Все о печах и каминах - Информационный портал

История хлеба «Живой хлеб. Сценарий: "Обряд вызывания дождя" Праздник последней борозды сценарий

По народным представлениям, только после праздника первой борозды – «ХъубяхIруме» – можно было начинать полевые работы. Раньше же беспокоить землю считалось большим грехом. Полагали, что весна в этот день окончательно одерживает победу над зимой, Аллах благословляет землю и открывает её для сева.

По народным представлениям, только после праздника первой борозды - «ХъубяхIруме» - можно было начинать полевые работы. Раньше же беспокоить землю считалось большим грехом. Полагали, что весна в этот день окончательно одерживает победу над зимой, Аллах благословляет землю и открывает её для сева.

Корни этого праздника уходят в древние языческие культы земледельческих народов, когда земля рассматривалась как мать, которая должна родить много добрых детей (под этим подразумевалась еда). А для этого нужно, чтобы её вспахали и засеяли самые здоровые и сильные мужчины. Поэтому перед проведением первой борозды в поле среди собравшихся мужчин проводили соревнования в силе, быстроте и ловкости. Отобранные в итоге состязаний мужчины впрягались в плуг, а абсолютный богатырь, идя за ним, проводил первую в сезоне борозду, в которую забрасывали семена различных злаков. Вторая борозда закрывала все эти семена.
Считается, что урожай хлебов зависит от удачливого пахаря, проведшего первую линию по земле. Каждый желающий в этот день мог взять в руки плуг и провести борозду. Женщины, как правило, на все эти дела смотрели издалека, с какого-нибудь возвышения или холма.

Но время и люди меняют традиции

Сейчас во время сельских праздников устраивают бои баранов, собак, петухов. Особый пункт программы - почитаемые на Северном Кавказе скачки и спортивные состязания. В этом году 31 марта с утра в центре Усиша на школьной площадке собрались все жители и гости села, для которых было организовано праздничное угощение и специально приготовлен местный национальный напиток «гьаруш». И всё это сопровождалось старинной усишинской песней.
Отведав праздничных яств, все собрались на поле. После завершения обряда первой борозды был проведён другой древнейший обряд - скатывание калача («х1ула»). Для этого заранее испекли калачи. Наиболее удачливому, тому, кто поймает катящийся с горы калач, кусок этого калача принесёт доход в семью на целый год, а скот, если попробует хоть небольшой кусочек, станет упитанным.
Всё было на торжестве: и поздравительные речи, и выступления танцоров и певцов, и первая борозда. Дети резвились и прыгали, взрослые угощались шашлыком.
Праздник собрал более тысячи гостей, которые съехались со всех уголков Акушинского района. Приехали многие усишинцы, которые жили за пределами родного села. Среди победителей состязаний были представители не только Усиша, но и жители других сёл Акушинского района. Победителям, кстати, устроители праздника давали не только сладкие, но и денежные призы.
Сегодня наши земли дают богатый урожай, и каждый клочок земли имеет своего хозяина. К плодородной земле мои сельчане относятся как к святыне.

Айшат Гаджиева,
кр. «Патриот», 9 кл., МБОУ
Усишинская СОШ № 3,
Акушинский р-н

Конкурс «Юный журналист»

Номинация «Мой народ вчера, сегодня, завтра»

23 АПРЕЛЯ ЯРИЛО ВЕШНИЙ НА СВЯТОЙ РУСИ - ПРАЗДНИК "ОТМЫКАНИЯ" МАТУШКИ ЗЕМЛИ, ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ. 23 апреля считается Днём Ярилы ("Ярило Вешний"). В этот день проводится важный обряд - "Отмыкания Земли", или по-другому - ЗаРОД (зарождение). В этот день Ярила "отмыкает" (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает на поля росу, от чего начинается бурный рост трав. Все наши праздничные священнодейства на Святой Руси связаны с Природой, с солнцем Даждьбогом, поэтому то мы и "солцепоклонники", и жизнь у нас идет по солнечному календарю (колодар - Коло Сварожье, Круг Сварожий). Праздник Первых Русалий, удивлявший множеством девичьих песен, хороводов и гаданий на суженного, закончился. Отзвенел девичьими смешками да отсверкал лукавыми улыбками 22 апреля, женский праздник Лёльник, завершающий эту чародейную седьмицу. Девушки, получившие от Лёли венки невесты, полны мечтами, а матери, снисходительно и довольно улыбаясь, прикидывают лучший день свадьбы. Весенний мужской праздник Ярило Вешний идет сразу же за девичьим Лельником. День, когда мужчины проводят важнейший обряд, обеспечивающий благополучие семьи на много месяцев вперед. К этому дню Природа завершила все весенние приготовления, пробудилась от сна. Ярилин День, долгожданный день, когда спускается на Мать сыру Землю Ярило, молодой и ярый Бог Солнца, отмыкает Землю своим ключом и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав и цветов. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. В народе считалось, что в этот день Бог Ярило на своём Белом коне объезжает Белый Свет. На своём пути Ярило обязательно посещает лес, где общается со своими друзьями и помощниками - волкам. Поэтому распространённым обрядом почтения Ярилы Вешнего было кормление волков. Волк – это не просто один из видов диких животных. Волк – это мистическое, полное тайн, существо, олицетворение неизведанных тёмных сторон бытия. Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбища - на Ярилину росу до самой зари. Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которые потом одаривали пастуха; со двора под ноги скотины выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса не спадёт. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривая: "Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!" Единственный, пожалуй, славянский праздник, который надо было провести в поте лица своего, ритмично двигаясь из конца в конец своего поля, бороздя и вспахивая его, с раннего утра и до вечера. На Ярилу Вешнего запахивали пашню, говорили: "На Ярилу выезжает и ленивая соха", "С Ярилы Вешнего - начало сева яровых". На Ярилин день определяли урожай яровых хлебов: "На Ярилу мороз - будет просо и овёс", "На Ярилу мороз - под кустом овёс", "На Ярилу мороз - гречихи воз", "На Ярилу роса - будут добрые проса". И уж потом, вечером, на том же поле, куда придут девушки да женщины в белых одеждах, продолжить славянский праздник чествования Ярилы Вешнего, вкусить пищи, собранной в братчину, да водить хороводы, прославляющие Мать - Землю и Отца-Солнце. Вот такой сакральный смысл этого славянского праздника Ярилин День! Слава Ярилу! Слава Богам и Предкам Нашим!

Являлся оним из крупных культурно-массовых мероприятий села. Проводился он каждый год весной в марте.
Организатором мероприятия выступал весь сельский джамаат.

До 40х гг.праздник проводился с большим размахом. Всем селом собирали продукты на праздник. Некоторым поручалось приготовление бузы, которое являлось незаменимым напитком на празднестве. К 10-11 часам утра люди собирались вместе проведения мероприятия, где был накрыт стол. В меню стола входили хинкал ("Хъулла хинкIе"),буза("гьаруш"), медовуха ("муккатта"), бульоны, мясо. Отдельно пекли специальный хлеб ("гулагар") в виде круга с отверстием в центре. Он был предназначен для победителя соревнований.Количество таких хлебов определялось количеством соревнований.
После застолья мужчины запрягали волов под плуг и выходили за село на поле. Привилегию первой борозды имел человек, в доме которого проводился праздник или другой уважаемый человек. Во время пашни произносились пожелания, молитвы, чтоб Аллах дал в этом году хороший урожай.
За пахарем устремлялись толпа ребят, кидали в него свежевспаханную землю, закидывали за пазуху, в карманы.
После окончания пашни джамаат возвращался в село и останавливались у восточного выхода старой дороги из села. Здесь была финишная точка маршрута для соревнующихся в беге.
Самым престижным и зрелищным было соревнование в беге молодежи. Чтоб принять участие в этом забеге приходили спортсмены и любители бега со всех близлежащих селений. Начало маршрута находилось в местности "ЦIулегу къатта", а финиш у въезда в село, где все жители села ждали с нетерпением участников забега. Общая протяженность маршрута составляла около двух километров.
И вот, подан сигнал к старту. Все устремились к финишу. Для победы использовались любые ухищрения. Участник мог бежать любым маршрутом: по дороге, через поля, по тропинкам. Главное, чтоб добежал первым. Наконец-то, из-за поворота показался один, за ним другой, третий участники. Люди начинают кричать, поддерживать участников забега. Но только один вырвался вперед и пересек линию финиша. Он сегодня герой. Все жители подбегают к нему поднимают на руки, подбрасывают вверх. Старейшины села, сидящие за финишной линией награждают победителя круглым хлебом. Победителя поздравляли со словами "Кьуват хвала бегъаб"(" чтоб у тебя было еще бошьше сил"). После соревнований родственники, друзья победителя играли свадьбу в честь победителя. С 50х до начала 90х годов 20в. проведение праздника было сведено к минимуму, да и все пашни вокруг села были в собственности колхоза.
Второе рождение праздник получил в начале 90х годов. Согласно новым обычаям, праздник проводит по очереди каждое хозяйство. Всем селом перед свадьбой собирают деньги, готовят бузу, медовуху. На эти средства хозяин дома, за которым в этот год стоит черед проводить праздник, покупает продукты, мясо, готовит блюда и организовывает мероприятие.
Праздник проходит по вышеописанной схеме. Соревнования в беге проводятся среди школьников по возрастной категории и среди взрослых. Как и в старину, самым зрелищным и престижным считается бег и победа в старшей возрастной категории.


Урок культура и традиции народов Дагестана(КТНД) в 4 классе

по теме

Провела

Шахбанова Эльмира Зейнутдиновна

Праздники. О т прошлого к настоящему.

Целью :

изучение традиций праздника первой борозды в нашей республике.

развивать интерес к народным праздникам.

помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей.

осознать необходимость сохранения культурных ценностей каждого народа и национальности.

Задачи :

изучить и проанализировать научно-историческую литературу и архивы по данной теме

узнать как праздновали праздник первой борозды народов нашей республики

осмыслить ценности, которые несут праздники

проанализировать мнение сверстников об этом празднике.

воспитывать эмоционально-положительное отношение к прошлому нашей республики.

Эпиграф к уроку:

Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет,но если отнять у

современного человека этот

нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников,

обрядов - тогда он все забудет и всему разучится,и должен будет

все начинать сначала.

В. О. Ключевский

Ход урока.

Орг момент

Учитель:

У жителей нашей республики в прошлом были разнообразные традиционные национальные праздники, которые в основном связаны с живым миром природы. В наше время чаще всех проводятся праздники современные и позабыты многие праздники которые праздновали наши предки.

Традиционная культура наших народов складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.

Дагестанцы с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Я попросила вас, ребята изучить материалы о национальных праздниках и сделать свои выводы. Итак к каким выводам вы пришли?

Ученица - что каждый праздник имеет определенное значение и связан с определенным обрядом. национальный праздник связан с совершением каких - либо обрядов;

праздник имеет определенное символическое значение;

праздник способствует сплочению народа;

праздник показывает гармонию между живым миром природы и коренным народом;

дагестанцы в прошлом - суеверные люди.

Учитель:

Сегодня мы изучим праздник первой борозды. Традиционные национальные праздники народа - это часть культуры с определенным символическим значением и глубинным смыслом , информационная осведомлённость о народных праздниках Республики Дагестан невелика.

С раннего детства мы очень люблю праздники. А на уроке КТНД мы изучали обрядовые праздники , во время которых люди обращались к своим богам и силам природы. Просили у них защиты и удачи в делах. Обрядами сопровождались так же свадьбы, рождения ребёнка, встречи весны и другие.

Каждый год мы празднуем много различных праздников. Какие праздники любимы вами?

Ученица:

Особенно любимыми являются Новый год 8 марта, 9 мая и мусульманские праздники.

Учительница:

Амина провела анкетирование учеников нашей школы, а так же провела анкетирование среди соседей и родственников. Давайте ознакомимся с результатами.

Амина:

Я была очень неприятно огорчена полученными результатами. Большинство моих одноклассников относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности.

С целью выяснения уровня знаний о национальных праздниках был проведен социологический опрос. Я опросила 79 учащихся МКОУ «Чинарская СОШ№1» и жителей села Чинар от 10 до 98 лет.

Им были заданы следующие вопросы:

Много ли праздников в современном мире?

Какие народные праздники Вы знаете?

Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

О каком празднике Вы узнали у своих предков?

Может ли народ обойтись без праздников?

Как праздники влияют на родной язык и культуру?

Может ли современный человек обойтись без знания культуры и праздников своей страны?

Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника?

Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? (вопрос родителям)

На первый вопрос только 14% детей ответили,что много86% сказали что мало. Напротив взрослые 78%ответили что праздников слишком много. На второй вопрос все опрашиваемые дети называли гос. и религиозные праздники Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год 8 марта, 9мая, 23 февраль, 1 сентября. Но не смогли назвать ни одного народного праздника. Взрослые смогли назвать национ. праздники, но только лишь два: Навруз и Праздник первой борозды.

В третьем вопросе все были единодушны. Отмечают Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год. дни рождения. четвёртый вопрос поставил всех в тупик. На него не смогли дать ответ почти все, кроме бабушки Патимат, которой 98 лет. она назвала несколько праздников. В том числе и парздник первой борозды. На пятый вопрос все дали единодушный ответ -нет,не может. На вопрос « Как праздники влияют на родной язык и культуру?» и дети и взрослые отвечали, что только лишь положительно, и давали лестные отзывы о влиянии праздников на язык и культуру. Все опрашиваемые изъявили желание оказать помощь в организации и проведении праздников. Взрослым был задан вопрос о необходимости приобщении детей к народной культуре, на который я получила утвердительный ответ.

Учитель:

Итак ознакомимся с праздником первой борозды в Дагестане.

Праздник первой борозды имеет различные названия у наших народов: оцригьин (авар.- бычья свадьба ), усабухири (авар. - показ быков ), хъубях I руми (дарг.- узрение лика пашни ), хъулла мехъ (дарг.- свадьба пашни ), сук севед йигь (рутул.- день разбрасывания зерна ), къугъвер сувар (лезг. - праздник пахоты ).(слайд 4)

Праздник первой борозды состоял из двух частей :

1) обрядовой запашки

2) состязаний, игр и увеселений.

Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний - 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния - 22 декабря плюс 24 дня, то есть с - 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме - 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря. (слайд 5)

Как известно, озимые культуры сеют спустя несколько дней после уборки урожая. У аварцев обряд посева семян называют « Оцбай » («запрячь быка»), у даргинцев - Праздник первой борозды . Праздник первой борозды проводится в середине или конце марта , в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское население. (слайд 6) До совершения обрядовой запашки никто не имел права начинать полевые работы. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь кузал »). (слайд 7) Пахаря одевают в овчинную шубу мехом в наруж у, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном. . Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно - с густыми волосами. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или засухи вина возлагалась на него. (слайд 8) Поэтому случалось, что удачливый пахарь проводил эту процедуру несколько раз подряд. К пашне-кормилице крестьянин питал благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему деятельная подготовка. В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать - старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме . (слайд 9) Она шла впереди и раздавала по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. (слайд 10) На пути к полям пахаря поливают через решето водой, символизирующей дождь, и осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. (слайд 11) В этот день на место сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на общую скатерть. (слайд 12) Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда мешок зерна или баранью тушу.

Специально готовили и инвентарь, быков: рога, копыта смазывали жиром, рога обвязывали красной ленточкой (красный цвет символизировал амулет против злых духов, сглаза), а также вешали на рога ритуальный хлеб барта (слайды 13,14)

В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. (слайд 15) С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера (слайд 16, 17) В некоторых селениях в первую борозду клали баранью тушу, яйца, сладости: землю угощали, приобщали её к своей трапезе, веря что этим можно умилостивить её - увеличить её плодородие.

После проведения ритуала первой борозды все мужчины и дети шли на праздничную трапезу « свадьбу пашни». (слайды 18-23)

Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. (слайд 24-29) Однако самый главный забег - между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз - выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте.

Следует отметит, что первоначально игры и состязания устраивались не ради развлечения, а являлись ритуальными праздниками силы и ловкости и были призваны содействовать плодородию почвы. По представлениям древнего земледельца, все эти состязания в силе, ловкости, выносливости должны были придать зеле силу, вызвать урожайность. В играх, споре, состязаниях молодёжи, возможно, противопоставляются зима и весна. Шум, который при этом производила молодёжь, должен был, по поверью, отпугнуть всё злое.

После «вывоза» плуга каждая семья получала право пахать и засевать своё поле. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

Праздники у каждого народа отражают национальную и культурную значимость, их самобытность. В соблюдении и праздновании праздников запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение традиций составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Соблюдение и сохранение праздников придает каждой национальности неповторимое своеобразие, особую выразительность, красоту, образность.

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня.

В процессе работы я сделала для себя немало интересных открытий, связанных с историей праздников. Таким образом, традиционные национальные праздники народа занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами как одно из средств возрождения своей культуры.

Рефлексия.

Давайте сформулируем выводы по сегодняшнему уроку.

В ходе дискуссии дети сделали следующие выводы:

традиционные праздники народа - часть их культуры и они воспринимаются ими как одно из средств возрождения своей культуры;

у каждого праздника свое символическое значение;

почти все праздники были связаны с живым миром природы;

богатейшие и разнообразные традиции народов представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.

Что вам особенно понравилось на уроке?

Что было для вас интересным, необычным?

Домашнее задание. Написать проектную работу на тему «Праздники старины»

Литература

Миловский А. Кубачинские смотрины // Вокруг света. - 1983. - № 5 (2512).

Булатова А.Г., 1974. Селскохозяйственный календарь и календарные праздники. Махачкала

Бутаев А.Г. 1912. Из жизни нагорного Дагестана. Дагестанские областные ведомости Темир Хан-Шура

Гаджиева С. Ш. и др. материальная культура даргинцев. Махачкала

Пржецлавский П.Г., 1867 Дагестан, его нравы и обычаи. Вестник Европы СПб.№9

.Гаджиев Г. А. Духовная культура народов Южного Дагестана (XVIII - начало ХХ в.). 1995 г. // Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.3. Д.819.

О прошлом, настоящем и будущем древнего праздника лезгинских народов

В последние годы в Дагестане усилились идеологические споры относительно древнейшего праздника народов Южного Дагестана – Праздника весны, который у разных народов лезгинской группы называется по-разному – Яран сувар, Эбелцан, Эвелцан, Эр.

Часть современной молодежи утверждает, что данный праздник противоречит мусульманским традициям из-за почитания в рамках данного праздника огня и, якобы, заимствованного характера данного праздника у огнепоклонников Ирана - зороастрийцев.

Однако чуть более глубокое изучение данного вопроса показывает, что праздник весны у народов лезгинской группы имеет более глубокие корни, зародившиеся еще задолго до проникновения персидского влияния на Кавказ. И связан этот праздник, в первую очередь, с земледельческим циклом – с началом полевых работ.

В принципе, название данного праздника, сохранившееся у табасаранцев и агульцев – Эбелцан и Эвелцан – самым определенным образом на это указывают. Поскольку эти названия есть не что иное, как «эвел цан» - «первая борозда».

Несмотря на то, что у лезгин этот праздник ныне называется Яран сувар, в лезгинских районах тоже до сих пор употребляют выражение «эвел цан» применительно к первой борозде, которую закладывают крестьяне в горных районах.

Эбелцан - это древнейшая народная традиция. Праздник, который отмечается еще с незапамятных времен, пришедший к нам от далеких предков. Эбелцан - символ прихода весны, обновления природы. Каждый год в третью субботу марта этот праздник широко отмечают в Хивском районе, а также во многих сёлах Табасаранского района.

Лезгины, составляющие чуть меньше половины населения района, называют праздник Яран Сувар и отмечают его немного позже, в день весеннего равноденствия. Но надо сказать, что в ряде лезгинских сел района, таких, как Куг, Заза и другие, он отмечается раньше, чем у остальных лезгин.

Яран Сувар/Эбелцан - это праздник первой борозды, начала весенне-полевых работ. Традиционно в этот день празднования начинаются с самого утра. В центре празднества – большой костер, который разжигает один из уважаемых аксакалов села. Ему в руки передает пылающий факел девушка в пестром одеянии, украшенном цветами и листьями, символизирующая собой весну. Костер - это символ обновления, в нем сгорает все плохое и начинается новая жизнь с новыми надеждами.

Основную часть праздника предваряет символическое вспахивание «первой борозды» (а ведь именно таким образом, как мы указали выше, переводится слово «Эбелцан») прямо на праздничном майдане.

Именно начало нового сельскохозяйственного цикла, с которым была неотрывно связана жизнь наших предков, и представляет основное смысловое наполнение праздника, который у каждого народа называется по-своему. Ведь нельзя было представить когда-либо в прошлом, вплоть до начала 20 века, жизнь наших народов в отрыве от земли, сельского хозяйства.

Затем начинаются обрядовые песни и танцы, в том числе в исполнении ряженых в масках, изображающих головы козлов и баранов, которые веселят народ и получают за это подарки.

Разжигаются ритуальные костры, а народ демонстрирует блюда национальной кухни, приготовлением которых женщины заняты с самого утра. Все желают друг другу урожайного года и благополучия, поздравляют с началом весны и нового года.

На праздничный стол подаются лучшие или специально приготовляемые для Яран Сувар/Эбелцан блюда и большое количество сладостей. И это не просто прихоть: по представлениям народов Кавказа обилие и разнообразие еды на праздничном столе призвано обеспечить хороший урожай и изобилие в новом году. А частое использование птичьих яиц в обрядах и приготовлении праздничных блюд когда-то было обязательным и символизировало зарождение новой жизни. Празднование длится до позднего вечера.

ФЛНКА на празднике в Хиве

Важно отметить, что в нынешнем году впервые за многолетнюю историю празднования Яран Сувар/Эбелцан в нем приняла активное участие организация всероссийского масштаба – Федеральная лезгинская национально-культурная автономия в лице ее представителя в Табасаранском и Хивском районах Умганат Сулеймановой.

В этом году праздник пришелся на 15 Марта. В этот день на праздничной площади собрались в большом количестве как местные жители, так и гости из соседних муниципалитетов, а также представители администрации и пресса. Всем гостям и участникам праздника был дан большой концерт.

Торжества по случаю праздника Яран Сувар/Эбелцан начались в 10-00 на площади перед районным культурно-досуговым центром в селе Хив. Открыл торжество глава Хивского района Бейдуллах Мирзоев, который поздравил собравшихся и с праздником весны и началом сельскохозяйственных работ и рассказал о многолетней традиции празднования Яран Сувар/Эбелцан в Хивском районе.

Затем началась концертная программа с участием множества творческих фольклорных коллективов и исполнителей из Хивского и Табасаранского районов.

Отметим, что ФЛНКА поздравила в этом году жителей района красочным баннером и организовала отдельный майдан. Умганат Сулейманова лично поздравила всех жителей Хива с праздником, а также вручила от лица Лезгинской автономии подарки администрации района. К ее поздравлениям присоединился также глава фонда «Табаристан» Айваз Рамазанов, о котором мы рассказывали чуть ранее в . Он отдельно поблагодарил ФЛНКА за участие в организации прекрасного праздника в Хивском районе.