Цели урока:
- Образовательные:
- познакомиться с японской национальной культурой;
- выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии.
- Развивающие:
- формировать умение анализировать хокку;
- продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного;
- прививать бережное и внимательное отношение к природе;
- воспитывать чувство патриотизма.
Задачи:
- Заинтересовать учащихся творчеством японских поэтов.
- Пробудить интерес к чтению хокку и научить вдумываться в стихотворные строки.
Творческая УЗ:
- нарисовать иллюстрацию к понравившемуся хокку;
- сочинить собственное хокку.
Оборудование:
- слайд-шоу “Япония” (приложение 2);
- слайд-шоу “Сакура” (приложение 3);
- презентация “Хокку” (приложение 1);
- икебана, сосновая ветка, бонсай, хризантема, картина “Ветка сакуры”, чайная чашка, веер;
- распечатка хокку.
Примечание: слайд-шоу “Япония” и “Сакура” в работе представлены в сжатом варианте. Используя поисковую систему, учитель может легко создать свои работы, японскую музыку тоже можно скачать в Интернете.
Ход урока
Слово учителя:
Сегодня на уроке у нас гости. И мы вместе отправимся в путешествие по Японии. Познакомимся с культурой, выясним, что такое хокку как жанр японской поэзии, научимся понимать её сокровенный смысл.
Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, искусство, культура. Япония славится своим искусством – поэзией, живописью, театром.
Что может быть лучше мгновения, запечатлённого в цветах, травах и ветвях, оформленных в одну композицию?
В Японии существует искусство икебана. Оно способно выразить совершенство природы, раскрыть всю её глубину и своеобразие.
Икебана
Икебана переводится как “2-я жизнь”. Как и всякое искусство, икебана имеет свои законы. Японские дети несколько лет изучают их в школе, а взрослые – в кружках и на предприятиях.
Каждому времени года соответствуют определённые цветы, поэтому нельзя смешивать цветы тюльпанов (весенние цветы) и хризантем (осенние). В новогоднем букете должны быть ветка сосны – символ долголетия и выносливости; бамбук – жизнерадостности и изобилия; цветущая ветка сливы –символ надежды и вечного обновления.
Хризантема
Хризантема – золотой цветок. Так переводится с греческого название этого растения. В Японию хризантемы попали в 4 веке. Здесь им дали название “кику”, что означает “солнце”.
С давних пор ежегодно в октябре проводится любимый всеми японцами “Праздник Хризантем”. Этот цветок – символ Японии. Он изображён на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – “Ордене Хризантемы”. Нигде в мире нет такого любовного, внимательного и даже почтительного отношения к цветку, как в Японии.
Бонсай
В истории возникновения бонсай много неизвестного и непонятного.
Одни утверждают, что бонсай появились вследствие бедности населения.
Другие вспоминают легенду. Император во внутреннем саду своего дворика воссоздал уменьшительную копию своей империи. Он в точности повторял все холмы, горы, реки, озёра. Так появились впервые и карликовые деревца.
В японском языке существует выражение “цивилизация сосновой иглы”. Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки.
Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается великая природа. Надо только внимательно к ним присмотреться. И когда срываешь цветок, оглянись, не нарушишь ли ты красоту природы?
Почему японцы так бережно относятся к природе? Откуда такое поклонение?
Истоки нужно искать в древности. Предки современных японцев верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. Нужно научиться жить в гармонии с ками – духами, которые обитают всюду.
С тех пор у японского народа сохранились красивые традиции: сообща любоваться наиболее поэтическими явлениями природы:
Только что выпавшим снегом (зимой), цветением сакуры (весной), ярким багрянцем листьев (осенью), многоцветьем трав и цветов (летом).
Как рассказать об аромате цветов весны и журчании ручейков, бегущих по равнине; о печальных криках журавлей, покидающих родные края; о тишине заснеженного перевала?
Мы обратимся с вами к японской поэзии.
Слайды 1-2.
Чем непривычны стихи? Какова их особенность?
В японской поэзии есть одна особенность – недосказанность. Эмоции как бы остаются за рамками стихотворения. Читателю предоставляется возможность постичь сокровенный смысл.
Определение и строение. Слайд №3-4.
Хокку – жанр японской поэзии появился в 17 веке. Создатели – учителя, врачи, художники, писатели, ремесленники и самураи.
Автор не пытается нарисовать живописную картину, а подмечает что-то необычное в привычных предметах. Японский поэт рисует, намечает немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в воображении.
О чём можно было писать хокку? Слайд №5.
Послушайте хокку и постарайтесь определить, о каком времени года идёт речь? Какие приметы об этом говорят?
Лёд растаял в пруду,
И снова зажили дружно
Вода с водою.
БасёОпустели поля -
Только где-то вдали маячат
Хохолки журавлей…
СикиНочной снегопад
Окончился - как засверкали
Дома, деревья!
ТококуНа солнцепёке
Прикоснулся к камню рукой -
Как он прохладен.
Сики
Японская поэзия поражает своей ёмкостью и необычностью. Главное не то, что ты услышал, увидел, прочитал, а то, что сумел понять из этого. В японских школах при изучении одного стихотворения практически каждый ученик имеет своё представление о том, что прочитал. Попробуем и мы приобщиться к тайнам хокку.
Примерные вопросы:
Какие картины вы себе представляете?
Каким настроением пронизано стихотворение?
О чём заставило вас задуматься?
Какие краски преобладают?
Оказывается, вы очень хорошо разбираетесь в японской поэзии.
А что скажете на это?
Как вишни расцвели!
Они с коня согнали
И князя – гордеца.
Представим себе такую картину.
Весна. Цветущая вишня. Мимо неё проезжает знатный господин, который путешествует не один, а в сопровождении свиты.
Все останавливаются. Разодетый князь и его свита сходят с коней и любуются розовым облаком цветущего дерева.
Сакура – это национальное дерево Японии. Цветение сакуры празднуется в течение многих столетий. Вот как об этом рассказывается в легенде.
Сакура
Он был самураем. И в саду у него росла вишня и цвела весной – в обычное время, положенное ей. Под этим деревом играл он ещё ребёнком и знал, что здесь играли его родители, родители родителей, их предки. Сам он вырос, состарился и пережил всех своих детей. Единственное, что оставалось у него, было вишнёвое дерево. И о ужас! Летом очередного года сакура начала засыхать и умерла. От горя старый человек заболел. Но вот как-то раз к нему пришла счастливая мысль: он понял, как оживить погибшее дерево. Он вышел в сад, поклонился засохшему стволу и сказал:
Умоляю тебя, снизойди до моей просьбы, начни расцветать снова. Я хочу умереть вместо тебя. Возьми мою жизнь…
Тело его умерло, а дух вселился в дерево, и оно расцвело в тот же самый час.
Задание: выберите одно из стихотворений о сакуре и объясните, как вы его понимаете.
Критерием красоты японского народа является всё маленьких размеров: икебана, живописные миниатюры, хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном увидеть красоту.
Вдумаемся в такие слова:
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое;
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное;
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.
Слайд № 6.
Хокку – малой формы стихи,
О многих вещах расскажут они…
Итоги.
Что вы узнали на уроке?
Что такое хокку и в чём их особенность?
Чайная чашка.
У японцев есть такое понятие – “чайная церемония”. В представлении японцев каждый человек должен владеть мастерством стихосложения. Любители поэзии часто собирались за чашкой чая. Во время чаепития произносились мудрые речи, читались стихи, иногда устраивались состязания: кто лучше сочинит стихотворение.
ФИО: Иванчук Елена Викторовна
Место работы: МКОУ «Тарминская СОШ», Братский район
Должность: учитель русского языка и литературы
Урок литературы
7 класс
тема:
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА.
ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ ХОККУ
Разработала учитель I категории
МКОУ «Тарминская СОШ»
Иванчук Елена Викторовна
2013 г.
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цели урока
Образовательные:
Познакомиться с японской национальной культурой и традициями;
Выяснить, что такое хокку как жанр японской поэзии.
Развивающие:
Формировать умение анализировать хокку;
Продолжить работу по развитию культуры речи школьников;
Работать над выразительным чтением;
Учить видеть поэзию в обыденном;
Научить создавать художественные образы.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к прекрасному;
Прививать бережное и внимательное отношение к природе;
Задачи:
1.Заинтересовать учащихся творчеством японских поэтов.
2.Пробудить интерес к чтению хокку и научить вдумываться в стихотворные строки.
Методические цели:совершенствовать умение анализировать лирическое произведение
способствовать формированию полного представления о создании хокку в Японии создать ситуацию для раскрытия творческих способностей учащихся.
- определить поэтические идеи хокку
познакомиться с жизнью и творчеством Мацуо Басе
продолжить развитие творческих способностей учащихся.
I . Организационное начало урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я вас приглашаю совершить небольшое путешествие. Япония – удивительная страна с неповторимыми особенностями быта. Знакомство с ее культурными традициями поможет нам глубже и тоньше понять природу, увидеть поэзию в простых вещах, научиться создавать художественный образ. Тема нашего урока: « Путешествие в Страну Восходящего Солнца. Японские трехстишия хокку».
Что нового мы должны сегодня узнать на уроке? (Целеполагание.) Что вы можете рассказать о Японии? (подготовленный ученик предоставляет дополнительную информацию:
Флаг Японии (репродукция);
Символом Японии является ветка цветущей сакуры. Во время цветения садов сакуры огромное количество не только японцев, но и туристов из многих стран стремятся побывать в садах, где цветет сакура. Это необычайно красивое зрелище. Весной в определенный, особый день в четыре часа утра все японцы приходят в сад к дереву сакуры – дикой вишни, чтобы увидеть, как медленно, постепенно вслед за солнечным лучом раскроются прекрасные цветы вишни и окрасят это утро розовым цветом. Каждый человек стоит под огромным и великим небом, наблюдая изумительное цветение сакуры, и думает: «Как прекрасна Земля! Какое это счастье, что я живу на этом свете! Но как все быстро проходит… Облетят лепестки вишни…»
Верно, вишен цветы
Окраску свою подарили
Как нежно они звучат
На весеннем рассвете!
(репродукция);
Япония – страна со своей многовековой культурой и традициями, например, в Японии до сих пор существует театр кабуки, в котором все роли исполняют только мужчины. (репродукция);
Япония – страна со своей историей, языком, мироощущением, со своим искусством, с особым образом жизни.
II . Актуализация знаний учащихся.
Ученик 1: По легенде Япония образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли. Древняя история и экзотика страны неудержимо влечет в себе европейцев. Но чем ближе они знакомятся с Японией, тем больше понимают, насколько необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Суетливые европейцы постоянно попадают здесь впросак. Например, только в Японии возможна такая ситуация: вы возвращаетесь в гостиницу и спрашиваете портье:
Мне звонили?
Да.
Кто?
Никто.
Иначе администратор-японец ответить не мог: сказать сразу, что никто не звонил - это серьезно обидеть, даже оскорбить вас, раз в течение целого дня вы были никому не нужны.
Эта ситуация дает нам ключ к пониманию японского этикета.
Ученик 2: Всегда следует заботиться о чувстве собственного достоинства даже незнакомого человека; с особым уважением относиться к старшим, даже если они неправы; быть внимательным к людям и окружающей природе. Любого японца с детства учат посреди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым цветком, прислушаться к шелесту листвы и барабанному бою капель дождя. Эти мгновения запоминают, чтобы в трудные минуты жизни «перелистать» их, словно старые фотографии, на которых мы всегда моложе и счастливее. И тогда появляются силы забыть о невзгодах и жить дальше. Наверное, именно в такие мгновения рождаются стихи:
Первый снег под утро.
Он едва-едва пригнул
Лепестки нарцисса.
Ученик 3: Необычно в Японии все. И природа в Японии по-особому сурова, но прекрасна. Гигантские волны тайфунов сметают все на своем пути; пожары безжалостно губят легкие домики; практически ежедневные толчки землетрясений дали Японии второе название – страна огнедышащих гор. Близость опасности, смерти породила идеал японского характера – это невозмутимость, умение запрятать глубоко внутрь обиду, страх, гнев, раздражение и даже…радость. В скорбных стихах лишь намек на истинную силу горя.
Поник головой до земли.-
Словно весь мир опрокинут вверх дном,-
Придавленный снегом бамбук.
Басе. (Отцу, потерявшему сына)
Ученик 4: В Японии чтят и древние традиции. В этой стране не принято перекладывать свои проблемы на плечи других. А вот любоваться наиболее поэтическими явлениями природы лучше коллективно: всей семьей, целым городом. Зимой прекрасен первый снег, весной принято любоваться цветением сливы, вишни, осенью – огненно-красной листвой горных кленов.
Ученик 5: А еще у японцев принято любоваться самой красивой в году луной. Одно из лучших мест для этого – храм Дайгаку-дзи в Киото. Уже в половине шестого вечера, до наступления темноты, из-за горы за озером поднимается неправдоподобно большая, круглая, выкованная из неровного золота луна.
В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень.
Белеет свежий срез.
III . Новый материал. Учитель: Спасибо, ребята. Стремление жить в согласии с природой – главная черта японского искусства. Мерилами красоты у японцев служат четыре понятия: саби, ваби, сибуй, югэн.
Саби – это красота и естественность.
Ваби – это прелесть обычного, красота простоты.
Если спросишь японца, что такое сибуй, он ответит: «То, что человек с хорошим вкусом назовет красивым». Тайна искусства состоит в том, чтобы любоваться невидимым. Югэн – это прелесть недоговоренности, намека. Поэтому больше всего способно рассказать о красоте то произведение, в котором не все договорено до конца. Как рассказать об аромате цветов весны и журчании ручейков, бегущих по равнине; о печальных криках журавлей, покидающих родные края; о тишине заснеженного перевала?
Таковы хокку – стихотворения из одного поэтического образа. Эта форма несет в себе бездонный подтекст.
Дома вы самостоятельно читали статью «Японские трехстишия», ответьте на вопросы:
В чем особенность хокку или хайку?
О чем чаще всего хокку?
Почему от читателя требуется работа воображения?
Почему хокку вдохновляли художников?
III . Осмысление и освоение текстов(чтение-восприятие, чтение-анализ, чтение-интерпретеция)
Давайте обратимся к напечатанным хокку.
Чем непривычны стихи?
Какова их особенность?
Удивительное дело: когда вчитаешься в японские трехстишья, понимаешь всю их прелесть, и другие стихи кажутся многословными.
Сравните стихотворения японского автора и европейского, отметьте, что в них общего и в чем отличие:
В книге засохший цветок,
Положенный кем-то когда-то.\
Всё прошло.
***
Цветок засохших, безуханный,
Забытый в книге вижу я.
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.
Где цвел? Когда? Какой весною?
И долго ль цвел? И сорван кем?
Чужой, знакомой ли рукой?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
Что можете сказать об этих стихотворениях?
Перечитаем еще раз хокку:
В книге засохший цветок,
Положенный кем-то когда-то.\
Всё прошло.
Первая строка в хокку рисует нам общую картину, созерцаемую автором. Вторая обращает внимание на то, что привлекло внимание самого поэта. Третья же – это след, который оставила картина в душе художника.
Хокку – жанр японской поэзии появился в 17 веке. Создатели – учителя, врачи, художники, писатели, ремесленники и самураи.
должны домыслить, дорисовать в воображении. Хокку стали популярными в Японии в 16 – 17 веках. Каждое стихотворение организовано по определенным законам: в каждом – только три строки из семнадцати слогов (5 – 7 – 5 слогов). Хокку не имеют рифмы и строятся на основе одного поэтического образа, одной детали, мысли и при этом таят в себе много неожиданного. Оно зовет нас вдуматься в смысл строк, почувствовать красоту. Открыть внутреннее зрение и внутренний слух. Ведь многое скрыто, недоговорено.
IV . Монологический рассказ о жизни и творчестве поэта.
Ученик 1: рассказ о жизни и творчестве Мацуо Басе (1644-1694)
Самым известным и любимым поэтом японцы считают Мацуо Басё (1644-1694). Познакомимся поближе с этим поэтом, который прожил всего 50 лет.
Басе знаменит своими странствиями. Родился поэт в провинции Ига в семье небогатого, но образованного самурая.
Басё было 28 лет, когда в 1672г. он отправился в крупнейший город Эдо - Токио. Его отговаривали от этого безрассудного поступка. Уходя, он прикрепил к воротам своего дуга листок со стихами:
Облачная грядаЛегла меж друзьями…Простились
Перелётные птицы навек.
Жизнь Басё в Эдо складывалась очень трудно. Он стал учителем поэзии, у него появились ученики, которые были так же бедны, как и он сам. Один ученик уговорил своего отца подарить басе крохотную хижину у пруда. Возле этого убого домика он посадил саженцы банановой пальмы, что по-японски произносится – Басе, отсюда и псевдоним. О своей хижине он пищет:
Как стонет от ветра банан Как падают капли в кадку, Я слышу всю ночь напролет.Его называют Первым Великим Мастером Хокку. Кажется, что хокку – это детские наивные стихи, но на самом деле - за ними упорный труд поэта и древние традиции Востока.
Учитель: В Японии каждый образованный человек должен владеть как мастерством каллиграфии, так и стихосложения. С 16 века и до сих пор в середине января в Японии устраивается традиционное поэтическое состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот общенациональный конкурс. Мы тоже попытаемся посоперничать между собой в сочинении хокку. (проводится анализ придуманных учащимися хокку:
1) Солнца яркий луч
Пробирается сквозь чащу.
Надежда есть.
2) О, проснись! Пробудись,
Новый день!
Птицы поют в вышине!
3)Уходит тихо день
В реку и океан
И не возвращается обратно…
4) Над синим морем
Птица кричит одиноко,
Не думай о прошлом…
5) Звездное небо.
Смотри и любуйся
Думая о вечном…
Какие картины возникают в воображении при чтении хокку?
Каким настроением проникнуто каждое из них?
- О чем заставило вас задуматься?
Сложно ли вам было сочинять хокку?
О чем философствует автор хокку:
Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и все же...?
Учитель: Японская поэзия поражает своей емкостью и необычностью. Главное не то, что ты услышал, увидел, прочитал, а то, что сумел понять. Каждый понимает хокку по-своему, соответственно своими чувствами и переживаниями в данный момент.
Мы познакомились с основными правилами написания хокку.
V . Творческая работа. Самостоятельная работа.
Учитель: Ребята, вы принесли краски и бумагу. На партах у каждого из вас лежат хокку. Прочитайте их, выберите одно или два, которое вам больше понравилось, и передайте свои эмоции через рисунок.
Лед растаял в пруду, Опустели поля - И снова зажили дружно Только где-то вдали маячат Вода с водою. Хохолки журавлей… Ночной снегопад На солнцепеке Окончился – как засверкали Прикоснулся к камню рукой - Дома, деревья! Как он прохладен. Бежит ручеек, На утренней бледней заре И его быстрые воды Мальки – не длиннее вершка - Уносят твою печаль. Белеют на берегу.
Вот выплыла луна,
И каждый мелкий кустик
На праздник приглашен.
VI . Подведение итогов самостоятельной творческой работы:
Какие хокку выбрали и что нарисовали?
Конечно, в поэзию Японии нужно вчитываться, необходим определенный душевный настрой, важно уметь фантазировать, домысливать. Душа Японии сто / ит того, чтобы попытаться понять ее.
VII . Подведение итогов урока (вновь обратиться к целям урока).
Выставление оценок за урок.
Рефлексия.
VIII . Заключительное слово учителя.
Заключительные слова учителя: Вдумаемся в такие слова:
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое; Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное; Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.План – конспект урока в 7 классе по теме «Японские хокку»
Цели урока : 1. Познакомить обучающихся с японской поэзией.
2. Развивать навыки связной речи.
3. Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: проектор
Тип урока: первичного усвоения знаний
План урока:
Организационный моме нт .
Изучение новой темы.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов. Дом. задание.
1.Организационный момент . Я приглашаю вас в путешествие в Страну восходящего солнца- Японию. Тема нашего занятия – “Японские хокку”. Мы познакомимся с этим загадочным жанром японской поэзии, будем учиться понимать хокку, опираясь на знания о японской культуре.
2. Изучение новой темы.
Японская легенда гласит: “ Божественная пара отправилась на небесный мост,окунула в воду копье, украшенное драгоценными камнями, поболтала копьем в воде, а когда вытащила его на поверхность, капли вместе с камнями стали падать в воду, образуя острова, на которых разместилась таинственная страна”. Действительно, Япония - это страна, таящая в себе множество тайн и загадок для нас - европейцев.
А помочь вам побольше узнать об этой стране нам поможет кроссворд.
1. Это природное явление японцы называют “большой ветер” - тайфун.
2. Искусство складывания фигурок из бумаги -оригами
3. Города, на которые в 1945 году были сброшены атомные бомбы - Х иросима и Нагасаки
4. Национальный вид спорта, возникший 2000 лет назад. - сумо
Какое слово появилось в центре? - “Нихон”,
что в переводе означает "Начало Солнца", так японцы сами называют свою страну.
Сейчас мы с вами познакомились со, своего рода, визитной карточкой Японии - это страна, которая встречала все на своем пути: и время расцвета, и время падения, выпадали на ее долю минуты радости и минуты сильнейшей боли. Япония - удивительная страна, вобравшая в свою культуру лучшее из других культур и в тоже время остающаяся страной самобытной, сохранившей свои собственные, свойственные только ей традиции. Это очень разносторонняя страна с богатейшей историей и культурой, одной из сторон которой является удивительная поэзия, такая же загадочная, как и сама Япония.
Рассказ о хокку. И сегодня мы будем говорить о Хокку или,по-другому, хайку. Возникновение этого жанра поэзии связано с развитием в 16 веке в Японии шуточной поэзии хайкай. Народ любил и охотно создавал короткие песни – сжатые формулы, где нет ни одного лишнего слова. Так родились в Японии национальные стихотворные формы: одной из которых является трехстишие – хокку. В 17 веке произошел переход хокку из шуточной поэзии в лирическую . Что же такое хокку? Это лирическое сочинение в форме трехстишия, смысл которого состоит в попытке поймать момент быстротекущей жизни. Японские хокку, как правило, изображают жизнь природы и человека . «Остановись мгновенье, ты прекрасно!», - восклицал Фауст . XX век подарил миру замечательный способ фиксации мгновения - фотографию, с помощью которой можно остановить неумолимое течение реки времени. Японские хокку напоминают моментальную фотографию в поэзии. Они позволяют зафиксировать неуловимый момент, выразить в словах мимолётное настроение.
Послушайте!
Ливень вечерний –
На землю спешат муравьи
По стволам бамбука.
Звезды в небесах.
О, какие крупные!
О, как высоко!”
Давайте попробуем выявить отличительные особенности хокку:
1.---Разделите хокку на слоги. По какому принципу они строятся? Сколько слогов в 1 , 2, 3 строках каждого стих-ния? Сколько всего слогов?
5 слогов 1. 5 слогов
7 слогов 2. 8 слогов
5 слогов, всего 17 слогов 3. 5 слогов
--По какому принципу они строятся?
в 1 стр. - 5 слогов, во 2 - 7 слогов, в 3 --5 слогов. Всего должно быть 17 слогов.
Это объясняется заданным форматом написания хокку , в силу своеобразности японского языка, имеет определённое значение, но не имеет особой важности при переводе из-за невозможности сохранить иероглифическое написание.
---В чем еще особенность этих стихотворений?
отсутствует рифма.
Да присутствует ритм, он появляется благодаря подобному построению, а вот рифма, действительно, отсутствует. Главная же роль отводится ключевым словам, которые порождают ряд ассоциаций, благодаря которым становится возможным постичь смысл хокку.
Таковы особенности хокку.
Имея полученные сейчас знания, давайте обратимся к анализу хокку.
3.Я предлагаю вам познакомиться со следующим стихотворением, автором которого является древний японский поэт Исса Кобаяси. Послушайте !
Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - но все же...
---Какие слова, на ваш взгляд, несут основную смысловую нагрузку ? - жизнь; - роса; капелька.
-- Почему? - на них падает логическое ударение.
---Понять смысл этого прекрасного произведения нам поможет воображение . Продолжите словесный ряд при помощи ассоциаций. С чем у вас ассоциируется слово "Роса"? -капля ; -дождь; - вода.
--- А что такое вода для человека ? - то, без чего не может прожить человек.
--Что значит "капелька росы "? - что -то маленькое, часть чего -то большого.
--- --То есть, ткапелька росы - это маленькая часть чего-то большого, большой воды. А с чем сравнивается в этом хокку капелька росы ? - с жизнью человека.
--- Какой художественное средство лежит в основе этого стих -ния ? - метафора, жизнь сравнивается с каплей росы, а роса есть не что иное, как вода.
Получается, что жизнь - это всего лишь капля, которая по сравнению с масштабами вселенной ничтожно мала, но обойтись без нее невозможно, так же, как и без воды.
--Как вы поняли, что такое жизнь по мнению автора? - это маленькая часть чего -то большого, но очень важная часть.
Также понять смысл этого произведения нам поможет синтаксис. Давайте проанализируем структуру хокку. Что представляет собой 1 часть? - простое предложение.
--А вторая часть? - ССП, части связаны при помощи союза "но".
--Это какой союз? На что он указывает? он противительный, указывает на пртивопоставление. Жизнь лишь капля, но необходимая человеку.
--Как вы думаете, с какой целью использовано умолчание? - автор предлагает самим дать ответ на вопрос: а что же такое жизнь?
--- Давайте сделаем вывод. В чем смысл этого хокку? - Жизнь лишь капелька, лишь мгновение, но она бесценна, и поэтому ею надо дорожить.
А какие высказывания. пословицы, поговорки или слова из песен о жизни вы знаете в русском или башкирском языках? ( Жизнь пройти - не поле перейти; Есть только миг... Именно он называется жизнь; Жизнь невозможно повернуть назад).
4.Подведение итогов . Хокку отражают всю глубину и богатство японской культуры.. С помощью этих стихов можно многое рассказать о подсознании, так и проблемах человека, можно узнать, как человек воспринимает окружающий мир.. Самое главное, чтобы понять стихотворение хокку, не нужно долго думать, стихи словно льются из подсознания. Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения…
На уроке учащиеся познакомятся с культурой Японии и оригинальным жанром японской поэзии «хокку»; на примерах поэтических миниатюр Басё и Кобаяси научатся определять тему, находить ключевые образы трехстиший и попытаются понять философскую глубину подтекста этих произведений.
Тема: Зарубежная литература XIX века
Урок: Японские трёхстишья (хокку)
Рис. 1. Название Японии. Иероглифы ()
«Путь гор» - таково одно из толкований древнего имени этой страны - Ямато. Действительно, Япония - это, прежде всего, страна гор. Но страна огнедышащих гор больше известна как Страна восходящего солнца.
Сами жители записывают имя родины двумя иероглифами. Один из них означает «солнце», другой - «корень, основа» (рис. 1). Именно здесь рождается новый день. Именно отсюда начинает светило свой каждодневный путь.
Весь мир давно признал: у японцев существует культ красоты. Когда-то предки современных японцев верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. Именно поэтому многие праздники и символы Японии связаны с природой.
Символом японского императорского дома являются большие хризантемы огику . Им посвящен осенний Праздник Хризантем. Этот цветок изображен на гербе страны, на монетах и ордене Хризантемы - высшей награде Японии.
Символом японца является бамбук . Склонившийся под тяжестью снега бамбук символизирует выносливого и гибкого японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям.
С конца марта японцы с нетерпением ждут, когда зацветет японская вишня - сакура. Японцы любуются сакурой уже много веков, собираясь в ее пышных бело-розовых садах. Эта традиция называется ханами. Цветение сакуры в Японии считается символом обновления , потому что лепестки не знают увядания: свежими они опадают на землю.
Осенью в Японии проходят также праздник любования луной и праздник любования кленовыми листьями.
Каждый образованный человек в Японии должен уметь красиво, каллиграфически, писать и владеть мастерством стихосложения.
Одним из самых распространенных жанров японской поэзии является хайку (хокку), появившийся в Х V ІІ-Х V ІІІ вв.
Хокку (или хайку) - лирическое стихотворение, форма японской поэзии.
Хокку состоит из трех стихов: первый и последний стих хокку - пятисложные, а второй стих хокку - семисложный. Всего в хокку 17 слогов.
Это лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года. Многие хокку строятся на приеме, который называется со-сложением : имеются два объекта, и хокку представляет динамику их отношений.
Пример №1.
Старый пруд.
Лягушка прыгает.
Всплеск воды.
Тема - философский взгляд на природу;
Два объекта - пруд и лягушка.
В японском языке существует выражение «цивилизация сосновой иглы» . Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки. Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается природа.
Мастера японской поэзии были лаконичны . Они призывали: всматривайтесь в привычное - увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - увидите прекрасное, всматривайтесь в простое - увидите сложное, всматривайтесь в частицы - увидите целое, всматривайтесь в малое - увидите великое!
В хокку есть недосказанность , намек, недоговоренность. Авторы надеются, что читатели поймут и оценят и изображение реального мира, не требующее никакого другого толкования, и подтекст.
Основные черты хокку:
1. Лаконичность (3 строки);
2. Внимание к деталям;
3. Недосказанность, подтекст.
Рис. 2. Мацуо Басё ()
Басё — философ, поэт, влюбленный в природу. Он жил в конце XVII столетия. Его жизненный путь необычен.
Сын мелкого самурая, учителя каллиграфии, Мацуо Басё (рис. 2) с детских лет был товарищем в играх княжеского сына. После ранней смерти своего молодого господина Мацуо ушел в город, принял постриг, освободившись этим от службы своему феодалу. Однако монахом не стал, жил в скромном домике в бедном предместье Фукагава, близ города Эдо. Хижина эта со скромным пейзажем описывается поэтом. Он изучает творчество китайских поэтов. Вскоре к нему начинают стекаться многочисленные ученики, которым Басё передает свое учение о поэзии. После того как сгорела его хижина, он начинает многолетние странствия, во время которых и умирает.
Его поэзия, по свидетельству исследователей его творчества, была для поэта не забавой или игрой, а высоким призванием его жизни. Он читал, что она облагораживает и возвышает человека.
Пример №2.
Гляжу - опавший лист Опять взлетел на ветку: То бабочка была. Жанр данного стихотворения - хокку (трехстишье);
Тема -
Образы - лист - бабочка ;
Состояние - опавший - взлетел (смерть - жизнь);
Недосказанность (подтекст): Может быть, глядя на бабочку поэт мечтает о вечной жизни и возможности возрождения.
Пример №3.
Ночная тишина.
Лишь за картиной на стене
Звенит -звенит сверчок.
Жанр данного стихотворения - хокку (трехстишье);
Тема - философское восприятие природы;
Образы: ночь - сверчок;
Состояние: тишина - звон
Недосказанность (подтекст): ночью поэт не спит, что-то его тревожит. Интересно: переживания приятные или не очень?
Рис. 3. Кобаяси Исса ()
Еще один известный японский поэт - Исса Кобаяси (рис. 3) (1763-1827)
Сын крестьянина, Исса рано лишился матери. Новый брак отца не принес счастья никому. На фоне неблагоприятной обстановки в семье в возрасте 13 лет Исса уехал в Эдо (нынешний Токио) на заработки. В возрасте 25 лет он начал изучать поэзию.
Жизнь поэта была трагична. Всю жизнь он боролся с нищетой. Его любимый ребенок умер. Поэт рассказал о своей судьбе в стихах, полных щемящей боли.
Его поэзия говорит о любви к людям, и не только к людям, но и ко всем маленьким существам, беспомощным и обиженным.
Исса был последним крупным поэтом феодальной Японии. Он оставил после себя около 20 000 хокку.
Пример № 3.
Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и все же ...
Жанр - хокку (трехстишье);
Тема - философская (смысл жизни);
Образы - жизнь - росинка;
Состояние выражено через частицы - пусть, все же;
Идея - жизнь каждого человека коротка по сравнению с вечностью, однако и ее прожить стоит достойно. Надо добавить, что стихотворение было написано в тоске об умершем ребенке.
Пример № 4.
Тихо, тихо ползи
Улитка по склону Фудзи,
Вверх , до самых высот!
Жанр - хокку (трехстишье);
Тема - философская (через наблюдение за природой);
Образы - улитка - священная гора Фудзи;
Состояние: тихо ползет вверх;
Идея: смысл жизни в медленном и трудном приближении к истине.
«Почти каждый образованный японец сочинил в жизни несколько хокку. Конечно, из этого не следует, что в Японии миллионы поэтов… часто это только дань обычаю; но даже машинальные жесты накладывают на человека свой отпечаток. Можно от скуки напиться, можно почитать детективный роман, можно написать хокку… автор если и не возвысился, его сочиняя, то, во всяком случае, не принизил при этом своего человеческого образа», - писал Илья Эренбург.
Список литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
- Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
- ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
- Словари. Литературные термины и понятия ().
- Толковый словарь русского языка ().
- Японика ().
- Мир стихов ().
Домашнее задание
Прочитайте и проанализируйте хокку.
1. Долгий день напролет
Поет - и не напоется
Жаворонок весной.
2. Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь.
1. По дороге не ссорьтесь,
Помогайте друг другу, как братья,
Перелетные птицы!
2. Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.