Все о печах и каминах - Информационный портал

Экологическая тропа на участке детского сада проект. Детская экологическая тропа «Цветик - Семицветик

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №14»

ПАСПОРТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ТРОПЫ

Разработчики:

Заведующая МБДОУ Добронравова Е.Л,

старший воспитатель Смирнова М.П.

г.Городец

2015

ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14» – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.

Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождения г. Городец, пл. Пролетарская 22, территория МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14»

Год закладки: 2015

Протяженность: 225 метров

Режим пользования: познавательные экскурсии, наблюдения, исследования, игры в разные времена года

Краткое описание границ маршрута:

начало маршрута от «полянки Доброго Гнома» -хозяина тропы, затем движение по территории вокруг детского сада: стенд «Правила поведения в природе», «Природная лаборатория», «Птичий городок», «Деревенское подворье», земляничная поляна, муравейники, рябина, пруд с альпийской горкой, метеостанция, огород, кедр, цветы леса и луга, уголок леса с полянкой для отдыха.

ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:

  • Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
  • Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
  • Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
  • Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, театрализованных занятий и других видов деятельности

ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

  1. «Полянка Доброго Гнома»

Педагог обращает внимание детей на полянку с маленькими елочками и грибочками, разные цветы по краям полянки, фигурку гнома. Зачитывает письмо гнома детям.

Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.

2. Правила поведения в природе.

Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи плакатов на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:

Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.

Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.

С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

3. «Природная лаборатория»

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.

4. «Птичий городок»

Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.

Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц), беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке».

5. «Деревенское подворье»

Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, ульи для пчел, плетень, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (бык, овечка, свинья с поросенком)). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»

6. «Земляничная поляна»

Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.

Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека), читает стихотворение про землянику.

7. «Муравейники»

Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.

Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.

8. Рябина

Дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды), наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания из волшебного сундучка, находящегося на ветвях рябины («Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку»)

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседует с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.

9. «Пруд»

Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).

10. «Метеостанция»

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), фигурку ежика с колючками в виде шишек.

Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.

Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.

11. «Огород»

Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

12. «Кедр»

Объект включает дерево кедр, пенек с фигуркой белочки, корзинку с кедровыми шишками, миску с кедровыми орешками.

Дети рассматривают все части дерева (кору, ветки, хвою, шишки, орешки), наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают кедр с другими деревьями.

Педагог беседует с детьми, сообщая интересные факты о кедре, его целебных свойствах, загадывает загадки, читает стихотворения о кедре.

13. «Цветы леса и луга»

Дети рассматривают луговые и лесные цветы (ландыш, ветреница, колокольчик, ромашка, василек и др.), наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.

Педагог беседует с детьми о цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.

14. «Уголок леса» с полянкой для отдыха.

Объект включает разные породы деревьев смешанного леса (дуб, береза, рябина, сосна, ель, осина и др.), фигуры животных-обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц, белка), полянку с пеньками и бревном, с обитающими под ним насекомыми (муравьи, червяки и др.)

Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, шишки, желуди и т.д.)

Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру полянки для отдыха, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.)

В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на «полянку Доброго Гнома», где хозяин тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)


Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых.

Наш детский сад работает над проблемой экологического воспитания с 2000 года. Цель нашей работы – воспитание экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы. Для достижения поставленной цели мы используем различные формы и методы работы: экологические беседы, конкурсы и викторины знатоков природы, защиту проектов, экологические праздники и природоохранные операции и др. Одной из интересных форм экологического воспитания является создание экологической тропы.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

При организации экологической тропы детского сада мы обследовали территорию села и вместе с ребятами выделили разнообразные и наиболее интересные объекты. Путешествие по тропе начинается непосредственно со здания детского сада, где находятся объект №1 – «Попугай» и объект № 2 – «Черепашка». Далее тропинка ведет ребят на территорию садика и за ее пределы – в парк, на берег реки, на луг. Здесь были выделены следующие разнообразные объекты растительного и животного мира:

  • объект №3 - «Рябинушка»;
  • объект №4 - «Пенек»;
  • объект №5 -«Лесной доктор»;
  • объект №6 –«Березка»;
  • объект №7 -«Цветочная клумба»;
  • объект №8 –«Ежиная семейка»;
  • объект №9 –«Муравейник»;
  • объект №10 –«Зеленая аптека»;
  • объект №11 –«Грибная полянка»;
  • объект №12 -«У царевны Лягушки».

Количество точек меняется по мере появления интересных и увлекательных растений, птиц, животных, биоценозов.

Воспитатели в группах составили картосхему тропинки с нанесением маршрута и всех объектов в виде рисунков: дятла, дерева, ежа, муравейника и т.д. Вместе с ребятами мы выбрали хозяина нашей тропинки – Лесовичка и его помощников – Мудрую Сову и Сороку – белобоку. Мудрая Сова рассказывает детям о происходящих в природе сезонных изменениях, знакомит с особенностями живых и неживых природных объектов, задает детям вопросы. Сорока – белобока приносит на своем хвосте экологические новости – о погоде, о лесных жителях, о происшествиях на экологической тропе и др. Привнесение элементов сказки, игры помогает привлечь и сохранить внимание детей, позволяет сделать занятие увлекательным.

Воспитатели оформили паспорта всех точек тропинки, в которых отразили рекомендации по организации работы с детьми с данным природным объектом, его биологические характеристики, место произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указали их целебные свойства, у живых объектов – особенности питания и ухода. В приложение к паспорту ребята вместе с родителями собирают загадки, стихи, сказки о каждом из природных объектов.

Занятия, проводимые на тропе, позволяют решить ряд задач:

  • использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;
  • развивать сенсорные качества каждого ребенка;
  • познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
  • проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;
  • формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;

Кроме того, на экологической тропе мы организуем разнообразную трудовую деятельность. Малыши не только наблюдают за попугаем и черепашкой, но и кормят их, моют кормушки и поилки, поддерживают водный режим. Также во время экскурсий по тропе ребята собирают семена разнотравья для подкормки попугайчика зимой. А собранные опавшие листья, шишки, веточки служат материалом для изготовления разнообразных поделок.

Участок наш немаленький и мы выделили участок для грядок, на которых посадили различные овощи (капусту, лук, редис, морковь). Воспитанники ухаживают за грядками, поливают, пропалывают их. Полученный урожай мы используем для питания в столовой. Кроме того, с прошлого года мы стали высаживать на участке и лекарственные растения, которые в дальнейшем используем в оздоровительных целях (полоскание рта, фиточай). Создали условия для выращивания растений, подлежащих охране в нашей местности (мать-и-мачеха, подснежники) и оформили «Красную книгу села Саюкино». На клумбе мы подбираем цветы так, чтобы она была цветущей с ранней весны до поздней осени.

Осенью мы проводим «Ярмарку овощей и фруктов», на которой подводим итоги своей работе на этих природных объектах и демонстрируем выращенный урожай. Ребята вместе с воспитателями и родителями изготавливают из овощей сказочных персонажей; выбирают победителей среди овощей и фруктов в различных номинациях – «Богатырь» (самый большой), «Диво дивное» (самая интересная и причудливая форма) и др.

Главным показателем экологической воспитанности дошкольников является их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков. Возле каждого объекта экологической тропинки мы вместе с ребятами выставили таблички «Охраняется детским садом». Ребята следят за состоянием объектов, убирают мусор. Совместно с родителями мы проводим экологические природоохранные акции: « Кормушка»; «Скорая помощь» раненому дереву, разрушенному муравейнику; «Посади дерево». В детском саду ведется «Красная книга села Саюкино», куда заносятся сведения о растениях и животных, подлежащих охране.

Разработана структура опытно - исследовательской деятельности на экологической тропе. Ребята исследуют, какие условия нужны растениям и животным для жизни, куда девается мусор в почве, кто живет в траве, сколько цветков посетит пчела за одну минуту, сколько разнообразных растений произрастает на экологической тропе, зачем лягушке зеленый цвет и т.д.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.

Цель проекта:

Развитие познавательного отношения детей 3-7 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она расположена на территории дошкольного учреждения. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений.

Для повышения интереса детей педагог совместно с ними выбирает «хозяина тропинки», причем, в каждой группе свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Флорик, Земляничка, Божья коровка и др. Персонажи стоят вначале маршрута, приветствуют детей, периодически посылают детям письма-задания, участвует в театрализованных представлениях. В начале пути по экологической тропе расположен план.

В состав экологической тропинки ДОУ № 80 входят следующие видовые точки:

Естественные:

Ель с гнездом диких голубей

Старые пни

Луговые травы

Лесные травы

Кленовая роща

Муравейники

Туевая роща

Березовая роща

Стилизованные и специально созданные объекты экологической тропы

Цветники

Альпийская горка

Скворечники

Кормушки для птиц

Этнический уголок

Детская метеостанция

Лесное озеро

Сельский двор

Детский огород

Уголок лекарственных растений

Уголок леса

Поляна насекомых

К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес

Возле каждого объекта выставлена табличка с названием. Информация на табличках короткая и выразительная. На объекте «Огород» есть календарь наблюдений за культурами: время посадки, первых всходов, цветения, появления плодов, созревания, сбора урожая. На тропинке размещено «Знаковое дерево», где прикреплены различные природоохранительные знаки и мудрая сова, держащая красную книгу природы:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение 40 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. Наш участок достаточно большой, поэтому мы воссоздали на нем фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей Курской местности (лес.луг, поляна, водоем, озеро). Это помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны, лесными и луговыми экосистемами. Мы представили и разнообразие насекомых, беспозвоночных животных, млекопитающих, с определенными растениями так как они связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания

В результате реализации проекта:

Значительно вырос уровень экологических знаний о природе Курского края,

Повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

Улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы

Перспектива развития экологического проекта:

1. Создание уголков природы разных климатических поясов.

2. Уголок «Замечательный сорняк».

3. Оформление вместе с детьми «Жалобной книги природы».

4. Максимальное использование игрового приема «Голубиная почта».

Создано 18.05.2017 12:02 Обновлено 20.09.2017 13:32

для родителей на тему

«Экологическая тропа в детском саду»

Составила: воспитатель Кропинова Надежда Михайловна

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. В системе дошкольного образования можно использовать различные формы экологического воспитания детей, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.

Экологическая тропа в детском саду – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей.

Можно выделить 3 основных типа экологических тропинок :

  1. на территории детского сада;
  2. в здании детского сада;
  3. в природных или приближённых к ним условиях (сквер, парк).

Экологические тропинки выполняют следующие функции:

  1. познавательная;
  2. оздоровительная;
  3. развивающая;
  4. ознакомительная.

Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания ребёнка-дошкольника.

Задачи:

Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребёнком себя как части природы, чувства ответственности за её сохранность;

Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы;

Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников;

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Этапы создания и оформления экологической тропы:

1) детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.

3) Выбор, совместно с детьми, хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек экологической тропы. Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация.

5) Изготовление выносных знаков, табличек с рисунками, обозначающих каждую точку.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

1) экологические беседы;

2) наблюдения в природе;

3) экскурсии в природе;

4) целевые прогулки;

5) КВН, викторины, «Поле чудес»;

6) экологические конкурсы;

7) решение экологических ситуативных задач;

8) чтение художественной литературы;

9) обсуждение и проигрывание ситуаций;

10) трудовой десант;

11) труд в природе;

12) «Красная книга природы»;

13) коллекционирование;

14) экологические развлечения, досуги, праздники;

15) экологические игры (дидактические, имитационные, игры- путешествия, сюжетно-ролевые, подвижные, соревновательные);

16) инсценировки, театрализации.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе:

1) взросло-детские проекты;

2) изготовление поделок, рисунков;

3) субботники по облагораживанию территории детского сада;

4) участие в конкурсах;

5) участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;

6) фотовыставки;

7) изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);

Объектами экологической тропы можно взять следующее:

  • альпийская горка (дети имеют возможность наблюдать за ростом разных цветов, за появлением семян, сравнивать их);
  • беседка (дети могут читать здесь стихи, сказки, петь песни, водить хороводы, проводить развлечения);
  • сирень-краса (наблюдение за появлением красивых соцветий, которые бывают разными: белыми, розовыми, слегка фиолетовыми, сиреневыми. Можно поискать цветочки по четыре и пять лепестков);
  • птичий городок (пернатый мир). Наблюдение за птицами, поилка для птиц, кормушки, скворечники;
  • царство удивительных пеньков (здесь можно показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей, разглядывать пни с помощью луп);
  • зелёная аптека (дети расширяют знания о лекарственных растениях, учатся собирать и сушить их для оздоровительных мероприятий в холодное время года);
  • белые березки (знакомство с берёзой);
  • грядки Тётушки Редиски (дети приучаются к труду, исследованиям на огороде, формируются представления о разнообразии растений, их особенностях);
  • жужжащий и ползающий мир (объекты для наблюдений - насекомые);
  • дорожка Топтыжкина (объектом исследования служат участки где зелёный покров вытоптан);
  • тропа Здоровья;
  • Рябинка;
  • Клён.

Немаловажным условием эффективной работы дошкольного учреждения по вопросам экологического воспитания детей является активное сотрудничество с родителями – соратниками, помощниками, единомышленниками педагогов.

Родители – первые воспитатели своего ребёнка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: «Яблоко от яблони недалеко падает», «Сын своего отца», «Впитал с молоком матери».

Закончить нашу встречу хочется словами русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского «Образование только развивает нравственные силы человека, но не даёт их: даёт их человеку – природа!»

Благодарим за внимание!

Особенности организации экологической тропы в подготовительной группе детского сада.

Автор Ростова Наталья Сергеевна, воспитатель I категории, МБДОУ «Детский сад №155», г. Нижний Новгород.
Материал предназначен для воспитателей, педагогов.
Цель: раскрыть особенности организации экологической тропы в группе.
Задачи: расширить представления педагогов о возможности создания экотропы в группе;
Организация экологической тропы в группе является одной из форм по формированию и развитию экологических представлений детей. Экологическая тропа выступает средством экологического воспитания детей. В общем понимании, экотропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий по определенным объектам, на котором идущие
получают устную или письменную информацию об этих объектах.
В нашей группе мы оборудовали экотропу и определили все точки ее маршрута. Её название определил сюжетный персонаж – Мудрая Сова, которая приглашает вас заглянуть в ее стаю – Парламент.

Мною был разработан маршрут, который не позволит сбиться с пути. В маршрутном листе указаны названия всех точек. Стрелками обозначен путь от одной точки к другой. Каждой точке соответствует образ Совы, передающий её специфику. Я использовала сов художницы Инги Пальцер. Каждая со своим характером совушка, как нельзя лучше подходила к моей задумке.


1. Парламентские чтения.
Это подобранная природоведческая литература. Ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно ее рассмотреть. Поближе познакомиться с миром природы и ее тайнами.



С помощью макетов и энциклопедий развиваем интерес к живой природе, воспитываем доброе отношение к животным, птицам и рыбам. Нашим детям наиболее интересен был мир животных. В нашей группе есть макет "Пустыня", "Арктика", "Тропики", "Мир насекомых", сухой аквариум, «Домашнее подворье», «Весенний лес».


Хочу все знать!
3. Совушкин огород
Огород на подоконнике способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Особенный интерес у детей возникает, если они становятся непосредственными участниками: сами сажают растения, сеют семена, поливают и, конечно же, наблюдают.



4. Тайные знания
Игры с водой и песком открывают дверцу в мир тайных знаний. Именно здесь они знакомятся со свойствами воды и песка, открывают для себя неизвестное и применяют полученные знания. Дополнительные материалы, такие как камушки, палочки, формочки и т.д. способствуют развитию конструктивных навыков, любознательности и творчества.



5. Зеленый дом
Зеленый дом - это комнатные растения, инвентарь для ухода за ними. Дети ежедневно дежурят в центре природы. Вместе с воспитателями учатся ухаживать за растениями, поливать их. Поливка цветов - один из сложных приемов. Ребенок должен научиться тому, что поливают растения не все одинаково. У каждого цветка есть своеобразная «бирка» с условными обозначениями, «прочитав» которые ребенок будет знать как правильно ухаживать за конкретным цветком.



6. Кладовая мудрости
Кладовая включает все дидактические игры, направленные на развитие экологических знаний детей. Игры научат детей доброте, расширят их знания о природе, методах ее защиты от негативных действий человека.
В этой же точке маршрута для детей доступны лэпбуки природоведческой направленности. Такая форма подачи материала, несомненно, привлечет ребенка и будет способствовать более глубокому усвоению знаний.


7. Круглый год
Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарем природы. Она развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошколят.


8. Сквозь чердачное окно
Наблюдения за живой природой проводятся ежедневно. Ежедневно дети в индивидуальных дневничках наблюдений отмечают погоду. Есть у нас и общий дневник наблюдений, который дети тоже заполняют самостоятельно. Особенности погоды отмечаются с помощью условных знаков.



9. Мини-музей «Пернатые соседи»
Мини-музей – это тематическая выставка, посвященная определенной тематике. Огромной плюс в том, что экспонаты можно и нужно трогать руками. Можно попробовать себя в роли экскурсовода, пригласив на экскурсию воспитанников других групп или родителей.


10. Коллекция идей
Творческая мастерская «Коллекция идей» активно работает и удивляет. Все, что нужно для развития творческих способностей детей здесь. Всевозможный бусины, нтки, природный материал – все обеспечивает максимально комфортные условия для творческого потенциала личности ребенка.


11.ЧТО? ГДЕ? КАК?
Экспериментирование - что может быть интереснее для ребенка? Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребёнка. Опытно-экспериментальная деятельность развивает наблюдательность, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.



12. Третий глаз
«Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» . Георг Зиммель
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных форм работы. Именно «Третий глаз» позволяет нам побывать в разных уголках нашей планеты, космосе, увидеть то, что невозможно увидеть воочию в данный отрезок времени.


13. Клуб юных художников
Любите рисовать? Тогда вам сюда. Здесь всевозможные средства и материалы для развития навыков рисования, фантазии и возможности выражения своего внутреннего мира.


14. Уроки Мудрой Совы.
Каждый день Мудрая Сова приносит загадочные задания, рассказывает новое и интересное о мире природы и ее законах. Она не только рассказывает, но и заставляет думать и придумывать выход из разных ситуаций.


Мы считаем, что экотропа в группе - это ново и современно. Новые знания и открытия, экологической направленности преподносимые детям с помощью сюжетного персонажа, гораздо интереснее, чем обычный рассказ воспитателя. Да и возможность стать «экотуристами», не выходя из группы тоже достаточно увлекательная форма подачи материала.
Спасибо.