Все о печах и каминах - Информационный портал

Минстрой гис. Фгис цс - федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве

В период с 1 января 2018 года наибольший интерес к данным, размещенным в системе, проявили жители трех округов:

  • Центрального федерального округа - 22 620 посетителей;
  • Приволжского федерального округа - 13 404 посетителей;
  • Северо-Западного федерального округа - 10 405 посетителей.
По состоянию на сегодняшний день во ФГИС ЦС размещены:
  • Федеральный реестр сметных нормативов;
  • 118 сборников сметных норм;
  • 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства;
  • 28 методических документов для определения стоимости строительства;
  • 103 541 позиция классификатора строительных ресурсов и актуальный перечень юридических лиц, содержащий информацию о 8257 производителях, импортерах и перевозчиках строительных ресурсов.
ФГИС ЦС оценят на соответствие законодательству и техзаданию

Главгосэкспертиза России объявила открытый конкурс на выполнение экспертизы результатов работ по созданию федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве — ФГИС ЦС Минстроя России.
Ссылаясь на тендерную документацию, цена договора составляет 2 901 850 рублей, а цель проведения экспертизы — всесторонняя оценка результатов работ по созданию ФГИС ЦС на соответствие законодательству РФ, нормативно-правовым актам федеральных органов исполнительной власти, национальным стандартам, а также договору и техзаданию на создание самой ФГИС ЦС.

Новая вкладка - «Планирование разработки сметных нормативов» - размещается в подразделе «Ценообразование в строительстве» раздела «Услуги»

С ее помощью пользователи могут получить сведения о порядке формирования плана утверждения (актуализации, пересмотра) сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Во вкладке также доступны для скачивания шаблоны документов, необходимые для направления предложений в адрес Минстроя России: обращения в Минстрой России, технико-экономическое обоснование, формы заполнения информации, указанной в пунктах 16 и 17 Порядка утверждения сметных нормативов.

Классификатор строительных ресурсов дополнен новыми позициями

Соответствующие изменения внесены приказом Минстроя России от 3 июля 2018 года № 385/пр «О внесении изменений в классификатор строительных ресурсов».
В частности, изменения коснулись книги 01 «Материалы для строительных и дорожных работ», книги 04 «Бетоны, растворы, смеси строительные и асфальтобетонные», книги 05 «Изделия из бетона, цемента и гипса», книги 08 «Изделия металлические, металлопрокат, канаты», книги 09 «Металлоконструкции строительные и их части из алюминия и алюминиевых сплавов», книги 12 «Материалы и изделия кровельные рулонные, гидроизоляционные и теплоизоляционные, звукоизоляционные, черепица», книги 18 «Материалы и изделия для систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения», книги 21 «Продукция кабельная», книги 62 «Оборудование, устройства и аппаратура электрические», книги 63 «Оборудование, устройства и аппаратура для теплоснабжения» и книги 67 «Лифты».

Классификатор строительных ресурсов размещен в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве. По состоянию на сегодняшний день классификатор содержит информацию о 103 875 строительных ресурсах.

Главгосэкспертиза России призывает работать с ФГИС ЦС без посредников

Главгосэкспертиза России напоминает юридическим лицам-производителям, импортерам и перевозчикам строительных ресурсов, что во ФГИС ЦС в разделе «База знаний» размещены пошаговые инструкции по работе с личным кабинетом поставщика услуг. Таким образом, следуя четко прописанному в них алгоритму действий, пользователь сможет самостоятельно и без ошибок передать необходимые сведения в систему.
Кроме того, обращаем внимание, что все юридические лица, обязанные представлять информацию о ценах строительных ресурсов, могут получить бесплатные консультации по работе с ФГИС ЦС при обращении в Минстрой России или Главгосэкспертизу России через форму обратной связи, размещенной на главной странице системы, а также в рамках обучающих семинаров, которые регулярно проводит Главгосэкспертиза России.

Таким образом, нет необходимости обращаться к компаниям предлагающим возмездное оказание посреднических услуг в работе с федеральной государственной информационной системой ценообразования в строительстве. Вся необходимая информация по работе с ФГИС ЦС размещена в самой системе и доступна всем пользователям - бесплатно.

Запуск системы позволит обеспечить прозрачность ценообразования в строительстве и исключить риски завышения сметной стоимости строительства. Данные для системы формируются в рамках государственного задания, о выполнении которого говорится в опубликованном 13 июня отчете Счетной палате по результатам проверки ведомства.

Ввод в эксплуатацию ФГИС ЦС, содержащей сметные нормативы, федеральный реестр сметных нормативов, укрупненные нормативы цен строительства, методики определения сметных цен строительных ресурсов, классификатор строительных ресурсов, перечень юридических лиц, которые обязаны предоставлять информацию во ФГИС ЦС, запланирован на 30 сентября 2017 года.

Напомним, что по поручению президента и правительства страны, Минстроем России был подготовлен законопроект, направленный на реформирование системы ценообразования, который принят 3 июля 2016 года. Этим законом предусматривается расширение полномочий органов государственной власти в области утверждения сметных норм, методик определения и применения сметных цен строительных ресурсов, установления порядка мониторинга цен и ведения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Мониторинг является одним из важнейших инструментов определения достоверной стоимости строительства.

Первое размещение во ФГИС ЦС сметных цен строительных ресурсов, полученных по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, планируется на 15 декабря 2017 года.

Кроме того, в рамках утвержденного Минстроем России государственного задания ФАУ «ФЦЦС» на 2015 и 2016 годы были предусмотрены мероприятия по актуализации и разработке дополнений в сборники государственных элементных сметных норм (ГЭСН) и федеральных единичных расценок (ФЕР), на разработку методических рекомендаций.

В настоящее время Минстроем России разработаны и утверждены 12 методических рекомендаций, необходимых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; актуализировано 239 сборников ГЭСН и ФЕР; актуализирован 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства НЦС-2017 и др.

Что касается применения индивидуальных сметных нормативов, то их разработка и применение осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации. В связи с этим Минстроем России приказом от 1 апреля 2016 г. № 202/пр индивидуальные сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов признаны не подлежащими применению с 1 апреля 2016 года.

Замечания, указанные Счетной палатой ранее были выявлены в результате внутреннего аудита Минстроя России и в настоящее время устранены. Ведомство уже взаимодействует с правоохранительным органами по деятельности организации в прошлые годы. Кроме того, в 2016 году функции по вопросам формирования системы ценообразования и выполнению госзадания были переданы другой подведомственной организации ФАУ «Главгосэкспертиза России», которая начала активную работу в данном направлении.

«Проверки Счетной Палаты РФ являются частью плановой работы ведомства. По результатам таких проверок Минстрой России проводит анализ своей работы и работы подведомственных организаций и, в случае выявления нарушений, устраняет их и вносит коррективы в работу, - прокомментировал первый замглавы Минстроя России Леонид Ставицкий. - Все замечания, полученные в результате текущей проверки, будут также тщательно проработаны».

30 сентября 2017 года - одни сметчики боятся этой даты, а другие, напротив, ждут ее и готовятся к грядущим переменам. Так что же такого произойдет осенью 2017 года?

В феврале 2017 мы уже рассказывали о глобальных реформах в области ценообразования, запланированных на 2017 год (подробнее в нашей статье « »). Мы рассказывали о новых методиках применения сметных норм и о новой , однако на тот момент отсутствовала информация еще об одном важном элементе - ФГИСе.

В настоящее время известна дата запуска системы и дата публикации результатов мониторинга, а сама система запущена в тестовом режиме, поэтому пора разобраться подробнее, что же такое ФГИС и зачем она нужна.

Что такое ФГИС ЦС

ФГИС ЦС - федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве , основной задачей которой является мониторинг стоимости строительных ресурсов в территориальном разрезе для каждого субъекта Российской Федерации. Государственная система мониторинга позволит увеличить точность сметных расчетов благодаря переходу на ресурсный метод составления сметной документации. Напомним, сейчас используется базисно-индексный метод составления смет, использующий устаревшую сметно-нормативную базу 2001 года.

ФГИС использует новый классификатор строительных ресурсов, который состоит почти из 69 тысяч позиций (материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов) со своим уникальным кодом, гармонизированным с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Состав и содержание ФГИС

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве состоит из трех подсистем:

  1. Подсистема мониторинга цен строительных ресурсов, включающая:
    • средневзвешенную по объемам и цене за отчетный период отпускную цену строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных в России, либо ввезенных в Россию;
    • цену услуг по перевозке строительных ресурсов;
    • среднемесячную номинальную оплату труда плату работников по субъектам РФ.
  2. Подсистема «Федеральный реестр сметных нормативов» (ФРСН), содержащая:
    • методики определения сметных цен строительных ресурсов;
    • сметные цены строительных ресурсов;
    • классификатор строительных ресурсов;
    • методические документы и другие нормативно-правовые акты в сфере ценообразования в строительстве;
    • нормативы цены строительства (НЦС)
  3. Подсистема «Классификатор строительных ресурсов» (КСР).

Комментарии Минстроя

Вот, что говорит Михаил Александрович Мень - Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

1. «Сегодня мы продолжаем работать по принципам индексно-базисного метода, который хорош в момент стабильной экономики и малой инфляции. Ресурсный же метод предполагает создание государственно-информационной системы, оценку и ежеквартальный мониторинг стоимости всех строительных ресурсов (это и строительные материалы, и заработная плата в отрасли, и услуги машиномеханизмов, и логистика). Это действительно полезная вещь для всех, она сделает ценообразование прозрачным, но оно все равно будет приблизительное. Не надо забывать, что это стартовая цифра для проведения аукциона. После аукциона там уже будущие подрядчики, они уже будут принимать решение - идти на снижение или нет. Но рынок уже будет корректировать не от «палец-пол-потолок», а от нормальной более или менее стартовой стоимости
2. «Создание ФГИС ЦС – серьезнейшее решение. Сегодня у нас действует базисно-индексный метод расчета смет, основанный на использовании устаревшей сметно-нормативной базы 2001 года и индексов для перевода цен 2001 года в текущие цены, который не отвечает вызовам времени. Поэтому мы двигаемся в сторону ресурсного метода, который невозможен без фиксации и постоянного мониторинга стоимости строительства ресурсов. Для этого и необходимо создание ФГИС ЦС - государственной информационной системы ценообразования в строительстве »
3. «В систему будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, изделия и конструкции, монтируемого оборудования, стоимости эксплуатации машин и механизмов, уровня оплаты труда рабочих строителей и механизаторов с учетом территориальной специфики. Это, безусловно, поможет нам сэкономить серьезные средства для бюджетных строек всех уровней »
4. «Мы разработали и запускаем систему, чтобы обеспечить прозрачность ценообразования в строительстве и исключить риски завышения сметной стоимости строительства. Потому особенно важно, что наша работа в этом направлении ведется в полном соответствии с законом и дорожной картой »

Как считать сметы по ФГИС ЦС

Несмотря на то, что до запуска Системы осталось всего несколько недель, информации о ней не так уж и много. На момент написания этой статьи точно известно только одно: сметы будут составляться ресурсным способом, а все цены будут браться из ФГИС ЦС. Исходя из этого можно выделить 2 основных этапа подготовки к работе с новой Системой:

1) Подготовка сметчиков . Прежде всего сметчику необходимо освоить ресурсный метод составления смет. У опытных специалистов проблем не будет, а вот у "молодых" сметчиков могут возникнуть трудности, т.к. многие полагаются на работу сметных программ и не вникают в особенности расчета сметной стоимости. Разобраться с вопросами ценообразования помогут курсы для сметчиков, которые регулярно проводятся в нашем учебном центре. Обратите внимание, что после обучения мы не только выдаем удостоверение о повышении квалификации, но и оказываем по сметному делу.

2) Выбор сметной программы . Современные сметные программы значительно упрощают работу сметчика и автоматизируют большинство необходимых действий. К сожалению, не каждая программа позволит сметчику управлять всеми статьями затрат, входящими в состав расценок, поэтому при выборе "электронного помощника" важно уделить внимание функциональным возможностям по работе с ресурсами и статьями затрат. Мы рекомендуем обратить внимание на . Она обладает практически безграничными возможностям по работе с расценками и их ресурсами. Ресурсный режим расчета включается "одной кнопкой", а стоимость ресурсов можно заносить в том числе и из ФГИС в автоматическом режиме.

В ближайшее время будет появляться огромное количество новых данных и о методике практического применения федеральной системы ценообразования, и о системе в целом. Подпишитесь на наши новости, чтобы не пропустить важную информацию.

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) - система, которая обещает серьезные перемены строительному рынку: она должна изменить подход к ценообразованию, в первую очередь, на стройках, которые оплачивает бюджет.

Главная цель ФГИС ЦС – сэкономить бюджетные средства, выделяемые на капитальное строительство.

Заказчик

Система была разработана «БАРС Груп» по заказу Главгосэкспертизы России .

Система - масштабное решение, построенное на открытых технологиях. Совместно с Минстроем России и Главгосэкспертизой России мы не просто автоматизировали ранее выстроенные процессы, а фактически с нуля создали инструмент мониторинга цен в строительной сфере, - заявил генеральный директор «БАРС Груп» Тимур Ахмеров .

Задачи ФГИС ЦС

Основная цель создания ФГИС ЦС - информационная поддержка определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств государственного бюджета и госкорпораций. Система предназначена для обеспечения открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных заказчиков, исполнителей госконтрактов в инвестиционно-строительной сфере.

  • Повышение достоверности и прозрачности определения стоимости строительства на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта при выполнении государственных
  • и муниципальных контрактов
  • Оптимизация стоимости строительства
  • Повышение стабильности рынка строительства
  • Обеспечение применения современных информационных технологий при расчете стоимости строительства
  • Улучшение конкурентного климата на рынке строительных материалов
  • Сокращение сроков при составлении сметных расчетов без потери точности расчетов
  • Стимулирование импортозамещения в строительстве
  • Стимулирование применения инновационных технологий строительства

По словам первого заместителя начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Ирины Лищенко , разработка и внедрение ФГИС ЦС стали частью многоступенчатой работы, направленной на реформирование системы ценообразования в стране. Ожидается, что её применение участниками строительного рынка позволит повысить его стабильность и конкурентоспособность, будет способствовать прозрачности и оптимизации стоимости строительства на всех стадиях инвестиционно-строительного проекта.

Как отмечается, ФГИС ЦС - одна из первых государственных информационных систем общего пользования, использующая криптографический протокол защиты информации TLS.

Запланированная система – это, по сути, электронная база цен на строительном рынке. В нее будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, изделия и конструкции, монтируемого оборудования, стоимости эксплуатации машин и механизмов, уровня оплаты труда строителей по всей стране, но с учетом территориальной специфики. Как объяснял глава Минстроя Михаил Мень , планируется, что в целом по стране будет порядка 150 ценовых зон.


Будет организован мониторинг цен производителей. Данные будут обновляться каждый квартал. По данным Минстроя, информацию должны будут предоставлять порядка 6 тысяч организаций.

Минстрой начал думать над модернизацией в этой сфере с 2015 года, посчитав, что действующая система ценообразования устаревшая и непрозрачная. Она представляет собой набор методик, созданных еще в XX веке, и их использование часто становилось поводом для завышения расчетной стоимости строительства еще на этапе технико-экономического обоснования проекта. Вместо «базисно-индексного метода» расчета смет (когда сметные нормативы с помощью определенных индексов переводятся в текущие цены) будет использоваться «ресурсный метод», который предполагает постоянный мониторинг стоимости ресурсов.

Возможности системы

Возможности ФГИС ЦС для профессионального сообщества

  • Доступ к информационным материалам, возможность просмотра новостных материалов
  • Доступ к просмотру информации: о строительных ресурсах, включенных в классификатор строительных ресурсов; о ценах строительных ресурсов; федерального реестра сметных нормативов
  • Возможность просмотра ответов на часто задаваемые вопросы
  • Доступ к обучающим материалам

Возможности ФГИС ЦС для государственного заказчика

  • возможность просмотра сведений реестра производителей, поставщиков услуг с отображением по субъектам российской федерации
  • возможность просмотра актуальных сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и эксплуатацию машин и механизмов с отображением по субъектам российской федерации
  • возможность просмотра актуальных сметных нормативов, в том числе сметных норм и методик применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов
  • федеральный реестр сметных нормативов,
  • укрупненные нормативы цен строительства,
  • методики определения сметных цен строительных ресурсов,
  • классификатор строительных ресурсов,
  • перечень юридических лиц, обязанных предоставлять информацию в ФГИС ЦС.

Порядок формирования сметных цен строительных ресурсов

Размещение сметных цен строительных ресурсов

Преимущества ФГИС ЦС

  • Результаты нагрузочных испытаний показали возможность обеспечения одновременной работы более 1 000 активных пользователей и 240 000 пользователей в течении суток
  • Имеет полнотекстовый поиск по всей публикуемой информации (своего рода «Яндекс » по законодательству в части ценообразования и сметного нормирования)
  • Обеспечивает межведомственное электронное взаимодействие посредством СМЭВ 3.0
  • Не использует в своем составе иностранное коммерческое программное обеспечение
  • Юридически значимый документооборот организован посредством единственного сертифицированного на соответствие требованиям ФСБ России программно-аппаратного комплекса «Jinn-Client»
  • Позволяет вносить сведения в автоматизированном режиме посредством интеграции с программными продуктами,
  • в том числе «1С:Предприятие »
  • Для простоты использования имеет интегрированную справку по всем составляющим системы
  • Адаптирована для работы на мобильных устройствах и планшетных компьютерах
  • Является одной из первых государственных информационных систем общего пользования, для которых разрабатывались и согласовывались с ФСБ России и ФСТЭК России модели угроз безопасности информации
  • Является одной из первых государственных информационных систем общего пользования, использующих криптографический протокол защиты информации TLS

Состав системы

Согласно техническому заданию в документах объявленного конкурса, в состав ФГИС ЦС должны входить семь основных подсистем:

  • Подсистема мониторинга цен строительных ресурсов
  • Подсистема «Федеральный реестр сметных нормативов» (ФРСН)
  • Подсистема «Классификатор строительных ресурсов» (КСР)
  • Портал ФГИС ЦС
  • Подсистема Интеграции ФГИС ЦС
  • Подсистема хранения информации и истории ее изменений
  • Подсистема управления безопасностью

ФГИС ЦС должна быть интегрирована с существующими государственными системами (например, ЕСИА, ФИАС и др.).

В качестве базового ПО для разработки системы в документах техзадания рекомендуется использовать свободное программное обеспечение (с учетом требований соответствующего приказа Минкомсвязи №305 от 19.08.2015).

Система защиты информации ФГИС ЦС

Проведена аттестация ФГИС ЦС по второму классу защищенности в соответствии с приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17.

Разработан комплект документации на создание СЗИ:

  • Модель угроз информации, обрабатываемой в ФГИС ЦС и Модель нарушителя информационной безопасности ФГИС ЦС.
  • Техническое задание на Систему защиты информации ФГИС ЦС.

Разработана Система защиты информации:

  • Используется средство криптографической защиты ПО «Континент TLS VPN ».
  • Формирование и проверка УКЭП осуществляется с помощью ПО «Jinn Client».
  • Управление правами доступа осуществляется с помощью сертифицированного ФСБ России решения BarsUP.AM.
  • Проведены аттестационные испытания специализированной лабораторией и выдан аттестат соответствия № И – 06/17.
  • Проведен анализ кода ФГИС ЦС и тесты на проникновения.

Участники мониторинга цен строительных ресурсов

«Если говорить по-честному, то звучит цифра 12-13%. Но вопрос в методике подсчета. У нас в классификаторе больше 100 тысяч строительных ресурсов на 85 регионов. При этом не все ресурсы ценообразующие, есть и те, которые используются очень мало. Если считать только ценообразующие ресурсы, то их там примерно 30 тысяч. Если считать от 100 тысяч, то ФГИС ЦС заполнена примерно на 12-13%. Если считать от 30 тысяч - то, может быть, на 20%», - сказал Волков.

Изменены правила мониторинга цен строительных ресурсов

Принятие указанного постановления является одним из срочных мероприятий, направленных на совершенствование ценообразования в строительной отрасли и «безболезненный» переход к ресурсному методу определения сметной стоимости строительства, основанному на итогах государственного мониторинга цен строительных ресурсов.

В частности, постановлением перенесен срок размещения в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов, определенных Минстроем России по результатам мониторинга, с 2019 года на 2022 год.

Изменения в правила мониторинга цен строительных ресурсов также предусматривают расширение перечня источников информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, и участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций и компаний с государственным участием в механизме определения сметной стоимости строительства.

Это позволит учитывать региональную и отраслевую специфику при определении сметной стоимости строительства и повысить достоверность определения сметной стоимости строительства.

В частности, установлена возможность участия в мониторинге цен строительных ресурсов ФОИВов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, госкорпораций и компаний с государственным участием.

Также в качестве дополнительных источников информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов будет учитываться информация, полученная от субъектов Российской Федерации и предложения оптовых поставщиков строительных ресурсов.

Кроме того, документом установлен порядок расчета ФАУ «Главгосэкспертиза России » и опубликования Минстроем России индексов. Предусмотрена возможность направления ФОИВами, органами исполнительной власти субъектов, госкорпорациями и компаниями с государственным участием предложений о разработке новых необходимых рынку индексов.

Постановление предусматривает установление ФОИВами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, госкорпорациями и компаниями с государственным участием среднемесячных размеров оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли.

Документом также установлены определения широко используемых строительным сообществом понятий, таких как, «индексы изменения сметной стоимости строительства», «ценообразующие строительные ресурсы», «ресурсно-технологическая модель», «сводная номенклатура ценообразующих ресурсов», «перечни специализированных ценообразующих строительных ресурсов».

Кроме того, Минстроем России подготовлена к утверждению Методика расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, которой детально регламентируются правила проведения конъюнктурного анализа, порядок расчета индексов и определения размеров оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли.

Запуск ФГИС ЦС потребует переходного периода

Главгосэкспертиза назвала новые сроки запуска ФГИС ЦС

К сентябрю 2018 года, то есть до тех пор, пока система ценообразования в строительстве работает в тестовом режиме, в нее могут быть внесены существенные изменения. В частности, Союз инженеров-сметчиков направил в адрес Минстроя и Главгосэкспертизы ряд предложений по совершенствованию ФГИС ЦС.

Так, по существующим сейчас правилам, информацию о ценах должны предоставлять юрлица с годовой выручкой не менее 10 млн рублей. Между тем, эксперты Союза считают, что такой низкий порог приведет к попаданию в систему сомнительных производителей стройматериалов и предлагают увеличить минимальную выручку в 10 раз - до 100 млн руб. Также в Союзе предлагают ввести требование указывать не только юридический адрес компании, но и непосредственные адреса расположения производств, складов готовой продукции.

Кроме того, эксперты обращают внимание на необходимость приведения в соответствие кодов классификаторов стройресурсов. Дело в том, что в новой версии (от 29 сентября 2017 года) не только добавлены новые ресурсы, но изменены многие наименования и коды отдельных разделов и групп, самих ресурсов и единицы измерения. Фактически предыдущую редакцию уже невозможно использовать. Также сейчас при работе с данными ФГИС ЦС часто возникает ситуация, при которой, если конкретный материальный ресурс не производится на территории региона, то производителя приходится искать в других регионах, то есть «блуждать» по ФГИС ЦС. Для решения этой проблемы Союз инженеров-сметчиков предлагает включить во ФГИС ЦС и крупных региональных поставщиков (дилеров, торговых представительств и т.п.), обеспечивающих поставку, комплектацию, промежуточное хранение материалов и оборудование и работающих с производителями напрямую.

Кроме того, как считают эксперты Союза, во ФГИС ЦС по всем регионам должны быть представлены (в разрезе каждого региона) сметные цены по всей номенклатуре ресурсов, независимо от того, является ли конкретный стройматериал привозным с другой территории или местным материалом. Для этого Союз предлагает установить правило, по которому цены для разных регионов будут определяться по-разному - в зависимости от того, есть ли в конкретном регионе производитель указанных стройматериалов или их приходится завозить из другого региона.

2017

Законопроект о штрафах за непредоставление данных во ФГИС ЦС

Первую группу возглавит директор по сопровождению проектной документации и экспертизе ООО « » (подрядчик Керченского моста). Вторую и третью - представители Российского союза строителей. Четвертую - АО «Стройтранснефтегаз ». Курировать их работу будет замглавы Минстроя Хамит Мавлияров.

Внедрение Jinn-Client и «Континент TLS VPN»

«Континент TLS VPN» обеспечивает защищенный доступ удаленных пользователей к ресурсам ФГИС ЦС по сетям связи общего пользования. ИБ-решение является локальным прокси, оно перехватывает трафик браузера к защищаемым веб-серверам и упаковывает его в https-туннель, благодаря чему пользователь может работать с любым веб-браузером .

В результате внедрения продуктов «Кода безопасности» заказчик обеспечил не только юридически значимое взаимодействие с пользователями, но и возможность выполнения требований по эксплуатации средств криптографической защиты информации.

Запуск системы

3 октября 2017 года компания «БАРС Груп » объявила о запуске в промышленную эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Запуску предшествовал период тестирования системы. учреждение – «

В сентябре 2016 года правительство одобрило создание системы: премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о создании ФГИС ЦС. Документ разработан Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законом, направленным на совершенствование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве, сообщали в Минстрое РФ.

Решено, что оператором ФГИС станет "Главгосэкспертиза".

№1452 от 23.12.2016 «О мониторинге цен строительных ресурсов», которая вступила в силу 11 мая 2018 года. «Установить, что сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве начиная с 2019 года, ежеквартально, не позднее 25-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным», - говорится в поправках к «профильному» документу, опубликованных на портале правовой информации. Напомним, что полноценный запуск ФГИС ЦС переносится уже во второй раз. Ранее, как информировал портал ЕРЗ, Минстрой и оператор системы ФАУ «Главгосэкспертиза России» утверждали, что это произойдет не позднее 30 сентября 2017 года. Ситуацию с очередным переносом запуска ФГИС ЦС для портала ЕРЗ прокомментировал признанный эксперт в этой сфере - президент Союза инженеров-сметчиков, директор Департамента экспертно-аналитической работы и ценообразования в строительстве Ассоциации строителей России Павел ГОРЯЧКИН (на фото). «Союз инженеров-сметчиков поддерживает это решение, - заявил специалист. - Мы неоднократно заявляли о том, что неподготовленную реформу лучше отложить, перенести, сдвинуть по срокам, чем запустить недоработанную информационную систему: в этом случае последствия будут более тяжелыми. Тем более что в настоящее время нет никакой необходимости, грубо говоря, гнать лошадей. Строительный комплекс работает, система нормативов имеется, индексы есть, сметные цены на ресурсы во всех крупных регионах России выпускаются. То есть ситуация вовсе не такая, что все сидят и не могут работать, дожидаясь полноценного запуска ФГИС ЦС. Система просто не готова. Буквально по каждому ее элементу есть масса вопросов. То есть технически система подготовлена, но данные не сформированы. Классификатор строительных ресурсов не готов, с ним работать нельзя. Что касается показателей заработной платы, то соответствующая методика еще только обсуждается: на рабочих группах мы пока нащупываем методические подходы, обсуждаем, что взять за основу, какие отчисления, тарифы, гарантии, социальные выплаты, условия производства работ учитывать, привлекаем для этого профсоюзы, запускаем опросы и пр. Такая же картина - по эксплуатации машин, по материальным ресурсам и др. То есть налицо масса нерешенных вопросов, прежде всего методических, имеющих принципиальный характер. И если бы систему запустили сейчас, не отработав все эти вещи, было бы гораздо хуже. Напомню, что инициаторы создания системы надеялись, что все данные в ней будут обрабатываться практически без участия человека. Их идея заключалась в том, что посредством электронного взаимодействия, через определенные формы предприятия станут давать информацию о ценах, которая будет обрабатываться автоматически. То есть система все начнет делать сама. Но так не получилось, да и не могло получиться. Без аналитики и контроля ничего не выйдет. Однако что мы видим сейчас? ФГИС ЦС не готова, но при этом со стороны Минстроя в адрес производителей и поставщиков стройматериалов и ресурсов раздаются угрозы, принимаются разные санкционные меры, утверждается система штрафов за непредоставление информации во ФГИС ЦС. Подготовлены и обсуждаются законодательные инициативы по внесению соответствующих изменений в Градостроительный кодекс и в КоАП. Более того, предлагается переложить ответственность за предоставление данных в систему на органы исполнительной власти субъектов РФ. А Минстрой планируется наделить полномочиями, в соответствии с которыми если в том или ином регионе производители и поставщики стройматериалов и ресурсов не проявляют активности и саботируют предоставление данных в систему, ведомство может выходить с инициативой о наказании руководителей региональных департаментов, министерств, вице-губернаторов, вплоть до рассмотрения вопроса о соответствии занимаемым должностям. Фото: www.cdn.fishki.net О чем все это говорит? Только об одном: инициаторы реформы думали, что все будет легко, но, увы, так не получилось. Поставщики стройматериалов и ресурсов по тем или иным причинам не проявляют активности на данном направлении. А поскольку убедить их делать это с помощью условного пряника не удалось, федеральные отраслевые структуры взялись за более привычный метод - кнута. Выглядит все это, откровенно говоря, некрасиво. Однако, повторяю, в самом факте переноса полноценного запуска ФГИС ЦС никакой трагедии я не вижу. Поскольку у нас все государственные информационные системы, связанные со строительством, работают, грубо говоря, через пень колоду или находятся пока в сыром состоянии, начиная от системы закупок и закачивая ЕИСЖС и ЕГРЗ. И ФГИС ЦС здесь ничем не выделяется из общего ряда. Чтобы успешно запустить эту систему в 2019 году, нужно, прежде всего, решить накопившиеся методические вопросы. Для этого следует переутвердить все методики, принятые за последние два года, а также те, которые принимались с конца 1990-х до середины 2000-х годов. Таких основных методик около десятка, в настоящее время они проходят процедуру общественного обсуждения, и пока здесь масса нерешенных вопросов. По большому счету, ни о какой реформе в данной сфере речи уже не идет: само слово „реформа“ применительно к ФГИС ЦС обесценилось всеми недоработками и переносами сроков ввода системы. Участники рынка давно это поняли, и как работали, так и продолжают работать, а интерес к этой теме у них пропал сам собой. Что будет дальше? Я считаю, что сама эта система - обязательности цен - погубит ее создателей. Впрочем, это мое личное мнение», - резюмировал эксперт. А вот какой комментарий по данной теме порталу ЕРЗ дал директор НИИ стратегического планирования НИУ МГСУ, к. э. н. Дмитрий СЕМЕРНИН (на фото). «ФГИС ЦС является одним из ключевых элементов новой системы ценообразования, предназначенной в первую очередь для мониторинга и определения цен строительных ресурсов, - напомнил эксперт. - В ее основе лежит два основных элемента: технический - это сам портал, и методологический - классификатор строительных ресурсов. К данным элементам и возникает большинство вопросов. Производителям строительных материалов важна корректная идентификация своей продукции на портале. Сметчикам и фирмам–разработчикам сметных программ важны вопросы использования ФГИС ЦС как стоимостной базы ресурсов. К сожалению, обеспечение корректности функционирования и использования данной системы требует продолжительного периода апробации, который основан на работе с целевой аудиторией портала. Первоначально озвученные сроки стоило бы рассматривать не как конечные, а как сроки приближения к задуманному результату. При реализации таких проектов нужно учитывать высокую степень неопределенности, ведь разработанная система не имеет аналогов. Насколько мне известно, основной причиной переноса запуска ФГИС ЦС является недостаточная наполняемость системы данными от производителей. Административные рычаги еще не успели набрать должные обороты. К тому же в настоящее время далеко не все представляют суть реформы ценообразования и свои роли в ней, можно сказать, что идет болезненный период обучения новых участников и переобучения старых. Мне очевидно, что саму систему нужно запускать параллельно действующей - еще не отмененной разрабатываемыми новыми нормативно-правовыми отраслевыми актами. Отработать ее на „пилотных“ объектах. Меня очень удручает, что сегодня от нежелания понимания или принятия чего-либо нового, условно, промежуточного и, однозначно, требующего постоянного развития, многие представители отрасли, не разобравшись до конца, начинают поднимать волну критики, при этом абсолютно неконструктивной, не предлагающей альтернатив. Для внедрения любой новации требуется диалог, основанный на аргументации конкретных предложений. Задача же законодателей и нормотворцев - слышать, и так же открыто аргументировать свою позицию. Считаю, всем нужно немного успокоиться и дождаться конкретного результата - стоимости конечной строительной продукции, определенной посредством новой системы на каком-либо примере. На саму же настройку системы требуется больше времени, чем один год. Этот процесс, в принципе, имеет перманентный характер, так как он не статичен в силу своей рыночной ориентации», - пояснил специалист. Фото: www.cbmit.ru