Все о печах и каминах - Информационный портал

Обучение старших дошкольников грамоте. Конспект НОД в подготовительной группе «Звуки -

Звуки [д, д , ]. Буквы Дд.

Образовательная система: «Школа 2100».

Предмет: урок обучения грамоте.

Класс: 1.

Тема: «Звуки [д, д,]. Буквы Дд».

Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука» Баласс, Москва, 2010.

Тип урока: у рок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Форма урока: Классно-урочная.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.

Цели урока

  1. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д , ], буквами Дд.
  2. Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
  3. Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.
  4. Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
  5. Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
  6. Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.

Формы работы: Фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.

Методы: Наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Ребята, к нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо Улыбки ваши располагают к приятному общению .

Давайте подумаем, какие органы чувств пригодятся нам сегодня на уроке.. А еще о каких помощниках мы говорили на уроке ОМ? Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить. –Итак, урок обучения грамоте. Впереди вас ждет много интересного. Будьте очень внимательны.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.

II. Актуализация опорных знаний. Разминка.

Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные - ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.

Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поем)

Назовите согласные звуки, которые мы уже изучили.(На доске «звуковички», один из них пустой)

III. Постановка общей проблемы.

Что вас удивило? (Один «звуковичок» пустой)

Какие возникают вопросы? (Какой звук? Какой буквой он обозначен?)(Вопросы написаны на доске)

Помогите мне закончить предложения.

На слайде № 1 появляется картинка. (По щелчку мышки появляются остальные картинки.)

Тут наш... (дом).

Над домом... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

  1. Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
  2. Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием.
  3. Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
  4. Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться?

III. Формулирование учащимися темы и задач урока.

Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

Итак, какой звук повторяется чаще? (Д)

Так какая будет тема урока? (Тема на доску: Звуки {д} {д*}, буква Дд)

С какой целью мы будем это изучать? (Человечек-«звуковичок» не одет: какой это звук, какой буквой он обозначен)

Какие ставим цели? (изучить новые звуки, научиться писать новую букву)

IV. Усвоение новых знаний.

Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [д, д , ] , буквами Дд.

Знакомство с новыми звуками

Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.

– Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [д, д , ] .)

– Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)

Работа по группам

Цели.

  1. Реализация принципа деятельности.
  1. Формирование мотивации учения и обучения.
  2. Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.
  3. Психологический комфорт в учебном коллективе.
  4. Единство воспитания и обучения.
  5. Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).

Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.

– А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.

Дети хором читают правила работы в группе: слайд №7.

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

– На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.

Задание 1-ой исследовательской группе

Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?

Задание 3-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?

К доске с помощью магнитов прикреплена следующая наглядност ь:

-«Оденем» нашего «звуковичка» в учебнике на стр. 94.

– Итак, мы выяснили, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.

Знакомство с новой буквой

Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.

– Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [д, д , ] .

– Кто знает, как правильно называется новая буква? (Варианты ответов детей.) Где её место в алфавите?

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)

– Давайте поселим эту букву на ленту букв.

Игра «Моя Вообразилия»

Цель. Развитие творческого мышления.

– Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….) Вот стоит, дымок пуская,

Буква «Д» – труба печная. слайд №10.

Итак, ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока? (да)

б). Игра "Поймай звук".

[Д] - встают мальчики. [Д"]- встают девочки.

Дело , домино, дудочка, Дима , грабли , подружка, дети , радость, гвоздика, Денис, стрелочка, здоровье.

– А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию. Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)

– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

Прочитайте пословицу о здоровье: ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Слово учителя о бережном отношении к своему здоровью

Физкультминутка

Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока.

VI. Первичное закрепление.. Работа по учебнику «Моя любимая Азбука», с. 94

На с. 94 даны три группы упражнений. Первая группа упражнений – слоги (для плохо читающих детей), вторая группа – столбики слов (для средне читающих детей) и третья группа – это текст (для хорошо читающих).

Задание 3-ей группе (плохо читающим детям)

– Прочитайте слоги.

Задание 2-ой группе (средне читающим детям)

– Прочитайте слова в столбиках.

Задание 1-ой группе (хорошо читающим детям)

– Прочитайте предложения и подумайте, почему вначале этих предложений стоит вопросительный знак? Можно ли эти предложения назвать текстом?

– Проверим, как справилась с заданием 2-я группа, а 1-я и 3-я группы присоединяйтесь к нам.

Чтение слогов на слайде. Упражнение «Пирамида». Слайд №5.

Дружат гласные с согласным, образуют вместе слог.

а) чтение слогов

Сравните первую и вторую строчку.

Прочитайте слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук.(3-я строчка) -Прочитайте слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук.(4-я строчка) -Слоги ДУ, ТУ, УД, УТ -дополни до слова.(Устно)

б) чтение столбиков слов Если слоги встанут рядом, получаются слова.

1-й столбик Значение каких слов вам не понятно?

Объяснение непонятных слов.

ДАМА- 1) женщина из интеллигентных, обеспеченных кругов;

2) форма вежливого обращения;

3) игральная карта;

4) женщина, танцующая в паре с кавалером.

Дума – 1) мысль; размышление;

2) название некоторых государственных учреждений.

Душа - 1) внутренний мир человека, его сознание.

2)Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр.

  1. В каком слове есть опасное место?

2-й столбик

Дол - (то же что и долина) -удлиненная впадина. Напр. Речная долина, горная, равнинная. низменность, природная впадина на земле, низ, край или бок.

Разбейте слова на две группы. Какие? По какому признаку делили слова?

  1. Прочитайте слово с небольшим числом букв, которое обозначает большой предмет. Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.

С помощью, какой части слова произошли такие превращения. Выделим его.

Прочитайте слова, меняя интонацию. Дом – с интонацией таинственности, домик – грустно, дол – насмешливо, долина – радостно

3 столбик .

  1. На какие группы разделите эти слова. Почему?
  2. Зачитайте слова с корнем дыр- , зачитайте слова с корнем дым-
  3. Выделите корень. Как называются такие слова? (однокоренными)

4-й столбик

  1. Прочитайте слова с радостью, с восторгом.

Что можете сказать об этих словах? (они однокоренные) -Какой корень? Выделите корень дар-

  1. -Прочитайте слова с приставками. Выделите их.
  2. Что вы любите делать: дарить подарки или получать их?

5 столбик .

  1. Какое слово лишнее? Почему?
  2. А чем похожи все слова этого столбика? (слова употреблены во мн. числе)
  3. Прочитайте слова с теплотой в сердце, вспоминая маму. Какой корень?

Гимнастика для глаз

Цель . Профилактика близорукости.

Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 3 раза.

в) чтение текста по цепочке Чтение текста. Наблюдение над предлогами..

По ходу чтения подчеркивание пробела между предлогами и словами.

Озаглавьте текст.

Почему дед сидит? Кого он ждет? (Слово учителя про заботу о пожилых людях) Творческая работа.

Придумайте продолжение этого рассказа.

2. Чтение текста Б. Хмельницкого "Дымок". Рассмотрим картинку. Что видите? В каких сказках встречается печка?

На доске ключевые слова:

Дымок, труба, все-все увидеть, растаял.

1. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам, рисунку, заглавию.

2. Чтение по предложениям с комментариями.

1 предложение. Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок - значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...)

2-е предложение. – Заметили ли вы, что автор оживил дымка? Подтвердите это словами из текста. (Осмотревшись, помчался.)

3-е предложение. Какой вопрос зададим тексту?

  1. Постой, не спеши – стала учить труба. Почему стала учить труба? (Мудрая, давно живет на крыше дома ).

4-е предложение. Каким был Дымок? (Любознательным ).

А как в тексте об этом узнаем? (Некогда, я все хочу увидеть .)

5-е предложение. Почему так думает труба? А что ответит Дымок?

6-е предложение. Каким образом ей ответил Дымок? Прочитайте.

  1. Выпалил , что означает это слово? (Сказал очень быстро, громко).
  2. Что произойдет дальше с ним? Читайте седьмое предложение не спеша.

7-е предложение – Как называется знак, который стоит после слова и? (Многоточие.)

– Что он означает ? (При чтении нужно сделать длинную паузу.)

– Прочитайте это предложение, соблюдая это требование.

8-е предложение. Что же случилось с Дымком? Почему?

9-е предложение. Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что Дымок растаял.

  1. А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.
  2. Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш Дымок?
  3. Чему учит текст? За какие важные мысли можно тексту сказать «Спасибо!» Надо прислушиваться к мнению старших, более опытных и мудрых.

15. Итог урока. Рефлексия .

  1. Какие цели ставили на уроке? Смогли ли мы их добиться?
  2. -С какими согласными звуками мы сегодня встретились?
  3. Хотели ли вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа?

Мы продолжим работу с этими звуками и буквами на следующем уроке.


    Игры для мальчиков Игры для Мальчиков — доступны на нашем сайте ОНЛАЙН и БЕСПЛАТНО для мальчиков, девочек и детей. У нас представлены следующие подборки c играми: Minecraft, Агарио, Спинеры, Симуляторы, Гонки, Стрелялки, АМ НЯМ, Subway Surfer и другие. Начните играть в Игры


    Подготовка к школе – занятие непростое, и начинать ее следует с изучения букв с помощью онлайн-игры «Учим букву А». Как известно, алфавит начинается с буквы А, так что именно ее мы и будем учиться писать в первую очередь. Обведите зеленые точки, чтобы выучить новую букву алфавита


    Чтобы как следует подготовиться к школе, надо хорошо выучить алфавит, а поможет вам в этом флеш игра «Учим букву Б». Вторая буква алфавита – Б, и чтобы запомнить, как она пишется, надо правильно закрасить все зеленые точки. Для закрепления материала найдите все буквы Б, расположе


    Следующей буквой, с которой познакомится ваш ребенок при помощи онлайн игры «Учим букву Т», является двадцатая буква алфавита. Обведите все зеленые точки, чтобы запомнить, как она пишется, а потом закрепите полученный материал, правильно кликнув по каждой из букв Т на рисунке.


    Если ваш ребенок еще недостаточно хорошо освоил буквы, самое время включить онлайн игру «Учим букву Р», ведь именно ее нам предстоит сегодня изучить. На экране вы увидите зеленые точки, которые помогут ребенку запомнить ее форму. Чтобы закрепить материал, найдите пять букв Р сред


    Чтобы как следует подготовиться к школе, надо хорошо выучить алфавит, а поможет вам в этом флеш игра «Учим букву П». Это довольно распространенная буква алфавита, и чтобы запомнить, как она пишется, надо правильно закрасить все зеленые точки. Для закрепления материала найдите все

Цели по содержанию урока:

Образовательные : создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуками [д], [д"] и буквой д;

Развивающие :

  • способствовать развитию фонематического слуха и дифференциации звуков [д] и [д"], устной связной речи, произвольного внимания, зрительной памяти;
  • развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор.

Воспитательные : содействовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, индивидуальную работу, групповую работу.

Оборудование :

  • индивидуальные карточки,
  • предметные картинки,
  • лента букв,
  • демонстрационные карточки печатных и письменных букв,
  • таблица «Правила письма»,
  • конверты с условными обозначениями (мы их называем «одеждой») звуков.

Ход урока

1. Организационный момент . (Готовность учащихся к уроку.)

- Здравствуйте, ребята. У нас с вами урок обучения грамоте.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте друг другу перед началом урока удачи.

- Мы с вами в городе, где живут буквы.

Зачем нам нужно знать буквы? (Чтобы обозначать звуки на письме, читать, писать).

- Прочитайте девиз урока.

Дружба – в делах помощница.

- Как вы объясните эту пословицу? Что она посоветует нам на урок? (Ответы детей) .

2. Актуализация знаний.

Вспомним, какие буквы мы с вами выучили. (Ответы детей).

Выполните в группах фонетическое задание, т.е. обозначьте звуки соответствующими знаками.

Самостоятельная работа в группах по карточкам. (Приложение 1)

Взаимопроверка. (группы меняются карточками, проверяют правильность выполнения работы и оценивают по таблице (приложение 2)).

Просигнальте мне, чья группа выполнила работу. (Ребята берутся за руки звёздочкой.)

Похлопайте, кто за работу получил 5.

3. Формулирование учащимися темы урока.

На доске висят картинки. Назовите, что на них изображено. (Дом, дятел, дедушка, дыня, дверь, диадема).

Что объединяет все эти слова? (Первые звуки. )

Какие это звуки гласные или согласные? (Согласные. )

Как вы определили? (Воздух не проходит свободно, им мешают язык и зубы, их нельзя спеть. )

Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы познакомимся со звуками [в] и [в’], буквами, которые их обозначают; будем читать слоги, слова и тексты с новыми буквами).

4. Знакомство с новыми звуками и буквами.

На рабочих местах приготовлены конверты с условными обозначениями (мы их называем «одеждой») звуков. На доске – наборное полотно.

Ребята, соберитесь в группы и «оденьте» нашего звуковичка. (Приложение 3)

(Один ученик выполняет задание на наборном полотне у доски.)

Характеристика звуков.

Проверяем.

(Звук [д] - согласный, так как при его произнесении воздух встречает преграды (язык и зубы); слышится голос, значит – звонкий; произносится твёрдо – твердый).

(Звук [д’] - согласный, так как при его произнесении воздух встречает преграды (язык и зубы); слышится голос, значит – звонкий; произносится мягко – мягкий.)

Какой буквой можно обозначить этого звуковичка? (буквой «д») .

5. Физминутка. Игра «Поймай звук»

Учитель произносит слова. Если в слове слышится твёрдый звук [д] - встают мальчики, если мягкий звук [д’] - встают девочки.

СЛОВА: дом, девочка, дядя, дворец, дуб, дятел, дорожка, дрова, дым, дупло, дети, деревня.

6.Знакомство с буквой.

Рассмотрите букву д. На что она похожа? (Ответы детей.)

Пропедевтика создания учащимися собственных мини-проектов.

Напечатайте в блокноте нашу букву. Молодцы.

А сейчас спрячьте её в картинке. (Приложение 4)

7. Работа по букварю с.92.

Чтение столбиков слов.

Букву новую узнали,
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.

2. Чтение столбиков слов и работа над их лексическим значением.

3. Выделение в словах корня – одинаковой части родственных слов.

Что общего в словах 4-го столбика?

По какому признаку объединились они в группу? (Общая часть слова.)

Как она называется? (Корень.)

Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют одинаковый корень? (Да.)

Выделите корень в словах 4-го и 5-го столбиков.

Прочитайте слова с приставками.

Чтение текста с.93 учителем. Беседа по содержанию прочитанного текста.

(Вариант работы с текстом дан в методической литературе на страницах 267-268.)

8. Физминутка.

9. Закрепление изученного материала.

Составление рассказа по картинке в учебнике на стр.92.

Составьте в группах предложения по картинке, используя в них слова со звуками [д] и [д"].

Молодцы, получились замечательные предложения.

А сейчас давайте попробуем составить текст из ваших предложений.

10.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

Учим буквы. Буква «Д»

Доброго времени суток дорогие мои читатели!

Сегодня продолжаю, начатую мною рубрику учим буквы . Следующая буква «Д» . Сегодня я не буду останавливаться, с чего начинать знакомить детей с буквой, принцип тот же. Здесь вы можете проявить свое творчество, свою фантазию.

Моя цель сегодня дать дополнительный материал, для изучения буквы, это как всегда игры, стихи, загадки скороговорки.

Было бы очень здорово, если бы вы поделились в комментариях своими впечатлениями, своими находками, как вы знакомите своих малышей с буквами.

Ваш опыт будет, несомненно, полезен для большинства читателей. Ведь если вы творческий человек, то я уверена, что фантазия ваша не знает границ.

Здесь можно букву и вылепить, и нарисовать, и вырезать, и выложить из чего угодно (нитки, палочки, крупа, фасоль и т.д.), а можно и изобразить самому.

Мне хочется пожелать вам только успеха, а малыша надо заинтересовать. Если вашему малышу будет интересно, то и успех вам обеспечен!

Но друзья, только не заставляйте ребенка учить буквы, если он этого не хочет, этим вы только навредите .

И так мои дорогие учим буквы .

Буква «Д»

Дятел жил в пустом дупле

Дуб долбил как долотом.

Веселые стихи

Доктора не бойтесь, дети,Он добрее всех на свете.С ним давно знакома я:

Это мамочка моя!

В тишине морских глубин

Смело плавает дельфин.

Дом у дятла без крылечка,Дом дельфина – без дверей.А у нас есть в доме печка,

И труба, и дым над ней.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

– Дайте чемоданчик, детки!– Где же он? – На табуретке!* * *

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Доктор, доктор, как нам быть?Уши мыть или не мыть?* * *

Уложили дятла спать

В деревянную кровать

Дай дойти до домуДедушке седому!

Е. Благинина

Д – как домна заводская –

Печь для плавки чугуна.

Дым клубами выпуская,

День и ночь горит она.

В. Степанов

.Он в кровати всем назлоПродолбил себе дупло
* * *Дождик, дождичек грибной!Не беги ты стороной!К нам спеши, не мешкай,С груздем, сыроежкой!

Наберем лукошко –

Приходи к нам с ложкой!

Скороговорки

Пословицы и поговорки

1. Друзья познаются в беде.

2. Долог день до вечера, коли делать нечего.

3. К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

4. Без труда нет добра.

5. Жизнь дана на добрые дела.

6. Д ек абрь – год к онч ает , а зиму нач инает .

(закрытые буквы: д , к , ч , т )

Игры

Игра «Лесенка».

Игра «Волшебная цепочка».

1. Измените одну букву в слове дом :

дом – том – ком – лом – сом;

дом – дол – дог – Дон;

дом – дым.

2. Измените одну букву в слове день :

день – тень – пень – лень.

3. Как превратить дым в пар ?

Дым ® дам ® дар ® пар.

Игра «Найди в слове слово».

Дудочка – дочка, удочка.

Дневник – веник, дни, вид.

Дубок – дуб, бок, код, док, бук.

Драма – рама, дама, дар, рад.

Дубрава – дуб, вар, раб, ура, бра, бар.

Игра «Из одного слова – несколько».

Д – домР – родникУ – удод

Ж – жадина

Б – бидон

А – адрес

Д – другО – одинК – кадр

Р – радуга

Д – детиЕ – единствоР – род

В – ведро

О – одежда

Игра «Покорение вершин».

Игра «Звук заблудился».

1. Мама с б очками (д очками) пошла

По дороге вдоль села.

2. На поляне весной

Вырос з уб (д уб) молодой.

3. Сели в лож ку (лод ку) и – айда!

По реке туда-сюда.

Игра «Доскажи словечко».

Перевертыши

ДЕД. ДОВОД. ДОХОД.

Загадки

Тянется нитка, среди нив петляя,Лесом, перелеском, без конца и края.Ни ее порвать,

Ни в клубок смотать.

(Дорога.)

И. Демьянов

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево.)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел.)

Кто проходит, кто уходит –

Все ее за ручку водят.

(Дверь.)

Кто в дни болезни всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

(Доктор.)

Серебряные нити

Небо с землею сшили.

(Дождь.)

Г. Виеру

Шумит он в поле и в саду,А в дом не попадет,И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

(Дождь.)

С. Маршак

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

(Дым.)

Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

(Дерево.)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу.

(Дневник.)

Неживая, а идет,

Неподвижна, а ведет.

(Дорога.)

Кто в беде не бросит,

Лишнего не спросит?

Без него и щенок

Нестерпимо одинок. (Друг.)

Следующая статья в разделе Учим буквы Буква «Е». Заходите в гости я всегда вам рада. Оставить пожалуйста комментарии. Желаю вам успехов в воспитании и обучении своих деток!

3. На что похожа буква Д?

Дайте чемоданчик, детки!
Где же он? На табуретке!
Можно предложить ребёнку взять букву Д и обвести сначала ту часть, которая похожа на чемоданчик, затем другим цветом ту - которая похода на стул.

(знакомство с буквой Д - вариант №1).
Отгадай загадку:
Кто в беретке ярко-красной
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит.
/Дятел/

(знакомство с буквой Д - вариант №2).
Построим букву Д из карандашей! На что похожа буква Д? На ДОМ!
- Назови первый звук в слове ДОМ = Д
- Давай охарактеризуем его! = согласный звонкий твёрдый
- Сколько слогов в слове ДОМ? = 1

В этом доме живёт ДИМА. Давай разберём это слово!
- Назови первый звук = Д".
- Чем отличаются звуки Д и Д"? = Д" - мягкий
- Сколько слогов в слове? = 2
- На какой слог ударение? = на первый
- Знаешь, почему в слова "Дима" буква Д заглавная, большая, а в слове "дом" - маленькая? = имена пишутся с большой буквы, также как фамилии, названия городов, рек, стран, гор.

Звук [Д] "живёт" за верхними зубками, а [ДЬ] - за нижними.

5. У чимся различать твёрдый и мягкий звук Д: Игра "Кто первый дойдёт до финиша? / Кто выиграл?"

Для этого можно:
1) нарезать бумагу на одинаковые маленькие квадратики (желательно 2-ух цветов) ИЛИ если есть много маленький машинок приблизительно одного размера ИЛИ кубики - называется слово с [Д] ставится в 1-ый ряд кубик, если - [Д"], то во 2-ой. И так Кто выиграл?
2) взять 2 блюда - одно для [Д], второе - для [Д"]. В зависимости от услышанного слово закидывается какой-либо предмет (шарики, прищепки, детальки от конструктора, яйца от Киндеров, каштаны) в одно блюдо или другое.

Итак, слова:
= дуб, дерево, девочки, Даша, Денис, домино, динозавр, дюймовочка, дождик, дыхание, духи
= люди, ограда, веранда, сады
= радуга, подушка, колодец, ведро, грядочки

6. Игра "Четвёртый лишний" (я подготовила картинки для слайдов) (идея взята )
= кефир, дыня, сметана, масло ("лишнее" слово - д ыня, т.к. оно не относится к молочным продуктам)
= сардельки, банан, слива, яблоко ("лишнее" - сард ельки)
= рогалик, булочка, мандарин, батон ("лишнее" - манд арин)
= сосиски, колбаса, мясо, помидор ("лишнее" - помид ор)
= смородина, морковь, капуста, картошка ("лишнее" - смород ина)
= клубника, редиска, ежевика, крыжовник ("лишнее" - ред иска)







-> Что общего у слов, оставшихся из каждой четвёрки? Давайте проговорим их! Да, звуки Д и Д"! В каких словах Д твёрдое, а в каких - ДЬ мягкое?

7. Буква Д "даёт" 2 разных звука - Д твёрдое, которое на письме обозначается синим цветом, и ДЬ (мягкое) - обозначается зелёным цветом. Здесь на листе несколько картинок. Тебе надо определить где в слове находится буква Д (в начале, середине или конце) и какая она, т.е. каким цветом заштриховать клеточку (идея отсюда).

8. Прочитай!


9. Давай составим слоги из букв Д, А, О, У, Ы!
= до, ды, ду, да
А теперь к этим слогам добавим ещё букву и у нас получится слово!
= доМ, дыМ, дуШ, даЙ

10. Замени первый звук на [Д ]! Можно перекидывать мячик друг другу, называя слова.


11. Образование родственных слов (ДОМ)
- Скажи, где живёт медведь? (берлога)
- Белка? (дупло)
- Лиса? (нора)

Что для зверей берлога, дупло и нора? (дом)
Сегодня будем образовывать родственные слова от слова ДОМ. В этом нам поможет стихотворение "Гном и дом" (взято из книги И.Лопухиной "550 занимательных упражнений для развития речи" - можете скачать ). Само стихотворение можете оформить на слайдах в Power Point, слова в скобочках "вынося" на отдельный слайд и прося ребёнка его прочитать.

Жил да был весёлый гном,
Он в лесу построил... (дом).
Рядом жил поменьше гномик,
Под кустом он сделал... (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил... (домишко).
Старый, мудрый гном - гномище
Выстроил большой... (домище).
Был он стар и был он сед
И большой был... (домосед).
А за печкой, за трубой
Жил у гнома... (домовой)
Очень строгий, деловитый,
Аккуратный... (домовитый),
Мох, калину, зверобой -
Всё из леса нёс... (домой).
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас... (домашний).
Вечером привык встречаться
Гном с любимым... (домочадцем) -
Вместе посмотреть кино,
Поиграть с ним в... (домино).
Каждый день соседи-гномы
Навещали деда... (дома),
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот... (дом).

Сколько слов получилось? Какое слово лишнее, не относится к слову "дом"?

/Можете посмотреть мультфильм "О том как гном покинул дом..." - /

12. Игра "Кто где живёт"
- Можете сыграть в флеш-игру по этой ссылке.
- Можете скачать или игру для распечатывания с "настоящими" картинками.
- У меня вот эта игра.

13. Будем образовывать от большого предмета поменьше, затем самый маленький и очень большой (например, ДУБ - ДУБОК - ДУБОЧЕК - ДУБИЩЕ ) - это можно сделать, добавляя к слову разные окончания.
Одновременно мы будем показывать эти предметы : большой (ДУБ) - стоя, руки вниз; предмет поменьше (ДУБОК) - слегка присев, руки вперёд; маленький предмет (ДУБОЧЕК) - сидя на корточках, руки на коленях; огромный (ДУБИЩЕ) - подняться, руки кверху.


14. Как писать печатную букву Д ()

15а. Прописная буква Д (оригинал)

15б. Прописная буква Д по частям (оригинал)

15в. Буква Д прописью ()

15г. Буква Д прописью и найти 5 букв Д среди других букв (взято )

15д. Как писать букву Д ()

16а. Рабочий лист с буквой Д из "Игры на развитие речи"


16б. Рабочий лист из "Учим буквы играя"


16в. Рабочий лист с буквой Д (взято )

17. Закрась те части рисунка, на которых есть буква Д ()


18. Обвести аккуратно пунктирные линии - помочь дельфинам собрать все буквы Д ( оригинал)

19. Сосчитай сколько слов, начинающихся на букву "Д", спряталось на картинке ().

20. Найди предметы, в названии которых есть звуки "Д-ДЬ"


21. Найди и раскрась те продукты, в которых есть буква Д ()

22. Обвести Д-Домики по точкам (взято )

23. Среди буквенного текста спрятались различные слова. Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой Д - синим. ()

Дашаоррроворукичлмррозылёъфюялродроздылоомука

сидитарпоонопорлналыопогокололморппДимадымитд

ловитгпгдвашнгТимкаопорониловрпрповкотикдлалоъ

Ответы: Даша, ров, руки, розы, дрозд, мука
сидит, оно, около, Дима, дым / дымит
ловит, ваш, Тимка, котик

24. Рассказ с картинками. Прочитай текст и давай запишем слова-картинки в тетради (идея отсюда).


25. Игра "Запишем предложения!" Все предложения делятся на слова, а слова состоят из букв. Помоги составить предложения по картинке и сосчитай количество слов в каждом (взято ).


26. Логопедическое лото (авторская разработка С.В.Яковлева - взяла (правила читать там же))


27. Впиши в клеточки 4 слова на Д, которые есть на рисунке (взято )


28. Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице ()

29. Сколько букв Д ты можешь здесь найти? (взято )


30. Это Буквенное дерево. Какие буквы выросли на нём? Найди все буквы Д и обведи их зелёным цветом, а все буквы Т - синим. Каких букв больше? ().

31. Послушай слоги и поменяй их местами ()
даль-ме, ро-вед, ти-де, ло-де

32. Реши примеры (взято )
33. Найди одинаковые слоги в названиях картинок (взято )


34. Массаж "Домик" (взято )
Домику нужна крыша (от середины лба к вискам)
Домику нужны стены (по крыльям носа)
Домику нужны окна (по щекам круговые движения)
Домику нужны двери (пощипывание губ)
Балконы нужны, нужны этажи (растираем уши)
Лестницы, лифты тоже нужны. (поглаживание лица сверху вниз)

Дифференциация звуков Д/Дь и Т/Ть

Как же порой определить, какая буква должна быть в конце: Д или Т? В этом нам поможет изменение слова, например, если мы из большого предмета сделаем поменьше.
Давай сейчас поиграем с буквой Д - буду тебе кидать мячик, а ты кидая назад, называй слово поменьше.


А теперь возьмём слова с буквой Т на конце, что бы ты увидел разницу.
= бант - бантик
= зонт - зонтик
= куст - кустик
= мост - мостик
= лист - листик
= хвост - хвостик
= торт - тортик
= салат - салатик
= халат - халатик
= букет - букетик

Также можно один предмет превратить в несколько - тогда тоже можем увидеть, что за буква на конце! Вот 2 чашечки - одна для Д, другая - для Т. Я назову слова, а ты распределяй пуговки в их домики.
= Т = куст, мост, лист, торт, нота, рота, ответ, жилет, кот, рот, март
= Д = лошадь, площадь, медведь, лебедь, жёлудь, тетрадь, гвоздь, дождь


Давай поиграем в волшебников! Будем превращать слова со звуком Т на слова с Д.
= Таня - Даня
= там - дам
= том - дом
= точка - дочка
= Толя - доля
= трель - дрель
= творец - дворец
= Тверь - дверь
= тоска - доска
= трава - дрова
= тело - дело
= тень - день

Коты -коды
== плоты - плоды
== уточка - удочка
== стул - сдул
== найти - найди
== войти - войди
== уйти - уйди

Игра "Крестики-нолики" (идея взята )
Я буду называть слова, а ты заполнишь клетки квадрата ноликами, если услышишь в слове Т или ТЬ (О) и крестиками, если услышишь звуки Д и ДЬ (Х). Посмотрим, будет ли победитель.
Вот сетка:

Слова: стадион, медаль, телефон, радуга, светофор, торт, подарок, деньги, автобус.

Игра "Составь предложение". Выдели в словах буквы Д и Т (идея взята )
= Тёма, дрова, новым, рубит, топором
= карандашами, Даша, цветными, рисует
= Тёма, в, приехал, деревню, дедушке, к
= в, с, театр, дети, учителем, поехали

Сосчитай сколько букв Д и Т! (взято )

Подчеркни буквы Т и Д (взято )

Назовем мы книгу_____________ (том, дом)
Для жилья построим___________ (том, дом)
По реке плывут_______________ (плоды, плоты)
На ветвях висят_______________ (плоды, плоты)
Под Москвой есть город_______ (дверь, Тверь)
В доме открываем_____________ (дверь, Тверь)
Соловей выводит_____________ (трель, дрель)
Слесарь в сеть включает_______ (трель, дрель)

Дифференциация букв Б и Д (смотреть С е голоС а, буква Ш Ш ипеть и Ш уршать, меШ ать букве Ч Ч итать. Ч перестала Ч итать и стала громко Ч ихать. Буква Щ так заЩ екотала букву Х , что та Х оХ отала до упаду!


Поскользнулась иУ пала буква Ж и, дивительно, получилась совсем другая буква – К ! «К аК ое К оварство!» – заплакала она, пытаясь присоединить отпавшую половинку. С тех пор пчёлы в нашем лесу перестали жужжать «Ж У-Ж У», а стали куковать «К У-К У»!


Буква Д так быстро мчалась на помощь к друзьям, что потеряла свой скейтборд и превратилась в букву Л . И буквенный Д ОМ сразу рухнул, развалился на мелкие кусочки – превратился в Л ОМ!

Нужно срочно починить поломанные буквы! Возьми листок бумаги и ручку и "преврати" букву Л в букву Д , а затем букву К в букву Ж !

Добродушная буква А решила помирить рассорившиеся буквы. Она поговорила с каждой из них отдельно! Посмотри, что у неё получилось. Попробуй самостоятельно прочитать слоги с буквой А :


Наконец, все буковки помирились! И наш художник нарисовал для них эскиз нового дома, а буквы с радостью ему помогали! Внимательно посмотри на картинку, какие буквы позировали художнику?


Итак, дом постороен! Теперь можно отправиться на прогулку! Но на улице холодно - подари буквам тёплую одежду, раскрась их! Чтобы скачать картинку, нажми на неё и сохрани на свой компьютер, распечатай и - смело за дело!