Все о печах и каминах - Информационный портал

Сколько человек фактически проживает в квартире? Коммунальщики призывают «стучать» на соседей, чтобы не оплачивать ЖКХ за бригаду рабочих-нелегалов в квартире этажом выше. Влияние количества прописанных человек на размер оплаты коммунальных платежей Кто с

Дмитрий Никитин, кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

На потребителя коммунальных услуг возложена обязанность информировать управляющую организацию об увеличении или уменьшении числа жильцов в занимаемом им жилом помещении, не оборудованном прибором учета. Данная обязанность исполняется не часто, чем, вероятно, объясняется предоставление управляющим организациям права устанавливать количество временно проживающих в жилом помещении граждан. Проведение подобных проверок не всегда соответствует установленному законом порядку и может повлечь признание ее результатов незаконными.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена в ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп.) (далее - ЖК РФ). В частности, у собственника помещения данная обязанность возникает с момента возникновения права собственности (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (с изм. и доп.) (далее - Правила).

Вопросы, связанные с начислением платы за коммунальные услуги при нахождении в жилом помещении временно проживающих потребителей, регламентируются п. 56-58 Правил.

Как следует из п. 56 Правил, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Таким образом, из приведенной нормы можно выделить два основных момента:

Факт нахождения в жилом помещении временно проживающих потребителей может повлечь доначисление платы за коммунальные услуги в случае отсутствия приборов учета;

Необходимо устанавливать, проживают ли посторонние (незарегистрированные) лица в жилом помещении более 5 дней подряд.

Наличие одного акта обследования жилого помещения едва ли может служить доказательством нахождения временно проживающих потребителей в течение срока, превышающего 5 дней подряд.

Так, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда пришла к выводу, что ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих фактическое постоянное или временное (более 5 дней) подряд нахождение каких-либо лиц в количестве 3-х человек в квартире истца в спорный период, что могло бы явиться основанием для исчисления размера платы за коммунальные услуги исходя из 3-х человек.

Акт обследования незаконного проживания от 20 апреля 2013 г. не может свидетельствовать о проживании 3-х человек в спорной квартире, поскольку он составлен на конкретную дату - 20 апреля 2013 г. и не содержит сведений о проживании трех человек в период с 1 января по июль 2013 г. .

Право исполнителя , в качестве которого может выступать управляющая организация, на составление акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, закреплено с 1 июня 2013 года . Установление количества фактически проживающих граждан в жилом помещении и составление подобного акта до указанной даты могло на основании ст. 14.7. («Обман потребителя») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) (далее - КоАП РФ) повлечь привлечение управляющей организации к административной ответственности .

В силу пп. «е(1)» п. 32 Правил исполнитель вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.

Помимо акта подтверждение проживания временных жильцов в жилом помещении может «усиливаться» и другими доказательствами: данными о фактическом потреблении электроэнергии, свидетельскими показаниями соседей, записями видеокамер в подъезде, активными сессиями доступа в интернет и т.п. .

Согласно п. 57 Правил размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем.

Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:

а) ввода в эксплуатацию прибора учета;

б) окончания срока проживания временных жильцов, о чем исполнитель был проинформирован письменным заявлением.

Порядок составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а также предъявляемые к нему требования закреплены в п. 56(1) Правил, а именно:

Данный акт составляется исполнителем;

Акт должен быть подписан исполнителем и потребителем;

В случае отказа потребителя поставить свою подпись акт подписывается исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией;

В акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей;

Если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт, или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка;

Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю);

Акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 14 июня 2013 г. № 05-14-182/3 (с изм. и доп.) утверждены Методические рекомендации по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением (далее - Методические рекомендации).

Следует отметить, что данный акт имеет рекомендательный характер, о чем можно судить уже по его названию. За последнее время Методические рекомендации претерпели изменения и в действующей редакции мало чем отличаются от положений п. 56-58 Правил. К нынешним его достоинствам можно отнести, в частности, наличие п. 3.3.6, в котором установлен трехдневный срок для направления собственнику, который отсутствовал при проведении проверки, акта (или актов) почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Ранее Методические рекомендации предусматривали следующий алгоритм действий (п. 3.3.1-3.3.3). Проверка жилых помещений должна была осуществляться Комиссией, в состав которой входили представители Управляющей организации и общественности, в том числе члены совета данного многоквартирного дома в количестве не менее двух человек. Результат проверки должен был оформляться Актом, устанавливающим постоянное проживание незарегистрированных граждан, с указанием даты составления Акта, состава комиссии, адреса жилого помещения, фамилии, имени, отчества проживающих, не зарегистрированных в данном жилом помещении граждан и периода проживания. Примечательно, что проверку рекомендовалось осуществлять не менее 2 (двух) раз в расчетный период - не позднее 10 дней с начала расчетного периода и не позднее 10 дней до окончания расчетного периода . За расчетный период брался календарный месяц.

Таким образом, приведенный порядок, как представляется, был направлен на то, чтобы предать данным проверкам большую объективность, а также уменьшить злоупотребления управляющих компаний, сотрудники которых нередко фиксируют информацию «со слов соседей» либо допускают нарушения при составлении актов.

Приведем примеры из практики.

    В иске о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг из расчета 25-ти проживающих граждан было отказано, т.к. истцом не доказано, что в спорной квартире временно проживают 25 человек.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда пришла к выводу, что представленные в материалы дела акты не отвечают требованиям, предъявляемым законом к таким актам, так как в них отсутствуют необходимые сведения: время его составления; фамилия, имя собственника жилого помещения. Не исполнена обязанность по вручению его собственнику, направлению его исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Сведений о том, что собственники жилого помещения извещались о времени и месте составления акта, присутствовали при его составлении и отказались от подписи, представленные акты не содержат. В акте не указано, кто именно фактически проживает в спорной квартире (указано только общее количество проживающих - 25), не указаны их паспортные данные, правовое основание для занятия квартиры .

    Акт обследования незаконного проживания в квартире истца от 16 сентября 2013 г. признан незаконным , поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым законом к таким актам. Не исполнена обязанность по вручению его собственнику и направлению исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции .

Согласно п. 58 Правил количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в пп. «б» п. 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 КоАП РФ.

Весьма примечательно, что п. 58 Правил не называет акт, составляемый согласно п. 56(1) Правил, среди оснований определения количества временно проживающих в жилом помещении потребителей. Минстроем России готовились соответствующие поправки, дополняющие п. 58 Правил указанием на акт.

В арбитражной практике вырабатывается подход, согласно которому составление акта (актов) в отсутствие протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 КоАП РФ, не может являться законным основанием для доначисления платы за коммунальные услуги .

Ссылка на ст. 19.15 КоАП РФ также порождает неопределенность. В действующей редакции КоАП РФ в ст. 19.15 установлена ответственность за проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). В свою очередь, ответственность за проживание без регистрации и нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении установлена ст. ст. 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ.

По нашему мнению, установление факта проживания временных жильцов для целей доначисления платы за коммунальные услуги не должно в каждом случае ставиться в зависимость от составления протокола об административном правонарушении, поскольку нормы Правил, КоАП РФ и Постановления № 713 имеют различные функции. В п. 58 Правил необходимо внести соответствующие изменения.

Вопрос о том, сколько квадратных метров положено на одного человека, становится определяющим во многих ситуациях.

Когда нужен расчёт жилой нормы? Как она определяется?

Есть несколько случаев, когда обязательно учитывают норму по жилой площади.

  1. При необходимости подтверждения права нанимателя на то, чтобы получить дополнительную площадь.
  2. Когда .
  3. Переселение нанимателя во время проведения капитального ремонта в здании.
  4. Проводится раздел объекта недвижимого имущества.
  5. Нанимателя выселяют.
  6. Нужно начислить плату за жилплощадь.

В Жилищном Кодексе РФ есть статья 50, которая и посвящена данному вопросу. В этом тексте пишется о том, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Показатель сохраняет различный уровень в разных регионах и субъектах. В субъектах РФ ответственность за установку индивидуальных норм ложится на плечи местных органов власти. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления , установленной данным органом.

Федеральные стандарты норм

На уровне федерального законодательства правила определяются следующим образом.

6 квадратных метров на одного человека – норма для жилой площади, согласно правилам санитарного типа.

Социальные нормы общей площади рассчитываются следующим образом:

  1. Если есть один жилец, проживающий одиноко – ему выделяют площадь, равную 33 квадратам .
  2. 42 квадрата – необходимый минимум для двух человек.
  3. Если семья состоит из трёх человек, то каждый из них должен получить не менее 18 квадратов . Но они в любом случае должны получить не менее 16 квадратов в своё распоряжение .

Что такое социальная норма? Как она рассчитывается?

Социальная норма – это минимум необходимого жилья, который надо выделить населению, когда между ним распределяется жилой фонд.

Социальные нормы отображают, сколько минимального пространства необходимо человеку для комфортного проживания. Это главный ориентир тем, кто отвечает за выделение жилищных субсидий, жилья по другим программам.

Норма привязывается к нескольким факторам, включающим:

  • Информацию о том, к каким разновидностям относятся помещения для проживания.
  • Данные по обеспечению населения жильём, с учётом особенностей конкретного региона
  • Информацию о том, сколько людей составляет семью.

Подробнее о правилах расчёта

Классические нормы: по 18 квадратов на одного гражданина, по 42 метра на семью из двух человек, 33 квадрата для тех, кто живёт один . И заключает . Один человек по норме должен получить не менее 12 квадратов . Но это актуально только для тех, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Такими признаются граждане, которые проживают в квартирах, не соответствующих действующим нормам. Норму устанавливают муниципалитеты. Они обязательно учитывают фактическое состояние, текущую структуру жилого фонда. То же самое касается количество помещений, которые можно включить в жилой фонд для его увеличения.

Об учётной норме жилья

Определяется местными органами власти. Расчёт данной нормы требует рассмотрения множества факторов:

  • Демографический и социальный состав семей, состоящих на учёте.
  • Особенности самого жилого фонда.
  • Обеспеченность населения жильём в том или ином конкретном регионе.
  • И так далее.

В каждом регионе эта норма имеет определённый размер , который определяется индивидуально. Учётная норма может быть изменена для конкретных групп граждан, включая . Но уменьшение или увеличение учётной нормы происходит только на основании Федерального акта. Важными документами для этого становятся законы самих субъектов, либо указы Президента РФ.

Учётная норма нужна, чтобы понять, требуется ли улучшить жилищные условия конкретным гражданам. При этом во внимание принимают не только территорию жилых комнат, но и так называемых мест общего пользования.

Норма для членов семьи военнослужащих – 18 квадратных метров на человека. На практике, жилищные нормы для данной категории граждан часто увеличивают.

Социальная норма по жилой помощи используется, когда определяют, способны ли граждане сами оплачивать ЖКХ, или им требуется поддержка. В общежитии на одного человека норма может быть уменьшена в зависимости от решения муниципалитета.

Выселение за – крайняя мера, которая применяется к тем, кто живёт в квартире или доме по договору социального найма. Выселяют обязательно в жильё с меньшей площадью. Здесь используются те же нормы, что и при работе с общежитиями – то есть, например, 6 квадратных метров на человека.

При переселении из аварийного жилья нормы составляют 6 квадратов на человека, если у муниципального фонда не хватает средств для предоставления всех условий. В других случаях переселенцы могут рассчитывать минимум на десять квадратных метров.

На те же нормативы, не меньше, могут рассчитывать те, чьё жильё изымается в пользу государственных и муниципальных фондов.

Что ещё следует учесть?

За последние несколько лет эта сфера в законодательстве РФ практически не претерпела перемен. Если нормы и становятся другими, то только в пределах конкретного региона, сумма изменений редко бывает большой. Но чаще всего даже другие города повторяют те же правила, что действуют и в Москве.

Нормирование жилой площади началось у нас со времён СССР. И многие нормы, действовавшие в то время, применимы к практике до сих пор. Даже после изменений они просто переносятся в новые документы. Меняются лишь органы государственной власти, ответственные за редактуру в том или ином случае.

Стоит учитывать то, что некоторые категории граждан имеют право получить компенсацию. Например, если они и члены их семьи пострадали во время аварии на Чернобыльской станции. Компенсация особенно актуальна для тех, кого интересует возможность . Такое право есть и у ветеранов труда, которые на постоянной основе проживают в жилищном фонде. Вне зависимости от того, какую форму собственности они оформляют на тот или иной объект.

Многие граждане могут самостоятельно улучшать свои жилищные условия. Но для некоторых актуальной остаётся и государственная поддержка. Если есть возможность получить жильё на льготных условиях – почему бы ей не воспользоваться?

Сколько метров полагается на одного человека? Консультация адвоката на видео

Помимо ответа а вопрос о количестве метров адвокат Оксана Касьянова отвечает и на другие смежные вопросы.

Внесение коммунальных платежей – это обязанность каждого , в чью квартиру подаются ресурсы.

Расчет за них идет путем начисления долга и прописывания его в квитанции по оплате жилья .

Однако не каждый собственник жилья знает, кому именно полагается совершать оплату .

Разберемся, как начисляется квартплата по коммунальным услугам: по прописанным или проживающим гражданам в квартире?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Законодательство

Регистрация множества людей на личных квадратных метрах имеет свои негативные последствия, связанные с оплатой коммунальных услуг .

Для того чтобы с этим разобраться, нужно обратиться к . Вопрос, касающийся своевременных платежей за поставляемые услуги, раскрывается в Жилищном кодексе РФ .

Доля прописанного жильца

Если недвижимое имущество находится в долевой собственности , то по закону его оплату производят все владельцы .

Каждый платит в соответствии с имеющейся долей в жилье , а отсутствие владельца части имущества на месте не освобождает его от внесения денежных средств в счет оплаты.

Если жильцы только зарегистрированы, но не владеют определённой долей, тогда оплата делится на каждого из них в равной степени .

Если прописанные люди не платят?

Часто бывает так, что один или несколько из прописанных лиц не желают помогать собственнику в оплате за жилье .

Перед хозяином квартиры встает вопрос о том, каким образом можно доказать подобную неуплату.

Единственный шанс повлиять на сложившуюся ситуацию заключается в обращении в суд . Это нужно сделать по месту жительства .

Если сумма иска составляет менее ста тысяч рублей , тогда дело будет рассмотрено в мировом суде .

Если сумма больше , тогда его будут слушать в районном суде . Собственник в данном случае будет истцом , а ответчиком то лицо, которое официально имеет регистрацию и пользуется ресурсами, но не вносит платы за них .

В качестве доказательства можно предоставить платежные квитки , где будет проставлена подпись плательщика и отметка банка о совершении операции по оплате услуг.

Частные случаи

Иногда собственники не знают, по каким нормативам проводится начисление долгов по квартплате.

Поэтому их интересуют конкретные ситуации , которые встречаются не часто, но все же бывают с хозяевами квартиры в многоквартирном доме.

Никто не прописан

Факт отсутствия зарегистрированных граждан, не является причиной по прекращению начислений за коммунальные услуги .

В этом случае, начисления будут производиться как за одного человека , а те параметры оплаты, которые зависят от количества квадратных метров, останутся неизменными.

Чтобы минимизировать расходы на оплату услуг, нужно заранее позаботиться о постановке счетчиков для каждого вида потребляемой энергии.

Никто не живет в квартире

Закон возлагает ответственность по оплате за коммунальные услуги в том месте, где человек официально зарегистрирован .

Часто случается так, что человек только формально числится в квартире, а фактически живет в другом месте .

Оплата в таком случае будет полной и не зависящей от проживания в квартире в данный момент.

Однако есть возможность доказать тот факт, что гражданин исправно оплачивает счета в другом месте проживания.

Этот способ довольно сложный , так как необходимо будет приносить квитанции, подтверждающие факт оплаты. Это нужно делать один раз в полгода и для каждого поставщика услуг.

Расчет пени

За несвоевременное внесение средств за пользование коммунальными ресурсами собственник жилья получает дополнительные начисления, называемые пеня .

Эта сумма складывается из следующих показателей:

  1. суммарного количества дней просрочки;
  2. от общей суммы задолженности;
  3. 1/300 от ставки рефинансирования.

День, следующий за расчетным числом, является просрочкой.

Ставка по рефинансированию может изменяться и зависит от финансовой ситуации не только в нашей стране, но и на мировых рынках.

Для грамотного расчета потребуется , количестве просроченных дней и ставке рефинансирования .

Таким образом общая задолженность умножается на количество дней и на ставку рефинансирования, а затем делится на 300 , поскольку по формуле она составляет 1/300 от суммы рефинансирования.

Полученная сумма и будет являться начисленной пенею.

Полная степень ответственности по оплате платежей ложится на нанимателя или хозяина квартиры.

Поэтому вопросы, касающиеся порядка оплаты, должны решаться совместно . Если не удается найти общее решение, есть возможность обратиться с иском в суд и защитить свои права .

ЖКХ / Тарифы на ЖКХ

Сегодня одна из самых обсуждаемых тем на форумах Екатеринбурга — странные квитанции за коммунальные услуги. Горожане жалуются, что в графе « количество проживающих» управляющие компании ставят выдуманные числа. Приписывают лишних людей, которые никогда не жили в квартирах. В управляющих компаниях заявляют: плата начисляется за фактическое количество проживающих.

Численность проживающих и оплата ЖКХ

Жители многоквартирных домов по всей России стали получать « странные» квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. В « квитках» значатся таинственные « фактически проживающие» граждане, исходя из количества которых коммунальщики начисляют плату за ЖКУ. При этом установить число « фактически проживающих» УК предлагают « бдительным» жильцам, попросту призывая « стучать» на соседей.

Российские собственники квартир всего месяц-другой назад стали получать квитанции на оплату коммунальных услуг нового образца. Напомним, что это связано с вступлением в силу с 1 сентября 2012 года постановления правительства № 354, которое поменяло правила предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям. В новой платежке присутствуют строки « Количество зарегистрированных/фактически проживающих граждан».

Эту строчку можно было встретить и в старых квитках. Однако с сентября граждане, во втором пункте этой строчки регулярно видевшие цифру «0 », внезапно стали получать квитки с 2-3 « фактически проживающими». « Мне одного лишнего человека в „фактически проживающие“ написали – кто такой, главное, откуда он взялся – УК ручками разводят, не знают», – пишет пользователь одного из екатеринбургских форумов «Igla ». « В прошлом месяце приписали мне таких 6 человек!», – возмущается форумчанка «tatyanka ». И сообщений такого рода – сотни.

Коммунальщики: хочешь платить меньше? Сообщи, сколько народу живет у соседа

Это с одной стороны. А вот другая. В доме, где живет Ольга Березина, установлен общедомовой прибор учета воды, в ее квартире поставлены счетчики и на холодную, и на горячую воду. Но счета все равно приходят заоблачные. И женщина даже знает, за кого она платит — в одной из квартир живут гастарбайтеры. Как старшая по подъезду Ольга сообщила об этом в управляющую компанию. Она не боится испортить отношения с соседями. « По шесть кубометров, это представляете, по шесть тонн с квартиры, мы все это оплачиваем!», — приводит слова жительницы Екатеринбурга радиостанция Вести ФМ.

Одна из управляющих компаний Екатеринбурга возле каждого подъезда разместила объявления с призывом сообщать, сколько на самом деле живет людей в квартирах. И как говорит пресс-секретарь управляющей компании Дарья Гусарова, результат не заставил себя ждать. « Объем звонков в управляющую компанию увеличился, и мы ходим несколько раз в неделю с комиссией по домам по квартирам и составляем акты».

Только одного сообщения от жильцов мало. Прежде чем владельцу квадратных метров начислят плату за воду не по количеству прописанных, а по фактическому количеству проживающих, в квартиру придет целая комиссия: коммунальщики, представители совета дома и участковый. Как рассказывает пресс-секретарь управляющей компании Дарья Гусарова, и после составления акта собственники пытаются спорить. « Если человек не прописан в квартире, у него ноль прописанных, и он сдает квартиру 10 гражданам ближнего зарубежья, то, конечно, ему невыгодно платить по факту потребления, и приборы учета у него в квартире не будут установлены, конечно, есть негатив со стороны таких недобропорядочных граждан, которые о соседях не думают».

Коммунальщики в таких случаях пытаются воззвать к совести владельцев квартир. Объясняют, что управляющей компании нет дела до того, сколько человек живет в комнате, если стоит счетчик учета воды, тогда оплата начисляется по потреблению ресурса. Собственник квадратных метров, впрочем, имеет право в суде оспорить сумму в квитанции. Но таких прецедентов в Екатеринбурге пока не было.

Количество фактически проживающих в квартире: « донос» или « восстановление справедливости»?

Но не слишком ли рьяно управляющие компании рьяно взялись за разъяснительную работу с населением? Многие уральские УК буквально призывают « стучать» на соседей, которые « не прописаны, но живут и ресурсы потребляют».

Действительно, в ППРФ № 354 законодательно закреплена возможность начислять плату собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, исходя из количества фактически проживающих граждан. Так что, в своем роде, управляющие организации правы.

« Если жители дома заметили, что в соседней квартире на постоянной основе стали проживать незарегистрированные граждане, им необходимо обратиться с соответствующим заявлением в управляющую компанию. После чего специалисты УК совместно с участковыми и группой активных жителей выйдут на объект и составят акт фактического проживания (с подписью соседей, представителей УК и участкового). Согласно ему в дальнейшем будут проходить начисления на оплату ЖКУ», – рассказала « Новому Региону» генеральный директор одной из УК Екатеринбурга.

Кстати, по такой же процедуре происходит установление факта « реально проживающих» в квартире граждан и в других управляющих организациях или ТСЖ – не только на Урале, но и по всей России. Однако обладают ли простые жители « многоквартирников» или т.н. домкомы, и даже специалисты УК и участковые полиции правом, а главное – компетенцией – чтобы определять, сколько на самом деле человек живет в той или иной квартире?

Расчет количества проживающий в квартире: что говорит законодательство?

Так, в соответствии с п. 34 ПП РФ № 354 « потребитель обязан информировать исполнителя (т.е. УК или ТСЖ) об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета».

Кроме того, в другом пункте того же постановления – п. 58 ПП РФ№ 354 – « количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления, которое содержит ФИО собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания проживания таких потребителей в жилом помещении. Такое заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей», – говорится в документе.

В то же время, в постановлении российского правительства четко прописано, что собственник квартиры должен сам обратиться к коммунальщикам, чтобы те зафиксировали дополнительных « фактически проживающих» в его квартире граждан. Действительно, здесь можно усмотреть законодательный пробел, поскольку реальное потребление в той или иной квартире отдано на добросовестность и честность ее жильцов. Однако «dura lex – sed lex», и в постановлении законодательно не определено иных методов установления количества фактически проживающих. А, значит, схемы, которые используют российские коммунальщики, попросту незаконны.

Количество проживающих в квартире и оплата ЖКХ: какова точка зрении судов?

К аналогичным выводам, судя по всему, приходят и представители отечественной судебной системы – и прецедентов уже не мало. Так, например, Дзержинский суд города Перми, рассматривая иск управляющей компании к одному из потребителей, признал начисления, основанные на показаниях соседей ответчика, незаконными.

« Из свидетельских показаний соседки К., показавшей, что постоянно видит какую-то женщину у ответчика П-ва вместе с ним в разное время суток, и актов, составленных членами ЖСК, невозможно установить, на кого именно начисляются коммунальные платежи как на второго человека, временного проживающего в квартире ответчика. Свидетель Т. показала, что видела с ответчиком П-вым женщин, но сказать, что одну не может. При имеющихся в деле доказательствах юридических оснований для начисления платы на второго человека не имеется», – постановили представители Дзержинского суда Перми.

Похожий иск коммунальщиков к потребителям рассматривал не так давно и суд города Иваново. Представители управляющей организации также пытались взыскать с потребителя деньги за предоставленные ресурсы, рассчитанные исходя из числа « фактически проживающих» граждан на основе показаний соседей. Однако и тут суд встал на сторону ответчика.

« Принимая во внимание отсутствие отрегулированной надлежащим образом процедуры сбора сведений о количестве фактически проживающих граждан в жилых помещениях, не оборудованных ИПУ, проверки их достоверности, процедуры привлечения к ответственности лиц, представивших заведомо недостоверные сведения, либо сведения, не соответствующие действительности, а также учитывая, что инициативные группы, созданные в домах, указанных в исковом заявлении, не наделены подобными полномочиями в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о незаконности действий коммунальной организации при начислении платы за горячую воду на основании информации, предоставленной инициативными группами, созданными по решению общих собраний собственников помещений», – гласит решение Ивановского суда.

Резюме? Оно таково: жители, получившие « платежки» с дополнительно приписанными « фактически проживающими» гражданами – конечно, при отсутствии таковых – могут обращаться в свою управляющую организацию с требованием проведения перерасчета. В противном случае, собственник жилья вправе обратиться в суд, который, скорее всего, встанет на его сторону.

В данной статье речь пойдет о насущной проблеме: если в квартире не установлен индивидуальный прибор учета, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги рассчитывается исходя из числа лиц, зарегистрированных в жилом помещении или из числа фактически проживающих в помещении лиц?

На практике происходят следующие ситуации: граждане, квартиры которых не оборудованы приборами учета получают квитанцию, где расчет коммунальных услуг идет, исходя из количества постоянно и временно фактически проживающих в помещении потребителей.

Законно ли такое исчисление коммунальных услуг?

Согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 24.09.2014) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

Если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. В целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, использование в качестве расчетной единицы количественный показатель фактически проживающих в квартире потребителей, а не исходя из количества зарегистрированных лиц - правомерно.

Однако, прежде чем в квитанции появится расчет коммунальных услуг с учетом всех фактически проживающих в квартире лиц, должны быть составлены следующие документы:

Заявление собственника или постоянно проживающего потребителя о том, что количество проживающий в квартире потребителей увеличилось.

Протокол об административном правонарушении, составленный уполномоченным органом (ст. 19.15 КоАП РФ)

Также, если организация, осуществляющая управление домом, имеет сведения о том, что в квартире проживает количество потребителей, превышающее количество зарегистрированных пользователей, у нее есть право составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Такой акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.

В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю).

Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Внимание: составление такого акта не является основанием для начисления коммунальных услуг, исходя из количества проживающих в квартире граждан, указанными основаниями являются только документы, поименованные выше.

Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:

а) ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета потребления такого (таких) коммунальных ресурсов в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители;

б) окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.

Если вы получили квитанцию на оплату с увеличенным размером коммунальных услуг из расчета проживающих в квартире, обязательно обратитесь в организацию, осуществляющую управление домом за разъяснениями и требуйте уменьшения размера коммунальных услуг. В случае получения отказа, звоните нам – мы подготовим для вас письменную обоснованную претензию со ссылкой на нормативные акты.