Все о печах и каминах - Информационный портал

Урок обучения грамоте «Звук. Буквы О, о

Урок обучения грамоте

Образовательная программа «Школа России».

Тема урока: «Согласные звуки [ к ] и [ к" ], буквы К, к»

Цель урока: Познакомить учащихся с буквой К и со звуками, которые обозначает эта буква.

Задачи урока:

    Образовательные:

Сформировать у учащихся чёткий образ буквы К;

Продолжать работу по словообразованию.

    Развивающие:

Развивать речь, фонетический слух;

Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;

Развивать внимание, логическое и вариативное мышление, память;

Развивать монологическую речь учащихся.

    Воспитательные:

Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.

Оборудование:

    компьютер, интерактивная доска;

    учебник « Азбука» 1 класс;

    карточки букв, картинки домиков;

    лента букв.

Ход урока

1.Включение в учебную деятельность.

Посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми мы уже познакомились на уроках обучения грамоте.

а, о, у,ы, и,н, с

Игра « Буква заблудилась».

К доске выйдут 7 человек, все получают карточки с буквами. На доске два домика - синий и красный.

Жили - были буквы. (Буквы представляются). Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал

дождик и буквы побежали в домики.(дети ставят букву в нужный домик)

Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик?

Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они - гласные или согласные? Почему?

Какие буквы живут в синем домике? Почему?

2.Постановка целей и определение темы урока.

Послушайте стихотворение:

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил.

Назовите звук, который чаще всего слышали в стихотворении. ([ к])

Это звук гласный или согласный?

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.

3.Работа по теме урока.

1) Знакомство со звуками [ к ] и [ к" ].

Всё правильно, сегодня будем говорить о согласном звуке [ к ].

А сейчас ещё кое - что узнаем об этом звуке.

Послушайте загадку:

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьёт,

Ну конечно это - …(кот).

Интерактивная доска (электронное приложение)- изображение кота.

Кот - Какой звук [ к ] - твёрдый или мягкий? Почему?

Звуко- буквенный анализ слова кот.

А теперь послушайте другую загадку:

Вроде рыба, вроде нет -

Шлёт фонтанам всем привет.

На волнах весь день лежит

Чудо - юдо - рыба…..(кит).

Интерактивная доска (электронное приложение)- изображение кита.

Кит - Какой звук [ к ] - твёрдый или мягкий? Почему?

Звуко- буквенный анализ слова кит.

Подведём итог. Какой же звук [ к ]?

(Звук [ к ] - согласный, бывает твёрдый и мягкий, а ещё глухой).

2) Работа в группах.

Задание I ряда: назвать слова,где звук [ к" ] в начале. (кит, кедр, кирпич, киска, кёрлинг)

Задание II ряда: назвать слова, где звук [ к ] в начале. (кот, каша, книга, комета, курица, ком)

Задание III ряда: назвать слова, где звук [ к ] в конце. (ток, чайник, рюкзак, сок, башмак)

4.Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

5.Продолжение работы по теме урока.

1)Знакомство с буквами К, к.

Согласные звуки [ к ] и [ к" ] обозначаются буквой К. (Интерактивная доска (электронное приложение)-показ буквы).

На прямую палочку

Справа села галочка.

Так поныне и сидит -

Буквой К на нас глядит.

Интерактивная доска (электронное приложение).

2)Чтение слогов с буквой к по « цепочке».

Интерактивная доска

3)Чтение слов

кони косит Никита

кино коса Антон

Почему слова последнего столбика написаны с заглавной буквы? (имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы)

Найдите среди напечатанных слов многозначное слово. (коса)

Что значит многозначное слово? Какие значения имеет слово - коса?

(многозначное слово - это слово, которое имеет много значений; коса -причёска у девочки, коса - инструмент, которым косят траву)

4) Работа по учебнику.

Учебник « Азбука» с.49.

Кто изображён на рисунке? Чем заняты мальчики? Как они одеты? Почему летом нужно на голову надевать панаму? Что может случиться с мальчиком, у которого нет головного убора?

Для чего в летнее время в деревнях косят траву, сушат, складывают в стога и копны? (копна - небольшой округлый стог сена)

Чтение рассказа.

Поставьте друг другу вопросы по рассказу.

Повторное чтение рассказа.

6. Подведение итогов урока.

С какой новой буквой познакомились?

Какой звук обозначает?

Что запомнилось на уроке?

Урок 28. ЗВУКИ [к],[к"], БУКВА Кк

30.04.2013 16942 0

Урок 28. звуки [к],[к"], БУКВА Кк

Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [к], [к′], буквой К к ; развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование :учебник, картинки с изображением одного мака и нескольких, предметные картинки с изображением кота, кружки, кактуса, карандаша, курицы, кисти; магнитная доска, буквы (изученные).

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Повторение пройденного.

Игра «Найди лишнее».

На магнитной доске выставляются изученные буквы. Дети среди гласных выделяют лишние – согласные н, с .

Повторяются изученные гласные и согласные буквы; дети вспоминают, что гласные а, о, ы, у обозначают твердость предшествующих согласных, а буква и – мягкость согласного в слиянии.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как квакает лягушка? (Ква-ква-ква.)

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [к], [к′].

На доске – картинки с изображением одного мака и нескольких.

Рассматривается слого-звуковой анализ слов мак и маки . Выясняется, что звуки [к] и [к′] согласные. В слове мак звук твердый, после буквы к нет никаких других букв, а в слове маки – мягкий, так как за к следует гласная и , обозначающая мягкость согласного.

Рассматриваются схемы слов мак , маки .

Игра «Твердый – мягкий».

Слова: конь, каша, кино, карандаш, кисть, курица, коса, килька.

Учитель сообщает, что звуки [к] и [к′] на письме обозначаются буквой К к (ка).

На доске вывешивается карточка с изображением буквы К к .

Физкультминутка

2. На что похожа буква К ?

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

Учитель предлагает детям представить, на что похожа буква К . (Ответы детей.)

3. Печатание буквы К к в тетрадях.

4. Распознавание звуков [к], [к′].

Дети рассматривают на доске предметные картинки с изображением кота, кружки, кактуса, карандаша, курицы, кисти .

– Назовите, что изображено на картинках.

– С какого звука начинаются слова?

– Назовите слово с мягким звуком [к′].

Игра «Угадай героя мультфильма».

– Ребята, угадайте, кто поможет нам познакомиться с новым звуком. Это известный герой мультфильма.

Он большой-пребольшой, полосатый. Умеет разговаривать. Дает советы, как правильно есть бутерброды. Больше всего любит молоко и поэтому завел корову. Никто из его родственников не имел фамилии, а у него она была. Кто же это? (Кот Матроскин.)

– Ребята, назовите персонажей сказок, имена которых начинаются со звука [к]. (Курочка Ряба, Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, коза Дереза, Кот в сапогах.)

& Работа по учебнику: с. 52–53.

Дети рассматривают иллюстрацию к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах».

– Назовите как можно больше слов, в которых встречается звук [к]. (Кот, косари, кони, карета, одуванчик, камень, коса, замок, река, кучер, колос, корона, колесо, кнут, колено и т. д.)

Физкультминутка

Чтение предложений, с. 53.

Проводится работа над смыслом и интонацией восклицательного предложения. Внимание детей обращается на знаки препинания в предложениях. Предложения прочитываются повторно, с соответствующей знакам препинания интонацией.

Чтение пословиц, с. 52. Объяснение смысла пословиц.

IV. Итог урока. Рефлексия.

– С какими звуками, какой буквой познакомились на уроке?

– Что интересного узнали на уроке?

– Что вызвало затруднения? Почему?

Цель: повторить изученные гласные и согласные звуки и буквы, закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков, научить выделять звуки [к] и [к’] из слов, познакомить с буквами «К, к», учить читать слоги и слова с изученными буквами.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро?
- Доброе утро – солнцу и птицам.
- Доброе утро – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

2. Повторение пройденного.

а)- Из чего состоит наша речь?
- Какая бывает речь?
- Чем устная речь отличается от письменной?
- Из чего состоят предложения?
- На что делятся слова?
- Что мы слышим и произносим?
-Какие бывают звуки?
-Как мы обозначаем звуки на письме?

б) – А что у нас на наборном полотне? Буквы или звуки?

А о у и Н ы

- Какая буква заблудилась? Почему?

в) Игра «Полубуковка».
(на наборном полотне карточки с половинками букв А,о, у, И, Н)

3. Выделение звуков [к] и [к’] из слов нитка и нитки .

Составление схем на магнитной доске. Сравнить звуки, дать характеристику.

4. Упражнение в слышании звуков.
- Я вам буду называть слова. Если есть в них звуки [к] и [к’], то надо хлопнуть в ладоши.
- В какой части слова услышали звук? (в начале, середине, конце)

Зайчик, клевер, астра, подорожник, рыбка, кукушка.

5. Игра «Зоопарк»

– Вот сколько слов на «к» я сумею назвать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор.
Ой, хватит! И буква ведь может устать!
А вот что на «к» ты сумеешь назвать?

-Назовите слова, обозначающие животных . (Показываетсяиллюстрация с изображением зоопарка)
(Курица, кошка, корова, коза, конь, кенгуру, кабан, канарейка, кит, кузнечик.)

6. Физкультминутка.

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали.
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко .

7. Работа над многозначностью слова «ключ».

- Что у меня в руках? (показывается большой ключ)
- С какого звука начинается слово «ключ»?
-Какие ещё бывают ключи? (Иллюстрации на магнитной доске)

Вывод:
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ – скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.

8. Игра «Магазин».

На доске картонная дверь, открываем дверку ключом. Дверка открывается, а за ней иллюстрация прилавка магазина и продавца.
- А где это мы с вами оказались? Что делают в магазине?
Мы с вами тоже можем купить продукты, но только те, в которых есть звук «к».
- Какие продукты мы купим? (Дети называют: кефир, молоко, колбаса, сосиски, сардельки, кофе, какао, кекс, шоколад, ириски, конфеты и т.д.)
(Угощаем гостей конфетами.)

9. Подготовка к работе с учебником.

- Я то думала, что мы с вами за дверцей в сказке окажемся.
- Назовите-ка персонажей сказок, чьи имена начинаются со звука [к]. (Красная Шапочка, Карлсон, Колобок, коза, Кот в сапогах)
-А теперь мы включаем музыкальным скрипичным ключом наш магнитофон.
- Послушайте отрывок, из какой он сказки? («Кот в сапогах»)

10. Беседа по картинке учебника.

Откройте «Русскую азбуку».
- Кого встретил кот?(косарей)
-Что у них в руках? (Работа над многозначностью слова «косы»+иллюстрации)
- Очень тяжёлый труд у косарей.

- С какого звука начинается слово «косы»? ([к ])
- Твёрдый или мягкий звук?

11. Знакомство с буквами «К, к».

- Какой буквой обозначаются звуки [к] и [к’]?
-На что похожа буква?
(На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой «К» на нас глядит.)

- Посмотрите в учебник. Почему их две?
- Когда мы используем большую букву?

12. Составление чтение слогов с буквой К.

На доске наглядное пособие – островки с изученными гласными буквами и кораблик с букой «К».
Кораблик подплывает к островкам, получается слог. Дети читают.
- Какой гласной здесь нет? (ы)
- Как вы думаете почему? (Если дети не ответят, то учитель говорит.)
- В русском языке с «ы» не бывает слогов на букву «к».

13. Составление и чтение слов.

нос
кус
со
ки
но
ска
оск

14. Физкультминутка.

Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.

15. Работа с учебником.

Мы сейчас и узнаем, как звали некоторых косарей из сказки «Кот в сапогах», если прочтём текст в «Азбуке»:
-Кто косит?
-Антон косит.
И Никита косит.
Коси, коса!

16. Чтение скороговорки.

Идёт козёл с косой, а коза идёт с косой.

17. Работа по картинке.

Кочаны несёт козёл,
А коза – большой котёл.
Значит, завтрак будет вкусный
Для козляток из капусты.

18. Чтение текста хорошо читающими детьми.

Бабушка купила Кате красивый аквариум с рыбками. Каждый день Катя кормит рыбок крошками хлеба. Как радостно хватают рыбки свой корм!

- Подчеркните в тексте букву К.

19. Итог урока.

-Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Давайте прочтём пословицы.
(Чтение пословиц о труде в «Азбуке»).

- С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Какие два звука она обозначает?
- Какие они? (согласные, звонкие)