Все о печах и каминах - Информационный портал

Практическое применение животного магнетизма. Объяснение принципов "животного" магнетизма

Перепечатывается из журнала
"Жизнь и здоровье ", N.4, декабрь 1908 г.

Перед нами больной ребенок. Он мечется на своей постельке в тоске лихорадочного жара, и с его запекшихся губок слетают тихие стоны. Но вот к малютке подходить мать, полная желанием облегчить его страдания, и кладет ему на головку свою руку. Минута, другая, и ребенок затих, погрузясь в благодетельный сон. Что же дало ребенку облегчение и покой?

Их дала ему особая сила, которая излучилась из руки матери, под влиянием психического напряжения, т. е. желания помочь. Эта сила, родственная с N-лучами и которую можно назвать радиоактивностью человеческого тела, оказывает воздействие на фотографическую пластинку и способна проникать через всякое вещество. Ею можно напитать любой предмет, который будет представлять из себя ничто вроде магнита или электрического аккумулятора. Вот эта-то радиоактивность человеческого тела и называется "животным магнетизмом".

Прежде, в XVIII веке, ее называли месмеризмом, по имени врача Антона Месмера, родившегося в 1733 г. и впервые ее открывшего. Магнетизм есть в каждом из нас; с тою лишь разницей, что у одного в сильной степени, а у другого едва заметен. Это различие зависит от многих причин, в числе коих образ жизни играет весьма важную роль. Чем одухотвореннее человек и чем воздерженнее жизнь он ведет, тем больше в нем магнетической силы и наоборот. Это единогласно утверждают такие авторитеты, как Месмер, Делез, прозванный Гиппократом животного магнетизма, Тарди, Лафонтель и проч. Немецкий исследователь Рейхенбах назвал животный магнетизм "одом", которым, по его мнению, наполнено космическое пространство, при чем человек является лишь его проводником и конденсатором. Магнетизм называют также мировым флуидом и психофизической энергией. Французский ученый д-р Барадюк называет его жизненной силой и в своей книге, изданной в 1892 г., описывает изобретенный им прибор для определения напряжения этой силы.

В древности знали о существовали животного магнетизма и применяли его с терапевтической целью. На некоторых египетских памятниках сохранились рисунки, изображающие приемы лечения магнетизмом. До нас дошло имя врача, вылечившего от тяжкого недуга невестку царя Рамзеса XII, Бентрош. Его звали Тотэмби, что значит "господин воли и мастер пальцев". В истории есть много указаний на исцеления с помощью возложения рук, о чем упоминается и в священном писании. Так, в Деяниях читаем (28,8): "отец Публия лежал, страдая горячкой и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив руки, исцелил его".

В первые годы открытия Месмером животного магнетизма он применялся следующим образом: устраивался большой дубовый чан с металлическим стержнем, выходящим из его середины. На дно чана насыпалась смесь из битого стекла и железных опилок, на которую клались наполненные водой бутылки. Их первый ряд был обращен горлышками к центру, а второй к окружности чана, наполненного водой. Чан покрывался дубовой же крышкой, сквозь которую были пропущены стеклянные и металлические стержни, нижними концами касавшиеся бутылок. Вокруг этого чана садились пациенты и брали в руки концы стержней. Через некоторое время сидящие впадали в полусонное состояние, которое скоро сменялось сильным возбуждением, сопровождавшимся икотой, обильным потом и слезами, и оканчивалось нередко экстазом и конвульсиями. Это называлось кризисом, после которого больные получали исцеление. По словам впадавших в кризис, они испытывали такое блаженство, что умоляли, как о великой милости, дать им изведать вновь это ни с чем несравнимое наслаждение. Чаны распространились с поразительной быстротой, при чем их устраивали и для бедных, чтобы дать и им изведать неземное блаженство. Впоследствии такой метод лечения был оставлен. Вместо него стали употреблять пассы, т. е. проведете руками вдоль тела больного на некотором расстоянии от него. В последнее же время признают достаточным возложение рук.

Успехи Месмера породили зависть врачей, добившихся с помощью интриг того, что Парижская Академия не захотела признать существование животного магнетизма и отнеслась к нему, как к шарлатанству. Но не того о нем мнения были многочисленные больные, исцеленные Месмером, и очевидцы. Последние, вопреки определению ученых мужей обратили на новую силу все свое внимание и начали ревностно ее изучать, под руководством Месмера. Среди таких учеников особенно выделились два просвещенных представителя высшего французского общества: Маркиз де Пенелюр и барон дю Поте, благодаря трудам которых открытие Месмера не погибло. Почти до конца 40 годов XIX века ученые не интересовались животным магнетизмом и только, когда английский ученый, д-р Брэд, неопровержимо доказал факт воздействия одного человека на другого, животный магнетизм получил право существовать в числе всех других сил природы. И вот в конце концов та же Парижская Академия вместе с главным советом народного просвещения не только признали пользу животного магнетизма, но и возвели ту школу, в которой преподается искусство магнетизирования, на степень высшего учебного заведения.

У нас в России магнетизмом заинтересовались в середине прошлого века, при чем в числе магнетизеров был князь Алексей Долгорукий, составивший книгу "Органон животного месмеризма". Он числился магнетизером больниц ведомства императрицы Марии.

При каких же болезнях можно применять животный магнетизм? Прежде всего при всех нервных расстройствах, как бы глубокий разнообразны они не были. Bce виды неврастении, истерии и невралгии сплошь и рядом меняют свой характер, течение и заканчиваются совершенным исцелением. Сюда надо причислить и параличи. Даже такая ужасная болезнь, как сухотка спинного мозга (tabes dorsalis - или локомоторная атаксия, заболевание нервной системы, характеризующееся атрофией задних или дорсальных отделов спинного мозга и проявляющееся нарушением координации при ходьбе. - прим. Д.З.), задерживается в своем развитии при лечении магнетизмом.

Судя по тому, что магнетизм повышает жизненный тонус и увеличивает обмен веществ, применение его безусловно полезно во всех случаях, где замечается вялость жизненных отправлений, расстройство питания и отравление организма продуктами распада тканей (аутоинтоксикация). Следовательно его можно применять и при ревматических и подагрических страданиях, а также и при туберкулезе, ибо есть указание на то, что под влиянием магнетического тока бактерии умирают. Но если бы даже с помощью животного магнетизма излечивались одни только невралгии, то и этого было бы довольно, чтобы обратить на него внимание и изучать его, ибо в наш нервный век таких больных десятки тысяч.

При лечении животным магнетизмом поступают так: пациент садится на табурет, сзади него становится магнетизер и, оставаясь совершенно пассивным, кладет ему руки на плечи и несколько раз медленно проводить ими по спине вдоль позвоночника. Затем кладет руки на голову и держит их в продолжении нескольких секунд. При наличности магнетической силы, этих приемов совершенно достаточно, чтобы больной ощутил теплоту (при чем на лбу у него появляется испарина), и вслед за этим почувствовал бы и облегчение. Все, что требуется от магнетизера - это желать помочь больному. Во время лечения больной может разговаривать о чем угодно и чем оживленнее он будет вести разговор, тем лучше. Из этого видно, что животный магнетизм, не имеет ничего общего с гипнотизмом, порабощающим волю больного путем предварительного утомления головного мозга и погружения в сон.

Из всего сказанного ясно, какое могущественное целебное средство представляет из себя животный магнетизм и сколько бы он уничтожил страданий, если бы почаще к нему прибегали. Но со временем так и будет.

Примечание

N-лучи были открыты французским физиком из университета г. Нанси Рене Блондлотом в 1903 году. Блондлотом было установлено, что бумажные пластинки, покрытые сернистым кальцием, начинают святиться, если их поднести в темноте к определённым частям тела. [Прим. ред. сайта].

XVIII столетие дало человечеству не только музыкантов, литераторов и ученых, но и удивительную породу околонаучных деятелей, из ничего способных сделать гениальное открытие, многоходовую интригу или оглушительный скандал. Подлинным мастером во всех этих делах был Франц Антон Месмер , который, тем не менее, считается основоположником современного гипноза .

Любитель искусств, знаток людей

Будущий «отец гипноза» появился на свет в 1734 году в небольшом германском городке в почтенном семействе егеря. Как полагалось в те времена, маленький Франц получил весьма разностороннее образование: мальчик изучал философию, юриспруденцию, теологию и риторику, но в конце концов выбрал врачебную стезю.

Он поступил в медицинскую школу при Венском университете, однако учился без особого рвения и окончил ее лишь в возрасте 32 лет, защитив диссертацию «О влиянии звезд и планет как лечебных сил». Тема, как мы видим, им была избрана не вполне медицинская. Содержание работы вызвало у экзаменаторов замешательство: Месмер объявил в ней, что созвездия способны влиять на человека посредством загадочной силы, так называемого «мирового флюида», пронизывающего всю Вселенную, а заодно и человеческие существа.

Диссертация имела мало отношения к науке, зато вся была наполнена мистикой, и остается тайной, почему ее все же приняли. Видимо, Месмер был достаточно красноречив и сумел убедить комиссию в собственной правоте.

Сделавшись врачом, Месмер не торопился углубиться в медицину. Он свел знакомство с богатой вдовой, благополучно женился и занялся тем, к чему лежала его душа, - музыкой, домашним театром и организацией шумных праздников. Завсегдатаями его салона в то время были Гайдн, Моцарт, Глюк и другие знаменитые музыканты.

Сам хозяин музицировал на виолончели, клавире и даже лично построил стеклянную гармонику, звучание которой хвалили все гости. Он мог бы долго вращаться в высшем обществе, если бы не досадный сюрприз: у Месмера вдруг закончились деньги. Удивляться этому не приходится, поскольку праздники, постановки домашнего театра и прочие светские расходы требовали изрядных средств.

Кто угодно впал бы в уныние, но только не Месмер. Диплом врача был все еще действителен и позволял заработать на жизнь, хотя, возможно, не столь роскошную, как прежде. Правда, Месмер собирался обставить медицинскую практику с театральной зрелищностью, а для этого нужно было придумать принципиально новый способ лечения. И случай позволил Месмеру обнаружить такой способ как раз тогда, когда в нем возникла нужда.

Основа Вселенной

Летом 1774 года приезжий англичанин обратился к астроному Максимилиану Геллю с просьбой изготовить для его жены особой формы магнит для лечения резей в желудке.

Гелль рассказал о необычном заказе Месмеру, а тот мгновенно ухватился за интересную идею. Не прошло и месяца, как он уже опробовал чудодейственные магниты на одной из своих пациенток. Фрейлейн Эстерлайн страдала от мигреней, истерических припадков, судорог и рвоты, и никакие предложенные Месмером средства ей не помогали. Но стоило положить девушке на грудь несколько сильных магнитов, как судороги резко усилились и почти сразу же прекратились.

Спустя несколько сеансов больная полностью излечилась, а Месмер сделал попытку представить свой новейший метод ученым собратьям. В научных кругах успеха он не имел, что не помешало новатору открыть собственную клинику и приняться за лечение магнитами со все большим размахом.

Чтобы лечение имело подсобой научную базу, Месмер сочинил теорию так называемого животного магнетизма, согласно которой все вокруг - от природы до живых существ - пронизано магнетическими флюидами. Человека следует считать здоровым, если его флюиды движутся по телу правильно. Но стоит магнитным линиям хоть немного исказиться, как организм одолевают недуги. Чтобы от них избавиться, необходимо применять магниты, способные направить магнетические токи в верное русло.

Шло время, количество пациентов росло в геометрической прогрессии, и Месмер начал задумываться о накапливании магнитных флюидов, что могло обеспечить лечением одновременно целые группы больных.

Немного поразмыслив, он выдумал «ушат здоровья» - большой деревянный чан, в котором стояли бутыли с магнетизированной водой. Бутылки соединялись со стальными пластинами вокруг железного прута, от которого к больным органам пациентов вели провода. Больные усаживались вокруг агрегата, касаясь друг друга руками, что обеспечивало лучшую проходимость флюидов. Месмер во время сеансов двигался вдоль круга пациентов, пристально глядя каждому из них по очереди в глаза.

Слава целителя росла так быстро, что скоро чудесный ушат уже не справлялся с излечением желающих. Месмера, впрочем, это только порадовало. Он магнетизировал целый мраморный бассейн, а затем еще и деревья в своем парке, чтобы флюиды витали невозбранно абсолютно повсюду. Казалось бы, все эти сомнительные действия куда больше походили на шарлатанство, чем на новое слово в медицине, но количество пациентов не только не убывало, но и, напротив, все увеличивалось.

Успех был Столь очевидным, что Баварская академия наук торжественно избрала Месмера своим членом. Однако это был первый и последний пример официального признания трудов магнетизера. Опубликованные 27 тезисов о животном магнетизме больше ни в одном ученом сообществе отклика не нашли. Берлинская академия наук обозвала Месмера мечтателем, а его метод заклеймила как ошибочный.

Оставалось утешаться количеством выздоровевших больных и финансовым успехом предприятия. Лечение флюидами как будто шло. своим чередом, но Месмеру не давала покоя одна необъяснимая странность, на которую поначалу он и вовсе не обратил внимания.

«Это сила самого магнетизера»

У некоторых пациентов чудесное излечение происходило еще до воздействия магнитов, в результате одной только беседы с целителем. Однажды Месмер работал с группой оглохших и потерявших голос женщин. Стоило ему выйти к больным и внимательно оглядеть их, как у двоих немедленно восстановились слух и голос, а еще несколько дам почувствовали заметное улучшение.

Никто, конечно, не заметил, что до магнитов дело не дошло, но сам Месмер пребывал в недоумении. Очевидно, в ряде случаев лечебное воздействие на пациентов оказывали вовсе не магниты, которым врач приписывал чудодейственный эффект, а сам Месмер, его личность, завораживающий взгляд и пассы рук. Всего шага не хватило магнетизеру до настоящего научного открытия: внушение иногда действует на больных лучше любых лекарств. Но испугавшись за исправно работающую стройную схему лечения, Месмер упорно продолжал развивать идею чудодейственных флюидов, пронизывающих Вселенную.

Медики всей Европы единодушно считали его шарлатаном и мало-помалу со все большим рвением высмеивали его метод. Появились анонимные статьи, стихотворные пасквили о докторе-обманщике, но в открытую травить его долго не решались. Однако вскоре недругам Месмера представился случай изрядно подпортить его врачебную репутацию.

Однажды к целителю обратилась некая Мария Терезия фон Парадиз, ослепшая в раннем детстве. Эта девица была настолько талантливой музыкантшей, что ей покровительствовала сама императрица. Лучшие окулисты Вены не помогли Марии прозреть, они считали ее слепоту неизлечимой из-за поражения зрительных нервов.

Месмер, однако, счел природу ее недуга истерической и взялся за лечение. Магнетизм не подвел: девушка частично прозрела. Но специально собранный врачебный консилиум постановил, что возвращение зрения было внушено пациентке, на самом же деле улучшения не произошло. В итоге Мария опять полностью ослепла, и разразился неслыханный скандал.

Пришлось целителю бросить все нажитое имущество и клиентуру и покинуть пределы Германии. Сначала он перебрался в Швейцарию, а спустя некоторое время очутился в Париже.

Финал авантюрной биографии

Надо признать, что в Париж Месмер попал вовремя. Накануне революции французское общество, как никогда, интересовалось магией, гаданиями и тому подобным. Чудесные методы немецкого медика произвели фурор в парижских гостиных. Популярность Месмера росла день ото дня, им интересовались все, от простого народа до королевской четы.

Сам Месмер не причислял себя к чародеям и не находил в своей теории ничего мистического. Напротив, он полагал, что исцеляет на основе строгой научной теории, и страстно желал получить признание именно в научном мире. Но Французская академия наук, получив нелестные отзывы о Месмере от венских коллег, полностью игнорировала сомнительный магнетизм. И хотя успех целителя во французских салонах был абсолютным, ученые не торопились признать новый метод.

Людовик XVI издал указ, обязывающий научный мир вынести окончательное решение о методах Месмера. Комиссия в своем заключении твердо заявила, что никакого животного магнетизма не существует, но отметила кое-что в личности медика: «Все определяется самим человеком, магнетизирующим пациентов... Здесь, несомненно, действует некая сила, управляющая действиями человека и подчиняющая их себе. Это сила самого магнетизера».

Вердикт был окончательным и отнимал у Месмера всякую надежду обрести признание среди коллег. Лишенный дальнейшего смысла существования, он уехал в Швейцарию и прожил там в глуши еще несколько десятилетий настолько незаметно, что многие считали его умершим.

Еще при жизни у Месмера нашлись последователи, но сам он так и умер забытым. Стефан Цвейг писал о нем: «Едва ли найдется во всей мировой истории пример столь стремительного падения с вершины шумной славы в бездну забвения и безвестности...»

Екатерина КРАВЦОВА

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

·

· Групповая психотерапия и гипноз

· Социально-психологические аспекты групповых методов

· Групповые методы в психоанализе и других психологических школах Запада

· Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России

· Современные групповые методы и развитие самосознания

Тот факт, что воздействовать на группу – в целях лечения, в частности – бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали, пожалуй, даже наши пещерные предки. Шаманская практика также показала успешность публичного применения обрядовых и ритуальных процедур для излечения больных. Разнообразного толка целители и знахари на протяжении всей человеческой истории использовали эффект эмоционального возбуждения и заражения, проявляющийся в группе. Семья, племя, род, совместно участвовавшие в лечебных (колдовских, шаманских) мероприятиях, обнаруживали большую податливость к воздействию первобытного психолога. Резко усиливалась вера в необычайные возможности и умения целителя – особенно в результате внушения, когда воздействие было направлено на аффективную сферу. Некритическое восприятие информации и эмоциональная реакция на непонятные манипуляции, помноженные на безусловную уверенность в себе самого целителя, приводили к положительным результатам и еще более усиливали эффективность последующих воздействий.

Теория "животного магнетизма" Ф. А. Месмера

Первой попыткой дать научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения следует считать теорию "животного магнетизма" Франца Антона Месмера австрийского врача, практиковавшего в Париже в конце XVIII века. Суть этой теории заключалась в следующем: существует некий магнетический флюид, который в случае неравномерного распределения внутри организма человека порождает болезнь; задача врача – с помощью специальных манипуляций гармонично перераспределить флюиды и тем самым излечить больного (Л. Шерток, Р. де Соссюр, 1991). Как же происходил сеанс групповой терапии?

В одном из залов дворца располагался знаменитый месмеровский чан, наполненный водой, в котором находились камни, осколки стекла и прочее. Из воды выступали прутья. Больные (чаще всего женщины) держались за эти прутья. Между собой они были соединены веревками. Месмер, закутанный в мантию, как средневековый алхимик, совершал пассы, прикасался специальной стеклянной палочкой к больным, совершал другие манипуляции, с помощью которых, по его мнению, передавались флюиды, циркулирующие посредством чана в организмах больных. Следует заметить, что мистическая атмосфера происходящего, сила внушения Месмера способствовали тому, что многие больные исцелялись. Однако учрежденные Людовиком XVI для оценки деятельности Месмера две комиссии Академии наук осудили теорию "животного магнетизма" и полностью отвергли идею существования каких-либо флюидов. Никто из ученых в то время не обратил внимание на обнаружившиеся в работе Месмера социально-психологические эффекты, связанные с межличностным взаимодействием врача и больного, с целебным влиянием группы (по Л. Шертоку и Р. де Соссюру, 1991).

ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ

ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ

предположительно существующая неуловимая или таинственная , влияющая на человека. Термин употреблял австр. врач Франц Антон Месмер по отношению к гипнозу, применявшемуся при лечении больных. Месмер считал животный магнетизм оккультной силой или невидимым флюидом, истекающим из его тела, частью силы, заполняющей Вселенную и исходящей от звезд.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Смотреть что такое "ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ" в других словарях:

    МЕСМЕРИЗМ ИЛИ ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ учение о присутствии в человеке особой «магнетической» силы, которую человек, обладающий ею, может излучать, передавать другому и этим путем влиять на него, внушать ему идеи, излечивать и т. д.; учение это впервые …

    См. Гипнотизм и Месмеризм … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Животный магнетизм - термин Ф. Месмера для обозначения гипотетической универсальной силы, благодаря которой, как он предполагал, возникает гипнотический эффект и которой, как он был убеждён, он обладает сам.. См. Гипноз … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ - Термин Ф. Месмера для обозначения универсальной силы, благодаря которой, как предполагалось, возникает гипнотический эффект. См. гипноз … Толковый словарь по психологии

    МАГНЕТИЗМ, ИЛИ ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ - предполагаемая связанная с теорией эфира способность животного тела намагничиваться и сообщать энергию другим телам. Концепцию магнетизма разработал в конце XVIII в. французский врач Месмер. Отсюда другое название месмеризм. Передаваемую… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Новолатинск. magnetismus, от лат. magnes, магнит, а) Способность магнита притягивать железо, b) Животный магнетизм, или месмеризм существует в каждом человеке и при известных условиях действует на другого человека, который становится тогда вялым … Словарь иностранных слов русского языка

    ЖИВОТНЫЙ, животная, животное (книжн.). 1. прил. к животное в 1 знач. Животный мир. Животное царство. || Органического происхождения, добываемый из органических веществ. Животный клей. Животный уголь. 2. Вызванный и обусловленный инстинктом,… … Толковый словарь Ушакова

    МАГНЕТИЗМ, магнетизма, мн. нет, муж. (от греч. magnetis магнит). 1. Свойство магнита (в 1 знач.; физ.). 2. Учение о магнитных явлениях (физ.). 3. То же, что животный магнетизм (устар.; см. ниже). «Силой магнетизма стихов российских механизма едва … Толковый словарь Ушакова

    магнетизм - а, м. magnétisme m. 1. Свойство некоторых тел (магнитов) притягивать к себе или отталкивать от себя другие тела. БАС 1.Магнетизм есть всеобще имя различным свойствам магнита. Карамзин ДВ 11 118. 2. устар. Гипнотическое внушение; гипноз. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    В то время как официальная наука называет его мнимым посредником и полностью отрицает его реальность, несчетные миллионы древних, а также ныне живущие азиаты, оккультисты, теософы, спиритуалисты и всякого рода и вида мистики провозглашают его … Религиозные термины

Книги

  • Зеркало тайных наук и отражение судьбы человека , Альбертино. Зеркало тайных наук и отражение судьбы человека. Черная и белая магия: египетская, индийская, русская, Западной Европы, алхимия, астрология, животный магнетизм, волшебство, чародейство и…