Все о печах и каминах - Информационный портал

Характеристика аси из рассказа тургенева. Новая, неизвестная, подвижная и энергичная ася в повести тургенева

Сочинение

Главной героиней повести Тургенева является юная девушка Ася. Вот как рассказчик описывает ее внешность: «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита».

Но Ася каждый раз представала перед героем новой, неизвестной: то он казалась ему слишком подвижной, рискованной, то предельно искренней и душевной. Она могла предстать и благовоспитанной барышней, напоминающей домовитую Доротею, и истинно русской девушкой, напевающей «Матушку, голубушку», и дичком.

Столь стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, ее стремление к главному герою. Она была предельно открыта своему чувству и, в то же время, не знала, как выразить его, как вести себя с любимым человеком. В повести Ася проходит свою эволюцию от грациозной, мечтательной девочки до отвергнутой, обманувшейся в своих надеждах девушки.

Вместе с тем, постепенно усложняется, наполняется новым содержанием её чувство. Вначале Ася предстаёт перед читателем открытой миру, не боящейся стоять над пропастью на старой башне, образно воспринимающей мир. Она могла довериться природе, людям, была внутренне свободной. Это состояние было недоступно главному герою, замыкавшего себя вокруг собственного Эго. Поэтому его брала досада, глядя на Асю.

Вместе с тем, у героини проявлялась дерзкая усмешка, объясняемая ущемлённым самолюбием, двойственным положением Аси в обществе. По происхождению она — незаконнорожденная дочь богатого помещика, отца Гагаева. По воспитанию и взглядам на жизнь — благородная дворянка, которая была способна на трудный подвиг, жертву.

Двойственное положение развило в героине недоверчивость, самолюбие. Она стыдилась мучительных переживаний по поводу своего происхождения. Всё существо Аси стремилось к правде. Она привыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые её окружают. Неслучайно в повести говорится, что Ася напоминает рафаэлевскую Галатею. Это не девушка-«хамелеон», как думал о ней господин N. Это сильная личность, требующая во всём правды, откровенности. Внешне хрупкая, грациозная девушка обладала огромным духовным потенциалом.

Силу переживаний Аси трудно сравнить с малодушием главного героя, переступающего через своё чувство ради нелепых предрассудков. В людях Ася больше всего презирает лесть и трусость. Именно поэтому во время окончательного объяснения с главным героем, видя его нерешительность и слабоволие, она незамедлительно уходит от него, уходит навсегда.

Тургенев показывает, какой силы, духовного взлёта достигало чувство Аси, когда она признаётся, что готова взлететь, как свободные птицы. Ася настолько открылась своей любви, что готова была доверить свою судьбу господину N. Сколько душевности, признательности заложено всего в одном слове, которое она произнесла во время их последней встречи — «ваша»! Ася мучится, переживает, не хочет, чтобы её считали легкомысленной, даже заболевает из-за неопределённости в отношении к ней главного героя. А тот в свою очередь стал упрекать её за чрезмерную открытость, искренность.

Только спустя много лет, после приобретённого опыта, рассказчик понимает цену того, чего он лишил себя.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ 16 главы повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ XVI главы повести И. С. Тургенева «Ася» Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Виноват ли господин Н. в своей судьбе (по повести Тургенева «Ася») Идея долга в повести И.С.Тургенева «Ася» Как мы понимаем фразу «У счастья нет завтрашнего дня»? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Место образа Аси в галерее «тургеневских девушек» (по одноименной повести И.С. Тургенева) Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Мое любимое произведение (сочинение - миниатюра) Моё прочтение повести "Ася" Мои размышления о повести "Ася" Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева «Ася») О повести И.С.Тургенева "Ася" Образ тургеневской девушки в повести "Ася" Образ Аси (по повести И. С. Тургенева «Ася») Образ Аси в одноименной повести И. С. Тургенева Образ тургеневской девушки Образ тургеневской девушки (по повести "Ася") Почему главный герой обречён на одиночество? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Почему не сложились отношения между Асей и господином N? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася» Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева "Ася" Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася» Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» Смысл названия Название повести «Ася» «У счастья нет завтрашнего дня...» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (3) Романтические идеалы Тургенева и их выражение в повести «Ася» Герой Тургенева повести «Ася» Мое восприятие повести И. С. Тургенева "Ася" Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася А счастье могло быть так возможно... (по повести И.С.Тургенева "Ася") Характеристика главной героини Ася в повести Тургенева Гагин - характеристика литературного героя

Написал в 1857 году. Эта повесть нам рассказывает о несчастной любви молодой несовершеннолетней девушки, которая полюбила двадцатипятилетнего мужчину. Повесть построена на воспоминании некоего Н.Н, который является одним из главных героев повести Тургенева «Ася». Кроме Н.Н, в повести имеется и главная героиня Ася, чью характеристику нам и нужно описать.

Образ Аси в повести Тургенева

Образ Аси в повести Тургенева хорошо прорисовывается в произведении. И это миловидная девушка, с кругловатым лицом. У нее небольшой носик, круглые щеки. Темные волосы, светлые глаза с длинными ресницами. Ася грациозная, «стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе». Девушка свободно говорила на двух языках. Именно такой портрет девушки вырисовывается, когда читаешь краткое содержание повести Тургенева «Ася».

Ася – незаконнорожденная дочь помещика и крестьянки. Девушка знала об этом и очень стыдилась, «она хотела целый мир заставить забыть ее происхождение». После смерти матери она жила в доме отца, а после его смерти была на попечении брата. И хоть Ася и училась в лучшем пансионе, так и не смогла стать настоящей барышней. Она «привыкла болтать все, что в голову входит».

Ася была от природы робкой, но в то же время вела себя развязно. Это девушка, о которой можно сказать «порох» и «огонь», «девушка-хамелеон». Она своенравная, добрая, искренняя, чуткая. Ася может быть как ребенок, а может быть капризной, может быть шаловливой и дерзкой. Ее образ навсегда остается в памяти читателя.
Однажды она встретила свою любовь в образе господина Н.Н. И полностью отдалась этому чувству, которое испытала впервые. Для нее Н.Н. был настоящим героем. Она влюбилась настолько, что готова на все, однако девушка ошиблась в выборе. Н.Н был нерешительным и несмотря на то, что его чувства были взаимны, несмотря на то, что девушка сказала ему «ваша» и призналась в любви, он ее отверг и Ася уходит навсегда. Н.Н. потом много раз пожалел о своем решении, но было поздно.

Первая любовь девушки оказалась разбитой и несчастной.

В сочинении по повести Тургенева «Ася», хотелось бы выделить основную идею повести Тургенева «Ася». Автор нам показывает, насколько важно делать все вовремя и не боятся своих чувств. Нужно бороться за свою мечту, чтобы потом не сожалеть. И как раз Ася не боялась, Ася действовала, и, хоть нам неизвестна дальнейшая жизнь девушки, очень бы хотелось, чтобы будущее у нее было счастливым.

Решаемые учебные проблемы:

- развитие речемыслительной деятельности учащихся;

Подведение уч-ся к пониманию гуманных принципов взаимоотношений между людьми;

Формирование вневременных общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений

Воспитание порядочности, достойного поведения в сложной ситуации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе (8 класс)

Тема: Образ Аси в повести И.С. Тургенева «Ася»

1.Решаемые учебные проблемы:

- развитие речемыслительной деятельности учащихся;

Подведение уч-ся к пониманию гуманных принципов взаимоотношений между людьми;

Формирование вневременных общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений

Воспитание порядочности, достойного поведения в сложной ситуации

Цели урока: углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; определение основных черт главной героини; познакомить с понятиями психологический портрет, литературный тип «тургеневской» девушки.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы по вопросам; у каждого ученика таблица «Характеристика Аси»; карточки с тезисами «Основные нравственные черты Аси», которые вывешиваются на доску в процессе обсуждения; домашнее заданияе– иллюстрации с изображением девушек

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести И.С. Тургенева «Ася». Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Узнаем, что такое психологический портрет. Завершим заполнение таблицы «Характеристика Аси». А сейчас проверим домашнее задание

II Работа с текстом
1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
(«Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье».)

2. Беседа по вопросам:
- какой облик складывается из этих характеристик?
(импульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека);
- как вы думаете, почему Н.Н., глядя на Асю, невольно восклицает: «Что за хамелеон эта девушка?»

III. Работа по теме урока.

1. Запись темы в тетрадь.
2. Работа по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.
Ася и Гагин. Почему они скрывают свои взаимоотношения?
Этот вопрос задает себе Н.Н.: «Однако, - думал я,- умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… И что за чувствительное объяснение?»
Дайте ответы на эти вопросы, но уже не от имени рассказчика, а от имени читателя.

Карточка 2.
Среди средств художественной изобразительности, использованных И.С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н.Н., Гагина) и др. Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие?
Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
Какую тайну Аси и её брата узнает Н.Н.?

3. Монологическое высказывание на тему: «Что в поведении Аси объясняет её предыстория?
4. Чтение по ролям эпизода «Диалог Аси и Н.Н.»

(глава IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала».

5. Анализ прочитанного эпизода.

О чем мечтает Ася?
(пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях)

О каких крыльях идет речь?
(герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы.

Как мечты Аси характеризуют её?
(Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир.
С Татьяной Лариной её роднит искренность, безыскусственность чувств)

Почему странность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе Н.Н.?
(Он боится идти вперед, боится оторваться от земных привычек и предрассудков. В мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. Н.Н. пасует перед необходимостью поступка. Не может ответить тем высоким запросам, которые Ася предъявляет к себе и к людям).

6. Ответ по карточке №2.
(Работа по карточке №1 сдается учителю)

7. Обобщение, вывод

Теория литературы
Такой портрет называется
психологическим , т. е. раскрывающим особенности личности героя.
- В чем заключается психологизм портрета Аси?
(В изменениях, в движениях, читатель понимает, что происходит в душе героини)
- Что же происходит в душе девушки?
(Зарождается любовь, новые чувства захлестнули Асю. Любовь проявляется через порывистые движения, через изменяющееся выражение глаз…)

Учитель:
Основное представление о героине создают её поступки, поведение в различных ситуациях. Какими словами вы могли бы описать поведение Аси?
Работа со словом ЭКСТРАВАГАНТНОЕ
- Знакомство со значением этого слова по Толковому словарю.
- Приведите примеры из текста, доказывающие экстравагантность поведения героини.
- Чем объясняется такое поведение?
(Ася сама его объясняет. В её экстравагантных поступках проявляется её натура. Сама девушка постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в случайно брошенных словах)

8. Слово учителя
В 50-70-е годы Тургенев обращается к новым жанрам, затрагивающим темы психологического характера. Это повести «Затишье», «Вешние воды».
Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталье.
Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней.
Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа «тургеневской девушки»
Т.Л . Литературный тип – обобщенный образ.

- Как вы думаете, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?
(по ходу ответа учащихся учитель делает небольшие обобщения и вывешивает на доске тезисы «основные нравственные черты Аси»:
- Душа, которую невозможно не полюбить;
- Способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;
- устремленность в будущее;
- сильный характер, готовность к самопожертвованию;
- активность и самостоятельность в решении своей судьбы.
Это наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася»
9. завершение работы по заполнению таблицы «Характеристика Аси» (данную таблицу учащиеся начали заполнять на предыдущем уроке).
Самостоятельно сделать записи в таблице (во время работы звучит музыка)

ХАРАКТЕРИСТИКА АСИ.

Разделы: Литература

Цели урока: углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; познакомить с понятиями психологический портрет, литературный тип «тургеневской» девушки.

Оборудование: на доске написана тема урока; карточки для индивидуальной работы по вопросам; у каждого ученика таблица «Характеристика Аси»; карточки с тезисами «Основные нравственные черты Аси», которые вывешиваются на доску в процессе беседы; для домашнего задания – иллюстрации с изображением девушек

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о повести И.С. Тургенева «Ася». Нам предстоит узнать тайну Аси и её брата, которая поможет понять «странное» поведение девушки. Мы с вами познакомимся с понятиями «тургеневская девушка» и определим, что характерно для этого литературного типа. Узнаем, что такое психологический портрет. Завершим заполнение таблицы «Характеристика Аси». А сейчас мы обратимся к домашнему заданию.

II. Учет знаний.
1. Зачитайте характеристики Аси, данные Гагиным.
(«Экая сумасшедшая… Не дразните ее, вы ее не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберётся.»; «У неё сердце очень доброе, но голова бедовая»; «У неё ни одно чувство не бывает вполовину»; «Порох она настоящий…беда, если она кого полюбит.»; «Асе нужен герой, необыкновенный человек – или животный пастух в горном ущелье».)

2. Беседа по вопросам:
- какой облик складывается из этих характеристик?
(импульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека);
- как вы думаете, почему Н.Н., глядя на Асю, невольно восклицает: «Что за хамелеон эта девушка?»

III. Работа по теме урока.

1. Запись темы в тетрадь.
2. Работа по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.
Ася и Гагин. Почему они скрывают свои взаимоотношения?
Этот вопрос задает себе Н.Н.: «Однако, - думал я,- умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… И что за чувствительное объяснение?»
Дайте ответы на эти вопросы, но уже не от имени рассказчика, а от имени читателя.

Карточка 2.
Среди средств художественной изобразительности, использованных И.С. Тургеневым, можно отметить пейзаж, портрет, деталь, рассказ одного из героев (господина Н.Н., Гагина) и др. Перечитайте описание портрета героини из 2 главы повести. В чем его своеобразие?
Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита(…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
Какую тайну Аси и её брата узнает Н.Н.?

3. Монологическое высказывание на тему: «Что в поведении Аси объясняет её предыстория?
4. Чтение по ролям эпизода «Диалог Аси и Н.Н.»

(глава IX. От слов: «Пойти куда-нибудь далеко на молитву…» до слов: «Кажется, до сих пор я ещё не летала».

5. Анализ прочитанного эпизода.

- о чем мечтает Ася?
(пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях)

- о каких крыльях идет речь?
(герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы.

- Как мечты Аси характеризуют её?
(Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир.
С Татьяной Лариной её роднит искренность, безыскусственность чувств)

- Почему странность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе Н.Н.?
(Он боится идти вперед, боится оторваться от земных привычек и предрассудков. В мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. Н.Н. пасует перед необходимостью поступка. Не может ответить тем высоким запросам, которые Ася предъявляет к себе и к людям).

6. Ответ по карточке №2.
(Работа по карточке №1 сдается учителю)

7. Обобщение ответа

Теория литературы
Такой портрет называется психологическим , т. е. раскрывающим особенности личности героя.
- В чем заключается психологизм портрета Аси?
(В изменениях, в движениях, читатель понимает, что происходит в душе героини)
- Что же происходит в душе девушки?
(Зарождается любовь, новые чувства захлестнули Асю. Любовь проявляется через порывистые движения, через изменяющееся выражение глаз…)

Учитель:
Основное представление о героине создают её поступки, поведение в различных ситуациях. Какими словами вы могли бы описать поведение Аси?
Работа со словом ЭКСТРАВАГАНТНОЕ
- Знакомство со значением этого слова по Толковому словарю.
- Приведите примеры из текста, доказывающие экстравагантность поведения героини.
- Чем объясняется такое поведение?
(Ася сама его объясняет. В её экстравагантных поступках проявляется её натура. Сама девушка постоянно размышляет о себе, раскрывая свою душу в случайно брошенных словах)

8. Слово учителя
В 50-70-е годы Тургенев обращается к новым жанрам, затрагивающим темы психологического характера. Это повести «Затишье», «Вешние воды».
Образы героинь Тургенева, при всем неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки». Впервые основные черты этого образа проявились в героине романа И.С. Тургенева «Рудин» - Наталье.
Современников писателя удивляло и привлекало в ней стремление к иной жизни и ожидание деятеля, который сумеет указать пути к ней.
Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа «тургеневской девушки»
Т.Л . Литературный тип – обобщенный образ.

- Как вы думаете, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»?
(по ходу ответа учащихся учитель делает небольшие обобщения и вывешивает на доске тезисы «основные нравственные черты Аси» (приложение №1):
- Душа, которую невозможно не полюбить;
- Способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;
- устремленность в будущее;
- сильный характер, готовность к самопожертвованию;
- активность и самостоятельность в решении своей судьбы.
Это наиболее яркие нравственные черты героини повести «Ася»
9. завершение работы по заполнению таблицы «Характеристика Аси» (данную таблицу учащиеся начали заполнять на предыдущем уроке).
Самостоятельно сделать записи в таблице (во время работы звучит музыка)

ХАРАКТЕРИСТИКА АСИ.

Портрет героини Нравственные качества О чем мечтает Обобщение, выводы

IV. Итог урока.
- Какие мысли и чувства вызывает у вас образ Аси?
Подведение итогов урока, выставление оценок.

V. Домашнее задание.
Выбрать и выполнить задание из предложенных:
1. Составить киносценарий полюбившегося эпизода;
2. Написать письмо Асе;
3. Из данных портретов выбрать тот, который соответствует вашему представлению об Асе. Объяснить свой выбор (

Новая, неизвестная, подвижная и энергичная Ася в повести Тургенева

Главной героиней повести Тургенева является юная девушка Ася. Вот как рассказчик описывает ее внешность: «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита».

Но Ася каждый раз представала перед героем новой, неизвестной: то он казалась ему слишком подвижной, рискованной, то предельно искренней и душевной. Она могла предстать и благовоспитанной барышней, напоминающей домовитую Доротею, и истинно русской девушкой, напевающей «Матушку, голубушку», и дичком.

Столь стремительное изменение в поведении объяснялось душевными порывами Аси к любви, ее стремление к главному герою. Она была предельно открыта своему чувству и, в то же время, не знала, как выразить его, как вести себя с любимым человеком. В повести Ася проходит свою эволюцию от грациозной, мечтательной девочки до отвергнутой, обманувшейся в своих надеждах девушки.

Вместе с тем, постепенно усложняется, наполняется новым содержанием её чувство. Вначале Ася предстаёт перед читателем открытой миру, не боящейся стоять над пропастью на старой башне, образно воспринимающей мир. Она могла довериться природе, людям, была внутренне свободной. Это состояние было недоступно главному герою, замыкавшего себя вокруг собственного Эго. Поэтому его брала досада, глядя на Асю.

Вместе с тем, у героини проявлялась дерзкая усмешка, объясняемая ущемлённым самолюбием, двойственным положением Аси в обществе. По происхождению она – незаконнорожденная дочь богатого помещика, отца Гагаева. По воспитанию и взглядам на жизнь – благородная дворянка, которая была способна на трудный подвиг, жертву.

Двойственное положение развило в героине недоверчивость, самолюбие. Она стыдилась мучительных переживаний по поводу своего происхождения. Всё существо Аси стремилось к правде. Она привыкла предъявлять высокие духовные требования к себе и людям, которые её окружают. Неслучайно в повести говорится, что Ася напоминает рафаэлевскую Галатею. Это не девушка-«хамелеон», как думал о ней господин N. Это сильная личность, требующая во всём правды, откровенности. Внешне хрупкая, грациозная девушка обладала огромным духовным потенциалом.

Силу переживаний Аси трудно сравнить с малодушием главного героя, переступающего через своё чувство ради нелепых предрассудков. В людях Ася больше всего презирает лесть и трусость. Именно поэтому во время окончательного объяснения с главным героем, видя его нерешительность и слабоволие, она незамедлительно уходит от него, уходит навсегда.

Тургенев показывает, какой силы, духовного взлёта достигало чувство Аси, когда она признаётся, что готова взлететь, как свободные птицы. Ася настолько открылась своей любви, что готова была доверить свою судьбу господину N. Сколько душевности, признательности заложено всего в одном слове, которое она произнесла во время их последней встречи – «ваша»! Ася мучится, переживает, не хочет, чтобы её считали легкомысленной, даже заболевает из-за неопределённости в отношении к ней главного героя. А тот в свою очередь стал упрекать её за чрезмерную открытость, искренность.

Только спустя много лет, после приобретённого опыта, рассказчик понимает цену того, чего он лишил себя.