Все о печах и каминах - Информационный портал

Как определить творительный падеж. Творительный падеж в русском языке

Основные значения падежей.

Падеж синтаксичен по определению. Значением падежа традиционно называют то синтаксическое отношение (смысл), которое он выражает.

Все русские падежи многозначны. В отличие от грамматической семантики числа значение падежа не формируется противопоставлением разных падежных форм (сочетания типа съесть хлеб, съесть хлеба, в которых наблюдается контрастивное употребление двух объектных падежей в одной синтаксической позиции, являются своего рода исключением). Значение падежа по-разному зависит от падежной флексии и связано с лексическим значением существительных и с занимаемыми ими синтаксическими местами. При характеристике падежей выделяют такие синтаксические позиции: 1) позиция при слове в структуре словосочетания, 2) позиция при члене предложения, при этом отдельной является позиция при связке, 3) позиция при предложении в целом, 4) автономная позиция (заголовок, обращение, главный член номинативного предложения). В некоторых случаях необходимо учитывать так называемый внутренний контекст, т. е. распространение самого существительного в форме того или иного падежа.

Как уже отмечалось, значение падежа зависит от трех обстоятельств: от падежной формы, от лексического значения существительного и от синтаксической позиции, занимаемой падежом. С учетом этих обстоятельств падежи вслед за Е. Куриловичем делят на два типа, грамматические (абстрактные) и семантические (конкретные).

Грамматические (Е. Курилович называет их также синтаксическими) - это падежи со значением объекта и субъекта. Их специфической особенностью является то, что значение падежа зависит прежде всего от синтаксического места, т. е. предопределяется тем словом или словоформой, к которым падеж относится. При употреблении такого падежа говорящий фактически не имеет выбора. Например, словоформа смеется называет смеющийся предмет. Этот предмет в русском языке выражается дважды, личным окончанием глагола и именительным падежом подлежащего. С именительным падежом согласуется форма глагола, окончание которой реализует глагольную субъектную валентность. Вот поэтому и И. п. любого существительного независимо от лексической семантики слова при словоформе смеется выражает значение субъекта действия: смеется человек, смеется природа, смеется душа. Лексема походить в значении быть похожим, релятивная по своей знаковой функции, открывает при себе позицию для В. п. с предлогом -на. Предложнопадежная форма имеет значение объекта, которое формируется только семантикой глагола и не зависит от лексического значения самого существительного: походить на отца, европейца, дикаря, обезьяну, статую и т. п.


Семантические падежи, включая и предложные сочетания (они называются еще наречными), отличаются от грамматических тем, что их значения предопределяются прежде всего падежными окончаниями (а также предлогами) и лексической семантикой существительных. Они меньше зависят от синтаксических мест, хотя и не могут занимать любую синтаксическую позицию. Так, значения форм в лесу, под столом, (ранним) утром, (поздним) вечером, к обеду, в июле, для храбрости, без дождя, в крапинку, с улыбкой, из-за грозы и т. п. могут быть определены и вне структуры предложения.

Семантические падежи и предложно-падежные формы неоднородны. Прежде всего среди них можно выделить обстоятельственные и признаковые формы. Первые попадают под понятие свободного падежа, предложенного Г. А. Золотовой: свободные падежи обладают свойством употребляться в качестве заголовков, т. е. быть синтаксически независимыми. Вторые связаны с реализацией атрибутивной валентности глаголов и существительных: писать мелким почерком, писать с ошибками, пальто на меху, чулки в резинку, верхушки деревьев, голоса птиц. Кроме этого, к семантическим относятся падежи со значением дифференцированного объекта (адресата, орудия, средства, целевого назначения и др.: писать другу, ударить копьем, накормить кашей, купить ручку для двери).

Н. Ю. Шведова как отдельную разновидность выделила так называемые восполняющие синтаксические отношения, а в связи с этим и падежи с восполняющим значением. Восполняющие отношения возникают в подчинительных словосочетаниях с информативно недостаточными (абсолютивно не употребляющимися) опорными словами (обернуться бедой, отличаться выносливостью, закатиться смехом). Восполняющий падеж вместе с главным словом образует сочетание, которое с точки зрения смысла, содержания «не обладает свойствами раздельности». У восполняющих падежей в семантической структуре предложения нет своей роли.

Выделение грамматических, семантических и восполняющих падежей отражает разные приемы вхождения падежа в структуру словосочетания и предложения, т. е. в синтаксическую форму.

Взгляд на падеж с точки зрения номинативной функции предложения (другими словами, пропозиции) выявляет в падежах интерпретационное свойство: падежи не только называют участников ситуации, но и выражают отношения между ними. Если в предложении Маша схватила рукой собаку поменять местами падежи: Собака схватила Машу за руку, образуется высказывание с иным смыслом. Значение абсолютного большинства русских предложений не может быть организовано без интерпретационной роли падежей. Особо эта роль должна быть отмечена у именительного падежа. Любой актант, обозначенный именительным падежом, как бы повышается в ранге (С. Д. Кацнельсон) и становится источником, инициатором обозначенной в предложении ситуации.

Форма именительного падежа - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существ. употребляется для наименования лица, предмета, явления. И. п., сочетаясь с формами глагольного сказуемого регулярно имеет значение субъекта действия: С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам (Тютчев); Девушка вошла в комнату; Ночь прошла незаметно ; если сказуемое выражено формой страдательного залога, И. п. называет объект действия: Космос изучается людьми; когда именительный падеж употребляется в качестве приложения, он имеет значение признака: Чижа захлопнула злодейка-западня (Крылов); в позиции главного члена номинативного предложения И. п. называет бытующий предмет, т. е. имеет экзистенциональное значение: Ночь, улица, фонарь, аптека (Блок); Вот опальный домик (П.); в функции названия используется именительный назывной: «Анна Каренина», в функции обращения - именительный вокативный: Красуйся, град Петров... (Пушкин); Отец, отец, оставь угрозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное ветрило (П.); при выражении количественных отношений выделяется именительный количественной семантики: Мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная (Н. Некрасов). Именительный падеж широко представлен в именном сказуемом. Это именительный предикативный: Дворяне все - родня друг другу (Блок); Талант - единственная новость, Которая всегда нова (Пастернак); Вы - подлинность. Вы - обаянье, Вы вдохновение само (Пастернак), В то время был еще жених Ее супруг (Пушкин), Одна радость и даже страсть Жданова были песни (Л. Толстой).

Родительный падеж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.

Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться (Арс); Эти главы не избегли общей участи. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю славы я (П.).

Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега .

Родительный падеж имеет значение субъекта: пение соловья, народу на собрание не пришло, мальчиков в доме не оказалось, в коридоре нет окон; носителя признака: бледность лица, красота души; восполняющее: дело совести, дело чести, мера длины, даты: первого апреля, девятого мая.

Современный родительный падеж объединил бывшие атрибутивный (определительный) и партитивный (количественный) падежи (ср.: прохлада леса и кубометр лесу, во втором случае уже возможна замена на более распространенное теперь окончание - кубометр леса ; в первом случае это невозможно). Современный предложный падеж также представляет собой объединение двух падежей: местного (гулять в саду) и изъяснительного (говорить о саде). Размежевание этих форм сохранилось опять-таки в семантике и стилистике, но не на уровне падежа как такового.

Современный родительный падеж ориентируется на одну из возможных двух форм - на форму с окончанием ; окончание -у в современном языке явно идет на убыль. Оно сохраняется как остаток количественного падежа при обозначении собственно количества (много народу), хотя и здесь возможна уже замена (много народа собралось на площади); сохраняется -у и в наречных сочетаниях (с испугу, умереть с голоду) и в устойчивых выражениях типа задать перцу, комар носу не подточит и др. Избирательно окончание еще может употребляться только при обозначении количества у некоторых вещественных существительных, например: стакан чаю (но чаще уже - стакан чая), но только - вкус чая, производство чая; ср. еще: кусок сахару (вариант - кусок сахара) и производство сахара (без вариантов); тарелка супу (вариант - тарелка супа) и тарелка молока (без вариантов). На сегодняшний день форма с –у должна быть оценена как форма убывающая, приобретает стилистический оттенок разговорности.

Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам. Кроме того, может иметь значение объекта: завидовать другу. помогать товарищу, учить грамоте), субъекта: мальчику смешно, ребенку нездоровится, подруге неинтересна моя работа, сестре надо ехать в институт, сегодня быть грозе; определительное: памятник Пушкину, цена такому человеку - грош.

В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Татьяне (П.); Моей больной все хуже становится (Т.).

Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души лето целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый день, каждый час (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др. В безличных предложениях - носителя процессуального признака: руку ломит, голову просто распирает; 4) восполняющее: иметь значение, принимать участие.

Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах. Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); резать ножом, удар молотком; средства действия: напоить чаем, объесться сливами; Старуха подперлась ладонью (Л.Т.); способа действия: приехать автобусом, прилететь самолетом; и т.д.

Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства: Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н.Т.); Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (Есенин); Еще мальчишкой я услышал частушки на берегу Ладожского озера (С. Антонов); Дубровский поднял голову Он ехал берегом широкого озера (Пушкин).

Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Тургеневым в 1867 году ) Может нести значение субъекта в страдательных конструкциях и безличных предложениях: Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Грибоедов)

Наконец, выделяется творительный предикативный, который используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М. В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и вдобавок еще - пиитом (Добролюбов). В таком случае обозначается признак предмета, названного подлежащим: Фетисов был немного художником (Ю. Нагибин)

Приименный творительный падеж употребляется: а)при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б)при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.

Творительный падеж имеет значение объекта: руководить заводом , объекта-каузатора: гордиться сыном, любоваться морем , объекта, ограничивающего проявление признака: слаб здоровьем, богат друзьями ; сравнения: Бывает, курьером на борзом Раскачается сердце . (Пастернак); Тоска пассажиркой скользнет по томам (Пастернак); Он носил рабочий комбинезон, сменил усы колечком на усы кисточкой (Федин); признаковое - при глаголе, часто с опорой на внутренний контекст (говорить шепотом, смотреть нежным взглядом) .

Предложный падеж употребляется и при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом.

Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи, т.е. объекта: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних улучшениях и т.д.

Предложный падеж может также иметь значение времени: в юности, в старости; уступки или условия: В голоде, в холоде в городе Вологде жили мы весело, были мы молоды (А. Яшин); признаковое, в том числе в позиции при связке: Вся в инее шапка большая, Усы, борода в серебре (Н. Некрасов); яблоня в цвету, юбка на подкладке; средства или способа действия: прилететь на самолете, приехать на грузовике, жарить на масле; восполняющее: участвовать в войне, участвовать в выборах.

С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом сундуке, стоя на коленях перед ним (М. Г.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в цвету (М.Г.); Река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).

С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играет каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На селе кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).

С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой при дороге (Пришв.); Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).

Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:

С предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);

С предлогом при - для указания на место: сад при институте, сестра при санатории;

С предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах, хранение в снегу .

Предлоги играют значительную роль в выражении падежных значений. Присоединяясь к именам существительным в различных падежных формах, предлоги помогают раскрыть и уточнить значения падежей.

Так, употребляясь с родительным падежом, предлоги вокруг, до, из-за и другие выражают пространственные отношения предметов или действий: ходить вокруг дома, доехать до деревни, выйти из-за стола, стоять у ворот.

Предлоги к, по при употреблении их с дательным падежом указывают на приближение к предмету, объекту, на место действия: наклониться к столу, идти по полю, ехать по дороге.

При употреблении с винительным падежом предлоги в, за, на раскрывают значение направленности действия на объект: вбить в стену, обнять за шею, смотреть на сестру.

Употребляясь с творительным падежом, предлоги за, над, под,с и другие выражают пространственные значения, указывают на направленность действия на объект и т.д.: лететь над лесом, жить под горой, ходить за ягодами, дружить с товарищем.

Падеж — это изменяемая характеристика слова, которая присуща лишь именам существительным, именам прилагательным, именам числительным или местоимениям. Учитывая вышесказанное, можно определить значение термина “падеж”.

Падеж — это характеристика, обозначающая вид, в котором находится имя существительное, обозначающая его соотношение с другим объектом или лицом, определяющая его действие, состояние или признак.

Более сложное понятие падежа звучит так:

Падеж — меняющаяся характеристика грамматики русского языка, которая соответствует она существительному, местоимению, числительному или прилагательному, а также их гибридам, определяющая их значение в предложении относительно семантического или синтаксического положения.

Падежи помогают связывать части речи между собой, наделяя предложение или словосочетание определённой мыслью. Визуально она и выражается при помощи текста посредством трансформации формы слова. Для наглядности можно сравнить:

  • месяц, овины, жёлтый, лик, солнце, ясное;

Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого.

В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

Всего существует 6 падежей, которые характеризуются определённым окончанием. Тот или иной падеж можно определить, задав соответствующий вопрос, или распознать по присутствию определённых предлогов. В представленной таблице указаны все существующие падежи, определяющие их вопросы и соответствующие предлоги, если таковые должны быть.

Таблица падежей

Падежи в русском языке (таблица с вопросами и окончаниями)

Перед тем, как разобрать отдельно каждый падеж на примере конкретных слов, ещё раз вспомним терминологию этого слова и соотнесём её с существительным.

Падеж — это форма существительного, которая изменяет его и выявляет отношение его к другому предмету, человеку, действию или событию, создавая смысловую связь в предложении или словосочетании.

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?

  • Кто? мам-а, заяц_, врач_;
  • Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.

Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

  • Эта книга мне очень понравилась. книга» в именительном падеже, является подлежащим)
  • Собака — лучший друг человека. друг » — часть сказуемого)

Родительный падеж

Обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу, отвечает на вопросы кого? чего?

  • (нет) кого? мам-ы, зайц-а, врач-а;
  • (нет) чего? ручк-и, солнц-а, пруд-а, тиш-и.

Этот падеж относится к категории косвенных и может употребляться и с предлогами и без них. Пример:

  • (нет чего?) ручки — отломился у (чего?) ручки.

Чтобы более точно связать по смыслу существительное с другим словом, используются предлоги. Если существительное находится в родительном падеже, то ему будут соответствовать предлоги без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до.

  • ходить без шляпы;
  • узнать из книги;
  • шагать вокруг здания;
  • спросить у прохожего;
  • отойти от подъезда;
  • дотянуться до плеча.

Дательный падеж

Используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету, ему соответствуют вопросы: кому? или чему?

  • Даю (кому?) мам-е, зайц-у, врач-у;
  • Даю (чему?) ручк-е, солнц-у, пруд-у, тиш-и.

Этому падежу (который является также косвенным) соответствуют предлоги к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно .

  • Подбежать к сестре;
  • действовать согласно убеждению;
  • поехать навстречу поезду;
  • сделать вопреки совету.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже указывает на объект действия, употребляется в сочетании с глаголом, ему соответствуют вопросы: кого? или что?

  • Виню (кого?) мам-у, зайц-а, врач-а;
  • виню (что?) ручк-у, солнц-е, пру-д, тиш-ь.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в винительном падеже: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.

  • Пронести через года;
  • говорить про себя;
  • подсматривать сквозь стекло;
  • танцевать под музыку;
  • отомстил за отца.

Некоторые из этих предлогов (на, под, за, в ) уточняют направление совершаемого на предмет действия:

  • спрятал (во что?) в коробку;
  • положил (на что?) на коробку;
  • поставил (за что?) за коробку;
  • подогнал (под что?) под коробку.

Творительный падеж

Существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет, он определяется вопросами: кем? или чем?

  • Доволен (кем?) мам-ой, зайц-ем, врач-ом;
  • доволен (чем?) ручк-ой, солнц-ем, пруд-ом, тишь-ю.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с.

  • Говорить с гордостью;
  • летать над землёй;
  • задуматься перед покупкой;
  • приглядывать за ребёнком;
  • смеяться вместе с бабушкой;
  • стоять между деревьями;
  • остановиться в связи с правилами.

Предложный падеж

Стоящее в предложном падеже, имя существительное отвечает на вопросы о ком? о чём?

  • Думаю (о ком?) о мам-е, зайц-е, врач-е;
  • Думаю (о чём?) о ручк-е, о солнц-е, о пруд-е, о тиш-и.

Употребляемые предлоги, если существительное стоит в предложном падеже: по, на, о (об), в, при.

  • Основать при кафедре;
  • ходить в музее;
  • сидеть на скамейке;
  • рассказать о фильме;
  • плавать на катере.

В русском языке функционирует шесть падежей, которые используются для согласования слов в предложении. Если бы в языке не существовало данной морфологической категории, то мы бы не смогли понять ни одного предложения, поскольку оно не выражало бы никакой конкретной мысли.

Конечно, в некоторых языках падежей меньше (например, в немецком всего лишь четыре падежа), а есть такие, в которых категория падежа вообще отсутсвует (английский). Каждому падежу присваивается своя форма, и поскольку русский язык имеет очень много форм слов, выучить его иностранцу - очень сложная задача. Давайте рассмотрим творительный падеж: вопросы, окончания, предлоги. А начнем с того, что он выражает.

Что выражает творительный падеж?

В русском языке существует пять непрямых падежей (все, кроме именительного). Падеж, который мы рассматриваем, также относится к ним. Если сложно понять, для чего используется творительный падеж, то можно представить такую картину: определённый человек совершает конкретное действие над каким-нибудь объектом: "Я играю с собакой" .

В русском языке эти объекты логично будет поставить в форму творительного падежа. Таким образом, действие, которое совершает человек, переходит на объект. Бывают также ситуации, когда с помощью творительного падежа выражается и субъект (человек), который исполняет действие. Такое явление наблюдается в пассивных конструкциях. Например, "построенный нами дом".

Множество лингвистических явлений сложно определить без контекста. Чтобы выявить особенность какого-нибудь слова, нужно поставить его в конкретную речевую ситуацию - ввести в предложение. Чаще всего формы творительного падежа ярко представлены в виде дополнения.

Окончания, свойственные творительному падежу

В каждом языке есть отличительные черты, которые отделяют одно языковое явление от другого. И поскольку понятие "падеж" относится к морфологии, то основным способом его выражения является флексия, или более привычное для нас слово - окончание. С помощью окончаний мы с лёгкостью отделим один падеж от другого. Стоит отметить, что категория падежа присутствует только в именных частях речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение). Имя в творительном падеже выражается по-разному. Окончания творительного падежа зависят от типа склонения:

1-е склонение: -ой и -ою, -ей и -ею (ногой - ногою; ней - нею ).

2-е склонение: -ом, -ем (окном, морем).

3-е склонение: -ю (солью).

Зная, как распределять слова по типам склонения и какие окончания имеет творительный падеж, вы никогда не перепутаете его с каким-нибудь другим.

Предлоги падежа

Предлоги - это ещё один параметр, по которому можно вычислить тот или иной падеж. И они играют значительную роль в определении форм падежей. Употребление предлогов с именем существительным играет разъяснительную функцию о нахождении предмета в пространстве и о том, как он взаимодействует с окружающими его вещами или как взаимодействуют на него. Рассматриваемый нами падеж с использованием предлогов не уточняет местонахождение предметов, он, скорее всего, выражает отношения предмета с окружающей средой. Предлогов, которые употребляются с творительным падежом, не так уж и много, и выучить их не составит труда. С этим падежом употребляются такие предлоги, как: с, перед, под, за, над (жить с родителями, стоять перед выбором, прятаться под столом, зайди за мной, над героем нависла беда).

Вопросы творительного падежа

Творительный падеж, так же как и любой другой, имеет свои вопросы, с помощью которых мы можем определить его. Поскольку запомнить вопросы падежей не так уж и сложно, то именно с помощью них мы чаще всего определяем, в форме какого падежа выражено то или иное слово. Интересующий нас падеж отвечает на вопросы кем? чем? (Я работаю (кем?) плотником; Я увлекаюсь (чем?) литературой). Если вам сложно запомнить вопрос творительного падежа, то мыслено проговорите вопрос: "Я творю кем? чем?", так же можно сделать с каким угодно падежом. Тогда все ваши сомнения сразу же развеятся. Теперь давайте дальше рассматривать творительный падеж, вопросы мы уже знаем.

Когда употребляется вопрос "кем?", а когда - "чем?"

Ещё из курса природоведенья все мы прекрасно знаем, что окружающая нас среда делится на предметы живой и неживой природы. То же самое мы наблюдаем в естественном языке. Имена существительные также делятся на слова, которые выражают живые и неживые предметы. В любом падеже есть вопрос, на который отвечает "живой" предмет, а на какой - "неживой". Так, в творительном падеже есть два вопроса: "кем?" и "чем?" Вопрос "кем?" употребляется исключительно для слов, которые обозначают живые предметы, а вопрос "чем?" - только неживые. Обычно в каждом падеже вопрос, который идёт первым, предназначен для живого предмета, а второй - для неживого. И особых сложностей в употреблении вопроса не возникает даже у школьников.

Семантические значения

Под семантикой разумеется смысл, который может передавать отдельно взятое слово или любое другое языковое явление. Именные части речи могут выражать огромное количество семантических значений, а творительный падеж делает их более отчётливыми. В этом его главное назначение. Что может выражать творительный падеж? Числа, род и другие морфологические показатели. Давайте рассмотрим наиболее употребительные семантические значения творительного падежа:

  • Объект (еда была приготовлена поваром).
  • Субъект (дети пошли с нами).
  • Приспособление (работать руками, крутить отвёрткой).
  • Время (прекрасным днём).
  • Средство (рисовать карандашом).
  • Путь (пролетать над городом).
  • Эталон сравнения (волком выть).
  • Причина (болеть ангиной).
  • Характеристика (красив душой).

А.П. Печеный, 2012

Творительный падеж – один из косвенных падежей . Наиболее характерным значением творительного является инструментальное, что в т.ч. получило отражение в его названии. Тем не менее, оно является далеко не единственным: разные значения творительного образуют разветвлённую и местами весьма нетривиальную сеть.

1. Морфология

1.1. Средства выражения

Творительному падежу соответствуют следующие окончания: -ой (-ою ) / -ёй (-ёю ) /-ей (ею) (водой / водою , землёй / землёю , больной / больною , мной / мною, башней / башнею , верхней / верхнею ), -ом / -ём / -ем (столом / конём / морем , санаторием ), -ым / -им (больным / рабочим ), -ыми / -ими (больными , позывными / вашими, синими ), -ми (детьми , всеми ), -ами / -ями (ножницами , двумястами / гуслями , стульями ), -[ jу] (рожью, пятью ), -а (сорокá ),-мя (двумя ), -у (полутора ), ∅ (кофе, хаки ).

Окончания творительного падежа одновременно с собственно падежным значением выражают также:

у имён субстантивных типов склонения - значение числа ;

у имён адъективного (красный ), адъективно-возвратного (выдающийся ), I (дядин ) и II (весь ) местоимённых типов склонения (то есть большинства прилагательных, всех причастий, некоторых местоимений и существительных) – значения числа и рода (в ед.ч.).

1.2. Словообразование

Отдельные формы творительного падежа в настоящий момент находятся на разных стадиях словообразовательной конверсии , в данном случае перехода из имени существительного в другие части речи, главной из которых является наречие (о процессе адвербиализации форм творительного падежа см., например, [Тихомирова 1958]). В таком случае бывшее окончание творительного падежа служит словообразовательным суффиксом. Эти формы несут обстоятельственное значение времени (ночью ), места (лесом ) или образа действия (шагом ). По степени морфологической и синтаксической автономности их можно разделить на несколько групп.

i) В первую группу входят наиболее автономные формы творительного падежа. В их число входят формы с наречными синтаксическими функциями, которым в настоящее время не соответствуют существительные с полной парадигмой. Это слова урывками , сторицей , кубарем, живьём, поедом, мимоездом, мимоходом, ползком, целиком, прямиком, босиком, тайком, ненароком, битком, ничком, пешком, слишком, тишком, рядышком, мельком, ходуном, скопом, мимолётом, чохом, слыхом, телешом, нагишом, ощупью, опрометью, полностью . В таких случаях синхронно, разумеется, суффикс творительного можно выделять лишь аналогически. В большинстве случаев имеются свидетельства того, что ранее эти слова употреблялись как полноценные существительные; ср., например, кубарь в словаре Даля. Эта группа неоднородна: так, помимо наречия ощупью существует и наречие на()ощупь , рядышком образовано от ряд путём добавления уменьшительного суффикса и постановки в форму творительного. Таким образом, на континууме между полностью наречной формой и формой существительного вышеперечисленные элементы расположатся в разных местах.

Следует отдельно сказать и о форме молчком . Это форма творительного от слова молчок , которое, морфологически являясь существительным, на деле представляет собой глагольную форму типа хвать , прыг и др. Других форм, характерных для существительного, у слова молчок не наблюдается; его парадигма исчерпывается парой форм молчок и молчком .

ii) Во вторую группу входят предложные сращения - пишущиеся слитно сочетания предлога с его зависимым (а в случае с незачем - ещё и с частицей), мотивацию которых синхронно не всегда возможно проследить. Этот список невелик - в него входят слова засим , затем , зачем , незачем и замужем, а также задаром и недаром . По частеречным функциям этот список неоднороден: незачем и зачем - наречия, замужем - предикатив.

iii) Третью группу составляют формы творительного слов с существующей синхронно парадигмой, однако имеющие сдвиг ударения. В неё входят слова кругóм и верхóм . При этом, тогда как верхóм представляет из себя чистое наречие, кругóм может употребляться и как предлог:

(1) Тогда делалось до озноба ощутимо, что кругом дорожек кишат и колеблются песчинки, безбрежная пустынная живая земля. [О. Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней (2001)]

Аналогичные формы без сдвига ударения также используются в конструкциях с творительным: вéрхом в пространственной со значением траектории (см. ), крýгом в пространственной со значением формы (стулья стояли крýгом ).

iv) В четвёртой группе - слова, морфологически и фонетически ничем не отличающиеся от свободных форм творительного синхронно существующих слов, но отличающиеся собственной моделью управления либо синтактикой. В эту группу входят вводное слово словом , производный предлог посредством , наречие рядом с возможностью присоединения нетипичного зависимого (рядом с ним ), союзы чем и тем .

v) Пятую группу составляют формы творительного, морфологически и фонетически никак не отличающиеся от соответствующих форм существительных; они несут, тем не менее, нетривиальный семантический сдвиг, на этом основании данный случай можно, тем не менее, относить к конверсии. Это слова временами , местами , волей , неволей , волей-неволей , случаем , порой , запоем , путём ‘как следует’, мигом , наездом , разом , рядком , порядком , бочком , торчком , гуськом , особняком , залпом , даром , часом , частью .

Этот ряд уже достаточно близок формам творительного, употребляющимся в различных конструкциях, таких как творительный сравнения. Единственное различие состоит в том, что в данном случае семантику сдвига нельзя описать общим образом; слова из приведенного выше списка представляют собой частные и «закрытые» словообразовательные модели. Так, слова временами и местами нельзя интерпретировать по общим моделям для времени (годами , неделями , часами ‘в течение долгого времени’) и места (полями , лесами ‘через соответствующие местности’). Слова торчок и гусёк , кажется, синхронно никак не связаны семантически с рассматриваемыми застывшими формами творительного падежа. Семантический сдвиг у частью таков же, что и у слова полностью ; различие лишь в том, что слово часть с полной парадигмой, в отличие от слова *полность существует на синхронном уровне.

Не вошедшие в эти списки слова и словосочетания, хотя более или менее лексикализованы, могут интерпретироваться и быть описаны в рамках общих моделей (таких как конструкции с творительным сравнения (согнуть дугой , см. ) и творительным времени (ранним апрелем , см. ) и потому в данном разделе не рассматриваются.

2. Употребление: синтаксис и семантика

2.1. Синтаксические свойства

1) Именная группа в творительном падеже может синтаксически зависеть от:

глагола: управлять заводом , быть учителем ;

в том числе в пассивном залоге: Инициативной группой организуется субботник ;

существительного: пальцы веером , губки бантиком ;

прилагательного: богатый пушниной , гордый собой ;

предлога: с Петей , за диваном ;

а также употребляться за пределами предложения - в заголовках (ср. формы из ): Путём зерна (В. Ходасевич), Тайгой (А. Вознесенский). Подробный разбор употреблений форм творительного в составе различных конструкций см. .

2.2. Проблемы описания семантики творительного

Поскольку спектр значений, выражаемых творительным падежом, достаточно широк, описание его семантики оказывается непростой задачей. Русистами и славистами было предложено несколько основных способов описания семантики русского творительного. Наиболее традиционным и имеющим богатую историю (ср. например, современную традицию преподавания латыни, перенявшую этот способ из античных грамматик) является способ описания падежной семантики, при котором значения падежа выделяются исследователем на основании его собственной интуиции, задаются списком и в принципе могут вообще не иметь никакого формального обоснования. Для русского творительного самой значительной попыткой такого рода описания является, по-видимому, монография Р. Мразека «Синтаксис русского творительного» [Мразек 1960]. Он выделяет в общей сложности 16 значений беспредложного творительного падежа, которые подразделяются на «синтаксические» (соответствующие в нашей классификации творительному Агенса, Пациенса и предикативному, см. , , ) и «семантические» (прочие семантические роли, см. ).

Также следует отметить коллективную монографию «Творительный падеж в славянских языках» под ред. С. Б. Бернштейна [Бернштейн 1958]. В ней на материале русского и других славянских языков последовательно рассматриваются в диахронической перспективе 10 значений беспредложного творительного (не все из которых представлены в современном русском языке).

Другой классический способ описания падежной семантики, применяемый прежде всего в рамках структуралистсткого подхода, - это описание падежа через систему абстрактных признаков. Наиболее известной работой в этом жанре стала статья [Якобсон 1936], в которой Р. О. Якобсон выделил восемь русских падежей (к шести традиционным для большей структурной привлекательности были добавлены второй родительный и второй предложный) и присвоил им значения трёх независимых бинарных признаков: периферийности , объёмности и направленности , определив их, тем не менее, довольно неформально. Творительному в системе Якобсона присвоена характеристика [+периферийность; −направленность; −объёмность] , что даёт некоторое общее впечатление, но не очень хорошо предсказывает формальные различия падежей.

Помимо Якобсона, похожие системы предлагали Ельмслев и ван Схоневельд , но их описания содержат те же недостатки, что и работа Якобсона. В целом, по-видимому, из этого опыта можно заключить, что строго формально разграничить сферы употребления русских падежей при помощи обозримого количества дискретных признаков вряд ли возможно.

При этом описанный выше структуралистский подход к падежной семантике интересен тем, что он рассматривает значение каждого из падежей не независимо, а в рамках падежной системы в целом. Если пытаться встроить творительный в систему русских падежей, можно утверждать, что он наиболее близок родительному . Так, это единственные косвенные падежи, которые могут выражать семантическую роль Агенса (см. Семантические роли). В этой функции они, в частности, конкурируют в -в позиции зависимого отглагольного существительного. Так, знаменитый пример исполнение Листа может означать и то, что исполнено произведение Листа, и то, что Лист исполнил чьё-то произведение. В случаях, когда требуется указать и автора произведения, и исполнителя, автор выражается родительным падежом, а исполнитель творительным. Без зависимого в родительном зависимое в творительном со словом исполнение не употребляется. Ср. исполнение Баха , исполнение Рихтера и исполнение Рихтером Баха , *исполнение Рихтером .

Однако в то время, как родительный является почти чисто синтаксическим падежом с большим количеством приименных и припредложных употреблений (см. Родительный падеж), творительный имеет достаточно яркую собственную семантику, которая вряд ли поддаётся описанию при помощи одного «инварианта», хотя прототипически творительный выражает роль Инструмента.

Среди прочих способов описания значений творительного можно упомянуть использование особого семантического метаязыка (оригинальный подход Анны Вежбицкой в ), а также применяемые в когнитивной семантике карты и сети значений (, см. также ).

В настоящей статье употребления форм творительного упорядочены по выражаемой им семантической роли .

2.3. Семантические роли

Именная группа в творительном падеже может выражать большое количество семантических ролей , перечисленных ниже. Центральной ролью, однако, как явствует из названия, является роль Инструмента. Прочие употребления в той или иной степени наследуют такую семантику, хотя на текущем уровне развития языка говорить о чётко устанавливаемом «инструментальном инварианте» было бы некорректно.

Набор семантических ролей, выражаемых творительным падежом, таков:

a) Инструмент: бить молотом по наковальне ; резать ножом колбасу ();

b) Средство: рисовать красками ; писать чернилами ();

c) Пациенс: руководить заводом , дирижировать оркестром ();

d) Агенс: Дом строится рабочими ();

e) Эффектор: ветром сорвало крышу ; градом побило посевы ();

f) Причина: болеть гриппом , страдать фигнёй ();

g) Траектория: ехать лесом , хлынуть горлом ();

h) Стимул: восхищаться красотой , пахнуть морем ();

i) Время: воскресным утром , долгими зимними вечерами ();

j) Мера: грузить апельсины бочками ();

k) Аспект: красив душой , отличаться умом и сообразительностью ();

l) Эталон сравнения: кричать петухом ().

Помимо ролевых употреблений, творительный падеж имеет также предикативное употребление, в котором он не выражает никакой семантической роли. Это употребление также рассматривается в данной статье ().

В этой статье рассматривается только беспредложный творительный. Что касается припредложных употреблений творительного падежа, то употребления его с первообразными предлогами за , над , перед , под, с , между выражают в основном роль Места (а также некоторые другие роли, связанные с метафорическим переосмыслением локативной семантики, ср. ставить перед кем-то задачу и под.), см. статью Предлог .

2.3.1. Творительный Инструмента и Средства

Роль Инструмента и Средства см. [Апресян 1974] (отличающегося от Инструмента тем, что во время выполнения действия оно расходуется, см. Семантические роли , «творительный вспомогательного материала» в терминологии [Станишева 1958]), как уже было сказано, является для творительного наиболее типичной. Вероятно, наиболее прототипическими являются употребления, связанные с реально существующими физическим инструментом и средством.

(2) Посмотрю по поводу примеров на священников ― нет, все что-то не то; поет и читает резво, громко, как мужик дрова рубит топором . [Г. Е. Распутин. Житие опытного странника (1907)] – Инструмент

(3) Оба полушария примеряем друг к другу и при необходимости опиливаем надфилями или напильниками до тех пор, пока кромка первого полушария не будет плотно входить внутрь отогнутого бортика. [«Народное творчество» (2004)] – Инструмент

(4) Предположение, что любую мыслимую карту можно правильно раскрасить четырьмя красками , получило название гипотезы четырёх красок, а требование доказать (или опровергнуть) эту гипотезу ― проблемы четырёх красок. [В. А. Успенский. Витгенштейн и основания математики (2002)] – Средство

Среди непрототипических Инструментов / Средств - метафорические и идиоматизированные сочетания типа жечь глаголом , побеждать смекалкой .

2.3.2. Творительный Пациенса

Следует отметить, что прототипический Пациенс, определяемый обычно как «объект, претерпевающий наибольшие изменения в ходе действия» (см. Семантические роли), по всей видимости, творительным не выражается. Для творительного падежа можно говорить скорее о выражении не собственно Пациенса, а смешанной роли, содержащей черты как Пациенса, так и Инструмента / Средства (роли, наиболее характерные для творительного падежа, см. ). Это роль Объекта обладания у глаголов с посессивной семантикой, которые часто помимо собственно констатации факта обладания, содержат информацию о некотором способе распоряжения обладаемым. Эти глаголы подразделяются на:

а) собственно посессивные глаголы владеть , обладать , располагать :

(5) По верхнему ее ряду шли четыре рисунка, подписанные славянской вязью, значительные и умиротворяющие душу: «Сим молитву деет, Хам пшеницу сеет, Яфет власть имеет, смерть всем владеет ». [И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев (1927)]

(6) Наибольшую угрозу представляет собой гепатит С. РНК-содержащий вирус обладает коварным нравом , высокой степенью изменчивости генома. [«Вопросы вирусологии» (2002)]

б) глаголы, обозначающие руководство, управление, т.е. обладание в силу некоторых прав, полномочий: ведать, верховодить, властвовать, заведовать, командовать, манипулировать, дирижировать, править, предводительствовать, руководить, управлять, распоряжаться :

(7) В Департаменте общего образования раньше был отдел, ведавший начальной школой . [«Поиск» (2003)]

(8) Он увлеченно командовал громадой , которая только и дожидалась его решительных команд. [В. Быков. Камень (2002)]

Дж. Фаулером в была отмечена интересная особенность глаголов этой группы. Некоторые из них (хотя далеко не все) допускают пассивизацию (см. Залог), при которой руппа в творительном падеже принимает именительный падеж, подобно классическим прямым объектам.

(9) Единственным исключением из этого грустного антидемократичного европейского большинства является Исландия , которая с X по XIII век руководилась весьма демократичным по своему характеру альтингом ― собранием всех свободных собственников страны. [«Вокруг света» (2004)]

(10) Да и их плохо слышат, ― тяжело вздыхает Бок. ― Жизнь правится твердой рукой. Тверже не бывает. [«Октябрь» (2002)]

в) некоторые глаголы, обозначающие отношение к (потенциальному) Объекту обладания: дорожить , брезговать , гнушаться , пренебрегать , хвалиться , хвастаться .

(11) Ростропович дорожит своим здоровьем и временем и едет туда, где его ждут. [С. Спивакова. Не всё (2002)]

(12) Строгий смотритель тюрьмы, в которую был заключён Короленко, ни за что не пропустил бы эту крамольную книгу в тюрьму, но какой-то хитроумный арестант догадался убедить его в том, что «Капитал» есть руководство для тех, кто хотел бы стать капиталистом, разжиться деньгами . [К. И. Чуковский. Короленко в кругу друзей (1940‑1969)]

(13) «Рекордсменами» являются О. Штерн ― его предлагали 81 раз и в 1943 г. наградили премией , а также А. Зоммерфельд― его тоже предлагали 81 раз, но премию он так и не получил (в 1951 г. он скончался в возрасте 82 лет). [«Вестник РАН» (2003)]

(14) Наконец, ЮКОС не обошёл вниманием и "Союз правых сил" - на долю компании, по данным ГАЗЕТЫ, приходится 7% всей спонсорской поддержки " правых". [«Газета» (2003)]

д) прочие глаголы, которые не удалось отнести ни к одному из этих классов: помыкать , злоупотреблять , торговать .

(15) Она абсолютно уверена, что может помыкать домашними . [Д. Донцова. Микстура от косоглазия (2003)]

(16) Учиться я, конечно, не доучился, торговал образами … [И. А. Бунин. Из записей (1927)]

Семантика Пациенса и Инструмента сочетается также у глаголов, обозначающих различные способы контролируемого движения, в т.ч. движения, производимого частями тела (см. [Летучий 2007]): вертеть , вести / водить , вращать , двигать , дёргать , качать , кивать , крутить , махать , мотать , трясти , шевелить .

(17) Одним больше, одним меньше. Кямал тряс головой , вопрошал: ― Как ты можешь убивать в себе человека? [В. Токарева. Своя правда (2002)]

(18) Японские власти разводят руками , приносят извинения и обещают вырастить за две недели новую траву. [«Известия» (2002)]

См. также противопоставление винительного и творительного в конструкциях типа бросить камень / бросить камнем / бросаться камнями (подробнее см. Переходность / п. 3.3 . и Винительный падеж / п. 1).

В этой связи стоит также упомянуть многократно обсуждавшийся разными исследователями сюжет о т.н. «локативной альтернации» (мене диатезы). Ключевым элементом локативной альтернации является участник, сочетающий в себе черты Пациенса и Средства. Классическим примером локативной альтернации служит пара словосочетаний грузить телегу сеном и грузить сено на телегу . С меной диатезы меняется и прагматика: выдвигаясь из периферийной позиции (творительный) в центральную (винительный), Пациенс/ Средство повышает свой коммуникативный ранг , а вторая именная группа (Пациенс с локативными чертами), будучи оформленной предложной конструкцией, свой коммуникативный ранг, соответственно, понижает. Помимо этого, в тех случаях, когда Пациенс/ Средство в этой конструкции оформляется творительным, оно чаще всего имеет нереферентный референциальный статус : ср. грузить телегу сеном и? грузить телегу этим сеном , но OK грузить это сено на телегу . Подробнее о локативной альтернации см., например, , .

2.3.3. Творительный Агенса, Эффектора и Причины

Творительный Агенса встречается (факультативно, но достаточно часто) в русской пассивной конструкции (см. Залог):

(19) Проникновению психологии в практику образования способствовали и комплексные исследования, которые организовывались Академией педагогических наук СССР и в которых принимали участие сотрудники различных институтов академии. [«Вопросы психологии» (2004)]

(20) Лето жаркое, с частыми грозами. Ветром трепало ивы на улице. Одну даже свалило. [И. Грекова. Перелом (1987)]

(21) ― Не видишь, крышу чиню. ― А сказали, что тебя градом убило. ― Кто сказал? [Николай Пеньков. Была пора (2002)]

Творительным Причины управляют глаголы страдать , болеть , мучиться , маяться , умереть .

(22) Решили не беспокоить, поскольку он страдал бессонницей . [«Наука и жизнь» (2007)]

(23) Сумел ускользнуть от своих тюремщиков, живет в почете, все его знают, красивый, молодая жена ― а мается непонятной болью . [Л. Зорин. Глас народа (2007-2008)]

В обоих случаях такое падежное оформление релевантно только в случае наличия некоторой болезни (впрочем, иронические употребления типа скромностью он не страдает также допустимы); у глагола умереть сочетаемость с творительным ограничена; частотно лишь полуфразеологизованное сочетание умереть родами (15 примеров в корпусе) в отличие от умереть тифом (1), *умереть гриппом (0). Впрочем, для сочетания умереть родами возможна и временнáя интерпретация (‘умереть во время родов’), как в умереть вечером (см. ). О творительном причины в русском и других славянских языках (где он оказывается более продуктивен) см. [Ходова 1958b].

2.3.4. Локативные употребления: творительный Траектории

Творительный падеж употребляется в большом количестве локативных контекстов. Большинство из них, однако, это припредложные контексты. В настоящей статье припредложные употребления творительного падежа специально не рассматриваются (о них см. в статье Предлог). Таким образом, место здесь отведено лишь беспредложному творительному Траектории, который, как это явствует из семантики самой роли, употребляется с глаголами перемещения: ехать , идти , плыть и т.п. С глаголом идти , впрочем, более частотны фразеологизованные метафорические и метонимические интерпретации творительного траектории типа идти прямой дорогой в ..., идти обходным путём .

(24) Ещё в машине, когда ехали московскими улицами в университет, профессор говорил Ивану: ― Рассказать? Ну, расскажи что-нибудь… О себе. [В. Шукшин. Печки‑лавочки (1970‑1972)]

(25) Почему-то я вспомнил, как мы шли сквером и спорили. [А. Волос. Недвижимость (2000)]

О творительном траектории см. подробнее [Булыгина 1958].

Семантику Траектории и Инструмента сочетают распространённые употребления форм творительного с глаголами движения со значением транспортного средства: поездом , автобусом , самолётом , пароходом и др. (ср. также употребление в этой же функции застывшей формы пешком из ). Подробнее об этом см. [Рахилина 2011]. В [Станишева 1958] это употребление называется «творительным средства» (ср. использование этого термина в настоящей статье в ) и противопоставляется «творительному орудия» (собственно инструментальному) в рамках единого значения инструмента.

(26) Надо будет как-нибудь, для разнообразия, поездом прокатиться . [Е. Гришковец. ОдноврЕмЕнно (2004)]

(27) Прилетала в Москву семичасовым самолётом , добиралась до тёти на Юго-Запад, вставала под душ в спящей квартире, выпивала крепчайший чай и мчалась в ГИТИС на метро. [С. Спивакова. Не всё (2002)]

2.3.5. Творительный Стимула

Творительным Стимула управляют:

а) глаголы, обозначающие восприятие запаха: пáхнуть , пахнýть , веять , тянуть , нести .

(28) Иногда приходит и вся одежда пахнет дымом … очень неприятно, ей самой противно… [Наши дети: Подростки (2004)]

Как запах, так и вкус может обозначать глагол отдавать :

(29) Кроме того, мы съели по горсти жирных черных оливок и выпили немного вина, разбавленного водой, уже отдававшей затхлостью амфоры. [А. п. Ладинский. В дни Каракаллы (1959)]

Данное довольно узкое употребление творительного соответствует контекстам, описывающим ситуацию восприятия некоторого запаха или вкуса. Эти употребления имеют прямое отношение к феномену Наблюдателя, описанному Е. В. Падучевой в [Падучева 2004]: некоторому воспринимающему невыраженному участнику ситуации.

б) глаголы эмоционального отношения: восхищаться , любоваться , наслаждаться . Следует отметить, что с этими глаголами может иметься в виду любое из пяти чувств, а не только запах и вкус.

(30) От Лахти до Куопио вы будете любоваться невероятной синевой финляндских озёр. [«Туризм и образование» (2001)]

в) глаголы каузируемого эмоционального отношения (в данных контекстах формы творительного имеют также частично семантику Инструмента): дивить , забавлять , поражать , радовать , смутить , удивлять , утомлять , восхищать .

(31) Погода сегодня радовала полным отсутствием дождя, с неба ласково светило солнышко, лужи исчезли. [Д. Донцова. Уха из золотой рыбки (2004)]

2.3.6. Творительный Времени

Временные употребления, как и инструментальные, составляют широкий класс употреблений творительного падежа. В этих контекстах употребляются находящиеся на разной стадии лексикализации формы, перечисленные в . Наиболее частотны формы утром, днём, вечером и ночью , обозначающие конкретный момент времени. Они наиболее близки к наречиям, тем не менее, возможность иметь зависимое-прилагательное, характерная для существительных, но не для наречий (ср. словосочетания типа ранним утром , летним вечером ) показывает, что процесс конверсии в данном случае ещё далёк от завершения.

(32) Поздним вечером , когда они остались в здании детского сада одни, не считая сторожа, Костик встал и с серьезным выражением лица сказал: «Маришка, выходи за меня замуж!» [«Лиза» (2005)]

Это не единственный способ временного употребления творительного: ещё один крупный класс составляют употребления множественного числа творительного: вечерами , ночами , годами , урывками , - обозначающие (длящееся и) повторяющееся через определённые промежутки времени действие («творительный дистрибутивный» в терминологии [Малаховская 1958]). К этим формам также могут присоединяться зависимые-прилагательные.

(33) Холодными ночами температура тела динозавров резко падала, как и их активность. [«Знание - сила» (2003)]

2.3.7. Творительный Меры

Творительный Меры обозначает некоторую единицу измерения, при помощи которой происходит, так сказать, квантование действия. В этих употреблениях формы творительного встречаются только во множественном числе.

(34) Поэтому воду возили бочками на лошадях из ближайших деревень. [«Наука и жизнь» (2009)]

2.3.8. Творительный Аспекта

Особняком стоит большая и разнородная группа употреблений творительного со значением семантической роли Аспекта, то есть некоторого элемента, выбранного из релевантного множества [ему подобных]. В неё входят как глаголы (отличаться ), так и прилагательные (богатый ), а также две продуктивные конструкции: творительный ориентации и творительный сравнения (о которых см. ниже ).

(35) Более того, как ни увлекался п. Ферма математикой, ношу чиновника нес, по свидетельствам биографов, примерно, пользовался исключительным уважением коллег, выделяясь глубокой юридической образованностью . [А. К. Сухотин. Парадоксы науки (1978)]

Творительный фактически является одним из основных падежей, оформляющих зависимые прилагательных, а роль Аспекта - практически единственная, которую они могут выражать (о приадъективном творительном см. [Гадолина 1958: 301–312]). Вот список прилагательных, управляющих творительным падежом: бедный, белый, бледный, богатый, больной, броский, важный, великолепный, видный, возмутительный, гордый, грандиозный, довольный, женатый, забавный, загадочный, заметный, замечательный, занимательный, знаменитый, значительный, избалованный, известный, издерганный, излюбленный, изобильный, изумительный, интересный, колоритный, красивый, крепкий, любопытный, мерзкий, недовольный, некрасивый, некрасивый, нелепый, необыкновенный, необычный, неприятный, обильный, объяснимый, огорчен, одержимый, опасный, отвратительный, отличный, отчетливый, памятный, парадоксальный, пленительный, плодотворный, плохой, подозрительный, полный, похожий, превосходный, примечательный, принципиальный, пристыженный, причудливый, проникнутый, противный, пьяный, сверкающий, сильный, скандальный, скудный, скучный, слабый, славный, сложный, соблазнительный, странный, страшный, сходный, схожий, счастливый, сытый, тихий, трагичный, трогательный, трудный, трудный, тяжелый, убедительный, увлекательный, угодный, удивительный, удобный, ужасный, унизительный, употребительный, утомительный, фантастичный, хилый, хороший, хороший, чистый, чреватый, шитый . Окказионально творительный может присоединяться и к некоторым другим прилагательным (Он был мне близок своей добротой ). Существуют и (квази)тавтологические окказиональные конструкции с творительным: счастлива особым счастьем . Слово нищий имеет зависимое в творительном как часть идиомы нищий духом .

(36) Из полученных результатов следует, что Республика Бурятия богата природными ресурсами . [«Вопросы статистики» (2004)]

(37) Такой довод представляется остроумным и почти убедительным, но вот ведь Анненский был предшественником Ахматовой, оказал на неё очевидное влияние, однако никакого "невроза" в связи с ним обнаружить невозможно, скорей, наоборот, Ахматова горда этим своим ученичеством . [А. Кушнер. Почему они не любили Чехова? (2002)]

К этим употреблениям примыкает конструкция с творительным, выражающим характеристику, в отличие от Аспекта, ничему не противопоставляемую. Она состоит из формы творительного, выражающей аспект характеристики, и обязательной предложной либо именной группы, содержащей значение характеристики. Круг употреблений этой конструкции чрезвычайно многообразен.

(38) Возникает эффект рентгеновского барстера первого типа: короткие (длительностью в секунды) и мощные вспышки рентгеновского излучения. [«Вестник РАН» (2004)]

2.3.9. Творительный сравнения и творительный ориентации

Конструкция с творительным сравнения образуется путём добавления словоформы в творительном падеже к имени, глаголу либо клаузе. Эта словоформа служит эталоном сравнения для некоторого пространственного расположения либо движения. Во многих случаях творительный сравнения имеет тенденцию фразеологизоваться (см. [Ходова 1958c: 189]). Ср.: стоять столбом , висеть мешком , пальцы веером , губки бантиком . Важным условием для возможности употребления в данной конструкции является наличие у эталона сравнения ярко выделяющейся и наблюдаемой характеристики, которая и служит основанием для сравнения (ею может быть форма (как в располагаться овалом ), скорость (как в вылететь пулей ), характер движения (вертеться юлой )).

(39) И тогда она кошкой подскочила к нему и со словами: "Спать сюда пришёл?" ― дёрнула его за рукав, за ту руку, на которую он щекой опирался. [В. Астафьев. Затеси (1999)]

(40) Он вцепился мёртвой хваткой в полы шинели, словно желая урвать хоть её клок для себя и раскачивая Алешку столбом из стороны в сторону. [О. Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней (2001)]

Конструкция с творительным ориентации менее разнородна и представляет собой глагол или именную группу, которой соположено существительное в творительном падеже, характеризующее пространственное расположение, и наречие либо предложная группа со значением направления или ориентира (вверх, на север etc.). Для человека это слова лицо , бок , спина , иногда живот ; для неодушевлённых предметов возможно относительно свободное употребление обозначений частей предмета типа фасад , торец для зданий, обложка, переплёт для книг и т.д.

(41) Вернувшись на место, Дантес стал правым боком к барьеру. [В. Отрошенко. Эссе из книги «Тайная история творений» (2001)]

(42) Из дома на Малой Морской, из дома фасадом на Мойку ушли на войну господа офицеры. [Ю. Давыдов. Синие тюльпаны (1988-1989)]

Подробнее о творительном ориентации и сравнения см., например, [Рахилина 2000/2010], [Рахилина 2010].

2.3.10 Творительный падеж при фазовых глаголах

В этот класс входят употребления с семантическими ролями Отправной, Промежуточной и Конечной точки: встречаются как локативные, так и временные употребления. В этом значении творительный употребляется с глаголами начать , начаться, продолжить, продолжиться, закончить, закончиться, завершить, завершиться и др.

(43) Сватовство начиналось традиционной фразой : "У вас есть товар, у нас купец, дозвольте поторговаться, сватовство поиметь". [«Народное творчество» (2004)]

(44) Проток делится на мелкие ветви и кончается пузырьками, дольками . [И. п. Павлов. Лекции по физиологии (1911-1913)]

2.3.11 Творительный предикативный

Глагол быть , в настоящем времени (в форме нулевой связки) управляющий номинативом, в прошедшем и будущем принимает дополнение в творительном падеже. В этом случае это дополнение не является участником ситуации и, таким образом, не несёт никакой семантической роли, а употребляется предикативно (задавая свойства некоторого участника ситуации).

(45) Он будет обладателем богатейших фактов, с помощью которых и объяснится, наконец, наша народная физиономия. [п. В. Анненков. Письма из-за границы (1841‑1843)] – Он обладатель богатейших фактов

Как предикативные можно также интерпретировать употребления творительного падежа при фазовых глаголах (см. ) и глаголах, названных в [Грамматика 1980] полузнаменательными: являться, бывать , стать , делаться , казаться , оказываться , показаться , получиться , остаться , пребывать , представляться (‘казаться’). Ср.:

(46) К тому же в бурной их жизни Лелька не уберегла гимназический диплом, и Зубр оказался человеком без всякого образования . [Д. Гранин. Зубр (1987)]

К этой же группе, вероятно, относятся примеры на так называемый творительный превращения с глаголами обратиться , притвориться , прикинуться :

(47) Раскрылась дверь, и все мы мгновенно закрыли глаза и притворились спящими . [В. Пелевин. Синий фонарь (1991)]

(48) ― А я уж, грешным делом, подумала: сказал ему что‑нибудь Петро не так, тот прикинулся дурачком да и плесканул. [В. Шукшин. Калина красная (1973)]

Близки к предикативным некоторые употребления творительного падежа при переходных глаголах. Во-первых, это касается глаголов именования: называть, звать, именовать :

(49) Случайно заехавшие в институт бельгийцы назвали его "гениальным компьютерным лингвистом ". [Запись LiveJournal (2004)]

Во-вторых, к предикативным употреблениям творительного примыкают также употребления при переходных глаголах мысли со значением приписывания свойства: считать , находить . В таких случаях синтаксическую валентность предиката заполняет носитель свойства, выраженного творительным падежом, но его семантическим аргументом можно считать само это свойство (считать человека умным = ʽсчитать, что человек умный’, ¹ ʽсчитать человека’). Подобные конструкции иногда выделяют в особый класс комплементативных конструкций (см. ). Как комплементативные можно также трактовать некоторые употребления творительного падежа при глаголах восприятия:

(50) Василий Иванович был очень пьющим человеком, но пьяным , в общепринятом понимании, я его не видел. [И. Э. Кио. Иллюзии без иллюзий (1995‑1999)] = ʽне видел такого, чтобы Василий Иванович был пьян’, ¹ ʽне видел Василия Ивановича’

ПРИМЕЧАНИЕ . При тех же глаголах, однако, встречаются и употребления, для которых в принципе можно считать, что их семантический аргумент (в данном случае Стимул) совпадает с синтаксическим аргументом, ср.:

(51) Ещё с прошлой осени ходила по колхозу «Горный гигант» молва об этом по меньшей мере нежеланном госте. Кто-то видел его выползающим из большого омёта… [Ю. О. Домбровский. Хранитель древностей (1964)] = 1) ʽкто-то его видел’, 2) ‘в момент наблюдения он выползал из омета’

Такие употребления следует отнести не к комплементативным, а к депиктивным (см. ). Однако граница между депиктивными и комплементативными употребениями оказывается в данном случае достаточно зыбкой.

В предикативной конструкции глагол может управлять как именной группой, так и группой прилагательного или причастия (о предикативных и комплементативных употреблениях причастий см. Причастие / п. 6.3.3 , ).

(52) Судя по количеству участников и оживлённой дискуссии между ними, выбор оказался правильным . [«Computerworld» (2004)]

(53) Триггер DFF оказался реализованным с помощью процедуры DFFPC. [«Информационные технологии» (2004)]

В описанных выше случаях творительный падеж часто конкурирует с именительным (для комплементативных употреблений – с винительным):

(54) Не ссорься ни с кем, будь умницей . [Л. Вертинская. Синяя птица любви (2004)]

(55) Словом, хозяйствуй, будь умница . [Л. М. Леонов. Русский лес (1950-1953)]

Правила выбора падежа достаточно сложны и неодинаковы для каждого конкретного случая, к тому же менялись со временем; подробнее cм. Именительный падеж / п. 3.1.2. Именительный падеж в функции именной части сказуемого , Причастие / п. 6.3.3 , Причастие / п. 6.3.4 .

Существует также класс употреблений творительного, обозначающего непрототипические (нематериальные) инструменты; данные употребления примыкают по семантике к наречиям образа действия (см. Наречие) и в силу этого к творительному предикативному. Если бы не ограниченная сочетаемость, они могли бы быть грамматикализованы подобно формам из .

(56) Образы латинистов-антиподов отчеканились в моем мозгу намертво. Я никогда их не видела, я вижу их до сих пор. Квадратноплечий, короткошеий Кикерон и сгорбленный, вглядывающийся в то, что под носками ботинок его враг. Вскрикивающий фальцетом первый и шепчущий басом второй. [Г. Щербакова. Loveстория (1996)]

(57) Кроме того, А. п. читал очень интересный курс «аккадской диалектологии» ― или, точнее, истории аккадского языка, с параллельным чтением текстов разных эпох, писанных разными пошибами . [И. М. Дьяконов. Книга воспоминаний (1995)]

См. также ниже о близких к предикативным употреблениях творительного падежа в т.н. депиктивной конструкции ().

2.3.12 Депиктивная конструкция

(58) Ночью зять ввалился в дверь совершенно пьяным . [И. Муравьева. Мещанин во дворянстве (1994)]

(59) ― Когда я встретил тебя пьяною на улице, ― спокойно и ровно продолжал граф, испытывая ее глазами, ― ты, в виду всех, назвала себя княжною Анной Яковлевной Чечевинской. [В. В. Крестовский. Петербургские трущобы (1867)]

Творительный в депиктивных конструкциях конкурирует с именительным / винительным (ввалился пьяным / ввалился пьяный ; встретил его пьяным / встретил его пьяного ). См. об этом Депиктивные конструкции, Причастие / п. 6.3.2. Депиктивные употребления .

Участник, которому приписывается выраженное формой творительного свойство, чаще всего одушевлён (чаще всего в центре внимания Говорящего оказываются изменяющие свои свойства люди, нежели что-то другое), но бывает и неодушевлённым:

(60) Соус, иначе подливку, надо подавать очень горячим . [Е Молоховец. Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве (1875-1900)])

Из-за временности приписываемого признака для депиктивных конструкций характерны употребления с наречиями ещё и уже :

(61) Сама же Люда за столом громко рассказывала историю ухаживания за ней некоего испанского поэта, вывезенного с родины ещё мальчиком . [А. Солженицын. В круге первом (1968)]

(62) К тому времени он женился во второй раз, уже старым человеком , на молоденькой девушке, которая ему, конечно, изменила, из чего вышел процесс. [п. Д. Боборыкин. Воспоминания (1906‑1913)]

Чаще всего депиктивная группа, возглавляемая словоформой в творительном падеже, находится линейно с краю, но иногда, как видно из последнего примера, может, обособляясь, и вкладываться внутрь клаузы.

Библиография

  • Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. М. 1974.
  • Булыгина А.М. Творительный места беспредложный // Бернштейн С.Н. (Ред.) Творительный падеж в славянских языках. М.: Издательство АН СССР. 1958. С. 246–265.
  • Гадолина М.А. Творительный приименной // Бернштейн С.Н. (Ред.) Творительный падеж в славянских языках. М.: Издательство АН СССР. 1958. С. 289–312.
  • Летучий А.Б. Творительный падеж при русских переходных глаголах: конструкции с объектами - частями тела. http://aletuchiy.narod.ru/handouts_articles/Transitivity/article_instrumental.pdf
  • Малаховская Л.С. Творительный времени // Бернштейн С.Н. (Ред.) Творительный падеж в славянских языках. М.: Издательство АН СССР. 1958. С. 222–245.
  • Мельчук И.А. Русский язык в модели «Смысл - Текст». Вена: Wiener Slawistischer Almanach. 1995.
  • Падучева Е.В. Семантические исследования. М. 1996.
  • Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. М.: Языки славянской культуры. 2004.
  • Рахилина Е.В. (Отв. ред.) Лингвистика конструкций. М.: Азбуковник. 2010.
  • Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имён. М.: Азбуковник. 2010 (1-е изд.: М.: Русские словари. 2000).
  • Станишева Д.С. Творительный инструментальный // Бернштейн С.Н. (Ред.) Творительный падеж в славянских языках. М.: Издательство АН СССР. 1958. С. 76–126.
  • Тихомирова Т.С. Процесс адвербиализации творительного падежа // Бернштейн С.Н. (Ред.) Творительный падеж в славянских языках. М.: Издательство АН СССР. 1958. С. 313–350.
  • Ходова К.И. (1958a) Творительный падеж в страдательных конструкциях и безличных предложениях // Бернштейн С.Н. (Ред.) Творительный падеж в славянских языках. М.: Издательство АН СССР. 1958. С. 127–158.
  • Ходова К.И. (1958b) Творительный причины // Бернштейн С.Н. (Ред.) Творительный падеж в славянских языках. М.: Издательство АН СССР. 1958. С. 159–180.
  • Ходова К.И. (1958с) Творительный превращения и сравнения // Бернштейн С.Н. (Ред.) Творительный падеж в славянских языках. М.: Издательство АН СССР. 1958. С. 181–192.
  • Якобсон Р.О. К общему учению о падеже: Общие значения русских падежей. 1936.
  • Auwera van der J., Malchukov A. A semantic map for depictive adjectivals // Schultze-Bernd E., Himmelmann N.P. Secondary predication and adverbial modification: the typology of depictives. Oxford. 2005. P. 393–421.
  • Fowler G. Oblique Passivization in Russian. The Slavic and East European Journal, 40(3). 1996.
  • Goldberg A.E. Constructions: A Construction Grammar Approach to Argument Structure. Chicago: University of Chicago Press. 1995.
  • Hjelmslev L. Catégorie des cas. Acta Jutlandica, 1935/1937.
  • Janda L.A. A geography of case semantics: the Czech dative and the Russian instrumental. Berlin–New York: Mouton de Gruyter. 1993.
  • Langacker, R.W. Foundations of cognitive grammar. Stanford: Stanford University Press. 1987.
  • Schooneveld C.H., van. Semantic transmutations: Prolegomena to a calculus of meaning, Vol. 1: The cardinal semantic structure of prepositions, cases, and paratactic conjunctions in contemporary standard Russian. 1978.
  • Sokolova S., Lyashevskaya O., Janda L.A. The Locative Alternation and the Russian ‘empty’ prefixes: A case study of the verb gruzit’ ‘load’ // Divjak D., Gries S.T. (Eds.) Frequency Effects in Cognitive Linguistics, 2. What Statistical Effects Can(not) Explain. Berlin: Mouton de Gruyter. In print.

Основная литература

  • Бернштейн С.Н. (Ред.) Творительный падеж в славянских языках. М.: Издательство АН СССР. 1958.
  • Мразек Р. Синтаксис русского творительного. Прага. 1960.
  • Janda L.A. A geography of case semantics: the Czech dative and the Russian instrumental. Berlin-New York: Mouton de Gruyter. 1993.
  • Wierzbicka A. The case for surface case. Linguistica extranea. 1980.
  • Рахилина Е.В. (Отв. ред.) Лингвистика конструкций. М.: Азбуковник. 2010. Ч.2, гл.1. Русские депиктивы. С. 159–218.

Творительный падеж – один из косвенных падежей. Наиболее характерным значением творительного является инструментальное, что в т.ч. получило отражение в его названии. Тем не менее, оно является далеко не единственным: разные значения творительного образуют разветвлённую и местами весьма нетривиальную сеть. Творительный падеж отвечает на вопросы Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Творительному падежу соответствуют следующие окончания: -ой (-ою) / -ёй (-ёю) /-ей (ею) (водой / водою, землёй / землёю, больной / больною, мной / мною, башней / башнею, верхней / верхнею), -ом / -ём / -ем (столом / конём / морем, санаторием), -ым / -им (больным / рабочим), -ыми / -ими (больными, позывными / вашими, синими), -ми (детьми, всеми), -ами / -ями (ножницами, двумястами / гуслями, стульями), - (рожью, пятью), -а (сорокá),-мя (двумя), -у (полутора), ∅ (кофе, хаки).

Окончания творительного падежа одновременно с собственно падежным значением выражают также:

у имён субстантивных типов склонения - значение числа;

у имён адъективного (красный), адъективно-возвратного (выдающийся), I (дядин) и II (весь) местоимённых типов склонения (то есть большинства прилагательных, всех причастий, некоторых местоимений и существительных) – значения числа и рода (в ед.ч.).

Как определить творительный падеж?

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?) , а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Склонение Ед. число Мн. число
1 склонение -ой (-ей),-ей (-ею) Улыбкой , улыбкою ,Статуей , статуею ,

Сладкоежкой , сладкоежкою ,

Дядей , дядею

-ами (-ями),-ми Улыбками ,Статуями ,

Сладкоежками ,

Дядями

2 склонение -ом (ем) Пряником ,Роялем ,
Кольцом ,

Хранилищем

Пряниками ,Роялями ,
Кольцами ,

Хранилищами

3 склонение Лошадью ,Печалью Лошадями , лошадьми ,Печалями
Разносклоняемые -ей, -ею, -ем Дитятей , дитятею ,Путем ,

Знаменем

Детьми ,Путями ,

Знаменами

Обратите внимание . В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

  • Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником) ;
  • Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками) ;
  • Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой) ;
  • Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом) .

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом) , так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем) . С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между .

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами : гулять под дождем , блюдце под чашкой , видно за облаками , нести за спиной , спор между учениками , смеяться над шуткой , выступать перед аудиторией , дача под Москвой , брат с сестрой , говорить с другом .