Все о печах и каминах - Информационный портал

Интересные задания на различение звуков ль й. Речевой материал на дифференциацию звуков "Л"-"Ль

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Л-ЛЬ

ЛЯ-ЛЯ-ЛА ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА ЛЯ-ЛА-ЛЯ

ЛЁ-ЛЁ-ЛО ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО ЛЁ-ЛО-ЛЁ

ЛЮ-ЛЮ-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛЁ ЛЮ-ЛУ-ЛЮ

ЛИ-ЛИ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ ЛИ-ЛЫ-ЛИ

АЛЬ-АЛЬ-АЛ АЛ-АЛ-АЛЬ АЛ-АЛЬ-АЛ АЛЬ-АЛ-АЛЬ

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛ ОЛ-ОЛ-ОЛЬ ОЛ-ОЛЬ-ОЛ ОЛЬ-ОЛ-ОЛЬ

УЛЬ-УЛЬ-УЛ УЛ-УЛ-УЛЬ УЛ-УЛЬ-УЛ УЛЬ-УЛ-УЛЬ

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ ЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ ЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ

ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛА ПЛА-ПЛА-ПЛЯ ПЛА-ПЛЯ-ПЛА ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯ

ПЛЁ-ПЛЁ-ПЛО ПЛО-ПЛО-ПЛЁ ПЛО-ПЛЁ-ПЛО ПЛЁ-ПЛО-ПЛЁ

ПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУ ПЛУ-ПЛУ-ПЛЮ ПЛУ-ПЛЮ-ПЛУ ПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮ

ПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ ПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ ПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ ПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ

АЛЯ-АЛЯ-АЛА АЛА-АЛА-АЛЯ АЛА-АЛЯ-АЛА АЛЯ-АЛА-АЛЯ

ОЛЁ-ОЛЁ-ОЛО ОЛО-ОЛО-ОЛЁ ОЛО-ОЛЁ-ОЛО ОЛЁ-ОЛО-ОЛЁ

УЛУ-УЛУ-УЛЮ УЛЮ-УЛЮ-УЛУ УЛУ-УЛЮ-УЛУ УЛЮ-УЛУ-УЛЮ

ЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ ЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ ЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ

Слова

Лама – лямка – лапа – ляпис – лавка.

Лак – ляг – флаг – фляга – пламя – клякса.

Лог – лег – слог – силок – кулек.

Слон – клен – склон – поклон – силен.

Пилот – полет – налет – полоть.

Белый – белить – полынь – полить – улыбка – улитка.

Колун – салют – клумба – плуг – пл

Ел – ель Цел - цель

Пыл – пыль Стал - сталь

Был – быль Лыс - лис

Мел – мель Дал - даль

Мол – моль Лот - лед

Лак – ляг Лук - люк

Лог – лёг Ложка - лёжка

Налог – налег Флаги - фляги

Угол – уголь Галка - галька

Уголок – уголек Полка - полька

Тол – толь Волна - вольна

Гол – голь Намыл – намыль

Предложения

Попадешь в цель – останешься цел.

Литейщик стал плавить сталь.

Я там был и слушал быль.

Я голову мыл, а ты свою - мыль.

Он пальцы мне жал, а мне его жаль.

Милые белые лилии

В белых своих лепестках,

Плавают белые лилии

В мелких и плавных волнах.

Лодка скользнула над лилией,

Лилий коснулось весло,

Плавают белые лилии –

Лодку волной унесло.

У дома – ель, На грядке – лук, На ветке – галка,

А мальчик – ел. У дома – люк. На речке – галька,

На речке мель, У здания – угол, На стенке – полка,

А в школе – мел. А в печке – уголь. А танец – полька.

Стихи и скороговорки

В полёте Поля – пилот.

Коля купил Лике кило кильки.

Над лугом летели белые лебеди.

Нил мыл пол и ныл.

У теплой плиты Толя плетет лапти.

Толя под тополем

Пил топленое молоко.

У Беллы алая лента,

А у Аллы – белая.

У Коли – колун,

У Лики – кулон.

У Лиды легкое платье

И теплое пальто.

У Олежки тележка не желтая, а тяжёлая!

МЕДВЕДЬ БОЛОНКА

Ты куда идешь, медведь? В белых локонах болонка

В город, елку поглядеть! Лает тонко, лает звонко.

Да на что тебе она? Я болонке приказала:

Новый год встречать пора! - Ты легла бы да лежала!

Где поставишь ты ее? Вот атласная подушка.

В лес возьму, в свое жилье. Ты не сторож, ты – игрушка.

Что ж не вырубил в лесу? Золотистой заколкой

Жалко. Лучше уж куплю. Заколю болонке челку.

Голубей Алёшка

Накормил с ладошки.

Голуби немножко

Поклевали крошки.

Голуби с дорожки

Весело вспорхнули,

Голубей Алешка

Кликал: «Гули – гули».

Апрель, апрель!

По дворам звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорожках лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Кто построил этот светлый,

Этот мраморный вокзал?

Кто под нами незаметно

Проходил и проползал?

Под садами, под домами

Шли рабочие в забой,

Воевали с плывунами,

С камнем, глиной и водой.

У липы липовый цветок,

У липы липовый листок,

Целебен липовый цветок,

И липок липовый листок.

Лепестки лелеют,

Кленовый листок на клене,

Лепестки жалеют,

Кленовый листок зеленый,

Пусть они белеют,

Все лето листок зеленый

Пусть они алеют.

Зеленел на зеленом клене.

Леня лез по лесенке, Дядя Коля дочке Поле

Срывал Леня персики. Подарил щеночка колли,

С песенками, Но щенок породы колли

С персиками Убежал от Поли в поле.

Скатился Леня с лесенки!

Есть у Ляли кукла Леля. Коля колья колет,

Леля сделана из льна – Поля поле полит.

Ляле нравится она.

Люди хлеб в полях лелеют, На мели мы налима нашли.

Сил для хлеба не жалеют.

Повтори чистоговорки, скороговорки и пословицы:

И я там был и слушал быль.

Еле – еле Лена ела, есть от лени не хотела.

Ла – ла – ла - куча мала.

Ля – ля – ля - во дворце у короля.

Лу – лу – лу - танцую на балу.

Лю – лю – лю - я лимоны куплю.

Лы – лы – лы - деревянные столы.

Ли – ли – ли - мы гулять пошли.

Ул – ул – ул - дайте стул.

Уль – уль – уль - несу я куль.

Ел – ел – ел - он был смел.

Ель – ель – ель - кушайте кисель.

Ал – ал – ал - я упал.

Аль – аль – аль - потерял сандаль.

Ол – ол – ол - как я зол.

Оль – оль – оль - пришёл Поль.

Ыл – ыл – ыл - где я был!

Ыль – ыль – ыль - какая пыль!

Выучить наизусть стихотворения. Чётко проговаривать звуки [Л] и [Ль]:

Л ивень л ьёт! Л ивень л ьёт!

Пл яшут капл и в л ужице,

Пл от пл ывёт! Пл от пл ывёт!

Пл от по л уже кружится.

Л ягушонок вл ез на пл от

И кричит: «Ура! Вперёд!»

Пл ещут вол ны! Хл ещут вол ны!

Зал ивают с гол овой!

Что мне вол ны! Самый пол ный! -

Не сдаётся рул евой.

Я на вол нах попл ыву!

По канал у - и в Москву!

Тол ько л ивень всё сил ьнее.

Тол ько капл и всё крупнее.

Хвастунишку не жал ея,

Бьют сил ьнее и бол ьнее!…

Л ягушонок в л ужу - пл юх!

И на земл ю, под л опух.

Почему у дома угол

Превратил ся сразу в угол ь -

Без пожара, просто так?

Это сдел ал мягкий знак.

Сдел ать нам не так уж трудно,

Чтоб на мел ь не сел о судно:

Мягкий знак перечеркнуть -

И свободен водный путь.

Корабл и пл ывите смел о!

Стал а мел ь кусочком мел а.

Пришл а ко мне подружка,

И мы играл и с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг, пригл янул ась ей:

Л ягушка заводная,

Весёл ая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Л юбимая был а!

Но, всё же, я подружке

Л ягушку отдал а.

Мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в сл ово часто просится.

Почему у дома угол

Превратил ся сразу в угол ь -

Без пожара, просто так?

Это сдел ал мягкий знак.

Сдел ать нам не так уж трудно,

Чтоб на мел ь не сел о судно:

Мягкий знак перечеркнуть -

И свободен водный путь.

Корабл и пл ывите смел о!

Стал а мел ь кусочком мел а.

Перескажи близко к тексту:

ЛИСА И КОЗЁЛ

Бежала лиса, зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце было много. Утонуть нельзя, но и выскочить трудно. Сидит лиса в колодце. Идёт козёл, головой мотает. От нечего делать заглянул в колодец, увидел там лису и спрашивает:

    Что ты там, лисонька, делаешь?

    Отдыхаю, голубчик, - отвечает ему лиса. - Здесь прохладно и воды холодной, сколько хочешь.

А козлу давно пить хотелось.

    Хороша ли вода?

    Отличная, - отвечает лиса. - Чистая, холодная. Прыгай, если хочешь.

Прыгнул козёл в колодец, чуть лису не задавил. А она ему:

    Эх, и прыгнуть не сумел, всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога и выскочила из колодца. Чуть не пропал козёл с голоду в колодце. Насилу его отыскали и вытащили.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Научить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л"] - [Й].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.

Учить самостоятельно анализировать слова.

Учить ребенка преобразовывать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы». Взрослый читает ребенку предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает.

Ваня шел впереди Пети. Кто шел последним? Лес позади дома. Что впереди? Автобус едет впереди грузовика. Что позади? Кошка больше собаки. Кто меньше? Мальчик выше девочки. Кто ниже? Дедушка старше бабушки. Кто моложе? Дуб выше березы. Что ниже?

Задание 2. Знакомство со звуком [Л]. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Л]:

губки слегка в улыбке;

зубки сближены;

узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

Горлышка «работает».

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ...


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Самолет приближается: ллллЛЛЛЛ...; самолет удаляется: ЛЛЛЛлллл... (развитие силы голоса).

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, г, з, л...; ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...; ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка...

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ла-ал, лу-...; ал-ла, ул...

Задание 6 . Повторить за взрослым серию слогов:

ла-ло-лу-лы... ал-ол-ул-ил... кла-кло-клу-клы... акл-окл-укл-икл...

Задание 7. Закончить слова:

звуком [Л]: сто..., сту..., по..., уко..., камзо...;

слогом ЛА: пи..., ска..., ма...;

слогом ЛЫ: сто..., ска..., пи..., шко..., шпа...

Какие слова получились? Какой слог указывает на большое количество предметов? (ЛА или ЛЫ?)

Задание 8 . Повторить за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый последний звук во всех словах?

Бал - был - выл, вол - гол - кол, дал - зал - жал - мал.

Задание 9 . Убрать из слов звук [Л]. Какие слова получились?

Клок - кок, плот - ..., слон - ..., клуб - ..., слова - ..., глаз - ...

Задание 10 . Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог местами. Какие слова получились? (Это задание выполняется с помощью взрослого, после подробного объяснения.)

Жи-лы (лы-жи), ма-ла..., ка-пал..., ска-ла...

Задание 11 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л], определить место звука [Л] в словах, придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги, сосчитать количество слов в каждом предложении, определить место слова со звуком [Л] в предложении.

Задание 12 . Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ла-ла-ла - лопата и пила.

Ло-ло-ло - у меня весло.

Лы-лы-лы - новые котлы.

Лу-лу-лу - купили пилу.

Ал-ал-ал - темный подвал.

Ол-ол-ол - вымыли пол.

Ул-ул-ул - новый стул.

Ил-ил-ил - я полы помыл.

Алка-алка - у Володи палка.

Олка-олка - у Володи иголка.

Улка-улка - у Володи булка.

Илка-илка - у Володи вилка.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.

Задание 13. Знакомство со звуком [Л"].

Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... (см, цветную вклейку). Характеристика звука [Л"]: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14 . Фонетическое упражнение.

Девочка поет песенку: ля-ля-ля...

Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л"]»:

ль, мь, бь, ль...; ля, лю, ми...; аль, амь...; лист, Поля, машина, уголь...

Задание 16 . Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...

Задание 17 . Заменить первый звук в словах на звук [Л"]. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения, сосчитать количество слов в каждом предложении:

Мёд - лёд, вес - ..., тюк - ..., пень - ..., печь - ..., песок - ..., вещь - ...

Задание 18. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л"], определить место звука [Л ’ ] в каждом слове, разделить их на слоги, придумать с каждым словом предложение, определить место слова со звуком [Л"] в предложении.

Задание 19 . Выучить чистоговорки:

Ля-ля-ля - зеленые поля.

Ли-ли-ли - малину мы несли.

Лю-лю-лю - малину я люблю.

Ле-ле-ле - еду на осле.

Задание 20 . Дифференциация звуков [Л] - [Л*]. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, ль, л, ль; ля, оль, ал...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ла-ля...; ли-лы...; ал-аль...; оль-ол, ...

Повторить за взрослым серию слогов:

ла-ла-ля, ля-ля-ла, ла-ля-ля, ля-ла-ла, ла-ля-ла, ля-ла-ля.

Задание 21. Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] - [Л"]), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг - то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей - четыре ножки,

А на крыше - суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Л] и [Л ’ ]):

ложка, лук, лопата, лента; селедка, селезень, молоко, плита.

Задание 22 . Разложить картинки на две стопки: предметы, в названиях которых есть звук [Л], и предметы, в названиях которых есть звук [Л"], разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л ’ ] в словах.

Дидактическое упражнение «Подари подарки Лене и Луше» (вспомнить слова со звуками [Л] и [Л"]).

Назвать как можно больше слов-действий, отвечающих на вопросы:

Что делал? Гулял, писал... Что делала? Гуляла, писала... Что делали? Гуляли, писали...

Задание 23 . Заменить звук [Л] на звук [Л"] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения.

Лук - люк, угол - ..., пыл - ..., дал - ..., галка - ..., ел - ..., полка - ...

Прослушать предложения. Найти в них все слова со звуком [Л] и со звуком [Л"].

Лена искала булавку. Лиса жила в лесу. Мила поливала лук из лейки.

Задание 24 . Дифференциация звуков [Л"] - [Й]. Повторить за взрослым пары слов, придумать с каждой парой предложения.

Даль - дай, боль - бой, моль - мой, куль - куй, роль - рой. Лежи - ежи, ледок - едок, Любка - юбка, лямка - ямка.

Задание 25 . Знакомство с буквой Л.

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

О.Гофман

На что еще похожа буква Л?

Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок. Игры с буквой.

Задание 26 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, выкладывание схем из кружков; запись печатными буквами слов под диктовку, чтение:

стол, стул, полка, лисы, пилить.

Совместно со взрослым преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

пила - липа, мала - лама, скала - ласка; дай - даль, боль - бой.

Анализ предложений. Составление схем предложений, списывание с образца взрослого, чтение, запись под диктовку.

Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.

Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук .

Произносить слова.

лавка - лямка
игла - земля
слон - силен
улыбка - улитка
лапа - шляпа
метла - петля
лук - люк
ел - ель
Юла - Юля
лоб - лед
лужа - Люда
угол - уголь
кулачок - светлячок
пилот - полет
клумба - клюква
стал - сталь

Произносить предложения и текст.

Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок - на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.

Была в лесу белка.

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

По Л. Толстому.

Назовите детенышей животных: у льва - львята, у лисы - …, у лягушки - …, у лебедя - …, у тюленя - …, у косули - ….

Догадайся сам и загадай своим друзьям.

Я землю копала, ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал.
(Лопата)

Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтет - белого найдет.
(Заяц и лиса)

Что за птица смелая по небу промчалась?
Лишь дорожка белая от нее осталась.
(Самолет)

Круглое, румяное с дерева упало,
Любе в рот попало.
(Яблоко)

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
(Ёжик)

Закружится стоит или идет,
А если остановишь - упадет.
(Юла)

Повтори слова: лапа, лак, лама, лавка, лайка, ландыш, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лампа, лань, ласка, лось, лов, лошадь, лотос, лоза.
Какие из этих слов обозначают четвероногих животных, какие - птиц, какие - растения? Что здесь может само двигаться и что не может?

Еще слова: платок, платье, плакат, пламя, планета, облако, блуза, гладкие полы, класс, клок, ледяные глыбы, белые клавиши, клоун, флаг, флажок, флот.
Назови слова, которые обозначают одежду. Какие слова отвечают на вопросы: Кто? Что? Какие?

Говори, не торопись и, смотри, не ошибись.

Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.

Посадил дед лук, отрастил лук чуб.
Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука: слезы капают - у внука!

Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила: - не сердись, дочурка Мила!
- Не сержусь, сказала Мила. - Я выплакиваю мыло.

Колокольчик.

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?

Белые лебеди.

Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди - облака.

Цели:

  • Образовательные :
    • уточнить артикуляцию звуков Ль и Й, выделяя сходство и различия;
    • добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении;
    • закрепить знания о характеристике звуков;
    • правильно соотносить звуки с соответствующими буквами;
    • учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
  • Коррекционные :
    • развивать фонематический слух и анализ;
    • работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
    • предупреждение дисграфических ошибок;
    • развитие мелкой моторики рук.
  • Воспитательные :
    • воспитание умения понимать учебную задачу;
    • воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, картинки настроения, компьютер, презентация.

План занятия.

I. Оргмомент
II. Артикуляционная гимнастика.
III. Артикуляция звуков.
IV. Сравнение букв
V. Дифференциация изолированно, в слогах.
VI. Физминутка.
VII. Дифференциация в словах.
VIII. Дифференциация в предложениях.
IX. Итог занятия.
X. Домашнее задание
XI. Оценка деятельности учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

– Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

Цели: мы должны научиться:

  • четко и правильно произносить близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
  • слышать и различать близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
  • читать слоги и слова с буквами Й и Л;
  • правильно изменять слова.

II. Артикуляционная гимнастика

  • «Улыбка (лягушка)»
  • «Лопатка»
  • Массаж языка:

1) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.
2) «Покусать зубками язык от кончика до середины и обратно»
3) «Почистить рыбку» – высовывать язык, «царапая» его верхними резцами.
4) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.

  • «Киска сердится»
  • «Горка»

III. Артикуляция и характеристика звуков

Попеременно произнеси звуки, стараясь почувствовать движение языка:

Й – Л", Й – Л"; Л" – Й; Л" – Й.

– Чем отличается звук от буквы?
– Звук мы слышим и произносим, а букву – видим, пишем, читаем.

Прочитай слоги:

Ай, иль,ель, ой, эль, уй, юль, ёль, ый, яль.
Ле – й, лю – ю, ля – я, ли – й, лё – ё, ле – е.

VI. Физминутка

Упражнение для мелкой моторики рук: «Зайка».
Ушки дл инные у зай ки. (Все пальчики сначала в кулачок.)
Из кустов они торчат.
(Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими вперёд – назад.)
Он и прыгае т, и скачет. (Удары локтем по столу в такт стихотворения.)
Весел ит своих зай чат.

VII. Дифференциация в словах

1. Прочитай и отгадай загадки.

Угадай те, что за зверь я :
У меня на лбу деревья . л ень)

«Чик-чирик!»
К зёрнышку прыг,
Кл юй , не робей .
Я бывалый …? (Воробей )

Мы привыкл и к нему,
А ведь он чародей :
Он со мной говорит
Голосами друзей . (Сотовый тел ефон)

Он почти как апел ьсин,
С толстой кожей , сочный ,
Недостаток л ишь один –
Кислый очень, очень. (Л имон)

2. Назови сказочных героев, чётко произнося звуки Ль,Й:

В каких словах тебе встретился звук Й, Ль, оба звука?

3. Игра «Доскажи словечко». Слого-звуковой анализ первой отгадки.

Зверь уснул, укрывшись гривой .
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул, осмел ев,
Да боюсь, проснётся … л ев.

VIII. Дифференциация в предложениях

Измени предложения по образцу:

У Кол и попугай .
– Это Кол ин попугай .
У Л ёши кой ка.
– Это Л ёшина кой ка.
У Л иды л ей ка.
– Это Л идина л ей ка.
У Л юбы зай ка.
– Это Любин зай ка.
У Л ёвы гай ка.
– Это …
У Л ены л иней ка.
– Это …

IX. Итог занятия

– Какие звуки мы учились сегодня различать?
– Чем отличаются эти звуки?

X. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).

XI. Оценка деятельности учащихся .

Информационные ресурсы

1. Лопухина И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи. «Дельта» С. – П. 1999.
2. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно «Дельта» «Аквариум» 1996.
3. Козырева Л.М. «Большой логопедический альбом». Автоматизация звуков в речи. Ярославль. Академия развития. 2006.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звука «Й».
5. Ткаченко Т.А. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников. // Дошкольное воспитание 1989 №3 с. 36-40
6. Презентация «33 сестрицы».
7. Клипарт на прозрачном фоне

[Л] - [Л`] - 1

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ АЛЬ-АЛЬ-АЛЬ ТЛЯ-ТЛЯ-ТЛЯ

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ ТЛЕ-ТЛЕ-ТЛЕ

ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ ЁЛЬ-ЁЛЬ-ЁЛЬ ТЛЁ-ТЛЁ-ТЛЁ

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ ЮЛЬ-ЮЛЬ-ЮЛЬ ТЛЮ-ТЛЮ-ТЛЮ

ЛИ-ЛИ-ЛИ ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ ТЛИ-ТЛИ-ТЛИ

АЛЯ-АЛЯ-АЛЯ ЕЛЕ-ЕЛЕ-ЕЛЕ ИЛИ-ИЛИ-ИЛИ

[Л] - [Л`] - 2

Упражнение № 2.

лавка – лямка лапа – шляпа пола – Поля

Алла – Аля юла – Юля флаги – фляги

игла – земля метла – петля кулачок – светлячок

гладя – глядя глазки – коляски вобла – воля

кукла – туфля плачем – пляшем делать – делят

ложа – лёжа лот – лёд ложечка – Лёшечка

ловко – Лёвка лоб – лёд лов – Лёва

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

[Л] - [Л`] - 3

Упражнение № 3. Произносить (читать) слова парами.

лом – лён ложка – Лёшка пилот – полёт

болото – полёты колосья – колёса кашалот – самолёт

уголок – уголёк слово – слева зло – взлёт

клок – клён плот – плётка слон – силён

солодка – селёдка лоток – лоток ластик – листик

лапки – липки латунь – летун ласты – листы

лак – лик лук – люк лосёнок - лисёнок

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 4

Упражнение № 4. Произносить (читать) слова парами.

лужа – Люда лучший – колючий клумба – клюква

блузка – блюдце случай – ключ клуб – клюв

клубок – любой клуб – клюв скорлупка – шлюпка

кулаки – кульки плач – плеч гладить – глядеть

Слава – слива лыжи – лежи лыко – лихо

лысый – лисий улыбка – улитка полынь - павлин

слыть – слить клык – клик орлы – Орли

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 5

Упражнение № 5. Произносить (читать) слова парами.

плыть – лить хлыст – лист слышать – слишком

пыл – пыль гол – голь кол – коль

кил – киль тол – толь мол – моль

мел – мель ролл – роль угол – уголь

стол – столь ел – ель дал – даль

цел – цель стал – сталь был – быль

ослы – росли чехлы – несли щеглы – текли

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 6

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова парами.

башлык – велик валка – Валька закалывать – закаливать

мелком – мельком волны – вольный галка – галька

колка – Колька полка – полька булка – Булька

волна – вольна лак – ляг лог – лёг

лук – люк лыс – лис уголок – уголёк

цел – цель был – быль гол - голь

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 7

Упражнение № 7. Произносить (читать) словосочетания

лисья голова галка на гальке

ландыши в лесу поляна за лугом

полотно из льна длина волос

плеск волны кольцо из золота

лепесток лотоса соль в солонке

масло в маслёнке половинка лимона

жёлтая листва колючие иголки

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 8

Упражнение № 8. Произносить (читать) словосочетания и предложения.

налитой колос зелёное одеяло

железный лом голубая плитка

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы ходили по полям и дели пополам все, что находили.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 9

Упражнение № 9.

Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 10

Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.

Попадешь в ЦЕЛЬ – останешься ЦЕЛ. Он СТАЛ плавить СТАЛЬ. Я там БЫЛ и слушал БЫЛЬ. Летала МОЛЬ на самый МОЛ. Я голову МЫЛ, а ты свою МЫЛЬ. Он пальцы мне ЖАЛ, а мне его ЖАЛЬ. Больному сделали укол. У ёлки иголки колются. Селяне жили в селах и посёлках. Поплыл наш чёлн по воле волн. Был сокол волен летать над полем. Пока ловил я моль, упала на пол соль.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 11

Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.

Положи-ка мало в маслёнку, а соль в солонку. У Лены из соломы шляпка, из шёлка – ленточки на тапках. Солнышко село за лесом, стало темно под навесом. Пожелтели листики у клёна, только летом он стоял зелёным. Хлопнула сильно хлопушка на ёлке, на пол с не полетели иголки. Ландыши и лилии очень я любил, только белых лилий нигде не находил.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 12

Упражнение № 12. Выучить загадку.

Я землю копала,

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 13

Упражнение № 13. Выучить загадку.

Белый на белом

Написал, где бегал.

Рыжая прочтёт –

Белого найдёт.

(Заяц и лиса)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 14

Упражнение № 14. Выучить загадку.

Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От нее осталась

(Самолёт)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 15

Упражнение № 15. Выучить загадку.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёжик)

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 16

Упражнение № 16.

Кол около стола, стол около кола.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Убежало, убежало, убежало молоко.

Я трудом его поймала.

Быть хозяйкой не легко

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 17

Упражнение № 17. Произносить (читать) скороговорки.

1. Посадил дед лук, 2. Наши руки были в мыле,

Отрастил лук чуб. Мы посуду сами мыли.

Увидел лук внук, Мы посуду мыли сами,

Оборвал луку чуб. Помогали нашей маме.

Удивительная штука:

Слезы капают у внука.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 18

Упражнение № 18. Произносить (читать) скороговорки.

1. Мама Милу с мылом мыла 2. Валя на проталинке

В глаз попало Миле мыло. Промочила валенки

Мама Миле говорила: Валенки у Валеньки

Не сердись, дочурка Мила! Сохнут на завалинке.

Не сержусь - сказала Мила,

Я выплакиваю мыло.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 19

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Злаки.

Все злаки на поле,

Все злаки на воле,

Довольны все злаки,

Что дали им волю.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 20

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Люблю землянику,

Люблю голубику,

Люблю и малину,

Люблю и клубнику.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 21

Упражнение № 21. Произносить (читать) предложения.

На речке МЕЛЬ, На ветке ГАЛКА,

А в школе МЕЛ. На речке – ГАЛЬКА.

Купили ЛУК. На стенке ПОЛКА,

У дома –ЛЮК. А танец – ПОЛЬКА.

У ящика УГОЛ, а в ящике УГОЛЬ.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 22

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

У осла – ослёнок,

У козла – козлёнок,

У лисы – лисёнок,

У кого телёнок?

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 23

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Ехал на олене,

Ехал на осле,

Ехал на лошадке,

Но не на козле.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 24

Упражнение № 24. Произносить (читать) предложения.

Солнечные лучи осветили землю. Чувствовалась близость жилья. Колокола звонили на всю площадь, и люди шли толпами и пели. Стоял июль, солнце пекло так, что от его лучей плавился асфальт. Далеко за полночь, поплутав по заснеженным полям, усталые и голодные, геологи достигли села. Весело и увлекательно было в зимнем лесу. Солнце медленно поднималось над заливом. Голодная кума-лиса залезла в сад.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 25

Упражнение № 25. Произносить (читать) предложения.

Тяжелые облака устало плывут над землей, лишь молодой месяц, блеснувший на далеком небосклоне, осветил спящие улицы. Лебеди, печально склонив головы, медленно плыли мимо белых лилий. Прогулка в лес оказалась удачной: мы несли полные лукошки малины и большие букеты лесных цветов.
Голуби любили нашу зелёную улицу. В полдень они слетались к маленькой булочной, где за углом всегда находили специально оставленные кусочки хлеба и булок.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 26

Упражнение № 26. Произносить (читать) предложения.

Выла осень, желтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели в лужах под лучами солнца.
Жизнь била ключом: люди неслись сломя голову, толкались, спешили. Человек был и всегда будет самым любопытнейшим явлением для человека. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека чтобы ничего не делать.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 27

Упражнение № 27. Произносить (читать) предложения.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением, как у лентяя.
Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело.
Голодная кума лиса залезла в сад.
Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы люди хвалили тебя. Мы ехали шагом, мы мчались в боях.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 28

Упражнение № 28.

Слухом земля полнится. Всяк кулик в своем болоте велик.
Дело в шляпе. Л иха беда -начало. Сколько голов, столько и умов. Люди - ложь, и мы то ж. Словами, что листьями, стелет, а делами, что иголками, колет. У плохих людей язык злодей.
Не хлебом единым жив человек. Волка пожалей, искусает еще злей. Велик телом, да мал делом. Капля по капле и камень долбит. Не хвались началом, хвались концом.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 29

Упражнение № 29. Произносить (читать) пословицы

Не все то золото, что блестит. Маленькое дело лучше большого безделья. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп. Маленькая ложь за собою большую ведёт.
Откладывай безделье, но не откладывай дела.
Лучший повелитель тот, кто умеет повелевать собой.
Золото и сквозь пыль блестит. Поскользнулся - ещё не упал.
Палец слаб, а кулак силён. Кончил дело - гуляй смело.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 30

Упражнение № 30. Произносить (читать) пословицы.

Отольются волку овечьи слёзки. В голодный год лучше кусок хлеба, чем слиток золота. От семечка, что пустотело, не жди плодов. Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова. Слово - полководец человечьей силы. Если ты лишен ума и знанья, лучший выход для тебя - молчанье. Излишняя хвала опасней, чем хула. Своя лепёшка лучше чужого плова.
Уж лучше ты не занимайся делом, коль в нем себя считаешь неумелым.

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.

[Л] - [Л`] - 31

Упражнение № 31. Произносить (читать) рассказ и пересказать его.

Была в лесу белка.

Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.

По Л.Толстому

Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.

Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.