Все о печах и каминах - Информационный портал

Христос говорит молитесь за обижающих вас. Мой путь к богу

<<назад содержание вперед>>

ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ ...”

Продолжая излагать заповеди в Нагорной проповеди, Иисус Христос провозгласил:“Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Матф. 5:43-45) . Когда Иисус Христос в предыдущем месте Нагорной проповеди сказал“не противься злому” , то вызвал этой заповедью у фарисеев и книжников замешательство, перешедшее в молчаливое негодование. Для мстительных евреев, привыкших себя считать богоизбранным народом, эта заповедь показалась слишком суровым требованием, пресекающим их жестокосердие и месть. Своей дальнейшей речью Иисус Христос указал на то, что не только нельзя противиться злодею, но и дал новую заповедь, в которой говорил о том, что нужно любить даже врагов.

После провозглашения этой заповеди евреи начали перешептываться между собой, плохо скрывая нарастающий ропот. Но так себя вели только книжники и фарисеи. А ученики Христа и простые люди с большим вниманием и интересом слушали слова Спасителя, так как ничего подобного не слышали от раввинов. Видя такую реакцию толпы, Иисус Христос пояснил Свои слова, сказав что любить врагов нужно для того, чтобы стать сыновьями Отца Небесного, то есть Бога.

Понимать слова Иисуса Христа о любви к врагам, нужно следующим образом. В Ветхозаветном Законе Божьем имелась заповедь, предписывающая древним евреям не мстить, не делать зла, любить ближних своих.“Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как себя самого” (Лев. 19:18). В Нагорной беседе Иисус Христос упомянул не только о любви к ближним, но и о ненависти к врагам, несмотря на то, что в Ветхозаветном законе о ненависти ничего не говорится.“Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего” (Матф. 5:43).

За добавление слов о ненависти Л.Н.Толстой, не разобравшись, неоправданно назвал Иисуса Христа как будто бы клеветником. “В прежних местах Христос приводит действительные слова закона Моисея, но здесь Он приводит слова, которые никогда не были сказаны. Он как будто клевещет на закон” (Л.Н. Толстой, книга “В чем моя вера”).
На самом деле, евреи, считая себя богоизбранным народом, на котором лежит особое благословение Господне, признавали своими ближними только сынов своего народа, утверждая, что всех не евреев и язычников нужно ненавидеть. Слова о ненависти к не евреям и язычникам книжники и фарисеи самовольно присоединяли к заповеди о любви к ближнему и провозглашали эту заповедь в таком искаженном виде. Поэтому не Иисус Христос клевещет на закон, как об этом несправедливо заявил Л.Н. Толстой, а книжники и фарисеи до Спасителя исказили закон своим добавлением о ненависти к врагам. Противопоставляя в Нагорной проповеди принципы Ветхозаветной и Новозаветной морали, Иисус Христос повторил заповедь о любви к ближнему в таком виде, в каком её распространяли книжники и фарисеи. То есть в том варианте, в каком её привык слышать еврейский народ – с добавлением слов о ненависти к врагам.

Иисус Христос напомнил евреям о любви к ближнему и дал понять им то, что в Законе Божьем прямой заповеди о ненависти к врагам нет. Спаситель указал евреям также на то, что только всепрощающая, бескорыстная любовь, направленная к злодеям и врагам, является единственно правильным путем служения Богу. В Своей речи Иисус Христос пояснил, к кому должна быть направлена всепрощающая любовь: к врагам, к проклинающим, к ненавидящим, к обижающим и гонящим человека. По сути дела в этих словах Иисус Христос подробно детализировал различные виды, в которых может проявляться вражда. Ведь тот, кто проклинает, ненавидит, обижает и гонит человека, проявляет к нему через перечисленные действия различные формы вражды. А Иисус Христос советовал любить врага во всех его перечисленных разновидностях.
В последствии вопрос о том, зачем нужно любить врагов (вместо того чтобы бороться с ними и ограждать себя от них) на протяжении многих столетий будоражил умы людей во все эпохи и времена. Сразу же, как только были высказаны слова Иисуса Христа о любви к врагам, начали возникать споры и рассуждения по поводу этих слов.

В различных мировых философских системах и группировках, а также в христианских конфессиях и направлениях эти слова поясняются и оцениваются по разному. Так, например, научный атеизм высказывал мысль о том, что врагов любить глупо и что наоборот, нужно вести с ними непримиримую борьбу, особенно с классовыми врагами. Толстовцы заявили о том, что не вредить врагам можно, но любить их нельзя. Но так как Иисус Христос, по их словам, не мог рекомендовать делать неосуществимые действия, в виде любви к врагам, то эти слова Спасителя нужно понимать как указание на недостижимый образ идеального невыполнимого поведения.

Целую статью заняло бы перечисление различий в понимании этих слов Спасителя разными протестантскими конфессиями и сектами. И все-таки, несмотря на массу противоречивых толкований этих слов, давайте на основе логики, разума и здравого смысла попробуем разобраться, почему Иисус Христос рекомендовал людям любить их врагов.
Начнем с того, что Сам Иисус Христос, отвечая на этот вопрос, сказал о том, что если люди будут любить врагов своих, то станут“Сынами Отца Вашего Небесного” . Этот ответ Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Быть сыновьями Отца Небесного, значит быть достойными Бога, быть подобными Ему в мыслях, делах. А Господь Бог, то есть Отец наш Небесный, любит всех людей на свете.“Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его” (Пс. 102:13). Боящимися в этой фразе названы те люди, которые боятся обидеть Бога, и соблюдают заповеди Господни. Естественно языческий бог не мог считаться для людей любящим отцом. Языческая религия учила о том, что на языческое божество нужно смотреть как на сверхъестественное существо, вызывающее ужас своей силой и что языческое божество нужно умилостивить жертвами, чтобы защититься от его силы. И языческий бог внушал им только ужас и преклонение. Например, греческий Зевс, римский Юпитер Громовержец, считался верховным богом, царем всех остальных богов и людей, а не заботливым и любящим отцом.

Считая себя богоизбранным народом, евреи были уверены, что Господь Бог любит лишь тех людей, которые выполняют предписания раввинов. Остальные же люди и народы якобы не находятся под покровительством и заботой Бога, и на них распространяется проклятие Божие. Иисус Христос в Своем учении показал евреям Повелителя Вселенной, Вседержителя Мира, Истинного Бога, Которого назвал Отче Наш, то есть Отец Наш или Отец Наш Небесный. По учению Иисуса Христа Господь Бог относится к людям как заботливый и любящий отец. Господь Бог так возлюбил человечество, что отдал Сына Своего Единородного во искупление грехов людских.“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан. 3:16).
Господь Бог так милосерден и добр к людям, что постоянно заботится даже о тех людях, которые запятнали себя грехом.“Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости” (Тит. 3:3-5). Подтверждением тому, что Господь Бог Отец Небесный, относится к людям, и даже грешникам, как Любящий Отец и являются последующие слова Иисуса Христа о том, что Отец НебесныйМатф. 5:45) .

Любовь Господа Бога к грешникам в первую очередь проявляется в том, что Он перед воздаянием за грехи указывает им путь к исправлению и помогает покаяться при помощи любви и милосердия, побеждая зло в душах людских. Так и мы, люди, чтобы стать достойными сынами Отца нашего Небесного, должны уподобиться Ему во всем. И также, как Отец Небесный, Бог наш, должны избегать гнева и ненависти, должны любить всех людей (так как они ближние наши) и проявлять милосердие, заботу и любовь даже к врагам нашим. Поэтому последователи Иисуса Христа, желающие стать достойными сыновьями Отца Нашего Небесного, также как и Он, должны любить всех людей окружающих их, как праведных так и не праведных, в том числе и врагов своих.

Из всего вышесказанного и можно сделать вывод о том, что именно так и нужно понимать слова Спасителя о любви к врагам. Призывая к тому, чтобы человек любил врагов своих, Иисус Христос этой заповедью продолжает развивать мысль о непротивлении злу. Рекомендуя не противиться злу, Иисус Христос привел примеры такого непротивления в виде подставления второй щеки, отдавания рубашки и одежды, хождения двумя поприщами и давания просящим и хотящим занять. В заповеди о любви к врагам Иисус Христос также, в виде примеров, уточняет формы проявления вражды. Спаситель говорит“любите врагов ваших” . Можно предположить, что в этих словах Иисуса Христа говорится о наглядно выраженном виде агрессивной, открытой вражды. Ведь враг может проявлять к вам как скрытую, так и открытую вражду, агрессию, непримиримость. Иисус Христос дает совет о том как нужно относиться к врагу. Его нужно любить, то есть сострадательно, заботливо, милосердно относиться к ближнему, и при помощи любви сделать из врага друга.

В словах Иисуса Христа о проклинающих вас говорится о тех людях, которые отрицательно относятся к вам настолько, что проклинают вас. Проклятие – это тоже проявление вражды, неприязни, агрессии. Как и в предыдущем случае, Иисус Христос указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации. Проклинающих вас надлежит благословлять, и видя ваше смирение и доброе отношение, проклинающие вас, могут стать вместо ваших врагов друзьями.
В словах Иисуса Христа о ненавидящих вас говорится о тех людях, которые исполнены к вам агрессивных и негативных чувств в виде ненависти. Ненависть также является разновидностью вражды и неприязни. А в этом случае Иисус Христос также указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации при встрече с такими людьми. Ненавидящим вас нужно творить (совершать) благие (добрые) дела и таким способом изменить их отношения к вам.
В словах Иисуса Христа об обижающих вас, говорится о людях, причиняющих вам различные огорчения, страдания в виде обид. Сознательно причинять обиду может только враг. В данном случае Иисус Христос также указывает на то, как нужно вести себя в подобной ситуации. За обижающих вас нужно молиться. При помощи ваших молитв Господь вразумит тех людей, которые вас обижают и они прекратят нанесение своих обид. А обидчик, видя ваши мольбы за него, то есть ваше хорошее отношение к нему, изменит свое поведение к вам.

В словах Иисуса Христа о гонящих вас, говорится о людях, которые подвергают вас всяческим притеснениям, ущемлению, изгоняют вас, противодействуя вам в делах. Гонение также является разновидностью враждебного отношения к вам. И в этом случае Иисус Христос указывает на то, как нужно поступить в данной ситуации. За гонящих вас также нужно молиться. Внемля вашей молитве, Бог смягчит сердце гонящего. Увидев то, что вы в ответ на гонения, молитесь за него, то есть отвечаете добром на зло, гонящий прекратит свои репрессии и прекратит гонения.

Проклятия, ненависть, обиды и гонения являются разновидностью враждебного отношения к вам. Излагая Свои поучения, Иисус Христос, как и в заповеди о непротивлении злу, также дает понять слушателям, что речь идет о виновном человеке, который совершил какой-то плохой поступок, за который его проклинают, ненавидят, обижают и гонят. Для исправления вины человека Иисус Христос указывает конкретные действия, совершая которые человек искупит свой грех и улучшит свои отношения с людьми. В качестве исправления человек должен благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих его. Этими действиями человек проявит любовь к врагам своим и прекратит вражду. Поступив так, человек поступит, как надлежит поступать сынам Отца Небесного. Иными словами, ответив добром на зло, он продемонстрирует свою любовь к врагам. То есть человек при помощи кротости, милосердия и добра победит зло вражды в виде проклятий, ненависти, обид и гонений.

Сам Иисус Христос в Своей земной жизни многократно исполнял заповедь, предписывающую проявлять любовь к врагам. Так, например, Иисус Христос молился за людей, враждебно относящихся к Нему и распявших Его.“Отче! прости им, ибо не знают, что делают” (Лука 23,34). В качестве подтверждения того, что Господь Бог проявляет Свою Любовь, Милосердие и Заботу ко всем людям мира, как к праведным, так и неправедным, помогая злодеям исправиться и стать добрыми, а добрым людям помогая служить Богу, Иисус Христос сказал такие слова:“Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Матф. 9:13) . И к падшему человечеству Господь, Иисус Христос, проявил такую любовь, что спасая людей, отдал за них Свою жизнь. А ведь среди спасенного человечества были и такие люди, которые враждебно относились к Иисусу Христу и Его учению, то есть будущие враги христианства. Продолжая излагать Свое учение в Нагорной проповеди, Иисус Христос призвал Своих учеников и последователей проявлять возвышенную, чистую любовь к врагам своим. Проявление такой любви и дает право людям стать сынами Отца Небесного.

Но наряду с этим, Иисус Христос предостерег Своих последователей от себялюбия, то есть от любви корыстной и эгоистической, которая была свойственна грешникам и язычникам. Продолжая пояснение заповеди о любви к врагам, Иисус Христос сказал:“Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?” (Матф. 5:46) . В этих словах Иисус Христос не имеет в виду взаимность в искренней любви, возникшей между мужчиной и женщиной. Этими словами Иисус Христос осуждает любовь эгоистическую, неискреннюю, построенную на стяжательстве и расчете. О правильности такого толкования говорит указание на мытарей. Слово “мыто” означает подать, налог. Мытарем в древнееврейском государстве назывался человек, собирающий мыто, то есть подать, налоги. Но так как налоги были очень высокие, люди мытарям давали взятки, за получение которых мытари брали меньший налог. В Своих словах Иисус Христос в качестве красноречивого символа приводит любовь мытарей к тем людям, от которых мытари получали подарки, взятки и таким образом имели личную выгоду. Людей, дающих им подношения, подарки и взятки, мытари любили. И относились к таким людям как к друзьям. Как правило, любовь мытарей проявлялась в занижении взимаемых налогов к тем людям, которые им преподносили подарки.

Иисус Христос высмеивает такую “любовь” (то есть хорошее отношение) мытарей к преподносителям взяток и подношений (к дарильщикам). Иисус Христос показывает, что такая любовь не искренна и полностью основывается на личной выгоде обеих сторон. Внешне мытарь и подноситель взяток сохранили друг с другом хорошие дружеские отношения, как бы любили друг друга. Но на самом деле под этими дружескими отношениями, разыгранными с показной заботливостью друг о друге, скрывалась обыкновенная сделка.

Поэтому проявление заботы мытаря к подносителям взяток не может являться проявлением любви к ближнему и исполнением этой заповеди потому, что забота и любовь мытаря к ближнему основана на выгоде и представляет собой выражение не искренних, а ложных чувств. Если мытарь и подноситель взятки (дарильщик) раньше друг с другом враждовали, а затем помирились, так как преподнесенная взятка исчерпала их конфликт, устроила их обоих, то установившиеся мирные отношения между мытарем и взяткодателем нельзя рассматривать как проявление любви к врагу или любви к ближнему. Так как их отношения фальшивы, не искренни, и строятся на взаимной выгоде и корысти, вопреки проявлению искренних, чистых чувств друг к другу.

Продолжая дальнейшее пояснение заповеди о любви к врагу, Иисус Христос сказал:“И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?” (Матф. 5:47) . Эти слова нужно понимать следующим образом. Любая языческая религия характеризовалась многобожием. Например, в античных религиях таких стран как Древняя Греция и Древняя Италия в честь разных языческих божеств воздвигались отдельные, посвященные им храмы. Поэтому люди, исповедовавшие языческую религию, наряду с тем, что чтили главных богов, все же могли по своему усмотрению отдавать предпочтение в поклонении тому или другому языческому божеству. Кто-то выказывал наиболее ревностное поклонение Венере, а кто-то Аполлону или другим божествам. Люди, считавшие себя наиболее стойкими приверженцами в поклонении определенному языческому божеству, собирались для служения ему в храме, выстроенном в честь этого божества. И там они приносили свои жертвы этому божеству и возносили свои просьбы.

Люди, объединенные поклонением к определенному языческому божеству и собиравшиеся в храмах для моления этому божеству, называли друг друга братьями по вере. Братья по вероисповеданию, связанному с поклонением определенному языческому божеству, относились друг к другу с особым уважением, симпатией и заботой. Братья по вере помогали друг другу в делах и поддерживали друг с другом теплые дружеские отношения как единоверцы, соратники, разделяющие общие взгляды, связанные с культом определенного языческого божества. Также заботливо люди относились друг к другу в кругу семьи, к своим кровным братьям и родственникам. Именно такие отношения возникали между людьми среди братьев по вероисповеданию и среди кровных братьев родственников. Приводя этот пример, Иисус Христос говорит о том, что так поступают только язычники. Истинные же христиане должны любить, то есть с любовью, милосердием и заботой относиться не только к братьям по вере или кровным братьям, но и к остальным людям. Нужно любить не только братьев по вере или кровных братьев, но даже злодеев и врагов, потому что эти люди ближние наши. Согласно учению Христову добрые отношения и любовь, проявляемая ко всем людям (ближним), является высшей формой поведения, основанного на самой совершенной в мире христианской философии и морали.

Любовь к ближним, даже злодеям и врагам, признак принадлежности человека к Царству Небесному.
Продолжая пояснять заповедь о любви к ближнему, Иисус Христос провозглашает:“И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают” (Лук. 6:33) . Эти слова Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Во всех странах мира и во все времена грешники совершали добрые поступки всегда вынужденно и только тогда, когда им это было выгодно. Только выгода и корысть вынуждали грешника делать добро и только тем людям, которые в ответ тоже делали что-либо полезное и доброе. Такое корыстное совершение добра, сделанное ради выгоды в виде сделки, осуждается Иисусом Христом потому, что в основе такого поступка нет искренности и бескорыстия, а лежит расчет и нажива. Поэтому, такое совершение доброго поступка, сделанного взамен за ответное добро, по учению Иисуса Христа христианским поступком не является. А считается деянием, совершаемым грешниками, строящими свои поступки на расчете, выгоде и корысти.

В Своих последующих словах Иисус Христос обращается к этой же теме, и дальше, развивая Свою мысль, говорит:“И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же” (Лук. 6:34) . Эти слова Иисуса Христа нужно понимать так. Раньше, до появления Иисуса Христа, люди совершали бескорыстное добро очень редко. В первую очередь это объяснялось языческой этикой и идеологией, которая была основана на страхе перед многочисленными языческими божествами, на корысти и расчете в отношениях между людьми. Иудеи, в отличие от язычества, признавая Единого Бога Творца и Вседержителя, редко придерживались исполнения заповеди о любви к ближнему. И даже между собой строили свои отношения как язычники, на выгоде и корысти. Свои добрые дела евреи, вместо бескорыстной любви даже друг к другу, очень часто совершали только по расчету, заменяя бескорыстие выгодой. За это их и обличает Иисус Христос, сравнивая евреев с грешниками, которые дают взаймы тем людям, от которых надеются получить обратно. Такой поступок по учению Христову бескорыстным не является и благодарности не достоин, так как в таком поступке отсутствует не только самопожертвование, но и бескорыстная любовь к ближнему.

Придя в мир людей, Иисус Христос напомнил евреям о выполнении заповеди любви к ближнему и добавил новые заповеди о том, что истинные христиане должны любить не только ближних, но и злодеев и врагов своих. Иначе они не попадут в Царство Небесное.“Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Матф. 5:20) . А “праведность” фарисеев и книжников заключалась в том, что они, попирая заповедь о любви к ближнему и призывая к ненависти к врагам, бескорыстную и всепрощающую любовь к ближнему заменили наживой, и делали добро по расчету только взамен на приобретение какой-либо выгоды. Иисус Христос, осуждая такое фальшивое отношение к ближним, учит о том, что истинный христианин должен проявлять бескорыстную любовь ко всем ближним, даже к злодеям и врагам. Именно в этом и состоит истинный Дух Закона Божьего, который книжники и фарисеи превратили в строгий свод правил, стремясь следовать букве закона, но не духу его.

Заповедь о любви к врагам не означает того, что люди должны любить врагов, завоевателей их страны, или врагов-еретиков, искажающих истинное вероучение. Спаситель заповедовал любить личных врагов, но быть непримиримым к врагам общественным, захватчикам отечества и еретикам. До прихода Иисуса Христа евреи считали себя лучше языческих народов потому, что полагались на свою богоизбранность и на то, что на их народе пребывает благословение Господне. Иисус Христос сказал евреям о том, что только бескорыстная всепрощающая любовь является путем достижения богоизбранности. И только бескорыстная любовь к ближнему является отличительной чертой от мытарей, язычников и грешников, которые совершают добро только из корысти и выгоды.

Изложив эти истины евреям, Иисус Христос сказал:“Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный” (Матф. 5:48) . Эти слова следует понимать таким образом. Слово“итак” указывает на то, что теперь должен последовать вывод из всего ранее сказанного. Перед тем как сделать вывод Иисус Христос рассказал евреям о безграничной любви и милосердии Отца Небесного, Который“благ и к неблагодарным и злым” (Лук. 6:35) . Иисус Христос сказал Своим слушателям, что Господь одинаково заботится о людях, как злых так и добрых. Доказательством тому является то, что Господь“повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Матф. 5:45) . Иисус Христос рассказал людям о том, что высшей формой отношений между людьми может быть только всепрощающая, бескорыстная любовь к ближним, направленная к злодеям, врагам, проклинающим, ненавидящим, обижающим и гонящим человека людям. Иисус Христос указал на то, что любовь (то есть помощь и забота) мытарей к тем, кто дает в ответ какую-либо выгоду, приветствие (то есть хорошее отношение), а у язычников только к братьям своим, совершение добра грешниками тем, кто отвечает им добром, давание взаймы грешниками тем, от которых можно получить обратно, – все эти поступки не являются бескорыстными делами, заслуживающими награды или благодарности, так как основаны на выгоде и корысти. Только бескорыстная, всепрощающая любовь к ближнему, даже к злодею и врагу, и есть проявлением истинно христианского поступка, делающего человека сыном Отца Небесного.

Сделав вывод из всего вышесказанного, Иисус Христос и говорит о том, чтобы люди достигали совершенства и стали совершенными, как Отец их Небесный. Иными словами, чтобы люди через свою бескорыстную любовь к ближнему, через проявление милосердия, заботы и соблюдения заповедей Божьих, через свою праведную жизнь уподобились в совершении добра Своему Отцу Небесному, то есть Богу. Для того, чтобы достигнуть такого совершенства Господь прислал к людям Своего Сына Единородного, Который помогает людям стать на путь совершенствования и идти по нему. Сам же Иисус Христос, с одной стороны, примерами из Своей земной жизни, с другой стороны, заповедями и притчами, рассказал и наглядно показал человечеству методы и возможности духовно-нравственного совершенствования человека.

«...Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас...»

Евангелие от Матфея (5: 43-45)

А, собственно, почему и за что мы должны любить и прощать врагов своих?

Отметим несколько таких причин.

Первая, потому что все мы - люди, разумные существа, способные к рассуждениям, заблуждениям и к пониманию. Поэтому есть всегда надежда, что когда-нибудь, при определённых обстоятельствах, наши враги изменят свои позиции и превратятся в наших друзей. Или, наоборот, мы поймём под градом их аргументов, что были не правы, покаемся и присоединимся к нашим, теперь уже бывшим, врагам в качестве их союзников.

Люди имеют право на ошибку, ошибаться могут все, и надо, поэтому, всегда оставлять людям шанс на признание своих ошибок и покаяние. И тогда даже наши самые смертельные заклятые враги могут обернуться нашими сторонниками, как то случилось однажды с апостолом Павлом. Любите и прощайте врагов ваших, потому что в один прекрасный день они могут стать вашими друзьями.

Пока человек жив, есть надежда на спасение. Человек может познать правду даже за несколько мгновений до смерти, будучи распят на кресте. Поэтому молитесь за врагов ваших, чтобы они стали вашими друзьями - такое иногда происходит.

Кроме того, обстоятельства иногда бывают сильнее людей и обстоятельства порой сплачивают вместе двух непримиримых противников в общей борьбе, как то было во времена Второй мировой войны. Тогда, без помощи союзников, кто знает, как сложилась бы история Советской России.

«У Англии нет друзей, есть лишь союзники»,- говорит английская поговорка. Она точно иллюстрирует тот факт, что исторические обстоятельства часто меняют местами союзников с врагами. В борьбе за первенство нет «вечных» противников и союзников. Когда надо, рассуждает англичанин, дружим с Россией против Франции, а когда надо - с Францией против России. Примерно так же рассуждают все остальные европейцы.

Ещё одна причина, по которой мы должны быть благодарны нашим врагам, заключается в том, что именно враги всегда до конца честны в своей ненависти к нам, своей ненавистью раскрывая наши достоинства и недостатки. Наши враги, тем самым, помогают нам осознать самих себя, заставляют нас постоянно задумываться над своей жизнью, оценивать правильность наших поступков.

Но возможно ли обойтись вообще без врагов? Европейская массовая пропаганда сейчас любит изображать бесконфликтный мир, полный улыбок и счастливых мордашек. Кто является врагом человека, если все вокруг толерантно счастливы?

Но разве серийный убийца не является ли врагом ВСЕХ людей? Разве вор не плюёт и на людей, и на людские законы? Разве террорист, режущий головы невинным, не является ли врагом ЛЮБОГО ЦИВИЛИЗОВАВАНОГО человека, где бы он ни жил? Разве диктатор, развязывающий несправедливую войну, не является ли врагом всего человечества? Разве мир уже избавился от негодяев?

То есть, У КАЖДОГО НОРМАЛЬНО МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ЛИЧНЫЕ ВРАГИ. Другое дело, что в текучке жизни мы не часто сталкиваемся с такими врагами и порой даже забываем об их существовании. Но иногда враги неожиданно напоминают нам о себе... несчастием и смертью наших близких.

А государство? Может ли оно жить в мире со всеми своими соседями и не иметь врагов среди них?

История человечества говорит о том, что такое невозможно даже представить. История человечества - это и есть история конфликтов, в которых сталкивались друг с другом соседи.

Но, может быть, сейчас настали другие времена, когда враждебность сменяется толерантностью и когда дилемма «враг-друг» уходит в прошлое? Что-то слабо верится в такое миролюбие, помня о постоянно растущих расходах «на оборону» во всех странах (не находящихся, конечно, под прикрытием «ядерного зонтика»).

Любая страна на планете, отстаивающая свои национальные интересы, как она их понимает, не может не учитывать, что реализация этих интересов может вступить в противоречие с интересами другой страны. И хорошо, если эти враждебные друг другу интересы можно урегулировать за столом переговоров. Но это не означает, что враждебность исчезла, она лишь «затаилась» до лучших времён, когда можно будет наплевать на мнение соседа и установить свои правила игры.

Тысячелетняя практика международных конфликтов ясно показывает, как надо вести себя в общении с противником.

Чем яростнее враги ругают нас за что-либо, тем больше мы должны проникаться уверенностью в нашей правоте. А чем льстивее враги к нам относятся, чем радостнее хвалят наши поступки, тем больше у нас должно быть подозрений в ошибочности наших действий.

Враги очень долго могут скрываться за маской добродетели, любезности и благородства, вынашивая против нас свои коварные планы, ожидая момента расправы над нами. Вот почему крайне важно знать и понимать своих врагов, чтобы не попасться на их уловки. Думать надо!

Однако, во времена последнего генсека Советский Союз вдруг чудесным образом потерял своих врагов - они исчезли в один миг!

Все бывшие враги вдруг стали нашими лучшими друзьями. А только и нужно было советской стране - отказаться от большевистской идеологии, чтобы не быть «Империей зла», как тогда называли СССР его враги. Надо было просто «повернуться лицом к народу», к удовлетворению его потребностей в «хлебе и зрелищах». И наши заклятые враги вдруг предстали перед нами обаятельными улыбчивыми людьми, искренне радующимися за начавшееся движение России к их пониманию демократии и свободы.

Было ощущение во времена перестройки, что все империалисты-капиталисты вдруг превратились в радостных друзей России, желающих её народам успеха и процветания. Какие расчёты могут быть между друзьями? Только полное доверие! Вмиг распадается Варшавский договор! Вмиг происходит объединение Германии! Вмиг советские войска убираются из обустроенных казарм в открытое поле! И всё задаром! За здорово живёшь! Ну а как же? Ведь мы теперь друзья навеки!

Российские СМИ в 90-х взахлёб нахваливают всё евро-американское, прославляя свободу и демократию, капитализм и предпринимательство, гуманизм и толерантность. Российских интеллигентов наконец-то прорвало - ничто теперь не мешало им так весело-задорно высмеивать совковое прошлое и так яростно-уничижительно охаивать российское настоящее. К «дуракам и дорогам» прибавилась «никому не нужная армия», «никому не нужный флот», «никому не нужная промышленность», «отсталое сельское хозяйство», «совковая культура».

«Теперь мы друзья Европы и Америки, и надо пинками загнать российскую клячу в западную цивилизацию, безжалостно растаптывая её трухлявые ценности»,- вот в чём виделась российским интеллигентам главная задача момента в лихие 90-е. На этой волне слепой любви к Евро-Америке сейчас выросла новая интеллигентская поросль продвинутых и креативных, для которых Родина превратилась в Рашку, из которой «надо валить». Валить туда, где зарплата выше и кормят лучше, где дом просторнее, а работа престижнее. Мол, «счастливо жить не запретишь»!

А что же Россия? «...Ну что, Россия? Опустила голову и смирилась...»

Россия смирилась с разделом Югославии, с превращением Афганистана в мирового производителя наркоты, с уничтожением законных режимов в странах Азии и Африки, с жестокой расправой над мирными жителями и политическими деятелями многих стран.

А Россия, одурманенная либеральной пропагандой, послушно принимала одну оплеуху за другой. Распад СССР - пожалуйста, расстрел парламента - пожалуйста, истребление русских в Средней Азии и на Кавказе - пожалуйста, провозглашение апартеида в Прибалтике - пожалуйста, возрождение нацизма в Грузии и на Украине - пожалуйста, вступление бывших союзников СССР в Евросоюз - пожалуйста, приближение НАТО к границам России - пожалуйста, засилье иностранных агентов и разгул болотного беспредела на территории России - пожалуйста. Россия послушно сглатывала всё, что ей подносили западные и российские либералы.

Но почему же так случилось? А потому, что Россия забыла, кто ей друг, а кто ей враг. На кого обижаться-то, если вокруг одни друзья? Россия потеряла критерий истины в оценке своих соседей.

Долгое время советская коммунистическая пропаганда тупо вбивала в головы советских людей мысль, что врагами СССР являются капиталисты-империалисты всех стран во главе с США. Именно потому, что СССР строит коммунистическое общество. То есть, согласно идеологии КПСС, главная борьба в мире происходит между коммунизмом и капитализмом. Главные исторические противники - коммунизм и капитализм.

Вот этим-то недомыслием и воспользовались враги России, начиная с первых лет советской власти. Они остроумно противопоставили народы России коммунизму: мол, народы России находятся под гнётом коммунистов. Таким образом, враги России сразу же превращаются в её друзей - надо освободить бедных россиян от жестокого коммунизма.

Враги СССР всегда яростно критиковали коммунистическую идеологию, КПСС, высмеивали «политику партии и правительства», выдавая свою критику за сочувствие к российским народам, томящимся под пятой тоталитаризма. Цель понятна: создать у россиян положительный образ капиталистического мира, заботящегося о судьбе народов России и свалить коммунизм руками самих же россиян.

Тупость коммунистической пропаганды в СССР позволила хитрым либералам навязать россиянам мнение, что запад воюет не против народов России, а против коммунизма, «поработившего» россиян. Мол, чтобы россияне жили так же «достойно», как живут люди на Западе, надо просто сбросить ярмо коммунизма и присоединиться к «цивилизованному» миру.

Коммунистическая пропаганда в СССР, защищая коммунизм, проиграла полностью в идеологической войне западному либерализму, сумевшему представить себя защитником материальных запросов граждан СССР. Апеллируя к желаниям строителей коммунизма жить «как все цивилизованные люди», западная либеральная пропаганда предлагала «простой» путь удовлетворения материальных потребностей - стоит лишь отказаться от коммунизма, как народы СССР заживут так же материально обеспеченно, как живут люди на Западе. Надо освободиться от коммунистического ярма, сдерживающего свободу человека, чтобы жить так, как люди живут в «цивилизованных странах».

И самое позорное для коммунистической идеологии, что на эту уловку западного либерализма первой попалась советская народная интеллигенция. Именно советские интеллигенты, несмотря на весь свой «интеллект» и «сознательность», не смогли сообразить, что под предлогом борьбы с коммунизмом, Запад на самом деле ведёт непримиримую борьбу с самим существованием России. Именно советская интеллигенция стала «пятой колонной» Запада в борьбе против России. Именно советские интеллигенты первыми купились на уверения Запада в его бескорыстной любви к России и стали истово призывать к борьбе «за вашу и нашу свободу». Зачем нам ракеты делать и Енисей перекрывать - надо «просто» прогнать коммуняк и будет России счастье.

Это интеллигенты российские, оболваненные до тупости западным словоблудием, могут без устали «гнать пургу» россиянам по поводу цивилизованной, гуманной, демократической, прогрессивной, человеколюбивой, свободной и толерантной Евро-Америки. Сами же европейцы, надо отдать им должное, правды никогда особо и не скрывали (ибо нет никого честнее, чем твой враг в своей ненависти к тебе).

«Железная леди», например, никогда ни от кого не скрывала, что России достаточно иметь всего 15 миллионов жителей, чтобы быть успешным поставщиком природных ископаемых для европейцев.

Збигнев Бжезинский прямо говорил в своих книгах о расчленении России.

Мадлен Олбрайт, Кондолиза Райс, Хиллари Клинтон никогда не скрывали того мнения, что Россия не по праву занимает такие большие территории в Сибири и на Дальнем Востоке, богатые полезными ресурсами. Не по Сеньке, типа, шапка!

И в этом желании западных либералов нет «ничего личного» - они ничего не имеют против русского народа, они только против того, что русский народ владеет (якобы, незаслуженно) одной седьмой территории суши планеты. Вот отдали бы русские Западу свои территории, ну, или продали бы их за пригоршню бисера (как индейцы продали Манхеттен), и потихоньку вымирали бы себе в отведённых для них резервациях.

Но российские либеральные СМИ эти высказывания врагов России просто забалтывают своей настырной рекламой западного образа жизни. И так продолжалось бы дальше, вплоть до окончательного решения русского вопроса. Но тут вдруг случился Майдан. И истина открылась во всей своей трагической красе.

Советским людям советская пропаганда всё время вдалбливала мысль о том, что Запад является противником именно коммунизма, но никак не России. В этом советская пропаганда удивительным образом помогала пропаганде капиталистической. Советские люди даже представить не могли, что капиталисты на самом деле ненавидят именно их, а не коммунизм. И постепенно советские люди стали полагать, что Евро-Америка примет их в свои объятия, как только падёт коммунистический режим в СССР. Народы Советского Союза наивно ожидали, что дверь в Европу для них распахнётся так же широко, как для восточных немцев после падения Стены. Западные пропагандисты уверили советский народ, развратив его посулами сытой жизни, что Запад мечтает лишь о свободной от коммунистов благополучной России. Вот почему так легко россияне расстались с Советской властью.

И вот истина открылась. Оказалось, что Западу глубоко плевать на российское благосостояние, плевать на то, под чьей властью находится русский народ: коммунистов или демократов, сионистов или фашистов. ЗАПАД ВСЁ ЭТО ВРЕМЯ БОРОЛСЯ НЕ С КОММУНИЗМОМ, А С РОССИЕЙ.

Россия - вот цель Запада. Раздробить на мелкие княжества, уничтожить Россию - вот цель всей западной политики последних веков, как вполне открылось русским (в который раз, между прочим!) только сейчас.

А мы-то, наивные, считали, что Запад позволит русским, избавившимся от коммунистов, строить свою «неделимую». Как бы ни так! Не с коммунизмом, оказывается, конфликтовал Запад в XX веке, а с Россией. А «дорогие россияне» не понимали этого, круша великий Советский Союз. Они думали, что избавляются от коммунизма, а на самом деле они своими руками разваливали Россию, ломали своё будущее. Для того, чтобы понять это, понадобился русский разгром в 90-х, понадобилась погибель нескольких государств, понадобилось приближение НАТО к российским границам, понадобился нацистский переворот на Украине, понадобилась грубая лживость и двуличие либерального Запада по отношению ко всем странам мира.

Своим поведением, своими действиями, своим лицемерием, своими «двойными стандартами» Запад ясно показал, что его целью была не победа над коммунизмом, а победа над Россией, предполагающая дальнейшее расчленение и уничтожение России.

Спасибо Западу за то, что он преподал русским такой жестокий урок, показав, наконец, своё подлинное лицо - ЛИЦО ЗВЕРЯ. События на Украине, от начала и до конца подготовленные Западом, недвусмысленно показывают предстоящую судьбу России. Когда НАТО расположит свои базы на Украине, тогда настанет черёд России стать жертвой очередной оранжевой революции, точнее, белоленточной.

Запад на Украине с самого образования её «незалежности», задуривая головы людям, позиционирует себя защитником свободы, правды, честности и неподкупности. Якобы, только после избавления от коммунистического наследия, после избавления от опеки тоталитарной России возможно процветание Украины в рядах ЕЭС и НАТО. Пропаганда либеральная так сильна, что миллионам украинцев сейчас уже невдомёк, что их просто используют как пушечное мясо в борьбе Запада против России. Зомбированные западной пропагандой украинцы уже не в состоянии хотя бы просто сравнить жизнь народа «до» и «после» вступления в ЕЭС некоторых бывших советских республик и стран социалистического содружества - либеральная ложь слепить глаза и разжижает мозги!

«Благословляйте врагов ваших». Эти слова Христа есть условие выживания во враждебном мире. Надо знать и помнить своих врагов, и быть благодарными врагам за то, что они своей постоянной критикой не дают нам расслабиться и безмятежно почивать на лаврах достигнутых успехов. Не забывайте врагов ваших!

Вражеская критика необходима для совершенствования своих взглядов - чем больше враги ругают и критикуют вас, тем больше должна расти уверенность в правоте вашего дела. Но нельзя идти на поводу враждебной критики и «посыпать голову пеплом» при любом обвинении со стороны врага. И понятно, что чем меньше вас критикует враг, тем больше должно быть подозрений, что что-то у вас идёт не так, как надо. И чем больше льстивых слов говорят враги в ваш адрес, тем хуже на самом деле обстоят ваши дела.

Надо очень сильно поблагодарить наших врагов за их постоянную, тупую, неумолимую, не затихающую ни на минуту ненависть к России. Ведь если б они, имея чуть больше разума, хоть немного задумались о тактике своего вранья, то Россия была бы обречена на исчезновение. Только и надо было, что хвалить российские власти как можно слаще, подкупая всех и вся, всячески перестраивая порядки в российском доме в либеральном духе, но так, чтобы народу эта перестройка была не особо заметна. Надо было больше «мёда» добавлять в антироссийский коктейль, чтобы россияне не заподозрили подвоха.

И не надо было спешить нашим уважаемым либеральным «друзьям России» со «снятием плодов» - недостаточно ещё они созрели. Развращая российское общество, не стоило торопиться с гей-парадами, например, - надо было тихо-мирно распространять взгляды ЛГБТ-сообщества на население и через пять-десять лет оно бы «созрело».

Не стоило торопиться с приёмом в НАТО «осколков СССР». Надо было тихо-мирно реформировать жизнь людей на всём постсоветском пространстве в духе «уважения прав человека», «добрососедства» и толерантности.

Прикинуться овечкой - вот что так и не удалось Западу сделать в борьбе с Россией. Поскупились деньгами, капиталистические скряги! Они так обрадовались государственной измене, произошедшей в самых верхах СССР, что буквально «захлебнулись слюной от счастья». Да и действительно, кто бы мог подумать, что многолетняя пропаганда либерализма в «Империи зла» вдруг окажется такой действенной, что сам генеральный секретарь ЦК КПСС окажется её жертвой.

А алгоритм ведения антирусской пропаганды был самым примитивным. В духе доктора Геббельса, либеральные СМИ постоянно изо дня в день врали, «вешая лапшу на уши» советским людям, что 1. На Западе всё очень хорошо и будет ещё лучше, 2. В СССР всё плохо и будет ещё хуже и 3. Запад - враг коммунизма, а не России. И вот такой примитив промыл мозги не только миллионам «совков», как «удачно» выразился один из русских интеллигентов, но и, как оказалось, высшему советскому руководству - до такой степени, что они чуть ли не первыми и поверили в святость Запада и в порочность Союза.

И вот теперь надо сильно кланяться и благодарить, благодарить и кланяться нашим врагам за их тупую поспешность в ликвидации России. Если бы не их звериная ненависть ко всему русскому, мы так до сих пор бы и не понимали всей враждебности европейской цивилизации к России. Если бы наши враги вели себя более хитро, русские до сих пор бы не ведали о том, что они обречены на истребление, и продолжали бы глупо умиляться Европой и Америкой.

События в Киеве и на Украине ясно показали, что следующей целью оранжевых революций станет Россия. Тщательнее, господа либералы, тщательнее надо было рассчитывать. «Спешка нужна только при ловле блох», как говорят в России. А на Украине вы явно поспешили, посчитав, что «клиент готов» и Россия уже не пикнет, подставив покорно свою шею под ваш топор. Тут вы просчитались, господа. Что ж, тупости, оказывается, вам, господа либералы, тоже не занимать.

Тактика постоянного вранья и рекламы либерализма дала прекрасный для наших врагов результат - Советский Союз распался, распался Варшавский договор, поистине, «распалась связь времён». И такая тактика, продолжись она ещё лет десять-двадцать, подкреплённая «добрым участием» наших врагов в жизни россиян, автоматически привела бы к распаду и уничтожению России.

Но «аппетит приходит во время еды»! Каким счастьем для русских врагов стало уничтожение Советского Союза - это поистине вскружило голову всем негодяям! И они принялись безоглядно в спешке курочить великое наследство Советской власти. Развал экономики, воровская «прихватизация», ваучерная афера, бандитский беспредел, «наконец-то в России появился секс», ничтожество во власти, продажные горлопаны на площадях, «ядовитые гады» в либеральных СМИ - все эти «плоды свободы» помогли россиянам по-новому взглянуть на «счастье» дружить с Западом.

Сейчас русский народ избавляется от самой опасной своей иллюзии - от любви к Западу, освобождается от своего заблуждения, что Евро-Америка желает счастья россиянам и России.

Русские вдруг увидели, какую участь им уготовил свободный, демократический гуманный и прогрессивный Запад: «Москаляку на гiляку!» - так, кажется. Мол, не стоит пока излишне пугать русских, «а вешать их мы потом будем». И вообще, превратить Россию в ядерную пустыню, вот заветная мечта майданутых либералов. Враг полностью раскрыл своё звериное нутро - «Россию на гiляку!»

Сколько бы ещё времени российские либеральные интеллигенты задуривали россиянам головы своими россказнями о добреньких европейцах и американцах, якобы мечтающих о благополучии России, если бы не Майдан. Теперь русские, россияне ясно увидели, что мечтают западные либералы только об одном - чтобы русских с их проклятой Россией не было на свете.

Спасибо вам, наши непримиримые враги за вашу честную ненависть к России! Спасибо за то, что честно говорите нам, что нас ожидает в самом ближайшем будущем. Мы благодарны вам за то, что ваша ненависть к нам открыла, наконец, наши глаза, избавив их от либеральной пелены. Спасибо, что ваша ненависть к нам позволила нам узнать, кто наш настоящий друг, а кто враг.

Спасибо, что теперь россияне узнали деятелей пятой колонны у себя в стране, эхом распространяющих либеральные небылицы. Если бы не вы, наши непримиримые враги, российские либералы до сих пор своим словоблудием пудрили бы нам мозги.

Спасибо вам, наши враги!

И в заключении надо обязательно сказать, кто же персонально является врагом русских, россиян, России и вообще всех народов земли.

Это не европейцы, не американцы, не иные народы мира, это либеральные элиты всех стран (включая и Россию): политическая, финансово-экономическая, культурно-медийная. Это люди, исповедующие либерализм, служители либеральной идеологии, разъедающей общество, превращающей человека в примитивного потребителя материальных благ, уничтожающей человека в человеке.

Либерализм, родившийся в Европе с отрицания Бога и Его нравственности в эпоху Возрождения, есть причина всех бедствий человечества в Новое время, а ныне он стал причиной мирового системного кризиса, причиной вымирания коренных европейских народов, причиной глобальной экологической катастрофы.

Либерализм - это враг человечества, поскольку основан на культивировании человеческого эгоизма. Он остаётся привлекательным для миллионов людей, вводя их в заблуждение лживыми посулами, развращая своим призывом к свободе от соблюдения каких-либо норм. Либерализм подло обманывает людей, подсовывая им материальное рабство под знаменем духовного освобождения. И либерализм подчинит своим ценностям рано или поздно любую страну, не только Россию, но и весь мир, если не противопоставить ему иную, АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ЛИБЕРАЛИЗМУ, идеологию.

От либерализма невозможно защититься благосостоянием и высоким уровнем жизни, ракетами и ядерным оружием, тем более преодолеть его, потому что борьба с ним происходит не на поле боя, не в материальной сфере, а в сознании каждого человека. Разрушительную либеральную идею можно преодолеть только идеей созидательной. Идею можно победить только другой идеей, поэтому, чем скорее будет сформулирована альтернативная либерализму идеология, тем скорее всеобщий мир придёт на землю. С этого и надо начинать - другого пути спасения России просто не существует!

"Евреи враги евангелия ради нас уверовавших."

По одной этой фразе можно понять Ваш писательский уровень! Где, скажите пожалуйста, в Евангелии Вы нашли, что ЕВРЕИ враги Евангелия? Везде сказано ИУДЕИ - люди, исповедующие ИУДАИЗМ в какой-либо форме и отрицающие мессианство Христа! Вы же своим выражением просто посеяли семена антисемитизма в неутверждённых "христианских" душах! Предположим, это прочитает юный бритоголовый, считающий себя христианином. В его понимании на всегда засядет, что евреи-враги (кого и чего ему будет всё равно. Его верооисповедания и значит его нации, которая считает себя поголовно христианской). А потом он пойдёт крошить этих врагов и ставить свечки за упокой их души в храме. Ваши труды похожи на лекарства с побочным эффектом - одно лечит, другое калечит. И второе бывает намного хуже первого. Покайтесь и не пишите человеческие суждения, прикрываясь духовностью. Дух Святой не делает подобных ляпов. Иначе всё Писание было бы в них! Успехов.
Комментарий автора:
Это не я написал, а автор послания к Римлянам (11 глава). Не нужно льстить никому, в том числе и евреям. Они больше вас зауважают, нежели вы будете им талдычить о том какие они избранные и ставить капкан. Апостол Петр, исполнившись Духом, вообще сказал просто: "Которого вы распяли" и написано, что они умилились сердцем и затем уверовали. Поверьте, я давно служу(моему) этому народу и знаю, что лицемерие больше ставит препятствий к истинному уверованию.

Не бойтесь о семенах антисемитизма. Сегодня "благославляющие Израиль" и говорящие ему лестно куда более обращают его на ложный путь. Юный бритоголовый, прочитав истину,задумается, а лесть его еще больше укоренит и обозлит. Евреи враги евангелия - ради нас. Это четко и понятно духовному человеку и предназначено, в данном случае, к духовным. Евреи, избранный народ - проверяют истинность в лагере уверовавших христиан, то есть евреев и неевреев. Но им нужно покаяние, как и нам за отступление от истины. Нам, в первую очередь, потому что мало молимся за враждующих...

А крошить будут в любом случае, в том числе и храмы, где свечки ставят, там также полно лицемерия, как и в кругу сегодня модных течений протестанвтов. Гонения были, есть и будут. Евреев - за то, что они евреи, то есть избранный народ, пока не будет надлежащего сокрушения к покаянию всего народа; церковь - за то, что она не светит во тьме. За имя Христа быть гонимым - это привилегия.

Евреи - поставлены Богом во свет для язычников. Лишь остаток из евреев - исполняет это. Бог Сам приведет к исполнению это обетование для Израиля. Ему более дано, с него более и спрашивается, как мы это видим в истории всего Израиля.

Итак, спасибо вам за внимание...

Но, тебя проклинает кто-нибудь? Ты благословляй его; потому что в книге Чисел написано: «благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят» (Чис. 24:9) . Подобно и в Евангелии написано: «благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5:44) . Когда вас обижают, вы не обижайте взаимно, но терпите; потому что Писание говорит: «не говори: отомщу врагу за то, что обидел меня, но потерпи, да отомстит за тебя Господь и наведет отмщение на обижающего тебя» (Притч. 20:22) . И, опять, в Евангелии говорит оно: «любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас, и молитесь за творящих вам напасть и гонителей , и будете сынами Отца вашего, Господа на небе, ибо солнце Своё поднимает на злых и добрых, и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44-45) . Будем, возлюбленные, внимать этим заповедям, чтобы чрез исполнение их оказаться нам сынами света. Итак, сносите, рабы и сыны Божии, друг друга.

Апостольские постановления через св. Климента епископа и гражданина римского преданные.

Свт. Иоанн Златоуст

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Вот высочайший верх добродетелей! Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну! Все это предложил Он для того, чтобы ты с полною готовностью мог принять и то, что гораздо выше этих предписаний. Что же выше их, скажешь ты? Не почитать того врагом, кто причиняет тебе обиды, – даже нечто и того высшее, поскольку Господь не сказал: не возненавидь, но – возлюби; не сказал: не обижай, но – и благотвори.

Но если тщательнее рассмотрим слова Спасителя, то увидим, что в них заключается новое предписание, гораздо еще высшее. В самом деле, Он повелевает не только любить врагов, но и молиться за них. Видишь ли, на какие восшел Он степени, и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй их, начавши с первой: первая степень – не начинать обиды; вторая – когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать себя самого злостраданию; пятая – отдавать более, нежели, сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу. Видишь ли, какая высота любомудрия? Но за то блистательна и награда.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Григорий Великий (Двоеслов)

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Бог повелевает, чтобы любили врага (Мф. 5:44) , и, несмотря на то, просят Бога, чтобы Он убил врага. Итак, кто молится таким образом, тот самыми своими молитвами сражается против Создателя. Поэтому и об Иуде говорится: «и молитва его да будет в грех» (Пс. 108:7) . Потому что молитва обращается в грех тогда, когда молятся о том, что запрещает Сам Тот, Кому молятся. Поэтому Истина говорит: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11:25) .

Сорок бесед на Евангелия.

Свт. Тихон Задонский

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить.

1) Хотя бы мы и не знали другой какой причины, по которой любить нам врагов наших, однако одно то, что Христос повелевает нам любить их, побудить к тому должно нас, – что и о всякой Его святой заповеди разуметь должно. Христос хочет и велит нам любить врагов наших. Христос – вечная Истина, волей Небесного Отца нам открывшаяся, Которого Небесный Отец повелевает нам слушать: Его слушайте (Мф. 17:5) . Итак, что Христос, Сын Божий, повелевает, того воля Небесного Отца от нас хочет, вечная Божия правда требует, то нам полезно.

2) Если примем в рассуждение, что есть Христос, Который нам говорит: Любите врагов ваших , – то не только на это Его повеление, но и на саму смерть за имя Его всегда готовыми себя показать должны мы. Христианам должно знать, что Христос есть высочайшая Любовь к нам, какой больше быть может, Избавитель, Искупитель, Ходатай и Примиритель наш к Богу, вечная надежда и упование наше. Этот наш такой высокий Благодетель повелевает: любите врагов ваших .

Итак, христианская добродетель состоит не в том, чтобы только любящих любить, но всех без своей пользы. Не любить любящих себя есть грех такой, которым и язычники гнушаются. Ибо таковых любить и природный разум велит; и больший грех творит тот, который любящих не любит, нежели тот, который врагов не любит. Ибо такой и естественного лишился разума, и горший неверного, который, законом естественным наставляем, любящих себя любит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного , – говорит апостол (1 Тим. 5:8) . О таком говорится: Кто воздает за добро злом, от дома того не отойдет зло (Притч. 17:13) .

Об истинном христианстве.

Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить. Поскольку в главе о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку, сказано, что есть любовь христианская и каковы ее плоды, поэтому здесь о том не предлагается; там смотри, читатель. Ибо между ближними нашими не только приятели и друзья наши, но и враги наши имеются в виду, которых Христос нам повелевает любить: «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44) . Но предлагаются здесь только причины, которые побуждают нас к любви к врагам нашим: 1) Хотя бы мы и не знали другой какой причины, по которой любить нам врагов наших, однако одно то, что Христос повелевает нам любить их, побудить к тому должно нас, - что и о всякой Его святой заповеди разуметь должно. Христос хочет и велит нам любить врагов наших. Христос - вечная Истина, волей Небесного Отца нам открывшаяся, Которого Небесный Отец повелевает нам слушать: «Его слушайте» (Мф. 17:5) . Итак, что Христос, Сын Божий, повелевает, того воля Небесного Отца от нас хочет, вечная Божия правда требует, то нам полезно. 2) Если примем в рассуждение, что есть Христос, Который нам говорит: «Любите врагов ваших» , - то не только на это Его повеление, но и на саму смерть за имя Его всегда готовыми себя показать должны мы. Христианам должно знать, что Христос есть высочайшая Любовь к нам, какой больше быть может, Избавитель, Искупитель, Ходатай и Примиритель наш к Богу, вечная надежда и упование наше. Этот наш такой высокий Благодетель повелевает: «любите врагов ваших» . Если бы ты попал в такое несчастье, что по законам и монаршему определению следовала тебе смертная казнь, и нашелся бы такой добрый человек, который бы тебя не только от той казни избавил своим ходатайством и тем, что претерпел за тебя различные бедствия, но и в высокую монаршую милость привел, ты бы все, что тебе ни повелено от него было, по воле его без сомнения исполнял; разве бы только крайне неблагодарным захотел явиться такому великому благодетелю. Но эта любовь, это благодеяние, хотя и велико, однако в сравнении с Христовою любовью, которую Он нам показал, - как ничто, ибо это временное, и смерти этой по естественному закону никому миновать невозможно. Ибо Христос не от временной, но от вечной смерти избавил нас: «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Своею Кровью» искупил нас от той вечной горести (1 Пет. 1:18-19) . «Христос умер за грехи наши» (1 Кор. 15:3) . И не только от того бедствия избавил, но «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12) , и наследие вечного царствия отворил. Эта высочайшая Его к нам любовь требует от нас, чтобы не только друзей, но и врагов наших по заповеди Его любить старались, если хотим Ему благодарными быть. Открой Евангелие Его святое, и оно представит тебе любовь Его эту. Оно покажет тебе, что Он ради нас «образ раба принял» (Флп. 2:7) , «обнищал» (2 Кор. 8:9) , «не имел, где головы приклонить» (Мф. 8:20) , трудился, из города в город, из села в село ходил, проповедуя Евангелие царствия, плакал, болел, гонение, поношение, хулы, заушение, оплевание, посмеяние, терновый венец претерпел, страдал, умер и погребен был. Все это неповинно и ради одной к нам любви претерпел, и так нас от смерти, ада и дьявола искупил, и Небесному Своему Отцу в милость привел. Эта Его такая любовь может и должна умягчить и убедить сердце наше к любви к врагам нашим. Человека-благодетеля, ежели бы от временной смерти избавил нас, во всем бы слушали мы, если бы хотели ему благодарными быть. Не тем ли более достоин того Сын Божий, Который нас смертью Своею от вечной смерти искупил и к вечному блаженству дверь нам отворил? Кто хочет любить Христа, Искупителя своего, тот слово Его соблюдать будет. «Кто любит Меня , - говорит Он, - тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23) . Иначе никакой любви ко Христу не имеет, что бы ни делал и ни исповедовал о себе. Итак, если любви ко Христу не имеет тот, кто врагов своих не любит, что же сказать о тех, которые не любят никакого зла не делающих им? О, как далеко отстоят таковые от христианства и Христа! 3) Сам Он нас, врагов Своих, так возлюбил, что и умер за нас, чтобы так с Небесным Отцом нас примирить и в вечное блаженство привести. Посмотри в книгу святого Евангелия, и увидишь, что Христос за грешников и нечестивых умер. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». И еще: «Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:8-10) . Итак, и мы должны, по примеру Его, врагов наших любить, если хотим учениками Его, то есть христианами, быть. Ибо христианин не иное что есть, как ученик Христа.

Собрание сочинений. Том III. Глава 13. О любви к врагам. § 267.

Свт. Феофан Затворник

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

“Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.” Без любви никого нет на свете: любят родителей и родных, любят благодетелей и покровителей. Но чувство любви к родителям, родным, покровителям и благодетелям естественно, и строится само собой в сердце; оттого и цены ей не дает Господь. Настоящая же христианская любовь опробуется отношением к недругам. Не только какая-нибудь легкая и случайная неприятность не должна погашать нашей любви к другим, но даже напасть и гонение, бедствия и лишения, намеренно вражески причиняемые. Мы должны не только благословлять этих людей, но еще благотворить им и молиться за них. Присмотрись, есть ли в тебе такое расположение к недругам твоим, и по тому суди, есть ли в тебе христианская любовь, без которой нет спасения?

Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия.

Прп. Максим Исповедник

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Пресмыкающимся и зверям, руководимым естеством, и в самом деле невозможно не давать отпора, насколько это в их силах, терзающему их. Но созданным по образу Божиему, руководимым разумом, удостоившимся ведения Бога и принявшим закон от Него возможно не отвращаться от приносящих [им] скорби и любить ненавидящих [их]. Поэтому и Господь [говорит]: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и прочее; не как невозможное заповедует Он это, но, очевидно, как возможное, иначе бы Он не наказывал преступившего [эту заповедь]. И Сам Господь являет [ее], показав нам это делами Своими. [Являют ее] и все ученики Его, подвизающиеся в любви к ближнему даже до смерти и горячо молящиеся за убивающих [их]. Однако, поскольку мы одержимы любовью к материи и сластолюбивы, то эти [страсти] мы предпочитаем заповеди, а потому не можем любить ненавидящих [нас]. Более того, мы часто вследствие этих [страстей] отвращаемся и от любящих [нас], будучи по своему душевному расположению хуже пресмыкающихся и зверей. А потому, не в силах следовать по стопам Господа, мы не можем познать [конечную] цель Его, дабы преисполниться силой.

Слово о подвижнической жизни.

Аз же глаголю вам , говорит Господь, любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, молитеся за творящих вам напасть

Для чего заповедал Он сие? – Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, огорчения гнева, памятозлобия и сподобить величайшего стяжанья совершенной любви, которой невозможно иметь тому, кто не всех человеков равно любит, по примеру Бога, всех человеков равно любящего, и хотящего всем спастися, и в познание истины приити (1 Тим. 2, 4) .

Главы о любви.

Прп. Никодим Святогорец

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Кому же досаждают лукавые помыслы, благодаря которым они размышляют о том, как им сделать зло и отомстить своим врагам, те должны усмирить страсти яростной части души (от которой рождаются такие помышления) при помощи любви, как говорит преподобный Максим, и молиться Богу о своих врагах, как сказал Господь: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ; через примирение со своими врагами, если они присутствуют; или, когда они отсутствуют, через сладкое и любовное представление их в уме, лобызание и объятие, согласно преподобному Диадоху.

Руководство к исповеди.

Блаж. Иероним Стридонский

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Многие люди, судя о заповедях Божиих по слабости своей, а не по силам людей святых, думают, что повелеваемое Богом невозможно исполнить, и утверждают, что для добродетели достаточно не иметь ненависти к врагам; кроме того, заповедь о любви к ним будто бы превосходит силы человеческой природы. Потому необходимо знать, что Христос не заповедует невозможное, а только совершенное, – что было осуществлено Давидом в отношении к Саулу и Авессалому (1 Цар. 24 ; ; 2 Пар. 18) . Также и первомученик Стефан молился за побивающих его камнями врагов (Деян. 7:60) . И апостол Павел желал быть проклятым за гонителей своих (Рим. 9:3) . Вот этому Иисус и учил; это Он и исполнил, восклицая на кресте: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34) .

Блаж. Феофилакт Болгарский

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Еп. Михаил (Лузин)

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Любите врагов ваших . Враг - тот, кто делает нам зло так или иначе. Есть два рода любви к людям: первый - это расположение к человеку, жизнь и действия которого мы одобряем, который нам нравится; второй - расположение и желание добра тем, жизнь и действия которых мы не одобряем, недобрым действиям которых в отношении к нам или другим мы противодействуем. Это последнее чувство и есть любовь, которую мы должны оказывать врагам. Невозможно любить действия человека, который наносит нам обиды, вред, оскорбляет законы божеские и человеческие, но мы можем, отвращаясь от его действий, желать добра ему самому, не платить ему злом за зло помогать ему в нуждах и затруднениях, оказывать ему услугу, желать ему вечных благ (Рим. 12:17-20) . Это - любовь ко врагам, свидетельствующая о высокой степени совершенства имеющих сию добродетель. «Достиг (таковой) верха добродетелей, ибо что выше сего?» (Феофилакт; ср.: Златоуст).

Благословляйте проклинающих вас и прочее. Частное развитие общей мысли о любви к врагам, указание, в чем может выражаться эта любовь к различным образом проявляющим свою вражду. Благословлять - собственно значит не только не говорить о враге нашем дурного, но говорить доброе, не умалять его добрых качеств, но хвалить их, поставлять на вид, потом - благословлять, благожелать. Обижать - неправильно преследовать судом; отсюда - обвинять несправедливо, оскорблять, поносить, вредить словом или делом. Очевидно, что с заповедью о любви к врагам совершенно не согласна была бы такая любовь к врагам, с которой соединялось бы соучастие в их действиях; напротив, истинная, любовь требует иногда обличения и укоризн, когда из-за вражеских действий оскорбляется слава Божия или совращаются люди с пути спасения. Потому и Сам Господь, и Его Апостолы нередко обращались к врагам своим с словом грозным, обличительным (Мф. 23:33 ; Гал. 1:8 ; Деян. 23:3 ; 1 Ин. 5:16 ; 2 Ин. 1:10 и др.). «Видишь ли, на какие возвел Он степени и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй оные, начав с первой: первая степень - не начинать обиды; вторая - когда уже она причинена - не воздавать равным злом обидевшему; третья - не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая - предавать себя самого злостраданию; пятая - отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая - не ненавидеть его; седьмая - даже любить его; восьмая - благодетельствовать ему; девятая - молиться о нем Богу. Видишь ли какая высота любомудрия?» (Златоуст).

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

(Лк. 6:27, 28) . В тексте весьма сильное колебание.

Выражение: “благословляйте проклинающих вас” выпущено в Синайском, Ватиканском, Вульгате некоторых других латин. переводах, у Тишенд. и Вестк. Хорта, и имеется в recepta, почти всех курсивных, Иоанна Златоуста, Феодорита, Феофилакта и многих других.

Выражение: “благотворите ненавидящим вас” выпущено в Синайском, Ватиканском, но имеется в recepta, почти во всех курсивных, Вульгате и Сирийском Пешито.

Наконец: “за обижающих вас” выпущено в Синайском, иканском у Тишенд. и Вест. Хорта; но имеется в recepta, почти во всех курсивных, древних лат. и Пешито. (Но все эти слова есть в славянском. Прим. ред.).

Таким образом, в ряде кодексов указанных слов нет; но зато в пользу их подавляющее большинство рукописей и цитат у церковных писателей. Многие экзегеты думают, что слова эти интерполированы из Лк. 6:27, 28 . Сравнивая текст Матфея и Луки находим, что, если не обращать внимания на перестановки, он одинаков у того и другого евангелиста. Но другие экзегеты держатся других мнений и говорят, что подозревать здесь интерполяцию нет достаточных оснований. Цан признает текст подлинным, хотя и не высказывается решительно. Смысл понятен. Иоанн Златоуст находит, начиная с 39 стиха, девять степеней, по которым Спаситель возводит нас все выше и выше – “на самый верх добродетели”.

“Первая степень – не начинать обиды; вторая, когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предоставлять себя самого злостраданию; пятая – отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу”. Подобное учение не было чуждо и язычникам. Так, известны буддисткие изречения:

“Побеждай гнев отсутствием гнева,

Побеждай несправедливость добротой,

Побеждай подлого человека даром,

А лжеца - истиной”.

Троицкие листки

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Христос Спаситель учит нас такой любви, которая обнимает всех людей без различия: А Я говорю вам: любите всякого человека, кто бы он ни был, любите и врагов ваших , тех, кто делает вам зло, будет ли этот человек одной с вами веры или нет; благословляйте проклинающих вас – говорите о них только доброе, желайте им только добра, но мало и этого – сами благотворите ненавидящим вас . Если враг твой попал в какую-то беду, спеши к нему на помощь; если он голоден, накорми его; если жаждет, напои его. Не допускай его до тяжкого греха, где можно – уступи ему, а где совесть твоя не дозволяет уступить, там постарайтесь вразумить его по-братски. и молитесь за обижающих вас и гонящих вас , за всех тех, кто обижает, поносит вас, вредит вам. Жалейте их: они сами не знают, не понимают, что их учит делать вам зло отец всякого зла – диавол. Молитесь же за них, чтобы Отец Небесный не оставил их во власти диавола. Пожалейте их: это несчастные, больные люди; они больше себе вредят, чем вам. Вам они вредят временно, а себе вечно. Молитесь за них, они лучшие ваши благодетели: кто гонит и обижает вас, тот облегчает вам наказание за грехи ваши. Кто оскорбляет, поносит вас, тот дает вам случай заглянуть в ваше собственное сердце; загляни же каждый туда, и ты увидишь, какие там гады, страсти, живут… Пока не разломил ты хлеба, не видишь его гнилости, а разломи его – и увидишь, что он весь прогнил. Вот так же бывает и с сердцем нашим: пока тебя никто не трогает, ты думаешь, что ты свободен от злобы на ближнего, а скажут тебе слово обидное - посмотри, как закипит эта злоба в твоем сердце.

Троицкие листки. №801-1050.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 42-48.

5.42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

5.43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

5.44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

5.45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

5.46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

5.47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

5.48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

(Мф. 5, 42-48)

Ветхозаветный закон повелевал иудеям не мстить и не иметь злобы на сынов своего народа, но любить ближнего, как самого себя. За ближних они почитали единоверцев или людей, равных самим иудеям по происхождению. Остальные же были для них врагами, любовь к которым считалась неуместной. Таким образом, иудеи понимали этот закон как повеление ненавидеть врагов.

Христос, желая, чтобы Его ученики были достойными сынами Небесного Отца, заповедал: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Борис Ильич Гладков поясняет: «И как Отец их Небесный, чуждый гнева и ненависти, любит всех людей, даже злых и неправедных, - видимым доказательством чего может служить повеление Его Своему солнцу светить добрым и злым, и дождю изливаться на праведных и неправедных, - так и они, ученики Христа, желающие быть сынами Отца Небесного, должны любить всех, любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих и гонящих. Только при этом условии они и могут называться сынами Отца Небесного».

Научая, что добродетель любви к любящим нас не заслуживает высокой награды, Спаситель замечает: Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Мф. 5, 46).

Иудея являлась в то время римской провинцией. Конечно, иудеи с ненавистью переносили это порабощение и с нежеланием платили подати римлянам. Эту ненависть они переносили и на сборщиков этих податей, то есть мытарей. Некоторые из них были иудеями по происхождению, но причислялись соотечественниками к разряду людей корыстолюбивых и преступных, потому как несправедливо и безнравственно притесняли народ.

Продолжая сравнение, Господь добавляет: И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5, 47).

Этими словами Спаситель желал показать ученикам, что если они будут любить только любящих их, то не станут выше даже мытарей или язычников, которые так делают по естественному закону любви, вложенному в человека.

Епископ Михаил (Лузин) пишет: «Источник любви только к тем, которые сами нас любят, есть более или менее наше самолюбие; это не есть еще вполне чистая любовь, совершенная; это свойственно и греховной, поврежденной природе человека, и потому такая любовь не заслуживает такой высокой награды, так как в ней еще нет особенного подвига».

Восходя по лестнице христианского совершенства, возрожденный человек сподобится высочайшей любви к врагам, заповедью о которой и заключает Господь первую часть Своей Нагорной проповеди.

И желая показать, насколько исполнение этой заповеди приближает слабого и несовершенного человека к Богу, Христос подтверждает, что идеал христианина - это Бог: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Это вполне согласно с Божественным планом, выраженным еще при сотворении человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Божественная святость для нас недостижима… но имеется в виду некое внутреннее уподобление, постепенное приближение человеческой души к ее Первообразу при помощи благодати».

Призывая Своих последователей быть совершенными, как совершен Отец Небесный, Господь заново открывает для нас возможность стать подобными Богу, то есть любить и прощать врагов, творя им добро.

Сам Спаситель всей Своей жизнью и Крестной смертью явил нам совершенный пример такой любви к человеческому роду. И для нас, дорогие братья и сестры, важно понимать, что смысл новой и истинной жизни, к которой Он призывает нас, состоит в том, чтобы наполнить мир именно такой любовью. Ведь мы обретаем христианское совершенство лишь тогда, когда прощаем так, как прощает Бог, и любим так, как любит Бог.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)