Все о печах и каминах - Информационный портал

Сколько лет назад появилась япония. Официальная история японии

Краткое описание Японии

Согласно преданию. Японская империя возникла в 660 году до н.э., когда на престол взошел первый японский император Дзимму. В течение первого тысячелетия Япония развивалась под влиянием Кореи и Китая, имевшими более высокий уровень цивилизации.
Япония - уникальная страна с самобытной культурой. Согласно источникам, уже в 660 году до н.э. здесь была образована империя, с чего и началась история Японии. Кратко описывая тот период, можно сказать лишь, что Япония успешно развивалась, не зная серьезных конфликтов и иноземных вторжений. Впрочем, цивилизация в Китае и Корее была развита лучше, поэтому японцы развивались под влиянием этих двух государств.
Именно из Кореи в 7 веке н.э. в стране распространился буддизм. Эта религия оказалась настолько популярной, что быстро вошла в ранг государственной. В XII веке Японию стали сотрясать конфликты, страной завладели военные диктаторы-сегуны. И хотя эти войны велись по законам чести, они, все же, были чрезвычайно кровавыми. Борьба между ними продолжалась вплоть до 1867 года, в то время последний сегун Токугава Есинобу отдал власть в руки императора Муцухито, который действовал в интересах европейских партнеров. До этого иностранцам практически был закрыт доступ в Японию. Объединившись под одной рукой, Япония провела несколько захватнических войн, а во второй мировой войны Япония сражалась на стороне Германии, начав свое участие с неожиданной атаки американскую базу Перл Харбор.
Участие в войне на стороне фашистов очень негативно сказалось на стране, император был лишен власти, а Япония не могла иметь собственную армию. Сегодня Япония - страна высоких технологий, некоторые даже называют Японию страной технократов. Она располагается на архипелаге, состоящем из нескольких крупных островов и множества мелких. Вместе они занимают 378 тыс. кв. км, на которых ютится около 129 млн. человек. Столицей является город Токио. Страна гармонично сочетает в себе ультрасовременные поезда и прекрасную природу. Здесь можно найти как города с огромным количеством небоскребов, так и тихие уголки, в которых посреди садов с цветущей сакурой таятся буддистские храмы.

Современная Япония у большинства людей неизменно ассоциируется с высокими технологиями, развитой наукой и богатой культурой. Однако, несмотря на высокий уровень технического прогресса, народ этой страны свято почитает свои древние традиции и дорожит своими корнями. История современной Японии берет начало с древнейших времен, за это время страна переживала как подъемы, так и падения.

У истоков истории

Самым первым письменным источником, в котором упоминается Древняя Япония, на сегодняшний день принято считать “Двадцать четыре истории”. Это китайские исторические хроники, которые датируются I веком. Однако история Японии началась значительно раньше, примерно 35-40 тысяч лет до нашей эры. К такому выводу ученые пришли, изучив археологические раскопки, проводимые на территории современной Японии.

По мнению историков, люди заселяли Японский архипелаг еще во время позднего палеолита. Этот период продолжался вплоть до 12 тысячелетия до нашей эры. Как свидетельствует история, в Древней Японии люди занимались охотой и собирательством. Из орудий труда присутствовали только каменные инструменты, отличавшиеся грубой обработкой. Довольно часто этот период упоминают под названием докерамического периода.

12 тысячелетие до н. э. ознаменовалось наступлением периода под названием Дземон, который можно сопоставить с неолитом и мезолитом. В это время Японский архипелаг завершал свое формирование, на побережье появились первые поселения, а населяющие эти территории люди стали использовать керамику.

Что касается этнического происхождения японцев, то на его формирование, согласно истории Древней Японии, оказали большое влияние айны и выходцы с восточного побережья Азиатского материка. Кроме того, на островах Сикоку и Кюсю проживали австронезийские племена.

Эпоха металла

Согласно археологическим раскопкам, в то время, когда племена начали активно осваивать металл, начинает все ярче проявляться разделение людей по имущественному признаку. Свидетельством тому являются погребения тех лет. Некоторые захоронения отличаются богатым погребальным инвентарем. Среди найденных предметов есть кинжалы, мечи и бронзовые зеркала.

Особенно яркие черты имущественной дифференциации наблюдаются в ранний железный век (по-другому, в курганную эпоху).

Япония в начале нашей эры

Примерно в первом тысячелетии до нашей эры на территории Японского архипелага появились переселенцы из Китая и Кореи. Вместе с мигрантами в Японии возникли такие новшества, как повсеместная обработка металлов (бронзы, меди и железа), ткачество, гончарное дело и распространение сельского хозяйства. Именно с этого времени население стало сеять рис, бобы, просо. В истории Японии этот период принято называть периодом Яей (900 г. до н. э. - 300 г. н. э).

Помимо развития хозяйства и ремесел, следует отметить и объединение различных племен и родов в более крупные группы. Однако этот процесс нельзя назвать мирным - слияние происходило в результате межплеменных и межродовых войн и стычек. Иными словами, более сильные и многочисленные племена вытесняли более слабые и малочисленные.

На смену периоду Яей пришел период Кофун, который характеризуется объединением территорий под властью клана Ямато. Территория его земель включала Центральный и Западный Хонсю и земли Кюсю.

С 538 года н. э на территории современной Японии воцарился период Асука. Переселение племен из Китая способствовало проникновению на территорию Страны восходящего солнца буддизма. В период Асуки эта религия успела широко распространиться среди местного населения. Более того, именно в эти годы происходит бурный расцвет японской культуры и разработка сводов законов (он имел название “рицуре”).

Как мы уже упоминали в самом начале, история Японии уходит вглубь веков, она богата и интересна, но рассказать обо всех вехах развития и становления этого государства в одной статье невозможно. Кстати, достоверных сведений о дате появления первого централизованного государства в Стране восходящего солнца до 7-го века нет. Объясняется это отсутствием письменности, поэтому в этих вопросах можно лишь опираться на другие исторические хроники, например китайские.

Развитие страны в эпоху Нара и Хэйян (710-1185 гг.)

В 710 году в Японии появилась первая официальная столица - город Нара. При строительстве города главным ориентиром служили китайские поселения. В частности, здесь было возведено множество монастырей, а здания по внешнему виду полностью повторяли китайские дома. Эта особенность во многом повлияла на дальнейшую судьбу города. Так, чтобы избежать усиления политического веса буддийских храмов, столицу в 1184 году решили перенести в город Нагаоку, а еще позднее - в Хэйан (он носил статус главного города Японии почти 1000 лет).

Эпоха Нара в истории Японии ознаменовалась тем, что китайское влияние на японскую культуру несколько ослабело. Если до этого основным языком был китайский, то теперь японцы создали свою азбуку - “кана”.

Что касается политической власти, то она длительное время была сосредоточена в руках клана Фудзивара.

“Реформы Тайка”, принятые несколько ранее, уже успели отразиться на жизни и быте народа Японии. Основная суть этих реформ состояла в увеличении налогов с крестьян. Наряду с этим аристократия и монастыри, напротив, от уплаты налогов освобождались. Результат - усиление влияния крупных землевладельцев и народ, оставшийся за чертой бедности.

В начале 12-го века власть Фудзивара удалось ограничить. При этом борьба за власть развернулась между двумя кланами: Минамото и Тайра. В результате восстания в 1159 году удержать бразды правления в своих руках смог клан Тайра, господство которого продолжалось вплоть до 1178 года. Смерть Тайра Киеморе вновь повергла страну в борьбу за власть, которая вылилась в войну Гэмпэй (1180-1185 гг.).


Эпоха Камакура (1185-1333 гг.)

Произошедшая битва при Данноура (в 1185 г.) принесла победу клану Минамото, который с большим перевесом разгромил клан Тайра. Уже в 1192 году Минамото смогли присвоить себе титул сегун (что значит главнокомандующий). Их главная цель состояла в ослаблении влияния императорского дома и установлении собственной власти в стране. История Японии в этот период характеризуется двоевластием.


Свою штаб-квартиру они расположили в городе Камакуре (от чего и пошло название японского сегуната). Однако решение расположить столицу сегуната в Камакуре было опрометчивым. Этот город находился в экономически отсталом районе страны, вследствие чего возникла экономическая слабость и развал.

В это же время на страну, ослабленную внутриполитической борьбой, предпринимают набег монголы. в 1266 году хан Хубилай требует признать его власть, однако Япония сопротивляется. Ответом на такой дерзкий отказ стало нападение монгольского флота. В ноябре 1274 года неприятель подошел к западным берегам Японии, захватил острова Ики и Цусима и начал высадку на северо-западном побережье острова Кюсю.

Самурайские войска самоотверженно сражались, однако они явно не были готовы к столь активным боевым действиям и столь многочисленным войскам врага. Битва была прервана в результате мощнейшего тайфуна, который уничтожил около 200 кораблей монгольского войска.

Новый поход на Японию монголы предприняли в июне-августе 1281 года. Захватчики подошли к японским берегам с двух сторон: первая армада двигалась из Китая, вторая - с Корейского полуострова. Всего в походе участвовало около 3500 кораблей и лодок. Японцы к тому времени уже успели усилить укрепления и подготовиться, но и в этот раз неприятельский флот был потоплен тайфуном. Именно с тех пор тайфуны стали называть “камикадзе”, что в переводе с японского означает “Божественный ветер”.

Эпоха Муромати (1333-1573 гг.)

Императору Годайго в 1333 году удалось восстановить былую власть благодаря ослаблению регентов Ходзе и смещению сегуната. Однако удержать власть в своих руках надолго ему не удалось. Устаревший государственный аппарат, отсутствие поддержки землевладельцев и представителей аристократии - все это привело к восстанию против двора в 1336 году. Предводителем этого движения стал Асикага Такаудзи. Годайго бежал, а на трон взошел другой император.

В 1338 году Такаудзи провозгласил себя сегуном и стал основателем нового правительства в Киото.

Ожесточенная борьба между двумя императорскими дворами велась на протяжении более 50 лет - это были нескончаемые противостояния, стычки и войны. История Японии в этот период считается напряженной: Северный двор чаще всего одерживал победу, в результате Южный двор полностью сдался в 1392 году, и Япония вновь оказалась под властью сегунов и императора.

Во время правления сегуна Есимицу страна сумела установить выгодные торговые связи с династией Мин в Китае. В это время усиленно развивалось сельское хозяйство, возводились новые города. В то же время в 15-м веке усиливается влияние крупных воинов-земледельцев, называемых “дзи-самураи”. Им удалось разделить всю страну на отдельные части, что привело к постоянным междоусобным войнам.


К середине 16-го века в Японию стали наведываться миссионеры-иезуиты и купцы из Португалии, основным товаром которых являлось огнестрельное оружие. В 1550 году сюда прибыл и иезуит Франциск Ксавье, распространяющий христианство. Многие жители Японии приняли эту религию, так как были заинтересованы в тесных торговых отношениях.

В эпоху Муромати крестьяне стали пользоваться такими новшествами, как водяное колесо, природные удобрения, тяговые животные - это позволило получать 2 урожая в год.

Ремесленники освоили производство хлопка, шелка, красок, лака и масел, металлургия получила 2 направления: кузнечное и литейное. В больших поселениях часто проводились ярмарки, население Японии наладило торговлю с другими странами.

Благодаря стараниям столичного сегуната произошло смешение культуры самураев и знати. Возникшая новая культура Японии имела яркие черты эстетических образов Китая и элементы дзен-буддизма. Именно в эту эпоху зародилось многое из того, чем культура Японии известна и по сей день. Это кабинетный стиль интерьера, татами, икебана, японская чайная церемония, сад камней, монохромные картины суми-э.

Эпоха Адзути Момояма (1573-1603 гг.)

Крупные землевладельцы, захватившие большое количество земель (иногда даже целые провинции), именовались дайме. Все они были заинтересованы в объединении Японии и захвате власти. Для осуществления этой цели дайме постоянно были вынуждены воевать. При этом перевес часто оказывался на стороне более вооруженных групп (в войнах активно использовали огнестрельное оружие).

Генерал Тоетоми Хидэеси сумел быстро отреагировать на сложившуюся ситуацию и в 1583 году подчинил остров Сикоку и северные провинции, а в 1587 году и остров Кюсю. Победа Тоетоми над кланом Ходзе в 1590 году позволила полностью объединить Японию.


История страны уже с первого дня правления Тоетоми Хидэеси наполнилась преобразованиями. По всей стране были разрушены десятки замков, все самураи должны были оставить земледелие и и переселиться в города. Велась "охота на мечи", в рамках которой у крестьян и монахов отбиралось все оружие. Все население страны четко разделялось на классы. В 1583 году власть имущие провели ревизию государственных земель, а чуть позже (в 1590-м) - перепись населения.

Чтобы снизить влияние христианской церкви, Тоетоми Хидэеси в 1587 году выдворил из страны миссионеров и запретил менять веру, а за непослушание даже казнил 26 человек.

Желая увеличить свои владения, в 1592 году Хидэеси двинулся на завоевания Китая, однако армия потерпела поражение. В одном из боев Хидэеси был тяжело ранен и позже умер.

Эпоха Эдо (1603-1867 гг.)

После смерти Тоетоми Хидэеси в 1598 году в борьбу за власть ввязался Токугава Иэясу, сподвижник Тоетоми. Он обещал заботиться о сыне и семье бывшего правителя, однако нарушил свое слово. В 1603 году Токугава Иэясу был провозглашен сегуном и основал собственное правительство в городе Эдо. Правление сегуната Токугава длилось 250 лет.

В годы своего правления Иэясу распределил землю между дайме. Те, кто поддерживал его еще до прихода к власти, получили самые хорошие (стратегически важные) участки. Все население страны было разделено на 4 класса. На верхушке пирамиды оказался класс самураев. Ниже располагались купцы, ремесленники и крестьяне. Был и пятый класс - к нему относились "парии" (люди с "грязными" занятиями и профессиями). Менять "свой" класс и профессию строго запрещалось.

Много внимания уделялось торговым отношениям - связи были налажены с Германией и Англией.


У клана Токугава практически не было сильной оппозиции, поэтому этот период в истории Японии можно назвать довольно мирным и тихим. Чтобы не допустить ослабления своей власти, правитель запрещает христианство (в 1614 году), в 1633-м запрещает дальние плавания, а в 1639-м и вовсе ограничивает внешние связи торговлей с Китаем. Все иностранные книги в тот период были под запретом. Япония оставалась закрытой от внешнего влияния вплоть до 1868 года. Этот факт заметно повлиял на уровень развития страны, ведь перенять научные и технические открытия мира страна не имела возможности.

Эпоха Мэйдзи (1867-1912 гг.)

В 1867-1868 годах была полностью восстановлена власть императора Мэйдзи, который переселился в новую столицу Токио. Эпоха Мэйдзи в истории развития Японии полна огромных перемен. Открытие “занавеса” давало возможность не только торговать с большинством стран, но и перенимать их опыт и открытия. Экономика и военное дело развивались стремительными темпами.

Стирались границы между социальными классами - правительство приняло решение о демократизации страны. В 1873 году принят закон о свободе выборе религии. Реформы коснулись системы образования, внедрялось обязательное образование, изучение синтоизма и конфуцианства присутствовало во всех школах.

Чтобы противостоять европейскому национализму, Япония много внимания уделила развитию армии: введена обязательная воинская повинность, флот строили по типу британского, а армию собирали и модернизировали по типу прусской.

Для подъема страны требовались специалисты. Для этого сотни студентов отправлялись учиться в другие страны, а для преподавания в учебных заведениях Японии приглашали учителей из-за границы.

1889 год ознаменовался принятием первой конституции. Несмотря на появление парламента, независимость императора сохранилась (он главенствовал в армии, на флоте, в законодательной и исполнительной власти).

в 1894-1895 годах развернулась война между Японией и Кореей, причиной этому стали разногласия по вопросам Кореи. Победу одержали японские войска, они даже захватили Тайвань, однако Запад вынудил отдать Китаю другие территории.

1904-1905 годы - время Русско-японской войны, вспыхнувшей на почве интересов Китая и Маньчжурии. Япония вышла в войне победителем, благодаря чему получила небывалую славу и уважение на мировой арене.

Усилив влияние на Корею, Япония смогла присоединить ее в 1910 году.

20 век в истории Японии

20-й век неразрывно связан с Первой и Второй мировыми войнами. Другими словами, новая история Японии снова омрачилась потерями и разрушением. Во время Первой мировой Япония выступила вместе с союзниками против германских войск, однако ее роль в этом была не столь значительной. В послевоенные годы страну охватила тяжелая экономическая ситуация, которую усугубило Великое землетрясение (1923), а также произошедший в 1929 году всемирный экономический кризис.

В 30-е годы установился жесткий военный контроль, цензура в средствах массовой информации, тщательная обработка информации в учебных заведениях, преследование коммунистов.

Желая завоевать Китай, в 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию и назвала ее своим протекторатом. В том же году проводилась бомбардировка Шанхая. Осуществляли ее японские ВВС, целью которых была защита от антияпонского движения тех японцев, которые находились на территории Китая. Из-за таких жестких действий Япония вышла из Лиги наций в 1933 году.

Во всемирной истории Япония сыграла немаловажную роль. Самостоятельные действия военных Японии привели к началу второй японо-китайской войны. Боевые действия развернулись в июле 1937 года. Побережье Китая было оккупировано, при этом японские захватчики действовали по отношению к местному населению крайне жестоко. Несмотря на это, Китай продолжал сражаться до 1945 года.

Кроме того, Япония решила установить “Великий Пояс Азиатского Процветания” путем завоевания юга. В рамках этой программы Япония присоединилась к Италии и Германии и захватила Вьетнам (французский Индокитай). Великобритания и США ответили нефтевым бойкотом. Чтобы решить эту проблему, японская армия захватила Индонезию с ее богатыми месторождениями нефти.


В 1941 году (декабрь) произошло нападение Японии на США в Перл-Харборе, это дало возможность удерживать свой контроль на огромной территории в течение полугода.

В июне 1942 года США наголову разгромили противника и с союзниками отвоевали захваченные земли. После бомбардировок японских земель в 1944 году японцы стали использовать в боях камикадзе - летчиков, совершающих самоубийства.

Последние бои велись еще в 1945 году на Окинаве.

Когда 27 июня 1945 года Японии было предложено подписать капитуляцию по Потсдамской декларации, военные министры отказались и продолжили противостояние. Ответной реакцией США стали ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (это случилось 6 и 9 августа). Японские военные остались непреклонными, однако за подписание декларации 14 августа выступил император Хирохито.

История Японии с древнейших времен была пронизана бесчисленным количеством войн и междоусобиц. Долгие изнурительные боевые действия значительно повлияли на экономическое и техническое положение страны, однако восстановление дружественных отношений с Советским Союзом (1956 г.) и Китаем (1972 г.) привели к некоторой стабилизации. Немало было сделано и для восстановления страны. В результате усиленной работы в новейшую историю Япония вошла экономически процветающим государством и сейчас состоит в Большой Восьмерке.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Знаете ли вы, что история Японии насчитывает более сорока тысяч лет?И что Японский архипелаг был соединён с Евразией? Об этом и многих других интересных фактах из жизни этой загадочной страны вы узнаете сегодня из нашей статьи.

Древность

Первые люди заселились на японские острова во время палеолита. В этот период поверхность Земли покрывали ледники, а водный уровень отличался от нынешнего на сто метров, поэтому на месте Японского моря была просто обширная долина. Сухопутные перешейки соединяли территорию будущего архипелага с материковой частью.

Древняя Япония. Гравюра

До восточно-азиатского региона льды не доходили, но на его климат влияли. Япония относилась к степной зоне с разнотравьем.Интересно, что животный мир представляли:

  • слоны,
  • мамонты,
  • олени,
  • другие животные, которые водились в то время в Сибири.

Вплоть до XII века до нашей эры древние японцы промышляли охотой, добывали пищу собирательством, производили примитивные орудия труда из камня. Изделия из глины они тогда ещё не научились делать, поэтому иногда этот период называют докерамическим.

Дзёмон

Затем ледники растаяли, уровень мирового океана возрос, часть японской территории была затоплена, и образовалась группа морских островов – архипелаг. Климат потеплел, морские течения изменили направление, и степь здесь сменилась лесными зарослями.


Разнообразные леса – хвойные, буковые, дубовые и субтропические – приютили под своей сенью много разных животных и птиц. Прибрежные воды и Внутреннее море были богаты рыбой. При таком природном изобилии не было нужды в животноводстве или растениеводстве, поэтому японцы по-прежнему охотились и были собирателями.

Из новых навыков населения следует отметить умение изготавливать керамическую посуду для приготовления и хранения пищи – узкие высокие кувшины, украшенные особым шнурковым орнаментом, «дзёмон». Он присутствовал на посуде вплоть до II века до нашей эры и дал название этому историческому периоду .

С наступлением неолита японцы стали жить оседло в землянках на возвышенностях, собираясь в поселения до тридцати человек. Рядом с поселением обычно была куча мусора, где и хоронили усопших. Жители начали возделывать на простейшем уровне рис, гречиху, бобовые культуры, разводить устриц и выращивать каштановые деревья. В качестве религии японцы исповедовали анимизм и тотемизм.

Яёй

В I тысячелетии до нашей эры японцы позаимствовали у жителей континента технологию ирригационного выращивания риса. Для этого заселялись долины у рек и равнинная местность. Появились первые деревенские сообщества, совместно обрабатывавшие рисовые поля. Для сбора урожая понадобилось изготовление очередного приспособления – каменного серпа, а для его хранения – строительство зерновых амбаров на сваях.


В сообществе было принято проводить моления и празднества, посвящённые хорошей урожайности. Как следствие, образовались новые сельскохозяйственные традиции, и появился календарь.

Также трудовые навыки японцев обогатились умением обрабатывать железо, медь и бронзу, из которых изготавливали оружие, колокола и зеркала. Керамическая посуда стала изготавливаться без узора, была красноватой и разнообразной.

Местом находки такой посуды послужило поселение Яёй, откуда и пошло название данного периода, окончившегося в III веке нового тысячелетия. Во время Яёй поселения начали появляться союзные объединения – прототип будущего государства. Полнотой военной и религиозной власти обладали вожди. В качестве ограждения поселений использовались заборы из дерева и траншеи.

Образование государства

О Японии тех времён можно судить только по китайским хроникам, так как своей письменности японцы не имели. Китайцы называли их «ва» и упоминали, что жили они примерно в ста государствах, треть которых поддерживала контакты с их страной. В V столетии сельское хозяйство японцев обогатилось выращиванием:

  • крапивы для изготовления ткани – рами,
  • злаковых культур,
  • пряностей,
  • каннабиса,
  • мандаринов.


Возделывание риса в Японии. Гравюра

Развивалось разведение шелкопряда и изготовление шёлковых и холщовых тканей, добыча жемчуга, киновари и лазурита.

Самым сильным древним японским государством был Яматай. Эта страна вписалась в систему азиатских политических отношений на условиях Китая: платила ему дань и соглашалась с главенством китайского императора. Он, в свою очередь, содействовал в политике правителям, выполняющим эти условия, и разрешал им иметь торговые отношения с Поднебесной.

Китай в IV столетии втянулся в междоусобицы, на Корейском полуострове появились Силла, Когурё и Пекчэ, выразившие желание объединить Корею, а государственное образование Ямато начало борьбу за объединение Ниппона.С III по VI столетие здесь было принято погребать зажиточных граждан в кофунах – курганах из земли, поэтому этот период именуется также Кофун.


Курган периода Кофун

В Ямато сложилась система родов и титулов висполнительной власти, так как государство было федерацией. Главы родов получали титулы от вождя в соответствии со своим статусом. Государством проводилась активная внешняя политика. Корейцы и китайцы селились здесь и привозили с собой новую информацию умения, которые способствовали развитию:

  • ювелирного дела,
  • инженерии,
  • иероглифической письменности,
  • медицинских навыков,
  • новой технологии в изготовлении керамической посуды.

В конце периода Кофун в Ниппон попадают тексты и культовые предметы из корейского Пекчэ, связанные с . Новое учение вызывает разногласия, приведшие к борьбе двух кланов: Сога и Мононобэ. Род Сога выступал за принятие буддизма и победил в непримиримой борьбе.

Развитие государственности

Этим событием завершается доисторическое развитие Японии – эпоха Гэнси, и начинается новая – Кодай, относящаяся к истории древней Японии. Первый её период Асукасвязывается с именем принца Сётоку, возглавившим правительство при императрице Суйко. На территории современной Нары располагалось село Асука, возле которого сосредоточилась вся политическая и культурная жизнь, оно и дало название периоду.


Принц Сётоку (ок. 574 — ок. 622) - японский принц-регент, реформатор и политик периода Асука

Принц пытался создать в стране монархию. Он создал систему званий и чинов из двенадцати ступеней и нравственно-этические правила для чиновников – «Конституцию семнадцати статей». становится при нём официальной религией. Традиционные верования — синто тоже процветают, государство заботится об их сосуществовании.

В VII веке пришедший к власти император Котоку взялся за «великие преобразования» – Тайка. Первым шагом реформ Тайка стало объявление собственностью государства всех земель и своего народа. Последующими императорами Тэндзи и Тэмму были приняты такие нововведения:

  • всеобщая армейская обязанность,
  • укрепление границ замками и крепостными стенами,
  • размещение часовых на острове Кюсю,
  • приведение законодательства в порядок по образцу Поднебесной,
  • составление хроник Ниппона.

Столица последовательно перемещается в Оцу, Фудзивару и Хэйдзё (современную Нару). А Япония начинает именоваться Ниппон. В период Нара приняли новые законы, и начинают выпускать собственные деньги. Провинции, уезды и сельские поселения составляют структуру страны.


Государство Ниппон в эпоху Нара

За выданные земельные участки население расплачивалось с государством урожаем, тканями, изделиями собственного производства, а также должно было бесплатно трудиться два месяца в году. Все люди стали делиться по статусу на свободных и зависимых (рёмин и сэммин).

Но вскоре земельный фонд исчерпал себя из-за роста населения, поэтому императором Сёму было разрешено приватизировать целину. Этот закон способствовал развитию экономических отношений. Знать и буддийские монастыри начали накапливать земельную собственность.

Культура того времени отмечалась копированием корейских и китайских художественных традиций. Было построено свыше шестидесяти буддийских монастырей, среди которых памятниками культуры считаются

  • Тодай-дзи,
  • Тоседай-дзи,
  • Кофуку-дзи.

В литературе наблюдался расцвет поэзии, составлялись её антологии, наиболее известная из которых Манъёсю, в которой собрано порядка четырёх с половиной тысяч стихотворений, написанных за сто с лишним лет.


Тодай-дзи — храм Будды Вайрочаны, Великого Будды. Завершен в 745 г.

Когда в VIII веке столицей становится Хэйан (впоследствии Киото), отношения между буддийским духовенством и аристократами становятся конфликтными. Воинскую службу теперь несут не крестьяне, а знатные люди. При дворе заметным влиянием пользуется род Фудзивара, женщины из которого становятся императорскими жёнами.

Так как регулярная армия отсутствовала, для охраны и защиты земель появляются отряды самураев из тех, кто уже отслужил обязательный срок. Руководили ими знатные люди. Наиболее известны представители родов Минамото и Тайра.

Императорам Го-Сандзё и затем Сиракаве удалось путём хитрых политических ходов отстранить от власти род Фудзивара. В результате появилось «инсэй» — правление императоров в отставке. Самураев выделили в самостоятельное сословие. Их сила и авторитет росли день ото дня.

В период Хэйан появляются буддийские секты Тэндай и Сингон, призывавшие к уединению и получению просветления путём изучения священных текстов и моления. Отношения с Китаем ослабевают, и начинается расцвет самобытной японской культуры, ознаменованной появлением:

  • живописи ямато-э ,
  • национальной азбуки кана ,
  • литературных произведений на её основе,
  • дворцов с новыми веяниями в архитектуре,
  • придворной культуры кокуфу .


Период Хэйан. Гравюра

Средневековье

В средние века в Ниппоне наступает пора самураев. Между их родами начинается борьба за власть, и в ней побеждают Тайра. Побеждённый род Минамото составил им оппозицию.Борьба не утихала, и позже Минамото свергли правление Тайра.

  • Дзёдо-синсю,
  • Нитирэн-сю,
  • Сото-Сю,
  • Риндзай.

Если первая школа уделяла большое внимание грешникам, то последователи второй сосредоточились на Сутре Лотоса, а последние две проповедовали . Сёгунат пришёл со временем в упадок, а правителем Го-Дайгу осуществилась попытка восстановить монархию (реставрация Кэмму).


Период сегунат в Японии

Попытка была неудачной и закончилась расколом императорской власти и войной между кланами. В XIV веке возникает следующий сёгунат – Муромати, а затем третий – Ёсимицу.

В экономике, социальной сфере и культуре происходят такие изменения:

  • появление водяных колёс,
  • использование животных в качестве тягловой силы,
  • высаживание новых культур в садоводстве,
  • разведение хлопка,
  • совершенствование кузнечной и литейной металлургии,
  • проведение торговых ярмарок,
  • создание сообществ перевозчиков и ростовщиков,
  • формирование сообществ мещан для защиты от самураев,
  • эволюция самоуправления,
  • развитие ,
  • оформление садов камней,
  • использование татами,
  • развитие искусств и и др.

Стремление к объединению

В XVI веке Японию удалось объединить усилиями Тоётоми Хидэёси. Среди простого люда развивается гедонизм, в жизни превыше всего ставятся удовольствия.Получают дальнейшее развитие живопись, астрономия, медицина, морская навигация, издательское дело, благодаря открытости влиянию Европы. Входит в моду европейская одежда.


Эпоха Эдо. Японская гравюра

Токугава Иэясу становится четвёртым и последним сёгуном. Время его правления получило название периода Эдо. Общество расслаивается на:

  • самураев,
  • купцов,
  • ремесленников,
  • крестьян,
  • париев – «нечистых».

В качестве религии на первый план выходит . В целом, жизнь населения в этот период отличается стабильностью.

Новое время

В XVIII-XIX авторитет сёгуната пошатнулся, и произошла реставрация императорской власти при помощи императора Мэйдзи. Пятисотлетнее правление сёгунов закончилось. С тех пор Япония стала промышленной державой мирового уровня.


Страна переживала взлёты и падения, периоды милитаристских настроений и экспансионизма. Сейчас же Япония держит курс на либеральную демократию и входит в ряд влиятельнейших стран мира с высоким уровнем технологий и экономического развития.

Заключение

Япония — это место, где восходит солнце. Так буквально переводится название «Ниппон» — современной демократической страны, которая сумела сохранить древние традициями самобытной восточной культуры.

Несмотря на то, что Японские острова начали заселяться много тысячелетий назад, государственность в Японии начала складываться лишь в IV-VI веках нашей эры. История возникновения Японии и её развитие до VI века спорна, так как до введения китайского языка у японцев не было письменности и соответственно не сохранились какие-либо достоверные свидетельства.

Прародителями японской народности принято считать племя Ямато, которое проживало на территории Японских островов со второго века до нашей эры, также есть версия, что в III веке нашей эры, клан Ямато подчинил себе большинство племен Японии, с чего и пошел отчет зарождения японской народности.

До VI века основную массу населения Японии составляло крестьянство, рабы и неполноправные граждане, к которым относились иноземцы. В VI веке Япония стала приобретать признаки цивилизации и начала развиваться быстрыми темпами, сокращая большую пропасть, существовавшую между Японией и Китаем.

Динамичное развитие Японии связано с невероятной способностью использовать опыт других цивилизаций и стран, не теряя при этом своей уникальности. Эта впитывать в себя самое передовое и при этом оставаться самим собой, привнося в свою историю и культуру только присущие японцам черты, просматривается на всем пути развития Японии.

Начиная с VII века, японские правители умело сочетали опыт Китая и Кореи, путем привлечения к себе в страну ученых, ремесленников, монахов и параллельно молодые японцы направлялись для получения знаний в Корею и Китай.

Официальным письменным языком Японии считался китайский язык. В дальнейшем письменность постепенно трансформировалась. В VII-VIII веках в Японии была изобретена оригинальная слоговая . Кана состоит из катаканы и хираганы. На сегодняшний день в японском языке до 40% слов составляют китайские заимствования.

Главой государства Японии являлся тэнно – «Небесный хозяин». На русский язык «тэнно» обычно переводится как император. Существует легенда, что императоры Японии - прямые потомки богини солнца Аматэрасу. Официальное упоминание титула императора Японии произошло в 608 году в процессе государственных отношений между Японией и Китаем, хотя в истории возникновения Японии титул императора использовался и ранее.

Власть императора на разных временных участках развития страны носила разный характер. До XI века император являлся полновластным сувереном своей страны. В 1185 году глава рода Ёритомо основал альтернативное самурайское правительство – сёгунат. При сёгунате реальная верховная власть перешла к сёгунам - верховным военным правителям. А Император Японии выполнял церемониальные действия и властью обладал символически.

С XVI века Япония превратилась в одну из самых закрытых стран. Под страхом смертной казни жителям Японии было запрещено покидать страну. Иностранцы были выселены из страны, сделали исключение только для голландцев, которым было разрешено жить на маленьком острове Дэдзима, недалеко от Нагосаки и с которыми продолжались торговые отношения. Христианство, которое стало распространяться на территории Японии благодаря миссионерам-иезуитам, было запрещено.

Власть сёгуната продолжалась вплоть до 1867—1868 гг., когда вспыхнувшая гражданская война и массовые недовольства привели к революции Мэйдзи «просвещенное правление» и восстановлению императорского правления. Начиная с этого времени, страна снова стала открытой и стала быстро развиваться во всех сферах.


ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (до 300 г. н. э.)
До 30 000 г. до н. э. Культура эпохи палеолита: грубо обработанные каменные орудия, созданные в обществе, занимавшемся охотой и собирательством до изготовления керамических изделий.
Ок. 10 000 г. до н. э. Появление керамических изделий в стиле Дзёмон (посуды с «веревочным» орнаментом) и отполированных каменных орудий.
Ок. 300 г. до н. э. Культура Яёй (керамики с резным орнаментом) возникает на севере о. Кюсю. Начало поливного рисоводства, заимствованного с Корейского полуострова, и использование медных, железных и золотых изделий. Такие изделия найдены в 1884 г. в г. Яёй недалеко от г. Токио.
Ок. 100 г. до н.э. Культура Яёй распространяется в районе Канто в центральной части о. Хонсю.
Ок. 1 г. н.э. Первые письменные сведения о Японии в китайских исторических летописях «Вэй-чжи» («История Вэй») как о стране Ва, насчитывающей несколько государственных образований.
57 г. Монарх государства На (Накоку) в стране Ва делает подношение китайскому императору Гуанву поздней династии Хань и в свою очередь награждается печатью (Кан-но Ва-но На-но кокю-но ин).
Ок. 180 г. Более тридцати государств страны Ва объединяются в союз под главенством Химико — правительницы государства Яматаи.
239 г. Химико, правительница государства Яматаи, отправляет посланников в царство Вэй в Северном Китае, получает от императора Мин золотую печать и титул Цзинь Вэй вованг (Синги вао) — «правителя государства Ва, дружественного императорской династии Цзинь государства Вэй».

ПЕРИОД КОФУН (ок. 300-592)
350 г. Двор Ямато создан в районе современной префектуры Нара.
372 г. Чёго, правитель корейского государства Пэкче, направляет в государство Ва посольство с дарами.
421 г. Правитель Сан государства Ва отправляет посольство ко двору китайской династии Лю-сунь.
527 г. Восстание под руководством Иваи, губернатора провинции Цукуси на севере о. Кюсю. Это первое восстание против двора Ямато.
552 г. Принятие буддизма в Японии. Буддийские изображения и сутры посланы правителем Сонг из корейского государства Пэкче императору Японии Киммэй. (Некоторые исследователи называют более раннюю дату — 538 г.)
587 г. Разногласия из-за признания буддизма. Умако из рода Сога, министр при императоре Бидацу, при поддержке Умаядо-но Мико (позже становится принцем Сётоку Тайси) убивает принца Анахобэ и Мононобэ-но Мория, руководителя антибуддийского течения, и устанавливает господство клана Сога при дворе. Начало строительства буддийского храма Хорюдзи.

ПЕРИОД АСУКА (592-710)
592 г. Сога-но Умако организует убийство императора Сусюн, чье восшествие на престол он обеспечил в 587 г.
593 г. Принц Сётоку назначен регентом императрицей Суйко.
600 г. Направлено первое посольство в Китай для установления отношений с династией Суй.
604 г. Принц Сётоку обнародует Основной закон из 17 статей о буддийских и конфуцианских принципах государства и неограниченной власти монарха.
607 г. Построен буддийский храм Хорюдзи по приказу принца Сётоку в селении Хорюдзи (ныне в префектуре Нара). Древнейшее в Японии деревянное буддийское сооружение, хранилище буддийских реликвий (перестроен в 708 году).
620 г. Принц Сётоку и Сога-но Умако повелели завершить летописи «Хроники императорского дома» («Тэнноки») и «Хроники государства» («Кокки»), не сохранившиеся до нашего времени.
630 г. Направлено первое посольство в Китай для установления отношений с династией Тан.
645 г. Принц Нака-но Оэ и Накатоми-но Каматари (с 669 г. — Фудзивара-но Каматари) разбили группировку рода Сога при императорском дворе и начали реформы Тайка (645-649). . Преобразование правительственного аппарата по китайскому образцу; введение регулярного налога со двора; ставка правителя переведена в г. Нанива(кё) (ныне г. Осака).
646 г. Указ об отказе от частных земельных владений и объявлении земель и людей государственными; введено территориальное административное деление — провинции (куни), уезды (кори), деревни (ри); централизована налоговая система; упразднены родовые титулы оми, мурадзи и другие. В 647 г. введена чиновничья система из 13 рангов, в 649 г. — из 19 рангов.
663 г. Японские войска, посланные на помощь корейскому царству Пэкче, потерпели поражение в битве в бухте Хакусукиноэ у юго-западного побережья Корейского полуострова против объединенных войск Китая и корейского царства Силла. В 664 г. построены крепости на западном побережье Японии.
667 г. Принцем Нака-но Оэ построен императорский дворец Оцу-но мия на юго-западном побережье озера Бива. Столичная ставка перенесена из г. Нанива(кё) вглубь страны — в г. Оцу провинции Оми (ныне префектура Сига).
668 г. Объединение Кореи царством Силла стимулировало иммиграцию в Японию беженцев из побежденных корейских государств Пэкче и Когурё.
671 г. Составлены подворные списки, впервые назначен главный министр.
672 г. Принц Оама учреждает резиденцию Кёми хара-но мия в г. Асука (ныне в префектуре Нара). Император стал именоваться тэнно.
675 г. Указ об изъятии зависимых (какибэ) у родовых кланов и подчинении их правительственным чиновникам.
678 г. Введение системы продвижения чиновников в зависимости от результатов деятельности, повышение значения синтоистских праздников при дворе, начало составления сборников синтоистских мифов о происхождении Императорского дома.
684 г. Учреждение системы присвоения 8 рангов придворных званий членам родовых групп (удзи) и формирования общественной иерархии с императором во главе.
694 г. Столица Фудзивара(кё) (до 710 г.) основана императрицей Дзито в г. Касихара (ныне в префектуре Нара) с храмом Такадоно в центре.
701 г. Составлен и введен Кодекс уголовных и административных законов централизованного государства — «Тайхорё», подобный китайскому (система законов Рицурё).
702 г. В Китай отправилось посольство от имени независимой страны Нихон, а не вассала Китая — страны Ва. Созданы центральный административный орган — Государственный совет (Дадзёкан) и Совет по делам культа (Дзинкинган), введены налоговая повинность, территориальное деление, подворные переписи, воинская повинность (по одному человеку от двора на три месяца).
708 г. Начата чеканка первых в Японии медных и серебряных монет, которые находились в обращении весь период Нара.

ПЕРИОД НАРА (710-794)
710 г. Основана столица Хэйдзё(кё) (до 784 г., около 100 тысяч жителей, ныне г. Нара), с дворцами Дайри, Дайгоку-дэн, Тёсюдэн (храм Тосёдайдзи).
712 г. Придворным историком О-но Ясумаро составлено первое историческое повествование «Записи о деяниях древности» («Кодзики») — древнейшие сохранившиеся хроники Японии. Состоит из трех частей: первая — космогонические сказания; вторая — рассказы о мифических императорах; третья — рассказы об исторических императорах.
720 г. Завершено историческое повествование «Анналы Японии» («Нихон сёки», или «Нихонги») при участии придворного историка О-но Ясумаро, Тонэри Синно, сына императора Тэмму, и других. Состоит из 30 томов, включает генеалогическое древо японских императоров до императрицы Дзито, использованы китайские и корейские источники.
723 г. Правительство признало частную собственность на освоенные земли: владение в трех поколениях освоенной целиной при использовании вновь созданной системы орошения и в одном поколении — при использовании старой. Это было ранее запрещено в условиях надельной системы.
724 г. Военная застава Тага-но Ки основана на севере о. Хонсю (ныне в префектуре Мияги) для обороны и набегов на племена Эдзо — аборигенов Северной Японии.
727 г. Прибытие в Японию первого посольства из государства Бохай — преемника Когурё, искавшего союзников против китайской династии Тан и государства Силла на Корейском полуострове.
733 г. Составлен географо-этнографический справочник описания провинций «Записи обычаев и земель» («Фудоки»). Дошло 5 описаний: административное деление, селения, храмы, происхождение названий, флора, фауна, обычаи, фольклор провинций Хитати, Хидзэн, Идзумо, Харима, Бунго. «Идзумо фудоки» — самое полное из них.
741 г. Император Сёму оставляет трон, принимает сан священника, обнародует декрет о строительстве двух государственных буддийских храмов (для монахов и монахинь) в каждой провинции и общегосударственного Великого Восточного храма — Тодайдзи в г. Хэйдзё(кё) (ныне г. Нара).
743 г. Законодательно признана постоянная частная собственность на освоенные земли. Это обосновало образование крупных земельных владений сёэн. . Начато сооружение гигантской статуи (16,2 м) Будды в Великом Восточном храме — Тодайдзи в г. Хэйдзё(кё) (ныне г. Нара), завершено в 752 г.
751 г. Cоставлена антология «Кайфусо». Это древнейший сохранившийся сборник 120 китайских стихотворений 64 японских поэтов, составлен предположительно Оми-но Мифунэ — руководителем Придворного университета, историком, литератором и министром императора Конин.
754 г. Буддийский священник Чиенчен (яп. Гандзин) приезжает в Японию из Китая. Он посвящает в буддисты императора Сёму, императрицу Комё и 440 жителей провинций.
756 г. Императрица Комё жалует в дар Великому Восточному храму — Тодайдзи 600 ценных предметов. Они составили основу сокровищницы Сёсоин храма Тодайдзи.
759 г. Буддийский священник Гандзин основывает храм Тосёдайдзи (ныне в префектуре Нара), буддийскую секту Рицу и пишет три тома религиозных учений, несмотря на слепоту. . Завершено «Собрание мириад листьев» («Манъёсю») — древнейшая сохранившаяся антология японской поэзии. Содержит около 4500 стихов.
784 г. Столица (до 794 г. ) переведена императором Камму из-за разногласий при дворе в г. Нагаока(кё) (ныне в префектуре Сига).
788 г. Сайтё, основатель в Японии буддийской школы Тэндай, начинает строительство храма Энрякудзи на горе Хиэй (близ г. Киото) — центр японского буддизма на несколько веков.

ПЕРИОД ХЭЙАН (794-1185)
794 г. Столица (до 1868 г.) переведена императором Камму в г. Хэйан(кё) (ныне г. Киото).
801 г. Главнокомандующий Саканоуэ-но Тамурамаро организует завоевательный поход на север Японии против племен Эдзо, строит замки Идзава (802 г.) и Сиба (803 г., ныне в префектуре Иватэ).
810 г. Ветвь Хоккэ рода Фудзивара получает политическую власть при императорском дворе после отречения от престола императора Хэйдзэй.
823 г. Кукай, основатель буддийской секты Истинного слова (Сингон), назначен настоятелем храма Тодзи (ныне в г. Киото).
866 г. Заговор с поджогом южных ворот Отэммон Императорского дворца. Премьер-министр Фудзивара-но Ёсифуса ввел регентское правление рода Фудзивара (при несовершеннолетних императорах). Он назначен регентом при императоре Сэйва.
903 г. Поэт и политический деятель Сугавара-но Митидзанэ умирает в ссылке в г. Дадзайфу (ныне в префектуре Фукуока на о. Кюсю). В г. Kиото в честь него построен храм Тэммангу.
905 г. По указу императора Дайго составлено «Собрание старых и новых песен» («Кокинсю», или «Кокин(вака)сю») — первая императорская антология японских стихов вака.
935 г. Ки-но Цураюки, придворный поэт, завершает «Путевые заметки из Тоса» («Тоса никки») — лирический дневник путешествия из провинции Тоса (ныне префектура Коти) в г. Киото, написанный японской слоговой азбукой кана.
938 г. Буддийский монах Куя, популяризатор учения о Чистой земле секты Тэндай, начинает проповеди о Будде на улицах г. Киото.
940 г. Мятеж Тайра-но Масакадо в провинции Хитати — первый крупный мятеж растущего класса военных против правительства. Тайра назвал себя «новым императором» и организовал свой двор в г. Масима в провинции Симо-оса (ныне префектура Тиба).
985 г. Буддийский монах Гэнсин завершает религиозный трактат о спасении души «Сборник важнейших сведений о возрождении в Чистой земле» («Одзё Ёсю») для распространения буддизма Чистой земли (Тэндай, впоследствии Дзёдо) среди аристократии. Основал школу скульптуры Эсин (его называли также Эсин-Содзу). Нарисовал 25 изображений Будды (в храме на горе Коя, ныне в префектуре Вакаяма).
995 г. Фудзивара-но Митинага, левый министр при императоре Итидзё, становится главой рода Фудзивара. Начало золотого периода господства рода Фудзивара при императорском дворе.
996 г. Публикация эссе (из 300 частей) придворной дамы Сэй Сёнагон «Записки у изголовья» («Макура-но соси»).
1008 г. Выход в свет основной части «Гэндзи-моногатари» — крупного (54 тома, 300 действующих лиц) произведения придворной дамы Мурасаки Сикибу.
1053 г. Построен храм Феникса (Хоодо), посвященный Будде Амида, в монастыре Бёдоин (ныне в г. Удзи, префектура Киото) в поместье императорского советника и регента Фудзивара-но Ёримити. В этом храме главная скульптура Будды выполнена признанным скульптором Дзётё и является эталоном буддийских изображений.
1087 г. Император Сиракава отрекается от престола, становится монахом, но более 40 лет занимается государственными делами. Начало системы правления экс-императоров-монахов (инсэй).
1156 г. Смута годов Хогэн (1156-1159). Обострение соперничества между кланами Тайра и Минамото за политическую власть при дворе.
1160 г . Смута годов Хэйдзи (1159-1160). Тайра Киёмори разбил войска Минамото-но Ёситомо. Установление влияния клана Тайра при императорском дворе. Тайра Киёмори стал государственным советником, главой полиции, военным министром, министром внутренних дел, премьер-министром. Родственники Тайра были губернаторами в 30 провинциях.
1175 г. Монах Хонэн сёнин основывает в г. Киото буддийскую секту Чистой земли Будды Амиды (Дзёдо).
1180 г. Минамото-но Ёсинака выступил против клана Тайра, установил контроль над провинцией Синано (ныне префектура Нагано).
1183 г. В мае Минамото-но Ёсинака во главе 5-тысячной армии разбил 40-тысячную армию клана Тайра у перевала Курикара и изгнал Тайра из столицы Киото.

ПЕРИОД КАМАКУРА (1185-1333)
1185 г. 25 апреля: Минамото-но Ёсицунэ разгромил армию Тайра в решающем сражении в заливе Данноура (в западной части Внутреннего Японского моря). Многие Тайра попали в плен и казнены, восьмилетний император Антоку утонул. . Ноябрь: Минамото-но Ёритомо получает от императора Го-Тоба и экс-императора Го-Сиракава право назначать губернаторов (сюго) в провинциях и земельных комиссаров — управляющих поместьями в районах (дзито), объединяющих власть военного правительства в стране.
1189 г. Минамото-но Ёритомо разбил армию Фудзивара в г. Хирайдзуми в провинции Муцу (ныне префектура Аомори).
1191 г . Монах Эйсай начинает проповедование китайских идей дзэн-буддизма в Японии. Распространяет в Японии культуру чайной церемонии.
1192 г. Минамото-но Ёритомо создает военное правительство бакуфу (полевая ставка) и по указу императора Го-Тоба получает титул сэйи тайсёгун (великий полководец, покоритель варваров).
1199 г. Род Ходзё после смерти Минамото-но Ёритомо добивается контроля в Камакурском сёгунате.
1203 г. Ходзё Токимаса, глава дома Ходзё, получил пост сёгунского регента (сиккэн). . Скульпторы Кайкэй, Ункэй, сын мастера Кокэя, и другие члены школы Кэй изготовили две скульптуры божественных стражей и установили их у Великих южных ворот Великого Восточного храма (Тодайдзи), главного буддийского храма страны.
1205 г. Императору Цутимикадо представлено «Новое собрание старых и новых песен» («Синкокинсю»). Императорская антология (20 томов) японской поэзии вака (1981 стихотворение) составлена по указу экс-императора Го-Тоба.
1212 г. Монах и поэт Камо-но Тёмэй завершает сборник размышлений «Записки отшельника» («Ходзёки»).
1218 г. Первое опубликование «Повести о доме Тайра» («Хэйкэ- моногатари»), 12 томов с эпилогом.
1221 г. Смута годов Дзёкю (1219-1222): экс-императоры Го-Тоба, Дзюнтоку и Цутимикадо при поддержке Минамото выступают против дома Ходзё как узурпаторов. . 15 июня войска бакуфу захватывают г. Киото, экс-императоры отправлены в ссылку. В провинциях — террор.
1226 г. Сёгунским регентом Ходзё Ясутоки создан Государственный совет (хёдзёсё) — высший административный и судебный орган правительства бакуфу.
1232 г. Август: обнародован кодекс законов «Госэйбай сикимоку» («Кодекс стандартов судебных исков»), или «Канто букэ сикимоку» («Кодекс воинов района Канто»), состоящий из 51 статьи. Это первый свод законов сословия военных, включающий стандарты поведения и статус земельных владений воинов.
1242 г. Император Сидзё умирает, не оставив наследников. Начался спор за престолонаследие, который в 1337 г. привел к основанию Северного и Южного императорских дворов.
1252 г. Начало сооружения статуи (11,39 м) Большого Будды (Дайбуцу) в г. Камакура.
1253 г. Монах Нитирэн провозглашает истинность и действенность «Сутры Лотоса», и основывает секту Нитирэн.
1274 г. Первое нападение монголов на Японию. В октябре монгольско-корейская армия (40 тыс. воинов, 900 кораблей) захватила японские о-ва Цусима и Ики, уезд Мацура на о. Кюсю, флот вошел в залив Хаката. Японская армия безуспешно обороняется, но флот монголов рассеян и потоплен тайфуном.
1281 г. Второе нападение монголов на Японию. Армия монгольского хана Хубилая захватила о-ва Цусима и Ики, флот встал на якорь в заливе Хаката. 23 августа ночью сильный шторм потопил многие монгольские суда. Потеряв 107 тыс. воинов, остатки армии Хубилая вернулись в Корею.
1297 г. Указ Токусэйрэй о милосердном правлении издан Камакурским сёгунатом; аннулированы долги сёгунских вассалов (гокэнин), чтобы защитить их земли от отчуждения кредиторами. Отменен в феврале 1298 г. из-за многочисленных конфликтов, так как на один участок земли претендовали несколько вассалов.
1318 г. Император Го-Дайго отменил институт экс-императоров-монахов, снял многие таможенные заставы, ввел налог на торговлю рисом (1319) и изготовление сакэ (1323).
1324 г. Провал заговора годов Сётю (1324-1326), организованного императором Го-Дайго против Камакурского сёгуната.
1330 г. Поэт Ёсида Кэнко завершает шедевр — сборник эссе «Записки от скуки» («Цурэдзурэгуса») в 2-х томах.
1331 г. Второй заговор императора Го-Дайго против Камакурского сёгуната. После раскрытия заговора Го-Дайго сослан на о. Оки (ныне префектура Симанэ).
1333 г. Мятежи воинских кланов в стране.

ПЕРИОД МУРОМАТИ (1333-1568)
1333 г. Падение Камакурского сёгуната. Император Го-Дайго бежит из ссылки. В мае после захвата г. Киото войсками Асикага Такаудзи, примкнувшего к императору Го-Дайго, восстановлена императорская власть. Го-Дайго ликвидировал должность императорского регента, отказался назначить нового сёгуна, ликвидировал правительство в г. Камакура.
1335 г. Асикага Такаудзи захватывает г. Камакура и провозглашает себя сёгуном. Император Го-Дайго послал против него войска. После серии сражений Асикага захватывает г. Киото и отправляет Го-Дайго в ссылку (храм на горе Хиэй).
1337 г. Император Го-Дайго отказывается от отречения, скрывается в резиденции Ёсино (в провинции Ямато) и формирует Южный императорский двор.
1338 г. Асикага Такаудзи получает титул сэйи тайсёгун (великий полководец, покоритель варваров) от Северного императорского двора и основывает сёгунат Муромати — правительство со ставкой в районе Муромати, г. Киото.
1350 г. Смута годов Канно (1350-1352 гг.): Асикага Тадаёси поднимает мятеж против своего брата — сёгуна Асикага Такаудзи. Такаудзи заточает его в храме Эмпукудзи (в г. Камакура) и отравляет.
1356 г. Поэт Нидзё Ёсимото, советник и премьер-министр, вместе с поэтом Гусаи начинают составлять сборник поэзии «Цукуба-сю» в жанре рэнга (диалоги в стиле вака).
1392 г. Северный и Южный императорские дворы пришли к примирению и признали Го-Комацу, наследника Северной династии, единственным суверенным монархом.
1397 г. Начало строительства Золотого павильона (храма Кинкакудзи) в г. Киото сёгуном Асикага Ёсимицу.
1400 г. Драматург Дзэами Мотокиё завершает первые три части из семи «Фуси кадэн» (или «Кадэнсё») — трактата о драматическом театре Но.
1401 г. Сёгун Асикага Ёсимицу отправляет посольство в Китай для установления отношений и развития торговли с династией Мин. Император Китая называет его королем Японии.
1415 г. Царство Рюкю открывает торговлю с Японией.
1419 г. Корейская флотилия напала на базу японских пиратов (вако) на острове Цусима.
1428 г. Крестьянские бунты в районе Кинки (г. Киото и прилегающие провинции) с требованием аннулирования долгов по налогам.
1467 г. Начало войны годов Онин (1467-1477) между преемниками сёгуна Асикага Ёсимаса.
1488 г. Последователи буддийской Истинной секты Чистой земли (Дзёдо) вместе с феодалами и крестьянами (около 200 тыс.) разбили армию губернатора провинции Кага (ныне южная часть префектуры Исикава) и учредили в ней самоуправление. Почти 100 лет существовала «крестьянская провинция».
1495 г. Художник Сэссю Тоё нарисовал свой самый известный пейзаж «Хабоку сансуйдзу».
1543 г. Ввоз португальцами в Японию мушкетов на остров Танэгасима. Начало распространения огнестрельного оружия в Японии.
1549 г. Франциск Ксавье, испанский иезуит, основывает первую в Японии христианскую миссию в городе Кагосима (на острове Кюсю).
1559 г. Военачальник Отомо Ёсисигэ, губернатор острова Кюсю, открывает порт Фунай (ныне Оита) для европейских торговых судов и получает доходы от торговли с ними. Становится христианином, строит католическую церковь, притесняет буддийских священников.
1560 г. Сражение в районе Окэхадзама (ныне префектура Айти). Полководец Ода Нобунага побеждает могущественную армию Имагава Ёсимото.
1563 г. Луи Фруа, португальский иезуит, прибывает в Японию. Распространяет христианство, изучает японский язык, пишет словарь и справочник по грамматике японского языка, «Историю Японии», которая охватывает 1549-1593 гг.

ПЕРИОД АДЗУТИ-МОМОЯМА (1568-1600)
1568 г. Ода Нобунага вступает в г. Киото. Асикага Ёсиаки при поддержке Нобунаги введен в должность сёгуна.
1570 г. Сражение на реке Анэгава (ныне в префектуре Сига): полководцы Ода Нобунага и Токугава Иэясу разгромили войска восставших против Нобунаги военачальников Асаи Нагамаса и Асакура Ёсикагэ, которых поддержали буддийские монахи-воины храма на горе Хиэй (г. Киото).
1571 г. Первый португальский торговый корабль прибыл в г. Нагасаки. Полководец Ода Нобунага сжег храмы на горе Хиэй (северо-восток г. Киото), в том числе храм Энрякудзи (секты Тэндай), и перебил почти всех монахов-воинов.
1575 г. Сражение у замка Нагасино на востоке провинции Микава (ныне г. Хорай в префектуре Айти), в котором полководец Ода Нобунага использовал отряд вооруженных мушкетами воинов.
1576 г. Ода Нобунага начал строительство в г. Киото замка Нидзё, а также замка Адзути на восточном побережье озера Бива.
1579 г. Алессандро Валиньяно, итальянский иезуит, в четвертый раз прибывает в Японию. За 1568-1598 гг. он обращает в христианство князей-даймё родов Отомо, Арима, Омура на о. Кюсю, строит школы и больницы, доставляет печатные станки, распространяет христианскую литературу.
1582 г. Миссия из четырех юношей (13-15 лет) японцев-христиан послана в Рим для аудиенции с папой Григорием ХIII. . Главнокомандующий Ода Нобунага после вероломного нападения своего вассала Акэти Мицухидэ совершает самоубийство. Военачальник Тоётоми Хидэёси, идя на помощь Оде Нобунага, окруженному войсками Акэти Мицухидэ, разбивает войска Мицухидэ. . Правитель Тоётоми Хидэёси начинает обмер полей для обследования земель в государстве и определения нормы получаемого урожая. Провел в стране перепись крестьян, подразделив их на податных (основных), зажиточных и середняков, а также безземельных (вне переписи).
1587 г. Тоётоми Хидэёси издает указ о высылке из Японии всех христианских миссионеров (указы против христиан) . Мастера чайной церемонии Сэн-но Рикю, основатель школы чайной церемонии Сэнкэ, и Цуда Согю совершают торжественные чайные церемонии на территории храма Китано дзиндзя (г. Киото). По указу Хидэёси мастер Соэки разработал правила чайной церемонии, которых придерживались последующие мастера и горожане.
1588 г. Тоётоми Хидэёси издает указ о конфискации у всех сословий, кроме воинов, оружия — мечей, кинжалов, ружей («Охота за мечами») — для предупреждения восстаний.
1590 г. Март: Тоётоми Хидэёси побеждает последних руководителей клана Ходзё и устанавливает свой порядок в Японии.
1592 г. Тоётоми Хидэёси направляет в Корею 130-тысячную армию, которая, захватив стратегические пункты, подошла к Сеулу.
1596 г. Тоётоми Хидэёси конфискует испанский галеон «Сан Фелипе»; начало гонений против католических миссионеров.
1597 г. 26 христиан-проповедников и учеников (20 японцев и 6 испанцев-францисканцев) распяты в г. Нагасаки после издания указа о запрещении христианства. . Второе вторжение японских войск в Корею.
1598 г. Корейские войска нанесли вторгшимся в Корею японцам сокрушительное поражение, японский флот разгромлен. 15 сентября: смерть Тоётоми Хидэёси. . Японские войска под командованием Кониси Юкинага эвакуированы из Кореи.