Все о печах и каминах - Информационный портал

Звездный английский или английский от чуковского до путина. Книга: Методика ускоренного изучения иностранных языков Основные принципы метода

Като Ломб — личность уникальная. Она была писателем и переводчиком, но широкую известность получила прежде всего благодаря своим выдающимся способностям в сфере изучения иностранных языков. Ее родным языком был венгерский, она свободно владела английским, французским, немецким и русским языками. Могла объясниться на итальянском, испанском, японском, китайском и польском, читала и переводила на болгарском, датском, румынском, словацком, украинском, польском и латыни. Итого 16 языков ! Невероятно!

Что удивительно, большинство языков Ломб изучала самостоятельно , по собственному методу, который включал в себя освоение грамматики параллельно с чтением оригинальных текстов и заучиванием устойчивых словосочетаний, наиболее часто употребляемых в устной речи. Свой подход она изложила в книге «Как я изучаю языки».

Я хотела бы привести несколько цитат из этой, безусловно заслуживающей прочтения книги. Просто отдельные отрывки, которые лично мне понравились больше всего.

«Наш современник, изучающий или желающий изучать иностранный язык, сильно отличается от своих коллег в предыдущих поколениях. Он уже не школяр, единственное дело которого так или иначе – учеба. Он занимается языком не под давлением обстоятельств, не обязан приноравливаться к дисциплине, ритму и учебным средствам школы. Он должен иметь свои мотивы и систему изучения языка.»

«Нужен какой-то такой метод, при котором изучение языка не ляжет на плечи тяжким грузом, а будет в жизни трудящегося человека моментом развлечения. Метод, который предложил бы изучающему язык не как искусственно созданный учебный материал … а оригинальный языковый материал, лежащий в поле личных интересов учащегося и требующий только раздумий с «ключом» в руках.»

«Грамматика – это система. Кто душою и сердцем усвоил грамматику какого-либо языка, кто прошел выучку грамматики, тот подготовлен к систематизированию во всех областях систематизируемых знаний.»

"Первый вопрос, над которым я уже давно ломала голову, заключался в следующем. Действительно ли придуманный мною способ изучения языков годится и для других: можно ли приблизиться к иностранному языку через интересное для данного лица чтение?"

«В 1954 году мне впервые представилась возможность поехать за границу. И хотя с тех пор я объездила, можно сказать, весь мир, я ни разу не волновалась так, как разволновалась, услыхав, что есть возможность поехать … в Чехословакию. Я без промедления купила роман Ивана Ольбрахта «Анна-пролетарка» и, пользуясь своим уже привычным способом, распутала по тексту загадку склонений и спряжений. Выделенные таким образом правила я записала на полях книги. От безжалостного обращения бедная книга пришла в такое состояние, что, когда я вернулась домой, она буквально разваливалась по листочкам. После этого понимать и переводить словацкие и украинские тексты стало уже нетрудно.»

« Мы изучаем языки потому, что язык – единственное, что небесполезно изучить даже плохо… Мост доброй воли между людьми может быть построен даже на предложениях с грамматической точки зрения неправильных. И если, спросив с ошибками на венецианском вокзале, какой поезд следует в Милан, из-за неправильно построенной фразы мы вместо Милана уедем в Будапешт, домой, это все же лучше, чем вообще ничего не уметь спросить.»

«В связи с вопросом «Когда нам изучать языки?» надо было бы заняться только определением верхней границы. Но делать это бессмысленно, потому что таковой попросту нет… Сейчас, когда средний человеческий возраст увеличился почти на десятилетие, когда растет число людей, которые «переквалифицируются» в духовно свежих, полных сил пенсионеров, располагающих к тому же временем, этой новой «жизнью», возможно, станет для многих именно изучение иностранных языков.»

«Серьезные люди обобщений обычно избегают. И все же напрашивается вывод, опирающийся на статистические данные: в среднем минимальное время для эффективного изучения языка составляет 10–12 часов в неделю. Так пусть же каждый, кто начинает изучение нового языка, составит прежде баланс своей занятости! Если он не может или не хочет затратить необходимого времени, то, прежде чем начать, пусть дважды подумает!»

«Всякий раз, когда меня спрашивают, как это мне удалось достичь успехов в стольких языках и за столь короткое время, я мысленно отдаю честь источникам всех знаний – книгам. Так что существо моего ответа на данный вопрос выражает один-единственный призыв: давайте читать!»

«В наши дни стало уже совершенно очевидно, что самый надежный носитель иностранного языка, книга, является вместе с тем и учебником. И вышеприведенный девиз нуждается в дополнении: книга учит не только грамматике, она – самое безболезненное орудие расширения словарного запаса, изучения лексики вообще.»

«Произношение – одна из труднейших задач в изучении языка и один из важнейших пробных камней правильности нашей учебы. Хотя без знания лексики и грамматики тоже достигнешь немного, в первый момент контакта с иноязычными собеседниками о наших знаниях судят прежде всего по произношению.»

«Словарь – средство утоления нашей жажды знания на многие годы. Он заслуживает, чтобы посвятить хотя бы несколько страничек многим тысячам слов, заключенным в нем. Первое, что мне хотелось бы пожелать моим читателям, – чтобы словарь никогда вас не покидал. И второе – чтобы вы всегда могли расстаться со словарем. Словарь – лучший ключ для вскрытия замка зыка. Его надо купить и листать до тех пор, пока он не истреплется... Вовремя научиться пользоваться словарем – наиглавнейшая задача. А тем, кто занимается иероглифическими языками, я дала бы словарь с первых шагов. А потом отняла бы, как и у изучающих остальные языки.»

«С педагогической точки зрения наибольшую ценность представляют собою ошибки, совершенные нами же. Если мне удалось обнаружить свое заблуждение, если мне указали на него смехом, удивлением, непониманием, а порою даже и досадой, обидой, то при этом опосредствующим, вспомогательным орудием закрепления оказываются мои эмоции, моя невольная, пусть даже скрытая от глаз реакция. Итак, не будем сердиться на ошибки и не будем их стыдиться.»

«Многие заблуждаются, думая, что пребывание в стране автоматически даст знание языка этой страны. В языковой среде к нам, возможно, и приклеится пара разговорных оборотов, два-три десятка слов, выражений, но не больше. Во всяком случае, не больше, чем мы сможем выучить дома за то же самое время.»

«Ни к кому ничто само по себе не прилипает, разве что цепкие колючки. Успех в изучении языка определяется простым уравнением: затраченное время + интерес = результат.»

1. Научитесь сначала воспринимать речь в медленном и среднем темпе. Иностранная речь может поначалу трудно восприниматься. И вот почему: когда вы только-только учились разговаривать на своем родном языке, ваш мозг выстраивал фильтры, которые автоматически отфильтровывал звуки, которых нет в вашем...

Наверное, это наиболее распространенный совет тем, кто изучает иностранный язык. Его Вы можете услышать от учителей, веб-мастеров, создающих сайты на нескольких языках, бывалых туристов и международных бизнесменов. Большинство преподавателей иностранных языков ставят цель как можно скорее обучить учеников разговорной речи, причем говорить вы должны...

1. Самое главное заучиваем назубок! 2. Повторение – мать учения! «Repetitio est mater studiorum» – так звучит латинское изречение, перевод которого мы только что привели. Оно было сформулировано еще в античные времена и с тех пор никогда не ставилось под сомнение....

Как стать переводчиком и куда пойти учиться чтобы получить диплом переводчика? Начну с главного: мне кажется, что профессиональные переводчики служат некими «проводниками» культур между разными народами, поддерживая между ними непрерывную связь. Многие известные писатели: Александр Сергеевич Пушкин, Борис Пастернак, Корней Иванович Чуковский, Борис Заходер,...

В наши дни знание иностранного языка - не образовательная роскошь, а карьерная необходимость. В Москве, где английский является рабочим языком многих международных компаний, доходит до того, что во многих офисах почтовые программы не воспринимают кириллицу. Сколько же времени и денег нужно потратить, чтобы выучить иностранный язык, и какие выгоды сулит человеку хорошее...

Коммуникативный метод Коммуникативный метод стоит на первом месте среди наиболее часто используемых методов обучения иностранным языкам. Можно встретить другое название метода -«оксфордский» или»кембриджский» (для английского языка) по названию известных британских университетов, где были разработаны основы этого метода. Коммуникативный метод используется сегодня для преподавания...

Собираетесь в путешествие и хотите выучить иностранный язык? Трудно представить другую более подходящую причину для изучения иностранного языка. Полный смысл изучения иностранного состоит в том, чтобы уметь общаться с другими людьми, которые не понимают ваш язык. Даже если они могут вас понимать, все...

Изучение нового языка – задача, конечно, не из легких, но от вас зависит: сделать изучение легче или труднее. Хотя некоторые языки, такие, как китайский и корейский выучит труднее, чем другие, все зависит от вашего подхода к обучению и того, насколько вы неравнодушны к языку. В этой...

Не оставил, однако за свою жизнь он создал немало серьезных работ по лингвистике, литературоведению и даже детской психологии .

Лингвист, переводчик и теоретик художественного перевода

Благодаря Чуковскому сегодня мы читаем на русском многих зарубежных классиков - Оскара Уайльда, Марка Твена, Артура Конан Дойля, Редьярда Киплинга, Джона Китса, Роберта Льюиса Стивенсона.

В 1936 году писатель занимался теорией художественного перевода. В результате исследований и анализа личного опыта он написал книгу «Искусство перевода», которая в послевоенном переиздании получила название «Высокое искусство». В ней Чуковский анализировал переводы как иностранной литературы на русский язык, так и русской - на иностранные, которые до сих пор делают этот труд актуальным и практически полезным для переводчиков и литературных редакторов.

«Но, конечно, всех этих переводчиков превзошла американка мисс Мэриан Фелл, которая лет через десять после смерти опубликовала в США его произведения в своем переводе. Там она сторицей отомстила своим русским коллегам за все их ошибки и промахи. Поэт Батюшков, упоминаемый Чеховым, стал у нее православным попом (она смешала «Батюшков» и «батюшка»), генерал Жомини превращен в Германию (она смешала Jomiini и Germany), а Добролюбов превратился в святого «добролюбца» Франциска Ассизского!»

Корней Чуковский, «Высокое искусство»

Как лингвист в 1962 году Чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о «Живой как жизнь», в которой резко раскритиковал так называемые «канцеляриты» - бюрократические речевые штампы.

Историк и литературный критик

Писатель 10 лет жил в финском городке Куоккала, где близко познакомился с художником Ильей Репиным и писателем Владимиром Короленко. От сочетания фамилии писателя «Чуковский» и названия местечка «Куоккала» Репин образовал слово «Чукоккала» - и именно так Чуковский назвал свой рукописный юмористический альманах, в котором писал о выдающихся деятелях искусства XX века. Чуковский вел «Чукоккалу» с 1914 по 1969 год.

В 1908 году писатель опубликовал серию критических очерков об Антоне Чехове, и других русских литераторах - и эти очерки вошли в сборник Чуковского «От Чехова до наших дней». После революции 1917 года писатель издал серьезные исследования творчества его современников: «Книгу об Александре Блоке» и труд « и ».

В 1917 году Чуковский начал работать над исследованием творчества своего любимого поэта , которое длилось целых девять лет. Монография «Мастерство Некрасова», вышедшая в 1952 году, переиздавалась множество раз, а в 1962 году Чуковский был награжден за нее Ленинской премией.

«Настало время суда над Некрасовым, ибо только суд прекратит недомолвки и слухи, чудовищно порочащие его репутацию. Свидетельских показаний накопилось огромное множество, пора подвергнуть их самой внимательной критике, отделить клевету от правды. Посмотрим же, что за человек был Некрасов и в чем обвиняли его».

Корней Чуковский, «Мастерство Некрасова»

Детский психолог

Впервые книгу о детской речи «От двух до пяти» Чуковский издал в 1928 году. Он считал, что детство - это прекрасное время, а вовсе не «непристойная болезнь, от которой ребенка необходимо лечить».Чуковский едва ли не первым использовал психологические методы в изучении языка и стихотворчества детей.

В каждой главе писатель раскрыл одну из граней детской речи и образа мышления. Например, глава «Сто тысяч почему» рассказывает о том, что ребенок с его жадностью к новым знаниям способен в течение двух с половиной минут задавать «с пулеметной скоростью» десятки вопросов. По мере взросления многочисленные «Почему?», «Зачем?», «Как?» возникают все реже; взрослые и вовсе порой исключают их из своего лексикона. А в главе о детском стихосложении писатель доказал интерес и привязанность детей к созвучным строчкам. Для ребенка игра в рифмы - такая же обычная жизненная потребность, как «кувыркание или махание руками».

- И почему перчатки? Надо пальчатки.- Ты, мама, у меня лучшевсехная!- Я ещё не отсонилась.- Я люблю чеснок: он пахнет колбасой.- Женщина - русалка. Мужчина - русал.

Корней Чуковский, отрывки из книги «От двух до пяти»

Думаю, многие из вас смотрели фильм «Самолет летит в Россию» . В фильме есть эпизод:

«- Директор, ты английский знаешь?
— Ну, я в школе учил, потом в институте… нет, не знаю».

Примерно также может ответить большинство из нас, кто учил иностранный язык в школе, затем в институте. Не все конечно, но многие.

Почему так происходит? И что необходимо сделать, чтобы изучить хотя бы один язык?

А что необходимо сделать, чтобы стать полиглотом?

Погрузимся в небольшое лингвистическое путешествие и возможно мы найдем ответы на эти вопросы.

Начнем с определения

Полиглот (от греческих слов «много» и «язык») - человек, владеющий многими языками.

Другие определения, используемые в этой теме: билингвизм (двуязычие) — владение двумя языками. Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами , тремя - полилингвами, более трёх — полиглотами.

А сколько всего языков в мире?

На планете по разным оценкам насчитывается от 2 500 до 7 000 языков.

Эти цифры более, чем приблизительны, так как лингвисты никак не могут прийти к общему мнению из-за отсутствия единого подхода к выделению диалектов одного и того же языка.

Нет четкой границы между диалектом и языком . Отсюда и такая разница в цифрах.

Владимир Плунгян. «Почему языки такие разные». Аст-Пресс Книга. 2010 г.

Какие языки наиболее распространенные в мире?

Если таким считать язык на котором говорит наибольшее число людей, то это будет английский – на нем говорят более 1,5 млрд людей. Хотя только 365 млн являются носителями этого языка, т.е. он для них родной, а для остальных – иностранный, его выучили для общения.

Более 70 % коммуникаций на английском языке осуществляется между людьми, для которых язык не является родным.

Что это означает?

Это означает, что носители языка постепенно утрачивают контроль над определением критериев «правильности» произношения и применения грамматических конструкций.

Поэтому некоторые эксперты настаивают на введении стандартов обучения английскому для тех, кто не собирается использовать его в странах, где этот язык является основным.

Затем идет испанский. По-испански говорят 387 млн человек.

Далее хинди – 295 млн , арабский – 280 млн , португальский — 204 млн , бенгальский – 202 млн , русский — 160 млн , японский — 127 млн , панджаби — 96 млн. Вот такая 10-ка ТОП-языков.

Немецкий — на 11-м месте (92 млн ), французский - на 18-м (74 млн ), итальянский - на 24-м (59 млн ).

Где больше всего языков?

Лидером является Африка, на этом континенте используется около 2 000 всевозможных языков. В одной только Нигерии их более 400 .

Обе Америки (Северная и Южная), вмещают около 900 языков. И среди этого количества - преимущественно индейские языки. Наибольшее количество носителей индейских языков проживает в Центральной и Южной Америке. В Мексике около 240 языков, а в Бразилии более 200 .

В Папуа Новой Гвинее не менее, чем 850 языков, в Индонезии — 670 , в Индии — 380 , в Австралии — 250 .

Европа — здесь существует 23 официально признанных языка и 60 региональных диалектов. О этом сообщает отчет Европейской Комиссии «Европейцы и их языки» (2012 год).

Согласно данным отчета- 54% европейцев в состоянии поддерживать беседу на хотя бы одном неродном языке, 25% говорит на двух иностранных языках, а 10% граждан Европы знает не менее трех иностранных языков.

Как обстоят дела у нас: опрос об уровне владения иностранными языками, проведенный «Левада-Центр» среди россиян в 2014 году показал: 70% россиян не владеют ни одним из иностранных языков, английский - самый распространенный язык, на котором опрошенные могут более-менее свободно выражаться (11% ), немецкий (2% ) и испанский (2% )

Сколько официальных языков в мире?

Официальный язык – это язык, признанный на государственном уровне. Сегодня в мире выделяют 95 официальных языков.

При этом, латинский язык , тоже является одним из официальных языков мира. Это государственный язык Ватикана.

Самый распространенный официальный язык в мире – английский, он используется на национальном уровне в 56 странах мира. Далее идут французский (29 стран) и арабский (24 страны).

Шесть языков - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский - имеют статус официальных языков ООН.

Лингва франка

Лингва франка (от итал. — франкский язык) - язык, используемый как средство межэтнического общения в определённой сфере деятельности.

В истории европейской цивилизации несколько языков в разные времена занимали позицию — лингва франка.

Во времена Римской Империи койне (общегреческий язык) — стал таким «лингва франка» для восточного Средиземноморья и древнего Ближнего Востока.

Впоследствии более 1 000 лет, сначала в странах Средиземноморья, а затем во всей католической Европе, в качестве лингва франка использовался — латинский язык.

В XVIII-XIX веках им стал французский .

С конца ХХ века средством межэтнического общения во всем мире стал английский язык.

«Мертвые языки»

В лингвистике используется понятие — «мертвый язык» . Это язык, не существующий в живом употреблении, на котором уже не говорят, и о нем знают только благодаря письменным памятникам. Чаще всего мертвые языки продолжают жить благодаря тому, что их используют в научных или религиозных целях.

К ним относят латынь, древнерусский, церковнославянский и древнегреческий. А также — санскрит, коптский, авестийский.

Есть один уникальный случай воскрешения мертвого языка. После второй мировой войны, когда было создано государство Израиль, иврит, который 18 столетий считался исключительно книжным, был возрожден как официальный язык этой страны.

Искусственные языки

Из наиболее известных таких - 16 , самый популярный из них — эсперанто , созданный в 1887 году Людвигом Заменгофом.

Заменгоф был из Белостока, города, где проживали евреи, поляки, немцы, белорусы. В городе были очень сложные межэтнические отношения. Заменгоф считал их причиной отсутствие единого языка.

Целью эсперанто было распространение среди людей всего мира идей мирного сосуществования. Заменгоф издал учебник эсперанто. Он перевел на свой язык многие шедевры мировой литературы.

Другой язык - волапюк , создан в 1880 немецким языковедом И. Шлейером.

К искусственным также относятся — бейсик-инглиш, идо, интерлингва, логлан и другие.

Исчезающие языки мира

ЮНЕСКО представило Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения. Атлас содержит последние данные о приблизительно 2500 таких языков. В Атласе указывается, что существует 199 языков, на каждом из которых говорят менее 10 человек.

За период жизни последних трех поколений людей из 6 000 существующих в мире языков уже исчезли более 200.

Среди недавно исчезнувших языков находятся мэнский (жителей острова Мэн), аса в Танзании — исчез в 1976 году, убыхский (Турция) — исчез в 1992 году, эякский (Аляска, США) — исчез в 2008 году.

Прогнозы показывают, что к концу текущего века от 50% до 90% живых языков могут исчезнуть с лица земли.

Везде, где малые языки остаются без поддержки государства и СМИ, системы образования, их «поглощают» более распространенные языки, чаще всего по причине, что только доминирующий язык находит практическое применение в повседневной жизни. Так стало с гэльским языком в Ирландии, который находится под сильным влиянием английского, и с бретонским во Франции, который был «поглощен» французским.

Наиболее употребляемые языки Интернета

Согласно исследованию, проведённому на сайте Discovery News, русский язык находится на девятом месте в рейтинге наиболее употребляемых языков Интернета. Во всемирной Сети им пользуются не менее 45 миллионов человек.

На первом месте находится английский язык, в Сети им пользуются более 478 миллионов человек. За ним следует китайский – 384 миллиона и испанский – 137 миллионов.

Также в Интернете распространены японский (96 миллионов), французский (79 миллионов) и португальский (73 миллиона), русский (45 миллионов), корейский язык, используемый 37 миллионами пользователей Интернета.

80% всей мировой информации хранится на английском языке. Больше половины технических и научных изданий в мире выходят на английском языке.

Так что, знание английского — это и доступ к свежей мировой информации. Пока же многие ограничены лишь 3 % информации на русском и им остается только ждать переводов книг, журналов.

Другие интересные сведения о языках

Приблизительно две трети всех мировых языков не имеют собственной письменности.

Всего лишь чуть более 3% языков мира имеют более миллиона носителей. В качестве родных на этих языках говорит более 95% населения Земли.

Подавляющая же часть (примерно 85%) - это «маленькие» языки, имеющие менее 100 тысяч говорящих.

Самый легкий язык на свете — гавайский (один из полинезийских диалектов). В нем всего лишь шесть согласных и пять гласных.

Зато научиться этому простому и благозвучному языку непросто. Попробуйте при такой скудости элементов построить все конструкции, которые есть в других языках.

К числу самых трудных языков лингвисты относят язык Чиппева — язык североамериканских индейцев из штата Миннесота. В нем около шести тысяч глагольных форм.

Также в число самых трудных относится — табасаранский язык, на котором говорят в Дагестане. В нем 44 падежа, столько нет ни в одном языке.

Немногим табасаранскому языку по трудности уступает язык хайда индейцев Северной Америки, в нем около 70 приставок (ни один язык этого не достиг).

В языке эскимосов есть 63 формы настоящего времени, а простые имена существительные имеют до 252 флексий (окончаний) .

Ну и, конечно китайский язык, который занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков мира.

В Словаре китайских иероглифов в восьми томах, вышедшем в свет в 1889 году, насчитывается около 20 миллионов иероглифов.

Языки Российской Федерации

Государственным языком России на всей её территории в соответствии со статьей 68 Конституции является - русский язык.

Еще 23 официальных языка у субъектов РФ.

Всего, население, проживающее на территории Российской Федерации, говорит на 174 языках (включая наречия) .

Согласно переписи 2010 г — 99,4 % владели русским языком (из числа ответивших на вопрос о владении языками), английским – 5,5 %, немецким — 1,5 %.

Есть и такие интересные цифры: на ижорском языке говорят всего 123 человека, на водском — 68 человек.

Расширить свои знания о языках России можно из предложенной ниже литературы.

1. «Языки народов России». Нерознак Владимир Петрович. Издательство: Academia. Год издания: 2002 г.

2. М.И. Исаев. «О языках народов СССР». Издательство: Наука. 1978 г.

3. В. Г. Костомаров. «Русский язык среди других языков мира». Просвещение. 1975 г.

4. Корней Чуковский. «Живой как жизнь. О русском языке». Издательство: Зебра Е. 2009 г.

Очень много интересной информации о языках, — можно продолжать бесконечно, но все же перейдем ближе к нашей теме — к полиглотам.

Великие полиглоты

Первым известным в истории полиглотом был Митридат VI Евпатор, царь Понта (132 -63 г до н. э). По сведениям Аппиана и Плутарха Митридат знал 22 языка, на которых он вершил суд над своими подданными.

Самой известной в древности женщиной-полиглотом была (69-30 до н.э.), последняя царица Египта. Вместе с греческим и латинским Клеопатра знала не менее 10 языков.

Поверим историкам и перейдем к более близкому к нам историческому периоду.

Один из самых выдающихся полиглотов в истории человечества Джузеппе Гаспаро Меццофанти (1774 - 1849 г), кардинал, хранитель библиотеки Ватикана. Он знал по разным источникам от 30 (в совершенстве) до 100 языков, причем легко переходил с одного языка на другой.

При этом кардинал никогда не покидал пределы Италии и изучил это немыслимое количество языков самостоятельно.

На двадцати восьми языках бегло говорил профессор Копенгагенского университета Расмус Кристиан Раск (1787 – 1832 г).

Венгерский полиглот Арминий Вамбери (1832—1913 г) был самоучкой. К 16-и годам он уже говорил на 7-и европейских языках и на древнееврейском.

Интересно читать о жизни полиглотов, именно это позволяет понять причины и обстоятельства жизни, побудившие к изучению языков. Как утверждают исследователи явления многоязычия, мотивация – главная сила в изучении чужого языка.

Об Вамбери можно прочесть в рассказе Николая Тихонова «Вамбери", или у Г. Голубева в книге «Необычные путешествия», в рассказе «Под чужим именем». Книга, написанная лично Вамбери — «Путешествие по Средней Азии».

Генрих Шлиман (1822 -1890 г).

Это имя многие, конечно, знают. Немецкий предприниматель и археолог-самоучка, один из основателей полевой археологии, первооткрыватель-исследователь Трои, Микен, Тиринфа и Орхомена.

Шлиман владел 14-ю языками (по некоторым данным 22-мя), хотя есть данные, что он знал 60 языков.

Точные цифры по любому полиглоту существенно отличаются, и связано это в первую очередь с критериями по которым оценивается знание того или иного языка.
Но, это не самое главное, важнее то, что это количество превышает 10, а это уже что-то выдающееся.

И еще интересная деталь — мы опять имеем дело с самоучкой, с тем, что называется автодидакт.

Исследования полиглотов показывают очень важный принцип: «языкам не обучают, их выучивают сами ». Это очень важно в понимании особенности языкового пути полиглотов.

За подробностями отправляю к книге полиглота В. А. Куринского «Автодидактика».

Йоханн Мартин Шлейер (1831—1912 г), немецкий католический священник, знал сорок один язык. Возможно, именно это позволило ему создать волапюк - язык международного общения, ставший предшественником эсперанто.

Жан-Франсуа Шампольон - французский ориенталист и основатель египтологии, расшифровавший Розеттский камень. В двадцать лет знал 13 языков.

Иштван Даби - венгерский переводчик и писатель, переводил со 103-х языков. Но свободно говорит лишь на двадцати двух.

Йохан Вандевалле, инженер-архитектор из Бельгии знает 31 язык. За исключительные достижения в изучении иностранных языков специальное европейское жюри, присвоило бельгийцу почетную «Вавилонскую премию». При этом он категорически отрицает, что у него есть какие-то особые лингвистические способности.

Альберто Тальнавани, профессор-лингвист из Италии вполне свободно общается на всех языках стран Европы. При этом семью языками будущий полиглот владел уже в 12 лет, а в 22 года – к моменту окончания Болонского университета – он знал 15 языков. Ежегодно римский профессор овладевает двумя-тремя языками. На одном из лингвистических конгрессов (в 1996 году) он выступал с приветствием на пятидесяти языках.

Гарольд Уильямс — журналист из Великобритании, знает восемьдесят языков, причем греческий, латинский, иврит, французский и немецкий языки Гарольд выучил, когда ему было всего одиннадцать лет.

Зияд Фавзи, бразилец ливанского происхождения, преподаватель иностранных языков в университете Сан-Паулу, владеет пятьюдесятью восемью языками.

Иоанн Павел II - Папа Римский. Бегло разговаривал на 10 языках.

Арво Ютилайнен (Хельсинки, Финляндия) может переводить более чем с 50 языков. Говорит на 12 -ти из них с большей или меньшей степенью свободы.

Дональд Кенрик (Лондон, Великобритания) может переводить более чем с 60 языков. Говорит на 30 из них, на большинстве – свободно.

Писатель Сенковский (барон Брамбеус) был известным полиглотом: кроме польского и русского, знал еще арабский, турецкий, французский, немецкий, английский, итальянский, исландский, баскский, персидский, новогреческий. Изучал монгольский и китайский.

Пент Нурмекунд (Тарту, Эстония) (1905–1997 гг) мог переводить примерно с 80 языков и говорил на многих из них.

Фридрих Энгельс, философ и один из основоположников марксизма, знал двадцать четыре языка.

Никола Тесла - всемирно известный физик, владел 8 языками.

Дольф Лундгрен - актёр и спортсмен, знает 9 языков, включая финский, японский и русский.

Поль Робсон - певец и актёр, исполнял песни и говорил на более чем 20 языках.

Энтони Бёрджесс - английский писатель и литературовед, автор сатирической антиутопии «Заводной апельсин» бегло говорил на семи языках и знал ещё 5 различных языков.

Известные российские полиглоты

Знание иностранных языков издавна считалось неотъемлемым признаком высокой культуры. Многие исторические деятели, дипломаты и полководцы в совершенстве владели несколькими иностранными языками.

Императрица Екатерина II знала немецкий, французский и русский языки.

Немало полиглотов было среди ученых и писателей.

Есть документальное подтверждение, что М.В. Ломоносов был блестящим полиглотом. Речь идет о письменном ответе ученого на запрос, какими и в какой степени владеет он иностранными языками. Документ датирован 1760 годом и написан собственноручно Ломоносовым.

Те языки, которые он знает в совершенстве, были помечены им крестиком (x)– их насчитывалось одиннадцать. На многих других языках Ломоносов читал без словаря и мог вполне сносно разговаривать и понимать. Вот перечень:
португальский, испанский, французский (х), английский (х),ирландский, немецкий (х), голландский, датский, норвежский, шведский, итальянский (х), польский (х), чешский, болгарский, венгерский (х), монгольский, финский, литовский, ливонский, чухонский, румынский, еврейский (иврит)(х), греческий (х), словенский (х), турецкий, татарский, сербский, пермский, русский (х).

Лев Николаевич Толстой знал около 15 языков – в их числе английский, французский и немецкий языки в совершенстве, легко читал на польском, чешском и итальянском языках. Вдобавок знал греческий, латынь, татарский, украинский и церковно-славянский, а также изучал голландский, турецкий, древнееврейский, болгарский и ряд других языков.

Александр Грибоедов великий драматург, дипломат знал 9 языков. С юности владел немецким, французским, итальянским и английским языками, изучал греческий и латынь. Позже овладел персидским, арабским и турецким.

Баснописец Иван Андреевич Крылов прекрасно знал французский, итальянский и немецкий языки. Затем выучил древнегреческий, а также изучал английский язык.

Николай Гаврилович Чернышевский в 16 лет уже знал девять языков: латинский, древнегреческий, персидский, арабский, татарский, древнееврейский, французский, немецкий и английский.

Перейдем к политикам.

Нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский говорил на немецком, французском, английском, итальянском, владел классической латынью.

Феликс Эдмундович Дзержинский знал три иностранных языка, одним из которых был русский, на котором он говорил без акцента и грамотно писал (родным для него был польский).

Вячеслав Рудольфович Менжинский первый заместитель Дзержинского знал, кроме русского, еще тринадцать языков, а немецким, английским, французским и итальянским владел в совершенстве.

Александра Михайловна Коллонтай - деятель международного и российского революционного социалистического движения, владела английским, немецким, французским, шведским, норвежским, финским и другими иностранными языками.

Владимир Ильич Ленин не был полиглотом, знал французский и немецкий языки, позднее изучил английский. Эти три иностранных языка он знал не в совершенстве

Изучение пометок на иностранных изданиях в его библиотеке, привели лингвистов к выводу, что Ленин знал 11 языков.

После Ленина, владевшего тремя иностранными языками, мало кто из руководителей советского государства знал хотя бы один-два языка, кроме русского.

По одним источникам Сталин знал грузинский, русский, древнегреческий, латинский, немецкий, фарси, французский. Другие утверждают, что кроме грузинского и русского языков Сталин читал на немецком, изучал латынь, древнегреческий, церковно-славянский, понимал фарси (персидский) и армянский языки, занимался также французским.

А сегодня говоря о полиглотах в Государственной думе, можно назвать лидера ЛДПР Владимира Вольфовича Жириновского, он знает четыре иностранных языка: английский, немецкий, французский, турецкий.

Безусловно, найдется еще более одного десятка человек, которые владеют в разной мере несколькими иностранными языками.

Известные российские полиглоты нашего времени:

Вячеслав Иванов , филолог, антрополог - около 100 языков.

Сергей Халипов, доцент кафедры скандинавской филологии СПбГУ - 44 языка.

Сам же он считает, что владеет восемью языками, еще на десяти свободно говорит, на остальных может читать, писать.

Юрий Саломахин, московский журналист - 38 языков.

Евгений Чернявский, филолог, переводчик-синхронист - 38 языков.

Одиннадцать языков ему приходилось преподавать. Также он переводил научные труды и художественные произведения с двадцати восьми языков, а шесть он знает настолько хорошо, что люди-носители языка принимают его за своего.

Вилли Мельников - российский полиглот, научный сотрудник Института вирусологии - владеет более чем 100 языками.

Переводчик, преподаватель Московского лингвистического университета, ведущий программы Полиглот на канале «Культура» - 30 языков.

Сколько иностранных языков может знать человек?

Прежде всего нужно понять — что значит знать язык. В оценке знания языка существует — Проблема критерия.

Для определения полиглота, знающего наибольшее количество языков, требуется выработать какой-то единообразный критерий.

Ответ: нет, нельзя. По крайней мере, нельзя их знать на одинаковом уровне.

Известный полиглот на вопрос – что значит знать язык, дает такой ответ:

Сам Петров о себе говорит, что примерно 10 — могу говорить и примерно 20 – надо немного оживить.

Эндрю Коэн , занимается прикладной лингвистикой в Университете Миннесоты и сам является гиперполиглотом. Его «золотым стандартом» является способность осуществлять профессиональную деятельность на иностранных языках, например, преподавать и читать лекции, как это делает он сам.

Американский лингвист и журналист Майкл Эрард в своей книге «Феномен полиглота», графически представил способности уже упомянутого выше полиглота Меццофанти:

Данный график можно применить и к другим полиглотам. Навыки и умения максимальны на ограниченном количестве языков, затем эти навыки снижаются по мере увеличения числа языков, на которых полиглот может объясняться.

Совет от Майкла Эрарда:

«Прежде чем приступать к усиленным занятиям, определите, — зачем вам нужно знать иностранный язык.

И следующий, не менее важный вопрос: в каком объеме оно вам реально нужно? Ведь одно дело если ваша цель — путешествия по разным странам, умение легко, без проблем изъясняться в отеле, ресторане и магазине, и совсем другое — стать дипломатом, вести сложные переговоры на высшем уровне».

Возможно, ответы на эти вопросы позволят ответить и на вопрос – сколько языков может знать человек.

Майкл Эрард на основе наблюдения за жизнью полиглотов делает такой вывод: «если вы хотите добиться успеха в изучении языков, вы должны найти или создать – свою нишу ».

Меццофанти создавал свою нишу в библиотеке, где он работал, Хелен Абадзи нашла свою нишу во Всемирном банке, а Грэм Кэнсдейл – в Европейской комиссии. Александр Аргуэльес, мечтал о создании собственной школы полиглотов.

Почему нам не удавалось выучить языки раньше?

Как показала перепись 2010 г, доля населения знающих наиболее распространенный в мире английский язык — 5 %.

Почему так мало?

Современные методисты указывают две причины: школа и государство.

Система преподавания в школе не предполагает, чтобы научить школьника читать книги, понимать фильмы и переписываться. Есть обязательный минимум, которого в принципе достаточно, чтобы как-то общаться на изучаемом языке. Но обычно даже этого не происходит. По разным причинам.

В школе на первый план выходит — оценка. Исходя из этого, затрачиваются и усилия ученика. Добавим несовершенную методику обучения. На выходе – как у героя фильма «Самолет летит в Россию» (в начале этой статьи).

Государство тоже оказывает влияние. Побывать за границей – это не для всех, особенно раньше. Соответственно изучение иностранных языков не было жизненной необходимостью и, как следствие, превращалось в совершенно формальное занятие.

Сейчас жизнь изменилась, мы чаще стали бывать за границей, при приеме на работу все чаще фраза «требуется знание английского, немецкого...». Народ оживился и активно увлекся изучением языков.

Что же может предложить методология?

Принципы, которые использую полиглоты

Конечно, хотелось бы найти «волшебную таблетку» , применив которую станешь полиглотом.

Можно использовать методы, которые озвучивают полиглоты, с их слов. Но, как считает Майкл Эрард, не стоит забывать, что изучая языки, они развивают в себе множество других важных навыков, которые у человека, не владеющего иностранным языком совсем не развиты.

Майкл Эрард определил следующие навыки:

1. Способность быстро переключаться между языками.
2. Способность быстро и качественно представлять зрительные и слуховые образы.
3. Хорошо развитое аналитическое мышление.
4. Довольно неплохая память, как зрительная, так и слуховая.
5. Хорошо развитый слух и умение копировать незнакомые звуки.

Но кроме полезных и важных личных качеств, что же все таки с методиками и принципами.

Исследование, проведенное Шушпановым А.Н. позволило ему сформулировать ряд принципов при изучении языка:

1. Нужно идти от задачи.
2. Нагрузки и сверхнагрузки (по 20-40 мин, обычно предлагают различные методики, но полиглоты занимаются в том режиме как работают, сутки, дни, месяцы).
3. Физиология (через декламацию, общение, чтобы пропустить язык через себя).
4. Эмоции (обучение на чем-то лично интересном).
5. Параллельные тексты.
6. Немедленное применение полученных знаний.

Основные методики обучения иностранному языку

1.Фундаментальная (классическая) методика (грамматико-переводной метод).

Это самая старая и традиционная методика.

В процессе обучения много внимания уделяется грамматическим упражнениям, заучиванию лексики, переводу, пересказу. Владение грамматикой и словарем – это и есть владение языком. Так считают приверженцы этого метода обучения.

Этот метод в середине XX века несколько усовершенствовался, добавилось чтение и письмо. Больше внимания уделено написанию изложений и сочинений.

Думаю, что многие обучались по этой методике и в школе и институте. Абстрактные искусственные тексты, зубрежка слов и правил.

Можно сдавать экзамены на пять, а в итоге в реальной ситуации – результат нулевой.
В целом же он дает знания об языке, но полноценно вести живой разговор – вряд ли позволяет.

2. Коммуникативный подход.

Цель коммуникативного метода, — научить человека общаться. Это достигается в естественных условиях. Вопросы и ответы соответствуют реальному положению с точки зрения здравого смысла, а не абстрактных оторванных от жизни учебных диалогов.

Из 4-х «китов», на которых держится любой языковой тренинг (чтение, письмо, говорение и восприятие речи на слух) повышенное внимание уделяется именно двум последним.

3. Лингвосоциокультурный метод.

Предполагает обращение к такому компоненту — как социальная и культурная среда.

Это позволяет достичь полного и глубокого понимания изучаемого языка и овладеть навыками речи, почти не отличимой от речи носителя языка.

Сторонники этого метода твердо уверены, что язык теряет жизнь, когда преподаватели и студенты ставят целью овладеть лишь “безжизненными” лексико-грамматическими формами.

4. Интенсивная методика.

Она выручает всех, для кого «время – деньги».

Изучать английский интенсивно позволяет высокая степень шаблонности – этот язык состоит из клише на 25% и отрабатывая определенный круг «устойчивых выражений», на которых, можно объясниться и понять собеседника.

Достоинство методики заключается в том, что за сравнительно короткий срок можно решить какую-либо конкретную задачу обучения: научиться объясняться, освоить основы грамматики. Недостаток методики состоит в том, что материал, который студент усваивает за короткий срок, быстро забывается из-за отсутствия постоянной практики.

5. Эмоционально-смысловой метод.

У истоков эмоционально-смыслового метода изучения иностранных языков стоит болгарский психиатр Лозанов, работавший с пациентами по собственному методу психокоррекции.

Достоинство этого метода заключается в том, что с первых занятий студент обучается общению на языке и, таким образом, может очень быстро преодолеть страх перед иностранным языком. Недостаток метода видится в том, что он не использует имеющихся у взрослых людей способностей к анализу информации, без которой невозможен эффективный переход к более высоким уровням владения языком.

6. Английский для специальных целей. (ESP — English for Specific Purposes).

Такой курс обучения нацелен на изучение языка для профессиональных целей, например, для организации и ведения бизнеса в англоязычной среде, общения с зарубежными партнерами или коллегами, ведения делопроизводства на языке, чтения профессиональной англоязычной литературы и т.д.

Чаще всего, такое изучение языка подразумевает овладение специальной лексикой, а также моделями речевого поведения, речевым этикетом, а зачастую, и специальным жаргоном, на котором общаются между собой представители той или иной профессии.

7. Метод молчания.

В середине 60-х годов, появился «Метод молчания» (Silent way). Преподаватель не говорит, а использует цветные таблицы для новых слов, каждый цвет означает определенный звук.

Манипулируя подобными таблицами, ученик сам продвигается в изучении языка. И его уровень знания иногда может превосходить знания преподавателя.

Метод – для любителей всего нового, в том числе и новых методик.

8. Метод физического реагирования.

Метод называется «Total-physical response» (метод физического реагирования).

Здесь наоборот, ученик ничего не говорит, а лишь получает знания, как бы пропускает их через себя. Постоянно слушает речь, читает. Затем он должен реагировать на прочитанное или услышанное, — реагировать действием.

Накопив, таким образом, много информации, он становится готов к тому, чтобы говорить.

9. Метод погружения.

«Метод погружения» («Sugesto pedia»), активно использовался в 70-х годах XX века.
В аудитории создается иной мир – мир изучаемого языка. Студенты выбирают для себя новые имена и биографии.

Возможно под новым именем, можно расслабиться и раскрыться. По крайней мере, именно на это направлен метод.

10. Аудиолингвистический метод.

В конце 70-х годов появляется Аудиолингвистический метод (Audio-lingual method).
На первом этапе ученик многократно повторяет услышанное за учителем или фонограммой. Затем добавляет от себя одну — две фразы.

Можно рассмотреть такую иерархию полезности учебных материалов по полезности:

1. Видео
2. Аудио
3. Текст.

Текст на последнем месте. На видео мы видим мимику, движение лица при артикуляции, эмоции в разговоре. Т.е. весь пакет, сопровождающий общение.

На аудио улавливаем интонации.

При чтении, все это отсутствует. Соответственно восприятие языка снижается, что удлиняет процесс обучения.

И здесь даже не главное- кто вы: аудиал, визуал. Важно – то количество информации которое несет каждый материал — и видео выигрывает.

Мнение: рекомендации многих преподавателей говорят об огромной пользе чтения книг на иностранном языке. Но чтобы был прогресс от чтения, учащийся должен обладать множеством качеств: хорошей памятью, аналитическим мышлением, образным мышлением.

Поэтому чтение, как фактор успеха в обучении – под вопросом.

Авторские методики изучения иностранного языка

Метод Николая Замяткина

Он назвал свой метод — «матрично-медитативным методом обратного языкового резонанса с перипатетическими элементами".

Автор считает, что читать параллельные тексты вредно, поскольку они не заставляет мозг думать – «вы никогда не сможете честно трудиться над переводом, когда готовый результат находится у вас перед глазами. Это просто-напросто невозможно. Ваши глаза будут сами косить на соседнюю страницу, и вы ничего не сможете с этим поделать »

1. Читайте только то, что вам интересно читать.
2. Читайте только произведения значительной длины сто-двести и больше страниц.
3. Категорическая минимизация пользования словарем... Не хватайтесь за словарь по всякому поводу и без повода – это отвлекает вас от главного – чтения.

Все подробности метода в его книге.

Метод чтения Ильи Франка

Метод облегчающий чтение книг на иностранном языке благодаря особому расположению оригинального текста и перевода.

Сначала идет адаптированный отрывок - текст с вкрапленным в него дословным русским переводом и небольшим лексико-грамматическим комментарием. Затем следует тот же текст, но уже неадаптированный, без подсказок.

Метод можно использовать либо в качестве поддержки, дополнения к разговорной практике, либо просто для пассивного освоения языка (если цель, например, научиться читать книги на том или ином языке).

Важно: этот метод сработает лишь в том случае, если книга действительно интересна читателю.

Книги , адаптированные к методу выпускаются, например, издательством АСТ.

Метод Умин (Е.Умрюхина)

Идея метода заключается в том, что человек лучше усваивает новый язык не через зубрежку, а интуитивно. Постоянное прослушание и повторение фраз закрепляет основные слова и конструкции языка. Поэтому сначала ученик работает исключительно по аудиокурсу, затем идут книги и общение.

Подробности в его книге.

Метод Т. Байтукалова

Слушаем аудиозаписи, смотрим видеокурсы и фильмы с русскими субтитрами.

Основные принципы метода:

1. Искреннее и сильное желание изучить иностранный язык.
2. Регулярность занятий языком — не менее 1 часа ежедневно.
3. Основной учебный материал для использования иностранного языка для общения — видео или живые носители.
4. Основной учебный материал для того, чтобы научиться читать — видео с субтитрами на изучаемом языке (на всех этапах изучения языка) и аудиокниги (на продвинутых этапах).

Подробности метода в его книге.

Методика Александра Драгункина

Доктор филологических наук Александр Николаевич Драгункин является создателем эффективной методики преподавания иностранных языков.

В своей методике Александр Драгункин отказался от классического изучения правил чтения английских слов, заменив традиционно используемую МФА «русифицированной транскрипцией».

Помимо этого он вывел 51 «золотую» формулу английской грамматики, существенным образом отличающихся от классических.

Подробности в его книге

Методика Дмитрия Петрова

Дмитрий Петров, ведущий образовательной программы «Полиглот» -на телеканале «Культура». Ученикам предлагается овладеть навыками общения на иностранном языке в течение 16 занятий.

Что же это за методика?

В первую очередь речь идёт о создании дружелюбной комфортной атмосферы, в которой будет происходить обучение. Языка не надо бояться. Его надо любить. И тогда он станет для вас ещё одним измерением, существование в котором будет приятным и уютным.

Элементы стратегии Дмитрия Петрова

1.Создание мотивации.

Начало занятия Дмитрия Петрова, — он говорит с каждым и пытается вытащить мотивацию этого человека: «А для чего конкретно тебе нужен этот язык?»

2. Создание сильного позитивного настроя. Найти эмоциональный ключ.

Нужен сильный, как психологи говорят, позитивный якорь, который вводит тебя в состояние принятия языка. Неважно, какой именно, но который связан с позитивным отношением к языку. Например, итальянский, - это песни Челентано.

Открытость в принятие изучаемого языка – это очень большая часть успеха. Не сопротивление, когда тебе надо выучить, а когда я хочу выучить – это совершенно разные типы мотивации.

Это состояние, в котором можно почувствовать себя комфортно, когда уходит напряжение.

3. Смотреть ТВ передачи. Не новости и фильмы, а ток-шоу, на них люди говорят живым языком.
Фильмы смотреть на русском и в оригинале (без титров). Понять о чем сюжет, что за люди.

3. Доведение до автоматизма простых структур. Их объем обычно не превышает объем таблицы умножения.

5. Учитывать возможности различных способов восприятия информации (аудиальная, визуальная). Психомоторика в 16 раз фиксирует лучше, следовательно — писать тексты.

Нетрадиционные пути изучения языка

Есть и такие, — это для любителей «чуда».

Выделим два основных момента в нетрадиционных путях изучения языка.

1. Некоторые нетрадиционные методы основаны на принципах суггестологии, разработанные болгарским учёным Г. Лозановым. Методы использующие эффект сверхзапоминания, когда человек воспринимает и усваивает информацию без критического её осмысления. Например, это метод «25 кадра» и обучение языкам во сне.

2. Нетрадиционные методы предполагают быстрое и интенсивное обучение языку, когда изучение теоретических моментов сведено к минимуму или вообще отсутствует, а главное внимание уделяется живому общению , т.е. разговорной речи.

Интенсивные методы обучения иностранным языкам.

Группа методов обучения иностранному языку, ведущая свое начало от разработанного в 60-е гг. болгарским ученым Г. Лозановым суггестопедического метода и включающая в настоящее время следующие методы:

Метод активизации резервных возможностей обучаемого(Г. А. Китайгородская),
эмоционально-смысловой метод (И. Ю. Шехтер),
суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых (В. В. Петрусинский),
метод погружения (А. С. Плесневич),
курс речевого поведения (А. А. Акишина),
ритмопедия (Г. М. Бурденюк и др.).

Метод «25 кадра»

Обучающийся просматривает специальные видеофильмы по 15-20 минут, в течение дня он слушает аудиоматериалы в любое удобное время, как бы «между делом». Предполагается, что этот метод позволяет запоминать большое количество лексики за относительно короткий срок. То есть, это скорее не метод изучения языка, а технология запоминания.

Сама по себе идея 25-го кадра появилась еще в 1957 году благодаря американскому психологу Джеймсу Вайкери. Стандартная скорость движения кинопленки в проекторе — 24 кадра в секунду. Вклеим двадцать пятый кадр и зритель его не заметит, а вот информация, которую несет «невидимый» кадр, прочно застревает в человеческом подсознании.

Не буду давать оценок методу, отмечу только его сомнительность.

«Экспресс-метод» Илоны Давыдовой

Данный курс предполагает прослушивание аудио материала, содержащего помимо стандартных упражнений и правил, также специальные звуковые сигналы , под воздействием которых происходит активация процесса запоминания иностранных слов.

Среди читателей наверняка найдутся те, кто в 90-х годах слушали аудиокассеты с методикой Илоны Давыдовой.

Ну и как результаты? Я пока не встречал людей, научившихся таким способом. Возможно, они есть, не спорю.

Можно продолжать этот список, но я ограничусь еще двумя методиками.

Метод Милгред

Современная запатентованная технология обучения английскому языку взрослых людей.

Во-первых, иностранный язык осваивается на базе родного, русского языка. Это позволяет достигнуть результата в 3-5 раз быстрее людей, обучающихся английскому языку без опоры на родной.

Во-вторых, каждый языковой навык совершенствуется отдельно.

В-третьих, современные интернет-технологии позволяют организовать обучающую среду таким образом, что ученик постоянно получаете обратную связь.

МЕТОД ASSIMIL

Основной курс называется «Английский (или немецкий, французский, испанский, итальянский и пр.) без труда сегодня». У вас будет более 100 аудиозаписей примерно по 1-2 минуте и книга к ним. В книге записан транскрипт текстов, перевод на русский и задания. По Ассимилю заниматься обязательно каждый день, пусть даже немного.

Продолжать можно до бесконечности, но в мои задачи это не входит. Я лишь показал, что есть методы, традиционные и нетрадиционные. Их очень много. При желании читатели могут легко найти их в Интернете.

Главное, на чем хотелось бы остановиться – это на том что существует миф - не прилагая усилий можно выучить язык. Главное найти секретную методику.

Этот поиск обычно продолжается всю жизнь, в итоге иностранного не знаешь и методику не нашел (ее и нет, как бы не хотелось чуда).

Что же предлагают сами полиглоты?

Ниже основные элементы стратегии полиглота Шлимана.

1. Параллельные тексты.
Чтение книги на родном и изучаемом языке.

2. Заучивание текста
У Шлимана была сильная, фотографическая память. Он использовал эту свою сильную сторону, заучивая наизусть отрывки из текста. И не просто абзац или страницу, а например 20 страниц «Квентина Дорварда» наизусть. Он не озвучивал текст, он видел его.

3. Сочинение на вольную тему
Он писал сочинения на актуальные для него темы. При этом он пользовался не просто отдельными словами, а словосочетаниями, устойчивыми фразами, конструируя ими как строительными кубиками.

4. Проверка написания
В примере Шлимана, — он нашел грамотного английского моряка, который прочел вслух и проверил все его сочинения, исправив ошибки.

5. Проверка произношения
Уже затем, он прочитывал вслух, стараясь как можно точнее имитировать звучание англичанина.
В этом случае, он уже был уверен, что его произношение верное.

6. Проговаривание
Он ходил в английскую церковь и молился, занимаясь при этом фонетикой и аудированием. Он повторял за проповедником каждое слово, работая со своей фонетикой.

7. Режим занятий
За полгода Шлиман выучил английский язык – спокойно говорил и писал.

Здесь важно, подчеркнуть – что нет универсальных стратегий полиглота.

Каждый полиглот просто интуитивно чувствует, что ему дается легче, и на этом выстраивает свою собственную стратегию.

Т.е. сначала достигают максимума, используя то, что дается легко, а затем сознательно достраивают то, что дается сложнее до рабочего уровня.

Это универсальная система для всех полиглотов.

Обзор книг

Начну с четырех базовых книг о полиглотах.

Интерес Майкла Эрарда к феномену полиглотов, в частности к Джузеппе Меццофанти, привел к тому, что он решил выяснить — кто же такие полиглоты и как ими становятся.

Книга «Феномен полиглотов» не о том, как учить языки, но это поиск ответов на многие вопросы, касающихся жизни полиглотов, что позволит понять – что это — дар, призвание или упорный труд.

Что движет и почему им удается достигнуть большего, чем обычным людям? Является ли способность к языкам – генетически обусловленной? Зачем вообще люди тратят время на изучения иностранных языков?

Как пишет Эрард, в активной памяти полиглота сосуществуют только несколько языков, остальные как бы «законсервированы». То есть, полиглот не сможет без предварительной подготовки, сходу заговорить на них.

В целом, это не учебник изучения языка, но принципы и идеи этой книги, возможно имеют больше ценности, чем обычные методики обучения.

Она погружает в атмосферу полиглотов, а погрузившись в нее читатель может понять для себя – это мое или нет.

2. Д.Л. Спивак. «Как стать полиглотом». Лениздат. 1989 г

Свободно, скромно утверждает автор, он владеет семью языками, а при необходимости с помощью методов, раскрытых на страницах книги, за короткое время в состоянии «справиться» с любым понадобившимся языком – европейским или азиатским, древним или молодым.

В книге показан веер методов изучения иностранных языков, которые советует наука.

«Вот почему каждый раз, когда вы слышите о полиглоте, освоившем более 10 языков, знайте: до 7 можно смело верить, но сверх того – с большой поправкой. И самые крупные полиглоты ничуть не стыдятся это признавать» .

Автор рекомендует так организовать свои занятия: «На произношение и грамматику отведите первую четверть каждого занятия. Вторая четверть посвящается чтению текста. Третья четверть занятия уделяется запоминанию. Последняя четверть занятия состоит в чтении текста.

Все оставшееся кроме занятия время суток мы объявляем практикой в изучаемом языке. Прежде всего – понимание речи. Выхватывайте из рассказов знакомых, из радиопередач и телепрограмм на родном языке имена, географические названия, приветствия, отдельные слова увлекшего вас языка. Найдите записи песен – постарайтесь свыкнуться с мелодикой пения, заучите припев, даже не понимая слов».

Много полезного можно почерпнуть из этой книги, тем более что автор, сам — полиглот.

3. Като Ломб. «Как я изучаю языки». «Аргамак». 1993 г

Книга написана в формате простой беседы.

Автор базируется на многолетнем личном опыте изучения различных иностранных языков: «практически за 25 лет я достигла в 10 языках уровня, на котором я могу говорить, а в 6 языках - переводить специальную литературу и наслаждаться художественной литературой» .

Если мы, к примеру, изучаем русский или арабский, то кривая прогресса будет выглядеть примерно так:

После затруднительного начала наступает равномерный и уверенный подъем.

А в отношении таких «легких» языков, как английский, испанский, итальянский, та же кривая будет выглядеть наоборот:

Поначалу нас охватывает радостное чувство быстрого продвижения вперед. Но чем дальше, тем яснее мы видим, что многих слов и правил мы еще не знаем.

«Какой легкий английский язык, правда ведь?»- часто спрашивают меня. «Да, легкий в первые десять лет, а потом становится невыносимо трудным»,- отвечаю я всегда" .

Вот как автор описывает процесс изучения языка:
«Предположим, я хочу изучить азильский язык. Такого языка, конечно, не существует. Придумала я его в этот самый момент, чтобы обобщить и подчеркнуть единство моего подхода».

Далее, автор приобретает большой словарь азильского языка. Рассматривает слова, считает буквы, звуки, измеряет их длину. Открывает другие «секреты» языка, подмечает как от одного корня образуются различные части речи и тд. Это проба языка на вкус, на осязание – первое сближение с языком .

Вместе со словарем, или сразу вслед за ним, покупаются учебник и художественная литература на азильском языке.

Далее автор стремится, разыскать преподавателя, который может дать мне основы азильского языка.
И рекомендует обязательно поехать в Азилию, ибо без практики в стране овладеть ее языком в совершенстве якобы почти невозможно.

И вот наконец формула успеха, которую нам дает

4. Эрик В. Гуннемарк. «Искусство изучать языки». Издательство: Тесса. 2002 г.
Эрик Гуннемарк известный шведский полиглот, основатель Международной ассоциации «Amici Linguarum» («Друзья языков»).

«Мне понадобилось около 30 тысяч часов самостоятельной работы для того, чтобы путем проб и ошибок выработать эффективную для меня методику овладения иностранными языками ».

Вот такие предпосылки для Успешного изучения языка, по мнению автора:

А. Основания:
1. Мотивация
2. Знания о правилах овладения языками
3. Организация

Б. Деятельность:
1. Концентрация
2. Повторение
3. Практика

Ну, а «минимум» означает, что в первую очередь нужно овладевать главным.
Он состоит из трех разделов:
– «минилекс» – для слов,
– «минифраз» – для повседневных выражений,
– и «миниграм» – для грамматики.

Интересно про чтение: «чтение – это пассивный навык. Чаще всего, научившись читать газеты, журналы и книги, люди на том останавливаются и не доходят до следующей цели – устной речи » .

Путь к устной речи – устная речь. Думаю, что это важное замечание.

«Учить слова и выражения – это большой шаг к тому, чтобы начать говорить. Однако не думайте, что, обогатившись словарным запасом, вы сразу же овладеете в придачу и устной речью.
При овладении устной речью слушать – и слышать – иной раз бывает труднее, чем говорить самому. Вот почему я всячески рекомендую использовать все возможности не только говорить, но и слушать речь на иностранном языке ».

Вы также узнаете, что такое «прозрачные слова», промежуточный язык, и то что, 200 слов покроют примерно 60 % понимания простого текста.


Н.Ф. Замяткин. «Вас невозможно научить иностранному языку». Издательства: Неография, ИПО «Лев Толстой». 2006 г.

Автор пишет: «в данной работе я намереваюсь сказать об изучении языков всю правду, раскрыть все тайны, сорвать все покровы и наконец-то сделать изучение иностранного языка понятным, логичным и простым ».
«Первое и основное, что должно у вас быть, это сильное желание научить себя иностранному языку ».

Методики, основанные на том, что изучение иностранного языка начинают с алфавита, автор считает неправильными, неэффективными. «Время, а особенно энергия первоначального импульса к изучению языка растрачиваются практически впустую ».

И предлагает свой — Матричный подход. Суть матричной методики – в освоении языка путем многократного прослушивания и проговаривания текстов.

За подробностями непосредственно к книге.

Антон Хрипко. «Как учить чужой язык?» .2004 г.
Почему большинство россиян не говорит на иностранных языках? Ведь все мы учили иностранный в школе, многие - в институте и на всевозможных курсах.

Автор так отвечает на этот вопрос: «не имея возможности свободно разъезжать по миру, мы, собственно, и не нуждались в иностранных языках. Путешествуя по СССР, мы всюду говорили на родном русском. И все нам отвечали на нем же…»

«Для «неспособных» товарищей рынок предлагает широкий спектр лоходромов, где клиенты с развитой надеждой на чудо пытаются выучить язык нетрадиционным способом быстро и легко ».

В разделе «Маленькие хитрости» вы найдете 100 уникальных советов.

Подборка других полезных книг по нашей теме.


1. Д. Петров, В. Борейко. «Магия слова. Диалог о языке и языках». Издательство: ПрозаиК. 2010 г.
2. Ермаков А. «Стань полиглотом или Секреты успешного изучения языков» . Питер СПб, 2004 г.
3. Дина Никуличева. «Говорим, читаем, пишем. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов». Издательства: Флинта, Наука. 2013 г.
4. Дина Никуличева. «Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов». Флинта, 2009 г.
5. Ван Ляо Ши. «Иностранный язык без пыток и боли». 2012 г.
6. Зарайская Сусанна. «Легкий способ быстро выучить иностранный язык с помощью музыки. 90 действенных советов». Издательство: Манн, Иванов и Фербер. 2014 г.
7. И. Акуленко. «Быстрое изучение языков или Путеводитель Сусанина» . 2015 г.
8. Пекелис В. «Твои возможности, человек». 1975 г. Глава «Как стать полиглотом».

*****
Безусловно, книг по изучению иностранного языка множество. Но задача данного обзора показать лишь литературу, близкую к теме полиглотов. Таких книг уже поменьше и именно они приведены выше.

Наше лингвистическое путешествие в мир языков и Полиглотов на этом заканчивается.

Надеюсь, что в этой теме, что-то прояснилось для читателей. По крайней мере – когда вам скажут, что человек знает 40 языков, вы будете понимать, что только несколько из них он может знать в совершенстве.

Также, думаю, что читатели поняли, что лежит в основе этого явления – в первую очередь мотивация .

Только при существовании реальной потребности (как сказано выше – ниши) человек способен овладеть тем количеством языков, которое требуется, чтобы поддерживать эту нишу/потребность.

На этом заканчиваю, будут вопросы, задавайте, пожалуйста, в комментариях.

Если статья понравилась, нажмите, пожалуйста, кнопку соц. сетей.

С уважением, Медведев Николай.

Если вы не выучили язык в школе или институте, то не стоит переживать и думать, что вы к этому неспособны: вы и не могли его там выучить.

Сами по себе школьная или институтская программы (если речь идет не о специальной программе обучения с языковым уклоном) не предполагают, что вы сможете свободно изъясняться или переписываться на иностранном языке с друзьями, смотреть фильмы без перевода, читать литературу и т.п.

London is the capital of Great Britain

Задача школьной и вузовской программ – заложить базовые основы, ознакомить обучающихся с самим процессом изучения иностранного языка, в большей степени, чем с самим языком. То есть преподается даже не сам язык, а некий предмет, рассказывающий об изучении иностранного языка, с некоторым количеством примеров.

Но самым серьезным недостатком обучения в школе или непрофильном институте можно считать тот факт, что там учат всему подряд. Сколько всяких бесполезных подробностей обрушивается на сознание обучаемого! Но считается, что пусть лучше ученик окажется под ними погребён, но зато ему выдали всю информацию.

При этом совесть преподавателя чиста, также как и чиста черепная коробка обучаемого – в плане овладения языком.

Такая манера преподавать похожа на объяснение, как найти нужную дверь: «Сначала пойдёте по коридору прямо до первой двери, туда вам не надо. После неё тоже прямо, а не направо, потому что направо тупик. Слева будет коридор, в нём стоят две скамейки. Их в прошлом месяце дядя Петя принес и поставил после праздника. В этот коридор вам не надо. Потом будет поворот направо, там такие крутые ступеньки – пройдите мимо, вам туда не надо. Далее вы увидите две зеленые двери слева и три синие справа. Между ними окно, но вид не очень интересный. Дверь, которая вам нужна, самая последняя в коридоре. Её, в общем-то, и со входа сразу видно – если вы войдете с правого крыла, а не по центру».

Видите, сколько ненужной информации? Ведь можно было сразу просто сказать человеку, что ему нужен другой вход в здание.

Примерно то же самое чувствует человек, обучаемый по школьной или «обычной» вузовской программе. Отсюда апатия и нежелание изучать язык, сложившееся представление, что на 95% - это рутина и тяжкий труд.

Однако это не совсем так. Методики изучения иностранных языков эволюционировали вместе с обществом, и теперь вы можете овладеть иностранным языком, уже без тех потерь времени и скучных уроков, которые вы помните из своего опыта обучения в средней школе. Ниже мы перечислим основные методы обучения иностранному языку, на которые нужно обратить внимание.

Грамматико-переводной (лексико-грамматический, традиционный) метод.

Грамматико-переводной (традиционный) метод был одним из первых способов обучения. Изначально он во многом повторял программы изучения «мертвых языков» (латынь, греческий и др.), где практически весь образовательный процесс сводился к чтению и переводу. Его основы были заложены просветителями еще в XVIII веке, а к середине XX-го данная методика получила название «Grammar-translational method» («Грамматико-переводной метод»).

Согласно этому методу, владение языком складывается запоминания некоторого количества слов и знания грамматики. Процесс обучения состоит в том, что ученик последовательно изучает разные грамматические схемы и пополняет свой словарный запас. Текстовые учебные материалы – это так называемый искусственный текст, в котором не важен смысл того, что вы скажете, важно то, как вы это скажете.

По этому методу построено большинство школьных программ, вспомните известные «семейные» упражнения, когда еще не проснувшийся ученик уныло бубнит заученное: «My name is Ivan. I live in Moscow. My father was an engineer, my mother cooks…».

Традиционный метод обучения иностранным языкам несколько устарел, считается, что он скучный, трудный, а результат достигается слишком долго – множество скучных и трудных грамматических правил, куча слов, которые необходимо зубрить, тоскливые тексты, которые требуется читать и переводить, а иногда и пересказывать. Преподаватель, который все время перебивает и исправляет ошибки. Вся эта скукотища длится несколько лет, а результат не всегда оправдывает ожидания.

Основной недостаток традиционного метода в том, что он создает идеальные условия для возникновения называемого языкового барьера, поскольку человек не говорит, а просто комбинирует слова с помощью грамматических правил.

Этот способ господствовал до конца 50-х годов и был единственным, с помощью которого обучались абсолютно все – других методик просто не существовало. Занятия проводились по схеме: читай - переводи, читай – переводи. Такая методика сильно снижала мотивацию и интерес к занятиям.

Но уже тогда многие задавались вопросом: зачем делать из человека филолога – если он всего лишь хочет научиться говорить и писать на иностранном языке, понимать его? Человеку нужны практические навыки, а не вторая специальность. В то время обучаемый фактически получал знания о языке, а не сам язык; он хорошо отличал одну грамматическую конструкцию от другой, но не в состоянии был задать простой вопрос иностранцу, будучи, к примеру, за границей.

Однако, несмотря на все недостатки, у традиционного метода есть и плюсы – он позволяет усвоить грамматику на высоком уровне, кроме того, этот метод хорошо подходит для людей с сильно развитым логическим мышлением, которые способны воспринимать язык как совокупность грамматических формул.

В середине 50-х традиционный метод перестал соответствовать основным лингвистическим требованиям. В результате десятки альтернативных методик буйной молодой порослью покрыли лингвистическое пространство. Однако традиционная методика, хотя и сильно изменилась, но не сдала своих позиций и продолжает успешно существовать в виде современного лексико-грамматического метода, по которому работают известные языковые школы.

Современный лексико-грамматический метод направлен на обучение языку как системе, состоящей из 4-х основных компонентов – говорение (устная речь), аудирование (восприятие на слух), чтение, письмо. Наибольшее внимание уделяется разбору текстов, написанию сочинений, изложений и диктантов. Кроме того, обучающиеся должны усвоить структуру и логику иностранного языка, уметь соотносить его с родным, понимать, в чем их сходство и различия. Это невозможно без серьезного изучения грамматики и без практики двустороннего перевода. Метод рекомендуется для тех, кто только начинает изучать иностранный язык, а также тем, кто обладает выраженным логико-математическим мышлением.

Коммуникативный метод

На сегодняшний день это самый популярный метод изучения иностранных языков – после уже описанного традиционного. Для начала 70-х он стал настоящим прорывом, потому что основная цель данного метода – научить человека взаимодействовать с другими людьми на изучаемом языке, что подразумевает все формы общения: речь, письмо (как чтение, так и навыки написания текстов), умение слушать и понимать сказанное собеседником. Этого проще всего достичь, обучая человека в естественных условиях - естественных, прежде всего, с точки зрения здравого смысла. Например, вопрос преподавателя «Что это?» с указанием на стул, может считаться естественным только в том случае, если преподаватель на самом деле не знает, что же это такое и т.д.

Современный коммуникативный метод представляет сочетание многих способов обучения иностранным языкам. На сегодняшний день это вершина эволюционной пирамиды различных образовательных методик.

Коммуникативный метод подходит большинству людей, позволяет быстрее и более осознанно выучить иностранный язык. Именно этот метод использует в своей работе Школа иностранных языков ITEC.

Метод погружения (Sugesto pedia)

Эта программа появилась в конце 70-х, и для многих стала надеждой, среди унылой зубрежки и методического вдалбливания материала.

Согласно этой методике, изучить иностранный язык можно, став на период обучения другим человеком – носителем языка. Изучая язык таким образом, все учащиеся выбирают себе имена, придумывают биографии. За счет этого в аудитории создается иллюзия того, что находятся обучаемые находятся в совершенно ином мире - в мире изучаемого языка. Все это делается для того, чтобы любой человек в процессе обучения мог полностью адаптироваться к новой обстановке, расслабиться, находясь в игровой обстановке, раскрыться, и речь, языковые навыки стали максимально близки к носителю языка.

То есть лучше говорить, как «вымышленный Джек», чем как «настоящий Иван».

Метод может подойти людям творческого склада, любящим импровизировать.

Метод молчания (Silent way)

Согласно методу под названием «Метод молчания», (он появился в 60-х годах), знание языка изначально заложено в самом человеке, и самое главное - не мешать учащемуся и не навязывать точку зрения преподавателя.

Следуя данной методике, преподаватель не говорит ни слова на изучаемом языке, чтобы не сбивать у обучаемых их субъективное восприятие языка.

При обучении произношению преподаватель пользуется цветными таблицами, на которых каждый цвет или символ обозначает определенный звук, и так презентует новые слова. Например, чтобы «сказать» слово «pencil» - «карандаш», вам нужно сначала показать квадратик, обозначающий звук «p», затем - квадратик, обозначающий звук «e» и т.п..

Таким образом, знание языка формируется на уровне системы условных взаимодействий, вплоть до подсознания, что, согласно авторам, должно привести к блестящим результатам.

Кроме того, авторитет преподавателя не давит на обучаемых, а уровень языковых знаний преподавателя не оказывает влияния на уровень знания языка обучаемыми. В результате обучающийся может знать язык лучше, чем его преподаватель.

К сожалению, обучение таким методом может занять очень длительное время.

Метод физического реагирования (Total-physical response)

Еще один интересный метод называется методом физического реагирования. Основной его принцип: понять можно только то, что вы пропустили через себя, в буквальном смысле, «пощупали».

Занятия проходят в следующем ключе: обучаемый на первых стадиях обучения не говорит ни слова – ведь сначала он должен получить достаточное количество «пассивных» знаний. В течение первых уроков обучающийся постоянно слушает иностранную речь, он что-то читает, но при этом не говорит ни одного слова на изучаемом языке. Затем в процессе обучения наступает период, когда он уже должен реагировать на услышанное или прочитанное – но реагировать только действием.

Сначала изучаются слова, обозначающие физическое движение. Например, когда изучают слово «встать», все встают, «сесть» - садятся, и т.п. . Хороший эффект достигается за счет того, что всю получаемую информацию человек пропускает через себя.

Немаловажно также то, что в процессе изучения языка по данному методу студенты общаются (прямо или косвенно) не только с преподавателем, но и между собой.

Этот метод отлично подходит для интровертов – людей, предпочитающих слушать, а не говорить.

Аудиолингвистический метод (Audio-lingual method)

В некотором смысле, этот метод построен на зубрежке. На начальном этапе обучения обучаемый многократно повторяет услышанную вслед за преподавателем фразу. И как только произношение достигнет нужного уровня, ученику разрешается вставлять некоторые фразы от себя, но дальнейшая работа сводится к тому же принципу – услышал-воспроизвел. Данный метод хорошо подходит людям с выраженным аудиальным восприятием.

Сегодня существует более 100 методик изучения иностранных языков, бОльшая часть из которых не слишком эффективны, и являются обычным способом заработка для предприимчивых людей.

Прежде всего, это метод 25-го кадра, кодирования, нейролингвистического программирования и т.п. подобные методики.

Помните – выучить язык совсем без усилий невозможно.

Но можно сделать это обучение интересным и мотивирующим к дальнейшему изучению иностранных языков, желанию понимать и чувствовать на другом языке.