Все о печах и каминах - Информационный портал

Под системой муниципального права понимается. Муниципальное право

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединений в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой Закона об общих принципах организации местного самоуправления, но и потребностями практики развития местного самоуправления, которая оказывает влияние на формирование институтов муниципального права, помогает определить их роль в осуществлении местного самоуправления.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Ее первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления и др. В эту же группу входят нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления. Местное самоуправление как форма организации власти па местном уровне характеризуется тесным взаимодействием и взаимопроникновением форм прямой и представительной демократии. Нормы муниципального права, относящиеся к данной группе, закрепляют формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительной демократии в системе местного самоуправления, другие элементы этой системы.

Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Важнейшим условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические основы деятельности населения муниципальных образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.



Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Относящиеся к этой группе нормы регулируют принципы определения компетенции органов местного самоуправления, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах местной жизни.

Четвертый элемент системы - группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления - в самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Поэтому пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1. местное самоуправление в системе народовластия;

2. основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;

3. предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

4. гарантии местного самоуправления;

5. ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью.

§ 7. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

Как уже отмечалось, муниципальное право - комплексная отрасль. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права, во-вторых, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру - комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Муниципальное право связано с конституционным (государст-венным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского Права, определяет основные начала, принципы организации мест-лого самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена тем, что органы местного самоуправления обладают в соответствии с законом административной правосубъектностью. Так, местная администрация, административная комиссия при местной администрации вправе налагать в пределах своей компетенции, согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения, а также осуществлять другие полномочия административно-правового характера. Кроме того, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение решений по вопросам местного значения, принятых на местном референдуме, а также на собраниях (сходах) граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий. Следует также учитывать, что время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в Стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе, правовое регулирование которой относится к сфере административного права.

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления, которые в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения, а также осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д.

Глава 2. Научная дисциплина муниципального права

Система науки муниципального нрава определяется ее предметом и строгой научной последовательностью изучения вопросов, составляющих ее содержание. В основе системы науки лежит система муниципального права как отрасли права.

Как система наука муниципального права изучает предмет как отрасль права, дает понятие муниципального права, рассматривает муниципальноправовые нормы, институты, их особенности, муниципально-правовые отношения и т.д.

Последовательно рассматриваются вопросы, касающиеся предмета муниципального права.

Система науки муниципального права - упорядоченная совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, знаний о муниципально-правовых явлениях, имеющих логическую связь между ними.

Система муниципального права как отрасли права - это совокупность муниципально-правовых норм, сгруппированных и расположенных в определенной последовательности в зависимости от их содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения самих норм.

Но это не простая совокупность. Между ними существуют сложные системные связи. Муниципальное право, являясь частью единой правовой системы государства, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами, определяют основы их различия и взаимопроникновения в определенные правовые образования, образующие признаки элемента этой системы, а также структуру последних.

Традиционное представление о системе отрасли права предполагает выделение общей и особенной частей. По этому пути идет большинство ученых, специалистов в области муниципального права. Вместе с тем с 2000 г. в системе муниципального права принято выделять: общую, особенную и специальную части".

В системе муниципального права принято выделять следующие основные институты:

  • 1) к общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие муниципально-правовые институты:
    • - основы деятельности местного самоуправления, включающие:
      • а) правовые основы местного самоуправления. К этой группе относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения и др. Сюда же входят нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления. В зависимости от субъектов, устанавливаю-

щих данные правовые нормы, выделяются акты федерального, регионального и местного уровня,

  • б) территориальные основы местного самоуправления - нормы, регулирующие вопросы формирования, реорганизации и ликвидации муниципальных образований, изменение их границ и наименований,
  • в) организационные основы местного самоуправления. Представляют собой совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы,
  • г) финансово-экономические основы местного самоуправления. Сюда относятся такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна; местные налоги и сборы, внебюджетные фонды;
  • - ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц - нормы, устанавливающие формы, порядок и условия ответственности органов местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами, государством;
  • - гарантии местного самоуправления - нормы, закрепляющие систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления;
  • - территориальное общественное самоуправление населения;
  • - муниципальная служба;
  • 2) к особенной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. Полномочия делятся на: полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного самоуправления и государственно-властные полномочия, переданные или делегированные органам местного самоуправления;
  • 3) к специальной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие особенности организации местного самоуправления, на определенных территориях, (наукограды, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и др.).

Такое строение муниципального права соответствует внутренней системности той сферы общественных отношений, которые составляют его предмет.

Критерием систематизации норм права могут быть факторы, которые свойственны самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям и их свойствам. Эти факторы вытекают из содержания общественных отношений.

Каждый элемент системы отрасли муниципального права, его наиболее крупный институт характеризуется наличием особых, имеющих правовую природу черт, которые свойственны нормам данного института, отличают их качественно от норм других институтов.

Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого из институтов, многообразны. К ним можно отнести, например, различия по специфике правового воздействия, по особенностям механизма действия правовых норм; способам их реализации; но степени конкретной направленности правового регулирования; по субъективному составу; по способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов; по специфике форм выражения, охватываемых данным институтом правовых норм; по видовому характеру норм данного института; по степени и масштабам включенности других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержание правовых норм; по целенаправленности правового регулирования; по функциям, присущим каждому институт}"; по принципам, свойственным каждому из институтов, тем руководящим началам, которым назначено совокупное действие всех его норм.

Характеристика системы отрасли муниципального права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения, места каждого из них в системе отрасли.

Система отрасли охватывает всю совокупность муниципально-правовых норм, установленных в основном источнике. Для указанной отрасли характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию.

  • Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000.С. 33.

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединений в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой Закона об общих принципах организации местного самоуправления, но и потребностями практики развития местного самоуправления, которая оказывает влияние на формирование институтов муниципального права, помогает определить их роль в осуществлении местного самоуправления.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Ее первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления и др. В эту же группу входят нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления. Местное самоуправление как форма организации власти на местном уровне характеризуется тесным взаимодействием и взаимопроникновением форм прямой и представительной демократии. Нормы муниципального права, относящиеся к данной группе, закрепляют формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительной демократии в системе местного самоуправления, другие элементы этой системы.



Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и Других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Важнейшим условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические основы деятельности населения муниципальных образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Относящиеся к этой группе нормы регулируют принципы определения компетенции органов местного самоуправления, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах местной жизни.

Четвертый элемент системы - группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления - в самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Поэтому пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1) местное самоуправление в системе народовластия;

2) основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;

3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

4) гарантии местного самоуправления;

5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью.

Место муниципального права в правовой системе

Российской Федерации

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

Как уже отмечалось, муниципальное право - комплексная отрасль. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что многие нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права, во-вторых, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру - комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Муниципальное право связано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена, в частности, тем, что институты муниципальной службы и государственной службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты, представляя собой, образно говоря, “соединяющиеся сосуды”. Так, законами субъекта Федерации устанавливается соотношение должностей муниципальной и государственной службы РФ; время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе и т.д.

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления, которые в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения, а также осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д.

Глава 2 НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права

Термин “муниципальное право Российской Федерации”, как уже говорилось, используется для названия не только соответствующей отрасли права, но и научной дисциплины, имеющей своим предметом изучение муниципального права как отрасли права.

Если муниципальное право - отрасль российского права - имеет своей задачей регулирование общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности местного самоуправления, то задачей научной дисциплины является раскрытие сущности местного самоуправления, его своеобразия как формы организации власти народа, содержания муниципальных отношений.

Одна из важных проблем организации и деятельности местного самоуправления касается соотношения власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти. Местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны - у них единый источник: власть народа. Однако это разные формы осуществления народовластия.

Научная дисциплина муниципального права рассматривает местное самоуправление не только как форму гражданской самостоятельности и активности, но и как форму осуществления публичной власти, публично-властной деятельности наряду с ее государственной формой реализации. Она раскрывает содержание принципов, лежащих в основе организации местного самоуправления в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях. В ее предмет входят также вопросы о правовой, территориальной, организационной и финансово-экономической основах местного самоуправления, его функциях и предметах ведения.

Научная дисциплина муниципального права анализирует полномочия органов местного самоуправления и практику их реализации. Она выявляет и изучает общие закономерности муниципально-правового регулирования общественных отношений, обобщает практику применения норм муниципального права, практику деятельности муниципальных органов и на этой основе разрабатывает научно обоснованные рекомендации в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципально-правового регулирования. Ее задачей является изучение условий и средств, обеспечивающих самостоятельность муниципальных образований, их органов в решении вопросов местного значения, а также ответственность муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

Муниципальная деятельность охватывает по существу все сферы местной жизни и в силу этого носит комплексный характер. Научная дисциплина муниципального права изучает и раскрывает взаимодействие норм муниципального права с нормами других отраслей права, тесно взаимосвязанных с муниципальным правом.

Предмет научной дисциплины муниципального права составляют не только нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, существующие в данное время, но и практика правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности. Научная дисциплина муниципального права изучает формы организации местной власти и их правовое регулирование, взятые в развитии.

При изучении муниципального права научная дисциплина обращается к зарубежному муниципальному опыту. Россия входит в Совет Европы, в рамках которого действует Европейская Хартия местного самоуправления, отражающая западный опыт правового Регулирования местного самоуправления. Изучение зарубежного опыта местного самоуправления имеет важное значение для становления и развития муниципального права в нашей стране.

Научная дисциплина муниципального права изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, используя при этом научные методы: исторический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и др. . "

Таким образом, научная дисциплина муниципального права - это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

§ 2. Система научной дисциплины муниципального права

Муниципальное право как научная дисциплина имеет свою систему, под которой понимается логически обоснованное расположение в определенной последовательности теоретических положений, знаний, составляющих ее содержание.

Система научной дисциплины муниципального права имеет в своей основе структуру отрасли права, которую она изучает. Вместе с тем в ней выделяются разделы, которые отсутствуют в системе одноименной отрасли права.

1. Введение в муниципальное право. В этом разделе рассматриваются: понятие муниципального права как отрасли права и научной дисциплины, предмет и источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины, а также вопросы истории муниципального права.

2. Местное самоуправление в системе народовластия. В этом разделе изучаются: понятие, система, принципы и функции местного самоуправления, соотношение в системе местного самоуправления прямой и представительной демократии, ассоциации и союзы муниципальных образований.

3. Основы, местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения (под свою ответственность) возможно при наличии определенных условий. Такими необходимыми условиями реализации местного самоуправления выступают основы деятельности местного самоуправления; правовая, территориальная, организационная и финансово-экономическая.

4. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения. Кроме того, отдельными государственными полномочиями могут наделяться органы местного самоуправления. В данном разделе рассматриваются: понятие и правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности населения.

5. Гарантии местного самоуправления. В этом разделе изучаются: понятие и система гарантий местного самоуправления; гарантии, обеспечивающие организационную и финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления; судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с законодательством несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. В данном разделе анализируются: понятие и формы ответственности в системе местного самоуправления, а также обеспечение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

§ 3. Источники научной дисциплины муниципального права

Научное исследование муниципального права как отрасли права осуществляется на основе источников одноименной научной дисциплины.

К числу источников относятся прежде всего правовые акты, закрепляющие и регулирующие организацию и деятельность местного самоуправления. Особая роль в формировании теоретической базы муниципального права принадлежит Конституции РФ, которая содержит положения, раскрывающие природу местного самоуправления, сущность муниципальной деятельности, роль местного самоуправления в системе народовластия. Конституционные положения о местном самоуправлении, составляющие важнейшую часть содержания научной дисциплины муниципального права, получают свое развитие в федеральных законах, других нормативных правовых актах, устанавливающих муниципально-правовые нормы. Они также являются источниками научной дисциплины муниципального права.

Федеративное устройство нашего государства, национальные и местные традиции и обычаи обусловливают особенности организации местного самоуправления в различных регионах страны. Поэтому для изучения тенденций развития муниципального права, своеобразия муниципально-правового регулирования важное значение имеют конституции республик в составе Российской Федерации, уставы других ее субъектов, законы и иные нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления, уставы муниципальных образований. Данные правовые акты также относятся к источникам научной дисциплины муниципального права.

Наряду с юридическими источниками теоретическую базу научной дисциплины муниципального права ее составляют научные труды ученых, в которых разрабатываются и исследуются проблемы муниципального права, история его развития. К числу теоретических источников муниципального права как научной дисциплины относятся прежде всего фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Игнорирование в течение десятилетий отечественного опыта земского и городского самоуправления как неприемлемого для советского государственного строительства привело по существу к забвению научных достижений в области местного самоуправления, принадлежащих ученым дореволюционной России. Многие дискуссионные сегодня проблемы (такие, как природа местного самоуправления, его соотношение с государственным управлением и др.) были в свое время исследованы с использованием зарубежного и отечественного муниципального опыта в фундаментальных научных трудах В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, Б.Б. Веселовского, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, В.Н. Лешкова, М.И. Свешникова и др.

Источниками научной дисциплины муниципального права являются работы, посвященные проблемам местного управления в советский период развития нашей государственности. Они представляют интерес для формирования муниципального права по крайней мере по двум основаниям: во-первых, с точки зрения опыта работы местных представительных и исполнительных органов советской власти, который не потерял своего значения и сегодня, во-вторых, с точки зрения критического анализа развития местных органов власти в нашей стране.

В последние годы появились работы по вопросам местного самоуправления, в которых обобщается практика муниципальной деятельности в нашей стране, разрабатываются актуальные проблемы организации и деятельности власти на местном уровне. Они имеют большое значение для формирования теоретической базы местного самоуправления и в силу этого также относятся к теоретическим источникам научной дисциплины муниципального права.

Наконец, еще одним источником муниципального права как научной дисциплины является практика муниципальной деятельности в нашей стране. Разработка и исследование проблем муниципального права осуществляется на основе анализа практической деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов, отнесенных к их ведению.

§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России

Научная дисциплина муниципального права - новая отрасль научных знаний. Она находится в стадии становления, как и одноименная отрасль права. Начавшийся в 1990-1991 гг. процесс реформирования власти на местах на основе принципов самоуправления, принятие союзного, а затем российского законов о местном самоуправлении стали основой формирования и новой отрасли права, и научной дисциплины. Вместе с тем научная дисциплина муниципального права возникла не на “пустом” месте: она имеет глубокие корни. Проблемы организации и деятельности местного самоуправления исследовались и в дореволюционной России. Хотя в тот период не существовало специальной учебной дисциплины, однако имелась весьма обширная научная, общественно-политическая литература по вопросам земского и городского самоуправления, в частности, работы В.Н. Лешкова “Опыт теории земства и его земских учреждений по положению 1864 года января первого” (1885 г.) и “О праве самостоятельности как основе для самоуправления” (1871 г.), А.И. Васильчикова “О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений” (т. 1-3, 1869-1877 гг.); В.П. Безобразова “Земские учреждения и самоуправление” (1874 г.); Б.Б. Веселовского “История земства за 40 лет” (т. 1-4, 1909 г.), А.Д. Градовского, М.И. Свешникова, Н.И. Лазаревского и др.

Вопросы местного самоуправления в дореволюционной России изучались в рамках государственного и административного права. Так, учебник Н.М. Коркунова “Русское государственное право”, выдержавший не одно издание, содержал раздел “Самоуправление”, который включал следующие главы: теория самоуправления; местное самоуправление на Западе; земское самоуправление; городское самоуправление; местное самоуправление окраин.

В советский период правовые аспекты деятельности местных органов власти и управления также изучались науками государственного (конституционного) и административного права. Это было обусловлено тем, что организация и деятельность местных Советов и их исполнительных комитетов регулировались прежде всего нормами данных отраслей права.

Вместе с тем организация и деятельность Советов и их исполнительных органов являлась предметом науки советского строительства, возникшей на стыке государственного (конституционного) и административного права и носящей в силу этого комплексный характер. Возникновение и развитие науки советского строительства во многом было обусловлено наличием единой системы представительных органов власти - Советов, построенных на общих принципах: единства Советов всех уровней как органов государственной власти; их верховенства и полновластия (которые носили, однако, формальный характер) в системе государственных органов, иерархической соподчиненности местных органов, их подотчетности вышестоящим органам и др.

Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности местных органов советской власти внесли такие ученые, как И.А. Аэовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Р.Ф. Васильев, Л.А. Григорян, А.И. Ким, Е.И. Козлова, А.И. Лукьянов, А.И. Лепешкин, В.А. Пертцик, А.Я. Слива, Н.Г. Старовойтов, Я.Н. Уманский, К.Ф. Шеремет и др. Конечно, накопленный за десятилетия опыт научных исследований организации и деятельности местных органов власти, как и научный инструментарий, во многом устарел. Однако научная дисциплина муниципального права не должна его игнорировать как некогда опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения. Ведь историческая преемственность - один из существенных признаков развития науки.

Следует также учитывать, что в советской юридической литературе неоднократно предпринимались попытки использовать идею местного самоуправления применительно к местным Советам. В ряде партийных документов (Программа РКП(б), принятая в 1919 г., Программа КПСС, принятая в 1961 г.) местное самоуправление связывалось с местными Советами. Гражданский кодекс 1922 г. в качестве разновидности государственной собственности называл “муниципализированную” собственность. Все это создавало основу для обращения к идее местного самоуправления, ее использования с учетом советской специфики организации местной власти. В 1928 г. была издана книга Л.А. Велихова “Основы городского хозяйства”, в которой автор предпринял попытку “сжато изложить муниципальную науку в целом”. В 1963 г. появилась работа В.А. Пертцика “Проблемы местного самоуправления в СССР”. Местное самоуправление трактовалось автором как часть государственного самоуправления. В 1965 г. увидела свет книга Л.А. Григоряна “Советы - органы власти и народного самоуправления”. Местные Советы в этот период рядом ученых рассматривались как органы, имеющие “двойственную” природу: органы государственной власти и органы общественного самоуправления населения.

Однако надо иметь в виду, что советская система организации власти не знала противопоставления органов местного управления органам государственной власти, она была едина и монолитна. Все Советы, от Верховного Совета до сельского, являлись органами государственной власти. Поэтому взгляды ученых, писавших о местных Советах как об органах местного самоуправления, о муниципальном строительстве в нашей стране, расценивались в литературе как извращение природы Советов - полновластных органов государственной власти на своей территории, которые противопоставлялись буржуазным муниципальным органам.

Формируемая сегодня научная дисциплина муниципального права - новая отрасль научных знаний, которая основывается на принципиально иных взглядах и идеях об организации власти на местах. Ее предметом является не единая система представительных органов государственной власти (что было характерно для науки советского строительства), а организация и функционирование местного самоуправления, проблемы его правового регулирования. При этом научная дисциплина муниципального права основывается на конституционном положении о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук

Научная дисциплина муниципального права - составная часть российской юридической науки. Место научной дисциплины, муниципального права в системе правовых наук прежде всего обусловлено особенностями муниципального права как комплексной отрасли права. Ее соотношение и взаимосвязь с правовыми науками определяются соотношением муниципального права с отраслями российского права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, разграничивает компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления. Наука государственного (конституционного) права использует многие категории и понятия (местное самоуправление, органы местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления, общие принципы организации местного самоуправления и др.), которые входят в научный аппарат муниципального права как научной дисциплины.

Научная дисциплина муниципального права тесно взаимодействует с науками административного, финансового, гражданского, земельного, экологического права. Данные отраслевые науки в рамках своих предметов исследуют многие вопросы, связанные с деятельностью муниципальных органов в разных сферах местной жизни. Научная дисциплина муниципального права взаимодействует с ними, исследуя проблемы муниципальной службы, муниципальной собственности, местных бюджетов, муниципальных земель и др.

Таким образом, научная дисциплина муниципального права в силу комплексного характера предмета своего изучения интегрирует теоретические знания ряда отраслевых юридических наук, касающиеся проблем деятельности органов местного самоуправления, в целостную систему научных знаний о муниципальном праве. Формирование и развитие специальной правовой отрасли и научной дисциплины муниципального права - один из важнейших факторов, способствующих созданию и функционированию в нашей стране эффективной системы местного самоуправления.

Система муниципального права.

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих опре-деленные группы общественных отношений, входящих в его предмет.

Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединений в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.

При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и потребностями практики развития местного самоуправления, которая влияет на формирование институтов муниципального права, помогает определить их роль в местном самоуправлении.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Ее первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких, как «местное самоуправление», «муниципальное образование», «вопросы местного значения», «местный референдум», «органы местного самоуправления», «должностное лицо местного самоуправления» и др. В эту же группу входят нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления.

Местное самоуправление как форма организации власти на местном уровне характеризуется тесным взаимодействием и взаимопроникновением форм прямой и представительной демократии. Нормы муниципального права, относящиеся к данной группе, закрепляют формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительной демократии в системе местного самоуправления, другие элементы этой системы.

Второй элемент системы муниципального права составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего.

Важнейшим условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические основы деятельности населения муниципальных образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Относящиеся к этой группе нормы регулируют принципы определения компетенции органов местного самоуправления, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах местной жизни.

Четвертый элемент системы муниципального права - группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и дру-гие правовые формы защиты местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления - в самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Поэтому пятый элемент системы муниципального права составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед фи-зическими и юридическими лицами.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1) местное самоуправление в системе народовластия;

2) основы местного самоуправления: территориальная, организационная и экономическая;

3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

4) гарантии местного самоуправления;

5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью.

Список использованной литературы:

    Кутафин О. Е., Фадеев В. И.
    К95 Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 672 с.

  • Понятие и сущность местного самоуправления
    • Понятие местного самоуправления
      • Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
      • Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
      • Местное самоуправление как форма народовластия
    • Природа местного самоуправления
    • Понятие и система принципов местного самоуправления
    • Функции местного самоуправления
  • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
    • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
    • Система муниципального права
    • Муниципально-правовые нормы и отношения
    • Источники муниципального права
  • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
    • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
    • Источники науки муниципального права
    • Муниципальное право как учебная дисциплина
  • История развития местного самоуправления в России
    • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
    • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
    • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
    • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
    • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
    • Система Советов в постреволюционной России
    • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
      • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
        • Задачи, стоявшие перед законодателем в области административной реформы
        • Современные задачи в сфере законодательного регулирования местного самоуправления
  • Правовая основа местного самоуправления в России
    • Понятие правовой основы местного самоуправления
    • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
    • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
    • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
    • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
  • Территориальные основы местного самоуправления в России
    • Понятие территориальных основ местного самоуправления
    • Территория и земли муниципального образования
    • Установление и изменение границ муниципальных образований
    • Преобразование муниципальных образований
    • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
  • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
    • Понятие и структура финансово-экономической основы местного самоуправления
    • Муниципальное имущество
    • Местные финансы
    • Местный бюджет
      • Местные налоги и сборы. Налоговые поступления в местные бюджеты
  • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
    • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
    • Местный референдум
    • Муниципальные выборы
    • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
  • Органы местного самоуправления
    • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
    • Представительный орган муниципального образования
    • Правовой статус главы муниципального образования
    • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
    • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
    • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
  • Муниципальная служба
    • Понятие муниципальной службы
    • Понятие муниципальной должности муниципальной службы
    • Правовой статус муниципального служащего
    • Прохождение муниципальной службы
    • Понятие и система гарантий местного самоуправления
    • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
    • Судебная защита местного самоуправления
    • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
  • Компетенция местного самоуправления
    • Понятие компетенции местного самоуправления
    • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
  • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
    • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
    • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
  • Ответственность в системе местного самоуправления
    • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
    • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
    • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
    • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
    • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
    • Англосаксонская модель местного самоуправления
    • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
    • Модель местного самоуправления смешанного типа

Система муниципального права

Назначение системы муниципального права - объединение единых по своей юридической природе элементов в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью, автономностью функционирования и взаимодействием с внешней средой 1 Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003. С. 166-167. .

Как и любая отрасль права, муниципальное право РФ состоит из принципов, институтов и норм.

Принципы муниципального права - основополагающие идеи и начала отрасли муниципального права. В работах большинства российских ученых-муниципалистов принципы отрасли муниципального права в основном совпадают с принципами местного самоуправления.

Институты муниципального права - это упорядоченные группы муниципально-правовых норм, направленные на регулирование однородных общественных отношений (например, институт территориальной организации местного самоуправления, институт муниципальной службы и т.д.).

Нормы муниципального права - это первичные элементы (отдельные правила поведения), из которых состоит отрасль муниципального права РФ. Нормы отрасли муниципального права необходимо отличать от норм правовых актов о местном самоуправлении. Первые представляют собой «содержание», вторые - «форму» (т.е. нормы отрасли получают внешнее выражение через нормы законодательства). Более подробно муниципально-правовые нормы будут рассмотрены далее.

Часть ученых полагает, что в настоящее время в муниципальном праве возможно разделение институтов этой отрасли на Общую и Особенную части 2 См.. например: Выдрин В.И. Муниципальное право России. М.: Норма, 2004. С. 25. (по аналогии с уголовным и гражданским правом), а некоторые выделяют даже Специальную часть 3 Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо. 2005. С. 24; Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 1999. (отрасли либо науки муниципального права). Поскольку система муниципального права еще далека от совершенства, а законодательство о местном самоуправлении продолжает расширяться и совершенствоваться, требует кодификации, то в будущем выделение частей отрасли муниципального права вполне возможно. Однако в настоящее время в науке не выработано общего представления о критериях отнесения институтов муниципального права к той или иной части.

Таким образом, выделяется пять крупных групп институтов («элементов», «структурных частей») отрасли муниципального права:

  1. местное самоуправление в системе народовластия;
  2. основы местного самоуправления: территориальная, организационная, правовая и экономическая;
  3. предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
  4. гарантии местного самоуправления;
  5. муниципально-правовая ответственность, контроль за деятельностью должностных лиц и органов местного самоуправления.

Местное самоуправление в системе народовластия - в эту группу включены муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в системе в управлении обществом и государством. К этой же группе относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении; нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления.

Основы местного самоуправления: территориальная, организационная, правовая и экономическая - нормы этой структурной части муниципального права определяют порядок создания, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований. установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления. В эту же группу включен институт муниципальной службы.

Важное значение имеет правовая основа местного самоуправления - «фундамент» регулирования осуществления местного самоуправления.

Обязательным условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические основы деятельности населения муниципальных образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности. ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления - сюда включены группа норм, устанавливающих собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделять органы местного самоуправления. К этой группе относятся и так называемые «компетенционные» нормы, которые закрепляют компетенцию органов местного самоуправления в различных сферах общественной жизни.

Это институты полномочий местного самоуправления:

  • в области планирования и прогнозирования, финансово-экономической деятельности;
  • в социально-культурной сфере (образование, культура, здравоохранение и т.д.);
  • в области обеспечения прав и свобод личности, безопасности населения и охраны общественного порядка.

Гарантии местного самоуправления - нормы этой группы закрепляют систему гарантий (средств обеспечения) организационной и финансовой самостоятельности местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Муниципально-правовая ответственность, контроль за деятельностью должностных лиц и органов местного самоуправления - нормами этой структурной части муниципального права закрепляются формы, порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.