Все о печах и каминах - Информационный портал

Русские святые воины. Святые воины-Святой Руси (Урок) Название проекта про святых воинов

Страница 2 из 2

Январь.

01 - прп. Илия Муромец Печерский чудотворец.

09 - блгв. кн. Всеволод Псковский

16 - мч. Гордий (во время гонений объявил себя христианином и после мучений был обезглавлен).

21 - 20 воинов, 7 отроков и мучч. Иулиан, Василиса и иже с ними.

22 - мч. Полиевкт воин (в ревности по вере Христовой разбил идолов и после мучений был обезглавлен).

25 - мч. Мертий воин (пострадал при Диоклетиане в Африке).

26 - муч. Стратоника (темничный страж, пострадал при Ликинии в 315 г.; после истязаний был утоплен в Дунае).

Февраль.

04 - прмч. Анастасий Персянин (воин, который при виде чудес от Св. Креста Господня, принесенного в Персию, крестился и принял монашество; после мучений удавлен персами-язычниками).

08 - блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии; 7 воинов и мчч. Анания пресвитер и Петр (за осмеяние языческих богов и исповедание веры после жестоких мучений были утоплены в море в Финикии при Диоклетиане).

12 - муч. Феофила (греческий воевода исповедовал себя христианином в плену у агарян; обезглавлен в 784 г.),
прп. Зинона (бывший воин, поселился в горе близ Антиохии, где провел 40 лет).

13 - свв. Кир и Иоанн (был воином, потом принял монашество, пришел в Аравию к св. Киру и с ним помогал больным и распространял веру Христову; после мучений были обезглавлены).

16 - блгв. кн. Романа Угличского.

17 - блгв. кн. Георгий Всеволодович Владимирский (погиб в битве с Батыем; угодил Богу построением и украшением храмов, распространением веры среди язычников своей области и щедрой милостыней людям).

20 - вмч. Феодора Тирона.

21 - вмч. Феодор Стратилат (воевода, который распространял веру Христову среди граждан своего города, после великих мучений был обезглавлен).

24 - блгв. кн. Всеволода Псковского.

27 - блгв. кн. Михаил Черниговский и боярин его Феодор (перенесение мощей).

Март.

02 - вмч. Феодор Тирон (т. е. воин-новобранец; во время гонений принял христианство и сжег языческий храм; после великих мучений был сржжен на костре).

05 - блгв. кн. Ярослава Мудрого.

07 - мч. Маврикий-военначальник и 70 его воинов (за исповедание Христа после мучений были утоплены в болоте).

08 - прп. Александр (сначала был воином, затем принял монашество, основал 9 монастырей и первый установил в них чин «неусыпающих»).

12 - прп. Тита воина, чудотворца Печерского.

16 - мчч. Евтропий и Клеоник, братья (воины, друзья вмч. Феодора Тирона; пострадали за обращение многих язычников и твердое исповедание веры) и Василиска (племянник муч. Феодора Тирона).

17 - блгв. кн. Даниил Московский, блгв. кн. Василий Ростовский (в битве с Батыем был взят в плен; убит за отказ изменить святой вере), блгв. вел. кн. Георгий Владимирский, блгв. кн. Вячеслав Чешский.

18 - обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских.

19 - свв. 42 мчч. (военачальники; за исповедование веры Христовой в плену у магометан после мучений были обезглавлены и брошены в реку, Амморийских ).

22 - 40 мчч. Севастийских.

27 - блгв. вел. кн. Ростислав-Михаил Киевский, Смоленский.

31 - мчч. Трофим и Евкарпий (были воинами и сыщиками против христиан, но потом сами уверовали в Спасителя и были сожжены в Никомидии).

Апрель.

05 - сщмч. Никон (воин-язычник; после крещения принял монашество, подвизался в пустыне, был поставлен в епископа; обратил в христианство своих бывших товарищей воинов; скончался мученически).

10 - мч. Бояна, кн. Болгарского.

20 - мучч. 200 воинов (обращены заключенным в темницу св. диаконом Руфином; обезглавлены в 310 г.).

24 - мучч. Прокеса и Мартиниана (стражи Мамертийской тюрьмы в Риме во время пребывания там св. апп. Петра и Павла; видя чудеса, вместе с заключенными уверовали во Христа; были подвергнуты мучениям и обезглавлены).

28 - мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его; блгв. кн. Мстислав (Феодор) Киевский (сын Владимира Мономаха).

Май.

02 - мчч. Христофор, Феона и Антонин (воины, которые при виде мучений вмч. Георгия Победоносца уверовали во Христа и после мучений были сожжены).

04 - мчч. Феодор, Сократ и Дионисий (мч. Феодор за веру Христову был распят на кресте; после трехдневных мучений скончался; при виде его мучений уверовали и приняли мученическую кончину воины Сократ и Дионисий, бывший языческий жрец Диоскор и мать св. Феодора Филлипия).

06 - вмч. Георгий Победоносец и мчч. Анатолий и Протолеон (воины уверовавшие во Христа при виде мучений вмч. Георгия).

07 - мч. Савва Стратилат и 70 воинов его (утешал в темнице христиан, затем и сам объявил себя христианином, за что после мучений был утоплен в реке; видя мучения уверовали и были обезглавлены и 70 его воинов);

мчч. Пасикрат и Валентин (воины, родом славяне; пострадали за исповедание Христа).

15 - блгвв. кнн. Бориса и Глеба (перенесение мощей).

17 - 40 воинов с сщмч. Сильваном епископом Газским (были обезглавлены за веру Христову).

19 - мучч. Варвара, Вакха, Каллимаха и Дионисия (пострадали при Юлиане Отступнике в 362 г.).

20 - мч. Акакий сотник (после мучений был обезглавлен за веру Христову).

23 - мч. Исихий Антиохийский (воин при дворе Диоклетиана, за исповедание веры был утоплен с жерновом на шее).

26 - мч. Лаодикий (страж темничный; уверовал при виде мучений мц. Гликерии, был усечен мечом);

мч.Александр Римский (воин при Максимиане; был предан жестоким мучениям и обезглавлен на 18 году жизни).

27 - мч. Исидор воин (обезглавлен за веру Христову).

28 - прп. Пахомий Великий (воин-язычник, после крещения подвизался в египетской пустыни, основал несколько монастырей).

30 - мчч. Солохон, Памфамир и Памфалон (воины, отказавшиеся принести жертву идолам при Максимиане; умучены).

Июнь.

01 - блгв. вел. кн. Димития Донского.

02 - мчч. Александр и Астерий воины (обезглавлены за веру Христову); блгв. кн. Довмонта (Тимофея) Псковского.

03 - блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев.

06 - муч. Мелетия Стратилата и с ним 1218 воинов с женами и детьми (казнены за разрушение языческих храмов).

09 - мч. Дидим воин (усечен мечем).

13 - мч. Ермий (был воином, уже стариком за исповедование веры был обезглавлен).

18 - блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского (перенесение мощей), блгв. кн. Феодора Новгородского.

21 - вмч. Феодора Стратилата , прп. Ефрема патр. Антиохийского, бывшего воина (+ 545 г.).

23 - Александр воин (вместе с мц. Антониной после истязаний был брошен в яму с огнем и засыпан землей).

25 - прп. Петр Афонский (был военачальником, попал в плен, освободился и принял монашество; 54 года подвизался на Афоне в тесной пещере; тело его было покрыто густыми волосами и борода доставала до земли).

27 - блгв. кн. Мстислав-Георгий Храбрый Новгородский.

28 - блгв. кн. Лазаря Сербского (заботился о христианском просвещении народа; во время войны с турками получил 16 ран и был взят в плен, усечен мечом в 1389 г.).

29 - прп. Тихон Луховский, Костромской.

30 - мчч. Мануила, Савела и Исмаила. (362). (Из персидского знатного рода, были на военной службе, к Юлиану отступнику были отправлены на переговоры, а он, узнав, что они христиане, предал их на мучения)

Июль.

01 - мч. Леонтий военачальник (во время суда за веру Христову исцелил судью от болезни; судьи Ипатий и Феодул тоже уверовали и вмете приняли мученический венец), мучч. Феодула и Леонтия (воин Феодул (был обезглавлен) уверовал видя чудесное исцеление трибуна Ипатия посланного, чтобы схватить военначальника Леонтия(был распят).

04 - мчч. 20-ти воинов.

14 - прп. Петр (был военачальником, попал в плен, по освобождении 34 года подвизался монахом).

16 - блгвв. кнн. Василий и Константин Ярославские (в 1267 г. погиб в битве с татарами).

17 - блгв. кн.Андрея Боголюбского.

20 - прп. Фома Малеин (был воином, п принятии монашества подвизался на горе Малее).

21 - вмч. Прокопий (был послан в Египет преследовать христиан, но после явления в небе креста и гласа свыше уверовал во Христа; претерпел великие мучения и был обезглавлен).

22 - муч. Александра (прибыл с Юлианом Отступником в Египет, чтобы расправиться с пустынниками; видя мучения и неуязвимость прп. отцов, уверовал и присоединился к ним).

27 - мч. Иуст (римский воин, за нежелание отречься от Христа был мучим и сожжен).

28 - равноап. вел. кн. Владимира.

Август.

01 - блгв. кн. Романа Рязанского (замучен в Орде в 1270 г.).

05 - прав. воина Феодора Непобедимого.

06 - блгвв. кн. Бориса и Глеба

12 - мч. Иоанн воин (укрывал и утешал христиан, а потом и сам претерпел мучения, скончался мирно).

13 - праведный Евдоким (военачальник угодивший Богу своей благочестивой жизнью и заботой о бедных, вдовах и сиротах).

16 - прп. Далмат (был воином, затем принял монашество, защишал православную веру на 3 Вселенском соборе).

17 - 7 отроков иже во Ефесе.

18 - мч. Евсигний (60 лет служил воином, обличал язычников, обезглавлен 110 лет от роду.

20 - мч. Марин воин (пострадал в Кесарии палестинской); прав. Стефан 1, король Венгрии.

24 - прп. Феодор князь Острожский, муч. Максима (воин-комит, сожжен при Диоклетиане).

25 - мч. Аникита (военачальник, обличал царя язычника, был сожжен в раскаленной печи).

26 - муч. Ипполита (начальник тюремной стражи; пострадал при Декии в 258 г. влачимый дикими конями).

Сентябрь.

01 - мч. Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников.

02 - муч. Мемнона Сотника (пострадал при Диоклетиане; после жестоких истязаний сожжен).

12 - перен. мощей блгв. кн. Александра Невского, обрет. мощей блгв. кн. Даниила Московского.

14 - прав. Иисуса Навина.

16 - муч. Зинона воина (при Диоклетиане после мучений обезглавлен).

18 - убиение блгв. кн. Глеба, мучч. Иувентина и Максима (римские воины-щитоносцы пострадали при Юлиане Отступнике).

19 - муч. Ромила (военначальник Траяна; обезглавлен).

20 - прпп. Александра Пересвета и Андрея Ослябы.

26 - сщмч. Корнилий сотник.

28 - вмч. Никита (воин; после мучений был брошен в огонь, тело его осталось невредимо и было погребено христианами).

Октябрь.

02 - блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского; блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских.

03 - вмч. Евстафий (римский полководец; после великих мучений вместе с женой и сыновьями был брошен в раскаленного медного быка, тела их остались невредимы).

мчч. Князь Михаил и боярин его Феодор. Прп. и блгв. кн. Олега Брянского. Блгв. кн.-мч. Иоанна Путивльского.

07 - св. Владислава, царя Сербского.

11 - блгв. кн. Вячеслава Чешского.

10 - мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных.

15 - прав. Воина Феодора Непобедимого.

17 - блгв. кн. Владимир Новгородский, св. Стефан (воевода сербского деспота).

22 - прп. Петра Галатийского (в царствование Феофила (9в.) был воином-комитом; закончил жизнь в обители св. Фоки в Константинополе); мч. Еввентий (Иувентин) и Максима воинов (361-363)

23 - мч. Феотекн (знатный воин, пострадал при Максимиане).

25 - св. Мартин Милостивый (был воином; приняв монашество стал епископом Турским; угодил Богу милосердием к бедным; прозорливец и чудотворец). мчч. Прова, Тараха , Андроника

26 - прп. Никита исповедник (был воеводой, затем принял монашество; много пострадал за почитание икон).

29 - мч. Лонгин сотник.

Ноябрь.

01 - мч. Уар (после мучений был повешен на дереве).

02 - вмч. Артемий (военачальник, который смело обличал царя Юлиана за отступничество; после мучений был обезглавлен).

04 - семи отроков иже во Ефесе, муч. Ираклия воина (обезглавлен в 3 в.).

08 - вмч. Димитрий Солунский.

09 - блгв. кн. Андрея Смоленского (перенесение мощей в 1540 г.).

15 - Афония воина (персидский воин уверовавший при виде вышедших невредимыми из кипящего котла святых; обезглавлен).

16 - мучч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия и других (сожжены при Диоклетиане).

17 - прп. Иоанникий Великий (24 года был воином; приняв монашество выучился грамоте и подвизался в пустыне).

20 - Мелитинских мучеников.

24 - мч. Мина (был воином, затем подвизался в пустыни; после мучений был обезглавлен).

мч. Виктор (воин, после мучений обезглавлен).

27 - блгв. царя Иустиниана (греческий импертор (+565 г.).

30 - мч. Гоброн (Михаил) и с ним 133 воина (усечены мечом в Кахетии ).

Декабрь.

03 - мч. Дасия (284-305): был молодым воином, его должны были принести в жертву яз. богу Кроносу, он потратил время перед этим на проповедь христианства и обличение язычества

04 - блгв. кн. Ярополка - Петра Изяславовича.

05 - блгв. кн. Михаил Тверской (убит в орде); кн. Ярополка-Петра.

праведный Михаил воин (болгарин, с детства отличался благочестием).

06 - блгв. кн. Александр Невский.

07 - мч. Порфирий полководец и 200 воинов (уверовали при виде мучений вмч. Екатерины), мч. Меркурий Смоленский (угодил Богу постом и молитвой; убит в битве с татарами), вмуч. Меркурия Кесарийского и муч. Меркурия Смоленского.

26 - мч. Евстратий - из 5 мучеников Евстратий был военачальником (во время гонений объявили себя христианами)

31 - мчч. Севастиана и дружины его.

Выступление

Игнатова Ольга Юрьевна,

учитель истории

МБОУ «СОШ №40»

города Нижневартовска

Секция №1 «Церковно – государственное сотрудничество в духовно-нравственном воспитании молодежи».

Православные воины.

Издавна на Руси, вознося молитвы о русском воинстве, сражающемся "за веру, царя и Отечество", Святая Православная Церковь именовала его воинством христолюбивым.

Возлюби Господа и возлюби ближнего - эти заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех Отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.

Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли с изображением лика Спасителя. Древняя Русь славилась благочестием своих князей. Многие из них были канонизированы как святые.

С молитвами мы обращаемся к святым образам воинов-праведников, которые испокон века считались заступниками земли русской.

«Верховным военачальником» в Православии считают архангела Михаила . Согласно Священному Писанию и Священному Преданию именно он возглавляет небесное воинство. Более тысячи лет, со дня основания стольного града Киева, архангел Михаил является покровителем русской земли. Благодарная Русь посвятила ему множество икон.

Одним из праведных заступников русской земли был великий князь Владимир Святославович (980–1015). Во время его правления важнейшим событием для объединения русского государства стало крещение Руси. К лику святых благоверный князь праведный воин Владимир причислен в XIII веке. Иконописцами Владимир изображался гораздо реже, чем другие праведные воины.

О защите от нашествия иноплеменных, от насилия иноверных молились верующие и святому благоверному князю Александру Невскому (1220–1263).

Канонизирован был князь в 1547 году после многих чудес, совершенных по его кончине. По церковным преданиям, когда во время похорон священник собирался разжать руку усопшему князю, чтобы вложить в нее духовную грамоту, тот протянул ее как живой и взял грамоту.

Не случайно почитание князя началось сразу после его смерти и продолжается по сей день. Образ великого князя Александра Ярославича, соединившего в себе качества мудрого политика, смелого воина, бесстрашного защитника православной веры и смиренного монаха, всегда был близок русскому человеку.

Современные иконописцы тоже создают образы святых праведных воинов. Одна из современных икон посвящена выдающемуся русскому флотоводцу, адмиралу Федору Федоровичу Ушакову .

В марте 1944 года советское правительство учредило орден и медаль имени адмирала Ушакова. К лику святых русский флотоводец Федор Ушаков был причислен в начале XXI века.

Образы праведных воинов, созданные русскими иконописцами, вызывают в нас любовь и гордость за эту землю, которую осваивали наши предки, берегли нерушимость ее границ, неприкосновенность российской территории.

В нашей школе есть Музеи боевой и трудовой славы. Каждый год мы проводим работу по исследованию боевых путей солдат Вов.

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский простой солдат победил во второй мировой войне. Именно “Русский Ванька” прижал к стене всю разложившуюся милитаристскую систему Германии. Наши деды ещё раз доказали, что наша земля неприступна. “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!” – сказал великий Александр Невский.

Изучая в школе на примере достоверных фактов боевого пути простого русского солдата, мы воспитываем в подрастающем поколении основы гражданственности, нравственности, духовности и патриотизма.

Вашему вниманию представляется одна из исследовательских работ школьного музейного актива, которая была признана на всероссийских конкурсах исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений.

Использованная литература:

  1. Житие Александра Невского. Памятники литературы Древней Руси:XIII век./ -М.:Худож.лит., 1981. – с.426,429,431,435, 437, 439.
  2. Чудо Георгия о змие. Памятники литературы Древней Руси:XIII век./ -М.:Худож.лит., 1981. –с.521, 525, 527.
  3. Д.С.Лихачёв.Литература трагического века в истории России./ Памятники литературы Древней Руси:XIII век./ -М.:Худож.лит., 1981. – с.21., 22.
  4. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: человек в мировой художественной культуре: учеб.для 7 кл.общеобразоват. учреждений/ Ю.А.Солодовников, - М.Просвещение, 2005 – с.174-176 текст «Чудо святого великомученика Георгия о змие»
  5. Слово о полку Игореве. Древнерусская литература. /
  6. Мировая художественная культура.11 кл.: Учебник для общеобразоват.учебн.заведений/Г.И.Данилова и др. – М.: Издательство «Интербук»,2002 – с.57,58.

В этот день:

Родился Сидор Ковпак

Родился Сидор Ковпак

7 июня 1887 года родился Сидор Артемович КОВПАК, дважды Герой Советского Союза.

Участник Великой Отечественной войны с сентября 1941 года. Один из организаторов партизанского движения на Украине — командир Путивльского партизанского отряда, а затем — соединения партизанских отрядов Сумской области.

В 1941—1942 годах соединением Ковпака были осуществлены рейды в тылу врага по Сумской, Курской, Орловской и Брянской областям, в 1942—1943 годах — рейд из брянских лесов на Правобережную Украину по Гомельской, Пинской, Волынской, Ровенской, Житомирской и Киевской областям; в 1943 году — Карпатский рейд. Сумское партизанское соединение под командованием Ковпака прошло с боями по тылам немецко-фашистских войск более 10 тысяч километров, разгромило гарнизоны противника в 39 населённых пунктах. Рейды Ковпака сыграли большую роль в развёртывании партизанского движения против немецких оккупантов.

31 августа 1942 года был лично принят Сталиным и Ворошиловым в Москве, где вместе с другими партизанскими командирами участвовал в совещании. Партизанскому соединению Ковпака была поставлена задача совершить рейд за Днепр с целью расширения партизанской борьбы на Правобережную Украину. К выходу в Карпатский рейд соединение насчитывало около 2000 партизан. На вооружении было 130 пулемётов, 380 автоматов, 9 орудий, 30 миномётов, 30 противотанковых ружей, винтовки и другое оружие.

В апреле 1943 года С. А. Ковпаку было присвоено воинское звание «генерал-майор».

В январе 1944 года Сумское партизанское соединение было переименовано в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию имени С. А. Ковпака под командованием П. П. Вершигоры.

Антарктида для всех

Антарктида для всех

7 июня 1950 года Советское правительство выступило с меморандумом о шестом континенте

В нем разоблачалось стремление США рассматривать проблемы освоения Антарктиды в узком кругу западных государств.
В меморандуме говорилось о непризнании никаких решений в отношении Антарктиды, принятых без участия СССР, и упоминался приоритет русских открытий в этом регионе. Только через девять лет Советский Союз добьется заключения Международного договора об использовании Антарктики в мирных целях и о свободе научных исследований на шестом континенте.

7 июня 1990 года был запущен процесс развала системы коллективной безопасности соцсодружества

Начало распада Варшавского договора

7 июня 1990 года был запущен процесс развала системы коллективной безопасности соцсодружества

На встрече в Москве представители 7 государств Варшавского договора, приняли решение пересмотреть его характер и функции, превратив военную организацию в политическую в целях подачи миролюбивого примера странам НАТО.

Венгрия заявила о своём намерении выйти из Договора до конца 1991 года. Это стало началом распада коллективной системы безопасности, противостоявшей НАТО, поскольку североатлантический альянс плевать хотел на миролюбивые примеры.

Последний начальник штаба Объединенных Вооруженных Сил Варшавского договора генерал армии Владимир Лобов рассказал:
- Никаких объективных причин для роспуска военной организации Варшавского договора не было. Как известно, Варшавский договор был подписан в 1955 году в ответ на создание шестью годами раньше военного блока НАТО, который сразу же проявил сврою агрессивную антисоветскую направленность. Н икто даже не обещал тогдашнему президенту СССР Горбачеву в ответ на роспуск Варшавского договора демонтировать НАТО. Тот в состоянии непонятной эйфории сам убедил себя в том, что «холодная» война закончилась, и США стали для нас чуть ли не родным братом.

Строго говоря, решение о ликвидации военной организации Варшавского договора было окончательно принято в феврале 1991 года на последнеме заседании Политического Консультативного Комитета, которое проходило в московской гостинице "Октябрьская". Присутствовали все главы государств. Горбачев только приехал из США - и сразу на заседание, по сути дела, без подготовки. Председательствовал в тот день венгерский руководитель. Он встал и сказал: мол, у нас в повестке дня три вопроса, но давайте все обсуждать не будем, а возьмем только один - о ликвидации военной организации Варшавского договора. Присутствующие закивали головами. Только румынский лидер возразил: мол, это несвоевременно. Подошла очередь высказаться Горбачеву. Он прямо с места начал говорить не о Варшавском договоре, а о визите в США. После этого заседание быстренько закруглилось. Председательствующий предложил поручить подготовку и подписание соответствующих документов министрам иностранных дел и обороны. К 31 марта 1991 года все было закончено.

Космический центр M. B. Хруничева

7 июня 1993 года бразован Государственный космический научно-производственный центр имени M. B. Хруничева


Фактически эта эскадрилья стала первой в СССР официально признанной пилотажной группой на реактивных истребителях. Летчики эскадрильи летали на самолётах МиГ-21 и МиГ-23. За полтора десятка лет они провели свыше 800 показов.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой:

Слайд 2).

Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, способствующих их успешной интеграции в культурное пространство своей Родины – России.

Задачи:

  • Дополнить знания обучающихся о великом князе Александре Невском и его роли в истории России.
  • Совершенствовать умение осмысления жизни знаменитых людей, значения исторических событий; устную речь.
  • Воспитывать чувство уважения и благодарности нашим великим предкам; способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.

Эпиграф: История есть в некотором смысле священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.(Н. М. Карамзин.)

(Приложение 1 . Слайд 3).

Эпиграф и все изображения святого благоверного князя Александра Невского показываются на экране.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа с обучающимися

Учитель: Ребята, прошу вас внимательно прочитать эпиграф нашего сегодняшнего занятия. К нему мы вернёмся при подведении итогов сегодняшней беседы.
Вы знаете, что по итогам рейтингового голосования в проекте «Имя России» главным персонажем российской истории объявлен… Кто?!

Ответ: Князь Александр Невский (Приложение 1 . Слайд 4).

Учитель: Кто помнит, в каком веке жил князь?!

Ответ: В XIII веке.

Учитель : Охарактеризуйте, пожалуйста, историческую обстановку Руси в то время.

Ответ: Это было едва ли не самое трудное время в истории России: с востока шли, уничтожая всё на своём пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища.

Учитель: А в самой Руси, какая была обстановка?

Ответ: Русские князья вели братоубийственную войну за власть.

2. Слово учителя

– Да, ребята, самым страшным для православной Руси было то, что столь жестокий урок гнева господня не вразумлял многих русских правителей: и под властью Орды князья продолжали битву за власть. Одним из первых, кто начал прозревать смысл уроков Промысла Божия в судьбах России, явился святой благоверный князь Александр Невский – великий воин и дипломат, молитвенник и строитель земли Русской; истинно христианский правитель, печальник о народных судьбах, наделённый от Господа государственной мудростью.

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переяславле (ныне г. Переяславль-Залесский), был вторым сыном княжеской четы, отличавшейся христианскими добродетелями.

С 16 лет Александр самостоятельно княжил в Новгороде. Несладким было это княжение среди постоянных раздоров и смут. По обычаям князь не имел права вмешиваться во внутренние дела города. Будучи благочестивым, князь Александр пытался кротким словом умирить бурление страстей. Он славился своим милосердием. Во время голода опустошал княжескую сокровищницу, чтобы прокормить нуждающихся. Князь был очень красив – телом и духом. Загрубевшие новгородцы говорили: «Князь наш – святой». Но однажды новгородская вольница прогнала от себя святого благоверного князя Александра, правда вскоре, устрашившись нашествия врагов, упросила вернуться. Князь вернулся, не вспоминая былых обид.

В 1239 году святой князь женился на полоцкой княжне. Их брак благословили при венчании чудотворной иконой Божией Матери «Феодоровская», которая всю жизнь была с князем. Сейчас эта икона находится в Костроме. Младший из четырёх сыновей святого благоверного князя Александра Невского, получив после смерти отца московское княжество, стал великим угодником Божиим – святым благоверным князем Даниилом Московским. Ревнитель благочестия, молитвенник и постник, благоверный князь Александр не забывал и о своём долге правителя – готовился защищать Церковь и народ силою меча. С ранних лет сопровождал в походах своего отца. В ратном искусстве он превосходил своих опытнейших витязей.

В 1240 году шведы пришли к Неве. Командующий князь Биргер отправил послов, говоря князю Александру: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Услышав это, князь, упав на колени в церкви святой Софии, горячо молился Богу о помощи в защите Святой Церкви, православной веры и народа. Архиепископ Спиридон благословил князя. Князь, выйдя из церкви, ободрил свою дружину, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». Новгороду неоткуда было ждать земной помощи, но князь-молитвенник уповал на помощь Небесную.

Князь Александр Ярославович Невский (Приложение 1 . Слайд 5).

И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в святом крещении Филипп) видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». То был день памяти святого равноапостольного князя Владимира.

Русские витязи являли чудеса доблести. Как написано в книге «Симфония» схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Ничто так людям неприятно и не желательно, как свобода. …Вси свободу почитают паче всякого мира сего сокровища. Не приятно нам ни богатство, ни честь, ни пища сладкая, как свободы не имеем». Но были явлены и чудеса Божии, потому как были перебиты враги там, куда не могли попасть воины князя Александра. За эту победу князь был назван Невским. Ему было всего 20 лет!!!

Князь Александр наносит рану в лицо Биргеру (Приложение 1 . Слайд 6).

Зимой 1242 года началась война с немецкими рыцарями, гордо заявлявшими, что «подчинят себе весь славянский народ». Главной задачей врагов было уничтожение православной веры, обращение русского народа в католическую веру. Святой Александр, выступив в поход, освободил Псков, а весной 1242 дал Тевтонскому ордену решительное сражение. Накануне битвы на Чудском озере святой Александр снова горячо просил Бога о помощи. По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом русских воинов крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, стоял громкий треск от ломающихся копий и мечей. Не было видно льда озера, ибо он покрылся кровью.

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима». Именем непобедимого князя Александра посланцы русских княжеств пытались напугать даже хана Батыя. На что Батый, усмехнувшись, послал сказать русскому герою, о том, что Бог покорил ему, великому хану, многие народы. Лишь один князь ему не покорился, но, если Александр хочет сохранить свои земли, то должен прийти к Батыю и увидеть славу царства его.

Не затуманила разум благоверного князя Александра полководческая слава. Чуждый тщеславия, он понимал, что не может сопротивляться полумиллионному войску монголов, и если не подчинится требованию властелина Золотой Орды, то погубит свой народ.

По благословению митрополита Кирилла благоверный Александр направился в Орду, зная, что до него в Орде уже были казнены князья-мученики, отказавшиеся поклониться языческим кумирам. Святой Александр готовился также принять смерть в Орде, ибо верный Христу не мог поклоняться идолам. Отказ же от поездки грозил новым нашествием Орды на Русскую землю.

Прибыв в ханскую ставку, благоверный князь со спокойной твёрдостью отказался «проходить через огонь». Но вместо казни, его отвели к хану, пожелавшему взглянуть на знаменитого русича.

Войдя к хану, святой князь Александр, преклонил колена перед Батыем со словами: «Тебе поклонюся, о царь, ибо тебя почтил царством Господь Бог; идолам же не поклонюсь, поелику Богу Единому поклоняюся, Которому служу».

Князь Александр перед ханом Батыем (Приложение 1 . Слайд 7).

Прекрасный, кроткий облик русского князя, его мудрые речи смягчили сердце владыки Золотой Орды.

«Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему» – заявил он своим вельможам. Батый принял русича как дорого гостя и обещал мир его народу (Приложение 1 . Слайд 8).

Продолжалась война с католическим Западом. Не добившись своих целей обманом, западные христиане снова взялись за оружие.
После смерти Батыя благоверному князю снова пришлось налаживать отношения с новым ханом – сыном Батыя Сартаком. Конфликт, который дерзко спровоцировал легкомысленный брат князя Александра, святому князю удалось не только остановить новое кровопролитие, но и изменить отношения между Ордой и Русью. Сердечная дружба правителей стала приобретать черты союза. С той поры в ханских ярлыках, которые выдавались русским митрополитам, монголам запрещалось хулить православную веру и чинить обиды духовенству под страхом смертной казни.

Получив от Сартака ярлык на великокняжеский престол, святой князь Александр вернулся в отечество – возрождать Русь из развалин. Он стал единовластным великим князем всей Руси. Не прельщаясь ни властью, ни богатством, благочестивый князь управлял страной мудро и справедливо, одинаково заботясь обо всех подданных.

Князю ещё дважды пришлось побывать в Орде, предотвращая новые набеги. Несмотря на тяжкую дань татарам, начали восстанавливаться силы отечества. Более того, при хане Берке в столице Золотой Орды была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Впоследствии немало ордынцев приняли веру Христову; подвигами благочестия просиял и прославлен Русской Церковью потомок Чингисхана преподобный царевич Петр Ордынский.

Возвращаясь из последней поездки, святой князь заболел. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение русскому народу и Русской Церкви. Не доехав до Владимира, в Городце, князь-подвижник завершил многотрудный земной путь в монастыре принятием святой иноческой схимы с именем Алексий и 14 ноября 1263 года предал свой дух Господу. Митрополит Кирилл, его духовный отец и сподвижник сказал народу: «Чада мои милые, закатилось солнце Земли Русской!»

Но не оставил благоверный князь Александр народ свой, не позабыл он земную родину и в Небесном Отечестве. Много знамений и чудес было явлено от его честных мощей.

Иконы святого благоверного великого князь Александр Невский (Приложение 1 . Слайды 9-10).

30 августа 1724 года мощи его были перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге. В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи (Приложение 1 . Слайд 11). Сейчас при Московской педагогической академии создано и успешно работает много лет общество «Наследники Александра Невского», которое ведёт огромнейшую просветительскую работу по изучению культурного наследия нашей великой Родины. Учреждена общественная награда для дипломатов – премия святого благоверного князя Александра Невского, Литературная премия им. Александра Невского (Приложение 1 . Слайд 12). и др.

Твёрдым щитом Церкви и всего русского народа является Небесный представитель наш – святой благоверный великий князь Александр Невский.

3. Беседа с обучающимися

Учитель: Ребята, сегодня мы ещё раз поговорили о замечательном нашем предке, великой исторической личности, русском святом. Давайте вместе вспомним самое важное из его жизни. Как вы думаете, почему князь Александр Невский был так удачлив в войнах, битвах?!

Ответ: Ему помогал Бог, Его Ангелы.

Учитель: Почему Бог помогал ему?! На Руси было много князей.

Ответ: Князь вёл благочестивую жизнь, просил в молитвах помощи у Бога, был верен Православию, не принимал католическую веру. Всегда носил с собой икону Божией Матери Феодоровскую.

Учитель: ребята, какой факт из жизнеописания великого князя больше всего поразил вас?

Ответ 1: С 16 лет Александр самостоятельно княжил в Новгороде.

Ответ 2: В 20 лет выиграл Невскую битву.

Ответ 3: Особенно поразил факт смиренного преклонения князя – героя Невской битвы перед ханом Батыем: «Тебе поклонюсь, о царь…»

Ответ 4: Князь стал монахом.

Ответ 5: Князь был необыкновенно мудрым и скромным.

Ответ 6: Видение воину Пелгую.

Учитель: Какова роль великого князя Александра Невского в истории России?

Ответ: Если бы ни его мудрое управление государством, то Россия могла перестать существовать уже в XIII веке.

Учитель: Как вы думаете, наш народ сделал правильный выбор, определяя символ нации – имя России – святой благоверный князь Александр Невский?

Ответ: Князь Александр Невский причислен к лику святых, потому что вёл святую праведную жизнь, В нём воплотились лучшие черты русского человека. Он является достойным представителем нашей нации и служит примером для подражания.

Учитель: А теперь вернёмся к эпиграфу нашего занятия. Подтверждено ли это высказывание сегодняшней нашей беседой?!

Ответ: Да, сегодня мы это доказали однозначно.

Жизнь, считают христиане, дана человеку не для удовольствий, а для служения Богу и ближним. Закон жизни таков: не бывает ничего подлинно великого без жертвы, без отдачи себя, без подчинения своевольного «я» долгу и ответственности. Защищая своё Отечество, совершая добрые дела, наши православные предки находили свой путь служения Богу и ближним.

«Святые воины русского православия» - так называлась литературно-историческая конференция для старшеклассников, посвященная Дню православной книги. Она состоялась 16 марта в читальном зале Центральной библиотеки г. Дорогобужа.

2012 год, как известно, объявлен Всероссийским годом истории. Кроме того, в этом году исполняется 870 лет знаменитому Ледовому побоищу. Поэтому для обновления исторической памяти, для напоминания молодёжи об ответственности, служении и любви к Отечеству, для укрепления духовных сил кафедра православной литературы организовала это мероприятие для учащихся 8-11-ых классов района, читателей библиотечной системы.

В конференции приняли участие 8 школ, из которых были представлены 13 работ. Это презентации, доклады, сочинения, рисунки на предложенную тему.

Одного из святых воинов русского православия и по сей день чтит Россия, как никого другого. Не случайно в 2009 г. Александр Невский был признан «Именем России» во всероссийском телевизионном конкурсе. О нём было представлено больше всего работ. Одной из лучших была презентация Усвятской школы. Коллектив учащихся – Омельченко А. , Антоненкова С., Шелпакова А., Матвеева Т.,Канидец В. ,Журавлёв И. – под руководством преподавателей Беляковой Г.П. и Якене О.П. творчески подошёл к заданию. Они в интересной форме со слайдами, видеороликами, сценкой рассказали о жизни и деятельности благоверного князя Александра Невского. Этот коллектив получил главный приз. Несколько работ были посвящены потомку А.Невского князю Димитрию Донскому. Учащиеся Алексинской школы Грязнова Д.и Иванов Д. под руководством

Также в форме презентации представили материал о Куликовской битве, значении её для русской истории и формировании государственности, о мужестве и духовной силе благоверного князя Димитрия. В православном мире, особенно среди славянских народов, одним из почитаемых святых воинов является Димитрий Солунский.Его считают покровителем христолюбивого воинства. О нём и о Свято-Димитриевском женском монастыре коллективом Княщинской школы была подготовлена интересная работа. Выступление учащейся Бордуновой В. удачно было дополнено преподавателем Казьминой Е.П., а самый младший участник конференции Тураманов С. искренне и эмоционально сыграл в небольшой сценке.

Работы, представленные учащимися, были разнообразны и осветили жизнь и деятельность таких личностей, как Ф. Ушаков, А.Суворов, М.Кутузов, Г.Жуков, Е.Родионов.

Перед гостями и участниками конференции выступили священники Дорогобужских храмов – о.Николай (Кончук), настоятель храма св.ап.Петра и Павла,о.Сергий (Романов),иерей Свято-Димитриевского женского монастыря, а также преподаватели школы №2 г.Дорогобужа Корешков Ю.В.и Шупилюк М.А.Они в своих выступлениях подчеркнули важность обращения к этой теме, обратили внимание на большое значение для молодого поколения реальных и конкретных личностей, великих и высоких в духовном и нравственном отношении, для которых служение Богу и Отечеству было главным в жизни.

Следует отметить таких участников, как Соболев Е.,Ефремова А., Смирнова Н., Савкин В., Нечаева Ю.,Файзрахманова Л. (учащиеся СОШ № 1

Г.Дорогобуж); Петроченкова Е.,Мальчикова О.(Озерищенская СОШ); Бурдакова А. (Кузинская СОШ);Тимошкин Н. (СОШ №3 п.Верхнеднепровский).

Все они награждены грамотами и небольшими сувенирами. Помнить своих славных предков и учиться у них моральным и нравственным качествам – долг каждого человека, любящего свою Родину.

Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут её бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа.