Все о печах и каминах - Информационный портал

Городские пасхальные традиции. Традиционные пасхальные игры и развлечения

Поздравляю со светлым праздником Пасхи! Для меня Пасха один из любимых детских праздников. Помню, что всегда ждала этого воскресенья, именно этот праздник казался настоящим праздником весны, а не 8 марта.
Помню, как старательно подходили к процессу покраски яиц и как ждали пасхальных куличей. Наши домашние куличи были самыми вкусными, и обмен я не любила – отдаешь свои вкусные, а приносят чужие невкусные.

Ночной пасхальный Петербург конца 19 века
На Исакиевском соборе зажигали факелы
Думаю, у многих есть приятные воспоминания из детства об этом празднике.

У праздника Пасхи много традиций, которые приносили людям радость.
В 19 веке в пасхальную ночь города сияли огнями – зажигались праздничные фонарики из цветных стекол. Иллюминация создавалась просто - к домам прикреплялась проволока, а на нее вешались фонарики. Горожане, прогуливались по улицам с фонариками в руках, ожидая, когда прозвучат слова «Христос Воскресе!». В Петербурге катались на лодках по каналам, лодки тоже светились фонариками.


Катания на лодках в пасхальную ночь
После окончания праздничной церковной службы горожане зажигали свечи, так друг другу передавался огонь из храма. Возвращались домой, люди стараясь донести священный огонь. А дома уже ждал накрытый праздничный стол.


Нравится мне эта душевная открытка, где добрый мальчик дарит фонарик
Впервые в Петербурге отпраздновал Пасху царь Петр I в 1708 году. По воспоминаниям современников «Праздник Пасхи взяли в Питербурхе. А на другой день на Неве тронулся лёд, и как лёд очистился того же числа его величество гулял по реке в верейке (лодка).»


Пасхальная ночь

О взаимосвязи природы и праздника Пасхи очень точно описано в стихах Якова Полонского , поэта 19 века

Пасхальные вести
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи...
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи...
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз...
И на камни стали падать слезы
Злой зимой очищенных берез.

И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, Спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем...
Поднялись - морями стали реки
И в горах пронесся первый гром.

Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна...
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.

Днем на Пасху проходили традиционные народные гулянья с балаганами и качелями на центральных площадях. В Петербурге с 1820 года расписание праздничной программы печаталось в газетах. Праздничные гулянья продолжались неделю от воскресенья до воскресенья. Начинались праздничные представления в полдень, о чем оповещал выстрел из пушки, а заканчивались в восемь часов вечера.


Праздничные карусели и балаганы в 19 веке
В пасхальную неделю наносили визиты, при которых обменивались крашеными яйцами – христовались, поздравляли друг друга. В домах к приходу гостей накрывался отдельный столик для визитеров. Визиты длились не более пяти минут. Чтобы успеть объехать весь город, визитеры нанимали извозчика, который возил по нужным адресам.


Пасхальная встреча. Купчихи Бориса Кустодиева
Традиция обмена крашеными яйцами была распространена у славян со старинных времен. Несъедобные «подарочные» пасхальные яйца тоже существуют давно. В 18 веке пасхальные яйца выпускались на императорском фарфоровом заводе. На фарфоровых яйцах рисовали пейзажи, городские и народные сюжеты, библейские персонажи. По воспоминаниям современников, в 1793 году императрице Екатерине II принесли корзины с 373 фарфоровыми яйцами, которые она дарила гостям.

Внук Екатерины, император Александр I, любивший прогуляться по городу пешком, христовался с прохожими. В 19 веке к Пасхе для императорского двора изготавливали пять тысяч фарфоровых и семь тысяч стеклянных пасхальных яиц для подарков подданным.

А так, по воспоминаниям придворной дамы, проходил обмен пасхальными подарками при дворе Александра II:
«Вошел Государь. Он только что перехристосовался с массою ординарцев, часовых, стоявших у дверей его комнат, со всеми своими служащими... Потом вошла Императрица..., с нею вышел великий князь Сергей Александрович, он держал довольно большую корзину с фарфоровыми яйцами. Мы подходили к государыне одна после другой и говорили: "Христос Воскресе!". Она, кивая головой, очень приветливо отвечала: "Merci" (Благодарю). Мы целовали ей руку, а она нас в голову; брала из корзинки яйцо и приговаривала: "Voici pour vous aussi un oeuf" (Вот Вам также яйцо). Мне она дала порфировое яйцо. (Императрица иногда к яйцу прибавляла какую-нибудь фарфоровую или стеклянную вещицу: вазу или тарелку для фруктов, графин со стаканом, подсвечники, или какое-нибудь хорошенькое украшение для туалета)».


Пасхальный сувенир. Яйцо с цыпленком внутри
Знаменитый Фаберже, яйца которого стали шедеврами ювелирного искусства, по указу Александр III был главным поставщиком двора. В мастерской Фаберже было изготовлено 54 пасхальных яйца для царской семьи, всего известно 71 творение его фабрики. Работы Фаберже уникальны и по своим механическим свойствам – музыкальные, с часовым механизмом, открывающимися миниатюрными портретами.


Яйцо Фаберже с часами и механическим петушком
Великий князь Константин Романов , писавший стихи (под псевдонимом К.Р.) посветил празднику Пасхи эти строки

Хвала Воскресшему
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славой несказанной.
Хвалите сонм бесплотных сил
И ангельские лики:
Из мрака скорбного могил
Свет воссиял великий.
Хвалите Господа с небес,
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Хвалите Бога, моря даль
И океан безбрежный!
Да смолкнут всякая печаль
И ропот безнадежный!
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал навеки!

На Пасху была традиция украшать дом первыми весенними цветами. Чаще всего это были нарциссы и гиацинты. Пасха - праздник весенних цветов, мягкий аромат которых окутывал дома.

Еще хочется добавить стихи-воспоминания Игоря Северянина , где очень точно и красочно описан пасхальный колорит дореволюционного Петербурга.

Пасха в Петербурге
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой.

Пахло солнцем, оконною краской
И лимоном от женского тела,
Вдохновенно-веселою Пасхой,
Что вокруг колокольно гудела.

И у памятника Николая
Перед самой Большою Морскою,
Где была из торцов мостовая,
Просмоленною пахло доскою.

Из-за вымытых к празднику стекол,
Из-за рам без песка и без ваты
Город топал, трезвонил и цокал,
Целовался, восторгом объятый.

Было сладко для чрева и духа
Юность мчалась, цветы приколовши.
А у старцев, хотя было сухо,
Шубы, вата в ушах и галоши...

Поэтичность религии, где ты?
Где поэзии религиозность?
Все «бездельные» песни пропеты,
«Деловая» отныне серьезность...

Пусть нелепо, смешно, глуповато
Было в годы мои молодые,
Но зато было сердце объято
Тем, что свойственно только России!
(Написано в 1926 году)


Пасхальная ночь на философской картине Николая Рериха

Хочу упомянуть о другой доброй пасхальной традиции, которая появилась в Германии. Это пасхальный зайчик, который приносит детям корзинку с крашеными яйцами. У немецких народов празднование Пасхи совпало с праздником богини весны, которую по мифологии сопровождали зайцы (символ плодовитости). Так заяц стал праздничным пасхальным символом, а в 19 веке еще и персонажем, который приносит подарки. Пасхальный заяц часто изображался на немецких открытках.


Пасхальный зайчик на традиционной немецкой открытке


Пасхальные зайчики в славянских сюжетах

В прошлом году я была на выставке старинных пасхальных открыток, вот тут мои посты с фото.

XVIII век - век фарфора, когда европейцам удалось наконец раскрыть "китайский секрет" - рецептуру изготовления фарфора. Третьим после после Мейсенского и Венского был Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 г. в Петербурге. С этого времени в празднованиях Пасхи при дворе начинают использовать фарфоровые яйца.

Церемониал празднования Пасхи в XVIII-XIX вв. соответствовал старым традициям и оставался почти неизменным. К полуночи, накануне Светлого Воскресения, по сигналу пушки во дворец императрицы Елизаветы Петровны съезжались приглашенные знатные особы, и в двенадцать часов начиналось всенощное бдение и литургия.

Главной резиденцией Екатерины II становится построенный в середине XVIII в. Зимний дворец, созданный по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, - самый грандиозный дворец в Европе того времени. Пасха при дворе Екатерины Великой являла зрелище незабываемое. "Весь двор и вся городская знать собирались в этот день во дворцовой церкви, которая была полна народом. Дворцовая площадь была сплошь покрыта самыми изящными экипажами, дворец утопал в великолепии: недаром народ в то время представлял его себе раем", вспоминала графиня Варвара Николаевна Головина. В ночь на пасхальное воскресенье, во втором часу пополуночи начиналось великолепное шествие по парадным залам дворца в Большую церковь для слушания всенощного бдения. Блистательный кортеж открывали придворные чины, затем следовали царское семейство и гости. В этот день дамы являлись ко двору в придворном русском платье, а кавалеры - в цветных праздничных кафтанах. Кульминационные моменты пасхального богослужения - начало заутрени, пение "Христос Воскресе", чтение Евангелия - сопровождались залпами пушек близлежащих Петропавловской и Адмиралтейской крепостей. 101 выстрел возвещал об окончании литургии. Церкви города наполняли тишину Святой ночи благовестом колоколов.

Служба заканчивалась в половине пятого утра, затем придворный камер-фурьер вносил в комнаты императрицы сдобную пасху на золоченом блюде, и в шестом часу, обычно в Бриллиантовой комнате, где хранились коллекции драгоценностей Екатерины, начиналась трапеза в кругу ближайших придворных. На следующий день давался торжественных обед в столовой дворца для более широкого круга гостей. При этом "стол сервирован с переменою золотым сервизом", а питие царского кубка сопровождалось 51 залпом Адмиралтейской крепости.

Празднование Пасхи при дворе сопровождалось чередою аудиенций, балов, концертов и представлений в Оперном доме Зимнего дворца. В последующие дни Светлой недели императрица принимала поздравления от митрополита, высшего духовенства, генералитета, дворянства и других именитых гостей и жаловала их к руке. Обмен поздравлениями сопровождался обычно раздачей пасхальных даров, причем символический пасхальный дар - яйцо - могло сопровождаться и подношениями более материального свойства - изделиями придворных мануфактур и ювелиров. Яйца представлялись ко двору в специально изготовленных на заводе ажурных фарфоровых корзинах или вазах на поддонах. К Пасхе 1793 г. в комнаты императрицы Екатерины II были доставлены шесть ажурных корзин и шесть ваз с поддонами, наполненных фарфоровыми яйцами, которыми она одаривала гостей. Всего было поднесено 373 пасхальных яйца большого, среднего и малого размера, украшенных росписью с изображением пейзажей, фигур и арабесок. Сама императрица также получала ответные дары.

Коронация преемника Екатерины II императора Павла I, проходившая 5 апреля 1797 г. в Успенском соборе Московского Кремля, совпала с пасхальными празднествами. Новому императору были доставлены в Москву фарфоровые вазы и корзины, в которых было помещено 200 фарфоровых яиц "с разною живописью и позолотою".

Пасха — это восхитительный праздник, богатый на традиции. Он празднуется торжественно и радостно как верующими, так и неверующими россиянами.

Народный праздник всегда выпадает на начало весны. Точную дату этого торжества устанавливают по лунному календарю.

Неделю, предшествующую празднеству, называют светлой пасхальной седмицей или страстной, у которой каждый день, начиная с понедельника, — Светлый. Русский народ заблаговременно готовится к празднеству, выдерживая многодневный Великий пост, украшает дома и дворы, наводит везде и во всем идеальную чистоту.

Но наиболее активно начинают готовиться к Воскресению Христову с Чистого (Светлого) Четверга. Верующим людям полагалось встать на зорьке, чтобы непременно выкупаться и таким образом очиститься от всяческих грехов, набравшихся за весь год. И только после этого посетить храм, где необходимо было исповедоваться и причаститься. После службы быстро шли домой, чтобы внести последние штрихи в образцово-показательном порядке, перед покраской яиц и выпекание куличей.

Вечером в светлую субботу все буквально христиане нарядно одетые, с куличами, пасхами, крашанками шли в храмы на торжественную Всенощную. Перед наступлением полуночи раздавались колокольные перезвоны, извещающие о приближении момента Воскресения Иисуса Христа. Под несмолкающие колокольные перезвоны начинали крестный ход вокруг соборов.

Русские традиции на Пасху

За 11 веков своего существования российская Пасха приобрела свои оригинальности и колорит. Ведь именно праздничный пасхальный стол существенно выделяет ее среди других православных праздников. Для праздника характерны особые символы — кулич и яйцо. По всей России, начиная с Чистого четверга, выпекают куличи, готовят творожные пасхи, красят яйца различными способами. По древнему обычаю стремились подготовить обильное гарнированное меню, но даже и в небогатых семьях в количестве пасхальных блюд обязательно находились свежеиспеченный по особенному рецепту куличик и разрисованные яйца.

На их приготовленье каждый раз требуется масса свободного времени. Тесто для куличей или пасхи замешивали продолжительно, вооружившись терпением. Использовали при этом лучшие из лучших продукты питания. Далее украшали и раскрашивали яйца. Художественно разукрашенные яйца всегда являлись внушительной гордостью семейства. Другие яства, которые приготовляли на Пасхальный стол, также были неповторимыми. Большая часть из них на протяжении календарного года преимущественно не готовилась. Главным образом отдавали предпочтение мясным блюдам и печеным изделиям: куличам, пасхе, рулетам, запеканию молоденьких поросят, окороков, жареной телятине.

Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали её, в основном, в кругу родных людей. Положено было посещать и далёких членов семьи. В жилищах зажигали абсолютно все светильники и источники света, а в божьих храмах, в процессе всей литургии, пламенели абсолютно все лампады и свечи.

Отправляясь в гости, с собой в обязательном порядке брали крашеные яйца. Приветствовали друг друга фразами «Христос воскрес» — «Воистину воскрес», трижды целовались и обменивались крашанками. Представленный обычай по праву считается характерной чертой только славянских народов, в остальных странах мира данная традиция отсутствует.

Ещё один пасхальный, но преимущественно религиозный обычай — это благословение артоса (просфоры). Просфора — бездрожжевой хлебушко, на котором представлен крестик, символизирующий Воскресение Христово. Ещё один пасхальный, но преимущественно религиозный обычай — это благословение артоса (просфоры). Просфора — бездрожжевой хлебушко, на котором представлен крестик, символизирующий Воскресение Христово. Торжественная литургия длилась всю ночь. После завершения её все находящиеся в храме христосовались, поздравляли друг друга, возвещая: «Христос воскрес! » — «Воистину воскрес! «, расцеловывались трижды и обменивались крашанками. Служители храмов приступали к освящению принесенных прихожанами яиц, куличей, пасок.

Кроме того в пасхальный период была заведена щедрая традиция: раздавать убогим свои деньги, свяченые яйца и небольшие пасочки, для того, чтобы нищенствующие также имели возможность наслаждаться светозарным торжеством — Воскресением Христовым.

Развлечения и игры на Пасху

После многодневного поста, а также отказа от разнообразных отрад и увеселений, праздничный день Пасхи был желанным и абсолютно всеми обожаемым. В связи с этим было выдумано множество всенародных забав и способов развлечений, которые сейчас любят не только детвора, но и взрослые люди. Большинство этих игр популярно и в наше время. В частности, обрядность битья вареных крашеных яиц: кто-то удерживает писанку в ладони носиком кверху, напротив второй колотит по нему носиком следующего яйца. У кого конкретно писанка так и осталась целой, тот и дальше продолжает соревнование с другими.

Одна из увлекательных забав — катанье яиц. В нее следует играть на столике или же на поверхности пола, главное условие, чтобы оказалась ровненькая плоскость. Дополнительно требуется желоб, каковой ставится непосредственно под наклоном, а также одеяльце. Любой играющий по лотку запускал яйцо, которое скатывалось на одеяло. При условии, что спустившееся яйцо сталкивалось с яйцом, покоящимся на одеяле, то это и была победа. Разбитые яйца играющие забирали себе. Необходимо было иметь навык руководить передвижением яйца. Чем было большее количество играющих людей, тем веселее и интереснее становилось зрелище.

А «игру в кучки» относили к виду развлечений только для девиц. Высыпали более чем по две кучки песочка на всякого игрока. Барышни, совершенно не участвующие в состязании, подкладывали разукрашенное яйцо непосредственно под единственную кучку песка. Играющие участницы подходили и показывали на одну из кучек. Одерживала победу та девушка, которая находила спрятанное яйцо.

Приметы на Пасху


Христианская русская Пасха, действительно, сгруппировывала вокруг себя многочисленные этнические приметы, легенды и ритуалы, которые совершенно не признаются служителями церкви, но зато пользуются заслуженной популярностью в крестьянском окружении.

  • Так на Пасху девушки, ни при каких обстоятельствах, не брали соль руками, чтобы руки не потели.
  • Умываться полагалось лишь водой с красного яйца, для того чтобы быть всегда цветущей.
  • Старались постоять на топоре, чтобы быть крепкой. Поговаривали, что это дивно помогает, и девицы были настолько крепкими, что, как говорится в пословице, «её бей хоть об дорогу, а ей всё нипочем».
  • — Рожденные в пасхальный период младенцы, будут всегда обладать отличным здоровьем и будут во всём удачливы.
  • — Набранная в пасхальную ночь из колодезя питьевая вода значилась магическая. Ежели ею взбрызнуть жилое помещение, тогда возможно удалить недобрые наговоры, нехорошие думы и прегрешения.
  • — В пасхальную пору не следует здорово упиваться, а также бушевать.
  • — В равной мере считали, что если в самые первые сутки Воскресения Христова покатать по периметру двора 1-ое снесенное в этот день птичье яйцо, то можно прогнать вон всякую нечистую силу.
  • — А если барышня намеревается быстро выйти замуж, то в течение божественного служения ей требуется произнести: «Воскрешение Христово! Отправь для меня лично суженого холостого!».

    Еще на Пасху сбываются абсолютно все любовные приметы:

  • — Ударишься случайно локтем — о твоей персоне начал припоминать ненаглядный.
  • — Зачесался рот — к неизбежным поцелуям.
  • — Зачесались бровки — раскланиваться с желанным другом.
  • Если в щи попадало насекомое, то девушки ждали скорого свидания.

Изолированно от всех этих суеверий располагается монолитная категория пасхальных примет, которые сейчас именуют хозяйственными. Так, например, российское население непоколебимо был убеждено, что пасхальная пища, освященная молитвой в храме, имеет сверхъестественную ценность и владеет силой содействовать им в опасные и важные моменты жизнедеятельности. В связи с этим абсолютно все останки, особенно кости, с пасхального стола тщательным образом сохранялись: доля из них закапывалась в почву на пажитях, с целью обезопасить посевы от града, а некоторую часть сохраняли в жилищах и при летней грозе кидали в пламя, для того, чтобы отвести молнию. Точно так же повсюду сберегалась головка свяченого кулича, с тем, чтобы домовладыка, выбывая на пашню засевать, имел возможность забрать её с собой и съесть на собственной ниве, чем, по сути, обеспечивал грядущий отменный размер урожая.

РП узнала, как отмечали Пасху в Красноярске и Енисейской губернии в XIX веке, когда традиции этого праздника еще не были разрушены большевиками.

Задушевно-радостный праздник

Пасху в Сибири считали главным праздником года и готовились к ней «богатый - как хочет, а бедный - как сможет».

Мужчины, работавшие на промыслах или на приисках, обязательно возвращались домой, чтобы встретить Пасху в кругу семьи. Охотники-промысловики выходили из тайги.

Празднования продолжались всю неделю, от воскресенья до воскресенья, и даже лавки в эти дни были закрыты: их владельцы работать не собирались, поскольку это считалось страшным грехом. А саму пасхальную неделю в Сибири называли Светлой, Святой, Радостной или Красной.

В середине XIX века енисейский врач и этнограф Михаил Кривошапкин писал: «Приходит давно жданная Пасха. Нет праздника, который бы встречал крестьянин с более торжественно ясной, радостной физиономией. Знаем мы, что есть Рождество с шумными веселыми святками, но не та ему встреча, не тот полный искренний задушевно-радостный привет», - цитирует корреспонденту РП историк Иван Савельев.

Начинались праздники в предпасхальную субботу со всенощной службы и продолжались торжественным крестным ходом в воскресенье, после которого все снова отправлялись в церковь на утреннюю службу, которую в Сибири называли «Христова Заутреня».

Во время этой службы было принято христосоваться - поздравлять друг друга с Пасхой, обмениваясь поцелуями и крашеными яйцами, - рассказывает корреспонденту РП историк Ирина Сиротинина. - Особенно ценились яйца, полученные в дар от священника: миряне верили, что они никогда не портятся, охраняют дом от напастей и исцеляют от болезней. Тех, кто проспал Заутреню, наказывали - окатывали водой из ведра.

Куличи да крашеные яйца

Утреня переходила в Литургию, после которой большинство прихожан покидали храм и ждали во дворе, пока священник освятит пасхи, куличи и яйца. Лишь после этого можно было отправляться домой и садиться за стол.

Пишет красноярский педагог и этнограф Мария Красножёнова: «На Пасхе даже у бедных мещан обязательно устраивался стол, то есть на покрытый белой скатертью обеденный стол ставили вино в бутылках и графинах; окорока свиные, бараньи, телячьи; жареные курица, утка, индейка или гусь; язык; колбасы домашнего изготовления, крашеные яйца, сыр, булки. И этот стол не разбирался три дня». Главными блюдами были, конечно, куличи, крашеные яйца и «сыр» - так сибиряки называли пасху. А пасхой в Енисейской губернии называли куличи, - рассказывает Иван Савельев. - Начинали трапезу, «разговлялись» яйцами, предваряя еду троекратными поцелуями. Во многих сибирских семьях было принято самое первое яйцо делить между всеми членами семьи. Даже если в семье было 20 человек, его умудрялись разрезать так, чтобы каждому досталось по кусочку.

В самых бедных семьях яйца красили луковой шелухой или травой серпухой. Те, кто был чуть богаче, использовали для этого порошок из сандалового дерева, а потом украшали яйца цветными нитками и кусочками разноцветных тканей. А состоятельные горожане поручали эту работу художникам - они расписывали яйца по вкусу заказчика. Так доводилось подрабатывать и Василию Сурикову: когда он осиротел, и устроился работать писцом в губернское управление, расписывая яйца на продажу.

Куличи, особенно в купеческих семьях, пекли огромного размера. Формы ведерного объема шли нарасхват. Считалось, что чем пышнее и выше получится кулич, тем благополучнее будет год. Верх кулича обычно смазывали вбитым яичным белком и посыпали окрашенной в разные цвета крупой. Самый большой кулич считался семейным, но и для каждого из членов семьи обязательно пекли свой, отдельный. Даже грудные дети получали в подарок маленький куличик.

Скакули и исполины

В Енисейске и Красноярске на площадях к Пасхе утраивали деревянные балаганы, где простонародье развлекали кукольными представлениями. Здесь же выступали фокусники, акробаты, шарманщики, дрессировщики с медведями.

Для молодежи к святой неделе обязательно строили качели. Для этого выбирали самые толстые бревна и особенно прочные веревки из конопли, которые могли бы выдержать вес нескольких человек. Рядом с навесными качелями ставили «козла» из бревен, через которого перекидывали длинную доску, на которую могли сесть по несколько человек с каждой стороны. Такие качели именовали скакулями.

Еще одним популярным аттракционом был исполин. В землю вкапывали высокий столб, а на его вершине укрепляли вращающееся колесо. К этому колесу привязывали немного не достающие до земли веревки с петлями на конце. Молодые люди одну ногу ставили в эту петлю, а второй отталкивались от земли.

Когда Пасха была поздней, деревенские парни и юноши водили хороводы, играли в горелки, прятки, лапту, городки и бабки. А если снег еще не успевал растаять, то молодежь собиралась в специальной избе, выстроенной на окраине деревни. Там можно было танцевать под гармошку или петь песни.

Для детей на Пасху было предусмотрено особое развлечение, - рассказывает Ирина Сиротинина. - Если поблизости была горка, то дети собирались ватагой на ее вершине и скатывали вниз по склону крашеные яйца. Побеждал тот, чье яйцо укатывалось дальше, чем у остальных. Если горки не было, то тогда на земле очерчивали большой круг, делали ему невысокие бортики и устанавливали на краю специальный деревянный лоток с желобками. В этом круге раскладывали монеты, сладости, а после дети скатывали яйца вниз по желобку. Проехало по монете, стукнулось о конфету - забирай их. Не попал - оставляй проигранное яйцо в общем круге, оно достанется тому, кто сумеет скатить свое яйцо так, чтобы его задеть.

Еще одним развлечением для детворы была такая незатейливая игра: нужно было стукнуть своим яйцом о яйцо соперника. Чье разбилось, тот и проиграл. Разбитое яйцо доставалось победителю.

Обязательно находились желающие сжульничать, - улыбается Ирина Сиротинина. - Самые хитрые заранее вымачивали яйца в растворе известки. Так скорлупа становилась прочнее, но определить по внешнему виду это было невозможно. Менее догадливые заранее вытачивали яйца из дерева, а потом раскрашивали их, чтобы скрыть уловку. Если такого мошенника разоблачали, то могли крепко побить. Зато при удачном стечении обстоятельств он приносил домой целые ведра с добычей. Этой простой забавой не пренебрегали и за семейным столом, но в этом случае яйцом обычно ударяли не по другому яйцу, а по лбу: если яйцо разбивалось, его отдавали тому, кто подставил лоб.

В гости по шелковой дороге

Праздничную атмосферу создавал и колокольный звон. Все пасхальную неделю любой желающий мог подняться на колокольню. Семейные люди на Пасху ходили в гости.

Многие енисейские купцы, разбогатевшие на «золотой лихорадке», пользовались этой традицией как поводом лишний раз продемонстрировать свое состояние, - говорит Иван Савельев. - Например, один из местных нуворишей однажды нанял всех городских извозчиков оптом, и отправился в гости на первом из них, остальным приказав ехать следом. Вереница из экипажей растянулась на всю улицу. А другой купец, в пику ему, отправился в гости запросто, пешком. А чтобы не испачкать ноги в уличной грязи, велел расстелить по всему пути его следования отрезы из дорогих шелковых тканей.

Святой недели с нетерпением ждали и арестанты красноярского острога. В честь Пасхи было принято собирать пожертвования для заключенных, чтобы устроить богатый праздничный стол. Многие арестанты, которых должны были отправить дальше по этапу, давали взятки надзирателям, чтобы это произошло на несколько дней позднее. Такие же столы накрывали на деньги благотворителей и в богадельнях.

Последний день пасхальной недели, воскресенье, носил название Красной горки. Считалось, что это лучшее время, чтобы отпраздновать свадьбу. А незамужние девушки в этот день обязательно должны были отправиться в гости или на гуляние. Все верили: если на Красную горку девица просидит дома, то либо она вообще не выйдет замуж, либо будущий супруг ее будет очень некрасивым.

Традиция массовых пасхальных гуляний оборвалась, когда в Сибири установилась советская власть. Большевики заявили: «Пасха - праздник рабов», - и заменили ее на празднование Первомая, выдвинув лозунг: «Пасха - праздник покорности и смирения. 1 Мая - праздник борьбы и свободы. Выбирай между ними». Лишь через 70 лет праздник начал возвращаться в дома сибиряков.

Почему в деревнях на Пасху чаще ходили на кладбища, а в больших городах - устраивали гуляния и ярмарки, что дарили близким на праздник цари и дворяне и как проводили крестные ходы после Революции?

Директор Центра антропологии религии Европейского университета Александр Панченко рассказывает о пасхальных традициях в Петербурге XVIII–XX веков.

Александр Панченко

Доктор филологических наук, директор Центра антропологии религии Европейского университета, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН

Как праздновали Пасху на Руси и как проводили городские гуляния в Петербурге

У нас нет достоверных данных, когда именно на Руси впервые отпраздновали Пасху, но понятно, что речь идет об эпохе распространением христианства, то есть о второй половине X - начале XI веков. Пасхальные обычаи, существующие и в наши дни, в том числе и пасхальный хлеб, и пасхальные яйца, известны у многих христианских народов Европы, поэтому их следует считать достаточно древними.

В крестьянской культуре восточных славян Страстная, Пасхальная и последующие недели связаны с поминальными обрядами: это один из календарных периодов, когда границы между мирами живых мертвых как бы «размыкаются».

В современном русском православии весенним поминальным днем считается Радоница - вторник Фоминой недели, - однако в деревнях различные поминальные обряды совершали и в Великий четверг, и на Пасху. В больших городах эти традиции не были столь важными: отличительной чертой Пасхальной недели здесь были гуляния и ярмарки.

В Петербурге Пасху стали праздновать вскоре после основания города. Надо сказать, что праздничная и зрелищная культура эпохи Петра I была в большей степени ориентирована на светские и отчасти заимствованные из Европы формы развлечений, а не на старый церковный церемониал.

Пасхальная ночь в Петербурге. С картины художника С. Животовского гравир. для «Родины» Б.Луц. Фото: Журнал «Родина» №16 1899 год

В XIX веке пасхальные гуляния в Петербурге устраивались на Марсовом поле и Адмиралтейской площади - там, где сейчас находится Александровский сад. Перед этим там же проходили масленичные гуляния: здесь катались с горок, ставили ярмарочные лотки и балаганы. На Пасху с горок уже не катались - вместо этого ставили качели или карусели. Во время масленичных и пасхальных гуляний можно было увидеть дрессированных медведей и кукольные комедии.

Как Пасху отмечали дворяне, крестьяне и церковнослужители и что дарили друг другу на праздник

Пока петербуржцы ходили по пасхальным ярмаркам и балаганам, крестьяне устраивали свои - деревенские гуляния. Там они бились яйцами, окрашенными в красный, - основной пасхальный цвет. И у детей, и у взрослых была популярна сейчас уже забытая, а тогда традиционная игра в катание яиц: огораживалась небольшая территория с выложенными яйцами, под углом ставили желобок и с него катали яйцо игрока - каких яиц коснется яйцо игрока, те он и забирает. В другой вариации яйцо игрока должно было достичь определенной зоны [игрового поля].

Во многих местах у крестьян был обычай христосоваться с мертвецами: после пасхальной службы люди шли на кладбище и, обращаясь к могилам своих родных, говорили: «Христос воскресе!». Предполагалось, что мертвые слышат это пасхальное приветствие и даже могут на него ответить.

Церковнослужители в праздничных гуляниях, как правило, не участвовали: и положение не позволяло, и занятость была большая. Во время Пасхальной недели они могли служить молебны в частных домах, за что их одаривали разными угощениями и деньгами.

Дворяне тоже посещали и церковные службы, и гуляния. При этом на Пасху было принято устраивать званые обеды, а во время Пасхальной недели - делать визиты. Среди пасхальных подарков, которые делали друг другу богатые и знатные люди, особое место занимали «модели» пасхальных яиц, сделанные, как правило, из фарфора.

Продолжением именно этой традиции были яйца, изготавливаемые фирмой Карла Фаберже для императорской семьи при Александре III и Николае II (всего для царской семьи изготовлено 54 экземпляра - прим. «Бумаги» ).

Что символизирует кулич и почему яйца стали использовать в качестве пасхального угощения

Пасхальный хлеб, называемый «куличом» или «пасхой», - это довольно старая христианская традиция, известная у всех славян. По всей видимости она связана с церковной обрядностью, а именно с артосом - литургическим хлебом, выпекаемым из квасного теста. Его освящали в церкви на Пасхальной неделе. Артос выглядел как большая просфора и символизировал невидимое присутствие Христа.

Пасхальные яйца связаны с символикой смерти и возрождения: яйцо выглядит как «мертвый» предмет, но из него может вылупиться цыпленок, то есть получиться что-то живое. Представления о смерти и возрождении важны и для богословского понимания Пасхи, и для массовой религиозной культуры.

В деревенских традициях время Пасхи воспринимается как период контактов с умершими людьми. В христианских апокрифах и фольклорных легендах рассказывается, что на Пасху мертвые приходят на землю или что грешников отпускают из ада.

Как Пасха проходила после Революции

После революции церковь была отделена от государства, Пасха перестала быть государственным праздником, а участие в церковных ритуалах стало частным делом верующего. Официально отмечать Пасху никто не запрещал, но это и не поощрялось: в первые годы велась пропаганда против празднования религиозных праздников, позже запрещали отдельные детали - например, колокольный звон.

Пасхальные крестные ходы в течение всего советского периода не запрещали, но далеко не все верующие решались в них участвовать. Иногда, впрочем, власти могли запретить и крестный ход, но это было редко.

Гаврилов, Иван Константинович (1878-1962) [Пасхальный крестный ход у Казанского собора в Санкт-Петербурге] : открытое письмо. - [Санкт-Петербург: между 1904 и 1917 годами. Фото: expositions

В сталинский период, особенно во второй половине 1930-х годов, большинство православных храмов было закрыто, а священники - репрессированы. Поэтому у верующих уже не оставалось выбора - они просто не могли прийти на Пасху в свою приходскую церковь.

Ситуация несколько изменилась во второй половине 1940-х годов, когда государственная политика в отношении религии стала более терпимой и часть православных храмов снова открылась. При Хрущеве началась новая антирелигиозная кампания и пасхальные празднования снова пытались ограничить. В последние десятилетия советского времени празднование Пасхи тоже не очень поощрялось, но в целом к нему относились терпимо.

В повседневной жизни многих советских людей Пасха по-прежнему была праздником, правда - скорее частным, а не публичным и связанным с домашними обычаями, в частности - с теми же куличами и крашеными яйцами.