Все о печах и каминах - Информационный портал

Основные неисправности станков. «Слабые места» отечественных токарных станков

И зобретённый в 650 году до н.э., токарный станок претерпел революционные изменения, и является в наше время неотъемлемым оборудованием любого машиностроительного производства. Рассматривая данный вид оборудования с точки зрения надежности, следует отметить, что они являются сложными техническими системами с жесткими обратными связями, и состоят из механической и электрической составляющей, для которых характерны ухудшение технических параметров в процессе эксплуатации.

Это, прежде всего, выражается в естественном изменении геометрии, как таковой, т.е. детали токарного станка , подвергаясь механическим и эрозионным воздействиям, в течение времени меняются в размерах. В результате чего их взаиморасположение в пространстве не соответствует проектной документации, а параллельности в конструкции нарушаются, что, безусловно, сказывается на жесткости станка в целом, его отдельных элементов и приводит к поломкам токарного станка.

Самому сильному физическому воздействию подвергаются в первую очередь движущие элементы - гидравлические системы и электрические привода. Причем, именно гидравлика является основным «больным» местом в любом токарном станке . Причина поломок гидравлики и смежных с ними систем достаточно банальная: уплотнители, прокладки и сальники крайне ненадежны и очень быстро дают протечки. Техническое масло начинает течь, попадая на пол и вызывая опасность для работника или в бак смазочно-охлаждающей жидкости. СОЖ при этом густеет, плохо прокачивается, вследствие чего инструмент перегревается, оказывает более жесткое воздействие на обрабатываемую деталь, провоцируя перегрев и даже поломку электропривода.

В российских машинах всех типов наиболее часто возникают всевозможные люфты, дробления, вибрации, отрицательно сказывающие на качестве обработке детали, или делающие невозможной работу станка

Внезапно возникающие нагрузки на электродвигатель при выполнении токарных работ приводят к поломкам в электрощитках . Кроме того, заливаемое масло не всегда соответствует предъявляемым требованиям (может быть более вязким, в том числе и по причине холода в производственном помещении), и, как следствие, не обеспечивает в токарном станке качественную централизованную смазку, увеличивая износ трущихся поверхностей, провоцируя перегрев насосов, заклинивание и разрушение узлов станка.

Ещё одна причина поломок, вызванная падением давления в гидравлической системе и которую обязательно надо озвучить, заключается в ослаблении зажима детали, а это может привести к выбиванию заготовки и аварии. Эту проблему должны решать датчики и контролеры давления, но они не всегда своевременно срабатывают.

В качестве примера, связанного с неполадками в гидросистеме, производственники назвали журналисту www.сайт частые поломки в бесцентрово-токарных обдирочных станках 9А340Ф1 и КЖ9340, работа которых характеризуется значительными динамическими нагрузками:

  • нарушение подачи смазывающего масла в шпиндельный узел, вызывает преждевременное разрушение манжет в системах «Масло-воздух»;
  • по той же причине разрушение подшипников на подающих роликах, может быть вызвано падением обрабатываемой детали на ролики;
  • недостаточность давления в прижимном гидроцилиндре, вызывает прокручивание обрабатываемой детали в тисах;
  • перегрев маслостанции по причинам нехватки масла, некондиционного масла, наличия случайных деталей между трущимися поверхностями.

В конечном этапе, это может привести к поломке гидронасосов и/или помпы в системе охлаждения.

Кроме гидравлики и электродвигателей, являющих зоной риска работоспособности токарных станков , следует акцентировать внимание на «движущей» механике - подшипниках качения и зубчатых передач. В результате влияния высокочастотной вибрации возможны процессы задевания и кавитации . Если, например, в коробке передач на зубчатых колесах имеются дефекты, то велика вероятность задевания и заклинивания, что может привести к выходу из строя соответствующей пары.

Изучая специальную литературу, аналитик портала www.сайт, всё же обратился в мастерскую для опроса специалистов, занимающих ремонтом отечественных токарных станков. Как выяснилось, в российских машинах всех типов наиболее часто возникают всевозможные люфты, дробления, вибрации, отрицательно сказывающие на качестве обработке детали, или делающие невозможной работу станка.

Подобные ремонтные работы относятся к простым, как, впрочем, и замена различных подшипников, и регулировка координат станка. К более сложным, относят восстановительные мероприятия по каретке и суппортам клиньев, а также по изношенным винтовым парам привода салазок суппорта, резцедержке и ходовому валу подъема задней бабки. К работам, требующей значительных затрат, относят исправление геометрии токарного станка в целом. Достаточно часто в токарных станках ремонтируют переднюю бабку, коробку передач, фартук станка. В токарных автоматических станков и станков с ЧПУ часто выходят из строя инструментальные головки и теряют точность датчики позиционирования.


КРУГЛОПИЛЬНЫЕ СТАНКИ

Для продольной распиловки.

Нет подачи (буксование) материала.
1.Над рабочей поверхностью стола недостаточно выступают нижние ролики или конвейер.
Отрегулировать положение роликов или конвейера по отношению к столу.
2.Недостаточное усилие прижима заготовки.
Отрегулировать давление прижимных роликов.

Непрямолинейность поверхности пропила.
1.Прижимные ролики неперпендикулярны направлению движения конвейера.
Отрегулировать положение осей прижимных роликов. При вогнутом пропиле передние концы осей развести, при выпуклом сблизить.
2.Диск пилы теряет устойчивость в работе вследствие неправильной подготовки пилы.
Заменить пилу и правильно подготовить ее.

Неперпендикулярность поверхности пропила базовой поверхности детали.
Заготовка перекашивается вследствие непараллельности прижимных роликов столу.
Отрегулировать зазоры в направляющих прижимного суппорта. Отремонтировать станок.

Неравномерность толщины (ширины) отпиливаемой дощечки.
Направляющая линейка непараллельна диску пилы.
Отремонтировать станок.

Глубокие риски на поверхности.
1.Развод зубьев неодинаков.
Правильно развести зубья.
2.Торцовое биение диска пилы.
Заменить пилу. Проверить биение опорной шайбы. При наличии неисправности заменить шайбу. Заменить и заточить пилу.

Мшистость на поверхности пропила.
Зубья пилы затупились.
Заменить и заточить пилу.

Для поперечной распиловки.

Отсутствует (или слишком мала) рабочая подача суппорта, приводимого в движение от гидроцилиндра.
Засорилась гидросистема.
Прочистить и промыть гидросистему. Сменить масло.

Неравномерность (с рывками) движения суппорта.
В гидросистему попадает воздух.
Проверить уровень масла. Долить масло. Герметизировать систему.

Не выдерживается заданный размер детали.
Торцовый упор не зафиксирован.
Закрепить упор.

Неперпендикулярность торца пласти детали.
Пильный диск неперпендикулярен столу.
Отрегулировать положение шпинделя относительно стола.

Неперпендикулярность торца кромки детали.
1.Заготовка неплотно прилегает к направляющей линейке.
Устранить зазор между заготовкой и направляющей линейкой.
2. Пильный диск неперпендикулярен направляющей линейке.
Отрегулировать положение напрвляющей линейки или повернуть колонку с пильным суппортом.

Сколы и вырывы на торце.
1.Профиль зубьев пилы не соответствует характеру распиловки и породе древесины.
Заменить пилу. Правильно подобрать профиль зубьев пилы.
2.Зубья пилы затупились.
Заменить пилу.
3. Велика скорость подачи.
Уменьшить скорость подачи.

Риски на поверхности пропила.
1.Развод зубьев пилы на сторону неодинаков.
Заменить пилу. Правильно развести зубья.
2.Торцовое биение диска пилы вследствие потери им устойчивости.
Заменить пилу.
3. Торцовое биение зажимных шайб и биение шпинделя .
Заменить шайбы. Отрегулировать станок.

ФУГОВАЛЬНЫЕ СТАНКИ


1.Нет подачи электроэнергии.

2.Выбило тепловое реле.
Включить тепловое реле.
3.Не зафиксировано положение ограждения привода ножевого вала.
Правильно установить и закрепить ограждение, проверить и отрегулировать работу конечного выключателя, блокирующего ограждение.

Подающие валики автоподатчика (конвейера) проскальзывают относительно заготовки.
1.Недостаточное давление подающих роликов автоподатчика (конвейерного механизма подачи).
Отрегулировать усилие прижима вальцов (конвейера).
2.Автоподатчик установлен с большим наклоном к направляющей линейке.
Отрегулировать наклон вальцов к направляющей линейке.

Непрямолинейность обработанной поверхности детали.
Ножи установлены с большим выступом над рабочей поверхностью.

Крыловатость обработанной поверхности детали.
Ножи установлены непараллельно рабочей поверхности стола.
Выверить и выставить правильно ножи относительно заднего стола.


1.Велика скорость подачи заготовки.
Снизить скорость подачи.
2.Биение лезвий ножей.
Проверить ножи на балансировочны весах и подобрать их по массе.

Сколы и вырывы на обработанной поверхности детали.
Нестабильное положение заготовки на столе.
Прижим заготовки должен быть равномерным и достаточным.

Мшистость или ворсистость обработанной поверхности детали.
Ножи затупились.
Заменить ножи.


Местное затупление (выкрашивание) режущей кромки ножей.
Изменить рабочую зону ножей регулированием направляющей линейки. Заменить ножи.

РЕЙСМУСОВЫЕ СТАНКИ

Ножевой вал не вращается при нажатии кнопки "Пуск".
1.Нет подачи электроэнегии.
Проверить подачу электроэнергии.
2.Выбило тепловое реле.
Включить тепловое реле.
3.Не зафиксировано положение ограждения ножевого вала.
Правильно установить и закрепить ограждение, проверить и отрегулировать работу конечного выключателя, блокирующего ограждения.

Нет подачи заготовки (буксование).
1.Давление подающих вальцов недостаточно.
Отрегулировать усилие прижима подающих вальцов.
2.Недостаточно выступают нижние ролики.
Отрегулировать положение роликов относительно рабочей поверхности стола.

Не выдерживается заданный размер.
1.Неправильная настройка стола.
Настроить стол.
2.Стол станка не закреплен.
Закрепить стол.
3.Инструмент затупился.
Заменить инструмент.

Обработанная поверхность непараллельна поверхности детали.
1.Неправильная установка ножей в ножевом валу.
Настроить стол.
2.Нижние ролики не параллельны рабочей поверхности стола.
Отрегулировать положение нижних роликов.

Местные поперечные выхваты на концах деталей.
1.Нижние ролики завышены относительно рабочей поверхности.
Отрегулировать положение нижних роликов.
2.Неправильная установка прижимов.
Отрегулировать положение прижимов относительно ножевого вала.

Продольные полосы на обработанной поверхности.
Местное затупление (выкрашивание) режущей кромки ножа.
Подавать узкие заготовки по другому ручью, заменить инструмент.

Большие кинематические волны на обработанной поверхности.
1.Неправильно установленные ножи в ножевом валу.
Выверить и выставить ножи на окружности резания.
2.Биение ножевого вала.
Проверить ножи на балансировочных весах и подобрать их по массе.

Следы на обработанной поверхности от верхнего рифленого вальца.
1.Завышен прижим заготовки передним верхним вальцом.
Отрегулировать усилие прижима вальца.
2.Недостаточный припуск на обработку.
Отбраковать негодные заготовки.


Ножи установлены с большим выступом над цилиндрической поверхностью корпуса ножевого вала.
Выверить и выставить ножи относительно корпуса на 1-2 мм.

Мшистость и ворсистость, обработанной поверхности.
1.Инструмент затупился.
Заменить инструмент.
2.Износ сменных вкладышей, предотвращающих сколы.
Заменить вкладыши.

ЧЕТЫРЕХСТОРОННИЕ СТРОГАЛЬНЫЕ СТАНКИ

Режущие инструменты не вращаются.
Не зафиксированы ограждения ножевых головок.
Правильно установить и закрепить ограждения, проверить работу конечных выключателей, блокирующих ограждения.

Подающие вальцы не вращаются.
Слабо натянут клиновой ремень вариатора.
Отрегулировать натяжение клинового ремня вариатора.

Подающие вальцы проскальзывают относительно материала.
1.Давление прижимов больше нормы.
Уменьшить давление прижимов.
2.Направляющие линейки установлены неправильно.
Отрегулировать положение направляющих линеек.
3.Нижняя горизонтальная головка установлена ниже рабочей поверхности заднего стола.
Отрегулировать положение нижней головки.

Ненормальный шум и вибрация станка.
1.Не уравновешены ножи, фреза или элементы их крепления.
Проверить крепления ножей и уравновесить их. Сбалансировать инструмент.
2.Неполадки в подшипниковых опорах.
Заменить подшипники.

Не выдерживается заданный размер детали по ширине и толщине.
1.Неправильно произведена размерная настройка.
Отрегулировать положение рабочих суппортов.
2.Суппорты не зафиксированы.
Зафиксировать суппорты.

Непараллельность боковых кромок детали.
Направляющие линейки и боковые прижимы установлены с перекосом.
Отрегулировать положение направляющих линеек и боковых прижимов.

Местные поперечные выхваты на детали.
1.Деталь неодинаково прижимается к столу и направляющим линейкам.
Отрегулировать давление прижимов.
2.Нижние подающие вальцы завышены относительно рабочей поверхности стола.
Отрегулировать положение нижних вальцов.

Продольные полосы на обработанных поверхностях.
1.Местное затупление (выкрашивание) режущих кромок ножей.
Заменить инструмент.
2.Чрезмерное давление прижимных роликов.
Отрегулировать усилие прижима роликов.
3.Велика скорость подачи.
Уменьшить скорость подачи.

Большие кинематические волны на обработанной поверхности.
1.Биение лезвий ножей.
Правильно установить ножи в ножевой головке.
2.Инструмент установлен неправильно.
Снять инструмент, проверить точность его центрирования на шпинделе.
3.Биение шпинделя с фрезой.
Сбалансировать режущий инструмент.

Сколы и вырывы на обработанной поверхности.
1.Ножи установлены с большим выступом над корпусом фрезы.
Уменьшить величину выступа ножей.
2.Прижимы перед ножевой головкой установлены неправильно.
Отрегулировать положение и величину давления прижимов (стружколомателей).

Мшистость и ворсистость обработанных поверхностей.
Затупились инструменты.
Заменить инструмент.

ФРЕЗЕРНЫЕ СТАНКИ.

Чрезмерно вибрирует шпиндель.
1.Инструмент не отбалансирован.
Проверить и заменить инструмент. Остаточный дисбаланс должен быть не более 30 -40 г/мм.
2.Неправильно закреплен инструмент или оправка.
Проверить качество посадочных поверхностей, заменить оправку.
3.Ослаблен клин в направляющих суппорта.
Отрегулировать клин. Зазор в направляющих должен быть не более 0,03 мм.

Снижение частоты вращения шпинделя под нагрузкой
Малое натяжение ремня.
Увеличить натяжение ремня.

Чрезмерный нагрев подшипников шпинделя.
Недостаток, несоответствие или загрязненность масла.
Проверить наличие и качество масла. Промыть систему, заменить фитили.

Не выдерживается размер гребня, паза плинтуса и т.п.
1.Фреза установлена неправильно по высоте.
Заменить промежуточные кольца.
2.Суппорт не зафиксирован.
Отрегулировать положение шпинделя по высоте, закрепить суппорт.

Не выдерживается профиль обработки.
1.Фасонная фреза выбрана неправильно.
Заменить фрезу.
2.Ножи затупились.
Заменить ножи.

Не выдерживается глубина паза, высота гребня и т.п.
Задняя направляющая линейка установлена неправильно или не зафиксирован корпус ограждения.
Установить и закрепить корпус ограждения на столе так, чтобы обеспечивался требуемый выступ фрезы.

Искажена форма криволинейной поверхности детали.
Несоосность копирного кольца и шпинделя.
Установить кольцо относительно оси шпинделя с эксцентриситетом не более 0,07 мм.

Большие кинематические волны на обработанной поверхности.
1.Высокая скорость подачи.
Снизить скорость подачи.
2.Биение режущих лезвий инструмента.
Заменить фрезу, выверить ножи в корпусе сборной фрезы.

Мшистость и ворсистость на обработанной поверхности.
Инструмент затупился.
Заменить инструмент.

Электродвигатели привода шпинделя и подачи отключаются в процессе обработки.
Перегрузка электродвигателей.
Снизить скорость подачи, заменить затупившийся инструмент.

ШИПОРЕЗНЫЕ СТАНКИ ДЛЯ НАРЕЗКИ РАМНЫХ ШИПОВ.

Режущие инструменты не вращаются при нажатии кнопки "Пуск".
1.Нет подачи электроэнергии.
Проверить подачу электроэнергии.
2.Не зафиксировано положение ограждений режущих инструментов.
Правильно установить и закрепить ограждения, работу конечных выключателей, блокирующих ограждения.

Каретка не перемещается.
Не до конца нажат конечный выключатель рабочего хода.
Отрегулировать положение кулачка относительно конечного выключателя.

Каретка перемещается неравномерно (с рывками)*
1.Недостаточный уровень масла в гидробаке.
Долить масла в гидробак.
2.В гидросистему попадает воздух.
Перемещением поршня удалить воздух из гидросистемы, подтянуть гайки, соединяющие трубопроводы.
3.Чрезмерно велика вязкость масла или масло загрязнилось.
Заменить масло.
4.Засорился фильтр, распределитель или трубопровод.
Промыть систему, залить свежее масло.
5.Чрезмерно прижаты ролики каретки к круглой направляющей.
Отрегулировать зазор между направляющей и роликами каретки.

Скорость рабочей подачи снижается под нагрузкой*
Большая утечка масла в уплотнениях или трубопроводах.
Сменить уплотнения, герметизировать систему.

Не выдерживается заданный размер по длине детали.*
1. Откидной упор на каретке установлен неправильно.
Отрегулировать положение откидного упора.
2. Пила установлена неправильно относительно откидного упора.
Отрегулировать положение пилы

Не выдерживаются заданные размеры шипа по длине и толщине.
1. Режущие инструменты настроены неправильно.
Отрегулировать положение режущих инструментов относительно установочных баз станка.
2. Суппорты не зафиксированы.
Закрепить суппорты.

Непараллельность поверхности шипа или проушины базовой поверхности детали по ширине.
Заготовки закреплены с перекосом.
Отрегулировать положение прижима.

Неперпендикулярность дна проушины или заплечиков базовой кромки детали
Направляющая линейка установлена неперпендикулярно направлению подачи.

Сколы и вырывы на поверхности детали при выходе инструмента.
1. Высокая скорость подачи. Инструмент затупился.
Снизить скорость подачи. Заменить инструмент.
2. Нестабильное положение заготовки в процессе обработки.
Отрегулировать усилие прижима.
3. Деревянные вкладыши на упорах износились.
Заменить вкладыши.

* - неисправности характерны только для односторонних шипорезных станков

ОДНОСТОРОННИЕ ШИПОРЕЗНЫЕ СТАНКИ ДЛЯ ЯЩИЧНЫХ ПРЯМЫХ ШИПОВ

Стол не перемещается.
1.Недостаточный уровень масла в баке.
Долить масло в бак.
2.Недостаточное давление масла в гидросистеме.
Отрегулировать винт предохранительного клапана на давление 1,2-1,5 МПа

Скорость подачи стола снижается под нагрузкой.
Большая утечка масла в уплотнениях.
Сменить уплотнения, герметизировать гидросистему.

Стол не перемещается в обратном направлении.
Упор на штанге механизма управления не переключает распределитель на обратный ход.
Отрегулировать положение упора.

Не выдерживается глубина проушины или длина детали.
Упорная линейка установлена неправильно.
Отрегулировать положение упорной линейки.

Не выдерживается толщина шипа или ширина проушины.
Фрезы и прокладочные кольца не соответствуют заданному размеру шипов и проушин.
Заменить фрезы или кольца.

Неодинаковая глубина проушин по ширине детали.
1. Неправильно оторцованы заготовки.
Отбраковать заготовки.
2.Направляющая линейка установлена неперпендикулярно фрезерному валу.
Отрегулировать положение направляющей линейки.

Сколы на детали при выходе режущего инструмента
1. Инструмент затупился.
Заменить инструмент.
2. Большая скорость подачи материала.
Снизить скорость подачи материала.
3. Подкладной щит износился.
Заменить подкладной щит.

СВЕРЛИЛЬНО-ПАЗОВАЛЬНЫЕ СТАНКИ

Вертикальные станки.

Не выдерживается требуемый диаметр отверстия.
1. Диаметр сверла выбран неправильно.
Заменить сверло.
2. Чрезмерное биение сверла.
Правильно закрепить сверло, заменить патрон.

Неперпендикулярность отверстия базовой поверхности детали.
Шпиндель неперпендикулярен рабочей поверхности стола.
Отрегулировать положение стола или шпинделя.

Частые поломки сверла.
Велика скорость подачи.
Снизить скорость подачи.

Рваная поверхность отверстия.
1. Сверло заточено неправильно.
Исправить угол заточки сверла.
2. Сверло затупилось.
Заменить сверло.

Горизонтальные станки

Отсутствует или слищком мала скорость подачи стола.
1. Неисправен напорный гидроклапан.
Проверить и промыть гидроклапан, заменить пружину.
2. Утечка масла.
Заменить уплотнение. Подтянуть гайки в соединениях. Долить масло.

Скорость подачи стола не регулируется
1. Неисправен дроссель.
Промыть дроссель. Неисправный дроссель заменить. Подтянуть гайки в соединениях. Долить масло.
2. Засорилось масло.
Профильтровать масло или заменить новым.


1. Перетянуты клинья в направляющих.
Отрегулировать зазор в направляющих суппорта.
2. Неисправен обратный клапан.
Заменить обратный клапан.
3. Ослабла пружина прижима.
Заменить пружину.

Частые поломки фрезы.
Велика скорость подачи стола.
Снизить скорость подачи стола.

Не выдерживается ширина гнезда
1. Диаметр фрезы не соответствует требуемому размеру гнезда.
Заменить фрезу.
2. Неправильно установлена фреза в патроне.
Правильно установить фрезу. Биение проверить индикатором, установленным на столе станка.

Не выдерживается длина гнезда.
1. Неправильно установлена длина кривошипаю
Отрегулировать длину кривошипа.
2. Ограничители хода стола установлены неправильно.

Не выдерживается расстояние гнезда от торца детали
Торцовый упор установлен неправильно.
Отрегулировать положение торцового упора.

Непараллельность гнезда базовой пласти
Плоскость качания фрезы непараллельна рабочей поверхности стола.
Отрегулировать положение стола или суппорта.

Неперпендикулярность гнезда базовой кромке детали.
Стол перемещается непараллельно оси шпинделя.
Отрегулировать положение шпинделя на суппорте.

Рваные поверхности гнезда.
1. Инструмент затупился.
Заменить инструмент.
2. Инструмент заточен неправильно.
Правильно заточить инструмент.
3. Недостаточное число качаний суппорта.
Увеличить число качаний суппорта.

ЦЕПНО-ДОЛБЕЖНЫЕ СТАНКИ

Отсутствует или слишком мала скорость подачи.
1. Напорный гидроклапан неисправен (открыт).
Отрегулировать давление пружины напорного гидроклапана.
2. Утечка масла.
Заменить уплотнения, подтянуть гайки в соединениях системы.

Скорость подачи суппорта не регулируется.
1. Засорился дроссель.
Очистить и промыть дроссель.
2. В гидросистему попадает воздух.
Устранить возможность попадания воздуха в гидросистему, долить масло.
3. Засорилось масло.
Промыть фильтр и гидросистему, сменить масло.
4.Перетянуты клинья в направляющих суппорта.
Отрегулировать зазор в направляющих суппорта.

Прижим медленно освобождает заготовку.
Ослабла пружина прижима.
Заменить пружину.

Цепь соскальзывает с направляющей линейки.
Цепь слабо натянута.
Натянуть цепь

Чрезмерно нагреваются роликоподшипник и цепь.
Отсутствует или недостаточна смазка направляющей линейки и роликоподшипника.
Отрегулировать подачу масла. Прочистить систему и залить свежее масло.

Не выдерживается ширина гнезда.
Режущая головка не соответствует требуемому размеру гнезда.
Заменить режущую головку.

Не выдерживается длина гнезда.
Упоры, ограничивающие ход стола, установлены неправильно.
Отрегулировать положение упоров.

Не выдерживается глубина гнезда
Ограничители хода суппорта установлены неправильно.
Отрегулировать положение ограничителей.

Не выдерживается размер гнезда до базовой поверхности детали.
Неправильно установлена или не зафиксирована режущая головка суппорта.
Отрегулировать и зафиксировать режущую головку.

Непараллельность гнезда базовой поверхности детали.
1. Перекос режущей головки относительно направляющей линейки.
Отрегулировать положение направляющей линейки на столе.
2. Попадание стружек между направляющей линейкой и заготовкой.
Очистить рабочие поверхности стола и линейки.

Неперпендикулярность гнезда кромке детали.
Цепь не перпендикулярна столу.
Отрегулировать положение режущей головки относительно стола.

Сколы древесины на выходе зубьев цепи.
1. Цепь затупилась.
Заменить цепь.
2. Подпор установлен неправильно.
Отрегулировать положение подпора относительно зубьев цепи.

Рваные поверхности гнезда.
1. Вибрация цепи вследствие больших зазоров в шарнирах звеньев цепи и роликоподшипнике.
Заменить цепь и роликоподшипник.
2. Появление зазоров в направляющих суппорта и стола вследствие разладки и износа станка.
Подтянуть регулировочные винты, устранить зазоры в направляющих.

ЛЕНТОЧНЫЕ ШЛИФОВАЛЬНЫЕ СТАНКИ

Разрыв шлифовальной ленты
1. Лента надета на шкивынеправильно.
Шов расположить по ходу движения ленты.
2. Лента чрезмерно натянута.
Отрегулировать положение неприводного шкива.
3. Большое удельное давление при шлифовании.

Местное или полное сошлифовывание облицовочного слоя.
1. Стол по высоте установлен неправильно.
Опустить стол.
2. Мала скорость перемещения стола или утюжка.
Увеличить скорость подачи.

Не выдерживается требуемая шероховатость поверхности.
1. Зернистоть шкурки не соответствует условию шлифования.
Заменить шлифовальную ленту.
2. Скорость подачи стола или утюжка велика.
Уменьшить скорость подачи.

Ожоги древечсины.
1. Шкурка затупилась.
Заменить шлифовальную ленту.
2. Чрезмерное удельное давление при шлифовании.
Уменьшить силу прижима утюжка.

Высокие требования к точности размеров детали, к отклонениям от геометрической формы и к шероховатости обрабатываемой поверхности выполнимы лишь при условии сохранения доводочными станками своей первоначальной точности. Погрешности отдельных механизмов, погрешности их взаимных перемещений регламентируются соответствующими стандартами. Знание взаимосвязи между неисправностями доводочных станков и погрешностями обработки позволяет быстро установить причину отклонений в технологическом процессе и восстановить необходимую точность обработки.

Неисправности шлифовальных станков. Анализ схем отделочного (прецизионного) наружного и внутреннего шлифования позволяет сделать вывод, что обрабатываемая поверхность может быть строго цилиндрической как в продольном, так и в поперечном сечениях лишь при определенных условиях: а) деталь и шлифовальный круг должны иметь постоянную ось вращения; б) оси вращения детали и круга должны быть параллельны в горизонтальной и вертикальной плоскостях; в) оси детали и круга в процессе резания должны сохранять параллельность направлению продольной подачи.

Нормы точности для шлифовальных станков прецизионного наружного и внутреннего шлифования очень высоки и позволяют длительное время получать детали с теми предельными отклонениями, которые указаны в паспорте станка. В связи с этим появление погрешности обработки следует рассматривать как нарушение технологического процесса в любой из его составных частей Определяющая роль в вопросах точности обработки, безусловно, принадлежит состоянию станка.

При смещении оси пиноли задней бабки в горизонтальной плоскости отклонение от цилиндричности возникает от изменения места заднего центра в связи с колебаниями длин деталей.

При внутреннем шлифовании погрешность обработки может быть вычислена по аналогичным формулам в зависимости от того, какие неисправности станка, технологической оснастки или шлифовальных кругов проявляются при обработке отверстий. Если при внутреннем шлифовании ось вращения детали по высоте не совпадает с осью вращения шлифовального круга, то отклонение от цилиндричности можно вычислить по формуле.

Достижение высокой точности при шлифовании отверстий - задача наиболее сложная из всех доводочных операций. Рассматривая схему технологического процесса внутреннего доводочного шлифования, нетрудно заметить дополнительные технические трудности, отрицательно сказывающиеся на точности обработки.

Особенности эти определяются тем, что шлифовальный круг должен быть меньше диаметра обрабатываемого отверстия. Если отверстие имеет значительную длину (два-три диаметра), инструмент крепят на оправке сравнительно малого диаметра при значительной длине. Даже незначительные силы резания вызывают упругое отжатие оправки с абразивным кругом, и ось вращения круга отклоняется от направления продольного перемещения шлифовального шпинделя. В связи с этим исключительное значение преобретает повышение жесткости шлифовальных шпинделей (включая оправку). Под жесткостью какого-либо механизма или станка следует понимать способность оказывать сопротивление перемещению детали, находящейся под действием силы. Жесткость шлифовального шпинделя круглошлифовальных станков составляет 20-30 кН/мм, оправка шлифовального шпинделя внутришлифовальных станков имеет жесткость в 100-200 раз меньшую.

При шлифовании отверстий малых диаметров и большой длины никакими техническими приемами существенно увеличить жесткость оправки не удается. В таких случаях для повышения точности обработки (для восстановления параллельности рабочей поверхности круга его продольному перемещению) прибегают к развороту шлифовального шпинделя в горизонтальной плоскости на угол, равный углу отжатия оправки при резании.

Второй серьезной технической сложностью достижения высокой точности внутреннего шлифования является низкая скорость резания вследствие малых диаметров абразивных кругов. Для достижения скорости резания 40-50 м/с, а в некоторых случаях и 30 м/с необходима частота вращения круга 100-200 тыс. об/мин. Это достигается применением электрошпинделей.

Обслуживание станков с ЧПУ – комплекс мер, направленных на поддержание станочного оборудования в работоспособном состоянии и устранение возможных неполадок. ЧПУ станки – сложные приборы, обеспечивающие автономную или полуавтономную обработку заготовок с высокой точностью.

Из-за сложной конструкции любая проблема может привести к ухудшению точности выполняемой задачи, ввиду чего потребуется ремонт станков с ЧПУ.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание проводится тогда, когда станок с ЧПУ находится еще в исправном состоянии. Цель обслуживания – предотвратить возникновение поломок.

ТО также требуется, когда осуществляется:

  • хранение станка;
  • транспортировка;
  • подготовка к использованию.

Полноценное сервисное обслуживание оборудования способна предоставить фирма-производитель. Помимо стандартных работ, ТО включает проверку соблюдения нормы оснащения помещения, в котором используется агрегат.

При техническом обслуживании станка работы осуществляются целой группой профессионалов, состоящей из:

  • слесарей-ремонтников;
  • электриков;
  • специалистов по электронике;
  • операторов;
  • смазчиков.

При отсутствии узких специалистов работа возлагается на наладчика. Обслуживание может быть плановым или неплановым. Если периодически проводится плановое ТО в соответствии с нормами эксплуатации, прибегать к обслуживанию второго типа не понадобится. Если же при осмотре оборудования выявлены поломки, нужен ремонт. Его может предоставить сервисная компания.

Способы определения неисправностей

Станки с ЧПУ – приборы, имеющие сложную систему работы. Найти неисправность самостоятельно сложно, поэтому этой задачей занимается сервисный центр. Точно выявить поломку можно при помощи трех методов:

  • логического;
  • практического;
  • тестового.

Первый метод предполагает проведение аналитических работ. Он осуществляется специалистами, которые хорошо знают устройство станка с ЧПУ. Логический метод позволяет проанализировать работу станка в целом, и отдельно и блоке ЧПУ. После этого будут выявлены малейшие неточности, на основе которых можно будет определить причину, и устранить ее.

Второй метод проводится при помощи специально разработанной схемы. Система на станке делится на несколько частей, после чего они отдельно диагностируются. При выявлении неисправности в какой-то части, она делится еще на несколько частей. Каждая из них также анализируется. Данная схема используется, пока не будет найдена точная причина поломки. Только после этого можно будет выбирать способы ее устранения.

Третий метод используется в производственных условиях. Он предполагает применение специальной программы, анализирующей работу агрегата. Когда будет проведен полноценный анализ, программа укажет, какие именно проблемы имеются в работе агрегата, и как их можно устранить. Преимущество этого метода заключается в быстром поиске неисправности без разбора и перевозки станка.

Виды ремонта

Ремонт ЧПУ станков бывает двух типов: текущего и капитального. Первый тип предполагает частичное устранение неполадок, а второй – полноценный ремонт комплектующих прибора. Ранее вместо текущего ремонта осуществлялся средний или малый. Но позже они были объединены с целью обеспечения более качественного ремонта. Комплекс работ по ремонту делится на три этапа:

  • восстановление геометрии направляющих, ремонт приводов, наладка деталей, отвечающих за движение инструмента;
  • восстановление электрической системы (разводка, датчики, и другие детали);
  • ремонт стойки ЧПУ (платы, контроллеры, разводка).

Перед началом ремонта должна быть составлена дефектная ведомость. Ее составляет владелец оборудования. На основе документации будет спланирован комплекс ремонтных работ. После окончания ремонта проводится тестирование прибора. Станок возвращается владельцу, если обнаруженные проблемы будут устранены. При качественном ремонте можно восстановить характеристики агрегата до показателей, соответствующих техническому паспорту устройства.

В некоторых случаях также проводятся действия по аварийному ремонту станков. Он выполняется, когда при производстве оборудования были допущены дефекты. Также этот вид ремонта необходим, если была нарушена эксплуатация прибора.

Причины

Станок ЧПУ состоит из двух частей: самого прибора и системы числового программного управления. Диагностика также проводится раздельно. Сначала обследуется станок, а потом система ЧПУ. Причинами выхода из строя приборов этого типа чаще всего становятся:

  • неправильно отрегулированные узлы и рабочий инструмент;
  • перегрузка станка;
  • несоблюдение нормы эксплуатации;
  • износ или повреждения комплектующих;
  • неправильный ремонт агрегата.

При неправильно пробитом контрольном числе возникнет ошибка в перфоленте. В этом случае ее придется заменить. Если при хранении перфоленты не учитываются правила, или же на нее попадет масло, она быстро придет в неисправное состояние. Проблема также решается ее заменой. Если в оптическую систему попадет влага, пыль или грязь, фотосчитывание перестанет выполнять свою функцию. Исправить ситуацию можно, протерев спиртом линзу.

Неисправность лентопротяжного прибора – более серьезная проблема. Она повлияет сразу на считывающее оборудование и перфоленту. Для решения проблемы требуется очистка, смазка и регулировка лентопротяжного прибора.

Если технические неисправности возникли в системе с числовым программным управлением, последствия могут характеризоваться ошибками в работе станочного оборудования.

Проблему может решить восстановленная электроника и введение новой программы.

Профилактика

Профилактика предполагает диагностику исправного агрегата с целью обслуживания и выявления возможных технических неисправностей. Профилактические работы могут проводить люди, имеющие специальную подготовку. Комплекс действий включает:

  • смазку комплектующих;
  • очистку конструкции от грязи;
  • очистку или замену воздушных фильтров и электронных систем.

Последняя задача осуществляется при помощи электроников. Смазка требуется деталям, которые подвергаются наибольшему трению при работе. Для смазки используется вазелиновое или индустриальное масло 30. Вместе со станками следует документация, в которой указано, как ими пользоваться. Неисправности могут возникать даже при соблюдении нормы использования.

И его аналоги - один из самых распространенных видов металлорежущего оборудования на постсоветском пространстве. Он начал выпускаться почти пятьдесят лет назад (в 1971 году) и до сих пор применяется на разных производствах: от небольших мастерских до крупных промышленных предприятий. 16К20 имеет множество модификаций и аналогов, которые выпускаются не только в бывших союзных республиках, но и на нескольких станкостроительных заводах Китая и Болгарии.

Ремонт этих токарных станков хорошо освоен на многих предприятиях, поскольку за многие годы компоновка и состав механизмов у 16К20 практически не изменились. Также остались неизменными порядок и состав ремонтных работ, хотя сейчас это оборудование ремонтируют не только традиционными методами, но и с применением современных технологий и материалов.

Возможные неисправности

При длительной эксплуатации токарного оборудования детали его механизмов теряют свои первоначальные качества, что приводит к изменению их формы, увеличению зазоров в местах сопряжений и ухудшению состояния поверхностей трения. Одна из главных причин возникновения таких неисправностей - это износ поверхностей трения отдельных деталей, который происходит в результате:

  • воздействия силы трения;
  • пластической деформации (смятия металла);
  • усталости поверхностного слоя;
  • химической коррозии.

Возможные неисправности основных элементов токарного станка:

  1. Корпусные детали. Трещины, сколы, износы отверстий, повреждение резьб, отклонение от прямолинейности плоскостей.
  2. Валы. Износ шеек, шпоночных пазов, центровых отверстий.
  3. Фланцы. Трещины и сколы в крепежных отверстиях. Износ поверхностей сопряжения.
  4. Шестерни и валы-шестерни. Износ зуба и радиальное биение зубчатого венца.
  5. Шпиндель. Износ шеек, переднего внутреннего конуса и шлицевого соединения.
  6. Ходовой винт. Износ резьбы и шеек.
  7. Валик ходовой. Износ шпоночного паза и шеек.

На основании осмотра и контрольных замеров этих компонентов 16К20 определяется необходимость ремонта и проводится подготовка к ремонтно-восстановительным работам. Осмотр станка на предмет ремонта начинается со шкива, который на токарном станке 16К20 передает движение от главного двигателя к шпинделю. Перечень основных проблем, возникающих вследствие нарушений правил эксплуатации оборудования, приводится в разделе 16 «Руководства по эксплуатации. Здесь же указаны возможные причины и методы их устранения.

Виды ремонта

Ремонтные работы выполняются с целью поддержание эксплуатационных характеристик токарного оборудования и бывают двух видов: плановые и неплановые. Первые выполняются только на основании графиков планово-предупредительных ремонтов. Для 16К25 предусматривается четыре вида работ, включающие осмотр и три вида ремонтов:

  • малый;
  • средний;
  • капитальный.

Согласно п. 17.2 «Руководства по эксплуатации» токарного станка 16К20, его межремонтный период (время работы до первого капремонта) при условии соблюдения эксплуатационных требований производителя составляет 10 лет при двухсменной работе. За этот период должно быть выполнено шесть плановых осмотров 16К20, четыре малых ремонта, один средний (в середине периода) и один капитальный (в конце периода).

Потребность в неплановых ремонтных работах обычно возникает при внезапном снижение допустимых параметров оборудования или выходе его строя. Такое обычно происходит при несоблюдении паспортных требований производителя по эксплуатации и обслуживанию токарного оборудования. На производственных предприятиях все виды работ проводят по графикам ППР квалифицированным персоналом специализированных ремонтных подразделений. На малых предприятиях ремонт токарного станка выполняют своими руками по мере возникновения проблем с его точностью и работоспособностью.

Этот вид ремонтных работ выполняется как по утвержденной номенклатуре, так и по результатам наблюдений за токарным оборудованием во время ежесменного и периодического технического обслуживания. Его цель - обеспечить работу токарного оборудования до следующего планового ремонта.

Согласно п. 17.3.3 «Руководства по эксплуатации» токарного станка 16К20 при малом ремонте обязательными для выполнения являются следующие виды работ:

  • выявление неисправностей для устранения при последующих плановых ремонтных работах;
  • замеры геометрии оборудования на паспортную точность;
  • испытания на холостом ходу;
  • испытания на шумность и температурные режимы;
  • проверка точности и чистоты обработки.

Выполнение остальных работы из приведенного в Руководстве перечня выполняют только при необходимости в зависимости от состояния оборудования. По результатам малого ремонта составляется ведомость состояния деталей механизмов для включения в состав следующих по графику ППР работ.

Средний ремонт

В состав этого вида ремонтных мероприятий входят работы по списку рекомендаций малого ремонта, а также неполная разборка токарного 16К20, при которой выполняется восстановление работоспособности основных механизмов и агрегатов. Такой ремонт для токарно-винторезного станка 16К20 выполняют по перечню, который приводится в п. 17.3.4 «Руководства по эксплуатации».

При среднем ремонте обязательно проверяется точность до и после разборки токарного оборудования, проводится контроль жесткости шпинделя, а также делаются замеры износа поверхностей трения до и после их восстановления. Средний ремонт токарного станка выполняют в середине межремонтного периода. Его цель - восстановление ресурса токарного оборудования до такого уровня, чтобы станок смог проработать до капитального ремонта.

Капитальный ремонт

Согласно п. 17.3.2. «Руководства по эксплуатации» капитальный ремонт токарного станка 16К20 предваряется осмотром состояния станочного оборудования. Во время осмотра проверяют данные осмотров при предшествующих ремонтных работах, определяют перечни деталей на восстановления и замену, а также производят изготовление рабочих чертежей для заказа заменяемых деталей.

При капремонте перед полной разборкой выполнятся проверка точности 16К20 и степень изношенности поверхностей трения.

После полного демонтажа всех механизмов, выполняется очистка каждой деталей, после чего производится их осмотр и сверка с дефектной ведомостью. Капремонт предусматривает восстановление всех паспортных характеристик 16К20. Поэтому токарные станки после качественного капитального ремонта имеют такие же параметры, как и новое токарное оборудование, а их межремонтный период также составляет десять лет.

Скачать паспорт (инструкцию по эксплуатации) токарного станка 16К20

Ремонт основных узлов

Станина

Станина 16К20 - это литая конструкция с ребрами жесткости, на которой монтируются все остальные оборудование токарного станка. На верхней части станины расположены четыре продольные направляющие токарного станка: две плоские и две призматические. От состояния их поверхностей зависит точность позиционирования задней бабки и каретки суппорта, а также соосность передней и задней бабок. Состав и порядок выполнения работ регламентируется разделом 6.1 технического руководства «Ремонт токарно-винторезного станка 16К20».

Существует четыре способа механообработки, с помощью которых выполняют ремонт направляющих токарного станка:

  • ручная шабровка;
  • шлифовка с применением переносного шлифовального оборудования;
  • шлифовка на плоскошлифовальном оборудовании;
  • строгание на продольно-строгальном станке;

В общем случае, если износ составляет менее 15 мкм на 1000 мм, геометрию поверхности восстанавливают методом ручной шабровки. Если больше - с применением станочного оборудования или методом напыления.

Шабровка выполняется ручным слесарным инструментом, поэтому ее трудоемкость в несколько раз выше, чем при механизированной обработке.

Кроме того, этим способом можно обрабатывать только незакаленные поверхности. Шабрить станину токарного станка можно без демонтажа станины, поэтому наряду с ручной шлифовкой - это самый распространенный метод восстановления поверхностей направляющих.

Шлифовка направляющих с применением переносного шлифовального оборудования, устанавливаемого на станине, применяется в двух случаях: при невозможности доставки станины в ремонтный цех и в случае, если длина станины больше длины стола шлифовального оборудования. Самый эффективный способ восстановления направляющих станины - это обработка на шлифовальных и продольно-строгальных станках в ремонтных цехах или на специализированных предприятиях. Он обеспечивает самую высокую точность и гарантирует качество.

Восстановление глубоких повреждений станины токарного станка производится путем напыления латуни или цинка, а также заливкой баббитом. После заполнения металлом вмятин и выбоин поверхность направляющей обрабатывают шлифовкой или шабровкой.

Каретка

В соответствии с разделом 6.2 Технического руководства ремонт каретки суппорта токарно-винторезного станка 16К20 включает две технологические операции:

  • восстановление нижних направляющих, сопряженных с направляющими станины;
  • восстановление поперечных направляющих, примыкающих к направляющим нижней части суппорта.

Перед началом работ каретку устанавливают на выставленную станину вместе с рейкой и коробкой подач. После этого на каретку монтируют прижимные планки, фартук, ходовой винт и ходовой вал, выставляют ее на точность, делают замеры и проверяют зацепление шестерни фартука с рейкой.

По результатам контрольных замеров определяют степень износа поверхностей направляющих и обрабатывают их ручным и механическими способами до достижения нормативных прямолинейности, плоскостности и параллельности. На финальной стадии точность прилегания к станине токарного станка обеспечивается обработкой шабером и шлифовальными устройствами.

Согласно разделу 6.7 Руководства в номенклатуру работ по ремонту 16К20 входят технологические операции, по восстановлению параметров следующих компонентов:

  • поверхности корпуса, сопряженные с поверхностями плиты;
  • поверхности плиты, примыкающие к корпусу и станине;
  • отверстие под пиноль.

При восстановлении плоских поверхностей применяют шабровку и шлифовку, а при обработке пиноли - расточку.

Шлифовку плоских поверхностей направляющих выполняют на продольно-шлифовальном станке. Призматические поверхности доводятся до нормативного качества шабровкой. Расточка отверстия под пиноль производится двумя способами: на самом станке с помощью борштанги и с демонтажом на расточном станке.