Все о печах и каминах - Информационный портал

Япония. Как россия выглядит в мировом рейтинге инноваций Отечественные преимущества и недостатки

В Открытом университете Великобритании каждый год выпускают доклад об инновациях в педагогике. В этом году британские эксперты выделили десять уже существующих нововведений, которые в ближайшие годы окажут самое значительное влияние на образование в мире.

Обучение через социальные медиа (Learning through social media)

Продуктивная неудача (Productive failure)

Ману Капур (Manu Kapur ) – руководитель Лаборатории исследования образовательных процессов в Национальном институте образования Сингапура. Именно он разработал метод обучения под названием «продуктивная неудача ».

Ману Капур продолжает современную тенденцию в образовании, согласно которой ученикам не предлагают готовые знания, а заставляют самостоятельно приходить к ним. Методика несложная: перед тем как научить школьников решать задачу, следует дать им возможность найти решение самим. И только когда они вдоволь намучаются, рассказать правильный вариант. На первый взгляд, здесь есть два неправильных момента. Во-первых, ученики пользуются не академическими знаниями, а интуицией. Во-вторых, учитель заставляет их ломать голову над незнакомыми до сих пор понятиями и снижает уверенность в себе.

Но Ману Капур считает, что напряженная борьба активизирует участки мозга, отвечающие за глубокое усвоение материала, поэтому ученики в результате лучше его помнят и применяют. К тому же в поиске решения они должны выяснить три вещи: что они знают, чего не знают, чего им не хватает для получения решения. Впоследствии эти навыки помогают решать другие задачи и даже находить выход из сложных жизненных ситуаций.

Сам Капур познакомился с этой концепцией, когда учился в Национальном университете Сингапура. Он потратил четыре месяца, пытаясь решить нелинейное дифференциальное уравнение из области гидродинамики, пока преподаватель не объяснил ему, что для этого одной математики недостаточно - нужно было использовать заданный алгоритм вычислений. Когда Капур спросил у учителя, почему тот позволил ему потратить столько времени «впустую», тот ответил, что это не так: за четыре месяца студент досконально изучил проблему, и теперь хорошо её понимает.

Тогда Ману Капур впервые задумался, как можно широко применять этот метод в изучении точных наук. Он начал разрабатывать направление «продуктивной неудачи», провел серию квазиэкспериментом и рандомизированных исследований, чтобы проверить свои теории. В 2003 году его исследования повторно провели ученые в США, Германии и Австралии.

Ману Капур убежден, что прямая подача материала, четкие инструкции блокируют разум ученика и отучают его самостоятельно мыслить. Когда учитель сообщает готовый ответ, ученики не будут искать и не найдут другие решения, возможно – более нтересные и креативные.

«Мы говорим своим ученикам: не останавливайтесь, будьте стойкими и боритесь», – говорит Капур.

  • Математика в старших классах: сингапурская методика «продуктивной неудачи»

Teachback- учимся, объясняя, что мы учили

Teachback . Этот метод применяется в медицинских учреждениях и выходит за рамки традиционного приема, когда используются такие вопросы, как «Это понятно?» и «Всем понятно?» . Вместо этого медработник просит пациента, чтобы тот объяснил или продемонстрировал, используя свои собственные слова, то что с ним обсуждалось.

Teachback не проверяет знания пациента, но это эффективный метод, чтобы проверить, насколько хорошо медработник объяснил информацию пациенту.

Как это сделать
  • После каждой консультации, медработник проверяет на сколько пациент его понял.
  • Медработник не должен задавать такие вопросы, как «Это ясно? «. А вместо этого должен использовать такие вопросы, как:
    • «Для того, чтобы быть уверенным, что я объяснил все правильно, не могли бы вы объяснить мне, как вы будете принимать лекарства?»
    • «Мы обсуждали много сегодня. Можете ли вы сказать мне, что вы считаете наиболее важным? «
    • «Для того чтобы быть уверенным, что я дал вам четкие инструкции, пожалуйста, покажите мне, как вы будете использовать ингалятор астмы в домашних условиях?»
  • Если пациент не в состоянии объяснить, что ему сказали, медработник должен повторить информацию и перефразировать вопрос.
  • Медработник может нарисовать схему или упростить объяснения.
  • TEACHback повторяется, и если после двух или трех попыток пациент все еще не в состоянии объяснить, что ему сказали, то медработник может обратиться за помощью к своему коллеги.

Дизайн мышление (Design thinking)

Дизайн-мышление (англ. design thinking) - методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе. Главной особенностью дизайн-мышления, в отличие от аналитического мышления, является не критический анализ, а творческий процесс, в котором порой самые неожиданные идеи ведут к лучшему решению проблемы

Творческий подход, командная работа, ориентация на людей, любопытство и оптимизм – главные составляющие дизайн-мышления, методологии, часто используемой для поиска новых решений существующих проблем. В чем же заключается процесс дизайн-мышления, и как его использовать?

Само слово «дизайн» чаще всего ассоциируется у нас с каким-либо объектом или конечным результатом, но это не единственное его значение. В 1969 году Герберт Саймон в своей книге «Sciences of the Artificial» определил дизайн как процесс преобразования существующих условий в желаемые . Таким образом, дизайн-мышление – это процесс, всегда ориентированный на создание лучшего будущего и поиск новых решений для комплексных проблем в самых разных областях .

Дизайн-мышление как процесс решения проблем

По версии Герберта Саймона в дизайн-мышлении можно выделить 7 этапов :

  1. Определение проблемы;
  2. Исследование;
  3. Формирование идей;
  4. Прототипирование;
  5. Выбор лучшего решения;
  6. Внедрение решения;
  7. Оценка результатов.

В процессе прохождения этих этапов формулируются проблемы, задаются правильные вопросы, придумываются идеи и выбираются лучшие решения. При этом данные этапы не являются линейными – разные этапы можно проходить одновременно и возвращаться к определенным этапам при необходимости.

  • Что такое дизайн-мышление и почему оно становится основой инновационных компаний

Краудсорсинг (Learning from the crowd)

Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в качестве модели для решения любого вида проблем и задач, стоящих как перед бизнесом, так и перед государством и обществом в целом. В рамках парадигмы Краудсорсинга решение задачи передается распределенной и очень многочисленной группе людей, за счет чего стоимость и время достижения результата радикально снижаются.

В 2003 году Луис фон Ах (Luis von Ahn) вместе со своими коллегами впервые предложил понятие «человеческих вычислений» (human computation), которое оперирует возможностями человека для выполнения вычислительных задач, неподвластных компьютеру. Позже в 2006 году термин «Краудсорсинг» (crowdsourcing) был сформулирован редактором журнала «Wired» Джеффом Хау (Jeff Howe) в статье под названием «Восход Краудсорсинга» (The Rise of Crowdsourcing).

Одним из первых примеров Краудсорсинга было составление Оксфордского Английского Словаря (Oxford English Dictionary). Тогда издание обратилось к общественности с просьбой прислать варианты терминов с их потенциальными вариантами использования. В результате за период в 70 лет было получено более 6 млн. писем.

Большинство пользователей интернета, сами того не подозревая, ежедневно помогают развитию Краудсорсинговых компаний. Создавая аккаунт в Twitter, размещая сообщение, фотографию или ссылку, вы вносите вклад в развитие этого ресурса. Деятельность Youtube заключается в предоставлении пользователям базы для размещения собственных видеороликов, при этом сегодня Youtube входит в пятерку самых популярных вебсайтов в мире. Сегодня компании подобные Kickstarter Indiegogo Threadless и 99Designs предоставляют обычным пользователям возможность самостоятельно создавать продукт или обеспечивать его финансирование.

В последнее время все большую популярность стали приобретать Краудсорсинговые образовательные ресурсы. Этот феномен не нов, однако именно сегодня появляется большое количество образовательных сайтов версии 2.0.

  • Введение в «Краудсорсинг» — один из инновационных инструментов развития высшего образования

Обучение через видеоигры (Learning through video games)

У видеоигр есть вполне конкретный отец-основатель, американский инженер и изобретатель Ралф Бэр. Идея интерактивного телевидения посетила его еще в 1951 году . А в 1996 году он довел концепцию до продукта, первой в истории игры Chase. Это была простая видеоигра для двух игроков: две точки гонялись друг за другом по экрану, что напоминало самому Бэру теннис. За несколько десятков лет видеоигры (обобщающее понятие включает весь спектр электронных игр на разных носителях с разными девайсами) проделали колоссальную «подпольную» работу, несколько раз поменяв отношение общества к себе.

Применение видеоигр в обучении и образовании. Это так называемая концепция Game Based Learning (GBL ), то есть обучение, основанное на игре. В 1978 году были проведены первые исследования, которые выявили мотивационный эффект и когнитивный потенциал видеоигр.

«Сегодня игры используются для занятий с отстающими учениками, чтобы подтянуть их учебные результаты, — отмечает генеральный директор и основатель Muzzy Lane Дэйв Маккул. — Никто теперь не ставит под сомнение эффективность использования игр в обучении, никто уже не отрицает, что игры играют определённую роль в образовании, но пока остаётся открытым вопрос, какую именно роль они играют и как правильно воспользоваться ими. Вопрос об оценке является одним из самых обсуждаемых. Игры дают нам возможность достичь высокого уровня мышления и освоить сложную деятельность. Теперь мы можем измерять эти достижения».

«Неуспешные ученики часто переводятся в программы, которые не занимаются ими или в категорию тех, кому предлагается бесконечно играть в игры, формирующие навыки, – рассуждает Лиза Холтон, президент Classroom Inc . — Многолетний опыт показывает нам, что, когда одни и те же ученики получают возможность играть в обучающие игры, требующие критического мышления и анализа реальных мировых проблем, школьники со временем начинают делать удивительные успехи».

Стремительно меняющийся мир постоянно ставит перед человечеством новые задачи, для решения которых нам понадобятся не менее стремительно развивающиеся технологии, кажущиеся воплощением научной фантастики. Возможно, о некоторых из этих технологий вы уже слышали, ведь многие из них уже какое-то время существуют на научном горизонте, но 2016 год обещает стать годом настоящего прорыва. Представляем вам список наиболее значимых разработок, по мнению Совета по развивающимся технологиям Мирового экономического форума.

Наносенсоры и интернет наноустройств

Одна из наиболее привлекающих внимание областей на сегодняшний момент – это наносенсоры, способные циркулировать внутри человеческого тела или быть внедрёнными в конструктивные материалы. Возможность подключить все эти сенсоры к интернету окажет огромное влияние на будущее медицины, архитектуры, агрономии, производства лекарственных препаратов и другие области науки.

Батарейки нового поколения

Главным препятствием на пути развития возобновляемых источников энергии является несоответствие спроса и возможностей производства. Также проблемой оказывается невозможность сохранения избытка энергии, произведённого в идеальных условиях, для последующей передачи в сеть. Новые батареи повышенной ёмкости, основанные на натрии, алюминии и цинке, решают эту проблему и делают возможным построение мини-энергосистем, которые могут стать чистым, надёжным, круглосуточным источником энергии для целого поселения.

Децентрализованная система доверия Blockchain

Блокчейн, или же цепочка блоков транзакций, - это термин, известный по цифровой валюте биткойн: децентрализованная общественная сеть транзакций, которой не владеет и не управляет ни один человек, ни одна организация. Благодаря инвестициям, только в 2015 году превысившим 1 миллиард долларов, экономическое и социальное влияние блокчейна потенциально способно изменить пути взаимодействия мировых рынков и правительств.

Двумерные материалы

Пожалуй, графен является наиболее известным материалом, состоящим из одного атомного слоя, однако он далеко не единственный. Благодаря резкому падению стоимости производства такие материалы вскоре смогут найти применение в широком спектре областей – от водяных и воздушных фильтров до нового поколения одежды и батареек.

Автомобили с автопилотом

Хотя самоуправляемые автомобили во многих странах еще не полностью легализованы, но их огромный потенциал в различных областях применения ведёт к стремительному развитию ключевой технологии по пути к полной автономии.

Органы на чипе

Миниатюрные – размером с карту памяти – модели человеческих органов могут произвести революцию в медицинских исследованиях и разработках лекарственных препаратов, предоставляя исследователям возможность наблюдать работу биологических механизмов.

Фотоэлементы на основе перовскитовых материалов

Новые материалы имеют три преимущества по сравнению с традиционными кремниевыми солнечными элементами: они более эффективны, легче в изготовлении, и могут быть использованы практически везде.

Открытые экосистемы искусственного интеллекта

Совместные успехи в обработке естественного языка и алгоритмов социального осознания, вкупе с беспрецедентной доступностью данных скоро позволят виртуальным ассистентам помогать человеку в широком спектре задач: от управления личными финансами до советов по выбору гардероба.

Оптогенетика

Возможности использования света и цвета для записи активности нейронов головного мозга обсуждались уже достаточно давно, но, благодаря недавним разработкам, световые лучи теперь могут проникать глубже в ткани, что сможет способствовать лечению людей с нарушениями в работе мозга.

Проектирование метаболических систем

Благодаря успехам синтетической биологии, системной биологии и эволюционной инженерии многие химические вещества теперь можно будет производить проще и дешевле с помощью растений, и список этот с каждым годом будет расти.


2016, возможно, был не самым лучшим годом для мира во многих отношениях, но, тем не менее, за последние 12 месяцев появилось множество актуальных нововведений, которые позволят более эффективно решать мировые и социальные проблемы.

1. Съедобный беспилотник


Недорогой беспилотный прототип, названный Pouncer , был разработан, чтобы помочь доставить гуманитарную помощь в отдаленные районы с непроходимыми дорогами. Pouncer не только доставляет предметы первой необходимости для нуждающихся, но также может быть использован для выживания: его фанерную рамку можно использовать для растопки костра, на крыльях привязана пища, а защитное покрытие можно использовать в качестве тента для импровизированного укрытия.

Windhorse Aerospace, компания, которая разработала Pouncer, заявила, что беспилотник был сделан специально, чтобы революционизировать помощь в ликвидации последствий стихийных бедствий. Команда разработчиков надеется, что прототип станет реальностью в 2017 году.

2. Кресло-коляска для «третьего мира»


Несмотря на все проблемы прошедшего года, изобретатели неустанно придумывали хитроумные гаджеты и идеи, которые позволят решить проблемы неравенства и улучшить мир для миллионов людей. В частности, была создана невероятно дешевая кресло-коляска, которую за копейки можко будет делать для малоимущих людей в «странах третьего мира».

3. Устройство для очистки береговой линии


Голландский предприниматель Боян Слат впервые предложил машину по очистке океана, когда ему было всего 17 лет. Но прототип этого устройства, которое было названо Boomy McBoomface , было окончательно введено в эксплуатацию в июне 2016 года, после того, как нашлось $ 10 миллионов на финансирование. Устройство Слата плавает вдоль побережья и собирает мусор с поверхности океана. Затем этот мусор доставляется в центральную «башню», где он сортируется для последующей утилизации.

4. Высокотехнологичная игрушка Lrka


Lrka – намного больше, чем просто умная игрушка. Интерактивное и мультисенсорное устройство больше походит на «друга», специально разработанного для детей, страдающих аутизмом, и поощряет их развиваться путем независимой игры. Круглая игрушка воспроизводит звуки и музыку, умеет «разговаривать», мигает и вибрирует, чтобы привлечь детей. Lrka также полностью настраиваема, а это означает, что игрушку можно адаптировать в соответствии с потребностями ребенка. Производители игрушки сумели успешно завершить кампанию Indiegogo в течение лета 2016 года, собрав более 152% от запланированных средств.

5. Палатка для бездомных WeatherHYDE


WeatherHYDE - необычная палатка, которая защищает бездомных и бедные семьи в развивающихся странах от любой непогоды. Одна сторона палатки оснащена светоотражающими панелями, которые охлаждают интерьер от сильной жары. Другая сторона защищает от сильного холода благодаря изолирующим панелям. На Kickstarter была проведена кампания по финансированию производства и распределению 500 палаток среди нуждающихся семей, во время которой было собрано более $ 145 000.

6. Устройство для помощи глухим Furenexo


Furenexo - стартап на Kickstarter, который был запущен для того, чтобы построить SoundSense - небольшой удобный в переноске прибор, который был разработан, чтобы помочь глухим людям обнаружить громкие звуки и оповещения. Устройство умеет определять предупреждающие сигналы, такие как сирены и гудки автомобилей, превращая их в вибрации. Стоит такой девайс $ 30 - значительно ниже, чем аналогичные устройства.

7. Съедобные столовые приборы


Индийская компания Bakeys создала съедобные ложки из риса, пшеницы и сорго, чтобы помочь обуздать проблему гигантского количества пластиковых отходов. Столовые приборы, которые имеют срок хранения в два года, поставляются с ароматами приправ, таких как имбирь, чеснок и тмин. Тем не менее, подобные ложки не растворяются даже в горячем супе. Компания запустила кампанию Kickstarter в начале 2016 года, чтобы собрать деньги на распространение подобную посуду в общинах по всей Индии и заработала почти $ 150 000.

8. Тротуарные светофоры для любителей смартфонов


В последнее время люди настолько привыкли к использованию смартфонов, что не отрывают глаза от экранов даже на улице. А это очень небезопасно, к примеру, при переходе дороги. Именно поэтому немецкий департамент общественного транспорта города Аугсбург начал устанавливать устройства, встроенные в светофоры, на некоторых городских пешеходных переходах по всей стране. Компания надеется, что подобные девайсы смогут обеспечить безопасность пешеходов, отправляя сигналы на их смартфоны.

9. Футуристический автобус Transit Elevated Bus


В мае лучшие инженеры Китая представили прототип огромного автобуса, который «парит» над автомобилями на дороге. Новшество, которое было создано для максимизации дорожного пространства, поможет сократить дорожные пробки и уменьшить уровень загрязнения. Электрический Transit Elevated Bus ездит по рельсам, возвышаясь над обычными дорогами и не мешая движению машин. Каждое подобное транспортное средство может перевозить невероятные 1200 пассажиров, а также оно обходится дешевле, чем существующие варианты общественного транспорта.

10. Крепкий презерватив LELO HEX


Презервативы LELO HEX повысят безопасность постельных утех, поскольку их попросту невозможно порвать. Разрабатывалось это «резиновое изделие №2» семь лет и появилось в продаже летом 2016 года. Благодаря шестиугольной структуре материала из которых они сделаны, LELO HEX выдерживают намного большую нагрузку и трение, чем традиционные презервативы.

И в продолжение темы . Возможно, их приход уже не за горами.

С 26 по 28 октября 2016 года в технопарке "Сколково", на площади 96 0000 кв.м., прошёл V ежегодный форум "Открытые инновации". В этом событии приняли участие более 13 500 человек из 99 стран, свыше 2 000 представителей корпораций, 4 000 стартапов, около 300 инвесторов и более 650 журналистов.

Форум проводится ежегодно с 2012 года согласно постановлению Правительства РФ. В 2016 году органмзатором форума впервые стал фонд "Сколково", соорганизаторами-Минэкономразвития, Правительство Москвы, Российская венчурная компания, Фонд инфраструктурных и образовательных программ "Роснано", Внешэкономбанк, Фонд содействия инновациям.


Главной темой "Открытых инноваций" стали "Технологии роста", а его главным героем- те[нологический предприниматель. За три дня работы форума было заключено более 40 партнёрских соглашений.


Государством- парнёром форума выступил Израиль. В стране, находящейся на 4 месте в мире в сфере научной деятельности, наука и технологии занимают лидирующее положение в экономике.


Второй день работы форума под девизом "Навигатор изменений" начался с острых дискуссий на тему технологического предпринимательства, речь также шла о прогрессивных моделях диверсификации и экспансии бизнеса.

Третий ден работы "Открытых инноваций" начался необычно рано. В 7.30 стартовали участники первого ежегодного забега "Сколовские мили". Дистанцию в три км. все участники забега успешно завершили. "Сколковские мили" планируется сделать ежегодным спортивным событием в рамках форума "Открытые инновации".Партнёрами забега стали Reebok, SN Pro Expo Forum, Коворкинг СТАРТ, World Class.

Каждый год издание Popular Science выбирает лучшие инновации в области науки и техники. Эти открытия предопределят наше будущее, а некоторые из них даже могут стать прекрасным новогодним подарком. Мы выбрали 20 самых заметных инноваций 2016 года из списка Popular Science.

1. Виртуальная реальность для обычных людей: Sony Playstation VR

Жесткие требования к высокой четкости картинки в играх с ВР требуют использования мощного компьютера. Для более 40 миллионов владельцев Sony PS4 использование PlayStation VR сводится к принципу «подключай и работай». В отличие от дешевых систем, работающих на базе смартфонов (вспомните Google Cardboard), гарнитура обеспечивает разрешение Full HD для каждого глаза и широкий обзор в 100 градусов. Например, в игре Star Wars Battlefront Rogue One вы сможете почувствовать себя пилотом X-Wing.

2. Anki Cozmo: самый разумный робот-любимец

Не все боты с искусственным интеллектом должны быть виртуальными ассистентами – некоторые из них могут просто нас развлекать. Anki Cozmo – это новое слово в сфере роботизированных развлечений. Робот на колесиках размером с бейсбольный мяч за своими приветливыми светодиодными глазками имеет камеру для распознавания лиц, позволяющую узнавать знакомых и близких ему людей. Сложный механизм обучения помогает развивать личность Cozmo, в то же время возможности разработчиков позволят научить его множеству новых вещей.

3. Microsoft Skype Translator. Конец языковому барьеру

Интернет объединяет всех нас, но какой в этом смысл, если мы не можем понять друг друга? Переводчик в Skype на основе ИИ - наша цифровая Вавилонская башня. Он позволяет разговаривать с кем угодно, где угодно и вне зависимости от вашего родного языка. Переводчик, который появился на Windows в конце 2015 года, использует несколько уровней алгоритмов машинного обучения. В то время как пользователь говорит, ИИ, опираясь на миллионы примеров речи, анализирует слова и переводит их в текст. Затем из текста извлекаются дефекты и повторения слов и прогоняются через переводчик. ИИ самостоятельно учится – чем больше он слышит местного акцента или сленга, тем умнее он становится и лучше функционирует. В разговоре можно получить ответ на восьми языках в звуковом виде и на более чем 50 – в текстовом.

4. Шифрование в WhatsApp. Безопасность для миллиарда человек

В апреле 2016 года более миллиарда обладателей телефонов получили возможность обвести вокруг пальца АНБ, когда организация Open Whisper Systems выпустила свои протоколы оконечного шифрования для WhatsApp. Система работает для голосовой связи и чата (включая передачу фото, видео и файлов) и позволяет проверить безопасность соединения путем сканирования QR-кода или сравнения 60-значного кода, полученного от своего помешанного на безопасности собеседника.

5. That Dragon, Cancer от Numinous Games: игра, которая разобьет вам сердце

Когда годовалому сыну разработчика Райана Грина Джоелу диагностировали рак мозга, тот полностью ушел в любимое дело, чтобы справиться с бедой. Результатом стала душераздирающая игра, которая позволяет игрокам испытать взлеты и падения, через которые прошел Грин на протяжении четырехлетней борьбы за жизнь Джоела: попыток помочь сыну справиться с болью, радости от времени, проведенного вместе, и горя от трагической смерти. «Мои любимые моменты – те, когда можно побыть с Джоелом, – говорит Грин. – Играть с ним, слышать его дыхание или его смех – это моменты я люблю больше всего».

6. Маски Snapchat: переломный момент для дополненной реальности

Именно так: это была не Pokemon Go, а маски Snapchat - система распознавания объектов в реальном времени и спецэффекты, позволяющие вам менять на экране цвет глаз, накладывать другие лица, маски животных, и создавать сцены из изображений.

7. Хранилище ДНК – самое вместительное хранилище данных

Возможно, вместо огромного множества серверов, однажды весь интернет сможет поместиться в обувной коробке. Именно это ученые из Microsoft и Вашингтонского университета доказали в июле, когда закодировали 200 МБ цифровых данных в структурное звено ДНК, побив предыдущий рекорд в 20 МБ. Они сделали это с помощью энзима под названием полимераза, который позволяет создавать программируемые копии ДНК и считывать данные с любой части дерева ДНК.

8. Google Daydream Labs. Создание виртуальной реальности в виртуальной реальности

Daydream Labs впервые позволяет разработчикам создавать и визуализировать виртуальную реальность не на плоском экране компьютера, а в самой виртуальной реальности. Они могут взаимодействовать, общаться, оставлять обратную связь и использовать контроллеры ручного управления прямо в процессе создания своих виртуальных творений.

9. Sea Hunter, первый военный корабль-дрон

Военный корабль Sea Hunter, возможно, достаточно велик для человеческого экипажа, но он в нём не нуждается. Это первое судно, спроектированное вооруженными силами для автономного патрулирования морского пространства и поиска подводных лодок, слишком важной и трудной задачи даже для судна с командой умелых моряков. Благодаря специальным алгоритмам навигации 40-метровый корабль передвигается по всем правилам морского судоходства и способен избежать столкновений с другими судами. Если двухлетние испытания пройдут успешно, морской флот США может рассмотреть вопрос о разработке кораблей-дронов для других целей, например, для деактивации неразорвавшихся мин.

10. Qualcomm Snapdragon Sense ID – сканер отпечатка пальцев, который невозможно взломать

Хакеры уже доказали, что могут обмануть стандартные биометрические сканеры с помощью поддельных отпечатков. Датчик SenseID делает это практически невозможным. С помощью ультразвука он сканирует глубину отпечатка пальца, считывая подробный узор впадин, щелочек и пор.

11. Башня компании Gensler в Шанхае: чрезвычайно зеленый небоскреб

Чем больше здание, тем сложнее эффективно управлять климатом внутри него. Поэтому архитекторы оснастили второй в мире по высоте небоскреб, который был сдан в этом году в Шанхае, фасадом с двойными стенами, «выступающим в роли термоса, который сохраняет для посетителей тепло зимой и прохладу летом». Необычная форма позволяет выделить свободное место для 21 «небесного сада», которые копируют природные ландшафты и очищают внутренний воздух.

12. Генно-модифицированные грибы, растущие на прилавке

До 40% продуктов питания в США становятся отходами, зачастую из-за их порчи. Фитопатолог из Университета штата Пенсильвания использовал универсальный инструмент генной модификации под названием CRISPR-Cas9 для создания шампиньонов, которые не подвержены потемнению, могут обладать более длительным сроком хранения и в конечном счете сравняться по стоимости с обычными грибами. Хотя продукт еще не поступил в продажу, эта технология одобрена Министерством сельского хозяйства США прошлой весной, что открывает путь к появлению магазинов генно-модифицированных продуктов.

13. Лифт, который двигается в любом направлении

Зачастую шахты лифтов составляют половину занимаемой площади небоскреба, а стальные тросы, обеспечивающие спуск и подъем кабины, ограничивают максимальную высоту. Эти ограничения могут стать основной проблемой для архитекторов будущего, которые захотят создавать все более высокие и широкие здания. На помощь им приходит MULTI – система лифтов, которые могут передвигаться вертикально, горизонтально и даже по диагонали вдоль дорожек, оснащенных мощными магнитами. MULTI, испытания которой начнутся в Германии в следующем году, позволит создавать здания безгранично высокими и не сдерживать фантазию авторов.

14. Advanced LIGO, микрофон для вселенной

LIGO - лазерно-интерферометрическая обсерватория, запущенная десять лет назад для обнаружения гравитационных волн - помех в пространственно-временном континууме, некоторые из которых относятся ко времени Большого взрыва. В этом году усовершенствованная система под названием Advanced LIGO, имеющая более высокую чувствительность, при первом же запуске подтвердила одно из величайших предсказаний Эйнштейна. Наблюдение за этими волнами позволит ученым выстроить историю Вселенной и прогнозировать такие события, как рождение сверхновых.

15. Chevrolet Bolt EV: электрокар для каждого

Главной задачей доступных электромобилей было достижение запаса хода в 320 км. И первым из автопроизводителей к этой цели пришла General Motors, а не Tesla. Все сводится к батарее: на Bolt устанавливается 288-секционная литий-ионная батарея мощностью 60 киловатт-часов. Использование никеля повышает ее энергоемкость и увеличивает запас хода до 380 км. Капот, двери и подвеска выполнены из алюминия, что снижает вес автомобиля.

16. IMLYGIC от Amgen: вирус, который борется с раком

Ученым уже давно известно, что вирусы могут спровоцировать иммунную систему атаковать рак, но для создания вируса, который не затронет наши собственные органы, потребовалось некоторое время. В конце 2015 года IMLYGIC стало первым вирусным лекарством по борьбе с раком, одобренным Управлением по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами США. Это прорыв в области борьбы с меланомой: модифицированный вирус герпеса вводится в опухоль, где может возбудить иммунную реакцию в ответ на рак.

17. NASA – “Юнона”: путешествие к центру газового гиганта

4 июля “Юнона” – искусственный спутник, питаемый солнечными батареями, – начал вращаться вокруг полюсов Юпитера, пролетая на расстоянии в 4200 км от облаков планеты. «Ни один космический аппарат не находился так близко к Юпитеру, в центре радиационных поясов со столь высоким магнитным полем», – говорит научный сотрудник проекта Стив Левин. Защищенные от этого излучения титановым куполом научные приборы “Юноны”, в числе которых радиометр для изучения атмосферы и детектор частиц для измерения магнитного поля, позволят ученым заглянуть под облака газового гиганта. В течение следующих полутора лет наблюдений “Юноны” ученые узнают, сколько воды находится на Юпитере и обладает ли планета твердым ядром. Благодаря этому мы можем узнать, как образовалась Солнечная система и Земля. Также в ходе этой миссии были получены самые качественные изображения Юпитера в истории.

18. SpaceX – Falcon 9: посадка ракеты на морскую платформу

По словам руководителя SpaceX Илона Маска, возможность повторного использования первой ступени ракеты - части, которая обычно падает в океан, может снизить затраты на ее запуск в сто раз. В апреле, после четырех неудачных попыток, ракета Falcon 9 успешно села на беспилотный корабль. Залог успеха: больше ракетного топлива на основе жидкого кислорода для увеличения тяги и посадка с управляемым вектором тяги вместо предыдущей, менее успешной версии с использованием парашюта.

19. Facebook – Aquila: дрон, раздающий интернет

Facebook сделала еще один шаг на пути к своей цели – повсеместному доступу к интернету, завершив в июле 96-минутное испытание полноразмерного дрона Aquila. Чтобы самолет мог держаться в воздухе на протяжении долгого времени, он имеет размах крыльев больше 40 метров и длинный, вытянутый фюзеляж массой почти в 450 кг. Aquila в своей финальной версии будет оснащен солнечными батареями и сможет проводить по три месяца в воздухе, обеспечивая доступ к широкополосному интернету в радиусе 100 км.

20. Jibo: бот с ИИ на вашем столе

В современных виртуальных помощниках, способных ответить на ваши вопросы, нет ничего нового. (Siri и Alexa не дадут соврать). Но как насчет ИИ, который может распознавать собеседника, поворачиваться к обратившемуся и отвечать ему привычными для людей жестами? Добавьте ко всему этому возможность принимать сообщения, устраивать видеоконференции, делать семейные фото и устанавливать напоминания в календаре, и вы получите Jibo. Набор разработчика позволяет сторонним организациям создавать новые функции устройства высотой в 30 см. Добро пожаловать в эру социальной робототехники.