Все о печах и каминах - Информационный портал

Ночь рождения пророка мухаммада. Мужские и женские имена на буквы — А

مَولِد النَّبِي

11–12 раби` уль-авваля – Мавлид ан-Наби


– Священная ночь Рождения Пророка Мухаммада , мир ему и благословение, самая светлая и почитаемая после ночи Предопределения Лайлат аль-Кадр .

«Воистину Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром»

Священный Коран. Сура 33 «Аль-Ахзаб» / «Союзники», аят 56

Наш Пророк, мир ему и благословение, родился 12 раби` уль-авваля 571 года . «Посланник Аллаха появился на свет в понедельник, в понедельник прибыл в Медину, в понедельник ушел в мир иной. В понедельник он установил камень Хаджар аль-Асвад в Каабе. В понедельник была одержана победа в сражении при Бадре. В понедельник сошел третий аят из суры «Аль Маида»: “Сегодня я завершил вам вашу религию”» (Ибн Аббас) Все эти события являются знаками особой важности для мусульман.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, ценил свое рождение, благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял Его за это благо, соблюдал пост по понедельникам : «В этот день я родился, в этот день я был направлен (к людям) и (в этот день) он (Коран) был ниспослан мне» (Муслим). День рождения Пророка, мир ему и благословение, отмечали при его жизни. В мусульманский календарь этот праздник под названием «Мавлид» вошел спустя три века после смерти Пророка Мухаммада, мир ему и благословение.

Поклонение

Почитание рождения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, позволяет обновить в сердце любовь к нему, обратиться к Аллаху со словами благодарности. В эту ночь читают Священный Коран, шахаду , истигфар , дуа , зикр , салаваты , стихотворное повествование о рождении посланника Аллаха, его жизни и пророческой миссии. Днем 12-го раби аль-авваля проходят собрания (мавлиды ), участники которых выражают уважение и почтение к личности Пророка Мухаммада, мир ему и благодарность, и радость по случаю дня его рождения, восхваляют и благодарят Аллаха за милость для всего человечества, раздают

Мавлид

Сегодня часто спрашивают: «Я считаю, что каждый день мы следуем за Пророком (мир ему и благословение), и это уже мавлид? Мы каждый день отмечаем день рождения Пророка (мир ему и благословение) и радуемся, разве не так?»

Ответ: Да, каждая встреча, собрание в на котором упоминается Сунна Пророка (мир ему и благословение) и рассказывается о жизни Пророка (мир ему и благословение), это уже истинный вид проведения мавлида, это наше истинное убеждение и понимание, это не нововведение и тем более не запрет.

Ведь Аллах в Коране сказал:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ

(смысл): «Мы послали тебя (о Пророк) только как милость для обитателей миров » (сура «аль-Анбия», аят 107).

Как мы видим, Аллах Сам говорит, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) – это милость для всех миров, а для мусульман, конечно, он особая милость, ведь если бы не Пророк (мир ему и благословение), мы, мусульмане, не приобрели бы истинный путь. И потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) – великая милость, мы, мусульмане, празднуем день его рождения, ведь Аллах в Коране сказал:

«قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَلِكَ فَلْيَفْرَحُوا هُوَ خَيْرٌ مِمَّا يَجْمَعُون »

(смысл): «Рассказывай (Мухаммад) о дарах Аллаха и его милости и этим пусть радуются, ведь это самое лучшее из того что собранно » (сура «Юнус», аят 58).

Так же Аллах сказал:

« إن اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا »
(смысл): «Поистине Аллах и его ангелы благословляют Пророка, о те, которые уверовали, благословите его и приветствуйте ».

Сам Аллах благословляет нашего Посланника (мир ему и благословение), а мусульмане благословляют его, проводя мавлид.

Основа мавлида

Само празднование дня рождения не является нововведением, ибо сам Пророк (мир ему и благословение) праздновал его, как приведено в книге «Сахих» имама Муслима, что один человек спросил Пророка (мир ему и благословение) о соблюдении им поста в понедельник, тогда Пророк (мир ему и благословение) ответил: «В этот день родился я».

Мы хотим обратить внимание читателей на слова Пророка (мир ему и благословение): «Это день, в котором родился я», да бы мы почувствовали отношение самого Пророка (мир ему и благословение) к своему дню рождения, ведь это день рождения лучшего из всех – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Что касается того, как праздновать день рождения Пророка (мир ему и благословение): рассказывайте о его дне рождения, о его жизни, характере, собираясь в день его рождения, в понедельник. Да это нововведение, однако нововведение похвальное в Исламе, возможно, даже в наше время оно может стать и обязательным нововведением.

Родоначальник мавлида в современной форме проведения

Первым, кто совершил мавлид таким образом, как мы сегодня (читаем о жизни Пророка, приглашаем гостей, угощаем прихожан), это правитель аль-Музаффар Абу Саид, сын Зайнуддина.

Великий учёный и толкователь Корана ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) про аль-Музаффара сказал: «Он (Музаффар) проводил большой мавлид (собрав всех) в месяц рождения Пророка (мир ему и благословение). Музаффар был храбрым, справедливым, умным человеком, да смилуется над ним Аллах » (книга «ас-Сират аль-Халябия», 83–84/1)

Что касается мавлида, то нужно возвеличить Пророка (мир ему и благословение), а не думать нововведение это или нет!

Мавлид Пророка (мир ему и благословение) – это желательное нововведение, а в наше время даже обязательное, потому что совершение мавлида – один из великих методов призыва к Исламу.

В разных немусульманских странах, в частности в странах Африки, люди, увидев собрания мусульман, на которых те прославляли Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), нередко сами принимали Ислам, проникшись любовью к Пророку (мир ему и благословение). То есть причиной принятия Ислама этими людьми становятся именно мавлиды. Если мавлид на сегодняшний день – великий метод призыва к Исламу, то не целесообразно отрицать его. А если же человек отрицает мавлид, то возможно он невежественен в делах религии или же у него какие-то свои корыстные цели.

Мнение учёных

Ибн Хаджар аль-Аскалани (да смилуется над ним Аллах) привёл в качестве довода о дозволенности и желательности мавлида то, что пришло в книге «Сахих» имама Муслима и имама Бухари, где описывается, как Пророк (мир ему и благословение) увидел, что иудеи соблюдают пост в день Ашура в знак благодарности Аллаху за спасение Мусы (мир ему), и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал (смысл): «Мы более достойны возвеличивать Мусу (мир ему)», и Мухаммад (мир ему и благословение) сделал желательным соблюдать пост в этот.

Далее ибн Хаджар сказал: «…как мы поняли, целью является выражение благодарности Аллаху. Благодарность может быть розного вида: земной поклон, пост, милостыня, чтение Корана. А разве есть благо высшее, чем наш Пророк (мир ему и благословение), и из этого мы понимаем, что желательно любое проявление благодарности Аллаху…» («аль-Фатава аль-Кубра», 196/1).

Ибн Хаджар – это великий учёный, хадисовед, знаток Корана, одного его слова нам хватило бы для довода. Толкователь Корана, великий учёный, Имам ас-Суюты сказал: «Мавлид является хорошим нововведением, за совершение которого человек получает воздаяние, потому как это возвеличивание Пророка (мир ему и благословение) и выявление радости рождению его» («аль-Хави лиль-Фатава», 192/1) в некоторых местах он говорит: «Желательно (мустахаб)».

Учёный, на которого ссылаются все учёные мазхаба аш-Шафии, Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Итоговое решение по мавлиду – это то, что это хорошее нововведение. Учёные единогласны в том, что мавлид желательное и вознаграждаемое действие…»

Такое же мнение:

1) в книге «ас-Сират аль-Халябия » Али ибн Бурхан ;

2) в книге «шарх аль-Мавахи ал-Ладуния » Хафиза аль-Ираки ;

3) в книге «аль-Мавсуа » Абу Шамата шейха имама ан-Навави ;

4) в книге «ад-Дурару ас-Сания » Ахмада Зайну ад-Дахлана ;

5) в книге «Шарх аля мавлиди ли ибн Хаджара » ибн Абидина ;

6) в книге «Аля маида аль-Фикр аль-ислям » аш-Шарави

7) в книге «аль-Мафахим » шейх Мухаммад аль-Алави аль-Малики и другие великие имамы и учёные ахлю сунны.

Даже ибн Таймия, которого некоторые придерживаются, сказал: «Возвеличивание дня рождения Пророка (мир ему и благословение) и собрания в этот день, которые совершают люди, является очень вознаграждаемым делом из-за намерения мусульман и возвеличивания этим Посланника Аллаха (мир ему и благословение)» (книга «Иктизау иля сыраты мустаким»).

Заключение

Мы в этой статье привели некоторое меньшинство доводов из тех, которые есть у ахлю сунна на желательность празднования дня рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Думаем, что тому, кто искренне любит Пророка (мир ему и благословение), даже и эти доводы не нужны, ведь сам сбор для мавлида уже говорит о восхвалении и радости по случаю дня рождения Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Мы видим, как по всему миру мусульмане празднуют мавлид, в частности на святых землях Мекки и Медины.

Да наставит нас Аллах на путь истины.

Наш Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) последний и самый великий Пророк, ниспосланный Создателем для спасения человечества, родился ночью 12 числа лунного месяца Раби’уль-Авваля в Год Слона.
В то время на земле царили хаос, невежество, гнет и безнравственность. Люди предали забвению веру в Аллаха. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) своим рождением озарил Землю и осветил сердца верой. Наступила эпоха равенства, справедливости и братства. Люди, которые пошли за Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) достигли истинного счастья.

Историки считают годом его рождения 571 год по христианскому летоисчислению. В передаче от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) сказано следующее: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) появился на свет в понедельник, в понедельник прибыл в Медину,в понедельник ушел в мир иной. В понедельник он установил камень Хаджар Асвад в Каабе.В понедельник было одержано победа в сражении при Бадре.В понедельник сошел 3-ий аят Суры «Аль-Маида»:
«Сегодня Я завершил вам вашу религию»(Ахмад I,277;Хайсами I,196)

Все эти событие являются знаками особой важности этого дня. Ночь рождения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) называют Мавлидом и благочестивые праведники (Вали) считают самой святой и почитаемой, после «Лейлатуль-Кадр» ночь рождения Пророка..
День рождения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям),Мавлид ан-наби празднуется уже много столетий и продолжает отмечаться в наше время и существует среди мусульман как одна из форм выражения бесконечной любви и уважения к Посланнику. Хотя имеются, как и в былые времена, противники этого праздника. Как бы последние не аргументировали свое мнение, вреда (тем более греха!) от того, что мусульмане собираются вместе почтить Создателя и Его Посланника, вместе прочитать Салават-шариф,обращатся к его жизни, которая стала для верующих эталоном нравственности, стремится заслужить его любовь,совершая благочестивые деяние, послушать проповеди на родном языке, читать религиозные стихи и петь мунаджаты, нет. Это, несомненно, гораздо лучше, чем жить без веры в Единственного Аллаха, без надежды на Его прощение и не знать Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) .

На Мавлиде читают также Коран, Зикр, истигфар, стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха, Его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называют Мавлидом),в которых описываются чудеса во время и после его рождения на свет.. На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) благодарность за Милость Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из Уммы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), читают ду’а, раздают милостыню, угощают бедных, ведут благочестивые разговоры. Одним словом, в эту праздничную ночь мусульмане проявляют заботу, внимание к обездоленным и верующим.

Мавлид Пророку, обычно писались и поныне пишутся в особом торжественном стиле и исполняются в красивых тонах.Каждый автор, осмелившийся написать произведение о Пророке Мухаммаде (саллаллаху алейхи ва саллям), разумеется, стремился как можно полнее описать чистоту его души и тела, благородные качества характера и поведения, но всегда осознавал, что недостаточно ни слов, ни его таланта, чтобы сказать все об этом Великом Человеке. Не зря один из известнейших авторов на’т-и шариф, получивший прозвище «мадих-и Расул» (восхваляющий Посланника) Хасан ибн Сабит сказал: «Не думайте, что я своими словами восхвалял Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)! Я всего лишь украсил всой слог Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) и больше ничего!»

Суть этой безграничной любви к Своему Посланнику Создатель Вселенной выразил следующим повелением:
«Аллах не станет наказывать их, когда ты находишься с ними». (Аль-Анфаль 8/33)

Это Божественное послание было ниспослано в отношении лицемеров. Теперь давайте подумаем над тем, что если даже лицемеры, вследствие проживания вместе с Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) в одной стране получили такую гарантию, то невозможно представить себе, какой милости удостоятся истинные правоверные, неуклонно следующие по его стопам. Кроме того, мусульмане не только уверовали в миссию Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), они испытывают к нему сильную любовь и преисполнены глубоким уважением. Вот именно здесь недостаточно всего богатства и выразительности человеческой речи! Воистину, насколько мусульманин полюбит Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), настолько он обретет счастье и покой как в этой жизни, так и в будущей.

При проведении Мавлида категорически недопустимо вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования Шариата.

При жизни Посланника Аллаха мусульмане совершали все, что входит в Мавлид, но термин «Мавлид» при этом не применялся. Отсутствие этого термина в хадисах некоторые люди трактовали как якобы «запрет на проведение Мавлида». Однако Аль-Хафиз Ас-Суютый в статье «Добрые намерения в совершении Мавлида» говорил об отношении Шариата к проведению Мавлида Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в месяце Рабиуль-Авваль следующее: «Основой для проведения Мавлида является сбор людей, чтение отдельных Сур Корана, рассказы о тех знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), готовится соответствующее угощение. Если Мавлид проводить, таким образом, то это новшество одобрено Шариатом, за это мусульмане получают саваб, так как это проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), для того, чтобы показать: это событие является радостным для верующих». Он же сказал: «Везде, где читается мавлид, присутствуют ангелы, а также милость и довольство Аллаха нисходит на этих людей»

Также и другие известные признанные алимы, превосходно знавшие тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков, без всяких сомнений, одобряли Мавлиды и сами участвовали в их проведении. Для этого было много причин. Вот некоторые из них:

1. Проявлять любовь к пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), а, значит, и рабоваться Его рождению, велит нам Всевышний Аллах.

2. Посланник Аллаха ценил свое рождение (в частности, Он соблюдал пост по понедельникам, так как родился в понедельник), но не факт собственной биографии. Он благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал Его и даровал жизнь, как Милость всему человечеству, восхвалял Его за это благо.

3. Мавлид — это собрание мусульмане для выражения радости по случаю рождения Пророка и любви к Нему. В хадисе сказано, что «каждый окажется в День Суда рядом с тем, кого любит».

4.Повествование о рождении Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о Его жизни и пророческой миссии способствует получению знаний о Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям). А у того, кто имеет такие знания, напоминание об этом вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), укреплению веры мусульман. Ведь Сам Аллах приводит в Священном Коране множество примеров из жизни прежних Пророков, чтобы укрепить сердце Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и как назидание для верующих.

5.Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) награждал поэтов, воспевающих Его в своих произведениях, одобрял это.

6.В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного богослужения, изучения религии, а также раздача милостыни.
Может возникнуть вопрос – нуждается ли Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы мы читали Мавлиды и благословляли Его? Оказал ли он тебе добро? Обязан ли ты ему чем-либо? Клянусь Аллахом, нет из людей более доброго к тебе, чем наш господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и не будет никогда! Всевышний посредством Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) вывел нас из тьмы к свету, из многобожия к единобожию, из беспечности к смиренности, из отвергания к принятию, из Ада в Рай. Нет среди людей никого более заботливого по отношению к нам, чем наш господин Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Даже если бы не было в чтении Мавлида вышеперечисленных благостей, для нас было бы достаточно с целью показать искренность нашей любви к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует).

Как нам известно, из Исламских источников, одной из кормилиц Посланника Аллаха являлась счастливейшая женщина Савбийя. Эта женщина была рабыней ярого врага Расулюллаха, Абу Ляхаба.
Узнав от Савбийи о рождении своего племянника, Абу Ляхаб от радости даровал своей рабыне свободу. Этот поступок Абу Ляхаб совершил чисто из родственных соображений, и именно он зачёлся ему как благодеяние в загробном мире.
После смерти Абу Ляхаба кто-то из его близких увидел его во сне и спросил:
«Как твои дела, Абу Ляхаб?»
Абу Ляхаб ответил:
«Я в Аду, пребываю в вечных муках. И только в ночь на понедельник моя участь немного облегчается. В такие ночи я утоляю жажду тоненькой струйкой воды, которая стекает между моими пальцами, она приносит мне прохладу. Это происходит потому, что я освободил свою рабыню, когда она мне сообщила весть о рождении Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). За это Аллах не оставляет меня своей милостью в ночи на понедельник».

Ибн Джафар говорил по этому поводу следующее:«Если такой неверующий, как Абу Ляхаб, только лишь за близкое родство к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), обрадовавшийся рождению Его и совершивший добрый поступок, на одну ночь был прощён Господом, кто знает, какими благами одарит Господь того верующего, который, чтобы завоевать любовь Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) откроет свою душу и проявит щедрость в эту праздничную ночь».

Не все, чего не делал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) является запретным и нежелательным. Например, при Его жизни не были собраны в одной книге ни Коран, ни хадисы, не были сформированы отдельные Исламские науки как фикх, акыда, тафсир Корана и хадисов и т.д., не было Исламских книг, учебных заведений, не было Исламских проповедей по радио и телевидению и т.д. Тем не менее, это не только не запрещено, но и желательно, хорошо.

А что касается мнение невежественных людей, что якобы праздник по случаю рождения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит о его возвеличивании, однако сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не превозносите меня, как превознесли христиане Ису (алейхи ва саллям), я только Посланник Аллаха и его раб».(Ахмад,1,153)
Ученные Ислама ответили, что этот довод неверен. Заметьте, что в хадисе запрещается превозносить так, как это делают христиане. То есть, они говорят, что Иса (алейхи ва саллям) — «сын Божий». Что же касается мавлида, то во время его празднования такое не происходит, мы только вспоминаем о его моральных качествах, что не противоречит Шариату. Ведь Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сам при жизни хвалил сподвижников, также и сподвижники хвалили его, и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не запрещал им это, а поддерживал. Часто сподвижники цитировали рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) стихи и поэмы, и он подбадривал их. Вспомните, как жители Медины встретили Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) с песней. Разве этот поступок сподвижников Пророка противоречит Шариату? Если бы это было так, то разве Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) промолчал бы? Если Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) был доволен теми, кто хвалил его, разве он будет недоволен нами, если мы вспоминаем о его моральных качествах?

Отсюда следует, что проведение Мавлида - новшество в лексическом значении, а в шариатском значении он не является новшеством и оно одобрено Шариатом, и ни в коем случае нельзя этого отрицать. Наоборот, можно назвать Его сунной, так как сам Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что ценит день своего рождения, т.е. он имел в виду, что ценит миссию, которая была возложена на него Всевышним: быть примером для людей во всем. Когда Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили о том, почему он постится в этот день, он ответил: «В этот день я родился, в этот день я был направлен (к людям) и (в этот день) он (Коран) был ниспослан мне» (Муслим «Сыям»,197-198).

Мавлид Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) — праздник для мусульман. Это особый день, день благодарности Аллаху. Инша Аллах, каждый мусульманин не только в этот день, но и во все время своего пребывания на земле будет стремиться больше узнать о Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям), походить на него, и будет удостоен чести стать в Раю его соседом. Для этого нужно искренне любить Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Почтение к дню рождения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) позволяет обновить в сердце любовь к нему, обратиться к Аллаху со словами благодарности за то, что Он послал Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в этот мир, прочитать Коран, пытаясь вникнуть в глубинную суть послания, переданного через Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на мгновение представить, что случилось бы с миром, если бы этого человека не было.

Мавлид - праздник, отмечаемый в ряде мусульманских государств и регионов, посвящённый дню рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Известно, что Посланник Аллаха (с.г.в.) родился двенадцатого числа месяца Раби уль-Авваль (в 2019 году эта дата наступит с заходом солнца 8 ноября) , однако традиционно Мавлид празднуется в течение всего этого месяца, именуемого месяцем Пророка (с.г.в.), или даже по его окончании.

Празднование Мавлида происходит, преимущественно, в мечетях, где собирается большое количество верующих. На подобных мероприятиях, как правило, читается Священный Коран, мусульмане слушают проповеди, посвящённые Посланнику Господа (с.г.в.), его качествам и т.д. Основной целью праздника является выражение благодарности Всевышнему за то, что Он ниспослал в качестве милости всему человечеству Своего Посланника (с.г.в.).

В мусульманском мире традиция празднования Мавлида ведёт свою историю с XII столетия, когда впервые день рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.) отметили в иракской провинции Эрбиль по указу местного правителя Музафауддина Заинуддина.

Следует отметить, что относительно дозволенности празднования дня рождения Посланника Всевышнего (с.г.в.) мнения мусульманских богословов расходятся. Как утверждает одна часть учёных, это не только дозволенное, но и богоугодное деяние, способное принести награду мусульманам. Другие же богословы считают, что отмечать Мавлид есть нововведение, не имеющее никакого отношения к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), а значит, его празднование запретно.

Доводы сторонников Мавлида

Те, кто выступает за проведение мавлидов, обосновывают необходимость подобных мероприятий выражением любви к Посланнику Аллаха (с.г.в.) и в качестве подтверждения приводят хадис, в котором говорится следующее: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет любить меня больше, чем отца и детей» (аль-Бухари, Муслим).

Во-вторых, сторонники Мавлида утверждают, что сам Пророк (с.г.в.) возносил благодарность Создателю за то, что Тот сотворил его, и держал уразу по понедельникам, поскольку Мухаммад (с.г.в.) появился на свет именно в этот день.

В-третьих, на Мавлид собирается джамаат верующих людей, искренне любящих своего Пророка (с.г.в.) и желающих оказаться с ним рядом в Судный день. В одном из хадисов, передаваемом со слов Анаса ибн Малика, рассказывается история, как некто спросил у Божьего Посланника (с.г.в.), когда наступит День Великого суда. Тот задал встречный вопрос: «А что ты для него приготовил?» В ответ на это тот человек сказал: «Ничего, кроме того, что я люблю Творца и Его Посланника (с.г.в.)». После чего Мухаммад (с.г.в.) успокоил его: «В тот день ты будешь с теми, кого любил» (аль-Бухари и Муслим).

В-четвёртых, такого рода мероприятия ведут к распространению новых знаний о жизни Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), о его достойных качествах и атрибутах, что, в свою очередь, способствует усилению любви к Пророку (с.г.в.). Благодаря этому верующий может лучше узнать и следовать примеру Мухаммада (с.г.в.), так как в Книге Всевышнего сказано:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас…» (33:21)

В-пятых, в рамках Мавлида верующие совершают коллективное поклонение Аллаху, которое в разы больше вознаграждается по сравнению с поклонением индивидуальным. Исходя из хадиса, известно, что один лучше, чем намаз индивидуальный в 27 раз (аль-Бухари).

В-шестых, как склонны считать сторонники Мавлида, то обстоятельство, что он не праздновался при жизни Пророка (с.г.в.) вовсе не указывает на его запретность, поскольку в XXI столетии существует немало вещей и мероприятий, коих не было во времена Пророка (с.г.в.), но при этом они являются дозволенными.

Доводы противников

Основополагающим доводом стороны противников Мавлида Пророка (с.г.в.) является то, что он является нововведением (бид’а, бидгатом). В качестве подтверждения данной позиции они утверждают, что о праздновании дня рождения Посланника Аллаха (с.г.в.) не сказано ни в Коране, ни в Благочестивой сунне. Кроме того, подобной практики не существовало и во времена сподвижников Мухаммада (с.г.в.), что, в свою очередь, ещё раз указывает нам на то, что Мавлид - это нововведение. А Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Худшие деяния - это новоизобретённые, а каждое такое деяние - это нововведение, а каждое нововведение - это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне» (хадис приводят Муслим и Насаи).

Во-вторых, противники Мавлида приводят хадис Пророка (с.г.в.), гласящий: «Поистине, Аллах заменил их (праздники) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (Абу Дауд). Соответственно, как утверждают противники, в исламе существуют лишь эти , и в их число Мавлид не входит, а значит, его празднование запрещено.

В-третьих, противники рассматривают Мавлид в качестве акта подражания христианам, которые отмечают Рождество Христово, в то время как Посланник Господа миров (с.г.в.) призывал не совершать подобного. Так, в хадисах приводятся следующие высказывания Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Не уподобляйтесь иудеям и христианам» (ат-Тирмизи); «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот - из них» (Абу Дауд, Ахмад).

В-четвёртых, противники говорят, что на мавлидах правоверные занимаются чрезмерным прославлением Пророка Мухаммада (с.г.в.), хотя сам он категорически запрещал это делать. В одном из хадисов сказано: «Не превозносите меня, как это сделали христиане с Исой ибн Марьям (а.с.), я всего лишь раб Аллаха» (аль-Бухари).

В-пятых, некоторые выступают против мавлидов по причине имеющейся практики игры на , а также различного рода песнопений, которые, по мнению части мусульман, являются харамом.

В-шестых, противники подвергают критике использование, как они считают, ложных или сомнительных хадисов во время проповедей на мавлидах, в которых говорится о том, что якобы сам Пророк (с.г.в.) отмечал свой день рождения.