Все о печах и каминах - Информационный портал

Как учились дети на руси истории школы. Древние школы

МБОУ «Килемарская средняя общеобразовательная школа»

Урок на День Знаний

(в рамках мероприятий к 110–летию школы)

Как учились дети в старину

Внеклассное мероприятие

Сорокина Елена Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Килемарская СОШ»

2012 г.

Цели:

Знакомство учащихся с историей своего Отечества.

Формирование мотивации к учению.

Воспитание любви к своей Родине.

Ход мероприятия

Чтение предложения учащимися вслух “С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь”.

Учитель:

Объясните смысл данной пословицы.

(слайд 2)

(Грамотному все дороги открыты, а неграмотному очень тяжело жить)

Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников?

Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели узнать?

Ответы учащихся:

Когда появилась первая школа?

– Как учились наши сверстники?

Какие были у них учебники?

– Какие предметы преподавались?

– Как долго продолжались уроки?

– Кто был учителем?

Учитель:

Итак, определите тему нашего занятия.

Учащиеся:

Как учились школьники в старину

Учитель:

Ребята, чтобы получить ответы на ваши вопросы, я приглашаю вас и наших гостей совершить путешествие в далекое прошлое

Учитель:

В древности народ на Руси занимался, в основном, земледелием. С ранней весны до поздней осени работали крестьяне в поле, чтобы прокормить свою семью.

Но сейчас зима. Убран урожай. Пусто в поле и на улице. Тишина кругом… Хотя, – нет! Слышите: песня! Это девушки собрались на посиделки, работают, напевая любимый мотив.(Иван Купала «Молодость»)

И ребятишек не видно на улице…

Ах, да! Ведь они учатся! В старину по древнему обычаю детей отдавали на учение в день святого пророка Наума (слайд 3), называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: “Пророк Наум наставит на ум”.Празднуется этот день 14 декабря . Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» - надоумить, научить.

Итак, в этот день родители благословляли своих детей на ученье. Да и сами ученики просили у святого Наума “Батюшка Наум благослови на ум”!

(слайд3)

Ученик: (Крашенинникова Анна)

Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали:

Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.

Учитель:

14 декабря принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока. Отроками называли мальчишек 10-12 лет, подростков.

После службы в церкви дома у ученика встречали с почётом учителя, сажали его на лучшее место, угощали и одаривали. Учителя почитали особо , считая его работу чрезвычайно важной и трудной . Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму, а за леность угощать побоями. А мать должна была плакать, иначе худая молва пойдёт. Сын отвешивал три земных поклона учителю, а учитель трижды ударял ученика по спине плёткой…заранее, чтобы отрок не озорничал, а учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы. В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. А перед уроком дети читали молитву: «Святой пророче, Божий Науме, вразуми мя»

Учитель:

Урок уже начался. Давайте потихоньку, чтобы не мешать маленьким школьникам, заглянем в класс.

Беседа по репродукции Б.М.Кустодиева “Школа Московской Руси”

(слайд 4,5)

Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

Рассмотрите репродукцию картины Б.М.Кустодиева, который посвятил свою работу исторической теме “Школа Московской Руси”.

Что особенного в этом классе?

Что делают ученики? Сколько их?

Можно ли сказать, как они относятся к учению?

Чем эта школа отличается от современной?

Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н.Кончаловской, которое нам расскажут ученики нашего класса. Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.

Ученик : чтение стихотворения “И в старину учились дети” наизусть.

И в старину учились дети – (Батраков Дмитрий)
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголы
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.


Трудно грамота давалась (Иванцова Екатерина)
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ни чему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах,
И о Родине своей.

Н.Кончаловская.

Итак, о чем еще вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером .)

Физминутка.

Под русскую народную песню “Коляда” в исполнении группы “Иван Купала” дети танцуют, повторяя движения за учеником, танцующим у доски.

Рассказ об истории письменности.

Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. О том, на чем и как писали, нам расскажут следующие ученики. (Было дано творческое домашнее задание: подготовить сообщение по этой теме .)

Ученик: сообщение “На чём и как писали?”

(Михайлов Антон ) Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

(Серебрякова Настя ) На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.

Дополнение учителя к докладу ребенка:

В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.

История возникновения алфавита.

Учитель: Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит? (ответы детей)

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке.(слайд 6) Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев .

Учитель:

Давайте попросим учеников что-нибудь прочитать из их азбуки и попробуем перевести на современный язык.

(слайд 7)

мыслете аз мыслете аз (мама)

добро он мыслете (дом)

ша коко он люди аз (школа)

Учитель : В древней школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали. Правила были строгие: попить можно было за весь день только три раза, а по нужде выйти всего два раза.

Особо учили бережно обращаться с книгами, их нельзя было класть на лавку, а только на стол.

Так от темна до темна, шли уроки в древнерусской школе. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов”. И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: “ Азбуку учат – во всю избу кричат ”.

За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.

Я перевела для вас на наш современный язык: “Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание”.

Кто учителя не слушается – поставят того на горох в угол на колени. Или без обеда оставят.

Кто выучил уроки, тот уходил домой, а нам тоже пора возвращаться из путешествия.

Ребята, вы убедились, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Учиться стало интереснее, обучение стало доступным для всех.

Вы – ученики. И учеба сегодня – ваш основной труд. Можно сказать, это ваша профессия.

Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость.

Ваша школьная отметка – это результат вашего труда. Если вы что-то не уяснили, что-то у вас не получается, следует проявить усилия и достичь поставленной цели. А мы, ваши учителя и родители, поможем вам в этом. Каждый родитель желает видеть своего ребёнка образованным. Можно сказать, что дать образование своему ребёнку является одной из ценностей семейного воспитания.

Желаю всем успехов в новом учебном году, старания, прилежания. Пусть каждый день в школе приносит вам радость. А родителям пожелаю терпения, благоразумия. Помните, что труд ученика не менее важен и сложен, чем ваш. Будьте терпимы и внимательны к своим детям. И самое главное, будьте им помощниками.

Рефлексия


В IX веке , когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.


«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» - картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского
© Изображение: Wikimedia Commons

Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.

XI век


Реконструкция старинных счетов и азбуки
© Фото: lori.ru

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.


Стоглав (Титульный лист)
© Иллюстрация: Wikimedia Commons

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

Первый русский букварь

Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.



© Фото: lori.ru

XVII век


Дореволюционный учебник геометрии.
© Фото: lori.ru

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы.


Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области.
© Фото: lori.ru

Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.

В России каждый новый век приносит свои изменения, а иной раз все меняет новый правитель. Так получилось с царем-реформатором Петром I. Благодаря ему в России появились новые подходы к образованию.

XVIII век, 1-я половина

Образование стало более светским: богословие теперь преподавалось только в епархиальных школах и только для детей духовенства, причем для них обучение чтению и письму было обязательным. Тем, кто отказывался, грозила военная служба, что в условиях почти непрекращающихся войн было опасно для жизни. Так на Руси сформировалось новое сословие.

В 1701 году по указу Петра I, который желал подготовить собственных специалистов для армии и флота (тогда на этих местах работали исключительно иностранцы), в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук или, как ее еще называли, Школа пушкарского приказа. В ней было 2 отделения: нижняя школа (младшие классы), где обучали письму и арифметике, и верхняя школа (старшие классы), для обучения языкам и инженерным наукам.

Существовало также подготовительное отделение, или цифирная школа, где учили читать и считать. Последняя так понравилась Петру, что он повелел по ее образу и подобию создать такие школы и в других городах. Первую школу открыли в Воронеже. Интересно, что там учили и взрослых – как правило, военных нижних чинов.


Дети в церковной школе
© Фото: lori.ru

В цифирных школах учились грамоте и счету дети духовенства, а также дети солдат, пушкарей, дворян, то есть почти всех, кто демонстрировал тягу к знаниям. В 1732 году при полках были основаны гарнизонные школы для солдатских отпрысков. В них, кроме чтения и арифметики, преподавались основы военного дела, а учителями были офицеры.

У Петра I была благая цель – широкомасштабное всеобщее начальное образование, но, как бывало не раз в истории, народ принуждали к этому с помощью розог и устрашений. Подданные начали роптать, выступать против обязательного для некоторых сословий посещения школ. Все закончилось тем, что Адмиралтейство (которое ведало цифирными школами) само попыталось от них избавиться, но Святейший Синод (высший орган управления Русской церковью, который влиял на жизнь страны) не согласился взять их под свое крыло, отметив, что духовное и светское образование не должны совмещаться. Тогда цифирные школы были соединены с гарнизонными. Это имело большое значение для истории образования. Именно гарнизонные школы отличались высоким уровнем подготовки, и оттуда впоследствии вышло много прекрасно обученных людей, которые вплоть до эпохи правления Екатерины II служили опорой русскому просвещению, работая преподавателями.



Пажеский корпус на Садовой улице в Санкт-Петербурге
© Фото: lori.ru

XVIII век, 2-я половина

Если раньше в одной школе могли учиться дети из разных сословий, то позже начали формироваться сословные школы. Первой ласточкой стал Сухопутный Шляхтецкий корпус или, говоря современным языком, школа для дворянских детей. По этому принципу позже были созданы Пажеский корпус, а также Морской и Артиллерийский.

Дворяне отправляли туда совсем маленьких детей, которые по окончании получали специальность и офицерское звание. Для всех остальных сословий начали повсеместно открываться народные училища. В крупных городах это были так называемые главные училища, с четырьмя классами образования, в мелких – малые, с двумя классами.

Впервые в России было введено предметное преподавание, появились учебные планы, разрабатывалась методическая литература. Занятия стали начинаться и заканчиваться в одно время по всей стране. Каждое сословие обучалось по-разному, но обучаться могли практически все, даже дети крепостных, хотя, конечно, им было тяжелее всего: зачастую их обучение зависело от прихоти помещика или от того, захочет ли тот содержать школу и платить зарплату учителю.

К концу века по всей России было более 550 учебных заведений и более 70 000 учеников.


Урок английского языка
© Фото: lori.ru

XIX век

Это было время большого прорыва, хотя, конечно, мы все еще проигрывали Европе и США. Активно действовала общеобразовательная школа (народные училища), для дворян действовали общеобразовательные гимназии. Открыты они были поначалу только в трех самых крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Специализированное образование для детей было представлено солдатскими школами, кадетскими и шляхтецкими (дворянскими) корпусами и множеством духовных училищ.

В 1802 году впервые было учреждено Министерство народного образования. В следующем году оно разработало новые принципы: в частности, было особо выделено, что низшие ступени образования с этого момента будут бесплатными и принимать туда будут представителей любого сословия.


Учебник русской истории Ф. Новицкого, переиздание 1904 года
© Фото: lori.ru

Малые народные училища были заменены одноклассными приходскими школами (для детей крестьян), в каждом городе обязали построить и содержать трехклассное уездное училище (для купцов, ремесленников и других городских обывателей), а главные народные училища были преобразованы в гимназии (для дворян). В последние заведения имели право теперь поступить и дети чиновников, не имеющих дворянского звания. Благодаря этим преобразованиям сеть учебных учреждений была значительно расширена.

Детей низших сословий обучали четырем правилами арифметики, чтению и письму, а также закону Божию. Детей из средних сословий (мещан и купцов) в дополнение к этому – геометрии, географии, истории. В гимназиях готовили к поступлению в университеты, которых в России было уже шесть (немалое количество для того времени). Девочек по-прежнему крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили на дому.

После отмены крепостного права (1861 г.) ввелось доступное всесословное образование. Появились земские, церковно-приходские и воскресные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. Причем в последние принимали детей из любых сословий, родители которых могли накопить на обучение. Плата была относительно невысокой, что подтверждает большое количество реальных гимназий.

Активно начали открываться женские училища, которые были доступны только для детей из числа горожан среднего достатка. Женские училища были с трех- и шестилетним образованием. Появились женские гимназии.


Церковно-приходская школа, 1913 год

XX век

В 1908 году был принят закон о всеобщем образовании. Начальное образование стало развиваться особенно быстрыми темпами – государство активно финансировало новые учебные заведения. Было узаконено бесплатное (по не всеобщее) образование, что сыграло огромную роль в развитии страны. В европейской части России практически все мальчики и половина девочек учились в начальных школах, на другой территории ситуация было похуже, но почти половина городских детей и почти треть крестьянских тоже имели начальное образование.

Конечно, на фоне других европейских государств это были несоизмеримые цифры, ведь к тому времени в развитых странах уже по несколько веков действовал закон о всеобщем начальном образовании.

Образование стало всеобщим и вседоступным в нашей стране только после принятия советской власти.

В IX веке , когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.


«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» - картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского
© Изображение: Wikimedia Commons

Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.

XI век


Реконструкция старинных счетов и азбуки
© Фото: lori.ru

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.


Стоглав (Титульный лист)
© Иллюстрация: Wikimedia Commons

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

Первый русский букварь

Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.



© Фото: lori.ru

XVII век


Дореволюционный учебник геометрии.
© Фото: lori.ru

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.

В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы.


Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области.
© Фото: lori.ru

Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.

В России каждый новый век приносит свои изменения, а иной раз все меняет новый правитель. Так получилось с царем-реформатором Петром I. Благодаря ему в России появились новые подходы к образованию.

XVIII век, 1-я половина

Образование стало более светским: богословие теперь преподавалось только в епархиальных школах и только для детей духовенства, причем для них обучение чтению и письму было обязательным. Тем, кто отказывался, грозила военная служба, что в условиях почти непрекращающихся войн было опасно для жизни. Так на Руси сформировалось новое сословие.

В 1701 году по указу Петра I, который желал подготовить собственных специалистов для армии и флота (тогда на этих местах работали исключительно иностранцы), в Москве была открыта Школа математических и навигационных наук или, как ее еще называли, Школа пушкарского приказа. В ней было 2 отделения: нижняя школа (младшие классы), где обучали письму и арифметике, и верхняя школа (старшие классы), для обучения языкам и инженерным наукам.

Существовало также подготовительное отделение, или цифирная школа, где учили читать и считать. Последняя так понравилась Петру, что он повелел по ее образу и подобию создать такие школы и в других городах. Первую школу открыли в Воронеже. Интересно, что там учили и взрослых – как правило, военных нижних чинов.


Дети в церковной школе
© Фото: lori.ru

В цифирных школах учились грамоте и счету дети духовенства, а также дети солдат, пушкарей, дворян, то есть почти всех, кто демонстрировал тягу к знаниям. В 1732 году при полках были основаны гарнизонные школы для солдатских отпрысков. В них, кроме чтения и арифметики, преподавались основы военного дела, а учителями были офицеры.

У Петра I была благая цель – широкомасштабное всеобщее начальное образование, но, как бывало не раз в истории, народ принуждали к этому с помощью розог и устрашений. Подданные начали роптать, выступать против обязательного для некоторых сословий посещения школ. Все закончилось тем, что Адмиралтейство (которое ведало цифирными школами) само попыталось от них избавиться, но Святейший Синод (высший орган управления Русской церковью, который влиял на жизнь страны) не согласился взять их под свое крыло, отметив, что духовное и светское образование не должны совмещаться. Тогда цифирные школы были соединены с гарнизонными. Это имело большое значение для истории образования. Именно гарнизонные школы отличались высоким уровнем подготовки, и оттуда впоследствии вышло много прекрасно обученных людей, которые вплоть до эпохи правления Екатерины II служили опорой русскому просвещению, работая преподавателями.



Пажеский корпус на Садовой улице в Санкт-Петербурге
© Фото: lori.ru

XVIII век, 2-я половина

Если раньше в одной школе могли учиться дети из разных сословий, то позже начали формироваться сословные школы. Первой ласточкой стал Сухопутный Шляхтецкий корпус или, говоря современным языком, школа для дворянских детей. По этому принципу позже были созданы Пажеский корпус, а также Морской и Артиллерийский.

Дворяне отправляли туда совсем маленьких детей, которые по окончании получали специальность и офицерское звание. Для всех остальных сословий начали повсеместно открываться народные училища. В крупных городах это были так называемые главные училища, с четырьмя классами образования, в мелких – малые, с двумя классами.

Впервые в России было введено предметное преподавание, появились учебные планы, разрабатывалась методическая литература. Занятия стали начинаться и заканчиваться в одно время по всей стране. Каждое сословие обучалось по-разному, но обучаться могли практически все, даже дети крепостных, хотя, конечно, им было тяжелее всего: зачастую их обучение зависело от прихоти помещика или от того, захочет ли тот содержать школу и платить зарплату учителю.

К концу века по всей России было более 550 учебных заведений и более 70 000 учеников.


Урок английского языка
© Фото: lori.ru

XIX век

Это было время большого прорыва, хотя, конечно, мы все еще проигрывали Европе и США. Активно действовала общеобразовательная школа (народные училища), для дворян действовали общеобразовательные гимназии. Открыты они были поначалу только в трех самых крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Специализированное образование для детей было представлено солдатскими школами, кадетскими и шляхтецкими (дворянскими) корпусами и множеством духовных училищ.

В 1802 году впервые было учреждено Министерство народного образования. В следующем году оно разработало новые принципы: в частности, было особо выделено, что низшие ступени образования с этого момента будут бесплатными и принимать туда будут представителей любого сословия.


Учебник русской истории Ф. Новицкого, переиздание 1904 года
© Фото: lori.ru

Малые народные училища были заменены одноклассными приходскими школами (для детей крестьян), в каждом городе обязали построить и содержать трехклассное уездное училище (для купцов, ремесленников и других городских обывателей), а главные народные училища были преобразованы в гимназии (для дворян). В последние заведения имели право теперь поступить и дети чиновников, не имеющих дворянского звания. Благодаря этим преобразованиям сеть учебных учреждений была значительно расширена.

Детей низших сословий обучали четырем правилами арифметики, чтению и письму, а также закону Божию. Детей из средних сословий (мещан и купцов) в дополнение к этому – геометрии, географии, истории. В гимназиях готовили к поступлению в университеты, которых в России было уже шесть (немалое количество для того времени). Девочек по-прежнему крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили на дому.

После отмены крепостного права (1861 г.) ввелось доступное всесословное образование. Появились земские, церковно-приходские и воскресные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. Причем в последние принимали детей из любых сословий, родители которых могли накопить на обучение. Плата была относительно невысокой, что подтверждает большое количество реальных гимназий.

Активно начали открываться женские училища, которые были доступны только для детей из числа горожан среднего достатка. Женские училища были с трех- и шестилетним образованием. Появились женские гимназии.


Церковно-приходская школа, 1913 год

XX век

В 1908 году был принят закон о всеобщем образовании. Начальное образование стало развиваться особенно быстрыми темпами – государство активно финансировало новые учебные заведения. Было узаконено бесплатное (по не всеобщее) образование, что сыграло огромную роль в развитии страны. В европейской части России практически все мальчики и половина девочек учились в начальных школах, на другой территории ситуация было похуже, но почти половина городских детей и почти треть крестьянских тоже имели начальное образование.

Конечно, на фоне других европейских государств это были несоизмеримые цифры, ведь к тому времени в развитых странах уже по несколько веков действовал закон о всеобщем начальном образовании.

Образование стало всеобщим и вседоступным в нашей стране только после принятия советской власти.

1 сентября - это начало каждого нового учебного года. Известно ли вам, почему все школьники начинают свою учебу именно в этот день? Но, в самом начале хочется немного поговорить о появлении самой школы. Когда появилась первая школа?

Еще в Средние века, в Древней Греции, Риме и Египте, или может еще раньше? Школа и первый учитель - два важных слова, которые тесно связаны. Может быть, мы смело можем говорить о школе начиная с того времени, когда впервые появились первые учителя. Вспомнить из курса истории время, которое называют первобытным обществом. Уже с началом самой ранней стадии развития всего человечества уже начали учить детей. Правда, те первые учителя вовсе не имели никакого понятия о главной грамоте, но с ранних лет обучали детей жить по тем главным правилам, которые были уже общепринятыми в той или иной общине. От этих важных знаний и правил часто зависела даже жизнь ребенка. Особо учили детей более сложным правилам хорошего приветствия: в одних племенах принято при виде чужака садиться на корточки в знак полного миролюбия, в иных - снимать свои головные уборы, кстати, обычай дошел до наших дней среди многих народов. Были и такие племена, в которых при встрече нужно тереться носами или протягивать руку только открытой ладонью вверх, что тоже свидетельствовало о самых добрых намерениях. Сегодня часто при встрече с нашим добрым знакомым мы обмениваемся легким дружеским поцелуем, но ведь раньше многие племена считали любой поцелуй одной из форм людоедства, который был строго запрещен. Когда проходил период раннего детства, мальчики активно познавали искусство увлекательной охоты и ведения войны, все девочки должны были обучиться хорошопрясть, шить хорошую одежду, готовить вкусную пищу. После дети "сдавали" сложный экзамен - главный обряд инициации. Мальчикиотносились к инициации как к тяжелому испытанию: Их могли даже бить, сильно пытать огнем, рассекать кожу. Часто после экзамена испытуемый мог потерять сознание. Но, только "сдав экзамен", мальчик становился уже взрослым членом общества и очень этим гордился.

Шли года, века, стали уже появляться школы, которые напоминали современные.

Сведения о самых первых школах можно найти в богатой истории Древнего Востока.

Шумеры, давно исчезнувшем народе узнали только лишь в XIX веке. Жили те шумеры в низовьях рек Тигра и Евфрата, создавая высокую культуру. Они умели довольно многое: орошать поля, прядь и ткать, ковать из меди и бронзы свои орудия труда, знали большое гончарное искусство. За эти 3000 лет до н. э. шумеры имели свою письменность, владели основными правилами алгебры, умели извлекать квадратный корень из любого числа. Были тогда и школы, которые называли"домами табличек", ведь посещавшие их ученики писали только на глиняных табличках, читали и учились тоже по ним. Будущие писцы - "дети дома табличек" - учителя держали довольно строго. Главой школы являлся наставник - уммиа. Помогали ему "старший брат" - помощник наставника, несколько учителей, человек, который всегда следил за дисциплиной. Как именно он этим занимался, ясно из наименования должности - "владеющий плетью". До настоящего времени дошло огромное множество табличек, которые были написаны учениками, из которых можно точно узнать, какие точно предметы изучали все шумерские школьники. На одной табличке ученик в своем "сочинении" благодарит всех учителей за данную науку - ведь они смогла научить его рассчитывать площадь, поэтому теперь он сможет сам производить расчеты в строительстве, рыть канал. Археологи смогли найти таблички, на которых записаны даже имена богов, те названия животных и растений, перечисленные городовые и храмовые должности со званиями - словом, все, что каждый учащийся был обязан твердо и точно знать. Обучение растянулось на много лет. Те, кто оканчивал "дома табличек", становились важными начальниками работ в мастерских, на любом строительстве, возделывая земли. Без этих школ не было у древнего народа высокой культуры: шумеры тогда умели не просто читать, умножать и делить, также писать стихи, сочинять красивую музыку, знали астрономию.

О древних жителях другого самого древнего государства - Египта - известно несравненно больше, нежели о шумерах. Знаем, что у них тоже были свои школы, что учиться в Египте было совсем не так просто. Надо было точно знать и уметь четко оперировать семью сотнями букв - иероглифов, следить, чтобы все строчки при письме были максимально ровными, а иероглифы красивыми. В одном случае следовало писать слева направо, но в других - справа налево, а вот в третьих - сверху вниз.

Как именно выглядела египетская школа тех далеких времен? Это большой двор при храме бога Амона (Ра) - главный египетский бог. В тени сидят двенадцатилетние мальчишки, а уже перед ними учитель. На нем надет белый набедренник, голова в знак чистоты максимально гладко выбрита, на груди большая подвеска, которая изображала павиана. Обезьяна считалась самым священным животным бога Тота - писец бога Ра и покровитель знаний, магии и медицины, ему известны все самые волшебные слова и чудодейственные заклинания. У ног учителя лежит самый непременный атрибут обучения - треххвостая плеть. Ученики сидят на плетеных циновках, каждый имеет свою плетеную сумку, в которой дощечка с углублениями для черной и красной краски, пенал с необходимыми кистями, сосудик для воды и остравки- своеобразные глиняные таблички для письма, ведь на папирусе разрешалось писать только старшеклассниками. Учитель строго диктует, а ученики пишут на своих табличках. Это слова из древнеегипетского "Поучения школьнику", которым всегда начинался каждый учебный день: "Вы подобны кривому рулю, вы как дом без хлеба, обезьяна и та понимает, обучают даже львов, только не вас. Смотрите, будете биты - уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют".

В Древней Греции каждый школьный день начинался со стихов. Учитель сам читал их, а ученики за ним повторяли. Продолжалось пока все не заучат наизусть достаточно большой отрывок, целое произведение. Для более "лучшего" запоминания учитель ставил на стол рельеф со стихами. Заканчивали учебный день: учитель снимал этот рельеф со стихами и ставил вместо него амфору, изображающую порку школьников. Каждый ученик знал строгое выражение: "Коль хочешь от Муз счастья и радости, нерадивому как следует всыплешь". Кстати, знакомое слово "педагог" в переводе с греческого означает "воспитатель", "наставник". В обязанности любого педагога входило обучать детей самым хорошим манерам, следить за поведением детей на улице, провожать в школу. В школе существовали тогда уже свои правила: "Громко не говори, не клади ногу на ногу, встань, когда входит старший". В программу основного обучения кроме письма и чтения входило еще семь свободных искусств. На первом этапе изучали основную грамматику, риторику, диалектику, а уже только на втором - арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Большое внимание уделяли физическим упражнениям. С ранних 12 лет школьники всю вторую половину дня проводили в палестре - гимнастическая школа, название "палестра" происходит от слова "палэ" - борьба. Все ученики бегали, прыгали, обучались верховой езде, метали диски.

В Древнем Риме мальчиков начинали на обучение с 7 лет. Дети всех бедняков посещали начальную школу, в течение пяти лет учились читать, писать и считать. Учительв такой школе был человек более "низкого происхождения", но знавший грамоту.

Занятия проходили всегда под открытым небом, под самым простым навесом, где стоял стул для учителя и скамья для учеников. Дабы всех мальчиков ничего не отвлекало, их отгораживали неким занавесом. Учебный день начинали очень рано, только в полдень дети уходили домой позавтракать, после снова возвращались в школу. Никаких определенных учебников у них не было, все записи вели под диктовку учителя. Собственно на начальной школе и заканчивалось основное обучение детей бедняков. Дети состоятельных родителей свою начальную школу не посещали, главные азы обучения проходили дома под руководством отца или специально нанятых учителей.

Научившись правильно читать и писать, дети отправлялись к грамматику. Грамматики - образованнейшие люди, которые серьезно занимались историей, литературой, критикой и другими науками. Они могли толковать тесты древних авторов, составлять справочники. Основная задача состояла в том, чтобы научить мальчиков правильно говорить и писать, основательно ознакомиться с литературой, дать самые начальные понятия в разных областях знаний - от философии до астрономии. После серьезной подготовки мальчик лет в 14 мог поступать в "высшее учебное заведение" - риторскую школу.

В IX веке , когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).

X век

В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.

«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» - картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского | Изображение: Wikimedia Commons

Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.

XI век

Реконструкция старинных счетов и азбуки | Фото: lori.ru

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.

Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.

XVI век

Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.

Стоглав (Титульный лист) | Иллюстрация: Wikimedia Commons

В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.

Первый русский букварь

Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.

Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Фото: lori.ru

XVII век

До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.