Все о печах и каминах - Информационный портал

Какие имена существительные имеют только множественное число. Образование множественного числа существительных в английском языке

В английском языке существительное имеет формы единственного и множественного числа: dog – dogs (собака — собаки), box – boxes (коробка — коробки).

Форма единственного числа передается т. н. «нулевым окончанием» — wall_ (стена – окончание «отсутствует»).

Самым распространенным способом образования множественного числа является добавление окончания –s к слову: cat – cats, wall – walls.

Еще один обычный способ – это добавление окончания –es .

1.Окончание –es добавляется:к основе слова, если оно заканчивается на –s, -ss, x, z, ch, tch, sh :

  • class – classes (класс — классы);
  • bush – bushes (куст — кусты);
  • box – boxes (коробка — коробки);
  • inch – inches (дюйм — дюймы);
  • fox – foxes (лиса — лисы);
  • match – matches (спичка – спички, матч — матчи).

Как правило, в таких словах окончание -s произносится как .

2. К основе слова, которое заканчивается на согласную +y , при этом окончание –у изменяется на –i :

  • army – armies (армия — армии);
  • country – countries (страна — страны);
  • duty – duties (долг – долги, налог — налоги).

Окончание –es в этом случае произносится как [z].

3. Если слово заканчивается на гласную +у, то к основе слова добавляем -s :

  • Boy – boys (мальчик — мальчики);
  • Toy – toys (игрушка — игрушки);
  • Day – days (день — дней).

Окончание –s в этом случае произносится как [z].

4. К основе, котороя заканчивается на –о в большинстве случаев:

  • hero – heroes (герой — герои),
  • potato – potatoes (картошка — картошки).
  • Zoo – zoos (зоопарк — зоопарки);
  • Photo – photos (фотография — фотографии);
  • Solo – solos (соло);
  • Piano – pianos (пианино);
  • Video – videos (видео);
  • Radio – radios (радио).

У 12 существительных, которые оканчиваются на –f или –fе , множественное число образуется с помощью – es . При этом –f меняется на –v , а окончание –es читается как [z].

  • Calf – calves (теленок — телята);
  • Half – halves (половина — половины);
  • Knife – knives (нож — ножи);
  • Leaf – leaves (лист — листья);
  • Life – lives (жизнь — жизни);
  • Loaf – loaves (батон — батоны);
  • Self – selves (личность — личности);
  • Sheaf – sheaves (пучок — пучки);
  • Shelf – shelves (полка — полки);
  • Thief – thieves (вор — воры);
  • Wife – wives (жена — жены);
  • Wolf – wolves (волк — волки).

Остальные существительные, оканчивающиеся на f, образуют множественное число при помощи окончания –s, которое произносится как [s]:

  • Chief – chiefs (шеф — шефы);
  • Cliff – cliffs (утес — утесы);
  • Roof – roofs (крыша — крыши);
  • Kerchief – kerchiefs (косынка – косынки, платок — платки).

Слова-исключения

Ряд существительных образует множественное число особым способом, который не соответствует правилам, а именно за счет изменения гласной в основе слова. Это старый способ образования множественного числа существительных, поэтому формы этих множественных слов нужно запомнить:

  • Child – children (ребенок — дети);
  • Foot – feet (стора — ступни);
  • Goose – geese (гусь — гуси);
  • Man – men (мужчина – мужчины, человек — люди);
  • Woman [‘wumən] [‘вумэн] – women [‘wɪmɪn] ([‘вимэн] женщина — женщины);
  • Mouse – mice (мышь — мыши);
  • Ox – oxen (бык — быки);
  • Tooth – teeth (зуб — зубы);
  • Louse – lice (вошь — вша).

Существительное man часто образует слова с другими существительными, обычно обозначающими национальности или профессии. В этих случаях man приобретает множественное число следующим образом:

  • Englishman – Englishmen (англичанин — англичане);
  • Fireman – firemen (пожарник — пожарные);
  • Businessman – businessmen (бизнесмен — бизнесмены).

Совпадение формы единственного и множественного числа

Есть существительные, которые имеют одинаковую форму единственного и множественного числа (слово во множественном числе такое же, как и в единственном):

  • sheep (овца — овцы),
  • swine (свинья — свиньи),
  • fish (рыба — рыбы),
  • salmon (лосось – лососи);
  • trout (форель — форели);
  • deer (олень — олени)
  • works (завод – заводы);)
  • carft (судно — судна);
  • aircraft (самолет – самолеты);
  • means (средство – средства);
  • series (серия — серии).

К таким существительным также относятся названия национальностей, которые заканчиваются на –ese и –ss , например:

  • Chinese – китаец, китаянка, китайцы;
  • Japanese – японец, японцы;
  • Swiss – швейцарец, швейцарцы.

Множественное число существительных, заимствованых с латинского и греческого языка

Некоторые слова, заимствованные с латинского и греческого языков в XV веке, сохраняют свои формы образования множественного числа:

Латинские слова:

  • Antenna (антенна) – antennae;
  • Datum (данная величина) – data;
  • Erratum (печатная ошибка) – errata;
  • Formula (формула) – formulae;
  • Genius (дух, демон) – genii;
  • Radius (радиус) – radii;
  • Stimulus (стимул) – stimuli.

Греческие слова:

  • Bacterium (бактерия) — bacteria;
  • Crisis (кризис) – crises;
  • Ellipsis (эллипс) – ellipses;
  • Thesis (теза) – theses;
  • Criterion (критерий) – criteria;
  • Phenomenon (явление) – phenomena;
  • Stadium (стадион) – stadia.

Образование множественного числа сложных существительных

Особым способом образовывают множественное число сложные существительные.

Если сложное существительное пишется вместе , то окончание –s (–es) добавляется к последней части слова:

  • Schoolboy – schoolboys (школьник – школьники);
  • Blackboard – blackboards (доска – доски).

Усли сложное существительное пишется через дефис , то окончание получает та часть сложного существительного, которое несет основной смысл:

  • Daughter-in-law – daughters-in-law (невестка – невестки);
  • Passer-by – passers – by (прохожий – прохожие).

Существительные, которые употребляются только в единственном числе

(Singularia Tantum)

В английском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа. К ним относятся:

  1. Существительные, обозначающие продукты: bread – хлеб, tea – чай, milk – молоко.
  2. Абстрактные существительные: love — любовь, advice — совет.
  3. Cлова с суффиксом -ics: athletics – атлетика, mathematics – математика.
  4. Названия игр, болезней, которые заканчиваются на — s: billiards — бильярд, mumps – свинка.
  5. Такие существительные, как: weather — погода, luggage — багаж, furniture — мебель, money — деньги, news — новости.

Существительные, которые употребляются только во множественном числе

(Pluralia Tantum)

В английском языке есть существительные, которые имеют форму только множественного числа. К ним относятся:

  1. Существительные, обозначающие парные предметы: trousers — брюки, pyjamas (pajamas) — пижама, scissors — ножницы, glasses — очки, binoculars – бинокль.
  2. Некоторые собирательные предметы: clothes — одежда, goods — товары, people — народ, police — полиция, cattle — скот.

Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа, являются неисчисляемыми существительными (Uncountable nouns), т.е. такими, которые нельзя посчитать. Singularia Tantum согласуется со словами только в единственном числе, Pluralia Tantum – только во множественном. Со словами данной группы в единственном числе никогда не используется неопределенный артикль a/an; вместо неопределенного артикля употребляется неопределенное местоимение some:

  • Some milk — молоко (немного, какое-то количество молока);
  • Some bread — хлеб (немного, какое-то количество хлеба).

Однако некоторые существительные имеют особые формы образования единственного числа или обозначения некоторого количества;

  • A piece of advice — один совет;
  • A piece of furniture — предмет мебели;
  • A piece of news — одна новость;
  • A piece of water — стакан воды;
  • A piece of bread — буханка хлеба;
  • A piece of meat — килограмм мяса;
  • A piece of sugar — килограмм сахара;
  • A piece of flour — килограмм муки и т.д.

Запомните, что множественное число приобретают ТОЛЬКО существительные! Прилагательные, стоящие перед существительным, с числом не согласуются:

  • Young girls — молодые девушки;
  • Little boys — маленькие мальчики.

Обозначение группы людей

Подлежащее (кто? что?), выраженное существительным, которое обозначает группу людей, соглосуется со сказуемым в единственном или множественном числе:

  • в единственном числе, если группа воспринимается как единое целое: Our team was the best in the country. — Наша команда была лучшей в стране.
  • во множественном числе, если говорится о всех членах команды: Our team were all given medals. — Все члены нашей команды получили медали.

Зависимость значения некоторых существительных от их числа

Некоторые существительные, в зависимости от числа, в котором они употребляются, могут менять свое значение:

    • people (люди) — peoples (народы);
    • glass (стекло) — glasses (очки);
    • wood (древисина) — woods (лес);
    • hair (волосы) — hairs (волосинки).

Несмотря на то, что правило кажется довольно сложным, вспомните разнообразие окончаний существительных во множественном числе в русском языке (сосны, люди, деревья, векселя, пресмыкающиеся, хлопоты, переговоры и т.д.). Для сравнения — girls, ladies, classes. Желаем успехов!

Всем известно, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. Но правильно ли звучит фраза из песни, исполняемой Мариной Хлебниковой:

Чашку кофею я тебе бодрящего налью?

Из любого правила есть исключения. Так, слово "кофе" относится к существительным несклоняемым. Оно не употребляется во множественном числе и не изменяется по падежам. Правильное употребление - "чашку кофе". Темой нашей статьи и станут такие исключения - существительные, имеющие только форму единственного числа. Рассмотрим подробнее.

Имена существительные: число

Оно есть не только в математике. Категорией числа обладают и существительные. Знать это - значит, правильно их использовать как в устной речи, так и при написании. Большинство существительных обозначает предметы, которые можно сосчитать. Для этого в русском языке имеются категории как единственного, так и множественного числа. Самое сложное - это уяснить, что есть существительные, имеющие только форму единственного числа, или, наоборот, только множественного. При этом в речи возникают и иные нюансы.

Так, есть случаи, когда множественность выражается формой существительного в единственном числе. Примером послужит фраза: "Враг не пройдет!". Здесь явно имеется в виду вражеская армия, а не один конкретный человек.

Есть преимущественное использование отдельных существительных во множественном числе:

  • сплетни;
  • вожжи;
  • лыжи.

Хотя это изменяемая по числам часть речи, и вполне допустимо употребление слов:

  • сплетня;
  • вожжа;
  • лыжа.

Чаще всего не обладают формой множественного числа следующие существительные:

  • вещественные;
  • собирательные;
  • отвлеченные;

Рассмотрим это подробнее с использованием примеров.

Обозначение вещества, материала

Что это за слова? Существительные единственного числа, обозначающие предметы с вещественным значением. Их довольно много, что подтверждают примеры:

  • сахар;
  • молоко;
  • бензин;
  • вода;
  • асфальт;
  • хлопок;
  • керамика;
  • фарфор.

От этих существительных нельзя образовать другую форму, в том числе множественного числа. К ним нельзя подставить окончания -я,-а,-и,-ы.

Существительные только единственного числа: примеры собирательных

Названия множеств одинаковых предметов или лиц - это то, что мы называем собирательными существительными. Они объединяют воедино тех, кто обладает каким-либо общим признаком:

  • студенчество (все, кто обучается в вузах);
  • молодежь (часть населения в возрасте до 30 лет);
  • юношество (молодые люди от 14 лет до 21 года);
  • детство (от 0 до 18 лет).

Собирательные существительные, имеющие только форму единственного числа, могут относиться и к неодушевленным предметам:

  • листва;
  • ельник;
  • флора.

Это просто следует запомнить.

Отвлеченные существительные

Это слова, которые невозможно представить предметно, а также сосчитать. К ним относятся названия:

  • качества или признака (молодость, темнота, ловкость, голубизна);
  • состояния или действия (косьба, рубка, борьба, злоба, восторг).

Как научиться определять существительные только единственного числа? Примеры заданий помогут справиться с поставленной задачей.

Так, можно подобрать антонимы к словам, которые по аналогии также не могут быть использованы во множественном числе:

  • беготня;
  • сила;
  • агрессия;
  • духота;
  • честность.

(Ответы: ходьба, слабость, спокойствие, свежесть, ложь).

Из художественного текста в три столбика можно выписывать все существительные по принципу:

  • употребляемые в двух числах;
  • только в единственном;
  • только во множественном.

Благодаря этому станет понятней, что первых значительно больше.

Признаки: существительное неодушевленное, собственное

Единственное число для имен собственных является более распространенным. Они редко употребляются в форме множественности. Это часто касается фамилий, если приходится выделить целую группу людей по принципу родства. Пример:

  1. В маленьком селении проживали только Галкины, Лазаревы да Ивановские.
  2. Род Кузнецовых отличался завидным здоровьем.

Если собственное наименование выступает в качестве единственного предмета и является неодушевленным, то в обязательном порядке употребляется в единственном числе:

  • Москва.
  • Волга.
  • Меркурий.
  • Урал.
  • Уругвай.

Это касается и составных наименований:

  • "Первый канал";
  • программа "Вокруг света";
  • картина "Мона Лиза".

Но это не полный перечень. Конечно, это не все существительные, имеющие только форму единственного числа.

Следует запомнить

В русском языке не обладают формами множественности слова, оканчивающиеся на -мя. Эти существительные просто следует запомнить:

  • темя;
  • бремя;
  • вымя;
  • пламя.

Но племя - племена, семя - семена.

Итак, перечислим существительные только единственного числа, примеры которых представим в таблице.

Еще одно условие, по которому можно определить, что существительное не имеет множественности, - это отсутствие сочетания с

Числа.

Разделение на единственное и множественное число, возможно, является пережитком той отдалённой эпохи, когда счёт редко применялся на практике, и выражаемых грамматически форм, означавших «один» и «много», было достаточно в большинстве практических случаев.

Множественное число может быть двух видов:

  • дистрибутивное , например, лист (ед. ч.) - листы (мн. ч.),
  • собирательное , например, лист (ед. ч.) - листья (мн. ч.).

При этом собирательное значение может выражаться и единственным числом: тряпьё , вороньё .

Имеются различные способы представления множественного числа:

  • Повтор: (в индонезийском языке оранг - «человек», оранг-оранг - «люди»).
  • Окончания, приставки, суффиксы: («крот» - «кроты»).
  • Супплетивное число: («человек» - «люди»).
  • Изменение огласовки (так называемое «ломаное множественное»): (в арабском языке китаб - «книга», кутуб - «книги»).

Некоторые авторы считают выражением множественного числа также счётные слова (нумеративы, классификаторы), например, в выражениях «сорок голов скота», «три корочки хлеба» слова «голов», «корочки» являются нумеративами. Эта точка зрения не является общепринятой.

Русский язык

В русском языке форма множественного числа у глаголов, существительных, прилагательных, местоимений образуется обычно с помощью изменения окончаний.

В русском языке форма множественного числа может также употребляться в значении единственного. Примером может служить местоимение «вы», употребляемое в целях выражения уважения к собеседнику (вежливое множественное число ), или местоимения во множественном числе, употребляемые в отношении коронованных особ (множественное число величия ): Их Величество , «Божиею милостью, Мы , Александр Первый, Император и Самодержец Всероссийский… ».

В русском языке множественное число без числительных и иных слов, поясняющих количество, может иметь следующие значения:

  • «более чем один »: «подростки зашли в наш подъезд» = «более чем один подросток зашёл в наш подъезд».
  • «каждый »: «электроны имеют отрицательный заряд» = «каждый электрон имеет отрицательный заряд».
  • «типичный »: «птицы умеют летать» = «типичная птица умеет летать».
  • «каждый из вышеупомянутых »: «К нам зашли Иван и Пётр. Гости оказались приятными людьми».
  • «большинство »: «немцы на референдуме проголосовали за ликвидацию поста президента».
  • «большая группа »: «тараканы могут сделать жизнь в доме невыносимой».
  • родовое понятие : «птицы - класс позвоночных» (хотя ни одна птица классом не является).
  • некоторые игры : «догонялки», «прятки» и т. п..
  • некоторые предметы : «вилы», «брюки», «ножницы», «часы» и т. п.
  • речь монарха : «Мы высочайше повелеваем».
  • вежливое обращение : «Иван Ильич, Вы к нам заглянете?»

Наличие разных значений у множественного числа нередко используется для введения в заблуждение, например: «врачи считают наше лекарство лучшим средством от бессонницы».

Другие языки

Эсперанто

В эсперантно множественное число имен существительных и прилагательных в именительном падеже образуется добавлением окончаения множественноего числа -j к окончанию существительного -o или прилагательного -a (например, unu kato , multaj katoj ; unu seĝo , multaj seĝoj ). В случае винительного падежа, суффикс -j добавляется перед суффиксом -n (например, multajn katojn ).

Английский

В английском языке множественное число существительных образуется в большинстве случаев добавлением окончания «-s» (например, one cat , many cats ; one chair , many chairs ) или «-es» (например, one bush , many bushes ; one itch , many itches ):

  1. если слово оканчивается на гласный «у», которому предшествует согласный звук, гласный «y» меняется на «i» и добавляется «-es» (например, «family - families»);
  2. если слово оканчивается на гласный «у», которому предшествует гласный звук, то добавляется окончание «-s» (например, «toy - toys»);
  3. если слово оканчивается на гласный «о», то добавляется окончание «-es» (например, potatoes, heroes; искл. pianos, photos);
  4. если слово оканчивается на «-f» или «-fe», то «f» меняется на «v» (например, knife - knives, wolf - wolves, shelf - shelves; искл. handkerchiefs, roofs);
  5. исключения, например: foot - feet, goose - geese, tooth - teeth, child - children, sheep - sheep, deer - deer, ox - oxen, mouse - mice, louse - lice, man - men, woman - women.

Ноль

В языках, в которых существуют только формы единственного и множественного числа, может использоваться разная форма для обозначения нулевого количества. Например, в русском , а также английском , голландском , немецком , итальянском , испанском , португальском языках для обозначения нулевого количества используется множественное число, а во французском языке - единственное; в эсперанто обе формы равноправны.

См. также

  • Singularia tantum (cуществительные, употребляемые только в единственном числе)
  • Pluralia tantum (cуществительные, употребляемые только во множественном числе)

Полезные ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Множественное число" в других словарях:

    МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО. См. число. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель … Литературная энциклопедия

    Множественное число - МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО. См. число … Словарь литературных терминов

    МНОЖЕСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна (книжн.). Существующий во множестве, проявляющийся во множестве форм, видов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. число множественное (в статье число грамматическое) … Словарь лингвистических терминов

    - (грамм.). Грамматическая категория числа выработалась в языке постепенно, путем приурочения известных оттенков значения к известным внешним особенностям слова. Первично случайные, эти особенности стали мало помалу необходимыми знаками известных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    множественное число - См. число … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    См. plurale … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

    множественное число от index - — Тематики нефтегазовая промышленность EN indices … Справочник технического переводчика

    множественное число репрезентативное

    множественное число аппроксимативное - См.: множественное число ассоциативное … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • Именное склонение в современном русском языке. Множественное число , С. П. Обнорский. Книга выдающегося отечественного языковеда, академика АН СССР С. П. Обнорского, вышедшая первым изданием в 1931 г., является фундаментальным исследованием русского именного склонения. В книге…

Имена существительные - это главная составляющая нашей речи. Из множества возможных слов мы всегда выбираем более подходящие нам по стилю и окраске. То, как человек строит свою речь, может очень многое сказать о его личности и складе ума собеседнику. Поэтому очень важно уметь грамотно и четко выражать свои мысли. Для этого необходимо знать основы грамматики русского языка и уметь их применять в реальной жизни во время общения с людьми. В данной статье разберем такую категорию, как число имен существительных.

Существительное в русском языке может употребляться в виде одной из двух возможных форм - в единственном числе либо во множественном. Число является одним из главных признаков части речи под названием имя существительное. Но существуют русские существительные, которые можно использовать в речи только в единственном или же лишь во множественном числе. Разберемся во всем по порядку.

Существительные единственного числа

С существительными в единственном числе в общем-то все ясно и понятно даже без грамматических правил: они обозначают одну вещь или лицо, то есть любые (например, ручка, книга, дом, кошка). Такие существительные в единственном числе имеют свой род (женский, мужской или средний; иногда общий), а также, вне зависимости от числа, склоняются по падежам.

Существительные множественного числа

Те же самые существительные можно использовать и во множественном числе (ручки, книги, дома, кошки). Это имена существительные, обозначающие несколько предметов. Очень часто в русском языке встречаются существительные, имеющие форму только множественного числа. О них вы сможете прочитать ниже.

Существительные во множественном числе, в которых часто делают ошибки

О самых частых ошибках в бытовой речи в русском языке можно бы было написать не одну полноценную статью, но здесь сосредоточим наше внимание только на неправильном употреблении существительных. У имен существительных множественное число и правильное образование форм очень часто подвергаются сомнению.

Обязательно стоит обратить внимание на правописание следующих слов в родительном падеже: сапоги - сапог, валенки - валенок, ботинки - ботинок, солдаты - солдат, места- мест, яблоки - яблок.

А ошибки в использовании этих слов в родительном падеже можно очень часто услышать в продуктовых магазинах: мандарины - мандаринов, нектарины - нектаринов, помидоры - помидоров, апельсины - апельсинов. Существительные, имеющие форму только множественного числа, несколько отличаются от данных в плане склонения по падежам.

Образование форм множественного числа: особенности

Порой в образовании формы множественного числа для определенной категории существительных возникают некоторые трудности. В русском языке нет как таковых правил, определяющих, какое окончание требуется для множественного числа имен существительных, которые в конкретный момент нам необходимо применить. Поэтому бывает довольно сложно правильно употребить слово. Давайте обратим внимание на особые случаи, касающиеся множественного числа существительных. Их лучше просто заучить, дабы не делать ошибок и не сомневаться в правильном употреблении слов.

В первую очередь это существительные мужского рода (с в единственном числе), с окончаниями -ы, -и, чаще всего обозначающие профессии. Например, тренер - тренеры (не тренера!), договор - договоры, бухгалтер - бухгалтеры, лектор - лекторы, крем - кремы и так далее.

Следующая группа - это такие же существительные, как в предыдущей, но с окончаниями -а, -я: профессор - профессора, доктор - доктора, директор - директора, якорь - якоря и так далее.

Имена существительные, всегда используемые в единственном числе

В русском языке есть немало существительных, не изменяющихся по числам и всегда употребляющихся исключительно в форме единственного числа. Рассмотрим группы, на которые условно можно разделить такие существительные:

Обозначающие разные чувства, особенности состояния и человеческие качества (нежность, гнев, злость, ненависть, похоть, зависимость, безопасность, слабость, доброта);

Обозначающие признаки предмета (серость, голубизна, краснота, худоба, полнота, плотность);

Вещественные (нефть, золото, сталь, олово, серебро, никель, сахар, сметана, масло, жемчуг);

Обозначающие несколько каких-то одинаковых предметов в совокупности (посуда, листва, детвора, зверье);

Обозначающие предметы, существующие во всей природе в единственном экземпляре (Солнце, Земля, небо, Луна); к этой же группе относятся географические названия (Аргентина, Стокгольм, Москва, Иртыш, Новосибирск, Крым, Обь).

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Только во множественном числе существуют в русском языке следующие имена существительные:

Обозначающие разного рода вещества (румяна, духи, чернила, дрожжи);

Обозначающие предметы в паре (джинсы, грабли, ролики, брюки, лосины, штаны, гетры, очки, санки, салазки);

Обозначающие игры или какие-то процессы (шашки, салочки, прятки, жмурки, догонялки, выборы);

Обозначающие природные явления или временные отрезки (сутки, каникулы, сумерки, будни);

Являющиеся географическими или астрономическими названиями (Сочи, Альпы, Курилы, Весы).

Итак, суммируем: в русском языке существует две формы имен существительных - единственная и множественная. Большинство слов имеют обе формы, однако встречаются и существительные, имеющие форму только множественного числа, ну и, конечно, те, которые употребляются только лишь в единственном числе.

5-й класс

Имена существительные, которые имеют
только форму множественного числа

Сценарий открытого урока

Цели урока:

1) учебная: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;

2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и умение просить прощение и прощать; познакомить с традициями, связанными с началом марта;

3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.

Оборудование: рисунки для беседы по домашнему заданию, доска, проектор, программа на CD, веточки сосны, березы, ивы, рабочие листы, карточки с загадками, Библия, толковые словари, стихотворения Б.Пастернака.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Начало урока.

Сол нце грее т до сед ьмого пота,
И бушуе т, одурев, овраг,
Как у дюже й скотницы работа,
Дело у ве сны кипит в руках.

Чахне т снег и боле н малокровь ем
В вето чках бесс ильно синих жи л.
Но дымится жи знь в хле ву коро вь ем,
И здоро вьем пышу т зубь я вил.

Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесенная домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. А это – веточка березы. В старину на Руси месяц март называли березолем, потому что от действия весеннего солнца береза в марте начинает наливаться соком и пускает почки.

2. Запись предложения под диктовку.

В старину на Руси месяц март называли «березоль».

В каждой группе есть консультант. Он пишет и комментирует (по методу Лысенковой «Веду за собой») для остальных членов группы:

«В – предлог, пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное слово – стар , суффикс -ин- пишу с и, с одной буквой н, на – предлог, пишу раздельно, Руси собственное имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это – словарное слово, март – пишу с маленькой буквы, это – нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на-, березоль” пишу в кавычках, так как это слово приводится в именительном падеже».

Беседа с классом

– Обратите внимание на слова: март и березоль – синонимы.

– Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березоль.)

– Образуйте форму множественного числа от слова месяц . Запишите еще пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы, страницы, скворцы, дворцы, волшебницы, певцы.)

– В стихотворении Б.Л. Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на -цы. Подойдет ли оно нам в качестве примера? (Нет, так как скотницы – это не мн. ч., а р.п. ед. ч. сущ. скотница ).

– Правильно, это пример омонимичного окончания -ы.

3. Анализ домашний (подписи под рисунками).

– Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте посмотрим, как справился с домашним заданием ученик Петя. На первом рисунке вы видите дерево и книгу.

Правильно ли Петя подписал рисунки? На дереве листы. В книге листья.

Запишите предложения в исправленном виде.

(На дереве листья. В книге листы.)

– Правильно ли подписан второй рисунок? В дневнике колья. В изгороди колы. Запишите предложения в исправленном виде.

(В дневнике колы. В изгороди колья.)

– Правильно ли подписан третий рисунок? У волка зубья. У пилы зубы.

(Нет, надо: У волка зубы. У пилы зубья. )

– Правильно ли поэт Б.Пастернак употребил слово зубья в своем стихотворении?

(Да, потому что это зубья вил. )

– Как можно объяснить такие ошибки в работе Пети?

(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. ч.)

– Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.

(Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда .)

Вывод: форма множественного числа часто зависит от лексического значения слова.

4. Знакомство с темой урока.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.

Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.

1-я группа:

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

2-я группа:

Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)

3-я группа:

Какая водица только для письма годится? (Чернила.)

– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?

(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)

Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Существительные, которые имеют только форму множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше.

В стихотворении Б.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто-нибудь его увидел? Это слово – вилы . Запишем его.

5. Какие существительные употребляются только во множественном числе?

Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе, приведите по 2–3 примера. Вырежьте эту справку и вклейте ее в тетрадь по теории .

(сани, шорты, качели);

Некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи);

Некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины);

Собственные (Карпаты, Альпы).

В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в пункте 1.

6. Лексическая работа.

– В справке вам встретилось слово отруби . Что оно значит? Давайте посмотрим в словаре Даля. «Отруби – остаток от просеянной муки, измельченная под жерновом рубашка зерна, высевки». С этим словом мы встречаемся в притче о блудном сыне. Может, кто-то напомнит нам ее?

– Некий юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без семьи, и потребовал у отца свою долю наследства. А когда ее промотал, был вынужден пасти свиней и питаться вместе с ними отрубями. Устав от унижений и голода, юноша решил вернуться домой, соглашаясь на участь даже раба. Но отец его простил и устроил в его честь пир.

– Эту притчу мы вспомнили не случайно, правда? Уметь надо и прощения просить, и прощать.

7. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».

Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)

Карточка 1

Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).

Карточка 2

Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).

Карточка 3

На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).

– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око .)

Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).

8. Поисковая работа.

В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.

Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны .

Слова для справок

Бигуди
Будни
Бриджи
Брюки
Белила
Бусы
Брызги
Вершки
Весы
Выжимки
Ворота
Вилы
Граффити
Грабли

Дрожжи
Джинсы
Джунгли
Дрова
Дровни
Духи
Дебаты
Деньги
Жалюзи
Жмурки
Заморозки
Заносы
Именины
Кальсоны

Обои
Объедки
Опилки
Прятки
Помои
Пельмени
Панталоны
Ползунки
Плавки
Плоскогубцы
Плечики
Похороны
Рожки
Сласти

Каникулы
Каперсы
Консервы
Колготы
Качели
Клещи
Лосины
Макароны
Мемуары
Ножницы
Носилки
Оковы
Отруби
Очки

Сухофрукты
Сливки
Спагетти
Сани
Сумерки
Стансы
Тропики
Торги
Тефтели
Узы
Фижмы
Фисташки
Хлопоты
Хлопья

Хоры
Ходики
Цимбалы
Чернила
Четки
Чресла
Чары
Шашки
Шорты
Шахматы
Штаны
Шаровары
Ясли

На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.

В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.

В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.

9. Творческое задание .

Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.

10. Домашнее задание:

1. По Толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком.

2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм в отрывке из стихотворения Б.Л. Пастернака «Март», которое звучало в начале урока и которое есть в вашем рабочем листе.

3. Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Чресла, чресл (стар.). Поясница, бедра. Препоясать ч . мечом (также перен.: приготовиться к битве).

Четки, -ток. Шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).

Чернила, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. | прил. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и некоторых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).

Чары, чар.

1. Волшебство, колдовство (устар.). Колдовские ч .

2. перен . Обаяние, пленительность (книжн.). Ч. любви .

Цимбалы, -ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками.

Хоры, -ов. Открытая галерея, балкон в верхней части большого зала [первонач . для помещения хора, оркестра]. На хорах .

Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

Фижмы, фижм. В XVIII – нач. XIX в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом.

Узы, уз.

1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).

2. перен . То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.

Тропики, -ов, мн. Местность к северу и югу от экватора, между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара. В тропиках .

Торги, -ов.

1. То же, что аукцион. Международные пушные т. Продажа с торгов.

2. Сдача подряда тому, кто, состязаясь с другими, согласится на условия, более выгодные для заказчика (устар.) Объявить т. на постройку фабрики.

Тe"фтели, -ей и (разг.) тефтe"ли, -ей. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша.

Сумерки, -рек, -ркам. Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма. Ранние с.

Стансы, -ов, ед. станс, -а, м .

1. мн. Стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ

Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».

1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

(Февраль. Достать чернил и плакать...)

Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.

|| Чахнет снег и болен малокровьем
|| В веточках бессильно синих жил.
|| Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
|| И здоровьем пышут зубья вил.

(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)

2. Справка в тетрадь по теории.

В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:

Обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);

Обозначающие вещества (сливки, отруби, дрожжи);

Обозначающие отвлеченные понятия (сутки, сумерки, именины);

Обозначающие имена собственные (Карпаты, Альпы).

У таких существительных не определяются род и тип склонения.

С.М. ВОВК,
школа № 1,
Пушкинский р-н,
пос. Софрино,
Московская обл.