Все о печах и каминах - Информационный портал

Фапси федеральное агентство правительственной связи и информации. Непонятная фапситуация

Г. «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР» на базе Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР, Государственного информационно-вычислительного центра при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР) с подведомственными ему организациями (НИИ «Ромб», НИИ «Энергия», НИЦ «Терминал», Научно-тематический центр) и Московского НИИ электротехники Научно-производственного объединения «Автоматика».

Статус и назначение ФАПСИ были определены Законом РФ № 4524-1 от 19 февраля г. «О федеральных органах правительственной связи и информации».

ФАПСИ имело статус центрального органа федеральной исполнительной власти, ведающего вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти.

Основными направлениями деятельности ФАПСИ являлись:

  • организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;
  • обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов; организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и её учреждениях за рубежом;
  • организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;
  • обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально - экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.

Эмблема ФАПСИ учреждена Указом Президента России № 338 от 15 марта г. «Об учреждении геральдического знака - эмблемы федеральных органов правительственной связи и информации». Флаг ФАПСИ учреждён Указом Президента России № 1228 от 15 октября г. «О флаге Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и знамени войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации».

Подготовку специалистов для ФАПСИ в основном осуществляло Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС) (в 1992 году училище преобразовано в , а в 2000 году - в Академию ФАПСИ ; ныне Академия ФСО России). Также подготовка осуществлялась на базе учебных заведений смежных ведомств, например Курс ФАПСИ (с 2000 года 6 дивизион) при ГВИ ФПС РФ.

Источники

  • Указ Президента РСФСР N 313 от 24 декабря 1991 г. «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР»;
  • Закон РФ N 4524-1 от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации»;
  • Указ Президента РФ N 338 от 15 марта 1999 г. «Об учреждении геральдического знака - эмблемы федеральных органов правительственной связи и информации»;
  • Указ Президента РФ N 1228 от 15 октября 2001 г. «О флаге Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и знамени войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 11 марта 2003 года N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации».

Ссылки

  • Правительство России и федеральные органы исполнительной власти до 1995 г. ;

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ФАПСИ" в других словарях:

    Федеральное Агентство Правительственной Связи и информации орган исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающий функционирование, развитие и информационную безопасность технологической основы. Задачей ФАПСИ является также… … Политология. Словарь.

    ФАПСИ, см. Федеральное агентство правительственной связи и информации (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ) … Энциклопедический словарь

    ФАПСИ - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации с 24 декабря 1991 по 1 июля 2003 организация, РФ, связь Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО… … Словарь сокращений и аббревиатур

    ФАПСИ - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти … Административное право. Словарь-справочник

    ФАПСИ - Федеральное агентство правительственной связи и информации (при Президенте РФ) … Словарь сокращений русского языка

    Флаг Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации ФАПСИ Россия … Википедия

    Медаль «За отличие в труде» … Википедия

    Медаль «За отличие в военной службе» I степени … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Медаль «За укрепление боевого содружества» (значения). Медаль «За укрепление боевого содружества» … Википедия

    Медаль «За воинскую доблесть» I степени … Википедия

Книги

  • Первая мировая информационная война. Развал СССР , Игорь Панарин , Эта книга перевернет ваше представление о событиях в нашей стране и в мире, происходивших с начала Второй мировой войны. Все, что здесь описано, посвящено великой информационной битве между… Категория:

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

Как и ее знаменитый американский аналог Агентство национальной безопасности (АНБ), ФАПСИ – это крайне закрытая спецслужба, действующая в области радиоэлектронной разведки. Сотрудники этого ведомства на публике говоряттолько об одной стороне деятельности Агентства – защите информации, и всегда тщательно обходят тему своей разведывательной деятельности. Между тем, ФАПСИ – это, наверное, самая боеспособная российская спецслужба. В отличие от ФСБ она не подвергалась постоянным перестройкам и реорганизациям. Кроме того, мало кто представляет, что численность сотрудников ФАПСИ намного превышает число как фээсбэшников, так и сотрудников СВР. Ведь в органах правительственной связи и информации есть даже свои войска. Не стоит забывать и о том, что сейчас во всем мире агентурная разведка уходит на второй план, уступая технической, и прежде всего - радиошпионажу. А ведь это – основная специализация ФАПСИ, владеющей своими спутниками, зарубежными центрами радиоперехвата по всему миру и т.п.

Штаб-квартира Агентства на Большом Кисельном (фото с официального сайта ФАПСИ)

ФАПСИ – это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно Президенту РФ. Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.

Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации согласно закону являются:

 организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;

 обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;

 организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

 организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

 обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально – экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.

История ФАПСИ

По некоторым данным, ФАПСИ создано на базе двух управлений КГБ - 8 и 16-го. 16-ое управление, специализирующееся исключительно на электронной разведке, было создано Щелепеным в 1969 году под руководством Николая Николаевича Андреева. В 1973 году Андреева сменил генерал-майор Игорь Васильевич Маслов. Управление работало в тесной связи с 16 отделом ПГУ (внешняя разведка).

Структурой, непосредственно предшествующей ФАПСИ, был Комитет правительственной связи при Президенте СССР, возникший при разделе КГБ СССР после августовского путча. Председателем Комитета 25 сентября 1991 года был назначен А.В.Старовойтов.

10 октября 1991 Президентом Горбачевым было утверждено Положение о Комитете правительственной связи, который определялся как союзно-республиканский комитет.

К Положению приложен перечень предельных воинских званий руководителей Комитета и предоставляемых дисциплинарных прав.

24 декабря 1991 года указом Президента России создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР на базе Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР. Генеральным директором ФАПСИ назначен А.В.Старовойтов.

Первым заместителем – начальником управления по работе с личным составом стал Макаров Владимир Викторович. Заместителем директора был назначен генерал-майор Куранов Анатолий Иванович.

18 февраля 1994 года заместителем директора ФАПСИ стал подполковник Киселев Борис Валентинович, генеральный конструктор правовой информатизации России.

Эмблема ФАПСИ была определена только 15.03.99 Указом Президента № 338.

21 февраля 1994 в составе ФАПСИ было создано Главное управление информационных ресурсов (ГУИР ФАПСИ) на базе упраздненного Управления информационных ресурсов Администрации Президента.

Начальником его назначен Левченко Владимир Александрович, до этого - первый заместитель начальника УИР. 16 декабря 1994 УИР снова было передано в Администрацию Президента и переименовано при этом в Управление информатизации и документационного обеспечения Администрации Президента.

Федеральный центр защиты экономической информации при ФАПСИ создан 3 апреля 1995 Указом Президента 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации".

На 90 год, кроме штаб-квартиры на площади Дзержинского в голавном здании КГБ, имело компьютерный комплекс в центре Москвы и большую исследовательскую лабораторию в Кунцево, в15 км от Ясенево к северо-западу.

7 декабря 1998 года Указом Президента РФ генеральным директором ФАПСИ был назначен Шерстюк Владислав Петрович, до этого возглавлявший 3-е главное управление Агентства (радиоэлектронная разведка).

31 мая 1999 года Указом Президента РФ Шерстюк был заменен на Матюхина Владимира Георгиевича, специалиста в области средств защиты информации.

История органов криптографической (шифровальной и дешифровальной) службы и радиоразведки:

Спецотдел при ГУГБ НКВД СССР июль 1934 - 1936

Спецотдел при НКВД июнь-сентябрь 1938

7-й отдел ГУГБ НКВД СССР

5 спецотдел НКГБ

5 Управление НКВД ноябрь 1942 -

Пятое управление НКГБ

Седьмое управление КИ

 Главное управление специальной службы (ГУСС) при ЦК ВКП(б) октябрь 1949 -

 Главное управление специальной службы (ГУСС) при ЦК КПСС - март 1954

Шестнадцатое управление КГБ при СМ СССР

Восьмое Главное управление КГБ СССР июль 1978 -

Шестнадцатое управление КГБ СССР

 Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ

 Главное управление безопасности связи (ГУБС) ФАПСИ

 Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС) ФАПСИ


Служба внешней разведки
Федеральная служба безопасности

Министерства и ведомства, в которых предусмотрена организация военной службы

Войска и органы ФАПСИ

Назначение федеральных органов правительственной связи и информации

Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.

Федеральные органы правительственной связи и информации обеспечивают высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет безопасности РФ, Совет обороны РФ, федеральные органы, организации, предприятия, учреждения специальными видами связи и информации, а также организуют деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществляют государственный контроль за этой деятельностью.

Федеральные органы правительственной связи и информации в пределах своей компетенции участвуют вместе с Главным управлением охраны Российской Федерации в организации и обеспечении президентской связи.

Основные направления деятельности федеральных органов правительственной связи и информации

Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются:

Организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;

Обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;

Организация и обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

Организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

Обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации, Совета обороны Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности (ст. 3 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19. 02. 93 г. № 4524-1).

Справка. Мониторинг - это научно-обоснованная система регулярного отслеживания общественно-политических и социально-экономических процессов.

Построение системы федеральных органов правительственной связи и информации

Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ);

Органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации;

Войска правительственной связи;

Учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия.

Федеральные органы правительственной связи и информации создают структурные подразделения по финансовому, материально-техническому, инженерно-строительному, медицинскому и иному обеспечению своей деятельности.

При Федеральном агентстве действует Академия криптографии Российской Федерации.

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ

ФАПСИ находится в непосредственном ведении Президента РФ и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор.

Подразделения и части радиоразведки ФАПСИ, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действуют щий в соответствии с Законом Российской Федерации «О внешней разведке».

ФАПСИ осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении.

Нормативные акты, предписания ФАПСИ в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.

Задачи, функции, организация и структура ФАПСИ определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

ФАПСИ организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации (ст. 6 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»).

Органы правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации

Органы правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации входят в систему органов государственного управления и осуществляют на соответствующей территории руководство в области организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи и информации, сбора и передачи информации экономического характера в интересах государственных органов.

В пределах своей компетенции они непосредственно проводят работу по основным направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений и несут ответственность за обеспечение государственных органов специальными видами связи и информации.

Организация деятельности органов правительственной связи и информации в субъектах Российской Федерации определяется соответствующими положениями, утверждаемыми генеральным директором ФАПСИ по согласованию с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»).

Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ

Войска ФАПСИ при Президенте РФ включают в себя войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части, которые создаются, содержатся и используются, в том числе за пределами Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 8 Закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»).

Александр Хинштейн

Никогда не думал, что буду писать эти строки. Империя ФАПСИ казалась незыблемой и вечной, точно кремлевские стены. Такой построил ее генерал Старовойтов - первый директор, герой многолетнего моего расследования.

В момент кончины КГБ Старовойтов увел с Лубянки все технические службы. Логики здесь не было никакой: только захапать как можно больше. (Доведись, он и контрразведку с пограничниками забрал бы.)

Неудивительно, что вскоре ФАПСИ начало дублировать работу других спецслужб. Но когда Старовойтову указывали на это, он разом садился на своего любимого конька. Дескать, президент должен получать информацию из разных источников, а если вернуть все назад, его начнут водить за нос.

Как ни странно, Старовойтову верили. Потому лишь ФАПСИ и продолжало существовать, превращаясь год от года в этакий колосс на глиняных ногах. Только генералов - по сравнению с КГБ - здесь стало в 18 раз (!) больше.

Волшебные чары развеялись с приходом нового президента. Кадровый чекист, он отлично понимал, что от создания ФАПСИ никто - кроме новоявленных генералов - ничего не выиграл. Это как в толстовском рассказе: разбери веник на прутики - переломает даже ребенок.

После того как технические службы были выведены с Лубянки, эффективность работы на ниве информационной безопасности резко упала. Каждое из ведомств тащило одеяло на себя (при Старовойтове эти отношения вообще дошли до откровенной войны). А если добавить, что воровство в ФАПСИ приняло характер тотальный (об этом я подробно писал много лет), то все вопросы снимаются окончательно...

Недавнее заявление президента об упразднении трех спецслужб стало неожиданным лишь для широкой публики. Профессионалы ждали его давно.

Карликовые спецслужбы не могут быть сильными. Это все равно что отсечь руки от туловища. Необходимо четкое взаимодействие всех линий.

Но недавних директоров - и ФПС, и ФАПСИ - вопросы безопасности волновали в последнюю очередь. Они дрались на совсем других фронтах - паркетных. За увеличение бюджета, за новые здания, за лампасы. (К слову, после перевода пограничников в ФСБ их должности урезаны уже на две звезды. Генерал-полковничьи кресла превратились в генерал-майорские.)

Я не знаю, что за капля переполнила чашу путинского терпения, ведь заявление о реформе он сделал, даже не подписав указов. (Они появились лишь через две недели.) Рискну предположить, что причиной всему - предстоящие выборы. Именно ФАПСИ занималось мониторингом регионов. Здесь же находилась и знаменитая электронная система ГАС “Выборы”.

Выборы в Думу - в декабре. Новые хозяева вступят в права лишь в июле (так определил президент). Полгода - минимальный срок для того, чтобы наладить машину, тем более что сегодня в ФАПСИ трудового энтузиазма отнюдь не наблюдается. Туалеты заставлены пустыми бутылками.

Если с налоговыми полицейскими и пограничниками все понятно (первые переходят в МВД, вторые - на Лубянку), то ситуация вокруг ФАПСИ не столь безоблачна. Официально объявлено, что агентство делят меж собой три ведомства: ФСБ, ФСО и СВР.

В прессе на этот счет прозвучало немало догадок, однако ничего путного сказано до сих пор не было. Между тем по данным, которыми мы располагаем, раздел произойдет следующим образом. Незначительную часть Третьего главка (радиоэлектронная разведка) забирает СВР: то, что связано с разведдеятельностью за рубежом. Другая половина - работа внутри страны, вместе с войсками радиоэлектронной разведки, - отходит ФСБ. Сюда же передадут и Второй главк (безопасность связи, дешифрование, криптография) вместе с научными учреждениями.

На Лубянке уже определен человек, который будет курировать хозяйство: заместитель директора Николай Климашин. На днях он был назначен врио директора ФАПСИ и повышен до первого замдиректора ФСБ.

Основным же наследником ФАПСИшного богатства станет ФСО. Занятно, что в первом своем выступлении президент о ней вообще не упоминал. (Третьим преемником он называл тогда Минобороны.) Руководство ГРУ и Генштаба раскатало даже губу в надежде заполучить электронную разведку, но вместо шпионов им достался лишь утешительный приз в лице бывшего гендиректора Владимира Матюхина (он стал первым замминистра).

Почему именно ФСО - понятно. Это наиболее доверенная к президенту спецслужба (куда уж доверенней, если ей поверяет он свою жизнь). Да и кто, как не служба охраны, должна заниматься правительственной связью?

Сюда отходит практически все: Первый главк (правительственная связь), войска правительственной связи, главные управления информационных ресурсов (обеспечение работы органов власти) и информационных систем (предвыборный мониторинг). “Социалка” (дома отдыха, автобазы). Орловская академия и воронежский институт. (Последнее здесь особенно желанно, ибо ФСО - единственная спецслужба, не имеющая собственных вузов.)

Изначально предполагалось, что наследство ФАПСИ просто вольется в ФСО, однако ее руководитель Евгений Муров посчитал иначе. Именно он настоял на создании Службы специальной связи и информации (СССИ). С одной стороны, это будет самостоятельное ведомство, со своими кадрами, медслужбой и собственной безопасностью. С другой - она подчиняется ФСО (ее глава - по должности зам. директора службы охраны).

Мудрость Мурова трудно недооценить. Он пошел на такой шаг специально, дабы СССИ не стала спецслужбой и субъектом ОРД. С учетом выборов - это крайне принципиально.

Кроме того, появляется широкое поле для деятельности. На ФСО ложится тяжелейшая обуза. За 10 лет империя ФАПСИ пришла в упадок.

Сложнее всего дела обстоят с правительственной связью. Оборудование телефонных станций выработало уже двойной ресурс. 75% кабелей правительственной связи находится в аварийном состоянии.

Прежнее руководство ФАПСИ справиться с ситуацией не могло. Между тем техника давно уже шагнула вперед. Во всем цивилизованном мире не существует самостоятельных каналов правительственной связи (это слишком накладно). Здесь в ходу принцип абонентского засекречивания. Шифратор ставится внутрь обычного телефона и включается при необходимости - если, конечно, на другом конце стоит такой же шифратор.

Специалисты не раз предлагали пойти по этому пути, однако в ФАПСИ предпочитали жить по старинке. Перемены стали возможны лишь теперь. При условии, конечно, что службу возглавит профессионал.

Внутри ФАПСИ наибольшее предпочтение отдают двум кандидатам: зам. гендиректора Владимиру Хрупову и начальнику Главного управления информационных ресурсов Евгению Караваешникову. Это понятно: если они придут, все, что творилось в ФАПСИ, никогда не вылезет наружу.

В мутной воде ФАПСИ оба они успели порыбачить всласть. Любая проверка без труда установит, например, что компьютерные комплектующие, которые под видом импортных много лет закупало управление Караваешникова, на самом деле производились в России. А разница в цене, надо полагать, ложилась в карман.

Не менее любопытна история взаимоотношений генерала Хрупова с иностранной фирмой “CISKO-Systems”, которая не без его участия стала едва ли не основным поставщиком ФАПСИ. В фирме этой работает... сын Хрупова. И, между прочим, выпускает она базы данных для стратегически важных систем управления. (Сколь опасно это - можете представить сами.)

В ФАПСИ говорят, что эти люди развернули уже бурную деятельность в свою поддержку. Дескать, ставку делают именно на них.

Что ж. Я столько лет пишу о ФАПСИ, что не удивляюсь уже ничему. ФАПСИ наступил конец. А “Концу связи” - газетному “сериалу”, который начал я ровно шесть лет назад, - конца, видно, не будет никогда...

Никогда не думал, что буду писать эти строки. Империя ФАПСИ казалась незыблемой и вечной, точно кремлевские стены. Такой построил ее генерал Старовойтов - первый директор, герой многолетнего моего расследования.

В момент кончины КГБ Старовойтов увел с Лубянки все технические службы. Логики здесь не было никакой: только захапать как можно больше. (Доведись, он и контрразведку с пограничниками забрал бы.)

Неудивительно, что вскоре ФАПСИ начало дублировать работу других спецслужб. Но когда Старовойтову указывали на это, он разом садился на своего любимого конька. Дескать, президент должен получать информацию из разных источников, а если вернуть все назад, его начнут водить за нос.

Как ни странно, Старовойтову верили. Потому лишь ФАПСИ и продолжало существовать, превращаясь год от года в этакий колосс на глиняных ногах. Только генералов - по сравнению с КГБ - здесь стало в 18 раз (!) больше.

Волшебные чары развеялись с приходом нового президента. Кадровый чекист, он отлично понимал, что от создания ФАПСИ никто - кроме новоявленных генералов - ничего не выиграл. Это как в толстовском рассказе: разбери веник на прутики - переломает даже ребенок.

После того как технические службы были выведены с Лубянки, эффективность работы на ниве информационной безопасности резко упала. Каждое из ведомств тащило одеяло на себя (при Старовойтове эти отношения вообще дошли до откровенной войны). А если добавить, что воровство в ФАПСИ приняло характер тотальный (об этом я подробно писал много лет), то все вопросы снимаются окончательно. Недавнее заявление президента об упразднении трех спецслужб стало неожиданным лишь для широкой публики. Профессионалы ждали его давно.

Карликовые спецслужбы не могут быть сильными. Это все равно что отсечь руки от туловища. Необходимо четкое взаимодействие всех линий.

Но недавних директоров - и ФПС, и ФАПСИ - вопросы безопасности волновали в последнюю очередь. Они дрались на совсем других фронтах - паркетных. За увеличение бюджета, за новые здания, за лампасы. (К слову, после перевода пограничников в ФСБ их должности урезаны уже на две звезды. Генерал-полковничьи кресла превратились в генерал-майорские.)

Я не знаю, что за капля переполнила чашу путинского терпения, ведь заявление о реформе он сделал, даже не подписав указов. (Они появились лишь через две недели.) Рискну предположить, что причиной всему - предстоящие выборы. Именно ФАПСИ занималось мониторингом регионов. Здесь же находилась и знаменитая электронная система ГАС "Выборы".

Выборы в Думу - в декабре. Новые хозяева вступят в права лишь в июле (так определил президент). Полгода - минимальный срок для того, чтобы наладить машину, тем более что сегодня в ФАПСИ трудового энтузиазма отнюдь не наблюдается┘

Если с налоговыми полицейскими и пограничниками все понятно (первые переходят в МВД, вторые - на Лубянку), то ситуация вокруг ФАПСИ не столь безоблачна. Официально объявлено, что агентство делят меж собой три ведомства: ФСБ, ФСО и СВР.

В прессе на этот счет прозвучало немало догадок, однако ничего путного сказано до сих пор не было. Между тем по данным, которыми мы располагаем, раздел произойдет следующим образом. Незначительную часть Третьего главка (радиоэлектронная разведка) забирает СВР: то, что связано с разведдеятельностью за рубежом. Другая половина - работа внутри страны, вместе с войсками радиоэлектронной разведки, - отходит ФСБ. Сюда же передадут и Второй главк (безопасность связи, дешифрование, криптография) вместе с научными учреждениями.

На Лубянке уже определен человек, который будет курировать хозяйство: заместитель директора Николай Климашин. На днях он был назначен врио директора ФАПСИ и повышен до первого замдиректора ФСБ.

Основным же наследником ФАПСИшного богатства станет ФСО. Занятно, что в первом своем выступлении президент о ней вообще не упоминал. (Третьим преемником он называл тогда Минобороны.) Руководство ГРУ и Генштаба раскатало даже губу в надежде заполучить электронную разведку, но вместо шпионов им достался лишь утешительный приз в лице бывшего гендиректора Владимира Матюхина (он стал первым замминистра).

Почему именно ФСО - понятно. Это наиболее доверенная к президенту спецслужба (куда уж доверенней, если ей поверяет он свою жизнь). Да и кто, как не служба охраны, должна заниматься правительственной связью? Сюда отходит практически все: Первый главк (правительственная связь), войска правительственной связи, главные управления информационных ресурсов (обеспечение работы органов власти) и информационных систем (предвыборный мониторинг). "Социалка" (дома отдыха, автобазы). Орловская академия и воронежский институт. (Последнее здесь особенно желанно, ибо ФСО - единственная спецслужба, не имеющая собственных вузов.)

Изначально предполагалось, что наследство ФАПСИ просто вольется в ФСО, однако ее руководитель Евгений Муров посчитал иначе. Именно он настоял на создании Службы специальной связи и информации (СССИ). С одной стороны, это будет самостоятельное ведомство, со своими кадрами, медслужбой и собственной безопасностью. С другой - она подчиняется ФСО (ее глава - по должности зам. директора службы охраны).

Мудрость Мурова трудно недооценить. Он пошел на такой шаг специально, дабы СССИ не стала спецслужбой и субъектом ОРД. С учетом выборов - это крайне принципиально.

Кроме того, появляется широкое поле для деятельности, На ФСО ложится тяжелейшая обуза. За 10 лет империя ФАПСИ пришла в упадок.

Сложнее всего дела обстоят с правительственной связью. Оборудование телефонных станций выработало уже двойной ресурс. 75% кабелей правительственной связи находится в аварийном состоянии.

Прежнее руководство ФАПСИ справиться с ситуацией не могло. Между тем техника давно уже шагнула вперед. Во всем цивилизованном мире не существует самостоятельных каналов правительственной связи (это слишком накладно). Здесь в ходу принцип абонентского засекречивания. Шифратор ставится внутрь обычного телефона и включается при необходимости - если, конечно, на другом конце стоит такой же шифратор.

Специалисты не раз предлагали пойти по этому пути, однако в ФАПСИ предпочитали жить по старинке. Перемены стали возможны лишь теперь. При условии, конечно, что службу возглавит профессионал.