Все о печах и каминах - Информационный портал

Вредные привычки подростков и их последствия. Почему подростки пьют?

Многие родители, которые сталкиваются с проблемой взрослых вредных привычек у подростков, не знают, что делать: начинать запирать, кричать, ругаться, сообщать в школе и потерять доверие ребенка, или... что? Как реагировать на приобщение ребенка к "взрослой жизни" рассказывает главный врач детской клиники МЕДСИ в Благовещенском переулке Татьяна Семенычева

Родителям, прежде всего, нужно внимательно наблюдать за особенностями собственного ребенка, ведь все эти увлечения (курение, алкоголь, вплоть до наркомании) не проходят невидимо. Часто спрашиваешь: "Когда вы заметили, что подросток начал курить?", и оказывается, что родитель просто не обращал внимания на очевидные вещи. Он не знает друзей своего ребенка, не знает, где тот проводит время. Осведомленность родителей о том, где, как и с кем общается и проводит время ребенок - полдела для того, чтобы заметить первые признаки каких-то отклонений.

В любом случае подросток к вредным привычкам приходит через браваду перед сверстниками: очень важно, являются ли для окружающих каким-то признаком крутизны курение или выпивка, что он может себе это позволить, невзирая на родителей. Если вокруг него компания, для которой в этой жизни важны другие идеалы, то он, как правило, не придет к этому. Эти моменты окружения первостепенно важны. Если родитель не осведомлен об этом, он вряд ли заметит первые признаки.

Потом, конечно, все замечают. Это уже постоянный запах табака, или ребенок подходит слегка навеселе, глаза блестят, ведет себя неадекватно. Признаки наркомании, как правило, становятся полным шоком, так как поведение ребенка практически не отличается от психологических, адаптационных и прочих депрессивных моментов, которые характерны для этого подросткового возраста. Поэтому их очень сложно различить: изменяются поведенческие реакции, нарушается сон, ребенок начинает пропадать из дома на какое-то время.

Если употребление спайсов и других наркотических средств заходит за определенную черту, здесь иногда очень сложно помочь. Ребенок не соглашается идти к специалисту, а без доверительных отношений и без желания лечиться, конечно, успехов не будет.

Каких-то специфических признаков того, что ребенок начал употреблять наркотики, может не быть, пока не дойдет до запущенной стадии. Сейчас очень изощренные методики, когда введение идет не в локтевую вену, и следов сразу не заметишь, например, точечка где-нибудь на ноге. Такие методики позволяют долго-долго скрывать эту зависимость.

Что мы тут можем сделать? Загрузить ребенка таким образом, чтобы времени на долгие тусовки в неблагополучной компании просто не было. Очень хорошая привычка, к которой очень многие родители приучают детей с детства, чтобы периодически отзваниваться по телефону просто на уровне автомата, то есть пришел из дома, ушел из дома, пошел на тренировку, пошел туда-то, чтобы родители были в курсе.

Хорошо приобщить ребенка к спорту, но здесь главное не перестараться. Основной принцип - для каждого свой уровень спортивной нагрузки, который подросток способен безболезненно выдержать. Если этот уровень не превышает его адаптационных возможностей, пусть ходит в две спортивных секции (в одну более профессионально, а в другую, как говорится, для души по мере наличия свободного времени). Ничего плохого в этом нет. Единственное, когда у ребенка есть патология, конечно, лучше посоветоваться с доктором, какие виды спорта ребенку наиболее показаны.

Если он выбирает другое увлечение, например, компьютер, здесь тоже есть свои сложности. Например, зрение начинает садиться, а очки подростки не жалуют. Линзы это, в принципе, совершенно безопасная методика коррекции зрения, самое главное в этом вопросе – умение за ними ухаживать. Подростки не всегда соблюдают те гигиенические требования, которые озвучивает врач-офтальмолог, подбирая линзы. Их нужно правильно хранить, их нужно обязательно вовремя изымать с глаз, обязательно нужно использовать препараты, которые страхуют слизистую от раздражения, если вдруг так случилось, что линзы стояли дольше, чем положено. Это хорошая методика коррекции, но требующая соблюдения очень жестких правил.

Все это лучше делать под присмотром родителей. Хотя есть подростки очень ответственные и действительно настроенные на то, чтобы все досконально выполнить. За ними, конечно, можно не наблюдать. Но, если вы знаете, что ваш ребенок неорганизован, конечно, лучше в первое время это взять на себя, пока привычка не дойдет до автоматизма.

Каждый подросток должен понимать, что и для линз, и для очков есть свое употребление. Если он сидит дома в выходной день, не собирается никуда идти, то лучше все-таки употреблять очки: их можно надеть, снять, отдохнуть от них, поморгать глазами и так далее.

« Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер –пожнешь судьбу». В правильности этих слов сомневаться не приходится. Привычки бывают простые и сложные, более или менее важные, а также привычки можно разделить на полезные и вредные.

Темой для своего исследования я выбрала распространение в среде подростков таких вредных привычек как употребление алкоголя и курение. Я считаю, что эта тема очень актуальна, так как курение и употребление спиртного одна из наиболее серьезных проблем современной молодежи.

Количество подростков, увлекающихся подобными привычками с каждым годом увеличивается. Статистика утверждает возраст начинающего курильщика, наркомана, подростка, увлекающегося спиртным – 13 – 14 лет!

Я считаю, что подросткам необходимо знать как можно больше о вреде табака и алкоголя, разъяснять, к каким ужасным последствиям может привести употребление даже « легких» наркотических веществ, необходимо вовремя предостеречь ребят от первого шага в бездну губительных для здоровья привычек.

К сожалению, я столкнулась с тем, что практически нет литературы, где отдельно говорилось бы о вреде курения и алкоголя именно на детский организм. Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что я попыталась, проанализировав литературу по данной проблеме, выявить вредное влияние табака и спиртных напитков именно на организм подростка.

Влияние курения на организм подростка

Курение табака - это разновидность наркомании. Широкое распространение курения связано со способностью содержащегося в табаке вещества – никотина оказывать на центральную нервную систему человека своеобразное эйфорическое действие, которое сводится к ощущению приятного возбуждения, какого-то душевного подъема, легкости. Курильщики со временем приобретают физическую и психическую зависимость от этого зелья. Табак – яд, в нём содержится более 4000 химических соединений, из них более 50 – канцерогены. Это яд медленный, но убивающий неуклонно. Табачный дым вызывает в лёгочной ткани уплотнение альвеолярных мембран, утрату их эластичности. Погибают реснички эпителия дыхательных путей, застаивается мокрота, закупориваются бронхи, нарушая всю систему вентиляции лёгких. Застой воздуха увеличивается количество бактерий, в том числе болезнетворных. Поэтому так распространены у курильщиков бронхиты и другие заболевания дыхательных путей.

На дыхательные органы подростков курение оказывает особенно неблагоприятное действие, т. к. их легкие еще полностью не сформированы. У

5 курящих подростков объем грудной клетки и развитие легких примерно на 25% отстают от средних показателей.

Раннее начало курения особенно неблагоприятно, т. к. на несформировавшийся организм курение действует особенно вредно. Этому способствуют и условия курения. Чаще всего подростки курят тайком, торопливо, а при этом больше никотина переходит в дым. Очень часто докуривают сигарету до конца, а именно здесь и собираются наиболее вредные вещества. Докуривание окурков, передача изо рта в рот одной и той же сигареты также способствуют передаче инфекционных заболеваний. Чаще, чем остальные, курящие дети подвержены простудным заболеваниям т. к. происходит снижение иммунитета даже к самым обычным и распространенным микробам.

Согласно наблюдениям ученых, у курящих подростков средняя масса тела курящих оказалась на 1 кг ниже, вентиляция легких на 10% меньше, усвоение кислорода снижено на 10 – 12 %, за одно сокращение сердца к тканям поступало примерно на 20% меньше кислорода, чем у некурящих. Все это было выявлено у начинающих курильщиков при стаже 1-2 года.

Отчетливо можно проследить влияние курения на умственную деятельность подростка. Давно доказан факт, что курящие школьники более рассеянны, успеваемость у них снижена. Исследования школьников показали, что среди хорошо успевающих учащихся курят примерно 16%, среди слабоуспевающих – 45,2%, среди неуспевающих – 60%. Во-первых, сам никотин и ядовитые вещества, содержащиеся в сигарете, нарушают общее состояние организма. Во- вторых, угарный газ вызывает кислородное голодание тканей, сопровождающееся снижением интенсивности нервных процессов. Этому способствует и само поведение курящих: часто желание курить появляется во время урока, ученик отвлекается от занятий, думая лишь о том, как со звонком он опрометью бросится в туалет или на улицу, чтобы покурить. Курящие ученики уже не ходят по коридору на перемене, не стремятся к активным движениям. Их «отдых» между уроками проходит в клубах табачного дыма. И кроме головной боли, снижения работоспособности, раздражительности это ничего другого вызвать не может.

Вред, причиняемый организму курением тем сильнее, чем больше общий стаж курения. В настоящее время распространение курения среди подростков и молодежи достигло таких масштабов, что под угрозой может оказаться здоровье нации. Широкое распространение этой пагубной привычки приносит обществу большой ущерб, который сводится не только к ущербу, наносимому здоровью населения.

Вредное вещество Последствия

Нервно-сердечные яды Нервно-психические заболевания, болезни крови, болезни сердца.

Радиоактивный полоний Болезни крови, раковые заболевания.

Канцерогенные смолы Раковые заболевания, болезни органов дыхания.

Синильная кислота Полное отравление организма.

Угарный газ Нарушение дыхания, болезни сердца.

Мышьяк Полное отравление организма

Стирол Поражение органов чувств

Никотин Поражение нервной системы, органов дыхания, органов чувств, кровеносной системы, органов пищеварения.

Вывод: курение – вредная привычка, которая оказывает на организм подростка очень серьезное негативное влияние. Последствия раннего пристрастия к курению могут оказаться для подростка роковыми.

Влияние алкогольных напитков на здоровье подростка

Алкоголизм – болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.

Начинается алкоголизм с эпизодического употребления алкоголя, переходящего затем в систематическое, делающееся потребностью организма.

Спиртные напитки известны с глубокой древности. С развитием технологии получения алкоголя, примерно с 18 – 19 вв. , спиртные напитки во все более разнообразной форме распространились по миру и сделались доступным и широко употребляемым продуктом.

Наиболее известным из спиртов является этиловый спирт. Это легкая, прозрачная, летучая жидкость, которая является основой всех так называемых спиртных напитков, как слабых так и более крепких.

Принятый внутрь алкоголь быстро всасывается в кровь. Особенно быстро всасывание происходит из напитков, содержащих углекислый газ (пиво, шампанское). Чувствительность человека к токсическому действию алкоголя тем выше, чем он моложе. Наиболее характерно влияние алкоголя на ЦНС. После приема алкоголя у человека возникает беззаботное, беспечное, приподнятое настроение, появляется болтливость. Это связано не с усилением процессов возбуждения, а с ослаблением процесса торможения.

Поговорка гласит: « Путь в тысячу километров начинается с первого шага». В развитии алкоголизма таким шагом становится первая рюмка. Пагубное пристрастие к алкоголю у детей и подростков развивается особенно быстро. Чем моложе ребенок, подросток, познакомившийся с алкоголем и начавший его систематически употреблять, тем вероятнее, что он станет алкоголиком. По исследованиям наркологов, у подростка, начавшего употреблять алкоголь в возрасте 11 – 13 лет психологическая зависимость развивается менее, чем за год. Алкоголь разрушает здоровье подростков в большей степени, чем у взрослых, возникают нарушения в работе различных органов и чаще всего эти нарушения необратимы. На ЦНС подростка спиртные напитки влияют особенно губительно. Попадая в организм ребенка, алкоголь быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Систематическое употребление алкоголя губительно действует на печень вследствие того, что она постоянно нейтрализует алкоголь, находящийся в крови в повышенной концентрации. В. результате этого обмен веществ в печени постепенно нарушается, клетки

8 органа атрофируются и часть их гибнет. Результатом злоупотребления спиртным может стать цирроз. Наиболее чувствительны клетки печени именно в детском возрасте.

Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиваться сахарный диабет, нарушение половой функции. Случаи смерти детей от спиртных напитков не так уж редки, так как опьянение происходит стремительно, интоксикация развивается бурно и помощь не успевает прийти вовремя.

В последнее время широкое распространение в среде подростков получили легкие алкогольные напитки: пиво, газированные коктейли. Но несмотря на низкое содержание в них спирта, они наиболее опасны по своему действию. Подросток находится под постоянным «кайфом», это состояние становится привычным. В составе пива и коктейлей, особенно газированных, находятся вещества, наиболее опасные для печени.

В таблицу, составленную по результатам анализа литературы по данной проблеме, я внесла наиболее распространенные последствия алкогольной зависимости.

Последствия К чему могут привести последствия алкогольной зависимости

Социально-экономические Производственный и бытовой травматизм, пренебрежение учёбой, резкое понижение производительности труда.

Социально- психологические Деградация личности, разрыв семейных связей, разрыв школьных связей,

Физические Психологическая и физическая зависимость, снижение иммунитета, общее отравление организма, вред будущему поколению.

Криминальные Совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц.

9 Вывод: употребление спиртных напитков является очень серьезной проблемой.

Для организма подростка употребление алкоголя может иметь самые страшные последствия, как в физическом, так и в психическом плане. Последствия часто имеют необратимый характер.

Проанализировав теоретическую информацию о вреде курения и употребления алкогольных напитков на организм подростка, я пришла к единственному выводу: подростки своевременно должны знать о влиянии табака и алкоголя на их организм и тех последствиях, которые возможны в будущем.

2. 1 На втором этапе своего исследования я решила выяснить отношение подростков моей школы к курению и алкогольным напиткам и выявить причины увлечения ими школьников.

С этой целью я решила детально исследовать отношение подростков к курению и алкоголю. В анкетирование, опросы, тестирование мною были вовлечены ученики 6 – 11 классов нашей школы.

Среди 6-ых классов была проведена анкета на тему: «Курение». Здесь представлено её содержание.

4. Как ты относишься к голубому дыму и курильщикам?

7. В данное время ты куришь?

Анализ анкетирования на тему: «Курение» среди 6-ых классов

1. Увлекаешься ли ты курением?

Да: 5 человек

Нет: 57 человек

2. Если ты увлекаешься курением, опиши свои первые ощущения.

Не знаю, не увлекаюсь: 56 человек

Понравилось: 3 человека

Не понравилось: 3 человека

3. Как ты думаешь, по каким причинам подростки начинают курить?

Не знаю: 29 человек 11

Хотят казаться круче: 5 человек

Просто так: 6 человек

Из-за проблем дома или в школе: 3 человека

Ради интереса, хотят испытать новые ощущения: 6 человек

Казаться взрослее: 8 человек

Берут пример с родителей: 3 человека

Предложили друзья: 1 человек

Ради увлечения: 1 человек

5. Как ты относишься к голубому дыму и курильщикам?

Плохо, отрицательно: 50 человек

Нормально: 7 человек

Хорошо: 5 человек

5. Не задумывался ли ты о том, что куренье вредит твоему здоровью?

Задумывался: 30 человек

Не задумывался: 32 человека

6. Можешь ли ты сразу отказаться от курения?

Не курю не знаю: 20 человек

Да, смогу: 32 человека

Не смогу: 10 человек

7. В данное время ты куришь?

Да: 5 человек

Нет: 57 человек

8. Знаешь ли ты вредные вещества, которые содержатся в сигарете?

Знаю: 47 человек

Не знаю: 15 человек

Всего приняли участие в анкетировании: 62 человека

Что бы выяснить отношение к курению среди учащихся с 6 по 9 класс, им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Почему подростки начинают курить? причина.

2. Курили ли вы хоть один раз? Возраст.

3. Чем вредна сигарета?

4. Приятно ли вам курение ваших близких?

5. Совместимы ли понятия «девушка» и «сигарета»?

Ответив на первый вопрос, учащиеся указали главные причины курения:

1. Считают себя взрослыми – 63человека

2. Быть как все – 60человек

3. Считают модным – 59человек

Возраст начала курения подростков от 10 до 12 лет. Первое впечатление от выкуренной сигареты неприятное, а чем вредна сигарета, ученики с6 по 9 класс указали: содержание никотина, отрицательное воздействие на весь организм, но конкретных болезней названо не было.

Из 182 человек на вопрос: « Приятно ли вам курение ваших близких?» - шестиклассники (62 человека) ответили отрицательно, а в 8-х – 9-х классах мнения разделились: больше половины человек курение близких не приятно, но есть такие, которым курение близких безразлично.

В ответе на вопрос: «Совместимы ли понятия «девушка» и «сигарета»?» - мнения неоднозначны. Большинство юношей относятся к курению девушек негативно (84 человека), 15 человек ответили, что им нравятся девушки с сигаретой, 3 человека сказали, что курение девушек им безразлично.

Мнение девушек тоже разделились. Большинство отрицательно высказались о курении девушки, но 30% считают, что ничего страшного и плохого в этом нет.

Отклонения в моём здоровье

5. я связываю с

А) тем, что курю 4 0

Б)пристрастием родителей к0 3

В)длительное пребывание с 7 3

курящими

Г) не связываю с курением 10 13

№ юноши девушки п/п Вопросы анкеты

6 классы 8 классы 9 классы

6 классы 8 классы 9 классы

6 классы 8 классы 9 классы

Вывод: Результаты анкетирования показали, что процент курящих девятиклассников увеличивается в 10 – 15 раз, причем количество курящих девушек

Достигает 50% от общего количества.

Анализ анкетирования на тему «Сигареты»

6 классы 8 классы 9 классы

1. Возникало ли у тебя желание попробовать алкогольные напитки?

2. Пробовали ли вы алкогольные напитки? 45 17

3. Это случилось только один раз? 43 19

4. Это было в возрасте до 10 лет? 23 39

5. Это случилось дома с согласия родителей? 25 37

6. Считаешь ли ты, что пиво (и др. алк.) угрожают физическому и умственному развитию подростков? 54 8

7. Есть ли у тебя любимый алкогольный напиток? 40 22

8. Понравилось ли тебе ощущение, возникшее после приёма спиртного? 43 19

9. Родители когда-нибудь говорили с тобой о вреде алкоголя?

1. Первое в жизни употребление алкоголя оставило у вас приятные впечатления?

2. Алкоголь у вас средство занять свободное время?

3. Ваши друзья выпивают чаще 2-ух раз в месяц?

4. Разговор о выпивке вызывает у вас желание выпить?

5. приходила ли вам мысль о необходимости сократить употребление спиртного?

6. Появлялось ли у вас когда-нибудь чувство вины или досады в связи с употреблением спиртного?

7. Считают ли ваши знакомые, что вы много пьете?

8. Считают ли ваши родные, что вы много пьете?

9. Можно ли весело провести праздник совсем не выпивая?

10. Бывает ли вам трудно воздержаться от приема алкоголя?

11. Были ли у вас проблемы в учебе из-за приема алкоголя?

12. Задерживались ли вы милицией в состоянии алкогольного опьянения?

13. Забывали ли вы часть минувшего вечера?

14. Случалось ли вам выпить утром натощак, что бы улучшить свое состояние?

Значение ответов в баллах для юношей

Да 5 5 7 1 0 0 5 8 0 5 10 5 4 5 Нет 0 0 0 0 2 8 0 0 8 0 0 0 0 0

Подсчет баллов ведется отдельно для юношей и девушек. Значение баллов в зависимости от уровня увлеченности употреблением спиртных напитков для юношей – нулевой- второй от 0до 20баллов, третий- четвертый - от 21до 58

20 баллов. Значение баллов для девушек: нулевой – второй от 0 до 15, третий – четвертый от 16 до 78 баллов.

Проведя данный тест, я получила следующие результаты: среди юношей девятых классов 10% набрали более 20 баллов, среди десятых классов 25%, среди одиннадцатиклассников процент поднялся до 65. Такой показатель говорит о том, что уровень увлеченности употреблением алкогольных напитков в этих классах относится к 3 – 4 уровню. Эти юноши нуждаются в повышенном внимании, консультациях нарколога.

Проанализировав результаты ответов девушек 9 -11 классов, я пришла к выводу, что процент увлеченности их употреблением спиртного не намного отличается от показателей юношей. В 9 классах 16 %, в 10 –х 26, в 11 –х 58% набрали более 15 баллов.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема увлечения подростков нашей школы употреблением спиртных напитков стоит очень остро. Большинство учащихся пробовали алкоголь и считают, что его употребление не окажет серьезного воздействия на их физическое и психическое здоровье.

Заключение

В результате проведенного мной исследования я пришла к выводу, что среди учащихся нашей школы такие вредные привычки как курение и употребление спиртных напитков получили очень широкое распространение. Им подвержены и юноши и девушки, причем процент увлечения с возрастом увеличивается. Причины этого я вижу с следующем:

1. у подростков мало теоретических знаний о вреде курения и алкоголя для здоровья

2. желание быть « взрослыми», подражание им.

3. стремление к самоутверждению

4. доступность сигарет и алкоголя для подростков.

Для предупреждения увеличения количества школьников, увлеченных курением и употреблением алкогольных напитков, я предлагаю свои направления деятельности:

1. организовать лекторскую группу из учащихся моего класса. задачей этой группы должна стать разъяснительная работа среди учащихся начальных классов, 5 -8 классов. Подготовка и проведение тематических классных часов.

2. организация выступления в школе врачей: педиатра, нарколога и т. д.

3. выступление представителей лекторской группы на общешкольном родительском собрании для ознакомления родителей с результатами моего исследования.

4. выпуск «Листков здоровья» каждым классом.

В перспективе я намерена продолжать свое исследование по данной теме, следить за изменением количества учащихся, подверженных вредным привычкам и разрабатывать новые формы пропаганды здорового образа жизни.

Подростков существенно ухудшают их психическое или физическое здоровье. Курение, алкоголь, наркотики не только наносят непоправимый вред здоровью подростка, но также расшатывают его нервную систему и полностью отрывают его от реального мира, формируя в его сознании ложные приоритеты и ценности. Появление дурных привычек у подростков - проявление неблагополучия в процессе его личностного самоопределения.

Вредные привычки подростков, имеющие наиболее пагубное действие:

  • курение;
  • алкоголизм;
  • наркомания.

Курение

Среди вредных привычек подростков вызывает особую озабоченность, поскольку оно довольно широко распространено. Подростки, как правило, стремятся походить на взрослых, поэтому курение может им показаться одним из способов выглядеть старше. И в этом вина взрослых, ведь именно они подают подросткам дурной пример.

Здесь главный механизм - подражание. Подростку необходимо лишь преодолеть физическое отвращение после первой затяжки (ведь сам по себе процесс курения достаточно неприятный). Со временем вредная привычка у подростка перерастает в зависимость, и тогда уже может понадобиться помощь врачей, чтобы бросить курить.

Алкоголь

Формируется в разы быстрее, чем взрослый. Психологическая зависимость формируется уже в первые 6 месяцев употребления спиртного, а физическая - в течение года. Зачастую мотивом употребления подростком спиртных напитков является желание выделиться, показать, что он взрослый. Также толчком к алкоголизму может послужить банальная скука. Подростки находят развлечение в употреблении спиртного.

Наркомания

Наркомания - одна из самых опасных пагубных привычек подростков. Наркотики способны полностью разрушить и организм, и личность ребенка. Наркотики, как и алкоголь, молниеносно формируют стойкую зависимость у подростка. И избавиться от нее очень и очень трудно.

Основным мотивом употребления наркотиков служит желание быть таким, как все. В его основе лежит подростковый инфантилизм - неспособность самостоятельно принимать решения и стремление идти по более простому пути. Ведь гораздо проще поддаться на уговоры и попробовать наркотик, чем отказаться и пойти против своей социальной группы.

Еще один распространенный мотив попробовать наркотики - это стремление испытать новые ощущения, поиск чего-то фантастического. Также мотивом может послужить желание забыться, отвлечься от неприятностей. Иногда достаточно одного раза употребления наркотика, чтобы у подростка начала формироваться зависимость.

Если обратить внимание на эту проблему, то станет ясно, что вредные привычки подростков носят чаще всего психологический характер. Поэтому взрослеющему человеку необходима поддержка со стороны не только специалистов, но и близких людей.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Предупреждение вредных привычек у подростков»

У каждого человека есть привычки - вредные и полезные. В жизни они играют важную роль, вполне оправдывая свое название. …Привычка - вторая натура... Как часто мы слышим эти слова.

Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных.

Привычки - это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека.

Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени.

К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления.

Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее будет трудно.

Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Как мы это делаем?

Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течении его жизни успешно реализовать себя как личность. В основе формирования вредных привычек может лежать отсутствие направляющей и побуждающей роли старших. Врезультате этого дети оказываются предоставленными сами себе, их активность находит случайные и порой нежелательные выходы, плохие их побуждения своевременно не пресекаются, что способствует их закреплению. Многие взрослые стремятся хорошо воспитывать ребенка, не замечая, что сами же служат ребенку дурным примером, не понимая своих недостатков. Примером того может быть употребление нецензурных выражений при детях, злоупотребление алкоголем, никотином и т.д. Формирование вредных привычек происходит, как правило, легче, чем формирование хороших, причем вредные привычки закрепляются прочнее. Это всегда путь по наименьшему сопротивлению, путь от порядка к беспорядку, от
упорядоченности к хаосу.

Многие из нас неоднократно слышали о вреде курения и употребления спиртных напитков. Некоторые взрослые подвержены этим вредным привычкам. Говорят одно, а делают другое. Надо понимать, что дети сами не всегда могут в сложных противоречиях жизни, научиться критически относиться в жизни к словам и делам людей. Отсюда и стремление на собственном опыте проверить правильность утверждений о вреде сигареты и рюмки вина. Только одна затяжка табачным дымом и только один глоток вина попробую, что будет. Интересно. Чем я хуже моих товарищей, которые с важным видом вынимают из кармана пачку сигарет или с таинственным выражением лица торжественно откупоривают бутылку пива?

Чаще всего раз испытав «удовольствие» от курения или питья вина, человек на всю жизнь остается их рабом: хотел бы бросить сигарету или прекратить пьянство, но уже не может. Такие вот свойства у этих наркотических веществ. Но кто в детском или в юношеском возрасте задумался о последствиях тех или иных нарушений здорового образа жизни. Какие же черты личности предрасполагают человека к употреблению наркотических веществ и что ведет к формированию этих черт?

Прежде всего, когда ребенок не находится под должным контролем родителей, которые бы руководили его действиями, ставили бы перед ним определенные цели и задачи, следили бы за их достижениями. Во-первых, когда родители делают из ребенка кумира. Его постоянно безосновательно хвалят, преувеличивают действительные способности. Неумеренная похвала, восторги ведут к повышенной самооценке, развитию неоправданных непомерных претензий. Такой ребенок не способен критически взглянуть на свои поступки. Оторванность от реальности ведет к срыву в случае неодобрения или неудачи.

Во-вторых, когда родители жестко регламентируют деятельность ребенка, осуществляют мелочный контроль за ним, постоянно поучают, наставляют, строго одергивают, сурово наказывают за малейший проступок. Ребенок оказывается зарегулирован в ходе такого «воспитания». Он не способен отличать хорошее от плохого.

Широкое распространение курения связано со способностью содержащегося в табаке вещества - никотина оказывать приятное возбуждение, душевный покой, легкость. Никотин - жидкость жгучего вкуса, очень ядовитая: смертельная доза его составляет около 1г/кг массы тела. Образующийся при курении дым содержит никотин, эфирные масла и множество других веществ, более 800, среди которых нет ни одного полезного для организма. Особенно вредных веществ около 30. Бензопирен - самое активное из веществ, вызывающее злокачественное перерождение тканей - образование опухолей. Синильная кислота, формальдегид, сероводород, аммиак, ионы тяжелых металлов. Все вместе эти вещества оказывают раздражающее действие на слизистую оболочку полости рта, дыхательных путей, самих легких, приводя к развитию хронических воспалительных процессов, а то и злокачественным перерождениям. Курение широко распространено в современном мире. Во многих странах начало курения приходится на возраст 11 - 12 лет. Курение наносит вред сердечно-сосудистой системе, органам дыхания, голосовым связкам. Отмечено, что у курящих подростков объем грудной клетки и развитие легких примерно на 25% отстает от этих же показаний у некурящих. Курящие школьники более рассеяны, успеваемость у них снижена. По статистическим данным, среди хорошо успевающих школьников было лишь 16,7% курящих, среди слабоуспевающих - 45,2%, среди неуспевающих - 59,1%. Почему? Нередко желание закурить появляется во время урока и ученик отвлекается от занятий, думая лишь о том, как со звонком быстрее бежать в туалет и сделать там первую затяжку табачным дымом. Курящие ученики не ходят по коридорам, не стремятся к активным действиям. Желанное для них место- туалет, сюда они устремляются после урока и в облаках табачного дыма проводят свой отдых.

Что побуждает к курению?

Во-первых, подражание. Умышленное подражание членам компании, нравящемуся человеку. Неосознанное подражание. Если курят родители, то курение входит в обиход семьи, для детей уже не существует вопроса - курить или не курить. Вопрос
лишь в том, когда начать? Во-вторых, это стремление к взрослости. Когда ребенок стремится продемонстрировать свою независимость. В-третьих , это способ самоутверждения, чтобы выделиться на фоне какой-то группы людей. В-четвертых , все в жизни испробовать.

По статистическим данным

5-6 классы:

50 % - подражание другим;

41,5 % - чувство новизны;

5,5 % - желание казаться взрослым;

7 - 8 классы:

35,6 % - подражание;

30 % - чувство новизны;

10,4 % - желание казаться взрослым.

В-пятых , это пример родителей и других взрослых. Исследования показывают, что в том случае, если курят отец и мать, их дурную привычку разделяют 44 % мальчиков и 37 % девочек, если курит один из родителей, то подражают ему 37 % мальчиков и 29 % девочек, если родители не курят, привычку приобретают 20 % мальчиков и 9 % девочек. Распространению
курения способствует и снисходительное отношение окружающих. Чтобы предотвратить эту вредную привычку необходимо вести антиникотиновое воспитание. Следует обращать внимание на неприятный запах накуренной комнаты,
на то, что дышать трудно, на то, что необходимо ценить свежий воздух. Надо показывать то, что курящие не столько взрослые люди, сколько рабы очень вредной привычки. Следует разъяснить, что первоначальная токсическая реакция на
никотин - признак не слабости, а свидетельство его здоровья. Необходимо контролировать контакты, общение школьника: нередко мальчики тянутся к более старшим и если возникает подозрение, что те курят, пресекать возможности общения.

Детям следует напоминать о вреде курения для результатов в спорте.

Девочкам разъясняйте, что на курящую смотрят осторожно, подозрительно. При предупреждении курения следует учитывать, что у подростков порой проходит некоторое время от испробованной первой сигареты до того, как они начинают курить по-настоящему. И очень важно не упустить это время для ведения антиникотиновой борьбы.

Другой вредной привычкой является употребление алкоголя. Предупреждение злоупотребления алкоголем следует начинать с раннего возраста. Прежде всего ребенок должен как можно реже видеть бутылку с вином на столе родителей, даже в праздничные дни. Если принесли гости и вы собираетесь угощать их, то следует сделать по возможности так, чтобы ребенок не видел бутылки или, по меньшей мере, чтобы она не становилась центром стола, объектом всеобщего внимания. Следует препятствовать тому, чтобы с сознании у ребенка бутылка вина заняла место в ряду жизненных ценностей, чтобы с вином были связаны хотя бы какие-нибудь положительные эмоции.

Во время прогулки нужно обращать внимание ребенка на неприятный и безотрадный вид встретившегося им пьяного, подчеркивать, как сильно он отличается от большинства других людей - подтянутых, добрых, спешащих по своим делам.

Необходимо рассказывать ребенку, как плохо приходится детям и родным этого пьяного, как трудно им живется из-за его пьянства.

Реакция взрослых должна быть эмоциональной: ребенок воспринимает все на веру и поэтому особенно важно, чтобы он воспринимал примеры злоупотребления алкоголем как резко отрицательные.

К сожалению, иногда происходит иначе. Если в семье принято застолье с вином, то ребенок приобщается к спиртному уже с раннего возраста. Некоторые родители сами дают детям вино или пиво по просьбе детей, т.к. каприз ребенка оказывается важнее, чем отрицательные последствия.

Если подходить с медицинских позиций, то в большинстве случаев ничего особенно опасного и не произойдет, хотя известны случаи серьезных отравлений детей. Однако, в памяти и сознании ребенка алкоголь сам по себе, рюмка с вином может запечатлеться в качестве положительного момента и память об этом будет храниться всю жизнь, направляя его поведение.

Действительно, одной рюмкой вина ни печени, ни сердце не испортишь. Однако известны случаи, когда одно событие, один случай много определял в жизни человека.

Случается, что когда ребенок становится постарше нередко родители сажают его за стол - сначала наливают в его рюмку подкрашенную воду, сок, а затем и вина. Даже если ребенку не дают вина, приобщение его к ритуалу формирует представление об этих моментах поведения как положительных.

Но даже в тех случаях, когда родители ребенку не дают вина и даже не сажают его с собой за стол, их ответ на его просьбу дать попробовать: «Тебе еще рано, тебе еще нельзя» - вырабатывает у него отношение к спиртному как ценности, доступной только взрослым, как к одной из привилегий. Особенно легко это вырабатывается, если родители просто заявляют ребенку «Мне можно - тебе нельзя».

В результате в сознании сохраняется ожидание того момента когда ему можно будет попробовать спиртное и даже не зная его свойств, не попробовав его он будет относиться к нему положительно.

Следует разъяснять различные вредные стороны его действия -на здоровье, на развитие силы, на достижение успехов в спорте и т.д.

Вредны действия родителей, когда они ребенку, достигшему определенного возраста дают вино - как бы в признание его взрослости. В этом случае вино превращается в символ взрослости. Пьяница хвастается: «Могу выпить много и пьянею медленно». Объяснить подростку, что это признак болезни, признак определенной стадии алкоголизма и хвалиться здесь абсолютно нечем. Следует также объяснить, что употребление алкоголя сказывается на общем жизненном пути человека, на осуществлении всех его планов.

Все это возможно только в том случае, если родители сами настроены отрицательно по отношению к алкоголю.

К сожалению, проявляя порой склонность критиковать (людей) молодежь, старшие недостаточно критичны к себе. Им хотелось бы, чтобы подрастающее поколение заимствовало от них только лучшее и избегало худшего. Однако, воспринимая хорошее, дети, подростки, юноши и девушки воспринимают и плохое.

Искоренение вредной привычки - дело весьма трудное. Какподчеркивал Ушинский «если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одного разового, хотя самого энергетического усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться... Но в том-то и беда, что привычка, устанавливалась понемногу и в течение времени, искореняется точно так же понемногу и после продолжительной борьбы с ней.

К вредным привычкам человека относится и употребление нецензурных выражений. Нецензурные выражения неприличны не в силу каких-то особенностей звучания непроизносимых звуков, а вследствие вкладываемого в них смысла. Как справедливо отмечал Макаренко «матерное слово» есть неприкрашенная мелкая, бедная и душевная гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего пути к глубокой и действительной человеческой красоте.

Употребление нецензурных выражений - показатель убогости речи и мышления человека: примитивность мысли, скудный запас слов делают для него затруднительным высказаться убедительно и доходчиво и он прибегает к нецензурным выражениям.

Как отмечал Макаренко «в старое время матерное слово, может быть, служило своеобразным коррективом к нищенскому словарю. При помощи матерной формулы можно было выразить примитивную эмоцию, гнев удивление, осуждение, ревность. Но большей частью она даже не выражала никаких эмоций, а служила связкой, заменяющей паузы, остановки, переходы.

Вред нецензурных выражений заключается в том, что они оскорбительны для окружающих, но и в том, что они объединяют речь человека, делают ее примитивной и закрепляют уровень примитивности.

Нецензурные выражения прививают ребенку непристойный взгляд на межполовые отношения. Для взрослого человека матерное слово - просто оскорбительное, грубое слово. Произнося его или выслушивая, взрослый испытывает только механическое потребление, не вызывая никаких половых потрясений. Но когда это слово слышит или произносит мальчик, слово не приходит к нему как ругательный термин, оно приносит с собой присущее ему половое содержание. Перед мальчиком обнажается половая тайна в самой безобразной, циничной и безнравственной форме...

Употребление нецензурных выражений - типичная вредная привычка и формированию ее способствует неправильное поведение взрослых. Нередко ребенок, услышав незнакомое слово обращается за разъяснением к взрослым. Правильная тактика родителей – не проявлять эмоциональной реакции, а высказать видимое равнодушие и перевести разговор на другую тему. Нельзя ребенка ругать за этот вопрос, хотя бы потому, что он обратился за разъяснением. Если же родители будут ругать ребенка, высказывать возмущение, задавать ем у вопросы типа: «Где ты услышал эту гадость?», что в случае явного неодобрения слово и связанная с ним ситуация явно западает в памяти ребенка и в дальнейшем за разъяснением он обратится не к родителям, а посторонним людям незаинтересованным в правильности его воспитания и получит от них непристойную информацию. Родителям следует избегать в своей речи ругательных и нецензурных выражений, сдерживаться при ребенке, даже если ситуация и вызывает чувство досады, раздражения и человек ощущает необходимость эмоциональной разрядки. Ребенок тут же подхватывает услышанное, тем более, что к этому слову его привлекает сама реакция взрослого в момент его произнесения.

Подростку следует разъяснять, что нецензурные выражения- признак низкой культуры, примитивности мышления и речи человека, а отнюдь не признак его взрослости.

Если же родители будут просто ругать подростка за такие слова, вместо разъяснения, строго запрещать их употребление - эти слова только глубже западут в память, а затем сделаются символом взрослости, и подросток будет стремиться использовать их, например, в кругу сверстников, чтобы подчеркнуть перед ними свою «независимость» и «самостоятельность». А потом это перейдет в привычку, от которой отделаться тем труднее, чем ниже уровень развития мышления и речи человека.

Основоположник отечественной физиологии И. Сеченов сформулировал принцип: «Причина всякого человеческого действия лежит вне его». То, какими будут действия ребенка в первую очередь зависит от родителей, которые должны служить ребенку достойным примером. И может быть, именно по этой причине воспитание столь трудный процесс.

Как отмечал Макаренко, обращаясь к родителям «ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. В полной мере эти слова относятся и к предупреждению вредных привычек.

Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ

1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, - влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 6.23. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака

1. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

    Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
    2. Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
    3. Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, -
    влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ -
влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Вопросы родителям:
1. Говорите ли вы со своим ребенком о наркомании, вреде курения и употребления алкоголя или обходите эту проблему? Как вы об этом говорите, и в каких ситуациях?
2. Считаете ли вы, что вашего ребенка можно склонить к употреблению наркотиков, курению, употреблению алкоголя? Если да – то почему? Если нет – то тоже почему?
3. Как вы считаете, какие меры нужно предпринимать в семье, чтобы уберечь ребенка от наркомании, токсикомании, курения, употребления алкоголя? Какие правила вы предложили бы, чтобы предотвратить беду?

И в завершении нашего собрания послушайте поучительную историю легендарного греческого баснописца Эзопа, мораль которой вы должны определить сами. …

«…В одном болоте жили – были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец.

Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!»

Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно здесь много воды, но что с нами будет, если этот высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»…

В психологии вредными привычками называют регулярно повторяющиеся действия, которые оказывают негативное влияние на самого человека, наносят урон его физическому и психическому здоровью. Кроме того от них косвенно страдают и окружающие люди. Основными традиционно считаются: курение, алкоголь и наркотики.

Большинство дурных наклонностей, патологических пристрастий приобретаются в детском и подростковом возрасте. Если ребенок не сможет вовремя от них избавиться, они останутся на всю жизнь, серьезно снижая шансы на счастливое будущее, оказывая пагубное влияние на здоровье – ранние хронические заболевания, преждевременное старение, снижение интеллектуальных способностей.

Каковы основные причины вредных привычек у подростков и как с ними бороться? Поговорим об этом:

Основные причины появления вредных привычек

Подростковый возраст очень противоречив. Подростки еще не взрослые, но уже и не дети. Хотя сами они считают себя вполне взрослыми людьми, а родители все еще относятся как к малышам. Это является немаловажным фактором возникающих с семье проблем.

Перед подрастающим человеком постоянно возникает масса самых разных задач и вопросов, которые ему необходимо решать. Но он еще не имеет жизненного опыта, поэтому не всегда может принять правильное самостоятельное решение. А многие родители этого не замечают, не могут дать совета, как поступить. Или берутся решать проблемы подростка самостоятельно. Так часто происходит в семьях, где нарушено взаимопонимание, отсутствуют дружеские, доверительные отношения.

Как следствие, подросток постоянно находится в стрессовом состоянии, становится нервным, раздражительным, замыкается в себе. Его терзают постоянные сомнения, он переживает или злится по самым пустяковым поводам.

Если ему не хватает уверенности в себе, и он не может справиться со стоящими перед ним трудностями, велика вероятность, что он найдет способ избавиться от стресса с помощью курения, приема алкоголя или наркотиков. Постепенно это превращается во вредную, пагубную привычку, которая наносит непоправимый вред его здоровью.

Основные пагубные пристрастия

Табакокурение

Согласно последним статистическим данным, процент взрослых курящих людей активно снижается. Однако процент курящих подростков постоянно растет. Причем девушки практически не отстают от юношей, курят они не меньше.

При этом никакие лекции, разговоры о вреде курения почти не оказывают на них должного воздействия. Этой информации так много, что она давно набила оскомину и на нее мало обращают внимания. Особенно, если перед глазами пример - курящие родители. Подростки курят, зачастую не понимая, какой вред наносят своему здоровью. И хотя можно , да и более дешевых методов, как то соды, монастырского чая, Корвалола, овса, они все равно курят…

В России дети начинают курить с 10 летнего возраста, иногда раньше. Если вовремя не остановить ребенка, велика вероятность, что он станет заядлым курильщиком в будущем, с соответствующим «букетом» хронических заболеваний.

В прошлый раз нами уже упоминались . Так вот, Американские ученые вывели сорт ГМО табака с пониженным содержанием никотина. Такие сигареты используют в лечебных программах против курения. Тем не менее курение остается одной из причин роста заболеваний и летальных исходов.

Употребление алкоголя

Как с этим бороться? Советы подросткам

Первым делом нужно осознать, признаться самому себе, что вредная привычка есть, и она мешает жить. Вспомните, когда и почему она началась. Скорее всего этот был непростой период в вашей жизни. Но сейчас, по прошествии времени, проблема, скорее всего ушла, а вот пагубная привычка осталась. Самое время избавиться и от нее, постараться научиться справляться с трудностями без сигареты, алкоголя или наркотиков.

Альтернативные решения

Довольно эффективным способом является альтернатива имеющейся вредной привычке. Особенно для избавления от курения: захочется покурить, съешьте мятную леденцовую конфету или погрызите семечки. От алкоголизма и наркомании избавиться намного труднее, скорее всего понадобится помощь специалиста. Однако те, у кого достаточно силы воли и есть самоуважение, могут преодолеть свое пристрастие, особенно, если еще нет сильной зависимости.

Чтобы было легче, подумайте, как вы будете гордиться собой, как улучшится ваша жизнь, насколько вы станете здоровее и привлекательнее. С каким удовольствием станете рассказывать знакомым, как избавились от пагубного пристрастия, давать советы и т.д. Да и сэкономленные деньги – немаловажная мотивация.

Поощряйте себя за один день, неделю, месяц воздержания. Купите себе какую-нибудь радующую вас вещь, сходите с девушкой (парнем) на хороший концерт, кино, матч. Заполняйте свою жизнь новыми маленькими радостями, счастливыми моментами. И всегда помните, что вредные привычки – удел слабых, безвольных, недовольных всем людей. Вы не такой и поэтому исключите себя из этого списка.

Поверьте, постепенно вы сможете обходиться без них и сами не заметите, как избавитесь от них навсегда.

Найдите помощника

Чтобы облегчить себе задачу, попросите близкого вам человека - родственника, друга, любимого следить за вашими действиями. Например, когда вы «на автомате» достанете сигарету, или в привычной компании потянетесь за стаканом с пивом, он укажет вам на это. Можете даже поспорить с ним на какой-то интерес, дайте слово, что избавитесь от вредной привычки.

Профилактика

Нет лучшей профилактики, чем благоприятная гармоничная ситуация в семье. Дорогие родители, осознайте, что ваш ребенок становится взрослым. Это очень трудный процесс и подростку очень непросто. Помогите ему, говорите с дочкой или сыном как со взрослым человеком. Не решайте за подростка проблемы, а ненавязчиво подскажите лучшее решение.

Помните, что доброжелательные отношения между мамой и папой, между родителями и детьми, взаимопонимание, привычка вместе решать возникающие проблемы – значительно снижают вероятность, что ребенок начнет курить, пить или употреблять наркотики. Если же пагубное пристрастие уже имеется, боритесь с этим все вместе. Это нелегкое испытание, но приложив усилия всей семьи, вы обязательно выйдете из него победителями.