Лица истории
Платон на фреске Рафаэля Санти «Афинская школа»
Говоря об истории Древней Греции, мы, пожалуй, в первую очередь вспоминаем о культуре этой страны. Именно культурные достижения позволяют считать Грецию колыбелью европейской цивилизации. Значительную часть всего древнегреческого культурного наследия составляют труды мыслителей, совмещавших роли и философа, и естествоиспытателя. Две могучие фигуры выделяются на фоне всех философов античности - это создатели известнейших философских систем, повлиявших на развитие мысли вплоть до наших дней, Платон и Аристотель.
Влияние Платона на развитие философии и вообще мировоззрение образованных людей его времени было огромным. Он создал уникальное в своем роде учебное заведение, которое сформировало многих философов, политиков, да и просто известных общественных деятелей.
Платон родился в 427 г. до н. э. в знатной семье, которая вела свою родословную от последнего царя Аттики Кодра. Философии он учился у ученика Гераклита Кратила, от которого позаимствовал диалектические идеи, и у Сократа. После смерти последнего Платон выехал в Мегары, но вскоре вернулся в Афины, занявшись политической и литературной деятельностью. Позже Платон осуществил поездку в Южную Италию и на Сицилию, где познакомился с учением пифагорейцев и попал под их влияние. В 388 г. до н. э. он принимал участие на стороне аристократов в политической борьбе в Сиракузах. В результате по решению тирана Дионисия афинянина вывезли на рынок невольников. Его выкупил и отпустил на свободу киренец Анникиред. Потерпев поражение в практической политике, Платон возвратился в Афины. Когда друзья Платона, собрав деньги, решили вернуть Анникиреду долг, тот от денег отказался. Тогда Платон на эти деньги купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу - Академию. Сад героя Академа был у афинян обычным местом прогулок. В свое время Гиппарх, сын тирана Писистрата, обнес его стеной, Кимон превратил эту местность из запущенной и безводной в хорошо орошаемую рощу с тенистыми аллеями и устроил там гимнасий.
Над входом на территорию школы было написано: «Не геометр да не войдет сюда». Так Платон подчеркивал, что здесь занимаются высоким, чистым знанием. Однако его философское учение тесно переплеталось с политическим. Кроме действительно довольно абстрактных рассуждений о бытии, идеях и пр. Платон в своих произведениях «Государство» и «Законы» разработал знаменитую модель идеального государства. В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда‑то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе. Идеальным является государство, в котором правят «философы». По Платону, если правитель‑философ строит всю свою деятельность на основе созерцания подлинного бытия и умения согласовывать ее с общим божественным замыслом мироздания, то тиран - это символ нарушения всех божественных и человеческих законов и установлений. При этом Платон проявлял очевидные симпатии к аристократическим обществам вроде Спарты, находя в них очевидные «остатки» столь любимого им «золотого века», - т. е. родового строя. В эпоху постоянной нестабильности, ожесточенной борьбы, в которой политики демагогически использовали демократическую идею, такой консерватизм, ностальгия по «неподвижности» государственного и социального строя становятся вполне понятными.
Философов и должна была готовить для греческих полисов Академия Платона. В ней была воплощена и пифагорейская идея о совместном «правильном» проживании мудрецов, и платоновская идея о необходимости перед тем как строить идеальное общество воспитать добродетель в отдельном человеке. Ученики жили вместе, слушали диалоги, которые сочинял Платон, обсуждали их, писали сами. Проводились диспуты на самые разные темы: дружба, здравомыслие, бессмертие души, идея прекрасного. Все большее место с течением времени стала занимать математика, которую наряду с диалектикой Платон считал основной наукой, которую должен изучить мудрый правитель‑философ.
Платон - один из немногих мыслителей древности, чьи произведения дошли до нас в таком большом количестве (36 работ). Это подчеркивает и высокий уровень организации Академии, и тот авторитет, которым пользовался Платон у учеников, наконец, численность и возможности «выпускников». Свое учение Платон развил в диалогах, в которых основным действующим лицом выступает его покойный учитель Сократ. Очень многие идеи этого «литературного» Сократа на самом деле принадлежали Платону.
Главу Академии считают создателем первой стройной теории объективного идеализма. Платон доказывал, что мир вещей, который нас окружает и который мы чувствуем, - лишь тень мира идей, чистых понятий, существующих в «занебесных областях».
Не вдаваясь глубоко в подробности платоновского учения, можем сказать, что платонизм, а затем неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие христианского учения. То же можно сказать и о многих философских теориях. Платон занимался этикой, проблемами познания, теорией искусства, религией. Именно от него мы узнали о загадочной Атлантиде, его рассуждения о соотношении вещи и ее наименования предвосхитили современные лингвистические теории. Есть мнение, что этот философ разработал метод доказательств, который лег в основу современной математики.
Учениками Платона были философы Спевсипп, Ксенократ и, наконец, первый мыслитель‑энциклопедист Аристотель. Платон умер в 347 г. до н. э., но импульс, данный им, был настолько сильным, что Академия просуществовала (в том или ином виде) до 529 г. н. э. и была закрыта византийским императором Юстинианом.
Она не являлась официальным правовым учреждением и не была привязана к государству или церкви. Платоновская академия во Флоренции - вольное сообщество свободных людей, сформированное из разных слоев, имеющих различные профессии, приехавших из разных мест, которые влюблены в Платона, неоплатонизм, Filosofia Perennis.
Сюда съезжались и духовные представители (епископы, каноники), и светские персоны, и поэты, и живописцы, и архитекторы, и республиканские правители, и так называемые бизнесмены той эпохи.
Платоновская академия во Флоренции (фото представлено ниже) выступала неким братством разносторонних талантливых личностей, которые впоследствии стали знаменитыми. К ним можно отнести: Кристофоро Ландино, Анджело Полициано, Микеланджело Буанаротти, Пико де ла Мирандола, Лоренцо Великолепного, Франческо Катании, Боттичелли и пр.
Итак, в данной статье речь пойдет непосредственно о братстве гениев, которое получило название "Платоновская академия во Флоренции" (лидер - Фичино).
Предпосылки ее создания
Импульс к возрождению назревал уже достаточно давно. Несмотря на то что временными границами той эпохи принято считать XII - середину XVII вв., все-таки ее кульминация, апофеоз приходится на XV -XVI вв. Центром была Италия, точнее, Флоренция.
В это время она пребывала в самой глубине европейской светской и культурной жизни. Именно туда из Германии прибывали в целях изучения искусства, науки. В Париже новшества из Флоренции приковывали внимание профессоров Сорбонны, которые расценивали их чуть ли не в качестве «нового Евангелия».
Немаловажную роль, которую сыграл этот город в рассматриваемой эпохе, описал Р. Марсель. Он считал, что стоит признать отсутствие условий для данного рода возрождения где-либо еще. Именно Флоренция - как центр гуманизма, очаг света - смогла привлечь все без исключения богатства людского духа. Это было место, где собрались наиболее драгоценные рукописи, где можно было встретить выдающихся эрудитов. Помимо этого, Флоренция отождествлялась им с гигантской художественной мастерской, куда каждый вносил имеющийся талант.
Таким образом, не остается вопросов по поводу того, почему же именно Платоновская академия во Флоренции, лидер которой - Фичино, явила миру неповторимых гениев, своими произведениями внесших несравненный вклад в самые разные области нашей жизни.
Афины Запада
Так назвали Флоренцию из-за того, что после завоевания турками Константинополя туда стекались культурные и духовные богатства Из единого «мистического стебля» появилось неповторимое явление как в истории так и Европы в целом, получившее название "Платоновская академия во Флоренции". Фичино - философ-платоник - возглавил ее. Другое название академии - «Платоновская семья», она имела хоть и короткую, но достаточно блестящую историю своего существования. Существенно помогли этому известные правители Флоренции - и его внук Лоренцо.
Краткая история «Платоновской семьи»
Платоновская академия во Флоренции была учреждена в 1470 году вышеупомянутым Козимо. Пик процветания приходится на время правления его внука выступающего ее членом. Несмотря на недолгий расцвет академии (10 лет), она оказала существенное влияние на культуру и мысль Европы. Платоновская академия во Флоренции вдохновила известнейших мыслителей, художников, философов, ученых, политиков, поэтов своей эпохи. Она была не просто местом собрания высокодуховных, талантливых и умных людей. Можно с уверенностью сказать, что Платоновская академия во Флоренции - это братство единомышленников, критерием объединения которых являлись мечты о новом, лучшем мире, человеке, будущем, так сказать, золотом веке, достойном попыток возрождения. Многие называют это философированием, а иногда даже образом жизни. Специфическое состояние сознания, души...
Платоновская академия во Флоренции, идейный лидер которой - Фичино, создает новый духовный климат, благодаря чему были выработаны, развернуты модели (идеи), до сих пор признанные главными идеями эпохи. Достояние, оставленное «Платоновской семьей», колоссально. Платоновская академия во Флоренции - носитель того, что называется мифом Ренессанса. Можно сказать, что ее история - история Великой Мечты.
Платоновская академия во Флоренции: М. Фичино
Он был и философом, и ученым, и теологом, и выдающимся мыслителем эпохи Возрождения, который оказал существенное влияние на эволюцию философии XVII - XVIII вв.
Марсилио родился неподалеку от Флоренции (19.10.1433 г.). Он изучал латынь и греческий язык, медицину, философию. Достаточно рано у него проявился интерес к Платону (его школе). Покровительство Козимо Медичи и его преемников сыграло весомую роль в том, что Фичино посвятил всего себя именно научным знаниям.
В 1462 году он был признан идейным лидером Платоновской академии во Флоренции, а в 1473 году стал священником, занимал ряд церковных постов высокого ранга. Его жизнь прервалась в Кареджи, недалеко от Флоренции (01.10.1499).
Заслуженные работы Фичино
Марсилио принадлежат несравненные переводы на латынь Платона и Плотина. Их полные собрания в (публикация в 1484/1492 гг.) были широко востребованы вплоть до XVIII столетия.
Он также перевел и других неоплатоников, таких как Ямвлих, Порфирий, Прокл Диадох и пр., трактаты Герметического свода. Популярны были и его выдающиеся комментарии к платоновским и плотиновским сочинениям, а один из них (к платоновскому диалогу под названием «Пир») стал источником большого числа рассуждений касательно любви среди мыслителей, писателей, поэтов эпохи Возрождения.
По мнению Марсилио, Платон расценивал любовь в качестве духовного отношения между так называемыми человеческими существами, которое основано на их первоначальной внутренней любви к Господу.
Платоновская теология о бессмертии души
Это важнейшая философская работа Фичино (1469-74 гг., 1-е издание - 1482 г.). Она представляет собой метафизический трактат (изощренный), где учение Платона, его последователей преподносится в согласии с существующей христианской теологией. Данный труд (высокосистематическое произведение именно итальянского платонизма за все Возрождение) сводит всю Вселенную к 5 фундаментальным принципам, а именно:
Основная тема трактата - бессмертие человеческой души. Фичино считал, что задача нашей души - созерцание, которое завершается непосредственным узрением Бога, однако, ввиду редкого достижения данной цели в рамках Земли, ее будущая жизнь должна приниматься как постулат, где она достигает своего предназначения.
Знаменитые произведения Фичино в области религии, медицины и астрологии
Широкую популярность получил такой трактат, как «Книга о христианской религии» (1474 г.). Переписка Марсилио - богатый источник исторической, биографической информации. Большинство писем являются по факту философскими трактатами.
Если рассматривать другие работы, которые посвящены медицине, астрологии, то можно выделить «Три книги о жизни» (1489 г.). Марсилио Фичино - один из ведущих мыслителей зарождающейся эпохи Возрождения, значительных представителей ренессансного платонизма.
Восприятие Бога с позиции Фичино
Согласно Эрвину Панофскому, его система находится где-то посередине между схоластикой (Бог в качестве трансцендентности конечной Вселенной) и последними пантеистическими теориями (Бог - тождество бесконечного мира). Как и Плотин, он понимает Господа как невыразимое Единое. Его восприятие Бога сводится к тому, что Господь единообразен, всеобразен. Он - действительность, однако не примитивное движение.
Согласно Фичино, Бог создал наш мир, «мысля самого себя», так как в его рамках существовать, мыслить, желать - все одно. Господь - не во всей Вселенной, не имеющей границ, а потому бесконечной. Но Бог в то же время в ней ввиду того, что он ее наполняет, при этом не наполняясь сам, так как он есть сама полнота. Так пишет Марсилио в одном из своих диалогов.
Фичино: последние годы его жизни
В 1480-90 гг. Марсилио продолжает изучать «благочестивую философию». Он переводит на латинский язык и комментирует плотиновские «Эннеады» (1484-90 гг., издаются в 1492 г.), порфирийские сочинения, а также Ямвлиха, Ареопагита, Прокла (1490-92 гг.), Пселла и прочих.
Он проявляет сильный интерес к такой области, как астрология. В 1489 г. Фичино публикует медико-астрологический трактат под названием «О жизни», после чего назревает конфликт с высшим духовенством католической церкви, точнее, с папой Иннокентием VIII. И лишь серьезное покровительство спасает Фичино от обвинений в ереси.
Затем в 1492 г. Марсилио пишет трактат под названием «О солнце и свете», который публикуется в 1493 г., а в следующем году завершает толкования к диалогам Платона. Закончилась жизнь лидера «Платоновкой семьи» за комментированием произведения «Послание к римлянам» (апостол Павел).
Платоновская академия во Флоренции: Ландино
Он был профессором риторики. Еще в юношеские годы Кристофоро проявил себя в поэтическом состязании (1441 г.). Ландино был другом и советником Фичино. Кристофоро признан первым из известнейших комментаторов Вергилия, Данте, Горация. Непосредственно он издает великого Данте, благодаря ему мир узнает еще об одной мечте (заботе) академии: реабилитировать этого поэта, сделать все, чтобы люди признали его в качестве одного из несравненных поэтов, гениев, который достоин почитания точно так же, как и Вергилий, другие творцы античного мира.
Кристофоро записывает ряд бесед в Платоновской академии, ввиду чего они дошли до наших времен.
Ландино своими выдающимися трактатами вносит несравненный вклад в такую проблему, как «соотношение жизни активной с жизнью созерцательной» - первый из главных вопросов, которые активно обсуждались философами Возрождения.
Напоследок стоит напомнить, что в статье было рассмотрено выдающееся сообщество единомышленников эпохи Возрождения, известное как Платоновская академия во Флоренции (идейный лидер - Марсилио Фичино).
М.W7 г. до м. : »., после 12 лет странствий, в сорокалетием ноирагтс - в период расцвета (акме), как с чпгйли тогдашние греки, - Платон вернулся в Афины М том же году он приобретает рощу в зеленой окраине Афин, носившей имя героя Академа, и основывает свою школу - знаменитую Академию, которая просуществовала почти целое тысячелетие, до 529 г. н. э., когда была закрыта при императоре Юстиниане.
Над входом в Академию была надпись: «Негеометр - да не войдет». Правда, в школе Платона занимались не только математическими дисциплинами, но и вопросами философии, политики и права. «Геометрия» в данном случае понималась, не без пифагорейского влияния, не как узкоспециальная область знаний, а скорее как универсальный, математически интерпретируемый метод оперирования идеальными сущностями во всех сферах познания.
Яркий тому пример - платоновское различение простого (арифметического) и геометрического равенства, которое использовалось для противопоставления демократического понимания равенства и справедливости («по числу») аристократической концепции равенства и справедливости («по достоинству»).
В Академии, согласно дошедшим сведениям, царили строгие нравы и поощрялась сдержанность в проявлении чувств. Сам Платон уже с юношеских лет вел себя так серьезно, что никто не видел, чтобы он шумно смеялся и веселился. С возрастом он становился все более замкнутым человеком, но с учениками держался просто и доступно, добродушно терпя их задор и критику. В связи с критическими замечаниями Аристотеля он как-то произнес: «Этот жеребенок лягает свою мать». Аристотель, самый знаменитый из учеников Платона, поступил в его школу в 367 г. до н. э. 17-летним юношей из небольшого города Стагир и пробыл в Академии (сначала в качестве ученика, а затем и преподавателя) двадцать лет, вплоть до смерти ее основателя.
Слава платоновской Академии быстро росла, в ней учились юноши со всех концов Эллады. Принимались в Академию (возможно, также под влиянием пифагорейских союзов) и девушки, некоторые из них (например, Аксиофея из Флиунта) одевались по-мужски.
Ряд выпускников Академии в дальнейшем стали известными учеными, философами, политиками, законодателями.
Занятия Платона в Академии дважды прерывались еще двумя его посещениями Сицилии в 366 и в 361-360 гг. до н. э. Обстоятельства этих поездок, проливающих дополнительный свет на неутомимые попытки Платона реформировать политику с помощью философии, были таковы. В 367 г. до н. э. наконец-то умер Дионисий Старший. Власть в Сиракузах перешла к его сыну Дионисию Младшему, тирания которого продолжала отцовское дело.
Дион в своих письмах к Платону всячески убеж-
дал его, что наступило благоприятное время для практической реализации в Сицилии платоновских идей о справедливом государственном устройстве, особенно напирая при этом на молодость нового правителя, его почтение к Платону и стремление к философии и образованию. Дион просил Платона прибыть в Сиракузы как можно быстрее, пока другие не успели увлечь тирана Дионисия в противоположную сторону. Настойчиво звал Платона к себе и сам Дио! шсий.
Платон, которому шел 62-й год, колебался, но нес же пустился к далекий путь и вновь попал в об-стапонку тирании, политических раздоров, клеветы и насилия. Во время платоновского пребывания и Сиракузах Дион был обвинен в заговоре против Дионисия с целью установить свою тиранию и с бесчестьем изгнан. До самого Платона дошли слухи о приказе поймать и казнить его. Дело до казни, правда, не дошло, но Платон некоторое время находился под надзором и его не отпускали домой.
Дионисий, ревниво относившийся к дружбе между Платоном и Дионом, домогался похвал философа, но к постижению его идей так и не приступил, не бс:« резона опасаясь из-за подобных занятий потерять класть I) конце концов, не добившись своего, он отпустил 1 Ыатопа н Афины.
И третий раз Платон посетил Сиракузы с целью добиться примирения Дионисия с Дионом, находившимся в изгнании. Достичь этого ему не удалось. Чтобы вновь вырваться из Сиракуз, Платону пришлось прибегнуть к помощи Архита Тарентского. По пути в Афины в ЗбО г. до н. э. во время Олимпийских игр Платон в Олимпии встретился с Дионом. Дион стал уговаривать Платона принять участие в подготавливаемом им свержении Дионисия, но Платон от этого отказался.
В дальнейшем Дион добился временной победы над Дионисием, но вскоре (в 354 или 353 г. до н. э.) был заколот бывшим своим сторонником афинянином Каллиппом, которого, кстати сказать, в свою
очередь заколол тем же кинжалом пифагореец Леп-тин. Философия, выйдя из тиши кабинетов в коридоры власти, натыкалась на нож или сама хваталась за него.
Этот опыт, конечно, не прошел для Платона - очевидца событий - даром. Устав от сопряженных с политической практикой интриг и насилий, он, по словам Диогена Лаэртского, больше «государственными делами не занимался, хотя из сочинений его и видно, что он был государственный человек» (III, 23). Так Платон отказался от приглашения его в качестве законодателя в Мегаполь, поскольку, как он понял, основатели полиса (арка-дяне и фиванцы) не были согласны блюсти равенство.Остаток жизни Платон посвятил своим любимым философским и научным занятиям в Академии, работе над диалогами. Старость сковала его ноги, обременила различными Гкм1с:шями тело. Но ум философа, словно негаснущий фонарь, прорезал своим ярким светом надвигающийся мрак.
Умер Платон в 347 г. до н. э. в 80-летнем возрасте. Незадолго до кончины он увидел во сне, будто превратился в лебедя, летает с дерева на дерево и доставляет много хлопот птицеловам. Сократик Сим-мий истолковал это так, что Платон останется неуловим для тех, кто захочет его толковать, - ибо птицеловам подобны толкователи, старающиеся выследить мысли древних авторов, неуловим же он потому, что его сочинения допускают толкования и физическое, и этическое, и теологическое, и множество иных.
Друзья и ученики погребли 11латона на территории Академии. Сохранилось сообщение (Диоген Ла-эртский III, 43-44) о двух надписях на гробнице философа.
Первая из них звучит так:
Знанием меры и праведным нравом отличный меж смертных, Оный божественный муж здесь погребен Аристокл. Если кому из людей достижима великая мудрость, -" " Этому - более всех: зависть - нечто перед ним. "
Приведем и вторую надпись:
В мне глубоком земля сокрыла останки Платона, Дух же бессмертный его в сонме блаженных живет. Сын Аристона, ты знал прозренье божественной жизни. И меж достойнейших чтим в ближней и дальней земле.
Сохранилось и завещание Платона, свидетельствующее о среднем, если не скромном, материальном достатке философа. Несравненно богаче, как и подобает истинному философу, духовное и творческое его наследие, включающее в себя как многочисленные произведения Платона, так и всемирно-историческую роль основанной им школы.
Творческая эволюция взглядов Платона отличается неустанными поисками истины и неутомимой жаждой познания. Всю свою жизнь Платон настойчиво учился у своих предшественников (и, прежде \ всего, у Гераклита, Сократа, пифагорейцев, Парме-1 нида, Зенона, софистов и многих других мыслите-, лей), соглашаясь и полемизируя с ними, творчески синтезируя их ценные и продуктивные концепции с собственными глубокими и оригинальными воззрениями, со своими открытиями и находками в области фиЛ(КО(|Х"КОЙ МЫСЛИ.
Большую часть своей жизни Платон провел в Афинах, к Академии с учениками. Здесь философ написал труды, которым он придал высокохудожест-{ венную форму диалогов (главное действующее лицо I в них - Сократ, обычно выражающий мысли самого I автора). Всего их более 20 (не считая более 10 диало-". гов, принадлежность которых Платону сомнительна); ему принадлежит также более десятка писем. Как установлено филологической наукой и историками древнегреческой философии, диалоги Платон напи-! сал примерно в следующей хронологической после-" дователы юсти. В ранний период (90-е годы ГУ в. до н. э.): «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лахет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», первая книга «Госу-
рого он стремится анализировать различные понятия (обычно морального характера) и найти их родовую сущность. В период, который считают переходным (80-е годы этого века): «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил». В этих произведениях определяется концепция идей, истолкованных в качестве особых сущностей, независимых от вещей, критикуется релятивизм софистов, рассматривается орфи-ко-пифагорейское учение о бессмертии и круговороте душ.
В зрелый период (70-60-е годы) написаны «Фе-дон», «Пир», «Федр» и большая часть «Государства» (книги II-X). В этих диалогах уже обстоятельно разработана теория идей, определяющих вещи и явления конкретного мира. В диалогах «Теэтет», «Пармашд», «Софист», «11олитик», «Филеб», «Тимей» и «Критий* рассматрипаются вопросы логики, гносеологии, диалектики категорий (высших родов бытия в «Пармениде» и «Софисте»), космологии (в «Тимее»). В них сравнительно редки мифологические мотивы.
В последний, поздний период Платон написал самый обширный диалог - «Законы», в которых стремился свою теорию государства приблизить к реальной жизни. Следует иметь в виду, что в названных произведениях Платона нет систематического, последовательного, продуманного развития той или иной идеи или концепции. Формулируя множество глубоких мыслей по самым различным поводам, автор не задумывался над их систематизацией.
Приводимый ниже отрывок из работы Альбина, одного из учеников Плато! ia, публикуется в переводе Ю. А. Шичалина по изданию в качестве приложения к книге Платона «Диалоги» (М., 1986). Отрывки из произведений Платона печатаются по следующим изданиям: Сочинения, ч. III («Политика или Государство»), ч. V («Теэтет») и ч. VI («Политик», «Парменид», «Тимей»), перевод В. П.
Карпова., СПб., 1863-1879; Творения, т. IV («Филеб», перевод Н. Томасова). Л., 1929 и т. XIII («Законы», перевод А. Н. Егунова). Пг., 1923; Из-бранные диалоги («Пир», «Федр», «Федон», перевод С. Апта, А. Егунова и С. Маркиша). М., 1965; Сочинения в 3-х томах, т. 1 («Мемнон»). М., 1968 и Софист. Киев, 1907, перевод С. А. Ананьина; Диалоги («Эвти-дем», перевод С. Я. Шейнман-Топштейн). М., 1986. Подбор отрывков выполнен В. Ф. Асмусом.
-* ".,. ..;,..:,. ". . ; ;>i.|i;
vv .""" . ",." " ""(ЧУ
->*"f. ./-Л \#*J*>
АЛЬБИН
«УЧЕБНИК ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ»
XVII. 1. Боги вылепили человека главным образом из земли, огня, воздуха и воды, заняв определенную их часть в долг; они скрепили их невидимыми скрепами и так создали некое единое тело, причем главенствующую часть души они поместили в голове, как бы засеяв ею головной мозг; на лице они поместили органы чувств, несущие соответствующую службу; из гладких и ровных треугольников, использованных при оор.понапми стихий, составили костный мозг, который должен Оыл производить семя; кость они сделали h:i мсмли, уилажнеппой мозгом и несколько раз накаленной и иоде и огне; жилы - из кости и плоти; а сама плоть была приготовлена на своего рода закваске, соленой и горьковатой.
2. Мозг они окружили костью, а сами кости скрепили жилами, благодаря которым получились сочленения и суставы; они прикрыли их, как бы облепив плотью, в одних местах более плотной, в других менее, - так, чтобы телу было удобно.
3. Из того же самого они сплели внутренние органы, желудок и вокруг него - извивы кишок, а сверху, от полости рта, дыхательный канал, ведущий к легким, и горло, ведущее в пищевод. Пища, попадая в живот, размельчается и размягчается с помощью горячего воздуха и после соответствующего измене-
ния распространяется по всему телу; две жилы, идущие вдоль хребта, перекрестно оплетают голову, встречаясь друг с другом, а от головы разделяются на множество нервов.
4. Создав человека, боги сочетали с его телом душу, господствующую над ним, причем ведущую часть души сознательно поместили в области головы, где начала нервов и жил, а также источники переживаний, могущих привести к умопомешательству; а органы чувств вокруг головы суть как бы стражи ведущего начала.
Здесь же помещаются и начала рассуждения, выбора и оценки; несколько ниже они поместили чувственное начало души, а пылкое - в области сердца; вожделеющее начало помещается в нижней части живота и в области вокруг 4 пупка; об этих началах речь пойдет ниже.XVII/. 1. Установив на лице светоносные глаза, боги заставили их сдерживать заключенный в теле огненный свет, гладкость и плотность которого роднила его, по их мнению, с дневным светом. Этот внутренний свет, чистейший и прозрачнейший, легко изливается через глаза в целом, но особенно легко - через их середину. Сталкиваясь, как подобное с подобным, со светом извне, он создает зрительные ощущения. Поэтому ночью, когда свет исчезает или затемняется, световой поток перестает устремляться к окружающему нас воздуху и, удерживаясь внутри, успокаивает и рассеивает наши внутренние порывы и тем самым вызывает сон; вследствие этого веки во сне смежаются.
2. При наступлении полного спокойствия приходят кратковременные сны; но если некоторые движения остаются, нас одолевают продолжительные сновидения. Именно так - наяву и во сне - создаются воображаемые представления, а вслед за ними - образы в зеркалах и других прозрачных и гладких предметах, возникающие путем отражения. При этом в зеркале создается впечатление выпуклости, глубины и протяженности, и разные образы здесь получаются из-за того, что лучи света либо отталкиваются от разных частей, либо соскальзыва-
ют с выпуклостей, либо стекаются в углубления; поэтому в одном случае левое представляется правым, в другом - отображается то же самое, в третьем - более далекое оборачивается близким и наоборот.
XDL1. Слух возник ради распознавания звуков; слышание начинается с движения в области головы и кончается в области печени. Звук через уши поражает мозг и кровь и доходит до самой души; высокий звук - от быстрого движения, шшкий - от медленного, громкий
" (1лсдук>щая способность - у i юздрей, состоящая it ж к приятии запахов. Запах есть ощущение, нисходящее- (п- сосудов в ноздрях к околопупочной области. Ниды папаха не поддаются именованию, за исключением двух первичных - приятного и неприятного, которые называются благоуханием и зловонием. Всякий запах плотнее воздуха, но тоньше воды; это дока-," зывается тем, что пахучим, понятным образом, назы-
"8 вается то, что пребывает в некотором незавершенном состоянии и сохраняет свойства, общие воздуху и воде, каковы пар и туман; состояние перехода воды в воздух или обратно как раз и доступно чувству обо-пиним.
i, Мкус Лот создали ради распознания самых p;i (личных гоч.пцихся веществ; они протянули от ii."iijKU доссрдц.1 сосуды, которые должны оценивать и судить о вкус оных ощущениях, и, сравнивая и раз-
*. личая воздействие сочащихся веществ, определяют раз! шцу между ними.
4. Есть семь видов веществ, вызывающих разные вкусовые ощущения: сладкое, кислое, терпкое, едкое, соленое, острое и горькое. Из них сладкое обладает природой, противоположной всем прочим и приятно проникающей во влагу вокруг языка. Из остальных кислое бередит и разъедает, острое горячит и устремляется вверх, горькое хорошо прочищает; из веществ, сжимающих и закрывающих поры, едкое - более шероховатое, а терпкое - менее.
5. Осязательную способность боги приспособили для восприятия горячего и холодного, мягкого
и твердого, легкого и тяжелого, гладкого и шероховатого, чтобы можно было судить и о такого рода различиях. То, что при прикосновении поддается, мы называем податливым, а что не поддается - неподатливым; это зависит от основания самих тел: то, у чего большее основание, - устойчиво и основательно, а то, основание чего мало, - податливо, мягко и легко изменяется. Шероховатым можно считать то, что неоднородно и твердо, гладким - однородное и плотное. Ощущения горячего и холодного, как наиболее противоположные, возникают от противоположных причин. Одно, вызывая расщепление острой и быстрой подвижностью частей, вызывает ощущение тепла. Ощущение холода вызывается при-вхождением более крупного, которое вытесняет более мелкое и маленькое и насильно занимает их место: ведь именно тогда начинается некое сотрясение и дрожь, и при этом в телах возникает ощущение замерзания.
XX. Тяжелое и легкое ни в косм случае не следует определять через понятия верха и низа, так как «верх» и «низ» ничего не означают; в самом деле, поскольку небо в целом шарообразно и совершенно выровнено со своей внешней стороны, неправильно что-либо одно в нем называть верхом, а другое - низом. Тяжелое есть то, что с трудом можно сдвинуть с места, свойственного ему по природе; легкое - то, что без труда; кроме того, тяжелым является составленное из множества частей, а легким - из немногих.
XXI. Дышим мы так: извне нас облекает большой объем воздуха; этот воздух через рот, ноздри и прочие пути, имеющиеся в теле и усматриваемые разумом, проникает внутрь, а нагревшись, устремляется наружу к такому же воздуху; и сколько его выходит, столько же воздуха извне входит внутрь; так, при непрерывном совершении этого круговорота, получаются вдохи и выдохи.
XXII. Причины болезней многочисленны. Во-первых, избыток и недостаток элементов, а также переход их в несвойственные им места. Во-вторых, рож-
дение однородного в обратном порядке, например когда из плоти выделяется кровь, желчь или слизь, - это означает не что иное, как разложение плоти. Именно слизь представляет собой разложение молодой плоти, пот и слезы - своего роды сыворотку слизи. Слизь, выступая наружу, вызывает сыпь и лишаи, а смешиваясь внутри с черной кровью, возбуждает так называемую священную болезнь; едкая и соленая слизь есть причина катаров; все воспаления вызываются желчью, и нообщс желчь и флегма вызывают тысячи разнообразных недугов. Непрерывная лихорадка возникает от избытка огня, ежедневная - воздуха, трехдневная - коды, четырехдневная - земли.
XXIII. 1. Теперь следует сказать о душе; хотя может показаться, что мы повторяемся, начнем со следующего. Как мы уже показали, боги, созидавшие смертные роды, получили от первого бога бессмертную человеческую душу и прибавили к ней две смертные части. Чтобы божественная и бессмертная часть души не была подавлена ничтожеством смертной части, они поместили ее как бы в крепости человеческого тела и, предназначив ее для управления и господства, уделили ей место в голонс, форма которой подобна форме мироздания; опальное тело они предназначили для подчинения ей, прирастил его в качестве носителя, и в разных частях его поместили прочие смертные части души.
2. Пылкое начало они поместили в сердце, вожделеющее - в средней области, между пупком и диафрагмой, связав его, словно некоего бешеного и дикого зверька. В помощь сердцу они приспособили легкие, сделав их мягкими, бескровными и пористыми наподобие губки ради смягчения ударов закипающего гневом сердца. Печень благодаря имеющейся у нее сладости и горечи пробуждает вожделяющее начало души и укрощает его; кроме того, печень вызывает пророческие сны, поскольку она, будучи гладкой, плотной и лоснящейся, отражает идущую от ума силу. Селезенка помогает печени, очищая ее
и придавая ей лоск; она вбирает в себя вредные выделения, возникающие от некоторых болезней печени.
XXIV. 1. Что три части души соответствуют трем ее силам и что части эти занимают свои места в соответствии с определенным замыслом, можно усмотреть из следующего. Во-первых, то, что от природы разделено, является разным; а чувства и разум разделены от природы, раз одно относится к мышлению, а другое - к страданиям и удовольствиям; кроме того, чувства есть и у животных.
2. Так как чувства и разум действительно разные от природы, они должны и помещаться отдельно, поскольку в конечном счете они приходят в столкновение друг с другом; но ничто не может прийти в столкновение с самим собой, и противоположное друг /(\iyiy не может одновременно находиться в одном и том же месте.
3. На примере Медеи видно, как пыл страстей приходит в столкновение с рассудком; она говорит так:
Я знаю, что злодейство мной задумано, Но пыл страстей сильнее понимания.
(Еврипид.Медея, 1078-1079)
И в Лаие, похищающем Хрисиппа, страсть также приходит в столкновение с рассудком; он говорит так:
В том для людей несчастье величайшее, Что дурно поступают, блшо ведая.
(Еврипид. Стихи из не дошедшей до нас трагедии «Хрисипп»)
4. О том, что разум отличается от чувств, можно судить и на основании того, что разум и чувства воспитываются по-разному; первый - с помощью обучения, а вторые - с помощью усвоения хороших привычек <...>.
УЧЕНИЕ ОБ «ИДЕЯХ»
«После этого-то, - сказал я, - нашу природу, со стороны образования и необразованности, уподобь вот какому состоянию. Вообрази людей как бы в подземном пещерном жилище, которое имеет открытый сверху и длинный во всю пещеру вход для света. Пусть люди живут в пей с детства, скованные по ногам и по nice так, чтобы, пребывая здесь, могли видеть только то, что находится пред ними, а поворачивать голову вокруг от уз не могли. Пусть свет доходит до них от огня, горящего далеко вверху и позади их, а между огнем и узниками на высоте пусть идет дорога, против которой вообрази стену, построенную наподобие ширм, какие ставят фокусники пред зрителями, когда из-за них показывают свои фокусы». - «Воображаю», - сказал он. - Смотри же: мимо этой стены люди несут выставляющиеся над стеною разные сосуды, статуи и фигуры, то человеческие, то животные, то каменные, то деревянные, сделанные различным образом, и что будто бы одни из проносящих издают звуки, а другие молчат». - «Странный начертынасшь ты образ и странных узников», - сказал он. - «Похожих на нас», - примолвил и. - «Ра.чнс ты думаешь, что эти узники на первый раз как п себе, так и один в другом видели что-нибудь иное, а не тени, падавшие от огня на находящуюся пред ними пещеру?» - «Как же иначе, - сказал он, - если они принуждены во всю жизнь оставаться с неподвижными-то головами?» - «А предметы проносимые - не то же ли самое?» - «Что же иное?» - «Итак, если они в состоянии будут разговаривать друг с другом, не думаешь ли, что им будет представляться, будто, называя видимое ими, они называют проносимое?» - «Необходимо». - «Но что, если бы в этой темнице прямо против них откликалось и эхо, как скоро кто из проходящих издавал бы звуки, к иному ли чему, думаешь, относили бы они эти звуки, а не к проходящей тени?» - «Клянусь Зевсом, не к иному», - сказал он. «Да и истиною-то, - примол-
вил я, - эти люди будут почитать, без сомнения, не что иное, как тени». - «Весьма необходимо, - сказал он. «Наблюдай же, - продолжал я, - пусть бы при такой их природе приходилось им быть разрешенными от уз и получить исцеление от бессмысленности, какова бы она ни была; пусть бы кого-нибудь из них развязали, вдруг принудили встать, поворачивать шею, ходить и смотреть вверх на свет: делая все это, не почувствовал ли бы он боли и от блеска, не ощутил ли бы бессилия взирать на то, чего прежде видел тени? И что, думаешь, сказал бы он, если бы кто стал ему говорить, что тогда он видел пустяки, а теперь, повернувшись ближе к сущему и более действительному, созерцает правильнее, и, если бы даже, указывая на каждый проходящий предмет, при-j 1удили его отвечать на вопрос, что такое он, пришел ли бы ом, думаешь, в затруднение и не подумал ли бы, что виденное им тогда истиннее, чем указываемое теперь?» - «Конечно, - скапал он. «Да хотя бы и принудили его смотретьна свет, не страдал ли бы он глазами, не бежал ли бы, повернувшись к тому, что мог видеть, и не думал ли бы, что это действительно яснее указываемого?» - «Так, - сказал он. «Если же кто, - продолжал я, - стал бы влечь его насильно по утесистому и крутому всходу и не оставил бы, пока не вытащил на солнечный свет, то не болез-новал ли бы он и не досадовал ли бы на влекущего и, когда вышел бы на свет, ослепляемые блеском глаза могли ли бы даже видеть предметы, называемые теперь истинными?» - «Вдруг-то, конечно, не могли бы, - сказал он. «11опадобилась бы, думаю, привычка, кто захотел бы созерцать горнее: сперва легко смотрел бы он только на тени, потом на отражающиеся в воде фигуры людей и других предметов, а наконец, и на самые предметы; и из этих находящиеся на небе и самое небо легче видел бы ночью, взирая на сияние звезд и луны, чем днем - солнце и свойства солнца». - «Как не легче!» - «И только, наконец, уже, думаю, был бы в состоянии усмотреть и созерцать солнце - не изображение его в воде и в чуждом месте, а солнце само в себе, в собственной
его области». - «Необходимо», - сказал он. - «И после этого-то лишь заключил бы о нем, что оно означаег времена и лета и, в видимом месте всем управляя, есть некоторым образом причина всего, что усматривали его товарищи». - «Ясно», - сказал он, - «что от того перешел бы он к этому». - «Что же, вспоминая о первом житье, о тамошней мудрости и о тогдашних узниках, не думаешь ли, что свою перемену будет он ублажать, а о других жалеть?» - «И очень». - «Вспоминая также о почестях и похвалах, какие тогда воздаваемы были им друг от друга, и о наградах тому, кто с иропицителыюстыо смотрел на проходящее и шшмателыю замечал, что обыкновенно бывает прежде, что потом, что идет вместе, и из этого-то MoiymecTBCHHO угадывал, что имеет быть - пристрастен ли он будет, думаешь, к этим вещам и crai icT ли завидовать людям между ними почетным и правительственным или скорее придет к мысли Гомера и сильно захочет лучше идти в деревню работать на другого человека, бедного, и терпеть что бы то ни было, чем водиться такими мнениями и так жить?» - «Так и я думаю, - сказал он, - лучше принять всякие мучения, чем жить по-тамошнему». - «Заметь и то, - продолжал я, - что если бы такой сошел опять в ту же сидельницу и сел, то после солнечного снега глаза его не были ли бы вдруг объяты мраком?» - «Уж конечно, - сказал он. - «Но, указывая опять, если нужно, на прежние тени и споря с теми всегдашними узниками, пока не отупел бы, установив снова свое зрение - для чего требуется некратковременная привычка, - не возбудил ли бы он в них смеха и не сказали ли бы они, что, побывав вверху, он возвратился с поврежденными глазами и что поэтому не следует даже пытаться восходить вверх? А кто взялся бы разрешить их и возвесть, того они, лишь бы могли взять в руки и убить, убили бы». - «Непременно, - сказал он. «Так этот-то образ, любезный Главкон, - продолжал я, - надобно весь прибавить к тому, что сказано прежде, видимую область зрения уподобляя житью в узилище, а свет огня в нем - силе солнца. Если притом поло-
жишь, что восхождение вверх и созерцание горнего есть восторжение души в место мыслимое, то не обманешь моей надежды, о которой желаешь слышать. Бог знает, верно ли это; но представляющееся мне представляется так: на пределах ведения идея блага едва созерцается; но, будучи предметом созерцания, дает право умозаключать, что она во всем есть причина всего правого и прекрасного, в видимом родившая свет и его господина, а в мыслимом сама госпожа, дающая истину и ум, и что желающий быть мудрым в делах частных и общественных должен видеть ее». - «Тех же мыслей и я, - сказал он, - только бы мочь как-нибудь». - «Ну так прими и ту мысль, - примолвил я, - и не удивляйся, что здешние пришлецы не хотят жить по-человечески, но душами своими возносятся вверх, чтобы обитать там; ибо это естественно, если только, по начертанному образу, справедливо (Государство,514 А - 517D).
Я хочу показать тебе тот вид причины, который я исследовал, и вот я снова возвращаюсь к известному и сто раз слышанному и с него начинаю, полагая за основу, что существует прекрасное само по себе, и благое, и великое, и все прочее. Если ты согласишься со мною и признаешь, что так оно и есть, я надеюсь, это позволит мне открыть и показать тебе причину бессмертия души (Федон, 100 В).
Кто, правильно руководимый, достиг такой степени познания любви, тот в конце этого пути увидит вдруг нечто удивительно прекрасное по природе, то самое, Сократ, ради чего и были предприняты все предшествующие труды, нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Красота эта предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи или науки, не в чем-то другом, будь то животное, земля, небо или
религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. 385 г. до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: "Негеометр да не войдет!". В 529 г. указом императора Юстиниана были закрыты все языческие философские школы в Афинах.
Отличное определение
Неполное определение ↓
АКАДЕМИЯ ПЛАТОНОВСКАЯ
?????????) – филос. школа Платона, основанная им ок. 387 до н.э. в парке в окрестностях Афин и названная Академией по имени мифич. героя Академа (????????). А. п. представляла собой филос. общество почитания муз, возглавляемое схолархом – лицом, выбираемым из среды представителей школы. Почти тысячелетняя история A. п. была историей борьбы антич. идеализма с материализмом. Исходя из объективного идеализма Платона, А. п. на разных этапах своей истории подпадала под влияние других идеалистич. школ и противостояла антич. материализму. Т. н. Древняя (1-я) академия, возглавлявшаяся сначала самим Платоном, а затем последовательно его учениками Спевсиппом(ок. 348 – ок. 339 до н.э.), Ксенократом из Халкедона (ок. 339 – ок. 315 до н.э.), Полемоном (ок. 315 – ок. 270 до н.э.) и Кратетом (ок. 270 – ок. 265 до н.э.), находилась под влиянием пифагореизма, занимаясь гл. обр. мистич. математикой и построенной на ней своеобразной диалектикой и натурфилософией с соответств. выводами для этики. Идеалистическая в основах своего учения, Древняя академия сыграла определенную роль в развитии и распространении математики и астрономии (Гераклид Понтийский, Евдокс Книдский, Филипп Опунтский). С Аркесилая (265–241 до н.э.) А. п. выходит на путь скептицизма. Этот период ее истории получил название С р е д н е й (2-й) а к а д е м и и. Представителями ее были Лакид Киренский (241 или 240–224 или 222), Телекл, Эвандр, Гегесин. Карнеад Киренский является основателем т.н. Н о в о й (3-й) а к а д е м и и, к-рая углубила скепсис Средней академии и ожесточенно нападала на догматизм стоиков. Академич. скептицизм явился возвратом к сократовским методам философии. За Карнеадом в качестве руководителя Академии выступил его родственник с тем же именем, после него – Кратет из Тарса и затем Клитомах Карфагенский (ок. 129 – ок. 110 до н.э.). Преемниками Клитомаха явились Филон из Ларисы (учитель Цицерона) (4-я а к а д е м и я) и Антиох из Аскалона (5-я а к а д е м и я). При этих руководителях Академия стала заметно отходить от скептицизма и переходить на путь эклектизма, стараясь объединить философию Платона и современные ей школы стоицизма, пифагореизма и перипатетическую школу. С 4–5 вв. (Плутарх Афинский) Академия прочно связывается с неоплатонизмом. В 529 имп. Юстиниан в целях борьбы с языч. идеологией закрыл Академию, конфисковал ее имущество и распустил академиков, которые с тех пор стали искать себе прибежище за пределами Греции. В эпоху Возрождения под назв. "платоновской" существовала во Флоренции (1459–1521) академия, осн. Козимо Медичи. Гл. представителем ее был Марсилио Фичино. Академия успешно боролась со схоластизированным Аристотелем переводила и комментировала сочинения Платона. Она стремилась придать своему платонизму светский характер. Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 249–58, 306–309; Рихтер Р., Скептицизм в философии, т. 1, СПБ, 1910, с. 45–84; И. К. [Коpсунский], Изречения древнейших греческих мыслителей..., Харьков, 1887 (см. разд. 29, 30, 47, 48); Zeller E., Die Philosophie der Griechen, Tl 2–3, Abtl. l, 5 Aufl., Lpz., 1922–23; Sсhmekel A., Die Philosophie der mittleren Stoa, B., 1892; Sееl O., Die Platonische Akademie, Stuttgart, 1953. А. Лосев. Москва.
платон конфуцианство философский даосизм
Платон организовывает свою школу примерно в 387 г. до н. э. близ Афин, в роще, названной в честь героя Академа. Её прототип - школа Пифагора, с учениками которой Платон познакомился во время своих путешествий. «Технологии Сократа были развиты его учеником Платоном, основавшим Академию. Обычно в ходе академических занятий на обсуждение выставлялся «тезис», то есть вопросительное предложение типа: можно ли научить добродетели? Один из двух собеседников оспаривал тезис, а другой защищал. При этом первый задавал второму вопросы, хитроумно подбирая их так, чтобы тот в своих ответах вынужден был признать нечто противоречащее тезису, который он отстаивал. У задающего вопросы своего тезиса не было. Диалектика учила не только опровергать или с умом задавать вопросы, но также и отвечать, избегая ловушек вопрошателя. (Обсуждение тезисов - обычная форма преподавания в античности - будет использоваться и в средневековых университетах.) Посттренинговое сопровождение в Академии Платона - это встречи выпускников, активных участников политических игр того времени. Встречи тоже представляли собой диспуты, в которых предмет диспута, его содержание не очень важны. Важна сама практика диалога и достигаемое благодаря этой практике преображение. Иногда задача майевтической беседы - привести беседующих к апории и таким образом открыть для них пределы языка, показать им, что не всегда возможно сообщить другим свой опыт. Поэтому встречи-пиры часто заканчивались молчанием-созерцанием». Ширшов А. В., Занимательная история тренинга и консалтинга, СПб, «Речь»; «Генезис», 2007 г., с. 81-82.
«Академия Платона предполагала совместную жизнь наставников и учеников, что давало возможность воздействовать не только словом, но и личным примером. Академия Платона будет славиться не только достоинством своих членов, но и совершенством организации. Платон считал, что благодаря философскому воспитанию влиятельных людей государства можно изменить политическую жизнь. Обучающиеся в Академии должны были не только освоить рациональный метод мышления благодаря изучению математики и логики, но и достичь внутреннего преображения. Их главной целью должно стать стремление к высшему благу. Платон создает общность, образовательную среду, относительно независимую от полиса, которая формировала духовно-развитого индивида, способного мыслить и жить разумно. Диалог как одна из главных форм обучения и воспитания - это не навязывание своей точки зрения другому, а совместный поиск истины. Он учит ставить себя на место другого и тем самым преодолевать ограниченность своей собственной точки зрения. Собеседники как бы открывают в самих себе истину, которая существует объективно, независимо от них. Они учатся преодолевать ограниченность собственного мнения и достигать всеобщности». Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с. 114.
Позже ученик Платона Аристотель создал свою школу - Ликей. В Академии сам Платон вёл обучение на протяжении почти 40 лет. Над воротами сада, в котором проходили занятия, по легенде, была высечена надпись: «Негеометр да не войдёт». Свой дом, расположенный там же, Платон называл «домом музы» - мусейоном. Академия Платона просуществовала несколько столетий, и была закрыта как языческая в 529 году нашей эры указом христианского императора Юстиниана I. Несмотря на это, влияние Платона и Академии велико, и на века сформировало одно из главных направлений европейской философии - платонизм и неоплатонизм.