Все о печах и каминах - Информационный портал

Человек древней руси, население древней руси. Вольные люди Лучшие люди так назывались в древней руси

Русь всегда привлекала иноземных захватчиков своими богатствами, да и предки наши тоже не упускали случая захвата новых земель. Вся история Руси – сплошные войны с ближними и дальними соседями.

Русские ратники отличались высоким воинским мастерством и необыкновенной храбростью. Но и среди них особо выделялись супер воины.

В наше время таких бойцов назвали бы спецназом. Существует множество книг, художественных и документальных фильмов, в которых превозносится боевое искусство и уникальные способности японских ниндзя, самураев, шаолиньских монахов Китая и других воинов-кудесников. Обладающие магическими боевыми возможностями, они считались непобедимыми.

К сожалению, о русских древних спецназовцах широкому кругу читателей известно очень мало. Хотя таких элитных бойцов в русских дружинах было немало.

Одной из задач, которая возлагается на современный спецназ, является военная разведка. Первая разведывательная военная операция, которая сохранилась в русских летописях, была осуществлена в 881 году во время похода войска Вещего Олега на Киев.

Имя первого русского разведчика осталось неизвестным. Он под видом странника пробрался в Киев и узнал всё, что было нужно Олегу.

Оставив войско на противоположном берегу Днепра, Олег с небольшой группой лучших своих бойцов (читай – “спецназовцев”) причалил к берегу вблизи города. Киев в то время находился под властью двух братьев-варягов – Дира и Аскольда. К братьям были посланы гонцы, которые заверили их, что приставшие к берегу ладьи принадлежат проезжим богатым купцам.

Под предлогом подношения даров, Олег обманом заманил князей на причал. Оба киевских правителя вместе со своей немногочисленной охраной были убиты русскими дружинниками, которые прятались в ладьях.

Практически в Киеве был совершен государственный переворот, главную роль в котором сыграли военные разведчики.

Первая диверсионная операция, детально описанная в древнерусских летописях, была проведена Великой княгиней Ольгой. После убийства древлянами в 945 году князя Игоря, Ольга поклялась отомстить убийцам своего мужа. Виновными в этой смерти, по её мнению, была вся древлянская знать.

Посланные к древлянам верные лазутчики начали распространять слухи о том, что Ольга хотела бы вновь выйти замуж за знатного князя. Прибывших сватов встретили с большими почестями. В знак величайшего уважения их прямо в ладье отнесли во двор княжеского терема, а затем живьём похоронили вместе с ладьёй в заранее подготовленной яме.

Но это ещё не было окончанием операции. Чтобы древляне не могли узнать, что произошло на самом деле, по приказу княгини на границе с владениями древлян были выставлены многочисленные посты, не пропускавшие никого через границу. Затем к древлянам отправили ответное посольство.

Лазутчики-послы поведали о том, что ранее посланные сваты остались пировать в Киеве. А для того чтобы киевляне отпустили свою любимую княгиню необходимо послать в качестве сватов самых знатных древлян.

Древляне поверили сказанному и послали в Киев своих самых сановитых вельмож. Прибывшим сватам было предложено помыться с дороги в бане, а уже затем предстать перед Ольгой. Баню, после того как в неё зашли все прибывшие вельможи, крепко заперли и подожгли. Все древляне сгорели заживо.

Современный хороший боец спецназа, кроме отличного владения приёмами рукопашного боя, холодным и стрелковым оружием, обязан обладать ещё целым рядом специфических качеств.

Такие бойцы имелись и в Древней Руси. Существовала целая каста таинственных колдунов. Люди верили, что они могли превращаться в волков и медведей. Медведь, на языке древних прусов, назывался “длак”. Поэтому эти оборотни-воины получили прозвище волкодлаки.

Равным им в ратных делах не было. Волшебной силой, как считалось, волкодлаков наделял их покровитель, древнеславянский бог Велес, священным главным животным которого являлся медведь. Вот чем объясняется вторая часть прозвища этих суперменов.

Самым знаменитым волкодлаком был Святослав Великий. Святослав, проведший всю жизнь в битвах и военных походах, в совершенстве владел искусством волкодлаков. Всегда сражаясь в первых рядах своих ратников, он был поистине неуязвимым.

Ни одному из соперников не удалось победить его и в единоборстве. Святослав организовал военные походы на Балканы и Кавказ, воевал с хазарами, половцами и византийцам. Согласно свидетельствам древних летописцев, этот человек среднего роста неузнаваемо преображался в битвах. Вокруг него вырастали целые горы поверженных врагов, а их стрелы и мечи его просто не брали.

После 988 года (дата крещения Руси) уникальное боевое мастерство волкодлаков стало забываться. Однако эти воины совсем не исчезли, а продолжали жить на Дону, Днепре и Кубани.

Позднее к ним присоединились и новгородцы, бежавшие из разорённого Иваном Грозным города. Среди жителей Великого Новгорода была особая каста бойцов – характерники или спасовцы, обладающие “колдовскими” знаниями и умело применяющие их в боевых схватках. Они разработали такие комплексы боевых искусств как "Кулак Перуна", "Скобарь", "Буза", которые ничем не уступали по мастерству волкодланским.

Конечно, характерники и волкодлаки не были оборотнями. Обладая способностью массового гипноза, они могли внушить врагам, что перед ними не человек, а медведь или волк.

Создавая своих астральных двойников, они могли заставить противника сражаться с несуществующим врагом или превращали себя в бойцов врага. Описаны случаи, когда перед противником возникал такой супер воин, имеющий множество рук, в каждой из которых был меч или сабля.

Невозможность предугадать, с какой стороны будет нанесен удар, приводила врагов в замешательство. Такие разнообразные приёмы массового гипноза в боевых комплексах характерников получили название – “насылать сон”.

Неуязвимость от вражеского меча, стрелы и даже пули достигалась магическим умением ввода спасовца в особое состояние - многократное ускорение собственного времени. Время наступления такого состояния характерник определял по следующему признаку – у него начинал холодеть затылок. Действия врагов начинали происходить как в замедленной киносъёмке, что позволяло этим супер воинам с лёгкостью уходить от удара мечом или летящих стрел.

Хотя многие исследователи не исключают, что при помощи внутренней энергии (“здравы”), такие воины-чародеи обладали способностью окружать себя невидимым полем, отклоняющим от них стрелы и удары холодного оружия.

Многие летописцы рассказывают о необычайных способностях характерников к ясновидению. Специальными упражнениями они доводили эти способности до магического совершенства, видя происходившее в стане противника за тысячу верст.

Супер воины (древний спецназ) не были подвержены никаким болезням, а после боя враги никогда не находили их мёртвыми. Целительная сила, воспринимаемая извне и усиленная постоянными специальными упражнениями, позволяла им быстро залечивать самые тяжелые раны, полученные в боях.

Одним из известных характерников был русский генерал Бакланов (герой кавказской войны 19-го века). Очевидцы рассказывают, что даже в неподвижного генерала не мог попасть ни один стрелок.

Нельзя не вспомнить и о легендарных ушкуйниках. Их дерзкие вылазки наводили настоящий ужас на Золотую Орду. При осаде Булгара ими были взорваны пороховые погреба, что вынудило защитников города сдаться. Во времена Дмитрия Донского ушкуйники стали исполнителями всех его тайных замыслов. Невозможно переоценить роль разведывательных операций ушкуйников при подготовке вторжения на Русь войска Мамая. А участие этих богатырей в куликовской битве навсегда покрыло их неувядаемой боевой славой.

Сохранились предания о русских джанийцах. Эти легендарные воины уже в IV веке до наступления нашей эры прославились своими боевыми действиями в составе войска Александра Македонского.

Летописцы рассказывают об их важнейшей роли в битвах при Гавгамелах, Иссе и Гранике. Группы джанийцев в составе пяти человек насквозь прорубались через плотные ряды наступающего огромного персидского войска, затем разворачивались, прорубались обратно и бесследно исчезали.

Персидские воины Дария не в состоянии понять происходящее, не могли оказать сопротивление невидимым врагам. Всё это наводило панический страх в их рядах. Между боями джанайцы совершали постоянные дерзкие налёты на персидский лагерь, похищая при этом военноначальников и часовых.

Имеются также свидетельства о том, что отряд джанайцев на тридцати ладьях выступал на помощь легендарной Трое.

Многие приёмы и тактика боевых действий древних русских чудо-бойцов успешно применяются в наши дни современным спецназом. Конкретная информация об этом находится под грифом строжайшей секретности.

; возникло в конце XVIII в. в губерниях прибалтийских и юго-западных. В первой половине XIX в. В.л. были причислены к городским обществам; В. л., поселенные на казенных землях, обратились в государственных крестьян, а сидевшие на помещичьих - в крепостных. См. также Гулящие люди .

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ВОЛЬНЫЕ ЛЮДИ" в других словарях:

    Вольные люди многозначный термин русского языка, называющий: Вольные люди (Московское государство) в Московском государстве свободные люди, не носившие государственного тягла. Вольные люди (Россия) появившийся в конце XVIII … Википедия

    В памятниках Московского государства слово вольный соответствовало слову свободный. В. люди противополагаются холопам. Человек, не носивший государственного тягла, не причисленный ни к одному из московских чинов, назывался вольным государевым… …

    ВОЛЬНЫЕ ЛЮДИ - 1) люди свободные лично и от государственного тягла; государство ограждало их личную безопасность, но никаких прав за ними не признавало; «в памятниках Московского государства слово «вольный» соответствовало слову «свободный»» (13). 2) См.… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    вольные люди - в царской России особое сословие свободных, ни за кем не закрепленных и не причисленных к к. л. цеху или купечеству людей, обязанных платить особый подушный оклад; возникло в конце XVIII в. в губерниях прибалтийских и юго западных. В первой… … Большой юридический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вольные люди. Вольные люди в России XVIII XIX веков особое сословие во вновь присоединённых к России губерниях, класс свободных людей, ни за кем не прикреплённых, и ни в цехах, ни в… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вольные люди. Вольные государевы люди в Московском государстве название людей, не носивших государственного тягла, не причисленных ни к одному из «московских чинов» и противопоставлявшихся… … Википедия

    Так назывались в древней Руси служилые люди, пользовавшиеся правом отъезда, преимущественно менее знатные и могущественные из них; лучшие же из них обыкновенно назывались боярами. Право отъезда заключалось в праве свободного перехода со службы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В России крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости с землёй по Указу 1803, на основании добровольного соглашения с помещиками. К середине XIX в. освобождена 151 тыс. душ мужского пола. * * * ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБОПАШЦЫ в… … Энциклопедический словарь

    - (ед. ч. людин) старинный термин. Так называлась до половины XIII в. одна часть свободного населения на Руси, не состоявшая на службе у князя, но платившая ему подати, дани (другая часть свободного населения княжие мужи). По Русской Правде за… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (или Свободные хлебопашцы) категория крестьянства в России в XIX веке. История Вольными хлебопашцами в официальных документах именовались бывшие частновладельческие крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости на основании указа от 20 … Википедия

Книги

  • Волостной суд: законы, распоряжения правительства и циркуляры для крестьян (их суд, права, обязанности и повинности). руководство для всех крестьян, волостных правлений, сельских и волостных сходов и
  • Волостной суд: законы, распоряжения правительства и циркуляры для крестьян (их суд, права, обязанности и повинности). руководство для всех крестьян, волостных правлений, сельских и волостных сходов и должностных лиц , А. Е. Гарнак. 1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных,…

Дело в том, что на различных иностранных языках они звучат по-разному. К тому же для обозначения тех или иных народов ранее зачастую употреблялись названия мест их проживания, род занятия или другие внешние признаки. Более того, в летописях древние авторы в целях экономии дефицитной бумаги или дорогостоящего пергамента очень часто писали слова без огласовки, то есть с использованием преимущественно согласных букв. Поэтому точно установить о каком народе и ареале его проживания идет речь в том или ином документе, да еще на малопонятном иностранном языке, представляет большую трудность даже для профессиональных историков.

Как же именовался русский народ в различные исторические периоды в иностранных источниках? Нам известно, главным образом, название россы (русы), которое считается родовым именем. Е.П. Савельев в своей книге "Древняя история казачества" (издана в 1915 году) упоминает также такие названия как роззы, руззы, рась, ресы, аорсы, рси, рша, рошы, разены, роксы, роксоланы, разы и другие созвучные им названия.

В различных древних источниках, сохранившихся на Западе, приводятся и иные наименования наших предков, которые ставят в тупик многих приверженцев официальной истории России и поэтому ими начисто отрицаются. Для примера можно воспользоваться многочисленными выдержками из различных исторических материалов, приведенных А.А.Бычковым в книге "Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?", а также вышеназванной книгой Савельева "Древняя история казачества", содержащей также немало ссылок на старые летописи.

Так, описывая события далёкого 941 года, когда русское войско под предводительством князя Игоря безуспешно пыталось овладеть Константинополем, Бычков приводит несколько высказываний современников о том, кто же напал на столицу этой великой империи. Российские летописи, конечно, однозначно называют воинов русскими, греческие - россами или русиями, что, в общем, одно и то же.

А вот что об участниках этой битвы писал епископ Кремонский (Кремона - город в Северной Италии) Лиудпранд, дважды побывавший в Константинополе в качестве посла (в 949 и 968 годах): "Ближе к северу обитает некий народ, который греки по внешнему признаку называют русиями (на греческом языке - русые, русоголовые). Мы же по местонахождению именуем (их) норманнами. Ведь на немецком языке "nord" означает "север", "mann" - человек; поэтому-то северных людей и можно назвать норманнами".

Итак, для современника тех событий епископа (то есть очень грамотного по тем временам человека, посла) Лиудпранда РУССКИЕ - это НОРМАННЫ и проживают они севернее Италии. Так же называет их Иоанн Диакон в "Венецианской хронике" в повествовании об этом событии: "В это время народ норманнов на трехстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю….".

Что же нам известно о норманнах из официальной версии истории? В X веке они уже владели огромными территориями в Европе - северной частью Франции вплоть до современного Парижа (его в то время ещё не было), северо-восточной частью Британских островов и другими землями. Следовательно, епископ Кремонский и Иоанн Диакон, как современники знаменитых норманнских завоеваний, наверняка знали об этом народе не понаслышке и не могли ошибиться в определении их национальной принадлежности.

Подтверждение факта нападения на Византийскую столицу в этот период можно найти и у греческого автора, написавшего "Продолжатель Феофана". Он сообщает о событии 941 года так: "Одиннадцатого июня четырнадцатого индикта на десяти тысячах судов приплыли в Константинополь росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков…". То, что русских, оказывается, называли еще и дромитами (значение этого названия не ясно) не так здесь важно. Примечательно другое, а именно то, что родом они "из франков", то есть они жили рядом с ними. Кстати, в то время франками называлось германское племя, а не французы, которых тогда называли галлами.

Факт проживания славяно-руссов рядом с франками подтверждает также и арабский историк Масуди при описании Европы раннего средневековья: "…первый из славянских царей есть царь Дир, он имеет обширные города и многие обитаемый страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами. Подле этого царя из славянских царей живет ИФРАНДЖИ, имеющий города и обширные области. Затем с этим царем граничит царь ТУРКА. Это племя красивейшее из славян лицом, по количеству больше, а по силе храбрейшее".

Эта информация, как считается, относится к IX веку. И получается, что в то время франки (по-арабски - ифранджи) и славяне проживали рядом где-то в центральной и северной частях Европы. Косвенных подтверждений факта распространения славян на территории современной Германии вплоть до Рейна (Рины) и юга Дании множество, и историки не рискуют его отрицать, но относят эти события к глубокой древности. До сих пор в ФРГ проживают так называемые лужицкие сорбы (сербы!) - народ, сохранивший свою славянскую идентичность и культуру, но уже говорящий на немецком языке.

Более того, у франков, оказывается, был славянский царь. Поэтому не стоит удивляться тому, что с древних времен французские короли при коронации принимали присягу на рукописном евангелие, первая часть которого написана кириллицей, а вторая - глаголицей. Эта книга (Texte du Sacre) до сих пор является святыней Франции и хранится в соборе города Реймс. Впервые этот факт обнаружил царь Петр I в ходе своего визита во Францию, а научное исследование этой книги провел русский археолог польского происхождения Ястржембский Людвиг Корвин, который опубликовал в Риме в 1845 году работу на эту тему. Он доказал, что евангелие было написано приором Созавского монастыря в Чехии святым Прокопом примерно в 1030 году. Получается, что Францией много веков правили славянские короли! В этой связи становится понятной то ожесточение, с которым в средние века осуществлялась борьба за французский престол местных кланов с пришельцами извне, то есть с Руси.

Так что не зря русских всегда тянуло во Францию. Это зов предков, которые, оказывается, и там оставили заметный след. Как они туда попали - в результате ли военного похода (как об этом пишут Фоменко и Носовский) или в ходе "великого переселения народов" - не суть важно.

Интересно также, что франки (германское племя) способствовали формированию французской нации и объединению Франции. Этот факт до сих пор является предметом острых дискуссий между французскими и германскими историками и причиной негативного отношения двух народов друг к другу.

Не менее интересно наименование арабами в X веке отдельных славянских народов ТУРКАМИ, хотя турецкий народ в современном понимании сложился на несколько веков позднее.

Поразительно, как тщательно "заштукатурены" такие факты нашими и западными историками. Им удалось, например, убедить весь мир, что норманны - это норвежцы и закрепить в последствие за ними это название как имя собственное. При этом никто из историков до сих пор толком объяснить не в состоянии, как мог этот маленький народ захватить огромные территории, установить там свою власть и самое главное - длительное время её удерживать. Даже сейчас численность населения Норвегии составляет чуть более 5 млн. человек, а в то время она была во много раз меньше из-за суровых условий жизни. Говорят, что им помогали все скандинавские народы. Вряд ли это так, поскольку между ними в те времена единства не было. Конечно, скандинавы могли участвовать в этих походах, но не они в них составляли главную движущую силу. Это был, несомненно, более многочисленный народ, к которому в те времена относились русские и славяне. Однако в истории Европы в качестве норманнов фигурируют сейчас только норвежцы. Тем не менее, из-за "железобетонной" версии истории иногда всплывают кое-какие мелкие детали, которые явно вступают в противоречие с ней.

Так, название Норвегии (Northway, Nordweg), которая, как считается, является родиной викингов, в переводе с английского и немецкого языков означает "Северный путь". Сами норвежцы называют свою страну Norge, что означает примерно то же. Но они не могли так назвать свою страну, поскольку для них во внешний мир этот путь был единственным. А вот пришельцы извне, для которых был наверняка и "Южный путь", могли это сделать. Получается, что викинги - это не норвежцы, а какие-то переселенцы, которые прошли через эту страну и оставили там свой след. И этот вопрос не дает покоя некоторым скандинавским исследователям.

В частности, знаменитый норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал в последние годы своей жизни на свои средства организовал поиски исторической родины викингов и верховного скандинавского бога Одина, бога войны, мудреца, хозяина Вальхаллы. Сведения о ней он почерпнул из скандинавских саг. В них упоминается о том, что викинги и их вождь - реальный прообраз бога Одина - пришли в Скандинавию с берегов реки Тана. Родиной Одина называется город Аз-Хоф. И знаете, где он её нашел? Вблизи города Азов Ростовской области, который расположен в устье реки Дон на исконно казачьих землях. Организованные им археологические раскопки, по сути, подтвердили его догадки. Это означает, что викинги - норманны по происхождению действительно были русскими (или славянами), которые пришли в Европу несколькими путями, в том числе, через Скандинавию. Беда только в том, что великий путешественник в апреле 2002 года отошел в мир иной и не успел опубликовать результаты своих исследований. А его открытие осталось не востребованным ни в России, ни тем более в Норвегии.

Есть также интересный факт из истории Великобритании. Когда норманны высадились в Англии, то первый норманнский король, захвативший власть в стране, отказался от обычаев предков, снял длинные одежды и стал брить бороду! (Вам это ничего не напоминает?). Норвежцы - мореплаватели и никогда длинных одежд не носили, на кораблях в море это было просто опасно. Нам же в России подобный случай очень хорошо знаком. Великий преобразователь Петр I приступил к "перестройке" с того, что насильно отрезал бороды и полы длинных кафтанов боярам и купцам, ввел моду на короткие сюртуки и стремился подражать во всем Западной Европе. Длиннополую одежду носили, как правило, люди, которые часто ездили верхом на лошадях, она прикрывала ноги всадника и круп лошади от дождей и морозов. Длиннополая шинель оставалась непременным атрибутом советских кавалеристов вплоть до Великой Отечественной войны.

Если норманны были русскими, как утверждал епископ Кремонский и подтверждал Иоанн Диакон, то в этой связи совершенно по-другому выглядит так называемая "норманнская" теория - факт призвания на княжеский стол в Западную Русь (именно в Западную, а не в Восточную Русь) норманна-варяга Рюрика. По данным ряда немецких исторических документов, он был княжеского рода и имел датско-русские корни, но не шведские, как принято считать у нас. Его мать была дочерью ободритского (русо-славянского) князя и датского дворянина. По-видимому, варягами на Руси называли людей от смешанных браков русских со скандинавами, или русских и славян скандинавского происхождения. Поэтому-то варяги так легко переходили на военную службу к русским князьям. Они знали славянские языки. В советской историографии эта теория названа "антинаучной". В мировой истории, однако, ничего особенно не было в практике приглашения на престол иностранцев. И Россия в этом случае не была исключением из правил. Во второй половине XVIII века ею вообще правили немцы, имевшие к дому Романовых лишь косвенное отношение.

Какие ещё известные названия были у русского народа? Так, в книге Якова Рейтенфельса "Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме III о Московии", изданной в XVII веке в Падуе, при описании событий, имевших место более 4 тысяч лет тому назад, СКИФЫ и САРМАТЫ рассматривались как общее название русского народа. Причем они действовали на исторической арене практически одновременно. По версии же русских историков, скифы жили в Северном Причерноморье, якобы, в VII-III, а сарматы - в VI-IV веках до нашей эры. При этом, как сообщают русские учебники, вначале сарматы вытеснили с этих территорий скифов, которые растворились среди других народов, а затем их самих разгромили гунны. В общем, исчезли, растворились эти народы бесследно.

Тем не менее, на картах из "Географии" Клавдия Птолемея (якобы IV век н.э., но изданных аж в XVI веке (!)), на европейской части современной России названия "Скифия" и "Сарматия" стоят рядом. Тем самым, по сути, утверждается, что через 7-8 веков после якобы полного исчезновения двух народов эта территория по-прежнему называлась их именем. Достаточно необычное явление для истории. Ведь победители всегда переименовывали города и названия местности на захваченных землях. Примером тому могут служить действия германцев на захваченных славянских территориях восточнее реки Рейн (Рины). Да и наша Калининградская область (Кёнигсберг) тоже показатель таких действий. Так, может эти народы никуда и не исчезали, а просто изменилось их внешнее название?

Греки также называли русских воинов скифами или тавроскифами. Так, в одной из книг "Истории" Льва Диакона, посвященной войне византийцев с русским войском под руководством князя Святослава (сына князя Игоря) в 971 году в Мизии, приводится следующая легенда. Одна девица видела во сне Богородицу, которая призвала к себе мученика Федора Стратилата и сказала ему: "Федор! Твой царь Иоанн, воюющий со скифами (это через 13-14 веков после их исчезновения!), в крайних обстоятельствах; поспеши к нему на помощь; если опоздаешь, то он подвергнется опасности". Воин повиновался, героически вступил в бой и вскоре греки добились мира…. с русскими! Удивительный факт, но в русской церкви есть святой архистратиг Федор Стратилат! Не он ли это был? Есть ли такой святой в греческой церкви? Из этого вытекает, что наша история представляет сплошные загадки!

Достаточно странным выглядит также факт участия в составе русского войска Святослава…. гуннов. Как утверждают наши историки, гунны победили в свое время и скифов и сарматов, а в 5 веке нашей эры, после поражения их войска во главе с царем Атиллой на Каталаунских полях, они сошли с политической арены и перестали существовать как народ. Чудеса, да и только! Как это Византийская Империя в X веке могла воевать с народами, которые, по мнению наших историков, уже сотни лет НЕ СУЩЕСТВОВАЛИ? Не с призраками же они воевали. Может профессиональные историки помогут раскрыть эту тайну?

Ещё одно интересное название русского народа приведено в сочинениях Константина Багрянородного, который был не только Византийским императором (с 945 года), но и историком и инициатором создания первых энциклопедий. Так, рассказывая об изобретении "греческого огня", он сообщает следующее. "При Константине, сыне Константия, некто Киллиник из Илиополя, перебежавший к ромеям, первым приготовил жидкий огонь, благодаря которому греки, сожегши флот САРАЦИНОВ, одержали победу".

Здесь речь явно идет о событиях 941 года, свидетелем которых был Константин Багрянородный, и разгроме русских, но они уже названы сарацинами. И вот почему. Нападение русских на Константинополь было произведено точно в тот момент, когда Византийский император Роман II (предшественник и соправитель Константина) вел боевые действия с сарацинами и вместе с войсками отсутствовал в городе. Это не было случайностью, как пытаются объяснить некоторые историки. Князь Игорь явно был союзником сарацин и проводил согласованную с ними военную операцию по взятию Константинополя.

Совместные действия сараци и норманнов-русских в тот период времени отмечались неоднократно. Более того, сарацины до XII века служили в войсках норманнских князей и активно участвовали в войнах на их стороне. Это может служить доказательством их принадлежности к одному народу и даже, как бы это не казалось невероятным, одной вере. Чем же прославились сарацины? Они завоевали Северную Африку, юг Испании и долго ими владели, участвовали в захвате территории Южной Италии и создании Королевства обеих Сицилий. Многие королевские и дворянские роды в Италии, Испании и других странах имели норманнско-сарацинские корни. Это были грандиозные завоевания и арабам, к которым принято относить сарацин, они были явно не по плечу.

Есть еще одно название русско-славянских народов, которое не оспаривается исторической наукой. Это - ВЕНЕДЫ, ВЕНЕТЫ, ВЕНДЫ (лат. - Veneti; нем. - Wenden, Winden). Правда считается, что это название относилось к полабским славянам, которые жили якобы в VI-VII веках по берегам Балтийского моря и затем загадочно исчезли. То ли ушли на восток к братьям славянам, то ли немцы их истребили. Часть из них оставила свой след на нижнем Дунае. Но в этом вопросе есть много таинственного. Например, в Европе до XII века существовала загадочная "венедская держава", о которой сейчас практически ничего неизвестно. Заметьте, это была ДЕРЖАВА, а не какое-то там мелкое княжество. Почему-то финны до сих пор в качестве названия русских используют слово venaja, то есть венеды. Вызывает также удивление, что красивейший город Италии носит название Венеция и является административным центром провинции Венета. Эти факты не могут считаться случайностью. Не оставили ли наши предки и там своих следов?

Еще более удивительное название русского народа приведено в книге "История крестовых походов", изданной во Франции в конце XIX века. Книга была переведена известным в свое время российским историком и переводчиком Гершензоном на русский язык и выпущена в России в начале XX века, переиздана в 1994 году. В разделе, посвященной Руси того времени, написано: "Принято считать, что МОНГОЛЫ - это РУССКИЕ"!!! То есть в XIX веке во Франции были люди, которые считали русских монголами. Этот факт можно было бы отнести к разряду исторических курьезов, но написали то книгу известные профессора Сорбонского университета Лависс, Рамбо и другие, которых обвинить в незнании истории просто не возможно.

Кстати, есть документальное свидетельство особого отношения упомянутых выше венецианцев к монголам. Фоменко и Носовский в одной из своих книг приводят цитату из письма венгерского короля, в котором он жалуется на тяжкий гнет монголов в отношении всех народов Европы и негодует на то, что этому "радуются только жители Венеции". Венецианцы могли радоваться приходу монголов по одной, но важной причине - если только они с ними были одной крови и одной веры.

Таким образом, даже краткий обзор различных названий русского народа, взятых из иностранных документов, которые не подверглись редакции романовских историков, вскрывает явные противоречия в официально принятой версии российской истории. Становится очевидным, что для её создания использовались специально подобранные исторические документы, в то время как другие, не соответствующие политическому заказу, начисто игнорировались. По-видимому, немецкие историки, создававшие в XVIII-XIX веках историю Государства Российского, не ставили целью объективное изложение его прошлого, а всеми силами стремились скрыть или принизить его громадную роль в европейских делах.

3. Гегель Г. Лекции по истории философии: в 3 кн. - Кн. 1. - СПб.: Наука, 1994. - 349 с.

4. Гегель Г. Наука логики: в 3 т. - М.: Мысль, 1970.

5. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 3 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1975. - 695 с.

6. Гомаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современ-

ность. - 1994. - № 2. - а 99-106.

7. Демуцкий В.П., Половин Р.В. Концептуальные вопросы квантовой механики // Успехи физических наук. - 1992. - Т. 162. - Вып. 10. - С. 93-180.

8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и принципы коэволюции сложных систем // Категории. - 1997. - № 3. - С. 41-49.

9. Ленин В.И. Философские тетради. - М.: Политиздат, 1969. - 752 с.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 5 т.- 2-е изд. - Т. 20. - М.: Политиздат, 1961. - 827 с.

11. Материалисты Древней Греции: сб. текстов.- М.: Политиздат, 1955. - 238 с.

12. Мелюхин С.Т. Время // Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

13. Михайлов Ф.Т. Диалектика // Новая философская энциклопедия. - Т. 1. - М., 2000. - С. 645-652.

14. Платон. Соч. - В 3 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1968. - 623 с.

15. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 431 с.

16. Рассел Б. История западной философии в ее связи с политическими и социальными условиям от античности до наших дней: в 2-х т. - Т. 1. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. - 460 с.

17. Сокулер З.А. Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии. - 1993. - № 2. - С. 140-149.

18. Сталин И.В. Анархизм или социализм? // Соч. - В 13 т. - Т. 1. - М., 1946. - С. 294-372.

19. Сталин И.В. О диалектическом и историческом материализме (сентябрь 1938 г.) // Вопросы ленинизма. - М., 1952. - С. 560-662 с.

20. Фрагменты ранних греческих философов // Сб. текстов.- Ч. 1. - М.: Наука, 1989. - 575 с.

21. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1980. - 404 с.

УДК 1(075.8) А.В. Лонин

«ЛУЧШИЕ ЛЮДИ» В ДРЕВНЕРУССКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПАМЯТНИКАХ

Анализируется власть «лучших людей» как основа управления коллективистским обществом, нашедшая свое воплощение в исторических традициях российского народоправства.

Ключевые слова: «лучшие люди», Древняя Русь, общество, государство, аристократическая форма правления, художественная литература, летописи.

A.V. Lonin «THE BEST PEOPLE» IN OLD RUSSIAN LITERARY MONUMENTS

Power of "the best people” as the basis for collective society administration that took its shape in the historical customs of Russian people power is analyzed.

Key words: "the best people", Ancient Russia, society, state, aristocratic form of government, artistic literature, chronicles.

Древнерусское общество еще со времен объединения разрозненных восточнославянских племенных союзов в единую этническую общность формировалось как общество коллективистское. Одной из особенностей формирования и развития обществ коллективистского типа является ведущая роль социального авангарда во всех сферах общественной жизни. На Руси эта общая черта развития обществ коллективист-

ского типа выступала в качестве практического воплощения идеи «власти лучших», сформулированной еще в 1_ревней Греции великим философом Аристотелем.

Богатый фактический материал, позволяющий выявить конкретный смысл понятия «лучшие люди», содержится в обширном историко-литературном наследии Древней Руси: летописях, произведениях художественной литературы, устном народном творчестве.

В самом древнем из дошедших до нашего времени памятнике древнерусского летописания «Повести временных лет» (XII в.) передовая часть общества обозначается разными понятиями: «лепшие люди», «добрые мужи», «нарочитые люди». Главным критерием принадлежности к «лучшим людям» является наличие добродетели. Причем добродетель в Древней Руси понималась как постоянное стремление человека к совершенству, духовному и нравственному росту, способность воплощать божий замысел на земле. Люди, обладавшие добродетелью, и составляли социальный авангард древнерусского общества, самую передовую его часть, а их ведущая роль во всех сферах общественной жизни обеспечивала устойчивое прогрессивное развитие государства.

Русский просветитель Иосиф Волоцкий выделил личностные качества, которыми должны обладать лучшие люди. Обращаясь с назиданием к своим читателям философ пишет: «будь праведным, мудрым, утешителем скорбящих, питателем нищих, принимай странников, защищай обижаемых, будь благоговейным в общении с Богом и приветливым с людьми, терпеливым в напастях, не досаждай, будь щедр, милостив, в ответах краток, не желай славы, не будь лицемерным, но будь чадом Евангелия, сыном воскресения, наследником жизни, ни златолюбцем, ни осуждающим, скорбящим о грехах» . Перечисленные русским философом качества личности являются составляющими содержание понятия добродетель, наличие которой рассматривалось на Руси как неотъемлемое свойство, присущее «лучшим людям».

Упоминания о лучших («лепших») людях встречается в летописи уже применительно к самым ранним событиям русской политической истории. Так, описывая один из эпизодов жестокой мести княгини Ольги древлянам, убившим ее мужа князя Игоря, Нестор-летописец отмечает, что древляне собрали «лучших мужей» и отправили их к княгине с предложением выйти замуж за их племенного князя Мала .

Описанный в летописи эпизод весьма примечателен. Во-первых, он наглядно показывает, что традиции народоправства на Руси имеют древние исторические корни и берут свое начало еще с тех времен, когда процесс объединения разрозненных восточнославянских племенных союзов в единое государство только начинался. Кроме того, на Руси существовал институт лучших людей, игравших ведущую роль в жизни древнерусского общества. Причем «власть лучших» в данном случае была не властью богатых и знатных, а властью самых умных, честных и мужественных. В данном случае следует согласиться с утверждением В.И. Сергеичева о том, что сословные различия в Древнерусском государстве на начальном этапе его развития еще не существовали, а сформировались значительно позже - уже в эпоху Московской Руси. До этого все население Древней Руси в социальном отношении было весьма единообразным, а отдельные группы людей отличались друг от друга не общественным статусом, а достоинством и наличием добродетели. «Каждый имел право на все, - пишет В.И. Сергеевич, - но одному удавалось больше, чем другому, а потому он и выделялся как человек лучший» . Более того, слова летописца о «лучших мужах», управлявших древлянской землей, свидетельствуют о том, что аристократическая форма правления, при которой у власти находятся лучшие, была характерна не только для Киева как политического центра Руси, но и для других племенных союзов восточных славян, которые входили в состав Древнерусского государства.

«Лепшие люди» упоминаются также в летописном эпизоде, повествующем о взаимоотношениях князя Святослава с византийским императором. В 971 году, предприняв успешный военный поход против Византии, Святослав советовался с дружиной по вопросу о заключении выгодного мира. Князь намеревался заключить мир с греками и собирать с них дань на правах победителя. «И была люба речь его дружине, и послали лепших мужей к царю, и пришли в Доростол, и сказали о том царю» . Как видно, на заре образования Древнерусского государства власть князя еще нельзя назвать в полной мере монархической. Степень его самостоятельности ограничивалась теми рамками, которые сложились в обществе еще в родоплеменную эпоху. Князь вынужден был прислушиваться к общественному мнению, выразителями которого и были «лепшие люди», представленные, главным образом, в княжеской дружине. Именно они, выделявшиеся из основной массы населения своим достоинством, особыми способностями и талантами, могли одобрять или не одобрять то или иное решение князя, входили в число его ближайших советников.

Наиболее часто как в русских летописях, так и в других литературных памятниках встречается понятие «добрые люди». Смысл понятия «добрый» в Древней Руси не сводился лишь к способности сопереживать ближнему и помогать нуждающемуся. Хотя эти качества, как явствует из источников, играли первостепенную роль в обществе, а их социальная значимость особенно возросла с принятием Русью христианства.

Понятие «добрый» имело на Руси более широкое значение. Оно тождественно понятию «лучший». Не случайно, главные герои русских былин - «добрые молодцы», древнерусские богатыри, отличающиеся мужеством, отвагой, всегда готовые встать на защиту родной земли.

Важнейшим качеством «добрых людей» является трудолюбие, постоянная работа, как над своим совершенствованием, так и над совершенствованием государства и общества. Труд на Руси рассматривался как деятельное совершенство, как необходимое условие гармоничного развития человека. Князь Владимир Мономах, давая морально-нравственные наставления своим детям, пишет о большом значении труда для достижения человеком благих целей. «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви. Пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные» . Примечательно, что в данном отрывке из известного «Поучения детям» Владимир Мономах отождествляет понятия «добрые мужи» и «совершенные мужи». Совершенство личности, понимаемое на Руси как внутренняя гармония в человеке, способность реализовать на благо обществу свой духовный потенциал, являлось неотъемлемой чертой лучшей части общества.

Понятие «добрые мужи» (синонимичное понятиям «добрые люди», «нарочитые люди» и т.д.) часто упоминается в летописи применительно к периоду правления князя Владимира Святого. С этим князем связано начало качественно нового этапа исторического развития Руси - эпохи принятия и утверждения православия. Судя по источникам, вряд ли какое-либо важное государственное мероприятие осуществлялось князем без совета с «добрыми людьми». Поэтому эпохальное решение о принятии христианства в его византийском варианте, определившее на много веков вперед цивилизационный, культурный и духовный вектор развития Руси, князь принял с одобрения лучшей части общества. По словам летописца, прежде чем принять на Руси византийскую веру, Владимир собрал «мужей добрых и смысленых числом десять», отправив их для ознакомления с иноземным опытом в страны, исповедовавшие разные религии .

Упоминание о «добрых людях» содержится и в другом летописном сюжете, также связанном с правлением князя Владимира. После завершения междоусобной борьбы Владимира со своим братом Яропол-ком варяги, находившиеся на службе у князя, потребовали отпустить их в Византию. И тогда Владимир «выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и раздал им города. Остальные же отправились обратно к грекам» .

Как видно, в летописи акцентируется внимание не на сословном статусе и экономическом положении «добрых людей», а на их морально-этических характеристиках. Это дает основания предположить, что «добрыми людьми» на Руси называли представителей разных социальных групп. Решающее значение при этом имели их добродетельные качества: трудолюбие, храбрость, способность осознать и воплотить в жизнь задачи, стоящие перед государством.

Под «добрыми людьми» («добрыми мужами») в древнерусской традиции часто понимались люди, своими делами и поступками достигавшие совершенства и, тем самым, приближавшиеся к богу. Так, в «Хождении Игумена Даниила» (XII в.), предваряя описание своего путешествия по святым местам, автор отмечает, что его произведение призвано оказать помощь «добрым людям» в их благих устремлениях. «Мнози бо дома суще в местах своих добрии люди, мыслию своею и милостынею убогих, добрыми своими делы, достигают мест сих святых, иже большую мзду примут от бога спаса нашего Иисуса Христа» .

В другом литературном памятнике XII века «Молении Даниила Заточника» вновь проводится мысль о том, что благодетель и доблесть «добрых людей» зависит не от материального достатка и социального происхождения, а от личностных качеств, формируемых в человеке социальной средой и воспитанием. «Добрых людей», по мнению Даниила, отличает душевная щедрость, в которой, в свою очередь, и заключена добродетель. «Зане князь щедр отец есть слугам многиим, мнозии бо оставляют отца и матерь, к нему прибегают. Доброму бо господину служа, дослужится слободы, а злу господину служа, дослужится большея роботы» .

Понятия «добрый муж», «добрый господин» в древнерусских литературных источниках часто упоминается в контексте описания государственной деятельности того или иного правителя, внесшего большой вклад в развитие страны. Так, «добрым господином» в «Сказании о Довмонте» (XIV в.) назван литовский князь, совершивший немало подвигов на благо русской земли. Этот князь прибыл во Псков, получив в крещении имя Тимофей. Вместе с новгородским князем Дмитрием Александровичем (сыном Александра Невского) он много сделал для укрепления обороноспособности Руси, всячески противостоял идущей с Запада католической опасности, угрожавшей Новгороду и Пскову.

Автор проводит мысль о том, что право называться «добрыми людьми» имеют те, кто делами своими приносит пользу Руси. При этом не имеет значения место рождения и происхождение человека. Не случайно псковичи избрали на княжение литовца Довмонта, а не князя из рода Рюриковичей. По летописному

описанию, нашедшему свое отражение в «Сказании о Довмонте», этот князь был образцом «доброго» правителя. «Сей же бъ князь не одним храборъством показан бысть от бога, но и боголюбец показася, в мире приветлив, и церкви украшаа, и попы и нища любя, и все праздники честно проводя, и попы и чернеца корм-ля, и милостыню даа и сиротам и вдовицам» .

Словосочетание «добрый господин» встречается в литературных памятниках XIV - начала XV вв. переломного периода в истории Руси. В это время Московское княжество, завоевав политическое лидерство в русских землях, решало одну из главных геополитических задач той эпохи - освобождение от ордынского ига. Роль «лучших людей» в этих исторических условиях существенно возросла. Этим объясняется частое упоминание о них в источниках XIV-XV вв. Причем упоминания о «лучших», «добрых», «нарочитых» людях приводятся древними авторами в связи с судьбоносными историческими событиями.

Эпохальным событием русской истории конца XIV века стала Куликовская битва. В «Сказании о Мамаевом побоище» - одном из самых известных произведений древнерусской литературы, есть характеристика князя Дмитрия, впоследствии прозванного Донским за победу над татарами на Куликовом поле. «А огосударь наш великий Дмитрий Иванович - добрый человекъ и образ нося смиренномудрия, небесных же-лаа и чаа от бога будущих вечных благ» . В приведенном отрывке явно видна связь между понятиями «добрый» и «великий». Оба они обозначали на Руси лучших людей древнерусского общества. Кроме того, отчетливо прослеживается сакральный смысл понятия «добрые люди», идея о воздаянии в загробном мире за их богоугодные дела в жизни земной.

В том же источнике упоминание о «добрых людях» приведено в контексте описания победы русских над полчищами хана Мамая в Куликовской битве. Татары, бежавшие от дружин князя Дмитрия, по словам автора, кричали на своем языке: «Увы нам, Русь пакы умудрися: уншии <младшие - А. Л.> с нами брашася, а добрии все соблюдашася» .

Наряду с понятиями «лепшие люди», «добрые люди» для обозначения лучшей части общества в древнерусских литературных источниках встречается понятие «нарочитые люди». Именно это словосочетание встречается, в частности, у Нестора в «Повести временных лет». Так, после принятия христианства князь Владимир, согласно летописцу, «посылал собирать у нарочитых людей детей и отдавать их в обучение книжное» .

В другом эпизоде, также относящемуся к правлению князя Владимира, вновь встречается упоминание о «нарочитых людях» («нарочитых мужах»). Перед решающей схваткой русских с печенежскими полчищами враги предложили Владимиру устроить поединок между двумя самыми сильными и храбрыми воинами с той и другой стороны. Печенеги выставили своего лучшего воина, тогда как русский князь долго не мог найти подходящей кандидатуры. Наконец, один старый воин предложил князю своего сына, отличавшегося недюжинной силой и храбростью. Именно ему суждено было вступить в тяжелую схватку с печенежским воином, который, по словам летописца, был «велик и страшен». В этой схватке победу одержал воин князя Владимира. Летописец особо подчеркивает, что за мужество и самоотверженность, проявленные русским воином, «сделал его Владимир нарочитым мужем, и отца его» . Как видно из приведенного эпизода, храбрость и мужество, готовность в любое время встать на защиту родной земли, преданность своему отечеству - это те качества, которые выделяли из социальной среды «лучших людей», игравших спасительную для государства и общества роль в переломные моменты истории Руси.

Следует отметить, что применительно к княжению Владимира Святого упоминания о «нарочитых людях» встречаются в источниках чаще, чем при описании деятельности других князей. Это во многом объясняется тем, что роль «лучших людей» в обществе объективно возрастала в период осуществления грандиозных государственных мероприятий, от которых зависела дальнейшая историческая судьба страны. Именно в правление князя Владимира было осуществлено самое значимое в ранней истории Руси мероприятие - принятие христианства в качестве государственной религии. Кроме того, при Владимире было много сделано для отражения внешней опасности, укрепления обороноспособности страны, защиты ее внешних границ. Роль «лучших» («нарочитых») людей при этом, как видно из источников, была ведущей.

Примечателен и еще один летописный эпизод из эпохи князя Владимира. Подчеркивая заботу князя о народе, летописец описывает традиционные пиры на княжеском дворе, в которых участвовали все слои населения. А для лучшей части общества князь устраивал пиры каждое воскресенье. В летописи отмечается: «Каждое воскресенье решил он <Владимир - А. Л.> на своем дворе в гриднице устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и гридям, и сотским, и десятским, и нарочитым мужам - и при князе и без князя» . Упоминание о «нарочитых» людях отдельно от бояр, гридей и других высших в древнерусской социальной иерархии групп населения свидетельствует о том, что лучшие люди не отождествлялись в полной мере со знатью. Не богатство и знатность рода, а наличие добродетели отличало лучших людей от основной мас-

сы населения, вызывало к ним уважение народа, определяло их ведущую роль в государстве.

О «нарочитых людях» летопись упоминает и в рассказе о начале правления князя Ярослава Мудрого. Причем фигура князя предстает здесь в негативном свете. Будучи на княжении в Новгороде, Ярослав принял на службу много варягов, которые впоследствии стали притеснять новгородцев, творить произвол и насилие в городе. Жители Новгорода подняли восстание и в Поромоньем дворе перебили варягов. Ярослав, узнав об этом, жестоко наказал новгородцев. Как явствует из летописи, он «призвал к себе нарочитых мужей, которые перебили варягов, и, обманув их, перебил» . Этот эпизод в изложении русской летописи идет вразрез с утвердившимся в исторической литературе мнением о том, что летописцы якобы всегда восхваляли деяния князей. В данном случае симпатии автора летописи явно на стороне тех «нарочитых мужей», которые были несправедливо истреблены Ярославом.

В источниках, относящихся к другой эпохе (вторая половина XIV в.), также есть упоминание о «нарочитых мужах». В это время Московская Русь собирала силы для решающей битвы с монголо-татарами. В уже упоминавшемся выше «Сказании о мамаевом побоище», повествуя об отправлении князя Дмитрия на сбор войска для отпора Мамаю, автор пишет: «Князь же великий поиде, поим с собою мужей нарочитых, московских гостей сурожан десяти человек видъние ради, аще что бы ему случит, и они имуть поведати в дальних землях, яко гости хозяеве» . Именно в лучших людях князья искали опору в переломные моменты истории, с ними советовались по различным вопросам государственной политики, от них зависело принятие тех или иных важных политических решений.

Наряду с уже упоминавшимися понятиями, обозначающими передовую часть древнерусского общества, в некоторых источниках встречается понятие «мужи разумные». По смыслу оно тождественно понятиям «лепшие люди», «добрые мужи», «нарочитые люди» и т.д. «Мужи разумные», по-видимому, составляли основу княжеской дружины, боярской думы, входили в число наиболее авторитетных и приближенных князю людей. Именно Совет мудрых и опытных, а не единоличная воля князя играл главную роль в принятии судьбоносных государственных решений, способствовал преодолению политической раздробленности Руси, княжеских распрей и междоусобиц.

Так, в «Повести временных лет» описывается междоусобная борьба, развернувшаяся между князьями Владимиром и Святополком. В это же время начался разорительный набег половцев на русские земли. Совет лучших людей обратился к князьям с призывом прекратить усобицы и совместно выступить против общего врага - половцев. «И сказали им <князьям - А. Л.> мужи разумные: Зачем у вас распри между собою? А поганые губят землю русскую. После уладитесь, а сейчас отправляйтесь навстречу поганым - либо с миром, либо с войною» .

Совет «мужей разумных» - традиционный политический институт в Древней Руси, выступавший в разных формах: княжеской дружины, боярской думы, городского вече. Аристотелевская идея аристократической формы правления («власти лучших») получила здесь свое институциональное оформление. Разум и мудрость - свойства личности, формируемые в результате достижения совершенства, приобретения социального опыта. Они органически присущи «лучшим людям». «Муж мудр, - говорится в «Наставлении отца к сыну» (начало XV в.), - мудрым и смысленым друг, а несмысленым бог» .

В общем смысловом ряду с уже упоминавшимися выше понятиями в древнерусских литературных памятниках упоминается словосочетание «большие люди». Оно также проявило значительную историческую устойчивость, сохранившись в современном разговорном языке. В быту до сих пор употребляется фраза: «Выйти в большие люди». Это означает достичь высокого социального статуса, значимого положения в обществе и большого авторитета среди других людей. «Большой человек» - тот, кто добился жизненного успеха сам, благодаря своим способностям, трудолюбию, постоянной работе по самосовершенствованию.

В «Повести о нашествии Тохтамыша» (конец XIV в.) упоминание о «больших людях» приведено в контексте описания внутренней обстановки в Москве накануне нашествия татар. «А тогда в градъ большие люди моляхуся богу день и нощь, предстоаще посту и молитве» .

О «больших людях» упоминается и в другом литературном произведении - житии Сергия Радонежского. Его автор Епифаний, предваряя свое описание, высказывает удивление тому, почему до сих пор, по прошествии многих лет после смерти старца о нем не написали «ни дальние <люди - А. Л.>, ни ближние, ни большие, ни меньшие» .

Таким образом, в Древней Руси еще на ранних этапах ее исторического развития сложилась специфическая система формирования и воспроизводства самой передовой части общества - лучших людей. В условиях, когда складывание сословной системы организации общества находилось еще в начальной стадии, социальные отличия разных групп населения были выражены весьма слабо. Поэтому «лучшие люди» выделялись на фоне основной массы населения не богатством и высоким общественным статусом, а

своим достоинством и наличием добродетели. Ведущая роль «лучших людей» прослеживается во всех сферах общественной жизни Руси, в особенности - в сфере государственного управления. Лучшая часть общества была представлена во всех политических институтах древнерусского общества: княжеской дружине, вече, боярской думе. В этом и проявилось практическое воплощение идеи Аристотеля об аристократической форме правления как «власти лучших». Отражением данного социального явления в народном сознании является частое употребление в памятниках древнерусской письменности понятий «лепшие люди», «нарочитые мужи», «добрые люди» и т.д. Эти тождественные по смыслу понятия встречаются в русских летописях, былинах, произведениях художественной литературы. Обозначаемая данными понятиями категория древнерусского общества, являясь его авангардом, вносила большой вклад в устойчивое поступательное развитие Древней Руси, обеспечивала сохранение и преумножение национальных традиций народа, передачу прогрессивного социального опыта каждому новому поколению людей.

Литература

1. Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. - С. 113.

2. Повесть временных лет / под ред. В.П. Адриановой-Перетц. - Изд. 2-е, исправ. и доп. - СПб.: Наука, 1999. - С. 164.

3. Сергеевич В.И. Вече и князь: русское государственное устройство и управление во времена князей Рюриковичей. - М., 1992. - С. 117.

4. Повесть временных лет, С. 186.

5. Хождение игумена Даниила // Памятники литературы Древней Руси. XII в. - М.: Худ. лит-ра, 1980.

6. Моление Даниила Заточника // Там же. С. 392.

7. Сказание о Довмонте // Памятники литературы Древней Руси XIV - середина XV вв. - М.: Худ. лит-ра, 1981. - С. 56.

8. Сказание о мамаевом побоище // Там же. С. 136.

9. Там же. С. 178.

10. Повесть временных лет, С. 190.

11. Там же. С. 192

12. Там же. С. 193.

13. Там же. С. 199.

14. Сказание о мамаевом побоище // Памятники литературы Древней Руси XIV - середина XV вв.,

15. Повесть временных лет. С. 230

16. Наставление отца к сыну // Памятники литературы Древней Руси XIV - середина XV вв. - М., 1981. - С. 498.

17. Повесть о нашествии Тохтамыша // Там же. С. 194.

18. Житие Сергия Радонежского // Там же. С. 256.

В Древней Руси люди проживали племенами, племя составляло одну большую семью. Все имущество, которым владело племя, было общим и неделимым. Отец рода или семейства возглавлял племя и был его родоначальником. Младшие были обязаны почитать и уважать старших, а так же выполнять их указания. Славяне имели хорошее здоровье, их тела были мускулистыми, они легко переносили жару и холод, так же обходились минимумом пищи и одежды. Древние славяне внешне были очень схожи ростом, светлой кожей и длинными темно — русыми волосами. Главной ценностью славян считалась свобода и независимость.

« Все русичи сходны по своему образу жизни, по своей любви к свободе; их нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране»- так написал их древний византийский летописец.

По его словам славяне относились дружелюбно ко всем иноземным гостям, прибывающим в их земли, если те приходили с дружескими намерениями. Еще достоинством славян было то, что они не мстили своим врагам, а отпускали их на родину за выкуп. Бывали случаи, когда врага даже оставляли жить в обществе славян на положении свободного человека.

Русичи свои поселения не укрепляли, но строили их в труднодоступных местах — на высоких берегах озер и рек, а так же на болотистой местности. Занимались славянские племена скотоводством, земледелием, рыбалкой и охотой, так же собирали на зиму коренья, грибы и ягоды. Во время раскопок поселений славян археологи находили зерна пшеницы, ржи, ячменя, проса, овса, гречихи, гороха, конопли — именно такие культуры смогли одомашнить славяне тех времен. Некоторые племена занимались разведением лошадей, коз, овец и коров. Были целые ремесленнические поселения, которые изготавливали гончарные изделия и орудия труда из железа. В древнеславянском обществе была хорошо развита торговля, они торговали мехами, воском, медом, оружием, посудой, а так же различными украшениями. Славяне освоили не только реки и озера, но и научились выходить в море.

Древнерусское государство возникло в 9 веке на территории Восточной Европы. Под властью князей династии Рюриковичей были объединены фино — угорские и восточнославянские племена. По оценкам историков в те времена на территории древнерусского государства проживало около 7 000 000 человек. 1 000 000 проживал в городах, таких небольших городков насчитывалось около 300.

Население древней Руси разделилось на несколько групп.

Выдающиеся славянские роды и племена стали знатью, ее основной частью стали представители династии Рюриковичей.

Им помогали дружины, именно из таких дружин сформировалось боярство. Дружины разделяли на старшие и младшие. Появились зажиточные люди, такие как купцы, владельцы земель, а так же некоторые ремесленники.