  1. Из чего состоят швейные материалы?
  2. Какое волокно выращивают в России, а какое - привозят из-за границы?
  3. Почему льняные ткани прочнее, чем хлопчатобумажные?
  4. Почему льняные ткани осыпаются сильнее, чем хлопчатобумажные?
  5. Из какой ткани лучше шить простыни, а из какой - ночную сорочку?
  6. Чем отличается батист от джинсовой ткани?




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении;
  • формировать представление о ткани как о двух системах нитей;
  • ознакомить со свойствами х/б и льняных тканей;
  • научить определять направления нитей основы и утка;
  • воспитывать уважение к труду старших поколений, любви к природе, бережливости.

МТО: Коллекции "Хлопок", "Лён"; волокна (вата), веретено, прядильная машина, образцы тканей с кромками, макет ткацкого станка, презентация "Основы материаловедения" (презентация)

Оборудование: прядильная машина, компьютер, проекционная система

Методы ведения: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, решение УПЗ, самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Межпредметные связи: ботаника, география.

Учащиеся должны уметь: Определять в ткани нити утка и основы, лицевую и изнаночную стороны.

Оформление доски: "Пушинка к пушинке и вый дет перинка".Выписаны термины: материаловедение, натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён-долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, лицевая сторона ткани, полотняное переплетение.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала (1часть).

Тканью человек пользуется с древних времён.

Давайте, сравним, ткань с бумагой? Что прочнее?

Как используют ткань на производстве и в быту?

Мы настолько привыкли к ткани, что даже не задумываемся, когда шьём изделия, как получают ткани и из какого сырья. На эти вопросы отвечает материаловедение .(Показ слайда1)

Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие волокна в длинные нити и делать из неё ткани.

Швейное материаловедение - изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий

Сколько на свете разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие: Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?

Посмотри на разные ткани через увеличительное стекло: всюду нити переплетены! (рассматривание образцов ткани)

Теперь понятно, почему нити у тканей так крепко держатся друг за друга? Кто же их переплёл?

Ткацкий станок - вот кто! Продольные нити, то есть те, что натянуты вдоль станка, всё время прыгают - вверх-вниз, вверх-вниз. Не сами прыгаю, конечно, подниматься и опускаться их заставляют решётки с колечками, сквозь которые эти нити продеты. А поперёк, в просветы между этими продольными нитями, летают челноки - туда-обратно, туда-обратно. Каждый челнок тянет за собой поперечную нить (она сматывается с катушки, спрятанной внутри челнока). Почему ткацкий челнок так назван, ясно с первого взгляда. Он не только формой напоминает лодку, но и тем, что "возит груз". Этот груз - катушка, с которой сматывается поперечная нить. (Показ слайдов 3-5, демонстрация ткацкого станка)

А раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заострённой палки.

Отсюда, кстати, и само слово "ткач": он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Убери из слова "тыкать" букву "ы": Какое слово получилось? Ткать!

Но сначала люди научились не ткать, а плести - из веток, тростника, травы: Может, сами додумались, а может, у птиц подсмотрели.

Вот какое гнездо плетёт африканская птичка ткачик. (Показ слайдов 6-7)

Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить.

Помнишь, в сказке Пушкина: "Три девицы под окном пряли поздно вечерком:"? На чём они пряли? Возможно на прялке. (Показ слайда 8, практическая работа по скручиванию ваты в пряжу)

Прялки на Руси служили не только инструментом для прядения, но и украшением жилища.

В древние времена нить скручивали пальцами. Потом изобрели веретено. (Показ слайда 9, показ веретена)

А может быть, к тому времени уже изобрели самопрялку? Работать на ней было легче, но и на самопрялке многого не напрядешь. Другое дело - прядильная машина.

Первой прядильной машиной была машина Харгревса, сконструированная им в 1764-1767 годах. Благодаря изобретению стало возможным обслуживание нескольких веретён одним рабочим. (Показ слайдов10-11, демонстрация работы электрической прядильной машины)

Волокно - очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.

Текстильные волокна - это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей:(показ слайда12-13)

Хлопчатник - это однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 метра. (слайд 14-15)

Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет, лопаются коробочки с семенами, и в каждой - будто кусочек ваты!

Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн.

Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити.

Семена тоже идут в дело - из них выжимают хлопковое масло.

Без тканей из хлопка мы сейчас и жизни себе не представляем. А ведь их начали ткать в нашей стране меньше 200 лет назад. (Демонстрация коллекции "Хлопок", тканей)

Как же обходились без хлопка?

Из каких нитей делали ткани, из каких волокон пряли?

Из льняных! Древние египтяне хлопка не знали. Они сеяли лён.

В старину тонкое льняное полотно называли в Европе "русским шёлком". Его умели ткать только в России. Но и сейчас русские льняные ткани славятся на весь мир.

До чего красив цветущий лён - всё поле в голубеньких цветочках!

Отцветёт лён, созреют на нём семена - тут его срезают, раскладывают на земле и ждут, пока живущие в земле микробы съедят клей, которым волокна льна прочно склеены. После этого лён можно будет расчесать - расщепить его стебельки на отдельные волокна.

Из этих волокон спрядут льняные нити. А из нитей соткут ткань

На свете больше 200 видов льна, но выращивают лишь 40 видов.

Ради волокон сеют лён-долгунец, ради масла - лён-кудряш. (Показ слайдов 16-19, демонстрация коллекции "ЛЁН")

Из более толстых льняных нитей ткут парусину. Парусину можно пропитать веществом, которое отталкивает воду, - и тогда с неё "как с гуся вода". Такую непромокаемую парусину называют брезентом.

Если спросить старого морского волка: "Знаете ли вы ещё какие-нибудь растительные волокна, кроме тех, которые даёт нам лён и хлопок?", он ответит: "А как же!" И назовёт волокна, дорогие сердцу каждого моряка: пеньку, джут и капок. За что же любят их моряки?

Из пеньки делают верёвки, морские канаты, мешковину - грубую ткань, из которой шьют мешки.

Но самые лучшие мешки получаются из мешковины, которые изготовляют из джута.

А самые лучшие канаты (знаменитый манильский трос) - из манильской пеньки.

А как используют в море волокно со странным именем "капок"? Оно спасает человеческие жизни! Этим волокном набивают спасательные круги и спасательные жилеты - оно лёгкое, не намокает и вообще не смачивается водой, не гниёт от сырости. (Показ слайдов20-24)

Основные понятия

Пряжа - нити, полученные в процессе прядения

Прядение - процесс в результате которого из коротких тонких волокон получают непрерывную нить.

Ткань - текстильное изделие, полученное путём переплетения двух систем нитей в процессе ткачества.

Основа - долевые нити - нити, идущие вдоль ткани. (прочные, не тянутся, прямая)

Уток - поперечные нити - нити, идущие вдоль ткани. (менее прочные, тянутся при растяжении, извитая).

Кромка - уплотнённое переплетение нитей по краям ткани.

Нити основы прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.

Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину.

Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края - кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.

3. Практическая работа.

Определение в ткани направления нитей и утка.

По кромке (вдоль или поперёк кромки)

По степени растяжения (растягивается больше или меньше)

По звуку (звук звонкий или глухой)

По виду нитей. Толщина (толстая или тонкая). Гладкость (гладкая или пушистая)

Ткацкие переплетения

Ткацкое переплетение - это переплетение нитей основы и утка.

Полотняное переплетение. Основные и уточные нити чередуются через одну (показ слайда 28)

Последний этап - отделка ткани - придание красивого внешнего вида.

Сначала ткань отбеливают.

На хлопчатобумажные ткани наносят рисунок с помощью печатных машин.

Печатание (набивка) - процесс нанесения на ткань цветного рисунка. (показ слайда 29)

Как определить лицевую сторону ткани?

Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

Рисунок более яркий, чем на изнаночной,

Рисунок переплетения более чёткий,

Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону

Свойства хлопка (показ слайда 25)

Гигроскопичность - способность волокон поглощать влагу из окружающей среды. У хлопка высокая - быстро впитывает влагу и быстро высыхает.

Светостойкость - сохранять прочность при действии солнечного света.У хлопка низкая.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух. У хлопка высокая.

Усадка - способность ткани после замачивания уменьшаться в размерах. У хлопка значительная.

На ощупь волокна мягкие, тепловатые, горят, как бумага.

Свойства льна (показ слайда 26)

Цвет волокна - от светло-серого до тёмно-серого.

Обладает характерным блеском, так как волокна имеют гладкую поверхность.

Гигроскопичность больше, чем у хлопка.

Воздухопроницаемость -высокая

Светостойкость немного больше, чем у хлопка.

На ощупь волокна льна всегда прохладные, жёсткие.

Горит так же, как хлопок.

Сильно сминается.

4. Заключительная часть.

Раздать учащимся карточки-задания для закрепления, пройденного материала (№1-6).

Анализ выполненных работ, оценка работы.